Бюджетная авиакомпания. Кто такие лоукостеры

При планировании путешествия один из самых главных вопросов, который возникает, это где и как купить дешевые авиабилеты. О том, как купить билет, я напишу чуть позже, в этой статье я расскажу о таком явлении, как авиакомпании лоукост (lowcost). Это бюджетные авиалинии (их также называют авиакомпании-дискаунтеры), билеты которых стоят в разы дешевле, чем у регулярных авиакомпаний (если у них не проводится какой-нибудь акции). Таких бюджетных авиакомпаний сейчас насчитывается более 150 в мире, есть, из чего выбрать, так сказать.

  • Чаще всего уровень обслуживания бюджетных авиакомпаний ничуть не хуже, а иногда даже и лучше, чем у регулярных авиалиний. Секрет скорее кроется в том, что эти авиакомпании стараются разумно экономить средства на необязательных вещах. Например, у них нет офисов продаж, нет турфирм-посредников, авиабилет покупается через Интернет, и можно лететь просто по распечатке брони, которая приходит на e-mail.
  • Еще одним важным отличием авиакомпаний лоукостов является то, что при отказе от перелета деньги за билет скорее всего не возвращаются и не насчитываются мили при частых путешествиях.
  • Также нужно иметь в виду, что в бюджетных авиакомпаниях установлены жесткие ограничения на вес багажа, иногда за багаж приходится отдельно платить и если этого не сделать при бронировании авиабилета, то в аэропорту придется платить вдвое больше.
  • Поскольку цена на билет в авиакомпаниях-дискаунтерах формируется на основании заполненности самолета, чем ближе дата вылета, тем билет дороже. Поэтому если вы хотите лететь дешевле, старайтесь покупать билеты лоукстеров сильно заранее. Чем раньше вы купите билет, тем дешевле полетите.
  • На некоторые рейсы нужно регистрироваться самостоятельно через Интернет, иначе в аэропорту придется дополнительно за это платить. Мой вам совет, читайте внимательно условия авиакомпании на ее сайте и билете.
  • У большинства авиакомпаний-дискаунтеров во время перелета не предоставляют бесплатное питание, но его всегда можно купить при необходимости прямо на борту. А еще бюджетные авиалинии часто используют второстепенные аэропорты, которые менее загружены, что позволяет пассажирам быстрее проходить все процедуры по прилету, а самому лоукостеру увеличить частоту рейсов. Единственным возможным неудобством может быть время вылета, возможная задержка рейса и удаленность второстепенного аэропорта, но это далеко не всегда.

Самый главый лоукостер в Азии — AirAsia

Существуют удобные поисковики авибилетов по лоукостам , которые показывают, какие лоукосты летают в нужный вам город. Эти сайты лишь дают вам названия тех бюджетных авиалиний, услугами которых вы можете воспользоваться. Для того, чтобы купить билет, вам нужно будет зайти на сайт самого лоукостера и там уже забронировать себе дешевый авиабилет.

Также есть сайты, которые осуществляют поиск авиабилетов по всем авиакомпаниям (как лоукост, так и обычным) и направлениям:

Мы ими при поиске билетов в основном и пользуемся. Во-первых, можно сразу прикинуть порядок цен, а во-вторых, этих сервисов часто бывает достаточно.

Авиадискаунтеры в России

Раньше были avianova и skyexpress, но на данный момент лоукостеров в России больше нет. Вот такие дела. Поэтому зачастую дешевле слетать в Европу, чем куда-то по России.

Лоукостеры, совершающие перелеты из России в Европу

airberlin.com (из Москвы и Санкт-Петербурга во многие города Германии с транзитом в другие города Европы)
eurowings.com (из Москвы и Санкт-Петербурга в города Германии с транзитом в другие города Европы)
flyniki.com (вылет из Москвы и Санкт-Петербурга в Вену)
norwegian.no (из Санкт-Петербурга в Осло с дальнейшим транзитом по Северной Европе)
flypgs.com (вылет из Краснодара и Новосибирска в Турцию)
vueling.com (вылет из Москвы в Барселону)
volawindjet.it (вылет из Москвы, Самары, Санкт-Петербурга, Ростова в города Италии)
flydubai.com (вылет из Екатеринбурга и Самары в Дубай)
blue1.com (вылет из Москвы и Санкт-Петербурга в Хельсинки, а оттуда в Париж, Лондон, Дюссельдорф)

Лоукостеры, летающие из Киева

wizzair.com (вылет из Киева в Осло, Кельн, Лондон, Венеция, Дортмунд, Краков, Симферополь)
airarabia.com (вылет из Киева в Абу-Даби, Афины, Дубай, Доха, Коломбо, Дели)

Бюджетные авиакомпании Европы

airbaltic.com Европа
airberlin.com Европа
blue1.com Европа
blueair-web.com Европа
bmibaby.com Великобритания
brusselsairlines.com Европа и мир
clickair.com Европа
condor.com Европа
easyjet.com Европа
flug.idealo.de Германия, Европа, мир
flyaeroflight.de Германия – Европа
flybe.com Великобритания – Европа
flyglobespan.com Почти весь мир
flyniki.at Австрия — Европа
flynordic.com Европа
flysas.com Европа и мир
germania.aero Германия, Косово, Македония
eurowings.com Европа
tuifly.com/en/ Европа
icelandexpress.co.uk Рейкьявик — Европа
jet2.com Великобритания – Европа
laudaair.com Австрия – Европа
meridiana.it Италия – Европа
norwegian.n o Европа и мир
ryanair.com Европа и мир
skyeurope.com Европа
smartwings.net Прага – Европа
spanair.com Европа
transavia.com Амстердам — Европа
thomsonfly.com Европа
vueling.com Барселона – Европа

«Лоукостер… Что это такое? - спросят многие начинающие путешественники. - Как они могут нам помочь при составлении маршрута? Стоит ли прибегать к их услугам?»

Попробуем разобраться вместе, ведь именно эти бюджетные компании делают перелеты из одной части мира в другую доступными не только для богатых, но и для пассажиров среднего, а иногда и вовсе невысокого материального достатка.

Что предлагают компании лоукостеры?

Вряд ли кто-то осмелится отрицать тот факт, что авиаперевозки в современном мире играют огромную роль. И в этом, пожалуй, нет ничего удивительного.

Высокая скорость перемещения в пространстве сегодня очень ценится. Однако не менее важным является и приемлемая стоимость авиабилетов. Именно поэтому вопрос типа «Лоукостер - что это?» сегодня даже возникать не должен. О существовании такого рода компаний нужно не только знать, но и активно прибегать к их услугами.

Стремление увеличить количество пассажиров, которые пользуются воздушным транспортом, привело американские компании во второй половине 20-го века к разработке концепции, согласно которой перелет может быть совершен за минимальную стоимость. Каким образом? За счет отказа от дополнительных пассажирских услуг.

Из США концепция лоукост проникла сначала в Европу, а затем и в другие части света.

Первоначально термин «авиакомпании-лоукостеры» относился к организациям, структура эксплуатационных расходов которых была сравнительно более низкой по отношению к конкурентам.

Сегодня это определение применяется и к различным перевозчикам, предлагающим ограниченный набор пассажирских услуг. Кстати, при ответе на вопрос: «Лоукостер…что это?» - не стоит принимать во внимание региональные компании, работающие на коротких рейсах с ограничением сервиса.

Характерные особенности такого рода перевозок

Чтобы представить, из чего состоит бизнес-модель данных компаний, необходимо выяснить, что отличает ее от других подобных.

Скажем, лоукостер «Аэрофлота», как в принципе и любой другой компании мира, имеет следующие характерные особенности:

  • Все пассажирские места относятся к одному классу.
  • Как правило, в таких авиакомпаниях используют один тип самолетов, чтобы сократить издержки, необходимые на обслуживание различного рода техники и подготовку персонала.
  • Применение упрощенной схемы оплаты билетов. Сегодня широко используются электронные авиабилеты. Лоукостеры продвигают их через Интернет. А значит, забронировать рейс при наличии всемирной паутины можно, находясь или проживая в любом уголке земного шара.
  • Организация перевозок проводится так, чтобы обеспечить эксплуатацию недостаточно загруженных взлетных полос. Почему? Все дело в том, что в таких аэропортах более низкие сборы, поэтому становится возможным снижение различного рода издержек.
  • Интенсивная эксплуатация технических средств (за одни сутки самолет совершает несколько полетов, что пару десятилетий назад казалось невозможным).
  • Предпочтение отдается прямым перелетам.
  • Набор услуг, как правило, является сокращенным.
  • Оптимизация работы служащих авиакомпаний за счет выполнения каждым сразу нескольких функций.

История возникновения и становления лоукостеров

Идея бюджетных перевозок всегда была привлекательной. Принимались решения об увеличении числа посадочных мест в самолетах. Перевозчики использовали старые воздушные судна с новым логотипом.

Интенсификация использования крылатых машин иногда становилась настолько высокой, что простой на земле практически сводился к нулю.

Первая бюджетная авиакомпания в США - Southwest Airlines. Нельзя не отметить, что лоукостеры Европы учились уже у нее.

Первоначально она осуществляла перевозки на территории штата Техас. Перемещения в другие штаты компания в то время организовать не могла из-за запрета действующих законов. Чтобы увеличить популярность рейсов, в качестве стюардесс привлекали очаровательных девушек. Форменная одежда подчеркивала их восхитительный внешний вид и безупречную фигуру.

В Европе же первой компанией такого плана была Ryanair. Перевозки пассажиров она начала осуществлять в 1985 году, но как настоящий бюджетный лоукостер стала функционировать в 1998 году. Это было связано с отменой преференций для национальных воздушных перевозчиков.

Интересно отметить, что в настоящее время низкобюджетные авиакомпании работают во всех частях света, кроме Антарктиды. С 2012 года воздушный перевозчик такого типа существует даже в Африке, а на Филиппинах почти 65% пассажиров перемещаются по воздуху именно лоукостерами.

А есть ли недостатки у такого вида перевозок?

Сегодня бюджетных компаний так много, что они вынуждены конкурировать между собой. В связи с этим некоторые из них стали привлекать пассажиров, предлагая условия первого класса, спутниковое телевидение, естественно, за дополнительную плату.

В Великобритании активно обсуждается проблема заведомого занижения рекламируемой стоимости авиабилетов - заявленная цена, как правило, не включает налоги и сборы. Все дополнительные платежи при этом не возвращаются, если полет отменяется по вине компании. Подвергается критике и тот факт, что ручная кладь облагается высоким штрафом в том случае, если выявляется превышение допустимого правилами веса. Кстати, подобное практикуют и лоукостеры Азии.

Почему в России так мало бюджетных авиалиний

В России тоже были попытки надлежащим образом организовать авиакомпании-лоукостеры.

В 2006 году в рамках бюджетной тарифной политики стала функционировать корпорация Sky Express. На тот момент стоимость любого билета составляла 500 рублей.

В 2009 году компания «Авианова» определила стоимость билета в 250 рублей. Но долго работать на таких условиях они не смогли. Причины отказа от бизнес-модели бюджетной компании заключались в том, что не удалось увеличить объем перевозок так, чтобы выйти на требуемые показатели. Парк самолетов в этих компаниях был небольшой, поэтому постоянно возникали проблемы с задержками рейсов. Из-за того что расходы на обслуживание лайнеров стали возрастать, компании вынуждены были прекратить свое существование.

Нельзя не отметить чисто технические моменты. Серьезной проблемой для развития низкобюджетных перевозок в России стала модель ручного управления, в то время как этот тип перевозок предполагает автоматизацию всех процессов по предоставлению пассажирам минимального набора услуг. Быстрый ремонт, своевременное получение требующихся запчастей, наличие транспортного обеспечения отдаленных аэропортов, возможность быстрого обслуживания самолетов, которые проводят в аэропорту минимальное количество времени, - все это в России достаточно проблематично. Кроме того, российские чиновники не имеют навыка быстро принимать решения в ответ на предложения бюджетных компаний.

Пошлины на иномарки, которые вводило правительство нашей страны, тоже сыграли свою роль, так и не позволив лоукостерам существенно снизить расходы до требуемого для нормального развития уровня.

И сложность российских законов создает препятствия для развития авиакомпаний, предлагающих пассажирам только необходимые услуги и недорогие билеты. Учитывая все вышеперечисленное, становится понятно, почему заявления: «Лоукостер? Что это? Дешевые билеты? Нет, так не бывает!» - задаются чаще всего именно в России, в Европе же или, скажем, в США такого рода услуги являются нормой

«Добролет» - современный российский перевозчик

В августе 2013 года совет директоров «Аэрофлота» принял решение о развитии лоукостера «Добролет». Ее руководителем стал возглавлявший раньше «Авианову».

Планируется, что в компании вначале будут выполнять перелеты 8 самолетов. К 2018 году ожидается расширение парка воздушных судов до 40.

Все дополнительные услуги - только за отдельную плату. Регистрация на рейс будет осуществляться по Интернету. Планируемая стоимость билетов - на 40% ниже, чем средний тариф классической российской авиакомпании.

Маршрутная сеть предполагает перемещения из Москвы в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Калининград, Самару, Тюмень, Краснодар и обратно из этих городов в Москву.

Wizz Air - главный лоукостер в Украине, Польше, Венгрии

Венгерско-польская компания, осуществляющая авиаперевозки, функционирует в Украине с 2008 года. В 2013 году она осуществляла полеты только по одному внутреннему маршруту - «Киев-Симферополь».

Wizz Air пытается выйти на российский рынок, однако этот процесс затруднен из-за довольно жестких требований, которые предъявляет «Росавиация». Лоукостер «Аэрофлота» - это, пожалуй, единственная, правда, отечественная, компания, которая смогла продержаться там на протяжении длительного времени.

Тем не менее, Wizz Air не отказывается от планов по увеличению перевозок и расширению их географии.

Finnair - крупнейшая финская авиакомпания

Нельзя не отметить, что Finnair считается наиболее безопасной в Европе. С 1963 года не было зафиксировано ни одной чрезвычайной ситуации. Российские лоукостеры, как впрочем и многие другие организации такого плана, должны у нее поучиться.

История возникновения Finnair относится к 1924 году. Сегодня это стабильно работающая компания.

Программы поощрения пассажиров, специальный класс для детей, управление залами ожидания - все способствует росту популярности. По данным на 2012 год, объем перевозок авиакомпании составил 9 млн человек.

Air Arabia - арабская бюджетная авиакомпания

Первой фирмой, масштабно осуществляющей перевозки на Ближнем Востоке, является Air Arabia. Сегодня она оказывает услуги по перевозке в 76 стран мира. Штаб-квартира расположена в 15 км от центра Дубаи.

В 2007 году Air Arabia основала еще одну базу, на сей раз в столице Непала. Сложная экономическая и политическая ситуация в этом регионе способствовала тому, что деятельность компании пришлось временно приостановить.

В 2009 году в Египте Air Arabia создала новую компанию, базу которой предполагалось разместить в Александрии. Рост объемов пассажиро- и грузоперевозок, расширение спектра платных дополнительных услуг, разнообразные системы развлечений - как раз то, чему могут позавидовать авиакомпании-лоукостеры в России.

Air Arabia поэтапно реализует все это, добиваясь стабильности в работе.

Qantas Airways - самая большая авиакомпания Австралии

«Летающий кенгуру» - такое прозвище имеет компания Qantas Airways. Это одна из старейших организаций, акции которой можно купить и продать на бирже ASX.

В 2007 году эта компания заняла 3-е место в мире по исследованию Skytrax. Чистая прибыль компании в 2005-2006 финансовом году составила 350 млрд 45 млн долларов. Международные и внутренние перевозки очень популярны.

Кстати, Qantas Airways считается самой безопасной в мире, так как ее реактивные самолеты ни разу не попадали в аварии.

Kingfisher Red - первый бюджетный перевозчик Индии

Часто путешествующие туристы знают, что компания Kingfisher Red базируется в Бангалоре.

Работает она уже достаточно давно, а первый рейс в Хаббалли из Бангалора был произведен в 2003 году. Основатель Г. Р. Гопинат стремился создать компанию, которая могла бы предоставить каждому индийцу возможность совершить авиаперелет.

На сегодняшний день эта Kingfisher Red активно конкурирует с GoAir, Indigo, SpiceJet. В результате этой конкуренции выигрывают пассажиры, так как цены на авиабилеты снижаются.

Ryanair летает из Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. И это очень удобно для россиян. Карта полетов доступна по ссылке .

Также Ryanair приобрел австрийский лоукост Laudamotion (бывший Amira Air) с хабами в Вене и ряде немецких городов.

WizzAir (Венгрия)

Летает из Москвы и Петербурга в Дебрецен в Будапешт, где находится его главный хаб. У компании 420 маршрутов по Европе и 25 хабов. Самые удобные для россиян: Гданьск, Кутаиси, Вильнюс, Рига, Кишинев. Карта полетов .

Если планируете летать Wizz Air чаще одного раза в год или летите компанией, то купите членство в Wizz Air Discount Club .

EasyJet (Великобритания)

EasyJet перестал летать из Москвы в Лондон в сентябре 2015 года. Тем не менее, у компании большая маршрутная сеть в Европе. Компания летает в 32 страны, 134 города и имеет 23 базы. Самая большая — аэропорт Гатвик в Лондоне. Большие хабы находятся в Милане и Барселоне (куда летает наша «Победа»), а также в Париже, Берлине, Риме, Амстердаме, Лиссабоне, Базеле. Карта полетов.

Победа (Россия)

«Победа» летает с декабря 2014 года. Стоимость билетов начинается с 499 р. Сейчас у компании более 50 пунктов назначения. «Победа» летает в Финляндию, Германию, Испанию, Италию, Чехию, Черногорию, Турцию, Словакию (а оттуда автобусом везет в Австрию), Армению и Грузию.

Стоит отметить, что очень часто «Победа» снижает цены за несколько дней до вылета.

Norwegian Air (Норвегия)

Летает внутри Европы из городов Скандинавии и между городами Скандинавии (больше 100 направлений). Бюджетно летает в США (Бостон, Чикаго, Нью-Йорк, Орландо, Лос-Анджелес). Карта полетов.

Это были главные лоукосты Европы. Начинайте поиск с них. Те, что ниже, вам, скорее всего, не понадобятся.

Air Baltic (Латвия)

Латвийская авиакомпания, главный хаб — в Риге. Цены выше, чем у других лоукостеров, но багаж также платный, в полетах не кормят. Летают из Казани, Калининграда, Сочи, Санкт-Петербурга, Москвы. Карта маршрутов по ссылке . Можно вступить в airBaltic Club и за 10 перелетов авиакомпанией получить бесплатный билет.

Helvetic Airways (Швейцария)

Авиакомпания из Швейцарии. Хаб компании в Цюрихе, плюс рейсы из 7 аэропортов. Большинство рейсов осуществляются раз в неделю. Флот компании состоит из небольших самолетов:Embraer 190 и Fokker 100.

МАУ (Украина)

Украинский национальный перевозчик. Из России больше не летает. Не лоукост, но у него часто хорошие цены для перелетов в Европу и Азию из-за падения гривны.

SmartWings (Чехия)

Летает из Москвы в Прагу по цене чуть дешевле Аэрофлота и Czech Airlines. Из Праги большой выбор рейсов по Европе плюс Египет, Израиль, ОАЭ.

Transavia (Нидерланды)

Лоукост холдинга Air France-KLM. Имеет пять хабов в Нидерландах (включая Амстердам). Летает преимущественно в южную Европу плюс в Марокко и Египет. Карта полетов . У Transavia есть дочерняя Transavia France c тремя хабами во Франции и похожими направлениями.

Aer Lingus (Ирландия)

Крупнейшая ирландская авиакомпания (не считая Ryanair, конечно). Они летают в 190 городов, в том числе в США и Канаду. Карта полетов .

Blue Air (Румыния)

Румынский лоукост с главным хабом в Бухаресте с большим количеством направлений по Европе (карта полетов). Также есть несколько маршрутов из Хельсинки.

Israir Airlines (Израиль)

Авиакомпания из Израиля со слоганом «Зачем платить больше?», дешевая по сравнению с «Эль Аль». Летает в Европу, но большинство рейсов сезонные.

Logan Air (Шотландия)

Региональный шотландский перевозчик. Летает по Шотландии, включая Оркнейским островам и по Внешним Гебридским островам. Маршрут с острова Уэстрей на остров Папа Уэстрей (Оркнейские острова) — самый короткий регулярный коммерческий рейс в мире. В хорошую погоду это всего 47 секунд в воздухе. Помимо британских территорий летает также в Норвегию. Карта полетов.

Atlantic Airways (Фареры)

Национальный авиаперевозчик Фарерских островов. Летают из Дании, Норвегии, Исландии и Шотландии, плюс в сезон из Испании. Предлагает самый дешевый способ добраться до Фарер из Копенгагена. Билет туда-обратно стоит от 160 евро. Цены на полеты между островами на вертолетах- от 12 до 60 евро в одну сторону.

Buta Airways (Азербайджан)

В сентябре 2017 из Баку в Россию начал летать новый лоукостер Buta Airways. Пока летают в Москву (Внуково), Санкт-Петербург, МинВоды и Казань. Внимание! Билеты по минимальному тарифу «БЮДЖЕТ», не предусматривают ни провоз багажа, ни ручной клади. Вообще.

French Bee (Франция)

Французский лоукост, предлагающий рейсы из Париж-Орли в Доминикану, Сан-Франциско, Реюньон и Французскую Полинезию.

WOW Air (Исландия)

WOW Air : Исландский лоукост, у которого бывают рейсы в США от $55. В целом, выполняет рейсы с 32 города, в основном по Европе. Испытывает финансовые трудности, и возможно, скоро будет поглощена другой компанией.

IcelandAir : не лоукост, но незаменимая компания для путешествий в Исландию (и для кругосветных путешествий). Главная фича — стоповер до 7 дней в Исландии во время перелета из Европы в США.

Фантастика, да?

Италия: Air Italy , Blu-Express , FlyErnest

  • Air Italy (бывшая Meridiana ) : основные рейсы совершает из Милана и Ольбии. Помимо рейсов по Италии (около 30 евро в одну сторону) летает в Африку, Азию, США и Канаду.
  • Blu-Express : дочерний лоукост Blue Panorama Airlines с хабом в Риме. Летает преимущественно по Италии, чуть дороже, чем Air Italy (40-50 евро в одну сторону).
  • FlyErnest скорее даже албанская, а не итальянская авиакомпания (хотя штаб-квартира в Милане). Они возят из девяти итальянских городов в Тирану. C 2017 года летают из Львова, Киева и Харькова в основные итальянские города. Билеты от 37 евро в одну сторону.

Испания: Vueling , Volotea , Canaryfly , LEVEL , Iberia Express

  • Vueling : второй по величине испанский авиапервозчик c хабом в Барселоне. Из Москвы и Санкт-Петербурга летает в Барселону и Аликанте от 50 евро в одну сторону. Выполняет сезонные рейсы из регионов: Казань, Калининград, Краснодар, Самара. .
  • Volotea : испанский лоукост со штаб-квартирой в Барселоне. Большинство рейсов приходится на средиземноморский регион, включая небольшие города во Франции, Италии, Испании, Греции. Часто проводит распродажи с билетами по 10 евро. Карта полетов.
  • Canaryfly : маленькая авиакомпания с Канарских островов. Летает между островами от 5 евро в одну сторону.
  • LEVEL : дочерняя компания Iberia и British Airways. Летает из Испании (а также Париж-Орли) в США, Канаду и Латинскую Америку. Цены за трансатлантические перелеты начинаются от 95 евро в одну сторону. Билеты можно купить на сайте flylevel.com .
  • Iberia Express: дочерний лоукост Iberia. Летает из Мадрида в Европу, на Канарские и Балеарские острова. Карта полетов.

Германия: EuroWings , Germania , TUI Fly , Condor

  • EuroWings: дочерний лоукост Lufthansa. Летает по 210 направлениям , преимущественно в Европе. Цены на перелеты от 30 евро по Германии, от 45 евро по Европе в одну сторону.
  • Germania —частная авиакомпания со штаб-квартирой в Берлине. Есть чартеры на Ближний Восток, курорты средиземного моря и в Северную Африку. Плюс летает из Санкт-Петербурга в Дрезден (от 60 евро в одну сторону). Карта полетов .
  • TUI Fly — лоукост с хабом в Ганновере. Часть компании TUI Group, одной из самых больших тревел-компаний мира. Летает из Москвы и Санкт-Петербурга. Помимо немецкой авиакомпании есть и другие подразделения TUI Fly (например, бельгийская).
  • Condor: дочерняя авиакомпания Люфтганзы с хабом во Франкфурте-на-Майне. Имеет с чартерным уклоном в экзотичные страны: Карибский бассейн, Африка, Азия, Южная Америка, острова Испании, Португалии и др. Очень выгодная цена для перелета в один конец (в отличие от традиционных авиакомпаний).

Великобритания: Flybe , Jet2 , TUI Airways

  • Flybe: лоукост с хабами в Бирмингеме и Манчестере. Летают по 85 направлениям по Великобритании и Западной Европе. Карта полетов.
  • Jet2.com : лоукост, который преимущественно летает из основных британских городов в Южную Европу. Карта полетов.
  • TUI Airways : британская версия TUI fly. Летает из 20 британских аэропортов в Европу, Азию, Африку и страны Карибского бассейна.

Турция: Onurair , Anadolujet , Corendon , Sun Express , Atlas Global

  • Onur Air летает между городами и курортами Турции. Есть рейсы в основные турецкие города из Москвы и Одессы. Помимо регулярных рейсов есть чартеры из регионов.
  • Anadolujet — дочерняя компания Turkish Airlines, выполняет полеты по Турции и на Северный Кипр.
  • Sun Express — дочерняя компании Lufthansa и Turkish Airlines. Летает в Германию, Австрию и Швейцарию. Есть летний рейс из Санкт-Петербурга в Измир от 66 евро. Карта полетов .
  • Corendon — турецкий лоукост с базой в Анталье, летающий преимущественно в Германию.
  • Atlas Global — бывший Atlas Jet. Летает по Турции, в Европу и в Азию. Из России есть регулярный рейс из Москвы в Стамбул плюс чартеры из регионов. Карта полетов.

Молдавия: Air Moldova , Fly One

  • Air Moldova: национальный перевозчик Молдовы. Не лоукост, но довольно часто недорогие перелеты через Кишинев в Рим, Лиссабон, Ларнаку, Болонью, Венецию и другие города из Москвы, Санкт-Петербурга, Сургута, Краснодара, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода.
  • FlyOne: молодая молдавская авиакомпания, получившая сертификат в марте 2016 года. Можно долететь из Москвы в Кишинев от 60 евро в одну сторону.

Азия (48)

Малайзия: Air Asia , Firefly

  • Air Asia : Уже много лет — лучшая авиакомпания-лоукостер в мире по версии Skytrax. Имеет обширную маршрутную сеть по всей Азии (от Индии, Малайзии до Вьетнама, Филиппин, Японии), в том числе с перелетами в Австралию. . Плюс владеет подразделениями в других странах региона.

  • Firefly : дочерний лоукост Malaysia Airlines. Помимо внутренних рейсов, есть рейсы в Индонезию и Таиланд. Карта полетов.

ОАЭ: Air Arabia , Fly Dubai

  • Air Arabia . Лоукостер с базой в Шардже. Вылеты из Москвы и Грозного в города Ближнего и Среднего Востока (ОАЭ, Саудовская Аравия, Бахрейн, Оман, Катар, Иран, Ирак, Пакистан), Северной Африки (Судан, Египет, Марокко), Индии, Непала, Бангладеша через Шарджу (ОАЭ). Карта полетов . Есть региональные подразделения Air Arabia Egypt с хабом в Александрии, Air Arabia Maroc с хабом в Касабланке и Air Arabia Jordan с хабом в Аммане.
  • FlyDubai . Лоукостер с базой в Дубае. Перелеты в ОАЭ и города Азии и Африки из городов России (Москва, Казань, Екатеринбург, Махачкала, МинВоды, Самара, Краснодар, Ростов-на-Дону). Довольно часто неплохая стоимость перелета из регионов в Непал, Шри-Ланку, Индию. Плюс хорошая сетка в Восточной Африке: Аддис-Абеба, Дар-эс-Салам, Джибути, Джуба, Хартум, Килиманджаро, Занзибар. Карта полетов .

Сингапур: Tiger Air , Scoot

Tiger Air и Scoot: с 2017 года фактически одна авиакомпания, оперирующая под брендом Scoot. Дочерняя компания Singapore Airlines. У «тигров» остался отдельный бренд в Австралии . Летает по Азии и в Австралию плюс в Берлин, Афины и на Гавайи.

Карта полетов:

Индия: IndiGo , SpiceJet , Air India Express , Go Air

  • IndiGo: Индийский лоукостер с внутренними перелетами и небольшим числом международных маршрутов в Непал, ОАЭ, Сингапур, Оман, Таиланд и другие страны региона. Карта полетов.
  • SpiceJet: Крупная индийская авиакомпания с хабами в Дели и Хайдарабае и Ченнаи. Перелеты по 49 городам Индии и в Оман, ОАЭ, Мальдивы, Таиланд, Шри-Ланку, Гонконг, Афганистан и Бангладеш. Карта полетов.
  • Air India Express: дочерний лоукост национального перевозчика. Предлагает меньше домашних рейсов, но больше международных (преимущественно в страны Персидского залива). Карта полетов.
  • Go Air: лоукост с основным хабом в Мумбаи, осуществляет преимущественно домашние рейсы в 25 городов (плюс Мале и Пхукет). Карта полетов.

Япония: Vanilla Air , Peach Aviation , Air Do , Skymark , Solaseed Air , Star Flyer

  • Vanilla Air : дочерний лоукост All Nippon Airways. Совершает рейсы между японскими городами, а также в Тайвань и Гонконг. Цены на перелеты в одну сторону начинаются от 30 долларов.
  • Peach Aviation : «Авиакомпания-персик» летает из Осаки, Нахи и Токио по всей Японии (в том числе на Окинаву), а также в Тайвань, Гонконг и Южную Корею, Шанхай и Бангкок. Карта полетов.
  • Air Do : региональная авиакомпания: основное направление — рейсы на Хоккайдо. Не лоукост, но есть выгодные тарифы при раннем бронировании (за 75 дней) или скидка при бронировании за 1 или 3 дня до полета.
  • Skymark: лоукост с десятком направлений внутри страны. Есть скидки за 1 или 3 дня до вылета.
  • Solaseed Air : почти как Skymark, но больше вариантов скидок по датам покупки плюс скидка для иностранных туристов.
  • Star Flyer : позиционирует себя как промежуточный вариант между лоукостами и обычными авиакомпаниями. Предлагает рейсы между основными японскими городами плюс на Тайвань. Для внутренних перелетов есть специальный тариф для иностранцев (55-70 евро в одну сторону).

Филиппины: Cebu Pacific , Air Swift

  • Cebu Pacific : лоукост с большим количеством внутренних рейсов плюс летает по всей Восточной и Юго-Восточной Азии (а ещё в Сидней и Дубаи). .
  • Air Swift — крохотная компания, связывающая филиппинские города со своим аэропортом Эль Нидо. По сути этот аэропорт — это обычная грунтовка в джунглях (выглядит вот так), зато расположен на острове Палаван, источнике 95% тех фотографий с райских островов.

Индонезия: Citilink , Wings Air

  • Citilink : дочерний лоукост национального перевозчика Garuda Indonesia. Осуществляет преимущественно внутренние рейсы (плюс летает в Малайзию и Восточный Тимор). Карта полетов.
  • Wings Air : лоукост из Lion Air Group. Имеет хаб на Бали, специализируется на внутренних рейсах.

Южная Корея: Jeju Air , Jin Air , T’way Air , Eastar Jet , Air Seoul , Air Busan

  • Jeju Air : основной лоукост, помимо внутренних рейсов летает по странам Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, а также на Гуам. Есть рейс из Владивостока в Сеул. Карта полетов.
  • Jin Air : дочерний лоукост Korean Air. Летает по всему региону, включая Гавайи, Австралию и Гуам. Карта полетов.
  • T’way Air и Eastar Jet лоукосты с хабами в Сеуле. Летают в Китай, Японию и страны Юго-Восточной Азии. У T’way Air есть рейсы из Хабаровска и Владивостока в Тэгу, а у Eastar Jet из Владивостока в Сеул. Цены — от 50 евро в одну сторону.
  • Air Seoul и Air Busan — дочерние лоукосты Asiana Airlines. Летают по региону в указанные города. У Air Busan есть рейс из Владивостока.

Китай (10 авиакомпаний)

  • Spring Airlines : лоукост с хабами в Шанхае. Маршрутная сеть по Китаю и соседним странам. Есть японское подразделение Spring Airlines Japan. Цены от 15 долларов в одну сторону.
  • China United : лоукост с хабом в пекинском аэропорту Наньюань и перелетами между китайскими городами. Билеты от 10 долларов в одну сторону.
  • Juneyao Airlines: крупная авиакомпания с хабами в Шанхае. Имеет очень разветвленную маршрутную сеть в Китае, а также выполняет рейсы в Южную Корею, Японию и Таиланд. В 2019 планирует запустить рейс из Хельсинки. У неё есть дочерний лоукост 9 Air с хабом в Гуанчжоу.
  • Lucky Air помимо Китая летает в Бруней, Таиланд, Малайзию. Есть рейс Москва — Куньмин.
  • West Air летает внутри страны (карта полетов).
  • Urumqi Air предлагает рейсы из Урумчи по Китаю.
  • Capital Airlines помимо внутренних рейсов предлагает множество рейсов в Европу. Есть рейс из Москвы в Циндао.
  • Colorful Guizhou Airlines : региональный лоукост с хабом в Гуйяне и рейсами по Китаю.
  • Jiangxi Air : региональный лоукост с хабом в Наньчане.
  • HK Express: гонконгский лоукост из HNA Group. Летает из Гонконга по региону, особенно много рейсов в Японии. Карта полетов.

Таиланд: Nok Air , Thai Lion Air

  • Nok Air : Тайский лоукост, осуществляющий внутренние перелеты по Таиланду плюс рейсы в Мьянму и другие страны региона. Есть составные маршруты с паромами (Fly’n’Ferry) или автобусами (Fly’n’Ride).
  • Thai Lion Air : тайское подразделение индонезийской компании Lion Air Group. Помимо внутренних рейсов, есть перелеты во многие города Китая и в основные города региона. Приятная штука — в цену включен багаж. Карта полетов.

Другие страны:

  • SalamAir : оманский лоукост. Помимо внутренних рейсов, летает в Саудовскую Аравию, Пакистан, Непал, Судан, Бангладеш, ОАЭ, Катар, а также в Баку и Тбилиси.
  • Air Manas (Pegasus) : Киргизский перевозчик. Дочерняя компания турецкой Pegasus. До конца 2015 года авиакомпания летала под брендом Pegasus Asia, но теперь снова стала называться Air Manas. В Россию совершает три рейса из Бишкека: в Москву, Екатеринбург и Новосибирск
  • Air Blue : пакистанский лоукост с хабом в Карачи. Осуществляет как внутренние рейсы, так и рейсы в ОАЭ, Оман и Саудовскую Аравию. Карта полетов .
  • VietJet Air : вьетнамский лоукост с несколькими хабами в стране. Летает в основном по Вьетнаму. Сайт не очень удобный, список направлений проще всего посмотреть в Википедии . Кроме Вьетнама летает в Бангкок, Тайпей, Сингапур, Сеул, Гонконг, Янгон и Куала-Лумпур.
  • Jazeera Airways : кувейтский лоукост. Помимо стран Персидского залива и Ближнего Востока летает в Индию, Египет, Баку, Тбилиси и Стамбул. Карта полетов.
  • Flynas : авиакомпания из одной из самых закрытых стран мира — Саудовской Аравии. Осуществляет рейсы внутри страны, по региону плюс в Тбилиси, Баку, Стамбул, Трабзон. Карта полетов.
  • Flyadeal : дочерний лоукост национального перевозчика Saudia. Летает между несколькими городами внутри страны.
  • Lanmei Airlines: камбоджийский лоукост с хабом в Пномпене, принадлежит китайцам. Летает по Юго-Восточной Азии и имеет много рейсов в Китай.
  • JetStar: дочерний лоукост австралийской компании Qantas. Главный хаб в Мельбруне. Помимо рейсов по Австралии и Новой Зеландии есть рейсы в страны Юго-Восточной Азии. Также есть подразделения Jetstar Asia Airways с хабом в Сингапуре, Jetstar Pacific с хабом в Хошимине и Jetstar Japan с хабами в Токио и Осаке. Карта полетов.
  • Virgin Australia : австралийский лоукост из Virgin Group. Имеет четыре хаба в Австралии, летает по Океании, в Индонезию, Гонконг и США

Африка (8)

ЮАР: Mango , Kulula , FlySafair

  • Mango : дочерний лоукост национального перевозчика South African Airways с хабом в Йоханнесбурге. Летает по ЮАР и на остров Занзибар в Танзании.
  • Kulula : первый африканский лоукост, часть авиакомпании Comair, летает с 2001 года. Основные рейсы внутренние, но благодаря сотрудничеству с Kenya Airways летают в Найроби, а как часть Comair — в другие соседние страны. Карта полетов.
  • FlySafair : дочерний лоукост Safair, связывает шесть городов страны.

Кения: Fly540 , JamboJet

  • Fly540 : кенийский лоукост с хабом в Найроби. Летает по Кении, на Занзибар и в Южный Судан. Карта полетов . У них есть дочерняя авиакомпания Fly Sax , которая летает по сафари и пляжным направлениям.
Карта полетов fly540
  • JamboJet : дочерний лоукост национального перевозчика Kenya Airways с хабом в Найроби. Летает по Кении и в Уганду.

Другие страны:

  • Arik Air (Нигерия): нигерийский традиционный перевозчик с лоукост тарифами, который связывает все крупные города Нигерии, а также летает в Анголу, Гану, Сенегал и другие страны Западной Африки.
  • Fastjet: группа африканских лоукостов (включает Fastjet Танзании, Зимбабве и Мозамбика). Помимо этих стран летает также в ЮАР и Замбию.
  • Air Cairo (Египет): дочерний лоукост EgyptAir. Летает из основных городов Египта в Европу. Есть рейсы из Тбилиси в Хургаду и Шарм-эль-Шейх.

Северная и Южная Америки (30)

Канада: WestJet , Sunwing Airlines , Porter Airlines , Air Transat , Air Canada Rouge , Flair Airlines

  • WestJet : крупная канадская лоукост авиакомпания с хабами в Калгари, Торонто и Ванкувере. Перелеты по Северной Америке и на Карибы плюс сезонные трансатлантические перелеты из Канады в Глазго, Дублин, Париж (и регулярный рейс в Лондон). Карта полетов. Недавно запустили ультра-лоукост Swoop . Пока запущены рейсы по Канаде, планируются рейсы в США и Мексику.
  • Sunwing Airlines : дочерний лоукост Sunwing Travel Group. Летает из канадских городов в США, Центральную Америку и на Карибы.

В начале 1990-ых и в дальнейшем во многих странах мира. Термин лоу-кост является калькой с английского языка, где первоначально относился ко всем авиакомпаниям с более низкой структурой эксплуатационных расходов чем у их конкурентов. В то время как термин лоу-кост часто применяется к любым авиакомпаниям с низкими ценами на билеты и ограниченным набором услуг, независимо от их операционных моделей, лоу-кост авиакомпании не стоит смешивать с региональными авиакомпаниями, которые работают на коротких рейсах без сервиса или с авиалиниями с полным сервисом, но ограничивающими набор услуг.

Бизнес модель

Типичная модель лоу-кост авиакомпании обычно (но не всегда) включает следующие положения:

  • один пассажирский класс
  • один тип самолёта (обычно Airbus A320 или Boeing 737), что позволяет сокращать издержки на подготовку персонала и обслуживание техники
  • минимальный набор дополнительного оборудования в самолёте, обычно отсутствуют современные видео- и стереосистемы, что позволяет сокращать затраты за счёт его приобретения и обслуживания
  • простая схема платы за проезд, использование одного бланка для проезда в оба конца, а в последнее время обычным является отсутствие бумажных билетов как таковых, билеты продаются через Интернет.
  • типично увеличение цены билета по мере заполнения самолёта с целью поощрения раннего резервирования
  • отсутствие мест в посадочных талонах (но не всегда - так в посадочных талонах Airberlin места указаны) т. е. поощрение пассажиров быстрее подняться на борт и занять места
  • использование дешевых, менее заполненных вторичных аэропортов и отправление рано утром или поздно вечером с целью избежания возможных задержек из-за загрузки воздушного траффика, а также с целью экономии за счёт более низких аэропортовых сборов
  • быстрый оборот самолётов (с целью его максимальной загрузки)
  • простые маршруты, маршруты строятся по принципу point-to-point (прямые рейсы между аэропортами) вместо подвоза пассажиров к хабам (также с целью максимального использования самолёта и избежания задержек, связанных с опозданием транзитных пассажиров и потерь багажа между рейсами)
  • сокращение набора услуг, предоставляемых пассажирам на борту самолета, исключение из этого набора услуг, которые в других авиакомпаниях являются стандартными (например, раздача пассажирам прохладительных напитков и питания), перевод таких услуг в разряд платных
  • получение дополнительного дохода от продажи дополнительных услуг на борту самолёта и товаров
  • акцент на прямых продажах билетов, особенно по Интернету (с целью избежания уплат комиссионных агентам и системам резервирования)
  • служащие выполняют сразу несколько функций, например стюардессы, кроме прямых обязанностей, также занимаются уборкой салона (с целью экономии фонда оплаты труда)
  • Агрессивные программы хеджирования стоимости топлива

Не каждая лоу-кост авиакомпания осуществляет весь набор вышеперечисленных мероприятий (например, некоторые лоу-кост авиакомпании указывают номера в посадочных талонах, а другие используют более чем один тип самолётов).

История

Первым успешным лоу-кост перевозчиком были Pacific Southwest Airlines в США , которые стали пионером концепции лоу-кост , первый их рейс состоялся 6 мая . Часто это первенство приписывают Southwest Airlines , которые начали функционировать в 1971 и декларировали прибыль каждый год, начиная с 1973. После дерегулирования авиационных перевозок в Европе наиболее заметного успеха добились ирландская авиакомпания easyJet, созданная в 1995. Лоу-кост авиакомпании появились в Азии и Океании с 2000, лидирующими компаниями стали малайзийская AirAsia и австралийская Virgin Blue . Лоу-кост модель оказалась применима во всём мире, однако для наилучшего ее применения нужна дерегуляция рынка воздушных перевозок. В 2006 было объявлено о появлении новых лоу-кост авиакомпаний в Саудовской Аравии и Мексике .

Лоу-кост авиакомпании представляют собой серьёзную угрозу для компаний с традиционным полным сервисом обслуживания, так как высокий уровень себестоимости традиционных перевозчиков не даёт им успешно конкурировать по цене - важнейшему фактору, по которому потребитель выбирает лоу-кост перевозчика . С 2001 по 2003, когда индустрия авиаперевозок пострадала от терроризма , войны и SARS , большинство традиционных авиакомпаний понесли значительные потери, в то время как многие лоу-кост авиакомпании декларировали прибыли.

Многие перевозчики стали создавать собственные бюджетные авиакомпании, например, British Airways - Go, Air India - Air India-Express и United - Ted, однако обнаружили, что они забирают пассажиров с их основных рейсов. Исключение составили bmibaby (принадлежит bmi) , Lufthansa) и Jetstar (принадлежит Qantas), которые успешно работают параллельно со своими коллегами с полным сервисом.

В туристических направлениях лоу-кост авиакомпании конкурируют с чартерными авиакомпаниями .

Канада

Индия

Финляндия

Норвегия

Австралия

Первой лоу-кост авиакомпанией Австралии стала Compass которая начала операции 1990, но вскоре прекратила существование. В 2000 Impulse и Virgin Blue начали лоу-кост перевозки между австралийскими городами, жёстко конкурируя друг с другом. Virgin Blue стала второй по величине авиакомпанией Австралии, пока Qantas не купил Impulse и не использовал договор "мокрого лизинга" для создания своего лоу-кост подразделения Jetstar . Qantas создал два лоу-кост перевозчика : JetStar конкурировала с Virgin Blue на внутреннем австралийском рынке, а Australian Airlines начала работу на азиатских направлениях. В 2006 Qantas взял операции Australian Airlines в "мокрый лизинг", что значит, что экипажи и самолёты Australian Airlines стали работать под брендом Qantas. В 2006 году Qantas расторг соглашение о лизинге с Australian Airlines и начал развивать международные направления своего лоу-кост бренда Jetstar.

Новая Зеландия

Средний Восток

Азия

Япония

Критика

Поскольку количество лоу-кост авиакомпаний возрастает, им приходится конкурировать не только с традиционными перевозчиками, но и друг с другом. В США авиакомпании стали предлагать различные разновидности лоу-кост модели . US Airways предлагает пассажирам первый класс в самолёте и залы аэропорта, в то время как Frontier Airlines и JetBlue Airways предлагают спутниковое телевидение. Skybus Airlines, продающая рекламу на фюзеляже своих самолётов, начала полёты в 2007. В Европе акцент остался на сокращении затрат и упрощённом сервисе. В 2004 Ryanair объявила о возможной ликвидации откидывающихся кресел, противобликовых стёкол, подголовников и карманов на сидениях в самолётах. Некоторые элементы лоу-кост модели находятся в фокусе критики правительств и авиационных регулирующих органов, например в Великобритании широко обсуждается проблема невключения лоу-кост авиакомпаниями (как, впрочем, и другими авиакомпаниями) в рекламируемую стоимость билета ряда расходов (аэропортовых сборов, налогов и др.), чтобы стоимость перелёта казалась ниже, чем на самом деле. .

Лоу-кост модель на дальнемагистральных направлениях

Первой авиакомпанией, предлагающей упрощенный сервис на трансатлантическом направлении была Laker Airways, которая предлагала известный сервис «Skytrain» на рейсах между Лондоном и Нью-Йорком в конце 1970-ых. Компания ушла с рынка, когда её конкуренты British Airways и Pan Am смогли снизить цены на свои билеты.

В 2004 ирландская авиакомпания Aer Lingus снизила цены, чтобы конкурировать с компаниями типа евро. В конце 2004 канадская авиакомпания Zoom Airlines также предложила трансатлантические перелёты между Глазго , Манчестером , и Канадой за 89 ф. ст.

На рынке ожидается появления новейшего самолёта A380, который может перевозить 853 пассажира в компоновке только экономическим классом , что должно позволить кардинально снизить издержки на дальнемагистральных маршрутах. С другой стороны, такой самолёт должен настолько сильно снизить расходы в расчёте на пассажирское кресло, что разница между обычным превозчиком и лоу-кост перевозчиком может быть незначительной. В частности, лоу-кост перевозчики обычно стремятся использовать самолёты как можно интенсивнее, планируя первый полёт рано утром, а последний рейс - поздно вечером. Однако планирование дальнемагистральных рейсов связано с часовыми поясами (например, вылетая с восточного побережья США вечером, самолёт прибывает в Европу утром следующего дня), кроме того, более длительные полёты дают меньше возможностей увеличивать интенсивность использования авиапарка, так как выполняется только один или два рейса ежедневно.

В апреле 2006 журнал Airline Business провёл анализ потенциала дальнемагистральных лоу-кост перевозок и пришел к выводу, что многие азиатские лоу-кост перевозчики , включая AirAsia, наиболее близки к идеальной лоу-кост авиакомпании . 2 ноября AirAsia X, подразделение AirAsia и Virgin Group совершили первый рейс из Куала-Лумпура , Малайзия в Голд-Кост , Австралия .

В августе 2006 Zoom Airlines объявила о планах открытия британского филиал, вероятно, с базированием в Гатвике , который будет предлагать дешевые рейсы из США в Индию .

К дальнемагистральным лоу-кост рейсам относятся рейсы австралийской авиакомпании Jetstar Airways между Австралией и Осакой и Нагоей в Японии.

Лоу-кост авиакомпании для бизнес-пассажиров

Недавняя тенденция - создание новых лоу-кост авиакомпаний , исключительно работающих на рынке бизнес-пассажиров дальнемагестральных рейсов, с самолётом с обычным классом сервиса, изначально на трансатлантических направлениях. Скорее принцип их работы можно описать как less frills (меньше сервиса), чем no frills (нет сервиса), первые участники этого рынка, включая Eos Airlines, Maxjet Airways и Silverjet используют реактивные двухдвигательные самолеты среднего размера типа Boeing 757 и Boeing 767 для обслуживания прибыльных маршрутов, соединяющих Лондон и Восточное Побережье США.

Европейские бюджетные авиакомпании для россиян

С появлением бюджетных авиакомпаний россияне получили дешевый способ перелета по Европе. За 30-35 евро (средняя цена билета) при наличии визы можно передвигаться по всему Шенгенскому пространству . Билеты оплачиваются платежом с банковской карты в Интернете.

Российские регулирующие органы и авиакомпании категорически противятся приходу европейских бюджетных компаний в Россию, что связано с лоббизмом, боязнью конкуренции и страхом потерять монопольную прибыль.

В настоящее время россияне (особенно жители Северо-Запада) могут воспользоваться вылетом из:

1. Финляндии :

Хельсинки (Blue1, Air Berlin, Ryanair);

2. Эстонии : Таллин (AirBaltic);

3. Латвии : Рига (AirBaltic);

4. Литвы :

Вильнюс (Ryanair);

5. Швеции : Стокгольм/Нючеппинг (AirBaltic).

6. Украины : Киев, Львов, Одесса (

Почему-то принято считать, что в России авиадискаунтеров нет – ну, разве что только появившийся . То ли дело на Западе – у них дискаунтерами можно улететь откуда угодно и куда угодно, заплатив за это 10 евро! На самом деле, конечно, это не так, и «халява», хоть и встречается время от времени, не так часта, чтобы на нее можно было бы всерьез рассчитывать при планировании путешествия. Однако сегодня речь не об этом, а о том, что многие европейские дискаунтеры летают и в Россию, а значит, и мы можем тоже слетать куда-нибудь относительно недорого по сравнению с традиционными авиакомпаниями.

Конечно, чудес не бывает: дешевле билет стоит не из-за альтруизма авиаперевозчика, а из-за более низкого уровня сервиса – начиная с того, что билеты нельзя сдать () и заканчивая платной перевозкой багажа, отсутствием питания (вернее, оно есть, но за дополнительную плату) и, зачастую, стыковочных билетов. Однако если брать билеты с хорошим запасом по времени стыковки, то и в случае опоздания из пункта назначения вы с большой вероятностью улетите дальше.

Дело в том, что в Россию дискаунтеры летают, как правило, из своих основных хабов, а значит, путешествовать вы сможете не только в тот город, куда выполняются прямые рейсы, но и по большому списку дальнейших направлений. Впрочем, хватит лирики: давайте перейдем к конкретике! Авиакомпании представлены в алфавитном порядке.