Могут ли задержать регулярный рейс. Вернут ли деньги за номер в гостинице? Почему чартерные рейсы дешевле регулярных, кормят ли в чартерных рейсах

Вынесенное в заголовок слово «Армагеддон» применительно к сбоям чартерных расписаний авиакомпаний в последние дни отнюдь не выглядит как аллегория. В минувшие выходные веерные задержки рейсов допустили сразу несколько авиаперевозчиков, в аэропортах разных стран застряли в ожидании вылета на Родину сотни российских туристов, иным пришлось провести на чемоданах двое и более суток. Сами авиакомпании в один голос ссылаются на дефицит самолетов – непредвиденный выход из строя даже одной машины приводит к масштабным коллапсам. Насколько убедительны такие объяснения?

Все на Турцию

Тезис о глобальной нехватке бортов на чартерном рынке не выдерживает серьезной критики, – убеждены эксперты. Они приводят пример, сколь активно стали в последнее время пополняться парки авиакомпаний, особенно после того, как осенью прошлого года были возобновлены полеты в Турцию. С прицелом в том числе и на это направление активно заказывали лайнеры перевозчики, отметившиеся знаковыми задержками в нынешнем летнем сезоне.

Так, «ВИМ-Авиа» , бывший главным ньюсмейкером по части сбоев в расписании на старте сезона, в конце 2016 года пополнил парк четырьмя самолетами Boeing 737-500, а также широкофюзеляжными бортами – двумя Boeing 767-300, шестью Boeing 777-200 и одним Airbus A 330-200. Накануне лета перевозчик получил еще один Boeing 777-200 и ожидает дополнительной поставки нескольких Boeing 777 и Airbus А-330. Даже с учетом масштабных планов по регулярным полетам на китайском направлении такого флота вполне достаточно и для активной работы на чартерном рынке, – считают наблюдатели.

Расширился и парк iFly – авиакомпании, к которой в последние недели тоже много нареканий из-за сбоев в чартерном расписании. Критичная задержка вылета 21 июля из Бодрума в Москву – лайнер прибыл в российскую столицу на два дня позже намеченного – стала поводом для вмешательства Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Нехватка самолетов? Но ведь авиаперевозчик буквально месяц назад рапортовал о получении от Emirates трех бортов А 330-200. Даже если впоследствии авиакомпания осуществит намерение вывести из эксплуатации два своих Boeing 757, всё равно ее парк увеличивается на один лайнер.

Конечно, авиаперевозчики получают в основном «возрастные» машины – тем же «новым» Аэробусам iFly по 18 лет. Однако в практике российского чартерного рынка накоплен немалый опыт работы с таким авиапарком в условиях интенсивной нагрузки. Вспомним, именно подержанные самолеты составляли основу авиаактивов «Трансаэро» , несколько лет доминировавшей в сегменте заказной авиаперевозки и ушедшей с рынка в 2015 году. При этом даже в самые «тучные» для выездного туризма 2011–2013 годы, когда плотность чартерных рейсов была заметно выше, чем сейчас, «Трансаэро» удавалось быть пунктуальной. Сбои случались, но расписание не сыпалось. Почему?

Взгляд назад

Как рассказал корреспонденту сайт топ-менеджер туроператора, бывшего в свое время одним из основных партнеров «Трансаэро» по авиаперевозке, у авиакомпании до 30 % бортов постоянно находилось в резерве.

Это было весьма накладно с точки зрения экономики бизнеса, однако для пассажиров служило надежной гарантией точности соблюдения расписания.

«Менеджмент «Трансаэро» учитывал, что эксплуатирует подержанный авиапарк, поэтому имел не один запасной борт на 8–10 машин, а два», – продолжает тему Владимир Воробьёв , президент – другого бывшего партнера авиакомпании. По его словам, были периоды, когда из трех имевшихся у «Трансаэро» Ту-204 летал только один, остальные стояли в резерве. Кроме того, некоторые борта использовались как источники запчастей – чтобы оперативно установить на сломавшийся самолет необходимую деталь, а не ждать ее поставки от производителя.

Есть еще одна точка зрения. По мнению коммерческого директора Александра Буртина , у «Трансэаро» существовал хронический переизбыток авиатехники, перевозчик не мог полностью загрузить свой растущий флот, поэтому дополнительное резервирование было отчасти вынужденным. Сейчас перевозчики работают в другой ситуации – спрос на перевозку большой, но он сконцентрирован в летние месяцы. Отсюда и высокая плотность полетных программ, и сложности с резервированием.

Что в сухом остатке

Спустя два года после ухода «Трансаэро» стало очевидно: тезис о том, что авиакомпанию заслуженно убрали с рынка из-за того, что она создавала излишек провозных емкостей и активно демпинговала ради заполнения бортов, оказался несостоятельным. Большая часть пригодных для полетов лайнеров, использовавшихся перевозчиком, перешла в парк «России» , другие авиакомпании нарастили собственные авиаактивы, и профицит самолетов никуда не исчез. В результате на чартерном рынке по-прежнему царит демпинг, а из-за нежелания менеджмента обеспечивать надежное резервирование бортов туристам приходится терпеть немыслимые сбои в расписании. В перспективе это может привести к устойчивой фобии у клиентов турфирм к чартерным авиарейсам как таковым.

«Если бы в 2004–2008 годах некий провидец рассказал, что будет твориться на рынке туристической авиаперевозки в 2017-м, я бы, пожалуй, просто ушла из туризма, решив, что это Армагеддон», – делится мнением с коллегами по группе

Мой рейс из Анталии задержали на 13 часов. Через полгода туроператор заплатил мне за это 36 500 Р . Несмотря на то что это был чартер и вроде как «никаких гарантий».

Сергей Болдин

получил компенсацию от туроператора

Прошлой осенью я купил пакетный тур и улетел с семьей в Турцию. Пока мы отдыхали, наша авиакомпания прогорела. Домой наш чартер вылетел с задержкой, поэтому я написал туроператору и попросил компенсировать потерянное время. Оператор ответил, что делать это должна авиакомпания.

Туроператор не учел, что я юрист и знаю свои права. Я не стал скандалить, а собрал доказательства и подал на него в суд.

Справки, чеки, детализация звонков

Проблемы у нашей авиакомпании начались еще до того, как мы полетели отдыхать. За день до вылета турагент прислал нам билеты на чартерный рейс. Время вылета было известно, рейс появился в расписании аэропорта. Но когда мы приехали в аэропорт, выяснилось, что вылет задерживается.

По закону, если рейс задерживают дольше двух часов, перевозчик обязан бесплатно обеспечить пассажиров прохладительными напитками и организовать связь: два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте. Если рейс задерживают больше четырех часов, он обязан накормить всех горячей едой. Если дольше шести ночью или восьми днем - разместить в гостинице.

Наш рейс задержали больше, чем на четыре часа, но никто не предложил нам еду и напитки. Мы купили их за свои деньги, я сохранил чеки.

Пока мы отдыхали в Турции, проблемы авиакомпании усугубились. Соотечественники на пляже обсуждали новости: кто-то не смог улететь на отдых по путевке, другие - вернуться домой. За день до отъезда я попросил отельного гида для подстраховки продлить наше проживание. Гид ответил, что вылет будет по расписанию и оплачивать жилье нет необходимости.

Утром в день отъезда стало очевидно, что самолет за нами вовремя не прилетит: нашего рейса не было в расписании аэропорта. Ждать на улице не хотелось, поэтому пришлось оформлять поздний выезд, чтобы нас не выселили из номера. Представителя туроператора на месте не было, поэтому я все оплатил сам - и попросил оформить чек.


Остаток дня мы сидели на чемоданах и ждали, когда представитель туроператора заберет нас в аэропорт. Выезд несколько раз переносился. После того как время позднего выезда из отеля истекло, туроператор все-таки продлил нам проживание - а вот двух положенных телефонных звонков не предоставил. Я звонил за свой счет и после возвращения заказал детализацию этих звонков у оператора связи.

За нами приехали только утром. Мы должны были вылететь из Анталии в 8 вечера, а вместо этого вылетели в 9 утра на следующий день - с задержкой в 13 часов.

По прилете в московский аэропорт я обратился на стойку информации и попросил поставить отметки о задержке обоих рейсов. Такие отметки обычно ставят на обратной стороне посадочного талона или на распечатке маршрутной квитанции.

Потом я собрал все документы о нарушениях наших прав и обратился к туроператору за компенсацией.


Отвечает туроператор

Что особенного в чартере

Грубо говоря, туроператор говорит авиакомпании: «Я хочу арендовать у тебя самолет, чтобы 9 сентября отвезти 200 человек в Анталию, а 23-го - вернуть их обратно». Авиакомпания отвечает: «Хорошо, 9-го и 23-го на три часа самолет твой вместе с пилотами и стюардессами».

Пока самолет в аренде у туроператора, задержки рейса на его совести, поэтому он и платит компенсацию. Единственное исключение: если вылет задержат по соображениям безопасности, например, если самолет сломался и лететь на нем опасно. Судебная практика показывает, что в этом случае получить компенсацию не получится.

Причину задержки нашего рейса в аэропорту не объявляли, но она нашлась на штампах о задержке, которые поставили по прилете домой. Отметки «ППС » и «У05» значат «позднее прибытие судна» и «изменение времени вылета по решению диспетчерской службы». Ни слова о безопасности.

Как предъявлять претензию

Претензию туроператору нужно предъявить в течение 20 дней со дня окончания путешествия. У туроператора есть 10 дней, чтобы всё проверить и что-то ответить.

В своей претензии я описал ситуацию и потребовал возместить мне все расходы, а также компенсировать моральный вред за задержку рейса. Кроме того, я указал реквизиты счета, на который ожидаю получить деньги.

К претензии я приложил копии чеков и справок и всё это отправил на юридический адрес туроператора заказным письмом. Почтовые квитанции об отправке потом пригодились в суде.


В какой суд подавать иск

Пока туроператор думал, как отвечать на мою претензию, я изучил судебную практику по аналогичным спорам. Мне нужно было решить, в какой суд подавать иск, если мне откажут в удовлетворении претензии.

По общему правилу иск нужно предъявлять в суд по месту нахождения ответчика. Но закон защищает потребителя как слабую сторону правоотношений, поэтому дает ему выбор: судиться там, где находится ответчик или где живет он сам.

Если ответчик - крупная компания, скорее всего, в суд на нее уже подавали. Чтобы узнать, чем всё кончилось, полезно изучить судебную практику на сайте того суда, к подсудности которого относится юридический адрес компании. Если решения часто принимают не в пользу потребителей, имеет смысл подавать в суд по своему месту жительства. А если вы найдете судебное решение по аналогичному делу в пользу потребителя, его можно использовать для составления своего иска.

Еще один вариант - искать через официальные сайты городских судов общей юрисдикции и мировых судов. Например, на московском сайте есть раздел «Территориальная подсудность», где по адресу ответчика можно определить его суд. Решения по искам обычно публикуют в разделе «Судебное делопроизводство».

В моем случае решения чаще принимались в пользу туристов, поэтому я не стал пользоваться правом выбора суда. Я дождался, пока туроператор проигнорирует мою претензию, и подал иск в суд по его месту нахождения.

Исковое заявление

В исковом заявлении нужно написать, в какой суд вы его подаете, кто истец и ответчик, по какому адресу их можно найти, цену иска, в чем нарушение прав и чего вы хотите добиться. Кроме того, перечислите документы, которые доказывают вашу позицию. Всё это обязательные сведения - без них иск не примут. При составлении иска стоит сверяться с Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Не лишним будет привести судебную практику в пользу потребителей по аналогичным делам. Госпошлину потребителям платить не нужно.

Перед составлением иска нужно рассчитать сумму компенсаций и цену иска. Это разные вещи. Если упрощенно, сумма компенсаций - это все деньги, которые вы хотите получить с ответчика через суд. Цена иска - это только те деньги, которые вы потеряли из-за его действий и предусмотренная законом неустойка. В цену иска не входит компенсация морального вреда и штраф за то, что ответчик не заплатил вам без суда.

Например, в моем случае в цену иска входит стоимость гостиницы, еды, напитков и телефонных звонков. Кроме того, в нее входит неустойка за нарушение сроков путешествия. Всего я требовал с туроператора почти 130 тысяч рублей, а цена моего иска - 5123 рубля .

От цены иска зависит, какой суд будет рассматривать ваше дело. Если она меньше 50 тысяч рублей, то мировой, если больше - районный. Больше в спорах с участием потребителей услуг она ни на что не влияет.

В своем исковом заявлении я потребовал у туроператора:

  1. Компенсировать расходы на всё, что положено пассажиру при задержке рейса: напитки, еду, два телефонных звонка и проживание.
  2. Компенсировать моральный вред всем членам семьи, включая двух детей.
  3. Выплатить неустойки за нарушение сроков оказания услуги - 3% от стоимости турпакета за один день задержки вылета.
  4. Выплатить штраф за отказ от добровольного удовлетворения моей претензии - 50% от присужденной суммы компенсации.

К иску я приложил две его копии - для туроператора и турагентства, которое продало мне его путевку. За выплату компенсаций отвечает туроператор, поэтому нет смысла привлекать агентство в качестве еще одного ответчика. Зато его можно привлечь в качестве третьего лица - если это одобрит судья. Представитель агентства придет на заседание, и если к нему возникнут вопросы, сможет сразу на них ответить.

Чтобы суд не отложили, если я не смогу прийти, я попросил рассмотреть иск без меня.

Вот как выглядело мое заявление:



К исковому заявлению я приложил справки о задержке рейсов, копии чеков за еду и гостиницу, детализацию звонков, которую взял у оператора связи, копию претензии в адрес туроператора, а также пресс-релиз Роспотребнадзора о том, что на туроператора завели административное дело из-за задержки рейсов.

Жалоба в Роспотребнадзор

Перед обращением в суд можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Это не поможет добиться компенсации без суда: Роспотребнадзор не вправе обязать туроператора выплатить вам деньги. Но он может по вашей жалобе его оштрафовать, и это усилит вашу позицию в суде. Кроме того, специалисты Роспотребнадзора подскажут, как составить иск, и, возможно, помогут защитить ваши интересы в суде.

Но всё это в теории. На моей практике, качество помощи Роспотребнадзора зависит от случая и полностью доверять ему свое дело опасно.

Поэтому свой иск я составлял сам.

Решение суда

Суд решил, что чартерный рейс входит в турпакет, поэтому ответственность за его задержку несет туроператор. В декабре, через три месяца после возвращения из отпуска, суд частично удовлетворил мои требования и взыскал с туроператора:

  1. Стоимость проживания в отеле - 1153 Р .
  2. Неустойку за нарушение сроков путешествия - 3215 Р .
  3. Моральный вред - 20 000 Р , по 5000 Р каждому члену семьи.
  4. Штраф за отказ удовлетворить претензию - 12 184 Р .

Суд отказал в компенсации расходов на еду в аэропорту и уменьшил компенсацию морального вреда. Но даже с учетом этого размер компенсации составил 36 552 Р - это 34% от стоимости тура.

Получение компенсации

В феврале, через два месяца после решения суда, я получил исполнительные листы. Теперь мне предстояло получить деньги. Для этого нужно было направить листы приставам, а потом ждать, пока они возбудят исполнительное производство и принудительно взыщут компенсацию с туроператора. Закон отводит на это два месяца, но срок могут продлить. На практике получение денег сильно зависит от расторопности приставов и настойчивости взыскателя.

Другой вариант - получить компенсацию самому через банк ответчика, но для этого нужно знать, что это за банк. Иногда реквизиты счета туроператора можно найти на его сайте или в договоре на продажу путевки.

Мой туроператор свои реквизиты в открытом доступе не публиковал, но мне повезло. Уже когда иск был в суде, он ответил на мою претензию и перечислил на мой счет компенсацию за телефонные звонки. Он отверг остальные требования и заявил, что ответственность за задержку рейса несет перевозчик, но это было уже неважно: переведя деньги на мой банковский счет, он засветил свой, и когда мне пришли исполнительные листы, я не стал отправлять их приставам, а просто отнес в его банк.

Уже через день после получения исполнительных листов банк перечислил мне деньги.

Как получить компенсацию от туроператора

  1. Храните все чеки, счета и детализацию звонков. Все просьбы и отказы - только письменно. Если вылет задержали, просите в аэропорту поставить об этом пометку.
  2. Требуйте компенсацию у туроператора - на это у вас есть 20 дней после окончания путешествия. За 10 дней он должен что-то ответить.
  3. Если туроператор молчит или отказывается платить, подавайте на него в суд или жалуйтесь в Роспотребнадзор.
  4. Поищите реквизиты счета туроператора на его сайте или в договоре. Если суд встанет на вашу сторону, они помогут быстрее получить деньги.

Всегда случались и будут случаться различные форс-мажорные обстоятельства, меняющие планы людей. Касается это и Нельзя винить перевозчика в неблагоприятных метеорологических условиях, исполнении приказаний органов государственной безопасности или в осмотре самолета на предмет технических поломок. Однако, если авиакомпания не смогла доказать собственную невиновность в задержке рейса, обусловленную внешними факторами, то она выплачивает пассажиру компенсацию в размере, установленном кодексом или уставом воздушного транспорта. В любом случае, несмотря на то, что именно стало причиной, авиакомпания должна предоставить пассажиру ряд бесплатных услуг.

Задержка рейса: права пассажира "Аэрофлота"

Для начала стоит прояснить, что, если рейс задерживается не более чем на сто двадцать минут, в обязанности авиакомпании не входит выплата компенсации или предоставление каких-либо услуг. В данном случае пассажирам стоит просто набраться терпения и дожидаться следующего рейса.

С 2007 года ввела некоторые обязательные услуги, которые входят в права пассажира при задержке рейса самолета.

Если самолет не улетел вовремя и прошло более двух часов, люди имеют право свободно пользоваться комнатами отдыха и помещениями для пассажира с ребенком в возрасте до семи лет.

Права пассажиров на бесплатное питание

В том случае, когда происходит задержка рейса, права пассажиров предусматривают получение прохладительных напитков и Также можно сделать два звонка по телефону стоимостью не более десяти евро или отправить два сообщения по электронной почте.

Право на получение номера в гостинице, бесплатное питание в ресторане и трансфер

Когда происходит задержка рейса, права пассажиров предусматривают получение бесплатного номера в гостинице, если с момента отмены рейса прошло более восьми часов в дневное время или шести - в ночное. Также авиакомпания обязана оплатить не только номер, но еще питание в ресторане и трансфер. Следует уточнить, что ночное время суток начинается с 22:00, а утреннее - с 6:00.

Услуги, предоставляемые различными авиакомпаниями

В том случае, когда случается задержка рейса, права пассажиров разных авиакомпаний могут немного отличаться. Например, «Аэрофлот», помимо бесплатного номера в гостинице, предоставляет своим пассажирам бесплатное хранение багажа в аэропорту. Другая компания, «КрасЭйр», оплачивает не только номер и доставку до него пассажиров, но и трехразовое питание.

Денежная компенсация

Если случилась задержка рейса, права пассажиров предусматривают получение компенсации в размере двадцати пяти процентов за каждый час ожидания следующего вылета. Для получения денег необходимо иметь специальную пометку на вашем билете об отмене рейса. Получить эту печать можно у сотрудника авиакомпании.

Когда происходит внеплановая задержка рейса в аэропорту, права пассажира предусматривают также получение всех вышеперечисленных услуг, кроме оплаты трехразового питания, совершенно бесплатно.

Не ждите - действуйте!

Не думайте, что представители авиакомпании будут бегать за каждым пассажиром, извиняясь за задержку рейса и предоставляя весь спектр своих бесплатных услуг. Если вы не хотите провести сутки, а то и больше, в аэропорту без нормального питания и комфортных условий, следует в случае задержки рейса самому предпринять некоторые действия:

  • Найдите в аэропорту администратора и возьмите у него документ, где указана причина отмены рейса и стоит штамп с фактическим временем вылета.
  • Наблюдайте за временем: спустя четыре часа авиакомпания обязана предоставить вам горячее питание, а если рейс задерживается более чем на восемь часов - номер в гостинице и трансфер. Если авиакомпания отказывается предоставлять данные услуги, оплатите все самостоятельно, но ни в коем случае не выбрасывайте чеки.

Задержка рейса: права пассажира. Судебная практика

После того как вы дождались следующий рейс и прибыли к месту назначения, пишите претензию авиакомпании, прикрепив в качестве доказательства все чеки и документы, нужные для выплаты компенсации. В случае если авиакомпания игнорирует выдвинутые претензии, в права пассажира входит подача заявления в суд. Как показывает судебная практика, если вы предоставите все чеки с внеплановыми расходами, которые вы понесли из-за задержки рейса, будь то еда, медикаменты, невозможность побывать на заранее оплаченных экскурсиях или сорвавшаяся деловая встреча, вам выплатят в качестве компенсации сумму, полностью покрывающую расходы. На отправление претензий и обращение в суд у вас имеется достаточно времени - шесть месяцев. В течение того же времени он рассматривает претензии и в случае согласия выплачивает компенсацию. Претензию со всеми документами, чеками и ксерокопиями лучше иметь в двух экземплярах.

Используйте бесплатные услуги по мере необходимости

Конечно, если произошла задержка рейса, а авиакомпания порядочная и не отказывается от своих обязанностей, вы имеете право заказать хоть номер-люкс и ужин в самом дорогом ресторане, но потом уже именно вам в суде придется доказывать, что это была мера необходимости, которую должен оплатить перевозчик. Поэтому лучше всего обойтись самым обычным номером в гостинице и недорогим рестораном. Так или иначе, но провернуть подобную аферу с номером-люкс вы сможете только в том случае, если авиакомпания сама не организует пребывание в гостинице и питание для всех пассажиров с перенесенного рейса. В ином случае ваши прихоти никто оплачивать не будет.

Чартерные рейсы

Ошибочно полагать, что указанные выше правила распространяются только на регулярные рейсы. Вовсе нет. Нередко случается задержка Права пассажира в таком случае предусматривают ровно то же самое, что и при задержке регулярного рейса: свободное пользование комнатами отдыха, прохладительные напитки и горячее питание, два бесплатных звонка или два сообщения на электронную почту, хранение багажа в аэропорту, бесплатный номер в гостинице и трансфер, выплата денежной компенсации. Исключением является США: там пассажирам чартерных рейсов и маленьких самолетов штрафы не выплачиваются.

В основном задержка чартерных рейсов происходит из-за того, что у авиакомпании не хватает резервного самолета, чтобы отправить на нем пассажиров, поэтому людям приходится дожидаться своего вылета.

Овербукинг

Для многих уже не секрет, что авиакомпании продают примерно на пять процентов билетов больше, чем доступных мест на борту. Происходит это по одной простой причине: те же пять процентов пассажиров, забронировавших места, не появляются в самолете - в последнюю минуту сдают билет либо опаздывают. Именно поэтому, чтобы не отправлять самолет полупустым, авиакомпании идут на подобную аферу. Однако происходит и обратное: иногда появляются сразу все пассажиры, забронировавшие места. В таком случае перевозчик ищет так называемых добровольцев, которые согласны полететь ближайшим рейсом, а компания предоставит им ваучер или бонусную сумму. Также перевозчик может предоставить талон на бесплатный номер в гостинице, трансфер и питание в зависимости от времени ожидания рейса.

В том случае, если добровольцев на отлет следующим рейсом не нашлось, с самолета принудительно высаживают тех, кто забронировал места позже остальных. В США пассажирам, пострадавшим от овербукинга, предоставляют компенсацию, размер которой варьируется от стоимости авиабилета до трехсот долларов. Страны Евросоюза при овербукинге предоставляют пассажирам те же услуги, что и при задержке рейса.

Если из-за неполадок с рейсом вы оказались в чужой стране, но из-за просроченной визы не имеете возможности выбраться в город, смело обращайтесь к администратору с просьбой позвонить в иммиграционную службу и получить «чрезвычайную визу». Выдается она на сорок восемь часов в особых форс-мажорных обстоятельствах. Получить ее сложно, но попытка того стоит.

Проблемы с багажом

После уведомления об отмене рейса администратор или сотрудник авиакомпании отводит пассажиров к выходу и проводит инструктаж: рассказывает о питании, расселении в гостиницу в случае необходимости, бесплатных звонках по телефону и прочих технических моментах. Если вам необходимо получить свой багаж, так как вы собираетесь самостоятельно отправиться в гостиницу или просто покинуть пределы аэропорта, сообщите об этом представителю авиакомпании. Обычно багаж отправляется на ленту, откуда его можно легко забрать. В случае если вещей в зоне прилета не оказалось, то, скорее всего, перевозчик уже отправил их на следующий рейс. Опять же, обратитесь к представителю авиакомпании с целью разъяснить данное недоразумение и получить свой багаж. Если оказалось, что он потерян, авиакомпания выплатит компенсацию в размере полной его стоимости.

Вернут ли деньги за номер в гостинице?

У многих пассажиров возникает вполне логичный вопрос: будет ли возвращена суточная стоимость проживания в гостинице, номер в которой был заказан заранее и не был использован из-за отмены рейса. Ответ: да. Придя в гостиницу, вы можете потребовать возврата денег за сутки проживания в номере.

https://www.сайт/2017-06-08/eksperty_obyasnili_s_chem_svyazany_zaderzhki_charternyh_reysov

«К такому спросу не были готовы ни туроператоры, ни авиаперевозчики»

Эксперты объяснили, с чем связаны задержки чартерных рейсов

Игорь Гром

В последние недели практически в ежедневном режиме появляется информация о задержках чартерных рейсов. Проблема коснулась уже нескольких тысяч туристов: люди часами ждут в аэропортах вылетов на курорты, в основном в Турцию и Грецию. Чартерная программа авиакомпании «ВИМ-Авиа» была фактически сорвана, также задержки были, например, у Pegas Fly, «России», NordStar. Эксперты отмечают, что туроператоры и авиакомпании оказались не готовы к взрывному спросу на зарубежные направления. Росавиация поручила авиакомпаниям решить проблему с массовыми задержками рейсов до 20 июня.

«В этом году спрос на зарубежный туризм существенно вырос, и мы ожидаем выхода на докризисный уровень. К такому спросу не были готовы ни туроператоры, ни авиаперевозчики.

То есть все подразумевали, что будет рост, но, если честно, в это слабо верилось, потому что экономических предпосылок не было.

Тем не менее раннее бронирование прошло очень успешно. Но теперь мы видим обратную сторону этой медали», — рассказал сайт исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.

Наталья Ханина

По данным екатеринбургского аэропорта «Кольцово», количество пассажиров на международных рейсах в январе — мае 2017 года увеличилось на 70% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Если смотреть показатели только мая прирост еще более существенный — 81,5%. Для сравнения: количество пассажиров на внутренних рейсах выросло в январе — мае только на 10%.

Решать проблемы с чартерами «ВИМ-Авиа» будет штаб в Ростуризме во главе с Мутко

Самые серьезные проблемы возникли у авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая объяснила срыв чартерной программы банальной нехваткой бортов и резким ростом пассажиропотока. Так, три самолета авиакомпании не смогли вовремя вернуться с техобслуживания, что в итоге привело к веерному характеру задержек и переносов рейсов компании, и компания приняла решение об отмене части чартеров. Транспортные прокуратуры в регионах объявили о проверке авиакомпании. Вчера в Ростуризме состоялось первое заседание оперативного штаба под руководством вице-премьера РФ Виталия Мутко по поводу проблем «ВИМ-Авиа». По итогам совещания ведомство сделало заявление о том, что в первую очередь внимание будет уделено отправке туристов на южные курорты России. Для тех туристов, кто собирался полететь в Турцию, Болгарию или на Кипр, в Ростуризме рассматривают вариант корректировки полетной программы в направлении Китая, пояснили в Ростуризме.

Помимо «ВИМ-Авиа», сегодня ночью, например, задержали на 16 часов рейс из Екатеринбурга во Вьетнам. До этого многочасовые задержки были, в частности, у «России» и у NordStar.

Как пояснил Михаил Мальцев, в последние годы практически каждый крупный туроператор из ТОП-10 либо обзавелся своей авиакомпанией, либо заключил контракт с авиакомпанией, занимающейся чартерными перевозками. «Это очень затратно, и из-за существенных лизинговых платежей у них просто нет возможности иметь резервные самолеты в отличие от крупных авиаперевозчиков вроде „Аэрофлота“ или „Уральских авиалиний“, которые преимущественно выполняют регулярные перелеты. И в случае возникновения какой-то технической сложности с самолетом, даже если резервный борт находится не в точке вылета, он может достаточно быстро прибыть в необходимый аэропорт, забрать людей, и таким образом проблема решится в короткие сроки с минимальными издержками», — отмечает Мальцев.

По мнению эксперта, массовые задержки чартерных рейсов в итоге могут негативно отразиться на экономике отрасли. С одной стороны, спрос снова может снизиться, а с другой стороны, цены на туристические программы могут увеличиться по тем направлениям, где уменьшится конкуренция, отмечает Мальцев.

Между тем сегодня, 8 июня, Росавиация выступила с официальным сообщением о том, что до 20 июня чартерные авиакомпании должны скорректировать свою программу перевозок для решения проблем с задержками и отменами рейсов. Руководитель Росавиации Александр Нерадько указал на несоответствие программ чартерных авиакомпаний и их реальных возможностей. «За прошедшие пять месяцев 2017 года отмечается значительный рост объемов пассажирских перевозок, которые составляют 22% от объемов аналогичного периода прошлого года. При этом чартерные авиакомпании увеличили свои показатели в полтора-два раза. Такой рост объемов перевозок оказался не подкреплен наличием соответствующего парка воздушных судов и авиационного персонала», — заключили в Росавиации.

К большому огорчению, далеко не все поездки протекают гладко. Особое место в списке популярных трудностей у путешественников занимает заминка с рейсом. Происходит такое не только на чартерных маршрутах, но и на регулярных. Как поступить, если произошла задержка рейса, что положено пассажирам авиакомпании? На какие бесплатные сервисы и компенсации им рассчитывать?

Возможные причины задержек

Не нужно объяснять, что причины могут быть самыми разными. Иногда эти данные могут разниться даже у сотрудников авиакомпании и аэропорта. Для установления причины судами делаются запросы в различные службы аэропорта. Итак, это могут быть:

  1. Неисправности самолета.
  2. Погодные условия.
  3. Задержка судна и прочее.

Пытаетесь разобраться, что положено пассажирам при задержке рейса? Когда вылет задерживается по независящим от авиакомпании обстоятельствам, тогда вытребовать материальную компенсацию не удастся. Но обеспечить определенные удобства в процессе ожидания она должна.

Тут-то путешественников и поджидают первые трудности, не многие из них понимают свои права, например, что положено пассажирам при задержке рейса на 3 часа, а авиакомпаниям самим предлагать невыгодно. Поэтому флаг вам в руки, а, точнее, ФАП (Федеральные авиационные правила).

Обязательства перевозчика при заминке рейса

Первое, что обязан предпринять аэропорт/перевозчик при задержке, это сообщить путешественникам о поправках в расписании и их основаниях.

Если информация пассажирам не поступает, а найти агента компании не получается, то следует оповестить о ситуации службу Росавиации и туроператоров. Первые осуществляют руководство над авиакомпанией, а вторые несут ответственность перед путешественниками за оказываемые услуги, так как заключили с перевозчиком договор.

Возврат билета

Если по причине того, что ваш рейс отстает от расписания, вы приняли решение не ожидать отправки судна, а добираться другой авиакомпанией или направиться домой, то соответственно, вы приняли решение расторгнуть соглашение о воздушной перевозке. Оно является вынужденным, соответственно, можно рассчитывать на компенсацию в размере 100%.

К таким отказам также относятся:

  1. Перестройка маршрута перевозчиком.
  2. Полет не по расписанию.
  3. Несостоявшаяся отправка путешественника по причине отсутствия места в салоне, соответствующего дате и рейсу, обозначенных в посадочном билете, по причине продолжительного досмотра сотрудника аэропорта, в результате которого не было обнаружено запрещенных предметов и веществ.
  4. Внезапная болезнь пассажира или его близкого родственника с подтверждением этого факта медицинской справкой.
  5. Непредоставление путешественнику класса обслуживания, соответствующего купленному билету.

При вынужденном отказе авиакомпания ставит соответствующую пометку в билете или выдает ему документ, поясняющий обстоятельства этого отказа.

Права путешественников при задержке рейса

Итак, что положено пассажирам при задержке рейса? Даже если ждать вам придется недолго, а примерно 1 час, все равно не стоит спускать ситуацию на самотек. Сразу же после получения информации о задержке следует подойти к стойке регистрации и потребовать детальных разъяснений. Ответ при такой незначительной задержке вы вряд ли получите, поскольку сотрудники сами не знают, в чем дело, но основная задача разговора в том, чтобы поставить штампик о задержке. При последующих разбирательствах он станет неопровержимым доказательством.

Основания для задержки могут быть разными, но каждый путешественник должен обладать информацией о том, что положено пассажирам при задержке рейса. В перечень обязательств авиакомпании входит:

  1. Путешественникам с детьми младше 7 лет должен быть предоставлен пропуск в комнату матери и ребенка.
  2. Сохранение багажа до момента вылета.

Согласитесь, что гораздо удобнее ожидать перенесенный рейс, освободив руки от багажа, и устроившись в удобных условиях с детками. Список последующих услуг, входящих в обязанности перевозчика, зависит от продолжительности задержки.

Время задержки

В зависимости от продолжительности ожидания пассажиру предоставляются следующие услуги:

  1. Итак, что положено пассажирам при задержке рейса на 2 часа и более? Авиапассажир имеет право потребовать от компании возможность сделать 2 телефонных звонка за его счет в любой город мира и отослать 2 СМС.
  2. Еще что положено пассажирам при задержке рейса на 2 часа и более? Перевозчик должен обеспечить их напитками на выбор в нужном количестве.
  3. Горячее питание положено пассажирам при задержке рейса на 5 часов и более. После этого кормление осуществляется каждые 6 часов днем и 8 в ночное время.
  4. Случилась задержка рейса на 6 часов, что положено пассажирам? По истечении этого времени все путешественники должны быть обеспечены следующим:
  • Гостиничным номером до вылета. Помещение для отдыха предоставляется после 8 часа отсрочки рейса днем, после 6 часов - ночью.
  • Автотранспортом до гостиницы и обратно.

Прочие компенсации

Все озвученные услуги должны предоставляться пассажиру совершенно бесплатно. Никаких оправданий в этом случае быть не может, поскольку авиаперевозчик должен при любых условиях позаботиться о пассажирах. Ну а если рейс был задержан по вине организации, то отвертеться горячим обедом и гостиничным номером ей не удастся. В дополнение к этому пассажирам причитается:

  1. Денежная выплата в размере 3% от цены билета, умноженные на количество часов задержки.
  2. Компенсация в размере 0,25% от минимальной оплаты труда, умноженной на количество отложенных часов вылета.

В общей сумме за отложенный вылет авиапассажир сможет вернуть до 50% от цены билета (в зависимости от длительности ожидания). Если вылет так и не был совершен, то, без всякого сомнения, будет возвращена полная цена билета вдобавок к прочим компенсациям. Все указанные суммы действуют на российской территории, в странах ЕС размер выплат гораздо выше. В зависимости от времени отправления и дистанции, авиапассажир, который получил сообщение от перевозчика об отмене рейса меньше чем за 2 недели, может надеяться на компенсацию в размере 600 евро.

Важная информация

При задержке рейса на 14 часов что положено пассажирам? При такой долговременной задержке рейса не следует долго дожидаться того, пока авиаперевозчик оплатит питание и гостиницу. Можно все сделать самому, главное, сохранять все платежные документы (квитанции, чеки и прочее), поскольку все потраченные средства будут потом возвращены, но, правда, это будет сделано через суд.

Не знаете, что положено пассажирам при задержке рейса на 5 часов и более? А что делать, если предполагалась стыковка? Не следует волноваться по поводу пересадок. Если у вас предполагался стыковочный рейс, то перевозчик в любом случае должен будет обеспечить место в другом самолете, следующим к месту вашего назначения. Вам не придется доплачивать за билет ни копейки, даже в том случае, если вас разместят в бизнес-класс. Но если у вас был приобретен билет в бизнес-класс, а свободные места есть в экономе, то настаивать на возврате разницы нужно в обязательном порядке!

Время задержки рейса рассчитывается исходя из данных, указанных в посадочном билете. Перевозчиком, на собственное усмотрение, могут быть предоставлены дополнительные услуги на время заминки, но они не отменяют обязательные.

Как действовать при задержке чартерного рейса

Если вы собираетесь предъявить претензии, то непременно потребуется справка о задержке/отмене рейса. На посадочной квитанции от руки должно быть указано настоящее время вылета и поставлен штамп.

В случае непредоставления обязательных услуг во время ожидания рейса приобретите их самостоятельно, но обязательно сохраните все чеки. По прибытии предъявите их туроператору, его задача - разобраться с чартерным перевозчиком и стребовать возмещение компенсации.

Что необходимо знать о задержках чартерных рейсов

Авиаперевозчики регулярных и чартерных рейсов разделяют разные виды ответственности. В последнем случае вся ответственность лежит на туроператоре, зафрахтовавшем судно, а не на самом перевозчике.

Если произошла задержка рейса, что положено пассажирам? Закон гласит, что в независимости от причин изменения расписания, перевозчик обязан в установленные сроки предоставить пассажиру необходимы услуги, указанные выше.

Главное, что необходимо сделать, это получить штампик на стойке регистрации о задержке вылета. Если он есть, то вы сможете вернуть собственные средства, которые могли быть потрачены по причине того, что перевозчик не предоставил необходимые услуги либо сделал это с нарушением установленных временных рамок.

Разборки с возмещением средств могут дойти до суда, но чаще всего этого не происходит, все претензии рассматриваются в досудебном порядке. Подать заявку на компенсационную выплату можно в течение 6 месяцев с момента выполнения рейса, перевозчик/туроператор обязан рассмотреть ее в течение 30 дней.

Компенсационные выплаты при задержке рейса на российской территории

Обязательства авиаперевозчиков и права путешественников по вопросу получения компенсации за изменение времени вылета судна российского перевозчика или зарубежной организации, задержавшей авиарейс на территории России, регулируется Воздушным кодексом РФ.

Для получения выплаты за изменение вылета требуется поставить штамп на регистрационной стойке и еще получить соответствующую справку у представителя авиакомпании. Претензии принимаются в течение полугода с момента задержки рейса.

К претензионному заявлению требуется приложить билет на самолет с проставленным штампом и справку, подтверждающую этот факт. Кроме того, если вы оплачивали услуги самостоятельно, должны быть приложены все платежные документы (чеки за оплату питания, гостиницу, транспорт и прочее в период задержки). Претензию необходимо направить заказным посланием с описью по почте или вручить лично в руки агентам авиакомпании. В обязательном порядке сделайте копию письма для себя. Если требование будет вручаться представителю лично в руки, то не забудьте взять с него расписку о получении. Ответ следует ожидать в течение месяца с момента отправления.

Если рейс задержан европейской авиакомпанией или на территории ЕС

Если изменилось расписание рейса авиакомпании, зарегистрированной на территории ЕС или в аэропорту стран ЕС, тогда что положено пассажирам при задержке рейса на 3 часа, например? В этом случае пассажирам выплачивается компенсация, отказать в которой можно только по нескольким причинам:

  1. Террористический акт.
  2. Синоптические условия.
  3. Забастовка.
  4. Саботаж.

Атмосферные условия считаются поводом для отказа только в том случае, если были отложены все рейсы, следующие из этого аэропорта.

Для получения компенсации необходимо проштудировать регламент, и если ваша ситуация подходит под описанные там положения, то можно смело писать претензионное заявление на имя авиаперевозчика. Отсылаете письмо и ожидаете ответа. В случае отказа перевозчика в возмещении компенсации можно направить письмо в общество защиты прав потребителей той страны, откуда выполнялся вылет. Если и там будет отказ, то подавайте исковое заявление в суд той же страны.

Сумма выплаты будет зависеть от продолжительности задержки, а также расстояния между аэропортами отправления и прибытия.

Другой способ

Второй способ получить компенсацию - обратиться за помощью в организацию Compensair, которая полностью берет на себя всю бумажную волокиту по взысканию выплаты с авиаперевозчика, начиная от оформления первичного заявления до досудебной работы с локальными органами по защите прав потребителей в странах ЕС и судебного разбирательства. Кстати, проверить возможность получения компенсационной выплаты с конкретного задержанного рейса можно на их сайте совершенно бесплатно.

За проделанную работу сервисом удерживается сбор только при положительном результате. Вам платить ничего не придется, Compensair перечислит вам сумму уже за вычетом комиссии, обычно ее размер составляет 25%.