Самые страшные авиакатастрофы в мире. Последние Авиакатастрофы: Жуткие аварии самолётов последних лет

Многие люди предпочитают добираться в тот или иной регион при помощи авиалайнера, ведь воздушным путем гораздо удобнее и быстрее ехать, нежели на поезде. По статистике каждые 2-3 секунды в мире приземляется и взлетает самолет . Стоит ли поддаваться страху, когда заходишь на борт самолета? Как часто разбиваются самолеты? Такие вопросы всегда мучают пассажиров, особенно тех, кто редко летает на воздушном судне.

Каждый опасается за свою жизнь, поэтому неудивительно, почему возникают такие вопросы. Если посмотреть новости, в которых постоянно рассказывают о каких-нибудь катастрофах, причем часто связанных с авиаперелетом, то сразу отпадает желание куда-то ехать. Безусловно, опасность есть всегда. Даже во время нахождения дома есть риск гибели, например, от утечки газа. Таким образом, летать или не летать на воздушных суднах – это очень спорный вопрос и здесь каждый сам решает, как ему лучше поступать. Для того чтобы понять, много ли авиалайнеров попадает в катастрофу, рассмотрим статистику.

Сколько самолетов падает в год – вопрос, который интересует многих людей, даже тех, кто не собирается в рейс. Можно привести такие данные:

  1. Как показывает статистика, каждый день в небо взлетает порядка 10 000 авиалайнеров.
  2. В воздушных суднах летают примерно 4.5 млрд людей – это больше половины населения планеты.
  3. Из них около 1000 человек гибнут в авиакатастрофах.
  4. За 100 лет пассажирской авиации 150 000 человек погибло.

Данный показатель в разы меньше, чем количество жертв в дорожно-транспортных происшествиях за месяц. Таким образом, на чем безопаснее передвигаться? Ответ очевиден. В ДТП люди гибнут намного чаще, поэтому ездить в автомобилях намного опаснее для жизни, нежели летать на самолетах.

Согласно статистическим данным, с 2009 года случилось 107 авиакатастроф, жертвами стали 3245 пассажиров.

Как часто падают самолеты в России?

К сожалению, наша страна занимает лидирующую позицию в рейтинге стран, перенесших наибольшее количество авиапроисшествий. Это обусловлено тем, что Россия – самая большая в мире держава. Если взять статистику с 2009 года, то в РФ произошло наибольшее количество катастроф, связанных с авиалайнерами – 38 штук. В них погибло 378 человек. Далее следует Америка, где случилось 11 происшествий за последние 6 лет. Если же брать во внимание данные за все время существования гражданской авиации, то здесь первое место занимают Соединенные Штаты Америки.

  • Россия (38 аварий);
  • США (11 за данный период);
  • Украина (7 за 6 лет);
  • Конго (6 за такой же период);
  • Германия (4 катастрофы в 2010 году).

Какие самолеты чаще всего падают?

Если говорить о том, какие самолеты чаще всего разбиваются, здесь нужно привести рейтинг наиболее опасных авиалайнеров. Итак, список таков:

  1. Boeing 737. Этот пассажирский самолет был признан самым опасным, так как несколько авиакатастроф произошло именно на нем.
  2. Ил-76. Страшная катастрофа случилась на этом воздушном судне 13 лет назад и унесла очень много человеческих жизней.
  3. Ту-154. На нем произошло также очень много аварий.
  4. Airbus A310. Последняя катастрофа была в этом году, унесшая более 150 жизней и лишь одной девочке удалось уцелеть.
  5. McDonnell-Douglas DC-9. Он уже много лет не выпускается, но готовые воздушные судна летают довольно часто. За все время существования на борту данного самолета погибли лишь 44 человека.

По сравнению с годами прошлого XX-го века количество авиакатастроф, увы, увеличилось. Самолеты падают по разным причинам. Это может быть неисправность самого авиалайнера, погодные условия либо человеческий фактор. Сказать однозначно, часто ли падают самолеты, сложно. Если сравнить с ДТП, то на воздушном судне намного безопаснее передвигаться. А в целом не стоит бояться самолетов, ведь на земле риск погибнуть намного больше, чем в воздухе.

История авиакатастроф

Согласно статистике, самолёты считаются самым безопасным видом транспорта. За год в авиа перелётах погибает около 1000 человек, что в десятки раз меньше, чем, к примеру, на дорогах. Казалось бы, цифры по сравнению с другими, очень небольшие, но каждая авария в воздухе – это совокупность разных факторов, приводящих в ужас масштабами трагедий.

Так, самая жуткая авиакатастрофа, унёсшая жизни 3000 людей, произошла 11.09.2011 года, когда террористы-смертники направили два авиалайнера в башни-близнецы торгового центра в Нью-Йорке. 27.03.1977 года, два Boeing 747 столкнулись в аэропорту Тенерифе на Канарских островах, от чего погибло 583 человека. Из-за поломок и в воздухе 12.08.1985 года возле Токио разбился Boeing 747 с 525 пассажирами на борту. Это лишь несколько примеров, поражающих своей масштабностью трагедии.

Международная организация гражданской авиации ICAO регулярно проводит тщательный мониторинг всех авиапроисшествий. Это кропотливая работа комиссий, состоящих из пилотов, экспертов, авиадиспетчеров, инженеров, которые отрабатывают и анализируют самые сложные варианты, учитывая разные нюансы. Поскольку самолёт - это не только прочная железная машина, а громадный технический комплекс всевозможных узлов и агрегатов, причины падения очень разные и индивидуальные, а расследования длятся в несколько этапов от нескольких месяцев до нескольких лет.

Основные причины авиакатастроф

Человеческий фактор. Под понятием человеческого фактора подразумевается не только ошибка в выполнении пилотами своих функциональных обязанностей, но и некорректная работа обслуживающего персонала, техников, авиаремонтной службы и диспетчеров. Ведь предугадать действия человека очень сложно, а сам вылет - это сложный технический процесс, требующий значительных материальных и человеческих ресурсов. По данным статистики, около 70% происшествий припадает именно на этот фактор. С каждым годом авиаторы усовершенствуют правила перелётов и всё больше используются автоматические и роботизированные системы управления воздушным движением, сводящие к минимуму участие человека, и как следствие, снижают риск человеческого фактора.

Технический фактор. Отказ в работе техники также является достаточно распространённой причиной. Хоть и каждая машина перед взлётом проходит технический осмотр и подготовку, на его долю припадает до 30% падений. Основными причинами технических неполадок являются сбой в работе бортового компьютера и систем безопасности, навигационных систем, отказ двигателей, неполадки в узлах и агрегатах. Выяснить, что приводит к нарушениям достаточно сложно. Учитывая эти данные, авиакомпании отказываются от устаревших и ненадёжных машин. Но в последнее время эксперты всё чаще приходят к выводу о влияние аномальных и природных явлений.

Нередко столкновения с птицами, попадающие в двигатель бывают причиной авиакатастрофы. Чаще всего это происходит на низкой высоте, особенно при взлёте и посадке. Начиная с начала 2000-х годов, на аэродромах устанавливают звуковые отпугиватели, а фары, зажигающиеся на стойках шасси при взлёте и посадке, не дают птицам близко приблизиться к самолёту.

Турбулентность и погодные условия сами по себе не опасны, не несут угрозы разрушения корпуса самолёта. Но бывают случаи, когда лайнер попадает в зону сильной турбулентности и грозового фронта, что может негативно сказаться на работе бортовых систем и потери управления. Также такие неблагоприятные условия, как снег, туман, ливни, аномальная жара отрицательно влияют на воздушное движение. По статистике 15% катастроф возникает из-за неблагоприятных метеоусловий.

Начиная с 1970-ых годов, террористические акты всё чаще приводят к крушению. Террористы, как правило, захватывали лайнер прямо в воздухе или же приводили в действие взрывное устройство на борту. Такие катастрофы всегда приводят к значительным жертвам.

Самолёты, которые падают чаще всего

По среднестатистическим данным можно составить список наиболее опасных самолётов:

  1. Boeing 737 - принято считать самым опасным: одно падение приходится на 507500 часов налёта.
  2. ИЛ 76 - второй по списку из опасных воздушных судов и, при этом, наиболее популярный на постсоветском пространстве: на 549900 лётных часов одна катастрофа.
  3. Ту 154 - далее по списку: на одно крушение которого – 1041000 часов полёта.
  4. Airbus A310 - одна авиакатастрофа на 1 067 700 летных часов.
  5. McDonnell-Douglas DC-9 - на 1 068 700 часов одно крушение.
  6. Ту-134 - наиболее массовый лайнер на постсоветском пространстве, у которого на 1087600 часов одна катастрофа, давно снят с конвейера, но всё ещё бороздит просторы постсоветского пространства.
  7. Boeing 727 - одно авиапроисшествие приходится на 2306300 часов в воздухе.
  8. McDonnell-Douglas MD-80 - по статистике на 2332300 часов налёта одна авиакатастрофа.
  9. McDonnell-Douglas DC-10 - безопасность этого судна очень высокая, что отображается на данных – одна авария на 2908800 часов.
  10. McDonnell-Douglas MD-11 - считается самым безопасным самолетом, несмотря на то, что он уже не производится. На 3668800 часов полёта приходится одна авария.

Мистицизм

Расследуя некоторые аварии, эксперты приходят в тупик или замешательство, и не могут объяснить причины тех или иных событий, ссылаясь на странные стечения обстоятельств, таких как, пропажа радиосвязи, странное исчезновение с экранов радара, невнятные переговоры экипажа перед гибелью. Некоторые трагедии так и остаются под завесой тайны.

Безопасность

Безопасность воздушного движения – важнейший аспект всей авиации, которому пристально уделяют внимание. Ежегодно разрабатываются всё более новые методики управления воздушным транспортом, модернизируются автоматические системы управления полётов. Начиная от пилотов и диспетчеров до руководителей воздушного движения, все прилагают усилия, чтобы пассажир чувствовал себя комфортно и в безопасности, а в технологиях самолётостроения внедряются решения, способствующие повышения выживаемости пассажиров при авариях.

Видеоматериал о причинах самых масштабных авиакатастроф

Считается самолет. ДТП на дорогах случаются гораздо чаще, чем крушения воздушных судов. Однако авиакатастрофы более масштабны. В них погибают десятки, а то и сотни людей. Подтверждением этому служит статистика крушений самолетов в России.

Топ-5 происшествий по числу жертв (2006−2015 годы)

За последние 10 лет авиационные случались по разным причинам. Примерно в 80 % случаев причиной крушения становился человеческий фактор. Ошибки совершали либо члены экипажа, либо наземные службы.

Катастрофа в Иркутске (2006 год)

Статистика крушений самолетов в России за 10 лет печальная. За этот период произошло несколько крупных авиакатастроф, унесших жизни и взрослых, и детей. Одна из них случилась 9 июля 2006 года. В тот день авиалайнер Airbus A310-324, принадлежащий авиакомпании «Сибирь», совершал пассажирский рейс из Москвы в Иркутск.

Воздушное судно благополучно долетело до пункта назначения и начало совершать посадку. На взлетно-посадочной полосе оно по каким-то причинам остановиться не смогло. Самолет на огромной скорости выкатился за пределы ВПП и врезался в бетонное ограждение.

Из-за столкновения корпус авиалайнера разрушился. В салоне начался пожар. Часть людей выжила благодаря действиям экипажа. Если бы проводники не предприняли необходимых мер, то статистика крушений самолетов в России была бы более ужасающей.

Одним из храбрых членов экипажа оказался Андрей Дьяконов. Ради спасения людей молодой бортпроводник выбил дверь в самолете. Сам Андрей Дьяконов выбраться из горящего салона не успел. Он до последнего момента выпускал пассажиров.

Героический подвиг совершила Виктория Зильберштейн, работающая стюардессой. Девушка из-за столкновения самолета с бетонным ограждением оказалась под завалом чемоданов и кресел. Выбравшись из-под него, стюардесса начала пробираться в сторону аварийного выхода. Она открыла люк и начала выпускать людей. Затем она выбралась и сама.

Трагедия под Донецком (2006 год)

Статистика крушений самолетов в Российской Федерации свидетельствует, что одна из масштабных авиакатастроф произошла утром 22 августа 2006 года. Самолет Ту-154М, принадлежащий российской компании «Пулково», вылетел из Пунктом назначения был Санкт-Петербург. На борту находились 10 членов экипажа и 160 пассажиров. В число людей, летевших этим рейсом, входило 45 детей.

Пролетая над Донецкой областью, самолет столкнулся с неблагоприятными погодными условиями - грозой и сильным градом. Экипаж, принимая попытки выбраться из сложных метеоусловий, совершил роковую ошибку. Самолет начал стремительно терять высоту, а затем он разбился, врезавшись в склон оврага. Все люди, находящиеся на борту, погибли.

После катастрофы было проведено расследование. Статистика крушений самолетов в России показывает, что авиалайнеры часто падают из-за каких-либо неполадок, своевременно не замеченных экипажем. В этом случае причиной трагедии стали ошибки, совершенные пилотами.

Крушение самолета в Перми (2008 год)

Осенью 2008 года статистика крушений самолетов в России пополнилась еще одной трагедией. Ночью 14 сентября из московского аэропорта Шереметьево вылетел авиалайнер российской авиакомпании «Аэрофлот-Норд» − Boeing 737-505. Пассажирский рейс совершался в Пермь. Полет прошел благополучно, но в момент захода на посадку случилась трагедия. Авиалайнер разбился, не долетев нескольких километров до аэропорта.

На борту рокового рейса находились 6 членов экипажа и 82 пассажира. В авиакатастрофе никому не суждено было выжить. Среди погибших оказались 7 детей. Расследование, проведенное после трагедии, показало, что самолет был полностью исправным. произошла из-за ошибок членов экипажа.

Возможно, роковую роль сыграла усталость пилотов. До трагического рейса они осуществили несколько полетов и не успели полноценно отдохнуть. Один из пилотов находился в состоянии алкогольного опьянения. Это подтвердила судебно-медицинская экспертиза.

Авиационная катастрофа в Казани (2013 год)

Статистика крушения пассажирских самолетов в России включает в себя событие, произошедшее вечером 17 ноября 2013 года. Из Домодедово в Казань вылетело воздушное судно авиакомпании «Татарстан» − Boeing 737-500. Билет на злополучный рейс приобрели 44 человека. На борту также находились 6 членов экипажа.

Катастрофа произошла при заходе на посадку. Самолет врезался в землю и разбился. Все люди, находящиеся в самолете, погибли. Причина падения заключалась в совершении неправильных действий членами экипажа. Возможно, пилоты были недостаточно профессионально подготовлены. Следствие подозревало, что погибший командир воздушного судна незаконным путем получил свидетельство пилота коммерческой авиации.

Авиакатастрофа над Синаем (2015 год)

Террористический акт - одна из причин, по которой происходило крушение самолетов в России. Статистика свидетельствует, что в 2015 году в нашей стране произошла самая крупная катастрофа из-за действий боевиков - разбился авиалайнер Airbus A321. Самолет вылетел 31 октября из Шарм-эль-Шейха по направлению в Санкт-Петербург. Однако посадке не было суждено случиться.

Через 23 минуты после вылета из египетского аэропорта радиосвязь с экипажем авиалайнера была потеряна. Позже выяснилось, что самолет разбился на Синайском полуострове. На борту находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа. В авиакатастрофе никто не выжил. Среди погибших оказались 25 детей. Самому маленькому пассажиру, ставшему символом трагедии, было всего 10 месяцев.

Самолет был создан за 18,5 года до авиакатастрофы. На дату крушения авиалайнер эксплуатировался российским ООО «Когалымавиа». После происшествия выдвигалось несколько версий причин трагедии. Многие считали, что авиакатастрофа произошла из-за специалистов «Когалымавиа», которые должным образом не обслуживали самолет. Расследование же показало, что крушение произошло вследствие террористического акта.

Самые надежные авиакомпании РФ

В России зарегистрировано несколько десятков авиаперевозчиков: «Глобус», «Победа», Dexter, «Когалымавиа» (Metrojet) и др. Для определения надежности та или иная компания оценивается по различным критериям. Главным из них считается техническая безопасность самолетов, ведь зачастую авиакатастрофы происходят из-за поломок.

Европейское агентство по авиабезопасности составило рейтинг самых надежных авиаперевозчиков, функционирующих на территории Российской Федерации. В тройку лидеров вошли такие компании, как «Уральские авиалинии», S7 Airlines и «Аэрофлот».

«Уральские авиалинии»

Названная компания считается самой надежной и безопасной в России. Она выполняет регулярные рейсы в разные точки мира уже более 20 лет. За этот период не происходили крупные крушения самолетов в России. Статистика у авиаперевозчика очень хорошая.

Известно только о нескольких авариях. Все инциденты связаны с неполадками в двигателях. Командиры воздушных судов при обнаружении неисправностей принимали решение о совершении вынужденных посадок. Жертв и пострадавших никогда не было.

S7 Airlines

Второе место в списке самых безопасных компаний занимает S7 Airlines («Сибирь»). История этого авиаперевозчика берет свое начало в 1957 году, когда был создан Толмачевский объединенный авиаотряд. На его базе в 1992 году была создана авиакомпания под названием «Сибирь». В 2006 году была осуществлена смена бренда. Авиаперевозчик стал известен под названием S7 Airlines.

В истории этой компании есть крушение самолетов в России. Статистика авиаперевозчика S7 Airlines такова:

  1. Осенью 2001 года потерпел крушение пассажирский самолет, следовавший из Тель-Авива в Новосибирск. Авиалайнер рухнул прямо в Черное море. Трагедия унесла жизни 78 человек. Самолет упал из-за того, что его сбила зенитная ракета. Она была запущена в ходе военных учений, проходящих в тот момент на Крымском полуострове.
  2. В конце августа 2004 года разбился самолет, который летел из Москвы в Сочи. На борту находился 51 человек. Все члены экипажа и пассажиры погибли. Причиной трагедии стал террористический акт.
  3. Летом 2006 года в Иркутске произошла авиакатастрофа, о которой рассказывалось выше. Экипаж не смог совершить посадку. Погибли 125 человек.

«Аэрофлот»

Статистика крушений самолетов по авиакомпаниям России показывает, что еще одним безопасным авиаперевозчиком является «Аэрофлот». Он занимает третье место в рейтинге. «Аэрофлот» был основан в 1923 году. При распаде СССР от него отделилось множество мелких авиаперевозчиков. В 1992 году было создано АО «Аэрофлот - российские международные авиалинии». С этого момента начинается современная история компании.

Сейчас «Аэрофлот» является крупнейшим авиаперевозчиком России. Он осуществляет международные и внутренние рейсы. За период с 1992 года по настоящее время произошло 4 авиакатастрофы, унесшие жизни людей. Также известно о 5 авариях без жертв.

Самой известной авиакатастрофой является трагедия, которая произошла под Междуреченском. Новости о ней разлетелись по всему миру. Весной 1994 года разбился пассажирский самолет, направлявшийся из Москвы в Гонконг. Крушение произошло из-за командира воздушного судна. Мужчина посадил за штурвал своего 15-летнего сына. Погибло 75 человек.

Какая статистика крушений самолетов в России - вопрос, который возникает у многих людей, решившихся отправиться за границу или в другой город родной страны. Опираясь на имеющуюся информацию, можно сделать вывод, что крупные авиакатастрофы случаются редко, ведь каждый день совершается огромное количество рейсов.

  • 20 августа 2008 года в Мадриде (аэропорт Барахас) упал самолет MD‑82, выполнявший рейс Мадрид — Лас‑Пальмас (Канарские острова). Самолет рухнул на землю сразу после взлета и загорелся. На его борту было 174 человека, двадцать из них выжили. Позднее двое выживших умерли в больнице. Анализ информации с двух «черных ящиков» показал, что при взлете закрылки были не полностью выпущены, а из-за неполадки оборудования пилоты не получили автоматического предупреждения.
  • 14 сентября 2008 года в Перми при повторном заходе на посадку разбился Boeing 737-500 авиакомпании «Аэрофлот-Норд». Самолет следовал рейсом из Москвы. На борту было 88 человек, никто из них не выжил при падении. Причиной падения стала ошибка экипажа.
  • 20 мая 2009 года около города Мадиун в Индонезии упал транспортный самолет ВВС Индонезии С-130. Он летел из Джакарты в восточную часть острова. Самолет упал на деревню. На его борту находилось 110 человек, из них 11 членов экипажа. Выжили 15 человек. Всего в катастрофе погибло 97 человек, в том числе жители деревни, на которую упал самолет. По словам очевидцев, во время полёта у самолёта оторвалась правая часть крыла.
  • 1 июня 2009 года над Атлантическим океаном разбился Airbus А330 компании Air France. Самолет вылетел из Рио‑де‑Жанейро в Париж. Через четыре часа полета связь с самолетом была потеряна. На его борту находилось 228 человек, выжить удалось лишь одному ребенку. Причиной крушения стали ошибки пилотов и ненадежная техника.
  • 30 июня 2009 года у Коморских островов разбился лайнер А310 авиакомпании Yemenia, совершавший рейс из Парижа с посадками в пяти городах. На борту самолета находилось 142 пассажира и 11 членов экипажа. Выжить удалось только двенадцатилетней девочке, у нее были многочисленные ожоги, ушибы и перелом ключицы. Девочку обнаружили в океане спустя 12 часов после падения самолета. Среди возможных причин авиакатастрофы — ошибка пилотов.
  • 15 июля 2009 года в Иране упал Ту-154, летевший из Тегерана в Ереван. Он принадлежал авиакомпании Caspian Airlines, на его борту было 168 человек, в основном граждане Армении, Грузии и Ирана. Выживших не было. Причиной падения Ту-154 стал отказ двигателя.
  • 25 января 2010 года над Средиземным морем потерпел катастрофу Boeing 737‑800, принадлежавший эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines. Самолет летел из Бейрута в Аддис‑Абебу, Эфиопия. На его борту было 90 человек. Среди возможных причин авиакатастрофы — попадание в самолет молнии.
  • 10 апреля 2010 года самолет президента Польши Ту‑154, летевший из Варшавы в Смоленск, упал при посадке. На борту находилось 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа, среди них президент Польши Лех Качиньский и его супруга. Выживших не было. Причинами катастрофы стали неправильные действия экипажа.
  • 12 мая 2010 года при заходе на посадку в аэропорту Триполи потерпел крушение самолет А330 ливийской авиакомпании Al Afriqiyah. На его борту было 93 пассажира и 11 членов экипажа. Выжил только восьмилетний мальчик. В ходе расследования установлено, что заход на посадку осуществлялся в условиях ограниченной видимости из-за густого тумана. Экипаж отключил автопилот и заходил на посадку в ручном режиме.
  • 22 мая 2010 года Boeing 737‑800 индийской авиакомпании Air India, летевший из Дубая в Мангалор, разбился при заходе на посадку. Он приземлился, но не смог остановиться, выкатился за пределы взлетно‑посадочной полосы, пробил ограждение, разломился на две части и загорелся. В самолете находилось 166 человек, включая шестерых членов экипажа. Восемь пассажиров выжили.
  • 28 июля 2010 года самолет А321 авиакомпании Airblue упал в холмистой местности. Лайнер летел из Карачи в Исламабад, на его борту было 152 человека, из них шесть членов экипажа. Выживших не было. Среди возможных причин авиакатастрофы — плохие погодные условия.
  • 9 января 2011 года Boeing 727, принадлежавший компании IranAir, разбился в иранской провинции Западный Азербайджан. Из 105 человек, находившихся на борту самолета, погибло 78 человек. Официальной версией причин катастрофы являются плохие погодные условия.
  • 21 июня 2011 года Ту-134 компании «РусЭйр», следовавший из Москвы в Петрозаводск, совершил жесткую посадку на автотрассу в сложных условиях. При посадке начался пожар. Из 52 человек, находившихся на борту, погибло 44. Из восьми выживших двое позже умерли в больнице. Причинами катастрофы стали неправильные действия экипажа.
  • 8 июля 2011 года Boeing 727, принадлежавший компании Hewa Bora, разбился в аэропорту города Кисангани (Конго). На его борту находилось 178 человек. 127 пассажиров погибли. Лайнер разбился из-за плохих погодных условий. При попытке приземлиться самолет промахнулся мимо взлетно‑посадочной полосы.
  • 7 сентября 2011 года в аэропорту Туношна в Ярославской области разбился Як‑42 авиакомпании «Як Сервис». На его борту была ярославская хоккейная команда «Локомотив», летевшая на матч в Минске. Всего в самолете было 45 человек, выжили лишь двое — хоккеист Александр Галимов и бортинженер Александр Сизов. Спустя пять дней Галимов умер. Причиной катастрофы названы непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолета, которые сделал командиром экипажа или второй пилот.
  • 20 апреля 2012 года в Пакистане разбился самолет Boeing 737, летевший из Карачи. Он упал недалеко от столицы Пакистана Исламабада. На его борту находилось 127 человек, выживших не было. У самолета в воздухе загорелись, а затем взорвались топливные баки.
  • 9 мая 2012 года в Индонезии разбился самолет Sukhoi SuperJet‑100, совершавший демонстрационный полет. На высоте 1,6 километра он врезался в склон горы. На борту было 45 человек, среди них восемь россиян. Выживших не было. Причиной крушения стал человеческий фактор.
  • 3 июня 2012 года лайнер нигерийской компании Dana Air MD‑83 упал на жилой квартал недалеко от аэропорта Лагоса. Самолет протаранил двухэтажное здание, в котором жили около 40 человек. На его борту находилось 153 человека. Выживших не было. Среди возможных причин катастрофы — техническая неисправность.

Десять лет назад была принята Государственная программа обеспечения безопасности полётов воздушных судов гражданской авиации. Спустя ещё четыре года, в 2012 году, были внесены дополнения в Воздушный кодекс РФ. Кроме того чуть ли не ежеквартально ведомства подписывают и рассылают строгие приказы и распоряжения об усилении контроля, бдительности, дисциплины в российской авиации. Почему же мы никак не можем перейти от слов к делу? Собственно, с таким вопросом обратились к генпрокурору России два авторитетных российских эксперта: член правления Всемирного фонда безопасности полётовВалерий Шелковников и член Всемирного фонда безопасности полётов Сергей Мельниченко. Специально для Юрия Чайки они составили «Профиль безопасности полётов Российской Федерации в ХХI веке» , в котором перечисляются все авиакатастрофы в стране с начала века.

Генеральному прокурору Российской Федерации Чайке Ю.Я.
Уважаемый Юрий Яковлевич,

Направляем вам «Профиль безопасности полётов Российской Федерации в ХХI веке» в порядке надзора за соблюдением законов по обеспечению безопасности полётов. Полагаем, что информация будет вам полезна в деле повышения безопасности полётов, в том числе и государственной авиации. Используя опыт профессионалов, можно изменить положение дел к лучшему. Помните, мы все пользуемся воздушным транспортом!
С уважением ,
Валерий Шелковников, президент Международного Консультативно-аналитического агентства «Безопаcность Полётов» , лауреат Государственной премии СССР в области безопасности полётов, член правления Всемирного фонда безопасности полётов.
Сергей Мельниченко, генеральный директор Международного Консультативно-аналитического агентства «Безопаcность Полётов», член Всемирного фонда безопасности полётов.

ПРОФИЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В XXI ВЕКЕ

Статистика:

2001, 4 июля, Иркутская область. При выполнении захода на посадку в Иркутске потерпел катастрофу самолёт Ту-154 авиакомпании «Владивосток Авиа». Все 145 человек погибли.

2001, 4 октября , Чёрное море. При следовании на эшелоне самолёт Ту-154 авиакомпании «Сибирь» был сбит ракетой, выпущенной украинскими военными. Погибли 78 человек (все).

2001, 1 декабря , Новая Иня. На самолёте Ил-76ТД погранвойск начался пожар. При попытке произвести срочную посадку самолёт столкнулся с землёй. Все 18 человек, находившиеся на борту, погибли. Самолёт нёс регистрационные знаки коммерческого воздушного судна.

2004, 24 августа , после вылета из Домодедова из-за взрыва бомб на борту при выполнении полёта потерпели катастрофу самолёт Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс», на котором погибли 44 человека (все) и самолёт Ту-154 авиакомпании «Сибирь», на котором погибли 46 человек (все).

2005, 16 марта , Варандей. Самолёт Ан-24РВ авиакомпании «Регионавиа» потерпел катастрофу при выполнении захода на посадку; из 52 человек 28 погибли.

2006, 9 июля , Иркутск. При выполнении посадки потерпел катастрофу самолёт Airbus А-310 авиакомпании «Сибирь». Из 203 человек погибли 125.

2007, 17 марта , Самара. При выполнении посадки потерпел катастрофу самолёт Ту-134 авиакомпании ЮТЭЙР». Шесть человек из 57 погибли.

Распоряжением Правительства РФ 641-р 6 мая 2008 года была утверждена Государственная программа обеспечения безопасности полётов воздушных судов гражданской авиации. Не помогло:

2008, 26 мая , Челябинск. При возвращении в Челябинск из-за возникновения пожара на борту самолёт Ан-12 авиакомпании «Московия» упал, не долетев 11 км до аэродрома. Погибли все 9 человек, находившиеся в самолёте.

2008, 14 сентября , Пермь. При выполнении захода на посадку потерпел катастрофу самолёт Boeing 737-500 авиакомпании «Аэрофлот-Норд». Все 88 человек, находившиеся на борту, погибли.

2009, 9 января , Алтай. Во время охоты потерпел катастрофу вертолёт Ми-171, в котором погибли 7 человек из 11 находившихся на борту.

2010, 22 марта , район аэродрома Москва/Домодедово. Самолёт Ту-204 авиакомпании «Авиастар-Ту», в котором находились лишь восемь членов экипажа, потерпел катастрофу при выполнении захода на посадку на аэродроме назначения. Все остались в живых, но самолёт был разрушен.

2010, 3 августа , Игарка. Самолёт Ан-24 авиакомпании «Катэк-Авиа» потерпел катастрофу при выполнении захода на посадку. Погибли двенадцать человек из пятнадцати.

2010, 4 декабря , Москва/Домодедово. При выполнении аварийной посадки самолёт Ту-154М авиакомпании «Дагестанские авиалинии» выкатился за пределы полосы и разломился. Два человека погибли.

2011, 1 января , Сургут. Из-за начавшегося на земле пожара в электросистеме самолёта Ту-154 авиакомпании «Когалымавиа» воздушное судно полностью сгорело, три человека из 134 погибли.

2011, 5 марта , Белгородская область. При выполнении испытательного полёта перед передачей заказчику потерпел катастрофу самолёт Ан-148. Все шесть человек, находившиеся на борту, погибли.

2011, 20 июня , Петрозаводск. При выполнении посадки потерпел катастрофу самолёт Ту-134А3 авиакомпании «РусЭйр». Погибли 47 человек из 52 находившихся на борту.

2011, 11 июля , р. Обь. После пожара двигателя экипаж самолёта Ан-24РВ авиакомпании «Ангара» произвёл посадку на водную поверхность реки Обь. Из 37 человек погибли семеро.

2011, 9 августа , Омсукчан. Из-за пожара двигателя самолёт Ан-12 авиакомпании «Авис-Амур» возвращался в Магадан, однако потерпел катастрофу в районе Омсукчана. Все 11 человек, находившиеся на борту, погибли.

2011, 7 сентября , Ярославль. При выполнении взлёта потерпел катастрофу самолёт Як-42 авиакомпании «Як-Сервис». Из находившихся на борту 45 человек погибли 44.

2012, 2 апреля , Тюмень. После взлёта потерпел катастрофу самолёт ATR72 авиакомпании «ЮТЭйР». Погибли 33 человека из 43 находившихся на борту.

2012, 12 сентября , Палана. Самолёт Ан-28 авиапредприятия Петропавловск-Камчатский при выполнении посадки потрепал катастрофу, 10 человек из находившихся на борту четырнадцати погибли.

25 декабря 2012 года вышел Федеральный закон Российской Федерации № 260-ФЗ «О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации», который дополнил его статьёй 24.1, ставшей важнейшей поправкой к Воздушному кодексу в вопросе о Системе управления безопасностью полётов в Российской Федерации.

Статья 24.1. Реализация государственной системы управления безопасностью полётов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации.

Правительство Российской Федерации в рамках обеспечения реализации государственной системы управления безопасностью полётов гражданских воздушных судов устанавливает порядок разработки и применения систем управления безопасностью полётов воздушных судов юридическими лицами – разработчиками и изготовителями гражданских воздушных судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, юридическими лицами, осуществляющими техническое обслуживание гражданских воздушных судов, аэронавигационное обслуживание полётов воздушных судов, образовательными организациями и организациями, осуществляющими подготовку пилотов гражданских воздушных судов, операторами сертифицированных аэродромов гражданской авиации в отношении воздушных судов, разработка, производство, эксплуатация или обслуживание которых осуществляется указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, образовательными учреждениями.

В целях управления безопасностью полётов гражданских воздушных судов, уполномоченный орган в области гражданской авиации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет сбор и анализ данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полётов гражданских воздушных судов, хранение этих данных и обмен ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации.

Похоже, и это не помогло:

2012, 29 декабря , Москва/Внуково. В результате выкатывания за пределы полосы после посадки самолёта Ту-204 авиакомпании Red Wings погибли пять человек из восьми находившихся на борту.

Совет ИКАО 25 февраля 2013 года принял Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации «Управление безопасностью полётов» (изменений в соответствии с этим документом принятая в 2008 году Государственная программа не претерпела)

2013, 2 июля , Депутатский. Вертолёт Ми-8 «Полярных авиалиний» потерпел катастрофу, в которой погибли 24 человека из двадцати восьми.

2013, 17 ноября , Казань. При выполнении ухода на второй круг потерпел катастрофу самолёт Boeing 737-500, все 50 человек погибли.

2014, 20 октября , Москва/Внуково. Выполнявший взлёт самолёт Dassault Falcon 50EX столкнулся с остановившимся на взлётно-посадочной полосе снегоуборщиком. Все 4 человека в самолёте погибли.

2016, 1 июля , Иркутская область. При тушении лесного пожара столкнулся с поверхностью земли самолёт Ил-76 МЧС России. Самолёт нёс регистрационные знаки коммерческого воздушного судна. Все 11 человек, находившиеся на борту, погибли.

2016, 21 октября , п-ов Ямал. Не долетев 45 км до места назначения, столкнулся с поверхностью земли и завалился набок вертолёт Ми-8 авиакомпании «Скол», на борту которого находилось 22 человека. В результате катастрофы 19 человек погибли.

2016, 25 декабря , Сочи. После выполнения взлёта столкнулся с поверхностью моря и затонул самолёт Ту-154, эксплуатировавшийся 223 лётным отрядом Министерства обороны РФ. Самолёт нёс регистрационные знаки коммерческого воздушного судна. Погибли все находившиеся в самолёте 92 человека.

2018, 11 февраля , Подмосковье. После выполнения взлёта потерпел катастрофу самолёт Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии». Погибли все находившиеся на борту – 71 человек.

Продолжение следует? Что нужно сделать, чтобы безопасность полётов в России обеспечивалась на деле, а не на бумаге? Нам интересно Ваше мнение.

Среди пассажиров потерпевшего катастрофу самолёта оказался преподаватель Санкт-Петербургского университета гражданской авиации, известнейший авиационный эксперт Борис Александрович Кармалеев, заслуженный пилот России. МКАА «Безопасность полётов выражает соболезнование родным, близким и друзьям Бориса Александровича.