Россия приступает к созданию на курильских островах военно-морской базы. Десант на курилы Остров итуруп положение судна

В отечественной историографии по проблеме принадлежности Южно-Курильских островов большое внимание уделялось освоению данных земель русскими первопроходцами, о том, какой вклад был внесен в это японцами, почти ничего не говорилось. Между тем тема представляется крайне важной для скорейшего разрешения территориального вопроса. В Токийской декларации 1993 года главы двух стран договорились о том, что проблема должна быть разрешена на основе принципов законности и справедливости, что подразумевает ее внимательное изучение не только со стороны международного права, но и с точки зрения истории.

Воспользовавшись ослаблением русских позиций в южной части Курил, японские рыбопромышленники сначала в 1799 году появляются на Кунашире, на следующий год уже на Итурупе, где уничтожают русские кресты и незаконно ставят столб с обозначением, указывающим на принадлежность островов Японии. Японские рыбаки часто стали прибывать к берегам Южного Сахалина, вели промысел, обирали айнов, что являлось причиной частых стычек между ними. В 1805 году русскими моряками с фрегата "Юнона" и тендера "Авось" на берегу залива Анива был поставлен столб с российским флагом, а японская стоянка на Итурупе была разорена. Русские радушно были встречены айнами.

В 1854 году с целью установления с Японией торговых и дипломатических отношений правительство Николая I направляет вице-адмирала Е. Путятина. В его миссию также входило разграничение русских и японских владений. Россия требовала признания своих прав на остров Сахалин и Курилы, издавна принадлежавшие ей. Зная прекрасно, в каком тяжелом положении оказалась Россия, ведя одновременно войну с тремя державами в Крыму [ Крымская война ], Япония выдвинула необоснованные претензии на южную часть Сахалина. В начале 1855 года в г. Симода Путятин подписал первый Русско-японский договор о мире и дружбе, в соответстствии с которым Сахалин объявлялся неразделенным между Россией и Японией, граница устанавливалась между островами Итуруп и Уруп, а для русских судов были открыты порты Симода, Хакодате и Нагасаки.

Симодский трактат 1855 года в статье 2 определяет: «Впредь границу между Японским государством и Россией установить между островом Итуруп и островом Уруп. Весь остров Итуруп принадлежит Японии, весь остров Уруп и Курильские острова к северу от него принадлежат России. Что касается острова Карафуто (Сахалин), то границей между Японией и Россией он не разделен по-прежнему».

В наше время японская сторона утверждает, что этот трактат комплексно учитывал деятельность Японии и России в районе Сахалина и Курильских островов вплоть до времени его заключения и был заключен в результате переговоров между Японией и Россией в мирной обстановке. Полномочный представитель российской стороны на переговорах адмирал Путятин при подписании трактата заявил: «В целях предотвращения будущих споров, в результате тщательного изучения, было подтверждено, что остров Итуруп является японской территорией». Документы, недавно опубликованные в России, показывают, что Николай I считал остров Уруп южным пределом российской территории.

Японская сторона считает ошибочным утверждение, что Япония-де навязала этот трактат России, находившейся в трудном положении во время Крымской войны. Оно совершенно противоречит фактам. В то время Россия являлась одной из великих европейских держав, тогда как Япония же была малой и слабой страной, которую США, Англия и Россия принуждали отказаться от 300-летней политики самоизоляции страны.

Япония считает ошибочным также утверждение, что на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи, подтвержденные этим трактатом в качестве японского владения, Россия якобы имеет «исторические права» в силу их открытия и экспедиций. Как сказано выше, как Николай I, так и адмирал Е.В. Путятин (1803 - 1883) на основе тогдашней объективной обстановки заключили трактат, осознавая, что южный предел России -- остров Уруп, а Итуруп и южнее его -- территория Японии. Начиная с 1855 года на протяжении более 90 лет ни царская Россия, ни Советский Союз никогда не настаивали на этих так называемых «исторических правах».

Для Японии не было никакой необходимости открывать эти острова, находящиеся на кратчайшем расстоянии от нее и видимые с Хоккайдо невооруженным глазом. На карте эры Сёхо, изданной в Японии в 1644 году, записаны названия островов Кунашир и Итуруп. Япония раньше всех управляла этими островами.

Собственно, свои претензии на так называемые "Северные территории", Япония обосновывает именно содержанием Симодского трактата 1855 года и тем, что до 1946 года острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи всегда были территориями Японии и ни разу не стали территориями России.

Правительство Александра II главным направлением своей политики сделало Ближний Восток и Среднюю Азию и, опасаясь оставлять неопределенными свои отношения с Японией на случай нового обострения отношений с Англией, пошло на подписание так называемого Петербургского трактата 1875 года, согласно которому все Курильские острова в обмен на признание Сахалина русской территорией переходили к Японии. Александр II, который до этого в 1867 году продал Аляску за символическую и по тем временам сумму - 11 миллионов рублей, и на этот раз совершил крупную ошибку, недооценив стратегическое значение Курил, которые в дальнейшем были использованы Японией для агрессии против России. Царь наивно полагал, что Япония станет миролюбивым и спокойным соседом России и, когда японцы, обосновывая свои претензии, ссылаются на договор 1875 года, то почему-то забывают (как "забыл" сегодня Г.Кунадзе) о его первой статье: "... и впредь будет установлен вечный мир и дружба между Российской и Японской империей". Потом был 1904 год, когда Япония вероломно напала на Россию... При заключении мирного договора в Портсмуте в 1905 году японская сторона потребовала от России в порядке контрибуции остров Сахалин. Русская сторона заявила тогда, что это противоречит договору 1875 года. Что же ответили на это японцы?

«Война перечеркивает все договоры, вы потерпели поражение и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки. Только благодаря искусным дипломатическим маневрам России удалось сохранить северную часть Сахалина за собой, а Южный Сахалин отошел к Японии».

На Ялтинской конференции глав держав, стран-участниц антигитлеровской коалиции, состоявшейся в феврале 1945 года, было решено после окончания второй мировой войны Южный Сахалин и все Курильские острова передать Советскому Союзу, и это явилось условием вступления СССР в войну с Японией - через три месяца после окончания войны в Европе.

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско 49 государств подписали мирный договор с Японией. Проект договора был подготовлен в период "холодной войны" без участия СССР и в нарушение принципов Потсдамской декларации. Советская сторона предложила провести демилитаризацию и обеспечить демократизацию страны. Представители США и Великобритании заявили нашей делегации, что они приехали сюда не для того, чтобы обсуждать, а подписать договор и поэтому ни одной строчки менять не станут. СССР, а вместе с ним Польша и Чехословакия, поставить свои подписи под договором отказались. И что интересно, статья 2 этого договора гласит, что Япония отказывается от всех прав и правооснований на остров Сахалин и Курильские острова. Таким образом Япония сама отказалась от территориальных притязаний к нашей стране, подкрепив это своей подписью.

В настоящее время японская сторона утверждает, что острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской территорией, в состав Курильских островов, от которых отказалась Япония, не входят. Правительство США по поводу сферы понятия «Курильские острова» в Сан-Францисском мирном договоре заявило в официальном документе: «(Они) не включают и не имелось никакого намерения включать (в состав Курил) гряды Хабомаи и Шикотан, или Кунашир и Итуруп, которые прежде всегда были частью собственно Японии и, следовательно, должны быть справедливо признаны как находящиеся под японским суверенитетом».

1956 год, советско-японские переговоры о нормализации отношений между двумя странами. Советская сторона согласна уступить два острова Шикотан и Хабомаи Японии и предлагает подписать мирный договор. Японская сторона склоняется к принятию советского предложения, но в сентябре 1956 года Соединенные Штаты направляют Японии ноту, в которой говорится, что, если Япония откажется от своих претензий на Кунашир и Итуруп и удовлетворится только двумя островами, то в этом случае США не отдадут острова Рюкю, где главным островом является Окинава. Американское вмешательство сыграло свою роль и... японцы отказались подписать мирный договор на наших условиях. Заключенный впоследствии договор о безопасности (1960 г.) между США и Японией сделал невозможным передачу Японии Шикотана и Хабомаи. Отдавать острова под американские базы наша страна, понятно, не могла, как и связывать себя какими-то обязательствами перед Японией в вопросе о Курилах.

История отношений России и Японии в ХХ веке складывалась непросто. Достаточно напомнить, что на протяжении немногим более 40 лет (1904--1945 гг.) Япония и Россия 4 раза воевали. В 1904--1905 годах в Маньчжурии, в 1918--1922 -- в Сибири и Приморском крае, в 1939 году на реке Халхин-Гол и озере Хасан и, наконец, в 1945 году во Второй мировой войне. В настоящее время “территориальная проблема” продолжает настойчиво эксплуатироваться японскими политиками с не меньшей, но даже большей интенсивностью, чем раньше. Правда, сейчас она, незаметно для широкого круга читателей, получила рыболовную, морскую направленность. Такой вектор ей придала встреча на высшем уровне между лидерами двух стран Б. Ельциным и Р. Хасимото.

Она состоялась 1 и 2 ноября 1997 года в Красноярске. Тогда, как известно, Ельцин и Хасимото договорились придать импульс переговорам относительно предоставления права промысла японским рыбакам в территориальном море России в районе островов Южных Курил.

Причем японская сторона настаивает на ведении промысла именно у тех островов, на которые она заявила претензии:-- Хабомай, Шикотан, Кунашир и Итуруп. К тому же японцы по существу требуют от российских властей обеспечить им так называемый “безопасный промысел”. Под этим термином скрывается стремление вести промысел в наших водах без признания наших правил рыболовства. И надо отдать должное японцам --они этого добьются, если подписанное в 1998 году Соглашение между Россией и Японией о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов войдет в силу. С тем чтобы последнее произошло, необходимо дополнительно рассмотреть ряд технических вопросов по промыслу и получить одобрение Соглашения Федеральным собранием, так как оно касается территориального моря России. Добиться этого тем, кто лоббировал данное Соглашение, будет непросто, хотя сам текст Соглашения включает всего 7 статей и одно приложение, уместившееся всего на 5 страницах машинописного текста.

Нарушение территориальных вод России в районе Южных Курил японскими рыболовными судами началось в разгар холодной войны. Пик этих нарушений приходится на 70--80-е и начало 90-х годов, когда в год приходилось до 8--10 тысяч случаев. В советское время пограничникам запрещалось открывать огонь на поражение по японским судам-нарушителям. Пограничники задерживали такие суда. Капитанов судили по нашим законам, и они отбывали тюремное наказание у нас. По существу эти японские рыболовные капитаны были своеобразными камикадзе. Попадались нашим пограничникам, как правило, японские суда-тихоходы. Основная же часть нарушителей, имея быстроходные суда, безнаказанно уходили. Истинные японские рыбаки-профессионалы называют этих спецрыбаков на быстроходных судах “якудзы”. Судя по их экипировке и наличию дорогостоящих судовых двигателей главная цель якудзы состояла не в добыче рыбы и морепродуктов, а в нарушении наших территориальных вод, с тем чтобы поддерживать напряженность в этом районе, заявляя постоянно о территориальных притязаниях Японии к России. Положение с японскими нарушителями резко изменилось с 1994--1995 годов, когда новая Россия решилась на отстаивание своих национальных интересов в районе Южных Курил с использованием для остановки быстроходных судов-нарушителей оружия. Не обошлось, к сожалению, и без ранения японцев. Пыл нарушителей начал остывать, а сами нарушения наших территориальных вод сократились с 10 тысяч до 12--15 случаев в год.

С тем чтобы сохранить напряженность по территориальной проблеме, японские стратеги выдвинули претензии к российской стороне относительно обеспечения для японских рыбаков так называемого безопасного промысла в водах, прилегающих к тем территориям, на которые Япония заявила претензии, то есть у Южных Курил. В то время последователи козыревской соглашательской дипломатии, вместо того чтобы отвергнуть столь абсурдные притязания и начать переговоры об экономическом сотрудничестве в области рыболовства между двумя странами, как это предлагали представители рыбной отрасли, повели переговоры по японскому сценарию. Для того чтобы сломить отрицательное отношение к таким переговорам со стороны наших рыбаков, была проведена, полагаю, не без помощи японских спецслужб, массированная дискредитация рыбной отрасли среди нашей общественности с широким использованием прессы. Чего стоят вымыслы о рыболовной мафии и ряд тенденциозных выступлений по этому вопросу как в радикальной, так и в левой прессе? Все эти мыльные пузыри, к сожалению, дали свои негативные результаты.

Впервые хоккайдским рыбакам было разрешено вести промысел морской капусты у острова Сигнальный в начале 60-х годов. По этому вопросу тогда было быстро и без проволочек заключено межведомственное (обращаю внимание читателей не межправительственное) Соглашение, по которому “Японские рыбаки, занимающиеся промыслом морской капусты... должны соблюдать законы, постановления и правила Союза Советских Социалистических Республик, действующих в этом районе, включая правила, регулирующие промысел морской капусты”. Это ключевое положение, действовавшее больше 30-ти лет, исчезло в тексте нового Соглашения. Совершенно ничем не объяснимая сдача наших позиций. Выходит, кому-то стало выгодным ослабить позицию России относительно ее суверенитета в своем территориальном море у южных Курил. Позволю высказать предположение, что именно ради только этого и были затеяны столь многотуровые переговоры (13 туров в течение 3 лет) по разработке нового Соглашения, в котором не нашлось места не только для защиты национальных рыболовных интересов России, но и ее суверенитета в территориальном море.

Кроме того, исходя из положений статей Соглашения, российская сторона впервые пошла на беспрецедентный шаг, в результате которого японские рыбаки будут по существу явочным порядком вести промысел в российских территориальных водах у четырех островов южных Курил. У тех самых островов -- Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, -- на которые заявлены притязания Японии. При этом Япония не только не предоставляет российским рыболовным судам аналогичные права на промысел в японских территориальных водах, допустим, у острова Хоккайдо, но и не взяла на себя никаких обязательств по соблюдению ее гражданами и судами законов и правил рыболовства, действующих в наших водах. Более того, в самом тексте Соглашения нет никаких упоминаний о мерах контроля за японским промыслом со стороны российских органов рыбоохраны и погранслужбы. К тому же сам район промысла, находящийся в нашем территориальном море, получил по Соглашению безымянное наименование -- “Морской район”. Видимо, авторы этого новшества считают, что он находится далеко, далеко за пределами территории нашей страны. Получается, что Россия по этому Соглашению отказывается от своего суверенитета в своем же территориальном море в районе Южных Курил (действительно очередной, правда, теперь уже без единого выстрела с японской стороны, территориальный Пёрл-Харбор для начинающего политика Бориса Немцова, который оставил свой автограф на столь неоднозначном документе). Вероятно, разработчики этого Соглашения, понимая его уязвимость для критики, решили приурочить его подписание в самое мертвое для политической элиты и обозревателей время -- в субботу, а сам его текст все никак не доходит до широкой российской общественности.

Интересно и то, что почти одновременно с подписанием Соглашения было объявлено о том, что Япония выделяет России несвязанный кредит в 1,5 млрд долларов “на развитие реформ”. Не это ли плата за ущербное для России Соглашение? К тому же предполагается часть этих средств направить на строительство жилья для военнослужащих.

В ходе переговоров по разработке Соглашения японская сторона имела несомненное преимущество перед российской стороной в главном вопросе -- в ясности ее позиции. Японцы открыто заявляли и отстаивали всеми доступными для них средствами свои территориальные притязания на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Можно не соглашаться с таким подходом, но именно открытость и ясность принципиального подхода Японии по этому вопросу делает ей честь, и всегда он оставался неизменным. Япония не рыболовные проблемы решала в ходе переговоров по Соглашению, а добивалась и добилась усиления своей позиции по территориальным притязаниям.

Труднее понять позицию России по этому принципиальному вопросу. Мы как будто признаем наличие территориальной проблемы и в то же время никак не можем определиться, что же мы собираемся отстаивать. Все это создает своеобразный вакуум в нашей позиции, который заполняется импровизацией различного рода чиновниками от разных ведомств, участвующих в переговорах с Японией. Отсюда и шаткость наших позиций, неясность основной цели -- то ли рыболовные проблемы решать, то ли временным политикам угождать?

Что же касается сотрудничества между двумя странами в области рыболовства, то оно действительно необходимо как нашим, так и японским рыбакам. Такое сотрудничество в условиях рыночных отношений имеет комплексный характер, так как здесь переплетаются соперничество за ресурсы с необходимостью их сохранения и одновременно с конкуренцией за рынки сбыта. Поэтому рыболовные отношения между Россией и Японией должны основываться на равноправной и взаимовыгодной основе без всякой увязки с так называемой территориальной проблемой.

Безусловно, позиция Токио в отношении России претерпела некоторые изменения. Она отказалась от принципа “неразделимости политики и экономики”, то есть жесткой увязки территориальной проблемы с сотрудничеством в области экономики, включая и рыболовство. Сейчас правительство Японии пытается проводить гибкую политику, которая означает мягкое продвижение одновременно экономического сотрудничества и решение территориальной проблемы. На словах вроде изменение, а на практике вновь нажим и давление. Как и раньше, только в рыболовстве действуют такие ограничения для российских рыболовных судов, как заходы в порты, импортные квоты на ряд объектов лова, закрытие районов лова, что не позволяет выбирать даже выделенную нашим судам в 200-мильной зоне Японии квоту; трудности имеются в создании на территории Японии смешанных предприятий и т.д. Правда, и у нас в России пока достаточно сложно вести дела японским предпринимателям. Все это сдерживает рыболовное сотрудничество, а главное -- не создает устойчивого доверия между деловыми людьми. В целом, по моему мнению, должен поменяться у японцев образ России, как потенциального противника, так же как и у нас русский образ Японии, как постоянного агрессора в прошлом на образ стран-соседей, которые могут взаимовыгодно сотрудничать. В качестве же ключевого звена такого развития сотрудничества следовало бы избрать рыбное хозяйство, рыболовство двух стран, включая и в районе Курильских островов. Конечно, как показал опыт прошлого, сделать это не просто, тем более за короткий срок. Но этот шанс надо попытаться реализовать, а не выдумывать несуществующих проблем безопасного промысла. Много здесь зависит от японской стороны, от ее отмены всех ограничений на такое сотрудничество, включая и снятие с этого направления политических требований по территориальной проблеме. Сумела ведь Япония встать на такой путь с Китаем и даже заключила мирный договор, хотя проблемы по принадлежности островов Сэнкаку (Дяоюдай) не решены. Близкая аналогия с Курилами.

9 ноября 2006 года Сахалинская областная Дума приняла постановление "О продолжающейся картографической агрессии Японии в отношении Российской Федерации". В нем сообщается, что вопреки двусторонним и многосторонним соглашениям, в условиях "холодной войны" Япония с 1969 года приступила к составлению и распространению политических карт, на которых искажается изображение территории России: Курильские острова к югу от о.Уруп стали обозначаться как территория Японии, национальное картографическое управление систематически включает площадь островов Малой Курильской гряды, а также Кунашира и Итурупа в общую площадь Японии. За ревизией политических карт последовала ревизия физической географии - названные острова на японских картах исчезли из состава Курильского архипелага

Единственный ключ к взаимопониманию двух стран -- это создание климата доверия, доверия и еще раз доверия, а также широкого взаимовыгодного сотрудничества в самых разных областях политики, экономики и культуры. Свести накопленное столетием недоверие к нулевой отметке и начать двигаться к доверию с плюсом -- залог успеха мирного соседства и спокойствия в приграничных морских районах России и Японии. Сумеют ли реализовать эту возможность нынешние политики? Покажет время.

Вот и подошло к концу наше двухнедельное путешествие на Курильские острова. Мы побывали на острове Итуруп и проездом увидели острова Кунашир и Шикотан.

Сказать, что это путешествие оставило о себе море впечатлений - ничего не сказать. Эмоций от увиденного, узнанного столько, что их число не поддается подсчету. Карта памяти хранит сотни фотографий, а сознание хочет кричать от радости: "Мы это сделали!".

Почему Курилы? На эти острова я хотела попасть очень давно. Сюда меня манила увиденная по фотографиям и видео репортажам красота природы, а также возможность много гулять пешком, наслаждаясь чистым воздухом. Да и подрывало какая-то внутренняя несостыковка, что я побывала во многих местах России, а то, что находится рядом и куда ежегодно рвутся сотни туристов, не видела в живую никогда. К тому же мой муж служил в армии именно на Итурупе, а после несколько лет работал в геолого-исследовательской экспедиции на знаменитом вулкане Баранского. Поэтому рассказы о том, насколько красиво и неповторимо на этом острове, в нашей семье мы слышали довольно часто.

Года три мы собирались поехать, но останавливало рождение второго ребенка, а потом желание вывести маленьких детей к яркому солнцу, которого который год не хватало в Южно-Сахалинске, а на Курилах погода такая же неустойчивая, как и у нас. Но в этом году мы твердо решили, что если вновь отложим путешествие, то не сделаем этого никогда. И поехали. Вчетвером, с двумя детьми. О наших планах знали немногие, но не потому, что мы суеверные, а потому, что те, кому мы рассказали о планах на это лето, начали крутить пальцем у виска и все как один причитали: "С детьми? Сумасшедшие! Вас сожрут медведи! Вы замерзнете и заболеете! Вам там быстро надоест! Да что там смотреть!". В ответ на все эти восклицания сегодня я хочу ответить, что мы живы и здоровы, отлично отдохнули и даже загорели, а смотреть на Курилах есть чего и этот список бесконечен, так как главная их достопримечательность - природа, а она каждый день разная.

Хоть Курилы и острова Сахалинской области, немалую часть путешествия к ним занимает дорога. Если, конечно же, вы выбираете в качестве средства передвижения не самолет, а теплоход. Мы выбрали второе. Об особенностях этой части путешествия я сегодня и хочу рассказать.

Почему теплоход? Во-первых, потому, что цена на билеты на паром гораздо дешевле, чем на самолет. Так на июнь цена билета на самолет Южно-Сахалинск - Курильск составила 7300 рублей на человек для жителей Сахалинской области и 15000 для жителей других областей России и иностранцев. Билеты покупаются для всех, в том числе для детей от 2-х лет (как на стандартных российских авиарейсах). Цена билетов на теплоход "Игорь Фархутдинов" Корсаков-Курильск-Южно-Курильск-Малокурильск-Корсаков на июнь-июль 2017 года:

  • местные каюты без удобств (душ, туалет в общем коридоре) - 3727 рублей с человека.
  • 2х-4х местные каюты с удобствами - 5587 рублей с человека.
  • 2х местный люкс (душ, туалет, диван, телевизор в каюте) - 9307 рублей.

К тому же дети до пяти лет проезжают бесплатно без предоставления отдельного места, с пяти до семи лет детям покупается билет по цене половины взрослого. Внимание! Те, кто собирается путешествовать с маленьким ребенком до пяти лет именно таким способом, возьмите с собой распечатку правил с сайта или от туроператора о том, что ребенок должен ехать бесплатно. На обратном пути с нас начали требовать деньги за ребенка, именно владение этой информацией и помогло расставить все на свои места, и дочь проехала бесплатно (сайт и городской адрес укажу ниже).

Дополнительно оплачиваются сборы: Корсаков - 550 рублей, Кунашир - 150 рублей, Итуруп - 150 рублей.

Постельное белье также платное - 180 рублей за комплект.

Также на теплоходе нет ограничений по весу багажа. Платить за багаж не нужно. Поэтому туристы с огромными рюкзаками, как правило, выбирают путь морем.

Где купить билеты? Самый удобный способ воспользоваться сайтом Федеральной системы автобусных касс rfbus.ru, где для покупки достаточно ввести дату отправления и свои паспортные данные, выбрать каюту и оплатить билет картой. Второй способ - покупка у менеджера. Офис продаж находится по адресу: Коммунистический проспект 21, 3 этаж, здание ресторана "Опера".

Особенность покупки. Билеты можно купить только за месяц до отправления или позже, при наличии свободных мест. То есть, если вы, например, собираетесь отправиться 18 июля, то билет можно купить с 18 июня. Раньше нельзя. Такая же система и с обратным билетом. Для сахалинцев обратные билеты приобретаются только на Сахалине или на сайте, на Курилах в кассе порта их купить не получится.

Пограничная зона. Курилы - пограничная зона. Поэтому для всех, не имеющих курильской прописки, а также не отправляющихся туда на службу по призыву и работу по вызову предприятия, необходимо получить разрешение на въезд. Без него Вам разрешат подойти даже к трапу. Без разрешение можно просто прокатиться по морю на теплоходе без выхода на сушу. Разрешение нужно получать в Холмске в пограничной службе, так как порт приписки судна - город Холмск. Обязательно распечатайте электронные билеты, на них ставятся обязательные штампы. Разрешение на въезд может получить один человек за других с наличием их паспортов. Но для детей разрешение должен получать только кто-либо из родителей или законный представитель. Бабушке, дедушке, тете, дяде и прочим родственникам и друзьям его не дадут.

Отправление . Теплоход отправляется с порта Корсаков, посадка начинается с 10 утра. По правилам пассажирам нужно прибыть в порт заранее. Но вот тут важную роль играет фраза "с 10 утра". Никто не может заверить, что по причинам плохой погоды и иным обстоятельствам вы не сядете на судно гораздо позже. Нам рассказали бывалые туристы, что жили в Корсакове в ожидании посадки по пять дней. Но такое, как правило, бывает осенью и в самом начале зимы, когда часты штормы.

Нам повезло: мы прождали в порту всего час, и пошли на регистрацию в 11 утра. До теплохода пассажиров теперь довозит автобус, он бесплатен.

Время в пути. Время в пути от Корсакова до порта поселка Китовый (остров Итуруп) - 19 часов, ночевать приходится в каюте. При хорошей погоде прибываете утром следующего дня.

Питание. Рекомендую взять еду с собой, потому что на этом теплоходе в цену билета не входит питание (в отличие от паромов, курсирующих от Холмска до Ванино). На борту, конечно, есть ресторан, но цены там адовые, да и выбор еды скуден: предлагаются только комплексные завтраки-обеды-ужины от компании "Санес" из Холмска. Повара на судне нет. Так тарелка манной каши с чаем (завтрак) стоила - 260 рублей, макароны с сосиской и суп с морской капусты и компот из сухофруктов (ужин) - 460 рублей. Есть и бар. Там цены еще выше. Самая дешевая кукса стоила 100 рублей. Благо кипяток в неограниченном количестве и бесплатен.

Выходить на открытые палубы можно, что мы вообщем-то и делали большую часть времени, пока не начало темнеть.

На фото порт Корсаков.

Выйдя в открытое море искали медуз и смотрели на волны.

Ну, а вечером читали, болтали, дети рисовали.

В этом путешествии нам очень повезло с попутчиками. По пути на Итуруп с нами в каюте жил Иван - очень интересный мужчина, мама которого русская, а папа - китаец, часть своего детства он провел в Пекине. А, когда вырос, решил, что выбрать одну профессию - для слабаков. Каждые два-три года он меняет сферу деятельности и место жительства. Он два года трудился свободным художником в Крыму, он приручал диких мустангов в российских степях, работал помощником по хозяйству в далеких деревнях и даже жил с монахами на Тибете. В этот раз он ехал работать в Курильск, желая воочию увидеть эту природу. Общаться с ним было очень интересно.

Наш теплоход прибыл в порт поселка Китовый на Итуруп утром следующего дня. Просто потрясающе, когда разбуженный бортпроводником, ты смотришь в иллюминатор и видишь остров в утреннем тумане.

Вот и вулкан Чирип виднеется.

Счастливые сошли на берег. Погода в этот день была получше сахалинской в эти дни. Градус близился к тридцати, а мы как с зимовки прибыли.

А Вас где-нибудь встречали с хлебом и солью?

Жили мы здесь же в поселке, что находится примерно в двух километрах от административного центра - города Курильска.

Энтузиазм, подкрепленный жаждой впечатлений, заставил сбросить рюкзаки, переодеться и отправиться на поиски приключений...

Если ваш путь лежит на Курильские острова, остров Итуруп, несомненно, должен стать частью вашей поездки. Ведь это очень красивое и самобытное место. Недаром многие считают его настоящей жемчужиной Курил. Предлагаем сегодня узнать, что же собой представляет остров Итуруп, выясним, где он находится, какой здесь климат и каковы особенности флоры и фауны. Также разберемся, как можно попасть в это интереснейшее место.

Остров Итуруп: фото, описание

Итуруп - это крупнейший Большая Курильская гряда, входящего в состав Курильских островов, располагающихся в Тихом океане. Итуруп принадлежит Российской Федерации, однако в течение уже долгого времени свои права на него предъявляет Япония. Власти этой страны рассматривают его в качестве префектуры Хоккайдо. Что касается названия острова, то считается, что оно произошло от слова «этороп», которое можно перевести с айнского языка как «медуза».

География и карта острова Итуруп

Как уже упоминалось, этот остров расположен в акватории Тихого океана. С северной же стороны он омывается водами Остров Итуруп на карте России можно отыскать в на юго-востоке нашей большой страны. На карте отлично видно, как близко Итуруп находится к Японии.

Протяженность острова с северо-востока на юго-запад составляет 200 километров, а его ширина в разных частях варьируется от семи до двадцати семи километров. Площадь Итурупа составляет 3200 квадратных километров. Остров состоит из горных кряжей и вулканических массивов. Здесь находится порядка двадцати вулканов, девять из которых являются действующими (Кудрявый, Меньший Брат, Чирип, и другие). Кроме того, такой, казалось бы, небольшой остров Итуруп может похвастаться множеством живописнейших водопадов, в число которых входит и России - Илья Муромец (141 метр). Кроме того, здесь имеются озера, а также горячие и минеральные источники.

Флора

Остров Итуруп богат не только вулканами, водопадами и гейзерами, но и целым рядом представителей растительного мира. Так, большую часть его территории покрывают хвойные леса, состоящие из мелкосеменных елей и сахалинских пихт. В центральном районе острова можно увидеть курильскую лиственницу. В южной части Итурупа произрастают и широколиственные породы: тонкокудрявый дуб, калопанакс, клен. Также на острове очень развиты заросли бамбука - курильской сазы, что делает склоны гор и леса практически непроходимыми.

Климат

Остров Итуруп имеет умеренный Лето здесь является влажным и довольно прохладным. Самым теплым месяцем считается август, когда среднесуточная температура достигает +14 градусов Цельсия. Поэтому, отправляясь на Итуруп, даже летом обязательно захватите теплую одежду. Что касается зимы, то она здесь значительно мягче, нежели на континенте, и характеризуется частыми снегопадами, сменяющимися оттепелями. Средняя температура в самом холодом месяце - феврале - составляет -3 градуса Цельсия.

Жители острова и населенные пункты

На Итурупе на сегодняшний день проживает около шести с половиной тысяч человек. В центральном районе острова на берегу Охотского моря располагается единственный здесь город и административный центр - Курильск. Его население составляет около 1800 человек. Остальные островитяне проживают в сельских населенных пунктах Китовое, Рейдово, Рыбаки, Горячие Ключи и ряде других.

Полезные ископаемые

На острове Итуруп в 1992 году было открыто единственное во всем мире экономически выгодное месторождение рения. Находится оно на вулкане Кудрявый. Согласно исследованиям ученых, ежегодно из недр вулкана на поверхность выбрасывается порядка двадцати тонн рения. Интересно, что мировая добыча этого металла в год не превышает сорока тонн. Один килограмм рения стоит порядка 10 тысяч долларов США. Этот металл является стратегически ценным, так как используется предприятиями военно-промышленного комплекса (прежде всего в аэрокосмической области). Помимо рения недра Итурупа богаты висмутом, индием, германием, золотом, серебром, селеном. Также здесь имеется крупное месторождение самородной серы.

Как попасть на Итуруп

Воздушное сообщение острова осуществляется посредством находящегося здесь аэродрома «Буревестник», который принадлежит российскому Министерству обороны. Пассажирское и грузовое морское же сообщение осуществляется с помощью двух теплоходов: «Поларис» и «Игорь Фархутдинов».

Хочется отметить, что если вы решите посетить остров «Итуруп», то, вероятнее всего, вам придется отправиться на самолете. Летают сюда канадские воздушные суда Бомбардир DHC-8. К примеру, из города Южно-Сахалинск билет обойдется вам в четыре с половиной тысячи рублей. Время в пути - около часа. Причем, имейте в виду, что самолет отправляется по расписанию далеко не всегда. Это связано с изменчивостью метеоусловий на Итурупе. Бывает даже так, что люди, желающие попасть на остров, ждут летной погоды двое, а то и трое суток.

Прилетев в «Буревестник» вы, скорее всего, сильно удивитесь. Ведь багаж здесь (без бирок) из самолета выгрузят прямо на землю, где каждый пассажир должен забрать свои вещи. Что касается самого аэродрома, то он располагается примерно в 60 километрах от Курильска. Причем ехать вы будете 50 километров по грунтовой дороге, а еще 10 по берегу залива Касатка (что можно сделать только во время отлива). Связано это с тем, что аэродром строили еще японцы. Именно отсюда их истребители направлялись для бомбежки Перл-Харбора. Неподалеку от Курильска сейчас идет строительство нового аэропорта.

Российские военные самолеты будут базироваться на острове Итуруп Курильской гряды наряду с гражданской авиацией, соответствующее распоряжение уже подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Остров Итуруп — один из четырех южных Курильских островов, принадлежность которых пытается оспорить Япония.

Российская военная авиация будет базироваться в аэропорту на курильском острове Итуруп вместе с гражданской. Соответствующее разрешение подписал глава правительства РФ Дмитрий Медведев, оно опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

«Раздел «Сахалинская область» перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации <…>, дополнить позицией следующего содержания: «Итуруп гражданский Минобороны России», — говорится в распоряжении премьер-министра.

В октябре 2017 года зампредседателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Франц Клинцевич заявил о строительстве военно-морской базы на Курильских островах.

«Решение принято. Оно в стадии реализации», — заявил Клинцевич. При этом сенатор не уточнил, на каком именно острове будет расположена российская военная база.

Вероятно, речь идет о курильском острове Матуа — еще в мае 2016 года о возможности строительства там российской базы писали СМИ, ссылаясь на источник в военно-дипломатических кругах. Тогда также появилась информация, что на острове может расположиться сухопутная часть или пункт базирования кораблей ближней морской зоны.

На Курильских островах базируется российская пулеметно-артиллерийская дивизия Восточного военного округа. В ноябре 2016 года Россия разместила на Курильских островах Итуруп и Кунашир береговые ракетные комплексы «Бастион» и «Бал».

Личный состав берегового ракетного дивизиона «Бал» еще в 2015 году начал готовиться к проведению учебных стрельб в акватории Японского моря. Кроме того, в 2015 году на Итурупе и Кунашире были поставлены на боевое дежурство зенитные ракетные комплексы «Тор-М2У».

Комментируя размещение ракет на Курильских островах, в Кремле выражали мнение, что этот шаг не должен повлиять на состояние российско-японских отношений. «Безусловно, у этого [размещения ракет] есть свое обоснование. Вместе с тем, с нашей точки зрения, это не должно никак повлиять на центростремительные тенденции, которые сейчас есть в наших двусторонних отношениях с Токио», — сказал тогда пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

В конце января премьер-министр Японии Синдзо Абэ рассказал о большом потенциале российско-японских отношений, затронув и курильский вопрос. «Мы будем углублять японо-российские связи, еще более продвигая план сотрудничества по восьми направлениям, совместную хозяйственную деятельность на четырех северных островах <...> Решив территориальный вопрос, мы заключим мирный договор с Россией», — сказал Абэ.

Напомним, что Япония заявляет свои права на южные острова Курильской гряды, в частности, Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи.

Свои претензии Токио обосновывает двусторонним Трактатом о торговле и границах, подписанным в 1855 году. Признание этих островов японской территорией является условием заключения мирного договора с Россией — после Второй мировой войны этот документ так и не был подписан.

В 1956 году СССР и Япония подписали Совместную декларацию, согласно которой Москва обязалась рассмотреть возможность передать японцам острова Хабомаи и Шикотан. Тем не менее, Токио воспринял этот шаг как часть решения проблемы и не отказался от претензий на два других острова.

Российская сторона неоднократно заявляла, что вопрос о принадлежности южных Курильских островов закрыт и российский суверенитет над этими территориями не подлежит обсуждению.

Принципиальная позиция РФ состоит в том, что острова Курильской гряды вошли в состав СССР (правопреемницей которого стала Россия) по итогам Второй мировой войны.

Практическая ценность южных островов Курильской гряды объясняется богатством окружающего их моря биологическими ресурсами, кроме того, обладание островами автоматически означает и обладание исключительной экономической зоной — а это десятки тысяч квадратных миль океана. Кроме того, проливы южнокурильских островов обеспечивают российским кораблям выход в открытый океан.

Гряда Курильских островов простирается на 640 миль от южной оконечности Камчатки до острова Хоккайдо. Она состоит из 30 больших и множества мелких островов и скал. Наиболее крупные острова — Итуруп, Уруп, _ Кунашир (на юге) и Парамушир (на севере).

В большинстве своем они гористы, покрыты густыми зарослями бамбука и тростника, которые изредка разрезаются грунтовыми и проселочными дорогами. Связь между островами, разделенными глубоководными проливами, поддерживали рыболовецкие суда. Частые туманы, многочисленные рифы и скалы, ограниченное количество якорных стоянок, сильные течения в проливах, достигающие 5-7 узлов, затрудняют плавание в прибрежных водах Курильской гряды.

Берега островов преимущественно скалистые, обрывистые, нередко переходящие в отвесные стены большой высоты. Гаваней и бухт, удобных для базирования и стоянки кораблей, мало.

Выгодное географическое положение Курильских островов позволяло японским империалистам контролировать выход советских кораблей в океан и создавать здесь плацдарм для агрессии против СССР. К августу 1945 г. на Курильской гряде было оборудовано 9 аэродромов, из них 6 на островах Шумшу и Парамушир — в непосредственной близости от Камчатки. На этих аэродромах могло базироваться до 600 самолетов.

Остров Шумшу

Наиболее укрепленным в Курильской гряде был остров Шумшу, отделенный от Камчатки Первым Курильским проливом шириной 6,5 мили. Этот остров размером 20 на 13 километров рассматривался японцами как плацдарм для завоевания советской Камчатки. В его юго-восточной части располагалась хорошо оборудованная военно-морская база Катаока, а в 3 милях от нее на острове Парамушир — военно-морская база Касивабара. До войны здесь базировались легкие силы. Два аэродрома на острове Шумшу могли базировать до двух авиаполков. Кроме того, на озере Беттобу была оборудована база для гидроавиации.

Все участки побережья, доступные для высадки десанта, прикрывали доты и дзоты.

Они были связаны между собой подземными ходами и траншеями, использовавшимися не только для маневра силами и средствами, но и как укрытия для различных складов, электростанций, узлов связи, госпиталей и других объектов. Глубина подземных сооружений, достигавшая 50 метров, обеспечивала неуязвимость их от артиллерийских снарядов и авиабомб. Основной рубеж обороны острова Шумшу проходил в его северо-восточной части, в районе высот 171 и 165.

В случае захвата десантом участков побережья японцы могли скрытно отойти с этого рубежа в глубину острова. Гарнизон Шумшу состоял из 73-й бригады 92-й пехотной дивизии, 31-го полка ПВО, Курильского крепостного артиллерийского полка, подразделения 11-го танкового полка (60 танков) — всего 8500 человек. За счет переброски войск с острова Парамушир его можно было увеличить до 23 тыс. человек. Общая протяженность дорог на острове Шумшу достигала 120 километров, что обеспечивало противнику возможность широкого маневра войсками внутри острова.

Таким образом, остров Шумшу и северо-восточная часть острова Парамушир представляли собой сильный в противодесантном отношении укрепленный район.

Войска Камчатского оборонительного района состояли из 101-й стрелковой дивизии, отдельных частей и подразделений, разбросанных по всему побережью полуострова. Их прикрывала 128-я смешанная авиадивизия, насчитывавшая 42 самолета. В Петропавловске находилось около 30 кораблей, преимущественно малых.

15 августа перед Камчатским оборонительным районом (командующий генерал-майор А. Р. Гнечко) и Петропавловской военно-морской базой (командир капитан 1 ранга Д. Г. Пономарев) была поставлена задача — овладеть островами Щумшу и Парамушир и в последующем — островом Онекотан. Командующим десантной операцией был назначен генерал-майор А. Р. Гнечко, командиром высадки — капитан 1 ранга Д. Г. Пономарев, командиром десанта — командир 101-й стрелковой дивизии генерал-майор П. И. Дьяков.

А.Р. Гнечко

Д.Г. Пономарёв П.И. Дьяков

Генерал-майор Гнечко решил высадить десант в северо-восточной части острова Шумшу (мыс Кокутан, мыс Котомари), нанести главный удар в направлении военно-морской базы Катаока, овладеть островом и, используя его как плацдарм, в последующем овладеть островами Парамушир и Онекотан. С целью введения противника в заблуждение относительно места десантирования главных сил предполагалось высадить в бухте Нанагава-ван демонстративный десант. Для осуществления этого замысла части 101-й стрелковой дивизии и сформированный из подразделений военно-морской базы батальон морской пехоты были сведены в передовой отряд, два эшелона главных сил и отряд демонстративной высадки десанта.

Корабельный состав десанта насчитывал 64 единицы, в том числе 2 сторожевых корабля, минный заградитель, 4 тральщика, 17 транспортных и 16 специальных десантных судов.

Для доставки десанта к острову Шумшу и обеспечения его действий были сформированы отряды кораблей.

Отряд транспортов и высадочных средств, которым командовал капитан 2 ранга Г. В. Богородский, включал в себя плавбазу «Север», гидрографические суда «Полярный» и «Лебедь», транспорты «Пугачев», «Чапаев», «Коккинаки», «Урицкий», «Менжинский», «Туркмен», «Буревестник», «Дальневосточник», «Красное Знамя», «Москальво», рефрижератор № 2, «Генерал Панфилов», «Максим Горький» и «Волхов», 16 десантных судов, две самоходные баржи и четыре катера «кавасаки».

Отряд охранения, возглавляемый капитаном 3 ранга Скиба, состоял из восьми сторожевых катеров типа «МО-4».

В отряд траления (командир капитан-лейтенант П. П. Олейник) входили тральщики «Веха», «ТЩ-155», «ТЩ-156» и «ТЩ-525».

сторожевой корабль “ Киров “


Сторожевые корабли «Киров» и «Дзержинский», минный заградитель «Охотск» составляли отряд артиллерийской поддержки (командир капитан 3 ранга И. Д. Сизов). Кроме этого отряда десант должны были поддерживать батарея на мысе Лопатка, 128-я смешанная авиадивизия и шесть базовых самолетов МБР-2.

Для подготовки операции было отведено крайне ограниченное время — около суток. Тем не менее штабы Камчатского оборонительного района и Петропавловского военно-морского гарнизона сумели не только обеспечить перегруппировку и сосредоточение разбросанных по побережью войск, но и разработать, размножить и довести до исполнителей важнейшие боевые документы — боевой и организационный приказы, плановую таблицу взаимодействия, ордер перехода кораблей морем, указания командирам кораблей и капитанам транспортов на переход морем, по диспозиции в районе высадки, по бою за высадку, использованию средств связи и корабельной артиллерии.

Из-за недостатка времени специальная подготовка десантных частей и личного состава кораблей исключалась. В этих условиях командование особое внимание уделяло организации твердого и непрерывного управления силами, согласованности действий войск, кораблей и самолетов, а также обеспечению боевых действий. То обстоятельство, что командующий Камчатским оборонительным районом управлял силами, выделенными для участия в Курильской десантной операции, через оперативный штаб, созданный из представителей штабов оборонительного района, военно-морской базы и 128-й авиадивизии, позволяло целеустремленно и оперативно решать все вопросы, связанные с подготовкой и ведением боевых действий.

Для организации партийно-политической работы среди личного состава десанта на переходе морем и в ходе боя за высадку была создана оперативная группа во главе с начальником политотдела Петропавловской военно-морской базы полковником П. И. Смирновым.

Командование и политический отдел базы особое внимание уделили подготовке батальона морской пехоты, которому предстояло первому высаживаться на необорудованное побережье Курил. Батальон возглавил опытный офицер, участник Великой Отечественной войны майор Т. А. Почтарев. Его заместителем по политчасти был назначен старший инструктор политотдела базы майор А. П. Перм, парторгом — старший лейтенант В. Н. Быкасов. Из 783 человек, составлявших батальон, 493 являлись коммунистами и комсомольцами.

На переходе морем в целях скрытности десанта предусматривалось пользоваться только средствами зрительной связи и радио на УКВ, а во время боя за высадку и действий на берегу — радио.

По указанию генерал-майора А. Р. Гнечко готовились два командных пункта — на мысе Лопатка и на тральщике «ТЩ-334».

Наши войска, корабли и авиация не испытывали недостатка в материально-технических средствах, запасы их значительно превышали вероятные потребности, связанные с боевыми действиями. Более сложным при недостатке времени и транспорта оказался подвоз военного имущества к местам базирования и дислокации кораблей, самолетов и сухопутных частей. Однако эта трудность была преодолена благодаря слаженной и самоотверженной работе тыловых органов, которым большую помощь оказали партийные и общественные организации Петропавловска, мобилизовавшие для воинских перевозок весь свой автотранспорт.

Навигационное и гидрографическое обеспечение высадки было возложено на штурманские боевые части кораблей и специально сформированные гидрографические группы. К участию в операции были привлечены также военные лоцманы, имевшие опыт проводки кораблей через Первый Курильский пролив. Командиры кораблей и капитаны судов получили описание подходов с моря к острову Шумшу и схему маршрутов следования от района развертывания к местам высадки подразделений десанта. В составе передового отряда десанта находились гидрографические партии, которым надлежало произвести рекогносцировочные промеры прибрежного фронта высадки, установить средства ограждения на воде и на берегу и тем самым обеспечить безопасный подход кораблей к берегу.

Посадка десанта на корабли закончилась к исходу 16 августа. Всего на борт было принято 8363 человека, 95 орудий, 123 миномета и другая боевая техника и снаряжение. В 5 часов 17 августа корабли снялись с якоря, построились в походный ордер и вышли из Авачинской бухты в океан с расчетом утром следующего дня подойти к острову Шумшу. Большую часть пути им пришлось следовать в тумане. Плохая видимость вызывала значительные трудности в управлении большим числом кораблей, но благоприятствовала скрытности операции.

На переходе командиры и политработники рассказывали десантникам об обстановке на советско-японском фронте, разъясняли особенности предстоявшей высадки.

Поздней ночью в тумане корабли подошли к Первому Курильскому проливу. Лишь изредка ночная тишина нарушалась стрельбой артиллерийской батареи с мыса Лопатка. Уже четвертые сутки эта батарея (командир старший лейтенант С. И. Соколюк) периодически обстреливала укрепления японцев на острове Шумшу, поэтому она не могла помешать внезапности высадки десанта.

Командующий операцией в связи со сложной метеорологической обстановкой перенес свой командный пункт на тральщик «ТЩ-334». Он отменил высадку демонстративного десанта в бухте Нанагава-ван, опасаясь, что в сплошном тумане суда могут наскочить на прибрежные скалы.

В сложных условиях длительного перехода экипажи кораблей Тихоокеанского флота продемонстрировали высокую морскую выучку, отличную штурманскую подготовку, обеспечив точный выход десанта в район развертывания. Успеху перехода способствовала также общая благоприятная обстановка, сложившаяся в канун капитуляции Японии. Кроме того, японское командование Курильской группы, как выяснилось позже из опроса пленных, зная, что у нас ограниченные силы на Камчатке, считало невозможным в ближайшее время высадку советских десантов на острова.

В 4 часа 20 мин. 18 августа корабли подошли к Шумшу и на участке мыс Кокутаи — мыс Котомари под покровом тумана (видимость не превышала 100 м) начали высадку первого броска десанта, состоявшего из батальона морской пехоты (без одной роты), роты автоматчиков и минометной роты, взводов химиков и разведчиков 302-го стрелкового полка и одной роты 119-го отдельного саперного батальона. Из-за перегрузки и большой осадки корабли останавливались в 100-150 метрах от берега, и десантники по трапам и через борт бросались в воду и с тяжелой ношей за плечами устремлялись к вражескому берегу.

В числе первых высадились на берег командир взвода автоматчиков коммунист старшина А. П. Белов, комсорг батальона морской пехоты коммунист старший сержант Г. П. Панкратов, командир отделения коммунист сержант Г. В. Кулемин, комсомольцы младший сержант И. Г. Гуло, краснофлотец М. Я. Нестеров и другие моряки.

Ошеломленные внезапным появлением десантников на берегу, японцы открыли беспорядочный ружейно-пулеметный огонь. Передовой отряд десанта к 5 часам в полном составе и без потерь высадился на берег. Основные его силы под командованием майора П. И. Шутова начали продвигаться в глубь острова, а одна рота морских пехотинцев во главе с майором Т. А. Почтаревым развернула наступление в район мыса Котомари с целью уничтожения расположенных здесь артиллерийских батарей. Высадившиеся с передовым отрядом гидрографы и корректировщики обеспечили подход судов к местам высадки и точную стрельбу корабельной артиллерии.

Противник, придя в себя, начал оказывать активное противодействие. В 5 час. 30 мин., когда к берегу направились суда с главными силами десанта, японские доты и дзоты встретили их сильным огнем. Особенно эффективно стреляли батареи с мысов Кокутан и Котомари и с танкера «Мариуполь», пристрелявшие весь прибрежный участок высадки. На них и сосредоточили весь огонь наши корабли отряда артиллерийской поддержки и береговая батарея с мыса Лопатка. Первыми же залпами они уничтожили хорошо просматривавшуюся с моря батарею на танкере «Мариуполь». Стрельба же по батареям на мысах Кокутан и Котомари оказалась малоэффективной: они здесь были укрыты в глубоких капонирах.

Японцы располагали большими запасами снарядов. Едва главные силы десанта подошли к берегу, на них обрушился шквал артиллерийского огня.

От прямого попадания вражеских снарядов загорелись два десантных судна, три других получили от 5 до 10 пробоин. Несколько судов из-за повреждения механизмов управления стали неподвижной мишенью для японских артиллеристов. На поврежденных судах начали взрываться боеприпасы. Десантники добирались до берега вплавь по кипящей от снарядов воде. Экипажи кораблей, не ослабляя огня по врагу, тушили пожары, заделывали пробоины.

Высадив подразделение первого броска, экипаж десантного судна № 1 принял очередную группу бойцов с транспорта и снова направился к берегу. На этот раз судну пришлось преодолеть зону плотного артиллерийского огня. Почти одновременно на нем разорвалось четыре вражеских снаряда. Возник пожар, появились раненые. Экипаж хладнокровно вел борьбу за живучесть корабля. Руководивший тушением пожара лейтенант И. И. Пермяков, обнаружив, что огонь подбирается к снарядам, бросился к пожарному шлангу, но он оказался перебитым. Тогда лейтенант, не колеблясь, заслонил снаряды своим телом и, несмотря на ожоги, выкатил их из опасного места.

На десантном судне № 2 от прямого попадания вражеских снарядов также возник сильный пожар. Часть команды погибла, а оставшиеся в живых не смогли справиться с огнем. На помощь судну поспешил минный заградитель «Охотск», которым командовал капитан-лейтенант В. К. Моисеенко. Благодаря самоотверженным действиям командира электромеханической боевой части старшего инженер-лейтенанта В. А. Мандора, главного боцмана мичмана Васильева, краснофлотцев Колесникова, Коробина и других членов экипажа пожар был ликвидирован.

На берег выбросило десантное судно № 43, которое получило большие повреждения и загорелось. Японцы, заметив, что на судне продолжают тушить пожар, открыли по нему огонь из дзота. Матрос Андрощук открыл ответный огонь трассирующими пулями, обозначая тем самым место цели кораблям артиллерийской поддержки. Вскоре японский дзот был уничтожен. Оставшиеся в живых члены экипажа отчаянно боролись с пожаром, опасность от которого становилась угрожающей. Трудно было действовать в едком и раскаленном воздухе, загоралась одежда, но моряки настойчиво сбивали пламя водой, огнетушителями и асбестовыми матами. С неимоверным трудом огонь был потушен.

На десантном судне № 8, которым командовал старший лейтенант И. Д. Яструб, от попаданий вражеских снарядов вышла из строя главная машина, возник пожар. Многие члены экипажа получили ранения, но оставались в строю, чтобы как можно быстрее произвести высадку десантников.

Одновременно с подразделениями первого броска были высажены гидрографы и корректировщики. Их задача состояла в том, чтобы обеспечить точный подход к берегу кораблей и судов с главными силами десанта и организовать корректировку артиллерийского огня по береговым целям.

Гидрографы сумели установить два световых ориентира, оказавших большую помощь кораблям. Корректировщиков же постигла неудача. Они с аппаратурой высаживались прямо в воду. Поэтому все их радиостанции вышли из строя. Из 22 радиостанций, доставленных десантниками на берег, оказалась исправной лишь аппаратура корпоста сторожевого корабля «Дзержинский», которую сумел уберечь от воды старший матрос Мусорин.

Экипажи кораблей делали все возможное, чтобы ускорить высадку войск и выгрузку боевой техники. Суда стремились подойти как можно ближе к берегу.

Расторопно и самоотверженно действовал экипаж самоходной баржи под командованием старшины 1-й статьи В. И. Сигова. Под огнем противника баржа сделала несколько рейсов от судов к берегу, доставляя десантников, оружие, боеприпасы и эвакуируя раненых. Сам старшина был ранен в голову и руку, но оставался на своем боевом посту до окончания операции. За умелые и мужественные действия старшина 1-й статьи Василий Иванович Сигов удостоился звания Героя Советского Союза, а остальные члены экипажа были награждены орденами и медалями.

Несмотря на большие усилия десантников, темп высадки из-за сильного противодействия японцев и ограниченного количества высадочных средств был невысоким.

Первый эшелон, состоявший из 138-го стрелкового полка (без двух рот), 1-го дивизиона 428-го гаубичного артполка, 169-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона (без одной роты ПТР), высаживался около двух с половиной часов. При этом десантники брали с собой только стрелковое оружие, оставляя полевую артиллерию на кораблях. Командир 138-го стрелкового полка со своим штабом долго оставался на поврежденном корабле, поэтому первый эшелон десанта был фактически неуправляем. Подразделения полка, вместо того чтобы блокировать и уничтожить вражеские батареи на мысах Кокутан и Котомари, устремились в глубь острова вслед за передовым отрядом десанта.

Из-за потери средств связи управление силами десанта оказалось нарушенным. Это значительно затруднило эффективное применение корабельной артиллерии — единственного реального средства поддержки десанта (нелетная погода не позволяла наносить удары по противнику с воздуха). Первый контакт берега с кораблями был установлен только через 35 минут после начала высадки десанта через уцелевшую радиостанцию старшего матроса Мусорина.

В этой исключительно сложной обстановке ярко проявились неудержимый наступательный порыв, высокие моральные и боевые качества десантников. Бойцы первого эшелона продолжали высаживаться прямо в воду и устремлялись к берегу. Экипажи кораблей вели интенсивный огонь по врагу и в то же время тушили пожары, заделывали пробоины.

В 9 часов началась высадка второго эшелона десанта (373-й стрелковый полк, рота морской пехоты, 279-й артполк без дивизиона). Она проходила также при сильном артиллерийском противодействии японцев. В бою за высадку десант потерял сторожевой катер и четыре десантных судна; восемь десантных судов получили серьезные повреждения.

Наша авиация, после полудня 18 августа, группами по 8-16 самолетов наносила бомбовые и штурмовые удары по военно-морским базам Катаока и Касивабара, чтобы воспрепятствовать переброске японских войск с острова Парамушир на остров Шумшу. Однако из-за плохой погоды она не могла помочь десанту непосредственпо в районе боя, где обстановка по-прежнему оставалась напряженной.

Японцы также использовали свои самолеты, базировавшиеся на аэродром Катаока, для ударов по нашим кораблям. Однако успеха не добились. Около полудня 18 августа семь вражеских самолетов атаковали советский тральщик «ТЩ-525», производивший разведку у западного побережья острова Шумшу. Атака продолжалась недолго. В первые же минуты боя японцы потеряли две машины от огня корабельной артиллерии. Остальные вражеские самолеты удалились из этого района. В дальнейшем они действовали преимущественно против наших невооруженных судов и плавсредств.

Таким образом, бой за высадку, начавшийся так удачно для десанта благодаря достигнутой внезапности действий, в дальнейшем проходил при ожесточенном противодействии японского гарнизона.

Боевые действия на берегу начались около 5 часов. Наступление в глубь острова без закрепления на прибрежном участке было тактической ошибкой передового отряда. Рота морской пехоты на подступах к сильно укрепленным японским артиллерийским позициям на мысе Котомари была остановлена и перешла к обороне.

Около 6 часов передовой отряд подошел к господствующим в северо-восточной части острова высотам 165 и 171. Здесь он встретил первое сильное противодействие японцев артиллерийским, минометным и пулеметным огнем. Завязались упорные бои за высоты, продолжавшиеся в течение всего дня. В борьбе с десантниками, вооруженными лишь автоматами и гранатами, противник опирался на большое число дотов и дзотов. Связь с кораблями еще не была налажена, и поэтому они не могли поддержать передовой отряд артиллерией. Попытки наших бойцов подавить огневые точки врага связками ручных гранат не удались. Успешнее действовали созданные в ходе боя блокировочные группы, имевшие в своем составе саперов. Они сумели взорвать несколько японских огневых точек, но это не могло решить исход боя за высоты.

Японское командование, убедившись в том, что силы отряда невелики, вскоре бросило в контратаку батальон пехоты при поддержке 20 танков. К этому времени десантники, несмотря на сильный огонь противника, почти достигли вершин обеих высот. Неравная схватка продолжалась около двух часов. Ценой больших потерь японцам удалось отбросить передовой отряд к подножию высот, но и сами они, потеряв до 15 танков и до 100 солдат, были вынуждены окопаться.

Советские бойцы в этом бою проявили изумительную отвагу. Когда роте старшего лейтенанта И. В. Кащея преградил путь вражеский дот, коммунист старшина 1-й статьи Николай Вилков, не колеблясь, закрыл его амбразуру своим телом. В результате подразделение смогло блокировать, а затем и уничтожить вражескую огневую точку. Это ему, Николаю Вилкову, славному патриоту социалистической Родины, принадлежат замечательные слова, сказанные на митинге перед посадкой десанта на корабли: Родина и командование возложили на нас большую, почетную задачу. Мы идем в бой, чтобы добить фашистского зверя на Востоке. У каждого человека есть чувство страха, но каждый в силах побороть его, ибо выше всех человеческих чувств является воинский долг, любовь к Родине, стремление к боевому успеху. Во имя победы над врагом мы, не задумываясь, отдадим свою жизнь.

Во имя победы над врагом отдал свою жизнь и краснофлотец Петр Ильичев. Он, как и Николай Вилков, в тяжелую минуту боя закрыл своим телом амбразуру вражеского дота.

Боцман с плавбазы «Север» старшина 1-й статьи Николай Александрович Вилков и рулевой с катера «МО-253» краснофлотец Петр Иванович Ильичев посмертно удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Они навечно зачислены в списки экипажей кораблей, на которых они служили.

В 9 час. 10 мин. после установления связи передового отряда с кораблями через радиостанцию старшего краснофлотца Мусорина корабли артиллерийской поддержки и батарея на мысе Лопатка произвели огневой налет по высотам 165 и 171. Воодушевленные поддержкой с моря, десантники снова перешли в атаку. Их действия были столь быстрыми и решительными, что в течение 10 минут господствующие высоты были взяты. Однако удержать их не удалось: через несколько минут японцы предприняли очередную контратаку превосходящими силами и снова отбросили подразделения десанта к подножию высот. С этого времени противник контратаковал непрерывно, но передовой отряд героическими усилиями сумел сдержать натиск врага.

Японцы спешно подтягивали к высотам 165 и 171 силы из глубины острова и с острова Парамушир, а из-за низкого темпа высадки главных сил десанта наращивание их в районе высот проходило медленно. Только к 11 часам к передовому отряду подошли подразделения первого эшелона и к 13 часам — второго. Возглавил их действия полковник П. А. Артюшин.

Японское командование тщательно готовило очередной удар по десанту. В 14 часов оно предприняло контратаку из района юго-западных скатов высоты 171 силами до двух батальонов при поддержке 18 танков. Противник рассчитывал рассечь силы десанта и затем уничтожить их по частям. Но это ему не удалось. Полковник П. А. Артюшин к началу контратаки располагал уже достаточными разведывательными данными о противнике и разгадал его замысел. Он сосредоточил на направлении вражеской контратаки до 100 противотанковых ружей и четыре 45-мм орудия — все, чем располагал. Понеся большие потери в людях и танках, враг отступил. Лишь одному танку противника удалось скрыться за восточным скатом высоты 171.

В этом бою умело руководил действиями подчиненных старший лейтенант С. А. Савушкин, лично подорвавший противотанковой гранатой вражеский танк.

Парторг роты противотанковых ружей старший сержант Черепанов уничтожил два танка и один повредил. Видя, что поврежденный танк продолжает стрелять, Черепанов бросился под него с гранатами и ценой своей жизни подорвал его. Младший сержант Георгий Баландин сжег два японских танка, а когда у него вышло из строя противотанковое ружье, бросился навстречу третьему танку и подорвал его вместе с собой. Младший сержант Султанов вскочил на броню вражеского танка и через смотровую щель в упор расстрелял его экипаж. Отважно действовали в бою автоматчики под командованием старшины А. П. Белова. Стойко отражали атаку вражеских танков старшина 2-й статьи Петр Бабич и краснофлотец Иван Кобзарь.

В этом тяжелом бою герои-тихоокеанцы техник-лейтенант А. М. Водынин, краснофлотец Власенко и сержант Рында повторили замечательный подвиг пяти черноморцев: со связками гранат бросились под вражеские танки, и каждый ценой собственной жизни уничтожил по машине. Геройски действовал в бою и командир передового отряда десанта майор П. И. Шутов, имя которого носит ныне один из населенных пунктов острова Шумшу. Будучи дважды раненным, он мастерски управлял десантниками и только после тяжелого, третьего ранения был унесен с поля боя. Личный пример героизма подавал морякам командир батальона морской пехоты майор Т. А. Почтарев. Его ранило, но он продолжал командовать подразделением. За героизм и умелое руководство боем П. И. Шутову и Т. А. Почтареву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Во время отражения вражеской контратаки раненые коммунисты оставались в строю. Их примеру следовали все бойцы десанта. Каждый стремился оказать помощь товарищу. Когда вблизи командира взвода упала вражеская мина, ее, не задумываясь, накрыл своим телом раненый краснофлотец И. И. Волченко. Так поступил и матрос В. И. Тюриков, заслонив собой от огня японского снайпера заместителя командира батальона морской пехоты по политчасти майора А. П. Перма.

В 18 часов, поддержанный артиллерией кораблей и батарей с мыса Лопатка, десант перешел в наступление. Разгорелся ожесточенный бой. К исходу дня десант вышел на рубеж западных скатов высот 165 и 171. Он удерживал плацдарм на острове по фронту до 4 километров и глубиной до 5-6 километров.

В тылу десанта и на флангах участка высадки по-прежнему оставались два неподавленных сильных опорных пункта, которые крайне затрудняли выгрузку артиллерии и другой боевой техники.

В 20 часов 18 августа генерал-майор А. Р. Гнечко поставил перед десантом задачу овладеть всем островом. Специально созданным усиленным штурмовым группам следовало к 24 часам штурмом овладеть опорными пунктами противника на мысах Кокутан и Котомари и тем самым ликвидировать угрозу десанту с тыла, обеспечить беспрепятственную выгрузку боевой техники на берег. Главным силам десанта предстояло утром 19 августа наступать в общем направлении на военно-морскую базу Катаока и к исходу дня овладеть ею. В этом наступлении, по замыслу командующего операцией, должна была участвовать выгруженная в течение ночи полевая артиллерия. Артиллерийская и авиационная поддержка наступления возлагалась на корабли и 128-ю авиадивизию. Авиация готовилась нанести ночью бомбовый удар по военно-морской базе Катаока, а с рассветом — по боевым порядкам противника.

Штурмовые группы лишь к утру 19 августа разгромили, опорные пункты на мысах Кокутан и Котомари. Противник оказал им сильное сопротивление. Тем временем японское командование продолжало усиливать гарнизон острова, перебрасывая сюда войска с острова Парамушир. К утру 19 августа перед нашим десантом сосредоточилось более пяти пехотных батальонов, до 60 танков и 70 орудий. Противник готовился к упорному бою. Но в это время по радио было передано сообщение японского правительства о безоговорочной капитуляции перед вооруженными силами союзников. Вслед за этим в расположение десанта на острове Шумшу прибыл японский парламентер и вручил советскому командованию письменное заявление о том, что части 91-й пехотной дивизии «на основании приказа свыше к 16 часам 19 августа прекращают всякие боевые действия».

Начались переговоры. Японское командование явно затягивало их. Лишь к 18 часам был подписан акт о безоговорочной капитуляции 91-й пехотной дивизии, оборонявшей северную группу Курильских островов — Шумшу, Парамушир, Онекотан. На основании этого документа был разработан план сдачи в плен японских гарнизонов. Наша авиация готовилась утром 20 августа перебросить один полк на аэродром Катаока, а корабли Петропавловской военно-морской базы должны были занять военно-морскую базу Катаока и перебросить часть сил десанта на острова Парамушир и Онекотан.

К 6 часам 20 августа минный заградитель «Охотск», сторожевые корабли «Киров» и «Дзержинский», тральщик «ТЩ-525», военный транспорт «Пугачев» и гидрографическое судно «Полярный» направились во Второй Курильский пролив. По предварительной договоренности с японским командованием на подходе к проливу их должен был встретить японский лоцман для дальнейшего сопровождения в бухту Катаока. Однако лоцмана в назначенном месте не оказалось, и наши корабли последовали туда самостоятельно.

ВМБ Катаока

В 8 час. 10 мин. корабли вошли во Второй Курильский пролив, где подверглись обстрелу из множества орудий, установленных на побережье. Под сильным огнем японцев корабли начали отходить, прикрывшись дымовыми завесами.

Противнику удалось причинить серьезные повреждения минному заградителю «Охотск». Минзаг, прикрывавший отход других кораблей, принял на себя основной удар с берега. Впервые же минуты боя комендоры минного заградителя подавили одну из вражеских батарей. Вскоре «Охотск» был атакован внезапно появившимся торпедоносцем. Лишь своевременный и искусный маневр позволил кораблю уклониться от сброшенной торпеды, которая прошла в трех метрах от борта.

От прямых попаданий снарядов на минзаге вышли из строя рулевое управление, центральное освещение и электротелеграф. В этой тяжелой обстановке личный состав «Охотска» действовал слаженно, быстро и четко, проявляя исключительную выдержку и мужество. Буквально через несколько секунд корабль перешел на ручное управление, а аварийные группы вступили в борьбу за его живучесть.

Умело и решительно руководил личным составом в бою командир «Охотска» капитан-лейтенант В. К. Моисеенко. Четко и смело действовали его помощник капитан-лейтенант Ю. Г. Салоники, командир артиллерийской боевой части капитан-лейтенант П. П. Трофимов, старшина электромеханической боевой части старшина 1-й статьи Н. В. Шорсткин, штурманский электрик старшина 1-й статьи Н. Н. Артамонов, командир отделения рулевых старшина 1-й статьи Онипченко, машинист краснофлотец П. Н. Печерских и многие другие моряки.

Краснофлотец Колчин, раненный в ноги, руки и спину осколками разорвавшегося вражеского снаряда, не отошел от своего орудия и продолжал управлять огнем, пока не кончился бой. Нашел в себе силы исправить поврежденное орудие и раненный в обе ноги краснофлотец Курганов. До конца боя не покидал своего места у орудия наводчик Деткин, раненный в руку.

В этом бою в полной мере сказалась повседневная кропотливая работа партийной организации корабля, воспитавшей дружный и слаженный коллектив, привившей каждому моряку чувство воинского долга перед Родиной. За несколько дней до этого боя она приняла кандидатами в члены Коммунистической партии комендоров Колчина, Курганова и Деткина. На партийном собрании они заверили коммунистов, что самоотверженно будут сражаться с врагом. И моряки с честью сдержали свое слово.

Благодаря быстрым и умелым действиям экипажей все корабли вышли из-под вражеского обстрела и в 11 час. 15 мин. стали на якорь в Первом Курильском проливе.

Тем временем войска десанта оставались на своих позициях в ожидании капитуляции японского гарнизона. Когда стало известно о коварных действиях противника во Втором Курильском проливе, десантников охватило чувство негодования. В ответ на вероломство японцев десант в 13 часов перешел в наступление. Боевой порыв тихоокеанцев был настолько велик, что противника не спасли даже мощные оборонительные сооружения. Он был отброшен на 5-6 километров в глубь острова. Это отрезвляюще подействовало на японцев, и они поспешили заверить наше командование, что немедленно прекращают боевые действия.

Командующий Камчатским оборонительным районом генерал-майор А. Р. Гнечко высоко оценил действия моряков Тихоокеанского флота в бою за остров Шумшу. В телеграмме на имя командира Петропавловской военно-морской базы он отмечал: «С такими славными моряками можно бить любого врага».

К исходу дня 23 августа на Шумшу было пленено свыше 12 тыс. японских солдат и офицеров. Вслед за ними сложили оружие и части на Парамушире. Острова, расположенные южнее, были заняты морскими десантами. На северные острова, до острова Уруп включительно, корабли Петропавловской военно-морской базы высадили войска Камчатского оборонительного района, а на остальные острова советские части перебрасывались с Сахалина кораблями Северной Тихоокеанской флотилии и главной базы Тихоокеанского флота.

Занятие островов южнее Шумшу осуществлялось в условиях непрестанных штормов и густых туманов. Наши штурманы не были знакомы с особенностями плавания в прибрежных водах Курильских островов, изобилующих большим числом рифов, а взятые на борт кораблей в качестве проводников японские офицеры заявили, что не знают эти районы моря, и практической помощи не оказали. Но, несмотря на все эти трудности, моряки Тихоокеанского флота успешно справились с поставленной перед ними задачей — в предельно короткий срок, с 24 августа по 1 сентября 1945 г., заняли всю цепь Курильских островов, простирающуюся более чем на 600 миль.

Для японского командования столь быстрые действия советского флота оказались неожиданными. Все его планы по эвакуации своих гарнизонов и материальных ценностей на острова метрополии были нарушены. Оно не успело эвакуировать свои войска даже с острова Кунашир, отделенного от острова Хоккайдо узким проливом. В 6 часов 1 сентября советский десант, высаженный на этот остров, завершил освобождение Курильских островов.

В числе десантных групп, высадившихся в бухте Фурука-маппу, был отряд моряков с фрегата «ЭК-4» (командир фрегата капитан-лейтенант М. Л. Звягин). Моряки во главе с инженер-капитан-лейтенантом Селезневым, достигнув берега, сразу же устремились к центру военного городка. На самом высоком здании (это оказалась кавалерийская школа) командир отделения рулевых Сухойванов и краснофлотец Кошкин водрузили советский Военно-морской флаг. Тем временем моряки Бутаков, Урманов, Гуров, Седышев, Демьянов и другие были уже в ближайших от школы казармах. Гарнизон Кунашира сложил оружие. Всего на острове Кунашир было пленено 2250 солдат и офицеров.

А шесть часов спустя после начала высадки десанта моряки «ЭК-4» вместе со всей страной слушали голос родной Москвы: Совинформбюро сообщало о занятии нашими войсками и кораблями флота острова Кунашир и освобождении от японских войск всех Курильских островов. Наша Родина вновь обрела исконно русские земли, которые отныне служат надежным форпостом ее дальневосточных границ на Тихом океане.

Советский народ свято чтит память своих сынов, отдавших жизнь в борьбе за освобождение Курильских островов. В их честь в Петропавловске-Камчатском воздвигнут величественный памятник. Одна из надписей на нем гласит: «Вечная слава героям, павшим в боях за честь и победу нашей Родины. Память о вас, вернувших Родине Курильские острова, переживет века. Август 1945 года».

Наряду с высадкой морских десантов Тихоокеанский флот наносил удары по морским коммуникациям противника. Эта задача решалась подводными лодками и авиацией. Надо сказать, что результаты действий подводников были незначительными. Это объяснялось главным образом тем, что зона боевой деятельности советского флота исключала возможность использования наших подводных лодок в южной части Японского моря и у побережья Японии, где судоходство противника было наиболее оживленным. Советские лодки, развернутые в центральной части Японского моря и у побережья Северной Кореи, почти не встречали японские корабли, так как в этих районах фактически прекратилось плавание японских судов. Более активно тихоокеанские подводники действовали в северной части Японского моря. Они хорошо справились с задачами по ведению разведки на подступах к Южному Сахалину и острову Хоккайдо, а «Л-12» под командованием капитан-лейтенанта П. З. Щегланцева 22 августа потопила японский вооруженный транспорт в 5950 т.

Довольно успешно вела борьбу против судоходства противника морская авиация. Только в первые два дня военных действий она совершила 551 самолето-вылет, уничтожила и повредила свыше 30 судов общим тоннажем в 130 тыс. т.

Тихоокеанский флот осуществлял также защиту своих морских путей сообщения. За время войны с Японией его боевые корабли и авиация обеспечили проводку 28 конвоев, насчитывавших 69 транспортов. При этом значительное место занимали воинские перевозки: из Владивостока в порт Маока были переброшены три стрелковые дивизии и один артиллерийский полк, из Де-Кастри в Александровск-на-Сахалине — один артиллерийский полк.

Тихоокеанский флот успешно справился со всеми поставленными перед ним задачами. Его личный состав в боях с противником проявил отличную боевую выучку, высокие морально-боевые качества, беззаветную преданность своему народу и Коммунистической партии.

Родина высоко оценила подвиг тихоокеанцев. Более 30 тыс. моряков удостоились боевых правительственных наград. Медалью «За победу над Японией» награждено 170 тыс. человек. Пятидесяти двум морякам за особые отличия в боях присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них Адмирал Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов, адмирал И. С. Юмашев, генерал-майор В. П. Трушин, капитан 1 ранга Д. Г. Пономарев, полковник М. В. Барташов, капитаны 3 ранга М. Г. Беспалов, К. В. Казачинский, Г. В. Терповский, майор М. П. Бараболько, капитан-лейтенант М. Г. Малик, старшие лейтенанты В. Н. Леонов (был удостоен второй Золотой Звезды Героя), И. М. Яроцкий, сержант К. П. Бирюля, краснофлотцы В. Г. Моисеснко, П. И. Ильичев и другие.

19 кораблей, частей и соединений флота были преобразованы в гвардейские, 16 награждены орденом Красного Знамени, 13 получили почетные наименования.

Своими героическими подвигами в боях за Советскую Родину тихоокеанцы вписали яркие страницы в летопись боевой славы наших доблестных Вооруженных Сил.

адмирал Флота СССР Н.Г. Кузнецов адмирал И.С. Юмашев

мемориал в Петропавловск-Камчатском