Выжившие жертвы авиакатастроф. Выжившие после авиакатастрофы

6 января 2012, 15:59

23 декабря 1971г. самолет Lockheed L-188A авиакомпании LANSA с 92 пассажирами на борту вылетел из столицы Перу Лимы и взял курс на город Пукальпа. В 500 км к северо-востоку от столицы страны лайнер попал в обширную грозовую область, развалился в воздухе и упал в джунгли. Выжить в страшной катастрофе удалось лишь 17-летней Джулиане Дилер Копке, которую выкинуло из самолета.
Джулиана Дилер Копке «Вдруг вокруг меня воцарилась удивительная тишина. Самолёт исчез. Должно быть, я была без сознания, а затем пришла в себя. Я летела, крутясь в воздухе, и могла видеть стремительно приближающийся подо мной лес» . Затем девушка, падая, вновь потеряла сознание. При падении с высоты около 3-х км. она сломала ключицу, повредила правую руку, а ее правый глаз закрыло опухолью от удара. «Возможно, я выжила из-за того, что я была пристёгнута к ряду сидений,» – рассказывает она. «Я вращалась как вертолет, что возможно замедлило падение. Кроме того, место, где я приземлилась было густо покрыто растительностью, что уменьшило силу удара». 9 дней Джулиана скиталась по джунглям, стараясь не отходить от ручья, веря, что рано или поздно он выведет ее к цивилизации. Также ручей давал девочке воду. Через девять дней Джулиана нашла каноэ и укрытие, в которое она спряталась и стала ждать. Вскоре ее нашли в этом укрытии лесорубы. 26 января 1972г. хорватские террористы взорвали над чешским городком Сербска-Каменице пассажирский самолет McDonnell Douglas DC-9-32 , принадлежавший авиакомпании JAT Yugoslav Airlines. Борт следовал из Копенгагена в Загреб, на его борту находились 28 человек. Бомба, заложенная в багажном отделении, сдетонировала на высоте 10160 м. 27 пассажиров и членов экипажа погибли, однако 22-летняя стюардесса Весна Вулович осталась жива, упав с высоты более 10 км. Весна Вулович Самолет упал на заснеженные деревья, а через несколько часов после трагедии на месте катастрофы оказался квалифицированный медик, который и распознал у Весны признаки жизни. У неё был проломлен череп, сломаны обе ноги и три позвонка, из-за чего нижняя часть ее тела была парализована. Быстро оказанная помощь спасла девушке жизнь. Она 27 дней находилась в коме, а после еще 16 месяцев лежала в госпитале. После выхода из него, Вулович продолжила работать в своей авиакомпании, но уже на земле. Чудесное спасение Весны Вулович занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый высотный прыжок без парашюта. 13 октября 1972 года в Андах разбился самолет FH-227D/LCD. Погибли 29 человек из 45 находившихся на борту. Выжившие были найдены только 22 декабря 1972 года.
13 октября 1972 года команда регбистов из Монтевидео отправилась на соревнования в столицу Чили Сантьяго. В самолете "Фэрчайлд-Хиллер FH-227D/LCD" уругвайской авиакомпании "Таму", кроме них, находились еще пассажиры и 5 членов экипажа - всего 45 человек. По пути им предстояло совершить промежуточную посадку в Буэнос-Айресе. Однако "борт" T-571 попал в сильную турбулентную зону. В условиях сильного тумана пилот совершил навигационную ошибку: самолет, шедший на высоте 500 м, направился прямо на одну из горных вершин аргентинских Анд. Экипаж слишком поздно среагировал на ошибку. Через несколько мгновений "борт" налетел на скалы, пропоров стальную обшивку самолета. Фюзеляж разрушился; от страшного удара несколько кресел оторвало от пола и вместе с пассажирами выбросило наружу. Семнадцать человек из 45 погибли мгновенно, когда самолет "Фэрчайлд-Хиллер" рухнул в снег. В результате авиакатастрофы люди провели два месяца в снежном аду - на высоте 4 тысячи метров, при температуре минус 40 градусов. Обнаружили их только 22 декабря!
"После катастрофы в живых остались 28 человек, но после схода снежной лавины и долгих изнурительных недель голодания их осталось только шестнадцать. Проходили дни, недели, и люди, не имея теплой одежды, продолжали жить при сорокаградусном морозе. Питания, что хранилось на борту разбившегося самолета, хватило ненадолго. Скудные запасы приходилось делить по крохам, чтобы растянуть на большее время. Под конец остались только шоколад и наперсточная норма вина. Но вот кончились и они. У выживших голод взял свое: на десятый день они стали есть трупы". 24 августа 1981г. на Дальнем Востоке на высоте 5км. столкнулись пассажирский самолет Ан-24 авиакомпании "Аэрофлот" и бомбардировщик Ту-16 ВВС СССР . Среди 32-х человек, уцелела лишь 20-летняя Лариса Савицкая , возвращавшаяся с мужем из свадебного путешествия. Лариса с мужем В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в своём кресле в хвостовой части самолёта. Проснулась от сильного удара и внезапного ожога (температура моментально упала с 25 C до −30 C). После очередного разлома фюзеляжа, прошедшего прямо перед её креслом, Ларису выбросило в проход, очнувшись, она добралась до ближайшего кресла, забралась и вжалась в него, так и не пристегнувшись. Сама Лариса впоследствии утверждала, что в тот момент ей вспомнился эпизод из фильма «Чудеса ещё случаются», где героиня при крушении самолета вжалась в кресло и выжила. Часть корпуса самолёта спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар. По последующим исследованиям всё падение обломка самолёта размерами 3 метра в ширину на 4 метра в длину, где оказалась Савицкая, заняло 8 минут. Несколько часов Савицкая была без сознания. Очнувшись на земле, Лариса увидела перед собой кресло с телом мёртвого мужа. Она получила ряд серьёзных травм, но могла самостоятельно передвигаться. Через два дня её обнаружили спасатели, которые были сильно удивлены, когда после того как два дня им попадались только тела погибших, они встретили живого человека. Лариса была вся покрыта краской, слетавшей с фюзеляжа, и с сильно спутанными ветром волосами. В ожидании спасателей она соорудила себе временное прибежище из обломков самолёта, согреваясь чехлами с сидений и укрываясь от комаров целлофановым пакетом. Все эти дни шёл дождь. Когда он закончился, она махала пролетавшим мимо самолётам спасателей, но те, не ожидая найти выживших, приняли её за геолога из находившегося неподалёку лагеря. Лариса, тела её мужа и ещё двух пассажиров были обнаружены последними из всех жертв катастрофы. Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы. Лариса Савицкая Из интервью Ларисы: - Как это произошло на самом деле? - Самолеты столкнулись по касательной. Крылья у Ан-24 оторвало вместе с бензобаками и крышей. За какую-то долю секунды самолет превратился в "лодочку". В тот момент я спала. Помню страшный удар, ожог - температура с плюс 25 моментально упала до минус 30. Страшные крики и свист воздуха. Муж погиб сразу - в этот момент жизнь для меня кончилась. Я даже не кричала. От горя не успела осознать страх. - Вы так и упали в этой "лодочке"? - Нет. Потом она еще разломилась надвое. Разлом прошел прямо перед нашими креслами. Я оказалась в хвостовой части. Меня выбросило в проход, прямо на переборки. Сначала потеряла сознание, а когда пришла в себя, лежу и думаю - но не о смерти, а о боли. Не хочется, чтобы при падении было больно. И тут я вспомнила один итальянский фильм - "Чудеса еще встречаются". Всего один эпизод: как героиня спасается в авиакатастрофе, вжавшись в кресло. Кое-как я до него добралась... - И пристегнулись? - Я об этом даже не думала. Действия опережали сознание. Стала смотреть в иллюминатор, чтобы "поймать землю". Надо было вовремя самортизировать. Я не надеялась спастись, хотелось только умереть не больно. Была очень низкая облачность, потом зеленая вспышка и удар. Упала в тайгу, на березнячок - опять повезло. - Только не говорите, что вы не получили ни одной травмы. - Сотрясение мозга, повреждение позвоночника в пяти местах, перелом руки, ребра, ноги. Зубы почти все были выбиты. Но инвалидность мне так и не дали. Врачи говорили: "Мы понимаем, что вы инвалид по совокупности. Но ничего поделать не можем - каждая травма в отдельности не тянет на инвалидность. Вот если бы была одна, но серьезная - тогда пожалуйста". - Сколько времени вы провели в тайге? - Три дня. Когда я очнулась, тело мужа лежало прямо напротив меня. Состояние шока было такое, что я боли не чувствовала. Я даже ходить могла. Когда спасатели меня обнаружили, они, кроме "му-му", ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека. Да и видок у меня был еще тот. Я была вся цвета чернослива с серебристым отливом - краска с фюзеляжа оказалась на редкость приставучей, мама ее потом месяц выковыривала. А волосы от ветра превратились в большой кусок стекловаты. Удивительно, но как только я увидела спасателей, ходить уже не могла. Расслабилась. Потом, в Завитинске, я узнала, что для меня уже и могила вырыта. Их рыли по спискам. 12 августа 1985г. Boeing 747SR-46 японской авиакомпании Japan Airlines потерпел крушение близ горы Такамагахара в 100 км от Токио в районе горы (префектура Гунма). Из 520-ти человек удалось выжить только четверым женщинам: 24-летней сотруднице Japan Airline Хироко Есидзаки, 34 летняя пассажирке самолета и ее восьмилетней дочери Микико, а также 12-летней Кэйко Каваками, которая была найдена сидящей на дереве. Все четверо счастливчиков сидели в центральном ряду кресел в самом хвосте самолета. Для остальных 520 пассажиров и членов экипажа этот полет стал последним. По количеству жертв катастрофа японского "Боинга-747" уступает только катастрофе в Тенерифе в 1977 году, когда столкнулись два "Боинга". Ни на одном лайнере так много людей еще не погибало. 16 августа 1987 года Самолет McDonnell Douglas MD-82 , совершая вылет из аэропорта Metro, самолет потерял управление и сначала задел левым крылом линии электропередач, находящиеся в 800 метрах от взлетной полосы, затем крышу пункта проката машин, после чего разбился о землю.
На борту находилось 155 человек. 4-х летняя Сеселия Сичан была найдена спасателями в своем кресле, в нескольких метрах от тел своих родителей и 6-ти летнего брата. До сих пор ни один специалист не может объяснить, как, и при помощи какого чуда, она смогла выжить. Возможной причиной этой авиакатастрофы считают небрежность пилота и экипажа в следовании траектории взлета. 28 июля 2002г . в московском аэропорту "Шереметьево" сразу после взлета рухнул Ил 86 , на борту которого находились 16 человек: четыре пилота, 10 бортпроводников и два инженера. Через 200 м после того, как самолет оторвался от земли, произошла потеря мощности двигателей, самолет завалился на левое крыло и рухнул, после чего произошел взрыв.
Выжить удалось только двум бортпроводницам: Татьяне Моисеевой и Арине Виноградовой . Виноградова через некоторое время после выписки из больницы и прохождения реабилитационного курса вернулась к работе, а Моисеева решила не искушать судьбу и остаться на земле. 30 июня 2009г. у побережья Коморских островов потерпел крушение самолет А310 йеменской авиакомпании Yemenia , совершавший рейс из столицы Йемена Саны в столицу Комор город Морони. На борту A310 находились 153 человека. Единственным выжившим пассажиром разбившегося лайнера оказалась двенадцатилетняя девочка Бахия Бакари , имеющая французское гражданство. При ударе о воду её буквально выкинуло из самолета. В течение нескольких часов, девочка, практически не умеющая плавать, без спасательного жилета и в полной темноте, старалась держаться за обломки самолета, чтобы не утонуть. Сначала она старалась ориентироваться по голосам других пассажиров, но вскоре они стихли. Когда рассвело, она поняла, что она в полном одиночестве в центре масляной лужи на поверхности воды. К счастью, ей удалось взобраться на большой обломок и заснуть, несмотря на переутомление и жажду. В какой-то момент она увидела корабль на горизонте, но он проплыл слишком далеко, и ее не заметили. Команда частного корабля Sima Com 2, обнаружили Bakari лишь 13 часов после авиакатастрофы. Еще 7 часов спустя она оказалась на суше, где была направлена в госпиталь. Девочка получила многочисленные ушибы, у нее была сломана ключица и обожжены колени. 12 мая 2010г. Airbus-330 ливийской авиакомпании Afriqiyah Airways, прибывший из Йоханнесбурга (ЮАР), разбился при заходе на посадку в международном аэропорту Триполи. В условиях тумана экипаж принял решение уйти на 2-й круг, но не успел. На борту находились 104 человека. Среди обломков выжившего нашли только восьмилетнего мальчика с переломами обеих ног. Его придвило креслом, что, возможно, спружинило удар. 6 сентября 2011г. В Боливии разбился самолет частной авиакомпании потерпевшего катастрофу в амазонских джунглях. В результате изначально посчитали, что погибли все 9 человек, находящихся на борту. Через 3 дня поисков был найден чудом уцелевший пассажир - 35-летний продавец косметики боливиец Минор Видалью. Он отделался ушибами головы и переломами ребер. Минор Видальо рассказал, что он более 15 часов находился под обломками самолета, а когда ему удалось выбраться, он пошел вглубь леса в поисках людей.
Выжившего в авиакатастрофе обнаружили в нескольких километрах от места крушения самолета. "Мы увидели человека на берегу реки, который подавал нам сигналы, - рассказал капитан Давид Бустос, руководивший спасательной операцией. - Когда мы подошли поближе, он склонился на колени и начал благодарить Бога".

Статистика упрямо свидетельствует — авиация в плане безопасности стоит значительно выше, чем автотранспорт. В США в автоавариях ежегодно гибнет больше людей, нежели погибло в авиакатастрофах за всю историю авиаперевозок.

Но даже у тех, кого постигла беда в воздухе, остаётся шанс. Пусть даже это один шанс на миллион. Вот семь историй тех, кто вытащил свой счастливый билет, находясь на волосок от смерти.

Сессилия Сичан

16 августа 1989 года из аэропорта Детройта начал взлёт обычный рейс — McDonnell Douglas DC-9-82 авиакомпании Northwest Airlines. На борту находились 154 человека, среди них — 4-летняя девочка Сессилия Сичан. Вместе с ней летели её родители и шестилетний брат.

Лайнер начало раскачивать уже на взлёте, он задел левым крылом мачту освещения, часть крыла оторвалась и загорелась. Затем самолёт наклонило вправо, и другое крыло пробило крышу конторы проката автомобилей. Самолёт рухнул на шоссе, развалившись на куски, и загорелся. Обломки и тела жертв были разбросаны на площади более полумили.

Работавший на месте крушения пожарный Джон Тьед услышал тоненький писк и увидел среди обломков детскую ручку. 4-летняя девочка, получившая перелом черепа, перелом ноги и ключицы и ожоги третьей степени, оказалась единственной, кому удалось выжить в катастрофе. Она перенесла четыре операции по пересадке кожи, но сумела полностью восстановиться.

Сессилию воспитали её тётя и дядя. Когда девушка выросла, она сделала себе татуировку на запястье в виде самолёта, в память о том трагическом и счастливом дне.

Сессилия признаётся, что совершенно не боится летать на самолётах, руководствуясь принципом, хорошо знакомым в России, — если это с ней один раз уже случилось, вероятность повторения такого ничтожно мала. Проще говоря, два раза в одну воронку снаряд не попадает.

Лариса Савицкая

24 августа 1981 года 20-летняя студентка Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем Владимиром. Самолёт Ан-24 следовал рейсом из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Над городом Завитинском на высоте 5200 метров Ан-24 столкнулся с бомбардировщиком Tу-16. В результате столкновения погибли экипажи обоих самолётов. Ан-24 разломился на несколько частей и стал падать. Лариса, спавшая в своём кресле в хвосте самолёта, проснулась от сильного удара и внезапного ожога, вызванного разгерметизацией салона на высоте.

Очередной разлом фюзеляжа выбросил её в проход, но Ларисе удалось вновь забраться в кресло. Как она вспоминала потом, ей вспомнился итальянский фильм «Чудеса ещё случаются», где героиня спаслась в похожей ситуации, вжавшись в кресло. Сама Лариса признавалась, что не верила в спасение, а просто хотела «умереть небольно».

Уцелевшая часть корпуса самолёта упала на берёзовую рощу, смягчившую удар. Специалисты впоследствии установили — Лариса Савицкая в течение 8 минут падала с высоты 5200 метров на обломке самолёта размерами 3 метра в ширину и 4 метра в длину.

От удара она на несколько часов потеряла сознание, но затем пришла в себя и смогла самостоятельно передвигаться.

В лесу в одиночестве, среди трупов и обломков, девушка провела двое суток, сумев соорудить себе даже подобие укрытия от непогоды.

Спасатели, добравшиеся до места падения, были шокированы, увидев девушку. Лариса Савицкая была единственной из 38 человек, кому посчастливилось уцелеть в этой авиакатастрофе.

Поисковики были настолько уверены в её гибели, что для женщины, как и для других жертв, уже была приготовлена могила. Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы.

Лариса Савицкая дважды внесена в Книгу рекордов Гиннеса: как человек, выживший после падения с максимальной высоты, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе — 75 рублей (в деньгах 1981 года).

Весна Вулович

26 января 1972 года югославский пассажирский самолёт Douglas DC-9, следовавший рейсом из Копенгагена в Загреб, взорвался в воздухе рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии на высоте 10 160 метров. Причиной трагедии, по версии югославских властей, стала бомба, спрятанная на борту авиалайнера хорватскими террористами-усташами.

Самолёт, разорвавшись на части, стал падать вниз. В средней секции находилась 22-летняя стюардесса Весна Вулович. Весны не должно было быть на том рейсе — она подменяла свою коллегу и тёзку — Весну Николич.

Обломки самолёта упали на заснеженные деревья, что смягчило удар. Но удача для девушки оказалась не только в этом — её в бессознательном состоянии первым обнаружил местный крестьянин Бруно Хонке, в годы войны работавший в немецком полевом госпитале и умевший оказывать первую медицинскую помощь.

Сразу после этого стюардессу, единственную выжившую в катастрофе, доставили в госпиталь. Весна Вулович провела 27 дней в коме и 16 месяцев на больничной койке, но всё-таки выжила. В 1985 году она была внесена в Книгу рекордов Гиннесса за самый высотный прыжок без парашюта, получив сертификат из рук своего музыкального кумира — участника знаменитой группы «Битлз» Пола Маккартни.

Эрика Дельгадо

11 января 1995 года самолёт McDonnell Douglas DC-9-14 выполнял рейс из Боготы в Картахену с 47 пассажирами и 5 членами экипажа на борту.

Из-за отказа высотомера во время захода на посадку самолёт буквально рухнул в болотистой местности. 9-летнюю Эрику Дельгадо, летевшую вместе с родителями и с младшим братом, выбросило из самолёта в тот момент, когда он начал разваливаться на части. Девочка рассказывала потом, что из лайнера её вытолкнула мать.

Самолёт взорвался и загорелся. Эрика упала в кучу водорослей, которые смягчили удар, однако не могла выбраться. По её воспоминаниям, на месте катастрофы сразу началось мародёрство: с неё, с живой, кто-то из местных жителей сорвал золотое ожерелье и скрылся, проигнорировав просьбы о помощи. Через некоторое время девочку нашёл по её крикам и вытащил из болота местный фермер. Эрика Дельгадо, единственная выжившая в катастрофе, отделалась лишь сломанной рукой.

Джулианна Дилер Кепке

24 декабря 1971 года самолёт Lockheed L-188 Electra перуанской авиакомпании LANSA попал в обширную грозовую область, получил удар молнией и подвергся сильнейшему воздействию турбулентности. Самолёт начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра и упал вглубь тропического леса, примерно в 500 километрах от столицы страны Лимы.

17-летняя школьница Джулианна Кепке была пристёгнута к одному из кресел в ряду, который отломился от остального корпуса. Девушка падала среди бушующей стихии, при этом обломок вращался, словно лопасть вертолета. Это, а также падение в густые кроны деревьев, смягчило удар.

После падения у Джулианны была сломана ключица, сильно расцарапана рука, правый глаз заплыл от удара, всё тело было покрыто синяками и царапинами. Тем не менее девушка не потеряла способности к передвижению. Помогло и то, что отец Джулианны был биологом и научил её правилам выживания в лесу. Девушка смогла добыть себе пропитание, потом нашла ручей и пошла вниз по его течению. Спустя 9 дней сама вышла к рыбакам, которые и спасли Джулианну.

На основе реальной истории Джулианны Кепке было снято несколько художественных фильмов, в том числе «Чудеса ещё случаются» — тот самый, который через десять лет поможет выжить в авиакатастрофе Ларисе Савицкой.

Бахия Бакари

30 июня 2009 года самолёт Airbus А-310-300 йеменской авиакомпании следовал рейсом 626 из Парижа на Коморские острова с пересадкой в столице Йемена Сане.

Среди пассажиров была 13-летняя Бахия Бакари, летевшая с матерью из Франции на Коморские острова в гости к бабушке и дедушке. Самолёт рухнул в Индийский океан в территориальных водах Комор всего за несколько минут до посадки. Что именно произошло, девочка не помнит, так как в момент катастрофы она спала. Сама Бахия считает, что её выбросило через иллюминатор.

При падении она получила множественные ушибы и сломала ключицу. Однако её ждало новое испытание — необходимо было выжить в воде до прибытия спасателей. Девочке удалось взобраться на один из обломков самолёта, остававшихся на плаву. На нём она провела девять часов, как утверждает сама Бакари, хотя некоторые источники утверждают, что спасатели нашли её только спустя 14 часов после катастрофы.

Уцелевшую пассажирку нашли рыбаки, которые и доставили её в больницу. Не все поверили в возможность такого спасения — ходили слухи, что девушку выбросили из лодки нелегальных иммигрантов, благо у Бахии подходящая внешность.

Девочку специальным самолётом доставили в Париж, где в госпитале её навестил тогдашний президент Франции Николя Саркози .

Бахия Бакари оказалась единственной спасшейся из 153 человек, находившихся на борту самолёта. Спустя полгода после катастрофы Бакари опубликовала автобиографию «Выжившая».

«Счастливая четвёрка»

12 августа 1985 года в Японии произошла самая большая по числу жертв катастрофа в мировой авиации с участием одного самолёта.

Лайнер «Боинг-747SR» авиакомпании «Джепэн Эйрлайнз» вылетел из Токио в Осаку. На борту находилось 524 пассажира и члена экипажа. Через 12 минут после взлёта во время набора высоты 7500 метров у самолёта оторвался вертикальный хвостовой стабилизатор, в результате чего произошла разгерметизация, упало давление в салоне и отказали все гидравлические системы лайнера.

Самолёт стал неуправляемым и был фактически обречён. Тем не менее пилотам неимоверными усилиями удалось удерживать лайнер в воздухе ещё 32 минуты. В итоге он потерпел катастрофу недалеко от горы Такамагахара, в 100 километрах от Токио.

Авиалайнер рухнул в горном районе, и спасатели сумели добраться к нему лишь на следующее утро. Встретить выживших они не надеялись.

Однако поисковая группа обнаружила сразу четверых живых — 24-летнюю стюардессу Юми Отиаи , 34-летнюю Хироко Ёсидзаки со своей 8-летней дочерью Микико и 12-летнюю Кэйко Каваками .

Первых трёх спасатели нашли на земле, а 12-летнюю Кэйко — сидящей на дереве. Именно туда выбросило девочку в момент гибели лайнера.

Четверо уцелевших получили в Японии прозвище «Счастливая четвёрка». Все они во время полёта находились в хвостовом отсеке, в районе, где произошёл разрыв обшивки самолёта.

В этой чудовищной катастрофе могло выжить значительно больше людей. Кэйко Каваками рассказывала потом, что слышала голос своего отца и других раненых. Как потом установили медики, многие из пассажиров «Боинга» погибли на земле от ран, холода и болевого шока, поскольку спасательные группы не стали пытаться добраться до места катастрофы ночью. В результате жертвами крушения стали 520 человек.

Каждый из этих людей был единственным выжившим в авиакатастрофе. К с частью их гораздо больше, чем 20 человек (если точнее, то 75), но здесь выбраны те, кто остались живыми среди наибольшего количества жертв или при очень необычных обстоятельствах, а также детей. Долгих им лет жизни…
Все фото взяты рандомно, исключительно для иллюстрации авиакатастроф (не конкретных), авиакомпаний, самолетов и фото выживших (при наличии таковых).

5.09.1946, США, округ Элко (Невада)

Самолет Douglas DC-3, авиакомпании Trans-Luxury Airlines при подлёте к аэродрому назначения столкнулся с землёй. Вероятная причина - ошибка пилота при пространственной ориентировке в условиях сильного тумана. Погибло 20 человек, выжил лишь двухлетний Питер Линк, который сидел на руках у матери.

28.01.1947, Китай, город Ухань. И снова ребенок, еще младше..

Самолет Curtiss-Wright C-46 Commando, Национальной китайской авиационной корпорации разбился спустя 30 минут после вылета из Ухани. Причины не установлены. Погибло 25 человек, выжил лишь полуторагодовалый Пол Вик (где он находился данных нет)

20.11.1949, Норвегия, коммуна Хурум

Самолет Douglas DC-3, авиакомпании Aero Holland. Авиакатастрофа произошла из-за сложных метеоусловий, преодолеть которые экипаж оказался не в состоянии. Самолёт упал в лес. Из 30 пассажиров 26 были детьми. Погибло 34 человека, включая экипаж, выжил ли 12-летний Исаак Алляль.

30.10.1959, США, Крозет (Вирджиния)

Снова Douglas C-47 Skytrain, рейс 349 авиакомпании Piedmont Airlines. Из-за ошибки экипажа самолёт врезался в 950-метровую гору (Bucks Elbow Mountain на 100 метров ниже её пика. Выжившего Фила Брэдли во время удара выбросило из фюзеляжа вместе с сиденьем, на котором он и ожидал спасателей, пристёгнутый ремнём безопасности. Погибло 26 человек.

9.08.1970, Перу, город Куско

Самолет Lockheed L-188 Electra, рейс 502 авиакомпании LANSA. Во время разбега самолёта по ВПП третий двигатель заглох и загорелся. Lockheed взлетел на трёх других двигателях, но пилоты запросили экстренную посадку и начали разворот. Самолёт резко накренился влево (35-40 градусов), после чего начал терять высоту, врезался в землю и загорелся. Причина катастрофы: перегруз, ошибка пилотов, ненадлежащее тех.обслуживание. Погиб 101 человек, выжил лишь 26-летний пилот Хуан Лу.

24.12.1971, еще Перу, регион Арекипа

Самолет Lockheed L-188 Electra, рейс 508 авиакомпании LANSA через полчаса после взлёта по вине пилотов попал в грозу, где в него попала молния. Самолёт начал разрушаться в воздухе на высоте 6400 метров и упал в глубь тропического леса. Получив многочисленные травмы, выжившая пассажирка Джулиана Кёпке (19 лет) через 9 дней самостоятельно вышла к людям. Сидела она в хвосте, предпоследний ряд справа, у окна. 91 человек погиб. По мотивам этой трагедии снят фильм «Чудеса ещё случаются».

26 января 1972 года самолёт DC-9-32 Jugoslovenski Aerotransport (JAT, международное название - Yugoslav Airlines) совершал перелёт по маршруту Стокгольм - Копенгаген - Загреб - Белград

Спустя час после взлёта DC-9 прошёл очередную точку маршрута (приводную радиостанцию Hermsdorf в Восточной Германии) и занял высоту 10 160 метров. Вскоре самолёт неожиданно разрушился: носовая часть с кабиной пилотов отделилась от основного корпуса. Погибли 27 человек, выжила лишь 22-летняя стюардесса Весна Вулович, единственная женщина в мире, выжившая при падении с такой высоты. Позже Весна была внесена в книгу рекордов Гинесса, лечилась более года (нога была парализована), но потом вернулась работать в туже авиакомпанию, правда на наземную работу. Вышла замуж, на сегодняшний день скончалась.

22.07.1973, Французская Полинезия, Таити, город Папеэте

Самолет Boeing 707-321B, рейс 816 компании Pan Am взлетев с аэродрома поднялся до 100 метров, а затем резко стал заваливаться влево и упал в Тихий океан, погрузившись на глубину около 700 метров. Бортовые самописцы найдены не были. Причины катастрофы не установлены. Погибли 78 человек, выжил лишь сидевший в средней части самолета Нил Кэмпбелл.

15.1.1979, СССР, в окрестностях Минска

Самолет Ан-24Б, рейс 7502 авиакомпании Аэрофлот разбился из-за обледенения. Единственный выживший ребёнок -13-летняя Виктория Бендеберя.

24.08.1981, СССР, Комсомольск-на-Амуре

Самолет Ан-24, рейс Аэрофлот 811 столкнулся с бомбардировщиком Ту-16 на высоте 5220 м. Погибло 37 человек. Единственная выжившая женщина, упавшая с высоты 5200 метров Лариса Савицкая, 20 лет, сидела в хвосте. Она два дня в тайге, под постоянным проливным дождем, жила, под под самостоятельно сооруженной их остатков самолета «палаткой». Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы.

21.01.1985, США, город Рино (Невада)

Самолет Lockheed L-188A Electra, рейс 203 авиакомпании Galaxy Airlines (США). Вскоре после взлёта в самолёте началась сильная вибрация из-за открывшегося лючка на крыле. Экипаж ошибся в оценке обстановки и снизил тягу двигателей, решив, что детонация вызвана сбоем в работе турбин. В результате самолёт потерял скорость и упал на кемпинг. Единственного выжившего пассажира 17-летнего Джорджа Лэмсона вместе с сиденьем (место 6B, левая сторона, в начале салона) выбросило из фюзеляжа за секунды до взрыва, что в итоге и спасло ему жизнь. Погибло 70 человек.

16.08.1987, США, Детройт Метрополитан (аэропорт), McDonnell

Опять самолет Douglas DC-9-82, рейс 255 авиакомпании Northwest Airlines при взлёте с не выпущенными закрылками и предкрылками с ВПП самолёт потерял скорость и разбился за пределами полосы. Причина катастрофы - ошибка экипажа, не проверившего перед взлётом положение закрылков и предкрылков и также отсутствие электрического напряжения в системе предупреждения о готовности к взлёту, которое было вызвано сознательным отключением электрического предохранителя. Погибли 156 человек, выжила лишь четырехлетняя Сесилия Сичан (англ. Cecelia Cichan).

11.12.1988, СССР, под Ленинаканом

Самолет Ил-76М, ВВС СССР потерпел крушение, врезавшись в гору при заходе на посадку. Погибло 77 человек. Выжил лишь Федор Балакев, который в тот момент находился в грузовом отсеке, спал в кабине перевозимого КамАЗа.

5.10.1991, Индонезия, аэропорт Халим Перданакусума, Джакарта

Самолет Lockheed C-130 Hercules, борт A-1324 ВВС Индонезии по неустановленной (или скрытой) причине потерял управление и врезался в учебный центр Министерства труда. Погибло 135 человек, выжил лишь один - Бамбанг Сумади (англ. Bambang Sumadi) П н/д н/д

15.12.1997, ОАЭ, Шарджа

Самолет Ту-154, рейс 3183 Таджикских авиалиний при заходе на посадку опустился ниже необходимой высоты, потерял скорость и упал в пустынной местности. Причина катастрофы - ошибка пилота. Погибло 85 человек. Выжил лишь 37-летний штурман Сергей Петров, находившийся в кабине.

6.03.2003, Алжир, Таманрассет

Самолет Boeing 737-200, рейс 6289 авиакомпании Air Algеrie. Отказ двигателя при взлёте. Погибло 102 человека. Среди выживших лишь один - 28-летний Юсеф Джиллали.

27.08.2006, США, Лексингтон (Кентукки)

Самолет Bombardier Canadair Regional Jet, рейс 5191 авиакомпании Delta Connection. При взлёте пилоты перепутали номер ВПП и начали взлёт по более короткой полосе. Длины разбега не хватило, поэтому самолёт выкатился за пределы полосы, протаранил железное ограждение, врезался в деревья, разрушился и загорелся. Погибло 49 человек, выжил лишь 44-летний второй пилот Джеймс Полехинке, находившийся в кабине.

30.06.2009, Коморы

Самолет Airbus А-310-300, рейс IY 626 упал при заходе на посадку. Погибло 152 человека. Выжила лишь 14-летняя Бахия Бакари, сидевшая в хвостовой части рядом с иллюминатором.

12.05.2010, Ливия, Триполи

Самолет Airbus A330-200, рейс 771 авиакомпании Afriqiyah Airways разбился при заходе на посадку из-за ошибки экипажа. Погибло 103 человека, Выжил лишь 9-летний Рубен ван Ассоу.

7.09.2011, Россия, Ярославль

Самолет Як-42Д, рейс AKY-9633 разбился при взлёте из-за ошибки экипажа. Погибло 44 человека. На борту которого находились хоккеисты ярославского «Локомотива». Выжил лишь 52-летний инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов, сидевший справа в последнем ряду., хотя хоккеист Александр Галимов тоже остался жив, но после доставки в Москву, несмотря на усилия врачей, спортсмен, получивший ожоги более 90% поверхности тела, скончался.

В некоторых случаях пассажиры даже не получали сколько-нибудь серьезных травм. Некоторые просто опаздывали на трагический рейс, отменяли полет по какой-либо причине, другие же оставались в относительной целости и сохранности после крушения. Были и случаи, когда жертвами катастрофы становились те, кто не присутствовал на смертельном борту, а погиб под его обломками.

Четырехлетняя американка, которая выжила в катастрофе

В августе 1989 года американский лайнер, следовавший по маршруту Сагино - Детройт - Финикс - Санта-Ана, совершал взлет из аэропорта в Детройте. Через несколько минут после того, как самолет оторвался от земли, он начал крениться в стороны, врезался в несколько фонарных столбов и загорелся. Лайнер рухнул на дорогу, проехал по ней, ударился в железнодорожную насыпь и врезался в путепровод. Самолет полностью разрушился. В этой катастрофе погибли полторы сотни пассажиров и членов экипажа. На земле погибли два человека, находившиеся в автомобилях, которые разбил самолет.

Четырехлетняя американка Сесилия Сечан получила значительные травмы, но выжила в этой катастрофе. Ребенок, выживший после авиакатастрофы, летел вместе с родителями и старшим братом. Девочку заметил пожарный Джон Тьед, который работал на месте крушения. Сесилия получила перелом черепа, ожоги третьей степени, перелом ключицы и ноги. Девочка перенесла несколько операций, но смогла полностью восстановиться. Фото девочки, выжившей после авиакатастрофы, тогда облетели всю Америку.

Сесилию Сечан воспитали ее дядя и тетя. Она никогда не давала интервью, но нарушила свое молчание в 2013 году, снявшись в документальном фильме «Единственная выжившая». Девушка говорит, что не боится летать на самолетах. Она руководствуется принципом: если это произошло однажды, то уже не случится снова. Кроме того, девушка сделала татуировку в виде самолета на руке, которая напоминает ей о том одновременно трагичном и счастливом дне.

Лариса Савицкая, выжившая в крушении над Завитинском

В 1981 году советская студентка Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем рейсом Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск, который выполнял самолет Ан-24. Билеты у молодоженов были в среднюю часть самолета, но так как в салоне было много свободных мест, они решили занять места в хвосте.

В ходе полета самолет столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К. Причин тому было несколько. Это и ошибки наземного персонала аэропорта, диспетчеров, и в общем неудовлетворительная организация полетов в районе Завитинска, и несоответствие требованиям правил безопасности, и нечеткое взаимодействие между гражданскими и военными самолетами. Все, кто был на борту обоих самолетов, погибли, кроме единственной девушки, выжившей после авиакатастрофы.

В момент столкновения самолетов Лариса спала в своем кресле. Девушка проснулась от ожога, вызванного разгерметизацией салона, холодного воздуха (температура упала до -30 градусов) и сильного удара. После разлома фюзеляжа девушку выбросило в проход, она потеряла сознание, но через несколько мгновений очнулась, добралась до ближайшего кресла и вжалась в него, не пристегнувшись. Лариса Савицкая, выжившая после авиакатастрофы, позже утверждала, что в этот момент ей вспомнился фильм «Чудеса еще случаются», героиня которого чудесным образом спаслась в крушении, вжавшись в кресло. Но девушка тогда не думала о спасении, она просто хотела «умереть не больно».

Часть самолета упала на березовую рощу, которая значительно смягчила удар. Лариса падала на обломке 3 х 4 метра. Впоследствии было установлено, что падение заняло восемь минут. На землю девушка упала без сознания.

Когда она очнулась, увидела перед собой кресло с телом умершего мужа. Лариса получила травмы, но все еще могла передвигаться самостоятельно. Двое суток девушке пришлось провести в лесу, в одиночестве, среди трупов и обломков самолета. Девушка была в краске, которая слетала с фюзеляжа, волосы были сильно спутаны ветром. Она соорудила временное убежище из обломков, согревалась чехлами сидений, укрывалась от комаров целлофановыми пакетами.

Все это время шел дождь, но поисковые работы все же велись. Лариса махала пролетавшим вертолетом, но спасатели, не ожидая найти выживших, приняли ее за геолога из лагеря неподалеку. Ларису Савицкую, а также тела ее мужа и двух других пассажиров нашли последними. Она была единственной выжившей.

Медики определили, что у девушки сотрясение мозга, переломы ребер, руки, травмы позвоночника, кроме того, она потеряла практически все зубы. Несмотря на травмы, она не получила инвалидность. Позже Ларису парализовало, но она смогла оправиться. Лариса стала человеком, получившим минимальную сумму компенсации, то есть всего 75 рублей.

Сербская стюардесса, выжившая в авиакатастрофе в 1972 г.

Стюардессы, которые выжили после авиакатастрофы, не редкость. Однако единственные выжившие - это уже шанс один на миллион. Такое чудо произошло со стюардессой рейса, следовавшего из Копенгагена в Загреб. Самолет взорвался в воздухе над деревней Сербска в Чехословакии. Причиной крушения следствие назвало бомбу, которая была заложена хорватскими террористами.

Когда взрывчатка детонировала, самолет разорвался на несколько частей, начал падать. В среднем отсеке тогда была стюардесса Весна Вулович, которая подменяла свою коллегу Весну Николич. Удача девушки, выжившей после авиакатастрофы, заключалась в мягком падении и том, что первым ее обнаружил крестьянин, который в годы войны работал в полевом госпитале и умел оказывать первую помощь.

Девушка, которую вскоре доставили в стационар, провела в коме 27 дней, затем - 16 месяцев на больничной койке. У нее была амнезия, девушка какое-то время забывала каждый прошедший день. Но она все-таки выжила. Ее чудесное спасение врачи объяснили низким давлением. Когда человек оказывается на большой высоте, у него разрывается сердце от высокого давления. Но Весна, у которой всегда было очень низкое давление, смогла спастись от смерти в воздухе. Ей помогло и то, что девушка потеряла сознание. А вот как стюардессе удалось выжить при ударе о землю, не знает никто.

После трагедии стюардесса, выжившая после авиакатастрофы, уволилась и больше никогда не летала на самолетах. Они призналась журналистам, что еще до той катастрофы была на грани жизни и смерти восемь раз. Это было, когда Весна отдыхала в Черногории и встретилась с акулой, которых вообще не должно было быть в тех водах, когда спорила со своим психически больным соседом о политике (мужчина взял нож и попытался напасть), когда у нее был тяжелый случай внематочной беременности и так далее.

Девятилетняя девочка, выжившая в катастрофе над Картахеной

В январе 1995 года американский самолет совершал рейс из Боготы в Картахену с 5 членами экипажа и 47 пассажирами на борту. При заходе на посадку отказал высотомер, самолет рухнул в болотистой местности. Девятилетняя Эрика Дельгадо летела вместе с родителями и младшим братом. Выжившая девочка после авиакатастрофы рассказала, что из падающего самолета ее вытолкнула мама.

Самолет при падении взорвался и загорелся. Эрика упала в водоросли, что смягчило падение. Сразу после трагедии началось мародерство. Жители ближайшей деревни с живой девочки сорвали золотое ожерелье, проигнорировав ее просьбы о помощи. Через какое-то время выжившая девочка после авиакатастрофы была найдена фермером.

Полтора десятка выживших и 72 дня борьбы с природой

Осенью 1972 года произошла катастрофа самолета, который следовал из Монтевидео в Сантьяго. У выживших практически не было шансов на спасение, но им удалось обмануть смерть. Несколько пассажиров остались в заснеженных горах, не зная, где они находятся и ищет ли их кто-то. В горах было холодно, люди пытались как-то согреться, спрятавшись в остатках фюзеляжа. К утру несколько пассажиров так и не проснулись. Пассажирам удалось найти немного провизии: крекеры, ликер, несколько шоколадок, сардины. Все понимали, что этого не хватит. Позже выжившие нашли радиоприемник и услышали, что спасательную операцию прекратили. Тогда они решили есть умерших.

На следующий день произошла лавина, часть людей оказалась под снежными завалами. Выбраться из-под завалов удалось через три дня. Спасения люди ждали 72 дня. Каждый новый их день был похож на предыдущий. Вскоре трое выживших решились пойти на поиски какого-нибудь населенного пункта. Им было тяжело дышать и передвигаться по снегу, вскоре один из группы решил вернуться обратно к самолету.

Добравшись до вершины горы, они увидели вокруг только заснеженные горы. Они думали, что уже нет надежды, но решили, что лучше умереть в дороге, чем возле самолета. Тем более мать и сестра одного из парней погибли ранее, и он знал, что если вернется, то придется есть их мясо.

На девятый день пути молодые люди нашли реку, с другой стороны они увидели пастуха. Тот принес бумагу и ручку, перекинул с камнем на другой берег. Выжившие написали все, что с ними произошло. Пастух перебросил молодым парням сыр и хлеб, а сам отправился в ближайшее поселение, идти до которого было 10 часов. Обратно он вернулся уже с военными.

Спасательная операция заняла двое суток. Сначала военные спасли двух молодых людей, которые отправились на поиски поселения. Первую пресс-конференцию выжившие дали еще в горах. Молодым людям пришлось рассказать все, что было. Но пресса оказалась безжалостна, газеты пестрили заголовками «Они ели мертвых», «Обнаружены следы каннибализма» и так далее. Но и спасатели, и сами выжившие понимали, что другой возможности выжить у них не было.

Семнадцатилетняя школьница Джулиана Дилер Кепке

Авиакатастрофа произошла ночью. Когда девушка очнулась, стрелки ее часов ходили, время было около девяти утра. Выжившая девушка говорила потом, что у нее очень болели глаза и голова. Она сидела в том же кресле. Джулиана несколько раз теряла сознание. Девушка видела спасательные вертолеты, но не могла дать какой-то сигнал.

Семнадцатилетняя Джулиана сломала ключицу, у нее была глубокая рана на ноге, царапины, правый глаз заплыл от удара, все тело было покрыто кровоподтеками. Девушка оказалась в глухом лесу. Ее отец был зоологом, в детстве он научил Джулиану правилам выживания, она смогла добить пищу, а вскоре нашла ручей. Через девять дней Джулиана Дилер Кепке сама вышла к рыбакам.

На основе истории чудесного спасения Джулианы был снят художественный фильм «Чудеса еще случаются», который позже помог выжить Ларисе Савицкой.

Выжившая в самолете, который упал в Индийский океан

Люди, выжившие после авиакатастрофы, как правило, могли полностью оправиться от трагедии. В 2009 году рейс из Парижа на Коморские острова рухнул в Индийский океан. Тринадцатилетняя Бахия Бакари летела с матерью к бабушке и дедушке на Коморские острова. Девочка не знает, как именно ей удалось выжить, так как в момент катастрофы она спала. Девочка получила переломы и множественные ушибы при падении. Но ей нужно было продержаться еще до прибытия спасателей. Она забралась на один из обломков, который держался на плаву. Бакари нашли только через четырнадцать часов после катастрофы. Девочку доставили в Париж специальным рейсом.

«Счастливая четверка» в самой большой по числу жертв катастрофе

В Японии в 1985 году произошла самая масштабная по числу жертв катастрофа с участием одного самолета. "Боинг" вылетел из Токио в Осаку. На борту находилось более пятисот пассажиров и члены экипажа. После взлета оторвался хвостовой стабилизатор, произошла разгерметизация, упало давление, отказали некоторые системы лайнера.

Самолет был обречен, он стал неуправляем. Пилотам удалось удерживать лайнер в воздухе еще более получаса. В итоге он потерпел крушение в ста километрах от столицы Японии. Самолет упал в горах, спасатели смогли найти обломки только на следующее утро, выживших обнаружить они, конечно, вовсе не надеялись.

Но группа спасателей обнаружила целую группу выживших. Ими были стюардесса, пассажирка Хироко Ёсидзаки и ее восьмилетняя дочь, двенадцатилетняя Кэйко Каваками. Последнюю девочку нашли на дереве. Все четверо выживших находились в хвостовой части самолета, именно там, где произошел разрыв обшивки лайнера. Но в катастрофе могло выжить больше пассажиров. Кэйко Каваками позже утверждала, что слышала голоса пассажиров, в том числе своего отца. Многие пассажиры погибли уже на земле от полученных ран и травм. Жертвами трагедии стали 520 человек.

Девочка, выжившая в катастрофе самолета L-410

Выжившая девочка после авиакатастрофы в Хабаровске - трехлетняя Жасмина Леонтьева. Девочка летела вместе со своей учительницей по маршруту Хабаровск - Нелькан, самолет должен был приземлиться, но пошел на посадку, накренился и упал недалеко от ВПП. Два члена экипажа и четыре пассажира, которые находились на борту, погибли. Девочку, которую нашли под обломками самолета, сразу же доставили в больницу, а потом специальным бортом переправили в Хабаровск. Там родители выжившей девочки после авиакатастрофы уже ждали Жасмину в больнице.

Борттехник, который выжил в катастрофе Як-42

Несколько лет назад произошла катастрофа самолета Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту. В этой страшной трагедии удалось выжить борттехнику. Выживший после авиакатастрофы («Локомотив») Александр Сизов давал показания в суде. Рассматривалось дело Вадима Тимофеева, который отвечал за безопасность на воздушном транспорте в компании «Як Сервис».

Воздушный транспорт является одним из самых безопасных, но и там время от времени случаются трагедии. К счастью, даже в авиакатастрофе есть шанс выжить, хоть и один на миллион. Свидетельства тому - советская стюардесса, выжившая после авиакатастрофы, единственная выжившая в крушении над Индийским океаном, трагедии над Картахеной, «счастливая четверка» в Японии и другие люди.

Авиаперелеты - самый безопасный вид пассажирских перевозок. Ежедневно более 80 тысяч самолетов по всему миру совершают около двухсот тысяч рейсов и доставляют в пункт назначения более трех миллионов пассажиров. Процент аварий крайне низок, а поэтому - казалось бы - страх перед полетами имеет иррациональную природу. Ничего подобного! Ведь все мы прекрасно понимаем: случись что на высоте в десять километров над землей, шансов выжить нет никаких. Вообще. Однако совсем отчаиваться не стоит. Маленькая, но тем не менее надежда на спасение все-таки есть. Об этом свидетельствуют удивительные случаи, когда пассажирам удавалось выжить в самых страшных авиакатастрофах.

Пожалуй, наиболее известный случай чудесного спасения произошел в 1972 году. Лайнер югославской авиакомпании Yugoslav Airlines совершал перелет по маршруту Стокгольм - Копенгаген - Загреб - Белград. Самолет поднялся в воздух и набрал высоту в десять тысяч метров в штатном режиме. Полет проходил над Восточной Германией. Неожиданно лайнер распался на части: носовая часть с кабиной пилотов отделилась от основного корпуса. Главной версией крушения стал теракт, в организации которого под подозрение попали сторонники хорватской националистической организации «Усташи». Впрочем, кто действительно стал организатором и исполнителем теракта, не удалось выяснить до сих пор.

dnpmag.com

Стюардесса Весна Вулович оказалась единственной выжившей в катастрофе. 22-летнюю девушку, упавшую с десятикилометровой высоты, обнаружил крестьянин Бруно Хонке. Он оказал бортпроводнице первую помощь и передал пострадавшую прибывшим на место происшествия медикам. Весна получила множество травм, но через шестнадцать месяцев она выздоровела. Придя в сознание после катастрофы, стюардесса в первую очередь попросила сигарету.

Удивительно, но после пережитого у девушки не возникло страха перед полетами. Она прожила до 2016 года и скончалась в возрасте 67 лет. В 1985 году имя Весны Вулович было внесено в книгу рекордов Гиннесса как человека, выжившего при падении с максимальной высоты.

Не менее известный случай произошел летом 1981 года. Борт Ан-24РВ совершал перелет из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. На высоте 5220 метров лайнер столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16 - гражданские и военные центры управления полетами плохо координировали свои действия. Экипажи обоих самолетов погибли. Как и пассажиры Ан-24. Исключением стала студентка Лариса Савицкая - девушке чудом удалось выжить.

ribalych.ru

Лариса возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем Владимиром. Самолет был полупустым, поэтому молодожены решили расположиться на удобных креслах в хвостовой части лайнера. Когда произошло столкновение, девушка спала, но от сильного удара и внезапного ожога моментально проснулась. Фюзеляж самолета разломился прямо перед креслом Ларисы, а ее выбросило в проход между сиденьями. Девушка доползла до ближайшего кресла и вжалась в него. Впоследствии она вспоминала, что в тот момент ей в голову пришла сцена из фильма «Чудеса еще случаются», в котором героиня вжимается в кресло самолета и выживает при крушении.

Ларису спасло благоприятное стечение обстоятельств. Форма обломка, в котором она оказалась, была такова, что при падении он планировал подобно листу дерева. Падение длилось удивительно долго - целых восемь минут. К тому же он упал в березовую рощу, и деревья смягчили удар. Но, конечно, сознание в тот момент Лариса потеряла.

Очнувшись на земле, первое, что увидела девушка, было кресло с телом мертвого мужа. Загадка - останки пассажиров разметало на сотни метров вокруг, а Владимир оказался рядом.

Лариса получила серьезные травмы, но могла встать на ноги. Спасатели обнаружили девушку только через два дня. За это время она соорудила временное прибежище из обломков самолета, в котором и ждала помощи. Шли дожди, температура не поднималась выше десяти градусов - согреваться приходилось чехлами с сидений. А еще одолевали комары, от которых девушка защищалась целлофановым пакетом.

Не знаю, может, от психологического шока я словно не ощущала своего тела, - вспоминала Лариса Савицкая. - А ведь были сломаны ребра, руки, спина, выбиты зубы… Тело казалось просто ватным, и дышать было трудно. Боль тупая, словно не моя. И еще какой-то постоянный гул: то ли в ушах гудело, то ли комары…

Лариса тоже попала в книгу рекордов Гиннесса. Но не только как человек, оставшийся в живых при падении с пятикилометровой высоты, но и как пассажир, получивший минимальную компенсацию. Всего 75 советских рублей.

В ряде авиакатастроф удавалось выжить сразу нескольким пассажирам. Так, в крушении лайнера Боинг-747 японских авиалиний, произошедшем 12 августа 1985 года, в живых осталось четверо. В тот день самолет следовал курсом из Токио в Осаку. Через двенадцать минут после взлета произошел отрыв вертикального хвостового стабилизатора или, попросту говоря, киля.

kulturologia.ru

Экипаж на протяжении долгих тридцати двух минут не оставлял попыток стабилизировать неуправляемую машину. Но лишенный киля самолет с все возрастающей амплитудой раскачивался по всем трем осям. Он продолжал лететь, то резко набирая высоту, то внезапно снижался. Так продолжалось до последнего момента. Внезапно перед глазами пилотов возник горный массив. В попытке избежать столкновения с горой командир увеличил тягу двигателей и отдал распоряжение выпустить закрылки аварийной электросистемы. Самолет резко задрал нос и едва не свалился в штопор, но выровнять лайнер все-таки удалось. К несчастью, успех оказался временным. Неуправляемый самолет снова опустил нос и устремился прямо на ближайшую вершину. Скорость снижения стала нарастать. Командир снова попытался выровнять воздушное судно, но увы. Правое крыло задело верхушки деревьев, и борт Japan Airlines на большой скорости врезался в лесистый склон горы Оцутака.

Катастрофа унесла жизни 520 человек и стала самой крупной катастрофой одного самолета за всю историю авиации. Выжившими пассажирами оказались две женщины и две маленькие девочки. 26-летняя стюардесса авиакомпании Japan Airlines Юми Отиаи, 34-летняя Хироко Ёсидзаки со своей восьмилетней дочерью Микико и двенадцатилетняя Кэйко Каваками. Кэйко была найдена сидящей на дереве. Всех четверых немедленно доставили в токийский госпиталь.

После трагедии выяснилось, что остаться в живых могло гораздо большее число пассажиров. Так, Кэйко Каваками рассказывала, что уже на земле ее отец разговаривал с ней, призывая не падать духом, но потом затих. Также девочка слышала стоны и крики других раненых. Эксперты и врачи подтвердили слова Кэйко. Они установили, что большое число пассажиров погибли на земле от ран и холода, так и не дождавшись помощи. А помощь не приходила на протяжении долгих 14 часов. Причиной страшной задержки стала конкуренция между многочисленными службами спасения. Они долго не могли решить, кто отправится на спасение пострадавших.

Причиной авиакатастрофы стала обыкновенная халатность. За семь лет до трагедии лайнер получил серьезное повреждение, ударившись хвостовой частью о взлетную полосу, но ремонт не был проведен должным образом. Для 506 пассажиров и 14 членов экипажа рейса JAL 115 это обстоятельство стало роковым.

Самая крупная по числу жертв авиакатастрофа произошла 27 марта 1977 года на острове Тенерифе. На одной взлетно-посадочной полосе оказались сразу два лайнера. Один - американской авиакомпании Pan Am, другой - нидерландской KLM. Трагедия унесла жизни 583 человек. 61 человеку посчастливилось выжить.

kulturologia.ru

Причиной, по которой оба самолета одновременно попали на одну взлетную полосу, стали плохие погодные условия. Радиосвязь диспетчеров с пилотами дала сбои, и командный состав лайнеров не мог правильно понять указания, которые поступали из диспетчерского центра. К тому же на остров опустился сильный туман, который снизил видимость до ста метров.

Самолеты оказались друг напротив друга. Первым на взлет пошел Boeing авиакомпании KLM. Набрав скорость, его экипаж увидел, как из тумана ему навстречу движется другой Boeing, американской Pan Am. Пилоты попытались оторвать машину от земли, но расстояние не позволило совершить маневр. Лайнеры на полном ходу столкнулись влобовую. В нидерландском самолете погибли все, среди пассажиров американского Boeing оказались выжившие. В том числе капитан, второй пилот и борт-инженер.