Сколько стоит путешествовать каждый месяц? Сколько стоит кругосветка? Рассказываем о нашем опыте Сколько нужно денег путешествовать миру.

"Не быть жадным - уже богатство, не быть расточительным - доход."
Цицерон

Один из самых популярных вопросов, который нам задают - это сколько денег мы потратили на кругосветку.

Но все-таки, мы вновь хотим подчеркнуть, что для вас главный вопрос должен быть не то, сколько мы потратили, а сколько вы потратите , когда сами поедете в странствия.

В этой статье я решил проанализировать факторы, которые влияют на образование стоимости кругосветного путешествия.

Надеюсь, что приведенная ниже информация поможет понять, по крайней мере, с чего начать планирование бюджета на кругосветку. А для кого-то может будет открытием, что большие путешествия намного доступнее, чем этого могло бы показаться! Пусть это будет первая статья в нашем блоге о том, как спланировать приятное, длинное, безопасное и дешевое путешествие. Надеемся, что она будет полезной.

Результаты опроса

Мы провели опрос, на котором задали сокровенный вопрос: сколько же стоит кругосветка. Ответов получили не то чтобы много (199 шт. на русском языке). Нужно также учитывать специфику нашей аудитории. У нас среди читателей с одной стороны много айтишников с большими зарплатами и большими запросами, с другой стороны - много автостопщиков и походников, также как и знакомых путешественников-блогеров.

Ответов на английском было всего шесть, так что я не включал эти результаты в графики.

Спасибо всем, кто приняли участие в опросе и распространили его среди друзей!

Итак, давайте посмотрим на самый общий результат (на горизонтальной оси цена одного года активного и интересного кругосветного путешествия на одного человека в американских долларах):

Как видно, большинство людей считает, что на один год кругосветного путешествия уйдет не более 20000$, многие же готовы уложиться в 5000$. Поэтому я решил увеличить зону до 20000$, и там видно, что самые популярные варианты ответа - это примерно 10000$ (красивая круглая сумма), 3000$ и 6000$.

Опыт кругосветки . Посмотрим, как результат зависит о того, бывали ли респонденты в кругосветке или собираются.

Получается, что те, кто собираются в кругосветном путешествии - наиболее оптимистично настроенная группа =) Что в общем-то и логично, и правильно. Ответов отпутешествовавших людей у нас немного, но зато их ответ - это уже не прогноз, а результат. Большинство потратили 10000$ или 20000$.

Пол . Оценка стоимости кругосветки женщинами в основном выше:

Доход . С ростом уровня доходов оценка расходов на кругосветное путешествие тоже растет:

Возраст . Самые оптимистические оценки дают наиболее пожилые и юные участники опроса:

Анализ собственных доходов

Как ни странно, стоимость путешествия зависит больше не от средней цены отелей в Азии или перелетов через Атлантику.

Она зависит от того, с каким количеством денег выезжает конкретный путешественник .

Итак, первое.

Прикиньте:

  • Сколько Вы зарабатываете денег за месяц/год.
  • Сколько из этих денег можно сохранить.
  • Сколько месяцев/лет Вы готовы собирать деньги.

Вуаля, получается определенная сумма.

Есть множество статей-советов о том, как эту сумму увеличить (например, не покупать ненужное), я на эту тему распыляться не буду.

Эта сумма - это ваша реальность, она определяет ваш стиль поездки, будете ли вы автостопить и спать в палатке или летать на вертолете:)

Выбор приоритетов

В длинном путешествии (скажем, больше двух месяцев) - это очень важный вопрос.

Выбор обычно стоит банально: время или деньги .

Допустим, у вас есть список мест, которые вы хотите посетить. Вы можете его либо быстро проскочить, используя автобусы/самолеты/отели или медленно смаковать, перемещаясь автостопом и живя неделями в разных местах по work away или каучсерфингу.

Это будет очень сильно влиять на конечную стоимость вашей поездки.

Фото: готовимся к посадке на регулярный рейс с на .

Но самое главное:

при любом стиле поездки оставаться позитивными!

Строгое планирование

Статьи затрат

Рассмотрим, из чего состоит стоимость кругосветки и грубо прикинем сумму.

Транспорт

Самое затратное - это конечно транспорт. В особенности, межконтинентальные перелеты. Их как правило избежать невозможно, есть считанные случаи, когда кому-то удалось преодолеть океан авиа- или гидростопом.

Но все же, цену можно сделать доступной , если мониторить цены/скидки и покупать билеты заранее.

При расчете стоимости стоит сразу посмотреть, сколько суммарно будут стоить длинные перелеты. Как правило, это будут перелеты в одну сторону.

Мы в свое время рассматривали так называемые round the world tickets, которые предлагают большинство авиа-альянсов, но они оказались неоправданно дорогими и процесс покупки и подтверждения каждого перелета был муторный. Позже отказ от таких билетов оправдался, потому что весь маршрут нужно было пролететь за год.

Учесть расходы на более мелкие перемещения невозможно =)

Цены меняются, планы меняются по ходу поездки, как я уже раньше написал.

Тут у путешественников все происходит по методу fallback . По мере того, как заканчиваются деньги, переходим с самолета на автобусы и автостоп.

Пример расчета, или задача по арифметике для ученика второго класса.

Визы

Эта статья затрат небольшая, но и неизбежная. Очень зависит от вашего гражданства и списка стран, которые собираетесь посетить.

Допустим, наш бекпекер потратил 400$.

Жилье

Есть три опции:

1. Ночевать по каучсерфингу или вписке. Бесплатно. Отличный вариант для длинных поездок. Требует опыта и навыков ("мудрости"). Где не получилось, ночуем в палатке или в дешевом хостеле.

Если вы еще не регистрировались на Airbnb, :

Допустим, что некий французский бекпекер ездил год по недорогим странам и в среднем платил за ночь в дорме 8 долларов:

8$ * 365 (дней в году) = 2920$

Еда

Как ни удивительно, еда - это, как правило не дорого.

Особенно в теплых странах, где один прием пищи обходится в 1-4$US.

К тому же, можно готовить самому, иногда Вас будут кормить те, кого Вы встретите в дороге, иногда Вы будете кормить их.

Вернемся к нашему бекпекеру, 2$ "вроде как бы" недорого:

2$ х 3 (приема пищи) х 365 (дней) = 2190$

Но опять же, можно питаться дешевле, чем некий французский бекпекер.

Расходы связаны с тем, что, все снаряжение необходимо для начала купить, если оно не было приобретено до начала поездки.

Вам может понадобиться рюкзак, палатка, фотоаппарат, удобная дорожная одежда и обувь, и прочие вещи, в обычной жизни не всегда нужные. И стоит это все не мало.

У снаряжения есть три негативных свойства : ломаться, теряться, а также то, что его могут украсть. В связи с этим возрастают расходы: нужно чинить или покупать новое.

Наш бекпекер купил себе рюкзак (200) + спальник (100) = 300$. Друзья дали ему палатку и каремат. По ходу пьесы у него порвались ботинки 2 раза, плюс куча одежды стерлась и прохудилась, и он потратил на ремонт и покупку нового барахла еще 300.

Итого 600$.

Бары, алкоголь, сигареты, вкусняхи

Мы не монахи, мы не блаженные путники. Наша цель не только проехать определенные точки на земном шаре.

Значит, для каждого найдется свой способ потратить деньги на что-то ненужное : алкоголь, сигареты, дискотеки и т.п.

Бывают бекпекеры, которые ездят только автостопом, но при этом сэкономленные деньги спускают на пиво. Хотя вот, . Это очень индивидуально.

Тут для расчета начинает работает принцип ограничения .

Допустим, поставим 1$ в день - это 30$ в месяц, или 365$ в год. Это банка пива, или мороженное, или немного фруктов каждый день.

Для западноевропейского бекпекера поставим 3$. (По нашим наблюдениям, они много бухают.)

Или 1068$ в год.

Билеты на достопримечательности и туры

Блоги наших соотечественников пестреют заметками о том, как куда бесплатно пролезть. Но, к сожалению, не везде это возможно, не везде нам хочется париться и ставить в неудобное положение себя и работников местной туристической индустрии.

У нас с опытом кругосветки расходы изрядно уменьшаются , потому что мы все меньше посещаем банальные туристические места из путеводителя и больше времени тратим на общение с людьми и природой, на поиск красоты в повседневности других стран.

Также мы больше ездим самостоятельно, чем с туром.

Ограничим 100$ в месяц. Вообще маловато будет. Никаких , Мачу Пикчу и прочего.

Итого 1200$ в год.

Для французского бекпекера введем ограничение 300$ в месяц. Он, как положено буржуазной личности, будет платить за "треккинг", дайвить и кататься на воздушном шаре.

В год 3600$.

Медицина

В дальних странах есть большая опасность заболеть, в том числе невиданными экзотичными болезнями, а также попасть в ДТП или травмироваться.

Очень популярно покупать дешевую страховку, которая стоит меньше 100$. У нее покрытия хватит, чтобы вылечить насморк. Если же турист попадает в аварию, покрытия хватает, чтобы платить за 1-3 дня больницы.

Поэтому очень важно иметь !

Причем ту, которая дает большую сумму покрытия расходов и включает разный экстрим (мотоцикл, велосипед, походы в горы, дайвинг и т.д.).

Добавьте, пожалуйста, стоимость страховки в смету.

Также, по-хорошему, перед выездом, нужно сделать прививки от разных опасных инфекций (желтая лихорадка, тиф, столбняк и т.п.)

Дальше в фейсбуке/вконтакте пишут, что нужно срочно собрать 100500$ на лечение, потому что доктора за 1-3 дня не успели собрать пострадавшего. В группах по Таиланду и Индонезии таких постов особенно много, потому что там популярно падать с мотоцикла. Допустим, наш бекпекер купил за 1000$ в год.

Расчет для нашего бекпекера

Класс 0. Европейский турист. Значит, наш абстрактный французский друг собирается потратить:

6600 (транспорт) + 2920 (жилье) + 2190 (еда) + 600 (снаряга) + 1068 (алкоголь и вкусняхи) + 3600 (туры) + 1000 (медицина) + 400 (визы) = 18379 $

Примерно 18-19к. Как-то много получилось. Посмотрим, как можно сократить.

Класс 1. Жадный европейский турист. Нет алкоголю и сигаретам! Ограничим туры до 100$ в месяц, снарягу возьмем попроще, ограничим расход на еду в два раза (т.е. питаться в основном рисом и макаронами с овощами).

6600 (транспорт) + 2920 (жилье) + 1000 (еда) + 50 (снаряга) + 1200 (туры) + 1000 (медицина) + 400 (визы) = 13170 $

Примерно 13-14к. Все равно много?

Класс 2. Экономный путешественник и начинающий автостопщик. Уменьшаем в два раза затраты транспорт. Уменьшаем в два раза затраты на жилье и туры (подразумевает, что большую часть времени ночуем бесплатно), вычеркнем некоторые страны, чтобы не платить за визу. Убираем расходы на медицину (не рекомендовано, но, на практике, часто так и есть). Не болеем, дорогу переходим аккуратно.

3000 (транспорт) + 1500 (жилье) + 600 (еда) + 50 (снаряга) + 600 (туры) + 250 (визы) = 6000 $

6к денег. Уже реально?

Тем не менее:

Класс 3. Крутой автостопщик. Значит, ездим только бесплатно, допустим, платим только 2*1000$ за перелеты через Тихий и Атлантический океан и некоторые паромы. Ночуем только бесплатно, туры не берем. В достопримечательности пролазим по-пиратски, т.е. исключительно бесплатно.

2000 (транспорт) + 0 (жилье) + 50 (снаряга) + 600 (еда) + 0 (туры) = 2650 $

2-3к денег.

Класс 4. Бог автостопа. Почти недостижимый идеал. Через моря и океаны ехать гидро- или авиастопом. Как правило, такой путешественник умеет всем нравиться и со всеми находит общий язык. Включая вождя племени матумба в Африке, который разговаривает только на языке своего племени. Также способен убедить впустить его бесплатно в поезд, самолет, музей, в дом ночевать, дать бесплатно визу. И убедить именно людей, которых впервые видит.

Закладываем 1$ расхода на один день и сколько есть в резерв, допустим еще 400 долларов. (Резерв надеемся вернуть домой! Но часть неизбежно уходит на визы.)

То есть меньше 1к денег.

Этот класс путешественников содержит огромное количество людей: это студенты, которые автостопом едут в Крым и спят "дикарем". А также бабушки, пересекающие половину СНГ зайцем на электричках. Причем эти бабки запросто могли бы сделать почти бесплатно кругосветку, если бы захотели. Но зачем им надо? Они только хотят повидать внучика, привезти вареньица и огурчиков, прикоснуться устами к святой реликвии и т.д.

Очень важно: Обычно в классы 3 и 4 путешественники попадают уже не из желания экономить, а потому что им нравится такой стиль жизни. Они любят общаться с водителями, искать вписки, их устраивает постоянная неопределенность, они ищут приключений. Если интересно, для вдохновения можно почитать книги Антона Кротова.

Интересно посмотреть, какой класс путешествия выбрали участники опроса .

Получилось как-то очень много богов автостопа:)

Чтобы восстановить справедливость и получить более удобно-читаемый график, я решил убрать тех, кто собрался потратить меньше 365$ (то есть меньше 1 доллара в день) и больше 30000$, то получим следующее:

Факторы, формирующие стоимость кругосветного путешествия

Если в предыдущем разделе были вещи объективные, которые трудно изменить, теперь попытаемся рассмотреть то, что больше зависит от нас.

С кем мы отправляемся в путешествие

Это очень важный вопрос .

Если подойти к вопросу путешествия по-философски, можно сказать, что путешественник за каждый день в дороге платит в двух валютах: обычными деньгами и своей внутренней энергией. Разница только в том, что энергия сама возобновляется (бесплатно!!), когда мы спим, развлекаемся, пьем вино, купаемся в море. Если энергия заканчивается, приходится платить больше денег.

Все очень просто .

Нет сил махать рукой на обочине и ждать попутную машину - едь на автобусе, нет сил общаться с людьми на вписке - идешь в отель, нет сил искать отель подешевле, иди в тот что первым попался.

Список вариантов, как сделать путешествие дороже, бесконечен.

И тут очень важен ваш попутчик.

Он (она) может восполнять ваши силы добрым словом, обнимашками и прочим, а также уменьшать своей раздражительностью и кислой рожей. Попутчик несет часть общей снаряги в своем рюкзаке, бегает искать отель, когда уже нет сил. Ведет переписку по каучсерфингу.

Выбор попутчика определяет не только то, как приятно будет познавать большой мир, но и насколько это будет дорого.

У путешествия в одиночестве есть ряд преимуществ, но и много недостатков. Как правило, это будет дороже и сложнее.

Необходимость отдыха

Постоянная смена места и масса впечатлений может затуманить наш разум. С каждой неделей дороги мы становимся менее восприимчивыми к тем чудесам, которые открывают нам новые страны.

Становимся более рассеянными, теряем вещи, опаздываем на автобус и т.д.

Хочется вернуться домой .

Поэтому в длинном путешествии нужно запланировать остановки в приятных недорогих местах, чтобы перевести дыхание, расслабиться, распланировать дальнейший маршрут, разобрать накопившиеся фотографии.

В общем, как я считаю, правильно запланированные остановки для отдыха уменьшают расходы:)

Например, основная часть этой статьи была написана, когда мы остановились отдохнуть одну неделю у друзей в Пунта Аренасе в Чили (спасибо, Стася и Даниэль!).

Опыт

В процессе путешествия мы не только познаем мир, но и учимся путешествовать. Мы анализируем свои ошибки, общаемся с другими путешественниками, читаем интернет, и, таким образом, получаем новые знания и навыки.

Скорее всего, человек, который уже много скитался по миру с включенным мозгом, будет тратить меньше денег чем тот, кто впервые покинул свой город. Так как знает, как купить авиабилеты и забронировать машину повыгоднее. Если это другой стиль поездки, то знает, где встать, чтобы быстрее застопить попутную машину, как бесплатно (или дешево) переночевать, где добыть дешевую еду.

Когда мы с Мариной отправились в кругосветку, мы уже через месяц заметили, как наши расходы начали стремительно уменьшаться. Вы сможете быстрее набраться опыта, если отправитесь путешествовать с опытными товарищами. (Или если будете читать наш блог! )

Планирование кругосветного путешествия: сезоны и праздники

Человек, которому приходилось открывать какой-нибудь современный путеводитель, наверное замечал, что повествование о какой либо стране часто начинается с ее сезонов. Они связаны с климатом, праздниками и прочими факторами, которые делают посещение страны наиболее благоприятным.

Есть 4 типа сезона: низкий, высокий, пиковый и переходной.

В низкий сезон посещение страны может быть крайне неприятным (например, температура -40, или вечные дожди) или даже бессмысленным.

Хотя, есть и обратные примеры.

Под шум ливня мы разбирали фоточки и писали блог, планировали что посмотреть в Индонезии. Было прохладно! А вечером всегда было солнечно, мы купались в море и наслаждались закатом. И плюс мы попробовали парасейлинг в два раза дешевле.

Очевидно, в пиковый сезон (например Рождество и Новый Год) цены взлетают выше крыши.

Расходы на кругосветку во многом определяются тем, сможете ли Вы так спланировать логистику, чтобы везде попадать в удачный сезон , чтобы не попадать на завышенные цены и при этом не делать лишних перемещений на большие расстояния.

Стоимость нашей кругосветки

Эта статья была написана, когда мы провели в кругосветке больше, чем полтора года, и она подходила к концу. И вот мы решили примерно подсчитать свои расходы. Точно определить уже не получится, так как банк, в котором мы хранили часть денег, обанкротился, и наша финансовая история в нем пропала.

За первый год путешествия на одного человека мы потратили около 11000$ .

Самые значительные статьи расходов за первый год :

1. :) Ушло около 2500$ на человека. Мы сделали сертификацию OWD, AOWD и Nitrox, были на дайв-сафари, наныряли по 49 дайвов.

2. Межконтинентальные перелеты: 2200$ на человека:

  • Киев - : 600$
  • Манила - : 800$
  • Сан-Франциско - : 800$

    Как можно было сэкономить

    Сразу скажу, что эту сумму можно заметно уменьшить , если перемещаться автостопом или на велосипеде, но тогда такое путешествие как наше вместо 1,5 года затянет на 3-5 лет.

    Еще раз повторю, что такой автостоп и велопутешествие - это не способ экономии, а способ познания мира. Стопщик и велосипедист замечает то, что не видит обычный путешественник, такой, как мы.

    Но мы не могли себе позволить затягивать поездку, у нас были другие неотложные дела. А цель была поставлена побывать в нескольких частях света, почувствовать, какова жизнь в разных странах.

    Как насчет работы в путешествии

    Кто-то верно заметит, что в путешествии можно работать .

    Можно даже вернуться в плюсе по деньгам .

    Я думаю, что это тема для отдельной статьи. Пока напишу, что мы с Мариной эту идею быстро отклонили по разным причинам.

    Во-первых, мы хотели сильно изменить на время образ жизни, проветрить мозг, отдохнуть.

    Во вторых, мы хотели перемещаться быстро, активно, и все свободное время тратить на само путешествие, планирование, разбор фото/видео и блог.

    Выводы из перечисленного

    Если кто-то скажет, что он 6 месяцев путешествовал на 200 долларов, это не значит, что вы так сможете. Равным образом, если ваш друг за один месяц в Штатах потратил 8000 долларов, это не значит, что вы никогда не сможете объехать все Штаты при вашей скромной зарплате.

    Ваш бюджет очень индивидуален!

    Нужно просто собрать сколько сможете денег и решиться отправиться в путь.

    По настоящему кругосветное путешествие - это больше авантюра, приключение, чем заранее запланированный акт, ведь перед нами уравнение, в котором слишком много неизвестных, и, в конце концов, в этом вся прелесть.

    Удачи в Ваших начинаниях!

Все зависит от того, сколько и какие страны вы хотите посетить. Бюджет будет складываться из следующих составляющих: визы, перелеты/переезды, гостиницы, деньги с собой.

Предположим, кругосветное путешествие затронет все континенты, кроме Антарктиды. Тогда возьмем за основу следующий маршрут: Россия - Гонконг - Австралия - США - Бразилия - ЮАР - Великобритания - Россия.

Сразу скажу, что это лишь приблизительные подсчеты и не самый удачный вариант. Но он даст представление о средней стоимости такого тура. Страны выбраны достаточно дорогие. Всегда можно сэкономить на стране/логистике, или же, наоборот, растянуть как время пребывания, так и стоимость.

Москва - Гонконг: 20.000 рублей за билет.

Гонконг - Сидней: 35.000 рублей за билет (16.000 с пересадкой).

Сидней - Нью-Йорк: 65.000 рублей (31.000 с пересадкой)

Нью-Йорк - Рио-де-Жанейро: 90.000 рублей (57.000 с пересадкой)

Рио-де-Жанейро - Кейптаун: 70.000, только с пересадкой.

Кейптаун - Лондон: 57.000 (25.000 с пересадкой)

Лондон - Москва: 12.000 (7.000 с пересадкой).

Значит, на перелеты мы потратим от 226.000 до 349.000. Тут сразу скажу, есть смысл искать акции или менять города. Вполне возможно, что перелет из Нью-Йорка в Сан-Пауло будет дешевле, чем до Рио. Но в данной ситуации мы прикидываем.

Австралия - 130 австралийских долларов (6200 рублей)

США - 160 долларов США (11.000 рублей)

ЮАР - 1800 рублей

Великобритания - 136 долларов (9200 рублей)

Итого: 28.200 рублей.

Гостиницы

Смотрим не самые дорогие варианты, по 2 ночи в каждой из стран.

Гонконг - 6.000 рублей

Сидней - 15.000 рублей

Нью-Йорк - 12.000 рублей

Рио - 7.000 рублей

Кейптаун - 5.000 рублей

Лондон - 12.000 рублей

Итого: 57.000 рублей.

Деньги с собой

Значит, наша поездка обойдется нам не меньше чем в 400.000 рублей. Цену можно сократить приблизительно до 300, если жить только в хостелах, летать совсем криво и питаться в супермаркетах или же выбрать более дешевые страны (Вьетнам, Перу, Мексика, любая другая африканская страна, Португалия и т.д.). Дороже - запросто, вплоть до бесконечности.

Не забудьте про такие вещи, как медстраховка и сотовая связь. В принципе, при наличии wi-fi от сотового можно отказаться, страховка же на общую стоимость поездки повлияет не так значительно.

Около 170 000 рублей на перелёты.

Кругосветное путешествие организовать несколько сложнее - и дороже, - чем . Но варианты есть.

При таком длительном и сложном путешествии приходится учитывать гораздо больше факторов, что очень изнурительно, и дешевизна дороги может уже и не быть приоритетом. Например, нужно гораздо внимательнее относиться к расписаниям транспорта, потому что одно дело пропустить самолет из Италии в Словакию и остаться вынужденным улететь домой из Италии (все еще можно уложиться в 10 тысяч рублей и максимум пару дней), совсем другое дело - попасть в такую же ситуацию, скажем, в Гонконге. Поэтому пусть приоритеты каждый для себя расставляет сам.

И тем не менее вот несколько универсальных советов и методик:

Бонусные программы авиалиний, туристических онлайн-агентств (пссст) или банков. Это, конечно, самое общее место - уж очень соблазнительная возможность купить билет за счет покупок, которые ты и так уже сделал.

Билеты типа RTW - round-the-world tickets. Предлагаются такие билеты не отдельными авиакомпаниями, а, как правило, воздушными альянсами - есть варианты, скажем, у Star Alliance или OneWorld . Работает следующим образом: на ваш билет в зависимости от тарифа выделяется или определенное количество миль, или некое число перелетов, которые вы можете распределить по своему усмотрению, но обязательно заранее. У Star Alliance, например, есть билет, содержащий 39 000 миль, чего хватит, чтобы посетить все континенты. Проблема подхода в том, что такой билет придет с довольно большим объемом условий, соблюдать которые придется неукоснительно. Например, опоздание на любой рейс аннулирует все последующие в вашей маршрутной квитанции. Стоят такие билеты от 2500 долларов и в целом помогают сэкономить до трети общих расходов на билеты.

Если у путшественника есть задача не просто обойти вокруг планеты, а еще и успеть побольше посмотреть, то есть вот такая идея: поискать в каждом крупном регионе местные компании-лоукостеры и их хабы (места, откуда/куда летают большинство их рейсов). Сделать это можно на сайтах соответствующих компаний или вот таком любопытном сервисе . В Европе к таким хабам можно отнести Лондон, на Ближнем Востоке - Дубай, в Северной Америке - Нью-Йорк, и так далее. Лоукостеры - это вообще общемировая практика и настоящее спасение для бережливого путешественника. Для сравнения: в России - один такой перевозчик, в Китае - шесть, в США - семь . Таким образом, находясь, например, в Гонконге, можно облететь все страны региона, хотя бы по одному городу (Токио, Сеул, Куала Лумпур, Джакарта, Шанхай), заплатив в пределах 5000 рублей за перелет.

Проживание. Здесь все стандартно - Booking, AirBNB, Couchsurfing и так далее. И еще такая идея - некоторые (и порой довольно ощутимые) сегменты маршрута можно проделывать по воде на лайнерах, что само решает проблему проживания. Из Москвы можно легко спуститься по рекам к Вене и Будапешту, и дальше; из Гуанчжоу добраться до Сингапура, и так далее.

Еще про проживание. Есть такая вещь - стоповер. Это когда летишь куда-то с пересадкой, а сама пересадка можется дблиться довольно долго, порой до 96 часов. За это время можно успеть нагуляться по городу, если позволяет виза и посмотреть вообще все. Стоповеры типичны для больших узлов врроде Стамбула или Дубая. Где про них узнать? В правилах тарифа к билету. Это вообще общее правило - ВСЕГДА читайте правила тарифа. Прелесть концепции в том, что стоповер часто бывает бесплатным (за счет авиакомпании) с остановкой, например, в отеле при аэропорте.

Теперь давайте попробуем прикинуть маршрут. Выдвигаться будем из Москвы, туда же и вернемся:

Все континенты:

Москва - Вильнюс, на поезде Янтарь , 27 сентября.

Лиссабон - Касабланка - Рио-де-Жанейро, Royal Air Maroc , 4 октября, от 19 733 рублей.

Получился, конечно, очень спешный маршрут, с минимальными остановками в каждом пункте, но он дает нам представление, что путешествуя таким образом, мы сможем обогнуть планету за сумму от 170 000 рублей, без всяких скидок и акций.

Теперь нам осталось прикинуть, сколько будет стоить проживание. Задача это довольно размытая, поскольку только каждый путешественник двигается в своем темпе. Кто-то будет двигаться по такому маршруту год и больше, кто-то, как мы, - за месяц с небольшим.

Тем не менее, вот следующие цифры для понимания.

В теплой уютной Европе можно остановиться на разных кемпингах и хостелах и за 10 евро, как вот в Риме, например, или в

Вопрос, который я анализирую уже давно, и на который методом подсчётов и прикидок я получил наконец ответ, - сколько нужно денег для самостоятельного скромного, т.н. бекпекерского, путешествия по миру? Немало я проехал сам, все время считал, записывал и анализировал, немало почерпнул на форумах, и из путеводителей.

Расчеты показали, что люди зачастую оценивают уровень расходов на путешествие в той или иной стране неправильно, и при скурпулезной калькуляции средние суммы потраченной валюты за день, затем за неделю и в итоге за месяц оказываются иными, нежели они сами ожидают.

Причины этого явления:

а) объективные - за какие-нибудь 5-10 лет ситуация в когда-то дешевой стране может поменяться, она перестает быть таковой, но в сознании многих она еще таковой является;

б) субъективные - если о стране есть мнение, что она дешевая, то пытаясь для себя это аргументировать, человек вспоминает только самую дешевую цену на обед/напиток/конфету, когда-либо увиденную, а о том, что было дороже, старается непроизвольно забыть. И наоборот - если человек убежден, что где-то безумно дорого, то и будет он пытаться удержать в памяти только примеры этой дороговизны.


Так, после проведенных подсчетов оказалось, что цена путешествия в Украине и в каком-нибудь Вьетнаме или Сирии практически одинакова, при том, что Украина почему-то многими считается более дорогой. Это неверно. Вот ещё. Восточная Европа бывает приводится в пример как зона со средними, умеренными ценами, но реально они там весьма высоки.

Для адекватности подсчетов следует сравнивать равное с равным. Например, кто-то приводит пример дешевой еды в какой-то стране, но после уточнения сущности блюда оказывается, что оно представляет собой обыкновенную вегетарианскую крупу со специями с подливой. Так ведь две-три порции гарнира в качестве условного блюда будут недороги повсюду. Еду с мясом или рыбой следует сравнивать с аналогичной едой в другой стране.

Другой пример. В очень жарких странах путешественнику с наших широт для минимально комфотного ночлега нужен кондиционер. Если его наличие рассматривать как необходимость (что в некоторых странах безусловно так), то стоит его сравнивать с гостиницей с горячими батареями у нас. Норма? Как правило да. Совсем простенький отель, в котором есть только вентилятор под потолком, уподобим нашей очень плохой гостинице, в которой батареи еле напоплены, и приходится кутаться в три одеяла. Аналогично и с горячей водой - ее наличие в отелях стран Черной Африки будет больно бить бить по карману. Так какая Африка - дешевая? Конечно же - очень дорогая. Или вот пишут почему-то, что в Индии дешевы поезда. В самом деле? Сравним стоимость не столыпинского вагона (который в СНГ и вовсе бесплатен), а купе у нас, и стоимость аналогичного по комфорту поезда там? Так ли дешево? То то и оно. Ну а если совсем уж бомжом быть, то и в Париже можно на тротуаре ночевать и доедать объедки из урны. Совсем за ноль. И ездить на товарняках в вагонах с углём. Тогда и сравнивать то нечего будет - везде один сплошной коммунизм.

Еще один момент о людских заблуждениях. Цены в разных странах очень различные, и соответственно для поддержания одинакового уровня жизни в них нужны совсем разные суммы денег. Тезис казалось бы бесспорный. Однако нет, есть люди, которые думают иначе. Те, кто никуда никогда не ездил, машут только рукой, говоря о заграничных странах, уверенные что везде одинаково дорого, так дорого, что не потянуть такие расходы уж никак. При том, что в их месте проживания цены на многое могут быть и выше. Или тоже самое, но наоборот: всё везде одинаково дёшево, в любой стране вы потратите ровно столько же, сколько и дома. Эти мнения являются одинаково далекими от реальности.

Итак, к сути. Подсчеты показали, что самыми дешёвыми в мире странами для самостоятельных путешествий являются: Украина, страны Ближнего Востока (т.е. Сирия, Иордания, Ливан, Египет; без Турции), Средней Азии (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан), Юго-Восточной Азии (тут сам еще не был, цены анализировал по путеводителям по региону, рассказам недавно бывавших во Вьетнамах, Лаосах и «форуму Винского»). Это первая исследованная ценовая группа. Вторая - Восточная Европа (Чехия, Словакия, Польша, Хорватия, Венгрия, Румыния, Сербия и др.; без Болгарии). Третья группа - Западная Европа, там цены не одинаковы - ближе к югу они падают, к северу - растут. По России отдельно подсчетов не проводилось, однако можно прикинуть на глаз и так - Россия находится между группами 1 и 2. Там же и Турция с Болгарией. Аналогично можно отнести к одной из групп или к промежуточному положению между ними и все остальные страны мира.

Цены на скромное (бекпекерское) путешествие по миру:
1. Самые дешёвые в мире страны для путешествий: Ближний Восток, Средняя, Юго-Восточная Азия и Украина - 800-1000 долларов США в месяц на человека. То есть ок. 30 дол. в день, из которых 15-20 уходит на отель, 10-15 на питание, музеи, сувениры.
2. Восточная Европа - 2000-2500 долларов в месяц на человека.
3. Западная Европа - 3500-4500 долларов в месяц на человека. 115-150 дол. в день, из них 30-50% уходит на ночлег, остальное на транспорт - он очень дорог, еду и пр.

-----
* При поездке неразрывной двойкой можно сэкономить до 30-40% от указанной выше суммы на отелях (для двоих они часто дешевле).
** В сумму расходов не включены билеты из дома до страны/стран пребывания и обратно, нет и визовых расходов.
*** В подсчете не учитываются возможности ночевать бесплатно по впискам, в палатках и ездить автостопом. Если это делать, то расходы сильно снижаются, в разы.

Вот из этих цифр сразу и становится видно, почему самостоятельных путешественников так много в Европе, и так мало у нас. Потратить 2-4 тыс. долларов на скромную поездку, в которой все время думаешь об экономии? Наши люди лучше вложат эти деньги в дачу или автомобиль. А у большинства попросту и нет таких сумм. Так что класс бекпакеров у нас еще не образовался как таковой и образуется не скоро. Для этого стране нужно сильно разбогатеть.

Под скромным (бекпакерским) путешествием предполагается:
а) ночлег в ряде случаев в многоместных примитивных номерах, часто с другими людьми (подселением), часто в комнатах без туалета и душа. В остальное время - в отдельных номерах в гостиницах. Примерно раз в 8 дней в этот бюджет заложен ночлег в обычной 3-звездочной гостинице с горячей водой в номере, телевизором и завтраком. Так сказать - раз в 8 дней вспомнить о хорошем комфорте.

б) передвижение на самом дешевом местном транспорте - локальных автобусах без кондиционера, поездах низкого и среднего классов (для СНГ вплоть до плацкарта), иногда, раза четыре за месяц, использование автобусов или поездов более высокого класса в случае необходимости. В бюджет не входит использование самолетов - это нужно добавить сверх указанной суммы, кроме возможных дешевых перелетов по акциям/лоукостами.

в) пользование городским транспортом в бюджет входит в достаточной мере для полноценного путешествия, однако при постоянной покупке проездных на несколько дней или карт туриста бюджет будет быстро превышен.

г) 3-разовое (иногда 4-разовое) питание в ходе пути. Ввиду использования самых дешевых отелей/хостелов, включенного в стоимость проживания завтрака стоит ожидать лишь иногда и не особо обильного.

Питание за деньги при таком бюджете осуществляется в самых дешевых заведениях: для Украины это - от заводской столовой до кафе самообслуживания по типу «Пузатой хаты», для Западной Европы - турецкие или китайские примитивные кафе и «Макдональдсы», для Восточной Европы - оставшиеся со времен социализма столовые или те же азиатские закусочные. Возможно использование скидок на обед в кафе/ресторанах среднего уровня в будние дни (т.н. «бизнес-ланч»).

Чтобы не выйти из бюджета, завтрак или ужин в кафе необходимо часто заменять перекусом всухомятку из продуктов, купленных в магазине/супермаркете. В магазинах при таком бюджете нужно выбирать продукты подешевле, для Европы - желательно по акциям. При покупках вкусностей на улицах (булочки, мороженое, водичка) нужно тщательно проверять, чтобы цена не была выше средней по стране, иначе бюджет будет превышен. Также следует воздержаться от покупок питания в самом центре крупных европейских городов (за некоторыми, возможно, исключениями). Бекпекерская традиция - по вечерам выпить кружку - другую пива или иного дешевого напитка в кафе. Это включено в подсчеты.

д) бюджет включает посещение музеев, однако умеренное их количество - один музей на каждые 2-3 дня путешествия. Фанаты музеев, платных монастырей и парков должны готовиться к увеличению суммы бюджета.

Является ли укзанная сумма в 1000 долларов для дешевой Азии и 4000 долларов для Западной Европы строго фиксированной, можно ли потратить другую сумму денег? Отвечу так - конечно же, можно потратить и другую сумму. Рассмотрим эти случаи.

Случай 1, цивильное путешествие. Если вы хотите ездить между городами в новых автобусах хороших фирм, а не в простеньких региональных, в поездах по СНГ выбирать купе и СВ, а в Европе - «Интерсити» или спальные вагоны, ночевать все время не в хостелах, а в добропорядочных отелях «три звезды» и иногда выше, по вечерам из бара возвращаться домой на такси, чтобы не ждать подолгу транспорт на остановке, посещать кроме музеев еще и футбольные матчи/концерты, словом отдыхать так, как мечтает в своих снах большинство наших соотечественников, то на такую поездку по самой дешевой Азии вам понадобится уже от 1500-2000 долларов, в Восточной Европе - 3000-4000 долларов, а по Западной Европе - не менее 6000-9000 долларов.

Разумеется, для любителей комфорта гораздо дешевле пользоваться услугами турфирм и покупать тур - потому что хорошие условия в самостоятельном (!) путешествии стоят немало, ой как немало.

Случай 2, нецивильное путешествие. Если ваших финансов не хватает на бекпакерское путешествие, то есть на тот уровень, с которым ездит большая часть людей с рюкзаками по всему миру, то выход один - начать перестраивать всю структуру поездки.

Самое дорогостоящее в путешествии - хостелы/отели, поэтому если начать ночевать у местных жителей, на вокзалах в залах ожидания, в палатках в парках или у дорог, то бюджет можно снизить значительно, в разы.

Второй ресурс для экономии - это транспорт. Если минимизировать пользование городским транспортом и все время стараться ходить пешком, если между городами ездить на велосипеде или автостопом, то также можно сократить затраты значительно.

Третий путь, самый печальный, - это экономия на еде. Если во всех столовых и кафе выбирать из меню специально самое дешевое блюдо, отказываться от мяса, зато набирать по три порции гарнира (подливка бесплатно:), то сумма затрат на месяц уменьшится. Еще более радикальный путь - покупать самому крупу, варить ее где придется, и ходить целый день с кастрюлькой (пластиковой коробочкой) и потихоньку, по мере возникновения голода, поедать.

При комбинированной бомж-бекпакерской поездке (то есть часть ночлега находить бесплатно, но время от времени останавливаться в гостиницах, так же и транспортом и с едой) удастся сэкономить без сильной потери комфорта и темпа путешествия до 50% от бюджета, заявленного в начале статьи. При затратах еще меньше (а снизить расходы можно до 3-5 долларов в день) - приходится сбрасывать темп, упуская какие-то страны/города, больше времени тратить на поиск дешевой еды и /или ее приготовление.

Альтернативный путь для экономии - отказаться от насыщенного путешествия и поселиться в одном месте на месяц. Тогда сумма на аренду жилья резко снизится в любой точке мира - снимать один номер в отеле месяц гораздо дешевле, чем платить посуточно, а аренда квартиры обойдется еще дешевле. Сильно падают расходы на междугородный транспорт - платить придется только за радиальные выезды с места основной дислокации, а не за постоянные переезды. Уменьшаются расходы и на еду - при длительном проживании можно освоиться в стране/городе, и знать где, что и почем. Также сильно дешевеет при постоянной дислокации сотовая связь, интернет и пр.

Исходя из раскладки по ценам, предложенной выше, каждый может сам определить для себя направление, в которое можно было бы поехать, уровень комфорта и сроки поездки. Удачных путешествий! :)

Обновлено 27.12.2019 Просмотров 217 Комментариев 57

Финансовый вопрос один из самых животрепещущих, когда речь заходит о путешествиях, особенно долгих. Немногие могут себе представить, как так можно все бросить и уехать на несколько лет колесить по свету. Именно поэтому мне было интересно выложить этот гостевой пост про ребят, которые в пути уже полтора года, причем их доходы довольно таки обычные, не какие-то там баснословные деньги зарабатывают, а доступные большинству. Так почему кто-то едет, а кто-то только мечтает? Но уйдем от философии, посмотрим на практике, сколько может уходить денег, и что за эти деньги мы получим, перемещаясь от страны к стране.

О чем пост

Если вас зовет сердце — не бойтесь и не сопротивляйтесь.

Эта статья предназначена для тех, кого интересует практическая часть путешествий. Для тех, кто нуждается в оценке собственного желания и соотношения его с возможностями. О жизни и деньгах в пути мы расскажем вам на своем примере и на примере нашего продолжающегося (на данный момент полуторагодовалого) кругосветного путешествия.

Конечно, начать стоит с того, что бюджетные путешествия — штука, которая становится известнее и популярнее у нас в России с каждым годом. Множество путешественников проделывают немыслимые по продолжительности во времени и пространстве маршруты не только с маленьким бюджетом (Валерий Шанин и его «Кругосветное путешествие за 280$» через 14 стран), но и практически без него (Владимир Несин и его путешествия босиком: по словам путешественника единственная твердая сумма — это пенсия 7000 рублей ежемесячно). Стоит упомянуть Антона Кротова, создателя «Академии вольных путешествий», автора и соавтора множества изданных полезных книжек-путеводителей о том, как путешествовать с минимальными затратами.

В общем, мир полон великих романтиков, путешественников-практиков, которые делятся своим опытом. И если вопрос «ехать или не ехать» упирается только в деньги, мы рекомендуем поискать информацию о вышеперечисленных и прочих свободных путешественниках в интернете — их опыт вдохновляет к действию.


В национальном парке «Секвойя», США

Деньги на момент старта (что у нас было)

А теперь, о нашем подходе. К кругосветному путешествию тщательной подготовки не было. От идеи до воплощения у нас получилось около двух месяцев. Все цифры приведены ниже в расчете на двоих.

  • деньги на получение американской визы (единственной, сделанной перед выездом) 11880 руб,
  • деньги на первые билеты: Москва-Иркутск поезд 11600 р., Иркутск-Харбин самолет 222 EU,
  • работа в режиме фриланс, исходя из которой мы смогли запланировать месячный бюджет в 30000 руб (на двоих)
  • небольшой запас по разным вкладам, который мы планировали тратить (и тратили), по окончании их срока при выходе за рамки запланированного бюджета и в случае непредвиденных расходов.

Планирование бюджета и отслеживание расходов хорошо тем, что ты создаешь своеобразный нуль-пункт, планку, относительно которой можно оценивать собственные силы и возможности пребывания в той или иной стране. Конечно, в разных странах и возможности эти бывают разные, но ограниченная сумма в месяц помогает быть более бдительными.

Вот, например, статистика, которую нам за счет этой бдительности удалось составить:

Расходы, в которые входит практически все — передвижение, ночлег, еда. Расчет в месяц на двоих (визовые сборы указаны на одного), время действия: конец 2013 — начало 2015.

  • Китай — 24-26 тысяч рублей (включая туристическую визу на 1 месяц — 1200 рублей);
  • Лаос и Вьетнам — 20 тысяч рублей (как в первую, так и во вторую страну для россиян не требуется виза если срок пребывания не превышает две недели);
  • Камбоджа, Тайланд, Малайзия — 15-20 тыс рублей (камбоджийская виза 25$ US);
  • Индонезия — 26-28 тысяч рублей (25$ US — виза со сроком пребывания до 1 месяца, чтобы остаться дольше обновляли туристическую визу на Бали)
  • Австралия — 400$ AU по курсу 1$ AU = 33 рубля (австралийская туристическая виза со сроком пребывания до 3 месяцев 145$ US);
  • США — 30-35 тысяч рублей, курс на тот момент составлял 35 рублей за доллар, включая расходы на бензин и машину, виза была оплачена еще в Москве, а срок пребывания нам дали на границе — полгода.
  • Мексика (Гвадалахара) — 30 тысяч рублей (безвизовый режим со сроком пребывания до полугода — при въезде или при выезде необходимо оплатить таможенный сбор 28$ US).
  • Мексика (Канкун) — 30 тысяч рублей в начале, и именно здесь мы застали рост курса доллара, в связи с чем, ежемесячные расходы при пересчете на рубли сильно увеличились до 40 тысяч.

А теперь расскажем о самом, пожалуй, животрепещущем вопросе: наши способы заработка . Как показывает практика — далеко не многие верят в возможность заработать в пути. Часто, это неверие становится причиной «реквиема по мечте». Мы удивляемся, когда проходим мимо молодых спивающихся бездомных: «Руки на месте, голова на месте! Почему он не найдет работу, чтобы жить нормально?» Самое главное — это помнить, что если нет физических ограничений, то вряд ли ты пропадешь, где бы ты ни находился. И даже с ограничениями по здоровью, храбрые духом находят свое призвание или ищут его. Самые сложные препятствия находятся в уме, а значит, «убрать» их только в наших силах.

Мы давно пристрастились к режиму «фриланс». У него есть два значительных плюса — мобильность и возможность поиска дела по духу; и один минус — количество заработанных денег напрямую зависит от затраченного на работу времени. Перечисляем ниже всё, чем пользуемся — из крупиц собирается что-то бОльшее.


Наши способы заработать

Копирайтинг

С самого начала пути мы имели несколько партнеров, для которых писали заказные статьи. Оплата варьировалась от 600 рублей до 25$US за статью с фотографиями, либо 10$ за копирайт статей нашего сайта.

Программирование, администрирование, SEO

Источником работы являются постоянные клиенты или клиенты приходящие по рекомендациям. Неделя работы приносит в среднем 200$ US, в месяц может быть до 1000$ US. Раз на раз не приходится, количество денег зависит от «удачности» проекта, а так же от вложенного времени.

Биржи ссылок. Реклама на сайтах

Пассивный доход, практически не требующий времени — 80-100$ US в месяц.

Фотографирование

Частные фотосессии. Приносит хорошую прибыль, но ввиду нашей трудноуловимости — не часто. Фотосессии с разными условиями от 100$ US за час (тут нужно учесть, что за самим фотографированием следуют часы и дни постобработки).

Иллюстрирование, дизайн

Клиенты приходят по рекомендациям. Стоимость зависит от проекта. Существенный минус — для работы необходимо подходящее пространство: стол, возможность «разложиться» с графическим планшетом — трудно осуществимо при постоянных переездах, но возможно в моменты отдыха от дороги.

Гидство

Один из самых интересных видов заработка — осуществляется на месте. Открылась эта возможность для нас только в Мексике, но можно будет пытаться продолжать. Рабочий день гида (в зависимости от задач) от 50-150$ US.

Платные видео

С недавних пор, наш любимый партнер предложил делать видео специально для определенного проекта. Это трех-четырехминутные мотивационные ролики, собранные из нашего материала.

Стоки звуков

Пример не очень удачной попытки:) За полтора года продажа звуков на стоке принесла 5$ US, и даже эти деньги вывести в реальность оказалось проблемой.

Продажа напечатанных фотографий на пенокартоне

Неудачная попытка. Мы сделали фотомагазин на нашем сайте. Все по уму: с каталогом, с красивыми картинками, с корзиной. Были несколько заказов, к сожалению, подводит доставка. Мы не смогли найти хорошего исполнителя — по городам России фотографии, напечатанные на пенокартоне, доставляли изломанные и битые. Пришлось отказаться от идеи.

Проект Soundaround.me

Проект наш некоммерческий, но вокруг него есть какие-то предложения для наших читателей, которые могут быть приятны им, и в то же время поддержать нашу задумку. На практике — это больше моральная помощь, но она не менее важна. Например, заказные открытки принесли в общей сложности 2 тысячи рублей за полтора года (от каждой отправленной открытки на счету проекта остается около 10-50 рублей в зависимости от страны отправления).

Добровольные пожертвования — поддержка, приходящая от наших друзей и близких, за полтора года около 15 тысяч рублей.


Куда же уходят деньги во время путешествия?

Конечно, в нашем случае, наиболее удобен усредненный режим. Постоянное передвижение не способствует превышению доходов, поэтому и в расходах мы стараемся избегать излишеств. Конечно, иногда не отказываем себе в определенных радостях, но речь сейчас пойдет не о них. Следующим этапом хочется осветить основные статьи расходов на нашем пути.

Исходя из заложенного месячного бюджета, мы, руководствуясь настроением, балансировали в плане трат. Например, если автостоп освобождал средства, предусмотренные на передвижение, мы могли потратить их на еду, если спали в палатке — могли проехать часть пути общественным транспортом и так далее.

Еда


Самая постоянная основная трата. Больше половины нашего бюджета, так как правильное и своевременно питание — залог хорошего настроения и здоровья.

Есть страны совершенно дешевые и изобильные в этом плане. Есть жутко дорогие. Самая маленькая зафиксированная сумма на одного человека (один прием пищи) — это Лаос, город Луанг-Прабанг — в пересчете с кипов по курсу 2013 года — 20 рублей. Самая дорогая еда была обнаружена нами в Австралии. К примеру, галлон (замороженного, потому просроченного в среднем на неделю) молока в буше (австралийской пустыне) — от 5$ AU. О стоимости кафе и забегаловок даже и говорить не хочется.

Транспорт


Наш Honda Civic 1993 года, США

В международном плане мы стараемся использовать все виды транспорта, выбирая самый оптимальный по цене. На нашем пути пока всего лишь шесть перелетов, самый дешевый из них 40$ US на двоих из Малайзии в Индонезию, а самый дорогой из Мельбурна (Австралия) в Гонолулу (США, Гавайи) — 800$ US (тоже на двоих).

В тех странах, где междугородний транспорт (на длительные расстояния) дорогой — им не пользовались. Это: Австралия, Америка и пока еще Мексика. В Азии — от Китая до Индонезии — использовали и поезда, и автобусы, и даже самолеты. Интересно, что автобус по о.Ява от Джакарты до о.Бали, оказался таким же по стоимости, что и перелет, при этом, прямой переезд по земле занимает несколько дней (если без остановок) — испытание не для слабых!

Палатка


Без палатки мы бы не оказались на диких горячих источниках в горах США

Когда ты знаешь, что дом твой с тобой — становишься менее зависим от обстоятельств. Не страшно остаться в горах или джунглях на ночь. И даже если тебе не хочется спать в палатке, одно ее наличие добавляет уверенности во время торгов за комнату.

Секонд-хенды, recycle и местное производство

Там, где есть хорошие секонд-хенды — пользоваться ими. В иных местах примерять на себя то, что носят местные — в странах Латинской Америки, да и в Азии тоже это одно удовольствие.

Обходные пути на достопримечательности


Археологическая зона Ушмаль, Мексика

Нет, мы рады поддержать экономику страны или состояние частного владельца… когда это нам по карману и не ставит перед выбором типа «поесть или посмотреть на…». В остальных случаях стараемся брать все доступное по максимуму, не важно, что преграждает путь: забор с охраной, джунгли или горы — иногда приходится поднапрячься физически — но оно того стоит. Это наш путь — мы никого не призываем нарушать закон:)

Здоровый образ жизни


Мы не являемся ярыми противниками чего-либо, нет. Факт остается фактом — алкоголь и сигареты это практически всегда дорого, но они совершенно не являются необходимыми (иногда вообще увеличивает всякие риски). Еще экономнее быть вегетарианцами, но этот Level нами освоен лишь частично и временами:) Сюда же можно отнести отказ от всяких «снеков» типа чипсов — это абсолютно точно выгодно, во всех отношениях.

Обобщая вышесказанное


Наша жизнь в долгосрочном путешествии в материальном плане очень похожа на привычную жизнь на одном месте. Всё те же мысли: где и как заработать, чтобы путешествовать и жить, как нравится, по сердцу.

Сейчас мы готовимся к следующей части нашего пути: путешествие по Южной Америке на мотоцикле. За полгода остановки в Мексике удалось узнать много нового, доделать старые проекты, придумать и реализовать новые. Удалось заработать немного, пока хоть и недостающую сумму для покупки мотоцикла, но хоть что-то. Возможно, что среди читателей найдется через какое-то время человек, знающий компании, которым нужна реклама. Возможно так мы найдем себе друзей-партнеров, готовых предоставить часть снаряжения (шлемы, защиту и другое) на южноамериканский путь взамен на рекламу продукции или бренда.

Мы любим мечтать :) И не менее этого мы любим реализовывать свои мечты. Только так и можно жить! Мы верим, что долгосрочные путешествия — один из ключиков к познанию жизни, интересной и насыщенной.

Пусть ваши путешествия длятся ровно столько, сколько хотите именно Вы и упираются только в преодолимые препятствия!


Национальный парк «Секвойя», США

Будем рады, если вдохновим своим примером!

Читайте, смотрите, слушайте нас на следующих ресурсах:

  • http://soundaround.me Наш сайт кругосветного путешествия, для вдумчивых рассказов