Тыва дотационный регион. Крупнейшие дотации из бюджета получат дагестан, чечня и камчатка

Дотационные регионы - это те субъекты РФ, которые получают денежные средства из федерального бюджета РФ без необходимости их возврата на безвозмездной основе. Цели расходования дотаций в законе РФ не указаны, поэтому регион может распоряжаться ими по своему усмотрению.

С другой стороны, государство направляет средства бюджета для поддержания местного производителя. Таковыми могут быть любые крупные предприятия, чья значимость для всей достаточно велика. Например, предприятия по в Республике Саха (это дотационные регионы). Список топ-20 регионов-лидеров России представлен ниже.

Регионы России, получающие дотационные трансферы

Наиболее удобно представить такого рода информацию в виде таблицы с указанием объема полученных безвозмездных трансферов из Бюджетного Центра.

В таблице указаны данные за 2013 год по объему полученных дотаций без разбивки на ее виды.

Список дотационных регионов России

Наименование субъекта РФ

Всего объем дотаций

Республика Саха (Якутия)

Тамбовская область

Ивановская область

Кабардино-Балкария

Республика Северная Осетия

Ростовская область

Магаданская область

Республика Ингушетия

Курганская область

Кировская область

Приморский край

Республика Алтай

Архангельская область

Пензенская область

Карачаево-Черкесская Республика

Воронежская область

Саратовская область

Республика Марий Эл

Брянская область

Данные за 2013 год неутешительны - 79 из 83 субъектов РФ попали в список дотационных регионов России. Они получили государственные дотации на выравнивание бюджета. Произошло так ввиду многих факторов, среди которых:

Снижение субсидирования региональных бюджетов.

Рост общей массы непрозрачных дотаций, направленных на корректировку бюджета субъекта РФ.

Из таблицы видно, что Якутия получила наибольший объем дотаций из федерального бюджета. Но можно ли вообще такую сумму назвать дотацией? Ответ на вопрос не так очевиден, как хотелось бы. Дело в том, что большая часть средств Федерального Центра направляется в Якутию для освоения новых месторождений полезных ископаемых, экономика России от которых до сих пор сильно зависит - это нефть и газ. И конечно, строительство магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" на сумму трансфера в республику повлияло в значительной степени.

Куда уходят деньги?

Правительство направляет дотации в те регионы, в которых те или иные государственные программы реализуются в соответствии с указами Президента РФ.

Они могут быть связаны с социальной сферой, например строительством спортивных объектов, как это было в Сочи, (данные по дотациям за 2014 год будут позже), либо программами по развитию медицины в регионе, например, строительством раковых центров в северных районах России.

Мысли вслух

Прослеживается и еще одна интересная особенность, связанная с получением дотаций регионами. Дотационные регионы - это территориально отдаленные области и округа. Чем больше расстояние от Москвы, тем больший объем средств они получают. Но эта информация ничем не может быть подтверждена. Дотационные регионы - это такие субъекты, которые получают безвозмездный трансфер и имееют на него данное право. Расчет производится при анализе более 200 показателей и сопоставления результатов нормативным показателям.

Распределение средств полученных трансферов в части выполнения указов Президента РФ контролируется Счетной палатой. При этом регионы, не исполнившие свои обязательства, с большой долей вероятности на следующий год могут не получить необходимую сумму.

Новые дотации в Крым и Севастополь. Ситуация нынешняя

Присоединении Севастополя и Крыма к РФ произошло более 2 мес. назад.

На данный момент составляет 85 единиц. Налоговое законодательство России и Украины построено по разному принципу. В России 90% налоговых отчислений организаций (т. е. налог на прибыль) остается в бюджете области, на территории которой происходит ее деятельность. На Украине такого рода налоговые отчисления направляются в государственную казну в полном объеме. При этом региону ничего не остается.

На тему Крыма

Всем известно, что Крым в первую очередь - курорт. Соответственно, и вся его инфраструктура устроена для отдыхающих. гостиницы и мини-пансионаты раньше отчисляли налоги в госбюджет Украины. Теперь России необходимо время для изменения законодательства и налаживания способов его следования для частных предпринимателей и юридических лиц.

Поэтому вопрос о том, Крым - дотационный регион или нет, у всех на устах. После присоединения была проведена оценка обеспеченности бюджета каждой автономной республики (Крым и Севастополь). Результатом стал вывод о том, что Крым нуждается в дотациях так же, как и Кавказский регион.

Что изменится в Крыму?

Новые дотационные регионы - это Севастополь и Крым. В них должны будут обеспечить нужный уровень зарплат бюджетников (учителя, врачи, полицейские и т. д.). Что касается обеспеченности Крыма и Севастополя ресурсами (газ, свет и вода), пока все это Крым и Севастополь получают из Украины. Поэтому одно время в СМИ были заявления Украины о неоплате счетов за данные блага Россией и Крымом в частности. Сельское хозяйство было на грани краха, так как поля засыхали, урожай был под угрозой. Но российские власти урегулировали данный вопрос. На сегодняшний день в Крыму уже оборудовали новые водонапорные башни, которые вполне смогут обеспечить потребности всего полуострова для орошения земель.

Крым - дотационный регион или нет? Так как работоспособное население Крыма будет пополнять бюджет РФ своими отчислениями, а полуостров станет центром российского туризма и будет процветать, узнать об этом можно будет только в будущем. Никакие выводы сейчас относительно перспектив развития полуострова сделать нельзя. Но можно предположить такую тенденцию: большие суммы безвозмездно будут перечисляться в казну автономных республик Крым и Севастополь для их развития. Также государство будет поддерживать регионы для улучшения и привлечения инвесторов.

Список дотационных регионов Украины 2014

1. Черниговская область - 1 370 000 гривен.

2. Кировоградская область - 1 470 000 гривен.

3. Харьковская область - около 3 200 000 гривен.

4. Одесская область - около 3 200 000 гривен.

5. Львовская область - 3 920 000 гривен.

6. Днепропетровская область - 4 040 000 гривен.

7. Донецкая область - 5 090 000 гривен.

Конечно, список, в котором предствалены дотационные регионы Украины, не полный. По данным официальных источников, всего несколько областей выполняют свой бюджет в полном объеме и не нуждаются в дотациях из Киева.

Напоследок

Проблемы есть в каждом государстве. Последние мировые события, волнения и непризнание до сегодняшнего момента властями Украины примыкания Севастополя и к территории России - все эти факторы, хоть и косвенно, но все же усложняют жизнь обычным гражданам. Крымчане и Севастопольцы хотят работать и кормить своих детей, многие из них - простые пенсионеры, им хочется спокойствия на старости лет. Все эти люди, как и граждане России, во многом далеки от политики и склонны делать выводы только из общедоступной информации. Но, как известно, СМИ каждого государства трактует все события исключительно в своих интересах, поэтому обыватели могут только рассуждать, сидя за чашкой чая, о событиях мирового характера. Жить россияне после присоединения двух автономных областей хуже не стали.

18:26 — REGNUM В очередной раз Татарстан самую большую долю дотаций среди остальных субъектов федерации в сумме более 2,2 млрд рублей. Соответствующий указ подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Казанские эксперты поделились своими мнениями о финансовых взаимоотношениях федерального центра и республики.

"Татарстану выделили большую сумму дотаций из-за больших трат на различные крупные проекты, которые реализуются в регионе, - традиционно объясняет решение премьер-министра России доктор экономических наук, член-корреспондент Академии наук Татарстана Вадим Хоменко . - Во многих других областях России к подобным татарстанским идеям даже близко еще не подошли. Поэтому инвестирование передовой республики федеральным центром видится логичным. Татарстан рассматривается Москвой как локомотив. Теперь же в Татарстане все идет по накатанной. С другой стороны, возникает вопрос, а что же делать с другими отстающими регионами, ведь теперь разрыв между ними и передовыми регионами увеличится еще больше. В Татарстане действительно есть куда вкладывать деньги, в большинстве же других областях страны пока не могут зарекомендовать себя так же хорошо. Однако проблема аутсайдеров остается. Ведь может показаться, что надо помогать как раз тем, кто отстает. Однако иждивенчество у нас, судя по всему, тут не поддерживается".

"Надо помогать сильным - это закон капитализма, - озвучивает наиболее распространенную сейчас точку зрения среди успешных татарских коммерсантов доктор экономических наук Ильдар Аблаев , гендиректор АНО "Татарская Академия Управления Инновационной Экономикой". - Если вы слабы на рынке, вы погибаете, и это только ваши проблемы. Как бы это цинично не звучало. Мы уже строили 70 лет социализм, и в итоге страна развалилась. Неправильно обобществлять убытки. Татарстан является крепким регионом, поэтому абсолютно верно вкладывать сюда финансы. Что касается финансирования республик Северного Кавказа, то там уже политический аспект. Чтобы они вели себя спокойно, Москва вынуждена выделять им дотации. Это действительно своего рода дань после той самой чеченской войны. С точки зрения геополитики, терять Кавказ нельзя. И это понимает Владимир Путин, поэтому президент РФ и не соглашается с лозунгом "Хватит кормить Кавказ". Лучше кормить и сохранить у себя регион".

"Подобные дотации - это результат системной работы татарстанских лоббистов, - уверен доктор политических наук, профессор Сергей Сергеев. Каждый представитель республики в Госдуме РФ прикреплен к определенным ведомствам и там ведет свою активную деятельность, которая курируется первыми лицами республики. Важно ведь не то, насколько хорошо в реальности выполнена работа, а то, как она преподнесена начальству. Республиканские власти умеют преподнести результаты своей работы федеральному центру в самом лучшем виде. Это "эффективность" в кавычках. Отсюда и различные крупные вливания средств из Москвы в проекты Татарстана, например, те же недавние средства на ЖКХ. Также одним из факторов можно назвать и то, что Татарстан - это национальная республика. Но все-таки этот момент не решающий".

  • Буренина Наталья Борисовна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
  • ДОТАЦИОННЫЕ РЕГИОНЫ
  • СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
  • ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ
  • ОТСТАЛЫЕ РЕГИОНЫ
  • КРИЗИСНЫЕ РЕГИОНЫ
  • РЕГИОНЫ-РЕЦИПИЕНТЫ
  • РЕГИОНЫ-ДОНОРЫ

В работе выявлены наиболее дотационные регионы за 2016 год, определены основные проблемы регионов-реципиентов, в том числе кризисных, отсталых и депрессивных регионов. Проанализирован рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год, включая регион Республики Крым. Рассмотрены регионы-доноры, которые в 2016 году показали устойчивый экономический рост. Выявлены проблемы дотационных регионов и определены пути эффективного управления региональной экономической безопасностью. Рассмотрен проект стратегического развития Крыма.

  • Стратегия эффективного управления экономической безопасностью Российской Федерации
  • Инновационная активность организаций свободных экономических зон
  • Механизм оптимизации затрат и результатов при планировании деятельности предприятия
  • Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России

Все регионы в Российской Федерации по своему социально-экономическому развитию можно подразделить на регионы-реципиенты и регионы-доноры .

К регионам-реципиентам относятся: кризисные регионы, отсталые регионы (большинство республик Северного Кавказа, республики и автономные округа юга Сибири, республика Марий Эл, ремпублика Калмыкия»), депрессивные регионы.

В кризисных регионах показатели социально-экономического развития существенно хуже, чем в по стране. Расположенные близко друг к другу, регионы так кризисные пояса. На России к поясам относятся: пояс, пояс, Уральский пояс, пояс.

проблемами поясов являются: спад производства, безработица, уровень жизни, бюджетная обеспеченность, уровень населения, военные конфликты, численность переселенцев и беженцев.

Отсталые регионы. «Характерными развития регионов являются: состояние застоя, интенсивность деятельности, малодиверсифицированная структура экономики, слабый научно-технический потенциал, развитая сфера. К данной категории в время следующие регионы: большинство республик Кавказа, и округа юга Сибири, республика Эл, Калмыкия».

«Депрессивные регионы - это территории, в время более низкими, чем в среднем по стране, социально-экономического развития, но в были развитыми, а по показателям ведущее в стране. Отличительными депрессивных регионов являются: уровень научно-технического потенциала, доля в экономики, относительно уровень кадров. Чаще регион переходит в состояние под влиянием причин : снижение конкурентоспособности продукции, от госзаказа и сокращение спроса, минерально-сырьевой базы, структурные в страны».

Степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России остается достаточно большой. Для преодоления отставания регионов и выхода их на среднероссийские показатели, как показывают расчеты экспертов, понадобится более ста лет.

Некоторые территории России относятся к свободным экономическим зонам или особым экономическим зонам: СЭЗ «Находка», СЭЗ «Янтарь» (Калининградская обл.), Кабардино-Балкария, Дагестан, Крым (на 25 лет СЭЗ с возможным продлением). В Крыму статут СЭЗ начал действовать с 1 января 2015 года и предусматривает некоторые особенности налогообложения в Крыму и Севастополе, особенности осуществления госконтроля, въезда, функционирования свободной экономической зоны.

Анализ официальных документов на сайте Минфина России дает рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год в расчете на млрд. руб. (см. таблицу 1).

Источник .

К определению «дотационный регион» необходимо относиться с осторожностью. Главное здесь - это не наличие дотаций, а процентная составляющая их в бюджете региона. По состоянию на 2016г. уровень дотационности Дагестана 70%, Чечни 82%, Ингушетии 87%. Севастополь дотационен на 70% .

Однако следует иметь в виду размеры территорий республик и соответственно количество дотаций в абсолютной величине. Исходя из этого, Крым получает средств из федерального бюджета больше, чем любая из кавказских республик.

Согласно «Программе развития Северного Кавказа кавказские республики должны выйти на "самоокупаемость" к 2025 году . С Крымом подобная программа пока еще не работает, она сможет заработать по-настоящему только после строительства моста к 2018 г. Ну а пока в течение трех лет (2015, 2016, 2017) Крым и Севасополь получат примерно 150 миллиардов рублей. Помимо дотаций, естественно, будут еще и инвестиционные расходы. Непосредственно дотации, которые целевого назначения не имеют. Власти Крыма могут использовать их по усмотрению. Понятно, что большая часть денег пойдет на социальные выплаты, строительство инфраструктуры и организацию летнего отдыха».

В Крыму, который с 1 января 2015 года является свободной экономической зоной сроком на 25 лет, необходимо развивать собственное животноводство, птицеводство, рыбное хозяйство, растениеводство – все то, что было практически уничтожено за многие годы нахождения Крыма в Украине. Особенно Крым всегда славился своим виноделием, которое может успешно конкурировать не только на рынках России, но и на мировых рынках. Поэтому в первую очередь необходимо увеличивать посевы виноградников и расширять производство винодельческой продукции. Крым имеет все шансы стать самодостаточным регионом или даже регионом-донором, но для этого понадобится несколько лет и многомиллиардные инвестиции.

Разработан проект стратегического развития Республики Крым до 2030 года, в котором отмечено, что «отраслями специализации экономики Крыма являются лечебно-оздоровительный и туристический комплекс, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, виноделие, рыболовство, производство товаров неорганической химии (соды, соли, диоксида титана), судостроение».

Данный проект стратегического развития Крыма предусматривает, что для полноценного вхождения Республики Крым в экономическое пространство Российской Федерации, достижения среднероссийского уровня жизни и его опережение по отдельным направлениям необходимо обеспечить ускоренные темпы социально-экономического развития региона. В настоящий момент значительную долю инвестиций в основной капитал в Республике Крым составляют бюджетные средства, а преобладающим направлением инвестиций является ликвидация «узких мест» инфраструктуры региона. После завершения Федеральной целевой 21 программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» данный источник капитальных вложений сократится, и поступательное развитие будет возможным в первую очередь за счет частных инвестиций. Помимо финансовых средств, необходимыми факторами успешного развития являются освоение инновационных технологий и подходов, а также привлечение и развитие человеческих ресурсов. От результата конкурентной борьбы Республики Крым за перечисленные факторы зависит сценарий, характеризующий социально-экономическое развитие региона.

Учитывая приоритетность развития Республики Крым в Российской Федерации, высокие ожидания жителей региона и готовность руководства Республики Крым к реализации проактивной социально-экономической политики за основу Стратегии принимается комбинация из 2-х сценариев:

  1. модернизационный сценарий (период 2017-2020 гг.);
  2. инновационный сценарий (в период 2021-2030 гг.).

Основным направлением первого этапа реализации Стратегии является решение инфраструктурных ограничений за счёт федерального бюджета Российской Федерации, формирование предпосылок для последующего расширения источников финансирования инфраструктурных проектов. Планируется, что Крым в перспективе будет поэтапно выходить из внешнеторговой изоляции, создавая новые транспортно-логистические цепочки, формируя наиболее привлекательные условия для инвестиций по сравнению с другими регионами Российской Федерации.

На втором (2021-2026 гг.) и третьем (2027-2030 гг.) этапах реализации Стратегии Республика Крым планирует осуществить переход на путь инновационного развития, который предусматривает следующие направления:

  1. разработку и внедрение новых технологий;
  2. инновации во всех сферах жизнедеятельности региона, во всех его отраслях;
  3. разработку инновационных подходов в образовании при формировании нового поколения креативных лидеров-управленцев и устойчивого среднего класса;
  4. эффективное освоение всего многообразия ресурсов Республики Крым;
  5. внедрение новых стандартов жизни согласно концепции «Живи, работай и отдыхай в Крыму».

Что касается регионов-доноров, то из 85 регионов Российской Федерации только 10 являются регионами-донорами. К регионам донорам относятся следующие экономически развитиые и финансово независимые регионы (см. таблицу 2).

Таблица 2. Регионы-доноры за 2016 год

Дотация – это денежные средства, которые выделяются государственным или местным бюджетом с целью оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям и организациям.

Цель предоставления дотаций

Так как за счет дотации часть стоимости продукции, товаров, работ, услуг оплачивается из бюджетных средств, то предоставление дотаций позволяет предотвратить и не допускать превышения цен на определенные потребительские услуги и товары.

Также за счет дотаций осуществляется поддержка местных бюджетов и малообеспеченных слоев населения.

Кому предоставляется дотация

Дотация выплачивается предприятия, у которых выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг меньше осуществленных издержек на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг.

Таким образом, дотация компенсирует издержки и покрывает убытки.

Самым большим сегментом дотируемых организаций являются организации и предприятия научной сферы и сельскохозяйственной отрасли, поддержка которых является важным приоритетом для национальной экономики. Также дотация предоставляется нижестоящим бюджетам с целью покрытия разницы между их расходами и доходами и гражданам для покрытия их убытков.

Дотация для населения

Из-за того, что определенная часть населения по размеру своих доходов находятся ниже прожиточного, то таким гражданам также выплачивают субсидии, которое обеспечивают частичное покрытие затрат на коммунальные услуги, а также компенсируют расходы на приобретение социальных товаров и медикаментов.

Можно выделить следующие сферы, в которых государство предоставляет дотации для населения:

    регулирование тарифов на предоставление коммунальных услуг;

    жилищно-коммунальные субсидии;

    финансирование ветеранских организаций и разнообразных обществ людей с ограниченными возможностями;

Классификация дотаций в зависимости от категории получателей

Таким образом, в зависимости от категории получателей можно выделить следующие виды дотаций:

    межбюджетные трансферты – это трансферты, выделяемые из федерального бюджета с целью поддержки бюджетов другого уровня;

    перечисление денежных средств организациям и предприятиям, в случае если доходы этих компаний существенно меньше расходов на производство и реализацию товаров, продукции, работ или услуг;

    пособия, выплачиваемые малообеспеченным гражданам с целью покрытия понесенных убытков или доплата.

Основные особенности предоставления дотаций

Рассмотрим особенности предоставления дотаций в зависимости от категории получателей.

Финансовая поддержка субъектов РФ

Отметим, что дотации являются мерой государственной поддержки территорий РФ. Порядок предоставления дотаций закреплен в бюджетном Кодексе РФ. В этом законодательном документе четко определены условия, при соблюдении которых тот или иной регион сможет получить дотацию из федерального бюджета. На практике дотации распределяются между субъектами России, которые нуждаются в государственной поддержке, на основании специальной единой методики, разработанной Правительством РФ.

Дотация из федерального бюджета может быть предоставлена субъектам с целью последующего осуществления межбюджетных трансфертов в адрес бюджетов отдельных муниципальных образований.

Основные виды дотаций, предоставляемые регионам из федерального бюджета:

    дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов;

    дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов

Дотации этого вида предоставляются для выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных регионов.

Отметим, что различия между регионами нашей стране весьма существенны по ряду причин. Таковыми являются:

    размер территории;

    географическое положение;

    отраслевая направленность;

    масштабы налоговых отчислений, производимых субъектом в федеральный, а не в свой собственный, бюджет.

За счет дотаций регионы-реципиенты (получатели бюджетных трансфертов) решают свои социально-экономические вопросы, обеспечивают малообеспеченным гражданам страны необходимый уровень жизни и предоставляют социальные гарантии.

Отметим, что законодательством РФ предусматриваются специальные меры воздействия на субъекты, которые в течение продолжительного времени находятся в числе дотационных субъектов. Так, если в течение трех последних отчетных периодов доля дотаций из государственного бюджета составляет более чем 40% от объема собственных доходов консолидированного бюджета РФ, то регион заставят принять особенные меры для повышения эффективности использования полученных бюджетных средств.

Несмотря на то, что средства дотации не имеют целевого характера и не предполагается возврат дотаций, порядок расходования этих средств контролируется со стороны Счетной Палаты РФ. Субъекты, которые нарушают установленный порядок и не исполняют свои обязательства должным образом, в будущем году уже не смогут рассчитывать на дотационную поддержку государства.

Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ

Дотации на поддержку сбалансированности предоставляются бюджетам субъектов России при изменении их расходных обязательств и доходной базы. В этом случае половина дотационных средств утверждается законом о бюджете, а другая половина распределяется комиссией из числа депутатов Государственной Думы, сенаторов Совета Федераций, членов Правительства РФ.

Отметим, что дотации могут быть направлены не только на поддержку региона в целом, но и на осуществление конкретных президентских программ и решение задач общегосударственного значения, которые выполняются в данном конкретном субъекте федерации.

Дотации производителям

Государственные дотации могут предоставляться отраслям хозяйства или отдельным производствам. За счет дотаций компенсируются понесенные издержки, покрываются производственные убытки.

Государственную поддержку получают предприятия, чья деятельность важна для региона или страны в целом, а так же те организации, продукция которых включается в необходимый потребительский минимум, и повышение цен на эту продукцию привело бы в дальнейшем к социальному взрыву. Как правило, к дотационным предприятиям относятся организации с низкой рентабельностью.

Таким образом, государство, предоставляя дотации, решает две задачи.

С одной стороны, дотации защищают предприятие от банкротства, а с другой осуществляется сдерживание роста потребительских цен на продукцию предприятия.

Например, традиционно дотационным является сельское хозяйство – известно, что сельхозпродукция всегда продается ниже себестоимости.

Также дотации получают жилищно-коммунальное хозяйство, социально-культурные учреждения и т. п. Как правило, государственные дотации распространяются только на крупные предприятия, для малого и среднего бизнеса такая мера государственной поддержки не предусмотрена.

Помощь гражданам

Рассчитывать на получение дотации могут и отдельные граждане. Но только в том случае, если граждане смогут подтвердить свою принадлежность к той или иной льготной категории.

Отметим, что для того чтобы получить дотационную поддержку, необходимо не только соблюсти ряд обязательных условий для получения дотации, но документально подтвердить факт выполнения этих условий. Например, получить дотацию на жилье могут те граждане, чья квартира не превышает нормы социального жилья, установленной в данном регионе.

В качестве мер поддержки дотации могут предоставляться и работодателем. Так, например, работодатель может предоставлять сотрудникам предприятия дотацию на проезд к месту работы, на питание, производить доплаты на содержание несовершеннолетних детей. Возможность получения таких дотаций, как правило, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом с работниками предприятия.

На практике предоставляются дотации студентам ВУЗов, которые обучаются за счет бюджета. Как правило, ВУЗ устанавливает ограниченное количество получателей дотаций, к которым могут относиться, например, сироты, учащиеся из многодетных семей, или инвалиды. Причем при ежегодном предоставлении необходимых документов дотацию можно получать за весь период обучения.

Отметим, что дотации, которые были получены гражданами из бюджета, обратному возврату не подлежат.


Дотация: подробности для бухгалтера

    Применением механизма ипотечного кредитования, предоставляются дотации в виде частичного возмещения затрат... применением механизма ипотечного кредитования, предоставляются дотации в виде частичного возмещения затрат... кредитам. Организация, полагая, что данные дотации являются выплатами социального характера, не... дела поддержали организацию, признав, что дотации в виде частичного возмещения затрат...

  • Ужесточение ответственности за бюджетные нарушения

    Системы РФ предоставляются в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов... бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета (доля дотаций из других бюджетов... размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части... расчетного объема дотации, замененной дополнительными нормативами отчислений)) в...

  • Очередные изменения в порядке применения КОСГУ

    Бюджетной системы РФ по предоставлению дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных...

  • НПД с 2020 года: эксперимент расширен

    Субъекты РФ – доноры, не получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, а...

  • Объект учета «доходы» с 2019 года

    СГС «Доходы»): доходы от предоставления дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных...

  • О взносах и НДФЛ при ежемесячной выплате работникам компенсации расходов на питание на основании колдоговора

    АС Уральского округа, который посчитал дотацию на питание работников социальной и...

  • ВС: дотация на питание работников на основании колдоговора взносами не облагается

    Основании колдоговора компания выплачивала работникам дотацию на питание в размере не... на человека. ФСС полагает, поскольку дотация предусмотрена локальными нормативными правовыми актами... обложению взносами. Кроме того, спорная дотация не может расцениваться как выплата... определенные должности. К тому же, дотация не относится к соцвыплатам, поскольку...

  • Суды: дотация на питание, предусмотренная колдоговором, взносами не облагается

    На основании колдоговора выплачивала работникам дотацию на питание за счет собственных... ФСС указал на необходимость включения дотации в базу для исчисления взносов... и штраф. По мнению фонда, дотация не может расцениваться как соцвыплата... ; выплачивается в рабочие дни. Сумма дотаций на питание является доходом в...

  • Дотация работникам фирмы на часть первоначального взноса по ипотеке взносами не облагается

    Работникам и пенсионерам компании предоставлялись дотации при ипотечном кредитовании в виде... доначислил страховые взносы на суммы дотаций, пени и штраф, указав, что... фонда, признав, что суммы спорных дотаций не являются выплатами в рамках...

  • Эксперты назвали регионы с самой эффективной налоговой политикой

    Средств, а не за счет дотаций или госдолга», - ... в числе лидеров. Доля дотаций в бюджете республики, по... не замечать, фокусируясь на получении дотаций», - указал Никитин. ... счет собственных средств, а не дотаций. Во всех регионах-лидерах, ... У регионов, которые получают дотации, нет стимулов для работы... С 2017 года регионы, получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, должны... не выполнившим условия, дают меньше дотаций. «Федеральный центр подталкивает регионы...

  • Регионы-доноры преуспели в налоговой политике

    Налоговые льготы не за счет дотаций или госдолга, а также применяют... -лидеров (кроме Башкирии) не получают дотаций центра - то есть являются... предоставляют налоговые льготы за счет дотаций или госдолга. В PwC делают... погашать дефицит бюджета за счет дотаций центра, не имеют достаточных стимулов... предпочитают решать проблемы за счет дотаций вместо поиска сложных решений по...

  • Минфин предложит регионам самим заплатить за неэффективные налоговые скидки

    Потенциала субъекта, что сократит сумму дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Минфин... зависит размер ежегодно выделяемой региону дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Намечаемый...

Дотационный уровень российских регионов на современном этапе

Россия вернулась к среднесрочному трёхлетнему планированию бюджета на всех уровнях бюджетной системы. Произошла общая адаптация к изменению внешнеэкономической конъюнктуры и улучшение финансовой ситуации в субъектах. Однако Министерство финансов РФ озабочено серьезным разрывом в доходах, налоговой базе, уровне жизни и в целом в экономическом развитии регионов. По словам директора департамента межбюджетных отношений Минфина Ларисы Ерошкиной “разрыв по уровню валового регионального продукта между максимальным и минимальным значением составляет 93 раза, по среднедушевому уровню доходов граждан - 5 раз, по объему инвестиций в основной капитал - 208 раз, объему производства товаров и услуг на одного жителя - 75 раз.” Правительство разрабатывает ряд мер для сглаживания бюджетных диспропорций между регионами.

Разница в развитии 85 субъектов Российской Федерации действительно заметна. Есть большая зависимость экономики от территориального местоположения, это наличие минерально-сырьевой базы региона, удаленность от развитой транспортной инфраструктуры, ландшафт, и от совокупности демографических показателей. Данные показатели порой являются критичными для наполняемости бюджета, что и демонстрирует статистика, когда бюджетам некоторых субъектов государство выделяет значительные суммы на покрытие расходов, которые территория не в состоянии покрыть самостоятельно.

Имея такое положение дел, Минфин РФ использует соответствующее бюджетное регулирование. Веерная модель распределения бюджетных доходов закрепляет ряд налогов за каждым уровнем бюджетной системы и определяет механизм долевых отчислений из федерального бюджета в нижестоящие бюджеты. Регулирование региональных и местных бюджетов осуществляется в большей степени за счет межбюджетных трансфертов. По общему определению межбюджетные трансферты - это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Основные затратные в России формы трансфертов: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, субсидии и субвенции бюджетам субъектов РФ.

Если самостоятельная стабилизация доходов и расходов территориальных бюджетов не представляется возможной, то применяется дотационный метод, предусматривающий плановую передачу денежных средств из вышестоящих в нижестоящие бюджеты. По определению Бюджетного кодекса регион относится к числу доноров, если может обеспечить финансирование государственных услуг, установленного перечня, и уровень его бюджетной обеспеченности выше расчетного минимума по стране, т. е. не нуждается в дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности. Данные Минфина говорят о том, что в Российской Федерации в помощи на покрытие расходов нуждаются более 70 субъектов из 85. В 2017 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности были выделены 72 регионам.

В 2016 году число субъектов доноров составило 14(см. рис.1): Республика Татарстан (1),Калужская область (2), Ленинградская область(3), Московская область(4), Самарская область(5), Сахалинская область(6), Свердловская область(7), Тюменская область(8), Ярославская область(9), город федерального значения Москва(10), город федерального значения Санкт-Петербург(11), Ненецкий автономный округ(12), Ханты-Мансийский автономный округ – Югра(13), Ямало-Ненецкий автономный округ(14). В 2017 году из списка доноров выбыла Ярославская область:

Рисунок 1. Субъекты-доноры Российской Федерации в 2016 году.

Данные статистики говорят о сокращении доли доноров и соответственно увеличении реципиентов, за 12 лет, с 2006 по 2017 г., число регионов-доноров в России сократилось с 25 до 13. В списке из оставшихся регионов эксперты выделяются регионы с неустойчивой позицией, Ненецкий автономный округ, Самарская и Свердловская области – кандидаты на выбывание из списка доноров из-за сокращающихся поступлений, как в региональную бюджетную систему, так и в бюджеты всех уровней. Доля их налоговых поступлений в консолидированный бюджет составляет не больше 5%. Доля же основных поступлений почти 40 их 60% приходится на Москву и нефтяные Тюменскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. Помимо экономических кризисов причиной таких тенденций стала политика централизации доходов. Централизация и усиливающаяся зарегулированность пагубно сказываются на бюджетах регионов, бюджеты теряют силу, на примере Свердловской и Самарской областей и Ненецкого автономного округа падает объем налоговых доходов в региональный бюджет, тем самым ослабляя его. Показатели неутешительные и при нынешней политике отрицательные тенденции имеют возможность развития.

Система долевых отчислений призвана быть регулятором нижестоящих бюджетов, создана стимулировать их потенциал. Принцип дотационного метода не заключается в изъятии части денежных средств у сильных регионов и передачи их отстающим. В федеральном бюджете аккумулируются налоги, закреплённые за ним (НДС, НДИ, 50% акцизов, 3% налога на прибыль), затем средства перераспределяются между регионами, в том числе возвращаясь к своим источникам в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и на сбалансированность, субсидий и субвенций. При такой системе помощи трансферты являются очень сильным инструментом влияния на нижестоящие бюджеты, при грамотном управлении эта мера может стать стимулом к наращиванию налогового потенциала слабых регионов и к повышению эффективности их расходов. Однако дотационная помощь регионам становится всё более актуальной, а её размеры растут. Центральное место, как бюджетообразующий трансферт, занимают именно дотации на выравнивание БО. В 2017 году на дотационное обеспечение было выделено 614,6 млрд. В 2018 году плановая сумма дотаций — 645,1 млрд. рублей, из таблицы 1 видно, что 10-ти самым нуждающимся регионам из 72 уйдет около 45% выделенных денежных средств. То есть почти половина суммы распределена всего лишь между десятью регионами.

При недостаточности бюджета надо рассматривать обе его составляющие, требуется проанализировать формирование доходов и принятые расходные обязательства. Доходы региона зависят от его налогового потенциала и от эффективности налоговой политики, проводимой властью субъекта. Налоговый потенциал территории напрямую зависит от уровня развития её экономики. Большое значение имеет отраслевая специфика региона и минерально-сырьевая база, развитость бизнеса, пролегание транспортных путей, уровень жизни и безработицы.

На ненаполняемость бюджета влияет и неграмотно или неправильно проводимая политика местных органов управления. Это могут быть заниженные ставки, неэффективные льготы, слабая контрольная система. Расходы в первую очередь зависят от затратной специфики региона: инфраструктура, демографические показатели, расселённость населения. Также Минфин субъекта может принять к исполнению повышенные обязательства, регион может пытаться финансировать федеральные полномочия, которые сам на себя взял. Или же расходные обязательства могут расти в связи с реализацией инвестиционных проектов.

Таблица 1. «10 самых дотационных территорий»
10 самых дотационных территорий Размер дотации, млрд. руб. Удельный вес дотации, %
Дагестан 59,07 9,2%
Якутия 43,94 6,8%
Камчатский край 39,36 6,1%
Алтайский край 27,13 4,2%
Чечня 27,08 4,2%
Ставропольский край 19,2 3%
Бурятия 18,3 2,8%
Крым 17,71 2,7%
Башкирия 16,42 2,6%
Тыва 15,73 2,5%
Итого 283,95 45%

В России также есть регионы, нуждающиеся в помощи на постоянной основе, в бюджете которых на протяжении не одного года присутствуют дотации, и есть, так называемые, высокодотационные регионы (ВДР), где в бюджетах доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. В приказе Минфина России от 9 ноября 2016 года № 481 «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации» на 2017 год утвержден перечень таких субъектов: Республика Алтай, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Крым, Республика Тыва, Камчатский край, город федерального значения Севастополь.

Такие регионы государство спонсирует каждый год. И текущая финансовая помощь, предоставляемая государством, их единственный выход для “выживания”, даже самое лояльное кредитование для данных регионов не решение. Постоянное нахождение на поддержке государства провоцирует формирование иждивенческих настроений в регионе. Чтобы не допускать подобного, к дотируемым регионам предъявляются различные требования и ограничения, а также проводится стимулирующая политика развития экономических возможностей. Таким регионам требуется не только финансовая помощь, данные регионы нужно развивать всеми возможными путями, чтобы хотя бы со временем уменьшить нагрузку, падающую на все бюджеты бюджетной системы. Но задача является крайне сложной в связи с их территориальным положением и демографическими особенностями. Если проводить политику децентрализации налоговых доходов для повышения уровня самостоятельности субъекта, то нужно оставлять деньги регионам, не забирать налоги, собранные у себя. Но возможности децентрализации налоговых доходов федерального бюджета существенно ограничены неравномерностью размещения их налоговой базы по территории России, дифференциацией налогового потенциала регионов в целом, которая в последние годы не имела тенденции к сокращению. К сожалению, лишь усилится разрыв между бедными и богатыми, развитыми и развивающимися.

Дотации являются нецелевыми трансфертами, то есть цели их расходования при выделении не прописываются, регион самостоятельно направляет средства на исполнение максимально актуальных задач. Регионы испытывают серьезную нагрузку на свои бюджеты с точки зрения роста стоимости обслуживания госдолга, в таблице 2 представлена статистика за 4 года по регионам, имеющим активный рост процентных платежей.

Таблица 2. «Отношение расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ (за исключением расходов на обслуживание бюджетных кредитов) к среднему объему государственного долга субъекта РФ»
2014 2015 2016 2017
Ивановская область 8,51% 9,53% 11,84% 13,60%
Костромская область 8,47% 9,82% 11,12% 11,42%
Республика Калмыкия 5,81% 9,65% 10,62% 11,81%
Республика Дагестан 12,36% 13,10% 14,03% 13,93%
Республика Северная Осетия 10,96% 10,47% 12,75% 13,17%
Республика Марий Эл 10,22% 9,84% 11,50% 12,59%
Республика Тыва 13,08% 8,44% 15,47% 13,81%
Республика Хакасия 8,60% 8,49% 10,06% 11,51%
Еврейская АО 9,57% 9,84% 11,85% 13,91%

Отчасти долги региона и дефицит бюджета становятся причинами выделений территориям дотаций. Государственный долг субъектов РФ, по данным на 1 января 2016 года, составил 2,3 трлн. рублей или 36,5% к налоговым и неналоговым доходам. В зоне риска 14 регионов, у которых на 1 января госдолг превысил 100% объема налоговых и неналоговых доходов: Ингушетия, Карелия, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Хакасия, Забайкальский край, Астраханская, Костромская, Псковская, Саратовская, Смоленская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. При этом существует риск сокращения поступлений от регионов – доноров. Таким образом, первостепенная задача дотационных доходов покрытие расходов субъекта, устранение дефицита. В планах государства дотации должны являться инструментом развития территории за счёт своего нецелевого характера.

Сложная и неоднозначная ситуация складывается в России в отношении дотационной поддержки субъектов, а именно дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Инструмент, безусловно, нужный нам на данном этапе развития, именно в связи особенностями и возможностями регионов России и имеющий в себе потенциал для развития территорий. Но значительный рост потребления дотационных средств и сокращение доноров вызывает опасения насчёт устойчивости системы и несет усиленную нагрузку на бюджеты. Данный вопрос неоднозначен и требует тщательного детального изучения в динамике каждого региона и страны в целом с учетом всех макроэкономических изменений.

Барбашева Яна Александровна

e-mail: [email protected]