Объем ручной клади. Ручная кладь в самолёте: правила, что можно брать, вес, размер

Привет, друзья. Сегодня важная новость. После 5 ноября 2017 года вступают в силу новые правила провоза багажа и ручной клади на рейсах российских авиакомпаний. Если раньше у каждого перевозчика были свои требования, то теперь правила будут одинаковыми для всех российских авиакомпаний (кроме лоукостера Победа).

Внимание! Еще раз: закон только для российских авиакомпаний. У всех остальных авиакомпаний свои правила, соответствующие законам их государства.

Правила, которым подчиняются авиакомпании и мы, пассажиры самолётов называются "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей". Они были приняты 28 июня 2007 года приказом Министерства транспорта Российской Федерации. С тех пор в правила вносились поправки. Но нормы были очень разными и расплывчатыми. У некоторых перевозчиков они вообще были слишком жесткими.

5 октября 2017 года вышел новый закон №409 о внесении поправок в документ. Изменения, затрагивают всех, кто пользуется авиатранспортом, т.е. и нас с вами.

Понятно, что в законе много интересных деталей, о которых мы рассказывать не будем. Сегодня мы расскажем о самом главном, о том, с чем столкнётся каждый, кто хочет воспользоваться перелётом с помощью российской авиакомпании.

Договоримся о терминах

  1. Багаж — чемоданы, сумки или коробки, которые мы взвешиваем на регистрации и сдаём как багаж.
  2. Ручная кладь — вещи, уложенные в сумку, портфель, рюкзак или пакет, которые мы берём с собой в салон самолёта и, на которые, вешалась бирка «ручная кладь».
  3. Вещи, которые мы берём в салон самолёта и, на которые не вешалась бирка. (Ноутбуки, фотоаппараты, гаджеты, одежда, цветы, детское питание, костыли, трости и т.д.)

В законе много интересных деталей, о которых мы рассказывать не будем. А расскажем мы только о самом главном, о том, с чем столкнётся обычный турист, который хочет воспользоваться перелётом с помощью российской авиакомпании.

Закон вступает в силу с 5 ноября 2017 года. Это значит, что все, кто будет покупать авиабилеты после 5 ноября, подчиняются этим поправкам.

На тех, кто уже купил билеты заранее (до 5 ноября) закон не распространяется. Так написано в этих же правилах.

Самое важное о новых правилах перелёта

Общие требования, важные для нас как путешественников, касаются норм багажа и провоза вещей в салоне самолёта. Попробуем доходчиво разъяснить эти правила, чтобы у вас не осталось вопросов, и понять, какие у нас появились плюсы и минусы.

Требования к багажу

Раньше: максимальный вес одного багажного места не должен был превышать 32 кг.

Теперь: введено новое требование — норма веса 1 места багажа — 30 кг для всех авиаперевозчиков. Меньше можно, больше нельзя.

1 место багажа — это один чемодан. Если вы сдаёте большой рюкзак, то это — 1 рюкзак, если сумку, то это — 1 сумка.

Но! Это не значит, что теперь по любому билету вы можете взять 30 кг багажа. Тут важный момент, он зависит от того, билет какого тарифа вы купили. Проще говоря, у билета эконом класса возможностей меньше, чем у тех, кто взял, например, билет в бизнес класс.

Весь багаж по весу можно разбить:

  • До 10 кг, с 10 кг до 30 кг, свыше 30 кг
  • Багаж до 10 кг — бесплатный

Раньше норма веса бесплатного багажа у разных компаний была разной, теперь единая для всех.

Это значит, что ни одна компания не может написать в своих правилах: «Разрешено провозить багаж весом не более 3 кг (или 6 кг или 7 кг)». Норма 10 кг для всех! Сами вы не обязаны набирать именно 10 кг, вы можете брать меньше, на своё усмотрение, но компания не может вам выставить меньшее ограничение по весу багажа.

Багаж весом от 10 до 30 кг

Здесь свои нюансы. Как и раньше, надо заходить на сайт перевозчика и читать его правила, — какого веса должен быть ваш багаж в соответствии тарифу вашего билета. Это значит, что "верхний предел может быть — 23 кг, 25, 27 до 30 кг. Если в правилах компании по вашему тарифу указан верхний предел 23 кг (т.е. бесплатно вы можете провезти не более 23 кг), а при взвешивании вашего чемодана на регистрации весы показали больше, то вам или что-то надо вынуть и оставить, или доплатить за перевес.

Сверхнормативный багаж

Багаж, который не входит в стоимость вашего тарифного билета, считается сверхнормативным.

Пример: вы купили билет Москва-Владивосток тариф «Эконом гибкий». В стоимость билета входит провоз багажа весом до 23 кг. Если ваш багаж весит больше 23 кг, но не превышает 30 кг, то такой вес считается сверхнормативным и за него вам придётся доплатить.

Сколько это будет стоить уточняйте на сайте авиакомпании.

Багаж весом 30 кг

Обычно столько может перевезти бесплатно пассажир, купивший билет в бизнес класс. По этому тарифу возможностей у пассажира больше.

Багаж свыше 30 кг - Тяжеловесный багаж

Всё, что свыше 30 кг и не подходит под стандартные габариты, считается тяжеловесным грузом. Доплата за каждый килограмм идёт по особому тарифу на «тяжелый груз». Тарифы у каждой компании свои. Читайте на сайте компании в правилах (раздел «Провоз багажа»). Это обязательная информация.

Пожалуй это — главное.

Безбагажный билет

Добавлю, что у многих компаний остался безбагажный тариф. Это, когда вы вообще не берёте багаж и летите только с ручной кладью. Билеты по нему дёшевы, но есть неудобные нюансы. Главный из них — такой билет не подлежит возврату.

Объединённый багаж

Также осталась возможность объединять вещи двоих и более путешественников в один багаж (сложить все вещи в один чемодан — 1 багажное место). Вес такого багажа тоже не должен превышать всё те же 30 кг.

Какие же плюсы и минусы у нас появились в связи с введением поправок?

Плюсы: Появились стандартные для всех нормы. Главная из которых — можно брать бесплатный багаж весом до 10 кг. Здесь норма увеличилась и нам стало лучше.

Минусы: ограничение веса багажа по максимуму: вместо 32 кг теперь можно брать багаж весом не боле 30 кг

Друзья, теперь мы есть в Телеграм: наш канал про Европу , наш канал про Азию . Добро пожаловать)

Ручная кладь — новые нормы

Раньше: у разных авиаперевозчиков были свои требования. Например, у одних: в ручную кладь можно брать не более 3 кг, у других — не более 4, у третьих — не более 5 кг, и у некоторых до 10 кг.

Теперь: Норма для ручной клади для всех п е р е в о з ч и к о в — не менее 5 кг на одного пассажира. Для нас это значит: что м ы можем взять меньше 5 кг, но больше этого веса ручная кладь запрещена. При этом, перевозчик может изменить эту цифру в большую сторону по собственному усмотрению. Т.е. читать правила всё равно нужно, т.к. некоторые компании могут поставить как предел 6, 7 кг на человека или даже 10 кг, что нас, конечно, порадует.

Кроме того, помните о габаритах! Т.е. ваша ручная кладь должна вписываться не только в нормы по весу, но и по размеру (длина, ширина, высота). Нормы габаритов, как и раньше, нужно узнавать на сайте перевозчика. Здесь изменений нет.

Раньше: мы могли оформить ручную кладь и плюс к ней бесплатно провозить с собой в самолёте ноутбуки, фотоаппараты и камеры.

Теперь: всё это входит в ручную кладь.

Другими словами, провозить отдельно н е л ь з я:

  • телефоны;
  • ноутбуки;
  • камеры;
  • документы в папках;

Придется убирать их в сумки. Их вес тоже учитываются при подсчете веса ручной клади.

Ноут лежит в сумке или чемодане? Доплачивать ничего не нужно. Хотите пронести отдельно? С вас причитается.

Если раньше ручную кладь взвешивали только на регистрации, то теперь её могут взвесить и перед самОй посадкой (видимо в тех случаях, когда сумка вызывает подозрение). Это важно для тех, кто брал с собой мало вещей, оформляя их как ручную кладь, и покупал «безбагажные» билеты.

Внимание! Вашу ручную кладь могут взвесить и в порту прилёта!

Минусы этого нововведения: теперь ещё дома придётся внимательно взвешивать ручную кладь и следить за тем, чтобы не было перевеса.

Плюсы: Салон самолёта будет менее загруженным. Вся ваша ручная кладь войдёт в багажное отделение в салоне самолёта и не нужно волноваться, хватит вашим вещам места на полке или нет.

Обновлено 19.02. 2018 года: В связи с участившимися жалобами пассажиров на нехватку места для размещения ручной клади в салоне воздушного судна, компания «Аэрофлот» ужесточила контроль за провозом ручной клади. Прочитать об этом можно здесь.

Какие вещи можно брать в салон самолёта и не оформлять их как ручную кладь

И раньше, и теперь с собой можно брать вещи, необходимые во время полёта или сразу после посадки. Они не оформляются как ручная кладь и не требуют дополнительной оплаты.

Вот их перечень. Список будут дополнять, но точно не смогут урезать:

  • сумочка, ранец, портфель;
  • букет цветов;
  • ваша одежда (куртка, пальто); Если мы летим из страны, где +27 градусов в нашу зиму, где -27. Или наоборот, такой дополнительный пакет с вещами очень даже актуален.
  • специальная детская еда; Но не больше, чем это нужно для перелёта.
  • специально упакованный костюм;
  • трость или костыль;
  • детская коляска или люлька, которая при складывании помещается под сидение впереди стоящего кресла;
  • ходунки, которые при складывании помещается под сидение впереди стоящего кресла;
  • медицинское кресло для тех, кому тяжело передвигаться.

Знакомые позиции? Они и раньше были разрешены к бесплатному провозу. Теперь список расширили:

  • запечатанный пакет из dutyfree;
  • лекарства, всё необходимое по медицинским показаниям для пассажира.

И ещё раз, что теперь запрещено провозить отдельно:

  • телефон, ноутбук;
  • зонт, даже небольшой;
  • бумаги в папке;
  • газеты, книги, журналы;
  • фотоаппарат, камеру.

Какие у всего этого плюсы и минусы?

Плюсы: минимальная норма веса ручной клади стала больше — 5 кг.

Минусы: Максимальные требования к весу ручной клади уменьшились с 10 до 5 кг. Ноуты, камеры, документы придётся считать как ручную кладь.

Думаю, мы привыкнем к новым нормам и что-нибудь придумаем. В других странах уже есть опыт, можно воспользоваться их лайфхаками.

Видеоролик — Как шотландцы укладывают вещи в специальную жилетку

Есть люди, которые придумывают как провезти больше вещей в салоне самолета и не платить за это. Один из вариантов — жилет для авиапассажира. Интересная идея.

Распространённые вопросы

Что будет, если я откажусь от оплаты?

Отказываетесь платить за нечто, что теперь нельзя провозить бесплатно? Например — ноутбук. Тут все просто — вас могут не пустить на борт. Вам об этом, конечно же, скажут. И дадут второй шанс заплатить. Но, не советуем рисковать — вам просто отменят билет, если будете настаивать.

Оплатили больше, чем везете. Что делать?

Только если переплата по количеству мест — вам вернут деньги. Если заплатили за 2 места, а использовали только одно — вам вернут деньги.

Ручная кладь весит больше, чем разрешено. Возможна ли доплата?

Нет! Здесь вопрос безопасности пассажиров. Если не вписывается по весу и габаритам — ее не разрешат пронести с собой.

Если перевозчик не следует новым правилам

Данные нововведения актуальны для всех. Видите, что они нарушаются — можете обратиться в Роспотребнадзор. Для этого нужно сохранить все билеты и чеки, которые получите. Не доплачивайте без чека! Можете получить компенсацию, а перевозчика оштрафуют.

Правила поменялись, возможно, что-то стало для нас менее удобным. Но, если подумать, то правильную «багажную комбинацию» найти можно!

Из главного это, пожалуй, всё. Если у вас остались вопросы, касающиеся нюансов (негабаритный груз, объединение багажа, возврат денег и т.д.), очень рекомендуем вам самостоятельно ознакомиться с правилами (изучить изменения в приказе «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей») и разобраться с вашим конкретным случаем. На сайтах и даже в видеоролике ЦТ очень много ошибок и информации, вводящей в заблуждение. Пользуйтесь оригиналом!

Наша «Победа»

Авиакомпания Победа является дочкой Аэрофлота и позиционирует себя как low-cost.

На территории России, на сегодняшний день, это — единственная лоукост-компания, поэтому требования у нее слегка отличаются в сторону минимализма.

Исходите из того, что суть лоукоста заключается в том, чтобы максимально снизить цену за билет, т.е. сделать его дешевым, тогда правила Победы станут вам более понятными.

Лоукостеры (от английского «low-cost» (лоу-кост) — низкие расходы) — тип авиакомпаний, которые работают по нетрадиционной модели перевозок, предполагающей предоставление очень дешевых авиабилетов.

Рюкзаки, сумки, сумочки, кошелки, котомки, корзинки, чемоданчики, а проще говоря – ручная кладь. Все эти предметы имеют свою форму и размер. А еще позволяют впихнуть в себя несметное количество важных и нужных в полете предметов. Бдительные авиакомпании готовы к такому повороту событий и строго регламентируют количество, размер и вес ручной клади, который допускается на одного пассажира во время перелета.

Требования к параметрам ручной клади каждая авиакомпания устанавливает самостоятельно. Зависит это от грузоподъемности авиапарка и его технической оснащенности. Далее мы поговорим о той ручной клади, которая называется бесплатной. А точнее, которая входит в стоимость билета по выбранному тарифу. И еще о том, какие нормы по размеру и весу нужно соблюсти, чтобы не доплачивать лишних денег авиакомпании.

Если туристы-путешественники озабочены больше максимальным размером чемодана, который поедет в багажном отделении, то граждане в бизнес-поездках чаще интересуются максимальным разрешаемым габаритным размером ручной клади при перелете по России и за рубеж. При тщательном планировании два-три дня командировки или визита к друзьям не обязывают к перемещению большого количества вещей. А значит, есть шанс существенно сэкономить на тарифе авиабилета. Для начала давайте разберемся с размерами сумок и чемоданов.

Итак, в салон самолета по нормам провоза можно брать с собой ручную кладь в размере 55х40х20 см. Это самые распространенные параметры ширины, глубины и высоты сумок, чемоданов или рюкзаков у многих авиакомпаний. Конечно, случаются отклонения от стандартного объема, но это на совести отдельного авиаперевозчика. К примеру, ООО «Авиакомпания «Победа» установила откровенно мизерный размер ручной клади в размере 36 x 30 x 27 см. Пассажиры, которые первый раз сталкивались с этим отечественным лоукостером, жаловались, что часто даже их сумка с ноутбуком не проходила контроль, и совершенно неожиданно приходилось за нее доплачивать.

Перед вылетом всегда старайтесь уточнять допустимые размеры ручной клади у своей авиакомпании.

Хорошо, когда авиаперевозчик допускает к провозу чемодан бОльшего размера, чем привычные 55 х 40 х 20 см. как, например, British Airways. Их разрешенные размеры ручной клади при авиаперевозке международными рейсами и внутри страны – 56 х 45 х 22 см. Зато обидно не влезть в валидатор (средство проверки размера ручной клади в аэропорту) Emirates – 55 x 38 x 20 см.

Но не расстраивайтесь. Разные авиакомпании – разные правила. Четкие параметры высоты, ширины и глубины сумки пассажира характерны не для всех авиаперевозчиков. Часто делается поблажка, и компания дает разрешение на провоз багажа по сумме трех измерений. В основном эта цифра не переваливает за 115 см.

Измерить габариты ручной клади в трех измерениях легко. Просто измерьте линейкой:

  • высоту,
  • ширину,
  • глубину чемодана или сумки.

Овальный рюкзак замеряйте в самой широкой и высокой его части. Опытные отечественные путешественники и туристы советуют брать в ручную кладь по Европе мягкую сумку, а не маленький твердый чемоданчик. Ее легче втиснуть в валидатор в аэропорту.

Кстати, будьте внимательны, читая данные на страничках авиаперевозчиков. Существуют страны, которые дают информацию по размерам в дюймах, а не сантиметрах (Великобритания, США, частично Канада и другие).

Существует понятие крупногабаритной ручной клади. Конечно, компания не будет рада, если пассажир принесет в салон что-то громоздкое и тяжелое. Они будут всеми силами уговаривать его сдать груз в багажное отделение самолета. Здесь ситуация индивидуальная, но в любом случае за такой предмет положена доплата. Если музыкант везет ценную виолончель, которую никак не соглашается отдать под ответственность грузчиков, то он должен быть готов к тому, что ему придется выкупить одно посадочное место, чтобы разместить там свой инструмент.

Какой максимальный вес ручной клади можно провозить в самолете?

Ограничение по массе ручной клади в самолете – нормальная практика авиакомпаний. Обычно чемодан, сумка или рюкзак должны весить не больше 10 кг. Хотя информация от Air France гласит, что на одного человека в самолет можно брать 12-18 кг ручной клади (зависит от салона, в котором вы летите). А у все того же щедрого British Airways разрешен провоз пассажирской сумки в салоне самолета весом 23 килограмма! Даже в тарифе Basic!

Разрешаемый вес в самолетах по России в Аэрофлоте не превысит средних 10 кг на человека. А вот Уральские авиалинии для экономичного класса билета предлагают бесплатно провезти только 5 кг ручной клади, как это было у лоукостера «Победа» до недавнего времени. С недавних пор компания анонсировала, что разрешает везти любой вес ручной клади в салоне самолета, лишь бы сумка помещалась в заданные габариты (напомним, это 36x30x27 см).

Как в аэропорту проверяют размер и вес ручной клади?

Бывалые пассажиры говорят, что у работников аэропорта настолько натренирован глаз на багаж пассажира, что проверка габаритов или веса сумок и чемоданов – дело очень редкое. Впрочем, во избежание проблем сначала промерьте ручную кладь дома линейкой. А уж по приезде в аэропорт воспользуйтесь установленной рамкой для проверки ручной клади. Второе ее название – калибратор (или валидатор) багажа. Присмотритесь внимательнее, металлический ограничитель должен стоять рядом с каждой секцией конкретной авиалинии. Просто положите в него чемодан, сумку или рюкзак и убедитесь, что багаж «входит и выходит» без проблем.

Как мы уже писали выше, работник авиаперевозчика попросит вас проделать эту процедуру, только если видит явные превышения в габаритах.

Впрочем, путешественники отмечают, что некоторые отечественные перевозчики, видя что мягкая сумка смялась и нормально вошла в калибратор, заставляют пассажира достать ее, распрямить, и сами перемеряют с линейкой все параметры вручную. Как следствие – доплата за негабаритную ручную кладь. Интересно, что авиакомпании других стран в таких моментах замечены пока что не были.

С проверкой веса дела обстоят еще проще. Взвешивают ручную кладь крайне редко. Обычно это происходит во время регистрации на рейс на стойке, взвешивания и передачи больших чемоданов в багажное отделение. И то, если у регистратора есть подозрение, что под тяжестью своей ручной клади вы вот-вот надорветесь. Но это не повод возить в рюкзаке кирпичи и нарушать положенные максимальные 10 кг. Если авиакомпания доверяет вам, стоит относиться с уважением и к ее правилам.

Что делать, если ручная кладь больше допустимого размера?

Во-первых, сами старайтесь не допускать ситуации с перевесом или с бОльшими габаритами ручной клади, чем то установлено правилами.

Во-вторых, лояльность авиаперевозчика зависит от многих факторов. Если регистратор видит, что ваш чемоданчик с ручной кладью больше всего на 2 см от положенной нормы, а никакого другого багажа у вас нет, чтобы переложить вещи, то, скорее всего, он смилостивится и закроет глаза на этот незначительный нюанс (помните про лайфхак с мягкой сумкой, которую легче впихнуть в ограничитель, чем пластиковый чемодан!).

Очень ревностно относятся к соблюдению габаритов и веса лоукостеры с дешевыми билетами. С ними лучше не шутить.

Впрочем, всему есть предел. Даже любимого пассажира с дорогим билетом авиакомпания попросит доплатить за негабаритную ручную кладь, если его чемодан будет больше на 5 см от положенной нормы. Это вопрос уважения к авиакомпании и к другим пассажирам. Правила одинаковы для всех. И если человек не уверен в правильности размера и веса своего багажа, который он планируете взять с собой в самолет, ему следует подготовить резервную сумму, которая подстрахует в случае компенсации перевозчику перевеса и перебора с сантиметрами. Приятного полета!

Авиабилеты куплены, чемоданы собраны, и вы готовы отправиться в командировку, на учёбу, в путешествие или отпуск... Однако вам наверняка приходилось слышать или наблюдать самому такую ситуацию - уже у стойки регистрации человек вдруг узнаёт, что вес его багажа превышает установленную авиакомпанией норму. Настроение испорчено, и за перевес приходится платить, причём весьма ощутимую сумму. Конечно, что-то можно взять с собой на борт воздушного судна. Но многие ли из нас знают допустимый вес ручной клади в самолете вашей авиакомпании? Эти вопросы мы и рассмотрим в нашей статье, чтобы "чемоданный вопрос" не омрачил вашу поездку.

Провоз - дело привычное, ведь редко кто летает совсем без багажа. Каждый перевозчик самостоятельно устанавливает правила его приёма - у одного вы сможете сдать 30-килограммовый чемодан, не отдав ни копейки, у другого заплатите за каждый килограмм перевеса такого груза. Конечно, можно взять небольшую сумку с собой на борт, но ведь вес ручной клади тоже строго регламентирован авиакомпанией.

Однако помните, что если с вами путешествует ребёнок в возрасте до двух лет (без приобретения посадочного места), к норме провоза бесплатного багажа прибавляется 10 кг.

Как известно, все авиакомпании разрешают своим пассажирам провоз одного багажного места, отличается только его допустимый вес. Однако большинство международных аэропортов придерживаются мнения, что одно такое место не должно быть больше 32 кг. Таким образом, если вы везёте с собой 35 кг, придётся купить ещё один билет! Сразу оговоримся, что касается это путешествующих эконом-классом, для бизнес-клиентов обычно автоматически резервируется два багажных места.

Теперь поговорим о том, что вы возьмёте с собой на борт воздушного судна, то есть обсудим непосредственно вес ручной клади. В самолет можно взять сумку от 5 до 10 кг в зависимости от требований конкретной авиакомпании. Не входят в эту норму и считаются дополнением следующие предметы: ортопедические принадлежности (трость, костыли и т. п.), женская сумочка, верхняя одежда, сумка с ноутбуком или фотоаппаратом, плед.

Итак, давайте рассмотрим требования самых популярных авиаперевозчиков нашей страны в эконом-классе к провозу багажа и максимальный вес ручной клади. В самолёт российского "Аэрофлота" вы сможете взять до 10 кг (габариты до 115 см), в багаж сдадите до 23 кг (до 158 см). Если не уложились в заявленную норму, доплатите за перевес (внутри РФ/зарубежные перелеты): до 32 кг — 50/100 евро, оформление второго места обойдётся в полсотни евро в обоих случаях.

Если вес багажа свыше 32, но ниже 50 кг или груз является негабаритным (его размер более 203 см), обязательно предварительно согласуйте этот вопрос с перевозчиком.

Авиакомпания "ТРАНСАЭРО" не оговаривает вес ручной клади в самолете на своих рейсах, а багаж может быть до 20 кг или 25 кг на чартерных и эконом-рейсах соответственно. Габариты груза в обоих случаях не более 203 см.

Путешествуя с перевозчиком "S7 AIRLINES", вы сможете бесплатно провезти багаж весом до 20 кг, а взять с собой до 7 кг габаритами до 55×40×20 см.

"Уральские авиалинии" и "UTAIR" в отношении багажа также ограничиваются 20 кг, а не должна быть тяжелее 5 кг.

Путешественники при перелете всегда стремятся пронести с собой как можно больше вещей. Тогда они будут под надежным присмотром и не потеряются в пути, что может произойти с зарегистрированным багажом. Но размер чемодана для ручной клади в самолете ограничен. Узнаем, насколько и почему.

Для начала разберемся с самим понятием ручной клади. Это любой багаж, который провозит с собой пассажир в салоне самолета. При этом, он несет ответственность за сохранность своих вещей. Традиционно, максимально допустимый размер такого чемодана не должен превышать 55 см в длину, 40 см в высоту и 20 см в ширину . В сумме все эти параметры должны равняться 115 см.

Стоит отметить, что это так называемый золотой стандарт. Некоторые авиакомпании устанавливают собственные разрешенные размеры. Они могут отличаться на 3–6 см. Это значит, что нужно заранее поинтересоваться требованиями своего перевозчика.

Чемодан 55х40х20 - это одно место ручной клади. Обычно авиакомпании предоставляют его бесплатно для пассажиров экономкласса. Первому и положено по 2 места на одного.

Многие бюджетные авиакомпании-лоукостеры разделяют допустимый в самолете багаж на большой - 56х45х25 и маленький - 42х32х25. Последний можно пронести с собой бесплатно, а за большой необходимо будет заплатить. К примеру, у Wizzair такая оплата составит 9 евро.

Багаж в салоне можно размещать только на верхней полке или под передним креслом. Даже самые строгие авиакомпании обычно пропускают в самолет с дополнительными вещами к основной ручной клади:

  • небольшую женскую сумочку или барсетку;
  • верхнюю одежду, зонтик;
  • фотоаппарат или бинокль;
  • ноутбук, прессу для чтения на борту;
  • трость, костыли.

При перелете с детьми, которым еще не исполнилось 2 года, можно брать с собой в салон детскую сумку с необходимыми принадлежностями - 55х40х20. А также , люльку и автокресло.

Жесткость контроля

Если сумка будет выделяться большим размером, то ее обязательно проверят. Для этого существуют специальные железные рамки. Они бывают стационарные и переносные. В эту конструкцию вставляется сумка. Она должна поместиться идеально. Учитываются даже ножки и колесики чемодана.

Если ручную кладь не удалось поместить в рамке, то ее изымут и отправят в багажный отсек самолета. При этом придется заплатить дополнительно внушительную сумму: от 50 до 150 евро. С перевесом будет та же история.

Отдельно стоит отметить лоукостеры. Пытаясь заработать на всем, они очень жестко контролируют габариты . Прежде чем попасть в самолет, можно трижды подвергнуться проверке: при регистрации, в зоне проверки безопасности и перед выходом на посадку.

Почему размер имеет значение

Нормы размера чемодана для ручной клади были придуманы не зря. Все делается для удобства и безопасности пассажиров. Габариты рассчитаны под багажные отсеки над сидениями. На одну полку может поместиться только 4 сумки. На 9 мест таких полок обычно только две. Получается, что одному пассажиру и так не хватает места. А если учитывать, что кто-то понадеялся на авось и слабый контроль, взяв сумочку побольше, то еще несколько человек может лишиться законных мест для перевозки вещей.

Кроме разрешенного размера чемодана для ручной клади, важен также и его вес. Каждый самолет имеет свой тоннаж, превышать который нельзя. К тому же, учитывается тот факт, что человек самостоятельно сможет поднять свою сумку, чтобы положить наверх. Требования к весу обычно совпадают, стандартно это 8–10 кг. Но, как и в случае с габаритами, лучше заранее уточнять по авиакомпании. Например, Thomas Cook ограничивает вес пятью кг, а Iberia совсем не ставит никаких ограничений по весу.

Ручная кладь в самолете всегда вызывает много вопросов: что можно брать с собой в салон, а что нельзя? Каков максимальный размер ручной клади и вес? Какие еще требования существуют?

Чтобы ответить на эти вопросы, разделил статью на два больших блока: в первом обзор основных правил провоза ручной клади, а во втором сводная таблица с условиями конкретных авиакомпаний.

Правила провоза ручной клади в самолете

Классические авиакомпании позволяют взять с собой в путешествие регистрируемый багаж и ручную кладь (на самых дешевых тарифах багаж может быть за доп. плату, в бизнес-классе разрешается провозить в два раза больше). Лоукостеры же обычно в базовом тарифе разрешают только ручную кладь.

Как правило, ее размеры такие: 55 см × 40 см × 20 см или 115 см в сумме трех измерений . Эти размеры немного разные в разных авиакомпаниях, так же как и допустимый вес.

Важно, что не все вещи можно брать в ручную кладь, существуют и ограничения — о них ниже. Лучше все знать заранее, чтобы не расстраиваться, когда у вас заберут любимый маникюрный набор или фамильный нож.

Что можно и что нельзя брать в ручную кладь в самолет?

Список разрешенных вещей в салон самолета обычно один для всех, эти правила универсальны. Особое внимание стоит уделить жидкостям.

  • Объем емкости для жидкости не должен превышать 100 мл.
  • Всего в ручную кладь разрешается брать не более 1 л жидкости суммарно, то есть если у вас 10 упаковок по 100 мл — это ок. Важно, что все эти баночки должны быть в закрывающейся прозрачной упаковке.
  • Служба безопасности попросит вас предъявить эту жидкость при досмотре.

Что можно брать в ручную кладь в самолет:

  • Электроника: ноутбук, планшет, фотоаппарат, мобильный телефон, электрическая бритва, фен и другая мелкая техника.
  • Средства гигиены (безопасная (!) бритва, зубная щетка, шампунь, зубная паста, кремы, лаки, гели, бальзамы — все объемом до 100 мл).
  • Музыкальные инструменты. Этот момент и все нюансы лучше заранее уточнить у авиакомпании.
  • Еда в разумных количествах. Орехи, фрукты, овощи, сладости, бутерброды, пирожные и другая твердая еда. Йогурт, варенье, мед, джем, суп — в упаковках не более 100 мл.
  • Напитки и алкоголь в стеклянных и пластиковых упаковках не более 100 мл.
  • Детское питание в ручную кладь брать можно, в разумных пределах (то количество, которое понадобится во время полета).
  • Медикаменты. Если везете слишком большое количество или содержащее наркотические вещества, то могут потребовать рецепт от врача.

Что нельзя брать в ручную кладь:

  • Оружие или предметы, имитирующие оружие (в том числе игрушки).
  • Газовые баллоны, воспламеняющиеся жидкости, в том числе алкоголь крепостью более 70%.
  • Ножи.
  • Ножницы.
  • Все остальные колющие-режущие предметы (маникюрный набор, вилки, спицы, шприцы, опасная бритва, инструменты).
  • Спортивное снаряжение чаще всего не разрешают провозить в ручной клади, но надо узнавать у конкретной авиакомпании.
  • Любые жидкости в упаковках более 100 мл.
  • Жидкая еда и напитки в упаковках более 100 мл (йогурт, мед, варенье).

Почти все это можно упаковать в багаж. Любые взрывчатые, токсичные и легко воспламеняющиеся жидкости, оружие запрещены к провозу в самолете, в том числе и в багаже.

Для ручной клади подойдут небольшие рюкзаки и чемоданы — сейчас изготавливают такие специально, чтобы можно было взять в салон самолета. Некоторые авиакомпании разрешают кроме одного места ручной клади взять еще ноутбук, фотоаппарат, дамскую сумочку, небольшую коляску. А вот авиакомпания «Победа», наоборот, в салоне самолета разрешает провозить только дамскую сумочку/портфель/зонт — остальные вещи надо упаковать в 10 кг багажа.

Ручная кладь в самолете — сравнительная таблица по авиакомпаниям

Кроме основных правил, которые требуют соблюдать все авиакомпании, у каждой установлены свои максимальные размеры и вес ручной клади, обычно в пределах 5-10 кг. Правила эти часто меняются — рекомендую перед покупкой билетов ознакомиться со свежей информацией на официальном сайте авиакомпании, на которой вы планируете лететь.

Собрал нормы провоза ручной клади основных российских и зарубежных авиакомпаний. Размеры и вес приведены для эконом-тарифов:

Авиакомпания Допустимые габариты, см Допустимый вес
Аэрофлот 55 × 40 × 20 10 кг
Победа не более 75 см в сумме трех измерений дамская сумочка/портфель
S7 55 × 40 × 20 10 кг
Уральские авиалинии 55 × 40 × 20 5 кг
UTAir 55 × 40 × 20 10 кг
Red Wings Airlines 55 × 40 × 20 10 кг
Nordwind Airlines 55 × 40 × 20 5 кг
Якутия 55 × 40 × 20 10 кг
ВИМ-Авиа 55 × 40 × 20 от 5 до 10 кг в зависимости от эконом-тарифа
Aegean 56 × 45 × 25 8 кг
AirAsia 56 × 36 × 23 плюс сумка для ноутбука 40 × 30 × 10 в сумме не более 7 кг
Air France 55 × 35 × 25 плюс сумка для ноутбука 40 × 30 × 15 12 кг
Czech Airlines 55 × 45 × 25 8 кг
EasyJet 56 × 45 × 25 Вес не ограничен, если сможете его поднять
Emirates 55 × 38 м 20 7 кг
Etihad Airways 50 × 40 × 25 7 кг
Finnair 56 × 45 × 25 8 кг
KLM 55 × 35 × 25 плюс маленькая сумка 40 × 30 × 15 12 кг
Korean Air 55 × 40 × 20 12 кг
Lufthansa 55 × 40 × 23 8 кг
Norwegian 55 × 40 × 23 плюс маленькая сумка 25 × 33 × 20 10 кг
Qatar Airways 50 × 37 × 25 7 кг
Thai Airways 56 × 45 × 25 7 кг
Turkish Airlines 55 × 40 × 23 8 кг
Ryanair 55 × 40 × 20 плюс маленькая сумка 35 × 20 × 20 10 кг
Wizz Air 42 × 32 × 25

Для примера, моя мама летала на S7 из Тюмени в Калининград за 6000 рублей туда и обратно, когда те только ввели промо-тариф без багажа. Вроде бы очень дешево, но к весу и размеру ручной клади сильно придираются и заставляют доплачивать за любое превышение лимитов. А мы летали на , и никто не взвешивал ручную кладь и тем более не замерял ее, хотя требования у них есть, и мы старались их выполнить.

Все же желательно уложиться в заданные лимиты, особенно это касается перелетов на лоукостерах.