Болгария г казанлык расположение завода промет. Панорама Казанлык

Казанлык – небольшой город и административный центр в Стара Загорской области, расположенный в Южной Болгарии, в Казанлыкской котловине, прославившейся плодородием и красотой своих земель. Население города составляет около 60 000 человек. Уникальное расположение в самом центре страны, среди Долины роз и фракийских царей, сделали Казанлык популярным туристическим местом.

  • Основан: 1300 году;
  • Площадь: 36 км²;
  • Часовой пояс: UTC+2, летом UTC+3;
  • Население: 52 100.

Немного истории

История этого населенного пункта начинается с XIV века. Во времена русско-турецкой войны город был центром ожесточенных столкновений. После свержения Османского Ига, данный регион начал активно развивать легкую и текстильную промышленность. К концу XIX столетия Казанлык прославился производством уникального по своему составу розового масла, экспортировавшегося в страны Малой Азии, а также Сирию, Индию и Персию.

В середине XX века в ходе археологических работ было обнаружено фракийское погребальное сооружение, датируемое IV столетием до нашей эры. Казанлыкская гробница признана памятником мирового значения и находится под защитой ЮНЕСКО. Такое важное открытие способствовало дополнительному притоку туристов в эту область Болгарии.

Сегодня Казанлык — это город роз и художников, с сохранившимися обычаями и архитектурными памятниками различных культур: фракийцев, древних римлян, славян, протоболгаров и турков. Выращивание роз и производство розового масла в настоящее время происходит с соблюдением всех многовековых традиций.


Климатические особенности

Поскольку город находится в долине, то умеренно-континентальный климат сформировал здесь, достаточно теплую погоду на протяжении всего года. Мягкая зима с температурой воздуха в январе около +5⁰C, сменяется жарким летом – в июле столбики термометров поднимаются до +30…+32⁰C. В данном регионе большое количество солнечных дней и минимум осадков.

Транспортная доступность

Ближайший международный аэропорт располагается в Пловдиве, в 110 километрах от города. Добраться до центра можно на регулярно курсирующих автобусах. Также, доехать до Казанлыка на междугороднем автобусе можно из Софии — столицу Болгарии отделяет от города 200 километров.

Подборка выгодных авиабилетов через Aviadiscounter (ищет как Aviasales + подборка акций и распродаж авиакомпаний).

А для подбора междугороднего транспорта (самолеты, поезда, автобусы) по Европе попробуйте , сервис предлагает оптимальные способы перемещения по популярным маршрутам.

Также в Казанлыке можно посетить музей «Чудомир» с литературно-художественными экспонатами, исторический музей «Искра», Национальный парк-музей « - Бузлуджа» и Музей масличной розы, рассказывающий 300-летнюю историю выращивания масличной розы и изготовления розового масла в Болгарии.

Сервисы для туристов, которые позволят сэкономить или получить больше за те же деньги:

  • Страховка : путешествие начинается с выбора выгодной страховой компании, позволяет выбрать лучший вариант под ваши требования;
  • Перелет : самые выгодные билеты ищет Aviasales , также можете находить акции и распродажи авиакомпаний в Aviadiscounter ;
  • Проживание : сначала выбираем отель через (у них самая большая база), а затем смотрим, с какого сайта его дешевле забронировать через RoomGuru ;
  • Перемещения : в

Казанлык часто называют центральным городом Болгарии, потому что он действительно расположен в географическом центре страны.

Это город роз и художников, который сохранил традиции и останки древних культур: фракийцев и римлян, славян и протоболгар, а позднее и турок. Нынешний Казанлык возник в начале ХV века. Во времена Османского владычества, до конца ХIХ века, Казанлык был известен производством розового масла, медных изделий, шерстяных тканей и галунов. А в наше время известность ему принесли две долины - Долина Роз и Долина царей. Посмотреть на эти достопримечательности приглашала экскурсия.

Ехать в Казанлык от побережья долго, около 190 километров. За окном автобуса проплывают поля и поселки.

А по обочинам время от времени попадаются цыгане, продающие что-то непонятное.

То ли изгороди, то ли циновки, то ли настилы…

За время пути погода поменялась, и приехали мы в Казанлык в проливной дождь.

Первой к посещению предлагалась фракийская гробница. Она находится в парке Тюлбето в самом городе.

Мы вылезли из автобуса и поспешили по мокрым ступеням высокой каменной лестницы к таинственному памятнику античных времён.

Когда-то фракийская гробница была погребена под землей и выглядела как холм.

Надежно защищенная землёй, гробница сохранилась до сегодняшних дней, несмотря на неоднократные разграбления и активную хозяйственную деятельность на плодородных землях Забалканских котловин. Найдена она была случайно. В 1944 году во время рытья траншей на холме Тюлбето её обнаружили солдаты. Исследовавшие захоронение ученые выяснили, что вскоре после постройки оно было разграблено. Археологи обнаружили останки мужчины и женщины, а также кости лошади, глиняные сосуды, похоронные венки, частицы украшений из золота и небольшой кувшин из серебра.

Предполагается, что в гробнице покоился Ройгос, сын властителя Фракии Севта III. Памятник относится к 3-4 векам до н. э. — времени царствования Севта III на троне Одрисского государства. Сегодня руины его столицы, Севтополиса, покоятся на дне водохранилища Копринка неподалеку от Казанлыка.

Эта фракийская гробница — самая посещаемая достопримечательность Долины царей (это современное название, отражающее исключительно высокую концентрацию и разнообразие памятников фракийской культуры в Казанлыкской котловине) — комплекса из 1500 храмов и больших и малых погребальных курганов, разбросанных вдоль трассы Казанлык — Шипка. На данный момент исследовано только 10% всех гробниц.

Сооружение представляет собой настоящий шедевр фракийской архитектуры и живописи. Округлое здание гробницы - «фолос» - состоит из трех связанных друг с другом помещений: преддверия (вестибюля), коридора и кругло-купольной погребальной камеры.

Преддверие сложено из крупного камня и сохранилось лишь фрагментарно. Это помещение строилась для колесницы, запряженной лошадьми, и рабов, которые сопровождали умершего в загробный мир.

В хорошем состоянии дошли до нашего времени два других помещения. Коридор (дромос) представлял собой небольшую комнату для вещей, необходимых в загробной жизни.

Они сейчас выставлены под стеклом. Здесь можно увидеть золотые украшения,

глиняные амфоры и сосуды различной формы,

серебряный кувшин.

Это, как мне кажется, гвозди и скобы из другой эпохи.

В последнем помещении, предназначенном для тела умершего, стены облицованы мраморными плитами и украшены фресками.

Картины, повествующие о жизни фракийцев и их военных победах, созданы художником Кодзамакисом (видимо, он где-то подписался), который использовал в своей работе в основном 4 цвета: черный, красный, желтый и белый.

В центре зала напротив входа находится изображение мужчины и женщины, сидящих за столом с яствами, вокруг них — слуги с подарками. Выше — фигура Богини-матери (Деметры), которая «руководит» подземным царством. Считается, что представленная сцена погребальной церемонии — изображение супружеской пары, держащейся за руки, — символизирует прощание перед расставанием в мире мёртвых.

(Замечу, что мне всё это непонятно. Если он уже мёртв, то почему именно он пирует? И не передаёт ли он ей кусочек отравленного яства, чтобы она тоже отправилась в мир мертвых? И чего это жена изображена такая грустная, ведь фракийцы горевали, когда человек рождался, предвидя череду его страданий и бед, и радовались за преставившегося, потому что его ждет высшая радость в мире, где нет горя и смерти. И почему Деметра с гранатами, символизирующими жизнь? Да и верили ли фракийцы в Деметру? В общем, опять одни вопросы.)

Снизу находится цоколь, украшенный цветами и, как мне кажется, черепами коров, а в верхней части — купол с изображением воинов. С одной стороны фракийские воины (с лошадьми), а с другой - их враги (на верблюдах). Они отличаются по одежде и снаряжению.

Особенно меня поразили лошадиные морды. Осмысленные и даже красивые, в стиле диснеевских мультфильмов.

Но у меня нет уверенности, что всё это было создано ещё до нашей эры. Дело в том, что эта гробница - всего лишь копия для туристов.

Оригинальная гробница находится неподалеку. Для неё сооружена специальная защитная постройка с системой климат-контроля для обеспечения условий сохранности росписи стен. Её можно посещать только при наличии разрешения от Министерства культуры Болгарии.

В 1979 г. гробница города Казанлык была включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Возможность для всех желающих познакомиться с памятником античности появилась в 1984 году, когда была построена копия гробницы, принимающая посетителей круглый год. Вот её-то мы и посетили.

Но вот такой странный феномен: копия, в которой никто никогда не был похоронен, вызывает ощущение тревоги, давит и, как мне показалось, высасывает энергию. Мне было в ней неуютно и хотелось уйти. А может, всё дело в том, что это очень маленькое сооружение, где можно находиться только по одному? Ну это как лечь в древний гроб, чтоб рассмотреть узоры на крышке.

Вокруг гробницы - прекрасный парк. Если бы не дождь, погуляли бы с удовольствием.

Но ограничились лишь фотографированием у заросшей плющом стены фальшивой гробницы.

Первой же по значимости достопримечательностью Казанлыка считается Долина Роз, которая тянется на 140 километров вдоль гор Стара Планина. Именно здесь производят около 70% розового масла в мире. Болгарское розовое масло по праву считается одним из лучших, это подтверждают и многочисленные золотые медали с выставок в Париже, Лондоне, Филадельфии, Антверпене и Милане. А казанлыкская роза является одним из символов, с которым люди связывают имя Болгарии.

Задолго до того, как Сафо увековечила розу эпитетом "королева цветов", греки знали о чудесных свойствах розы и усыпали ее лепестками ложа и воду в бассейнах. Родиной розового масла считается Персия, откуда производство его распространилось в Индию, Аравию, Египет и в Европу. В Болгарии есть легенда, рассказывающая, как дамасская роза появилась в стране.

Говорят, когда-то давным-давно бедный болгарский юноша отправился на заработки в богатую страну Персию. Там он взялся за строительство мечети по заказу очень богатого шейха. Дочь этого богача была самой красивой девушкой на всем Востоке.

Случайно встретившись, молодые люди полюбили друг друга и вопреки всем запретам и традициям стали тайно встречаться. Когда об этом узнал шейх, он был в ярости: как же так? Его дочь, за руку которой готовы отдать миллионы наследные принцы, именитые шейхи и другие богатые люди, предпочла им всем простого нищего работягу! Кроме того, дочь была неизлечимо больна, и отец переживал, что такая любовь ее погубит.

Он запретил влюблённым видеться, а когда запретом пренебрегли, юношу посадили в темницу.
Принцесса под покровом ночи освободила своего возлюбленного. И, зная, что счастья в Персии им не видать, пара решила бежать на родину юноши, в Болгарию.

Дорога была очень далёкая и трудная. Они шли день и ночь, но чем дальше, тем хуже и хуже становилось девушке. Когда оба совершенно выбились из сил, они нашли приют в пещере, у маленького родника. Девушка молвила:
- Любимый, я бы прожила с тобою все жизни, сколько велено прожить моей душе, если бы это было в моей власти. Но чувствую, что час мой близок. Не горюй, я всегда буду с тобою, где бы ты ни был. Похорони меня здесь, и утром на моей могиле вырастет цветок, чье благоухание будет настолько же сильно и блаженно, как настоящая любовь. Возьми этот цветок к себе на родину. Он принесёт тебе богатство и славу.

Услышав такие речи, влюблённый юноша заплакал. Но обещал все исполнить в точности. Вернувшись на родину, он посадил чудесный цветок в плодородной долине в центре Болгарии. До самой смерти он занимался разведением этих чудесных цветов и сказочно разбогател.

Эту легенду с небольшими вариациями рассказывают все гиды Болгарии. А как иначе объяснить, что казанлыкская роза - это Rosa damascene, а основное место её распространения в самом центре страны - в долине реки Тунджа? Только любовью…

Говорят, что цветение в Долине Роз - потрясающее зрелище. Но к тому времени, как мы здесь оказались, розы уже были собраны, поэтому экскурсия предполагала только посещение Дома розы. Я по своей наивности полагала, что так называется Музей Розы, открытый еще в 1969 году в Казанлыке, но оказалось всё проще: это дорогой магазин изделий из розы для туристов.

Правда, сначала нас познакомили с процессом производства розового масла в Болгарии. Женщина с очень необычной внешностью и манерой говорить, рассказала, в чем заключается уникальный способ производства эфирного масла розы, разработанный века назад.

Для производства масла розы срываются немедленно после распускания рано утром, пока роса ещё не высохла, так как в это время цветки содержат наибольшее количество эфирного масла. Собирают их в корзины (подобные той, что стоит у ног лекторши.

Долго ждать нельзя, так как при лежании розы теряют аромат. Так что удаляют все зелёные части растения и загружают в перегонные кубы. Заливают водой и начинают обработку (огневую или паровую) для извлечения из цветков фракции и получения первичного дистиллята. Во время вторичной дистилляции вода отделяется от масла, проходя через флорентийский сосуд (чаще всего его роль выполняла кадушка с дырочкой-отводом посередине), где получаются два продукта - розовое масло и розовая вода (оба необычайно полезные).

Из рассказа ещё запомнилось, что чистое розовое масло имеет консистенцию коровьего масла и имеет резкий неприятный запах, а нежное благоухание получается только при сильном разбавлении.

Выход розового масла соста-вляет в среднем 0,025%, так что для получения 1 кг масла приходится собрать вручную и переработать около 3-3,5 тонн лепестков красной розы или 5-6 тонн лепестков белой розы (кстати, казанлыкская роза не подвергалась селекции, потому что ген, отвечающий за аромат, рецессивен, и если скрестить две розы с сильным ароматом, то получится гибрид либо со слабым запахом, либо вообще без него).

Розовое масло - самое дорогое эфирное масло в мире, поэтому его называли «жидким золотом». И сосуды для его хранения тоже непростые.

Запомнились плоские фляжечки, которые носят название «кум-кум», потому что стекающее в них масло производит подобный звук.

Ещё дама лектор сказала, что не всем продуктам из розы в Болгарии следует доверять. Часто используют синтетическое розовое масло. Но об этом обязательно пишут на упаковке, только надо быть внимательным и читать, что написано.

Потом был основной рассказ - что можно купить в этом магазине и почему это непременно надо сделать.

После лекции нам предложили посмотреть видеофильм о розовом фестивале в Казанлыке.

А также попробовать розовый ликер и лукум из лепестков розы. И переходить к шопингу.

Ликер мне понравился, но он был такого ядовито-розового цвета, что без красителя явно не обошлось. И цены очень кусались. В общем, я там приобрела духи для мамы, на том и успокоилась.

А пока наши туристы стояли в очереди, мы успели попробовать себя в качестве производителей розового масла,

осмотреть интерьер магазина

и вписаться в него.

А затем нас повезли на обед в ресторан «Капитал»

Хотя внутри он выглядит несколько лучше, не оставляет ощущение совковости ресторана. Но так всегда на групповых экскурсиях, не в лучшие же рестораны туристов возить…

Мне очень жаль, что мы попали в Казанлык в плохую погоду и строем. Я уверена, что в этом городе есть что посмотреть. Но… не в этой жизни.

Небольшой город Казанлык расположен в плодородной долине реки Тунджа. Местность захватывает дух разнообразной природой: величественный горный Балканский массив, широколиственные леса, водохранилище «Копринка» и конечно же, изобилие благоуханных роз, в честь которых, долина названа Розовой долиной (Долиной роз).

Казанлык – это город роз и художников, город с богатой историей, который сохранил традиции и останки древних культур: фракийцев и римлян, славян и протоболгаров, а позднее и турков. Во время неолита возникло первое поселение на территории нынешнего города. В V - IV вв. до Хр. фракийский город Севтополис стал столицей фракийского Одрисского государства. Город Севтополис, названный в честь царя Севта III, ныне находится под водохранилищем «Копринка», в 7 км к западу от Казанлык а.
С тех пор было обнаружено 12 гробниц, самая главная, из которых – Казанлык ская гробница, дающая великолепное представление о быте фракийцев.
Нынешний Казанлык возник в начале ХV века. Во времена Османского владычества, до конца ХIХ века Казанлык был известен производством розового масла, медных изделий, шерстяных тканей (аба) и галунов.
Сегодня, Казанлык известен как долина роз не только в Болгарии, но и во всем мире, а новые фракийские находки превращают город в столицу Долины фракийцев.
Кроме производства роз и розового масла, в городе есть хорошо развитая промышленность. В городе есть завод для производства военно-оборонительной техники, текстильные заводы для производства шерстяных тканей, ниток, искусственного шелка.

Как добраться

    Расстояния

  • аэропорт 35 км
  • город София-200 км, Карлово-55 км, Габрово-48 км, Сливен-75 км, Стара-Загора-35 км, Пловдив-108 км.

Природа

Над живописными просторными полями роз и лаванды возвышается горная Балканская цепь.
Там находится Национальный парк-музей «Шипка-Бузлуджа», созданный в 1956 году. В него включены: Храм-памятник Рождества Христова (Шипкинский монастырь) недалеко от города Шипка, Памятник Свободы на вершине Шипка и исторические места вокруг, Памятник победы и прилежащий к нему парк в окрестностях села Шейново и исторические места у вершины Бузлуджа. Храм-памятник Рождества Христова посвящен погибшим во время Русско-турецкой освободительной войны (1877 - 1878 гг.) русским воинам и болгарским ополченцам.

На исторической вершине Столетов (1 326 метров) вздымается Памятник Свободы. От перевала к нему ведут 894 каменные ступени. Памятник в честь подвига болгарских ополченцев, при обороне Шипкинского перевала во время Русско-турецкой освободительной войны. Каждый год 3 марта (Национальный праздник Болгарии) здесь проводятся национальные торжества.

Под исторической вершиной Бузлуджа, в Балкане находится памятник воеводе Хаджи Димитру и его четникам. Здесь находится туристский поселок и два туристских дома с одним названием «Бузлуджа».

Одно из самых красивых болгарских водохранилищ «Копринка» в долине Роз, находится в 6 - 7 км к западу от города Казанлык. Здесь построена большая туристская база – прекрасное место для отдыха, спорта и туризма среди природы. На дне водохранилища найдены останки древнего фракийского города Севтополис.

В 5 км от города и в 2 км от села Овоштник, рядом с рекой Тунджа находятся Казанлыкские минеральные бани и открытый пляж с минеральной водой.
Эта местность дает возможности для эко и пешего туризма. Некоторые из ближайших к Казанлыку сел являются исходными пунктами для обозначенных туристских маршрутов по Шипкинскому Балкану.

    Водоемы и пляжи

  • Озера: водохранилище «Копринка»
  • Реки: река Тунджа
  • вода чистая
  • пляжи чистые Есть открытый минеральный пляж
  • предгорный
  • умеренно-континентальный

Инфраструктура

Настоящий шедевр фракийской архитектуры и живописи - Казанлыкская фракийская гробница (с конца IV и первой половины III века до Хр.), обнаруженная в 1944 году и включенная в список мирового наследия ЮНЕСКО. Гробница находится в парке Тюлбето.

Другая известная гробница – Мыглижская в 3 км к западу от городка Мыглиж. Ее общая длина 23 метра.

Городской исторический музей «Искра» и художественная галерея являются одними из самых старых и богатых в Болгарии. Казанлык – место рождения известных болгарских художников, таких как Дечко Узунова, Ненко Балканского, Ивана Милева, Чудомира и ряда других.

В Литературно-художественном музее «Чудомир» можно посмотреть экспозицию о жизни и творчества известного писателя, художника и культурного деятеля Димитра Христова Чорбаджийского – Чудомира. Каждый год в Казанлыке проводятся Чудомировы праздники с 25 марта (день рождения писателя) по 1 апреля (день юмора и шутки).

Музей масличной розы, основанный в 1969 году рассказывает 330 летнюю историю масличной розы и производства розового масла в Болгарии. Каждый год, в конце первой недели месяца июня, проводится традиционный Праздник розы - самое колоритное событие в городе роз.

    Красота и здоровье

  • бани Казанлыкские минеральные бани в 5 км к юго-востоку от города

    Магазины

  • вещевые рынки
  • магазины одежды
  • сувенирные лавки

    Развлечения днем

  • виды развлечений: Казанлыкская фракийская гробница (с конца ІV и первой половины ІІІ века до Хр.)
  • выставки
  • кинотеатры
  • музеи Исторический музей "Искра", городская художественная галерея, музей Розы, Этнографический комплекс "Кулата".
  • парки Национальный парк-музей "Шипка-Бузлуджа"

    Развлечения ночью

  • ночные бары

    Развлечения событийные

  • праздники Каждый год в Казанлыке проводятся Чудомировы праздники с 25 марта по 1 апреля. В конце первой недели месяца июня, проводится традиционный Праздник розы - самое колоритное событие в городе роз.

Основные сведения

  • Автомобильный код СТ
  • Летнее время (период действия) +03:00 GMT (март-октябрь)
  • Почтовый индекс 6100
  • Религия Христианство, Свидетели Иеговы, Ислам, православная религия является в Болгарии преобладающей
  • Телефонный код (+359) 431
  • Часовой пояс (+00:00 GMT) +02:00 GMT
  • Численность населения 52 779 человек
  • Электропитание (вольтаж, тип розетки) в Болгарии напряжение в сети составляет 240 В, 50 Гц
  • Язык (официальный и разговорный) болгарский

В городе Казанлык насчитывается 54 021 жителей, находится он на высоте 350 м. над уровнем моря. Город расположен в центре долины, носящей то же название, восточная часть которой известна заграницей как долина роз. Город находится на расстоянии 200 км. от Софии, 55 км. от Карлово, 48 км. от Габрово, 75 км. от Сливена, 35 км. от Стара Загора и 108 км. от Пловдива. Казанлык – важный промышленный, исторический и культурный центр. Основным богатством города являются розы – розовое масло, которое известно далеко за пределами страны.

Первое поселение в чертах города возникло в глубокой древности в новокаменную эпоху. В 4-3 в. до н.э. земли по верхнему течению р.Тунджа входят в царство фракийского владетеля Севта III и занимают важное место в историческом развитии Фракии в эллинистической эпохе. В течение 5-4 в. до н.э. он был фракийским городом Севтополисом, носящим имя фракийского царя Севта III. На этом месте сейчас построено водохранилище "Копринка". Во время строительства водохрнилища "Копринка" раскопали и полностью изучили фракийский город Севтополис.

Более чем 12 могил открыто там, наиболее важной из них, несомненно, является Казанлыкская могила, которая дает сведения о жизни древнего фракийского города.

С 1370 г. Казанлыкский край находится под турецким владычеством. В первые десятилетия он является военной крепостью. Позднее стали развиваться: скорняжное дело, ремесло медника, ювелирное дело, бочарное ремесло и, разумеется, розопроизводство. Вывезенная из Индии через Персию, Сирию и Турцию масличная роза нашла благоприятные условия для роста – подходящая температура, высокая влжность и легкие песчано-каштановые лесные почвы. В 1820 г. в Казанлке создается первый розоторговый дом Дончо Папазова.

К концу 19 века Казанлык прославился производством розового масла, грубой домотканой шерстяной ткани и верхней одежды. С 19 в.Казанлык становится центром болгарского розопроизводства.

Во время Русско-Турецкой войны в 1877-1878 гг. Казанлыкский край становится центром военных действий. После освбождения там развивается текстильная промышленность.

Казанлык – город с утвержднными традициями и в культурно-просветительском отношении. В 1883 г. было открыто педагогическое училище, которое создало армию хорошо подготовленных учитилей для всей страны. Казанлык – известный город художников и артистов с утвержденными именами национального масштаба – Порфирий Велков, Мара Пенкова, Тодор Мазаров, Стефан Гецов, Луна Давидова, Любомир Кабакчиев, Видин Даскалов и др.

Казанлык – важный транспортный центр. Находится на ветке София-Карлово-Бургас и связана с соответствующей железнодорожной веткой из Русе через Велико Тырново и Габрово в направление Стара Загора, Пловдив и Хасково. Регулярная автобусная линия связывает город с Габрово, Стара Загора, Карлово, Пловдив и Ловеч.

Казанлык – естественный географический центр Болгарии, где пересекаются маршруты внутреннего и международного туризма. Природа этого края сочетает в себе красоту и величие Балкана с плодородием долины р. Тунджа. Климатические условия и почвы здесь особенно благоприятны для выращивания масличной розы, мяты, лаванды, базилика, ноготков. Таким образом географический центр Болгарии превращается и в центр этиричномасличного производства. А казанлыкская роза является одним из символов, с которым люди различных районов связывают имя Болгарии. В ее честь ежегодно в первую неделю июня, когда цветет эта роза, в городе проводится Праздник розы, который превратился в самое колоритное событие как для местных жителей, так и для гостей города. Праздничная программа включает выбора Царицы Розы и проводятся традиционные ритуалы "сбор роз" и "розоварение". Создается автентичная атмосфера с веселбой, песнями и танцами. Гости города очарованы, поэтому их большая часть на следующий год снава приезжает на этот праздник.

Фракийская купольная гробница уникальна своими стенописями. Она является единственным в Болгарии полностью сохраненным памятником живописи раннеэллинистической эпохи /4-3 в/ и находится под защитой ЮНЕСКО как памятник мирового значения. В самом деле она представляет собой шедевр фракийской архитектуры и живописи. Могила находится в северо-восточной части города, в парке Тюлбето. Для нее сооружена специальная защитная постройка с климатической инсталяцией, которая обеспечивает условия для сохранения стенописей. Вблизи с оригиналом построена ее точная копия, которая открыта для поситителей. Очень интересен орнамент в коридоре. Очень красивые фрески, которые характеризуют то время. В центре можно увидеть изображения воинов в их наряде и оружии. Основной частью композиции является описание похорон. Другой примечательной гробницей является гробница в Муглиш, находится в 3 км. от Казанлыка. Она относится к 3 веку до н.э., ее длина 23 метра.

Следующей достопримечательностью города является исторический музей "Искра", он был основан в 1901 г., является одним из первых провинциальных музеев страны. Открыт он жителем Казанлыка Петром Топузовым по решению руководства ученолюбивой дружины "Искра". После его смерти директором музея стал известный писатель, художник и краевед Димитр Чорбаджийски – Чудомир.

Очень богатая в городе картинная галерея, в которой представлены полотна Дечко Узунова, Ненко Балканского, Ивана Милева, Чудомира, родившихся там. В фонде музея "Искра" сохраняется более 50 000 экспонатов, кторые раскрывают историю Казанлыкского края с глубокой древности до наших дней.
Большой интерес представляет музей розы с традиционным фестивалем розы, который проводится ежегодно в начале июня.

Церковь "Св.Йоан" была построена в 1844 г., но большая часть ее фресок была уничтожена. Художники Стефан Иванов, Никола Маринов и Дечко узунов восстановили их в 1936 г. Интересна церковь "Ильи Пророка", построенная в 1866 г., в которой в 1877 г. вооруженные добровольцы армии Паши Сюлеймана убили более 200 граждан города, которые нашли убежище в церкви.

Национальный парк-музей "Шипка-Бузлуджа" был основан в 1956 г. Он включает храм-памятник "Рождество Христово" около города Шипка, находящегося в 12 км. от Казанлыка, Национальный парк "Шипка", Памятник победы у с. Шейново и Национальный парк "Бузлуджа".

Храм-памятник "Рождество Христово" построен у города Шипка на южных склонах горы Стара планина в память русским воинам и болгарским ополченцам, погибшим в Русско-турецкой освободительной войне 1877-1878 гг. Позолота его куполов и разноцветное украшение фасадов выделяются на фоне горы и издали привлекают внимание проезжающих по Шипченскому ущелью. Храм-памятник "Рождество Христово" построен по проекту архитектора А.Й. Тимошко в стиле русской церковной архитектуры 17 века с характерными арками, фризами, фронтонами, позолотой деталей. На 34 мраморных плитах по стенам храм-памятника выгравированы имена русских полков и данные ими жертвы и погибших болгарских ополченцев. В храме можно насладиться слвянской духовной музыкой и выставкой икон и церковной утвари. Храм-памятник открыт 27 сентября 1902 г.

Национальный парк "Шипка" находится на месте театра военных действий. Он охватывает исторические места, связанные с обороной Шипченского ущелья во время Русско-турецкой освободительной войны. Представляет собой комплекс памятников, восстановок позиций, батарей и землянок. Драматическая борьба за ущелье вдохновила национального поэта Ивана Вазова и он написал бессмертное стихотворение "Ополченците на Шипка" /Защитники Шипки/.

Выросший словно из груди скалы на вершине Шипка поднимается Памятник свободы. Он построен на вольные пожертвования болгарского народа, торжественно открыт в 1934 г. Экспозиция расположена по этажам памятника, она рассказывает о героизме русских воинов и болгарских ополченцев во время пятимесячной оборны ущелья. С последней полщадки открывается панорама восстановленных деталей поля битвы, памятников и братских могил, сохранивших воспоминания и подвиге и саможертве героев.

На востоке от Шипки поднимается другая историческая вершина – Бузлуджа, в подножье которой погиб воевода Хаджи Димитр, который вел неравный бой со своим небольшим отрядом против многочисленного протиника 30 июля 1868 г. Об их подвиге напоминает памятник, построенный там в 1961 г.На 28 каменных блоках записаны имена погибших воинов.

Интересной достопримечтельностью является церковь "Св.Параскева" в деревне Енина, находящейся в 4 км. от города. Она построена во время правления царя Асена II /1237-1238 гг./, считается самой старой в районе.
Водохранилище "Копринка" отстоит на 6-7 км. от города. Прекрасное место для отдыха, развлечения и туризма.

Минеральные бани находятся на расстоянии 5 км. от города, в долине р.Тунджа. Там открыт минеральный источник с лечебными свойствами.

Экскурсия «Казанлык и Долина роз - Шипка – Этнографический музей Етер».

Экскурсия «Казанлык и Долина роз - Шипка – Этнографический музей Етер»

Начало – в 6.30, заканчивается - ~ в 21 час (для Солнечного Берега и для нашего отеля). Цена – 89 левов.

Сразу напишу, что экскурсия замечательная. Но не обошлась без приключений. Зная о предстоящей поездке, я заранее на ресепшн заказала сухой паёк вместо завтрака на 6 утра. Утром встала без будильника – просто в темноте глянула на время и отключила эту функцию в телефоне – не хотела никого разбудить. Ежась и зевая, быстро оделась, выскользнула за дверь и помчалась на ресепшн. На меня как-то странно посмотрели и сказали, что паёк ещё не готов, но ресторан уже открыт и я там могу быстренько позавтракать. «Вот козлы! - мысленно возмутилась я, - у меня времени нет совершенно на их завтраки, всё расписано до минуты, я же могу опоздать!».

Я помчалась в зал, по быстрому нахватала себе колбасы, хлеба, помидорок и яблок, взяла пачку салфеток, закинула всё в пакет и выскочила из гостиницы. На улице стояла кромешная ночь. «Вот козлы, - опять ругнулась я, - совсем обалдели, мне ещё 10 минут до остановки идти, страшно ведь, назначают экскурсии на такое дурацкое время». Недовольная всем донельзя я тороплюсь на остановку. Наконец дошла. Народу надо отметить на улице достаточно много – видимо, возвращаются с дискотек, да и открытых работающих баров тоже много. Но я стою на автобусной остановке совсем одна, недалеко таксисты уже заинтересовались моим силуэтом.

Ночь. Чёрное небо и мусульманский серповидный месяц со звездой со мной ждёт автобуса. Который, кстати, опаздывает. Я кручусь на месте от справедливого негодования «Вот козлы, какие козлы, опаздывают!» Вытаскиваю телефон, смотрю на время и продолжаю кипятиться: «Уже 5.30, а этих козлов всё ещё нет, вот коз…» - тут меня прошибает электрическим импульсом. Какие ещё 5.30, у меня же экскурсия на 6.30…. О Боже, это не они козлы! Это я росомаха! У меня в телефоне московское время! Я перепутала время!

В общем, куда мне деваться, смысла возвращаться в гостиницу нет, придётся околачиваться здесь и ждать. Вот так я больше часа ходила туда-сюда по болгарской улице, рассматривая кафе, читая объявления на закрытом, но хорошо освещённом ларьке, где продаётся болгарская недвижимость, и, наблюдая за небом - как помутнела чернота, стал исчезать мой месяц со звездой, как первые лучи солнца стали расталкивать тёмные тучи.

При этом надо заметить, день, когда я собралась на Шипку, выдался самым холодным за всё наше пребывание здесь. Поэтому, хоть я и надела на себя всё относительно тёплое, а именно длинные штаны, и две тонких кофточки с длинным рукавом, к моменту приезда автобуса я уже закоченела прилично. Красные от холода пальцы из спортивных шлёпок я стыдливо втягивала в закрытую часть обуви. В автобусе было на пару градусов теплее, чем на улице. Мне ничего не оставалось делать, как усесться, подвернув под себя ноги, чтобы хоть как-то согреться.

На улице разыгрался небывалый ветер, который трепал шелковые пряди у придорожных ив и пригибал к земле розовые кусты. Через час мы остановились у какого-то маленького кафе, но чашку обжигающе горячего кофе, выпитого там, я с наслаждением вспоминаю до сих пор. А потом и водитель, наверное, сам замерз и решил включить подогрев салона. Сразу стало комфортно. Но, судя по пасмурной погоде, надо было полагать, что сегодня крайне неудачный день для поездки на Шипку.

В каком-то отзыве я читала, что в такие дни Шипку заволакивает тучами и закрывает всю панораму. Я уже хотела сильно расстроиться, но тут увидела – радугу! Такую огромную, просто невероятно большую, идеальной формы, один конец которой был на одной стороне дороги, а второй – на другой. Наш автобус как бы ехал в такие радужные ворота. И я сразу поняла, что всё будет хорошо, раз моя любимая радуга едет с нами.

Сразу скажу, что в Болгарии невероятно красивые и экологичные пейзажи за окном. Казалось бы, что мне надо закрыть глаза и немного подремать, раз встала в такую рань, но делать этого не хотелось – невозможно было оторвать глаз от виноградников, персиковых садов, лавандовых полей, подсолнуховых зарослей, горных хребтов, которые вольно расстилались за окном автобуса. Экскурсовод Нона рассказывает немного про области Болгарии, которые мы проезжаем.

Поморье – здесь делают знаменитые коньяки «Поморье» и «Чёрное золото», и знаменитое бренди «Солнечный Берег».

Город Карнобат – сплошные виноградные плантации, здесь развито виноградарство и делаются многие знаменитые болгарские вина.

Бургас – это знаменитое мускатное вино.

Сливен – Долина персиков, здесь сплошные персиковые деревья.


Казанлык/Казанлък – столица Долины роз , где выращиваются знаменитые масличные розы – Дамасские. Оказывается не из всех роз можно получать розовое масло, а только из определённого сорта, который завезли в Болгарию из Сирии, из Дамаска 350 лет назад. Вообще масличные розы имеют разное количество лепестков – от 5 до 45, и здесь в Розовой долине выращивают 30-лепестковые розы. Собирают розы с 4 до 9 утра, чтобы на их лепестках оставалось как можно больше капелек росы, которые помогают отжать больше розового масла (считается, что после полного восхода солнца масло в лепестках начинает улетучиваться, т. е. переходит в воздух – представляете, какой стоит сладкий аромат?).

Розовое масло выгоняют в розоварнях. Дамасские розы цветут раз в год – это конец мая и начало июня, а 2 июня в Болгарии отмечают важный национальный праздник – День Роз. Чтобы посмотреть на этот необыкновенный и ароматный праздник организуются экскурсии для туристов, которые приехали в Болгарию в это время, но выезд в таком случае около 3х часов утра, именно для того, чтобы приехать как можно раньше.

До Казанлыка мы ехали ~ 3 часа. Проезжаем розовые поля – это же Долина роз, уникальный климат, но ни одной, ни одной, даже самой малюсенькой розочки не видно. Ну, надо же, а ведь я специально спрашивала об этом Иву, и она уклончиво так сказала «Ну, розы уже отцвэли, но немножко, вы увидэтэ». Ничего я не «увидэла» к огромному сожалению. Зато Нона нам рассказывает, что сейчас мы приедем в Казанлык и заедем в этнографический музей, где попробуем ликёр из роз, варенье из лепестков роз, но в магазинчик, где продаётся вся их знаменитая розовая косметика мы, скорее всего, не зайдем, потому что долго собирались. Я в шоке.

Под «долго собирались» - подразумевается тот момент, когда нас полчаса пересаживали в другой автобус из-за двух новых туристов. Приплюсуем также и получасовое опоздание. Приехать в Долину роз и не купить розовую косметику – вообще, ну не коз…, всё молчу-молчу. Сам город Казанлык – похож на московский район Новые Черёмушки, только при этом пасутся лошади, а серые пятиэтажки окружены деревянными частными домами в цветах.

В общем, инициативу пришлось брать в свои женские руки. Этнографический музей , к слову сказать – очень посредственный. На что я любитель, подобных экспозиций, но он, действительно, очень маленький, в комнаты не пройти – они загорожены верёвочкой, а экскурсовод Нона, хоть и милая женщина, но рассказывает невыносимо медлительно и скучновато.

Поэтому, прослушав небольшую часть речи, про красно-белые шарики-мартеницы, которые болгары привязывают с наступлением весны на веточки деревья, и ностальгически вспомнив, как в детстве, переписываясь с девочкой-болгаркой, я получала в конвертах такие смешные украшения из ниток, я, пятясь задом, отделилась от толпы, подошла к столу и по-шпионски попробовала стаканчик с розового цвета ликёром из роз – очень вкусно, всегда обожала запах роз, а теперь ещё оценила и вкус; пригубила ложечкой варенье серо-розового цвета – сладкое; поймала какого-то музейного болгарина за рукав и попросила показать мне магазинчик. Он провёл, показал, и я помчалась внутрь.

Первое впечатление – разочарование, я думала здесь уж в Розовой Долине будут горы всего, а выбор очень маленький и скромный. Я задумалась, что же купить. В силу общительного характера я сразу разболталась с продавщицей, и она мне рассказала и посоветовала много интересного. Сразу сообщила, что больше всего ей нравится пользоваться розовой водой. Это тоник, но он полностью состоит из натуральных компонентов – только дистиллированная вода и розовая эссенция, поэтому его можно использовать как косметику, и даже как общеукрепляющее средство – накапать, например, в ложку при простуде и выпить или как вкусовую добавку к еде, выпечке, напиткам.

Порекомендовала «совсем свежие, только привезли» розовые очень красивые куски мыла ручной работы. Категорически отсоветовала мне покупать розовое масло, на которое я положила глаз ещё в Несебре. Это масло – одно в красивой крохотной металлической фляжке с кожаной аппликацией и другое в традиционном деревянном с выжиганием футлярчике - было дорогое, ~20 левов, и запломбировано миниатюрной сургучной печатью. Но оказывается, масло такой насыщенной концентрации ни в коем случае нельзя наносить на кожу, только на одежду. Его разводят спиртом и получают, таким образом, духи. Я сразу озадачилась – где я возьму такой чистый спирт и зачем мне это надо, я же не алхимик.

Увидев мои разочарованные глаза, дружелюбная продавщица мне посоветовала купить духи, настоящие, на розовом масле «таких вы нигде не найдётэ» – при этом она вытащила несколько коробочек для выбора. По её мнению они стояли умопомрачительно дорого - ~40 левов, но они того стоили. Я закачалась, увидев действительно роскошный флакончик! - уже беру не глядя. А приехав домой и нанося капельку за ухом – я благоухаю не то, что целый день, а несколько дней. Аромат настолько стойкий, что диву даёшься. Но снова же – он для любителей розового запаха.

В общем, благодаря этой болгарке я сделала замечательные покупки, хотя, надо отметить, что всё, кроме духов, можно найти и в Несебре. Но на этом я не успокоилась. Помчалась обратно во двор музея, где наша группа всё ещё дослушивала медлительный рассказ про мартеницы, промониторила обстановку, проскользнула за ворота и понеслась на соседнюю улочку, где видела большой магазин сувениров и косметики. Там по быстрому тоже накупила всякой ароматной мелочёвки, и довольная и успокоившаяся, прибежала опять в этот музей.

Не думаю, что упустила что-то ценное, потому что облазила как раз вместе с группой, которая только что отдегустировала ликерчик и варенье, все среднеинтересные комнатки болгарского дома. Ещё и погуляла по какой-то казанлыкской улочке и зашла в красивую церковь, ожидая нашу группу кометой Галлея понёсшуюся в этот магазинчик и устроившую там дикую давку. Лично моё мнение – так нельзя – и всё это последствия неправильной организации экскурсии. У людей присутствует естественное желание что-нибудь купить в Долине роз, а как это можно спокойно сделать, когда группе в 50 человек свободного времени «на сувениры» «любезно» выделили 10 минут.

В 5 минутах от музея находится фракийская, а вернее, тракийская гробница , куда мы направляемся. Ф/Тракийцы это древние праболгары, человеку далёкому от подробностей исторической жизни Болгарии это мало о чём говорит, но стоит сказать, что ф/тракийцем был Спартак, как сразу разгоняются тучи над интеллектом. Ф/Тракийская культура необыкновенно интересна, сакральна и глубока, и нам в качестве наглядной иллюстрации гид постоянно показывает небольшие курганы на полях у подножия гор, мимо которых мы проезжаем. Это – ф/тракийские гробницы. Они являются зеркальными отражениями созвездий (!) на небе. Уходящих на небо правителей ф/тракийцы буквально засыпали золотом, поэтому раскопки и охота за этими курганами велась и ведётся очень активно и не только болгарскими археологами.


Ф/Тракийцы любили золото, но не жадной и низкой любовью, а возвышенной и обожествленной. Они не попадали под низкие вибрации этого жёлтого металла, а отливали из него скульптуры, посуду, немыслимой красоты украшения. Стоит увидеть массивный обломок такой древней золотой скульптуры, чтобы понять, что золото имело над ними только культурную власть. Собственно сама гробница в Казанлыке закрыта для посещения, там очень строгий t-ный режим, который позволяет сохранять уникальные росписи. Но рядом для туристов построили почти аналогичную копию-музей, даже с воспроизведёнными точь в точь фресками. Куда мы и идём.

Снова тянется занудная экскурсия, сначала все постояли у стендов с фотографиями и прочими древностями, потом нырнули через узкий проход в собственно сам склеп, вырезанный в гигантском гранитном блоке, купол которого расписан фресками. Интересно, но лично мне там было очень не по себе и дико неуютно – это очень маленькое помещение и древние строители (а соответственно и современные копиисты), обладая сакральными знаниями, специально создали такое пространство, в котором просто поглощается и высасывается из тебя энергия. Я выскочила оттуда с гудящей головой, и мне это не понравилось.


После музея и гробницы нас повезли на обед в один ресторанчик, который оказался достаточно вкусным (обед) и приличным (заведение). Интересно, что мы попали прямо на свадьбу. То есть наш автобус приехал одновременно со свадебным кортежом, отмечающим событие именно в этом месте. Правда свадьба была не болгарская, а турецкая. Интересно, наблюдать за нашей группой. Русские по отдельности сливаются с толпой, а все вместе образуют единую монолитную группу, которую ни с кем не спутаешь – русские люди из провинции.

Поели, движемся дальше. Теперь нас везут в горы – посмотреть храм-памятник Рождества Христова , уже виднеются его золотые маковки, торчащие из кучерявого зелёного склона горы. Автобус начинает подниматься по узким и очень крутым улочкам маленького горного городка - Шипки. Наконец въезжаем на площадку для автобусов, выгружаемся, пьём чистейший горный воздух и идём к храму. Издалека – очень похож на нашу церковь в Коломенском своим конусовидным шпилем. Это русский храм построен в память победы русских воинов над турецкоподанными в битве за Шипкинский перевал, на русские деньги матери генерала-героя Михаила Дмитриевича Скобелева.

Оборона Шипки проходила зимой в 1877г., а строительство церкви началось через почти 20 лет – в 1896г. Здесь 34 мраморные плиты с высеченными именами русских воинов, которые защищали болгарскую землю и свою российскую честь. Колокола отлиты в России из 30 тонн стреляных гильз. Половина храма росписана русскими изографами, другая половина – болгарскими. Иконы – привезены из русского монастыря на греческом острове Афон. Но всё-таки это не совсем русский храм, потому что греческого здесь гораздо больше чем нашего.

Внутри сам храм достаточно тёмный, и ещё откуда-то сверху звучит мужской хор, грозно так, поют на греческом. В Болгарии очень красивые иконы, не такие как у нас. Они либо деревянные резные, либо очень разноцветные и могут быть украшены посыпкой из песка или ракушек. Здесь они продаются как в самом храме, так и в магазинчике на улице.

Наша экскурсовод рассказывает так, что мне хочется убежать через 5 минут. У меня вообще есть особенность – если мне что-то неинтересно, я разворачиваюсь и ухожу, и буду искать более привлекательные занятия. Так и здесь, я поняла, что весь этот заученный шаблон я точно прочту в любом путеводителе, поэтому лучше мне самой побродить по храму и вокруг него, почитать надписи, посмотреть.

Я походила вокруг церкви, пощёлкала фотоаппаратом, увидела болгарского монаха с седой бородой и купила мешочек с сухой лавандой. (Я уже писала про лавандовые поля, кроме косметической и фармацевтической пользы, это растение ещё и предохраняет почву от эрозии). Надо отметить, что с погодой произошло чудесное превращение. Из ветреной, холодной и пасмурной она стала ветреной, обманчиво тёплой и солнечной.


Наконец опять сидим в автобусе и едем на Шипку ! Это очень высоко, уже мелькнул сам памятник где-то далеко-далеко под облаками на самой вершине огромной горы. Дорога к Шипкинскому перевалу – горный серпантин, удивительно красивый. Наконец наступает самая долгожданная часть нашей экскурсии – нас высадили перед огромнейшей каменной лестнице, конца которой не видно. Нам надо по ней подняться. Раздаются стоны, охи и ахи. Но спортсмены из нашей группы уже активно понеслись наверх. В их числе и я. Где-то минут через 10 я поняла, что надо сделать перерыв. Передохнула и снова понеслась наверх, но было тяжеловато. Лестница невероятно длинная - 894 ступеньки, из которых ~700 ступенек это первая лестница, а остальные – главная лестница, до самого монумента-башни.

Зато вознаграждением, вспотевшим и раскрасневшимся туристам, служит удивительный, фантастический вид, открывающийся с самой вершины горы. Я стою на большой площадке перед башней, там же по углам расставлены старинные чугунные пушки, нацеленные в голубое чистое небо и соседние кучерявые горные вершины. Как жалко, как стыдно, что мы совсем не знаем своей истории. Почему-то про подвиг русских солдат здесь на Шипкинском перевале мы узнаём только в Болгарии.


Вообще, эта гора, на которую мы сейчас взобрались это не есть Шипка. Шипка – это маленький городок в горах, где мы смотрели церковь и ещё это горный перевал через Балканы или Шипкинский перевал, а сама гора называется Столетов. К этой горе примыкает совершенно скалистый и обрывистый уступ – Орлиное гнездо. Русско-турецкая война длилась всего один год – с 1877 по 1878, а оборона Шипки шла пять месяцев и была кульминацией, катарсисом и ключевым значением в истории этой войны. Занимая перевал, русские полностью сковали всю стратегическую инициативу турецкой армии и 5 тысяч русских воинов взяли на себя удар 40 тысячной турецкой армии. Имена двух блестящих русских генералов – Столетов Николай Григорьевич (43 года) и Скобелев Михаил Дмитриевич (34 года).

Что означало для болгар турецкая зависимость? 500 лет Болгарии не было на карте как отдельного государства, она просто входила в громадную Османскую империю. Болгария была залита кровью и слезами. Болгар уводили в рабство, заставляли принимать ислам, убивали, издевались, брали «налог кровью» - лучших мальчиков забирали от матерей и впоследствии из них формировали янычарские корпуса.

Но Россия начала войну против Турецкой империи. Первая. Почему? Зачем? Дело в том, что в 1876 году было снова жесточайше подавлено очередное болгарское восстание силами турецких наёмников – башибузуков. Жесточайше. Снова вырезали, сожгли, подавили, разграбили, умыли кровью – поднакопился опыт-то за пятьсот лет. Но время изменилось, всё-таки 19 век, и методы уничтожения болгарского населения возмутили всю Европу. Пока Европа возмущалась и сотрясала воздух на трибунах, российский император Александр II принял решение объявить войну Турции. Русские войска ожесточённо, медленно, но успешно начали выбивать турок из Болгарии.

Оборона Шипкинского перевала - это пик всей войны. Туркам - надо было прорваться через Балканы, чтобы помочь своим в осажденной Плевне, русским – надо было не дать туркам прорваться и ударить в спину, удержать, во что бы то ни стало участок обороны, маленький клочок горной земли 2км в длину и 1200м в ширину, который закрывал туркам путь через перевал. Отряды русских воинов и болгарских ополченцев возглавлял Столетов, турецкие войска – Сулейман-паша.


Столетов докладывал об обстановке: «Весь корпус Сулейман-паши, видимый нами как на ладони, выстраивается против нас в восьми верстах от Шипки. Силы неприятеля громадны, говорю это без преувеличения; будем защищаться до крайности, но подкрепление крайне необходимо».

Оборону перевала можно разделить на 2 этапа – лето и зиму. Летом – был непрерывный, непрекращающийся артиллерийский обстрел русских позиций. Турки лезли отовсюду, захватили даже и Орлиное гнездо. Но русские выбили их в рукопашную, почти голыми руками, кидая камни – не было патронов и тела убитых товарищей.

Болгары - нищие крестьяне, помогали русским, чем могли. Волокли в гору на своих спинах, на осликах бочонки с водой – единственный ручей был захвачен турками. Болгары говорили: «Братушка, братушка вода!». Раненых русских братушек болгары поили водой, смешанной с вином, и, обмыв им раны, увозили вниз.

Но самое страшное началось зимой. Полное отсутствие тёплых вещей и дикие морозы и снегопады. У военного художника Верещагина есть цикл из трёх картин: «На Шипке всё спокойно». На первой солдат в серой шинели по колено в снегу стоит на посту. На второй – снега ему уже по грудь. На третьей – виден лишь сугроб и кончик шинели.


Выражение «На Шипке всё спокойно» - взята из донесений штабных карьеристов императору. Здоровые, сильные солдаты – просто тихо замерзали, а в сводках командования «наверх» изо дня в день можно было прочесть одну и ту же фразу, которая сейчас стала символом лицемерия и гадства. Солдаты в -20˚ мороз были практически раздеты. Присланные тулупы – не застёгивались и лопались в плечах по причине маленького размера, тёплые сапоги вспарывали ножом по той же причине – никому не лезли, размер был детский. «Шипкинское сидение» - самый страшный период обороны. Самый страшный. Рядом с русскими плечом к плечу сражались, мучились от жажды, замерзали и болгарские воины-ополченцы – несколько болгарских дружин входило в отряд Столетова.

Не смотря ни на что - Столетов оборонял перевал вплоть до общего наступления русской армии, развернувшегося после взятия Плевны (ноябрь 1877). После этой победы отряд Скобелева, двинулся в горы, обошел Шипку с 2х сторон, и Столетов перешел от обороны к нападению, заставив турок, окружавших Шипку, положить оружие.

В декабре русские освободили Софию. Война закончилась. Болгария была освобождена.

По этой причине – болгары всегда хорошо относились и относятся к русским. Болгарский флаг, в связи с тем, что Россия всегда поддерживала болгар в их стремлении к независимости, приняла почти идентичный российскому триколор, с одной лишь разницей – цвет синей полосы был заменен на зелёный - цвет свободы, болгарских лесов и знамени гайдуков. Поэтому в Софии сооружен грандиозный памятник российскому императору Александру II – Царю Освободителю, в честь его названы центральные улицы многих городов. Имя русского генерала Скобелева также носят многие болгарские улицы и площади, а имя доблестного генерала Столетова – гора на Шипкинском перевале.

Но самое дикое и непонятное – это результат Русско-Турецкой войны 1887-88гг. Русские солдаты, которые выбили турок из удерживаемой ими 500 лет страны, трижды штурмовавшие Плевну, не отдавшие Шипку, остановившиеся в шаге от Стамбула – вряд ли бы могли представить себе, что европейские державы, перепуганные растущим влиянием России на Балканах, каким-то хитроумным способом перетрясут результаты мирного соглашения и посадят на болгарский трон немецкого принца…. Кстати, от этой победы до Красной Революции в России оставалось всего ~ 40 лет. Также в Российской Империи в Москве на Тверской площади до 1918г. стоял конный памятник генералу Скобелеву.

К огромному Памятнику Свободы - той самой величественной башне, которая венчает гору Столетов, тоже ведут длинные и крутые высокие ступеньки. Одолеваем и их. Немного ждём, когда соберётся и поднимется вся группа и нас запускают внутрь башни. Я думала, что там только музей. Оказалось – не только. По чрезвычайно узенькой винтовой металлической лестнице, гуськом, один за другим, поднимаемся на самый верх – там оказывается смотровая площадка. Боже, какая КРАСОТА! Мне не с чем сравнить увиденное – не нахожу аналогов. Главное – погода – солнечная, сухая, прозрачная.

С четырёх сторон башни видна почти вся Болгария, вернее, её разные части. Вид соседних кучерявых горных громадин, высокого неба и причудливой еле заметной дымки растёкшихся по нему облаков – бесподобен. На вершине – и самой горы и башни – сладко тянет сердце от восторга. Внизу отчётливо видны петли горного серпантина, как будто ползёт, извиваясь, длинная серая змея. Взгляд падает на каменную скалистую безлесистую ладонь-уступ, всю в крестах. Это Орлиное гнездо…. Шипка – это поразительное место. Здесь испытываешь странные чувства. Тихую печаль. Небывалую гордость. Величественную радость. Красота места разгоняет подступающие к сердцу слёзы. На одной из мемориальных досок написано: «Спокойно спите, русские орлы, потомки чтят и помнят вашу славу...».

На спуск со всех лестниц нам дали 15 минут. Летим вниз. Спускаться – не подниматься, хотя и спускание кажется бесконечным. Единственное – мне очень хотелось согреться чем-нибудь горяченьким, слишком пронзительный ветер был наверху. Поэтому ужу спустившись вниз, я бегу к какой-то палатке я покупаю стаканчик кофейного кипятка. И вот эта картина до сих пор перед глазами – залитая золотым солнцем зелёная Шипка, высоко-высоко в небе – уже кажущаяся игрушечной башня, а я внизу, на крохотной площадке-парковке, сижу на улице и с наслаждением пью маленькими глоточками горячий ароматный кофе.


Спускаемся с Шипкинского перевала, автобус ползёт по горным петлям и на этот раз с моей стороны оказывается обрыв. Пару раз я вздрагивала и инстинктивно цеплялась руками за сиденье – когда уж очень близко прижимался автобус к хлипкому бордюрчику, который окаймлял опасный край и когда на крутом повороте разъезжались со встречной длиннющей неповоротливой фурой.

Интересно, что когда движение нашего автобуса вниз по серпантину замедлилось из-за очередной неторопливо пыхтящей фуры, то она, вежливо уступила нам дорогу, остановилась на специальной площадке на обочине, и позволила себя обогнать. Какая вежливость на дорогах, ну надо же. А в горах иначе ведь не обогнать – узкая дорога и сплошные слепые петли-повороты. А в целом горный серпантин – очень красивый – сквозь кружева листьев на нас светило солнце, а склоны все рыжие из-за опавших иголок.

Дальше нас везут в музей-ремёсел под открытым небом в городок Етер , который находится недалеко от Габрово. Этот музейный комплекс располагается в очень красивом месте – у самого подножия гор, в зажатом между ними природном коридоре. Сегодня суббота, поэтому здесь очень много посетителей, как иностранцев на автобусах, так и самих болгар на машинах. Сам музей, это комплекс построек, растянутый ~ на километр. В дома можно заходить, там либо восстановленные или сохранившиеся интерьеры, либо магазинчики, причём их хозяева – это сами мастера.



При вас кузнец, раздувает печь и грохочет молотком по раскалённой железяке, резчик по дереву – вырезает шкатулки, кожевник – мастерит музыкальные национальные инструменты, ювелир – паяет серебряные кружева, соломенная мастерица – плетёт корзинки и т. п.. Единственное, когда мы зашли на довольно большую территорию этого музея, остановились перед сараем с телегами и наша экскурсовод снова завела медлительное донельзя повествование, я поняла, что надо сбегать немедленно, потому что весь час, который нам отвели на осмотр, мы так и простоим перед сараем. Поэтому я снова тихо-тихо отделилась от группы и понеслась вперёд.


Етер (повторюсь) это перемешанные музейные постройки (дома с интерьером, сараи, мельнички, мастерские и т. п.), небольшие водопады по бокам и речка посредине комплекса, ряды палаток, где продают народные болгарские, украинские, румынские промыслы, кафешки, кондитерская и т. д.. Я прошла до самого конца, посмотрела, что продаётся в палатках – на троянскую керамику, деревянные шкатулки, резные часы, чеканку, вышивку, серебряную ювелирку, музыкальные инструменты. Потом повернула обратно и остановилась около забавного мужика в непонятной (скорее всего румынской) национальной одежде, который играл на длиннейших трубах, подивилась на настоящего кузнеца, на женщину, плетущую соломенные подносы.

Народу очень много – плотная субботняя толпа. Зашла в маленькую травяную аптеку и накупила чая из розовых лепестков и ещё разных травяных сборов (по 3 лева), ведь всем известно, какие душистые травы растут под жарким болгарским солнцем. Хотела купить разрекламированных нам гидом свежевыпеченных кренделей – за ними стояла дикая очередь. Хотела попить тоже по совету гида «лучшего здесь» турецкого кофейку, сваренного на песке – за ним тоже хвост.

Купила только разных сладостей – петушков на палочке, карамелек, леденцов, нуги, козинаков, засахаренных орешков, кусков блестящего сахара. Видела интересную сладость, её продавал мужчина в болгарской одежде на подносах – облитые сиропом красные печёные яблоки на палочке. Пока я думала, их моментально расхватали, но слышала от грызущих сладкоежек восторги по поводу их вкуса. Потом посмотрела на часы – всё, осталось 5 минут, надо бежать к автобусу.

Честно говоря, мне очень уже хотелось домой, т. е. на Солнечный Берег. Много впечатлений и все они разные по эмоциональной силе. Вообще-то раньше (я прочитала) в турагенствах предлагали одну экскурсию – «Шипка – Велико Тырново и Арбанаси». То есть после мощной Шипки везли в самый красивый город Болгарии - Тырново, а дальше по окрестным монастырям. А потом этот полноценный по впечатлениям вариант взяли и раздели на две коммерческие части. Сделали отдельно Шипку с абсолютно слабым этнографическим музеем в Казанлыке (лучше бы отвезли на розовую фабрику), и, в общем-то, чуть получше Етером. А по монастырям и храмам в Тырново и Арбанаси везут уже отдельной экскурсией.

Большую радость доставила дорога обратно. Кстати, раз уж зашла речь о качестве дорог в Болгарии – оно просто отличное. Мы мчались обратно в закатном солнце и безостановочно наслаждались пейзажами. С одной стороны тянутся потрясающие горы (Балканы), с другой земля, расчёсанная виноградными лозами, и над ними висит пух из облаков. А главное, что всё это природное великолепие купается в мягком притушённом золотисто-бронзовом свете закатывающегося солнца. Горы меняются, сначала они плешивые, потом каракулевые, а дальше и вовсе мохнатые.

Некоторые гряды гор похожи по форме на перевёрнутые женские лифчики, а ещё есть горы, сморщенные как ступни у гиппопотама, или как лапы у невидимого чудища – голова где-то там, наверное, в небе, а лапы здесь на земле. Видим на горах следы от пожарищ – такие рыже-чёрные пятна, как будто посреди лета наступила осень. Вообще Болгария, за исключением крупных городов – это большая деревня. Это комплимент.


В гостинице я была ровно в 9 вечера.

Немного про остальные экскурсии. Маршруты.

«По следам Ванги»/2 дня.

1 день. Отъезд в 6.00. 10.00 – Приезд в г. Пловдив – второй по величине в Болгарии, древний Филиппополис. Осмотр церкви Св. Константина и Елены, римского амфитеатра I века, посещение Этнографического музея в доме богатого купца. Обед и отъезд в г. Струмяни (близ Сандански). Ужин и ночлег.

2 день. Завтрак и посещение в местности Рупите церкви, могилы и дома Ванги. Минеральные источники.

Осмотр Рождественского монастыря в г. Мелник, пешеходная экскурсия, обед и дегустация вина в винном подвале в старинном г. Кордопула. По дороге ужин в г. Стара Загора. Приезд в 22.00.

«София – Рильский монастырь»/2 дня.

1 день. Отъезд в 6.00. 10.45 – Приезд в г. Пловдив (см. выше). Осмотр достопримечательностей. 11.45 – Обед. 19.00 – Приезд в горнолыжный курорт Банско.

2 день. 7.30 – Завтрак. Посещение Рильского монастыря. 13.00 – Обед. 15.00 – Приезд в Софию, посещение храма-памятника Александра Невского и коллекции древних болгарских икон в крипте храма.

«Бачковский монастырь – Перперикон».

Наша планета покрыта сетью невидимых информационно-энергийных* каналов или силовых линий. Там, где эти каналы пересекались, возникли цивилизации и храмы, а позже церкви. Перперикон – священный город фракийцев, там Александр Македонский, принеся жертву богам, узнал свою судьбу.

* - орфография из экскурсионного буклета болгарского отделения Солвекса.

© NataliA ( pamsik.ru) . Материал размещен с разрешения автора

Другие части рассказа: