Дворец Петра I в Летнем саду открылся после реставрации. История Летний дворец петра 1 история создания

Летний дворец Петра

Первое, что поражает в этой дворцовой постройке, – довольно скромные размеры. А второе – что Летний дворец Петра I сохранился до наших дней в первозданном виде царской резиденции.

Летний дворец Петра I в Летнем саду является одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Он был возведён в 1710–1714 годах под руководством выдающегося зодчего Доменико Трезини. Тогда же, кстати, начал возведение своего дворца и первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга Александр Данилович Меншиков. Правда, на другом берегу Невы и на другом острове – Васильевском. В 1711 году Пётр I принимает окончательное решение о переводе столицы Российского царства из Москвы в новый город – Санкт-Петербург. Поэтому строительство дворца было своего рода сигналом для московского дворянства и купечества, что царский двор собирается на берега Невы всерьёз и надолго.

Место для строительства было выбрано не случайно. Здесь до основания Петербурга находилась усадьба шведского майора Конау. А Пётр совершенно целенаправленно пытался уничтожить все следы шведского присутствия на берегу Невы. Именно поэтому он, к удивлению многих, не стал использовать для каких-либо целей большую и мощную крепость Ниеншанц и город Ниену на правом берегу Невы, после захвата её русскими войсками. По сути, крепость Ниеншанц была срыта, то есть сровнена с землей. А город был просто разорён.

Дворец Петра Первого в Летнем саду

Дворец царя был расположен в северо-восточной части Летнего сада. Летний сад – первый регулярный сад Петербурга, заложен в 1704 году. Известно, что Пётр I лично принимал участие в проектировании. Садовую территорию обустраивала большая группа архитекторов и садовых дел мастеров. С первых лет в Летнем саду начали высаживать доставленные из тёплых краев самшит, каштаны, ильм, яблони, груши, ореховые деревья. По примеру, заведённому царём в Москве, начали устраиваться парники для разведения дынь. В Москве в парниках удавалось выращивать удивительно крупные и вкусные дыни. В России, в отличие от многих стран, дыня подавалась только на десерт.

Скульптурным декором и отделкой интерьеров дворца занимался немецкий скульптор и архитектор Андреас Шлютер. Неподалеку от дворца, на берегу Фонтанки, А. Шлютер начал работы по возведению грота, которые завершали после смерти зодчего архитекторы Г.И. Маттарнови и Н. Микетти.

Дворец Петра I был предусмотрен не для торжественных мероприятий, а прежде всего как жилище царя и его семьи. Здание дворца с подчеркнуто строгим обликом имеет высокую четырехскатную крышу, украшенную угловыми водостоками в виде крылатых драконов. Главный декоративный элемент фасадов – фриз из двадцати девяти барельефов, разделяющих этажи. Барельефы служат для прославления военных успехов России. Пётр I здесь изображен в образе Персея. Над входом во дворец барельеф богини мудрости, покровительницы наук и ремесел Минервы в окружении знамён и трофеев.

По воспоминаниям современников, день основателя города на Неве складывался так: поднимался Пётр рано – в три-четыре утра. Прогуливался по комнате, обдумывая планы на предстоящий день. Затем до завтрака занимался бумагами. В шесть утра, легко позавтракав, выезжал из дворца. Обедал обычно часов в 11 или 12, но не позднее часа пополудни. До обеда царь выпивал рюмку анисовой водки, а перед каждым новым блюдом – квас, пиво или красное вино. Традиционный обед состоял из густых горячих кислых щей, каши, студня, холодного поросенка в сметане (подавался целиком, и государь сам выбирал себе кусок по настроению), холодного жаркого (чаще всего утки) с солёными огурцами или солёными лимонами, ветчины и лимбургского сыра. После обеда Пётр надевал халат и спал часа два. К четырём часам приказывал подавать к докладу срочные бумаги на подпись. Затем занимался любимым делом – столярничал, работал на токарном станке и прочее. Спать ложился часов в 10–11 без ужина.

Для дворца характерен сильный контраст между строгим внешним обликом и пышным внутренним убранством. Летний дворец порой называют своеобразным памятником Северной войны, поскольку и в барельефах, и даже в живописных плафонах в аллегорической форме отражены победы русского оружия. На первом этаже дворца – две приёмные, кабинет, спальня, столовая, комната для дежурного ямщика, поварня и гардеробная. Здесь же располагается предмет особой гордости Петра – токарня, где он любил работать. На втором этаже здания находятся приёмная, тронная, спальня, детская, танцевальная, зелёный кабинет, поварня, гардеробная и помещение для дежурных фрейлин.

Дворец выполнен в стиле петровского барокко, об этом говорят ясные пропорции, многочисленные окна с мелкой расстекловкой, барельефы, лепной фриз под кровлей. Дворец сохранил свою изначальную планировку и отделку интерьеров. На каждом этаже здания располагаются семь небольших жилых комнат. В интерьерах дворца прежде всего можно отметить резное дубовое панно в нижнем вестибюле с изображением Минервы, уникальные голландские изразцы в поварнях и кабинете Петра I, камины с лепными барельефам, живописные плафоны и многое другое.

Вскоре около Летнего дворца появилась первая в Петербурге каменная набережная. До середины XVIII века в Петербурге набережные и мосты строили только из дерева. На каменной набережной подле Летнего дворца у Фонтанки был устроен небольшой «гаванец» для стоянки царских лодок. Лодки и прочие плавсредства были объявлены указом Петра главным средством передвижения в новой столице. Поэтому царь требовал, чтобы каждый житель умел обращаться с парусом. Намереваясь приучить жителей Петербурга к плаванию под парусами, а не на веслах, Пётр ввёл штрафы в зависимости от чинов нарушителей, по возрастающей за первое, второе и третье «преслушание» царского указа. Ответственным за исполнение указа царь назначал Ивана Степановича Потёмкина: «…быть тебе фискалом, чтоб всяких чинов люди, которые обретаются в Санкт-Петербурхе, во время ветра ездили Невою рекою на судах парусами. А буде кто сему великого государя указу явитца преслушен, и за то будет взят на них штаф…» Мосты в Петербурге Пётр возводить запрещал.

Позднее «гаванец» засыпали, но недавно при археологических раскопках петербургские реставраторы обнаружили его каменные подпорные стенки, в которых сохранились даже железные кольца для привязывания лодок.

В начале XXI века Летний дворец, как и Летний сад, перешли в ведение Русского музея. И сегодня во дворце развёрнута обширная экспозиция. Здесь картины с изображениями жанровых сцен, редкие портреты, пейзажи, полотна с изображениями морских судов и сражений. Одним из наиболее ценных экспонатов музея является вмонтированный в резную дубовую раму ветровой прибор, изготовленный в Дрездене. Его механизм приводится в движение с помощью флюгера в виде фигуры Георгия Победоносца, установленного на крыше. В 60-х годах XX века под руководством архитектора А.Э. Гессена была проведена научная реставрация музея, которая помогла восстановить многие первоначальные элементы Летнего дворца.

Из книги Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века автора Охлябинин Сергей Дмитриевич

Летний пейзаж Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). С картины И. Е. Репина. 1879

автора

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Летний сад Это самый красивый и самый известный сад Петербурга. Он расположен на острове, который также называется Летний сад. Его границы: Фонтанка, Лебяжья канавка, Мойка, Нева.Летний сад для петербуржцев – это и особое место, и особое явление. Ведь даже настоящая весна

Из книги Течет река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта автора Зуев Георгий Иванович

Летний сад Замысел создания в Петербурге Летнего сада принадлежит основателю города Петру I. В 1704 году царь приказал разбить для себя большой сад, подобный знаменитым европейским паркам тех лет.Государь сам выбрал место для своего летнего дворца и первого сада в новой

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги История Петербурга наизнанку. Заметки на полях городских летописей автора Шерих Дмитрий Юрьевич

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Императорский дворец в Риме. - Императорская гвардия. - Пфальцграф. - Императорский фиск. - Папский дворец и папская казна. - Уменьшение доходов Латерана. - Растрата церковного имущества. - Иммунитет епископов. - Признание в 1000 г. римской церковью ленных договоров Мы

Из книги 500 рецептов старого трактирщика автора Поливалина Любовь Александровна

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Шенбрунн – летний императорский дворец в Вене Знакомство с Бельведером дает полное представление о венской архитектуре эпохи барокко, однако в Вене сохранился еще один архитектурный памятник, восходящий к тому же времени и в истории города занимающий особое место, –

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Летний дворец Летний дворец, расположенный в пригороде Пекина, знаменит на весь мир прежде всего как классический китайский сад. Дворец делится на три части: территория для государственных дел с залом Милосердия и Долголетия, жилые кварталы императрицы с залами

Из книги Петербург экскурсионный. Рекомендации по проведению экскурсий автора Шишков Сергей Иванович

Дворец Кантемиров. Память о Прутском походе Петра I Наименование объекта. Дворец Кантемиров.Маршрут следования. Оставаться на чётной стороне Миллионной улицы.Остановка у объекта. Сделать остановку напротив домов № 7 и 9 по улице Миллионной.Элементы показа. Показать

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 3. Строгановский дворец и дворец Безбородко Блеснул, блеснул троякий свет, Прогнал лучами мрачность ночи. К святилищу преграды нет, Питайтесь истиною, очи! При свете тройственных лучей Познайте чин природы всей. Ф.П. Ключарев Сумрачным февральским днем 1782 года граф

Из книги Азовский флот и флотилии автора Коган Василий Григорьевич

300-летний юбилей Историк-краевед А. Н. Карпов и начальник военно-морской кафедры ТРТУ капитан 2 ранга В. Г. Коган подготовили книгу «Азовский флот и флотилии».В данной книге собраны материалы, известные до сих пор лишь небольшой группе специалистов-историков.Имена

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

88-летний снайпер Кстати, судьба забытого ныне Морозова вообще оказалась необыкновенной. Он был основателем «Народной воли», принимал участие в покушении на царя, самолично изготавливал бомбы, но в то же самое время был выдающимся ученым. Сидя в крепости, Морозов написал

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Летний сад Разбивка садов и парков в Петербурге началась практически одновременно с началом строительства самого города. Так называемое зеленое зодчество шло рука об руку с каменной архитектурой. В 1704 году в силу острой военной и производственной необходимости город,

Культурное наследие Российской Федерации: императорские дворцы. Часть1

Летний дворец Петра I

До 1703 года здесь, близ Невы и Фонтанки, находилась усадьба шведского офицера Конау. После основания Санкт-Петербурга, в 1704 году на месте усадьбы расположилась летняя резиденция Петра I, которую стали называть Летним садом. Тогда же для него здесь был построен деревянный дом. Этот дом был построен на самом углу, в месте, где из невы вытекает Фонтанка. От Фонтанки рядом с Летним домом Петра I прорыли небольшой гаванец, таким образом окружив его водой с трёх сторон. Вода подходила к самому крыльцу здания.




Кабинет
Летний дворец Петра I - название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I. Находится в Летнем саду (Санкт-Петербург) .

18 августа 1710 года архитектором Доменико Трезини на месте деревянного начал возводиться новый каменный Летний дворец Петра I. Этот дом был построен на голландский манер, как любил Пётр I. Он стал ондим из первых каменных жилых зданий Петербурга, наравне с Меншиковским дворцом, домом Головкина. Строительство Летнего дворца Петра I велось четыре года






Нижняя поварня
В первом этаже Летнего дворца находились покои Петра, во втором - его жены Екатерины и детей. На первом этаже находилась приёмная царя. Здесь он принимал письменные просьбы и устные жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер, куда Пётр лично запихивал провинившихся и потом сам же выпускал их. Из приёмной можно было попасть в большую комнату "ассамблею".


Письменный прибор Петра I



Лестница в покои императрицы Екатерины I.


Верхняя поварня




Зеленый кабинет






Китайская гостиная


Детская




Спальня Екатерины I






Тронная






Приемная Екатерины I
Пётр I жил в этом доме только с мая по октябрь. Потому дворец именуется Летним, имеет достаточно тонкие стены. Здесь 14 комнат, две поварни и два коридора. Высота потолков - всего 3,3 метра. Одной из любимых комнат в Летнем дворце у Петра I была токарная. Её хозяйством заведовал известный механик Андрей Нартов


Токарня

Первая система канализации в Санкт-Петербурге появилась именно в Летнем дворце. Вода подавалась в дом насосами, уходила в Фонтанку. Работе проточной канализации способствовало то, что здание с трёх сторон омывалось водой, движущей силой было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года Гаванец был засыпан, система канализации действовать перестала.




Столовая
В вестибюле Летнего дворца было совершено покушение на Петра I одним из раскольников. После этого его единоверцам было повелено носить на одежде лоскут из красно-жёлтой ткани, дабы отличать их от других людей.


С 1934 года в Летнем дворце работает историко-бытовой музей. Отделка помещений была создана художниками А.Захаровым, И.Заварзиным, Ф.Матвеевым.

Картина «Летний дворец Петра I». Серия «Виды Петербурга». Бумага, акварель, тушь. Государственный Эрмитаж. Дар художника императору Александру I (1810) Андрей Ефимович Мартынов

Летний дворец был построен в стиле барокко по Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.



Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.

Пётр въехал в частично отделанный дворец в 1712 году и жил там летом до самой смерти (1725). Он занимал нижний этаж, а помещения второго этажа предназначались для Екатерины. После смерти Петра вплоть до середины XIX века дворец использовался в качестве летней резиденции для сановников и придворных.


Навигационные приборы времен Петра I действуют и сейчас
В 1934 году в здании дворца был открыт историко-бытовой музей.



Во время Великой отечественной войны здание пострадало: были вырваны рамы, осыпалась штукатурка на потолках комнат и на фасаде, крыша была повреждена осколками снарядов. Реставрация дворца началась в 1946 году. В 1947 году музей был снова открыт для посещений. В 1950-1960-х годах была проведена полномасштабная реставрация с целью восстановить изначальный облик дворца, в том числе были заменены полы, изменена система отопления, восстановлена лепка, рисунок плафонов, возвращена обивка стен тканью.

В настоящее время музей является филиалом Русского музея.
Адрес - Летний сад, д.3
Фото- С.Н. Кудас
Зимний дворец Петра I
Я вхожу во Дворец, где стоит тишина,
Легкий свет от свечей как в то время,
И встречает меня дух эпохи Петра,
И истории долгое бремя.
Леонид Встречный

Неизвестный итальянский (?) художник, по рисунку М.И. Махаева. Вид Зимнего дворца. Фрагмент Зи́мний дворе́ц Петра́ I - личная резиденция императора Петра I, возведённая на набережной Невы у Зимней канавки, архитектурно-мемориальный памятник архитектуры начала XVIII века, частично сохранившийся и находящийся в здании Эрмитажного театра, включён в музейный комплекс Государственного Эрмитажа.

Аркада парадного
На участке Адмиралтейского острова, примыкающим к двору корабельного мастера Феодосия Скляева, между нынешней Миллионной улицей и набережной Невы в 1712 году были выстроены Свадебные палаты Петра I, расположившиеся на проходившей тогда примерно в середине квартала Верхней набережной.
Однако уже через 4 года Зимний двор Петра I значительно расширился к северу: побили сваи по мелководью реки и устроили новую существующую и ныне набережную:«...когда начала строиться набережная Миллионная линия каменными палатами, тогда оная линия строением подалась на Неву реку на несколько сажен, то помянутые палатки прежнего строения осталися во дворе»

Г. Маттарнови. Проект фасада. 1716 г.
Новый Зимний дом на только что организованной набережной Пётр I задумал как личную резиденцию, полностью соответствующую его образу жизни и вкусам. В 1716 году архитектор Георг Маттарнови создаёт проект и приступает к строительству. Царская семья остаётся жить в старом дворце - Свадебных палатах.
Особенности расположения
Казалось бы случайное положение дворца среди обычной рядовой застройки обывательскими домами на самом деле было удивительно удачно выбрано самими Петром I. Именно отсюда и сейчас раскрываются наиболее впечатляющие панорамы Невы перед Стрелкой Васильевского острова, дали берегов Большой Невы и уходящее к морю пространство Малой Невы:«...дворец расположен так, что из него видна бо́льшая часть города, крепость, дом князя Меншикова и в особенности через рукав реки открытое море»
- Описание столичного города С-Петербурга // Белые ночи. Л., 1975. С. 213.


Главный фасад, выходящий на Неву, был далёк от парадной репрезентативности дворцов петербургских вельмож, напоминая солидное бюргерское жилище. Центральный ризалит с четырьмя окнами на первом этаже рустован, а на втором украшен пилястрами дорического ордера.
В треугольном фронтоне две аллегорические фигуры поддерживали картуш для герба, увенчанный короной. Боковые части фасада с широкими лопатками между окнами украшены филёнками с гирляндами. Крыша - голландского типа (с переломом), над ризалитом - в виде шатра с декоративной вазой. Комнаты не превышали 18 кв. м, и только в лицевом выходящем на Неву корпусе Большой зал имел площадь 75 кв. м, а угловой к Зимней канавке - 41 кв. м. Обращают внимание Г-образный коридор, отделяющий комнаты царя.

Парадный двор и сани Петра I
Вернувшись в марте 1718 года после поездки по Европе, Пётр I вносит корректировки в проект нового дворца приказывая «сделать... восемь камор верхняго жилья» в «малых палатках
Согласно эскизам Маттарнови дворец был великолепно отделан с использованием красного мрамора на стенах Большого зала, гипсовых рельефов, дубовых дверей и оконных рам. Дворец имел четыре дубовые лестницы и полы - «французским манером с рамами». В феврале 1720 года дворец был готов.

В изолированный от соседних построек (в том числе Свадебных палаток) дворцовый комплекс также входил служебный корпус с галереей, эллинг для хранения и ремонта парусного ботика Петра I.

Подвал в центральной части дворца
Между эллингом и жилыми покоями дворца помещался гаванец (7,5х16 м) и был устроен крохотный (16х19 м) партерный цветочный сад с фонтанчиком на пересечении диагональных дорожек. Внутренний дворик был выстлан голландским жёлтым кирпичом.

Малые палатки Зимнего дома Петра I. Архитектор Г. Маттарнови, 1716 г.
Архитектор Георг Иоганн Маттарнови внезапно скончался 2 ноября 1719 года, когда дворец находился в разгаре строительства. Были ли среди его приемников Н. Ф. Гербель или Б. Ф. Растрелли - документально не подтверждено.

Садовая коляска Петра I
В период с 1719 по 1722 годы возводятся центральная и восточная части лицевого корпуса парадных залов, выходящих на Неву. Матарнови отказался от какого-либо выделения промежуточных частей, связывающих три ризалита, и сделал их предельно малыми - всего в три окна. Однако зрительно они кажутся бо́льшими благодаря ещё двум окнам, композиционно относящимся к боковым выступам. В новый протяжённый и в целом торжественный фасад органично вошла западная часть дворца, построенная раньше и уже представляющая собой одно целое. Для достижения единства этот западный «бюргерский» фасад Зимнего дома Маттарнови повторяет в качестве восточного ризалита.


ВИД СТАРОГО ЗИМНЕГО ДВОРЦА, В КОТОРОМ СКОНЧАЛСЯ ПЕТР I. Гравюра Е.Виноградова с рисунка М.Махаева. 1753.
Весь эффект царской резиденции архитектор сосредоточил в центре с повторением известного эффекта трёхпролётной триумфальной арки римских цезарей. Мощные колонны коринфского ордера на высоких пьедесталах примыкают к парным пилястрам и образуют баро́чный, устремлённый ввысь портик из четырёх опор, несущих сильно раскрепованный антаблемент.


Главный пластический элемент - аттик с эффектным завершением. Высокий, сложный с многочисленными выступами и запа́дами, подчёркнутыми филёнками он также несёт три пышных барочных картуша на продолжении оконных осей. Центральный картуш, украшенный фигурами и возвышающейся на пьедестале большой короной, имеет усложнённые очертания, характерные для немецкого искусства. На осях колонн, на аттике размещены четыре статуи с характерными для аллегорий петровского времени атрибутами.



С постройкой Зимнего дворца Петра I заканчивается пора скромных царских жилищ - этот дворец становится самым торжественным в Петербурге. При этом всеми своими членениями, масштабнностью, размерами окон и высотой карниза дворец органично связан с окружающей застройкой по набережной Невы, что даёт основание говорить о закладке основ ансамблевого зодчества, характерного для петербургской архитектуры последующей эпохи.

К осени 1723 года новая часть дворца была готова. 24 ноября здесь, в новом Кавалерском зале, происходил большой пир, закончившийся прекрасным фейерверком на льду Невы. А 9 декабря в Большой дворцовой зале, в присутствии всего двора и множества приближённых, состоялось обручение герцога Голштинского со старшей дочерью Петра I Анной. Большой зал был весьма велик - 17,95 на 11,56 метров, высота - 6,69 метров. Стены завершал фриз и карниз, которые венчала падуга. С прямоугольного панно на потолке свисали пять больших паникадил. Именно этот зал стал «Печальной», или «Погребальной салой» Петра Великого.
В 1725 году в этом дворце Пётр I скончался.

После смерти царя в 1726 - 1727 годах по указанию Екатерины I дворец был расширен Доменико Трезини в сторону Большой Немецкой улицы. Также сооружаются каре служебных корпусов по периметру участка, засыпан гаванец. Вместо многочисленных, разновременных и разнохарактерных построек, находившихся на участке, предстояло создать двухэтажное здание значительной протяжённости с ритмически членёнными скромными фасадами, выходящими на канал и Большую Немецкую улицу, где планировалось соорудить арку для въезда в большой парадный двор. Всё делалось с невероятным «поспешанием».

Некоторые работы продолжались и после смерти Екатерины I, создавались интерьеры для Петра II. Последние изменения внешнего облика относятся к 1731 году в связи с возвращением двора в Петербург из Москвы. Однако Анна Иоанновна поселилась в доме Апраксина, стоявшем на той же Верхней набережной, но ближе к Адмиралтейству. Впоследствии Старый Зимний дворец использовался для различных нужд императорского двора, а при Елизавете Петровне в нём разместили лейб-кампанскую роту, с помощью которой дочь Петра I заняла царский престол. В конце XVIII столетия на этом месте был выстроен Эрмитажный театр.

Малые палатки Зимнего дома Петра
Казалось, Зимний дворец Петра был потерян и навсегда погребён под новым зданием театра архитектора Джакомо Кваренги. Предпринятое Николаем I исследование, как ни странно, не дало результатов и наши предки надолго забыли о существовавшем некогда дворце.

Первые архитектурные исследования были проведены главным архитектором Эрмитажа В. П. Лукиным и научным сотрудником его отдела Е. М. Баженовой в 1976, 1979 и 1981 годах. Серия зондажей, заложенных по зданию Эрмитажного театра, позволила выявить границы старых стен петровского дворца, так называемых «Малых палаток». Последующие раскрытия и натурные изыскания, осуществлённые в 1985-1987 годах, дали возможность произвести графическую реконструкцию и, привлекая обширный документальный материал, определить этапы строительства Зимнего дома Петра I. В группу исследователей входили архитекторы Г. В. Михайлов, В. К. Галочкин, И. В. Бурковская, В. В. Ефимов.

Картина Поля Делароша (Paul Delaroche) "Петр Великий"
Исследования, выполненные архитекторами, показали, что при строительстве Эрмитажного театра (1783-1789) Кваренги сохранил отдельные стены цокольного и первого этажей петровского дворца, а также целые группы помещений различного назначения. В пространстве под сценой театра была обнаружена часть парадного двора, окруженного с двух сторон аркадами обходных галерей и анфиладами комнат Зимнего дворца.

Участок земли, примыкающий к фасаду, при воссоздании выложен клинкерным кирпичом, как это было при Петре I, а в более высокой части двора - булыжником (середина XVIII века). На поверхности стен, сохранивших элементы архитектурного декора - руст и медальоны, под слоями штукатурки более позднего времени были обнаружены частицы краски, в соответствии с цветом которой стены были окрашены в наше время.

Сохранились и несколько комнат первого этажа «Малых палаток» Петра I. В трёх из них воссозданы исторические интерьеры, причём убранство комнат восстановлено согласно документам, описывающим проведенные в них работы: стенные панно из голландской плитки, наборные паркеты, дубовые ставни и переплеты окон. В кабинете Петра I сохранились печь и камин, изразцовая отделка которых восстановлена также «на голландский манер». Обстановка составлена из предметов, принадлежавших Петру I, которые хранятся в коллекции Эрмитажа.

Кроме того, на двух этажах театра вдоль Зимней канавки сохранились двенадцать жилых покоев «Новопостроенных палат» императрицы Екатерины I, созданных Доменико Трезини в 1726-1727 годах. В восстановленных помещениях дворца в 1992 году открылась постоянная экспозиция. Вход для посетителей со стороны Дворцовой набережной (дом № 32). Часы работы: вторник - суббота 10.30 - 17.00; воскресенье 10.30 - 16.00; выходной день - понедельник. Среди раскрытых и восстановленных интерьеров следует отметить следующие экспозиции:
Кабинет

Интерьер украшают карта Балтийского моря и живописные полотна: «Вид Нового моста в Париже» (Х. Моммерс) и «Портрет Петра I» (Питер ван дер Верф). Конторка Петра Iбыла изготовлена в Англии по чертежу царя. На ней можно видеть зрительную трубу, солнечные и механические часы, чернильницу, песочницу, а также янтарную шкатулку, подаренную Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I.
Столовая


Интерьер украшают фламандская шпалера и картины голландских художников XVII в. На столе - китайское фарфоровое блюдо, голландской работы хрустальный кубок с гравировкой, ведерко-холодильник из Аугсбурга с бутылкой вина, найденной здесь же, при раскопках центральной части дворца. Между окон - часы английской работы с миниатюрным портретом.
Токарная


Главная достопримечательность - токарно-копировальный станок.
Парадный двор

Здесь можно увидеть карнавальные сании садовую коляску Петра I - редчайший образец прогулочного экипажа начала XVIII века

Восковая персона Петра I
Под некогда существовавшей «Погребальной салой», где отпевали Петра Великого, сохранилось помещение дворцовой кордегардии (караульня), в которой было решено экспонировать «Восковую персону». Пётр I скончался 29 января 1725 года в «Конторке» - рабочем кабинете, находившемся в западной части дворца. Сразу после смерти императора К. Б. Растрелли снял с его лица гипсовую маску и сделал слепки с кистей рук и ступней ног. По этим слепкам и маске в 1725 году им была создана «Персона»

Share

Адрес: Летний сад
Архитекторы, годы постройки: Доменико Трезини, 1710-1714

До 1703 года здесь, близ Невы и Фонтанки, находилась усадьба шведского офицера Конау . Сразу после основания Санкт-Петербурга на этом месте расположилась летняя резиденция Петра I, которую стали называть Летним садом. По версии историка К. В. Малиновского дом Конау был перенесён ближе к Неве для его переустройства под летнюю резиденцию царя.


С осени 1706 по весну 1707 года этим занимался чертёжник артиллерийского приказа Иван Матвеевич Угрюмов . Смерть Угрюмова в 1707 году затормозила работы, что подтверждает доклад Кикина Петру I в феврале 1708 года: «В доме вашего величества делают ныне хоромы, которые велено перенести, и в предбудущем месяце будут готовы «.

12 марта Кикин снова писал царю: «В доме вашем хоромы, которые перенесены в неделю хотя не все, однако поварня и другие будут готовы»
Рядом с Летним домом Петра I к тому времени уже был прорыт небольшой гаванец.

Га́ванцем Петра I именовали ковшеобразную гавань у мыса (стрелки), образуемого Невой и Фонтанкой, так что узкая часть гавани впадала в Фонтанку. Он был построен мастером Иваном Матвеевым в начале работ по разбивке Летнего сада около 1704 года и использовался для подхода к саду на мелких судах. Известно, что в 1705 году Пётр I приказал углубить гавань везде на 8 футов и обложить стены её каменными плитами. По мнению ряда исследователей это было первое каменное мощение набережной Санкт-Петербурга. Именно Угрюмову было поручено заниматься его углублением.Таким образом, вода окружила здание с трёх сторон и подходила к самому крыльцу.

Гаванец был облицован известняковыми блоками, которые быстро обветшали и пришли в негодность. Если это сооружение в 1777 году было засыпано, то построенную одновременно с гаванцем набережную Невы у Зимнего дворца со временем реконструировали, заменив известняк на более стойкий гранит.

В январе 1711 года Пётр I распорядился перенести деревянное здание в другое место «близ Калинкина моста». На освободившейся площадке в мае начали сооружать фундамент для каменного Летнего дворца Петра I. Этот дом был построен на голландский манер, как любил Пётр I. Царь лично составил проект здания, после чего его скорректировал архитектор Доменико Трезини . Он стал одним из первых каменных жилых зданий Петербурга, наравне с Меншиковским дворцом, домом Головкина. Строительство Летнего дворца Петра I велось четыре года.

Пётр I жил в этом доме только с мая по октябрь. Потому дворец именуется Летним, имеет достаточно тонкие стены. Дворец невелик и прост по планировке: его размеры 25х15,9 м, высота до крыши — 8,1 м. Во дворце всего 14 комнат, две поварни, два внутренних коридора, высота комнат — 3,3 м. Планировка обоих этажей одинаковая. Мебельное убранство Летнего дворца почти не сохранилось.
В первом этаже Летнего дворца находились покои Петра, во втором — его жены Екатерины и детей. На первом этаже находилась приёмная царя. Здесь он принимал письменные просьбы и устные жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер , куда Пётр лично запихивал провинившихся и потом сам же выпускал их. Из первой приёмной можно было попасть в большую комнату — вторую приемную»Ассамблею «. Она украшена плафоном «Триумф России» (Г. Гзелль, 1719). Между окнами стоит «Адмиралтейское кресло» Петра I, ранее стоявшее в Адмиралтейской коллегии. На стенах портреты Петра и его сподвижников — Б.П.Шереметева, Ф.М.Апраксина, А.Д.Меншикова и др. За Второй приемной — узкая комната, где находилась одежда Петра.

Далее — кабинет . Интерьер кабинета украшают: изразцовая панель с изображением жанровых сценок, пейзажей, кораблей, изразцовая печь. Живописный плафон работы начала XVIII в. аллегорически изображает победу России над Швецией в Северной войне. В комнате представлены несколько вещей Петра I: корабельные часы с компасом, дубовый шкаф с резьбой, модель галеры, рабочее кресло. В кабинете Петр проводил, по-видимому, немного времени. Петр вставал в пятом часу утра, потом секретарь читал ему дела. После завтрака, в шесть часов Петр отправлялся на строительные работы, в Сенат или в Адмиралтейство. После обеда, в четыре часа, он работал, читал голландские газеты, много времени проводил в токарной мастерской. Вечером Петр отдыхал — ездил на ассамблеи или веселился дома.


Смежная с кабинетом комната — спальня . На плафоне здесь изображен бог сна Морфей с маковыми головками в руках и спящие амуры. В спальне находится реставрированная в 1953 г. кровать с балдахином. В большом камине (частично переделанном в XIX в.), по преданию, прятался шут Балакирев.

Следующая, угловая комната — Токарная (Кофейная) . Токарная служила механической мастерской. Петр знал 14 ремесел, и это была его любимая комната. Здесь он не только увлеченно работал на станках, но и принимал сановников, решал государственные дела. Вход в Токарную был строго ограничен. В современном музее в этой комнате представлены станки, изделия, выточенные Петром из дерева и кости, одежда Петра I.


К Токарной примыкает столовая . Плафон в этой комнате прославляет деятельность Петра: перед его портретом изображена коленопреклоненная женщина, символизирующая Россию.

В глубине комнаты — окно в Поварню (кухню), через которое подавалась еда. Поварня сохранила облик начала XVIII в. Стены комнаты облицованы изразцами, над очагом устроен навес, в мраморной раковине мыли посуду. Вода подавалась насосами.

На втором этаже находилась приёмная императрицы Екатерины, тронный зал и кухня с печью, в которой Екатерина I пекла своему супругу пироги. Здесь особенно интересен Зеленый кабинет , сохранивший первоначальный облик. Кабинет украшен позолоченными пилястами, резьбой по дереву, овальными медальонами с изображениями четырех частей света. В углу — камин со скульптурными изображениями амуров. В нишах стен — три шкафа, застекленные маленькими стеклами. Здесь представлены экспонаты из коллекции Кунсткамеры.


Первая система канализации в Санкт-Петербурге появилась именно в Летнем дворце. Вода подавалась в дом насосами, уходила в Фонтанку. Работе проточной канализации способствовало то, что здание с трёх сторон омывалось водой, движущей силой было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года Гаванец был засыпан, система канализации действовать перестала.

Подсобных помещений, кроме поварен, в Летнем дворце не было. Для них вдоль Фонтанки было построено другое здание, известное как «Людские покои «. Именно в этих помещениях находились знаменитый Янтарный кабинет , анатомическая коллекция Рюйша , библиотека Петра I. Летний дворец с людскими покоями соединяла специальная галерея.

Летний дворец служил местом приёма Петром I посетителей с их письменными просьбами. Здесь же проводились государственные совещания министров под руководством императора. После одного из таких совещаний в вестибюле Летнего дворца было совершено покушение на Петра I одним из раскольников. После этого его единоверцам было повелено носить на одежде лоскут из красно-жёлтой ткани, дабы отличать их от других людей.

Фасад здания украшен 28 барельефами работы архитектора Андреаса Шлютера, на которых изображены события Северной войны.

Андреас Шлютер приехал в Россию в 1713 году и жил в Летнем дворце ещё до окончания его строительства.

Над дверью — фигура Минервы (богиня мудрости) в окружении победных знамён и военных трофеев.

Барельефы посвящены преимущественно мифологическим сюжетам и в аллегорической форме отражают события царствования Петра I, прославляют победу России в Северной войне и возвращениии России северных морей. В большинстве барельефов фоном служит море с изображениями петровских галер. Многие мифологические сюжеты у современником Петра ассоциировались с конкретными историческими событиями.

Южный фасад:

Крайний слева барельеф изображает похищение богом подземного царства Плутоном Прозерпины — богини плодородия (1ю). Колесницу с героями сюжета кони уносят в Таратар. Парящий амур символизирует любовь Плутона к богине. Барельеф (2ю): Аталанта и Гиппомен. Аталанта обещала стать женой того, кто победит ее в беге, Гиппомен на бегу трижды бросал золотые яблоки, и Аталанта трижды останавливалась, чтобы подобрать их. Барельеф (3ю): Бой Персея с Медузой. Герой уже занес меч над поверженным чудовищем. На помощь спешит богиня Афина. Барельеф (4ю): Юпитер. Царь богов Юпитер с орлом и громовидными стрелами, у его ног богиня в короне. Правее главного входа Барельеф (5ю): Посейдон и Афродита. На колеснице-раковине, впряженной в тройку морских коней, бог морей Посейдон и его супруга Афродита. Барельеф (6ю): Диана. Богиня охоты Диана с собаками на берегу моря. Крайний справа Барельеф (7ю): Венера и Адонис. Венера удерживает своего возлюбленного Адониса, который отправляется на смертельную охоту.

Восточный фасад:
Барельеф (1в): Спящий мальчик на дельфине. Барельеф (2в): Мальчик (Амур?), ухватившись двумя руками за бороду морского козерога, несется по волнам. Барельеф (3в): Улыбающийся мальчик (Амур?) на дельфине мичтся по морю. Барельеф (4в): Амур верхом на морском коньке. Барельеф (5в): Европа с быками. Сцена, предшествующая похощению Европы Юпитером. Барельеф (6в): Актеон и Диана. Юноша Актеон, превращаемый богиней Дианой в оленя, спасается от своих собак.

Западный фасад (обращенный в сторону сада)
Барельеф (1з): Диана с нимфами. Богиня охоты Афродита купается со своими подругами-нимфами. Актеон, наблюдавший за ними, превращен разгневанной богиней в оленя. Барельеф (2з): Арион с лирой плывет по морю на своем спасителе-дельфине. Барельеф (3з): Бог Аполлон преследует нимфу Дафну, спасаясь, она превращается в дерево. На заднем плане видны парусные галеры петровских времен. Барельеф (4з): Богиня Венера, рожденная из пены морской, окруженная своей свитой — тритонами и нереидами. Барельеф (5з): Похищение царевны Европы богом Юпитером, принявшем облик быка, купидоны олицетворяют любовь. Барельеф (6з): Персей и Андромеда. На крылатом Пегасе Персей спешит спасти прикованную Андромеду от дракона. Адромеда в начале XVIII в. символизировала русскую землю, захваченную шведами, Персей — Петра-освободителя.

Северный фасад (обращенный к Неве)
Барельеф (1с): Амур в схватке с морским чудовищем. Барельеф (2с): Амур, играющий со львом. Барельеф (3с): Амур с мечом и шлемом шествует по волнам с морским слоном. Барельеф (4с): Бог природы Пан у куста камыша, в который превратилась преследуемая им нимфа, два купидона смеются на Паном. Барельеф (5с): Юпитер обрушивает стрелы молний на морских чудовищ. Барельеф (6с): Латона и ликийские крестьяне. Крестьяне, не давшие напиться воды Латоне, Аполлону и Диане, были превращены в лягушек. Барельеф (7с): Венера, рожденная из пены морской, плывет по морю, сопровождаемая Амуром. Барельеф (8с) Богиня Афина на облаке спускается к морю, где ее встречает сирена. Барельеф (9с): Нереида (морское божество) на морском коне.
Со всей достоверностью раскрыть аллегорический смысл каждого из барельефов сложно, но в той или иной степени все барельефы символизируют победу в Северной войне.
На крыше Летнего дворца в 1714 году был укреплён флюгер , показывающий не только направление ветра, но и его силу. Флюгер механически был связан с устройством, которое показывал эти параметры на своеобразном табло внутри здания. Этот прибор был заказан Петром I в Дрездене у придворного механика. Флюгер украшала позолоченная фигура Георгия Победоносца .


После смерти Петра I, в недолгие годы царствования Екатерины I, в Летнем дворце часто заседал Верховный тайный совет — фактически высшая власть в стране, поскольку указ об учреждении этого органа гласил: «Никаким указам прежде не выходить, пока они в тайном совете не обсуждены».

Последующие сведения о Летнем дворце скудны. Летом 1728 г. в нем велись ремонтные работы (видимо, не только косметические, т.к. кроме белил и охры ко дворцу доставлялись кирпичи и черепица).

В 1740-х гг., после постройки растреллиевского Третьего Летнего дворца, Летний дворец Петра I был запущен, во дворце жили белошвейки и прачки, обслуживавшие царский двор В 1751 г., очевидец писал, «над большими покоями, в верхних аппартаментах, где и ныне живут белошвейки… потолки провалились».

Затем дворец стали приспосабливать для нужд чиновников. Соответствующие ремонтные работы вносили изменения в облик исторического здания. В 1753 г. в покои дворца вселился адмирал Голицын.

В 1815 г оду здесь жил военный министр князь Горчаков , в следующем году — министр юстиции князь Лобанов-Ростовский , в 1822 — военный генерал, губернатор граф Милорадович , после него — министр финансов Канкрин . Да и значительно позже, в начале XIX в., Летний дворец использовался как дача петербургских сановников.

Наводнение 1824 г. Летний дворец затопило до середины окон первого этажа. Это нанесло зданию значительные повреждения, которые однако же были «исправлены с соблюдением прежнего вида». Об этом событии напоминает старинная бронзовая доска, демонстрирующая уровень подъёма воды.

К 1934 г. Летний дворец был отреставрирован, в нем открылся музей, посвященный Петру I.

Во время Великой Отечественной войны воздушная волна от взрыва сорвала несколько оконных рам. Музейные экспонаты к тому времени уже были вывезены, на месте оставались только большой стол из Зеленого кабинета и медный бак из Поварни.

В ходе ремонтно-реставрационных работ 1961-1964 гг. были восстановлены барельефы на фасадах дворца, воссоздана мелкая расстекловка окон, расчищены и реставрированы плафоны и другая живопись в комнатах дворца.

В начале XXI века проведена новая реставрация Летнего дворца в Летнем саду.

К. П. Беггров. Вид дворца Петра I в Летнем саду. Литография по рисунку В. С. Садовникова. 1830 год

О петровской резиденции в Летнем саду Санкт-Петербурга.

Кажется, редкий исследователь, занимающийся «Летним домом» — так называли в начале XVIII века дворец Пет­ра I, — не сетовал на дефицит источников, имеющих отношение к этому зданию архитектора Д. Трезини. «О постройке [Летнего дворца] не сохранилось верных сведений», — писал в 1839 году литератор А. П. Башуцкий. «История Летнего дворца еще не выяснена», — резюмировал в начале XX века искусствовед И. Э. Грабарь. «Ранняя история царской летней резиденции овеяна легендами», — вторит им археолог В. А. Коренцвит. Задвинутый в угол Летнего сада небольшой двухэтажный дом царя менее всего походил на резиденцию всесильного монарха. «Петр I заложил его скорее для своего развлечения, нежели имея в виду построить императорский дворец», — отмечал в 1735 году шведский ученый К. Р. Берк. Прусский чиновник И. Г. Фоккеродт, видимо, бывавший во дворце еще при жизни Петра, и вовсе называет трезиниевское творение «жалким домом, нисколько не соразмерным со всем остальным». По его словам, Летний дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нем». Причиной тому Фоккеродт считал плохой вкус русского монарха, любившего маленькие низенькие покои. «Чертеж, представленный одним голландским зодчим, с тесными комнатами и удачно выгадывавший свободное место, — пишет чиновник о каком‑то петровском строении, — навсегда удержал у Петра преимущество перед тем планом, который начертил с большим вкусом один итальянский или французский зодчий». Иногда высказывается мнение, что царь, построивший себе столь неприметный внешне дворец, желал жить в нем как частное лицо, между тем как дворец князя А. Д. Меншикова имел «представительские функции». Едва ли это верно. Источники сообщают: летнюю резиденцию Петра I посещали иностранные послы, видные сановники, архитекторы. Например, в октябре 1722 года «в Летнем доме Его Императорского величества <…> был консилиум» о каменном строительстве в Петербурге, где, помимо царя, присутствовали начальник канцелярии городовых дел У. А. Синявин и архитекторы Д. Трезини и Стефан ван Звитен. Здесь же проходили и увеселения: шотландец П. Г. Брюс, служивший при Петре I, сообщает, что тот часто давал балы и устраивал приемы в своем Летнем дворце, «а не у князя Меншикова, как прежде». Аудиенции послов тоже проходили в Летнем дворце, о чем упоминает один из участников польского посольства, посетившего Петербург в 1720 году. Свидетельство неизвестного автора, фигурирующего в литературе как «поляк‑очевидец», чрезвычайно ценно, поскольку является единственным описанием внутренних покоев Летнего дворца эпохи Петра I. Царь повел посла за собой во дворец, «очень красиво украшенный различной китайской обивкой». В трех комнатах поляк увидел бархатные кровати с широким позументом, множество зеркал и украшений. Пол — мраморный. Кухня — «как комнаты в других дворцах». В поварне — насосы для подачи воды, шкафы для серебряной и оловянной посуды. Знакомясь с «оснащением» царской кухни, невольно приходишь к выводу: именно со строительством Летнего дворца Петр получил наконец хорошо налаженный быт. Во всяком случае, теперь уже анахронизмом представляются слова датского посланника Ю. Юля, писавшего в 1709 году о первом Зимнем дворце следующее: «Царь кушал у себя дома. Любопытно, что повар его бегал по городу из дома в дом, занимая для хозяйства у кого блюда, у кого скатерти, у кого тарелки, у кого съестных припасов, ибо с собою царь ничего не привез». Обращает на себя внимание и такой факт: хотя Петр уже несколько лет жил в своей новой резиденции, она все еще не была закончена — очевидно, постоянное отсутствие в столице в связи с войнами мешало Петру контролировать процесс отделки дворца. Вместе с тем монарх не мог не заметить, как быстро перестраивался и видоизменялся дворец А. Д. Меншикова, что вызвало высочайшее недовольство. Австрийский резидент в России О. Плейер сообщает о нагоняе, который Петр I устроил светлейшему князю в день именин последнего 23 ноября 1714 года. Упрекнув фаворита в многочисленных растратах, царь в гневе бросил ему: «Ты, князь, всегда хорошо строишь: в конце лета ты велел снес­ти у себя половину дома, а к зиме он уже снова отстроен, и не как старый, а лучше и выше. Ты начал и дом для гостей в конце лета, который больше моего, и твой больше чем наполовину готов, а мой нет». Исследователи нередко сходятся во мнении, что дворец Петра I в Летнем саду является подражанием загородным голландским виллам. Действительно, в экспликации к плану 1740‑х годов из коллекции Тринити‑колледжа в Дублине (Ирландия), этот дворец обозначен как «голландская усадьба, в которой царь Петр I cо всей своей семьей проживал». Сохранилось, кстати, высказывание на сей счет самого хозяина «голландской усадьбы», слышанное очевидцем. Судя по всему, Петр не рассматривал трезиниевские палаты как окончательный вариант, а помышлял в будущем — вероятно, после окончания войны со Швецией — возвести в саду более соответствующую своему сану резиденцию: «Поживем пока, как добрые голландские граждане живут, — говорил он Екатерине, — а как с делами управлюсь, построю тебе дворец, и тогда заживем, как государям жить пристало». Согласно «Походным журналам» Пет­ра I, монаршее семейство перебиралось из Зимнего в Летний дворец в апреле или в мае (видимо, в зависимости от погоды). Например, в 1715 году переезд состоялся 16 апреля, а в 1720‑м — 21 мая. Возвращались на «зимние квартиры» с первыми холодами, которые наступали в октябре. Вслед за семьей переезжала «Кабинет-Канцелярия» во главе с А. В. Макаровым, занимавшая, очевидно, первый этаж соседних с дворцом Людских покоев (в описи этого здания на первом этаже под № 11 значится: «Казенные от Макарова»…