Заказ экскурсий Online. Афинский Акрополь — знакомимся с главным символом Греции

В давние времена на высоком холме Акрополе был воздвигнут город Кекропия, позже получивший новое имя - Афины. Любоваться Акрополем в Афинах лучше на восходе или закате, именно в это время руины былого великого города оживают, и кажутся отстроенными заново.

История афинского Акрополя

Обратимся немного к истории города. Основателем Афин считается царь Кекроп. Этому великому человеку приписывается основание 12 греческих городов, введение запрета на человеческие жертвоприношения, и, главное, введение культа Зевса Громовержца. Приход величия богини Афины происходит во времена правления другого царя - Эрехтония, именно в годы его правления город переименовывается в Афины.

Примерно во II тысячелетии до нашей эры территория Акрополя полностью вмещала в себе Афины. Он был обнесен мощными стенами. На западной пологой стороне было возведено особо прочное укрепление Эннеапилон «Девятивратие». За стенами располагался дворец афинских царей. Именно в нем позднее было размещено святилище Афины, а по мере разрастания города Акрополь стал религиозным центром, посвященным покровительнице города.

Архитектура афинского Акрополя

Возведение ансамбля афинского Акрополя началось после великих побед греков над персами. В 449 году был утвержден план Перикла по украшению этой территории. Афинский Акрополь должен был стать великим символом великой победы. Не жалелось ни средств, ни материалов. Перикл мог получить на это дело все, что хотел.

Тонны материала подвозились к главному холму греческой столицы. Трудиться на этом объекте для всех считалось гордостью. Сразу несколько великолепных архитекторов были задействованы здесь, но главная роль отводилась Фидию.

Пропилеи афинского Акрополя

Архитектором Мнесиклом были созданы здания Пропилей, являющиеся входом в Акрополь, украшенным портиками и колоннадой. Подобное сооружение вводило посетителя священного места в абсолютно новый мир, не похожий на обыденную реальность. На другом конце от Пропилей была установлена статуя самой покровительницы города Афины Промахос, исполненной лично Фидием. Говоря о Фидие, можно обмолвиться, что именно из его рук вышла знаменитая статуя Зевса в Олимпии , ставшая одним из семи чудес света древнего мира . Шлем и копье воительницы Афины видели даже проплывающие Аттику мореходы.

Парфенон – первый храм

Главный храм афинского Акрополя - Парфенон. Раньше в нем находилась еще одна статуя Афины Парфенос, также изготовленная Фидием. Статуя была выполнена в хризоэлефантинной технике, как и Зевс Олимпийский. Но до нас это чудо не дошло, поэтому остается только верить слухам и изображениям.

Выполненные из мрамора колонны Парфенона за много веков утратили свою первоначальную белизну. Сейчас его коричневатые колонны красиво выделяются на фоне вечернего неба. Парфенон был храмом Афины Полиады-Градохранительницы. Такое название в силу положения постройки обычно сокращали до Большого храма или даже просто Храма.

Возведение Парфенона велось в 447-428 годах до нашей эры при руководстве архитекторами Иктином и его помощником Калликратом, разумеется, не без участия Фидия. Храм должен был стать воплощением демократии. Для его возведения были произведены большие расчеты, именно поэтому здание удалось сделать всего за 9 лет. Прочая отделка продолжалась до 432 года.

Эрехтейон – второй храм

Второй храм Акрополя - старый Эрехтейон, также посвященный Афине. Между Эрехтейоном и Пантеоном было функциональное различие. Пантеон предназначался для общественных нужд, Эрехтейон, по сути, был храмом жрецов.

Храм по легенде был построен в месте спора Посейдона с Афиной за право власти в Афинах. Разрешить спор должны были стать старейшины города, по их желанию власть отдавалась тому из богов, чей дар окажется самым полезным для города. Посейдон сделал поток соленой воды из холма Акрополя, Афина же вырастила оливковое дерево. Дочь Зевса была признана победителем, а оливковое дерево символом города.

В одном из помещений храма остался след от удара трезубца Посейдона о скалу. Рядом с этим местом находится вход в пещеру, где по еще одному преданию жила змея Афины, являющаяся олицетворением славного царя-героя Эрехтония.

В этом же комплексе находится могила самого Эрехтония, а в западной части храма располагается колодец с соленой водой, как бы появившийся по воле все того же Посейдона.

Храм Афины Ники

Афина в Акрополе нашла свое воплощение в еще одном виде - Афины Ники. Первый храм, посвященный богине победы, был разрушен еще во времена войн с персами, поэтому после заключения перемирия было решено восстановить святилище. Храм был построен Калликратом в 427-424 годах до нашей эры.

— это сердце и главная туристическая достопримечательность Афин и Греции. Хорошо видный со всех сторон (в запрещено строительство
высотных зданий, чтобы не закрывать вид на Акрополь ) он служит прекрасным ориентиром для передвижения по городу.

Ежегодно Акрополь Афин посещают миллионы туристов и путешественников со всех уголков планеты.

Акрополь с древнегреческого языка переводится как укрепленное место в городе.
Акрополь является древнейшим населенным местом Афин. Уже во времена архаического периода здесь располагались величественные храмы и скульптуры, которые поздние поколения греков считали наследием циклопов. В Микенский период (15 -13 в до н.э) Акрополь являлся царской резиденцией.

Именно здесь находилась резиденция легендарного Тесея (победителя Минотавра), если, конечно, его личность не была мифической.

Во время греко-персидских войн Акрополь был полностью разрушен персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после победы над персами и изгнания врагов из Эллады . В 447 г. до н.э. под руководством знаменитейшего скульптора на Акрополе началось новое строительство. , храм Ники, Эрехтейон — это те шедевры, которыми мы наслаждаемся и по сей день.

Ворота Бюле

Эти ворота названы в честь французского архитектора Эрнеста Бюле , который в 1825 году производил раскопки Акрополя. Это одни из двух ворот Акрополя, которые были сделаны в крепостных стенах после набега герулов в 267 году.

Святилище Афродиты Пандемос

Справа от ворот Бюле находятся развалины храма Афродиты . В настоящие время от храма остался лишь архитрав украшенный гирляндами и голубями.

Святилище Артемиды Бравронии

Этот храм находился в восточной части Акрополя , недалеко от развалин микенских стен. Храм представлял собой дорийскую колоннаду с двумя крыльями в форме “П”. Создание храма приписывается Писистрату, который происходил из района Бравронии,
где культ Артемиды был широко распространен. В боковых крыльях колоннады храма хранилось две статуи богини: первая – древняя деревянная статуя, изображающая богиню сидящую на троне, и вторая, которая была творением скульптора Праксителя .

Халкотека

Восточнее храма Артемиды находилась Халкотека , здание, которое использовалось для хранения металлических предметов, относящихся к культу богини Афины . Здание было построено в середине 5 века до н.э., а в римский период была произведена реконструкция здания.

На Южном склоне Акрополя находится самый древний из известных театров,- театр Диониса (бога виноделия). По легенде жители Афин убили Диониса, когда он прибыл в Аттику и впервые дал попробоватьлюдям вино, подумав что Дионис пытается их отравить. Потом одумались и стали очень бурно отмечать дионисии — празднества в
честь ими же убитого бога. В конце концов, это все привело к созданию театра. Именно в этом театре впервые были показаны шедевры Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана .

В 6 – ом веке до н.э. правивший в Афинах тиран Писистрат привил культ Диониса в Афинах и организовал Великие Дионисии, которые проводились в течение марта – апреля. Примерно в то же время в Афинах появился поэт Феспид , выходец из демоса Икария. Он ввел в дионисии первого актера и сам стал писать тексты, которые должен
был читать актер и участники хора. До Феспида эти тексты были чистой импровизацией хористов. Феспид также стал посвящать тексты не только событиям из жизни Диониса , но также другим героям греческой мифологии и реальным историческим персонажам. Были придуманы и введены также актерские маски, так как одному и тому
же актеру приходилось играть множество ролей.

В 4-ом веке до н.э., во времена правления Ликурга , деревянные зрительские ряды были заменены на каменные и с тех пор уже не изменялись. Сцена же театра подвергалась перестройки множество раз.

В театре 78 зрительских рядов, которые разделяются проходом на две зоны. Проход является одновременно и частью Перипата – дорожки, которая окружает священную скалу Акрополя .

Передние мраморные зрительские ряды, 67 сидений, предназначались в древности для правителей, архонтов и жрецов. В центре передних рядов расположен трон главного жреца храма Диониса Элефтерия .

Римляне дважды изменяли театр. Один раз во время правления императора Нерона, в 1-ом веке нашей эры и другой раз во времена правления Федра, в 3 веке нашей эры.

Фризы, которые сегодня можно увидеть на авансцене театра, изображают сюжеты из мифов о Дионисе. Первый фриз изображает рождение бога: сидящий Зевс , а перед ним Гермес с младенцем Дионисом на руках, по краям Куриты танцуют боевой танец с оружием в руках. Затем изображен Икар , приносящий в жертву Дионису козу, а
справа изображен один только Дионис со своим другом Сатиром.

Храм Августа

Неподалеку от восточного входа в Парфенон находился храм Ромы и Августа . Храм был построен в 27 году до н.э. тогда, когда Октавиан получил звание Августа. Это был небольшой круглый храм с диаметром 8,50 метров и 9 ионическими колоннами. На подножии колонн существовала надпись, которая гласила, что храм посвящен Роме и
Августу от благодарных афинян.

Святилище Зевса Полиея

На севере-востоке от Парфенона находятся развалины Храма Зевса . Он состоял из четырехугольной ограды, внутри которой была отдельная огороженная территория с маленьким храмом и залом даров. В храме в честь Зевса осуществлялся ритуал Дииполии.

У входа в Акрополь находится также театр Ирода Аттики. Тиберий Клавдий Ирод Аттический был одним из самых богатых афинских граждан, а также римским наместником в провинции Азия. Кроме всего прочего он был известным философом и являлся учителем Марка Аврелия .

В 161 году н.э. в память о своей жене он построил Одеон (театр) в
Афинах. Это прекрасно сохранившийся образец римской архитектуры в Афинах.
Театр имел сцену длиной 35,4 метра построенную в два этажа и был
устлан белыми и черными мраморными плитами из каменоломен Кариста.
Вместимость театра составляла до 5.000 человек. Крыша театра была сделана из дерева кедра.

Помещение театра было отстроено заново и сегодня в театре проводится Афинский Фестиваль , на котором вниманию зрителей свое искусство представляют лучшие театры мира.

Медная статуя Афины

На территории Акрополя находилось множество даров и подношений от различных городов и простых жителей. Особенно ценным была статуя Афины . Статуя была установлена между Эрехтейоном и Пропилеями и была высотой в 9 метров. Согласно Павсанию, наконечник копья статуи и блеск ее шлема были видны кораблям, которые шли от мыса Сунион в Пирей.

Одеон Перикла

Восточнее театра Диониса находился знаменитый Одеон Перикла , построенный в 447 году до н.э. и предназначавшийся для музыкальных конкурсов. Одеон был уничтожен во время штурма Акрополя легионами Суллы в 86 году до н.э. и восстановлен царем Кападокии Ариобарзаном Вторым. Окончательно театр Перикла был разрушен герулами в 267 году до н.э.

Между театром Диониса и Одеоном Ирода Аттики расположена колоннада
Эвминия Второго (царя Пергама), которая была построена во 2 веке до н.э. в дар Афинянам. Колоннада имела в древности крышу и использовалась жителями в качестве променада для прогулок.

В 5 веке, с приходом христианства, стал церковью Богоматери. После завоевания Греции турками храм превратили в мечеть, а затем - в арсенал. был разобран.

В 1687 году во время после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть , и вдобавок при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты.

В 19 веке фризы и оставшиеся статуи Парфенона были вывезены в Англию, где их можно наблюдать в Британском Музее .

Музей Акрополя

Музей Акрополя был открыт в 1878 году. Первоначально здание музея располагалась в маленьком помещении сразу за Парфеноном.

Коллекция музея состоит из экспонатов, которые были найдены во время археологических раскопок Акрополя .

К его сокровищам относятся сохранившиеся части фризов Парфенона а также скульптуры греческих мастеров 5 века до н.э.

Экспонаты музея выставлены в хронологическом порядке. Это фронтонные скульптуры храмов Акрополя с изображениями битвы богов с гигантами, сцены борьбы Геракла с различными мифическими существами, а также скульптура Мосхофороса, или молодого человека несущего на плечах теленка (570 год до н.э.)

Среди экспонатов музея представлена хорошо сохранившаяся метопа с южного фасада Парфенона, изображавшая битву лапифов с кентаврами. Жемчужинами музея являются оригиналы Кариатид с южного портика Эрехтейона. Статуи хранятся в помещении со специальным температурным режимом.

Памятка туристу

Акрополь открыт ежедневно с 8 утра и до 6:30 вечера.

Время работы Акрополя может немного изменяться в зависимости от
сезона. На Акрополь запрещено проносить любые сумки (их можно оставить у входа в Акрополь)

Входной билет стоит 12 евро, но по этому билету можно также посетить Агору и Храм Зевса .

Акрополь на карте Афин

Акрополь в Афинах это визитная карточка Греции, сюда съезжаются туристы со всего света. По количеству продажи билетов и посещаемости он не уступает Колизею в Риме.

Не смотря на прошлые войны и природные катаклизмы, он простоял две тысячи лет (и еще простоит столько же) и до сих по поражает воображение своей величественностью и совершенством форм.

Подобные сооружения строили не только в , но и на территории Малой Азии (), в и Древнем Риме. Акрополь — это возвышенная часть города (строится на холме). Он служил убежищем для знати на случай войны. На его территории строились дворцы, правительственные здания, храмы божеств-покровителей. Не смотря на перенесенные катаклизмы, Афинский Акрополь сохранился лучше всех из ныне существующих. По сей день ведутся активные работы по его реставрации.

История

Еще во времена архаики были заложены первые храмы. В VII-VIдо н.э. началась активная застройка холма. Он служил царской резиденцией. В 447 г. до н.э. началась перестройка комплекса знаменитым скульптором того времени Фидием. Комплекс получил тот архитектурный облик, который известен нам сейчас. Постепенно величайший памятник культуры ветшал, Афины превратились в провинциальный город Римской Империи.

Панорамная прогулка по улица возле Акрополя в разы интереснее, чем сами руины (:

В Византийский период храм богини Афины, покровительницы города (Парфенон) стал христианской церковью. С наступлением турок в XV веке весь храмовый комплекс был превращен в мечеть, а затем в склад боеприпасов и арсенал. В XIXвеке Греция стала независимой страной, с этого момента стал активно восстанавливаться древний облик Акрополя. Застройка, произведенная на территории в Средние Века и Новое Время, была ликвидирована.

Все скульптуры, которые находятся на территории Акрополя в Афинах заменены копиями, оригиналы хранятся , и Музее Акрополя.

Как выглядит Акрополь

К сожалению, в настоящий момент — это руины . Да, ведутся крупные работы по его восстановлению отдельных его объектов, но до завершения работ очень далеко.

Высота холма, на котором построен памятник, 300 метров. Забравшись на него, вам откроется прекрасный вид на Афины. Акрополь состоит из 21 элемента, которые связаны между собой в один архитектурный ансамбль.

Храм Парфенон в Афинах

Парфенон — ключевой храм Акрополя, сохранился лучше всех. Создан из белого мрамора, со временем он пожелтел. Считается самым древним зданием в мире, ведь его возраст насчитывает две тысячи лет! Его история — история и культура всей Греции.

В Театре Диониса до недавнего времени ставили древнегреческие комедии и трагедии, но сейчас он частично закрыт на реконструкцию (должна завершиться в 2015 году).

Архитектура храма Эрехтейон имеет необычную асимметричную планировку, а еще в нем было найдена масса реликвий, которые хранятся в музеях всего мира.

Фотографии

Полезная информация

Приезжайте к открытию или за несколько часов до закрытия, чтобы не стоять в большой очереди за билетом и прогуляться по комплексу без сильной жары. Запаситесь водой, придется забираться на 300-метровый холм. На подъеме вас ждет довольно крутая лестница, будьте осторожны.

Входной билет стоит 12 евро, его можно приобрести на месте. Для студентов и пенсионеров скидки. Очередь большая, но движется она очень стремительно. Билет действует четыре дня. Если не хватит сил посмотреть все сразу, всегда можно вернуться. В зимнее время по воскресеньям вход бесплатный.

Время работы: с 8:00 до 20:00 часов, в понедельник выходной.

Быстрее всего можно добраться на метро. Доезжайте до станции «Акрополи», оттуда следуйте указателям, которые на каждом шагу.

Акрополь на карте

Acropolis of Athens, Athens 105 58, Греция

Афинский акрополь – древнейший архитектурный памятник Греции, который является уникальным объектом античной культуры, мировым наследием, сохранившим величественность и органическую составляющую.

Греческое слово «Акрополь» состоит из двух частиц: «acro» и «polis», что переводиться, как «верхний город». В других источниках можно встретить несколько иные, однако, схожие по смыслу трактовки – «укрепленный город», «крепость».

Афинский Акрополь часто называют сердцем Афин, главную туристическую достопримечательность Греции ежегодно посещают миллионы туристов, приезжающих со всего мира. В разные исторические периоды, территория укрепления многократно подвергалась разрушениям, возведенные сооружения превращались в руины, страдали от безжалостных ограблений. Афинский акрополь служил своеобразной крепостью, о неприступности которой казалось, позаботилась сама природа. «Верхний город» расположен на природном известняковом холме с плоской вершиной, его высота составляет 156 м. Возвышенная площадка имеет крутые, обрывистые склоны, поэтому оставалась неприступной для вражеских войск. Афинский акрополь не нуждался в дополнительной защите, подъем на равнину был открыт только с западной стороны, в том направлении, где берег омывается морем. Дополнительной обороной служили густо растущие оливковые деревья.

В 1987 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО был добавлен Афинский Акрополь.

По уцелевшим развалинам Акрополя ученные по крупицам восстанавливают целые исторические периоды греческого государства, его культурные особенности, в частности, становление его столицы. Основание первых поселений берут свое начало в столь древних временах, которые многие считают мифическими.

Первые поселения
Начальные упоминания об уникальной крепости датируются задолго до наступления классического периода. Во времена архаики были возведены величественные храмы, необходимые предметы культа, скульптуры. При раскопках найдены культурные образцы соответствующие эпохе раннего и среднего бронзового века.

Согласно легенде основателем Акрополя считают первого царя Афин — Кекропса, в его честь возвышенную территорию укреплений часто называли «Кекропия» или «Кекропс» (cecropia). В микенский период стены резиденции правителя были обложены крупными камнями. По одной из версий сделали это «циклопы», поэтому и стены называли «циклопическими».

Эпоха Средневековья и Архаический период


В VII веке до н.э. в Акрополе получил широкое распространение культ богини Афины, которая стала покровительницей города. Местность заняли правители – эвпатриды. Активное строительство развернулось ближе к VI веку до н.э. в период правления Писистрата. Были построены Пропилеи, возле которых позже происходили народные собрания. В районе холма Ареопага собирался Совет старейшин. Первому храму, возведенному в честь богини Афины, как и другим божественным сооружениям, удалось просуществовать недолго, они были разрушены во времена греко-персидских войн.

Строительство под руководством Перикла

Около 495-429 гг. до н.э. власть в Афинах принадлежала Периклу, великолепный стратег и вождь демократической партии стремился превратить город в политический и культурный центр всей Греции, в дальнейших планах было распространение демократического строя на остальные греческие полисы. В экономический и культурный период расцвета, между Персидскими и Пелопоннесскими войнами, были созданы великие шедевры, являющиеся образцами искусства для многих стран Европы. Этот период получил название Классического, от слова «classicos» — образец. Руководителем и автором художественной программы застройки стал знаменитый скульптор Фидий.

Работы осуществлялись по предварительно намеченному плану:

— Парфенон – главный храм Афины Парфенос (447-438 до н.э);

— Пропилеи – торжественные ворота, центральный вход (437-432 до н.э.);

— Храм Ники Аптерос (449-420 до н.э.);

— Храм Эрехтейон (421-406 до н.э.);

— Статуя Афина Промахос.

Памятники Афинского Акрополя на протяжении 20 веков пережили различные стихийные бедствия: пожары, наводнения, землетрясения, многочисленные войны и вражеские вторжения.

Эллинистический и Римский период

Во времена Эллинистического и Римского периодов, многие из существующих построек были отремонтированы, устранялись преимущественно возрастные разрушения и повреждения от военных артобстрелов.

В этот период были возведены несколько памятников прославляющих честь иностранных царей. Чуть позже началось строительство Храм Рима и Августа, сооружение располагалось поблизости Парфенона и имело круглую форму. Здание стало последним древним объектом, созданным на вершине холма и имеющим культурное значение.

В 3 веке возникла угроза нового вторжения, поэтому возобновились работы по укреплению стен и главных ворот. Акрополь снова использовали в качестве крепости.

Византийский, Латинский и Османский периоды

В более поздние периоды на территории Афинского акрополя происходили частые перемены. В Византийскую эпоху главный храм Парфенон был преобразован в церковь Девы Марии. Во времена Латинского периода правительство использовало возвышенные укрепления, как административный центр города. Парфенон выполнял функцию собора, на территории Пропилеи был расположен Герцогский Дворец.

После османского завоевания Греции, Парфенон использовался как гарнизон штаба турецкой армии, храм Эрехтейон превратили в гарем турецкого правителя. В 1687 году здания Акрополя повсеместно пострадали от пожаров и обстрелов во время Веницианско-турецкой войны. Наиболее серьезные повреждения получил главный храм, на территории которого находился пороховой склад. В Парфенон попал один из снарядов, от здания остались одни руины.

В 1821 году греки, сражаясь за независимость с Османской империей, в одной из битв осадили Афинский Акрополь. Когда у турецких военных начали заканчиваться боеприпасы, они решили вскрывать колонны Парфенона, чтобы добыть свинцовые укрепления, затем порезать их на пули. Узнав об этой новости, греки отправили противоположной стороне партию свинца, желая уберечь памятник от разрушений.

Освободив Афинский Акрополь, новое греческое правительство активно занялось восстановительными работами. Культурные объекты были взяты под контроль, ликвидировались сооружения более поздней застройки. Целью реконструкций заключалась в возвращении местности ее первоначального вида.

Архитектурный Ансамбль Акрополя

Главной составляющей, формирующей городской силуэт Афин является Акрополь. Не зря в древности эту территорию называли святилищем, знаменитый культовый центр стал уникальным памятником искусства.

Соединяясь в единое целое, сооружения и храмы образуют общий ансамбль, композиция имеет характерную пропорциональность. Представленная архитектура и многочисленные скульптуры являются лучшим образцом достижений древнегреческой культуры, здесь можно наблюдать тончайшую лепку, сложные архитектурные детали и рисунки.

Мало кто знает, что на территории Афин запрещено строительство многоэтажных зданий. Это решение напрямую связано с Акрополем, который сотни лет подряд служит незаменимым ориентиром для передвижения по городу. Достопримечательность видна с любого уголка и переулка. Люди старательно берегут эту традицию, ведь высотные постройки за считанные месяцы способны изменить чарующий и вдохновляющий панорамный вид.

Гордо возвышающийся над холмом Парфенон доступен для обзора даже с таких удаленных точек, как острова Саламин и Эгина. Одно из первых, что видели мореплаватели, подплывая к берегам, был блеск копья и шлема статуи Афины-Воительницы.

Выдающийся ансамбль-памятников мирового искусства наглядно демонстрирует величие древнегреческой культуры, и одновременно, зарождение и становление европейской цивилизации. Спустя тысячелетия сохранившиеся остатки сооружений не утратили своей исторической ценности, а с точки зрения художественного значения — получили статус «недосягаемого» образца искусства.

План местности и характеристика культурных объектов Акрополя

Композиционный ансамбль Афинского Акрополя построен с размахом, историческая территория имеет уникальные особенности. Просторную местность трудно охватить одним взглядом. До наших дней в первозданном виде сохранилась лишь небольшая часть исторических экспонатов, находящихся под открытым небом.

План местности Афинского Акрополя

1. Парфенон
2. Гекатомпедон
3. Эрехтейон
4. Статуя Афины Промахос
5. Пропилеи
6. Храм Ники Аптерос
7. Элевсинион
8. Бравронейон
9. Халькотека
10. Пандросейон
11. Аррефорион
12. Афинский алтарь
13. Святилище Зевса Полиея
14. Святилище Пандиона
15. Одеон Герода Аттического
16. Стоа Эвмена
17. Асклепион
18. Театр Диониса
19. Одеон Перикла
20. Теменос Диониса
21. Святилище Аглавры

Во времена древних греков подняться в Афинский Акрополь можно было по единственной узкой дороге. Исходя из оборонительных целей, вход был сделан с западной стороны. На проходе были построены торжественные ворота Пропилеи, план конструкции принадлежал архитектору Мнесиклу. Врата были выполнены из мрамора, облагорожены широкой лестницей, двумя портиками, которые поочередно устремлялись в сторону холма или города. На потолочной части Пропилеи были нанесены золотые звезды и синее небо. Первоначально подъемом на вершину служила 80-ти метровая тропа, ступени были сделаны в 1 веке римлянами при правлении императора Клавдия. Ближе к возвышению склона находилась поперечная стена, в ней строители предусмотрительно сделали пять входов. Центральный проход предназначался для торжественных шествий, в остальное время он закрывался бронзовой дверью. Врата являлись своеобразными границами святилища.

За Пропилеей следует Храм Бескрылой Ники, стены небольшого мраморного сооружения имеют четыре колонны. Строительство здания планировалось начать в 450 году, но реально приступить к возведению получилось лишь в 427 году, на строительные работы ушло около 6 лет. Архитектор Калликрат украсил храм изящной скульптурной лентой фриза, на ней были изображены эпизоды сражения греков с персами, образы олимпийских богов. Внутри храма была размещена деревянная статуя богини победы. Древние греки изобразили Нику в необычном образе, девушка была без традиционных крыльев, чтобы победа не смогла «улететь» от них. В руках статуя держала шлем и плод граната, который символизировал победоносный мир.

Величайшим памятником искусства, главным элементом Акропольского ансамбля является храм богини Афины, который более известен как Парфенон. Длина сооружения составляет около 70 м, ширина – чуть больше 30 м, по периметру размещены колонны высотой 10 м.

Внутри храма была расположена знаменитая скульптура Афина-Дева, ее создателем был главный архитектор Акрополя — Фидий. Фигура Афины составляла 12 метров. Статуя стояла на небольшом постаменте, в ее правой руке находился образ богини победы Ники, а в левой – копье. Победный дух и величественность скульптуре придавали дополнительные элементы, а именно щит, шлем, эгида, роскошное одеяние, символичная маска Медузы Горгоны. Лицо и руки богини были изготовлены из слоновой кости, оружие и элементы одежды вылиты из золота, натуральный блеск глаз был достигнут с помощью драгоценных камней.

Еще одним выдающимся архитектурным памятником эпохи древней Греции является Храм Эрехтейн, его автор остается неизвестным до настоящего времени. Здание расположено поблизости Парфенона. Происхождение храма связано с интересной легендой, которая глубоко переплетается с историей названия города. Древняя святыня посвящена Афине, Посейдону, знаменитому царю Афин – Эрехтею. Первые двое боролись за право покровительства городом, тогда Боги Олимпа предложили каждому сделать подарок для жителей и крупного греческого полиса.
По условиям, покровителем становился тот, чей подарок будет признан лучшим. Посейдон омыл берега города морской водой, а богиня Афина подарила оливковое дерево. Последний дар был признан более ценным, в честь новой покровительницы полис был назван Афинами.

Храм Эрехтейн выполнял своеобразную функцию хранилища, здесь были собраны самые ценные предметы: деревянная статуя богини-воительницы, священный пеплос, алтари Ифеста и Эрехтея. В этом месте совершались главные культовые обряды. Постройка объединяла несколько святилищ, однако ее размеры были небольшие. Уникальность храма заключается в том, что при строительстве намеренно западная часть здания сделана ниже на 3 метра восточной стороны. Данный прием был предпринят, чтобы скрыть неровность земной поверхности.

Акропольский комплекс кроме названных выше главных исторических объектов включает в себя следующие сооружения:

— Ворота Бюле. Запасной вход в Афинский Акрополь, который был сделан в крепостных стенах после сражений с герулами в 267 году. Раскопками этой местности в 1825 году занимался французский архитектор Эрнест Бюле, в его честь были названы тайные врата.

— Святилище Афродиты Пандемос. Храм Афродиты находился по правую сторону от ворот Бюле. В современное время от сооружения остались одни развалины и архитрав, который почетно украшен гирляндами и голубями.

— Святилище Артемиды Бравронии. Здание расположено с восточной стороны, вблизи развалин микенских стен. Создателем считается Писистрат, на его родине был распространен культ Артемиды. Храм выполнен в форме дорийской колоннады, к которой примыкали два «П» образных крыла. В боковых колоннадах размещались две статуи Артемиды, одну из них создал великий скульптор Пракситель, а вторая была изготовлена из дерева, автор остался неизвестен.

— Халкотека. Прямо за храмом Артемиды находилось здание, предназначенное для хранения предметов необходимых для культовых обрядов и поклонения богини Афины. Халкотеку предположительно строили в середине 5 века до н.э., здание было реконструировано в римский период.

— Храм Августа. В 27 году до н.э. с восточной стороны от Парфенона был возведен небольшой круглый храм с 9 ионическими колоннами. У подножья здания имелась надпись: «храм посвящен Роме и Августу от благодарных афинян».

— Святилище Зевса Полиея. В маленьком храме имени Зевса проводился ритуал Дииполии, сегодня от постройки остались завалы камней. Территория здания состояла из прямоугольной ограды, которой разделяла небольшой храм и зал даров.

— Театр Диониса. Достаточно большую площадь с южной стороны занимает самый древний театр, созданный в честь бога виноделия. Одна из легенд гласит, жители Афин лишили жизни Диониса, так как ошибочно считали, что он желает отравить их вином. В этот день было решено отмечать праздник Дионисса, в честь убитого бога. Массовые гулянья привели к созданию первого театра. Именно здесь впервые были показаны театрализованные представления Эсхила, Софокла, Эврипида и других.

Пройдя через целые эпохи, современный Афинский Акрополь не утратил былого величия. Знаменательное сооружение покоряет туристов своими масштабами, здесь каждый камень хранит многовековые тайны, пропитан историческими событиями.

Современный проект реставрации Афинского Акрополя.

Восстановление древнего облика и масштабные реставрационные работы на территории Афинского Акрополя начались лишь в конце XIX века, но в целом попытки первых реконструкций можно было назвать безрезультатными. В 70-е года XX века потребовалось немедленное вмешательство архитекторов и строителей для сохранения многовекового наследия. В этот период было принято решение о перенесении большей части скульптур и барельефов на территорию музеев, одной из главных причин, послуживших тому являлось – растущий уровень загрязнения окружающей среды.

Во время «спасательных» работ возникали новые, непредвиденные проблемы, фундамент многих построек был неустойчив. Большое количество уникальных архитектурных деталей находилось среди обломков, которые остались от былых пожаров, взрывов, землетрясений и прочих катаклизм. Сохранившиеся культурные образцы нуждались в бережном отношении, создании камерных условий, консервации.

Современный вид Акрополя лишь отдаленно похож на существовавший в «золотые» времена небольшой город. Многие культурные экспонаты уже не восстановить, они были безвозвратно уничтожены. Например: В XIII веке была вывезена в Константинополь восхитительная статуя Афины–воительницы, несколько позже она была сожжена и уничтожена. Для других сооружений реставрационные работы имеют настолько масштабный характер, что после их окончания здание теряет былую эксклюзивность и уникальность, в частности это касается Храма Бескрылой Ники.

Жители Греции возмущены, нежеланием Британского музея возвращать мраморные статуи Парфенона, которые были вывезенные в начале XIX века Лордом Элджином на территорию Англии. Британский музей заплатил за экспонаты Лорду 35 000 фунтов.

Крупные работы были посвящены проблеме разрушения мрамора. Со временем соединительные железные конструкции стали оказывать негативное влияние на натуральный камень, процесс был ускорен активными выбросами выхлопных газов в атмосферу. Мрамор постепенно стал превращаться в известняк. Для устранения проблемы понадобилось полностью извлечь железные конструкции и заменить их латунными. В некоторых случаях остановить химическое разрушение было невозможно, часть таких экспонатов была отправлена в музей, на их место установлены аутентичные копии.

Сегодня в Афинском Акрополе параллельно с техническими работами ведутся научные и археологические исследования. Целью работы ученных является обеспечение максимального соответствия проводимых работ строгим международным требованиям, которые предъявляются для реконструкции самых значимых исторических памятников. Проводимыми работами руководит Комитет по Сохранности Памятников Акрополя, финансирование обеспечивает Евросоюз и греческое государство.

Памятка туристу

Стоимость входного билета в Афинский Акрополь составляет 12 евро, 6 евро для студентов и пенсионеров из Евросоюза, бесплатно для детей и школьников. В эту цену дополнительно входит бесплатное посещение Агоры, Храма Зевса, театра Диониса, Библиотеки Адриана, Кладбища Древних Афин. Билет действует 4 дня с момента покупки.

Посещать Афинский Акрополь лучше с самого открытия, в 8 утра, ибо после 9 часов приезжают многочисленные экскурсии, и толпы туристов все заполоняют. Экскурсия по Афинскому Акрополю в среднем занимает 4-6 часов. Рекомендуется осматривать исторический ансамбль достопримечательностей в группе с экскурсоводом. В летний период обязательно наличие головного убора и достаточного количества воды. Обувь для посещения территории должна быть удобной, даже в сухую погоду протоптанные тропинки являются очень скользкими. Уделите время посещению нового современного музея Акрополя. Он находится в 300 метрах от достопримечательности. Стеклянное здание заметно выделяется на фоне общей панорамы, уникальный музей построен на месте археологических раскопок. Посещение музея оплачивается дополнительно, цена символическая – 1 евро.

Бесплатный вход:
6 марта (день памяти Melina Mercouri, актрисы, певицы, министра культуры)
5 июня (международный день окружающей среды)
18 апреля (международный день памятников)
18 мая (международный день музеев)
последние выходные сентября (дни европейского наследия)

Выходные: 1 января, 25 марта, 1 мая, Пасхальное воскресенье, День святого духа, 25, 26 декабря.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter , чтобы сообщить нам.

История Акрополя

По легенде, основателем Афин и Верхнего города стал получеловек-полузмей Кекропс. Именно он предпочел в качестве покровительницы богиню мудрости и воздвиг в честь нее первые храмы. В последующие столетия на их развалинах появлялись более пышные сооружения, пока все здания Акрополя, за исключением фрагментарно уцелевшего храма Гекатомпедона, в V веке не были разрушены персами. Во времена Перикла и непосредственно после его смерти холм украсили лучшие произведения античной архитектуры – Парфенон и Эрехтейон.

В эпоху раннего эллинизма и подчинения Греции Риму у подножия холма появилось несколько театров. Христиане превратили языческие храмы в христианские, не перестраивая их, но частично изменяя интерьеры. Пришедшие на Балканы в XV веке турки использовали здания Афинского Акрополя как мечети. Существенных изменений на холме не происходило до тех пор, пока венецианцы в XVII веке не обстреляли город из пушек. Многие храмы были разрушены, требующая гигантских затрат реконструкция их не завершена до сих пор.

В XIX веке часть скульптур, украшавших фасады храмов, были вывезены во Францию и Великобританию, спор об их принадлежности ведется и сегодня.

Архитектурные особенности Афинского Акрополя

Территория холма застраивалась постепенно, новые здания возводились на руинах или незаконченных фундаментах прежних. Работы замораживались на десятилетия из-за нехватки средств. В общем, и в древности холм почти постоянно представлял собой стройплощадку. Старейшие из сохранившихся объектов Афинского Акрополя, такие как Парфенон, выполнены на исходе господства в архитектуре строгого дорического ордера с массивными колоннами. В близких к ним по времени сооружениях, например в Пропилеях, наряду с дорическими уже проявляются элементы более декоративного ионического стиля. Более поздний Эрехтейон – образец ионического архитектурного ордера.

Парфенон – важнейший храм Древних Афин

Центральная, верхняя точка панорамы Акрополя – храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. Это вершина творчества зодчего Иктина, действовавшего, правда, не в одиночку, а с командой единомышленников. Материалом для храма стал добывавшийся поблизости белый мрамор, в солнечном свете приобретавший золотистый отблеск. Эти особенности камня стали заметны сейчас, а в античные времена храм и все статуи были раскрашены в яркие цвета – красный, синий, желтый.

Все работы, начиная с создания проекта и заканчивая украшением Парфенона, проводились при Перикле, с 447 по 432 гг. до н. э. По замыслу архитекторов, храм на Афинском Акрополе должен был превзойти все, существовавшие ранее. Формально это прямоугольное в плане здание, покоящееся на трех мраморных ступенях и окруженное по периметру колоннадой высотой более 10 м. Люди попадали в храм через западный вход с невысокими ступенями. То, что видят туристы сегодня, и есть ступени с колоннами.

Заслуга зодчих состоит в том, что они поставили законы оптики на службу архитектуре. Колонны расширяются в центре, угловые колонны и пол расположены под углом – все это создает у наблюдателя ощущение строгой прямолинейности. Кроме того, благодаря ухищрениям архитекторов, Парфенон выглядит строго пропорциональным с любой точки обзора – и с территории Нижнего города, и при приближении к нему.

Скульптуры Фидия

Гигантскую, 13-метровую статую Афины, не дошедшую до наших дней, подготовил для храма Фидий, автор одного из чудес света – статуи Зевса Олимпийского. Деревянная фигура вооруженной богини-воительницы, по предположениям историков, была декорирована драгоценными камнями, слоновой костью и золотом. Об этом косвенно свидетельствуют найденные записи, содержащие отчеты строителей о приобретенных материалах, – всего на статую ушло около тонны металла. Примерный внешний облик воительницы восстановлен благодаря сделанным в древности копиям, одна из которых хранится в Национальном музее Афин. Богиня в длинном одеянии и шлеме левой рукой опиралась на щит, а в протянутой к зрителям правой держала фигурку крылатой Ники.

Кроме Афины Парфенос, мастер вместе с учениками изготовил рельефные плиты-метопы для фриза Парфенона. Часть из них в XIX веке была вывезена лордом Элджином в Великобританию и сейчас экспонируется в Британском музее, в огромном отдельном зале, украшая мраморные стены на уровне глаз посетителей. Совсем недавно проходила выездная выставка собрания в санкт-петербургском Эрмитаже – беспрецедентный случай, поскольку до сих пор парфенонские скульптуры никуда не вывозились. Греция судится с Великобританией в надежде вернуть артефакты на родину, поскольку разрешение на их вывоз давали не сами греки, а турки, под гнетом которых находилась страна. Впрочем, в Греции тоже есть на что посмотреть: здесь сохранилось более 40 оригинальных плит. Скульптуры фронтона, в отличие от рельефов, почти не уцелели и дошли до наших дней только во фрагментах.

Дальнейшая история Парфенона

Храм частично пострадал от пожара еще в античности, затем, в VI веке, после окончательного упадка Афин, стал христианской церковью, посвященной Деве Марии. При переделке под нужды культа пострадали статуи и интерьер Парфенона, взамен прежнего декора появились росписи стен. При турках, начиная с XV века, здание служило мечетью. Все это время храм был в относительной сохранности, пока в 1687 году венецианцы в очередном конфликте с турками не обстреляли его, спровоцировав разрушение. Декоративные детали были частично вывезены за пределы страны. В конце XIX века начались реставрационные работы, не завершенные и по сей день.

Эрехтейон – память о легендарном царе

Храмы возводились не только в честь богов, но в память о смертных. Такой чести удостоился царь Эрехтей, который, по легенде, был захоронен в этих местах. По другому мнению, именно в этой точке Афинского Акрополя, где в 421-406 гг. до н. э. появился Эрехтейон, поспорили Афина и Посейдон за главенство в регионе. Побелила, как известно, Афина, но храм на всякий случай посвятили обоим. Правивший Афинами Эрехтей для богов тоже был не чужим: погиб он по велению разгневанного Посейдона. Живописные разноуровневые руины Эрехтейона расположены к северу от Парфенона. Здание выполнено из нескольких сортов мрамора – белоснежного паросского, золотисто-белого пентелийского и сероватого элевсинского.

В отличие от внешне прямолинейного, величественного Парфенона, Эрехтейон состоит из частей разной высоты. Причина кроется в неровности почвы – архитектору нужно было преодолевать особенности рельефа. За дело взялся Мнесикл: ранее он уже оправдал доверие Перикла, построив входные ворота в Акрополь – Пропилеи. Чтобы не обидеть богов, зодчий разумно разделил пространство храма: Афине досталась восточная часть, Посейдону и Эрехтею – западная. Южный портик Эрехтейона поддерживают кариатиды – фигуры женщин, заменявшие колонны. Сегодня на месте работ древних скульпторов установлены копии статуй, оригиналы хранятся в музее Акрополя и Британском музее.

История Эрехтейона повторяет путь Парфенона: здание пережило христианизацию и нашествие турок, но было разрушено в борьбе с венецианцами. Впоследствии итальянцы попытались сложить детали, как конструктор, так что общие очертания храма восстановились, но впечатление разрухи все равно осталось.

Пропилеи – главные ворота комплекса

Туристы попадают в Афинский Акрополь через западные ворота, Пропилеи. Шесть массивных дорических колонн центральной части входа напоминают Парфенон, основная часть которого к моменту строительства была завершена. Боковые ионические колонны, более легкие и декоративные, снимают ощущение напряженности. Некогда к воротам примыкала художественная галерея и библиотека – археологам удалось найти их следы и воссоздать их очертания в объемных моделях. Сейчас общий комплекс ворот в основном восстановлен, разрушенные колонны заменены копиями.

Храм Ники Аптерос

Перед главными воротами сохранился небольшой храм с четырьмя ионическими колоннами со спиралями-завитками наверху, по краям портиков. Святилище было призвано охранять вход в Акрополь. Некогда внутри стояла статуя Афины, обычная спутница которой – Ника, богиня победы. Обычно ее изображали крылатой, но этот храм – исключение, не случайно его покровительница получила имя Аптерос – «бескрылая». Причиной такого отступления от канонов, по легенде, считается маленькая хитрость афинян. Они лишили Победу крыльев, чтобы она никогда не улетала из города.

Храм воздвигли во время Пелопонесской войны, поэтому здание украсили рельефами с изображениями побед жителей Аттики над персами и спартанцами для дальнейшего вдохновения. Турки разобрали храм на строительные материалы, чтобы возвести укрепления от венецианцев. Сегодняшний храм восстановлен значительно позднее, оригинальные скульптуры отданы в Новый музей. Активная фаза работ не пройдена, поэтому храм Ники часто закрывают для посетителей.

Разрушенные объекты

Еще несколько объектов сохранилось в Акрополе в виде остатков фундамента или бесформенных руин. В восточной части комплекса расположено святилище Пандиона, названное предположительно в честь легендарного царя Аттики. Между Парфеноном и Эрехтейоном – Гекатомпедон, самый древний храм Афинского Акрополя. За сто лет до появления Парфенона он был основным святилищем покровительницы города Афины. От него осталось обнаруженное во время раскопок основание колонн и известняковые скульптуры, сохранившие остатки краски. Справа от Пропилей – скромные развалины святилища Артемиды и склада оружия. За Эрехтейоном находилось святилище Пандросы с алтарем Зевса и посаженным самой Афиной оливковым деревом. Неподалеку располагалось крошечное здание, в котором работали благородные девушки, ткущие пеплос, верхнюю женскую одежду, для статуи Афины на Панафинейские игры – крупнейшие соревнования Аттики.

Туристические маршруты по Акрополю

Не искушенному в археологии и архитектуре туристу сложно разобраться в древнегреческих развалинах: на первый взгляд, все руины похожи друг на друга, перемешаны периоды и стили. Чтобы не заблудиться, можно выбрать простые ориентиры. Главные ворота с запада – Пропилеи, скромный храм перед ними – святилище Ники. Самое крупное, видное во всех сторон прямоугольное скопление колонн – Парфенон. Здание поменьше, гармонично сочетающее колонны разной высоты и украшенные женскими фигурами портики – Эрехтейон. Гулять по Афинскому Акрополю можно и в темное время суток – объекты подсвечиваются мощными прожекторами.

Новый музей Акрополя

Афинский музей Акрополя, в котором хранились декоративные фрагменты зданий Верхнего города, был открыт в 1874 году. Со временем коллекция так разрослась, что имеющихся залов и запасников не хватало для хранения объектов. Новое здание, значительно превышающее старое по размерам, нужно было расположить недалеко от Акрополя. Злоключения с проектом начались в 70-е годы ХХ века и длились до конца столетия: то греческие власти не могли найти подходящих архитекторов, то земельный участок не выдерживал никакой критики. Наконец, строители начали копать землю под фундамент и обнаружили новые археологические находки. Работы в этом месте были заморожены, пока архитекторы не предложили проект, не затрагивающий земельный слой.

Трехуровневый комплекс был открыт в 2009 году, в 300 м к югу от комплекса, рядом со станцией метро «Акрополь». Его цокольный этаж опирается на сотню колонн, а стеклянный пол позволяет любоваться раскопками, проходящими под ногами посетителей. Через стеклянные стены открывается фантастический вид на Акрополь. На нижнем этаже работает кафе, в двух уровнях – сувенирная лавка и книжный магазин. В туристический сезон музей ждет гостей с 8 утра до 8 вечера, в пятницу – до 10 вечера, в понедельник – до 4 часов, зимой работает по сокращенному графику. Стоимость билета для взрослых – 5 евро.

Информация для туристов

Наибольшее число туристов приезжают в Афины с апреля по октябрь, хотя Акрополь принимает гостей круглый год. Осмотр комплекса займет около двух часов, планировать его нужно на раннее утро, около 8, пока мрамор не прогреется под лучами солнца. Вечером до 6 часов еще жарко, основной поток организованных туристов уходит до 15 часов. С собой обязательно берут питьевую воду, обувь выбирают нескользкую, без каблуков.

Билет на осмотр Афинского Акрополя с лежащими на склонах холма театрами и находящимися по соседству Агорами и храмом Зевса стоит 12 евро. Осмотреть все достопримечательности за один раз сложно, поэтому билет на одно посещение каждого объекта действителен 4 дня. Возле касс Акрополя обычно очередь, избежать ее можно, если купить билет возле другого исторического памятника из списка. В майскую Ночь музеев и сентябрьские Дни европейского наследия на территорию комплекса можно попасть бесплатно.

Как добраться

Рядом с Акрополем расположено сразу несколько остановок общественного транспорта. Удобнее всего выходить на одноименной станции метро ветки M2, рядом с которой – пересадочный узел трамваев и автобусов. Чуть дальше к югу – остановка трамвая 1, 5, 15. С юга проходит автобус № 230. От метро и от музея Акрополя к кассам гостей отвозит электропаровозик.

Праздники и фестивали в Акрополе

Захватывающий лето и часть осени Афинский фестиваль выбрал одной из главных площадок Одеон Герода – отлично сохранившийся театр, построенный в 165 г. н. э. Постоянный доступ в него закрыт, посетители попадают внутрь только во время концертных мероприятий по билетам. Вместимость театра около 5000 зрителей.

Такая же судьба уготована расположенному с восточной стороны южного склона Акрополя театру Диониса. В эпоху расцвета Аттики здесь проходили состязания комедиографов и авторов трагедий, при римлянах в нем сражались гладиаторы. В процессе реконструкции предполагается укрепить сохранившиеся каменные ярусы и добавить к ним еще несколько зрительских рядов.

Отели в окрестностях Акрополя

Гостиницы в районе Акрополя стоят дорого, но бронировать номера в них нужно задолго до поездки из-за высокого спроса. Рядом с Новым музеем расположен 4-звездочный «Иродион», с юго-востока – The Athens Gate Hotel, заслуживший отличные отзывы постояльцев. 4-звездочный апарт-отель AVA Hotel and Suites с востоку от холма обойдется туристам примерно в полтора раза дороже, чем гостиница с номерами.

Рестораны и кафе возле Акрополя

Помимо музейного кафе, можно перекусить в нескольких ресторанах по периметру холма. К юго-западу от Пропилей, у подножия полудикого парка «Холм муз», рядом с остановкой 230 маршрута автобуса, расположен ресторан «Дионисос» с роскошными видами на Акрополь с летней веранды. Чуть восточнее – ресторан национальной кухни «Строфи». С северной стороны холма – таверна «Стаматопулос», открытая еще в 1882 году. Тесное кафе «Клепсидра» расположено на узкой улочке с граффити на стенах. Недалеко от него – «Анафиотика» с живой музыкой.

Достопримечательности в окрестностях Акрополя

В районе Акрополя сосредоточены основные исторические достопримечательности Афин. На востоке – руины храма Зевса Олимпийского, вернее, одного его угла, отлично сохранившийся храм Гефеста и остатки кладки рыночной площади-агоры – с северо-запада. К западу – Ареопаг, скалистый холм, где заседали власти Афин.