Храм изиды. Храмовый комплекс филе

Храм Исиды – один из крупнейших архитектурных памятников Древнего Египта религиозного значения. Он был построен по приказу фараона Птолемея II. Здание храма хорошо сохранилось до наших времен благодаря благоустройству и расширению его территории последующих поколений царской династии. Связано это было прежде всего с тем, что культ Исиды почитался на протяжении всей истории древней цивилизации.

При строительстве здания была использована технологии периода Нового царства в Древнем Египте. В убранство египетской святыни также привнесены элементы греко-римского периода. Был создан «нилометр», который служил для определения уровня вод в реке. И святилище Гора, сына Осириса.

Залы Храма Исиды в Филе

Вход в храм Исиды открывается через проход между башнями. Двор ведет во второй пилон, стены которого украшены барельефами, повествующими о рождении Хоруса Исидой.

Через второй пилон можно попасть в колонный зал, украшенный 10 столбами, возвышающихся к небу лотосами. В конце его расположены руины первого храма Филе, прославляющего могущество Исиды. Южная стена храма с внешней стороны украшена скульптурой льва.

Лучи солнца почти не касаются алтарей, на которых приносились по приказу фараонов Древнего Египта и жрецов в жертву самые красивые женщины.

Дополнительными постройками, примыкающими к храму Исиды являются часовня Осириса, храм Хатхор (Хатор), храм Августа, постамент Траяна и Диоклетиана.

После прихода в Египет христианства в некоторых залах храма стали проводиться коптские обряды.

Найти храм в городе Асуане легко. Он находится на площади Абталь эль-Тахрир недалеко от Музея Нубии.


Филе. Храм Исиды со стороны тайной пристани. (с) фото - Виктор Солкин, 2003.

Остров Филе, расположенный неподалеку от современного Асуана – один из важнейших культовых центров богини Исиды. Его древнее название Паиурек восходит к выражению «остров времен (Ра)», т.е. предвечный холм, сотворенный богом в начале времен. Остров также был посвящен Хатхор, «Владычице Нубии». Согласно традиции, именно на этот остров впервые ступила нога благой «золотой» богини, возвращающейся в облике Тефнут из далеких южных земель. Здесь почитался и Осирис, супруг Исиды, одна из гробниц которого находилась на соседнем «запретном» острове Абатон (совр. Биге).

Исида, скрывающаяся с Хором в болотах Ах-Бит. Рельеф из маммизи храма Исиды на о-ве Филе. 4 в. до н.э. (с) фото - Виктор Солкин, 2007 г.

Неизвестно, когда на Филе был воздвигнут первый храм. Здесь были обнаружены архитектурные фрагменты с именами фараонов Нового царства, однако все основные храмовые сооружения острова, дошедшие до нашего времени в превосходном состоянии, были возведены при царях XXX династии и в греко-римское время. Древнейшее сохранившееся сооружения на Филе, это небольшой портик, надписанный именами фараона Нектанеба I, расположенный около древней пристани, от которой дорога ведет к главному храму Исиды. Поврежденный наводнением, он был перестроен Птолемеем II. Расположенные между портиком и первым пилоном храма изящные колоннады с композитными капителями возвели римляне – Август и Тиберий. К восточной колоннаде, которая так и не была завершена, примыкают небольшие храмы нубийских богов Мандулиса и Ирихемеснефера. Третий храм, находящийся ближе всего к храму Исиды был посвящен обожествленному Имхотепу.

Осирис и Исида. Рельеф зала жертвоприношений храма Исиды. 1 в. до н.э. (с) фото - Виктор Солкин, 2007 г.

Перед первым пилоном храма Исиды некогда возвышались два обелиска Птолемея VIII, в настоящее время находящиеся в Кингстонхолл, в Англии. Между первым и вторым пилонами расположено маммизи, строительство которого началось при Птолемее VIII, а закончилось при Тиберии. Второй пилон, не такой массивный как первый, покрыт рельефами, изображающими Птолемея XII побивающим иноземцев перед великой богиней. Фрагменты красивейшей полихромной росписи, которыми некогда были покрыты колонны гипостильного зала, все еще видны на капителях, несмотря на то, что после сооружения в начале XX века первой Асуанской плотины уникальный храм затапливался водами Нила на девять месяцев в году в течение нескольких десятков лет. Зеленые пятна водорослей, въевшихся в песчаник храмовых стен и уничтоживших росписи, и поныне свидетельствуют о бездумном и варварском отношении человека к наследию былых веков.

Хаторическая капитель колонны на входе в маммизи храма богини Исиды. (с) фото - Виктор Солкин, 2007 г.

Само святилище Исиды состоит из двенадцати помещений и крипты, стены которых богато отделаны рельефами; в число этих залов входила и знаменитая храмовая библиотека, посвященная богу Тоту. Из покоев, примыкающих к Святая святых лестница ведет на террасу и тайное святилище Осириса, стены которого покрыты рельефными композициями, повествующими о том, как Исида собирала воедино части тела своего убитого супруга. Рельефы, которыми покрыты внешние стены храма, были выполнены при римских императорах. В центральном святилище и поныне стоит подстава для ладьи Исиды, установленная при Птолемее III; гранитный наос для статуи богини был вывезен в Европу в XIX веке.

Центральный проход храма Исиды и подстава для священной ладьи. (с) фото - Виктор Солкин, 2003.

К западу от храма Исиды, перпендикулярно к плоскости II пилона расположены ворота Адриана и один из двух ниломеров, существовавших на острове. На поверхности ворот сохранились уникальные изображения, связанные с осирическими ритуалами Филе. На одном из них Исида наблюдает за крокодилом, который выносит из вод тело Осириса на остров Биге, некогда располагавшийся напротив ворот Адриана. Севернее находятся развалины храма Хора Неджитефа, построенного при императоре Клавдии.

Таинство Абатона. Рельеф на воротах Адриана на Филе. (с) фото - Виктор Солкин, 2003.

К востоку от храма Исиды при Птолемее VI был возведен небольшой храм Хатхор, а несколько южнее от него – одно из самых красивых сооружений на острове – знаменитый киоск Траяна с четырнадцатью капителями в виде цветов, над которыми должны были быть вырезаны скульптурные лица Исиды-Хатхор. К сожалению, поражающий своей монументальностью и, одновременно, изяществом киоск, считавшийся в древности официальными воротами острова Исиды, так и остался незавершенным.
Огромное количество граффити, оставленных в храме паломниками, свидетельствует о популярности храма, считавшегося одной из величайших святынь Египта. Исиду чтили здесь не только египтяне, но и кочевые жители Нубии, которые, несмотря на постоянные столкновения с наместником близлежащей Сиены, всегда с почтением относились к острову Исиды и даже, согласно договору 453 г. н.э. получили право освящать статуей богини свои земли. Культ Исиды процветал на Филе и после того, как весь остальной Египет был христианизирован. Храм был закрыт лишь в 550 г. н.э. при Юстиниане после долгих боев за древнюю святыню, во время которых погибли последние жрецы, хранившие основы культуры земли фараонов.

"Киоск" Траяна на острове Филе. (с) фото - Виктор Солкин, 2007.

Во время строительства Высотной Асуанской плотины в 60-х годах XX века храм Исиды, по праву считающийся жемчужиной древнеегипетского зодчества, был перенесен на соседний, более высокий остров Агилкия и тем самым спасен от полного затопления.

Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египет. М., 2006.
Junker G. Der grosse Pylon des Tempels der Isis in Philä. Vienna, 1958.
Junker H., Winter E. Das Geburtshaus des Tempels der Isis in Philä. Vienna, 1965.
Kákosy L. Zu einer etymologie von Philä: die “Insel der Zeit”.// Studia Aegyptiaca VII. Budapest, 1981, pp. 185-194.
Peters-Destéract M. Philae. Le domaine d’Isis. Paris, 1997.
Sauneron S., Stierlin H. Edfou et Philae, derniers temples d’Egypte. Paris, 1975.
Vassilika E. Ptolemaic Philae. Leuven, 1989.

Цит. по: Солкин В.В. Филе // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005, 2008

Исида, «украшение сокровенное». Глава VIII из книги

Название :

Местонахождение : о.Филе. недалеко от Асуанской плотины (Египет)

Создание : III в. до н.э. (начало строительство)

В связи со строительством Асуанской платины, комплекс был разобран и полностью перенесен на остров Агилкия.


















Постройки на острове

Остров Филэ был одной из составных частей района первых порогов, но значение и характер сохранившихся здесь памятников заставляют рассматривать его как самостоятельный археологический центр. Здесь с незапамятных времен поклонялись Исиде, а также Хатхор, повелительнице Нубии, возвращавшейся с палящего юга в облике львицы Тефнут и отдыхавшей здесь, где она впервые ступала на египетскую землю. Почитали здесь и супруга Исиды, Осириса, одна из гробниц которого находилась на соседнем острове Бигэ. Важным культовым центром этот остров стал довольно поздно.

Блоки с именем Тахарки доказывают, что здесь существовало сооружение времен XXV династии - самая древняя сохранившаяся на своем месте постройка, восходящая ко времени правления Нектанеба I. Это маленький портик на юго-западной оконечности острова, от которого вела дорога к главному храму Исиды (H. Junker, E. Winter. Das Geburtshaus des Tempels der Isis in Phila. Vienne, 1965). Смытый катастрофическим паводком, он был восстановлен Птолемеем Филадельфом. За портиком находятся две колоннады, построенные Августом и Тиберием, из которых восточная осталась незаконченной. Рядом располагались два храма, посвященные нубийским божествам Аренснупису и Мандулису. Третья часовня, стоявшая у пилона храма Исиды, была посвящена Имхотепу.

Перед 45-метровым пилоном храма Исиды возвышалось два обелиска времен Эвергета II, находящиеся сейчас в Англии, в Кингстон-холле. У входа - знаменитая надпись в память о походе дивизии Дэзе до Сиены. На западе между первым и вторым пилонами стоит часовня Святого Зачатия - маммисий, основанный Эвергетом II, но достроенный лишь при Тиберии. Второй, 32-метровый пилон украшен, как и первый, рельефами, изображающими Птолемея Неоса Диониса (E. Vassilika. Ptolemaic Philae. Leuven, 1989). На колоннах гипостиля сохранились следы краски, хотя в течение многих лет после строительства первой Асуанской плотины и до перенесения храмов на остров Агилкия, Филэ ежегодно в течение девяти месяцев оставался под водами Нила. Собственно храм состоял из 12 залов и крипты, стены которой были покрыты рельефами. Лестница вела к террасе с часовней Осириса. Рельефы на внешних стенах храма относятся к временам Августа и Тиберия.
К западу от храма Исиды, перед боковой стеной второго пилона находятся «ворота Адриана», украшенные рельефами во времена Марка Аврелия и Луция Вера. Сюжеты этих рельефов связаны с культом Осириса и потому это сильно разрушенное строение иногда по ошибке считают часовней Осириса.

На севере находился воздвигнутый императором Клавдием храм Хорендота (Хора, защищающего своего отца Осириса), ныне полностью разрушенный. Далее к северо-востоку располагаются руины храма Августа и ворота Диоклетиана. К востоку от храма Исиды стоит небольшой храм Хатхор-Афродиты, построенный Птолемеем Филометором и Птолемеем II Эвергетом. К северо-востоку от него на берегу Нила находится самое красивое архитектурное сооружение этого острова - знаменитый киоск Траяна, имеющий облик портика с 14 колоннами. На острове также сохранились два ниломера, а в коптские времена здесь были построены монастырь и две церкви.

Паломники, посещавшие храм Исиды во времена Птолемеев и Римской империи, оставили здесь множество граффити, среди которых найдена самая поздняя из известных иероглифических надписей, датируемая 394 г. н. э. На острове Филэ Исиде поклонялись и нубийские племена нобадов и блеммиев, совершавшие набеги на южные границы Восточной Римской империи в V в. Несмотря на войны, которые велись в этом регионе, Филэ оставался местом мирного сосуществования двух соперничавших систем. Жрецы воинственных нубийских племен могли поклоняться Исиде в ее храме, а по договору 443 г. нобады и блеммии даже получили право на время увозить статую богини в свои земли. Ее культ сохранялся здесь в течение долгого времени после официальной христианизации Египта. Лишь при Юстиниане в связи с христианизацией Нубии языческие храмы на острове были закрыты или переоборудованы для христианского богослужения.

Храмовый комплекс Филэ, насчитывавший 27 000 тонн и 45 000 блоков, был перенесен на остров Агилкия, топография которого с этой целью была изменена в ходе работ, проводившихся с 1972 г. до 10 марта 1980 г., - даты торжественного открытия памятников на новом месте. В район первых порогов на западный берег водохранилища были перенесены также памятники из Нубии и зоны затопления плотины Саад-эль-Али.
Здесь были восстановлены три демонтированных памятника нубийской сакральной архитектуры. Самый значительный из них - храм Калабши, построеный императором Августом на месте более древнего храма Аменхотепа II. Он был разобран и перенесен на новое место экспедицией ФРГ в 1965 г. (H. Stock-K. Siegler, Kalabscha, Wiesbaden, 1965). Египетская Служба древностей перенесла сюда небольшое скальное святилище Рамсеса II из Бейт эль-Вали и киоск из Кертасси, очень похожий на киоск Траяна с острова Филэ. Недалеко была установлена и найденная в 1964 г. стела Псамметиха II, важная с исторической точки зрения. Таким образом, в районе первых порогов сформировался новый археологический центр, состоящий из памятников, перемещенных с территории Нубии.

    Источники:

  • Маргарет Мюррей "Египетские храмы", 2006 г., Центрполиграф
  • “Description de l’Egypte, ou, Recueil des observations et des recherches qui ont été faites en Egypte pendant l’expédition de l’armée française. Atlas géographique”. 1818 н.э.

Остров Филе и его храм Исиды очаровывают посетителей со времён Птолемеев, когда была возведена большая часть комплекса. Набожных и любопытных влёк сюда культ, процветавший на всём пространстве римской империи вплоть до наступления христианской эры. Первые европейцы, «заново открывая» Филе в XVIII веке, могли лишь издали восхищаться им. Их попытки высадиться на берег «были встречены воплями, угрозами и, наконец, копьями местных жителей, обитавших в руинах». Однако последующие путешественники смогли в полной мере насладиться соприкосновением с этим призраком классической древности. «Если бы между пальмами нам предстала процессия одетых в белое жрецов, несущих над собой ковчег божества, мы бы не сочли это странным», – отмечала Амелия Эдвардс.

После сооружения первой поднявшиеся воды подступили к самому храму, затопляя его на полгода, и туристы могли любоваться призрачными контурами здания под толщей прозрачной воды. Когда стало ясно, что строительство новой высотной плотины приведёт к окончательному затоплению Филе, Юнеско и Египетская служба древностей подготовили грандиозную операцию (1972-1980) по переносу храмов на соседний остров Агилика, для чего был изменён его ландшафт. Новый храм Филе величественно возвышается среди вулканических пород, как драгоценное украшение на царственной синеве озера, но он больше обращён фасадом к посвящённому Осирису острову Бига, откуда проистекала и его собственная святость.

Большинство посетителей добираются до острова Филе на такси из Асуана. Это единственный не представляющий трудностей способ добраться туда и вернуться назад. Такси высадит вас у причала моторных лодок Шаллал на расстоянии двух километров от восточного конца старой плотины. Там вы можете приобрести билеты (памятник открыт для посещения ежедневно, зимой 7:00-16:00; летом 7:00-17:00 в Рамадан – 7:00-16:00; 35 фунтов).

Договорившись о цене за моторную лодку, которая отвезёт вас на остров (официально это стоит 27 фунтов за лодку туда и обратно или по два с половиной фунта с каждого, если в лодке более восьми человек), не платите ничего, пока вновь не окажетесь на том же берегу, чтобы лодочник дождался вас, пока вы исследуете памятник. Если вы задержитесь больше чем на час, придётся заплатить бакшиш. На острове негде купить еду или напитки.

  • Светомузыкальное представление на острове Филе

Некоторые считают, что светомузыкальное представление на Филе более эффектно, чем в из-за его островного расположения. Каждую ночь проводятся два или три представления. Сверьтесь с программой в туристическом офисе. Как и в Карнаке, шоу включает в себя часовую экскурсию по руинам, чьи освещённые прожектором контуры производят большее впечатление, чем мелодраматическое звуковое сопровождение.

Пробравшись в первый ряд, вы сможете насладиться панорамным видом всего комплекса без необходимости сильно выворачивать голову во втором акте. Билеты (55 фунтов, без студенческих скидок) продаются возле причала как раз перед началом первого представления. Вам необходимо нанять такси из , чтобы оно доставило вас туда и обратно. Приготовьтесь заплатить 20-30 фунтов за четырёхместную машину (включая время ожидания) плюс 30-35 фунтов за поездку на моторной лодке на остров и назад.

Статус Филе как культового центра восходит ко временам Нового царства, когда остров Бига считался одним из мест упокоения Осириса и первым куском суши, возникшим из вод первоначального Хаоса. Поскольку Бига был запретной землёй для всех, кроме жречества, центром проведения публичных праздников стал соседний Филе, изначально известный как «Остров из времени Ра».

За исключением нескольких элементов, оставшихся от Позднего периода, ныне существующий храм Исиды строился и перестраивался в течение восьми столетий при эллинистических и римских правителях, которые стремились соотнести самих себя с мифом об Осирисе и культом Исиды.

Представляя собой изысканный сплав древнеегипетской и греко-римской архитектуры, храмовый комплекс на редкость гармонично сочетается со своим окружением. Высеченные из камня колонны и пилоны сверкают белизной или лучатся золотом, контрастируя с почти средиземноморской синевой воды и чёрными нильскими скалами.

  • Культ Исиды

Из всех культов древнего ни один не существовал так долго и не распространялся так широко, как культ богини Исиды. Как супруга Осириса, она вывела мир из животного состояния, введя институт брака и обучив женщин домашним ремёслам. Как чародейка – собрала части его расчленённого тела и ненадолго оживила его, чтобы зачать сына, Хора, а затем использовала свою магию, дабы помочь последнему победить злого Сета и восстановить божественный порядок.

Поскольку фараоны отождествляли себя с Хором, Исида почиталась в качестве божественной матери живого царя. В этой роли она неизбежно отождествлялась с Хатхор. В Поздний период две богини и вовсе сливаются в одну. С этого времени Исида известна как Великая мать всех богов, повелительница природных сил, богиня десяти тысяч имён, покровительница женщин, девственности и плотской любви.

По мере слияния с культами других средиземноморских женских божеств почитание Исиды постепенно распространилось по римской империи (самый западный из сохранившихся Исеум, культовый храм, расположен в ). Исида, всех питающая, любящая и прощающая, была главным соперником христианства в период между третьим и пятым столетиями. Многие исследователи верят, что появление культа Девы Марии было вызвано попыткой христиан отнять поклонников у Исиды. Раннее коптское искусство отождествляет одну с другой, Хора с Иисусом, а христианский крест с древнеегипетским знаком анх.

  • По дороге к храму Исиды

Моторные лодки останавливаются возле древнего причала у южной оконечности острова. В древние времена, на прежнем месте острова Филе, посетители поднимались по двойной лестнице к портику Нектанеба, расположенному у входа в храм. Возведённый фараоном XXX династии в честь его «Матери Исиды», он стал прообразом изящных построек птолемеевской и римской эпохи. Обратите внимание на двойные капители сохранившихся колонн.

В нижней части они традиционные, в форме цветка, а в верхней – квадратные, имитирующие систр Хатхор. На них-то и опирается архитрав. Перегородки, которые некогда представляли собой стены, в верхней части украшены карнизом с выкружкой и фризом из уреев – мотив, восходящий ещё к постройкам фараона Джосера в , возведённым за три тысячи лет до этого.

Позади вестибюля лежит вытянутый трапециевидный двор, обрамлённый колоннадами. Западная колоннада с прекрасно вырезанными и слегка отличающимися друг от друга капителями сохранилась лучше. Окна расположенной позади неё стены некогда выходили на Бига, остров Осириса. Одно из окон, то, что находится напротив двух первых колонн, увенчано рельефным портретом Нерона, подносящего два изображения ока Хору и Исиде. Менее интересная и не достроенная до конца восточная колоннада примыкает к группе разрушенных строений.

Позади основания храма Аренснуписа (почитавшегося в Поздний период под прозвищем «Добрый спутник Исиды») лежит разрушенная молельня Мандулиса, нубийского божества Калабша (). Возле первого пилона находится незаконченный храм Имхотепа, возведённый в честь мудреца и целителя, спланировавшего ступенчатую пирамиду Джосера и впоследствии почитавшегося в качестве бога – покровителя врачевания. На стенах внешнего двора этого храма изображены Хнум, Сатит, Анукет, Исида с Осирисом и Птолемей IV перед Имхотепом.

  • Пилоны и внешний двор храма Исиды

Величественный первый пилон воздвиг Неос Дионис, который в традиционной манере изображён поражающим врагов в каждом из его углов под взглядами Исиды, Хора и Хатхор. Помещённые в правой части пилона врата Птолемея II, по всей видимости, остались от более раннего храма. Главный портал пилона всё ещё находится в хорошем состоянии (хотя датируется правлением Нектанеба). Некогда по бокам его стояли два гранитных обелиска, а теперь остались только два каменных льва. Внутри портала есть надписи наполеоновских солдат, запечатлевшие их победу над мамлюками в 1799 году.

Меньшая дверь в западной части пилона, ведущая к «дому рождения», использовалась для проведения ритуалов маммизи. Этот вход украшен персонифицированными изображениями нубийских божеств и фигур традиционного египетского пантеона. На обратной стороне пилона запечатлены сцены торжественного выноса жрецами ладьи Исиды.

Оказываясь во внешнем дворе, большинство посетителей сразу отправляется к «дому рождения» или второму пилону, чтобы рассмотреть восточную колоннаду. Рельефы, находящиеся за изящными колоннами стилизованных растительных форм, изображают царя за совершением обрядов, таких как вынос ладьи Сокара. Несколько дверей ведут в шесть помещений, которые, вероятно имели служебные функции.

В одном из них, называемом «Библиотекой», изображён Тот в виде ибиса и бабуина, Маат, львиноголовая Тефнут и Сешет – богиня письма. К северу находится разрушенная молельня, которую римляне возвели напротив гранитной скалы, превращённой при Птолемее IV в стелу. Последняя сообщает о переданных царём храму земельных владениях.

Стоящий под углом к первому второй пилон изменяет направление центральной оси, на которую ориентированы прочие здания храма. Большой рельеф, помещённый на правой башне, показывает, как Неос Дионис приносит жертвы Хору и Хатхор. В меньшей по размеру сцене вверху он вручает венок Хору и Нефтиде, возлагает ладан и мирру на алтарь Осириса, Исиды и Хора. Сходные изображения на другой башне были стёрты первыми христианами, которые уничтожили также фрески в верхнем правом углу ворот, ведущих к храму в собственном смысле слова.

  • Дом рождения в храме Исиды

В западной части внешнего двора возвышается обнесённый колоннадой «дом рождения» Птолемея IV, который возводил своё происхождение к Хору и Осирису. Большинство рельефов с внешней стороны было добавлено в римское время, что объясняет, почему фигура императора Августа на них затмевает Буто, богиню севера, играющую на арфе перед юным нагим Хором и его матерью у одного из краёв центрального яруса позади ряда колонн с хатхорическими капителями.

Южнее и выше под римскими рельефами находятся надписи иероглифическими и демотическими знаками, которые частично повторяют надписи на Розеттском камне. Внутри маммизи окружённый колоннами внешний двор и два вестибюля указывают путь к святилищу, в котором есть замечательные изображения.

И хотя иконоборцы стёрли богинь, кормящих младенца-фараона на левой стене, вы всё ещё можете видеть Исиду, рожающую Хора на болотах, в нижней части дальней стены. С обратной стороны святилища за северной колоннадой есть перекликающаяся с этой сцена, изображающая Исиду кормящей Хора среди болота.

  • Внутренние помещения храма Исиды

Непосредственно позади второго пилона лежит маленький открытый двор, который изначально был отделён от гипостиля перегородкой, ныне разрушенной. На замечательной картине Дэвида Робертса запечатлён этот «Большой портик» в его оригинальных красках: капители в форме растений на фоне зелёных и жёлтых цветов и голубоватых почек; тёмно-красные и золотые крылатые солнечные диски, парящие под центральной частью потолка, который во всех остальных местах украшен рельефами астрономического содержания.

Не раскрашенные стены и стволы колонн несут на себе изображения строителя зала, Птолемея VIII Эвергета II, приносящего жертвы различным богам. После того как император Юстиниан запретил отправление обрядов, связанных с почитанием Исиды, на Филе в 550 году нашей эры, копты стали проводить в зале свои службы и вырезали кресты на стенах. На левой опоре дверей в заднем вестибюле сохранившаяся часть латинской надписи утверждает: В Mure stultus est («Б. Муре – дурак»).

Как и в других храмах, вестибюли становятся более низкими и тёмными, по мере того как вы приближаетесь к святилищу. Рядом с дверью направо от первого вестибюля греческая надпись сообщает об «очищении» этого языческого сооружения при епископе Феодоре во время правления Юстиниана. С другой стороны вестибюля находится комната, открывающая проход к лестнице на крышу.

В следующем вестибюле имеется интересное изображение, обрамляющее вход с задней стороны на котором царь предлагает систр (слева) и вино (справа) Исиде и Харпократу. На левой опоре двери он доставляет приношения Мину, корзину Сехмет и вино Осирису. Позади изображены священный бык и семь коров. В частично разрушенном поперечном вестибюле за пределами святилища царь преподносит ожерелья, вино и изображение глаза Осирису, Исиде, Хатхор и Нефтиде.

В тускло освещённом, благодаря двум отверстиям в крыше, святилище сохранился каменный пьедестал, посвящённый Птолемеем III и его женой Береникой, на котором некогда помещалась ладья богини. На левой стене фараон стоит напротив Исиды, крылья которой заботливо обнимают Осириса. С противоположной стороны восседающая на троне Исида кормит младенца Хора (вверху) и встаёт, чтобы дать грудь юному фараону (внизу, ныне изображение повреждено). Прочие комнаты, использовавшиеся для хранения даров, содержат рельефы, изображающие богиню с нубийскими чертами лица.

  • Святилище Осириса в храме Исиды

Постарайтесь убедить охрану отпереть дверь на лестницу, которая ведёт на крышу. В нескольких находящихся здесь комнатах с низким потолком рассказывается о воскрешении Осириса. После сцен оплакивания в вестибюле этого посвящённого Осирису святилища вы можете увидеть Исиду, собирающую его части, и убитого бога, лежащего нагим, с раздутым телом на похоронных носилках (фаллос, как всегда, пострадал от рук вандалов).

Оплаканный Исидой и Нефтидой, Осирис оживает, чтобы оплодотворить свою сестру-супругу, в то время как две богини восстанавливают его тело для солнечного возрождения. Четыре сына Хора переносят представленного в виде сокологолового Сокара Осириса на покрытое папирусом болото, чтобы освятить его священными водами в присутствии Анубиса.

Покинув храм через западную дверь первого вестибюля, вы окажетесь около ворот Адриана, помещённых в кольцевой стене, которая когда-то опоясывала остров. Сбоку от вас будут две стены старого вестибюля, украшенные примечательными рельефами. Правая стена изображает рождение Нила, чей двойной поток проливает на землю Хапи, бог Нила, из своей пещеры под островом Бига, на которой сидит сокол. Справа от этой сцены Исида, Нефтида и другие поклоняются молодому соколу, взлетающему из болота.

Над дверью в противоположной стене Исида и Нефтида вручают двойную корону Хору, чьё имя записывают на стволе пальмы Тот (слева) и Сешет (справа). Ниже Исида наблюдает, как крокодил тащит тело Осириса к скалистому мысу (возможно, острову Бига). Около ворот в собственном смысле слова среди изображений богов появляется фигура Адриана (над перемычкой).

Опоры двери несут на себе символы (слева) и Осириса (справа). В верхней части стены изображён Марк Аврелий, стоящий перед Исидой и Осирисом. Ниже он преподносит Исиде виноград и цветы. К северу от ворот лежит фундамент храма Хорендота (одна из ипостасей Хора), построенного императором Клавдием.

Храм Хатхор и павильон Траяна на острове Филе

Дабы почтить всех богов, фигурирующих в мифе об Осирисе, к востоку от главного комплекса был сооружён маленький храм Хатхор. Не считая двух колонн с головами Хатхор in situ и остатков капителей с обратной стороны, разрушенный храм примечателен лишь рельефом с изображением музыкантов, среди которых помещён играющий на арфе бог Бес.

Больше всего бросающимся в глаза, подлинным символом Филе является грациозный открытый павильон Траяна, прозванный «Ложем фараона». Перенесённый из своей водяной могилы командой британских военно-морских ныряльщиков и восстановленный, он удачно сочетает разноцветные ряды подражающих растениям колонн со строгой классической формой всего здания. Лишь на двух стенах есть рельефы.

Последними по порядку идут разрушенный храм Августа и врата Диоклетиана, которые отделяли старый Филе от построенной из кирпича-сырца римской деревни. Последняя так сильно пострадала от повторяющихся наводнений, что её решено было оставить под водами озера. В этом же направлении находятся уборные.

Вконтакте

В продолжение

Элефантина располагалась на границе Египта с Нубией. Остров служил превосходной защитой для города и отличным пунктом для речной торговли. Город, лежащий в юго-восточной части острова, являлся столицей первого нома Вехнего Египта.

Большинство памятников Элефантины были уничтожены еще до XIX века, но зарисовки этих архитектурных чудес сохранились и по сей день. На острове бы-ли об-на-руже-ны ос-татки нес-коль-ких древ-них хра-мов, са-мым боль-шим из ко-торых яв-ля-ет-ся храм Хну-ма, рас-по-ложен-ный в юж-ной час-ти ос-тро-ва.


От древнего храма Хнума и расширенного во время правления Нектанеба (якобы в 400-х годах до н.э.), а также в греко-римcкую эпоху, до наших дней дошел только фундамент.

К се-веру от хра-ма Хну-ма рас-по-лага-ет-ся мень-ший по раз-ме-рам храм богини Сатет.
Во время раскопок, произведенных с 1906 по 1909 годы, между храмом Хнума и храмом Сатет был найден некрополь священных овнов с захоронениями мумифицированных овнов, покрытых позолоченными картонажными футлярами, один из которых входит в экспозицию Нубийского музея.

/

Во времена правления царицы Хатшепсут был возведен храм в честь богини Сатет. Храм был расположен в таком месте, где шум приближающихся масс воды можно было услышать еще до того, как они становились видимыми глазу. Таким образом, укреплялась ее функция охранительницы границ, хозяйки наводнения Нила и богини, от которой зависело изобилие и плодородие.
Фараон XII династии Аменемхет II (ок.1917-1882 гг. до н.э.) в Асуанской надписи назвал себя «Любимым Сатис, госпожой Элефантины». Фараон той же династии Сенусрет III (ок. 1878-1841 до н.э.) построил канал в ее честь. Фактически весь Верхний Египет называли Ta-Satet или «Землей Сатет».

Рядом с храмом находился один из самых важных «ниломеров» Древнего Египта, с помощью которых измерялась высота разлива Нила.
Ниломер (измеритель уровня воды) состоит из наклонной шахты со ступенями, ведущей к Нилу, высота воды в котором отмечена на измерительных шкалах, нанесённых сбоку. Белые мраморные таблички показывают, что Ниломер римского времени в XIX веке был отреставрирован.
Так как теперь, после строительства плотины ГЭС, уровень воды всегда остаётся низким, Ниломер потерял своё значение.



Впер-вые имя Са-тис по-яв-ля-ет-ся на кув-ши-нах, най-ден-ных под сту-пен-ча-той пи-рами-дой в Сак-ка-ре.
Са-тис упо-мина-ет-ся в "Тек-стах пи-рамид", где она очи-ща-ет умер-ше-го ца-ря свя-щен-ной во-дой раз-ли-ва, при-несен-ной в кув-ши-нах с ос-тро-ва Эле-фан-ти-на. Обыч-но ее пред-став-ля-ли в об-ра-зе вы-сокой, строй-ной жен-щи-ны с бе-лой ко-роной Вер-хне-го Егип-та с уреем, по бокам который обычно находятся рога антилопы или перья.
Храм Сатис украшен удивительными рельефами и несколькими хаотическими пилястрами. Также в храме изображена сама богиня Сатет в короне верхнего Египта с рогами антилопы.

Храм Сатис был воздвигнут на месте еще более раннего преддинастического святилища, представлявшего собой пещеру, вырубленную в скале. Храм расстраивался и украшался на протяжении многих веков.
Ар-хе-оло-гичес-кие дан-ные сви-детель-ству-ют, что ос-тров был на-селен еще в до-динас-ти-чес-кую эпо-ху, а эк-спе-диция Не-мец-ко-го ин-сти-тута ар-хе-оло-гии в Ка-ире наш-ла под хра-мом Са-тис ос-татки бо-лее древ-них хра-мов, от-но-сящи-еся к пе-ри-оду пер-вых ди-нас-тий. И дей-стви-тель-но, осо-бен-ность хра-ма Са-тис зак-лю-ча-ет-ся в том, что он пос-тро-ен на раз-ва-линах нес-коль-ких древ-них хра-мов, ухо-дящих под зем-лю сло-ями, как сва-деб-ный пи-рог.
Археологи уверены, что под храмами 18-й, 11-й, 6-й династии фараонов была найдена Раннединастическая структура. Эти постройки сильно отличаются от многих других храмов в Египте, где «старые» структуры - фундаменты просто удалялись, чтобы построить «новые».

Этот храм раннединастической структуры является одним из самых ранних, найденных в Египте .
Для этого небольшого святилища была использована естественная ниша в скале, которая расширялась в маленькие комнаты, в которых были найдены много мелких предметов быта.

Са-мое пер-вое свя-тили-ще от-но-сит-ся к эпо-хе пер-вых ди-нас-тий и да-тиру-ет-ся приб-ли-зитель-но 2900 го-дом до н. э., за-тем идет свя-тили-ще эпо-хи Древ-не-го Царс-тва (2200 год до н. э.), храм эпо-хи Сред-не-го Царс-тва (1800 год до н. э.), храм эпо-хи Но-вого Царс-тва и, на-конец, рес-таври-рован-ный храм эпо-хи Пто-леме-ев, ко-торый мож-но ви-деть се-год-ня и ко-торый да-тиру-ет-ся вто-рым ве-ком до н. э.
Нынешний храм реконструирован Немецким археологическим институтом из блоков последнего храма эпохи Птолемеев.

Раз-но-об-разные эпи-теты бо-гини сви-детель-ству-ют о тес-ной свя-зи Са-тис со звез-дным ми-ром и на-мека-ют на ее отож-дест-вле-ние с Си-ри-усом: "Гос-по-жа звезд", "Хо-зяй-ка вос-точно-го го-ризон-та не-ба, взгляд ко-торой при-носит ра-дость", "ве-ликая в Не-бе, пра-витель-ни-ца звезд", "Са-тис, чья кра-сота ос-ве-ща-ет две зем-ли".
В 1983 году астроном Рон Уэллс из Калифорнийского университета заинтересовался храмом Сатис и решил исследовать его ориентацию. Уэллс знал, что Сатис была тесно связана с разливом Нила, а значит, и с гелиакическим восходом Сириуса. Последний храм Сатис на этом месте был сооружен в эпоху Птолемеев, и он видел (заметно даже невооруженным глазом), что его ось повернута на несколько градусов к северу по отношению к оси более древнего храма, на развалинах которого он был построен.
Уэллс понял, что этот сдвиг в северном направлении может быть объяснен смещением Сириуса (тоже на север) в результате прецессии. Он вычислил, что храм эпохи Птолемеев имел ориентацию 24,65 на юго-восток, тогда как ось предыдущего храма располагалась под углом 30,60 к югу от восточного направления. Затем он обнаружил, что эта разница в 5,95 соответствует прецессионному смещению Сириуса за время, прошедшее между строительством двух храмов.

Несмотря на то, что точную ориентацию более древних храмов вычислить труднее, совершенно очевидно, что их оси еще больше смещены в южном направлении, и это подтверждает, что древнеегипетские топографы знали о влиянии прецессии на звезду Сириус и, что еще интереснее, следили за этим влиянием на протяжении трех тысячелетий.

Известно, что гелиакический восход Сириуса - это первое появление звезды на небосводе после длительного периода.
Период невидимости Сириуса начинается с момента, когда после захода солнца Сириус еще виден над западным горизонтом. В Египте это происходит в конце мая. После этого звезда приближается к солнцу и становится невидимой на фоне его яркого сияния . На самом же деле это происходит вследствие движения Земли вокруг Солнца.
На небосводе же это выглядит так. В процессе годового движения Солнце перемещается среди звёзд прямым движением с запада на восток . Поэтому для звёзд, заходящих на данной широте наблюдения, существуют промежутки времени, когда они находятся на дневном небе вместе с Солнцем, поэтому мы их не наблюдаем.
С течением времени Солнце перемещается на восток, именно поэтому Сириус начинает восходить утром раньше, чем Солнце. В какой-то момент времени звезда перестаёт теряться в лучах утренней зари и становится доступной для наблюдения . Считается, что в данный день произошёл гелиакический восход звезды.

Очевидно, что если мы наблюдаем звезду, восходящую на рассвете, то чем ближе этот момент к восходу солнца, тем труднее ее наблюдать. Поэтому возникает резонный вопрос, какое время должно быть между восходами двух светил, чтобы можно было четко наблюдать восход звезды в лучах восходящего солнца?
На сколько градусов должно быть Солнце ниже горизонта для четкого наблюдения восхода Сириуса и ориентации храма на восход звезды?

В своей книге «Эхо древних небес» специалист по археоастрономии д-р Эд Круп пишет:
«После исчезновения с ночного неба (на семьдесят дней) Сириус вновь появляется на рассвете, перед восходом Солнца. Это событие, происходящее каждый год, называется гелиакическим восходом звезды. В этот день Сириус остается видимым только в течение короткого промежутка времени , пока небо не станет слишком светлым, чтобы различить звезду. В Древнем Египте ежегодное повторное появление Сириуса выпадало близко к летнему солнцестоянию и совпадало по времени с разливом Нила. Исида, как и Сириус, была «хозяйкой начала года», поскольку египетский Новый год увязывался с этим событием. В новогодних церемониальных текстах в Дендере говорится, что Исида уговаривает Нил выйти из берегов. Метафора астрономическая, гидравлическая и сексуальная, она параллельна функции Исиды в мифе. Сириус оживляет Нил так же, как Исида оживляет Осириса. Ее черед прятаться от Сета, когда Сириус уходит (на семьдесят дней) с ночного неба. Она (Исида) дает жизнь своему сыну Гору, а Сириус дает начало новому году, и в текстах Гор и новый год отождествляются. Она является связующим звеном для возрождения жизни и порядка. Воссияв на один миг, только в одно утро летом , она пробуждает Нил и начинает год ».
Археоастроном говорит о коротком промежутке времени.

В свою очередь, период перед восходом или заходом Солнца называется сумерками. В это время солнечный диск находится недалеко от горизонта, а потому часть лучей, попадая в верхние слоя атмосферы, отражаются от неё на земную поверхность.
Принято различать три вида сумерек: гражданские, навигационные и астрономические, в зависимости от максимального угла нахождения Солнца (центра солнечного диска) под истинным горизонтом. Светлая граница сумерек составляет 0°50′.
Большинство источников даёт следующее разделение по виду сумерек:

Сумерки Угол нахождения Солнца под горизонтом
гражданские от 0°50′ до 6°
навигационные от 6° до 12°
астрономические от 12° до 18°

Навигационные сумерки . Считается, что в интервале угла нахождения Солнца под горизонтом от 6° до 12° уже хорошо видны все навигационные звезды и всё еще видна линия горизонта, что позволяет судоводителю использовать секстант для измерения угла между небесными светилами и видимым горизонтом.

Астрономические сумерки . В интервале угла нахождения Солнца под горизонтом от 12° до 18° большинство случайных наблюдателей отмечают, что все небо уже полностью тёмное и практически не отличается от ночного. В это время астрономы могут легко проводить наблюдения за небесными светилами, например звёздами.
Во многих случаях под названием "астрономические сумерки" понимается все время, когда Солнце находится между пределами 6 и 18°.
Можно сделать вывод, что после погружения Солнца ниже 12° сумеречное освещение на земле практически прекращается и на небе остается только слабый свет зари.

Во времена Птолемея, в случае гелиакических восходов и заходов звезд первой величины, если звезда и солнце находились на одном горизонте, то угол погружения солнца за горизонт принимался равным 11°; если на противоположных горизонтах, то угол погружения принимался равным 7°. Для звезд второй величины эти значения составляли 14° и 8,5°.
Однако не надо думать, что даже в Египте все звезды можно наблюдать в тот самый момент, когда они появляются над горизонтом. По утрам особенно часто бывают туманы, поэтому нередко из-за постоянной полосы испарений вдоль горизонта видны только самые яркие звезды, а остальные только когда они поднимутся на 1° или 2°.

Солнечный диск перемещается со средней скоростью 0,25° в минуту, или 15° в час (360° за сутки), но перемещение при восходе и закате происходит, как правило, не под прямым углом к горизонту, поэтому продолжительность любого интервала сумерек определяется этим углом, увеличиваясь при более острых углах. Угол траектории перемещения солнечного диска вблизи горизонта зависит:
- от географической широты места;
- от времени года (из-за изменения угла наклона земной оси по направлению к Солнцу).
Наименьшая среднегодовая продолжительность сумерек наблюдается на экваторе.

Астрономы утверждают, что в целом в Египте во время гелиакического восхода звезды Сириус, Солнце находилось примерно на 10° ниже горизонта.
Так и примем эту угловую величину в дальнейших расчетах.

Итак. Сатет - Са-тис бы-ла тес-но свя-зана с раз-ли-вом Ни-ла и с ге-ли-аки-чес-ким вос-хо-дом Си-ри-уса. Пос-ледний храм Са-тис на этом мес-те был со-ору-жен в эпо-ху Пто-леме-ев.

Храм Сатет 24°05′28″ с. ш. 32°53′12″ в. д.
Ис-сле-дуем его ори-ен-та-цию, используя для вычислений, Google Earth и небесный калькулятор StarCalc 5.72.


Храм Сатет в нынешнем виде имеет ориентацию по азимуту 114,66 градусов, или ори-ен-та-цию 24,66 на юго-вос-ток, что соответствует ориентировки храма эпохи Птолемеев.

29.07.2000. Гелиакический восход Сириуса. Азимут = 108,65°.

Восход Сириуса - 1° (0.992) над горизонтом. Горизонтальные координаты - высота Солнца ниже на 9.63° Сириуса (8.642+0.992).
Разница между восходами Сириуса и Солнца 42 минуты (04.34 и 05.16)

Направление на Сириус, азимут 108,65°.

Даты (год, день) и азимуты, прямое восхождение, склонение гелиакического восхода Сириуса, на основании вычислений небесного калькулятора StarCalc 5.72
Сводная таблица.

Храм был построен по подсчетам почти 5000 лет назад, одним из первых и был практически уничтожен.
В районе 2000 -х годов до нэ. гелиакический восход Сириуса происходил во время летнего Солнцестояния (склонение Солнца максимально 23.55).

Обратим внимание, что на протяжении 500 летнего периода (1 - 500 гг. нэ.) дата 13.07 гелиакического восхода не меняется. Сириус лишь на 5 минут позже стал подниматься над горизонтом.
Стоит заметить, что именно на рубеже 500 лет нэ. прецессионный ход Сириуса изменил направление. Азимут (амплитуда) Сириуса раньше смещался ближе к востоку, после 500 года (107.52) движется ближе к югу на небосводе. Связано это с аналогичным изменением склонения (широты) Сириуса. До этого рубежа склонение звезды однозначно указывало ее смещение ближе к небесному экватору (-16.27 ; -15.45). Сейчас звезда смещается южнее от экватора (-16.43).
Все эти изменения наблюдаются на фоне линейного поступательного смещения Азимута Солнца к восточной точке горизонта от 2000 г.до нэ до настоящих дней (63.2; 69.03). Склонение Солнца менялось неуклонно в направлении небесного экватора (+23.55; +16.43)

Исходя из расчетов, и вышесказанного можно констатировать в первую очередь, что никаких глобальных смещений земной оси, за исключением прецессионных движений, не происходило.
А изменения склонения Сириуса на рубеже 500-х годов нэ, вероятно, происходило из-за движения самой системы Сириус относительно Солнечной системы.
К тому же звезда в системе Сириуса не одна.