Стиль постройки зимнего дворца. История Зимнего дворца

Санкт-Петербург - северная столица необъятной России, привыкшая удивлять нас особенной индивидуальностью, своеобразием вкусов и амбициозностью. Сотни великолепных достопримечательностей ежегодно привлекают взгляды многих туристов и коренных жителей. Одна из них - Зимний Дворец, являющийся бесценным памятником истории и архитектуры прошлых лет.

Описание

Как и многие строения сооружение отличается помпезностью, удачно сочетающейся с особенным стилем и почерком автора, о котором мы поговорим еще позже. Петербургский Зимний Дворец - это культурное наследие России, одна из главных достопримечательностей страны, которая хранит в себе интересные исторические события и факты. Немало вокруг Дворца ходит легенд и мифов, некоторые из них могут быть вполне оправданы историческими фактами.

Благодаря пышности сооружения, находясь рядом с ним либо внутри него, можно полностью прочувствовать на себе императорский дух и особенности несколько веков назад. Насладиться можно и великолепными архитекторскими решениями, которые и по сей день считаются эталоном красоты и изысканности. Конструкция Зимнего дворца не раз менялась за эти века, поэтому мы можем наблюдать сооружение не в его первозданном виде, что, однако, не делает его менее значимым и достойным внимания, так как все основные черты, задуманные автором проекта, Франческо Растрелли, были бережно сохранены и переданы архитекторами разных времен. Располагается это величественное здание на Дворцовой площади северного города и прекрасно воссоединяется с окружающим ландшафтом.

История создания и развития дворца

Сооружение выполнено в стиле под названием Со времен СССР его территория оснащена под основную часть В более ранние времена Зимний дворец всегда был главной резиденцией императоров России. Чтобы полностью ощутить величие этого места, необходимо обратиться к истории его создания.

При правительстве Петра I, в 1712 году, по закону нельзя была отдавать землю в распоряжение простых людей. Подобные территории хранились для моряков, относящихся к высшему классу общества. Участок, на котором сегодня находится Зимний Дворец, был взят под управление самим Петром I.

С самого начала император построил здесь небольшой и уютный дом, возле которого ближе к зиме прорыли маленькую канавку и которой дали название Зимняя. Собственно, от этого и пошло дальнейшее название дворца.

Многие годы русский император созывал различных архитекторов, чтобы те занимались реконструкцией его дома, и вот, спустя годы, из обычного деревянного дома строение превратилось в большой дворец из камня.

А кто построил Зимний Дворец? В 1735 году главным архитектором, работавшим над зданием, был назначен Франческо Растрелли, у которого возникла идея выкупа соседних земельных участков и расширения конструкции дворца, о чем он и поведал Анне Иоанновне - правительнице России на тот момент.

Задание, поставленное перед архитектором

Именно этот архитектор стал создателем того образа Зимнего дворца, который мы все привыкли наблюдать. Однако стоит помнить о том, что некоторые черты здания изменились с течением времени, но все же основные идеи и работы Франческо Растрелли остались в неизменном виде и по сей день.

Современный вид Зимний дворец приобрел с приходом к императорскому трону Елизаветы Петровны. Как посчитала правительница, строение не похоже на Дворец, достойный того, чтобы в нем пребывали российские императоры. Поэтому для Растрелли появилось задание - модернизировать конструкцию и дизайн сооружения, из-за чего он приобрел новый облик.

Во время строительства Зимнего дворца в Санкт-Петербурге были использованы руки 4 тысяч рабочих, многих мастеров из которых Растрелли приглашал к сотрудничеству лично. Каждая деталь, отличающаяся от других элементов сооружения, была продумана великим архитектором лично и успешно воплощена в жизнь.

Об архитектуре здания

Архитектурная составляющая Зимнего дворца в Петербурге воистину многогранная. Большая высота сооружения подчеркивается увесистыми двойными колоннами. Выбранный стиль барокко сам по себе привносит нотки пышности и аристократизма. По плану, Дворец занимает территорию в форме каре, которая включает в себя 4 флигеля. Самое здание трехэтажное, двери которого выходят во внутренний двор.

Главный фасад дворца прорезан аркой, остальные стороны строения выполнены в изысканном стиле, который выражен в неповторимом чувстве вкуса Растрелли и его необычных решениях, прослеживаемых повсюду. К таким можно отнести неординарную компоновку фасадов, различия в оформлении фасадов, заметные ризалитовые выступы, неравномерное построение колонн, а также внимание привлекает особый акцент автора на ступенчатых углах постройки.

Зимний дворец, фото которого представлены вашему вниманию в статье, обладает 1084 комнатами, где в сумме насчитывается 1945 оконных конструкций. По плану, в нем находится 117 лестниц. Также к необычным и запоминающимся фактам относится то, что на те времена это было здание с очень большим, по европейским меркам, количеством металла в конструкциях.

Цвет здания неоднороден и выполнен в основном в песчаных оттенках, которые являются личным решением Растрелли. После нескольких реконструкций цветовая гамма дворца менялась, но сегодня власти Санкт-Петербурга пришли к выводу, что лучшее решение - воссоздать внешний вид дворца именно в том варианте, который и был задуман великим архитектором изначально.

Немного слов об архитекторе

Франческо Растрелли родился в столице Франции в 1700 году. Его отцом был талантливый итальянский скульптор, которому не составило труда распознать в своем сыне будущего умелого архитектора. Закончив обучение в 1716 году, он с отцом приезжает жить в Россию.

До 1722 года Франческо работал лишь помощником у отца, но к 1722 году созрел для начала самостоятельной карьеры, которая поначалу складывалась не очень хорошо в весьма неприветливой для него стране. 8 лет Растрелли младший потратил на разъезды по Европе, где большую часть времени он не работал, а получал новые знания в Германии, Италии, Франции и других странах. К 1730 году у него сформировалось свое собственное видение стиля барокко, которое и нашло отражение в его самом грандиозном проекте - Зимнем дворце.

Архитектор не раз трудился над созданием и реконструкцией зданий в России. Основная его работа пришлась на период с 1732 по 1755 гг.

Эксклюзивные факты о Зимнем дворце

Здание является самым богатым сооружением в Санкт-Петербурге, а ценность его экспонатов до сих пор не могут точно посчитать. У Зимнего дворца есть немало секретов и интересных историй, из которых можно выделить следующее:

  • Во время войны с немецкими захватчиками цвет дворца был красным. Нынешний бело-зеленый цвет сооружение приобрело лишь после войны в 1946 году.
  • В конце строительных работ на площади пред Дворцом собралось так много строительных отходов, что на их уборку могли уйти целые недели. Однако царю пришла в голову интересная идея: он разрешил абсолютно любому человеку взять любую вещь из этих строительных материалов, оставшихся после работы. Площадь перед зданием очистилась в кратчайшие сроки.

Пожар

В 1837 году все старания Франческо Растрелли и других архитекторов практически свелись на нет. Произошло страшное событие: во дворце из-за неисправности печной трубы возник немалый пожар, тушить который были вызваны 2 роты специалистов. На протяжении 30 часов пожарные пытались уменьшить языки пламени за счет закладки окон и других проемов кирпичами, но результата это не принесло. Огонь стих лишь спустя сутки после начала возгорания, испепелив практически всю красоту сооружения. От былого дворца остались лишь стены и колонны, которые опалились под высокой температурой.

Восстановительные работы

Восстановительные работы были начаты незамедлительно и продлились 3 года. К сожалению, с первых застроек никаких чертежей у мастеров того времени не было, поэтому им пришлось включать импровизацию и придумывать новый стиль буквально на ходу. Вследствие этого появилась уже «седьмая версия» дворца с преобладанием светло-зеленых и белых оттенков и позолотой внутри.

Вместе с новым обликом во дворец пришла и электрификация. Самая большая электростанция во всей Европе (считалась таковой на протяжении 15 лет) была установлена на 2 этаже и обеспечивала электричеством все здание.

Не только пожар стучался в двери Зимнего дворца с плохими вестями. Так, это здание в свое время пережило и штурм, и покушение на Александра II, и многочисленные бомбардировки времен Великой Отечественной войны.

Для современных туристов

Сегодня пройтись по залам Зимнего дворца можно, заказав одну из многих экскурсий, индивидуальных либо в группе. Двери музея открыты для посетителей с 10:00 до 18:00 и закрываются только в понедельник - официальный выходной.

Приобрести билеты на экскурсию по Зимнему дворцу можно непосредственно в кассах музея, либо заказав их у туристического оператора. Они не всегда есть в наличии из-за высокой популярности строения, особенно во время туристического сезона. Поэтому билеты лучше покупать заблаговременно.

Фрагмент фасада Зимнего дворца со стороны Невы.

Архитектурно-композиционный центр Санкт-Петербурга открывается с водной глади Невы громадой Зимнего дворца с его нарядным и торжественным убранством. Это выдающийся образец русского барокко в числе высших достижений мирового зодчества XVIII века. Грандиозный дворец, ставший основной резиденцией российских императоров с 1760-х годов, возглавляет ансамбль главной площади города - Дворцовой, над созданием которой более двух столетий трудилось несколько поколений зодчих.

Наличник окна

Зимняя резиденция государева двора в Санкт-Петербурге неоднократно перестраивалась за сравнительно небольшой промежуток времени - 51 год.

Первый Зимний дворец Петра I, так называемые Свадебные палаты, был сооружен зодчим Д. Трезини в 1711 году. «Маленький домик голландской архитектуры» был подарком губернатора Петербурга А. Д. Мен-шикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.

Второй Зимний дворец воздвигался в 1719-1721 годах по проекту архитектора Г. И. Маттарнови на месте, где ныне находится Эрмитажный театр. Здание было переделано и расширено в 1726-1727 годах при участии Ф. Б. Растрелли, положившего этим проектом начало строительству торжественных покоев российских императоров.

Возведение третьего Зимнего дворца осуществляли отец и сын Растрелли в 1732-1735 годах для Анны Иоанновны, посчитавшей петровский дворец слишком маленьким. Новое просторное здание выросло рядом с Адмиралтейством и включило в себя дома соседствующих дворов. Практически сразу по завершении работ, в 1736 году, по «луговой стороне» (на территории современной Дворцовой площади) появились хозяйственные помещения.

При Елизавете Петровне пристройка служб продолжалась. В результате к 1750 году дворец «представлял вид пестрый, грязный, недостойный места, им занимаемого, и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим, в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне». В январе 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего. По составленному Растрелли

План среднего этажа дворца. Литография середины XIX в.Подсчитано, что в Зимнем дворце 1786 дверей,1945 окон, 1500 комнат и 117 лестниц. Длина главного фасада 150 метров, а высота - 30.

Примечательно, что все лепные украшения фасадов Зимнего дворца создавались не по шаблонам. Тестообразная масса (смесь толченого кирпича и известкового раствора) обрабатывалась лепщиками вручную с приближенной ориентировкой на представленный образец. Поэтому на фасадах Зимнего дворца нет хотя бы двух абсолютно одинаковых скульптурных украшений проекту новые корпуса предполагалось пристраивать к уже существующим и оформлять их в едином стиле. Через год Елизавета Петровна пожелала увеличить высоту дворца с 14 до 22 метров. Однако зодчий был вынужден предложить ей перенести резиденцию на другое место, так как переделать существующую не представлялось возможным. Императрица отказалась, и в результате архитектор принял решение возводить все здание заново. Проект Зимнего дворца был подписан государыней 16 июня 1754 года. На время строительства большой резиденции в 1755 году Растрелли поставил на набережной реки Мойки временный Зимний дворец, который был разобран в 1762 году за ненадобностью.

Возведение четвертого, ныне существующего, Зимнего дворца Растрелли осуществлял с 1754 по 1762 год. Он создал монументальное здание, намного превосходящее своих предшественников по размерам и вели-.

колепию архитектурной отделки. Перед зодчим стояла задача не только угодить правительнице, но и воздвигнуть дворец, который по своему значению и архитектуре стал бы господствующим в ансамбле столицы, символизируя славу и величие Российской империи.

В плане здание выглядит огромным прямоугольником с обширным внутренним парадным двором, свойственным для архитектуры западноевропейских дворцов. Северным фасадом Зимний дворец обращен в сторону Невы, западным - на Адмиралтейство, южным - на сформировавшуюся к тому времени Дворцовую площадь, в центре которой архитектор предполагал поставить конную статую Петра I.

Интерьеры дворца

Мощный объем дворца соответствовал роли каждого из его фасадов в городском ансамбле. Со стороны Невы зодчий несколько выделил крайние части здания отступом середины, центр которой отметил входом, подчеркнув таким образом в фасаде его продольное направление по набережной реки. С противоположной стороны он применил обратный прием ступенчатого выдвижения вперед мощного центра фасада, что отвечало главенствующему значению этой части дворца в ансамбле новой площади. В центре этого фасада находится основной въезд во внутренний парадный двор, прорезанный тремя въездными арками. В центре северного корпуса, напротив въездных ворот, находился главный вход во дворец. Фасад со стороны Адмиралтейства, образованный выступающими угловыми частями дворца и заглубленной средней частью, подчеркивает и оттеняет мощный фронт двух главных фасадов.

С исключительной пышностью и многообразием выполнена деталировка здания. Насчитывается 12 типов оконных проемов и 22 варианта их обрамлений. Обилие декора нарастает снизу вверх, и вместе с тем для дворца характерны четкость и регулярность. Фасады дворца расчленены на два яруса: нижний, более приземистый, и верхний, более легкий и парадный. Они декорированы колоннами композитного ордера - самого сложного по исполнению и изысканно тонкого в восприятии. Колонны верхнего яруса объединяют второй, парадный, и третий этажи, отвечая расположению основных дворцовых помещений. Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество декоративных ваз и статуй, расположенных над парапетом и над многочисленными фронтонами, создают исключительное по своей пышности и великолепию декоративное убранство здания. По первоначальной задумке Растрелли Зимний дворец имел очень легкую теплую охристую окраску с выделением ордерной системы и пластического декора белой известковой краской.

Растрелли часто повторял, что дворец он сооружает «для одной славы всероссийской», где будет «все украшено с величайшим великолепием».

Композитный ордер - архитектурная композиция и определенная система построения художественно оформленной конструкции здания, состоящей из пьедестала, колонны (включает базу и капитель) и антаблемента (включает фриз и карниз). Композитный ордер был разработан древнеримскими зодчими на основе ионического и коринфского ордеров.

Павильонный зал.

Планировочная структура Зимнего дворца организовывалась от парадного входа в здание(из внутреннего двора), подводящего к торжественной Посольской (позднее Иорданской) лестнице в северо-восточном углу дома, откуда начинались самые большие парадные залы. Они располагались анфиладой в северном корпусе и подводили к Большому тронному залу - Георгиевскому, помещенному в угловом выступе. В противоположном, юго-западном, выступе находился дворцовый театр «Оперный дом». Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе Большой церковью была перекинута галерея.

Военная галерея 1812 года

Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства. К моменту ее смерти была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения еще не были готовы. Завершен дворец был 6 апреля 1762 года при Петре III, которого уже летом 1762 года свергли с престола. Сменившая Петра Екатерина II отстранила от работ Растрелли, а отделку интерьеров доверила его помощникам, С. И. Чевакинскому и Ю. М. Фельтену. Вскоре к ним присоединились Ж.-Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди, внесшие ряд изменений в первоначальную планировку и отделку дворца. Начатые ими перестройки барочных интерьеров продолжали в 1780-1790-х годах Д. Кваренги и И. Е. Старов. При этом были уничтожены театр, Тронный зал и создана новая анфилада залов. В 1820-х годах К. И. Росси создал во дворце знаменитую Военную галерею 1812 года. В начале 1830-х годов О. Монферран изменил ряд парадных залов: Фельдмаршальский, Петровский, построил ротонду для соединения под углом двух анфилад.

Сильный пожар, начавшийся 17 декабря и потушенный лишь 19 декабря 1837 года, уничтожил дотла всю великолепную отделку Зимнего дворца. Уцелели лишь стены и своды, а также детали на фасадах. В 1838-1839 годах дворец был восстановлен по новым проектам В. П. Стасова и К. П. Брюллова, под их же руководством.

Несмотря на перестройки и многие нововведения, основная планировочная схема здания сохранила идеи Растрелли. С 1922 года Зимний дворец стал частью Государственного Эрмитажа.

Зимний VS летний

Откуда появилась традиция делить дома монарших особ на зимние и летние? Корни этого явления можно найти еще во временах Московского царства. Именно тогда цари впервые стали покидать на лето стены Кремля и отправляться дышать воздухом в Измайловское или Коломенское. Эту традицию Петр I перенес и в новую столицу. Зимний дворец императора стоял на том месте, где находится современное здание, а Летний дворец можно найти в Летнем саду. Он был построен под руководством Трезини и представляет собой, по сути, небольшой двухэтажный дом в 14 комнат.


От домика до дворца

История создания Зимнего дворца ни для кого не секрет: императрица Елизавета Петровна, большая любительница роскоши, в 1752 году приказала архитектору Растрелли возвести для себя самый красивый дворец в России. Но построен он был не на пустом месте: до этого на территории, где сейчас находится Эрмитажный театр, стоял маленький зимний дворец Петра I. На смену домику Великого пришел деревянный дворец Анны Иоанновны, который строился под руководством Трезини. Но здание выходило недостаточно роскошное, так что императрица, вернувшая Петербургу статус столицы, выбрала нового архитектора — Растрелли. Это был Растрелли-старший, отец знаменитого Франческо Бартоломео. Почти на 20 лет новый дворец стал резиденцией императорской семьи. А затем появился тот самый Зимний, который мы знаем сегодня — четвертый по счету.

Зимний дворец Анны Иоанновны

Самое высокое здание Петербурга

Когда Елизавета Петровна пожелала построить новый дворец, архитектор в целях экономии планировал использовать для основы предыдущее здание. Но императрица требовала увеличить высоту дворца с 14 до 22 двух метров. Растрелли несколько раз переделывал проект здания, а переносить место стройки Елизавета не хотела, так что архитектору пришлось просто снести старый дворец и на его месте возвести новый. Лишь в 1754 году императрица утвердила проект.

Интересно, что долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в Петербурге. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в столице здания выше императорской резиденции. Именно из-за этого указа компании «Зингер» в начале XX века пришлось отказаться от своей задумки построить для себя на Невском проспекте небоскреб, как в Нью-Йорке. В итоге над шестью этажами с мансардой построили башню и украсили ее глобусом, создающим впечатление высотности.


Дом Зингера на Невском проспекте



Елизаветинское барокко

Дворец построен в стиле так называемого елизаветинского барокко. Он представляет собой четырехугольник с большим внутренним двором. Здание украшено колоннами, наличниками, а балюстрада кровли уставлена десятками роскошных ваз и статуй. Но здание несколько раз перестраивалось, над внутренним убранством в конце XVIII века работали Кваренги, Монферран, Росси, а после печально известного пожара 1837 — Стасов и Брюллов, так что элементы барокко сохранились далеко не везде. Детали пышного стиля остались в интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы. Свое название она получила от Иорданского проезда, находившегося рядом. Через него в праздник Крещения Господня императорская семья и высшее духовенство выходило к проруби в Неве. Такую церемонию традиционно называли «ходом на Иордан». Барочные детали сохранились также в украшении Большой церкви. Но церковь была разорена, и сейчас о ее назначении напоминает только большой плафон работы Фонтебассо с изображением Воскресения Христова.



Иорданская лестница

В 1946 Зимний дворец вошел в состав Эрмитажа


В 1762-м на престол взошла Екатерина II, которой пришелся не по душе помпезный стиль Растрелли. Архитектора отправили в отставку, и отделкой интерьеров занялись новые мастера. Они уничтожили Тронный зал и возвели новую Невскую анфиладу. Под руководством Кваренги был создан Георгиевский, или Большой тронный зал. Для него пришлось сделать небольшую пристройку к восточному фасаду дворца. В конце XIX века появились Красный будуар, Золотая гостиная и библиотека Николая II.




Картина Полякова «Тронная речь Николая II во время открытия I Государственной думы в Зимнем дворце». На картине изображен Большой тронный зал

Тяжелые дни Революции

В первые дни Революции 1917 года огромное количество сокровищ Зимнего дворца похитили матросы и рабочие. Лишь через несколько дней Советское правительство догадалось взять здание под охрану. Через год дворец отдали под музей Революции, так что часть интерьеров перестроили. Например, была уничтожена Романовская галерея, где находились портреты всех императоров и членов их семей, а в Николаевском зале и вовсе стали показывать кино. В 1922 часть здания отошла Эрмитажу, и лишь к 1946-му весь Зимней дворец вошел в состав музея.


В первые дни Революции много сокровищ Зимнего похитили


Во время Великой Отечественной войны здание дворца пострадало от авианалетов и артобстрелов. С началом войны большую часть экспонатов, выставленных в Зимнем, отправили на хранение в Ипатьевский особняк, тот самый, где была расстреляна семья императора Николая II. В Эрмитажных бомбоубежищах жили около 2000 человек. Они изо всех сил старались сохранить оставшиеся в стенах дворца экспонаты. Иногда им приходилось вылавливать фарфор и люстры, плавающие в затопленных подвалах.




Эрмитаж во время Великой Отечественной войны

Пушистые охранники

Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м. Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей». Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца. После войны в Эрмитаж привезли 5 тысяч котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.



У каждого эрмитажного кота-охранника есть собственный паспорт

В Эрмитаже живет целая армия пушистых охранников


Со времен Елизаветы Петровны у каждого Эрмитажного кота есть собственный паспорт, каждого квалифицированного охранника регулярно осматривают ветеринары. Недавно директор Эрмитажа Михаил Пиотровский установил лимит в 50 котов, остальных раздают в добрые руки. Так что любой желающий может стать владельцем Эрмитажного питомца.

«Зимний дворец? - А где Эрмитаж? - А Эрмитаж и Зимний дворец это одно и тоже? Эрмитаж это название музея расположенного в Зимнем дворце?» - такие вопросы можно часто услышать и от российских и от иностранных туристов. Чтобы разобраться, что к чему, давайте начнем рассказ о самом известном здании Петербурга издалека, с момента основания города на Неве…

Первые Зимние дворцы

Для тех, кто знает историю Петербурга, не является секретом тот факт, что первоначально Петр I не планировал устройства центра города на Адмиралтейском острове. Первые здания Петербурга возводились на Петербургском острове, вокруг нынешней Троицкой площади. Затем, царь вынашивал планы строительства центра города в Кронштадте , на Васильевском острове, но никак не на левом берегу Невы. Возникновению нынешнего исторического центра способствовала случайность, а точнее царское увлечение. Петр I любил работать топориком. И не только лично рубить головы недовольным, но и строить корабли.

После основания в 1705-1706 годах Главного Адмиралтейства, державный строитель Петербурга столкнулся с проблемой хорошо знакомой многим обитателям наших спальных районов. С Петербургского острова до Адмиралтейства было сложно и долго добираться, даже учитывая тогдашнее отсутствие пробок. Вот и пожелал государь иметь жилье рядом с местом работы. В 1708 году на участке между Невой и нынешней Миллионной улицей для Петра был построен деревянный двухэтажный «Зимний дом». Это строение находилось на месте нынешнего Эрмитажного театра, и его принято считать первым Зимним дворцом.

Теперь у Петра появилась возможность, каждое утро бегать на верфь. Вскоре вокруг царских
палат появились дома государевых слуг и прихлебателей, а «промышленная окраина» внезапно стала политическим и аристократическим центром Петербурга.

В 1712 году «Зимний дом» был расширен, за счет пристройки к нему так называемых «Свадебных палат», но обжившийся на новом месте Петр Алексеевич стал задумываться о более представительной резиденции. В 1716 году по проекту архитектора Георг Маттарнови началось строительство нового Зимнего дворце, расположенного на месте предыдущей постройки. В дальнейшем, исследователи отмечали удачный выбор места под главную царскую резиденцию: «...дворец расположен так, что из него видна бо́льшая часть города, крепость, дом князя Меншикова и в особенности через рукав реки открытое море»

Строительство петровского Зимнего дворца было закончено в 1723 году. Это событие было отпраздновано торжественным пиром, но в новом здание Петр I прожил недолго. 28 января 1725 года император скончался в Большом зале Зимнего дворца от последствий незалеченной гонореи.

Второй Зимний дворец Петра I

После смерти Петра, в Зимнем дворце еще некоторое время жила его вдова - Екатерина I. При Анне Иоанновне двор обосновался в соседнем особняке Апраксина, расположенном на месте нынешнего Зимнего дворца. Петровский «Зимний дом» использовался различными дворцовыми службами, а затем был заброшен. При Екатерине II на его месте было построено здание Эрмитажного театра.

В 1970-1980-ее годы, ленинградские ученные к своему удивлению обнаружили, что многие элементы Петровского Зимнего дворца сохранились до наших дней. Архитектор Джакомо Кварнеги возводивший здание театра, использовал стены и несущие конструкции старого здания, благодаря чему сегодня мы можем увидеть помещения, где последние два года свой жизни провел Петр I. Сегодня они частично отреставрированы и в них проводятся экскурсии.
При императрице Анне Иоанновне на месте домов Апраксина, Чернышева, Рагузинского и Морской Академии было начато строительство нового Зимнего Дворца, третьего по счету. Работы продолжались с 1732 по 1735 года. В новом четырехэтажном здание было около 70 парадных залов, более 100 спален, театр, капелла, канцелярия, служебные и караульные помещения.

Зимний дворец Анны Иоанновны

В дальнейшем, этот Зимний дворец не раз перестраивался и достраивался, пока императрица Елизавета Петровна не обнаружила, что дворец стал напоминать не парадную резиденцию, призванную демонстрировать мощь Российского государства, а курятник. Внешний вид здания портили бесчисленные конюшни, технические пристройки и сараи, построенные главным образом со стороны Адмиралтейского луга (нынешней Дворцовой площади). Снова встал вопрос о перестройке дворца, но тут выяснилось, что будет проще, снести старое здание, а на его месте построить новый дворец. Соответствующий указ был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года:

«Понеже в С.-Петербурге наш Зимний Дворец не токмо для приему иностранных министров и отправления при Дворе во уреченные дни праздничных обрядов, по великости нашего императорского достоинства, но и для умещения нам с потребными служительми и вещьми доволен быть не может, для чего мы вознамерились оный наш Зимний Дворец с большим пространством в длине, ширине и вышине перестроить, на которую перестройку по смете потребно до 900.000 рублев, какой суммы, расположа оную на два года, из наших соляных денег взять невозможно. Того для повелеваем нашему Сенату сыскать и нам представить, из каких доходов такую сумму по 430 или 450 тысяч рублев на год взять к тому делу возможно, считая с начала сей 1754 и будущий 1755 годы, и чтобы сие учинено было немедленно, дабы не упустить нынешнего зимнего пути для приготовления припасов к тому строению…»

Франческо Бартоломео Растрелли, (1750-1760-ее гг)

Строительство дворца

Руководил строительством нового Зимнего дворца придворный архитектор Елизаветы Петровны Франческо Бартоломео Растрелли. Зодчий понимал, что ему дано задание огромной политической важности и стал рьяно оправдывать оказанное ему высокое доверие, ведь дворец возводился «для единой славы всероссийской».

По плану мастера, Зимний дворец должен был представлять собой огромный четырехугольник со внутренним двором. Фасад и интерьеры оформлялись в стиле барокко, непревзойденным мастером которого был Расстерли. Каждый из фасадов дворца был индивидуален. Главным фасадом считался Южный, выходящий на Дворцовую площадь. Он был самым пышным. В его центре находились три арки, ведущие в парадный двор. Фасад смотрящий на Неву напоминал бесконечную колоннаду. Парадный облик имел и западный фасад, выходивший на Разводную площадь, где Растерли планировал поставить памятник Петру I , работы своего отца, Карло Бартоломео.

Внутри Зимнего дворца по проекту Растерли предполагалось устроить 1050 парадных и жилых залов площадью 46 тысяч квадратных метров, 1945 окон, 1786 дверей, 117 лестниц, 329 дымовых труб.

Зимний дворец задумывался как архитектурная доминанта центра Петербурга и самое высокое светское здание города. До указом Николая I возведение зданий выше Зимнего дворца в центре Северной столицы было запрещено. Вся система внешнего декора, колонны установленные в два ряда, статуи, была призвана подчеркивать огромную (четырехэтажную!) высоту здания.
На строительстве Зимнего дворца работали около четырех тысяч человек, в число которых входили лучшие мастера со всей России. Территория нынешней Дворцовой площади и Александровского сада была покрыта шалашами, в которых жили рабочие. Сменить местожительство пришлось и двору. Для него Растрелли построил временный деревянный Зимний дворец, расположенный на месте современного дома Чичерина, на углу Невского проспекта и реки Мойки.

Елизавета Петровна очень хотела поскорее переехать в новую резиденцию, но этого не произошло. 25 января 1761 года императрица скончалась. А 6 апреля 1762 года двор перебрался в построенный Растерлли Зимний дворец. Предание гласит, что после окончания работ, Дворцовая площадь представляла собой свалку мусора. Хитрый генерал-полицмейстер Петербурга барон Н.А. Корф предложил через герольдов объявить, что каждый горожанин волен брать с места бывшей стройки, все что ему необходимо. На следующий день, перед Зимним дворцом можно было гладить белье… Бедные петербуржцы растащили даже кучи извести.

Зимний дворец становится Зимним дворцом

Не успела еще высохнуть свежая известка, покрывавшая стены Зимнего дворца, как здание стали перестраивать. Новая императрица Екатерина II, взошедшая на престол после непродолжительного, но запоминающегося правления Петра III, не была поклонницей барокко. Растрелли был вынужден подать в отставку и покинуть Петербург, а для перестройки Зимнего дворца была приглашена новая команда архитекторов: Ю.М.Фельтен, Ж.Б.Валлен-Деламот и А.Ринальди.

Задуманные Растрелли внутренние интерьеры дворца были почти что полностью уничтожены. Сегодня от них сохранилась только роскошная Иорданская лестница, по которой каждый день проходят тысячи туристов идущих осматривать сокровища Государственного Эрмитажа. На месте старого Тронного зала и театра возникла новая Невская анфилада, включившая Аванзал, Большой и Концертный залы.

Истинным украшением дворца стал Большой Тронный или Георгиевский зал созданный Джакомо Кварнеги. Его центральным объектом был большой трон, исполненный П.Ажи. Для оформления интерьера этого главного парадного зала Зимнего дворца использовался цветной мрамор и золоченая бронза.

При Екатерине II Зимний дворец стал центром светской и культурной жизни Северной Пальмиры, местом проведения помпезных придворных празднеств и балов.
Англичанин У.Кокс, побывавший на балу в Зимнем дворце в 1778 году, описывал увиденное в следующих словах: «Богатство и пышность русского двора превосходят самые вычурные описания. Следы древнего азиатского великолепия смешиваются с европейской утонченностью…, блеск придворных нарядов и обилие драгоценных камней оставляют за собой великолепие других европейских государств». На балу присутствовало около восьми тысяч человек. Правда, эта толпа дворян, богатых купцов и уважаемых ремесленников не смешивалась с аристократами, которые отплясывали, за низеньким барьером, отделявших придворных от прочих гостей.

Работы по оформлению Зимнего дворца продолжались и в последующие царствования. За исключением Павла I, который предпочел Зимнему дворцу Михайловский замок , каждый император стремился добавить что-то свое в убранство главного дворца Российской империи.
Особо масштабные работы были проведены после 1812 года, когда возникла необходимость продемонстрировать всему миру новый статус России - победительницы Наполеона, лидера объединенной Европе в борьбе за светлые идеалы посвященного абсолютизма.

Военная галерея Зимнего дворца. Г.Г. Чернецов

В 1826 году Карл Росси перед Георгиевским залом устроил Военную галерею, стены которой украшали 330 портретов генералов - участников Отечественной войны 1812 года. Картины для этой комнаты, писал английский художник Д.Доу. Именно ей А.С. Пушкин посвятил свои строки:

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата…
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.

В перестройке Зимнего дворца принимал участие и Огюст Монферан. Он построил лестницу подъезда императрицы, украсив ее горельефами, статуями и колоннами, оформил Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы. В.А.Жуковский с восторгом писал царской резиденции:

«Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имел подобного в целой Европе. Своею огромностью, своею архитектурою изображал он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминал о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России... Зимний дворец был для нас представителем всего отечественного, русского, нашего…»

А как же Эрмитаж?

Турист посетивший пригороды Петербурга, легко обнаружит, что свой «Эрмитаж» есть и Пушкине и в Петергофе. Это слово в переводе с французского языка означает «Уединенный уголок». Вельможи и короли XVIII века любили заводить в своих садах и парках уединенные павильоны для интимного времяпровождения. А Екатерина II устроила свой «уединенный уголок» прямо в центре Петербурга.

С этой целью в 1764—1775 годах, к Зимнему дворцу было пристроено здание, которое известно сегодня как Малый Эрмитаж. В нем Екатерина II проводила время с избранной публикой в неформальной обстановке. Посторонних в Эрмитаж не пускали. Даже столы в этом помещении накрывались заранее, после чего слуги оставляли «укромный уголок» и удалялись.
В целом атмосфера Эрмитажа напоминала современные корпоративны. Формально, гости оставляли чины и условности за дверью. Те кто говорил глупости должны были выпить стакан холодной воды или прочитать страницу из «Телемахиады» Тредьяковского.

Для того, чтобы вечера в Эрмитаже стали культурным времяпровождением, Екатерина II, решила оформить помещение подобающей коллекцией картин. Начало эрмитажного собрания было положено в 1764 году, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Императрица так же повелела скупать за границей все ценные произведения искусства, появлявшиеся на аукционах.

В Англии были куплены работы Рубенса и Ван Дейка. Русский посол в Париже, граф Д.А. Голицын благодаря своим связям с Д.Дидро и другими представителями французской культуры смог приобрести такие всемирно известные шедевры как «Возвращение блудного сына» Рембрандта, две «Данаи»Тициана и Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне др.

К концу правление Екатерины II эрмитажное собрание картин составляло четыре тысячи полотен. Малый Эрмитаж уже не вмещал все шедевры. Для коллекции пришлось построить специальное здание получившее название Старый Эрмитаж.

В Эрмитаж поступали не только картины. Агенты Екатерины так же закупали гравюры, рисунки, античные древности, произведения декоративно-прикладного искусства, древние монеты, оружие, медали и книги.

Традиция пополнения коллекция Эрмитажа продолжилась и в XIX веке. При Александре I были приобретены картины Рембрандта и Рубенса «Снятие с креста», Ферма «Поттера», полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю. В этот период Эрмитаж из личного собрания картин императора постепенно трансформируется в музей. Правда, это была отнюдь не общедоступная галерея. Для посещения Эрмитажа требуется взять специальный пропуск подписанный начальником придворной конторы. Даже А.С. Пушкин получил такой документ только благодаря протекции, воспитателя царских детей В.А. Жуковского.


Интерьеры Нового Эрмитажа на акварели К.Ухтомского, 1856 г.

Важным поворотным этапом в «демократизации» доступа в Эрмитаж стало строительство здания Нового Эрмитажа, который был закончен 1856 году. Это было первое специально построенное здание музея в Росси. Уже в 1852 году экспозиция Нового Эрмитажа приняла первых посетителей, а в 1866 году доступ в музей стал открытым и … бесплатным. Стоимость билетов компенсировало Министерство Императорского двора. Разумеется, внутрь пускали только «по-европейски» одетую публику, что уже само по себе закрывало доступ для представителей бедных слоев общества.

После революции, музей Эрмитаж получил ценные приобретения, но вместе с тем понес серьезные утраты. В главный музей страны свозились ценности, экспроприированные из частных коллекций русских аристократов и промышленников. В то же самое время, в конце 1920-хх годов, часть картин Эрмитажа была продана за рубеж, для финансирования индустриализации. А коллекция картин русской живописи, была передана Русскому музею .

В 1920-ее годы понятия Эрмитаж и Зимний дворец постепенно становятся единым целым, поскольку музей получает для размещения своих экспозиций почти все помещения бывшей царской резиденции.

После Великой Отечественной войны, коллекции и запасники Эрмитажа пополнились трофейными произведениями искусства, вывезенными из Германии в качестве компенсации за шедевры, уничтоженные гитлеровскими войсками в России.

Легенда о оружейнике Тарасюке

Относительно Зимнего дворца существует немало любопытных баек. Самыми банальными из них являются истории о призраках Петра I, Николая I и Николая II регулярно прогуливающихся по ночным залам Эрмитажа. Есть легенды о подземных ходах Эрмитажа, которые ведут то в Манеж, то в Мраморный дворец .

Из всех этих преданий только одна история отличается оригинальностью содержания и драматичностью сюжета. Якобы в начале 80-хх годов, Первый секретарь ленинградского горкома КПСС Григорий Романов, лютый враг свободолюбивый интеллигенции, задумал справить в Таврическом дворце свадьбу своей дочери. Для этого, сатрап, потребовал от руководства Эрмитажа выдать ему парадный сервиз Екатерины II на сто сорок четыре персоны. Директор Эрмитажа, Борис Борисович Пиотровский заявил, что сервиз можно будет взять только через его труп, но когда руководство КГБ сообщило, что это в принципе можно будет организовать, Борис Борисович ушел домой и сказался больным.

В Эрмитаж за сервизом выехали сотрудники горкома, и только один человек стал на их пути. Это был сотрудник музея Тарасюк. Облачившись в средневековые латы, он взял в руки меч и грозно двинулся на незваных гостей. Трусливые агенты тирании в паники ретировались, но тут произошло одно крайне печальное для всех честных музееведов событие. Как раз в это время, ночью, в залы Эрмитажа выпускали злобных собак. Тарасюк был экспертом по оружию, но доспех, который он одел был предназначен для верховой езды. Когда ученый уже торжествовал победу, злобные псы впились в его самое уязвимое место, незащищенное доспехами… Тарасюк потерял свое мужество, а ликующие горкомовцы забрали сервиз.

Дальнейшая судьба шедевра была печальна. Когда на свадьбе закричали «Горько!», партократы стали бить драгоценную посуду об пол… Впрочем это не сошло Романову с рук. Из-за этой истории его не сделали генеральным секретарем ЦК КПСС, вместо Михаила Горбачева.

Тарасюк же был уволен из Эрмитажа и уехал в Израиль, где его следы потерялись.

Пожар в Зимнем дворце К.Ж. Верне


От пожара к войне

Символической вехой в истории Зимнего дворца, стал катастрофический пожар 1837 года. В дальнейшем, причиной возгорания был назван «отдушник, оставленный не заделанным при последней переделке большой Фельдмаршальской Залы»; отдушник «находился в печной трубе, проведенной между хорами и деревянным сводом залы Петра Великого, расположенной бок-о-бок с Фельдмаршальской, и прилегал весьма близко к доскам задней перегородки. В день несчастного происшествия выкинуло из трубы, после чего пламя сообщилось через этот отдушник доскам хоров и свода залы Петра Великого; ему предоставляли в этом месте обильную пищу деревянные перегородки; по ним огонь перешел к стропилам. Эти огромные стропила и подпорки, высушенные в течение 80 лет горячим воздухом под накаливаемой летним жаром железной крышей, воспламенились мгновенно».

Запах дыма был замечен еще утром 17 декабря, но поскольку источник огня долгое время никто не мог обнаружить, принятие необходимых мер было отложено на вечер. К тому времени, внутренние перекрытия Зимнего дворца уже горели вовсю и когда пожарные взломали стены, пламя вырвалось наружу…

Зимний дворец горел три дня. За это время выгорели все его интерьеры. Это был один из крупнейших пожаров в истории Петербурга. Зарево от огня было видно за несколько километров от города. Лишь героическими усилиями солдат и слуг удалось спасти почти всю дворцовую обстановку и картины. Их выносили на улицу и складывали у Александровской колонны.

Сразу же после катастрофы, в Зимнем дворце начались ремонтные работы, которым руководители архитекторы В.П.Стасов и А.П.Брюллов. Император Николай I приказал им «восстановить в прежнем виде» все интерьеры дворца. Сразу отметим, что зодчие отменно справились с ответственным правительственным заданием. Облик прежнего Зимнего дворца был возрожден всего за два года.

В некоторых залах с согласия государя были все-таки допущены изменения. Так Гербовый зал Стасов увеличил до тысячи квадратных метров и серьезно изменил его отделку.

После этого ремонта, парадные интерьеры Зимнего дворца без существенных изменений дошли до наших дней. Этого правда нельзя сказать о жилых помещениях дворца. Только Александровский и Белый залы, лестница подъезда «Ее Императорского Величества», Ротонда, Арапский и Малахитовый залы, сохранились до нас в том виде, как их задумывал А.П. Брюллов. Прочие жилые комнаты дворца, неоднократно перестраивались в соответствие со вкусами их владельцев. Разумеется, здесь нельзя говорить не о каком художественном единстве, хотя интерьеры некоторых личных покоев сами по себе очень интересны. Среди них стоит отметить «Красный будуар» императрицы Марии Александровны, «Золотую гостиную» созданную В.А. Шрейбером и личную библиотеку Николая II (автор А.Ф.Красовский).

До самой революции Зимний дворец продолжал исполнять функцию площадки для важнейших политических мероприятий Царской России. Здесь проходили приемы иностранных послов, торжественные балы, приемы верноподданных делегаций, церемонии открытия Государственной думы. В тяжелую или в торжественную минуту к этому зданию устремлялись толпы верноподданных. 9 января 1905 года, к Зимнему дворцу, к царю, двинулись колонны петербургских рабочих, прося милости и заступничества. К сожалению, диалога между властью и народом в тот день не получилось… А вот 1 августа 1914 года, колонна патриотически настроенной интеллигенции все-таки дошла до Дворцовой площади и рухнула на колени перед обожаемым монархом, появившимся на балконе Зимнего.

В XIX веке раз в год двери Зимнего дворца распахивались для жителей столицы. 1 января в нем проводился новогодний маскарад. Причем в царский дома могли прийти не только дворяне, но, и «купцы, мещане, лавочники, ремесленники всякого рода, даже простые бородатые крестьяне и крепостные люди, прилично одетые. Все это теснилось и толкалось вместе с первыми чинами двора, представителями дипломатии и высшего света. Разодетые дамы, в бриллиантах и жемчугах, военные и штатские звездоносцы и вперемежку с ними фраки, сюртуки и кафтаны. Государь и царское семейство, с многочисленною свитою, прохаживаясь из одной залы в другую, иной раз с трудом могли пройти сквозь толпу». Для многих это была замечательная возможность подкрепиться: «В залах расставлено было множество буфетов с золотой и серебряной посудой, с прохладительными напитками всякого рода, отличными винами, пивом, медом, квасом, с обилием кушаний всякого рода от самых изысканных до простонародных… Толпа вокруг буфетов сменялась толпою, по мере того, как они опоражнивались и снова наполнялись. На таких ежегодных праздниках иной раз наезжало в Зимний дворец от 25 до 30 тысяч человек. Иностранцы не могли надивиться порядку и приличию толпы, и доверчивости государя к своим подданным, которые с любовью, преданностью и чувством самодовольства теснились вокруг него в течение 5 или 6 часов. Тут не соблюдалось ни малейшего этикета, в то же время никто не злоупотреблял близостью к царской особе».

А вот в качестве царского жилья, Зимний дворец использовался все реже. Оказалась, что в новых исторических реалиях, огромное здание плохо отвечает требованиям безопасности. И не только противопожарной. 5 февраля 1880 года народоволец Степан Халтурин пронеся в Зимний дворец 30 килограмм динамита, устроил взрыв под столовой, где должен был обедать императора Александр II. Государь чудом не пострадал. Погибло 11 солдат лейб-гвардии Финляндского полка.

После того как народовольцы все-таки убили Александра II в 1881 году, новый царь, Александр III, предпочел жить в безопасной Гатчине , а в Зимний дворец наведываться вахтовым методом. Лишь кода на престол взошел Николай II августейшая семья, снова вернулся на берега Невы. Правда, после начала революции 1905 года, Зимний дворец больше напоминал укрепленный лагерь. Кроме царя, в нем жили и некоторые ключевые фигуры режима - например премьер-министр Столыпин. Только там они могли чувствовать себя в безопасности. Сам же Николай II следуя примеру своего отца, все больше и больше времени проводил в Александровском дворце Пушкина.

С началом Первой мировой войны жизнь в Зимнем дворце претерпела новые изменения. Императорская семья появлялась в старых стенах все реже и реже. В 1915 году ряд дворцовых залов были отведены под госпиталь.

Зимний дворец в XX веке

После февральской революции 1917 года, в помещениях Зимнего дворца некоторое время работала Чрезвычайная комиссия временного правительства по расследованию преступлений царизма, а с лета 1917 года, в бывшие царские покои «вселилось» и само Временное правительство. Газеты писали ехидные статьи о А.Ф.Керенском блаженствующем в кровати Николая II. Все дворцовые ценности и коллекции Эрмитажа были отправлены в Москву и укрыты в здание Исторического музея.

В ночь с 25 на 26 октября 1917 года Зимний дворец стал ареной исторических событий. Силы военно-революционного комитета, Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов после серии коротких стычек, захватили бывшую царскую резиденцию и арестовали министров Временного правительства. Бульварная пресса была переполнена леденящими кровь статьями о разгроме дворцовых интерьеров дикими рабоче-крестьянскими толпами и печальной участи ударного женского батальона, бойцов которого, ждала участь хуже смерти. Правда, следует отметить, что научная литература этих сведений не подтверждает.

Спустя три дня после ареста Временного правительства новые советские власти взяли Зимний дворец под охрану как памятник культуры. Впрочем, на первых порах он использовался с самыми разными целями. В огромном здание действовал и Музей Революции, и приемный пункт для военнопленных старой армии, и штаб по устройству массовых торжеств и даже кинематограф. Только с 1922 года все помещения Зимнего дворца стали постепенно передаваться Эрмитажу.

В это же время начались работы по перепланировке бывших жилых и служебных комнат Эрмитажа. На первом этаже была восстановлена Растреллиевская галерея, вместо 65 комнат фрейлина было воссоздано 17 первоначальных залов.

Огороды на территории Зимнего дворца в дни блокады

В годы Великой Отечественной войны Зимний дворец серьезно пострадал. Немецкими бомбами и снарядами были повреждены Иорданская лестница, Малый тронный (Петровский) зал, Гербовый зал. Реставрация этих объектов заняла много времени после войны. Самые ценные экспонаты были эвакуированы в Свердловск. Во внутреннем дворе Зимнего дворца был разбит огород, где выращивались овощи.

В последующие десятилетия Зимний дворец-Эрмитаж стал одним из крупнейших музеев планеты. В нем хранится до трех миллионов уникальных произведений искусства. Ежегодно Зимний дворец посещают миллионы туристов и петербуржцев.

5