Сиань где. Вечный город сиань

Знаменитый город в провинции Шэньси, центр культуры и колыбель китайской цивилизации. В былые времена город являлся домом для правителей династий Цинь, Хань, Суй и Тан. Давным-давно город назывался Чанъань, что в переводе звучит как «Вечный мир».

Сегодня, несмотря на постоянно расширяющиеся границы города, загрязненную атмосферу, палящее летнее солнце и зимние холода, Сиань является излюбленным городом для осмотра гостями Китая. Не хватит и недели интенсивного осмотра, чтобы увидеть все сохранившиеся достопримечательности города и окрестностей.

Город прочно ассоциируется с наиболее хорошо сохранившимся участком городской стены, терракотовой армии первого императора династии Цинь Шихуана, остатками построек династий Чжоу, Хань и Тан, причастностью к великому шелковому караванному перемещению времен зарождения международной торговли прошлого.

Город связан воздушным сообщением с многими странами мира. Основной воздушной гаванью считается, расположенный в 40 километрах, международный аэропорт Сиань Сяньян. В городе есть и шесть железнодорожных вокзалов, связывающих город с основными регионами страны.

Археологический музей Хан Ян Лин

Музей расположен в северном пригороде Сиан, неподалеку от реки Вэй, специально для экспонирования, защиты и изучения мощей из мавзолея династии Хань, где покоились император Лю Ци и его жена Ван Ши. Строительство усыпальницы длилось 28 лет и к 126 году до нашей эры было завершено. На территории в 20 квадратных километров археологами в 1975 году были обнаружены невероятные свидетельства могущества династии.

На этой уникальной площадке расположен подземный выставочный зал, где посетители могут наблюдать не только за наследием, но и за кропотливой работой реставраторов и ученых. Более 1700 уникальных находок выставлено на обозрение посетителей на двух этажах музея.

Исторический музей Шэньси

Музей находится на юге города Сиань и занимает площадь около 70 000 квадратных метров. Строение, выполненное в традиционном архитектурном стиле Тан, имеет статус национального китайского исторического музея. В музее хранится и экспонируется более 370 тысяч реликвий, найденных при проведении раскопок в провинции Шэньси. Здесь можно увидеть изделия из камня, кости, бронзы, терракоты, фарфора, нефрита, золота, серебра, а также фрески, каллиграфию и живопись. Эти сокровища отражают ход течения истории и жизнь людей на этой древней земле.

Священная гора Хуашань

К востоку от города расположилась, манящая своей неприступностью, священная гора. Хуашань привлекает отчаянных туристов со всей планеты. Не смотря на оснащённый лестницами и защитными ограждениями маршрут, преодолеть его сможет далеко не каждый. Молва «тропы смерти» прочно закрепилась за достопримечательностью. Восхождение займет несколько часов, а наградой за смелость послужит чувство гордости и необыкновенные виды окрестностей. Путь до подножия горы поможет преодолеть подъемник. Далее несколько троп позволит взойти на все пять вершин, каждую из которых венчает религиозное сооружение. Многие туристы отправляются к вершине в ночное время, желая встретить рассвет на пике. Во втором веке до нашей эры у подножия горы был построен даосский храм, с тех самых пор Хуашань является своеобразной «меккой» для паломников.

Сиань – древнейший город с многовековой историей. Культура, архитектура и традиции привлекают в центр провинции Шеньси миллионы туристов в год. Город основан в 11 веке до нашей эры и признан самими сианьцами колыбелью цивилизации.

Император присвоил городу статус столицы, из которой начинался Великий Шелковый путь. Через полвека, город стал еще и центром распространения буддизма. На сегодняшний день, Сиань – крупный промышленный и туристический центр с развитой инфраструктурой.

Удобное транспортное расположение позволяет добраться из Пекина, Гонконга или Шанхая любым видом транспорта.

Самая главная башня города расположена на пересечении четырех главных улиц. В 1384 году башню из дерева соорудили для наблюдения охраной за местностью. Примечательно, что даже после переноса башни на 1000 метров, при строительстве не использовали гвоздей. Колокол оповещал жителей о начале дня.

Внутри двухэтажной башни есть винтовая лестница, интерьер украшен изящной росписью. Со смотровой площадки открывается панорама города. Вокруг башни разбит красивый сад с лавочками. По маленькой улочке, утыканной сувенирными лавками, туристы могут прогуляться к Барабанной башне. Ночью башня очаровывает своей подсветкой.

Местоположение: Beiyuanmen Snacks Street.

Барабанный бой, наоборот, оповещал жителей об окончании дня и закрытии городских ворот. Построена в 1380 году без единого гвоздя. Внутри башни расположился музей барабанов, собравший в своем фонде многочисленные древние барабаны.

Некоторые экспонаты насчитывают более 1000 лет. Ежедневно во дворе музея проводится барабанное шоу. На башне также предусмотрена смотровая площадка. В 1996 году в башню был доставлен самый большой барабан в Китае.

Недалеко от городских башен исторически расположился самый колоритный район города Сиань. Мусульмане начали заселять город с 8 века – это были охранники купцов Шелкового Пути. Сегодня здесь проживают их потомки.

На территории квартала более десятка мечетей. В старинных двориках и улочках предлагается огромный выбор фирменных блюд и закусок провинции. Сувениры, специи, орехи, мясо, украшения: рынок сохранил историческую атмосферу восточного базара.

Стена служила для обороны города. Из всех оборонительных городских стен Китая, именно сианьская сохранилась до наших дней целой и неразрушенной. Окружность стены составляет почти 14 метров , а высота —12 метров . Стена отделяет старый исторический город и современные постройки. Ворота стены направлены на четыре стороны света и были снабжены откидными дверьми.

Во время масштабной реставрации в 1983 году были восстановлены башни главной стены, а также был создан великолепный парк для прогулок. Туристы могут прокатиться по вершине стены на велосипеде (стоимость проката велосипеда внизу ниже, чем на верхних площадках). После 20.00 в вечернее время стена выглядит особенно нарядно из-за подсветки.

Большая Пагода расположена в храмовом комплексе недалеко от городской стены. Построена для хранения буддийских писаний, реликвий и артефактов, привезенных из Индии. Семиярусная пагода высотой 64 метра является символом города, его визитной карточкой, и часто изображена на сувенирных открытках. Посетители по внутренней лестнице могут подняться наверх и насладиться панорамой города.

Местоположение: Yanta W Road, XiaoZhai ShangYeJie.

Вместе с Большой Пагодой являет собой шедевр древней буддийской архитектуры, чудом сохранившийся после многочисленных природных катаклизмов. После крупного землетрясения два верхних яруса башни разрушились. Внутри тоже есть лестница для посетителей.

Местоположение: 72 — Youyi W Road, Beilin Qu.

На площади возле Пагоды Диких Гусей расположен парк поющих фонтанов. В их число входит самый крупный в Азии фонтан, площадью 110 метров. Ежевечернее музыкальное цветовое светопредставление за 20 минут покоряет воображение гостей и жителей города. Считается, что самое большое число лавочек для зрителей установлены именно для этого шоу.

Музей представляет собой собрания каменных столбов на площади в 31 гектар. Росписи стел представляют большую историческую ценность. Он расположился в храме Конфуция, который был построен в 1087 году нашей эры. Название он получил в1992 году. В семи залах представлена огромная коллекция, которая насчитывает около 3000 каменных столбов, предметы искусства каллиграфии, живописи.

Местоположение: 15 Sanxue Street, ZhongLou ShangQuan.

Музей был создан для коллекций исторически богатой местности. Здание музея построено в шикарном стиле, характерном для эпохи династии Тан. Огромный и богатый фонд коллекций радуют посетителей со всего мира: изделия из меди и драгоценных металлов; настенный росписи и часть терракотовых фигур.

Местоположение: 91 — Xiaozhai E Road, XiaoZhai ShangYeJie.

В середине прошлого столетия археологами была обнаружена древняя деревушка Баньпо. На раскопанных участков было обнаружено несколько домов, печи для обжига глины, зона захоронений. Площадку китайцы расценивают как очень значимый культурный объект после Терракотовой армии. Стоянку сделали музеем, и чтобы сохранить экспозицию, над ней установили крытый зал. А многочисленные находки собрали в отдельном помещении.

Местоположение: 155 — Banpo Road, Baqiao Qu.

Находится в поселке Циньлин (30 км от Сианя). В истории Китая очень значима фигура императора Цинь Шихуаня. В третьем веке до нашей эры он объединил китайские народы в мощную имперскую быстроразвивающуюся цивилизацию.

В могилу с собой император поместил огромное количество сокровищ и более 8000 фигур воинов и коней, сделанных из обожженной глины – терракоты. Фигуры в полный рост поражают воображение, так как кропотливо собирались многочисленными рабочими вручную. Они имеют свои уникальные черты лица, форму ушных раковин, строение тела. Многочисленная глиняная армия снабжена настоящим оружием, обработанным специальным образом для лучшей сохранности.

Удивляют фигуры коней, запряженных настоящей колесницей. Мавзолей был нетронут более двух тысяч лет. В 1974 году китайские фермеры при бурении колодца провалились в гробницу. Вся письменная информация о великой династии Цин, при которой была достроена Великая китайская стена, была утеряна. Ценность находки сложно переоценить: гробницу назвали восьмым чудом света. Раскопки удивительных артефактов ведутся по сегодняшний день на площади более 50 квадратных километров. Культурный объект взят под охрану ЮНЕСКО.

В 30 километрах от города Сиань, который являлся западной столицей династии Тан, еще в начале 8 века были обнаружены горячие источники в живописной горной местности. Неудивительно, что именно эти источники стали излюбленным местом отдыха китайских императоров на протяжении столетий. Вода в источниках богата минеральными компонентами и на выходе имеет температуру более 40 градусов.

Самым красивым местом в комплексе с храмами, бассейнами и садами за главными воротами считается озеро Девяти Драконов. Тонкий аромат плавающих в озере лотосов сопровождает зрелищную мраморную статую Ян Гуйфей – одну из самых любимых жен императора Сюаньцзуна. Ежегодно миллионы туристов наслаждаются видами, архитектурой и несомненной красотой храмового комплекса площадью более 85 тысяч квадратных километров.

Фабрика, открытая в 1985 году, производит уникальный китайский фарфор. Кроме того, копии терракотовых лошадей и воинов, изготавливаемые на фабрике, сняты с тех, что выставлены в музее. Именно тут посетители могут купить гарантированно качественные сувениры и изделия из знаменитого на весь мир китайского фарфора, а также понаблюдать за этапами производства.

Многовековая история этого места, чай «улун», живописные пейзажи при мягком климате, сосны и кипарисы… Огромное количество экскурсий на гору предлагаются круглый год. Помимо храмовых комплексов, на горе располагается мавзолей императора Цинь Шихуаня. После своей смерти великий император «следит» из глаза дракона, в виде которого выложен курган над могилой.

В прошлом веке Сиань стал крупным промышленным и туристическим центром, в котором гостям предлагается самое разное размещение: от дорогих роскошных отелей до молодежных хостелов. Любители погружений в атмосферу могут снять квартиру у гостеприимных жителей.

Город, адм. ц. пров. Шэньси, Китай. Основан в 202 г. до н. э. и до XIV в. назывался Чанъань от чан долгий, длинный, постоянный, ань мирный, спокойный, умиротворенный, т. е. долгое спокойствие. Позже Сиань (си кит. запад) умиротворенный запад … Географическая энциклопедия

СИАНЬ Современная энциклопедия

Сиань - (до 14 в. Чанъань) один из древнейших городов Северо Западного Китая. Близ него находились древние столицы чжоуских ванов Хао и Фэн. В 202 г. до н.э. основан город Чанъань, ставший столицей ханьского Китая. К началу нашей эры он стал одним из… … Исторический словарь

Сиань - (до 14 в. Чанъань), город в Китае, в долине реки Вэйхэ. Около 2 млн. жителей. Черная металлургия, машиностроение; лакокрасочная, текстильная, фармацевтическая промышленность. Университет. Музей провинции Шэньси. Столица империи Ранняя Хань (206… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СИАНЬ - (до 14 в. Чанъань) город в Китае, в долине р. Вэйхэ, административный центр пров. Шэньси. 1,9 млн. жителей (1990). Черная металлургия, машиностроение, лакокрасочная, текстильная, фармацевтическая промышленность. Университет. Музей пров. Шэньси.… … Большой Энциклопедический словарь

Сиань - город в Китае, в долине р. Вэйхэ. Один из древнейших китайских городов, близ которого находились древние столицы Хао, Фэн, Чанъань. В основе градостроительной структуры Сианя строго регулярная планировка танского города Памятники… … Художественная энциклопедия

сиань - сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Сиань - до XIV в. Чаньань, город в Китае, в долине р. Вэйхэ, административный центр провинции Шэньси. 1,9 млн. жителей (1990). Чёрная металлургия, машиностроение, лакокрасочная, текстильная, фармацевтическая промышленность. Университет. Музей провинции… … Энциклопедический словарь

Сиань - город в Китае, в долине р. Вэйхэ, притока Хуанхэ. Административный центр провинции Шэньси. Центр одноимённой городской территории; население 2,8 млн. жителей (1971). Крупный промышленный центр Северо Западного Китая, важный транспортный… … Большая советская энциклопедия

СИАНЬ - (до 14 в. Чанъань) один из древнейших городов в Сев. Зап. Китае, адм. центр пров. Шэньси. Нас. 1,5 млн. чел. (1959). Хл. бум., энергетич., маш. строит. предприятия. Сев. Зап. ун т, н. и. учреждения. В эпоху неолита р н С. был заселен земледельч.… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Китай , Владимир Куликов, Леонид Бергольцев, Виктор Корнюшин. Корреспондент Гостелерадио СССР в Пекине Владимир Куликов и фотокорреспонденты издательства "Планета" Леонид Бергольц и Виктор Корнюшин посетили Китайскую Народную Республику накануне ее… Купить за 1300 руб
  • Пекин и Северный Китай. Путеводитель , Макдоналд Джордж. Наш путеводитель знакомит с Северным Китаем. Вы увидите сердце Поднебесной империи, древнее чудо света - Пекин, с его уникальными достопримечательностями и неповторимым колоритом, и великую…

Блеск и пышность великого Сианя остались в далеком прошлом. Он уже давно не столица империи, но мириться со своей второстепенной ролью не собирается. Сианьцы любят подчеркнуть, что Пекина и на карте еще не было, а об их городе уже знал весь мир. В него и сегодня стремятся люди со всего света — прикоснуться к истории великой нации. «Если не был в Сиане, ты не знаешь, что такое Китай», — говорят местные жители.

Жителей всех главных городов мира объединяет особое мышление: ощущение некого превосходства над живущими в провинции и уж тем более в глубинке. Особенная стать, походка, блеск в глазах ну и, конечно, стиль одежды — по всем этим признакам столичного жителя отличишь сразу. Но в Китае далеко не все эти правила работают. Во-первых, столиц здесь много: Пекин — политический центр, Гонконг и Шанхай — финансовые, Гуанчжоу — производственный (львиная доля товаров с маркой «сделано в Китае» родом именно отсюда). К тому же в каждой провинции и автономном районе — своя собственная столица. Так что столичными себя считают десятки миллионов китайцев и вполне справедливо.

Что особенного в сианьцах? У них — свой взгляд на страну, ее историю и свое место в ней. Собственная философия, если хотите. Не случайно к Пекину и пекинцам сианьцы относятся немного снисходительно и поглядывают на столичных жителей чуть свысока — примерно так, как люди взрослые, с багажом жизненного опыта поглядывают на резвящуюся молодежь: мол, им многое простительно — жизни еще не знают…

Начнем с того, что легендарный предок китайцев Желтый император, живший приблизительно в III тысячелетии до н. э., родом именно из этих мест. Ученые, правда, до сих пор спорят: «А был ли?..» Но общественное мнение не сомневается, а потому несколько лет назад в уезде Хуанлин, в 180 километрах от Сианя, появился помпезный мавзолей Хуанди (так по-китайски произносится его имя). С тех пор ежегодно весной в Цинмин (День обметания могил — некий аналог западного Дня поминовения усопших) к мавзолею Хуанди стекаются делегации из всех китайских провинций и просят у легендарного предка удачи и благословения в деле строительства социализма. Когда секретарь провинциального комитета партии зачитывает молитву-прошение, обращенную к Желтому императору (считающемуся к тому же одним из основателей даосизма), тут есть над чем призадуматься.

Но все же главный исторический персонаж города — другой, не легендарный, а вполне реальный император Цинь Шихуан, объединитель Китая. Страна обязана ему многим — стандартизированными иероглифами, Великой стеной (ее ближайший реконструированный участок можно увидеть примерно в 350 километрах от Сианя) и знаменитой Терракотовой армией, находящейся неподалеку от города. При том, что в самом Сиане от эпохи Цинь Шихуана (III век до н. э.) ничего не сохранилось, местное население императора помнит и любит. Что неудивительно: благодаря ему тысячи (да что там — десятки тысяч!) людей обеспечены работой на всю жизнь. И это не одни археологи и экскурсоводы, но и водители, работники гостиниц, ресторанов, продавцы сувениров. Терракотовые воины смотрят отовсюду и подкарауливают в самых неожиданных местах.

По местам славы

Вообще Сиань — образец не только для китайских, но и шире, азиатских городов: по его подобию строили не только в Поднебесной (более поздние Нанкин и Пекин, например), но и древнюю столицу Японии — Нару.

План города с тех давних пор практически не изменился: исторический центр — это по-прежнему обнесенный стеной прямоугольник. Только сегодня его периметр составляет 12 километров, что намного меньше, чем во времена расцвета. Внутри окружающих его стен расположены основные достопримечательности, гостиницы и рестораны «с историей». Когда-то этот прямоугольник был расчерчен на 108 кварталов-квадратов (108 — счастливое для китайцев число: столько бусин было в четках Будды). Все кварталы тоже были обнесены стенами — как известно, китайцы большие любители отгораживаться. Более того, они сообщались между собой только через единственные ворота, ведущие на главную улицу. Ворота открывались на рассвете и закрывались с закатом. Внутри этого разлинованного по шахматному принципу города был еще один — Императорский (тоже, естественно, со своей стеной), где жили важные придворные сановники, а внутри Императорского располагался собственно дворец сына Неба.

Геометричность планировки сохранилась в историческом центре города и по сей день. Это особенно заметно при взгляде на карту: четыре главные улицы ориентированы строго по сторонам света ну и, чтобы уж никаких сомнений не оставалось, так и называются: Северная, Южная, Восточная и Западная. От них под прямыми углами отходят улицы второстепенной важности — и так далее до совсем уж коротеньких, но тоже прямых улочек, переулков и тупичков. Правда, количество кварталов и стен за последние столетия заметно уменьшилось.

Зато на редкость хорошо сохранилась с 1568 года главная городская стена — одна из немногих в Китае. Сегодня на нее можно подняться, взять на прокат велосипед и объехать по ней почти весь центр. Если лень крутить педали, садитесь в электрокар — большинство туристов так и поступают. Местные жители с историческим памятником тоже не церемонятся: для многих это просто еще одна дорога, позволяющая избежать пробок в часы пик. Автомобили по ней не ездят, а вот мотоциклы и трехколесные электровелосипеды с прицепчиками — запросто. Иностранцам за удовольствие проехать по стене нужно платить, местным жителям — нет.

Неподалеку от ее северного отрезка расположен музей Бэйлинь, один из главных памятников великого прошлого, очень популярный у китайцев. Они готовы часами разгуливать в этом «лесу стел» (так переводится название музея), с интересом разбирая древние надписи. А началось все с того, что в 837 году император Вэньцзун из династии Тан, наученный опытом сжигания книг при грозном Цинь Шихуане, приказал выбить в камне классические конфуцианские тексты. Получилось 114 стел, которые содержат все основные постулаты этой философии. Впоследствии точно так же были высечены многие важные книги — сегодня в музее более 7000 плит.

Среди них есть и весьма для нас любопытная: с помощью иероглифов на ней изложены основы христианства несторианского толка (его представители считали, что божественная и человеческая природа Христа отделимы друг от друга, и отказывались обожествлять Деву Марию). Надписи на стеле были выбиты в VIII веке, когда христианская церковь уже признала несторианство ересью. Его приверженцы уходили на восток, а со временем добрались и до Китая, тогда вполне терпимого к разным религиям и идеям. На вершине этой каменной стелы сохранился христианский крест, хотя разглядеть его непросто. Зато китайского дракона, обвивающего крест, увидите обязательно.

Именно при династии Тан (618—907), самой космополитичной и открытой в истории страны, Сиань пережил свой «золотой век». Китай тогда был крупнейшей силой в Азии и оказывал огромное влияние на культуру Кореи и Японии. Важнейшими статьями экспорта в эти страны стали танский свод законов и иероглифы. При Танах «окитаивался» и буддизм — не только многочисленные лики Шакьямуни утратили первоначально индийские черты и приобрели китайский разрез глаз, но и само учение все больше подгонялось под существовавшие здесь традиции и обычаи. В это же время в Поднебесную пришли и другие религии — зороастризм , христианство, манихейство, иудаизм и ислам . И сегодня в Сиане мирно соседствуют представители самых разных религий. Стоит пройти несколько сот метров на юго-восток от мечети (о ней пойдет речь чуть позже), как вы окажетесь перед католическим собором, возведенным в начале ХХ века европейскими миссионерами. Вообще Сиань — один из главных центров христианского Китая: местная семинария готовит священников для всей страны. Если вернуться от церкви на главный городской перекресток, где сходятся все четыре основные улицы, и пройти буквально несколько шагов, то вы очутитесь перед старым даосским храмом. Его только-только начали восстанавливать: с крыш еще не выкорчевали кусты и мелкие деревья, а деревянные колонны не успели покрыть яркой краской. Спешите видеть — скоро храм заиграет современными бирюзой и позолотой, а от старого здания останется одно воспоминание. Китайцы к своей материальной культуре относятся иначе, чем европейцы. Первые полагают, что главное — сохранить не столько первоначальный вид сооружения, сколько его дух. А это уже, как известно, категория субъективная.

Падение династии Тан в 907 году положило конец не только расцвету, но и всей столичной истории Сианя. Лишившись прежнего статуса, город постепенно приходил в упадок: население уменьшалось (при Танах здесь проживало около миллиона жителей), разрушались постройки. Даже городская стена — и та стала короче! Ту что мы видим сегодня восстановил минский император Лунцин, решивший подарить Сиань своему сыну. Но XVI век не смог тягаться масштабностью с великой эпохой Танов: скажем, древняя Большая пагода диких гусей в нынешнем варианте расположена за пределами городских стен, тогда как во время постройки, при Танах, она находилась внутри. Сейчас даже трудно поверить, что древний Сиань когда-то занимал такую обширную территорию.

При том, что исторический центр уменьшился, сам город, конечно, со временем разросся. В Большом Сиане сегодня живет почти 10 миллионов человек, что даже по китайским стандартам немало. Несмотря на количество жителей и всеобщую страсть Поднебесной к небоскребам, Сиань этой лихорадке не поддался. Ну не станете же вы называть небоскребом здание этажей в 20? Может, горожане и хотели бы возвести у себя нечто, способное соперничать с башнями Шанхая и Гуанчжоу, но то ли денег не хватает, что весьма вероятно, то ли менталитет иной, что тоже не исключено. Зато тем, кто приезжает в Сиань за стариной, отсутствие большого количества высоток очень по вкусу — современность не подавляет древность. Главная торговая улица — Восточная — не широкий проспект с многоуровневыми универмагами, как в большинстве провинциальных центров Китая, а вполне камерная улица с домами в пять этажей, не более: в Сиане полагают, что залог хорошей торговли — не высота здания, а ассортимент, длительное время работы (большинство магазинов закрываются в 22.00 — на час позже, чем в других городах страны) и громкоголосые продавцы.

В отличие от других китайских мегаполисов город не производит впечатление густонаселенного. Если же он вам таким показался, значит вы вышли на площадь у башни Колокола (именно к ней сходятся Северная, Южная, Восточная и Западная улицы). Или прошлись по мусульманскому кварталу, который начинается от расположенной по соседству башни Барабана. Кстати, китайская традиция возводить две башни с такими названиями в центре города тоже зародилась в Сиане. В старые времена башенные колокола и барабаны выполняли роль городских часов, сегодня это туристические достопримечательности, вокруг которых всегда много приезжих. Причем чаще всего из других регионов страны (в Поднебесной вообще основной туризм — внутренний). Сами сианьцы со своими достопримечательностями давно знакомы и стараются этих суетливых мест избегать.

Краски Востока

Великие Таны оставили после себя не только архитектурные памятники. Космополитизм и открытость древней династии пустили в городе столь глубокие корни, что и по прошествии тысячи лет их можно ощутить и даже попробовать на вкус — добро пожаловать в мусульманский квартал. Почему именно в мусульманский? Дело в том, что китайские мусульмане живут в основном в Синьцзяне — западном регионе, а в других городах встречаются, конечно, но своих кварталов не имеют. Так что это тоже местная достопримечательность.

Вообще, весьма неожиданно в сердце Китая обнаружить мечети, женщин, кутающихся в длинные плащи даже в летнюю жару, и мужчин в белых молельных шапочках. Почти все они — далекие потомки арабских воинов, охранявших торговые караваны и осевших здесь в VII веке. Община «хуэй», как называют местных мусульман, насчитывает сегодня 30 000 человек — малая капля в море 10-миллионного городского населения. Это люди сплоченные и дружные, привыкшие жить по собственным законам. Они — другие, не такие, как остальные китайцы. Хотя чисто внешне от ханьцев практически ничем не отличаются, если не считать бород да специфических головных уборов. Как-то один представитель коренной национальности сказал мне: «С ними всегда нужно быть настороже. Если нам, ханьцам, руководители скажут: делай так и так, то нравится нам это или нет, но мы сделаем. Наши мусульмане — другое дело: если они считают какое-то решение неправильным, то ни за что не станут выполнять».

Большая мечеть в Сиане была основана в 742 году еще первыми переселенцами. От первоначального сооружения ничего не сохранилось, все нынешние постройки датируются временем династии Цин (1644—1911 годы), но тем не менее это удивительное здание. Его архитектура отлично иллюстрирует тему «слияния»: снаружи все здания комплекса выполнены в традиционно китайском стиле, а все интерьеры — в лучших традициях ислама. Это своеобразное материальное воплощение образа жизни китайских мусульман, к которому они пришли за века соседства (не всегда, нужно признать, мирного) с ханьским большинством: не трогайте то, что у нас внутри, а мы будем выказывать вам все необходимые внешние знаки уважения и почтения.

Мусульманский квартал — одно из самых популярных и шумных мест в городе. Вечером по его центральным улицам даже на велосипеде не проедешь — так много здесь любопытных туристов. Неудивительно: ведь в этом квартале самая разнообразная кухня в Сиане. Среди приезжих весьма популярны местные сладости, особенно халва нескольких видов. Трапециевидные брикетики заворачивают в коричневую бумагу и перевязывают тонкой бечевкой, приклеив красный листок с пожеланиями удачи. И лакомство, и самый что ни на есть сианьский сувенир — в других городах Поднебесной с халвой незнакомы.

Но самое известное местное блюдо — няожоу паомо — горячий суп из говядины и баранины с кусочками печеной лепешки, чем-то напоминающий среднеазиатский бешбармак. Между прочим, этот кулинарный изыск даже включен в китайский список нематериального культурного наследия — в Поднебесной к еде всегда относились очень серьезно. Говорят, что впервые блюдо (вернее, его прообраз) появилось при династии Западная Чжоу (XI—VIII века до н. э.). Оно было частью ритуального жертвоприношения Небу, Земле и духам. Потом на некоторое время его рецепт оказался утраченным, а в эпоху Северных и Южных династий (V—VI века) повар по имени Мао Сюйчжи приготовил похожий суп для императора. Тому блюдо понравилось настолько, что он тут же назначил Мао Сюйчжи на высокую придворную должность. Больше рецепт няожоу паомо не терялся, и сегодня многие считают его символом сианьской кулинарной культуры.

Но не весь мусульманский квартал отдан на откуп туристам — если углубиться в узкие улочки, то попадаешь совсем в другой мир. Надписи на лавках — арабской вязью, да и товар специфический — молельные коврики, белые расшитые шапочки, посуда и кувшины с изображениями священного камня Кааба в Мекке. Ресторанчики здесь только «для своих», и в них уже ничего не написано насчет того, что пиво пить нельзя — это и в голову никому не придет. На крюках в мясных лавках висят бараньи туши, от которых отрезают нужный хозяйкам кусок. Жизнь тут как будто немного замедлилась… а потом один резкий поворот — и ты снова в гомонящем и веселящемся городе. Чудное соседство.

Жить кварталами, где все соседи знакомы поколениями, и торговать так, чтобы каждая улица специализировалась на одном товаре, — очень китайская особенность. Весьма вероятно, что и она зародилась в Сиане. Почти в любом китайском городе (правда, теперь это более характерно для средних и малых — в больших, знаете ли, глобализация) главное — найти нужную улицу. Одна торгует мебелью, другая — традиционной медициной, третья — автозапчастями, четвертая — украшениями и фэн-шуйными оберегами, на пятой — что ни дом, то ресторан. Между прочим, такой же принцип торговли сохранился даже в, казалось бы, насквозь европеизированном Гонконге.

Сиань эти традиции уважает, сохраняет, развивает и, как следствие, зарабатывает на них. Вокруг музея Бэйлинь образовалась даже не улица, а целый квартал, торгующий произведениями традиционного искусства. Выбор здесь намного богаче, чем в других городах Китая, включая Пекин и Шанхай. Тут и изделия из нефрита, и картины, и оттиски надписей на стелах, и копии скульптур династии Тан, и — конечно! — неисчислимые полчища терракотовых воинов.

В 1970-х годах в Китае была мода на картинки, нарисованные крестьянами из деревни Хусянь, что в 20 километрах к югу от Сианя. Это немного примитивная, но искренняя и очень цветастая живопись, изображающая сцены ежедневного сельского труда. Сегодня копиями тех картинок завалены все прилавки художественного квартала — они по-прежнему выглядят свежо и необычно. Ходить по этой части города — одно удовольствие, словно по музею под открытым небом. Только здесь все произведения искусства можно купить, потрогать руками, а во многих случаях и понаблюдать за тем, как они рождаются. Художники и мастера-ремесленники работают здесь же.

Пещерные жители

В Китае действует довольно строгий институт прописки — без домовой книги невозможно ни документ получить, ни в школу ребенка отправить, ни к врачу по льготным ценам обратиться. Причем прописка делится на городскую и сельскую, что особенно важно в свете действующей политики ограничения рождаемости: семья с сельской пропиской может вполне законно родить второго ребенка, если первым оказалась девочка, а семья городская должна в любом случае довольствоваться единственным чадом. Более того: в пределах одного муниципалитета прописка бывает городской/городской и городской/сельской. Это связано с тем, что понятие «муниципалитет» трактуется в Китае очень широко: в него входят и прилегающие сельские районы, образующие так называемый Большой город. Сиань в этом смысле — не исключение. Город и деревня здесь слились воедино, а некоторые сельские кварталы стали еще одной городской достопримечательностью.

Со всех сторон Сиань окружен лессовым плато — это 90 тысяч квадратных километров желтой глины, из которой можно строить дома. Хотя слово «строить» — не совсем верное. Жилища, скорее, вырубают в желтых холмах. Сразу вспоминаются истории о бедняках и их жалких лачугах. Местные жители, однако, на такое мое предположение рассмеялись и принялись убеждать меня в преимуществах пещерной жизни: здесь, мол, зимой не холодно, а летом не жарко.

Со стороны улицы все выглядит в самом деле весьма прилично: облицованные белой кафельной плиткой ворота с наклеенными новогодними поздравлениями (их поменяют на новые перед следующим Новым годом) — китайский деревенский шик. Но углубляешься во двор — и перед тобой зияющая дыра в холме. Это и есть пещерное жилье. Впрочем, в нем имеются и дверь, и окно, и дымоход с вентиляцией. В некоторых есть даже электричество, но им пользуются редко: свечи и привычнее, и дешевле. Впрочем, искусственное освещение китайским крестьянам если и нужно, то, как правило, на очень короткий промежуток времени: здесь привыкли вставать с рассветом и ложиться с закатом, признавая такой образ жизни не только экономным, но и здоровым. Между прочим, сегодня в Сиане живут 102 долгожителя в возрасте старше 100 лет.

Но вернемся в пещеры. Этим, с позволения сказать, квартирам 800 лет. Нынешние обитатели жили здесь всегда, а до них — их деды, прадеды и прадеды прадедов. Это, кстати, одно из объяснений столь трепетного отношения китайцев к своему роду: когда семья 800 лет живет на одном месте, то и историю ее проследить легко, и помнить обо всех предках несложно.

Сейчас, конечно, все меняется: молодое поколение к сельским жилищам относится с едва скрываемым презрением и мечтает поселиться в городских многоэтажках. Впрочем, местные жители уверяют, что летом гостить у них любят все: «Приезжает молодежь, приносит стол для маджонга, ящик пива — и играет в свое удовольствие. На улице +35, а в пещере всегда +15. Да, летом пещеры любят все». Зимой, кстати, в таком помещении по-прежнему +15, даже когда за дверью -10 и снег (что в Сиане случается несколько раз за зиму).

Я побывала в доме 97-летнего Ван Шиминя — самого старого (а потому и самого уважаемого) обитателя деревенского квартала. Последние несколько лет накануне Праздника Весны (так официально называется Новый год по лунному календарю) к нему приходит руководство деревни в полном составе, дарит красный конверт с деньгами (юаней 500, а то и 600 — это 70—85 долларов по нынешнему курсу, хорошие деньги для деревни) и желает долгих лет жизни.

Но сейчас Ван Шиминь медленно умирает — годы берут свое. Он лежит на кане (широкой лежанке, которую в холодное время года подогревают снизу дымом от сгорающих рядом в очаге дров), прикрытый теплым одеялом. На гвозде, вбитом прямо в стену, висит бутылка с глюкозой, в морщинистую, узловатую, но все еще крепкую от крестьянской работы руку всажена иголка — капельница в домашних условиях. Лицо Ван Шиминя заострилось, он еще в трезвом уме и здравой памяти, но на слова сил не осталось.

«Проходите, проходите», — не стесняясь состояния старожила, говорят члены семьи. В Китае вообще смерть — событие прилюдное, а не приватное. Когда окружающим становится понятно, что час смерти недалек, со всех концов страны созываются ближайшие родственники (как минимум дети с мужьями и женами), которые несут круглосуточную вахту у постели умирающего. Все сразу. Не прийти или отлучиться — страшный грех, который родственники могут не простить никогда. Такое бдение, бывает, растягивается на недели, но все сидят и не уходят. Нам может показаться это бестактным до крайности: мол, сидят люди и ждут чьей-то смерти, — но в Китае это всего лишь одно из обязательных проявлений сыновней почтительности.

Вот и в доме Ван Шиминя собрались родственники, разговаривают, иногда даже смеются, завтракают, обедают и ужинают в обычном режиме. Вроде бы нормальная жизнь — все как всегда, но уходить за ворота не положено. Потому что слабый Лао (старый) Ван может уйти в любой момент. А тогда рядом с ним должно быть как можно больше людей.

В пещере, где живет Ван Шиминь с женой, три комнаты. Первая — жилая: с каном, столом, стульями и портретами Мао Цзэдуна из отрывного календаря. «Великого кормчего» старики уважают — он изменил их жизнь к лучшему. А поскольку и они сами, и их родители, и родители родителей были «правильного» крестьянского происхождения, то тяжелый молот Великой пролетарской культурной революции обошел семью стороной. Так что обид на Мао у них нет. Удивительны не его портреты на стенах, а то, что они соседствуют с изображениями христианских крестов и Святого духа в виде голубя. Оказывается, Ван Шиминь с женой — верующие христиане. Когда были помоложе, регулярно ездили в католический храм в Сиане, а теперь просто тихо молятся дома.

Вторая комната пещерного жилища — большая кладовая: там хранятся припасы, древесная щепа и уголь. У стены стоит огромный барабан — непременный атрибут любого праздника. В ночь на Новый год по лунному календарю звук этих инструментов (они ведь есть в каждой семье) сотрясает всю округу. Радости без барабанного боя и взрывов петард да хлопушек не бывает.

Есть в пещере и третья комната, сейчас пустующая. А раньше здесь держали свиней: это основа благополучия семьи Ван Шиминя. Держать свиней вне дома, особенно зимой, было небезопасно: в этих местах когда-то много волков водилось, да и люди, случалось, подворовывали. Сейчас, когда семья уже неплохо (по местным, конечно, меркам) заработала на любви китайцев к свинине, «бизнес» из дома вывели — и теперь небольшое хозяйство разместилось за деревней. Для этой семьи оно — реальный результат 30-летней политики реформ и открытости. Они довольны, говорят: «Живем все еще бедно, но с каждым годом все лучше». Трехколесный грузовичок ласково называют «наш БМВ». И все улыбаются.

Курс на Запад

Впрочем, земля уже не может прокормить всех, поэтому каждый день у восточных и северных ворот сианьской стены можно наблюдать за работой импровизированной биржи труда. Из окрестных деревень стекаются крестьяне с нехитрым инструментом: пилой, молотком, топором, — садятся на бордюр, что отделяет проезжую часть от тротуара, и выставляют фанерные таблички, где большими красными иероглифами написано: «Ищу работу». Большинство, пусть и не в первый день, но находят. Строительный бум китайских городов поддерживается именно ими — крестьянами, покинувшими поля и подавшимися в город на заработки. В деревнях остаются женщины, старики и дети. Впрочем, и женщин немного: они тоже уезжают в города, устраиваясь на работу официантками, горничными и уборщицами — кому как повезет. Так что типичная китайская деревенская семья сегодня — это двое стариков и внук. Все вместе собираются раз в год, чтобы отпраздновать Новый год по лунному календарю. Не жалуются: говорят, жизнь стала все-таки лучше.

Иным крестьянам совсем повезло. Земля в окрестностях все еще таит массу сокровищ, копни чуть глубже — и обязательно наткнешься на какую-нибудь тайну. Совсем недавно, например, рядом с аэропортом открыли первый в Китае подземный музей — гробницу Ханьянлин, место захоронения императора Цзиньди (188—141 годы до н. э.) из династии Западная Хань. Его тоже охраняла терракотовая армия — только фигуры воинов здесь значительно меньше, едва достанут вам до колена. Это самый большой по территории и один из самых интересных музеев Китая, хотя упоминаний о нем в путеводителях почти нет — он открылся всего полтора года назад. Ходишь под землей, смотришь на глиняных воинов, чиновников, слуг, лошадей и собак мясных пород (их тоже положили в гробницу, чтобы императору было чем угощаться в загробной жизни) и не перестаешь удивляться. А крестьяне, которые волею судьбы оказались соседями Терракотовой армии, благодарят землю, сохранившую для них свою тайну. Они больше не выращивают рис, а торгуют сувенирами, работают поварами и официантами в ресторанах — обслуживают туристов. Этой работы им хватит до скончания века, а денег выходит больше, чем они зарабатывали на полях.

Но находят сокрытые в земле сокровища не только археологи: в этих краях активны и «черные копатели». Напротив входа в даосский храм Басянь Гун в Сиане по средам и воскресеньям работает антикварный рынок — глаза разбегаются от разложенных прямо на земле старинных штучек. Правда, большинство из них — искусные подделки с необходимыми потертостями, шероховатостями, небольшими сколами и трещинками, присыпанные пылью и землей для пущей правдоподобности. Первоначальная цена, конечно, зашкаливает, но если хорошенько поторговаться, то замечательные танские статуэтки можно купить буквально за копейки. И не стоит огорчаться, что подделка: все равно все предметы искусства, созданные ранее XIX века, вывозить из страны запрещено.

Вообще возможностей для заработка в Сиане немало. Не смирившись с потерей статуса имперской столицы и не удовлетворяясь статусом провинциального центра, город гордо позиционирует себя как столицу западных регионов Китая (по административному делению это все, что находится слева по карте от провинции Шэньси). Именно на их развитие государство делает сегодня акцент в экономической стратегии. Для них разработана специальная ценовая и инвестиционная политика, сюда же вкладываются большие деньги — что не может не отразиться на облике Сианя. Его центральные улицы отремонтированы, здания отреставрированы, старинная городская стена как будто вчера возведена. На ней с 1993 года ежегодно проводят марафон, который с каждым годом становится все популярнее — участвуют спортсмены разных стран: идея пробежать по периметру древнего памятника привлекает многих.

С точки зрения науки и техники Сиань — третий по значению город в Поднебесной (после Пекина и Шанхая), здесь действуют 3300 научно-исследовательских институтов и центров развития технологий. Это вторая (после Шанхая) аэрокосмическая база в стране. Сегодня в городе на космос работают более 200 предприятий, для них создана специальная зона развития высоких технологий (китайская любовь к заборам и выделенным территориям неистребима). Предприятия в этой зоне разрабатывают и производят спутники, занимаются исследованиями в области энергетики и высоких технологий. Первый китайский двигатель для космического ракетоносителя собрали именно в древней столице. Здесь расположен и Центр наблюдения за спутниками, который часто сравнивают с центральной нервной системой космической программы. Кстати, в октябре планируется первый выход китайского тайкунавта в открытый космос. Для Поднебесной это, несомненно, событие. Говорят, что все оборудование и материалы — «made in China», но мы-то знаем, где учились все здешние конструкторы…

Все больше приходит в Сиань и иностранных инвесторов: инфраструктура уже есть, а стоимость рабочей силы дешевле, чем в восточных регионах, с которых 30 лет назад начиналось «китайское экономическое чудо». Строится метро, главные улицы заполонили бутики всемирно известных марок, от Макдоналдсов и KFC рябит в глазах. Все это — явные приметы процветания по-китайски.

Сиань преображается вечером — когда зажигают красные фонари на городской стене и башнях Колокола и Барабана, когда в мусульманском квартале буквально не протолкнуться от людей, когда молодежь спешит в караоке на очередное песенное состязание, когда пожилые люди выходят со своими низенькими стульчиками за заборы и наблюдают за разноголосой и разноцветной жизнью вокруг. «Это наш Сиань? — удивленно спрашивают они друг друга. — Да, это он, красивый, как всегда, процветающий, как любая столица!» И удовлетворенно кивают друг другу: «Дожили».

Сиань - административный центр провинции Шэньси, большой мегаполис с населением свыше 7 миллионов жителей. Сиань - одна из четырех древних столиц и одна из колыбелей китайской цивилизации. Сегодня город, существующий более 3100 лет, представляет собой транспортный хаб, крупный культурный, образовательный и экономический центр, не раз игравший значимую роль в истории Китая. В мегаполисе и его окрестностях находятся многие популярные , включая знаменитый и .

Древняя история

Древнейшим стоянкам первобытного человека в районе современного Сианя около полумиллиона лет. В восточной части города археологи нашли неолитическую деревню Баньпо культуры Яншао, датирующуюся примерно 3000 годом до нашей эры. Самому городу больше 3100 лет. Ближайшим предком сегодняшнего Сианя был Чанъань, служивший столицей нескольким китайским государствам. В стародавние времена здесь находился конечный пункт Великого шелкового пути.

Сиань был столицей Китая на протяжении тринадцати династий. Столицы империй Чжоу, Цинь, Хань, Суй, Тан располагались поблизости от центра современного города.

Большая Пагода Диких Гусей и другие памятники династии Тан

Один из самых интересных памятников древнего Сианя - . Эта многоярусная кирпичная постройка была возведена во времена правления династии Тан в городе Чанъань, имперской столице. В дизайне сооружения чувствуется влияние индийского зодчества. Первоначальная пятиярусная конструкция была построена в 652 году. Здесь размещались многочисленные буддистские реликвии и статуи, собранные философом, монахом, путешественником и ученым Сюаньцзаном во время странствий.

В 704 году нашей эры по приказу императрицы У достроили еще пять ярусов. В последующие столетия три верхних яруса сильно пострадали от боевых действий, после чего их полностью снесли. К настоящему моменту башня семиярусная. Высота пагоды - 64 метра. С верхнего яруса Большой Пагоды открываются отличные виды на старый город. Неподалеку от пагоды находятся Храм материнской любви (год постройки: 589, перестроен: 647 год).

В 707-709 годах построили Малую Пагоду Диких Гусей. В этой башне хранили индийские буддистские рукописи. Пагода пережила несколько землетрясений и ударов молний. Во время крупного землетрясения 1556 года 45-метровая пагода на два метра ушла под землю. В немного «утопленном» состоянии конструкция находится и по сей день.

От Чанъаня до Сианя

Чанъань был основан в 202 году до н. э. Лю Баном, основателем династии Хань. На одном берегу реки первый ханьский император на руинах циньской столицы построил Дворец Вечного Счастья. На другом берегу реки в 200-ом году появился дворец Вэйян. Через десяток лет новую столицу окружила мощная оборонительная стена, растянувшаяся почти на 26 километров в длину и имевшая толщину у основания от двенадцати до шестнадцати метров. Для сравнения, ширина многих участков Великой не превышает 5,5 и 6,5 метров вверху и основания соответственно.

В 582 году, во время объединения Китая династией Суй после многих лет смут, император построил новую столицу Дасин, расположенную юго-восточней столицы Хань. Дасин состоял из трех частей: имперского города, дворца Сиань и поселения для всех остальных столичных жителей. Суйская столица раскинулась на 84 квадратных километра и стала крупнейшим городом мира с населением около миллиона человек.

В эпоху правления династии Тан несколько раздельно стоящих поселений Чанъаня стали одним городом, новой столицей новой империи. Город имел в плане вид большого прямоугольника, разбитого на кварталы-квадраты, наподобие шахматной доски. На тот момент Чанъань, с его населением свыше миллиона человек, представлял собой крупнейший город Древнего Мира. После падения танской империи самым густонаселенным городом планеты стал Багдад. В период правления династии Мин столицу перенесли в Пекин, а Чанъань получил название Сиань, сохранившееся и поныне.

От династии Мин до Синьхайской революции

После создания на осколках монгольского государства Юань китайской империи Мин, город в очередной раз окружили мощными стенами, и он стал одной из стратегических оборонительных точек в системе укреплений Великой стены. Стены, растянувшиеся вокруг населенного пункта на 12000 метров, хорошо сохранились до нашего времени.

На закате империи Мин Сиань был захвачен повстанцами Ли Цзычэна, в очередной раз вернувшими ему название Чанъань. Впоследствии войска лидера крупного крестьянского восстания были разгромлены цинцами, а в городе разместился крупный маньчжурский гарнизон. Когда при подавлении Боксерского восстания армиями восьми держав был взят Пекин, вдовствующая императрица Цыси бросила любимый сбежала из столицы в Сиань, где находилась на протяжении нескольких месяцев, до 1901 года.

От Синьхайской революции до КНР

В последние дни правления цинской династии солдаты-повстанцы уничтожили квартировавший в Сиане маньчжурский гарнизон. Через десять лет после Синьхайской революции здесь находился штаб бэйянского генерала Фэн Юйсяня, в 1927 году ставшем маршалом Китайской республики. В год прихода Гитлера к власти в Германии Сиань стал временной столицей республики, но правительство туда так и не переехало. В 1935-36 годах бывший Чанъань стал основным центром противодействия китайской Красной армии. В 1949 году Сиань, незадолго до провозглашения КНР на площади , был взят коммунистами, и с тех пор находится в составе КНР. Сегодня Сиань - один из самых популярных среди туристов мегаполисов Поднебесной. Часть из российской столицы приходятся на авиарейсы Москва-Сиань.