Разгром Японии. План - Конспект Урока Тема урока: Завершающий этап Второй мировой войны

УТВЕРЖДАЮ

Преподаватель (руководитель дисциплины)

отдельной дисциплины

(история, обществознание и география)

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Завершающий этап Второй мировой войны. Разгром Японии.

Методическая цель урока: показать применение технологии критического мышления на уроках истории.

Цель: проследить ход завершающих операций на заключительном этапе Второй мировой войны; раскрыть историческое значение этих военных действий, приведших к полному разгрому милитаристской Японии, спасению народов мира от фашизма

Задачи урока:

Образовательная: познакомить с военно-стратегическими операциями участников антигитлеровской коалиции на завершающем этапе войны;дать характеристику решениям конференции;показать решающую роль Советского Союза в победе над японским фашизмом

Развивающая: продолжить формирование умений анализировать исто­рические факты на основе исторических документов, раскрывать причинно-следственные связи; высказывать аргументированную точку зрения при обсуждении исторических проблем;систематизировать, классифицировать и обобщать исторические факты

Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к войны, формировать у суворовцев .

Тип урока: урок изучения новой темы

Материальное обеспечение урока: презентация, учебник, интерактивная карта, видеофрагмент, документы.

Методы обучения: деятельностный, частично-поисковый, исследовательский

Ход урока.


Этапы урока

Работа обучающихся

Организационный момент.

Объявление темы и целей урока. Вступительное слово учителя.

Запись в тетрадях и на доске.

Изучение нового материала по вопросам:

Класс делится на три неравных группы (штабы армий): 8 –ссср, 6 –сша, 4 –япония.

Стадия вызова

А) СССР и союзники

Видеофрагмент. Задание к нему.

Анализ документов в парах =>Создание календаря боевых действий => Презентация календаря на интерактивной карте. Видео фрагмент.

Е) Итоги войны и истоки победы

Фраза на китайском языке. Демонстрация видеопроекта суворовца Чунина «Мой дед – Великой Отечественной войны»

Стадия III. Рефлексия.

4.Заключительный этап.

Приём «6 шляп мышления». Оценки.

5.Задание на самоподготовку.

§ Определите значение победы СССР в войне с Японией.


Преподаватель _______________

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя: Советско-японская война 1945 г. относится к числу событий истории, которые вызывают неоднозначный интерес. По сей день за рубежом многие считают, что именно благодаря атомной бомбардировке японских городов Нагасаки и Хиросима была надломлена мощь милитаристской Японии, что положила конец всей II Мировой войне. К сожалению, эта грандиозная битва Второй Мировой войны, несмотря на свою уникальность и масштабность, до сих пор остается в нашей стране неизвестным или малоизвестным, что, очевидно, побуждает у нынешних политиков Японии желание все активнее выступать против России с требованиями о возвращении «северных территорий». Эта война оставила чрезвычайно глубокий след в истории, остается фактически единственным неразвязанным узлом Второй мировой войны. Ее последствия продолжают оказывать сильное влияние на современные российско-японские отношения.

Лично для меня разгром Японии имеет важное значение: здесь воевал и мог погибнуть мой дед - майор. Он был ранен. Награждён медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Японией», бережно хранимыми в нашей семье. (демонстрация ученикам настоящих медалей)

Да и всем нам дальневосточникам небезразлична история Второй мировой войны, прокатившаяся по нашим землям. Среди присутствующих здесь ребят есть жители Курил, Забайкалья, Хабаровского и, конечно же, . Сегодня Вам будет предоставлена честь участвовать в освободительных и наступательных операциях на своих родных землях. Кроме того, поступив в суворовское училище, Вы готовите себя к профессии военного, офицера. Значительная часть из вас будет служить на Дальнем Востоке. А значит, изучить и знать особенности ведения военных действий на Дальневосточном театре Вам надо тщательно. Ибо, хочешь мира – готовься к войне!

Итак цели ясны, запишем тему урока. (Слайд №1) Познакомимся с планом (Слайд №2)

III. Изложение нового материала по вопросам:

А) СССР и союзники.

Вашему вниманию представляется фрагмент Потсдамской конференции (Сценка «На Потсдамской конференции» на .) (Слайд №3)

Ваша задача: определить, о чём договорились союзники.

Б) Причины войны с Японией. (Слайд №4)

Работа в группах. (Генштаб армий СССР и США)

Используя полученную от лидеров антигитлеровской коалиции информацию, свои знания и текст учебника на странице, сформулируйте не менее 3 причин войны с Японией для своих стран. Запись причин на слайде.

Задание Генштабу Японии: рассмотрите карту своих владений и определите, где и как Вам лучше расположить войска для победы над вероятным противником.

В) Планы боевых действий. Приём «Карта без легенды» на основании анализа статистики. (Слайд №5)

Нанести на карту планы ведения войны. (Япония, СССР. США). .

Слово учителя. Интересы восстановления мира требовали скорейшей ликвидации дальневосточного очага войны. Верный своим союзническим обязательствам, Советский Союз не мог оставаться в стороне от решения этой важной задачи. 1945 г. советское правительство денонсировало договор с Японией о нейтралитете от13 апреля 1941 года и 1945 г. заявило о вступлении с ней в войну.

Г) Ход боевых действий(Слайд №6-8)

Слово учителя. Для изучения хода боевых действий вы будете работать в парах с документами и картой.

Вам выпала честь освободить территории своей малой Родины.

США – видеоролик о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.

Задание для Японии: Явилась ли бомбардировка разгромом Японии?

Физкультминутка(Слайд №9)

работа в парах с документами и картой. (Слайд №10), интерактивная карта

Забайкальский фронт

Манчжурский фронт

Сахалин

Маньчжурская стратегическая наступательная операция под руководством Главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке Маршала Советского Василевского. – 1945 г. войска Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов, силы Тихоокеанского флота и Амурской военной флотилии провели Маньчжурскую стратегическую операцию, окружили и разгромили Квантунскую армию, насчитывавшую более 1 млн солдат и офицеров, 6.6 тыс. орудий и миномётов, свыше 1.2 тыс. танков, более 1.9 тыс. боевых самолётов.

Одновременно были проведены Южно-Сахалинская (11 – ) и Курильская десантная ( – ) операции. Советский союз вернул в свой состав Южный Сахалин и Курильские острова. Количество пленных составило около 593 тыс. человек. Красная Армия за всё время боёв потеряла более 36 тыс. солдат и офицеров, из них свыше 12 тыс. убитыми.

Над Хиросимой, а 9 - го августа над Нагасаки были взорваны атомные бомбы. В результате два города со всем насе­лением были фактически сметены с лица земли.

1. Какие цели приследовали США?

2. Целесообразно ли было применять атомное оружие?

Слово учителя. (Слайд №11), Операция под кодовым названием «Августовская буря» началась 1945 года, почти одновременно с бомбардировкой Нагасаки. За две недели боёв Япония потеряла убитыми 84000 военнослужащих, а СССР - 12000. Советские войска не дошли всего 50 километров до северного японского острова Хоккайдо.

Эта операция стала одной из крупнейших – по масштабу, впечатляющих – по организованности и замыслу, и успешных – по тактическому проведению, кампаний II Мировой войны; в кратчайшее время была захвачена территория, равная всей Западной Европе!

(Слайд № 12-16), Япония капитулировала. Официальный акт о капитуляции был подписан на борту американского линкора « "Миссури» 1945 года представителями США, Англии, КНР, СССР и Японии. Вторая мировая война закончилась.

Видеоролик «Капитуляция Японии» используется для проверки правильности изучения темы.

Е) Итоги войны и истоки победы. В ходе войны японская армия потеряла 677 тыс. военнослужащих, в частности, 83 тыс. были убиты, 594 тыс. сдались. Победа советской армии в Дальневосточной войне ускорила разгром японских фашистов и содействовала победе Китая в Войне сопротивления японским захватчикам.

4 Заключительный этап. Демонстрация фрагмента видеопроекта суворовца Чунина «Мой дед – ветеран Великой Отечественной войны». (Слайд № 17)

Задание на самоподготовку: (Слайд № 18)

1. Подготовить устный ответ по теме «Разгром Японии»

2. Определить значение победы СССР в войне с Японией. (5-7 пунктов)

Подсказка: Фраза на китайском языке. (Русские и китайцы – братья навек!)

Рефлексия: Приём «6 шляп мышления». (Слайд № 19-25)

Оценки. Слово экспертам. Наш урок подходит к концу. Хочется верить, что всё, о чём сегодня говорилось, нашло отклик в ваших сердцах, и все мы будем помнить о жутких днях войны, о тех, кто отдал свою жизнь, защищая мир на Земле. Будем ценить жизнь, какой бы сложной она не казалась, беречь и любить людей, которых судьба предназначила быть рядом с вами. Слова «лишь бы не было войны» - не просто пустые звуки. Всё можно пережить и преодолеть, когда на земле нет войны...

Урок изучения нового материала для 10 классов по теме: «Япония: территория, границы, население».

Разработала и провела учитель географии МОУ СОШ №4 городского округа – город Нововоронеж

Ковалева Галина Валентиновна

Конспект урока 10 класса на тему:

«Япония: территория, границы, население».

Учебно – воспитательные цели:

1.Усвоение знаний об основных чертах ЭГП.

2. Проблема использования на территории, сырьевых ресурсов.

3.Размещения населения.

4.Формирования нравственных ценностей и эстетического отношения к красоте, духовной культуре японского народа.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, презентация. Политическая, экономическая карта Японии. Атласы, рисунки, таблицы, национальные костюмы, флаг, герб, циновки, японские вещи.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Название страны и состав территории.

3. ЭГП. Его изменение во времени.

4. Особенности населения. Демографическая политика.

5. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и с/х.

6. Культура Японии.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас не обычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно- «Страна на оборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

О какой стране идет речь? Вы догадались? Открыли атласы и нашли Японию. Да, это Япония. А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут наши экскурсоводы.

(Представление учащихся- экскурсоводов). И вот сейчас 1 вопрос нам осветит экскурсовод.

1. Экскурсовод.

Название страны, состав территории.

(слайд «о стране»)

Древнее название страны –Ямато. Японцы называют её Ниппон или Нихон, т.е. «Страна восходящего Солнца». Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – солнцем в середине. Круглая хризантема – национальный цветок Японии.

Япония – страна архипелаг, расположенная на четырех крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти четырех тысячах мелких островов в Тихом океане.

Столица Японии – Токио, что означает «Восточная столица». Расположена она на острове Хонсю, на месте бывшего замка Эдо.

2. Экскурсовод.

(слайд «Г.П.»)

ЭГ и ПГ положения Японии. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменении во времени.

Япония – древнее государство, однако, вплодь до 20-ого века была спрятана от глаз европейцев. Со времен второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией. Без достаточных оснований предъявляет претензии России на острова Курильской гряды: Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хобоман.

Япония входит в «большую семерку», что говорит о ее высоком экономическом развитии, но не является членом НАТО и других объединений, из-за удаленности от большинства стран. Основное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в международном географическом разделении труда.

3. Экскурсовод.

(слайд «Население», «государственно – политическое устройство», «административно - территориальное деление», «языки»)

Особенности населения. Демографическая политика.

Население Японии – 127 млн. чел. Это десятое место в мире.

Территория – 377 тыс. км. кв.

Средняя плотность – 337 чел. на км. кв.

Япония – конституционная монархия, империя. Это практически единственная империя в мире. В 1947 г. была принята конституция, до этого была абсолютная монархия, закон наделял императора неограниченной властью и божественного происхождения. В настоящее время император страны Акихито.

По государственному устройству Япония унитарное государство. 76% населения живет в городах. В стране более 200 больших городов. 12 из них - города миллионеры.

Для Японии характерен 1 тип воспроизведения занятия по основам планирования семьи, проводится уже в старших классах.

Япония- нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире (4 на 1000 жителей), в США – 8 на 1000, в России – 18 на 1000, и самым высоким уровнем продолжительности жизни (М.- 76 лет, Ж- 82 года). Для сравнения Россия: М – 62 года, Ж – 72 года.

Почему Японцы живут долго.

  1. Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов.
  2. Само отношение к жизни. Японцы как никакой другой народ в мире знают и понимают насколько хрупка жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и жизнь.
  3. В отношениях японцев царит доброжелательность.
  4. Привычка ходить. Когда-то стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.
  5. Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

А над чем из всего сказанного задумался каждый из вас? (размышления)

(слайд «языки», «религия»)

Национальный состав населения однородный - 99% населения Японцы. Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых семей.

Японцы – верующая нация. Религия пришла из Индии – буддизм. Японская система верования – синтоизм, означает «божественный путь». Храм многоярусный с крышей причудливо загнутой вверх на уголках.

Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию уделяется большое внимание с раннего детства. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся: почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония икебана, бонсай, гейши, в переводе «Человек исскуств»- развлекать, петь, она образована, знает, поэзию, исскуство

Краткое сообщение о некоторых традициях Японии.

1. У японцев свой национальный костюм – кимоно. Кимоно носят и сегодня от мала до велика по наследству, одно на всех, нет различия – мужское, женское ли. Все радостные события: рождение ребенка, свадьбы, праздники, скорбь. Кимоно бывает парадное или траурное. Непременным атрибутом женского туалета являются: шпилька для украшения и веер.

У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45 градусов, коллеги кланяются по углом 15 градусов, клиенты под углом 30 градусов. Каждому свой угол.

2. В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь издавна строят легкие дома, при разрушении которых не гибнут люди. Дома сделаны из легких деревянных планок. Стены раздвигаются как дверцы шкафа – это позволяет менять планировку. Полы покрыты специальными циновками из специальной рисовой соломы – татами. Днем на них сидят, обедают, а на ночь на них стелют постель. Мебели мало. Вместо стульев подушечки, а вместо вилок палочки. Особое внимание уделяется чаепитию.

3. Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя но ю», что означает «чайная церемония».

Все участники церемонии садятся на пол. Один из них насыпает в чашку порошок, растертый в пудру зеленый чай. Заливают его кипятком и специальной бамбуковой метелочкой взбивают. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды. Когда гости станут уходить, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку – журавлика. Считается, что он приносит людям счастье.

Природные ресурсы и их использование. Оценка природно – ресурсного потенциала для развития промышленности и с/х.

(слайд «ресурсы», «экономика»)

Природа на японских островах жестока. Часто случаются землетрясения. Ощутимый вред стране приносят тайфуны. Но я еще добавлю, что природа Японии скупа. Страна бедна минеральными ресурсами, поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы. Страна переориентировалась с металлоемкого и энергоемкого производства на новейшие наукоемкие отрасли.Благоприятность агроклиматических ресурсов позволяет снимать по два урожая риса и овощей в год. Леса занимают 2/3 территории страны. Порожистые и короткие реки Японии – гидроэнергии и воды для орошения полей. Фауна Японского моря богата и разнообразна. (звучит тихая японская музыка).

(слайд «культура»)

Особый интерес у японцев вызывает японская вишня – сакура. Плоды её не съедобны. Сакура цветет один день – набухают почки и цветки облетают. Долгожданная пора пробуждения природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Её розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от мельчайшего дуновения ветра.

Проведем соревнования между рядами. Какой ряд эрудированней?

На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране, в которой люди на перекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на земле могли бы позавидовать им.

Кто же они японцы?

Что ими движет?

Вывод урока: культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении экономических высот.

А сейчас проведем соревнования между рядами. За каждый правильный ответ ученик получит жетон.

Первый ряд.

  1. 99% населения составляют…(японцы);
  2. Религия, проникшая из Индии в Японию. (Буддизм);
  3. Название морального кодекса самураев. (Бусидо);
  4. Какая религия в Японии была официально запрещена? (Христианство);
  5. Название циновок, покрывающих пол. (Татами);
  6. Сейчас новобрачные обмениваются по европейским обычаям кольцами. Чем раньше? (троекратно чашечкой сакэ);
  7. Как японцы называют свою страну? (Ниппон ши Нахон);
  8. Тип воспроизведения населения (первый);
  9. Выращивание карликовых деревьев (Бонсаи);
  10. На каком острове расположен Токио? (Хонсю);
  11. Тип хозяйства Японии (Постиндустриальный);
  12. Северный остров из четырех крупных островов Японии (Хоккайдо);
  13. Пролив, отделяющий Хоккайдо от Курильских островов (Кунаширский);
  14. Денежная единица (Иена);
  15. Как переводится «каратэ»? (Борьба без оружия).

Второй ряд.

  1. Основное направление с/х.(Рисона);
  2. Японская система верования (Синтоизм);
  3. Сословие, признавшее в 12 – 14 вв. воинскую доблесть основой общества (Самураи);
  4. Кодифицированапроцедура самоубийства самураев (Харакири);
  5. Священная книга японцев (Кодзики);
  6. Название палочек, которыми едят рис (Хаси);
  7. Какой жест при встрече друзей отсутствует у японцев? (рукопожатие);
  8. Столица Японии (Токио);
  9. Красивое письмо кисточкой и тушью (Колиграфией);
  10. Южный остров из четырех крупных островов (Кюсю);
  11. Пролив, отделяющий Хоккайдо от Сахалина (Лаперуза);
  12. Какое строение дало начало г. Токио? (Замок Эдо);
  13. Что означает «Токио»? (Восточная столица);
  14. Самая высокая гора Японии (Фудзияма – 3776 м.);
  15. Что означает «Айкидо»? (Самозащита).

1. Подвести итог урока. Кто больше набрал жетонов, выставить положительные оценки

2. Задать домашнее задание.

3. Поставить оценки.

Территория Японии составляет около 370 тыс. квадратных метров, что позволяет ей занимать лишь 61-ую строчку в мировом рейтинге стран с самой большой территорией. Однако, количество проживающих на этой территории людей 129 млн. человек (по состоянию на 2015 год), ставит Японию среди самых густонаселенных стран мира. Страна занимает 10-ую строчку в списке стран по количеству проживающих людей.

Географические характеристики

Япония - островное государство. Оно расположено на 4 больших островах, названия которых знакомы всем любителям географии: Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю. Они составляют 98% территории страны. Остальные 2% приходятся на 3 тыс. маленьких и порой даже мелких островов. Для того, чтобы держать связь между разрозненными территориями, острова объединились с помощью системы мостов и тоннелей, прорытых под землей и под водой. Именно так в Японии было создано единое сухопутное пространство.

Природа

Страну Восходящего Солнца часто называют еще и страной крутых склонов. И это соответствует действительность. Подавляющее большинство (примерно 3/4) всех горных массивов страны слишком разрознены, чтобы их можно было осваивать. Контуры гор угловатые, с заостренными контурами. Исключение составляют лишь горные массивы, расположенные на юге Хонсю и Кюсю. Да и возле берегов острова Хоккайдо можно заметить плавные очертания горных массивов.

Самые высокие горы, по аналогии с европейскими, носят название Японские Альпы. Они расположены в центре острова Хонсю, недалеко от Токио. Они достаточно высоки - вершины высотой в 3000 метров над уровнем моря тут не редкость. Благодаря своему внешнему виду и привлекательности они являются туристической достопримечательностью...

В Японии огромное количество рек. Их профили короткие и достаточно крутые. Из-за этого их использование для судоходства затруднено. Воды у этих рек чисты, прозрачны, в них водится много разнообразной рыбы. Три самые крупные японские реки носят название Синано, Исикари и Канто. Синано берет свое начало в Японских Альпах, течет более 360 км и потом впадает в Японское море. Исикари начинается в западной части острова Хокайдо, течет практически такое же расстояние и также питает своими водами Японское море. Что касается Канто, то они проходит через равнину Канто и впадает в Токийский залив, а потому опосредованно можно говорить о том, что она впадает непосредственно в Тихий океан...

Территория страны щедро омывается различными морями и океанами. На востоке и юге ее острова находятся во власти Тихого океана. На западе находятся побережья Восточно-китайского и Японского морей, а на Севере Охотское море...

В Японии можно встретить очень много различных видов флоры и фауны. Это является следствием того, что тут очень благоприятных для их проживания климат, достаточно высокая влажность. Плюс островная изоляция страны делает свое дело. Особенностью растительного и животного мира является тот факт, что тут часто можно встретить эндемиков - животных, которые проживают только в этой части земного шара. Да и леса составляют 60% территории страны, что только способствует развитию животного и растительного миров.

Из растений распространены камфорные лавры, дубы и камелии, можно также встретить бамбук и гинкго. Их животных особый интерес представляют японские макаки, енотовидные собаки, белозубки, летяги и бурундуки, медные фазаны...

Климат страны можно обозначить, как мягкий и влажный. Зимой температура редко опускается ниже нулевой отметки. Сильные холода - большая редкость, однако в Северной Японии можно встретить снег, который, однако, довольно быстро тает. Времена года в природе более менее выражены, а особенно красиво весеннее цветение сакуры...

Ресурсы

У страны очень низкий ресурсный потенциал. Практически все природные ресурсы - в большом дефиците, и прежде всего минеральные. И хоть различные виды полезных ископаемых присутствуют в стране, то запасы этих ресурсов минимальны, а потребности у подобных стран велики. Поэтому практически все полезные ископаемые страна вынуждена импортировать из соседних государств, более щедро наделенных природой...

Япония - уникальная страна. Ведь несмотря на зависимость от импортируемых ресурсов, промышленный подход к производству, как и сам потенциал огромен. Так развитие получила черная и цветная металлургия, машиностроение (японские авто известны во всем мире как пример надежности), судостроение. Возводится множество жилых и административных объектов, химическая и нефтехимическая промышленности находятся на пике своего развития. Больших достижений страна достигла в области цифровых технологий.

Что касается сельского хозяйства, то на почвах, на которых не растет вообще ничего, японские аграрии, используя современные технологии, выращивают овощи и фрукты в достаточно больших количествах...

Культура

Культурный пласт страны очень оригинален и неповторим. Японцы придерживаются древних традиций, таких как чайная церемония, кимоно и гейши - таких явлений нет ни в одной другой стране мира. В Японии две основные религии - синтоизм и буддизм, а сам народ, довольно гостеприимен, хоть и проявляет характерную сдержанность в проявлении каких-либо эмоций...

Учитель географии МБОУ СОШ №4 с. Мерчанского

Миронов Владимир Викторович

Цели и задачи урока:

    Сформировать представление учащихся о Японии, её природных особенностях;

    Продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания из различных источников информации;

    Развивать навыки работы с картой, умение сравнивать;

    Развивать у учащихся познавательный интерес;

    Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте и духовной культуре японского народа.

Оборудование: политическая карта Зарубежной Азии, физическая карта Евразии, климатические карты, «Плотность населения и народы», компьютер, проектор

Ход урока

Учитель ( на фоне тихо звучащей японской мелодии)

Сегодня на уроке мы продолжим изучение стран Восточной Азии. На доске представлен план урока по которому рассмотрим особенности Японии. Что вы знаете о Японии?

1. Географическое положение Японии. Символы

2.Рельеф Японии

3. Климат Японии

4. Внутренние воды Японии

5. Природа Японии

5. Население Японии

6. Хозяйственные особенности Японии

1.Географическое положение страны.

Рассказ учителя и учащихся сопровождается показом географических объектов на больших настенных картах.

Вопрос? Определите по карте, какой остров самый большой? (Хоккайдо)

Вопрос? На севере страна омывается каким морем? (Охотским морем), на востоке – (водами Тихого океана), на юге – (Тихим океаном и водами Восточно-Китайского моря), на западе – (Корейским проливом и Японским морем). Япония претендует на принадлежащие России Курильские острова, лежащие на север от острова Хоккайдо.

Япония – островное государство, расположено на четырёх крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, а также островах архипелага Рюкю и более чем тысяче мелких островов. Столица - Токио.

2. Рельеф Японии. По атласу учащиеся определяют и делают выводы о рельефе страны. . Самые высокие хребты находятся на острове Хонсю. Гористая поверхность островов очень разнообразна и по строению, и по высоте. Здесь есть вулканические конусы и плато, массивы с пологими склонами, обработанные текучими водами. Здесь же находится самая высокая вершина страны, священная для её жителей – потухший вулкан Фудзияма, высотой 3 776 м.

3. Климат Японии.

Задание для работы в парах.

По климатической карте дать характеристику климата страны, по климатограмме определить наибольшую и наименьшую температура и минимальное и максимальное количество осадков.

4. Внутренние воды Японии

По физической карте дать общую характеристику рек страны.

    Природа Японии

По карте природных зон дать общую характеристику природы страны.

    Население Японии

    крупнейшие города

Численность (более 125 млн. человек), среднюю плотность (почти 340 человек на км 2).по населению занимает 8 –е место в мире.

Вопрос? Кроме японцев кто проживает еще? (корейцы, китайцы.)

Вопрос? Какой государственный язык? (японский, многие говорят на английском)

Здесь самая низкая детская смертность и самые высокие показатели средней продолжительности жизни в мире. На 1998 г средняя продолжительность жизни: женщин - 83 года, мужчин - 76 лет.

7. Хозяйственное освоение Японии. По карте атласа определить:

Промышленность;

Развитие сельского хозяйства

Экология.

Учащиеся узнают, что Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира. Страна известна ребятам своими автомобилями, роботами, электронно-вычислительной и

бытовой техникой. Своих полезных ископаемых в стране мало, поэтому большую их часть приходится ввозить из-за границы, в том числе и из России. В стране выращивают рис, чай, сахарный тростник, разводят крупный рогатый скот, птицу, свиней. Кроме

рыболовства, занимаются искусственным разведением рыб и жемчужных раковин.

Достопримечательности Японии. Учащиеся в ходе сообщений записывают в тетрадь основные понятия: икебана, чайная церемония, татами, сумо, ханами, кимоно, сакура

Закрепление

В качестве закрепления ребятам предлагается ответить на вопросы по изученной теме

Учитель задает вопрос ученикам «Что нового узнали о Японии?»

объекты представленные в параграфе.