Обзор цен: сколько стоит якутский национальный костюм. Национальная одежда народов Якутии Якутская национальная одежда для детей

Основным видом праздничной одежды, надеваемой на национальный якутский праздник Ысыах является традиционный якутский женский костюм, состоящий из платья "халадай" и жилета "хассыат".

В этой публикации дается описание построения лекала и пошива женского платья халадай и выкройка жилета хассыат по рекомендациям художника-модельера Зинаиды Заболоцкой и кандидата исторических наук Светланы Петровой.

Ысыах 2013. Фото: Айар Варламов / YakutiaPhoto.com

Платье халадай - объемной формы, с кокеткой по полочке и спинке, может выполняться как из плотной шелковой ткани (тафты), так и легких тканей. По низу платья настрачивается в один ряд оборка. Рукав платья имеет объемную форму, с густой оборкой по окату, к низу рукава притачивается манжета.

Жилет "хассыат" - слегка расклешенного силуэта выполняется с декоративным отлетными клапанами по переду и среднему шву спинки. Воротник отложной. Декоративная ажурная отделка из тесьмы, бисера, стекляруса и блесток нашивается по краям борта, пройме, клапана и низу изделия.

Как вид одежды «хассыат, халадай» сформировался еще до революции, в 19 веке. Развитие данного вида одежды было обусловлено, прежде всего, широким распространением мануфактурных тканей, их доступностью для всех слоев населения Якутии и под влиянием русской городской одежды. Сложившийся в современное время крой «хассыат, халадай» это, безусловно, результат переосмысления в соответствии с якутскими культурно-художественными традициями и ставший традиционной формой одежды для народа саха. В настоящее время этот вид остается основным видом одежды, носимой женщинами на общенациональном празднике Ысыах.

Костюм женский праздничный

Петрова С.И. в якутском костюме

Семья. Ысыах 2015

Ысыах 2015

Построение лекал женского платья "халадай"

Проще всего изготовить лекала костюма на базе готовых выкроек, подходящих вам по размеру и росту, которые можно взять из журналов мод, например, лекала простой блузки со втачным рукавом или платья.

В нашем случае лекала женского платья халадай выполнены на основе изделия полуприлегающего силуэта.

Работа выполняется по следующим этапам:

1. Сначала намечаются модельные линии платья – халадай: линии кокетки на полочке и спинке (приблизительно выше линии груди и лопаток), линия оборки по низу изделия (приблизительно чуть выше колена); на лекале рукава намечается линия притачивания манжеты (на уровне 10-12см) и произвольно-вертикальные линии разведения рукава;

2. Нагрудная вытачка на кокетке закрывается и переносится на стан полочки;

3. Стан полочки и спинки раздвигается по вертикали на необходимую ширину (в зависимости от тонины, толщины ткани от 1/2 до 2 раз);

4. Оборка также расширяется на нужную по модели ширину (в 1/2 раза или 2 раза);

5. Манжета рукава слегка расширяется по верхней линии (на 1см с обеих сторон), поэтому верхние и нижние линии манжеты переоформляются по кривой;

6. Рукав раздвигается методом «конического разведения», т.е. верхняя часть расширяется больше, чем нижняя (в зависимости от ткани и модели в 1/2 или 2 раза). Головка рукава поднимается по высоте приблизительно на 5-7см;

7. Воротник-стойка строится по расчетному методу: для этого проводится вертикальная и горизонтальная линия, по вертикали откладывается отрезок равный 3 см., по горизонтали - расстояние равное 1/2 обхвата шеи и соединяется по прямой. Затем по вертикали отмечается высота стойки (2-3см), от точки пересечения линии воротника и горизонтали поднимаем перпендикулярную линию, отмечаем высоту воротника (2-3см) и соединяем эти точки. Далее оформляем кривизну воротника-стойки, для этого от середины нижней линии воротника поднимаем перпендикуляр, отмечаем отрезок равный 1 см. и через эту точку оформляем кривую линию (верхняя линия оформляется точно так же).

Базовые лекала женской одежды


Моделирование платья "халадаай"


Лекала платья "халадаай"

Лекала платья "халадай" состоят из следующих основных деталей:

  • кокетка полочки - 1 деталь,
  • кокетка спинки - 2 детали,
  • полочка - 1 деталь,
  • спинка - 1 деталь,
  • оборка - 2 детали,
  • рукав - 2 детали,
  • манжета - 4 детали,
  • воротник -2 детали.

Примечание. Рюши выкраиваются по прямой в виде полоски. Длина полоски соответствует трем измерениям горловины (т.е. если горловина 20 см. то длина полоски 60 см.). Высота рюши от 2 см до 3 см. в готовом виде. Выкраивается двойная высота (т.е. 4 см или 6 см). Не забудьте, что лекала даются без учета шва, т. е. на швы прибавляете 1.5 см.

Пошив платья "халадай"

1 этап. Раскрой деталей платья по лекалам
  • Кокетка полочки - 1 деталь
  • Кокетка спинки - 2 детали
  • Полочка - 1 деталь (при раскрое дается нужное расширение по всей длине)
  • Спинка - 1 деталь (при раскрое дается нужное расширение по всей длине)
  • Рукава - 2 детали
  • Манжеты - 4 детали (верхняя, нижняя)
  • Воротник - 2 детали (верхняя, нижняя)

Также выкраивается полоса оборки, пришиваемые по низу платья, высотой от 45см. до 50 см; шириной от 300 см. до 450 см. в зависимости от тонины ткани; и рюши высотой 2,5см. или 3 см. для воротника и манжет, длина которой зависит от густоты рюши.


2 этап. Соединение кокеток полочки и спинки по плечевому срезу.


3 этап. Соединение кокеток с полочкой и спинкой.

Полочка и спинка предварительно сосбариваются на ширину кокетки.



Подклад платья в подготовленном виде. Далее, подклад притачивается к платью по пройме и горловине.

Примечание. Может быть вариант притачивания кокеток подклада и платья вместе.

4 этап. Притачивание оборки по низу платья.

Предварительно верхние края оборки оформляются зигзагом. Затем сосбариваются на ширину низа полочки, спинки.


5 этап. Оформление рукавов.

Сначала оформляется манжета. Нижняя манжета предварительно дублируется флизелином.

Потом к манжетам пришиваются воздушные петли.


Затем, к манжетам притачиваются рюши.


Рукав сосбаривается по окату и низу.


Затем к рукаву притачивается манжета.


Рукав готов.

Готовые рукава притачиваются к платью.

6 этап. Оформление воротника.

Заранее заготовленную рюшу притачиваем к воротнику.

Примечание. Рюши могут быть разных вариантов - со сборкой или со складками.

Затем, притачиваем готовый воротник к платью (вид сзади).


Платье в готовом виде. Вид спереди.

Выкройка жилета "хассыат".

Крой женского жилета "хассыат". Размер 48, рост 156

Источник -из книги С.И.Петровой "Свадебный наряд якутов"


Желаем удачи в пошиве!

Одежда изготавливалась из натуральных материалов (шкура, кожа, мех), лишь в редких случаях использовались мануфактурные хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные ткани, обменянные на скот.

И женщины и мужчины носили шубы из сукна или замши, подбитые беличьим мехом (заячьим у бедняков). Без складок и карманов, с разрезом сзади и узкими рукавами, отороченная по подолу мехом выдры или бобра, шуба доходила до колен. Середняки шили нарядные шубы саныйах чаще всего из волчьего меха, бедняки – шкур молодых лошадей и оленьих, богачи могли позволить себе собольи.Саныйах шире и длиннее, чем истээх сон.

Верхнюю женскую одежду – длинную шубу саныйах – шили из росомашьей, волчьей, лисьей, собольей шкур, мехом наружу. Шуба (с меховой вставкой в виде крыльев птицы на спинке) обязательно входила в состав свадебной одежды невесты. По всей видимости, шуба была мужской промысловой одеждой, т.к. сзади имелся разрез, делавшийся для удобства верховой езды. После изменения фасона охотничьей одежды, длиннополая шуба с орлом стала исключительно женской одеждой.

Поверх мехового пальто (в) носили шубу (г) или доху из волчьего, лисьего, рысьего или оленьего меха. Нательную плечевую одежду (рубаху) изготовляли из ткани или ровдуги (замша из оленьей шкуры).

Одежда ниже пояса представляла собой штаны или заменяющие их меховые натазники и ноговицы (наколенники) волосяным покровом наружу.




Танцевальный костюм

Источником танцевальных костюмов послужила старинная якутская обрядовая одежда. Костюм состоит из платья, топика, шорт и ноговиц. Костюм дополняет головной убор с ушками и перьями. Платье выполнено из шифона голубого цвета. Топик, шорты и ноговицы выполнены из натуральной замши. Рукав топика - из меха горностая. Костюм богато вышит бисером, украшен бусами и мельхиоровыми бляшками.


Представительская модель одежды "Туйарыма".


Представительская модель одежды "Айыы Куо".

Источником послужила мифологическая героиня олонхо. Костюм состоит из жакета со шлейфом, юбки и головного убора. Наряд дополняет головной убор с ушками и перьями. Жакет комбинированный, выполнен из золотистой и серебристой парчи. Рукав жакета оформлен двойным меховым рукавом из песца. Края низа изделия окантованы полоской меха. Перед, спинка, рукава, шлейф изделия богато орнаментированы бисером, бусами, стразами. Юбка объемной формы выполнен из органзы.



Обувь

Унты и торбаса.





Традиционная зимняя обувь, унты из камуса оленя - «Тыс этэрбэс» , предназначенную для суровой якутской зимы, где температура воздуха опускается до -50 градусов и более. Это уникальная обувь, сшитая из оленьих лап (камусов) . Непременной частью женских унтов является «билэ» , расшитое мелким бисером, вышивкой нитью, меховой мозаикой. Подошва унтов подшита войлоком. Унты отличаются высоким качеством и индивидуальностью. Унты разнообразны в своей цветовой гамме: белоснежные, светло-серые, серые, коричневые, элитные темно-коричневые. Разработано более 40 разнообразных узоров для билэ с бисером и более 30 для вышивки нитью, а если учесть, разнообразие цветов бисера и нитки, то сложно найти совершенно одинаковые унты. Они шьются согласно народным традициям.



Торбаза




Весь уклад жизни и хозяйство деятельности якутов были тесно связаны с Матушкой – Природой. Поэтому – цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и простотой. Пробуждение природы лета, весенний расцвет и осеннее увядание растений, восход и закат солнца – всё это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, чёрный, синий, голубой, зелёный и красные цвета.

Виды якутских орнаментов, применяемые в шитье. В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. Излюбленными узорами- знаками в традиционном шитье были растительные и геометрические: прямая линия, двусторонний зигзагообразный мотив, небесный мотив орнамента, стреловидный мотив, сердцевидный мотив, круг, оберегающие знаки.

Республика Саха(Якутия)

Сунтарский улус(район)

МБОУ "Кемпендяйская СОШ им. В.И. Иванова"

Урок технологии, 10 класс

Тема беседы «Якутский национальный костюм»

учитель технологии и

изобразительного искусства

МБОУ «Кемпендяйская СОШ им. В.И.Иванова»

с. Кемпендяй

С каждым годом возрастает интерес к истории своей национальной культуры, уникальным ценностям духовного и материального наследия. Несомненно, ярким маркером культуры любого народа является народный костюм. Своей выразительной формой, функциональным назначением, приемами обработки материала одежда несет информацию о культуре и мировоззрении. Каждая эпоха формирует свою культуру, а любая культура вырабатывает свой идеал, отраженный в символике и семантике народного костюма, на основе которого создаются формы и типы современной национальной одежды.

В старину народная (традиционная) одежда якутов, являясь неотъемлемой частью материальной среды, одновременно была связана и с духовной культурой народа. В частности, с мифологическими и религиозными представлениями, отраженными в семантике одежды. Якутский костюм, который надевался для различных торжеств и обрядов, не только является целостным гармоничным ансамблем, наделенным, утилитарными и эстетическими функциями, но и выступает в качестве главного ритуального элемента в атрибутике всех обрядовых действий. Таким образом, костюм наделяется высоким семиотическим статусом.

Формирование одежды любого народа происходит под влиянием их традиционной культуры, которая отражается в культурно-художественных особенностях костюма. Народная одежда якутов, являясь важным историко-культурным источником, отражает эстетический идеал народа, его духовные взгляды и его мировоззрение. С этой точки зрения якутская одежда всегда привлекала внимание ранних исследователей материальной, духовной культуры этноса и продолжает представлять огромный интерес для современных этнографов, культурологов, искусствоведов.

По существующему у многих народов обычаю, на праздники люди приходили одетыми в свои лучшие наряды. Якутский праздник ысыах в старину был единственным праздником общения, на который в назначенное время собирались и стар и млад из отдаленных местностей, поэтому и состоятельные, и бедные старались одеваться в свои лучшие одеяния. Готовились к празднику задолго. Мастера мастерицы заботились о красочном убранстве коня и прочем снаряжении, старики изготавливали специальные кумысные сосуды, обрядовую утварь, женщины загодя шили себе и своей семье нарядные одежды.

Старинная одежда саха – одинакового покроя у мужчин, женщин и детей. Она отличалась только размерами, длиной подольной части, декоративным украшением. Важную роль при этом играли материал и техника изготовления, менявшаяся в зависимости от уровня развития производства. Особенностью традиционной одежды является её удобство, практичность и целесообразность в исполнении с точки зрения климатических условий, хозяйственно-бытовых особенностей образа жизни, а также простота в изготовлении.Следует отметить богатство сырья для различных видов одежды и атрибутов костюма у якутов (так, например, из бычьего пузыря шили летние шапочки, мешочки хаппар, перчатки; из коровьих потрохов после соответствующей выделки изготавливали аксессуары в виде кисета и т.д.).

В XVII в. У женщин, как и мужчин, не было нательной одежды, летом они носили кафтаноподобные пальто из тонко выделенной ровдуги, украшенные бисерными нашивками и аппликацией из прорезной кожи. Зимой надевали такие же кафтаны, утепленные меховымподкладом из шкурок белки, горностая, из лисьих, песцовых и волчьих брюшек и лапок. Только более зажиточные позволяли себе рубахи из китайской дабы или другой ткани.

Первые русские люди, прибывшие в 30-х годах XVII в.на территорию Якутии, застали в качестве нарядной шубы, такЭта нарядная безрукавка являлась исключительно свадебной одеждой невесты, которую шили очень долго. В древности, невестка, согласно обычаю, должна была показываться первые три года родственникам жениха, не иначе как в безрукавке таналай.


Комплекс одежды якутской невесты конца XVII – начала XVIII в. выглядел так:ровдужное платье поверх него меховая безрукавка тангалай. Эта свадебная шуба шилась из дорогих мехов соболя, бобра, богато украшалась бисером и металлическими бляшками. Атрибутом такой меховой безрукавки являются натазные украшения еттуксимэгэ. Они декорировались бисером, бусами, бляшками или кожаными нашивками и комплексом подвесок, состоящим из трубчатой игольницы, кошелька для небольших вещей (хаппар), трутницы с огнивицей (кыалык) и амулета оберега.

Для праздничной и зимней одежды используются дорогостоящие материалы – сукно, бархат, плис, парча, шелк. Она украшается более сложной орнаментикой и различными аксессуарами. Однако, изменение фактуры сказалось лишь на отделке, мужские камзолы и женские сангыяхи не утратили свой общий вид и фасон. Исчезли разрезы на камзолах и шубах, их заменила широкая плоская складка; старинные обрядовые шапки ураа шапки, шапки с рожками и султанами нуогайдаах шапка, шапка с рогами . На смену им пришли конусообразные шапки дьабака.

У богатых шубы нередко шьются мехом наружу из дорогих, лисьих, бобровых и рысьих мехов на суконной подкладке, обыкновенно очень яркого цвета.Различаются несколько видов меха рыси: пепельно-голубой, пятнистый и рыжевато-бурый. Дорогую нарядную шубу шили из пятнистой рыси, так как такой мех считался наиболее ценным. На спине шубы, около лопаток, всегда вышиваются серповидные вставки из меха речного бобра или выдры. Шубу эту якутка надевает не только зимою, но и летом, когда свадьба или пиршество случается в это время года.

Женский костюм, отличавшийся особой выразительностью, представлял собой единый ансамбль, состоящий из островерхого головного убора, верхней одежды свободного покроя и мягкой кожаной обуви с острым носком. Важную роль в оформлении играла декоративная отделка: яркие вставки из парчи и шелка, бисерная вышивка, металлические бляшки, золотое и серебряное шитье.

Нарядной поясной одеждой является набедренник бэлэпчи, который носили и мужчины, и женщины.



Традиционная одежда состоит из четырех составляющих: цвета, материала, формы и конструкции. Эти составляющие делятся также на четыре основных элемента: красный, желтый, зеленый, черный цвета, которые являются основными цветами, остальные оттенки получаются при их смешивании.

Примерно с рубежа XVIII -XIX вв. с приходом русских появляются мануфактуные ткани.Начинает распространяться нательная одежда. Якутский костюм дополняется украшениями и отделкой зеленым, красным, желтым, фиолетовым цветами и их сочетаниями. Являются новые виды женской и мужской одежды. Для праздничной зимней одежды используются дорогостоящие материалы- сукно, бархат, плис, парча, шёлк. Они крашаются более сложной орнаментикой и различными аксессуарами.

В конце XIX - начале XX в широкое употребление входят русские товары-хлопчато-бумажные и льняные ткани, сукно, ткани английского производства-ситец. Бязь, полотно. Зимние шубы стали покрывать сукном или бархатом. В отделке одежды все чаще используют разноцветной мишурой, вышивкойзолотили серебряной нитьюДля праздничной или выходной одежды использовались дорогостоящие ткани: сукно, бархат,плис, шелк, парча, китайка.

Появляются новые виды головных уборов(шляпы. кепки, кубанки).

Во второй половине XX века у якутов центральных улусов чаще всего иматериалом для одежды были лосинаяровдуга, беличий и лисий мех, у вилюйских-оленья ровдуга, лисий и песцовый меха.Современный национальный костюм -это второе «я» своего хозяина. По стилю, образу, уровню он полностью должен соответствовать индивидуальным качествам его обладателя и раскрывать его сущность.С началом XX века традиционная одежда полностью заменяется городской. Натуральное сырье(мех, шкуры) используются пои изготовке обуви, головных уборов. Несмотря на широкое распространение европейской одежды и обуви, ровдужная обувь практически не выходит из употребления. Охотничья и праздничная одежда все еще носит традиционный характер.

Заключение

В конце XX века национальная одежда начинает активно возрождаться. Появляется новое направление одежды: стилизованное, сценическое.Народнымимастерамиреконструируетсястаринные виды одежды, активно пропагандируется среди населения и за пределами республики. Из-за особого покроя и стилевых особенностей национальная одежда стала своего рода визитнойкарточкойреспублики/

Народный костюм сегодня существует в трех направлениях:

Традиционная одежда саха, предназначенная для обрядовых и праздничных случаев. Мастерицы этого направления придерживаются устойчивых традиций фасона. Декора и цветного решения. Преемственность традиций народного шитья продолжают в своих работах З.Понохова, В.Макарова,З.Заболоцкая и др.

Работа народной мастерицы В.Макаровой Пальто. «кытыылаах сон»


Работа В.Макаровой Наряд невесты


Второе направление связано с моделированием современной национальной одежды с использованием современной национальной одежды с использованием новых технологий. В этом направлении народные мастера сотрудничают с дизайнерами и модельерами. При этом наблюдается смешение фольклорных и профессиональных форм культуры.

Работа народной мастерицы З. Поноховой В. Национальная якутская одежда

Работа З. Поноховойсвадебная одежда

Третьенаправление формируется в профессиональной сценической среде. Оно возникает не на бытовойоснове путем развития локальных традиций.Это сценическая одежда, предназначенная для фольклорных, этнографических. Танцевальных и вокальных коллективов, а также для отдельных эстрадных исполнителей-артистов якутской эстрады


А.Филипповахудожник-дизайнер Авангардный костюм «Чолбон»

А.Филиппова художник-дизайнер Костюм «Айыы-Куо»



Национальная одежда стала полноправным компонентом современной культуры. Новое дыхание этот феномен культуры, когда уникальный жанр якутской традиционной культуры эпос-олонхо был признан ЮНЕСКО одним из мировых шедевров нематериального культурного наследия человечества. В связи с этим по всей республике стал проводиться всенародный праздник «ЫЬЫАХ», главной целью которого является возрождение прежде всего ритуально-обрядовой функции. В рамках такой массово-зрелищной деятельности одной из задач ставится пропаганда якутской национальной одежд

Использованная литература:

    Аммосова Е.Е. Народные истоки творчества. - Якутск: Изд-во «Бичик», 1994. 91с., 83 илл.

2. Гаврипъева P.C. Одежда народа саха конца 17-середины 18 века. - Новосибирск:

«Наука». Сибирское предприятие РАН, 1998. - 144 с.

3. Гарин Н.П. Дизайн для условий Крайнего Севера (принцип преемствования культуры

4. Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). - Якутск:

Издание журнала «Илин», 1993. - 151 с.

5. Ермилова Д.Ю. Экологическое направление в дизайне одежды / Проблемы дизайна

костюма и пути их исследования: Сб. науч. тр. / Под общей редакцией к.т.н., доцента

Г.М.Гусейнова. - М.: Кафедра «Дизайн костюма», 1997.-С. 12-39

6. Калашникова Н.М. Народный костюм. - М.: «Сварог и К», 2002. - 374с.

7. Калашникова Н.М. Традиционный костюм народов России 19-20 вв. - СПб.: 1996. -134

8. Маак Р.К. Вилюйский округ. - 2-е изд., - М.: «Яна», 1994г. - 592 с.

9. Heyстроев Б.Ф. Саха орнаменнара. - Дьокуускай к.: «Полиграфист» ЯНЦСО АН СССР,

1989. 98с.

10. Носов М.М. Эволюционное развитие якутской одежды с конца ХУП1 до 1920-х годов

/Сб. науч. ст. ЯКМ. - Якутск: Кн. изд-во, 1957. - Вып.2. - С. 116. -152

11. Осипова М. Якутская свадебная одежда. - Якутск: Якутский университет, 1974.-38 с.

12. Петров Н.Е. Из древней истории народа саха. - Якутск: НКИ «Бичик», 2003.-114 с.

13. Петрова С.И. Обрядовая одежда народа саха (этнография, этнология и антропология):

14. Петрова С.И. Свадебный наряд якутов: традиции и реконструкция - Новосибирск:

Наука, 2006. - 104 с.

15. Петрова С.И. 0бугэ танаЬауоннаитэгэлэ (Традиционная одежда и мировоззрение

наших предков). Учебно-методическое пособие. - Якутск: Бичик, 1999 - 80 е., ил.

16. Саввинов И.Е. ОбугэлэрбитолохтородьаЬахтара. - Якутск: Кн. изд., 1992.-40с.

Национальная одежда разных народностей зачастую имеет четкий отпечаток не только быта, способа жизни, но и климатических условий. Так, например, якутский национальный костюм создавался специально для сложных климатических условий Севера. Конечно, в нем также присутствует определенное количество элементов, позаимствованных у других народов, но это вовсе не создает отрицательного впечатления о костюме якутов.

Историческая справка

Якуты, как национальная община, на сегодняшний день наиболее сконцентрированы в Якутии и Красноярском крае. Небольшую численность людей этой национальности можно встретить в Магаданской, Сахалинской и Амурской областях.

Самыми ранними образцами национальной одежды якутов принято считать костюмы, возникшие еще в XIII веке. В основном, это - верхняя одежда с ярко выраженными народными орнаментами, украшениями и элементами. Костюм национальный якутский того времени создавался из меха разношерстных животных, грубых сукна и шелка, кожи.

Уже в христианскую эпоху (17-18 века) традиционный набор верхней одежды изготавливался из шкуры и меха домашних животных, поскольку основным видом деятельности якутов было коне- и скотоводство. Особую популярность получили замша, кожа и мех короткошерстных домашних животных. Для дополнительного утепления в особо морозные периоды, якутские умельцы использовали шкуры зверей с пушистым, длинношерстным мехом. Этот вариант выглядел больше как декоративное украшение классического национального костюма: меховые полоски нашивались по периметру верхней одежды, в качестве манжетов на рукава, а также - широкие теплые воротники.

Особенности кроя

В основе каждой народной одежды зачастую лежит прямой силуэт с такими же рукавами. Традиционный костюм якутов не является исключением.

Однако, и в его «дизайне» существует несколько вариаций:

  • оноолох, бууктаах. Якутские умельцы, без лишнего стеснения, положили в основу этого типа кроя особенности пошива одежды для российских военных и заядлых путешественников. Конечно, не обошлось без исключительно национальных вкраплений. Названием такой крой обязан наличию складок на спинке - «оноо» и оригинальной модели рукава - «буук» (буфообразный). Верхнюю одежду (чаще всего пальто), сшитую по этому принципу, носили одинаково и мужчины, и женщины. Основными материалами для изготовления якутских национальных костюмов этого кроя были: кожа и даба (китайская бумажная ткань) - для мужчин; мех и замша (в зависимости от сезона) - для женщин. Отделкой служили бархатные полоски на воротнике и манжетах;

  • кытыылаах. Появился в обиходе якутов гораздо позднее первого типа кроя и отличается от него лишь некоторыми деталями. Например, двойная широкая суконная полоса, которая размещалась по краю борта верхней национальной одежды.

Главной особенностью женского летнего пальто, выполненного с использованием кроя кытыылаах, является наличие нитей красного цвета в орнаменте, который украшает периметр одежды и рукава. В мужских моделях, сроенных по этому же принципу, присутствуют более строгие и тусклые цвета;

  • таналай. Один из самых древних типов кроя. Традиционная зимняя якутская одежда, которая выполнялась из ровдуги (оленья или лосиная замша) с использованием меха пушных зверей. Особенности этого кроя заключаются в наличии мехового наплечника, который располагался на стыке рукава и проймы. Разрезы по бокам, украшения из блестящего металла в виде подвесок в районе талии. Некоторые историки настаивают на том, что данный вид кроя был характерен для свадебных нарядов.

В основном, женский национальный костюм якутов не особо отличался от мужского. Главными различиями можно назвать цветовое исполнение, наличие дополнительного декора, использование различных материалов.

Женский якутский костюм

Основные материи для изготовления традиционного одеяния женщин в Якутии:

  • повседневные - практичные и прочные ситец и сатин;

  • праздничные - дорогие, красивые и блестящие шелк и атлас;

  • верхняя одежда - мех, замша с искусным добавлением кусков шелка или меховых национальных орнаментов.

Национальная шуба взрослой якутянки носит название саныйах, шьется из шкур диких животных: соболь, волк, росомаха или лиса. Это - один из самых главных предметов свадебного наряда невесты. На спине шкурка выкладывалась таким образом, чтобы из меха получался узор в виде расправленных крыльев.

Вообще, классический якутский свадебный гардероб женщины состоял из основных элементов:

    Аннах - особый кусок ткани, закрывающий лицо.

    Нательная рубаха из грубого ровдуга.

    Кожаные панталоны, прикрывающие, в основном, тазовую часть невесты.

    Ноговицы - специальные гетры, выполненные из кожи дикого животного, которые напоминали сапоги, но заканчивались в районе щиколотки, не имели ступневой части.

    Меховая доха - теплая пушистая шуба.

    Традиционный головной убор, который своим кроем и видом напоминал военный шлем.

    Большое количество украшений. Этот элемент у якутов считался одним из самых главных в женской одежде. При этом, украшалось все: одежда, обувь, голова, грудь, руки. Особой популярностью по сей день пользуется якутское бисероплетение. Его основы передаются от матери к дочери.

Костюм якутяночки в точности повторял костюм взрослой женщины. Для девочки было характерно использование опушка по периметру шапочки.

Национальный якутский костюм для мужчин

Конечно, одежда для мужчин отличалась от женской особой скромностью. Главной особенностью считалось наличие меховой отделки на рукавах и воротнике. Высота ворса у такой отделки могла достигать самых максимальных показателей. Головной убор также обязательно напоминает по своей форме шлем, изготавливался из натурального меха и закрывал от морозов уши, скулы и немного подбородочную зону. На конце такой якутской шапки обычно красовались полная луна или солнце, что знаменовало продолжение рода.