Площадь озера шарташ. Где купаться летом

История Русской православной церкви 1943-1985 годов сегодня пользуется повышенным интересом исследователей, однако все они сталкиваются с архивными проблемами в процессе ее изучения: большинство церковных архивов сегодня отличаются плохим научным описанием и не менее плохой сохранностью, а зачастую и вовсе остаются закрыты для ученых, находясь в ведении религиозных организаций. Все это заставляет исследователей обращаться к источникам, хранящимся в государственном архиве, который был сформирован враждебно настроенными по отношению к церкви властями и может дать одностороннее представление об истории церкви в тот период. "Полит.ру" публикует статью А.Н. Марченко "Личные дела высшего духовенства Русской православной церкви для изучения церковно-государственных отношений 1943–1985 гг.", в которой автор дает подробную характеристику хранящимся в государственном архиве личным делам высшего духовенства с учетом обстоятельств их формирования. Статья опубликована в журнале "Отечественные архивы" (2007. № 4).

Проблема церковно-государственных отношений в СССР в 1943–1985 гг. активно разрабатывается исследователями. Такой повышенный интерес к ней вполне обоснован. Это время фактической легализации религиозной деятельности в стране после периода организационного разгрома церковных структур, массовых репрессий духовенства 1920–1930-х гг. Вместе с тем оно связано со значительными издержками в жизни самой Церкви. Трагизм новой эпохи церковно-государственных отношений в СССР состоял в том, что Церковь получила и сохраняла свою легальность ценой тяжелейшего компромисса. Право на существование в атеистическом государстве она приобрела в обмен на полную зависимость от него.

Означенный временной промежуток в истории Церкви, и в первую очередь Русской православной церкви (РПЦ), был весьма неоднородным. Так, 1943–1953 гг. характеризуются нормализацией церковно-государственных отношений: открытие значительного количества храмов и монастырей, духовных учебных заведений, регистрация религиозных обществ, расширение издательской деятельности, образование церковных центров и религиозно-управленческих структур, создание специальных государственных органов по связям с религиозными организациями: Совета по делам Русской православной церкви (СДРПЦ) и Совета по делам религиозных культов (СДРК). В 1954 –1957 гг. появляется тенденция к изменению курса церковной политики: в высших партийных сферах набирают силу сторонники его ужесточения. Тем не менее усилиями руководителей СДРПЦ и СДРК баланс церковно-государственных отношений на прежнем уровне удалось удержать. В 1958–1964 гг. РПЦ оказывается под сильнейшим давлением со стороны советских государственных и партийных структур. Советы по делам РПЦ и РК трансформируются из посредников между государством и религиозными организациями в органы тотального контроля. Закрываются церкви, монастыри, духовные учебные заведения, управленческие структуры. "Хрущевская церковная реформа приходской жизни" отстраняет священнослужителей РПЦ от финансово-хозяйственной деятельности и реальной власти в приходах. Архиерейский собор в июле 1961 г. под давлением государства принимает невыгодные Церкви "преобразования": местные органы власти и уполномоченные советов становятся в ней фактическими хозяевами. Духовенство оказывается на правах наемных работников церковной общины, его деятельность ограничивается кругом богослужебных вопросов.

В 1965–1985 гг. церковная политика реализуется появившимся на свет в результате объединения СДРПЦ и СДРК Советом по делам религий при Совете министров СССР. Прекращаются массовые кампании закрытия храмов и монастырей, административные гонения против духовенства и церковного актива. С 1972 г. возобновляется регистрация церковных обществ, улучшается их качественный состав за счет лиц трудоспособного возраста. Значительно повышается образовательный и культурный уровень духовенства. В этот период "Церковь преодолела свое кризисное состояние, во многом связанное с административным натиском... и в целом добилась стабилизации, как во внутреннем своем состоянии, так и во взаимоотношениях с государством и обществом". Однако говорить о подлинной свободе религиозной жизни в стране еще не приходилось.

Анализ историографических работ в области церковно-государственных отношений в СССР убеждает, что ее изучение связано с определенными сложностями, главной из которых является неполнота источниковой базы. Отсутствие научного описания, фрагментарная сохранность и закрытость большинства церковных архивов, находящихся в распоряжении религиозных организаций (Московской патриархии, епархий, благочиний, приходов, монастырей, духовных семинарий и академий), заставляет исследователей в большинстве случаев обращаться к источникам богоборческой власти.

Исследования церковно-государственных отношений опираются в основном на комплекс документов Совета по делам РПЦ, Совета по делам религиозных культов (1943–1965 гг.) и Совета по делам религий (1965–1991 гг.). В силу специфического характера деятельности этих государственных структур, их прямой связи, подчиненности и подотчетности органам КГБ и идеологическому отделу ЦК КПСС большинство документов их фонда до сих пор являются секретными или доступ к ним ограничен. Полностью рассекречены и доступны широкому кругу исследователей только дела трех описей, содержащие информационные отчеты уполномоченных советов, докладные записки в ЦК КПСС и Совет министров, переписку с министерствами и ведомствами, материалы кустовых и всесоюзных совещаний уполномоченных, сводные статистические данные о религиозных организациях, сведения о доходах церковных структур и духовенства за 1943–1990 гг. Вышеперечисленные документы имеют высокую информативность и исследовательскую привлекательность. Однако они не исчерпывают корпус уникальных источников фонда.

Огромную ценность представляют документы Совета по делам религий, включенные в опись № 7 "Дела высших служителей культа за 1935–1983 гг.". Она была составлена в декабре 1990 г. В нее вошли 200 дел, взятых на учет сотрудниками ЦГАОР СССР еще в декабре 1974 г. и принятых на постоянное хранение после расформирования совета. Данная опись включает личные дела высшего духовенства, которые в СДРПЦ и СДРК, а затем в Совете по делам религий заводились на каждого крупного представителя церковной иерархии: епископа, архиепископа, митрополита, патриарха и велись с момента его избрания или назначения на должность вплоть до кончины или оставления службы. Личные дела иерархов находились в распоряжении ограниченного круга сотрудников совета, его председателей Г.Г. Карпова, В.А. Куроедова, К.М. Харчева, Ю.М. Христораднова, а также их заместителей. Скрупулезный подбор материалов для формирования дел осуществлялся под их контролем.

Дела этой описи поделены на две группы. Первая включает дела епископата Русской (150 дел) и Грузинской (21 дело) православных церквей, а также представителей старообрядческой иерархии. Вторая – дела служителей культа других конфессий, официально действовавших на территории СССР. Такая систематизация объясняется наличием у руководства Русской и Грузинской православных церквей духовных имен.

Рядом с духовными именами указаны полные официальные титулы иерархов согласно занимаемых ими архиерейских кафедр. (Обычно представители епископата в течение жизни могут переходить с одной кафедры на другую – менять место службы.) Для удобства поиска в описи обозначены названия последней кафедры, которую занимал иерарх перед своей смертью или уходом на покой (в отставку). Духовные имена и титулы иерархов православных церквей советского периода официально употреблялись без ссылок на гражданские фамилии, имена и отчества не только в самих религиозных организациях, но и на государственном уровне: в средствах массовой информации, на международных конференциях, форумах и т.д. Поэтому систематизация личных дел иерархов проведена строго в алфавитном порядке их духовных имен и титулов, с указанием в скобках гражданских инициалов. Дела епископов с одинаковыми именами даны в алфавитном порядке гражданских имен.

Дела епископата РПЦ неравнозначны по своему объему и наполнению. Досье некоторых архиереев, находившихся под пристальным вниманием совета, представляют собой многотомные подборки документов. Например, дело митрополита Ленинградского Григория (Чукова) состоит из восьми томов, охватывающих его многолетнюю и многообразную деятельность в Финляндии, США, Франции и на Ближнем Востоке, Ленинградской кафедре и в период ректорства в Ленинградской духовной академии. В четыре тома вошли документы личного дела архиепископа Вологодского Павла (Голышева), реэмигранта и непримиримого борца за независимость церковного управления от светской власти.

Вместе с этим поразительной малосодержательностью (всего 20 страниц) отличается дело митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) – выдающегося церковного дипломата и многолетнего председателя отдела внешних церковных сношений Московской патриархии. Малоинформативно дело патриарха Сергия (Страгородского): других документов кроме анкет здесь нет. Очевидно, эти досье были изрядно "почищены" сотрудниками совета или переданы в ГАРФ не полностью.

Тем не менее большинство дел православных иерархов представляет собой уникальный комплекс источников по истории церковно-государственных отношений в СССР и самой РПЦ. Для исследователя русского православия за рубежом ценны личные дела иерархов, принимавших участие в международных контактах Церкви, членов иностранных миссий РПЦ, а также возвратившихся из эмиграции на Родину. В личном деле епископа Вильнюсского и Литовского Алексия (Дехтерева) имеются отчеты о деятельности русских миссий в Иерусалиме и Александрии. Важнейшие документы о деятельности православных миссий в Японии, Корее, Китае в 1940–1950-е гг. находятся в делах митрополита Краснодарского и Кубанского Виктора (Святина), архиепископов Ростовского Никандра (Викторова), Пензенского и Саранского Поликарпа (Приймака).

Положение православных русских в послевоенной Европе: Венгрии, Чехии, Сербии, их взаимоотношения с Русской православной церковью за границей освещены в документах личных дел епископа Смоленского Иннокентия (Сокаля), архиепископов Тамбовского и Мичуринского Ионафана (Кополовича), Кировского и Слободского Мстислава (Волонсевича).

С учетом порядка формирования личных дел иерархов документы каждого дела условно можно разделить на пять групп. Первую составляют документы, содержащие первичные конфиденциальные сведения об иерархе: анкеты, подробная биография, написанная, как правило, самим епископом, послужной список. Этот пакет документов передавался в совет Московской патриархией в период решения вопроса о назначении кандидата на епископскую кафедру или сразу после совершения епископской хиротонии. В период 1960-х – начала 1990-х гг. совет полностью контролировал кадровые назначения руководителей религиозных организаций, особенно РПЦ. Посвящение в епископский сан могло состояться только после согласования кандидатуры в совете.

Ценность этих документов заключается в том, что они дают исследователю богатую информацию о личности иерарха, его семье, ближайших родственниках, воспитании, образовании, деятельности до и после принятия сана. Некоторые иерархи, обладая незаурядными литературными способностями, в своих автобиографиях рассказывают о наиболее ярких событиях жизненного пути. Архиепископ Молотовский и Соликамский Александр (Толстопятов) описывает службу в Императорском флоте на Дальнем Востоке, участие в русско-японской войне, во время которой оказался в плену. Подобные воспоминания имеются и в автобиографии архиепископа Ташкентского Гавриила (Огородникова) – участника Первой мировой войны.

Известно, что большинство иерархов, служивших в епископском или священническом сане, в 1920–1930-е гг. подвергались репрессиям, находились в заключении и ссылке. Эта информация никогда не появлялась в их официальных биографиях, публиковавшихся на страницах "Журнала Московской патриархии". В личных делах Совета по делам религий она присутствует в исчерпывающем объеме. Так, в деле архиепископа Калужского и Боровского Ермогена (Голубева) значится, что он – "сын профессора Киевской духовной академии и университета, выпускник Московской духовной академии, кандидат богословия, находясь в сане архимандрита и должности наместника Киево-Печерской лавры, был осужден ОГПУ в 1931 г. по ст. 58-11 на 10 лет".

Послужные списки митрополитов, архиепископов и епископов позволяют проследить складывание и развитие служебной карьеры того или иного иерарха. Здесь имеются точные сведения о занимаемых священнослужителями высшего звена должностях, переводах к новому месту службы, наградах, увольнениях на покой.

Вторую обязательную группу документов каждого дела составляют материалы, характеризующие отношение иерархов к гражданской власти, государственному законодательству о культах, их контакты с уполномоченными совета. В этот раздел дел входят характеристики сотрудников совета на епископов, выписки из квартальных, полугодовых отчетов уполномоченных, раскрывающих деятельность архиерея. Хотя указанные документы во многом дублируют дела описей № 1, 2, их значение для изучения церковно-государственных отношений в регионах и стране в целом, особенно при обострении, велико. Составленные сотрудниками совета в период "хрущевских гонений" 1958–1964 гг. характеристики священнослужителей отличаются мягкостью по отношению к тем из них, кто не оказывал серьезного отпора гражданской власти. Епископы же, занимавшие непримиримую позицию и готовые идти в деле защиты интересов Церкви до конца, характеризуются инспекторами и уполномоченными совета крайне отрицательно. В этом отношении показательна характеристика епископа Пермского и Соликамского Павла (Голышева): "Епископ Павел весьма активный, стремится к благолепию и пышным церковным службам. Рекомендации уполномоченного совета игнорирует, постоянно нарушает законодательство о культах... Епископ очень болезненно реагирует на решения о снятии с регистрации религиозных общин или об изъятии у них церковных зданий. За полтора года в епархии он все перевернул и сделал больше для укрепления Церкви, чем все его предшественники за пятнадцать лет".

Рядом с характеристиками в делах собраны публикации из газет, касающиеся жизни и деятельности епископов. Нередко уполномоченные совета и местные партийные организации вели с деятелями Церкви, особенно епископами, настоящую войну в прессе, публикуя статьи антирелигиозной направленности. В 1960-е гг. мало кому из епископов удавалось избежать заказной газетной травли. Каждая статья "компрометирующего" содержания согласовывалась авторами с уполномоченным, корректировалась им и непременно доставлялась в центральный аппарат совета, где оседала в личном деле иерарха.

Особое внимание уполномоченных, сотрудников совета, вплоть до его председателя, в 1960–1970-е гг. вызывал вопрос об отношении иерархии к "реформе церковного управления", насильственно внедренной в церковную жизнь на Архиерейском соборе в июле 1961 г. Устранение настоятелей и клириков от административно-хозяйственной деятельности в приходах ставило их в сложное положение, затрудняло духовное "окормление" паствы, порождало конфликты. После отставки Н.С. Хрущева ненормальную ситуацию в приходской жизни попыталась исправить группа из десяти архиереев во главе с архиепископом Калужским Ермогеном (Голубевым), направившая летом 1965 г. на имя Патриарха Алексия I письмо, в котором говорилось о негативных последствиях реформы и ставилась под вопрос каноническая состоятельность соответствующих решений Собора.

На переломе двух эпох – "оттепели" и "застоя" – этот вопрос для развития церковно-государственных отношений оказался ключевым. В большинстве случаев иерархия болезненно реагировала на ограничение собственной финансово-административной власти, понимая пагубность антиканонических нововведений. Власть желала сохранить выгодное для себя положение, при котором контроль над административно-финансовой жизнью Церкви был всеобъемлющим. Именно поэтому вопрос о "приходской реформе" находил свое документальное отражение в деле каждого правящего архиерея 1960–1970-х гг. Сотрудники совета постоянно докладывали своим руководителям об умонастроениях и поступках епископов. В одном из документов личного дела епископа Ивановского Иллариона (Прохорова) инспектор совета сообщал: "Хотя он и присутствовал на Соборе в 1961 г. и голосовал за утверждение нового положения, но принял его враждебно и до сих пор требует от церковных советов, чтобы все вопросы финансово-хозяйственной деятельности религиозных обществ с ним согласовывались".

Третью важную группу в личных делах иерархов составляют официальные документы. Это переписка епископов с патриархом и Священным синодом, управляющим делами Московской патриархии по различным вопросам церковного управления. Среди документов многочисленные рапорты и докладные записки о состоянии причта, отношениях с уполномоченными совета, закрытии храмов и монастырей, данные об отчислениях на нужды патриархии и в Фонд мира. Многие документы касаются кадровых вопросов. Епископы нередко сами просили патриарха и Синод о назначении их на ту или иную вакантную кафедру, значительно реже – об уходе на покой. В случае поступления жалоб с мест они писали объяснительные, предпринимали попытки получить аудиенцию у патриарха или управляющего делами Московской патриархии.

Кроме этого, в группе церковных официальных документов исследователь найдет указы патриарха и определения Синода о назначении епископов на кафедры и перемещениях их к новому месту службы, протоколы заседаний Синода, на которых принимались кадровые решения. Подавляющее большинство документов этой группы выполнено на официальных бланках органов церковного управления с соответствующими подписями и печатями. Наличие внутренней переписки в распоряжении сотрудников совета говорит о существовании полного контроля со стороны этой организации над всей административной жизнью РПЦ. Практически все официальные документы, поступавшие в патриархию из епархиальных управлений, как и исходившие из патриаршей канцелярии, дублировались или в перепечатанном виде отправлялись в Совет по делам религий.

Необходимо отметить, что представители епископата сами поддерживали контакт с советом, бывая на приеме у заместителей председателя или обращаясь к руководству этой структуры письменно. В свою очередь епископы писали жалобы в совет на уполномоченных, нередко в период хрущевского антирелигиозного натиска 1958–1964 гг. нарушавших законодательство о культах, допускавших грубое администрирование и вмешательство в дела Церкви. На приемах в совете епископы ставили волновавшие их вопросы налогообложения, возможности открытия или предотвращения закрытия храмов. Каждый визит епископа в совет регистрировался, составлялась стенограмма беседы.

В 1965 г. большое впечатление на широкую общественность произвело открытое письмо священников Московской епархии Глеба Якунина и Николая Эшлимана. В нем подробно перечислялись репрессивные акции, проведенные Советом по делам РПЦ, и указывалось на отсутствие сопротивления со стороны Московской патриархии. Священники протестовали против "беззаконных действий руководителей и уполномоченных совета, преступно нарушающих принципы социалистической законности и основные законодательные установления советской власти, определяющие отношение советского государства и Церкви". Резонанс этого выступления был настолько значительным, что вопрос об отношении к "открытым письмам" и их авторам задавался каждому архиерею, посещавшему совет в 1965–1967 гг., о чем свидетельствуют стенограммы бесед.

Четвертая группа документов личных дел иерархов освещает деятельность епархиальных архиереев по месту службы. Материалы личных дел показывают, что в совет из епархий шел поток жалоб от недовольных клириков, членов исполнительных органов церковных общин и прихожан. Нередко письма заканчивались категоричными требованиями отстранить от занимаемой должности того или иного епископа. Эти документы ярко характеризуют всю сложность, противоречивость внутренней церковной жизни 1960–1970-х гг., ставшую следствием антиканонической реформы церковного управления. Отстранение духовенства от реальной власти в приходах, монополия общин на финансово-хозяйственную деятельность, поддерживаемая всевластными уполномоченными, подрывала авторитет иерархии и, в сущности, способствовала разрушению церковного организма изнутри. Попытки иерархов навести порядок в приходах административными методами расценивались уполномоченными совета не иначе, как "нарушение законодательства", "проявление властолюбия и корысти". Обычно они находили факты противодействия со стороны уполномоченных и его ставленников из числа "церковных активистов" в многочисленных жалобах в совет и Московскую патриархию. Последствия такой борьбы могли оказаться для епископа плачевными. Нередко они лишались занимаемых кафедр, переводились к новому месту службы или отправлялись на покой.

Наряду с негативной корреспонденцией в делах находятся письма и телеграммы в защиту иерархов. Их наличие говорит о том, что в 1960–1970-е гг. в среде духовенства и верующих прочно утвердилось понимание огромной роли в судьбе епископата кураторов из центрального аппарата совета.

С жалобами и апологиями на епископов соседствуют документы, ставшие их прямым следствием. Это материалы ревизионного делопроизводства: рапорты благочинных и настоятелей церквей с резолюциями архиереев, акты ревизий, расследований, проверок деятельности епископа и епархиального управления, проводимых сотрудниками Московской патриархии. Они служили основанием для принятия патриархом, Синодом и другими церковными инстанциями соответствующих кадровых решений.

Пятую группу документов, содержащихся в делах иерархов, составляют их сочинения и проповеди, которые, правда, встречаются нечасто. Не все иерархи обладали творческими способностями и были хорошими проповедниками. К тому же сотрудников совета интересовали те произведения и речи епископов, в которых, по их мнению, допускались антисоветские высказывания, идеи, противоречащие духу советского законодательства о культах, призывы к изменению существующего положения Церкви. Обычно такие проповеди, произносимые епископами в храме, за богослужением, тайно записывались людьми уполномоченных или сотрудниками КГБ, после чего в расшифрованном виде переправлялись в Москву в центральный аппарат совета. Полноценный сборник проповедей мог быть составлен из материалов личного дела выдающегося ученого и проповедника XX в. архиепископа Симферопольского Луки (Войно-Ясенецкого), причисленного Церковью к лику святых. Полемические статьи и историко-канонические справки, тексты выступлений, опубликованные за рубежом, содержатся в материалах личного дела архиепископа Калужского Ермогена (Голубева), флагмана церковной оппозиции 1960–1970-х гг.

В личных делах православных иерархов имеются фотографии и репродукции из календарей и журналов, издаваемых Московской патриархией.

Таким образом, личные дела епископата РПЦ представляют собой многообразный по характеру и содержанию комплексный исторический источник. Его правильное, беспристрастное использование дает исследователю ценнейшую информацию о религиозных деятелях, стоявших у руководства РПЦ, расширяет возможности авторов в объективной оценке личностей, их роли в отечественной и церковной истории.

Однако, соприкасаясь с материалами враждебно настроенной к Церкви власти, исследователю необходимо помнить о субъективизме, специфических целях и задачах тех, кто формировал дела. Кроме того, необъективное и неосторожное использование документов личных дел из фонда Совета по делам религий может повредить исторической истине, нанести непоправимый ущерб. Не случайно к документам, включенным в опись № 7, доступ ограничен: они выдаются в читальный зал с разрешения дирекции ГАРФ после тщательного изучения экспертами запрашиваемых исследователем материалов. Такой порядок установлен в соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации", который предусматривает "ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни... на срок 75 лет со дня создания указанных документов".

Обсудить статью

Одинцов М.И. Пимен (Извеков) – последний "советский" патриарх. Вступительная статья, комментарии и подготовка текста к публикации // Отечественные архивы. 1995. № 1; Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999; Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002; Василий (Кривошеин), архиепископ. Поместный собор Русской православной церкви и избрание Патриарха Пимена. СПб., 2004; Васильева О.Ю. Русская православная церковь и II Ватиканский собор. М., 2004; Фирсов С.Л. Время в судьбе. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). О генезисе "сергианства" в русской церковной традиции ХХ века. СПб., 2005.

Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке... С. 159–160.

Шкаровский М.В. Указ соч. С. 359–360.

Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке... С. 161.

Васильева О.Ю. Указ соч. С. 116–117.

Одинцов М.И. Пимен (Извеков) – последний "советский" патриарх... С. 29; Он же. Русская православная церковь в XX веке... С. 39.

Марченко А.Н. Документы по истории Русской Православной Церкви периода "хрущевской оттепели" в архивах Уральского региона //Отечественные архивы. 2006. № 2. С. 50.

См.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1–11 (13 281 ед. хр.).

Калинин В.Н. Церковь и Совет по делам религий // Приход: Православный экономический вестник. М., 2007. С. 46.

ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1, 2, 6.

Такое имя нарекается при монашеском постриге и обычно отличается от мирского. Наречение монашеского имени является древней традицией восточного монашества, неотъемлемым атрибутом и символом иноческого образа жизни.

ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 137–144.

Там же. Д. 173–176.

Там же. Д. 169.

Там же. Д. 109.

Там же. Д. 3.

Там же. Д. 28, 29, 86, 101.

Там же. Д. 149, 155, 166.

Там же. Д. 2. Л. 1–3; Д. 33. Л. 7.

Там же. Д. 43. Л. 3.

Там же. Д. 173. Л. 23–24.

Цыпин В., протоиерей. История Русской церкви 1917–1997 гг. М., 1997. С. 410.

ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 52. Л. 14.

Шкаровский М.В. Указ соч. С. 276; Штриккер Г. Русская православная церковь в советское время. М., 1995. Кн. 2. С. 54–62.

ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 56. Л. 43; Д. 107. Л. 78.

В наше время, когда церковно-правовое сознание находится в непростом состоянии, не существует точно сформулированного отношения к древним церковным постановлениям, ссылка на них может быть неубедительной. В то же время в Русской Церкви современного периода есть целая масса полезных документов, принятых за последние десятилетия. Эти документы выражают официальную церковную позицию по многим вопросам, при решении которых, можно и нужно руководствоваться этими новейшими постановлениями. Исполнение и следование этим решениям обязательны для всех членов РПЦ, от мирянина до патриарха. К сожалению, многие священнослужители и миряне незнакомы с их содержанием, знание которого могло бы предотвратить многие нежелательные проблемы. Поэтому мы решили начать публикацию наиболее интересных и актуальных подборок из новейших постановлений Русской Церкви. Выражаем надежду, что знакомство с ними принесёт большую пользу нашим верующим.

1. «В процессе диалога (с иноверцами и инославными) наша Церковь не приемлет попыток «смешения вер», совместных молитвенных действий, искусственно соединяющих конфессиональные или религиозные традиции. Однако для православных христиан всегда было позволительно поклоняться общехристианским святыням, не находящимся в православных храмах. В практике Православной Церкви не возбраняется и уважительное присутствие неправославных и неверующих людей в православном храме во время богослужения - так, именно возможность посещения храма Святой Софии послами великого князя Владимира открыла Руси путь к принятию Православия» («О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Архиерейский собор РПЦ 2008 г) . «Православная Церковь исключает всякую возможность литургического общения с неправославными. В частности, представляется недопустимым участие православных в литургических действиях, связанных с так называемыми экуменическими или межконфессиональными богослужениями» («Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям». Документ одобрен на заседании Священного Синода 20 апреля 2005 г.).

2. «Церковь утверждает, что государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения. При этом действия государственных органов должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях. Именно родители должны определять методы и формы воспитания детей в границах, очерченных необходимостью обеспечения жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка. Это является Богом предначертанным правом и обязанностью родителей.. Совершенно неприемлема существующая практика изъятия ребенка из семьи под предлогом «недостаточного уровня материального благосостояния». Отсутствие у родителей достаточных материальных средств должно быть основанием для оказания семье финансовой поддержки, прежде всего за счет средств государственных или муниципальных бюджетов. Недостаток средств у родителей не может рассматриваться в качестве условия применения органами опеки и попечительства мер, направленных на фактическое разрушение малообеспеченной семьи, в частности, путем изъятия детей у родителей» (Архиерейский Собор 2013 г. «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции»).

3. Священный Синод постановил (определение от 25-26 декабря 2012 г., журнал 130) «напомнить архипастырям и пастырям о необходимости разъяснять значение Таинства Елеосвящения пасомым, принимающим в нем участие, особенно когда в дни Великого Поста оно совершается в монастырях и на приходах при большом стечении молящихся, и обращать внимание последних на то, что в отсутствии появления или обострения тяжелых заболеваний и травм, участие в этом Таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании ». Также Синод одобрил «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору», для тех случаев, когда Таинство Елеосвящения необходимо совершить над больными людьми, находящимися на стационарном лечении.

4. Практика «суррогатного материнства» осуждается Церковью как противоестественная и «является унижением человеческого достоинства женщины, тело которой в данном случае рассматривается как своего рода инкубатор». Ребёнок, рожденный таким способом ни в чем не виноват. Но т.к. его крещение происходит по вере родителей и крестных, которые обязываются воспитывать его в православии, то «если родители не приносят явного покаяния в содеянном, а восприемники фактически выражают согласие с совершившимся греховным деянием, то о христианском воспитании речь идти не может. Отказ в крещении младенцев в подобном случае будет соответствовать православной традиции, предполагающей согласие крещаемого, а в случае крещения младенца - его родителей и восприемников с учением Церкви. Такой отказ будет иметь также и пастырское значение, так как тем самым общество получит от Церкви ясный сигнал о том, что практика «суррогатного материнства» является с христианской точки зрения неприемлемой.. Если же такого осознания (греховности содеянного) не происходит, то решение вопроса о крещении откладывается до времени сознательного личного выбора ребенка» . Вопрос о крещении такого ребёнка может быть решен через епархиального архиерея. «Совершение священником Таинства Крещения в подобном случае без благословения архиерея служит основанием для применения к этому священнику канонических прещений. В смертельной опасности благословляется крещение младенцев вне зависимости от обстоятельств их рождения» («О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери»». Документ одобрен Архиерейским Собором 2016 г.).

5. Церковь не считает, что кремация может как то повредить душе усопшего человека и его посмертной участи, но признает нормой погребение в земле, как более соответствующее библейской символике и благоговейному отношению к телу - храму Святого Духа (1Кор. 6:19 ). «В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле.. Церковь не лишает молитвенного поминовения христиан, по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции» («О христианском погребении усопших». Документ одобрен Архиерейским Собором 2016 г.).

По предположению гидрологов, озеро Шарташ сформировалось около миллиона лет назад. Археологи обнаружили на берегах следы присутствия первобытных людей эпохи неолита и бронзового века. Форма водоема, расположенного на северо-востоке Екатеринбурга, с высоты птичьего полета напоминает фасолину.

Водное зеркало площадью свыше 7 кв. км протянулось с севера на юг на 4 км, а в широтном направлении — на 2,5 км. Максимальная глубина озера Шарташ достигает 5 м. Протяженность береговой линии составляет около 12 км.

Вдоль побережья пролегает часть маршрута «Майской прогулки» — так называемой «Шарташской кругосветки», и организованы места массового отдыха для жителей города.

В хвойном лесу сохранилась уникальная природная достопримечательность «Каменные палатки» , о происхождении которой выдвигается немало научных версий и околонаучных гипотез, в том числе связанных с существованием древней цивилизации.

Несмотря на то, что Шарташ находится в черте мегаполиса, животный и растительный мир отличается разнообразием: здесь селятся водоплавающие и певчие птицы, земноводные и пресмыкающиеся. В прибрежной зоне встречаются зайцы, а по соснам скачут белки, охотно идущие на контакт с человеком ради угощения. Прежде в окрестностях водились лисы, волки и лоси. Рыбаков радует обилие ихтиофауны и бойкий клев.

Отдых и пляжи на Шарташе

Берега и лесопарковую территорию занимают пляжи, лодочные станции, базы отдыха, кафе и рестораны, беседки с мангалами, проложены пешеходные и велосипедные дорожки. Шарташ не входит в список разрешенных для купания водоемов, о чем извещают установленные повсюду предупреждающие знаки. Однако екатеринбуржцы относятся к подобным запретам с апатией, поскольку визуально вода кажется чистой.

В многочисленных рекреационных локациях предлагаются различные варианты проведения досуга. Напрокат можно взять велосипеды, лодки, катамараны и рыболовные снасти. В озере обитает множество видов рыб, в основном на удочку попадаются чебак, окунь, лещ, плотва, карась, карп, рипус, пескарь.

В летний период озеро привлекает любителей пляжных развлечений. Ряд заведений обладает полноценной инфраструктурой для комфортного времяпровождения в окружении живой природы. Например, комплекс SunDali (заезд со стороны ЖБИ), способный одновременно принять 3000 гостей, оборудован лежаками, спортплощадками, детским игровым городком. Расположенный неподалеку загородный клуб «Пески» располагает благоустроенными номерами и отдельными домиками. К услугам отдыхающих — бани, бассейн, тир, рыбалка, гольф-парк, лазертаг, прокат спортивного инвентаря. Также на этой части побережья работают «Каменный» пляж , имеющий в распоряжении более 30 альтанок с мангальными зонами, серф-станция «Sparta», предоставляющая в аренду доски и снаряжение, база отдыха «Избушки», веревочные парки «Эльф» и «Пески».

История

Гидроним имеет тюркские корни. Считается, что название произошло от слов «сар» (желтый) и «таш» (камень). В начале XVIII века деревня Шарташ, основанная в 1660-х, стала одним из уральских убежищ для старообрядцев, где находили приют и строили скиты преследуемые православной церковью и царской властью раскольники.

В районе озера в 1745 году крестьянин Ерофей Марков нашел залежи первого в России рудного золота, и на Урале началась «золотая лихорадка», едва не приведшая к полному исчезновению водоема. Штольни прииска быстро заполнялись водой, и золотодобытчики считали, что осушение Шарташа решит эту проблему. Для стока прорыли канал, по которому вода потекла в бассейн Пышмы, однако ожидаемого эффекта достичь не удалось. Лишь в XX веке выяснилось, что гранитный массив, в пределах которого разместилась озерная котловина, и Березовское золоторудное месторождение имеют разное геологическое строение и глубину залегания подземных источников.

В прошлом столетии урон ландшафту нанес еще один антропогенный фактор. Кварцевый песок Шарташского озера сначала использовался в качестве добавки при выплавке меди в доменных печах, а затем применялся при строительстве екатеринбургских заводов и жилых зданий. Ямы со временем заросли травой и кустарниками, но видны до сих пор.

В настоящее время Шарташ является бессточным, наполняясь за счет атмосферных осадков и бьющих на дне ключей. Донный грунт преимущественно каменистый, покрытый сверху отложениями ила.

В 2014 году озеро получило статус охраняемого памятника природы регионального значения.

Как добраться до озера Шарташ

Обустроенное пространство примыкает к микрорайону «Комсомольский» в Кировском районе, здесь же находится Шарташский лесопарк и «Каменные палатки».

Самый простой путь из города на общественном транспорте — проехать по ул. Малышева до ул. Высоцкого и напротив КОСКа «Россия» по одной из тропинок уйти в лес. Маршрутные такси № 04 и № 060 следуют до конечной остановки «Кировский оптовый рынок».

При поездке на личном автомобиле нужно с Егоршинского подхода повернуть направо после железнодорожного переезда, а потом еще раз сделать правый поворот на следующем перекрестке на ул. Отдыха, ориентиром будет служить указатель «Кузня».

Другой маршрут — по ул. Высоцкого повернуть налево после «Каменных палаток» и оставить машину на платной стоянке. В шаговой доступности от озера расположены остановки «Каменные палатки» (трамваи № 13, 15, 23, 32, автобусы № 25, 40, 61).

Через остановку «Пески» идут городские автобусы № 4 и № 25.

Дорога на машине — проехать КОР, а после заправки «Лукойл» свернуть на Т-образной развилке налево в поселок Пески.

Ценителям диких пляжей вдали от благ цивилизации подойдет восточный берег Шарташа, заезд на который осуществляется с улиц Блюхера и Проезжая. Ближайшие остановки — «Рыбаков» (автобусы № 5, 10, 112, 114) и «Поселок Изоплит» (автобус № 10).

Для вызова такси онлайн можно воспользоваться мобильными приложениями Gett, Uber, Яндекс. Такси.

Озеро Шарташ образовалось около 1 млн лет назад.
Во всем мире 15 озер находятся под защитой ЮНЕСКО, в том числе и о.Шарташ.
Вблизи озера - уникальный природный памятник - находящиеся посреди соснового леса Шарташские каменные палатки.
Само название озера произошло от двух слов тюркского происхождения: «сор» – «таш», что значит «круглый камень».
Круглые, плоские, отшлифованные водой и ветром гранитные валуны встречаются по всему побережью. Они удивляют своей геометрически правильной формой.
Что это за каменные валуны? Какую энергетику они несут?
Кто создал их? Почему эти места называют местом силы?
Что известно........
Долгое время на северных берегах озера Большой Шарташ стояло лишь одно старообрядческое село Шарташ. В начале XX века на южном берегу появилось небольшое поселение Пески, а в 30-х годах на некотором расстоянии от восточного берега возник поселок Изоплит – с фабрикой для изготовления торфяных изоляционных плит (в настоящее время выработки торфа нет, на месте фабрики находится цветоводческое хозяйство «Цветы Урала»). С юго-восточной стороны озера в 1980-х гг., на месте Шарташского болота, был построен микрорайон Комсомольский.

В наши дни Шарташ является бессточным водоемом. Озеро имеет почти правильную бобовидную форму, выпуклой стороной обращенной на восток. Оно вытянуто с Севера на Юг на 4 км, с запада на восток – на 2-2,5 км и имеет площадь зеркала 7,0 кв.км. Современная береговая линия, протяженностью около 12 км, изрезана слабо. Дно озера покато спускается к центру. Большая часть его покрыта илами темно-оливкового цвета – сапропелем, и за последние годы сильно замусорено. Средняя глубина озера – 3 м, а наибольшая в центре водоема – 4,7 м.

«Круглое озеро» или «Желтый камень»?

Озеро ШарташТрудно определить, откуда пошло название озера и села. Если взять за основу главное составляющее – «шар» и «таш» с тюркского языка, можно перевести «шарташ» как озеро «желтого камня». Подобное объяснение приводит в своих топонимических словарях известный уральский топонимист А.К. Матвеев. Такой перевод он связывает с тем, что при разрушении гранитов, в пределах которых заложена котловина озера, образуются желто-бурый щебень и желтый песок.
Вольный перевод названия села как «Круглый камень» или «Точильный камень» с научной точки зрения неправилен, хотя название «Круглый камень» или «Круглое озеро» больше всего подходит к форме водоема.

Шарташ и "древнейший" человек.

Шарташские Каменные ПалаткиВзаимоотношения озера и человека начались в глубокой древности, в эпоху неолита (5-7 тысяч лет назад) и бронзы (2-3 тысячи лет назад). Древний человек по достоинству оценил благоприятные условия местности и строил стоянки и селища (неукрепленные поселения) по древним берегам озера.
Археологами было найдено несколько стоянок эпохи неолита и бронзы на мысах западного берега Шарташа (мыс Рундук) и восточного его берега, в урочище «Красная Горка». Позже, в эпоху железного века (2300-2700 лет назад) первобытные люди находили места для культовых обрядов – жертвенники, которые обычно располагались в горах, на высоких скалах. Ученые утверждают, что таким жертвенным местом были Шарташские Каменные палатки.

Деревня Шарташ.

Деревня Шарташ, основанная в 1662 году, в начале XVIII века приобрела всероссийскую известность, как один из организационных центров старообрядчества. Она была надежным убежищем и перевалочной базой в Сибирь для преследуемых раскольников. Основным занятием жителей Шарташа стала торговля, и ежегодно они добирались до Нижегородской ярмарки, Москвы и даже Малороссии. Большинство Шарташских жителей имело московские корни.

Шарташ и «золотая лихорадка».

В 1745 году в районе речки Березовки, приток Пышмы, известный горщик, житель села Шарташ Ерофей Марков открыл первое в России коренное золото. С 1748 года (год основания пос. Березовского) месторождение непрерывно разрабатывается и по мере углубления шахт «борется» с подземными водами.
Александровский ров на ШарташеВ 1756 году, как свидетельствуют исторические источники, от северо-восточной части озера в верховья речки Березовки (где уже стояла первая запруда и образовался Александровский пруд) была прорыта канава глубиной 7-10 м, шириной до 5-7 м, протяженностью 7 верст. В тяжелейших условиях, без всякой техники, рабочие золотых рудников – ссыльные переселенцы, часть из них – каторжники и рекруты, подгоняемые окриком и хлыстом, - киркой, кайлом и лопатой дробили гранит и отвозили его на тачках, образуя над канавой высокие берега. Однако эта канава, получившая название «Александровского рва», большого притока воды в рудники не давала, а с течением времени была заилена и начала зарастать.
В 1824 году горный инженер О.С. Осипов предложил новый план, весьма оригинальный: посредством плотин и каналов следовало соединить озера Большой и Малый Шарташ в единый водоем, чтобы поднять уровень воды в нем на несколько метров. Это увеличило бы сток воды по Александровскому рву к верховьям речки Березовки. В этот план входило сделать на протяжении Александровского рва три скопа воды уступами, каждый на 10 м ниже другого, а под уступами устроить водяные колеса, которые приводили бы в движение рудничные насосы. Но этот план горным начальством был отвергнут как дорогостоящий и требовавший много времени.
В наше время Александровский ров сохранился на небольшом участке: от озера до улицы Фабричной, а остальная часть давно засыпана и занята коллективными садами. Вода на сохранившемся участке рва скапливается только после таяния снега. Связи с озером нет, потому что вблизи берега проходит дорога.
Таким образом озеро в середине XVIII века испытало на себе первое заметное хозяйственное воздействие человека.

План Гумбольта провалился.

Фрагмент топографической карты окрестностей Свердловска. 1929 г.Спустя три четверти века озеро опять подверглось «нападению» людей. В конце 20-х годов XIX века Березовские шахты заметно углубились и стали еще больше заливаться подземными водами. Как раз в это время, в июне 1829 года прибыл на Урал, в Екатеринбург, Александр Гумбольт (1769-1859 гг., ученый, путешественник, один из основателей немецкого естествознания). Осмотрев озеро и Березовские шахты, он пришел к выводу о необходимости спуска озера в Пышму. По его мнению, снижение уровня воды в озере привело бы к осушению окрестных болот, а это должно было уменьшить приток подземных вод в шахты. Авторитет ученого с мировым именем не дал прислушаться к высказыванию горных мастеров, в частности, Л.И. Брусницына, который хорошо знал шеологическое строение местности и не верил в успех такого дела. Да и горное начальство мало интересовала судьба озера: ведь дело касалось золота!
Уже после отъезда Гумбольта с Урала, в 1831-1832 гг., от центра озера на север (в сторону современной радиостанции) стали строить подземную штольню и канаву (народ назвал ее Гумбольтовской канавой), по которым вода из озера устремилась в речку Калиновку, а из нее в Пышму.
Камни у берега озера ШарташВ скором времени на месте Шарташского озера осталась маленькая илистая озерина (водная площадь озера сократилась в 16 раз против современных ее размеров), к огорчению и невыгоде шарташского населения, одним из занятий которого было рыболовство. В это время полностью была осушена и превратилась в цветущий луг юго-западная часть озера, до сих пор сохранившая название «залив покосы», высвободился из-под воды гористый мыс на западном берегу водоема – мыс Рундук (Рундук – сундук). Так в XVII веке в Туле и в других городах средней полосы России называли большие прямоугольные лари с крышкой для хранения продуктов). Мыс Рундук, впадающий в озеро, по своему виду напоминает такой большой сундук – склоны его почти отвесны, а поверхность ровная, покрытая сосновым лесом.
К счастью окончательного осушения озера не произошло, так как штольню через 15 месяцев затянуло илом. Между тем, воды в рудниках по-прежнему мешали добыче золота. Поэтому мысль о дальнейшем осушении озера была оставлена. Ошибся Гумбольт! Да это и не могло быть иначе. Те несколько дней, которые он провел по изучению местности, не могли дать достоверных результатов. Только в XX веке гидрогеологи доказали, что строение Шарташского гранитного массива (в пределах которого находится большая часть ложа озера) и Березовское рудное поле имеют различное геологическое строение и глубину залегания трещинных вод.
Постепенно, главным образом за счет атмосферных осадков и таяния снега, а также подводных ключей, озеро стало увеличиваться в размерах и в середине 80-х годов XIX века озеро Шарташ достигло своих прежних размеров, а через некоторое время – даже больших, чем до спуска вод: так закончилось искусственное соединение озера Шарташ с системой вод бассейна Пышмы.

Исток и поселок Пески.

Озеро ШарташЕстественный сток озера в реку Исеть – Шарташский старый сток, как показывают старые карты середины XVIII и начала XIX века, осуществлялся через южный залив, несколько западнее поселка Пески. Уже в самом конце прошлого века Старый Сток не отличался постоянством и, протекая по болоту, не всегда доносил свои воды до Исети (Шарташский Сток, в прошлом левый приток Исети, имел устье близ села, ныне города Арамиль).
К началу XX века в районе этого Стока прибой из песка, гальки, глины и ракушек создал береговой вал, по которому прошла дорога. За дорогой в 1910 году и возник поселок Пески (он просуществовал до 1987 года, пока вследствие временного подъема вод не был затоплен).
Песок Шарташского озера – чистый кварцевый, с небольшой примесью серой глины применялся как варничный песок – необходимая, наряду с известью, флюсовая добавка при доменной плавке меди. Главным и почти единственным поставщиком строительного песка для екатеринбургских заводов являлся пляж озера Шарташ. С 1910 года песок стали извлекать из подводной части. Зимой по льду работы передвигались вглубь озера. Вот почему в прибрежной части водоема встречаются ямы, которых надо остерегаться при купании. Свидетельством интенсивной выработки песка в прошлом являются заметные по берегам (восточном, юго-восточном) выемки, сейчас уже заросшие травой и кустарником.

Младший брат – Малый Шарташ.

Озеро Малый Шарташ из космосаНа небольшом расстоянии от озера Большой Шарташ в юго-восточном направлении расположено небольшое озерко – Малый Шарташ – среди заболоченной низины Малошарташского болота.
Озеро Малый Шарташ – это большой Шарташ в миниатюре. Та же овальная форма, вытянуто с севера на юг на длину менее одного километра. Ширина водоема – 400 м, средняя глубина - 1,2 м, наибольшая – 1,8 м, площадь зеркала – 3,4 га. Это озеро находится на 9 м ниже уровня Большого Шарташа. Из озера выбегают ручейки, питающие реку Исток (левый приток реки Исеть). На западном берегу водоема тоже есть гранитные скалы – Малые Шарташские – копия больших, но меньших размеров. Высота их 8-9 м. Озеро сильно зарастает осокой, рогозом, тростником. Открытой воды осталось менее 2 га.
В окрестностях озера и на его северо-западном берегу, археологи обнаружили следы поселения древнего человека – от эпохи неолита до железного века. Несмотря на близость к мегаполису, фауна озера Малый Шарташ весьма разнообразна – весной здесь масса прилетных певчих птиц, много водоплавающих, есть земноводные, пресмыкающиеся, в том числе ужи и гадюки; из млекопитающих – лисицы, зайцы, белки. Есть рыба – чебак, окунь, лещ. Озеро посещают только знающие люди, подъезд на машинах невозможен.

10 ноября 2018г.

Сегодня мы отправляемся в полу-кругосветное путешествие вдоль берега озера Шарташ (по восточному, не населенному его берегу). Путешествие было проведено в рамках мероприятий Городской Спелеосекции Екатеринбурга, а провел группу по маршруту бывший инструктор клуба туристов Майданик Борис Зельманович.

Нитка маршрута следующая : Шарташские Каменные Палатки - Татищевские каменоломни - пристани бывшего речного пароходства - старинный сток из озера Шарташ - гранитные карьеры - осушенные торфяные болота недалеко от поселка Изоплит - карьер «Каменный цветок» - Александровский ров - старинное староверческое кладбище поселка Шарташ .

С уверенностью можно сказать, что лесопарк в окрестностях озера Шарташ является уникальным музеем древней истории под открытым небом. Древний человек начал обживать здешние места в эпоху неолита (5-7 тысяч лет назад) и бронзы (2-3 тысячи лет назад). Археологами было найдено несколько стоянок эпохи неолита и бронзы на мысах западного берега Шарташа (мыс Рундук) и восточного его берега, в урочище Красная горка. Позже, в эпоху железного века (2300-2700 лет назад), первобытные люди обустраивали места, где проводили культовые обряды. Ученые утверждают, что таким жертвенным местом были Шарташские Каменные палатки.

Это сейчас Шарташские Каменные палатки находятся в черте города, а полвека назад к ним не просто было добраться. Затерянные среди густого соснового бора и болот его окружающих (Калиновское, Шарташское, Чистовское), они считались малодоступными и назывались «Урочище Палатки».
Скальные выходы вытянулись с запада на восток примерно на 80 метров. На вершине скалы, что на западной оконечности, находится рукотворная каменная чаша, которую предположительно использовали для жертвоприношений. У подножия скалы были обнаружены бронзовые фигурки, черепки посуды, наконечники стрел…

В 1759 году в Екатеринбурге случился большой пожар, сгорело 8 фабрик. Было решено на восстановительные работы не тратить леса, а употребить плитняк из урочища Палатки. Над Каменными Палатками нависла угроза уничтожения. От уничтожения их спасли усилия Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). В настоящее время Каменные Палатки имеют статус памятника природы Свердловской области и объявлены объектом культурного наследия. Археологические памятники были выявлены в результате выборочных научных исследований в период с 1950-х по 1980-е годы. Сплошных научных изысканий в этом природном районе никогда не проводилось, тем более в лесных зонах, где обычно находятся такие памятники, как древние святилища, могильники и др.

С северной стороны скал уже в советское время, в 60-х годах 20 столетия силами лесной охраны и Городского лесхоза был построен гранитный амфитеатр для пионерских сборов.

На обустройство лесопарка в советское время было потрачено немало средств. Были проложены и отсыпаны лесные дорожки, оборудованные всевозможными спортивными снарядами, чтобы советские граждане и гуляли, и спортом занимались, и красотами любовались. Все для человека, все во имя человека.

Были осушены некоторые участки прилегающих к озеру болот, расчищены некоторые карьерные выработки, в которых когда-то добывали плитняк, построены беседки, мостки. В народе один из таких карьеров, что на юго-восточном побережье, называли «индейской деревней». В этот карьер мы зайдем несколько позже, а сейчас на маршруте - Татищевский карьер, расположенный напротив бывшего здания речного пароходства. В карьере добывали камень для строительства завода и крепости на реке Исеть, для мостовых и фундаментов домов.

От пристани отходили прогулочные катера, катали отдыхающих советских граждан.

В начале 20 века на южном берегу озера появилось небольшое поселение Пески, которое просуществовало с 1910 по 1987 года, пока вследствие временного подъема уровня воды в озере не было затоплено. Песок Шарташского озера использовался в качестве флюсовой добавки при доменной плавке меди. Главным и почти единственным поставщиком строительного песка для екатеринбургских заводов являлся песок пляжа озера Шарташ.
Вторая пристань, точнее ее останки, для прогулочных катеров в районе поселка Пески.

Естественный сток озера в реку Исеть - Шарташский Старый Сток осуществлялся через южный залив рядом с поселком Пески. Уже в конце 19 века Старый Сток не отличался постоянством и, протекая по болоту, не всегда доносил свои воды до Исети (Шарташский Сток - левый приток Исети имел устье близ села, ныне города Арамиль).

В сосновом лесу восточного берега озера Шарташ расположено множество гранитных каменоломен. Один из таких карьеров глубиной около 2-х метров и площадью чуть меньше гектара - «индейская деревня» - облюбовали члены крупнейшей общины уральских неоязычников - Сварожич. В карьере обустроили капище, где современные «внуки Перуна» проводят языческие праздники, обсуждают планы очередных встреч, стремятся постичь древнюю мудрость предков, радуются жизни, меняя и совершенствуя себя, хотят изменить этот мир в лучшую сторону.

Рядом с «индейской деревней» находится еще один интересный карьер. Лесники очистили карьер от земли, обустроили места для костров, соорудили столы и сиденья из камня. До нашего времени вся эта благодать не дожила. Всему требуется внимание и забота. Впечатляют гигантские гранитные плиты закругленной формы, ступени, площадки, ровные стены из слоистого гранита…

И видятся разгоряченному воображению во всем этом храмовые комплексы, выстроенные на естественном, природном фундаменте из гранитных плит. А почему бы и нет? Как утверждают археологи, еще в (3-2) веках до н.э. берега озера Шарташ были заселены. И наверняка древний человек поклонялся своим многочисленным языческим Богам, совершал религиозные обряды. Не обязательно в этом карьере, но где-то в этих местах однозначно. А сверхчувствительные люди, экстрасенсы чувствуют особую энергетику этих мест.

Покидаем каменоломню, выходим на дорогу, ведущую к изоплитовскому карьеру. Недалеко от поселка Изоплит находится наш следующий объект - красивое торфяное болото. К нему ведет довольно приличная дорога, которая вливается в бывшую здесь когда-то узкоколейку, ведущую в никуда, ибо заканчивается она тупиком.

В советские времена торф наряду с дровами и углем являлся основным сырьем для энергетики, заводов. В декабре 1964 года по газопроводу «Бухара-Урал» в Свердловск пришел природный газ. Торф значительно уступал газу и нефтепродуктам как по себестоимости добычи (с транспортировкой на дальние расстояния), так и по теплотворной способности. Потребность в торфе постепенно сошла на нет, а торфяная энергетика практически перестала существовать.
Для разработки этого торфяника были вложены огромные средства: построена дорога, узкоколейка, начаты работы по подготовке к эксплуатации торфяника. И все это забрасывается за ненадобностью… А мы любуемся красивыми дренажными канавами.

Чтобы вернуться вновь к восточному берегу озера Шарташ, решили перевалить через небольшую возвышенность, всю изрытую многочисленными карьерами. Горку, оказывается, облюбовали екатеринбургские страйкболисты, которые обустроили здесь полигон. Вокруг укрепления, оборонительные стены, полосы препятствия, гармонично вписанные в рельеф каменоломен.

На восточном берегу озера, рядом с изоплитовским пляжем находится еще один интересный карьер «Каменный цветок». Говорят, когда-то карьер был наполнен водой и весной, и летом. В центре композиции была установлена скульптура в форме кристалла - «Каменный цветок» (сейчас он разрушен). По камням, ориентированным с востока на запад, можно было подходить к Каменному цветку - идти по воде аки по суху. Перед нами закон энтропии в действии: все, к чему не притрагивается человеческая забота и любовь, идет к разрушению, к хаосу, к нарастанию беспорядка.

Самый северный причал в районе поселка Изоплит.

Озеро Большой Шарташ очень древнее, по мнению ученых его возраст - около 1 миллиона лет. Оно образовалось, когда Уральские горы еще только формировались, а по его берегам гуляли динозавры.
В районе озера в 1745 году известный горщик, житель села Шарташ Ерофей Марков открыл первое в России коренное золото. С 1748 года месторождение в верховьях речки Березовка непрерывно разрабатывалось, но шахты постоянно подтапливались водой.

В XIX веке властями Екатеринбурга предпринимались неоднократные попытки осушения озера Шарташ путём слива воды в бассейн реки Пышмы, так как высокий уровень вод, по мнению тамошних специалистов, приводил к затоплению золотоносных шахт. Для этой цели был прорыт канал - Александровский ров. Много воды отдавало озеро для нужд золотопромыслов. И это не проходило бесследно. Площадь Шарташа сократилась примерно в два раза, озеро умирало. К счастью, окончательного осушения озера не произошло, все попытки хозяйственного воздействия человека на озеро провалились. Только в 20-м веке гидрогеологи доказали, что строение Шарташского гранитного массива, в пределах которого находится большая часть ложа озера, и Березовское рудное поле имеют различное геологическое строение. Постепенно, главным образом за счет атмосферных осадков, таяния снега, а также подводных ключей, озеро увеличилось в размерах и в середине 80-х годов 19 века достигло своих прежних размеров.

Задолго до основания Екатеринбурга на северном берегу озера Шарташ в 1662 году было основано село, точнее, слобода Шарташ. Слово «слобода» тождественно слову «послабление», т.е. жители слобод де факто заявлялись как «более свободные». Бежавшие от церковных реформ Никона старообрядцы обосновались в здешних местах надолго. Они были родом из Нижегородских земель и называли себя кержаками по названию нижегородской реки Керженец.
Считали же себя шарташцы «более свободными» еще и потому, что почти не были привязаны к земле, т.е. не были крестьянами, вели торговлю, занимались ремеслами и были вполне зажиточными людьми. Среди староверов были многочисленны и представители знати - боярская элита 17 века, которые не приняли реформ Никона и бежали на Урал и в Сибирь. Говорили, что чиновники старались не соваться сюда, понимали, что люди здешние верят по-особому, трудятся на совесть и с властями категорически не желают иметь дел. В 18 веке слобода приобрела всероссийскую известность как один из организационных центров старообрядчества. Она была надежным убежищем и перевалочной базой в Сибирь для преследуемых раскольников.
В наше время в поселке Шарташ еще сохранилось старинное старообрядческое кладбище. О нем мало где написано, и можно подумать, что его вовсе не существует. В небольшом лесочке еще сохранились старинные могилки с каменными и деревянными надгробиями.

Надписи стары, обветшали и поблекли, читаются с превеликим трудом. На одном из памятников высечены слова: «Покой Христе Боже душу усопшего раба, там, где ни печали, ничего, но жизнь вечная». На другом: «Святый Боже, святый крепкий». И хотя кладбище явно заброшено, время от времени тут бывают люди - кое-где могилки украшены выцветшими искусственными цветами.
По свидетельству краеведов первое упоминание об этом погосте зафиксировано в 1831 году, последнее захоронение произошло в 1955 году.

Наш краеведческо-туристический маршрут завершен. Благодарим Бориса Зельмановича за интересный, информационно насыщенный поход.

Общая протяженность маршрута - 13 км.

Конец.