Какие римские города обеспечивались водой. Акведук – это что такое и какова его роль в истории Древнего мира? Архитектура акведуков: самые известные мировые сооружения

Термин «акведук» пришел к нам из латинского языка (aguae ductus) и в переводе означает «ведущий воду» (agua — вода, duco — веду). Что такое акведук в современном русском понимании? Это — сооружение для пропуска водных потоков на значительной высоте через пересеченную местность, включающую преграды естественного и рукотворного происхождения.

Акведук используется для обеспечения водой населенных пунктов, промышленных производств или сельскохозяйственных угодий из находящегося на возвышенности отдаленного источника воды. Принцип работы акведука заключается в свободной подаче воды по желобу, кювету, трубе под небольшим уклоном. Таким образом, используются физические законы, позволяющие без дополнительных усилий перемещать огромные потоки воды по искусственно созданным каналам.

Из истории возникновения акведуков

История возникновения акведуков берет свое начало от древних вавилонян и египтян, которые научились строить водоводы для снабжения своих жилищ водой, наблюдая за естественным течением рек — с возвышенности на более низкий участок.

Еще в VII веке до н.э. ассирийцами был возведен известняковый акведук для обеспечения водой их столицы Ниневии. Источник от столицы отделяла широкая долина. Протяженность водовода составила 80 километров, а его трехсот метровый участок над долиной достигал десятиметровой высоты.

В истории сохранились сведения об акведуках, которые сооружали племена майя и древние греки. Древнегреческий путешественник, географ и историк Геродот воспел акведук на острове Самос как одно из чудес света.

Построенные древними римлянами акведуки значительно отличались от первых сооружений по своей технологии уже в те времена для их строительства использовались такие водостойкие материалы, как пуццолановый бетон.

В возведении акведуков участвовали лучшие зодчие, производящие сложные точные расчеты. Например, акведук в Провансе Пон-дю-Гар имел разницу в высоте между источником и конечным пунктом всего 17 метров. При этом его общая длина составляла 50 километров, причем на каждый километр уклон составлял всего 34 сантиметра. Такая точность и лучшие строительные технологии обеспечили римским акведукам многовековое успешное использование — даже спустя тысячу лет после развала Римской империи акведуки не потеряли свою технологическую значимость.

В некоторых случаях при строительстве акведуков перепад поверхности составлял свыше 50 метров. Для того, чтоб обеспечить свободное прохождение водного потока, строители создавали дополнительно напорный водовод (дюкер). Эти технологии используются и сегодня, когда при прокладке водопроводов приходится пересекать места со значительными углублениями.

Современное использование акведуков

В современном понимании, определение, что такое акведук, заключается в описании сооружения, предназначенного для перемещения больших потоков воды надземным способом. Учитывая высокую себестоимость возведения и содержания акведуков по сравнению с подземными водопроводами, сегодня их строительство оправдано лишь в густонаселенных гористых странах, преимущественно там, где прокладка подземного водовода сопряжена с определенными трудностями.

Однако в ряде стран эксплуатируются акведуки, предназначенные для пропуска судов над руслом реки или над долиной. Эти мостовые конструкции позволяют соединять системы каналов, по которым могут пройти небольшие суда. Строительство их началось еще в XVII веке, и некоторые из них успешно действуют и сегодня.

Наиболее известными современными водяными мостами для судоходства являются:

Магдебургский судоходный акведук (Германия, 2003 год) длиной 918 метров, проложенный над поверхностью земли поперек реки Эльбы и соединяющий каналы Эльбе-Хафель и Миттеланд.

Акведук Понткисиллте, Врексхем (Великобритания, 1795-1805 гг). Водяной мост построен в долине реки Ди для соединения угольных шахт Денбигшира с национальными судоходными каналами посредством канала Эллесмер.

Поворотный водяной мост, Бартон (Великобритания). Он сооружен на реке Ирвелл и предназначен для переноса канала Бриджоутер через Манчестер Шип. Поворотный акведук построен в 1894 году и не имеет аналогов во всем мире.

Место для пикника с настоящими музейными экспонатами под открытым небом находится неподалеку от центра Рима, в его юго-восточной части. Парк Акведуков (Parco degli Acquedotti) в 1988 году был включен в региональный парк Аппия Антика (Appia Antica Parco), хотя план реконструкции был задуман еще в 1965 году. В 70-е годы территория была освобождена от бараков, но на протяжении нескольких лет она оставалась просто заброшенной и очень заманчивой для новых незаконных построек. В 1986 году небезразличные к историческому наследию Рима граждане создали Комитет, занявшийся вопросами парка. Благодаря его деятельности удалось сохранить античность находящихся на территории строений в нетронутом, «чистом» виде.

В парке Акведуков достаточно мало туристов , поэтому прикоснуться и приблизиться к Вечности здесь можно довольно просто. Наверное, в этом и есть какая-то прелесть, когда соприкосновение с Величием происходит один на один. По выходным здесь отдыхают местные жители, а утром и вечером в будние дни местность несколько оживляется за счет любителей здорового образа жизни, которые бегают, катаются на велосипедах, играют в теннис и гольф. Парк не оставляют своим вниманием собаководы и даже огородники (на территории встречаются овощные грядки и поляны, засаженные картофелем).

На площади парка расположены развалины акведуков. Здесь же можно увидеть сохранившиеся древние водоводы, которые до сих пор являются действующими. Рядышком располагаются фонтанчики с качественной питьевой водой, а выстроившиеся в ряд сосны пинии напоминают очертания арок акведуков.

Парк Акведуков не имеет аналогов в Италии . Находящийся в живописной долине, на его территории расположено семь из одиннадцати римских акведуков:

  • Анио Ветус (Aqua Anio Vetus) – акведук, построенный под землей, получил название «старый» (vetus) после строительства водовода Anio Novus (новый);
  • Марция (Aqua Marcia) – самый протяженный поставщик чистейшей воды в город. Несмотря на свой почтенный возраст и многочисленные реконструкции, он функционирует и по сей день;
  • Тэпула (Aqua Tepula) – интересным фактом является то, что первоначально вода, поступающая в Рим через его систему, была теплой и предназначалась для технических целей, о чем свидетельствует название водовода. Впоследствии Aqua Tepula соединили с другими водоводами;
  • Юлия (Aqua Iulia) – акведук, в свое время, обеспечивал Целий и Авентин;
  • Феличе (Aqua Felice) – представляет своего рода «новодел» и является самым юным, до сих пор действующим акведуком. С определенных ракурсов можно увидеть сразу три запитанных горной водой акведука – Aqua Marcia – древнейший и разрушенный, Aqua Felice – сравнительно молодой, и Aqua Claudio – величественный памятник эпохи;
  • Клавдия (Aqua Claudia) – руины строения позволяют увидеть конструкцию наземной части римского водопровода издалека. Сооружение не единожды восстанавливалось и реконструировалось, но до наших дней, к сожалению, полностью не сохранилось;
  • Анио Новус (Aqua Anio Novus) – акведук за счет сооружения очистительных бассейнов помог в какой-то степени решить проблему поступления в город мутной воды.


Посетив парк Акведуков, можно увидеть расположенную здесь известную и наиболее значимую для Древнего Рима Аппиеву дорогу , история появления которой уходит далеко в прошлое (IV век до н.э.). Говоря о более современном периоде, нельзя не отметить, что территория парка не раз становилась местом для съемок фильмов. Известными картинами, показывающими красоты парка Акведуков, являются такие, как (1959), (1962), «Маркиз дель Грилло» (1981), «Великая красота» (2013), а также телесериал «Рим», знакомый любителям истории Рима.

Для возможности осмотра археологических находок и имеющихся на территории парка достопримечательностей мы бы рекомендовали заранее приобрести руководство, которое поможет сориентироваться и понять, какие именно акведуки находятся поблизости и чем они знаменательны. Такие брошюры несложно приобрести, к примеру, на .

Великолепный парк Акведуков никого не оставит равнодушным! Отдыхайте от городской суеты и наслаждайтесь Вечным городом!

Парк Акведуков на карте:

Как добраться до парка Акведуков:

Линия метро А. Станции – Cinecittà, Subaugusta, Giulio Agricola, Lucio Sestio


Акведук (от лат. aqua — вода и ducere — веcти) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.

Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами. Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги или железнодорожного пути.

Акведуки сооружаются из камня, кирпича, железобетона или стали. Такие сооружения состоят из основания, на котором возводят каменные, чугунные или кирпичные опоры (обычно между ними для устойчивости помещают каменные арки), и берегового устоя, на которое укладываются трубы или устраиваются кюветы.
История

Pont du Gard, Франция, древнеримский акведук, сохранившийся до наших дней, одно из наиболее посещаемых туристами мест во Франции

Хотя акведуки больше всего ассоциируются с римлянами, они были изобретены столетиями ранее на Ближнем Востоке, где Вавилоняне и Египтяне строили сложные ирригационные системы. Акведуки римского стиля использовались уже в VII столетии до н. э., когда Ассирийцы строили акведук из известняка высотой 10 метров и длиной 300 метров, чтобы переносить воду поперёк долины в свою столицу, Ниневию; полная длина акведука составляла 80 километров.

Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к промышленным местам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако, только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй (акведук Эйфель в Германии — очень хорошо сохранившийся пример тому). Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры, чтобы поставлять воду в Карфаген (сейчас это место находится на территории современного Туниса), его длина составляла 141 километр.

При строительстве применялись передовые строительные материалы - такие как водостойкий пуццолановый бетон.

Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже через 1000 лет после падения Римской империи. Они были построены с замечательной точностью: акведук Pont du Gard в Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали при всей его длине 50 километров.

Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Pont du Gard проходило 20000 кубических метров воды в день. Иногда, при пересечении углублений поверхности с перепадом больше 50 метров, создавались напорные водопроводы — дюкеры (хотя почти всегда для этих целей использовали внутренности мостов). В современной гидротехнике используются аналогичные методы, позволяющие коллекторам и водным трубам пересекать различные углубления.

Большая часть опыта римских инженеров была потеряна во времена Тёмных Войн, и в Европе строительство акведуков практически прекратилось до XIX века. Воду часто добывали путём рытья колодцев, хотя это могло вызвать проблемы здравоохранения, когда местное водоснабжение стало загрязняться.

Одним известным исключением была Новая река, искусственный водный путь в Англии, открытый в 1613 году для снабжения Лондона свежей питьевой водой. Её длина составляла 62 километра. Развитие каналов дало новый толчок в строительстве акведуков. Однако только в XIX столетии их строительство вновь возобновилось в крупных масштабах, чтобы поставлять воду в быстрорастущие города и к промышленным местам, нуждающимся в воде. Разработки новых материалов (таких, как бетон и чугун) и новых технологий (например, паровой двигатель) позволили провести множество существенных усовершенствований. Например, чугун позволял строительство больших дюкеров, нагруженных бо́льшим давлением, а создание насосов на паровой тяге позволило значительно увеличить скорость и объём водяного потока.

В XIX веке Англия стала ведущей державой в строительстве акведуков, обеспечивая водой свои крупнейшие города, такие как Бирмингем, Манчестер и Ливерпуль. Самые большие акведуки были построены в Соединённых Штатах, чтобы поставлять воду в самые крупные города этой страны. Акведук Catskill доставлял воду в Нью-Йорк на расстояние 190 километров, но это достижение было затмено акведуками на крайнем западе страны, наиболее примечательным был Акведук Colorado River, который снабжал водой Лос-Анджелес и окрестности с расстояния в 400 километров к востоку. Хотя такие акведуки — несомненно большие технические достижения, огромное количество воды, которое они переносили, привело к серьёзному экологическому ущербу, следующему из истощения рек.

Использование воды в Римской империи

Провинция Сирия находилась под властью Рима более семи веков — с 64 года до н. э. вплоть до 637 года. Эту провинцию в VII веке завоевали арабы. В мирное время римляне тратили огромное количество воды. В одной только столице существовали тысячи фонтанов, водостоков с питьевой водой, бань и других потребителей воды. Богатые сенаторы купались в собственных бассейнах и сооружали маленькие фонтаны в своих садах. Поэтому ежедневно на человека расходовалось 500 л воды (сегодня в Европе на человека в среднем уходит около 125 л). Именно римские инженеры придумали стандартные свинцовые трубы, высокие арочные акведуки и трубопроводы, рассчитанные на давление в 15 атмосфер.

Однако когда незадолго до рождения Христа римские легионы пришли в неплодородные земли Палестины, им пришлось отказаться от своих привычек, во всяком случае на некоторое время. Завоеванная территория оказалась слишком засушливой, воды не хватало. Но это препятствие не остановило завоевателей. Вскоре они придумали, как решить вставшую перед ними проблему. В бывшей римской провинции Сирия (ныне территория Иордана) немецкие ученые уже несколько лет изучают огромную систему искусственных каналов. Часть римского трубопровода находится под землей, и длина этих туннелей составляет 106 км.

Подземный акведук

Туннель обнаружил в 2004 году Матиас Деринг (Mathias Döring), профессор гидромеханики из Дармштадтского университета прикладных наук (Германия). Изучение древнего акведука длится до сих пор. Более того, ученые только недавно смогли в общих чертах представить себе историю создания гигантского водопровода. Местные жители, которые называли акведук Qanat Firaun — «канал Фараона», считали, что в туннелях, прорытых на глубине до 80 м, спрятано золото. Деринг первым понял, что акведук имеет римские корни. Водопровод начинался у болота в Сирии, которое уже давным-давно высушено: 64 км он шел по поверхности и затем трижды исчезал под землей в туннелях длиной в 1, 11 и 94 км. Ранее ученые считали самым длинным подводным каналом Древнего мира акведук в Болонье, который имел в длину 19 км.

Методы строительства акведука

Туннели акведука оштукатурены водонепроницаемым известковым раствором, на стенах сохранились греческие надписи, а под потолком живут целые колонии летучих мышей. «Иногда нам даже приходилось прерывать работы, потому что в пещерах людям не хватало кислорода», — рассказал руководитель проекта.

Города Декаполис

Группа из десяти городов, расположенных на восточной границе Римской империи (современные Иордания, Израиль и Сирия). Эти города не представляли собой официальную лигу или политический союз, но их объединяли общий язык, культура, географическое расположение и политический статус. Города Декаполиса находились в центре регионов, где процветала семитская культура. Здесь жили набатеи, арамеи и евреи. Каждый город обладал некоторой автономией и самоуправлением. Названия этих десяти городов известны благодаря римскому писателю Плинию-старшему. По другим источникам, Декаполис насчитывал 18−19 городов.Акведук, скорее всего, строили легионеры. Солдаты выдолбили длинные коридоры и подняли на поверхность более 600 тыс. куб. м камней (в качестве эквивалента можно сравнить этот объем с одной четвертью пирамиды Хеопса). Этот колоссальные проект по водоснабжению обеспечивал запасами воды города Декаполиса. Акведук заканчивался в Гадаре— в городе с населением в 50 тыс. человек.

Расцвет Римской империи и города Гадара

Деринг вместе со своими студентами проводил исследование с помощью теодолита — геодезического инструмента, который измеряет горизонтальные и вертикальные углы, и GPS-приборов. Ученые искали новые входы, ведущие в этот подземный туннель. В конце концов исследователи смогли определить, что строительство подземных коммуникаций началось в 90 году н. э. В то время Римом правил император Домициан (81−96), и империя переживала период расцвета. Римский аристократ Секст Юлий Фронтин (40−103) руководил работами по строительству девяти каменных акведуков в Вечном городе и ввел в обиход некоторые технические новшества. Левант также находился на подъеме благодаря торговле с восточными странами. В Рим привозились тигры, вокруг трона Домициана ходил ручной лев, богатые сенаторы покупали индийские специи и носили одежды из китайского шелка. Кто угодно мог себе позволить ладан или рабов из Аравии. Торговые пути через пустыни в этот период процветали. Многие караваны подходили к воротам Гадара, который стал со временем крупным городом. Римляне построили там два театра и даже запланировали сооружение храма нимф с фонтанами и бассейном длиной в 22 м.

Дефицит воды и сложности строительства акведука

Однако местных источников не хватало, поэтому вскоре этот регион начал страдать из-за дефицита воды. Администрация города была вынуждена срочно предпринимать какие-то меры. В отдаленном регионе Сирии римляне нашли реку, от которой и начали строительство водопровода из римского бетона (лат. opus caementicium).

Канал сверху закрывали плитами, чтобы защитить от животных, птиц и грязи. Кроме того, в полной темноте в канале не росли водоросли. Первый город, через который прошел водопровод, - Адраа. Но затем путь каналу перекрыли гористые районы Северного Иордана. Первым серьезным препятствием для римских инженеров стало широкое ущелье Вади аль-Шалаль глубиной в 200 м. Через такую пропасть римляне построить мост не могли. Но тем не менее, они нашли выход из этой ситуации.

Акведук около ущелья резко поворачивает влево и идет вдоль горного региона на юг. Когда неровности ландшафта привели к тому, что прокладывать акведук по поверхности стало невозможно, римляне начали прорубать через скальные породы подземный канал, длина которого составила 11 км. Так инженеры добрались до того места, где ущелье становилось гораздо уже, и где они смогли построить мост. Сам мост до наших дней не сохранился, но каменные блоки, из которых он был построен, до сих пор покоятся на дне ущелья. Однако после ущелья дорога стала еще сложнее - на пути постоянно возникали холмы и крутые спуски. Римляне уже сталкивались с подобными проблемами около Карфагена, поэтому возвели арочный каменный акведук длиной в 19 км.

Подземное строительство

Дальше канал решили строить под землей - благодаря такому решению римлянам не нужно было воздвигать мосты через овраги и ущелья. Строители просто выдалбливали туннели под землей. Однако и здесь возникли серьезные трудности. В античности люди еще не знали компаса. Поэтому не могли ориентироваться под землей и точно знать, куда дальше прокладывать туннель и как обеспечить достаточную вентиляцию подземного канала. Пробив всего несколько метров, рабочие не могли нормально дышать — весь ход наполнялся во время строительства густой завесой пыли. Кроме того, в туннеле, высота которого составляла в среднем 2,5 м, а ширина 1,5 м, одновременно могли работать только четыре легионера. А четыре человека за день продвигались лишь на 10 см. Если бы работы шли именно такими темпами, то римляне могли бы рыть туннель до Гадара до сих пор.

Система шахт

Землемеры, инженеры и горняки совершили небольшое путешествие на восток и нашли решение этих проблем. Деринг уверен, что смог понять, как именно работали древние строители. «Мы нашли множество указаний на то, что сначала инженеры наметили путь водопровода на поверхности, а потом через некоторое расстояние, от 20 до 200 метров, строили наклонные шахты к подземному каналу». Через эти шахты вниз проникал и свежий воздух. Но самое главное — такой метод позволил одновременно работать сотням людей, которые соединяли отрезки канала между собой, продвигаясь навстречу друг другу. Легионеры работали в основном заостренным долотом, освещая туннель масляными светильниками.

Исследования современных ученых

Сегодня старые шахты позволяют ученым определить местоположение древнего подземного водопровода. «Почти все служебные входы были заделаны, чтобы животные не провалились в шахты. Некоторые шахты оказались засыпаны или наполнены строительным мусором», — объяснил Деринг. А в одной из шахт ученые нашли куриные кости. Спуск в шахты несколько сложен и сейчас - ученые вынуждены пользоваться альпинистским снаряжением. Лестницы уходят вглубь под углом в 50°, а ступени со временем поросли мхом и стали слишком скользкими, чтобы по ним можно было просто спуститься. В самом туннеле царит полная темнота, иногда исследователям не хватает воздуха. Проходы загораживают обломки блоков, в таких местах собирается дождевая вода, которая порой доходит почти до пояса.

Загадки акведука

Сегодня ученые нашли уже около 300 шахт. Но у них до сих пор осталось множество вопросов, на которые исследователи все еще не смогли получить ответы. «Например, на протяжении первых 60 километров уклон подземного канала составляет всего 0,3 на тысячу сантиметров», — объяснил глава проекта. То есть за 1 км туннель понижается всего на 30 см — это очень мало. У римлян не было нивелира, они пользовались шестиметровым инструментом под названием хоробат, который позаимствовали у персов. А также наполняли козьи кишки водой, чтобы вычислить уклон у углов сооружения. Однако существование этих примитивных инструментов не объясняет поразительную точность, с которой построен акведук.

«Сначала землемеры должны были вычислить точный многокилометровый маршрут пролегания акведука и отметить этот путь столбами», — отметил Деринг. Даже это было чрезвычайно сложно сделать при неровном ландшафте. Затем они должны были повторить этот путь глубоко под землей вплоть до последнего сантиметра. Но как именно им это удалось сделать с такой высокой точностью? Акведук невозможно было построить прямо под намеченной линией, так как шахты уходили вглубь не вертикально, а под углом. Удивительно, почему римские строители не совершали серьезных ошибок. Чтобы встретиться под землей и соединить отрезки туннеля, легионеры должны были точно знать, в какую сторону рыть. Но единственным способом связи между строительными секциями могло быть лишь перестукивание. Рабочие долбили камень, ориентируясь на этот звук, но вполне могли забрать вбок - тогда туннель имел бы зигзагообразный вид. Но все туннели абсолютно прямые.

Итог строительства

Для завершения акведука римским инженерам потребовалось 120 лет. Только после этого подземные и наземные каналы наполнила вода из отдаленной сирийской речки. Исследователи изучили минеральные отложения на стенах туннелей и пришли к выводу, что поток воды несся со скоростью от 300 до 700 л в секунду.

Однако жителей Гадара постигло разочарование. Изначально считалось, что вода соберется в высоком каменном резервуаре, который сможет снабжать городские фонтаны и запланированный к постройке храм. Но этого не произошло. Видимо, землемеры и инженеры совершили ряд серьезных ошибок. И вода, преодолев 170 км пути, прибывала в город слишком медленно, чтобы стали возможны великие планы римлян. Резервуар полностью не наполнялся, и фонтаны в городе так и не заработали. По словам Деринга, этот водопровод скрывает еще множество загадок. Поэтому ученый и его команда продолжат исследования акведука начиная с апреля 2009 года.

Если в прошлом была сплошная дикость, как говорят нам исТОРики, то почему наши «дикие» предки могли строить то, что веками работало и не разрушалось? И почему мы, такие умные и цивилизованные, строим дома, которые падают всего через несколько десятков лет >КТО ПОСТРОИЛ РИМСКИЕ АКВЕДУКИ?

Акведук (лат. Aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду) – водовод для подачи воды к населённым пунктам и оросительным системам из источников, расположенных выше них на местности. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой. Посмотрим же на некоторые, наиболее выдающиеся «римские» акведуки – настоящие чудеса архитектуры и инженерной мысли. Античные строители протягивали акведуки, как под землёй, так и по её поверхности. Там, где нужно было провести акведуки по оврагам, рекам, ущельям, строились арочные пролёты, которые имели множество ярусов, что не только красиво выглядело, но и обеспечивало прочность и долговечность всей конструкции.

Акведук Pont du Gard (букв. – «мост через Гар») находится в г. Ниме, что на юге Франции. Его длина – 275 метров, высота – 48 метров. У учёных нет однозначного ответа о времени сооружения этого акведука. Одни считают, что он был сооружён в 19 году до н.э., другие – что в середине I в н.э.

Аквведук возведён из каменных блоков, некоторые из которых весят почти 6 тонн, и уложены друг на друга без скрепляющего раствора. Почти 50-километровое сооружение протянуто по очень сложной местности (через высокие холмы и реки).

Акведук в части, предаставленной на фото, состоит из 3-х ярусов, расположенных друг над другом. Нижний ярус состоит из 6 арок, высота каждой – до 20 метров. На среднем ярусе – 11 арок, а над ними построено ещё 35. Уклон акведука составляет всего 34 см на километр (1:3000), и спускался он всего на 17 метров по вертикали при всей его длине в 50 км. В древние времена акведук подсоединялся к водозабору 6-метрового диаметра, от которого в 5 направлениях расходились трубы. Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Пон-дю-Гар проходило 20 000 кубических метров воды в день.

Интересно, что к IX веку акведуком перестали пользоваться по назначению и превратили его в мост для повозок (т.е. он проработал «всего» 1000 лет!). Для пропуска габаритных транспортных средств часть опор была выдолблена, что создало угрозу обвала всего сооружения. В 1747 г. (ещё через 750 лет) неподалёку был построен современный мост, движение по Пон-дю-Гару было постепенно закрыто, а сам древний памятник по приказу Наполеона III был отреставрирован.

Очень известный и потрясающе красивый акведук сохранился в г. Сеговия (Segovia), расположенном на севере Испании. Его длина – 728 м, высота – 28 м. Он является наземным отрезком 18-километрового водопровода и состоит из 166 арок. Уклон этого акведука составляет 1%. Построен, предположительно, в I веке н.э.

Не менее величественные остатки колоссального акведука ещё сохранились в г. Мерида (Merida), расположенном на западе Испании. Его длина – 840 м, высота 25 м. Длина всего водопровода составляет почти 12 километров, и до настоящено времени сохранилось 73 столба разной степени разрушенности. Построен, предположительно, в конце I в. н.э.

Когда видишь такую красоту и монументальность, прослужившую тысячи лет, сразу возникает вопрос: кто смог спроектировать такие сложнейшие с инженерной точки зрения конструкции? Кто произвёл необходимые, сложнейшие измерения и расчёты? Кто создал технологию такого строительства? И кто смог всё это построить?! Откуда вдруг взялись многие тысячи инженеров, мастеров и рабочих высочайшей квалификации, которые смогли очень качественно, непостижимо точно и надёжно (на века!) реализовать объекты, подобные которым мы сегодня построить не в состоянии?

По версии современных историков, эти три гигантских сооружения, находящиеся друг от друга на расстоянии в тысячи километров, были построены практически одновременно. И строились они, как нам рассказывают «учёные», рабами и легионерами (солдатами). Вот так, дёшево и сердито. Главное – пригнать побольше рабов и легионеров, и сложнейшие сооружения будут расти, как грибы после дождя!

В эту незатейливую версию «учёных» может поверить лишь тот, кто практически ничего не знает, и не имеет ни о чём ни малейшего понятия, т.е. невежественный человек, которому всё это совсем не интересно! А читатели, не разучившиеся пользоваться своим разумом, сразу поймут, что здесь что-то не так! Вернее – всё не так!!
Если в прошлом была сплошная дикость, как говорят нам исТОРики, то почему наши «дикие» предки могли строить то, что веками работало и не разрушалось? И почему мы, такие умные и цивилизованные, строим дома, которые падают всего через несколько десятков лет? Кто же здесь в действительности дикий и необразованный? Почему «римские» легионеры с рабами могли строить колоссальные объекты, которые стоят по 2000 лет, а у нас плотины разрушаются через 30-40 лет? Получается, что «римские» легионеры (простые солдаты) тех времён были непотижимо умнее сегодняшних «доцентов с кандидатами»?

И ещё возникает один большой вопросик: откуда на всё это брались деньги? Какой бы большой не была «римская» Империя в рассказах исТОРиков, очень трудно поверить в то, что она была способна финансировать строительство этих махин. Мы же читаем, что «римляне» всё время воевали и якобы кого-то завоёвывали, а такие мероприятия сами по себе очень затратны! Однако, как мы уже успели увидеть, в это же время в Империи строилось множество высококачественных дорог, благоустроенных городов с банями, фонтанами, театрами и храмами, а также загородные виллы, мосты и множество других, малых и больших акведуков практически во всех завоёванных странах. Откуда же у непрерывно воюющей страны могут взяться средства на строительство по всему миру?

Давайте посмотрим ещё на некоторые акведуки (вернее, на их наземные части), расположенные, как нам говорят, в самых западных провинциях «Римской» империи. Акведук в провинции Гранада, городах Нерха (Nerja), Кордоба (Cordoba), Малага (Malaga) на юге Испании.

Очень впечатляющие акведуки сохранились в городе Севилья (Sevilla) на юге Испании, в провинциях Уэска (Huesca) и Наварра (Navarra) на севере Испании, и в городе Пласенсия (Plasencia) на западе Испании.

Акведук в городе Толедо (Toledo) в центре Испании, в городе Таррагона (Tarragona) и в провинции Валенсия (Valencia) на востоке Испании, и акведук в Португалии.

Мы здесь перечислили те замечательные гидротехнические сооружения древности (не все, конечно), которые расположены на небольшой части «Римской» империи – только на Иберийском полуострове, не рассматривая ни Северную Африку, ни Британию, ни Балканы, ни Ближний Восток. А там тоже строились акведуки. Да ещё какие! Например – Карфагенский акведук в Тунисе, длина которого была 132 км, а высота – 20 м. Он пересекал несколько долин.

Говорят, что он был построен в начале II века. Или акведук Айфель, расположенный на территории Германии и снабжавший город Кёльн водой, которую приносил с гор на расстояние 130 км.

Его датируют I веком н.э. (ещё один мега-проект I века!). Отличительной особенностью этого акведука является то, что он практически на всём своём протяжении находится под землёй. Как и во всех остальных акведуках, вода в нём движется под воздействием силы тяжести, без каких-либо дополнительных устройств (насосов тогда ещё не было!). Удивительное инженерное сооружение!

Совсем недавно немецкие учёные обнаружили ещё один «римский» акведук в Сирии, который потрясает воображение.

Он был построен на глубине десятков метров и протянулся почти на 200 км, соединяя Сирию и Иорданию. Строили его 120 лет (с 90 по 210 годы нашей эры). В лучшие времена по скрытому в горной местности туннелю переправлялось до 700 литров воды в секунду. Учёные также рассказывают, что для строительства этого акведука было вынуто около 600 000 кубических метров камня и земли, что эквивалентно одной четверти Великой пирамиды и, что строительные бригады, скорее всего, состояли из легионеров (снова легионеры! А кто же воевал всё это время?). Подробнее об этом акведуке можно прочитать на сайте Мембрана.

Глядя на эти колоссальные, сложные инженерные сооружения, в голове невольно снова возникают следующие вопросы: Откуда пресловутая «Римская империя» черпала финансовые, материальные и человеческие ресурсы, чтобы вести практически одновременные, грандиозные строительные проекты в разных концах Европы? Откуда она набирала такую ораву, во-первых, квалифицированных специалистов – руководителей, инженеров, специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, и, во-вторых, легионеров и просто рабов? Это же, какую «армию» надо было иметь, чтобы по всей Европе непрерывно строить колоссальные по сложности и размаху сооружения!

«Учёные» придумали сказку о том, что рабами было всё местное население, которое римляне безчеловечно завоевали и затем погнали на стройки века. Допустим. Тогда возникают следующие вопросы: а кто и чем кормил всю эту ораву? Кто охранял рабов, если легионеры вкалывали кирками и лопатами? И зачем было безчеловечным завоевателям, в таком случае, прилагать титанические усилия, чтобы резко улучшать условия жизни в завоёванных странах: строить акведуки, дороги, театры на десятки тысяч мест, общественные бани, канализацию и прочие блага цивилизации? Для кого были предназачены эти блага, если все местные были рабами? Для самих легионеров? Для их семей? Для «римлян»? Так они в Риме и так хорошо жили!
Что-то здесь не сходится!

Завоевание других стран «римлянами» выглядит вполне логично. Но зачем же тратить фантастические ресурсы для строительства в этих странах социальных объектов? Разве так поступают нормальные завоеватели? Знает ли кто-нибудь хоть один реальный пример того, чтобы завоеватели сами строили дороги, мосты, города, театры, водоводы, бани, канализацию? Таких примеров нет! Много ли социальных объектов построили американские «борцы за демократию» в завоёванных ими Афганистане и Ираке? А в других странах, «осчастливленных» американским присутствием? Ничего! Только смерть и разрушения!

Значит, напрашивается единственный вывод: это строили НЕ рабы и НЕ солдаты!

А кто же тогда всё это строил?

Это строили именно те, кто были единственными людьми, обладавшими необходимыми знаниями, технологиями, опытом, наукой, школой, кадрами, ресурсами и прочими необходимыми составляющими для успешной реализации подобных проектов.
В своей статье «Что там ещё за римляне?» Евгений Габович рассказывает о баварском исследователе Герноте Гайзе, который издал в 1994 году книгу «Кем были римляне на самом деле?», в которой делает вывод, что римляне – чаще всего – обычные коренные жители Европы: кельты, галлы да франки, не имеющие никакого отношения ни к Италии, ни к латинской культуре.

«…многочисленные “римские” акведуки в Галлии и Германии тоже оказались все без исключения делом рук все тех же этруссков: выяснилось, что монополия на строительсво таких сооружений прочно была в руках строительных артелей этруссков. Г. Гайзе считает, что этрусские мастера “акведукских дел” пользовались известностью по всей Европе и приглашались строить акведуки в самых разных местах…»

Все государства, которые «учёные» объявили входившими в «Римскую» империю, не находились на положении завоёванных рабов, но были равноправными членами «Союза славянских государств». Такой союз действительно существовал на той территории, которую приписывают «Римской» империи, специально придуманной, чтобы скрыть реальную картину прошлого нашей цивилизации. Об этом Союзе можно узнать, прочитав интересную книгу русского учёного, академика Валерия Чудинова «Вернём этрусков Руси», который расшифровал множество этрусских надписей (в книге приведён подробный анализ 150 артефактов с надписями). Оказалось, что знаменитое выражение «hetruscum non ligatur» (этрусское не читается), которым кормили почтеную публику на протяжении столетий, очень даже ligatur (читается), причём, по-русски.

Из книги следует, что этрусски никуда не исчезли, но подверглись принудительной ассимиляции, что их язык запретили, их историю, все документы, их касающиеся исчезли (взять хотя бы 20 томов истории этрусков «Тургеника», написанные Клавдием, который, до того, как стать императором, был женат на этрусской принцессе Ургуланилле), а их самих постепенно «ушли» с исторической арены тысячелетия тому назад.

Убедиться, что такого рода процессы происходили на самом деле, мы можем даже сегодня. Ярким примером этому являются грязные дела, которые происходят на Украине и во всех остальных странах восточной Европы и Прибалтики после насильственной демократизации. К сожалению, правящая верхушка Украины, на корню купленная иудейской финансовой мафией, делала всё возможное и невозможное, чтобы запретить русский язык, стереть русскую историю из памяти людей, и навязать свою, тут же состряпанную иудодемократами, а все победы и достижения русов либо замолчать, либо приписать исключительно себе...

Книга В. Чудинова также рассказывает о том, что этруски жили не только в Этрурии, но и на Крите и в Мизии, на Сицилии и в Элладе, и что в то время существовал мощный Союз славянских государств. В него входили Русь Славян (территория, примерно, современной России), Белая Русь, Живина Русь (Балканы), Перунова Русь (Прибалтика), Ярова Русь (Германия), Русь Вольная (Апеннинский полуостров), Горузия, а также Скифия, Сарматия и Мизия (Румыния). При этом Руси Славян не только отводилась главенствующая роль в Союзе, но она создавала города и целые государства и, вообще, решала судьбы мира. В случае войн союз собирал объединённый контингент войск, в котором участвовали этруски (с Кипра, Крита и Корсики), прибалтийские славяне, славяне из причерноморских стран – фракийцы и фригийцы, а также чехи, анты и руги.

Будет логичным предположить, что этот Союз, помимо политического и военного, также был и экономическим. В этом случае вопросы об источнике материальных и человеческих ресурсов для строительства огромного числа колоссальных объектов по всей Европе отпадают сами собой. И цели строительства становятся на место: люди строили для себя, для своих детей и внуков, а не для чужих рабов! Поэтому строили на века, на тысячелетия…

Акведук (от латинского — «вести воду») – ирригационное сооружение, выполняющее несколько функций. Прежде всего, это водопровод, по которому вода подводится к населённым пунктам. Затем – это сложно устроенная оросительная система, позволяющая довести воду до сухих полей с произрастающими на них сельскохозяйственными культурами.

Первые акведуки появились несколько тысячелетий назад на Ближнем Востоке. Доподлинно известно, что уже в VII веке до нашей эры известковые ирригационные системы присутствовали на ассирийских землях, через долины которых они несли бесчисленные воды в столицу страны – Ниневию. Общая протяженность акведука составляла более восьмидесяти километров.

Ирригация Древнего Рима предназначалась для насыщения водой городов и мест промышленных разработок. Местные акведуки строились на территории римского государства веками: в одну только столицу вело одиннадцать водопроводных систем, длиной более трёхсот пятидесяти километров.

В древности акведуки были известны всем без исключения цивилизациям – ими одинаково хорошо пользовались как индейцы майя, так и древние греки. В Средневековье римский опыт постройки наземных водопроводов был потерян, и до конца XIX века ирригационные системы постепенно сошли на «нет». Самый известный акведук России был построен на границе XVIII-XIX века в районе современных московских Мытищ.

10 древних акведуков.

1. Тамбомачай (Tambomachay), Перу

Тамбомачай (в переводе на русский – «курорт» или «место отдыха») – один из наиболее древних акведуков, выполнявших в своё время, скорее, культурную и религиозную, нежели практическую функцию. Перуанский водопровод был построен для орошения царских садов, в которых любили отдыхать правители цивилизации инков. Долгое время Тамбочай сам по себе был священной реликвией Перу – это сооружение было посвящено культу воды. По своей структуре акведук представлял собой сложную систему каналов и водных каскадов, изящно стекающих по серым скалам.

2. Парк Акведуков в Риме (Aqueduct Park), Италия

Римский Парк Акведуков – грандиозный памятник древней культуры, состоящий из семи (из одиннадцати) дошедших до наших дней ирригационных систем. Проходящие по живописной долине, раскинувшейся между Новой Аппиевой дорогой и Тусколана, они, как и много веков назад, держат свой путь в сторону . Благодаря им, столица древней Империи осталась в веках, как одна из самых чистых и просвещённых столиц мира. Римские акведуки насыщали город в такой степени, что свободные граждане уже в те далёкие времена могли позволить себе принимать ванны, сливать за собой уборных и наслаждаться красотой многочисленных фонтанов.

3. Акведуки в Кесарии (Caesarea Aqueduct), Израиль

Акведуки в Кесарии начали строиться еще при небезызвестном Ироде Великом. В период его правления в только что построенном средиземноморском городе с горы Кармель был проведён первый акведук, общей протяжённостью в десять километров. Второй «водопровод» был сделан во времена императора Адриана, посчитавшего, что разросшейся Кесарии отчаянно не хватает питьевой воды. Оба акведука шли параллельно друг другу и имели одинаковую длину. Для подвода воды к ним в скале был вырублен специальный канал. Русла акведуков представляли собой цементные, оштукатуренные, как с внешней, так и внутренней стороны канала, стенки.

4. Подземные акведуки Наска (Nazca Aqueducts или Cantalloc Aqueduct), Перу

Подземные акведуки Наска были построены южноперуанскими индейцами для обеспечения своих сельскохозяйственных земель достаточным количеством поливной влаги. Они имели сложную систему внутреннего устройства и были такими большими, что в них свободно мог войти человек среднего роста. Стены подземных каналов были укреплены массивными каменными блоками, а потолки застелены балками из мескитового дерева. Подземный характер акведуков позволял предотвратить испарение влаги в условиях жаркого перуанского климата. При этом по всему пути следования водопровода имелись специальные отверстия, через которые можно было спуститься в акведук для его очистки. Через них же из индейской ирригационной системы выводились на земную поверхность излишки влаги.

5. Акведуки и каналы в Хампи (Hampi Aqueducts), Индия

В истории Индии Хампи известна как столица древней, могущественной империи Виджаянагар. От построенного в XIV веке города до наших дней дошли многие величественные архитектурные и коммуникационные сооружения, в том числе и разнообразные акведуки. В те далекие времена индийские водопроводы использовались для полива банановых плантаций. Кстати, и то, и другое вполне неплохо действует в Хампи и сегодня. Помимо орошения акведуки и каналы в Хампи, берущие воду с окрестных гор, использовались и для наполнения специальных каменных ванн-бассейнов, предназначенных для омовения.

6. Акведук в Мериде (Acueducto de los Milagros), Испания

Испанский акведук в Мериде известен под названием Лос-Милагрос, что в переводе на русский означает «Акведук чудес». Выстроенный из трех сверх прочных материалов – гранита, бетона и кирпича – он имел длину в двести двадцать семь метров и возвышался над землёй на двадцать пять метров. До наших дней Лос-Милагрос дошёл в полуразрушенном состоянии, что, впрочем, не мешает по достоинству оценить его архитектурную привлекательность. Гранитные столбы акведука содержали вставки из красного кирпича. Последним были выложены и полукружия арок ирригационного строения. Существует версия, что такая архитектурная концепция легла в основу арабской Кордовской мечети.

7. Акведук де лас Ферререс (Les Ferreres Aqueduct), Испания

Акведук де лас Ферререс или «Мост Дьявола» был возведён из каменных блоков в I веке до нашей эры для обеспечения водой древнеримского города Таракко. Вода в него поставлялась из двух рек – Гайя и Франколи. Собираясь в районе Роурей, она распределялась по более мелким каналам и акведукам, ведущим к де лас Ферререс. Испанский «Мост Дьявола» представляет собой архитектурное сооружение, общей длиной в двести семнадцать и высотой в двадцать шесть метров. Конструкция из двух арок (одиннадцать внизу и двадцать пять вверху) содержала водопровод на своём верхнем ярусе. Акведук де лас Ферререс – один из наиболее полно дошедших до нас европейских акведуков.

Турецкий акведук Валента был построен в IV веке нашей эры из камней, ранее составлявших основу известного древнегреческого города – Халкидон. Расположенный между двумя холмами, он обеспечивал водой Константинополь, ныне известный как Стамбул. Общая протяжённость Валенты составляла тысячу метров, высота акведука в её максимальной точке равнялась двадцати шести метрам. Валента была действующей водопроводной систеой Стамбула вплоть до XIX века. Сегодня акведук Валента – важная культурная достопримечательность Стамбула. Он располагается в старой части города, над бульваром Ататюрка.

Акведук в Сеговии известен как самый длинный из дошедших до наших дней западноевропейских акведуков. Его общая протяжённость составляет восемьсот восемнадцать, а высота в наивысшей точке – двадцать девять метров. В строительстве акведука было задействовано более двадцати тысяч гранитных плит. При этом сама конструкция является всего лишь наземной составляющей куда более сложной и длинной (многокилометровой) водопроводной системы. Дата постройки акведука точно неизвестна, но историки полагают, что он был возведен в период правления императора Веспасиана или Нерва, в I веке до нашей эры. В 1985-м году акведук в Сеговии был включён в .

Акведук Пон-дю-Гар или «Мост через Гар» известен как самый высокий из всех сохранившихся до наших дней древнеримских акведуков. В своей наивысшей точке он достигает высоты в сорок семь метров, что в два раза выше средней классической высоты древних европейских акведуков. Пон-дю-Гар был построен в I веке нашей эры для снабжения водой города ним. Архитектурная конструкция акведука состоит из трёх ярусов: внизу сооружения располагается шесть крупных, в середине – одиннадцать средних и на верху – тридцать пять маленьких арок.