Церковь иоанна лествичника над святыми вратами. Церковь иоанна лествичника над святыми вратами Архитектурный ансамбль сооружения

Колокольню Ивана Великого, которая входит в архитектурный ансамбль Московского Кремля, называют также церковью-колокольней Святого Иоанна Лествичника. Храм относится к знаменитым памятникам древнерусского зодчества, наряду с Успенским собором.

Церковь Ивана Лествичника построили в 1329 году. Она относилась к типу «иже под колоколы», так как ярус звонницы располагался над самим помещением. В 1505 году на том же месте начали возводить новый храм, пригласив для этого итальянского архитектора Алевиза Фрязина. Работы были полностью завершены к 1508 году.

Для москвичей того времени высокий каменный храм казался чудом, ведь ничего подобного на Руси еще не было. Его самая высокая точка достигала отметки в 81 м. При Борисе Годунове колокольню полностью модернизировали, оснастив дополнительным ярусом цилиндрической формы. Крылатая фраза «во всю Ивановскую» появилась именно благодаря храму Ивана Великого. В старину рядом с ним находилась Ивановская площадь, на которой озвучивались царские указы, а палачи приводили в исполнение приговоры власти.

В 1532 году здание решили дополнить большой колокольней и церковью, названной в честь Воскресения Господня. Эта задача была поручена итальянскому зодчему Петроку Малому Фрязину (русская интерпретация мудреного иноземного имени Петр Франческо Анибале). На третьем ярусе храмового комплекса появилась звонница, попасть в которую можно по специальной лестнице. В ней установили огромный тысячепудовый колокол (около полутора килотонн), который назвали «Благовестником». В XVII веке Михаил Романов приказал трансформировать церковь Воскресения Господня в Успенскую звонницу, а при патриархе Филарете в храме появилось ещё одно строение - пристройка с черепичным шатром и каменными пирамидками, названная Филаретовской.

В годы войны с Наполеоном французские вандалы разрушили Успенскую звонницу вместе с Филаретовской пристройкой. Уцелели лишь некоторые строения, в том числе - колокольня с «Благовестником». Однако и она пострадала от врагов, французы успели поживиться купольным крестом. Его заменили другим - железным, восьмиконечным, покрытым орнаментом с медными позолоченными листами и резной надписью «Царь Славы».

После окончания Отечественной войны 1812 года Филаретовскую пристройку и звонницу отстроили заново по проекту швейцарского архитектора Доминико Жилярди.

Замечательными памятниками русского литейного мастерства XVI-XIX веков считаются колокола Филаретовской пристройки, звонницы и колокольни Ивана Великого. Их в общей сложности 21. Когда-то их подвешивали на деревянных балках, но позднее заменили металлическими.

Вес самого большого колокола – Успенского или Праздничного, составляет 65 т. 320 кг. Его в XIX веке отлили известные мастера-литейщики Русинов и Завьялов. Успенский колокол превосходит другие не только по размерам, но и по звуковым характеристикам – отличается чистотой тона и силой звука.

Колокол Реут (его еще называют Ревуном) весит вдвое меньше, чем Успенский - 32 т. 760 кг, зато он намного старше его. Колокол отлит мастером Андреем Чеховым в 1622 году.

Еще один колокол для Филаретовской пристройки отлил русский литейщик И. Моторин в XVIII веке. Он получил название Вседневного (Семисотного). Вес этого колокола составляет 13 т. 71 кг. По сравнению с Успенским и Ревуном он кажется малюткой, но в других городах мира стал бы сенсацией.

Оставшиеся колокола в количестве 18 штук занимают средний и нижний ярусы колокольни. Нижний ряд состоит из 6 колоколов:

  • Лебедя;
  • Медведя;
  • Широкого;
  • Новгородского;
  • Ростовского;
  • Слободского.

Средний ярус включает 9 колоколов. У двух из них одинаковое название – Корсунские. Остальные семь именуются:

  • Новым (когда-то был Успенским);
  • Немчином;
  • Безымянным;
  • Даниловским;
  • Глухим;
  • Корсунским (отдельно от ранее названных);
  • Марьинским.

Верхний ярус состоит из трех безымянных колоколов.

Колокольные «голоса» по диапазону бывают благовестными (басовыми), красными (можно сравнить с человеческим голосом) и зазвонными (дискантовыми). При звоне колоколов всех трех видов составляется гармоничное созвучие, поэтому и говорят: «трезвонят», «трезвон».

Колокола в Кремле молчали, начиная с 1918 года, за исключением единственного раза в 1921. Только через 70 лет, в 1992 году, на Пасху главная московская колокольня зазвучала благовестом пяти колоколов - «Корсунского», «Немчина» и трех малых, зазвонных. Через три года была задействована уже почти вся Ивановская колокольная фамилия.

В наши дни на Колокольне Ивана Великого разместилась музейная экспозиция. В выставочном зале на первом этаже Успенской звонницы хранится немало интересных памятников русского и зарубежного архитектурного искусства. Среди экспонатов посетители увидят панораму Москвы, фрагменты белокаменного зодчества XIV века и прочие редкости.

Благодаря современным техническим возможностям, Кремлёвский архитектурный ансамбль можно изучать, не выходя из зала. Обязательно стоит прогуляться на смотровую площадку, ведь именно там открывается захватывающий дух вид на Кремль с высоты птичьего полета (дети до 12 лет не допускаются).

Попасть в колокольню можно по билетам на территорию Московского кремля.

Возвышается колокольня Святого Иоанна Лествичника, известная также как колокольня Ивана Великого. Кремль и все его постройки соединяются в единое целое в самом центре столицы. В 2008 году этому памятнику архитектуры исполнилось 500 лет.

Церковь святого Иоанна Лествичника

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля насчитывает несколько веков истории, и начинается ее отсчет с 1329 года. Именно в этом году была заложена церковь святого Иоанна Лествичника при правлении Ивана Калиты. Храм создавался как колокольня, поэтому помещения позволяли гармонично звучать нескольким колоколам, размещенным на верхних ярусах церкви. Раскопки, которые были проведены в XIX-XX веках, указывали на то, что архитектура строения напоминает храмы древних армян. Снаружи церковь имела восемь граней, а внутренний разрез храма имел крестообразную форму. По восточной стороне располагалась апсида в форме полукруга, а на втором этаже размещались арки колоколов. Храм просуществовал до начала XVI века.

Боновская колокольня

В 1505 году при правлении Великого князя Василия III старый храм разобрали. На прежнем месте был заложен новый храм по проекту мастера из Италии по прозвищу Бон Фрязин. Храм был построен в память царя Ивана III. Строительство велось в течение трех лет. В 1508 году двухъярусная колокольня была готова. Традиции зодчества, характерные для Италии того времени, значительно повлияли на архитектуру храма. Именно поэтому постройка имела несколько колоколен, которые располагались отдельно друг от друга. Церковь также получила и другое название - «Боновская колокольня». Внушительная колонна соединила разнокалиберные храмы Кремля в единый ансамбль. Это была вторая каменная церковь в Москве. Трон Святого Иоанна Лествичника был спущен на первый этаж строения.

В 1532 году на северной стороне колокольни построили звонницу с храмом по проекту еще одного зодчего из Италии - Петрока Малого. Она предназначалась для солидного колокола весом в 1000 пудов, получившего название «Благовестник». Окончание строительства звонницы в 1543 году осуществляли местные умельцы. Непосредственно храм размещался на третьем этаже, к которому вела специальная лестница. На звоннице величественно располагался барабан с куполом.

Успенская колокольня

В урожай по всей территории страны был мизерным, жители голодали. Борис Годунов, чтобы спасти своих подданных, решил осуществить крупную перестройку Боновской колокольни, которую выполняли прибывшие со всех окраин люди. Он планировал достроить к ней один ярус и опять создать церковь Святого Иоанна Великого на нижнем этаже. Поэтому все сооружение стало носить другое название - колокольня Ивана Великого. Пристроенный этаж был цилиндрической формы, и высота колокольни увеличилась до 82 метров. Она стала самым масштабным строением той эпохи. Чтобы добраться до верхнего уровня, потребовалось бы пройти через 329 ступеней. Под была высечена надпись золотыми буквами, в которой указывалась дата его возведения и имена царей, правивших в то время (Борис Годунов и его сын). На площади около колокольни, носившей название Ивановской, зачитывались все указы царя. С тех пор появилось выражение «кричать во всю Ивановскую».

Во второй половине XVII века звонница была полностью перестроена. Во время правления Михаила Романова и патриаршества его отца Филарета, в 1624 году, на северной стороне была возведена Филаретова постройка по проекту Бажена Огурцова. Строение имело белокаменные пирамиды и шатер, покрытый черепицей. Колокольня Ивана Великого Московского Кремля получила новое название - Успенская колокольня.

Колокольня во время Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война 1812 года губительно сказалась на памятнике архитектуры. Солдаты французской армии сняли позолоченный крест с колокольни и пытались взорвать ее. Но пострадали только Филаретова пристройка и звонница, расположенные с севера. Когда закончилась война, мастер Д. Жилярди полностью восстановил взорванные элементы колокольни, поменяв некоторые пропорции и общий стиль постройки. И в 1895-1897 годах колокольня Ивана Великого в Москве была реставрирована С. Родионовым.

Особенности строения

В высоту колокольня Ивана Великого возвышается на 82 метра. С самой верхней точки строения можно рассмотреть окрестности столицы на 30 верст вокруг. Несмотря на достаточно простую архитектуру колокольни, постройка отличается величественностью и красотой. Пропорции всех ее элементов подобраны таким образом, что создается очень гармоничный Благодаря опытным мастерам, приложившим свою руку к ее созданию, колокольня Ивана Великого является ярким историческим памятником Москвы.

Колокола на колокольне

В общей сложности в постройке располагается 34 колокола, причем на Филаретовой пристройке и звоннице осталось только 3 из них. В давние времена колокола вешались на балки из дерева, но в XIX-XX веках они были заменены железными. Все колокола были изготовлены мастерами литейных дел различных эпох.

Самый старый из них - «Медведь», весивший более 7 тонн, был отлит в 1501 году. Самым тяжелым и заметным колоколом является «Успенский» («Царь-колокол») с весом 65 тонн, который был отлит в 1819 году мастерами Завьяловым и Русиновым из старого материала. Вторым по значимости колоколом является «Ревун» весом в 32 тонны, созданный А. Чеховым в 1622 году. Именно с ним связан один трагический эпизод, когда в 1855 году крепления колокола не выдержали и, пролетев 5 этажей, он упал на землю, лишив жизни не одного человека. Третьим по значимости колоколом является «Воскресный» («Семисотенный») весом в 13 тонн. Он был создан в 1704 году И. Моториным и располагался на Филаретовой пристройке.

Колокольня содержит всего 18 колоколов. На нижнем этаже находятся 6 из них, среди которых и древнейший, на среднем - 9. Верхний ярус содержит 3 колокола, история которых неизвестна.

Музеи колокольни

На первом уровне Успенской звонницы располагается музейный зал, где представлены предметы искусства.

В колокольне размещен музей истории Кремля в Москве, где выставлены макеты старинных белокаменных построек XIV века, представлена панорама Москвы и другие оригинальные предметы. Стены колокольни украшены проекциями различных памятников. Смотровая площадка открывает прекрасный вид на Кремль и прилегающую к нему территорию. Для гостей имеется специальный аудиогид, который помогает туристам из разных стран узнать исторические факты такого памятника архитектуры, как колокольня Ивана Великого, описание и интересные подробности.

Памятник архитектуры в наши дни

Сегодня колокольня Ивана Великого - это действующий музей, который принимает тысячи туристов из разных уголков планеты каждый день. В музее экспонируются старинные предметы искусства. Благодаря использованию современных технологий есть возможность воссоздать внешний вид не сохранившихся до наших времен памятников архитектуры.

На протяжении всего существования Советского Союза колокольня была закрыта для посетителей. Вновь в храме колокола зазвонили в 1992 году, в день Светлой Пасхи. И с того времени все церковные службы в кремлевских соборах проводятся под колокольный звон.

Колокольня Ивана Великого в Кремле - это ценнейший памятник архитектуры, который имеет богатую и интересную историю. Каждый, кто приехал в Москву, может насладиться видом этого уникального сооружения.

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля является центром архитектурного ансамбля Соборной площади. Звонница образует единую композицию вместе с Филаретовской пристройкой и церковью. До начала 20 в. башня являлась самым высоким зданием в столице. Сооружение выполняло ряд важных функций. Его использовали как дозорную вышку и пожарную каланчу. В настоящее время колокольня является туристическим объектом.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 июня:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Фундамент колокольни заложен на месте существовавшего в 14-15 вв. храма Иоанна Лествичника. Древняя церковь возводилась специально под колокола. По внешнему виду, она напоминала старинные армянские соборы. Внутреннее пространство было разделено на части крестообразно. Снаружи здание имело форму 8-гранника.

Алтарная часть располагалась в полукруглой апсиде, ориентированной на восток. Для колоколов было отведено место на 2 ярусе церкви. Примыкавшую к собору площадь окрестили Ивановской. На ней провозглашали указы царя и читали другие важные государственные документы. Глашатаям приходилось громко кричать, «во всю ивановскую». В начале 16 века церковь Иоанна Лествичника было решено разобрать, а на ее месте построить колокольню, в память об умершем московском князе Иване III «Великом».

История строительства Колокольни

Для руководства постройкой, невиданного на Руси по высоте сооружения, были приглашены иностранные зодчие. Проект возглавил выходец с Аппенинского полуострова, архитектор Бон Фрязин. Работы продолжались 3 года (1505-1508 гг.). Чтобы обеспечить надежное крепление башни, Фрязин распорядился вбить в ее основание дубовые сваи. Древесина дуба под воздействием грунтовых вод приобретает колоссальную прочность и надежно удерживает все строение. При этом глубина фундамента составляет не более 4,3-4,5 метров.

Кроме того, архитектор умело использовал и другие способы стабилизации сооружения:

  • металлические скрепы внутри стен из кирпича;
  • добавление яиц в связывающий раствор;
  • толстые стены нижнего яруса (до 5 м).

Изначально план предусматривал создание 2-ярусного здания. Однако в 1532 г. архитектурный ансамбль решили расширить, за счет Воскресенской церкви и колокольни. Ведение строительных работ было поручено итальянцу Петру Франческо Анибале, известному на Руси под прозванием Петрок Малой Фрязин. Он дополнил башню третьим ярусом, на котором установили гигантский колокол весом ок. 1,5 т. У великана было собственное имя «Благовестник». Для подъема внутри стен проделали лестницу.

Полная высота башни составила 81 м. Она приобрела стратегическое значение, поскольку с верхней площадки далеко просматривались окрестности столицы (на расстояние 30-40 км). Чтобы обзор не закрывался, по повелению Бориса Годунова, было запрещено возводить в Москве здания превышающие колокольню Ивана Великого. Верхнюю декоративную надстройку опоясали золоченые буквы. Надпись гласит о том, что работы по благоустройству храма велись согласно приказу Бориса Годунова и его сына Федора.

Первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович, распорядился переделать Воскресенскую церковь в Успенскую звонницу. К храму также пристроили флигель, который стали называть по имени патриарха Филарета.

В завершенном варианте архитектурный ансамбль объединяет 3 части:

  • 8-гранную башнеобразную колокольню
  • церковь со звонницей в псковско-новгородском стиле
  • флигель с шатровым навершием

Несмотря на свою высоту, колокольня визуально кажется легкой и стройной. Подобный эффект достигается за счет постепенного сужения ярусов. Верхняя часть завершается округлым барабаном, над которым возвышается луковичный позолоченный купол. В качестве декоративных архитектурных элементов выступают каменные кокошники с псевдооконными проемами.

При постройке здания использовались разные строительные материалы:

  • белый обтесанный камень – фундамент и цоколь
  • красный кирпич — основная часть сооружения

Судьба храма Ивана Великого во время войны с Наполеоном

После взятия российской столицы наполеоновскими войсками, в колокольне разместилась штаб-квартира генерала Лористона. При отступлении, французы заминировали и взорвали Кремль. Полностью разрушенными оказались Филаретовская пристройка и Успенская звонница. Колокольня осталась стоять на месте, но по верхнему ярусу прошла огромная трещина.

Позолоченный крест на вершине купола Ивана Великого, москвичи считали символом царской власти. Потому Бонапарт приказал снять его. Когда французские солдаты выяснили, что в основе изделия медный сплав, а не драгоценные металлы, то бросили остатки у стен Успенского собора. На месте свергнутого креста был воздвигнут новый, выполненный из железа и покрытый позолоченными медными пластинами. Его верхнюю перекладину украсила надпись «Царь Славы».

Послевоенные восстановительные работы возглавил швейцарский архитектор Доменико Жилярди. Он руководствовался проектом, составленным зодчим Луиджи Руски. При ремонте использовали белый облицовочный камень, на вершине звонниц видоизменили декор. Главным новшеством стала перестановка купола Успенской звонницы в западную часть крыши.

Колокольня во время Великой Отечественной войны

Сразу после начала военных действий летом 1941 года в здании был организован командный пункт для воинского отделения, расположенного на территории Кремля. Он действовал с июня по сентябрь 1941 г. Для налаживания бесперебойного сообщения внутри Царь — Колокола, у подножия звонницы, был оборудован узел связи.

Реставрация разрушенных строений в послевоенное время

В начале 21 в. для реконструкции архитектурного ансамбля были задействованы специалисты компании «Реставратор-М». В ходе проведения работ они обнаружили фрагменты старинного пола (18 в.). По его образцу было положено новое покрытие.

Метод фрагментарной реставрации использовался также для сбережения подлинного вида внутристенной лестницы, дверного проема, декоративных элементов (розетки, карнизы, импосты) внутри помещения. Проведенные работы позволили оставить в неприкосновенности и продемонстрировать посетителям оригинальные образцы древнерусского зодчества.

О колоколах

В общей сложности на звоннице насчитывается 34 колокола. Среди них литейные изделия мастеров 16-19 веков. Лучшие в России набаты отливали в Москве. Самые знаменитые колокола имели собственные имена. Их было принято украшать барельефами и орнаментом. На каждом колоколе оставляли памятную надпись с указанием фамилии мастера, даты изготовления, веса.

Исходными материалами служил специальный «колокольный» сплав. В его состав входили:

  • олово
  • серебро
  • золото

Пропорции металлов устанавливал мастер. От содержания состава во многом зависело звучание звона. Со временем колокола утрачивали свою звонкость, в стенках образовывались трещины и изделие отправляли на переплавку. Для крепления колоколов на Иване Великом изначально использовали деревянные балки. В 19 веке их стали постепенно заменять более прочными, металлическими.

Успенский колокол

Колокол Ревун

Вторым по величине колоколом на Иване Великом считается Ревун или Реут. Он уступает собрату по габаритам в 2 раза –32 760 кг. Вместе с тем, это набат – патриарх. Он был изготовлен в 1622 г. прославленным российским литейщиком Андреем Чоховым.

Семисотный колокол

Вседневный или Семисотный колокол предназначался для ежедневного пользования. Он заметно уступает громогласным товарищам и весит 13071 кг. Создателем набата является И.Моторин.

Другие колокола

В зависимости от диапазона, издаваемых звуков, колокола подразделяются на 3 вида:

  • зазвонные – дискант
  • красные
  • благовестные – бас

Сочетание разного звучания создает общий гармоничный перезвон. Поэтому на колокольне поместили целый оркестр из набатов. Их распределили по 3 ярусам башни:

  1. На нижнем – Лебедь, Медведь, Широкий, Новгородский, Ростовский, Слободской.
  2. На среднем – Корсунские (3 шт.), Новый, Немчин, Безымянный, Даниловский, Марьинский, Глухой.
  3. На верхнем – Безымянные (3 шт.).

После установления советской власти колокольный звон был запрещен. В 1992 г. перезвон на Иване Великом зазвучал вновь.

Музеи колокольни

Помещение внутри Успенской звонницы переоборудовано под музей. В нем собраны старинные артефакты, с помощью которых наглядно представлена история обустройства Московского Кремля. В музейной коллекции посетители могут увидеть фрагменты существующих и уже исчезнувших построек на территории столичного детинца.

Выставочный зал служит местом для размещения передвижных экспозиций. Здесь демонстрировались подборки на темы:

  • «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле»
  • «Искусство сохранять искусство. Реставрация в Музеях Московского Кремля»
  • «Золотой век английского двора: от Генриха VIII до Карла I»
  • «Индия. Драгоценности, покорившие мир»

Колокольня Ивана Великого сегодня

Помимо объекта для посещения туристами, звонница выполняет свое основное предназначение. Ее колокола вновь зазвучали после почти 75-летнего перерыва, в честь пасхальных праздников в 1992 г. Именно на башне Ивана Великого первыми начинают звонить колокола в дни главных церковных праздников.

Прежде чем колокола заработали снова, они прошли экспертизу. Реже остальных бьют в огромный Праздничный колокол. Поскольку для работы с ним требуется несколько звонарей. Вес колокольного языка составляет 2 тыс. кг. На верхнем ярусе, расположенном на высоте 80 м, открыта смотровая площадка. Посетители могут подняться на нее в теплое время года. Однако путь в 329 ступеней необходимо преодолевать пешком.

Колокольня Ивана Великого (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В 1992 г., после 74-летнего перерыва снова раздался звон с высоты колокольни Ивана Великого (известной также как «Иван Великий»). Пасхальный благовест разносился в весеннем прохладном воздухе, как будто и не было долгих лет молчания. Пробудившиеся многотонные колокола словно разом излили всю накопившуюся энергию, люди забывали о вечной московской спешке, останавливались на бегу и вслушивались в звуки, изгоняющие прочь печаль и суету.

Звон - обязательное сопровождение православного богослужения. По канонам русского зодчества, храм строили «иже под колоколы», то есть как единое целое со звонницей. Но «Иван Великий» стоит отдельно, хотя рядом позже все-таки соорудили Успенскую церковь и Филаретову пристройку. Возведение подобных башен-кампанилл - чисто итальянская традиция, привнесенная в ансамбль Московского кремля заморскими архитекторами. Автором проекта и строителем был ломбардец Бон Фрязин, до того немало потрудившийся в Венеции. Позже для размещения огромного колокола «Благовест» весом 65 т рядом с Иваном Великим возвели Успенскую звонницу.

Архитектура

Диаметр и высота каждого восьмигранного яруса колокольни меньше, чем у предыдущего. Кроме того, они имеют еще и чуть заметную конусность. Такая структура придает сооружению зрительную легкость и необыкновенную устойчивость. Уходя из Москвы, наполеоновские солдаты пытались взорвать «Ивана Великого», стоящие рядом церкви рухнули, но он уцелел.

Считалось, что фундамент невероятно глубок, но выяснилось, что вся махина стоит на дубовых сваях всего 4,5 м длиной. Второй и третий ярусы-звоны прорезаны высокими окнами, украшенными изящными «ломбардскими» арками. Верхний круглый ярус надстроен при Борисе Годунове, он служит барабаном для золоченой главы. На первом этаже обустроили крохотную церковь Иоанна Лествичника.

Колокола

22 колокола отлиты из специальной бронзы и украшены богатым декором. В некоторых заметны глубокие трещины, звонить в них нельзя во избежание разрушения. На первом ярусе находятся самые тяжелые «Лебедь», «Медведь» и «Новгородский». На втором поменьше, до 200 пудов весом, среди них древнейшие в кремле «Корсунский» и «Немчин», отлитые в 16 веке. Третий ярус занимают колокола до 10 пудов, один из них изготовлен Андреем Чоховым.

Звонарь слышит звук только своего колокола, общий ритм задает дирижер, стоящий на паперти Успенского собора. Ныне перезвон с «Ивана Великого» сопровождает богослужения в кремлевских храмах.

Экспозиция в колокольне Ивана Великого

На первом этаже расположен Музей истории архитектурного ансамбля Московского кремля. Самые интересные экспонаты - химеры с белокаменных стен и башен крепости Дмитрия Донского. Но экскурсанты жаждут как можно быстрее подняться на верхние этажи, чтобы увидеть знаменитую панораму столицы с высоты «Ивана Великого». Их ждет долгий путь пешком по узкой винтовой лестнице из 137 ступеней, наверху возле колоколов они увидят железные кандалы, в которых были закованы их языки три четверти века. Обойти галерею по кругу не удастся, но вид на Красную площадь открывается замечательный.

  • Многие столетия колокольня Ивана Великого была самым высоким строением Москвы .
  • Посетители могут посмотреть на звонницу с 22 колоколами , самый древний из которых был отлит в 1501 году, а вес самого большого колокола 64 тонны.
  • Чтобы посмотреть на исторический центр Москвы с высоты 25 метров, можно подняться на смотровую площадку колокольни.
  • Колокольный звон (а его стоит послушать) звучит на Пасху и в другие православные праздники.
  • Колокольня ‒ это еще и музей , в котором представлены фрагменты древнего каменного декора и скульптуры из кремлевских дворцов.

На протяжении столетий колокольня Ивана Великого, расположенная на Соборной площади Кремля, являлась главной высотной доминантой Москвы. Ее стройный силуэт сразу бросается в глаза при взгляде на кремлевскую панораму. Свой окончательный вид колокольня получила в начале XVII в. при царе Борисе Годунове: в годы его правления она была надстроена до высоты 81 метра и стала общей колокольней для всего храмового комплекса Соборной площади. Всего на колокольне Ивана Великого и звоннице находятся 22 колокола, древнейший из которых — Медведь — был отлит в 1501 году. В летний период можно подняться на смотровую галерею на высоте 25 метров, а также осмотреть колокола и музейную экспозицию, посвященную истории архитектуры Кремля. Звонница колокольни также служит выставочной площадкой, ее экспозиции относятся к разным странам и эпохам и регулярно обновляются.

История храма и колокольни

Колокольня по замыслу является церковью св. Иоанна Лествичника, построенной в 1508 г. и освященной в честь небесного покр овителя царя Ивана III (отсюда и ее название – «Иван Великий»). Св. Иоанн Лествичник (VI век н.э.) известен как автор «Лествицы райской» — сочинения о пути духовного очищения и восхождения души к Богу. Автором проекта колокольни стал итальянский зодчий Бон Фрязин. Он сохранил замысел первого, деревянного храма-колокольни, стоявшего на этом месте с XIV века и создал новую каменную колокольню с пространством для совершения служб. Бон Фрязин был хорошо знаком со строительством башнеобразных зданий, поскольку в средневековой Италии были широко распространены кампаниллы – отдельно стоящие колокольни.

В 1532-1543 гг. итальянский зодчий Петрок Малый пристроил к колокольне звонницу. В наши дни на ней висит самый большой из действующих колоколов Москвы – Успенский, весом 64 тонны. В XVII в. была создана Филаретовская пристройка (по имени патриарха, отца Михаила Романова), которая является отличным образцом архитектуры своего времени.

В 1600 г. зодчему по имени Федор Конь удалось органично дополнить композицию и надстроить колокольню, не нарушив замысла Бон Фрязина. Заказчик — царь Борис Годунов — захотел утвердить свое имя, украсив на века Кремль. И надо сказать, имя свое он утвердил в буквальном смысле: под куполом колокольни была сделана надпись, сохранившаяся до сих пор: « Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их». Это уникальный пример того, как надпись может играть важную роль в формировании композиции здания.

Архитектура «Ивана Великого»

Здание получилось очень стройным: вытянутые восьмичастные объемы сужаются кверху и визуально облегчены аркада ми на уровне площадок для звона. Колокольня состоит из трех ярусов, толщина стен которых доходит до 5 м. Верхний ярус переходит в круглый барабан, который декорирован поясом красивых кокошников с ложными окнами-нишами. Стоит постройка на фундаменте из белого камня, который опирается на большое количество деревянных свай. В общей сложности, колокольня уходит под землю на 6 метров.

Значение колокольни

Колокольня Ивана Великого долгое время оставалась самым высоким зданием в Москве. Когда ближайший сподвижник Александр Меньшиков построил церковь Архангела Гавриила высотой в 84,4 метра (то есть на 3 метра выше), это вызвало недовольство москвичей. Поэтому, когда в Меньшикову башню попал а молния, и ее верхняя деревянная часть сгорела, все сочли это божьей карой за покушение на авторитет кремлевской святыни. С колокольни и сейчас открывается прекрасный вид на исторический центр Москвы. В прошлые века, когда застройка не была такой высотной и плотной, с верхней точки колокольни, куда ведут 429 ступеней, вид открывался на 30 километров, что делало ее ключевым дозорным пунктом города. Известно, что на колокольню поднимались поэты и .

И, конечно, помимо стратегического оборонительного значения, Иван Великий был и остается главной московской звонницей. Именно с него звучал первый удар большого колокола, становившийся сигналом к началу звона по всей Москве в дни православных праздников. Эта традиция возобновилась в 90-е годы XX века. Теперь звон колоколов Ивана Великого можно услышать, например, в день праздника Пасхи. Впечатление на слушателей он производит огромное. Также колокольня является одним из музеев Московского Кремля: здесь собраны подлинные фрагменты древнего каменного декора и скульптуры, украшавшие в свое время кремлевские дворцы.

2016-2019 moscovery.com

Всего оценок: 27 , средняя оценка: 4,70 (из 5)

Открыть карту в новом окне

Расположение

Внутри Садового

Ближайшая станция метро

Александровский сад, Боровицкая, Охотный ряд

Адрес

Москва, Кремль, Соборная площадь

Web-сайт
Режим работы

Рабочие дни: Пн, Вт, Ср, Пт, Сб, Вс
В летний период (с 15 мая до 30 сентября): с 10.00 до 18.00. Кассы с 9.00 до 17.00
В зимний период (с 30 сентября по 15 мая) с 10.00 до 17.00. Кассы с 9.30 до 16.30
Экспозиция музея в колокольне «Иван Великий» открыта по сеансам: 10:15, 11:15, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00. Сеанс 17:00 доступен с 15 мая по 30 сентября.

Выходные дни
Стоимость билетов

От 250 руб. до 500 руб. в зависимости от категории посетителя и программы посещения. Фото- и видеосъемка входит в стоимость билета (разрешены снаружи здания). В стоимость билета входит посещение всего архитектурного ансамбля Соборной площади.
Дополнительно оплачивается билет в Музей истории архитектуры Московского Кремля и смотровую галерею колокольни: 250 руб.

Правила посещения

Музеи Кремля не выдвигают специальных требований для туристов, но при посещении храмов следует помнить о православной традиции и избегать чрезмерно открытой одежды.Дети до 14 лет на смотровую площадку не допускаются, так как высота подъёма на галерею – 137 ступеней. Профессиональная фото- и видеосъемка не разрешены.

Дополнительная информация

Проводятся экскурсии на русском, английском, немецком, французском, испанском и итальянском языках. Возможность приобрести билеты онлайн.

Вам может понравиться

Галерея