Пассажир выживший после авиакатастрофы над черным морем. Выжить, упав с небес: Три реальные истории чудесного спасения после авиакатастрофы

1. Одежда для выживания.
Ваши шансы на выживание возрастут, если в случае авиакатастрофы вы будете иметь “правильную” одежду и обувь. “Представьте, что вам понадобится убегать из горящего самолета”, – говорит Синтия Корбетт, специалист из FAA (Federal Aviation Administration) – “насколько удобно будет это делать в шлепанцах или туфлях на высоком каблуке?”.
Помимо обуви, умным решением будет надеть одежду из плотной ткани с длинными штанинами и рукавами. Это поможет защитить кожу от ожогов и острых обломков. Согласно отчету организации NTSB, 68% погибающих в авиакатастрофе людей, умирают уже после аварии, от травм полученных при пожаре.

2. Самые безопасные места.
Анализ проведенный в 2007 году журналом Популярная Механика показал, что наибольший процент выживших приходится на хвостовую часть самолета (рассматривались случаи крушений начиная с 1971 года). Это суммарная статистика, конечно, в ряде случаев были исключения.
Независимо от того в какой части самолета вы выбрали место, постарайтесь делать выбор так, чтобы оно располагалось поближе к аварийному выходу. Профессор Ed Galea, инженер пожарной безопасности в Университете Гринвича в Англии, обнаружил, что большинство выживших при крушении находились на расстоянии не более 5 рядов от аварийного выхода. Также он обращает внимание, что места у прохода более безопасны, чем у окна, поскольку позволяют беспрепятственно выйти в проход.

3. Взлет и посадка.
Эксперты по безопасности выяснили, что наиболее опасные в плане крушения моменты в полете – это 3 минуты с момента взлета и 9 минут до момента посадки авиалайнера. Именно в эти моменты следует оставаться в удобной обуви и одежде с длинными рукавами, а также обратить внимание на аварийные выходы.
Кроме того эксперты рекомендуют разместить ручную кладь под впередистоящим сиденьем. В случае катастрофы это может предотвратить попадание ваших ног и ступней под переднее кресло. Перелом ног при столкновении – наиболее распространенная травма.
Если столкновение неизбежно, важно принять “позу выживания” (см. инструкцию в передистоящем кресле).
Обязательно выньте из карманов острые и твердые предметы типа карандашей, ручек, ключей.

4. Правило 90 секунд.
Первые 90 секунд после катастрофы – наиболее важны! Если вы сумеете сохранить спокойствие и постараетесь выбраться из самолета, ваши шансы выжить будут достаточно высоки.
Некоторые пассажиры впадают в такое состояние паники, что не могут даже расстегнуть ремень безопасности. Отчеты организации NTSB показывают, что многие жертвы аварии находятся на своих местах с пристегнутыми ремнями безопасности.
“Очень важно знать, что нужно делать, не ожидая указаний”, – говорит Корбетт – “некоторые люди сидят и ждут пока им скажут что делать, но никто ничего не говорит и они продолжают сидеть прямо посреди катастрофы”.
Одна из причин, по которой в недавней катастрофе спаслось так много людей – это то, что они сумели быстро покинуть самолет.
Поиск и сбор своего багажа также может стать роковой ошибкой. Не мешкайте ни секунды.

5. Не опаснее эскалатора.
Согласно статистике NTSB, только один из 1.2 миллиона рейсов заканчивается катастрофой. Постоянные улучшения техники безопасности, противопожарного оборудования и выбор негорючих материалов, делают полеты на самолете в настоящее время более безопасными, чем поездки на автомобиле.
Вероятность погибнуть в авиакатастрофе составляет примерно 1 шанс на 11 миллионов, в то время как погибнуть в ДТП – 1 шанс из 5 тысяч.
Таким образом, полеты на сегодняшний день – один из самых безопасных способов путешествовать. Однако не стоит относиться к ним легкомысленно, просто не нужно бояться и всегда нужно иметь план действий.

06.09.2019 , 19:10 13160

Это случается крайне редко, но даже в серьёзных авиакатастрофах выживают люди. Иногда с тяжёлыми физическими и психическими последствиями, иногда наоборот — с желанием жить и даже продолжать работу на борту самолёта. Как эти люди смогли спастись, что делали после того, как очнулись, и какие испытания выпали на их долю — читайте в нашей статье.

Сквозь джунгли с мешком конфет

Эта авиакатастрофа произошла почти 50 лет назад, в декабре 1971 года. На борту самолёта авиакомпании LANSA находилось 92 человека. В какой-то момент в правое крыло судна ударила молния и вызвала пожар в топливном баке. Из-за этого крыло оторвало, самолёт потерял управление и упал с высоты 3000 метров в лес в районе Перу. 17-летняя пассажирка Джулиана Маргарет Кёпке оказалась единственной выжившей.

В течение 10 дней девушка искала помощь и шла к людям через джунгли. Недалеко от места авиакатастрофы выжившая нашла мешок с конфетами, который помог ей прожить эти нелёгкие дни в пути. На её теле имелись глубокие резаные раны, кроме того, у девочки была сломана ключица. Также Джулиана потеряла очки и плохо видела, поэтому боялась наткнуться на змей. В какой-то момент в ранах девушки начали заводиться личинки, которые ей приходилось вытаскивать через сильную боль самостоятельно.

На десятый день Кёпке нашла пришвартованную на реке лодку. Рядом она увидела шалаш, построенный для укрытия лодочного двигателя, в котором обнаружила бензин. Джулиана обработала им раны и вытащила из них около 30 личинок. Будучи очень слабой, она уснула на земле у мотора. В итоге пострадавшую нашли жители ближайшей деревни.

Мать девочки была орнитологом, а отец — биологом. Джулиана выжила благодаря знаниям, полученным от папы. «До катастрофы я провела полтора года с родителями на исследовательской станции всего в 30 милях от места падения самолёта. Я много узнала о жизни в тропическом лесу», — рассказала после героиня.

Джулиана стала зоологом, как и мечтала. Она призналась, что после катастрофы следит за авиапроисшествиями и ищет объяснение тому, почему они происходят. История Кёпке была экранизирована и вышла в прокат под названием «Чудеса ещё случаются».

Стюардесса, выжившая после теракта

Бортпроводница Весна Вулович выжила в авиакатастрофе, которая случилась в январе 1972 года. Самолёт DC-9-32 Jugoslovenski Aerotransport летел из Стокгольма в Белград. Через час после вылета на борту прогремел взрыв, и судно разрушилось. Его обломки упали рядом с одной из деревень в Чехословакии. Как выяснилось позже, на борту находилось взрывное устройство, которое, предположительно, оставили участники террористической организации.

22-летняя стюардесса единственная осталась в живых после взрыва в самолёте, всего же на борту находилось 28 человек. Отметим, что девушка не должна была лететь на этом рейсе, её по ошибке определили на него вместо другой бортпроводницы с похожим именем. В день происшествия Весна ещё не окончила обучение и была стажёром.

«Человек, который отвечал за полётные списки, ошибся. Я и другая стюардесса носили имя Весна. И он поставил вместо „Весна Николич“ „Весна Вулович“, случайная ошибка. После авиакатастрофы стюардесса Николич уволилась: больше в своей жизни она не летала никогда», — рассказала выжившая.

Жители деревни нашли девушку на месте катастрофы и оказали первую помощь. Первое, о чём попросила Вулович, после того, как пришла в сознание, — закурить. Стюардесса упала с высоты более чем 10 000 метров, но выжила, по её словам, благодаря низкому давлению и потере сознания в момент происшествия.

Вулович не запомнила подробностей авиакатастрофы, поэтому хотела продолжить работу стюардессой после выздоровления, однако её устроили на офисную должность. В 1985 году имя бортпроводницы внесли в Книгу рекордов Гиннесса как обладательницу мирового рекорда высоты для выживших при свободном падении без парашюта.

Спасло кресло самолёта

В августе 1981 года самолёт Ан-24РВ, который направлялся в Благовещенск, столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16К. На борту судна находились 38 человек, среди которых были студентка Лариса Савицкая с мужем, они возвращались из свадебного путешествия. В момент происшествия девушка спала, но проснулась от сильного удара и холода.

После разлома фюзеляжа перед её креслом, Савицкую выбросило в проход. Она добралась до ближайшего кресла, села в него и вжалась. Позже девушка делилась, что в момент происшествия вспомнила кадр из фильма «Чудеса ещё случаются», где героиня поступила подобным образом.

Хвост самолёта приземлился на берёзовый лес, что позволило смягчить удар. Через два дня после катастрофы студентку обнаружили спасатели. Девушка повредила позвоночник, получила сотрясение мозга и переломы. Также Лариса потеряла почти все зубы, но она находилась в шоковом состоянии и не чувствовала боли.

Всего на борту самолёта находилось 32 человека среди которых погибли все, кроме Савицкой. Позже выжившая узнала, что после авиакатастрофы для неё с мужем уже были готовы могилы. «Я не ударилась ни в религию, ни в пьянство, ни в депрессию. Люблю жизнь. Но иногда полушутя-полусерьёзно говорю: «Я любимая девочка у Бога», — рассказала после Савицкая.

Девушка была внесена в российскую Книгу рекордов Гиннесса как выжившая после падения с максимальной высоты (5200 метров) и как получившая минимальную сумму компенсации — 75 рублей.

«Думаю о произошедшем каждый день»

Сесилия Сичан, которой на момент происшествия было всего 4 года, оказалась единственной выжившей в авиакатастрофе 16 августа 1987 года. Авиалайнер McDonnell Douglas MD-82 сразу после вылета из Детройта не смог набрать высоту, ударился о фонарный столб и упал на дорогу. Всего в катастрофе погибли более 150 человек.

Мать накрыла Сесилию собой в момент аварии, сама же девочка не помнит о происшествии ничего. Выжившая провела в больнице 7 недель, после чего дядя с тётей забрали её к себе. Долгое время Сичан, потерявшая родителей и брата, скрывалась от прессы и решилась заговорить о случившемся только в 2013 году. Девушка поделилась, что постоянно винила себя за то, что выжила она, а не кто-то другой.

«Я думаю о произошедшем каждый день. Трудно не думать об этом, когда я смотрю в зеркало. У меня есть шрамы на руках и ногах, на лбу», — рассказала Сичан.

Девушка сделала на левой руке татуировку с самолётом в знак памяти о катастрофе. Спустя годы Сичан отыскала пожарного, который обнаружил её в самолёте и передал медикам. В 2012 году она пригласила его на свадьбу. Также девушка старается поддерживать связь с семьями погибших.

«Вижу это число повсюду»

30 лет назад, 19 июля 1989 года, самолёт авиакомпании United Airlines совершал рейс из Денвера в Чикаго. Спустя час у него разрушился хвостовой двигатель. Экипаж смог посадить судно в аэропорту города Суд-Сити, однако самолёт задел правым крылом взлётно-посадочную полосу и разбился. Из почти 300 человек на борту погибли 112. Стюардессе Сьюзан Уайт, которая работала на рейсе 232, удалось выжить. Она до сих пор помнит тот день.

«Я вижу это число (232) повсюду. Просыпаюсь посреди ночи и вижу этот номер, днём смотрю на свой телефон в 2:32. Я собираюсь отправить СМС своей маме, и на часах в это время 2:32», — рассказала Уайт.

Специалисты сказали Уайт, что она была одной из примерно 8 человек на заднем сидении самолета, которые пережили крушение. По сей день женщина поддерживает связь с другими выжившими и семьями погибших. И до сих пор она продолжает работать бортпроводницей.

«Многие люди не могут поверить, что я вернулась на работу, они говорят, что на моём месте уволились бы. Но я была так молода в то время, мне было 25, и я любила свою работу. Я решила: „Если я позволю этому победить себя, то позволю и многим другим вещам победить себя“. Поэтому я осмелилась и вернулась. И я рада, что это сделала. Я чувствую, что у меня есть цель, и я так благодарна за то, что жива», — поделилась Уайт.

Целый день в океане с акулами

30 июня 2009-го француженка Байя Бакари летела на Коморы к бабушке и дедушке вместе с мамой. Всего на борту Airbus A310 находились 152 человека. За несколько минут до посадки самолёт рухнул в океан. Не выжил никто, кроме Байи.

13-летняя девочка ухватилась за обломок фюзеляжа и провела в Мозамбикском проливе, который кишит акулами , около 9-10 часов. После этого её спас один из рыбаков и отвёз в местную больницу. 2 июля девочку доставили в Париж, а 27-го выписали из медучреждения.

Специалисты считают, что Байя выжила благодаря тому, что её выбросило из самолёта через образовавшуюся трещину. По словам отца девочки, Байя довольно боязливая, и он никогда бы не подумал, что она может спастись в такой экстренной ситуации.

«Папа, я видела, как самолёт ушел под воду. Было темно, и я ничего не видела. Кроме того, я плохо плаваю, так что я ухватилась за что-то и держалась. Я даже не знаю, что это было», — рассказывала после катастрофы девочка своему отцу.

В январе 2010 года Бакари опубликовала автобиографию «Выжившая». В мае того же года появилась информация, что Стивен Спилберг предложил ей приобрести права на экранизацию книги, но она отказалась.

Спасение — как второе рождение

Эта авиакатастрофа произошла 2 апреля 2012 года. Авиалайнер авиакомпании UTair совершал рейс из Тюмени в Сургут, однако спустя почти 2 минуты упал на землю. Из 43 человек, присутствовавших на борту, выжили 10. Одним из них оказался 27-летний Камил Баженов. Мужчина летел в Сургут в командировку.

Изначально Камил перепутал очереди к стойке регистрации, некоторое время он стоял на регистрацию рейса до Москвы. Позже мужчина понял, что ошибся, и пошёл в другую сторону. Когда подошёл его черёд, Камилу выпало место в хвостовой части судна.

Мужчина очнулся уже на земле, подробностей катастрофы он не помнит. По его словам, он мог пошевелить только одной рукой. Камил поднял её и позвал на помощь спасателей, которые уже работали на месте. Пострадавшего доставили в больницу, где он очнулся только через 6 дней.

По словам мужчины, он не стал бояться высоты и собирался прыгнуть с парашютом сразу после восстановления. 2 апреля он считает своим вторым днём рождения. «Я хочу, чтобы в дальнейшем такое не происходило. Но у меня нет таких ощущений, что я хочу кому-то отомстить, чтобы он в тюрьме сидел, страдал. Просто хочу, чтобы люди были более ответственны», — поделился Баженов.

Малышка, которая летела к бабушке

Крушение самолёта L-410 произошло 15 ноября 2017 года, судно разбилось при посадке в посёлке Нелькан. На борту находились 7 человек, из них выжила только Жасмина Леонтьева, которой на тот момент было 3,5 года. Малышка летела в гости к бабушке в сопровождении учительницы местной школы. По одной из версий, именно она закрыла девочку собой и помогла ей выжить.

Жасмину доставили в больницу в тяжёлом состоянии, однако она хорошо перенесла операцию и спустя год после аварии уже танцевала. «Жасмина чувствует себя неплохо, она у нас непоседа — спать днём не любит, бегает всё время, танцует — включает музыкальный канал на телевизоре и ей даже мультики не нужны. Правда если сильно переутомится, прихрамывать начинает, со временем, говорят, должно пройти», — рассказывала бабушка Жасмины через год после авиакатастрофы.

Бесстрашие бортпроводницы

Самолёт авиакомпании West Wind Aviation выполнял пассажирский рейс из США в Канаду 13 декабря 2017 года. Вскоре после взлёта судно потеряло высоту и рухнуло на землю. Все 25 человек, находившихся на борту, пережили крушение, однако один из них позже скончался от полученных травм в больнице. Расследование причин происшествия продолжается.

26-летняя бортпроводница Миранда Дженни Тэйт рассказала о том, что происходило внутри самолёта в момент аварии. Она почувствовала дрожание судна и то, как его хвост ударялся о землю.

«Я слышала, как мы срубали хвостом деревья, проходя сквозь их кроны. Далее я услышала крики пассажиров», — рассказала Тэйт.

Удар вырвал её сидение из стены, девушку отбросило в камбуз (помещение для приготовления пищи). Она встала на ноги и смогла выбраться из самолёта, а затем начала помогать остальным. «Люди кричали. Там было много сильно раненых людей». Доставать пострадавших из самолёта ей помогли ещё трое мужчин.

Тэйт провела следующие 6 недель после катастрофы на костылях и прошла огромное количество сеансов физиотерапии. «Как только я попала в больницу, я закричала. Я была так благодарна, что осталась жива».

Гендиректор West Wind Aviation назвал усилия бортпроводницы «героическими».

«У неё был ряд травм, которые затрудняли её деятельность, но она продолжала исполнять свои обязанности, как настоящий профессионал», — сказал Майк Роднюк.

Сейчас Тэйт вернулась в университет для изучения социальной работы, она планирует продолжить работу стюардессой.

Несмотря на эти устрашающие истории, статистика говорит о том, что самолёт — достаточно безопасный вид транспорта. К слову, за всё время существования гражданской авиации, которой практически 100 лет, погибло меньше людей , чем гибнет за месяц в ДТП по всему миру. Так что вовсе не стоит бояться летать. Если вы всё ещё напряжены, то мы рассказали, как увеличить шансы на выживание при крушении авиасудна.

Валерий Валиулин

Нужна ли, правда?!

На реальных событиях. Имена и фамилии исключены.

Прибыв ранним утром на службу, для выполнения очередных учебных полётов, я был сильно огорчён – полёты отбили. Отбивают полёты не часто, в основном по метеоусловиям, не позволяющим их выполнение, при отсутствии погоды на запасных аэродромах, при авариях и катастрофах однотипных самолётов, да мало ли других причин для того чтобы перенести полёты на другой день. Причина отбоя полётов ошеломила меня – в части, из которой я перевёлся тремя годами ранее, погиб мой друг, командир корабля, с которым я пролетал, когда то два года в одном экипаже.

Впоследствии лётному и инженерно-техническому составу всех авиационных частей доводили результаты расследования катастрофы, причины, приведшие к гибели людей и потере боевой машины, рекомендации по мерам, исключающим повторения подобных трагедий в будущем.

Прибывший из Москвы полковник, развесив перед авиационной эскадрильей «простыню»*, размером «двести двадцать на сто восемьдесят», с нанесенным на неё незавершённым экипажем маршрутом от аэродрома взлёта до точки катастрофы, пытался убедить нас в том, что на большой высоте произошла медленная разгерметизация кабины пилотов. Что все члены экипажа, в нарушение инструкции, выполняли полёт на большой высоте с расслабленными кислородными масками, и потеряли сознание из-за недостатка кислорода и понижения давления в кабине. Что самолёт, оказавшись неуправляемым, свалился в штопор, перешёл на сверхзвуковую скорость, разрушился в воздухе, упал на землю. Катапультировался, из шестерых членов экипажа, только штурман корабля.

Я внимательно слушал выступление инспектора по безопасности полётов и не верил тому, что слышал! Чтобы такую оплошность мог допустить командир, с которым однажды мы сознательно выполняли пятичасовой маршрутный полёт на самолёте с неисправной системой герметизации кабины, который в воздухе всегда уведомлялся о самочувствии членов экипажа?! И сейчас я слышу его голос: «Экипаж, подтянуть кислородные маски, доложить о самочувствии!» Нет! Это ложь во имя сохранения занимаемых должностей начальников, скрывающих истинную причину гибели пятерых членов экипажа и потери боевой машины.

Шли годы. До самой смерти не покинет меня скорбь по погибшему другу и его экипажу. Он часто мне снится. Снится его напряжённое в работе лицо, глаза, сосредоточенно наблюдающие за приборами, руки, в кожаных перчатках, не выпускающие штурвал.

Всех товарищей из бывшего полка, с которыми позже сводила меня лётная служба, я расспрашивал о подробностях данного происшествия. Все соглашались в одном – начальство скрыло истинную причину данной катастрофы, но никто не мог знать её точно, высказывали только свои предположения.

Однополчане, пытавшиеся «разговорить» штурмана, оставшегося в живых, способного раскрыть истинную причину происшествия, с помощью коньяка и водки, ничего не смогли выжать из его уст, запечатанных командованием.

Когда спасательная команда, в заснеженных горах, морозным февральским днём, забирала приземлившегося на парашюте штурмана корабля с места гибели экипажа, на нём не было шлемофона! Сорвать шлемофон с его головы могло лишь в одном случае, если тот не был застёгнут. Следовательно, штурман в полёте не был в кислородной маске, которая крепится к шлемофону, дышал воздухом кабины, но сознание не потерял! Неоднократно в полетах, мне, как штурману корабля, приходилось отстёгивать кислородную маску с разрешения командира, она мешает плотно прислоняться к резиновому тубусу экрана радиолокационного прицела, мешает хорошо видеть засветки от наземных ориентиров и целей. Так что оказаться штурману без маски на любом этапе полёта – это реально.

Будучи уже на пенсии я рассказал о своём неверии в результаты расследования данной катастрофы соседу, отставному полковнику с которым нас объединяли общие увлечения литературой и, совместная в прошлом, служба. Уже, готовый к скорому своему уходу из жизни, поражённый онкологическим заболеванием, он поведал мне истинную причину, приведшую к трагической гибели друга моей молодости:

«Ты прав, Валера, в том, что не признаёшь эту ложную версию о данной катастрофе. На самолёт инженерно-техническим составом был установлен «КПЖ-30» с недопустимыми в нём остатками паров спирта! Те, кто провёл чистку важного для жизнеобеспечения экипажа в полёте кислородного оборудования, не выполнили положенных инструкцией требований, установили на самолёт «КПЖ-30» не продув его до полного очищения от паров спирта. Полёт продлился 52 минуты. Экипаж дышал в полёте кислородом, смешанным с парами спирта, и просто-напросто был отравлен! Это второй случай в наших ВВС, когда погибли люди из-за такого нарушения, граничащего с преступлением. Первый подобный случай с гибелью экипажа произошёл так давно, что его перестали вспоминать или, как в этот раз, скрыли истинную причину катастрофы ради сохранения «шкур» виновных. По занимаемому мной в те годы должностному положению я был осведомлён об истинной причине данной катастрофы. До большинства лиц лётного и инженерно-технического состава тогда была доведена ложная информация о причинах той катастрофы. Обвинить погибших, чтобы не губить ещё и семьи многих живых – такой принцип всегда преследовал ВВС. До сих пор никто не знает, сколько первых космонавтов погибло в космосе до полёта Юрия Гагарина».

Пришла эпоха цифровой цивилизации. Я отыскал в Интернете всё, что отыскалось, о воздействии паров спирта на организм человека при их вдыхании, сделал выводы о том, как могли вести себя пилоты под воздействием алкоголя, проникшего в кровь и в мозг человека непосредственно через лёгкие, минуя желудок. Представления жуткие!

При начальном опьянении активизируется мышечная деятельность человека и пилоты могли творить что угодно, неразумно «таская штурвал», прибавляя и убавляя обороты двигателя, вывести самолёт за критические углы атаки и крена, за недопустимые скорости полёта. В дальнейшем, одурманенный парами спирта человек, засыпает и может просто умереть! Я знаю два случая смерти людей в воздухе когда: один – крепко выпил накануне перелета в качестве пассажира; другой – прихватил в воздух плоскую бутылочку коньяка, чтобы не скучать в продолжительном перелёте в своей одноместной подвесной кабине и не имел задачи на данный перелёт по своей специальности. Ещё больше было случаев потери сознания в полёте теми, кто взлетел «с похмелья», сумев «проскочить» предполётный врачебный контроль.

Весь остаток жизни я представлял себя на месте штурмана корабля в том злосчастном полёте, пытался «увидеть» действия пилотов, отравленных против своей воли парами алкоголя.

Причина аналогичной авиакатастрофы в ВВС, погубившая людей многими годами ранее данной катастрофы, была либо скрыта, либо забыта. Не ознакомленность с тем происшествием лётного и технического состава экипажа и привела к его повторению спустя многие годы. Я не помню такого, чтобы при проверке оборудования перед вылетом, инструкции требовали нюхать кислород, поступающий в маски от «КПЖ-30». «Да он всегда попахивает спиртом!», – скажет любой летавший.

Сотрудники ДПС оснащены прибором определяющим наличие алкоголя в организме водителей автотранспорта, а вот у экипажей самолётов нет прибора, способного определить перед вылетом наличие алкоголя в кислороде, которым им предстоит дышать в полёте. Может алкотестеры ДПС-ников годятся для такого контроля кислородного оборудования самолётов и могут обезопасить лётный состав от принудительного опьянения в полёте?! Тогда почему такой проверки не производится?!

Раз в полгода с каждого самолёта снимается «КПЖ-30». Каждые полгода их промывают спиртом, чтобы удалить грязь и жиры из системы (чистый кислород при соединении с жирами может воспламениться!) Затем «КПЖ-30» продувается воздухом под определённым давлением, просушивается, прежде чем наполняется жидким кислородом. Значит, каждые полгода можно ждать подобной трагедии, если инженерно-технический состав нарушит установленные инструкциями требования по их техническому обслуживанию.

Как можно скрывать правду об истинных причинах катастроф от людей, чья жизнь зависит от их осведомлённости?! За двадцать два года службы в авиации я ни разу не слышал о подобном отравлении алкоголем – через кислородную систему!

Позже я расспрашивал многих коллег о том, приходилось ли им сталкиваться с фактом наличия паров спирта в кислородном оборудовании в полёте? И услышал: «Мы раз вывалились из самолёта всем экипажем под балдой , выполнив облёт самолёта после его ремонта на авиазаводе! Накануне начальство обвинило авиационных техников в том что они экономят спирт при промывке КПЖ-30 ради промывки им своих желудков, вот они и оставили достаточно паров спирта в КПЖ дабы доказать что это не так».

Обнаружил я в Интернете и перепалку катапультировавшегося тогда штурмана корабля с одним из коллег, попытавшегося обвинить погибшего командира корабля и членов его экипажа в безграмотном действии при разгерметизации кабины самолёта на большой высоте:

Штурман – «Обвинителю»: - Я бы никогда не написал то, что пишу сейчас, но ты затронул наш экипаж, а больше ответить некому. Я, по прежнему, с иронией отношусь к системе определения лучшего экипажа, но, на момент катастрофы, наш экипаж был определен лучшим в полку. Маска у КК* была одета и полностью подтянута. И сознание он потерял совсем по другой причине, у меня на глазах.

Я так же был два года штурманом безвинно обвиняемого командира экипажа и тоже, присоединяясь к штурману, оставшемуся в живых при жуткой катастрофе, могу его защитить, не называя имени. Наш погибший командир был грамотным лётчиком, лучше многих коллег он знал аэродинамику и самолёт, был первоклассным пилотом, дорожившим жизнью людей, которых поднимал в воздух. Мы неоднократно попадали с ним в сложные ситуации в воздухе, из которых грамотно выходили. Однажды ушли от явного столкновения в воздухе с громадным лайнером «Аэрофлота». Тогда дали промашку авиадиспетчеры, сведя борты в точке пересечения нашего маршрута с авиатрассой на одном эшелоне (одной высоте полёта), не разведя самолёты по времени её пересечения. Командир первым увидел приближающийся к нам «ИЛ-62» и «нырнул» под него. Я даже видел лица пассажиров, прильнувшие к иллюминаторам, настолько опасно мы сблизились.

«Убили! Убили!» – кричала жена командира, прибежав в штаб полка, узнав о гибели мужа, отца двоих мальчуганов дошкольного возраста, и ещё четверых членов его экипажа. Как она была права тогда, когда ей пытались внушить совсем иное.

* ВВС – военно-воздушные силы.

* КК – командир корабля.

* «простыня» (в ВВС) схема, чертёж, наглядное учебное пособие, выполненное на ватманском листе размером 220 см. на 180 см.

* «КПЖ-30» жидкий кислород хранится на самолёте в кислородных газификаторах, устроенных по типу сосудов Дьюара (КПЖ-30, СКГ-30 и др.).

23 декабря 2016 года в возрасте 66 лет умерла легендарная стюардесса Весна Вулович, которая в 1972 году присутствовала при взрыве в салоне самолета, а затем упала вместе с обломками с высоты 10 км.

Она получила многочисленные переломы и травмы, на несколько дней впала в кому, но затем восстановилась, вошла в Книгу рекордов Гиннесса и стала мировой знаменитостью.

26 января 1972 года 22-летняя Весна Вулович летела из Стокгольма в Белград на самолете McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании Yugoslav Airlines. Когда самолет пролетал над немецким Херсдорфом, он исчез с радаров, а через 46 минут после вылета взорвался в воздухе. Предполагается, что бомбу на борт пронесли хорватские националисты - усташи. Обломки упали рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии.

Из 28 человек, которые находились на борту, выжила только Вулович. В результате падения она получила переломы основания черепа, трех позвонков, обеих ног и таза, несколько дней пробыла в коме, но потом очнулась и первым делом попросила сигарету. Интересно, что по ошибке авиакомпании девушка попала на рейс вместо другой стюардессы с тем же именем (Весны Николич). К моменту катастрофы бортпроводница еще не окончила обучение и в экипаже находилась в качестве стажера.

Что же спасло Вулович, которая три минуты провела в свободном падении? Возможно, то, что ее зажало в хвосте самолета, между трупами и частями багажа. К тому же удар смягчили сосновые ветки и толстый слой снега.

Ее крики в лесу услышал лесник Бруно Хенке, который во время Второй мировой войны был врачом немецкой армии. Он помог девушке продержаться до прибытия медицинской помощи.

Вулович провела 10 месяцев с параличом нижней части тела (от пояса к ногам). После этого она лечилась еще шесть месяцев, но затем восстановилась и даже попросилась снова летать в рейсы с JAT. Ей отказали и вместо этого предоставили работу в офисе авиакомпании.

Такое бесстрашие объясняется тем, что Весна не помнила ни аварию, ни свое спасение. В интервью 2008 года она призналась, что помнит только то, как приветствовала пассажиров после взлета из Копенгагена, а затем уже - как очнулась в больнице и увидела мать.

Вулович стала национальной героиней: ей предоставил прием маршал Тито, что тогда считалось большой честью для гражданина Югославии. Женщине посвящали песни и приглашали ее на самые популярные телевизионные шоу. Стало популярно называть девочек в честь стюардессы, которая выжила: это будто бы приносило им удачу.

Весна Вулович использовала свою известность в политических целях: она протестовала против власти Слободана Милошевича, а позже агитировала за одну из партий на выборах.

Пик международной славы Вулович пришелся на 1985 год, когда от имени Книги рекордов Гиннесса ее пригласили в Лондон. Там Вулович получила награду как человек, выживший при падении без парашюта с максимальной высоты. Приз женщине вручил музыкант Пол Маккартни, кумир ее юности.
Весна говорила, что она в той же степени «оставшаяся в живых», что и другие жители Сербии: «Мы, сербы, по-настоящему уцелевшие. Мы пережили коммунизм, Тито, войну, бедность, бомбежки НАТО, санкции и Милошевича. Мы просто хотим нормальной жизни».

23 декабря Весна Вулович была найдена мертвой у себя дома в Белграде: полицейские вскрыли квартиру женщины по просьбе ее друзей, встревоженных, что она не отвечает на звонки. Причина смерти неизвестна, но, как сообщают друзья Вулович, ее здоровье за последнее время пошатнулось.

Несмотря на то, что в автомобильных авариях ежегодно погибает в тысячи раз больше людей, чем в крушениях самолетов, в массовом сознании живет страх именно к полетам. В первую очередь, это объясняется масштабностью трагедий – упавший лайнер это десятки и сотни одновременно произошедших смертей. Это шокирует значительно сильнее, чем несколько тысяч сообщений о смертельных ДТП, растянутых на месяц.

Вторая причина страха авиакатастрофы – осознание собственной беспомощности и неспособности хоть как-то повлиять на ход событий. Практически всегда это действительно так. Однако история воздухоплавания накопила небольшое количество исключений, при которых люди выживали, падая вместе с самолетом (или его обломками) с высоты нескольких километров без парашюта. Этих случаев настолько мало, что у многих из них есть собственные странички в Википедии.

Наездница на обломках

Стюардессе авиакомпании Jugoslovenski Aerotransport (сегодня она называется Air Serbia) Весне Вулович принадлежит мировой рекорд по выживанию в свободном падении без парашюта. Она попала в Книгу рекордов Гиннесса потому, что осталась жива после взрыва самолета DC-9 на высоте 10 160 метров.

В момент взрыва Весна работала с пассажирами. Она сразу же потеряла сознание, поэтому ни момента катастрофы, ни ее деталей не запомнила. Из-за этого у стюардессы не появилось страха полетов – все обстоятельства она воспринимала с чужих слов. Оказалось, что в момент разрушения самолета Вулович зажало между сиденьем, телом другого члена экипажа и тележкой из буфета. В таком виде обломки упали на покрытый снегом склон горы и скользили по нему до полной остановки.

Весна осталась жива, хотя и получила тяжелые травмы – сломала основание черепа, три позвонка, обе ноги и таз. В течение 10 месяцев у девушки была парализована нижняя часть тела, в целом лечение заняло почти 1,5 года.

После выздоровления Вулович пыталась вернуться на прежнюю работу, но к полетам ее не допустили и дали должность в офисе авиакомпании.

Выбор цели

Выжить как Весна Вулович в коконе из обломков значительно проще, чем в одиночном свободном полете. Однако и во втором случае есть свои удивительные примеры. Один из них датируется 1943 годом, когда военный летчик из США Алан Мэги летал над Францией на тяжелом четырехмоторном бомбардировщике B-17. На высоте 6 км его выбросило из самолета, и падение затормозила стеклянная крыша вокзала. В итоге Мэги упал на каменный пол, остался жив и тут же был взят в плен потрясенными увиденным немцами.

Отличной целью падения будет большой стог сена. Известно несколько случаев, когда люди выживали в авиакатастрофах, если на их пути оказывался плотно растущий кустарник. Густой лес тоже дает некоторые шансы, но тут появляется риск напороться на сук.

Идеальным вариантом для падающего человека будет снег или болото. Мягкая и сжимающаяся среда, поглощающая набранную в полете к центру земли инерцию при удачном стечении обстоятельств может сделать травмы совместимыми с жизнью.

Почти не остается шансов на выживание при падении на водную гладь. Вода практически не сжимается, поэтому итог соприкосновения с ней будет таким же, как при столкновении с бетоном.

Спасение порой могут принести самые неожиданные объекты. Одна из главных вещей, которым учат любителей прыжков с парашютом – держаться подальше от линий электропередач. Однако известен случай, когда именно высоковольтная линия спасла жизнь скайдайверу, оказавшемуся в свободном полете из-за нераскрывшегося парашюта. Он попал прямо на провода, отпружинил и упал на землю с высоты нескольких десятков метров.

Пилоты и дети

Статистика выживания в авиакатастрофах показывает, что значительно больше шансов обмануть смерть у членов экипажа и пассажиров, не достигших совершеннолетия. С пилотами ситуация понятна – в их кабине системы пассивной безопасности более надежны, чем у остальных пассажиров.

Почему чаще других выживает дети – до конца не понятно. Однако несколько достоверных причин исследователи этого вопроса установили:

  • повышенная гибкость костей, общая расслабленность мышц и больший процент подкожного жира, защищающего внутренние органы от травм наподобие подушки;
  • небольшой рост, из-за которого голова закрывается спинкой кресла от летящих обломков. Это крайне важно, так как основная причина смертей при авиакатастрофах – травмы мозга;
  • меньший размер тела, снижающий вероятность напороться в момент приземления на какой-то острый предмет.

Непобедимая сила духа

Удачное приземление еще не всегда означает положительный исход. Не каждого чудом выжившего мгновенно находят благожелательно настроенные местные жители. Например, в 1971 году над Амазонкой на высоте 3 200 метров из-за пожара, вызванного попаданием молнии в крыло с топливным баком, разрушился самолет Lockheed Electra. 17-летняя немка Юлиана Копке пришла в себя в джунглях, пристегнутая к креслу. Она была ранена, но могла передвигаться.

Девушка вспомнила слова отца-биолога, который рассказывал, что даже в непроходимых джунглях всегда можно найти людей, если идти за течением воды. Юлиана пошла вдоль лесных ручьев, постепенно превращавшихся в реки. Со сломанной ключицей, пакетом конфет и палкой, которой она разгоняла на мелководье скатов, девушка через 9 дней вышла к людям. В Италии по этой истории сняли фильм «Чудеса еще случаются» (1974).

На борту, включая Копке, летело 92 человека. Впоследствии было установлено, что кроме нее падение пережили еще 14 людей. Однако в течение нескольких следующих дней все они умерли еще до того, как их нашли спасатели.

Эпизод из фильма «Чудеса еще случаются» спас жизнь Ларисе Савицкой, которая в 1981 году летела вместе с мужем из свадебного путешествия рейсом Комсомольск-на-Амуре – Благовещенск. На высоте 5 200 метров пассажирский Ан-24 столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К.

Лариса с мужем сидела в хвосте самолета. Фюзеляж разломился прямо перед ее креслом, и девушку отбросило в проход. В этот момент она вспомнила фильм о Юлиане Копке, которая при крушении добралась до кресла, вжалась в него и выжила. Савицкая сделала то же самое. Часть корпуса самолета, в котором осталась девушка, упала на смягчившую удар березовую рощу. В падении она находилась около 8 минут. Лариса оказалась единственной выжившей, она получила серьезные травмы, но осталась в сознании и сохранила способность самостоятельно передвигаться.

Фамилия Савицкой два раза вписана в российский вариант Книги рекордов Гиннеса. Она значится человеком, выжившим после падения с наибольшей высоты. Второй рекорд скорее печальный – Лариса стала той, кто получил минимальную компенсацию физического ущерба. Ей выплатили всего 75 рублей – именно столько по нормам Госстраха тогда полагалось выжившим в авиакатастрофе.