Общее количество выпущенных боинг 787. В чем польза схемы авиалайнера

Среди есть много разных модификаций, которые объединяются в семейства. Они отличаются по техническим характеристикам и имеют свои особенности в салоне и кабине . История компании Боинг подтверждает, что она всегда стремилась к высокому уровню безопасности своих лайнеров и предоставляемого на них комфорта.

Боинг 787 занимает в линейке их самолетов почетное место. Это широкофюзеляжный пассажирский лайнер с двумя реактивными двигателями. Его официальное название — Boeing 787 Dreamliner. Он более экономичен по сравнению с другими моделями Боингов. При его разработке был использован ряд нововведений, таких как композитные материалы.

В конце 20 века самолеты компании Боинг уже не выдерживали соперничества с новыми моделями . Поэтому нужно было представить совершенно инновационный пассажирский лайнер. Компания объявила о разработке Boeing Sonic Cruiser. Его скорость должна была быть близкой к звуковой, расход топлива не увеличивался. Последующее повышение цен на нефть воспрепятствовало этому проекту.

В новом веке компания выпустила Боинг 7Е7. У него были некоторые характеристики, как у Sonic Cruiser. Позднее его название поменяли на 787.

Новый пассажирский лайнер взмыл в небо в 2009 году. Предварительно его испытали на маршрутах в и внутри самой страны.

“All Nippon Airways” стал первой авиакомпанией , которая стала использовать эти самолеты.

В 2013 году перевозки на этих были приостановлены из-за проблем, связанных с аккумуляторами. Позднее они были продолжены.

Самые большие Боинги 787 — это модификации 787-9 и 787-10.

Характеристики самолета Боинг 787

Это низкоплан со стреловидным крылом и одноклиевым оперением. Фюзеляж на 50% состоит из композитных материалов на основе углерода.

Двигатели для него разработаны компанией Роллс-Ройс. Они отличаются малошумностью и экономичностью.

Часть систем (противообледенительная или закрылки) объединены единым блоком, что значительно снижает возможность отказа одной из них.

Плоское днище фюзеляжа позволяет брать в багажный отсек на 45% больше багажа.

В кабине пилотов есть проекционные индикаторы , которые позволяют пилотам видеть карту местности, схемы руления и заходов на взлет и посадку.

В носу самолета установлены специальные датчики для измерения уровня турбулентности , что позволяет снизить дискомфорт пассажиров при перелете.

На фото Боинг 787 Дримлайнер — это красивый и современный лайнер, чей дизайн варьируется в зависимости от компании его используемой.

Салон Боинга 787

Он увеличен на 40 см. Это позволило поставить больше кресел и сделать проходы шире. Помещения для туалетов тоже стали просторнее.

Отсеки для ручной клади теперь позволяют людям укладывать туда до четырех чемоданов с колесиками.

Иллюминаторы больше и имеют специальное затемнение.

Салон Боинга 787.

В салонах пассажиры могут пользоваться Интернетом и развлекательными программами.

Новые материалы, из которых изготовлен фюзеляж, дают возможность сохранять внутри давление на уровне 1800 м. У обычных самолетов оно держится только на 2400 м.

Воздух в салон подается электрическими компрессорами извне, поэтому и влажность сохраняется необходимая и комфортная для пассажиров.

Схема салона Боинг 787-800 показывает, что такие лайнеры могут вмещать от 250 до 330 человек.

Модификации самолета

Базовым вариантом считается Его начали использовать в 2011 году. Он может летать на расстояния до 13 600 км. В салоне могут располагаться до 250 пассажиров.

Модель 787-9 — это удлиненная версия. Он способен преодолевать маршруты в 14 100 км , а салон рассчитан на 290 мест. Он поднялся в воздух первый раз в 2013 году , а год спустя его уже стали использовать на коммерческих линиях.

Сборка 787-10-го началась в 2016 году. Количество мест в салоне увеличено до 300-330. Предназначен для коротких маршрутов (не более 12 000 км). Он появится у авиакомпаний в 2018 году.

Боинг 787 – самолет широкофюзеляжного вида, разработанный для перевозки пассажиров, Дримлайнер или «Самолет мечты», был создан специалистами «The Boeing Company». Сегодня этот лайнер пользуется огромной популярностью у авиаперевозчиков по всему миру. Причина тому — превосходные технические характеристики и приятный дизайн воздушного судна.

Краткая история

Жизнь проекта начинается в 2004 г. 26 апреля того года в СМИ был освещено новое детище Боинг – проект с кодовым названием 7E7 как усовершенствованный прототип Соник Круизер (Sonic Cruiser). Уже в январе 2005 г. было объявлено официальное наименование 7E7 – на Боинг 787 .

Через год можно было увидеть модель готового самолета со специфическим дизайном. Спустя 4 года, после серии судебных разбирательств, связанных с отсрочкой поставки деталей жизнеобеспечения самолета по вине производителей, 15 декабря 2009 г. Боинг 787 Dreamliner поднялся в воздух.

Самолет участвовал в выставках, например, на Farnborough – одном из крупнейших мировых авиасалонов. Познакомиться с интересной конструкцией Дримлайнера могли посетители МАКС-2011.

Первая поставка Дримлера произведена 25.09.2011 г. Пробное пилотирование было реализовано 2.07.2011 г. по маршруту Сиэтл – Ханэда. Тестировался самолет при участии All Nippon Airways (ANA). Официальным сертификатом, подтверждающим способность Dreamliner’а перевозить пассажиров, Боинг 787 был удостоен 26.08.2011 г. Самолет поступил в массовое производство и уже 26.10.2011 г. совершил свой первый рейс.

Боинг 787 – первый в мире самолет с монолитным фюзеляжам главной секции. В обычных сборных самолетах используется более 45 тыс. заклепок: новая модель позволила сэкономить за счет монолитности корпуса.

Общие расходы на разработку Dreamliner превысили 32 млрд. доллара.


Нереализованный проект

Интересно, что история создания Dreamliner берет свое начало в конце 1990-х гг. В это время ведущие инженеры и конструкторы Боинг пришли к выводу, что модель Боинг 767 безнадежно устарела, и что требуется новое конкурентоспособное решение – Соник Круизер (Sonic Cruiser).

К сожалению, из-за трагических событий с Башнями-близнецами 11 сентября 2001 г. дорогостоящий проект был отложен на неопределенный срок. Кроме того, не был запущен в производство Боинг 787-3 – на 295 пассажиров с дальностью полета свыше 6,5 тыс. км. Самолет должен был быть использован для перевозок на малые расстояния. Рассматривался в качестве альтернативы Аэробуса А300 и Боинга 767 в японских внутренних авиалиниях. Но судьба распорядилась иначе, и проект был закрыт 12.2010 г. в пользу модели 787/8.

Конструкция

В конструкции дальнемагистрального лайнера присутствуют композитные материалы малого веса, современные системы для связи, высокоэкономичные двигатели. По заявлению производителя, данная модель на 20% экономнее расходует топливо, по сравнению с предыдущей версией. Детали фюзеляжа Дримлайнера производятся в Вашингтоне.


В составе корпуса присутствует:

  • 50% — композитные материалы — корпус;
  • 20% — алюминий – в крыльях, двигатель и хвост;
  • 15% — сплав титана – в креплениях;
  • 10% — сталь – силовые элементы;
  • 5% — прочие материалы.

По состоянию на конец 2017 г. было произведено свыше 599 самолетов. Стоимость одного Боинга варьируется от 225 до 306 млн. долларов США.

Средняя скорость пилотирования данной модели самолета составляет 900 км в час. Высота полета варьируется от 12 до 13 км. – стандартный показатель для пассажирских перевозок.

Двигатели используются с низким уровнем шума от:

  • General Electric;
  • Rolls Royce.

Вместимость багажного отделение выше в 2 раза, чем у предыдущей модели.

Кабина пилотов

Авиакабина «Лайнера мечты» предполагает использование широкоформатных экранов для управления полетами: на них, как у военных лайнеров, действуют head-up display (HUD), фиксирующие любую информацию.


Кабина разительно отличается от всех предыдущих исполнений авторства Rockwell Collins:

  • к интерфейсу подключено 5 жидкокристаллических дисплеев;
  • 2 дисплея ИЛС;
  • стандарт Интернета Ethernet – ARINC/664, защищенная многоступенчатыми протоколами безопасности, исключающими доступ рядовых пользователей.

Такая же кабина для пилотов применяется в МС-21 и Comac C919, на космических моделях Orion.

Пилоты отмечают, что кабина проста в эксплуатации и интуитивна понятна. Энергосистема представляет собой консолидацию 7 мощных генераторов энергии:

  • аварийные – 2 шт.;
  • в реактивном двигателе – 2 шт.;
  • в турбине аварийной – 1 шт.

Батареи литий-ионные – наиболее эффективное решение для самолета, выпускает фирма GS Yuasa — 2 шт. массой 29 кг каждая. Первая обеспечивает Боинг бесперебойной подачей энергии во время нахождения на земле и способна работать в аварийном режиме при отказе генераторов. Вторая применяется для пуска двигателей в случае отключения вспомогательной силовой установки. Используется для поддержания функционирования вспомогательных авиационных систем. Не смотря на массу преимуществ у новой батарейной системы существует недостаток, связанный с более высокой по сравнению с никель-кремниевой системой пожароопасностью.

Салон самолета

Салон самолета Боинг 787 оборудован по последнему слову техники: обширные габариты внутреннего интерьера – 5,5 м., что делает его идеальным вариантом для кастомизации под нужды разных категорий пассажиров: от эконом класса до супер VIP и бизнес клиентов.


Промежуток между расположением кресел составляет:

  • 45-60 дюймов или 115-145 см. для 1 класса;
  • 90-100 см или 35-40 дюймов для класса «Бизнес»;
  • 85 см или 33 дюйма для класса «Эконом».

Наиболее распространена комбинация 3+3+3 для пассажиров класса «Эконом». Для высоких и крупных пассажиров данное расположение кресел не удобна при долгом перелете.


Размер иллюминатора, на котором, к слову, отсутствуют шторки, составляет 25 х 45 см. – это самый высокий показатель всех стандартных лайнеров. Стекло способно автоматически регулировать поглощение света в салоне. Кроме того, для пассажиров разработаны кнопки, позволяющие оперативно изменить прозрачность путем простого нажатия. В туалете шторку оставили.

В салоне самолета Боинга 787 нет лампочек! Вместо них применяется LED-освещение, цвет и яркость которого можно регулировать.

В салоне присутствует новая система регулировки атмосферного давления на уровне 1,8 тыс. м. Для сравнения, у более ранних моделей давление поддерживалось на уровне 2-2,5 тыс. м. Теперь, благодаря инновациям, в салон не попадает вредные выхлопные газы, а уровень влаги в салоне стремится к 15%. Ранее в Боинге он был на отметке 4%.


Еще одной отличительной особенностью Боинга являются увеличенный размер туалетов, который позволяет проехать даже людям в инвалидных колясках. На верхних полках в салоне можно спокойно хранить 4 огромных чемодана, а полетная система Smoother Ride Technology позволяет пассажирам чувствовать себя комфортно даже после попадания в воздушную яму и зону турбулентности.

Сенсоры в кабине самолета позволяют отследить малейшие изменения воздушного давления, а система флаперонов регулируется автоматически за счет новейших компьютерных технологий.

Схема салона

При создании учитывались следующие факторы:

  • просторность;
  • комфортный свет;
  • большие окна;
  • широкие полки для багажа;
  • наличие дисплеев у каждого пассажира.

Производство

С 2016 г. количество производимых в год лайнеров увеличено до 168. Это 14 Боинг 787 в месяц. По состоянию на май 2018 г. произведено 691 шт.

Находятся производственные мощности в Эверетте, США. Причем, по большей части на заводе происходит сборка готовых деталей. В процессе задействовано 1,2 тыс. человек.

Подрядчики компании базируются в разных областях мира. Так, крылья производят «Japanese Mitsubishi Heavy Industries», двери – французская «Latecoere», хвост – итальянская «Alenia Aermacchi» и корейская «Industries Aerospace», а шасси – объединенная британско-французская корпорация «Мessier-Bugatti-Dowty».

Детали самолета от производителя к заказчику поступают на специально созданном производственном лайнере Боинг 747 LCF DreamLifter, которых у Боинга насчитывается 4.

Ключевую роль в проекте сыграли японские инженеры: 35% всех компонентов лайнера в 2017 г. было изготовлено в Японии. Кроме того, именно японцы принимали активное участие в разработке и развитии Дримлайнера.

Модификации самолета и их стоимости

У Boeing 787 на сегодня существует 3 основные модификации:

  • Боинг 787-8 стоимостью $224,6 млн;
  • Боинг 787-9 стоимостью $264,6 млн.;
  • Боинг 787-10 стоимостью $306,1 млн.




Технические характеристики

Технические характеристики зависят от модели. Сводная информация по моделям представлена в таблице:

Модель 787-8 787-9 787-10
Дата выпуска 2010 2011 2012
Цена (в млн. $) 225 265 306
Тип базовый удлиненный самый длинный
Длина (в метрах) 56 63 69
Высота (в метрах) 17
Вместимость топлива (в тыс. л.) 124,7 139 145,6
Силовая установка Gen. Electric — GEnx/1B
Rolls Royce Trent 1k
Предельная тяга (в тс) 2X-28,6 2X-32,6 2X-34,7
Предельное число пассажиров 210 (2 класса)
250
250 (2 класса)
490
300 (2 класса)
350
Лимит потока 13 тыс. м
Расстояние (в тыс. км.) 13,6 14,1 11,9
Наибольшая масса (в тоннах) 217 245 245
Крейсерская скорость 903 км/ч при высоте 12 тыс. м
Размах крыла (в метрах) 58,8 60

Boeing 787-8

Это наиболее популярная и недорогая модель Боинга 787. Его вместимость составляет 250 человек, а длина полета — 13,5 тыс. км. Стоит такой самолет 225 млн. долларов. Дата создания: 2011 г.

Boeing 787-9

Более длинная версия 787-8. В зависимости от модификации может уместить в себе порядка 300 пассажиров. Расстояние, на которое может перевозить пассажиров данный лайнер, составляет 14 тыс. км. Стоит он 265 млн. долларов, введен в эксплуатацию в 2014 г. Является прямым конкурентом , 340/200, Локхида Л-1011 и Douglas MD 11.

Boeing 787-10

Самая длинная модификация «Лайнера мечты». Вмещает в себе до 330 пассажиров. Дальность перевозок составляет свыше 11,9 тыс. км. Первые поставки планировалось осуществить в 2018 г. Это основной конкурент Аэробуса А350-1000 при полетах на ближние расстояния и улучшенный вариант (200 и 200ER).


Преимущества Боинга 787 Дримлайнер

Главные особенности, которые позволяют выгодно дифференцировать Боинг 787 Дримлайнер среди всех аналогичных самолетов:

  • огромная вместимость;
  • экономный расход топлива;
  • высокая грузоподъемность;
  • снижение шума рабочего двигателя на целых 20%;
  • низкий вес самолета за счет более легких материалов;
  • удобство в управлении для пилотов;
  • возможность оперативного отслеживания на лобовом стекле всех параметров воздушного судна.

Вышеуказанные факторы позволяют сэкономить перевозчикам огромные суммы денежных средств. Что касается пассажиров, то новейшее оборудование, просторный салон, широкие места для багажа, приятное освещение и стильный дизайн гарантируют комфортный перелет в любую точку планеты.

Компании эксплуатанты

Число авиакомпаний, использующих данную модель самолета, переваливает за 38.

Среди наиболее популярных эксплуатантов Боинг 787:

  • American Airlines;
  • Air: Canada, Eiropa, India и Austral;
  • Aeromexico;
  • British Airways;
  • China Sothern Airlines;
  • United Airlines;
  • Norwegian Air Shuttle и многие другие.

Boeing 787 Dreamliner – самолет 21 века, который позволяет вывести пассажирские перевозки на новый уровень развития. Высокий уровень комфорта и безопасности, которые предлагают разработчики концепта Боинг 787 своим клиентам, позволяет данной модели быть на ряду с Аэробусом наиболее востребованным и экономичным самолетом своего времени.

Удачные решения и возможность выбора 1 из 3 высококлассных лайнеров серии Боинг 787, позволяет признать, что данный самолет имеет колоссальный конструкторский потенциал. Именно поэтому существует спрос на Дримлайнер во всем мире. За подобными моделями – будущее авиаперевозок.

Боинг 787 8 (Boeing 787 Dreamliner) является реактивным авиалайнером. Это один из самых комфортных пассажирских самолетов, разработанный американской компанией. Boeing 787 - единственный самолет, который выпустили из композиционных материалов. Эксплуатация воздушного судна началась 6 лет назад, и за это время компания BCAirplanes выпустила несколько модификаций модели. Воздушное судно с широким фюзеляжем и реактивными возможностями выполняет дальние рейсы. Боинг 787 пользуется особой популярностью среди узбекских авиалиний.

Еще в 2017 году в планы авиакомпании Аэрофлот вошло строительство для своего воздушного флота 22 авиалайнеров Boeing 787-8 Dreamliner (средняя стоимость одного Boeing 787-8 Dreamliner в 2013 году составляла 211.8 миллионов USD), однако свой первый из этих самолетов авиакомпания Аэрофлот получила только в 2016 году. Наиболее частыми клиентами Боинга 787 являются вьетнамские пассажиры.

Как выглядит Боинг 787 800

Основная информация о боинге 787

  • Код ICAO: B788;
  • Экипаж: 2 человека;
  • Длина: 56,7 м;
  • Размах крыла: 60,0 м;
  • Ширина салона: 5,49 м;
  • Максимальный взлетный вес: 228,000 кг;
  • Крейсерская скорость: 913 км/ч (0,85 м);
  • Дальность полета: 15,200 км;
  • Пассажировместимость: 296 (максимум).

Аэродинамика лайнера представлена низкопланом. При производстве боинга 787 800 специалисты использовали композитные материалы и экономичный двигатель для обеспечения прочности и надежности. В результате чего самолет стал более легким и удобным. Поэтому самолет расходует на 15 % меньше топлива. Как утверждают специалисты, этот авиалайнер позиционируется как замена устаревшему боингу 767.

Обзор салона Боинга 787

Боинг 787 800: схема салона

Для того, чтобы более детально изучить боинг 787, для путешественников представлена схема салона. Ширина салона составляет 5,5 метров. По расчетам, габариты салона намного больше, чем у Airbus A330, A340. Светодиодные лампы меняют свет в зависимости от стадии полета. В салоне установлена система контроля влажности, чтобы поддерживать давление. Благодаря специально разработанному двигателю с задней кромкой гондол зубчатой формы, значительно подавляется шум.

При проектировании салона специалисты воспользовались инновационными технологиями. Разработчикам удалось уделить особое внимание пространству. Салон представляет собой форму арки. Такой вариант визуально увеличивает пространство в самолете. В стандартной конфигурации этот класс оснащен широким проходом, а расположение посадочных мест осуществляется по схеме «2-2-2».

Вместимость самолета

Дальнемагистральный лайнер нового поколения рассчитан на перевозку от 235 до 330 человек на расстояние до 15 000 км. Современный Dreamliner составляет конкуренцию европейскому широкофюзеляжному лайнеру Airbus A330. Самолет делится на две категории: бизнес и эконом-класс. По схеме салона для первого класса предназначены 1 и 6 ряд.

Комфорт для пассажиров в салоне Боинга 787

В совокупность образцов Boeing 787 входят такие усовершенствования:

  • Boeing 787-3 - используется для средних расстояний с возможностью значительной загруженности.
  • Boeing 787-8 - воздушное судно с базовой комплектацией. Максимально популярен.
  • Boeing 787-9 - улучшенный удлиненный образец предыдущей модели. Оснащен лайнер большими пассажирскими местами.
  • Boeing 787-10 - только находится в процессе производства.

Размещение мест разного уровня комфортности

Пассажирский салон Boeing 787 способен размещать в себе от 210 до 330 человек (при двухклассовой компоновке, в зависимости от модификации).

Как правило, при двухклассовой компоновке Boeing 787 места бизнес-класса размещаются в передней части пассажирского салона. Для данного класса разработана специальная схема, которая обеспечивает два широких прохода. Месторасположение кресел выглядит следующим образом: схема «2-2-2». Поэтому в салоне категории бизнес-класса вмещается около 37 пассажиров. Лучшие места бизнес-класса в Boeing 787 раскладываются на 180 градусов. Мягкие и удобные кресла превращаются в уютные и комфортабельные кровати.

Все кресла бизнес-класса оснащены современными мониторами. Масштабная система дает возможность смотреть мультимедийные развлечения на высоте. Благодаря новейшим технологиям многочасовой полёт становится максимально комфортабельным. Важно отметить, что пассажиры бизнес-класса могут воспользоваться удобными, мягкими и тёплыми носками. При ночном полете выдается комплект пижамы.

Дополнительная информация! Интересным фактом является то, что в Боинге 787 нет шторок на иллюминаторах. С помощью специальной кнопки можно изменять прозрачность поляризованного стекла, из которого сделаны иллюминаторы. Меню для пассажиров бизнес-класса имеет широкий выбор как блюд, так и напитков. Тем не менее, стоит учесть, что некоторые блюда могут быть далеко не для всех. Так, например, в азиатских авиакомпаниях часто предлагают острые блюда.

Особенности салона Боинга 787

Характеристики салона эконом и бизнес-класса

И хоть места бизнес-класса - лучшие на самолёте, при бронировании билетов необходимо знать их специфику. Наименее удобными для длительных перелётов являются места бизнес-класса, находящиеся в ряду 3 (согласно схеме). Их неудобство объясняется прежде всего неудачным расположением возле туалетных помещений. Это означает, что здесь постоянно будут проходить пассажиры, а иногда могут собираться и очереди. И хоть туалеты в бизнес-классе оборудованы малошумным сливом, но звук открывающихся-закрывающихся дверей и постоянно горящий здесь свет могут существенно повлиять на качество отдыха, особенно ночью. По этой же причине достаточно неудобными для бизнес-класса являются места, расположенные в первом ряду, обозначенные литерами A, B, K и L и находящиеся прямо напротив туалетных и подсобных помещений.

Обратите внимание! Ещё одним не очень удачным вариантом являются места, расположенные в шестом ряду. Данные места располагаются вплотную у перегородки, отделяющей салон бизнес-класса от эконом-класса. Это означает, что звуки из более шумного эконом-класса будут доноситься до пассажиров данных мест, а значит со спокойным отдыхом могут быть серьёзные проблемы. Поэтому людям, желающим спокойно отдохнуть и расслабиться во время полёта, рекомендуются места 2 и 5 рядов.

За местами бизнес-класса располагается салон эконом-класса. Салонный лайнер эконом-класс имеет два прохода, а сидения располагаются согласно схеме «3-3-3». Места его представлены мягкими креслами со спинками, способными откидываться на угол, достаточный для комфортного отдыха и сна. Расстояние между сиденьями в эконом-классе, конечно, не столь большое, как в бизнес-классе, но, тем не менее, соответствует международным стандартам и позволяет спокойно вытянуть ноги даже людям с высоким ростом. Также места данного класса оборудованы комплексом аудио/видео развлечений, а также удобными мониторами, располагающимися, как правило, в спинках кресел напротив. Меню в эконом-классе Boeing 787 Dreamliner достаточно обширное и вкусное.

Наиболее удачными в эконом-классе являются места, расположенные в рядах с номерами 16 и 27. Главной особенностью этих мест является то, что впереди нет двух кресел. Пассажиры высокого роста могут максимально комфортно расслабиться на своих местах и вытянуть ноги вперед.

Обратите внимание! Разносить еду начинают с 16 ряда. Поэтому этот вариант является наиболее выигрышным. Пассажир может выбрать разнообразную еду и напитки. Как правило, в 16 и 27 рядах установлены мониторы. Раскладные столики, которые монтированы специально для приёма пищи, встроены в подлокотники, что может стать причиной неудобств. Ещё одной важной деталью является то, что здесь обычно располагаются места для пассажиров с детьми, а, следовательно, эти места не рекомендуются людям, желающим отдохнуть в полёте или не переносящим суеты.

Авиаперевозчики выполняющие рейсы

Список авиалиний, которые используют данный тип самолета:

  • «Вьетнамские авиалинии»;
  • «Аэрофлот»;
  • Air India;
  • British Airways;
  • Azerbaijan Airlines;
  • Gulf air;
  • Qatar Airways;
  • Saudia;
  • Turkish Airlines;
  • Air France;
  • Ethiopian Arlines.

При перелете на боинге 787 можно сделать вывод о том, что этот самолет значительно повышает комфорт пассажира. Безопасный дримлайнер обладает большим конструкторским потенциалом. На сегодняшний день многие влиятельные лица пользуются услугами Боинга 787. Это свидетельствует о том, что воздушный лайнер является лидером на международном рынке авиаперевозок.

Boeing 787 Dreamliner — семейство широкофюзеляжных дальнемагистральных авиалайнеров, разработанное фирмой Boeing в начале 2000-хх. Первый коммерческий авиалайнер с радикально увеличенной долей композиционных материалов в конструкции. Помимо этого, самолет оснащен множеством новейших систем и элементов, значительно улучшивших его летные и экономические характеристики.

История

В конце 1990-хх, когда Boeing активно продвигал свой новейший лайнер — Модель 777, два других его широкофюзеляжных лайнера уже не являлись лидерами отрасли. Boeing 747 и Boeing 767 быстро устаревали и требовали либо глубокой модернизации, либо полной замены. Обе эти концепции начали реализацию в начале 2000-хх. Флагман линейки должен был пройти модернизацию про программе 747X. Boeing 767 же должен был уйти на покой, уступив свое место совершенно новому и первому в своем роде трансзвуковому авиалайнеру Sonic Cruiser. При аналогичных показателях вместимости, новый самолет должен был лететь на скоростях около 1100 км/ч, не преодолевая звуковой барьер, но, все же, значительно быстрее аналогов.Проект Boeing 747X реализовывался очень медленно, большинство авиакомпаний были удовлетворены старой моделью 747-400, а в качестве нового лайнера многие ожидали европейский А380. Большим интересом пользовался Sonic Cruiser, который сулил большие выгоды операторам.

Однако, события начала XXI века не дали проекту расцвести. После терактов 11 сентября 2001 года рынок авиаперевозок сжался, а цены на нефть, а значит, на авиационное топливо резко поднялись. Скоростные харакетристики лайнеров уже не были столь важны в сравнении с характеристиками их расхода топлива. Sonic Cruiser летал намного быстрее, но довольно высокое потребление топлива убило его. В 2002 году проект был официально закрыт. Однако, многие наработки и технологии забыты не были: буквально через месяц, в 2003 году, Boeing анонсировал программу 7E7. Проект предполагал создание классического современного самолета, но с применением технологий Sonic Cruiser. Идеей нового проекта было создание дальнемагистрального и очень экономичного небольшого лайнера, позволяющего летать в небольшие аэропорты, без работы с хабами. Фактически, это было продолжение идеи Boeing 767 в условиях XXI века.

Проект 7E7 иногда можно увидеть с индексом Y2. Он является первой реализацией масштабной программы Boeing Yellowstone Project, предусматривающей обновление всей линейки самолетов фирмы. При этом, букву E в индексе обычно объясняют словами Efficient или Environmentally friendly, или просто Eight (буква была заменена цифрой 8). Летом 2003 года по итогам масштабного конкурса фирма выбрала название Dreamliner (лидерами так же были варинты: eLiner, Global Cruiser и Stratoclimber).

В 2004 году японская авиакомпания All Nippon Airways (ANA) стала стартовым заказчиком, подписав контракт на 50 самолетов с началом поставок уже в 2008 году. Изначально, контракт предполагал постаку 30 лайнером 787-3, вместимостью 290-330 пассажиров в одноклассовой компоновке (для месных перевозок), и 20 787-8 — дальнемагистральных 210-250 местных самолетов в 2-классовой компоновке (для дальних рейсов в Денвер, Нью-Дели и Москву). Модели 787-3 и 787-8 должны были быть базовыми, модель 787-9 должна была появиться спустя несколько лет.

Boeing 787 стал первым самолетом, основаня секция фюзеляжа которого является монолитной композитной деталью, а не соединением алюминиевых листов (при прочих преимуществах, это позволило отказаться от, примерно 50 тысяч заклепок, использующихся в обычных конструкциях). В качестве силовой установки были выбраны двигатели Rolls-Royce Trent 1000 и General Electric GEnx. По расчетам разработчиков, самолет должен был быть на 20% эффективнее модели 767. При этом, дальнемагистральные модели 787-8 и 787-9 должны были иметь сертификат ETOPS 330, позволяющий при отказе одного двигателя продолжать полет в течение 5,5 часов.

К 2005 году Boeing 787 имел портфель заказов уже на 237 лайнеров. Причем, Boeing предлагал модель -8 всего за $120 млн., что казалось почти ценовым демпигом. Правда, в 2007 году самолеты, все же, начали дорожать и добавили по $30-40 млн. к изначальной стоимости.

Производственная кооперация

В 2003 году было решено, что окончательная сборка лайнеров будет осуществляться на заводе Boeing в Эверетте. Особенностью нового производства является минимизация объема изготовления на самом заводе. Boeing значительно расширил возможности своих подрядчиков, которые теперь могли изготавливать довольно сложные и крупные сборные элементы конструкции. Это значительно упростило производственную линию в Эверетте, сократило время изготовления, а окончательной сборкой занялось всего около 1200 человек (примерно столько же людей работает на производстве лайнеров SSJ 100 в Комсомольске-на-Омуре). Не смотря на множество проблем на начальном этапе реализации проекта, в дальнейшем, эта схема себя начала оправдывать.

Сеть подрядчиков Boeing 787 считается одной из самых разветвленных и сложных в истории авиации:

  • Центроплан и консоли крыла — Mitsubishi Heavy Industries (Япония)
  • Горизонтальное хвостовое оперение — Alenia Aermacchi (Италия) и Korea Aerospace Industries (Республика Корея)
  • Секции фюзеляжа — Global Aeronautica (Италия), Kawasaki Heavy Industries (Япония), Spirit Aerosystems (США), Korean Air (Республика Корея)
  • Пассажирские двери — Latecoere (Франция)
  • Грузовые двери, внутренние двери салона — Saab AB (Швеция)
  • Программное обеспечение — HCL Enterprise (Индия)
  • Балки пола — TAL Manufacturing Solutions (Индия)
  • Кабельная сеть — Labinal (Франция)
  • Законцовки крыла, обтекатели механизации крыла, створки шасси, лонжероны — Korean Air (Республика Корея)
  • Шасси — Messier-Bugatti-Dowty (Франция/Великобритания)
  • Комплекс управления энергосистемой, система кондиционирования — Hamilton Sundstrand (США).

Для наращивания скорости поставок деталей от географически удаленных поставщиков Boeing модифицировал 4 лайнера модели 747-400. Эти самолеты, известные, как Boeing 747LCF DreamLifter перевозят крылья, секции фюзеляжей и другие габаритные элементы самолетов на завод в Эверетте для окончательной сборки.

Особенно стоит отметить огромную роль Японии в проекте. Фактически, на 2017 год, около 35% всех элементов и систем Boeing 787 изготавливается в Японии, в частности, практически все крыло лайнера делает Mitsubishi Heavy Industries. Японские специалисты участвовали в разработке лайнера, а Boeing не плохо сэкономил на значительных налоговых льготах от Токио.

Описание: Boeing 787 Dreamliner. История и описание лайнера мечты

Окончательная сборка первых прототипов была начата в Эверетте в 2007 году. У фирмы возникли проблемы с расчетами массы при сборке первых самолетов. Первые 6 лайнеров оказались на 2,3 тонны тяжелее, чем предполагалось. Эту пробему решили оптимизацией конструкции и заменой части стальных деталей титановыми (в 2015 году Boeing сократил количество применяемого титана для удешевления производства).

Тем не менее, не смотря на все оптимизации, огромный спрос на модель 787 вынудил Boeing нарастить план выпуска. Из-за того, что завод в Эверетее достиг своих максимальных размеров, фирме пришлось найти еще одну площадку для завода. В 2009 году Boeing нашел подходящую площадку в Южной Каролине в городе Чарльстон.

Летные испытания

В июле 2007 года первый прототип Boeing 787 прошел церемонию выкатки на заводе в Эверетте. На тот момент лайнер имел контракты на 677 единиц, что было рекордом среди широкофюзеляжных коммерческих лайнеров. Однако, на момент выкатки лайнер не был пригоден для полетов — многие системы еще не были установлены или запущены.

С подготовкой к полетам у лайнера были серьезные проблемы. На решение сложностей с поставщиками, согласования характеристик элементов и систем, а так же подготовке к началу полетов у Boeing ушло очень много времени. Видя это, а так же сталкиваясь с постоянными переносами поставок, некоторые заказчики начали требовать компенсации.

Сложности так же были вызваны огромным количеством инноваций в самолете, а значит, намного более сложной программой испытаний и сертификации. Boeing и партнеры уделяли очень много внимания исследованиям характеристик композиционных элементов самолета. Первое время было неизвестно, как поведут себя эти элементы в случае критических нагрузок, длительного использования, а ряд ученых так же опасались, что в случае пожара, новые композитные элементы начнут выделять токсичные газы.

В 2007 году был сертифицирован новый двигатель Rolls-Royce Trent 1000. Спустя полгода сертификат получил двигатель General Electric GEnx-1B. Вскоре, двигатели стали устанавливать на самолеты для испытания энергосистем.

В 2009 году первый полностью собранный прототип прошел тест на имитацию полета для испытания всех систем. Характеристики были удовлетворительными, однако, превышение массы лайнера над плановым (почти на 8%) привело к сокращению дальности полета до 12 800 км (планировался показатель около 15 000 км). Это привело к тому, что некоторые авиакомпании начали отказываться от поставок первых лайнеров, ожидая, когда Boeing решит проблему перевеса в последующих сериях.

Наконец, в декабре 2009 года (с отставанием от изначального графика на 2 года) Boeing 787 Dreamlier совершил первый испытательный полет с аэродрома Paine Field завода в Эверетте.

Программа летных испытаний включала 6 самолетов: 4 с двигателями Trent 1000 и 2 c двигателями GEnx-1B64. Полеты были развернуты на полный план после завершения прочтностных испытаний крыла: оно выдержало нагрузку на 150% превышающую предельную рассчетную и не разрушилось (при этом крыло было изогнуто на 7,6 метра от положения покоя).

Первым международным показом самолета было авиашоу Фарнборо 2010. В то время было заявлено, что первый лайнер будет передан японской ANA в 2011 году. При этом, для ускорения испытаний в группу тестовых самолетов включили еще 2 борта.

В ноябре 2010 года один из прототипов совершил вынужденную посадку в Техасе из-за задымления салона и угрозы пожара. Оказалось, что возгорание электрики в одном из отсеков было вызвано попаданием посторонних предметов. После модификации электрики и программного обеспечения, полеты были возобновлены.

В процессе испытаний постоянно выявлялись проблемы с новыми системами. Это приводило к сдвижкам в плане поставок. К 2011 году Boeing еще не завершил сертификацию лайнеров. К лету Boeing и авиакомпания ANA провели совместный испытательный тур одного из лайнеров — самолет совершил 1707 полетов и посетил 14 стран по всему миру.

Boeing 787-8 с двигателями Rolls-Royce получил сертификаты типа от FAA и EASA в августе 2011 года. Сертификация продлилась 18 месяцев — вдвое дольше изначального плана.

Начало эксплуатации

На момент завершения сертификации Boeing подготовил производственные линии на заводах в Эверетте и Чарльстоне. Предполагалось, что они смогут выпускать по 10 лайнеров в месяц, однако, у фирмы возникли проблемы с местными профсоюзами касательно условий работы персонала (наращивание объема производства с 2 до 10 лайнеров в месяц ужесточило условия работы), что привело к задержке производства. Первый Boeing 787 покинул завод в Южной Каролине весной 2012 года.

В декабре 2011 года один из прототипов совершил испытательный полет на максимальную дистанцию из Эверетта в Дакку (Бангладеш). Самолет пролетел 19 830 километров. Это был рекорд дальности для лайнеров размерности 787-ого (он побил рекорд А330 — 16 903 км). Аабсолютный рекорд для коммерческих лайнеров остался за Boeing 777 — 21 602 км.

Первый серийный 787-ой был передан авиакомпании ANA в сентябре 2011 года. Спустя несколько недель самолет приступил к выполнению коммерческих рейсов из Токио в Гонконг. Билеты на первый рейс продавались на аукционе и самый дорогой из них был продан за $34 тысячи. Дальние рейсы из Токив в Франкфурт начали выполняться в 2012 году.

По итогам первого периода эксплуатации ANA заявила, что лайнер с двигателями Trent 1000 сжигает на 21% меньше топлива, чем Boeing 767-300ER. Позже, по итогам эксплуатации в United Airlines подсчитали, что в рассчете на одно пассажирское кресло, лайнер оказывается на 6% экономичнее, чем А330.

Вскоре, вскрылась очередная проблема. Новая вспомогательная силовая установка APS5000 была экономичнее всех аналогов, но, как оказалось, она довольно сильно нагревалась при длительной работе в аэропорту. В большистве случаев это было незаметно, но, как оказалось, в случае полетов на малые дистанции ВСУ не успевало охладиться и перегревалось при повторном запуске. Тем не менее, эта проблема была быстро решена модификацией конструкции и изменением наземных процедур.

На этом проблемы не закончились. В 2012 году выявилось множество сбоев в работе двигателей GEnx из-за чего некоторое время самолеты с этой силовой установкой не летали. В 2014 году после изменения процесса изготовления композитных элементов Mitsubishi Heavy Industries выявили ошибки в производстве, которые могли привести к появлению микротрещин в концструкциях крыла. В итоге, 42 еще не поставленных самолета были проведены через процедуры проверки и исправления дефекта. Проблема была решена, но самолеты отстали от графика поставок на несколько недель.

Тем не менее, общие показатели надежности лайнеров продолжали рости и, к 2015 году достигли показателя в 98,5% (в начале эксплуатации он составлял около 96%). В 2013 году самолеты проводили в воздухе 5 часов, а к 2014-ому уже 12. В 2017 году надежность достигла 99,3%.

При этом, авиакомпании, видя, что лайнер наиболее эффективен на дальних дистанциях стали ставить его на рейсы максимальной дальности, которые ранее обслуживались большими самолетами: Lockheed L1011, Boeing 747 и Airbus A340. Будучи меньшим по вместимости самолетом, Boeing 787, тем не менее, оказался намного более гибким и эффективным.

К лету 2017 года Boeing поставил 565 лайнеров: 340 модели -8 и 225 модели -9. 39 авиакомпаний ипользуют эти лайнеры на 983 маршрутах по всему миру. Самолет так же используется на рекордном по дальности рейсе Перт (Австралия) — Лондон (Великобритания) авиакомпании Qantas протяженностью в 14 499 километров.

Рынок и производственные расходы

Стоимость программы 787 Dreamliner оценивается в $32 млрд. Предполагается, что программа себя окупит после поставки, примерно 1100-1200 самолетов.

План производства предполагает достижение темпа в 14 единиц ужемесячно (168 в год) к 2019 году. К этому времени Boeing удасться сократить расходы за счет увеличения объемов выпуска и оптимизации бизнес-процессов, а так же нарастить поставочную стоимость лайнеров. Предполагается, что доходная маржа с продажи каждого самолета составит около 30% (20% у 737 и 25% у 777). При этом, ряд экспертов считают, что Boeing не удасться значительно улучшить экономику двух заводов, расположенных в разных концах США, а конкуренция с A350 и A330neo не даст значительно увеличить стоимость лайнеров.

Конструкция

Boeing 787 — широкофюзеляжный дальнемагистральный авиалайнер, оснащенный двумя двигателями. Будучи, по общей конструкции, классическим современным авиалайнером, он включает в себя множество новейших решений, значительно улучшивших его летные и экономические показатели.

Основным новшеством является широчейшее применение композиционных материалов. Около 50% сухой массы самолета — композиты, 20% — алюминиевые сплавы, 15% — титановые сплавы, 10% стали и, около 5% другие материалы.

Алюминий применяется, преимущественно в передних кромках крыла, хвостового оперения и двигателей. Титан применяется в креплениях пилонов и в двигателях, в то время, как часть силовых элементов выполнена из стали. Большая же часть планера выполнена из углеродных композитов и стекловолокна.

Отличительными внешними особенностями нового лайнера можно назвать опущенную носовую часть, усовершенствованные гребневые законцовки крыла и мотогондолы с пилообразными шевронами. Конструкция рассчитана на полеты на скоростях около 900 км/ч на стандартных коммерческих высотках 12-13 км.

Летные системы

Главной особенностью бортового комплекса Boeing 787 является совершенно новая архитектура электрики, в первую очередь, климат-контроля. В отличие от других пассажирских самолётов, где воздух для подачи в салон отбирается от двигателей, в 787-ом воздух подается компрессорами из окружающей среды. Это позволило значительно снять дополнительную нагрузку с двигателей и повысить их КПД. Электросистема, общей мощностью в 1,45 мВт активно применяется в приводах стабилизаторов, системах запуска двигателей и тормозах. Помимо этого, антиобледенительная система так же была заменена — вместо потока горячего воздуха лед оттаивают специальными нагревающимися элементами.

Самолет оснащается новой автоматизированной системой стабилизации полета в условиях турбулентности. Эта система нова для гражданской авиации, хотя довольно давно была создана для стабилизации полета бомбардировщиков B-2 Spirit.

Boeing 787 имеет полноценный комплекс электродистанционного управления (fly-by-wire). Будучи значительно модернизированной, она, фактически, является наследием аналогичного комлекса у Boeing 777.

Кабина пилотов самолета совершенно новая и значительно отличается от аналогов предыдещего поколения. Интерфейс представляет собой пять больших многофункциональных ЖК-дисплеев, а так же два ИЛС-дисплея уже в базовой комплектации (ИЛС ранее предлагался в качестве опции). Что интересно, подобные кабины, разработанные фирмой Rockwell Collins для Boeing 787 в различных модификациях так же применяются на МС-21, Comac C919 и некоторых других новых самолетах, а так же, дисплеи и ИЛС с этой кабины устанавливаются на космических кораблях Orion, создающихся Lockheed Martin и NASA. Классическим решением в новой кабине остался штурвал — на сайд-стик Boeing не переходит.

Главными поставщиками авионики нового лайнера являются Honeywell, Rockwell Collins и Thales.

Для обеспечения значительно возросшего информационного потока используется комплекс Ethernet стандарта ARINC 664. Причем, часть этой сети используется для подключения пассажиров к интернету в полете. В 2008 году FAA заявляло о своих опасениях, что пассажиры смогут в полете вмешаться в работу систем лайнера, однако, Boeing исключил такие риски так как пассажирская сеть физически отделена от систем защищенных особыми протоколами систем самолета.

Энергосистема

Не смотря на отказ от подключения климата кабины от двигателей самолета, стоит развеять расхожее мнение, что Boeing 787 питается исключительно от литий-ионных батарей. Возросшее энеропотребление так же увеличило потребности в выработке. Энергосистема лайнера имеет сразу 7 генераторов: по 2 в двигателях, 2 аварийных в ВСУ и 1 на аварийной турбине.

Литий-ионные батареи электросистемы самолета поставляет японская корпорация GS Yuasa. Батарейный комплекс составлен из двух батарей массой по 28,5 кг. Первая батарея — основная, применяется для обеспечения энергоснабжения самолета на земле, если двигатели и ВСУ отключены, а так же, в аварийном режиме, может обеспечивать самолет энергией при отказе всех семи генераторов самолета (что, практически, невозможно). Вторая батарея используется для запуска двигателей, если ВСУ отключен, а так же поддерживает работу вспомогательных систем.

Применение литий-ионных батарей позволило упростить облсуживание и повысить КПД энергосистемы. Стоит отметить, что новшеством является применение именно литий-ионных батарей, а не сама по себе идея батарей. Например, похожий батарейный комплекс уже давно используется на Boeing 777, но там применяются никель-кадмиевые батареи, которые тяжелее, крупнее и имеют меньшую мощность. Литий-ионные же батареи эффективнее и ранее использовались фирмой в ее космическом бизнесе. Тем не менее, не смотря на преимущества, литий-ионные батареи имеют и недостатки, в первую очередь, риски перегревов и возгорания, что несколько раз оказывалось проблемой для Boeing 787.

Композитные материалы

Boeing 787 — первый коммерческий авиалайнер, получивший композитный фюзеляж, крыло и большое количество элементов планера. В каждом самолете используется около 35 тонн углероных полимеров. Преимуществом этого материала является более высокая прочность при меньшей массе в сравнении с металлическими сплавами. Кроме того, более высокая прочность позволила оптимизировать конструкцию лайнера и улучшить его аэродинамические характеристики.

Большая часть технологий создания композитных элементов была наработана еще при разработке трансзвукового лайнера Sonic Cruiser, а так же при разработке вертолета RAH-66 Comanche (в нем доля композитов достигала 60%).

Проблемой такого масштабного применения композитов является недостаточный опыт его применения в ряде конструкций. Например, в отличие от металлов, углеродные композиты очень слабо проявляют повреждения или последствия усталости материала, что оценивается, как риск несвоевременного обнаружения проблем. При создании лайнера A350 XWB, концерн Airbus так же активно применял композиты, но не стал их распространять на ряд важных элементов конструкции, поступив консервативно, но снизив риски. Так же, ряд специалистов высказывают опасения, что в случае повреждения фюзеляжа, его более твердые элементы будут легче разрушаться, а в случае пожара композиты будут выделять токсичные газы.

Тем не менее, стоит подчеркнуть, возможно, черезмерную драматизацию проблем. Композиционные материалы хоть никогда и не использовались в таких масштабах, но, все же, не являются новшеством в авиации и опыт их применения не подтверждает многих опасений. Для обеспечения же, превентивного контроля рисков Boeing несколько расширил программы послепродажного обслуживания лайнеров (процедуры известны под названием 787 GoldCare).

Двигатели

Boeing 787 оснащается двумя двигателями тягами. Опционально, заказчики могут выбирать модели General Electric GEnx-1B или Rolls-Royce Trent 1000. Тяги двигателей колеблются в промежутке от 28,5 до 34,7 тс в зависимости от модификации самолета.

Среди основных новшеств можно отметить отсутствие системы отбора воздуха, усовершествованным комплексом борьбы с шумом, а так же наличием сразу двух генераторов в каждом двигателе.

Для снижения шума Boeing применил наработки ряда исследовательских программ, проведенных ранее с NASA. В конструкцию двигателей внесены новые, более эффективные звукопоглощающие материалы, а так же, конечно, новые, пилообразные шевроны, обеспечивающие более мягкое смешивание реактивной струи с окружающей атмосферой. Благодаря этому, уровень шума от лайнеров в зоне аэропорта редко превышает 80-85 дБ, что, в среднем, на 10 дБ меньше, чем у Boeing 767 и Airbus A330 (при том, что 787-ые самые тяжелые в классе и их двигатели мощнее).

Но даже с таким количеством новшеств двигатели продолжают развиваться. В 2016 году Rolls-Royce начала летные испытания двигателей Trent 1000 TEN. Этот двигатель является улучшенной версией двигателя Trent 7000 от A330neo (который является улучшенной версией Trent XWB от A350, который, в свою очередь, является улучшенной версией базового Trent 1000 от Boeing 787 такой вот круговорот движков в природе). Модели 1000 TEN будут иметь тягу до 35,7 тс.

Интерьер

Ширина салона Boeing 787 составляет 5,5 метров, что значительно больше ширины салона Boeing 767 (4,72 м) и, уже близко к салону Boeing 777 (5,84 м). В среде конкурентов, салоне превосходит А330 (5,28 м), но уступает А350 (5,61 м).

Салоны лайнеров имеют очень широкие возможности к кастомизации, поэтому у разных авиакомпаний салоны могут довольно сильно друг от друга отличаться. Схемы рассадки могут иметь вариации: 1-2-1, 2-2-2, 2-3-2 в бизнес-классе, и 3-2-3, 2-4-2, 3-3-3 в эконом классе. Шаг кресел варируется от 46 до 61 дюйма (120-150 см) в первом классе, от 36 до 39 дюйма (91-99 см) бизнес классе, и от 32 до 34 дюймов (81-86 см) в эконом-классе. 32 дюйма стандарт эконом-класса у большинства авиакомпаний.

Самой выгодной и популярной для авиакомпаний является схема 3+3+3 в эконом-классе. Подобные же схемы применяются на Boeing 777 и Airbus A350, но из-за более узкого салона, подобная схема у Boeing 787 считается тесноватой. Так что, если вы высокий и широкоплечий человек, путешестве на дальние дистанции на Лайнере мечты в такой компоновке вряд ли будет для вас полетом мечты.

Иллюминаторы Boeing 787 имеют размеры 27 на 47 см и считаются самыми большими среди гражданских лайнеров. Это стало возможно благодаря преимществам более жесткого композитного фюзеляжа — стало возможно увеличить иллюминаторы без дополнительного усиления конструкции. Еще одним преимуществом новых иллюминаторов является отсутствие шторок: вместо них используется электрохроматическое остекление — в стекло иллюминатора внесены частицы, способные менять степень светопоглащения при электрическом воздействии. На деле, пассажры могут менять прозрачность иллюминаторов нажатием кнопки. Хотя полностью непрозрачным стекло все равно не становится, так что у иллюминатора в туалате все же оставили шторку.

Еще одним новшеством салона является полное отсутствие лампочек. За освещение отвечает сеть LED-осветителей. Вообще, такая технология в авиации не нова: в качестве опции такие элементы уже давно ставятся на Boeing 777 и некоторые лайнеры Airbus, но теперь она используется более масштабно и внедрена уже в базе. Освещение может менять цвета, что полезно для повышения уровня комфорта.

Не смотря на то, что Boeing отказался от использования классической системы подачи воздуха черед двигатели, новая электрокомпрессорная атмосферная система создает в салоне давление, соответствующее высоте, примерно 1800 метров (салоны большинства старых самолетов имеют давление, соотвествующее высоте около 2-2,5 километров). Уровень влажности в салоне может регулироваться экипажем в зависимости от количества пассажиров, но, в среднем, поддерживается на уровне 15% (раньше уровень влажности находился на уровнях около 4%). Во-многом этим преимуществам самолет снова обязан композитному фюзеляжу, который может выдерживать большее внутренее давление и не подвержен коррозии. Так же, конечно, качество внутренней атмосферы поддерживается довольно сложной системе внутренних фильтров и кондиционеров, а отсутствие классической системы отбора воздуха из силовой установки исключает попадание в салон вредных газов из двигателей.

Модификации

Первой и базовой версией лайнера является модель 787-8, появившаяся в 2009 году. Позже, в 2013 был создан удлиненный вариант 787-9, а следом идет самый крупный вариант 787-10, проходящий сейчас испытания. В сертификационных документа ICAO они числятся под индексами B788, B789 и B78X.

Изначально Boeing предполагал создать довольно скромный по своим характеристикам, но очень экономичный лайнер модели 787-3. Он должен был вмещать 290-330 пассажиров и летать на дистанции до 5 650 километров. Самолет должен был прийти на смену Boeing 757-300 и Boeing 767-200, а для обеспечения возможности работы с слаборазвитыми аэродромами предполагалось уменьшить его размах крыла, заменив гребневые законцовки классическими винглетами. Однако, столь малая дальность оказалась невостребована авиакомпаниями и преимущества самолета этого не изменили: к 2010 году операторы заменили заказы на модель -3 моделью -8 и проект был закрыт в пользу старших самолетов семейства.

Boeing 787-8 — базовый вариант. Самолет вмещает 242 пассажира в 2-классовой компоновке и 359 в одноклассовой при пределе в 381. Дальность полета при стандартной компоновке составляет 13 621 километр. Самолет является самым маленьким и легким в семействе (если, конечно, 227,9 тонн можно считать легкостью). Boeing 787-8 был выведен на рынок в 2011 году и пришел на замену лайнерам Boeing 767 моделей 200ER и -300ER. Самолет довольно популярен, примерно треть всех заказов приходится на эту версию, а на конец 2017 году уже 346 таких летают в парках авиакомпаний.

Boeing 787-9 — увеличенный вариант, оказавшийся, сейчас, средним в семействе. Фюзеляж лайнера был удлинен на 6,1 метра (62,81 против 56.72 у модели -8). Помимо этого, самолет стал тяжелее на 26 тонн (до 254 тонн). Вместимость при этом составляет 290 пассжиров в двухклассовой компоновке и 406 в одноклассовой, при пределе в 420 человек. Дальность полета при этом немного возросла и достигла 14 140 километров. Что интересно, увеличения дальности удалось добиться не за счет увеличения количества топлива, а за счет внедрения новой системы активного управления пограничным слоем и улучшения аэродинамики лайнера. При всей похожести лайнеров моделей -8 и -9, эти самолеты имеют очень много конструктивных различий: крыло, фюзеляж и многие системы были переработаны и улучшены.

Boeing 787-9 является заменой старшему в Boeing 767-400ER и прямым конкурентом европейским Airbus A330. Самолет впервые взлетел в 2013 году, а в 2014 был передан стартовому закзачику — авиакомпании Air New Zealand. На конец 2017 года поставлено 254 лайнера этой модели.

Boeing 787-10 стал результатом активного лоббирования со стороны Emirates и Qantas. Он изначально не планировался, но после создания оказывается несколько за пределами своей ниши, вступая в конкуренцию с старшими моделями: Airbus A350-900 и Boeing 777-200ER.

Фюзеляж самолета снова был удлинен на 5,47 метра (68.28 против 62,81 у модели -9). Вместимость при этом достигла 330 пассажиров в 2 классовой компоновке при максимуме в 440 человек. Количество топлива в баках лайнера осталась прежней, так что, дополнительная масса стоила ему дальности, сниженной до 11 908 км.

Конструкционно, модель -10 унифицирована с моделью -9 на 95%, а удлинение фюзеляжа было достигнуто добавлением двух секций в передней и хвостовой его части. Шасси так же было усилено, а двигатели форсировали до тяги в 34,7 тс.

На конец 2017 года Boeing проводит сертификационные испытания, в которых участвует 3 самолета: 2 с двигателями Trent 1000 TEN и 1 с форсированным двигателем GEnx-1B. Сборка самолетов будет проводиться в Чарльстоне, Южная Каролина. Поставки начнутся в начале 2018 года.

Другие модификации

К началу 2020-хх Boeing предполагает создание нескольких дополнительных модификаций лайнеров, в том числе, грузовых и специальных транспортов. В 2009 году фирма предлагала свой новейший самолет в качестве бортов №1 и №2 ВВС США для перевозки высших должностных лиц, но военные, пока предпочитают использовать проверенные временем машины.

Эксплуатация

На конец 2017 года Boeing располагает портфелем заказов на 1283 самолета модели 787 из которых, к лету 2017 года 565 уже поставлены: 340 модели -8 и 225 модели -9. 39 авиакомпаний ипользуют эти лайнеры на 983 маршрутах по всему миру. Самолет так же используется на рекордном по дальности рейсе Перт (Австралия) — Лондон (Великобритания) авиакомпании Qantas протяженностью в 14 499 километров.

Крупнейшими операторами являются ANA (59), Japan Airlines (33), United Airlines (32) и Qatar Airways (30).

Проблемы в эксплуатации и инциденты

На конец 2017 года Boeing 787 не оказывался участником серьезных аварий или катастроф, приводивших к разрушению самолета или гибели людей. Тем не менее, будучи совершенно новым лайнером, вобравшим в себя большое количество новых технологий, в начальные периоды эксплуатации самолет оказался подвержен «детским болезням».

В начале эксплуатации самолеты авиакомпаний ANA и United Airlies несколько раз отправлялись на проверки Boeing из-за проблем с топливной системой (вплоть до учетек) и сбоев в электрике. Позже возникали сложности с датчиками, бортовыми локаторами и двигателями самолетов. В 2016 году при подготовке к вылету у самолета Ethiopian Airlines произошло заклинивание и повреждение передней стойки шасси: самолет получил небольшие повреждения, а в салоне поранился бортпроводник.

Самой известной же проблемой Boeing 787 были аварии, вызванные новыми литий-ионными батареями. В 2013 году при выполнении рейса на борту лайнера авиакомпании ANA появились признаки пожара. Самолет совершил вынужденную посадку в аэропорту Такамацу и эвакуирован. Проверка показала, что возгорание произошло в одном из батарейных блоков. Через некоторое время то же самоле произошло с лайнером авиакомпании JAL. На тот момент эти авиакомпании эксплуатировали 24 самолета — половину всех поставленных Дримлайнеров. Вскоре, FAA издало директиву, выводящюю весь парк Boeing 787 из эксплуатации до выяснения причин аварий.

После проведения расследования и испытаний оказалось, что ресурс батарей в самолетах составляет около 52000 летных часов, а не миллион, как заявлялось в Boeing. Причиной аварий стал недостаток литий-ионной схемы батарей — будучи более эффективными, они так же являются менее стабильными и, в случае, нарушения режима работы могут загораться, а предусмотренные меры безопасности оказались неэффективны.

Проверке и пересмотру подверглись схемы батарей, системы их обеспечения, а так же их производства в Boeing в компании-изготовителе батарей — японской GS Yuasa. Идея замены литий-ионных батарей на никель-кадмиевые была отброшена, так как такие батарейные блоки были бы крупнее и весили бы втрое больше.

Компании приняли дополнительные меры безопасности и модернизировали батарейные блоки. К концу 2013 года FAA провел дополнительные сертификационные испытания лайнеров и внес изменения в эксплуатационную документацию. Тем не менее, в Японии уже в 2014 году в процессе технического обслуживания еще дважды обнаруживались следы перегрева батарей, но, после внедрения нового оборудования и методов обслуживания, такие инциденты прекратились.

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Boeing 787 Dreamliner
Тип дальнемагистральный пассажирский самолет
Модификция 787-8 787-9 787-10
Силовая установка GE0 GEnx-1B
RR Trent 1000
Тяга двигателей 2 X 28,6 тс 2 X 32,6 тс 2 X 34,7 тс
Максимальное число пассажиров 242 (2 класса)
381 максимум
290 (2 класса)
420 максимум
330 (2 класса)
440 максимум
Практический потолок 13 100 м
Дальность полета 13 621 км 14 140 км 11 908 км
Максимальная взлетная масса 227,9 т 254 т 254 т
Крейсерская скорость 956 км/ч т
Размах крыла 60,12 м
Длина 56,72 м 62,81 м 68,28 м
Высота 17,02 м

Boeing 787 Dreamliner –это самолет нового поколения, который был разработан взамен Боинга 767.В настоящее время многие авиакомпании мира уже пополнили свой авиапарк Боингом 787. К сожалению, российские авиакомпании пока не имеют возможность предложить полеты на данном самолете своим пассажирам. Однако в списки заказчиков попали такие авиакомпании, как и . Так в чем превосходство нового дальнемагистрального лайнера Вы узнаете в нашей статье.

Boeing 787 (Боинг 787) история

Boeing 787 Dreamliner (Боинг 787 Дримлайнер) –является широкофюзеляжным двухдвигательным дальнемагистральным реактивным пассажирским самолетом, разработанным американским концерном Боинг в апреле 2004 года, взамен модели самолета Боинга 767. Изначально проект производства и разработки Boeing 787 Dreamliner обозначался как 7E7. Первый показ самолета Боинг 787 был осуществлен 08 июля 2007 года на заводе в городе Эверетт, Вашингтон, США. Однако первый тестовый полет состоялся лишь 15 декабря 2009 года. СертификациюBoeing 787 прошел 26 августа 2011 года. Разработка Boeing 787 Dreamliner осуществлялась совместно с зарубежными компаниями, в том числе при участии российских компаний.

По состоянию на март 2016 год всего произведено 393 единиц Боинга 787.

Всего заказов от авиакомпаний поступило на 1 139 единиц.

План продаж Boeing 787 Dreamliner , установленный до 2030 года, произвести 3300 единиц.

Boeing 787 (Боинг 787) преимущества и недостатки


  • Сверхэкономичен в использовании топлива по сравнению с предыдущими моделями Боинг
  • Стреловидность крыльев с переменным изгибом законцовок увеличивают подъемную силу на 2% по сравнению с Боингом 767
  • Багажное отделение на 45% позволяет больше разместить багажа по сравнению с Боингом 767
  • Уровень шума снижен на 60% за счет установления двигателя нового поколения
  • Модель легче и прочнее за счет изготовления материалов фюзеляжа на основе углерода
  • Кабина пилотов полностью обновлена, установлены проекционные индикаторы, два экрана для каждого пилота, датчики на измерение турбулентности и подают сигнал на установку углов отклонения элеронов
  • За счет увеличения длины фюзеляжа увеличена пассажировместимость
  • Изменена система наддува салона, что более комфортно находиться пассажирам при полете на борту.

Из чего состоит конструкция самолета Boeing 787 Dreamliner

  • 20% алюминий
  • 5% титан
  • 50% композиты (углеродные волокна)
  • 10% сталь
  • 5% другое

23.04.2016 установлен дефект в двигателе , требующий срочного ремонта и замены в 176 самолетах.

Какова же цена самолета Boeing 787 (Боинг 787)?


Хотите купить Boeing 787 , тогда это информация для Вас:

  • Boeing 787 -8 стоимость от 218,3 млн. долларов США
  • Boeing 787-9 , стоимость от 257,1 млн. долларов США
  • Boeing 787-10 стоимость от 297,5 млн. долларов США

Авиакомпании России, которые эксплуатируют Boeing 787 (Боинг 787) по состоянию на 25.09.2014

По состоянию на 25 сентября 2014 года российских авиакомпаний эксплуатантов нет. Однако, заключены договора на поставку Boeing 787 Dreamliner следующими российскими авиакомпаниями:

  • в количестве 22 единицы модели Boeing 787-8
  • в количестве 4 единицы модели Boeing 787-8

Также в заказчиках есть авиакомпании стран СНГ, такие как:

  • Азербайджанские авиалинии (AZAL ) в количестве 2 единиц модели Boeing 787-8
  • Air Astana в количестве 3 единицы модели Boeing 787-8
  • Uzbekistan Airways в количестве 2 единицы модели Boeing 787-8

Основные авиакомпании-эксплуатанты Boeing 787 (Боинг 787)

  • Air India
  • All Nippon Airways
  • Airlines
  • Japan Airlines
  • Ethiopian Airways
  • United Air Airlines
  • LOT Polish Airlines
  • Lan Airlines
  • Thomson Airways
  • Airways
  • Hainan Airlines

Boeing 787 (Боинг 787) модификации (модели)

Boeing 787 Dreamliner имеет 4 следующие модификации:

  • Boeing 787-3 –является первой базовой моделью, которая должна была стать заменой Боинга 767 с пассажировместимостью 296 человек и максимальной дальностью полета 6500 км. Однако вариант не производится.
  • Boeing 787-8 – модель с пассажировместимостью до 250 человек с дальностью полета 15700 км. Явился заменой Боинга 767-300ER.
  • Boeing 787-9 - модель имеет фюзеляж длиннее на 7,5 метров предыдущей модели с увеличенной дальностью до 16 299 км и максимальной пассажировместимостью до 290 человек.
  • Boeing 787-10 - модель с увеличенной пассажировместимостью до 330 человек за счет удлиненной фюзеляжа с максимальной дальностью полета 13 тыс. км. Самолет был представлен в 2013 году на авиационной выставке в Ле-Бурже и предполагает заменить Боинг 777-200, Боинг 777-200ER и конкурента Аэробус А350-1000. Начало первого производства модели запланировано в 2017 году.

Boeing 787 (Боинг 787) схема и фото салона








Boeing 787 (Боинг 787) технические характеристики

Технические характеристики

Boeing 787-3

Boeing 787-8

Boeing 787-9

Boeing 787-10

Длина фюзеляжа (метр)

55,5

55,5

68,9

Крейсерская скорость (число махов)

Тип двигателя

2 x Rolls-Royce Trent 1000 или 2 x GE Genx

2 x Rolls-Royce Trent 1000 или 2 x GE Genx

2 x RR Trent 1X88-77 или 2 x GE Genx

Грузовая вместимость (тонна)

Максимальная взлетная масса (тонна)

263,5

216,5

244,9

244,9

Дальность полета при полной загрузке (км.)

6500

15699

16299

13000

Размах крыла (метр)

51,6

58,8

Пассажировместимость (человек)

290-330

210-250

250-290

300-330

Высота (метр)

16,5

16,5

16,5

16,5

Диаметр фюзеляжа (метр)

5,77

5,77

5,77

5,77

Ширина салона (метр)

5,49

5,49

5,49

5,49

Служебный потолок (метр)

13000

13000

13000

13000

Запас топлива (литр)

124700

124700

138700

145685

Аварии и катастрофы Boeing 787 (Боинг 787)

За всю историю с даты создания первого Boeing 767 и по настоящее время (25.09.2014) катастроф и аварий не было.

Однако были в 2013 году приостановлены полеты действующих Боингов 787 из-за следующих происшествий не повлекших гибель людей и нарушения конструкций самолетов.

происшествие

дата

причина

тестовый полет

23.12.2009

неисправность системы выпуска шасси

вынужденая посадка в аэропорту Моузес-Лейк, штат Вашингтон США

19.02.2010

резкое снижение тяги в одном из двигателей

испытательный полет,вынужденая посадка в аэропорту Лоредо, штат Тихас,США

10.11.2010

задымление в пассажирском салоне

посадка в аэропорту, Япония

06.11.2011

неверное срабатывание датчика работы клапана гидравлической системы

отмена рейса Окаяма - Токио

05.09.2012

появление белого дыма из левого двигателя

вынужденая посадка в аэропорту Лондона, Великобритания

14.12.2012

неполадка в электрической системе-обнаружен дефект

Аэропорт в Бостоне, США

07.01.2013

Аэропорт в Бостоне, США

08.01.2013

утечка топлива

Аэропорт Токио, пония

09.01.2013

неисправность тормозной системы

аэропорт Миядзаки, Япония

11.01.2013

утечка масла в левом двигателе

аэропорт Мацуяма, Япония

11.01.2013

образование трещины на лобовом стекле кабины пилотов

аэропорт Нарита, Токио, Япония

13.01.2013

утечка топлива

экстренная посадка в аэропорту Такамацу, Япония

16.01.2013

возгорание аккумуляторной батареи

Аэропорт Куала-Лумпур, Малайзия

22.02.2016

аварийная посадка из-за проблем с правым двигателей авиакомпании Nippon Airways , следовавшей рейсом Куала-Лумпур-Токио. На борту находилось 203 пассажира + 11 членов экипажа-никто не пострадал

Аэропорт Будапешт, Венгрия

22.01.2015

аварийная экстренная посадка из-за проблем с правым двигателей авиакомпании Эйр Индия (рейс Лондон-Мумбаи)На борту находилось 227 пассажира + 10 членов экипажа-никто не пострадал

Аэропорт Отопень, Бухарест, Румыния

09.07.2016

экстренная аварийная посадка самолета в связи с проблемой в двигателе авиакомпании Airways (рейс Осло-Доха). Все 254 пассажира на борту не пострадали

К концу 2013 году недочеты были исправлены и полеты возобновились.