Как летит самолет через воздушные ямы. Воздушная яма что это

На вопрос Что такое "воздушные ямы" ,в которые попадают самолеты при полете? заданный автором *@ Екатерина @ * лучший ответ это Термик - восходящие потоки воздуха в атмосфере Земли, вызванные нагреванием приземного слоя воздуха под воздействием лучей Солнца или других факторов.
Как известно из школьного курса физики, воздух при нагревании расширяется, сохраняя при этом свою массу. плотность воздуха при этом уменьшается и нагретый воздух под действием Архимедовой силы поднимается вверх. Солнечные лучи, проходя через воздух, частично поглощаются молекулами составляющими воздух. В результате этого поглощения воздух нагревается, но величина этого нагрева не идет ни в какое сравнение с нагревом поверхности Земли солнечными лучами. Чем темнее поверхность, тем большую часть солнечного света она поглотит, и тем больше она нагреется. По этому сильнее всего нагреваются пашня и асфальтовая дорога, чуть меньше нагреются скалы и здания, а лес и вода нагреются значительно слабее. Снег и лёд практически не нагреваются, отражая почти весь солнечный свет.
Получается следующая картина - солнечные лучи нагревают поверхность Земли, поверхность Земли нагревает приземный слой воздуха, нагретый слой воздуха поднимается вверх, на место нагретого воздуха притекает холодный воздух и все повторяется. Но поверхность Земли неоднорона и нагревается она по разному, соответственно и воздух нагревается по разному - где-то сильнее, где-то слабее. Более прогретый воздух быстрее поднимается вверх и образует область восходящего потока.
Утром, когда первые лучи солнца нагрели участок поверхности Земли с большей поглощающей способностью, например скалу в поле, вокруг него начинает нагреваться слой воздуха. Через некоторое время эта часть воздуха взлетит вверх в виде пузыря теплого воздуха. По форме он в точности напоминает пузырёк воздуха в воде, всплывающий вверх.
Когда солнце хорошо прогрело учаcток Земли, воздух начинает прогреваться очень быстро и пузыри воздуха сливаются в одну непрерывную струю воздуха, направленную вверх. Получается невидимая труба, в которой воздух поднимается на высоту от нескольких сотен метров до нескольких километров. На этой высоте воздух значительно холоднее, чем у земли, и поднявшийся теплый воздух перемешиваясь с холодным быстро остывает. Это вызывает образование тумана - конденсацию водяного пара, что мы видим в виде появившегося в чистом небе облака.
Остывший на высоте воздух теряет плавучесть и начинает опускаться вниз, образуя вокруг восходящего потока воздуха кольцевой слой нисходящего воздуха. Опустившись, холодный воздух опять нагревается. Получился воздушный насос на солнечной энергии, перекачавающий воздух от земли вверх и обратно. Причем работает он и после захода Солнца, до тех пор пока участок земли остается нагретым.
Данное явление, работающее на явлении воздушной конвенкции, в авиации получило название ТЕРМИК. При попадании самолета в термик самолет испытывает воздействие аэродинамических сил, которые создают перегрузку. Пассажирами эта перегрузка воспринимается как толчки вверх и вниз, которые им объясняются наличием в воздухе «воздушных ям» .
Птицы и пилоты планеров используют термики в качестве своеобразного лифта, поднимающего их вверх без затрат энергии. Для этого всего лишь надо найти в воздухе невидимую струю воздуха, определить где у неё центр и начать кружиться вокруг этого невидимого центра струи.

В этой статье рассмотрим почему самолет может попасть в "болтанку" и чем турбулентность отличается от воздушных ям.

Турбулентность и попадание самолета в воздушную яму - не самые приятные моменты полета, но запоминаются они надолго. При попадании в воздушную яму, самолет резко опускается на несколько метров вниз. В этот момент пассажиры могут испытать на себе свободный полет, в точности как космонавты. Только длится это совсем недолго, обычно не превышает секунды. Ощущение попадания самолета в воздушную яму можно сравнить с тем, что при ходьбе делая очередной шаг, вы не заметили, что поверхность земли оказалась ниже.

Иллюстрация к описанию сравнения воздушной ямы


Это происходит из за разности плотности и скорости воздушных потоков. Самолет, пролетая границу между быстрым и медленным потоком рискует попасть в воздушную яму (см картинку ниже).

Попадание самолета в воздушную яму


Турбулентность - это беспорядочные потоки воздуха, та самая "болтанка". Беспорядочные - потому что они часто меняют свое направление потока и это может быть связано с некоторыми факторами:
  • Изменение атмосферного давления
  • Различная температура встречаемых воздушных масс
  • Струйное течение воздуха
  • За горами, воздух выталкивается на высоту из за гор (см. рисунок)

Образование турбулентности


При попадании в турбулентность советую не паниковать и выполнять все предписания Командира воздушного судна и бортпроводников. Ситуация конечно не приятная, но бояться ее не стоит. Желаю Вам приятных полетов!

19.02.2018, 12:56

Передвигаясь на земле большинство людей чувствуют себя спокойно и уверено. Заметив яму на дороге можно оценить ее размер, глубину, предугадать опасность, которую она представляет, принять необходимые меры предосторожности. В воздухе ситуация иная, люди испытывают тревогу. Наиболее пугающими кажутся воздушные ямы при полете, так как неизвестность и отсутствие контроля над ситуацией основные факторы страха. Что это за явление воздушные ямы, откуда они берутся, их особенности и насколько глубоко можно провалиться в них расскажем подробнее. Турбулентность

Пассажиров пугает когда самолет внезапно начинает подбрасывать и трясти - это физическое явление называют турбулентностью. Она абсолютно неопасна. Существуют различные виды турбулентности. При прохождении воздушного судна через некоторые виды облаков может ощущаться лёгкая тряска. Это и есть воздушные ямы. Эти явления абсолютно неопасны. Скопления грозовых туч могут подвергнуть лайнер более серьезным нагрузкам. Однако подобные зоны легко выявляются локатором. Пилот не полетит в область с грозовыми тучами, он их постарается обогнуть. Перед каждым рейсом летчик в обязательном порядке проходит брифинг и узнает сводку погоды. Также другие воздушные суда рассказывают по рации о зонах болтанки, так летчики между собой называют воздушные ямы и турбулентность, и экипаж вносит коррективы в маршрут.

Как влияет профессионализма экипажа на комфортность перелета?

Тряска и ее сила не зависят от навыков, опыта или квалификации пилота. Большую часть перелета судно пилотирует автопилот. Повлиять на силу болтанки могут размеры и скорость самолета. Так пассажиры больших авиалайнеров в меньшей степени ощущают турбулентность и воздушные ямы.

Стоит ли бояться воздушных ям, зон турбулентности?

Влияние турбулентности и воздушных ям в обязательном порядке учитывается при конструировании самолётов. Конструкция воздушного судна успешно справляется с нагрузками подобного рода. Поэтому, несмотря на неприятные ощущения, описанные явления неопасны для людей, находящихся на борту.

Меры предосторожности

Турбулентность и воздушная яма в самолете неопасны. Несмотря на болтанку и потерю высоты все технические системы судна будут работать в штатном режиме. Однако во время тряски люди могут терять равновесие, падать, травмироваться. Это основная угроза, которую несут ямы в воздухе. Поэтому очень важно соблюдать технику безопасности и выполнять команды экипажа. Обязательно выполняйте распоряжения «Вернитесь на место», «Пристегните ремни безопасности». Во время болтанки оставайтесь на своём месте. Эти простые предосторожности помогут избежать проблем.

При попадании самолета в воздушную яму пассажиру кажется что лайнер падает. На самом деле это обман собственного организма, в реальности самолет смещается меньше чем на метр. Ощущение глубоко провала возникает по причине того, что вестибулярный аппарат человека не приспособлен к полетам и не может корректно реагировать. Так же из-за скорости все движения ощущаются особенно сильно, как например, по-разному ощущается пересечение «лежачего полицейского» на скорости в 10 и в 80 км/час. То есть размер препятствия не меняется, меняется скорость, и она меняет ощущения.

Подводя итоги

Готовясь к полету, помните о том, что современные самолеты - безопасный транспорт. Их конструкция учитывает все возможные внешние нагрузки. Поэтому бояться тряски не стоит. Воздушные ямы, турбулентные потоки - естественные широко распространенные явления, не несущие ни малейшей угрозы лайнеру и здоровью пассажиров.

Пассажиры самолета Москва-Бангкок пострадали в воздухе, борт «Аэрофлота» попал в воздушную яму

Порядка двух десятков россиян, отправившихся на отдыха в Таиланд, оказались в больницах Бангкока после приземления рейса «Аэрофлота» из Москвы. Оказалось что во время полета борт попал в воздушную яму, что и стало причиной травмирования пассажиров. С ситуацией уже разбирается российское посольство.

Как сообщил источник в Таиланде, российский Boeing 777 попал в воздушную яму неожиданно, еще до начала снижения. В это время еще обязательной команды пристегнуть ремни для пассажиров не поступало, поэтому многие из них были не пристегнуты, кто-то вообще передвигался по салону. В результате сильного толчка самолет сместился на 100-200 метров, а часть пассажиров выкинуло в проход между креслами. При падении они и получили травмы. При этом от удара включился аварийный режим и над некоторыми креслами были выпущены кислородные маски.

Как передает «Интерфакс» в основном пострадали те пассажиры, которые находились в хвостовой части самолета. После посадки самолета незамедлительно были отправлены в больницу те пострадавшие, кто получил серьезные травмы, включая переломы. Вопрос с госпитализацией остальных пострадавших сейчас решается.

Всего на борту находилось более 300 человек, посадка прошла в штатном режиме, среди экипажа пострадавших не было. В настоящее время борт уже вылетел в Москву обратным рейсом.

В сообщении на сайте «Аэрофлота» говорится, что рейс SU270 Москва-Бангкок попал в воздушную яму за 40 минут до посадки. При этом сообщается, что это была так называемая «Турбулентность ясного неба», которая возникает не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью и метеорологический локатор не может уловить ее приближение. Поэтому экипаж не мог заранее предупредить пассажиров об этой опасности. В сообщении также говорится, что ежегодно в мировой гражданской авиации фиксируется около 750 случаев турбулентности в ясном небе.

В свою очередь агентство РИА «Новости» передает, что по данным дежурного консула посольства России в Таиланде, пассажиры самолета из Москвы получили «переломы, ушибы, вывихи, сейчас они находятся в больнице». В лечебное учреждение приехали и сотрудники российского посольства, включая заведующего консульским отделом.

Посольство РФ в Таиланде открыло горячую линию после того, как самолет «Аэрофлота», выполнявший рейс Москва-Бангкок, попал в сильнейшую зону турбулентности. В результате инцидента, по последним данным, пострадали 25 человек.

«Сотрудники посольства уже находятся в больнице, туда же направлен переводчик», - цитирует ТАСС посла РФ в Таиланде Кирилла Барского. Он сообщил, что всю информацию можно получить, обратившись по телефону российской дипмиссии в Бангкоке +66-2-223-498-24

По словам очевидцев, когда самолет попал в воздушную яму, многие были не пристегнуты или стояли в проходах между креслами - именно эти пассажиры получили самые серьезные травмы. По словам Барского, компания «Аэрофлот» выплатит компенсацию всем пострадавшим.

Текст: Михаил Верный,

В результате нарушения нормальных условий обтекания крыла воздушным потоком (срыва потока с крыла).

В условиях нормального обтекания крыла потоком воздуха создается достаточная подъемная сила и самолет ведет себя устойчиво. При нарушении нормального обтекания крыла подъемная сила резко падает и самолет «сваливается с потока» - самопроизвольно меняет углы тангажа и крена (опускает/задирает нос, наклоняется вбок). Сваливание с большой вероятностью может перейти в штопор .

К сваливанию приводит превышение максимально допустимых углов атаки , что может произойти в результате падения скорости самолета, работы рулями, изменения плотности и направления потока воздуха и т. п. Эффект сваливания используется при выполнении фигур пилотажа на спортивных и военных самолетах. В гражданской авиации сваливание относят к аварийным ситуациям и принимают меры к его избежанию (особая конструкция крыла, сигнализация АУАСП, предупредительная тряска штурвала и т. п.).

В непрофессиональной среде сваливание более известно как «воздушная яма».

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Воздушная яма" в других словарях:

    Резкое падение курсов ценных бумаг после информационного сообщения негативного характера. По английски: Air pocket См. также: Информационная асимметрия Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Англ. air pocket резкое падение курсов ценных бумаг после негативного сообщения неэкономического характера. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    - (Pocket air, air lock) термин для обозначения предполагаемых ям, в которых наблюдается внезапное падение самолета вниз, не зависящее от управления самолетом. В действительности это падение объясняется вертикальными воздушными течениями,… … Морской словарь

    воздушная яма - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN downdraftDD … Справочник технического переводчика

    воздушная яма - Резкое изменение плотности воздуха, вызывающее неожиданный бросок самолета в полете … Словарь по географии

    - (англ. air pocket) (сленг.) резкое падение курсов ценных бумаг после информационного сообщения негативного неэкономического, например политического, характера … Энциклопедический словарь экономики и права

    Жарг. бирж. Неустойчивое положение, в котором оказываются фондовые ценности с внезапным падением их курса. БС, 32. /i> Из авиационной терминологии … Большой словарь русских поговорок

    акция воздушная яма - Акция, цена которой имеет тенденцию резко падать в результате появления на рынке негативной информации, например об ожидаемом снижении доходности ценных бумаг. Владельцы акций стремятся освободиться от скомпрометированных ценных бумаг и находят… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

    ЯМА, ямы, жен. 1. Углубление, вырытое или образовавшееся в земле. «Вырыта заступом яма глубокая.» И.Никитин. Картофельная яма (для хранения картофеля). Угольная яма (для жжения древесного угля). Помойная яма. Выгребная яма. 2. Специально… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? ямы, чему? яме, (вижу) что? яму, чем? ямой, о чём? о яме; мн. что? ямы, (нет) чего? ям, чему? ямам, (вижу) что? ямы, чем? ямами, о чём? о ямах 1. Яма это большое углубление в земле. Глубокая,… … Толковый словарь Дмитриева