Михайловский сад где. История

Заложенный еще при Петре I, не раз переделанный, Михайловский сад ныне восстановлен по концепции архитектора Росси, самой удачной из всех. Соседство с популярнейшими достопримечательностями Санкт-Петербурга привлекает сюда желающих отдохнуть на природе от суеты мегаполиса. Прямо от Михайловского дворца расстилается аккуратно подстриженный газон, окруженный зеленеющими деревьями.

Наглядная схема, изображающая Михайловский сад в его нынешнем облике, содержит и ряд исторических сведений. На планшете размещены планы паркового комплекса разных лет, начиная с основания в 1717 году. Дополняется информация фотографиями процесса реконструкции, выполненной на рубеже тысячелетий, после того, как Михайловский сад стал подразделением Русского музея.

Возврат к задумкам Росси воплощен в планировке, сочетающей регулярный сад французского типа по периметру с английским пейзажным парком в центральной части. Восстановлен засыпанный пруд и протока, облагорожены откосы водоемов. Обновлены и маленькие шедевры великого архитектора – павильон пристани и чугунный мостик через протоку между прудами, названные его именем.

Чтобы рассмотреть, как Михайловский сад с зеленым массивом выглядит на фоне городских достопримечательностей, уже не нужно искать снимки из космоса. Современная техника, управляемая с земной поверхности, предоставляет прекрасные виды с высоты птичьего полета. Оператор делал снимки со стороны Марсова поля, захватив объективом самые значимые строения на окружающей территории.

Slider with alias mikhaylovskiy sad 1 not found.

Читатели обзора без особого труда различат и Русский музей, и храм Спаса на Крови, и Михайловский дворец. Нескольких снимков вполне достаточно для того, чтобы найти Михайловский сад среди этих заметных строений.

Пришедшие в Михайловский сад после его реконструкции отмечают значительные изменения не только в сооружениях и водоемах. Парк стал гораздо лучше просматриваться за счет уборки больных и старых деревьев, ликвидации излишнего количества молодых растений стихийного размножения.

Традиции регулярных садов предполагают поддержание именно такого облика насаждений, не допускают неконтролируемого зарастания площадей. Можно по-разному относиться к такому подходу, но он соответствует первоначальному художественному замыслу знаменитого Росси.

В чем изменился Михайловский сад

Пристальное внимание сейчас уделяется содержанию лужаек и газонов, траву регулярно стригут, высаживают растения, разнообразящие ландшафт. Как пример – использование многолетников, ранее в наших парках не встречающихся, как разнообразные хосты. На одной из аллей пришедшие в Михайловский сад видят на стволе дерева и возле него срезы деревьев разного возраста и размера.

Что обозначает эта подборка, можно только догадываться, видимых табличек с пояснениями не наблюдается. Возможно, демонстрируется динамика увеличения диаметра стволов по годам жизни деревьев. Либо близкое рассмотрение срезов позволяет определить причину ликвидации больных экземпляров?

Некоторым противоречием концепции регулярного парка является размещение здесь статуй, тем более деревянных. Раньше Михайловский сад не был выставочной площадкой, и скульптуры в нем не расставлялись. Это замечание никоим образом не критикует увиденное, тем более что статуи явно привлекают любителей снимков на необычном фоне – трава-то вся истоптана.

Еще одна группа фигур встречается дальше, это плоские силуэты карикатурных форм. Вполне возможно, что скульптуры и силуэты остались после одного из международных фестивалей Императорские сады России, которые Михайловский сад проводит примерно десяток лет. Устроители мероприятия принимают к размещению самые экстравагантные идеи в области ландшафтного дизайна.

Наш сайт будет благодарен за разъясняющий комментарий сведущему в неясных нам вопросах, особенно по поводу срезов деревьев.

Slider with alias mikhaylovskiy sad 2 not found.

Постоянные посетители парка отмечают также уменьшение количества садовых скамеек на его аллеях. Связано ли это с убеждениями о здоровом образе жизни, пропагандой пеших прогулок или иными соображениями – остается догадываться.

Не утративший привлекательности как натура для художников, Михайловский сад не может обеспечить всех любителей рисования посадочными местами. Находчивые живописцы обзавелись складными стульчиками и самостоятельно обеспечивают комфортные условия для любимого занятия. Иногда художники и их неожиданные натурщики становятся настоящими находками для сюжетов фотографов.

Slider with alias mikhaylovskiy sad 3 not found.

Художники располагаются не только на парковой территории, многие рисуют Михайловский сад со стороны, с противоположного берега Мойки. Сюда они с удобствами добираются на речном такси, прихватив с собой складные мольберты и прочие принадлежности.

Михайловский сад хранит творения Росси

Знаменитый архитектор построил в числе прочих работ Михайловский дворец для великого князя, в котором позднее заговорщики умертвили Павла Первого. Предлагали ему участвовать и в конкурсе проектов храма на месте гибели императора Александра II (будущего Спаса на Крови), но мастер был слишком занят. Однако оформление обширной территории между этими постройками, включая площадь Искусств, прилегающие улицы и Михайловский сад – дело рук Карла Росси.

Ему удалось создать замечательный ансамбль, со временем сгладивший в памяти людей связанные с этими местами трагические события. Росси определил расположение аллей паркового комплекса, он же создал уникальную систему циркуляции воды. В нее входили каналы у Михайловского дворца, а также пруды и протоки Михайловского сада.

Уникальным сооружением является сравнительно небольшой чугунный мостик, переброшенный через протоку между прудами в саду. В Санкт-Петербурге это единственный мост с литыми несущими балками из чугуна, этот же сплав использован для ажурного ограждения парапетов.

Береговые устои моста Росси выполнены из кирпича и отделаны блоками известняка, на них покоятся пять балок решетчатой конструкции. Парапеты закреплены на нескольких украшенных барельефами тумбах по каждой стороне пролета. Больше столетия конструкции моста были засыпаны грунтом вместе с протокой и прудом, однако вновь отливали только несколько второстепенных элементов.

Авторству Росси принадлежит пристань на реке Мойке — павильон, заказанный мастеру императорской семьей для отдыха после водных прогулок на лодках. Сейчас гранитная пристань успешно служит причалом для прогулочных катеров, которые в обратном направлении имеют гораздо более скромный причал.

Slider with alias mikhaylovskiy sad 4 not found.

Следует заметить, что движение любых судов по воде левостороннее, из-за этой традиции в Англии так же движутся и автомобили. Павильон состоит из двух помещений со сквозной колоннадой между ними и общего перекрытия, а в Михайловский сад выходит полуротонда с полукруглой лестницей.

Не покидайте Михайловский сад без осмотра решетки

Одной из ярких достопримечательностей, украшающих Михайловский сад, считают чугунную решетку со стороны канала Грибоедова и храма Спаса на Крови. Проект выполнил архитектор собора Парланд, сумевший добиться гармонии ограждения со стоящим напротив живописным храмом-памятником погибшему императору. На гранитном основании расставлены кирпичные колонны в виде башен, отдаленно напоминающих церковные элементы.

Искусно выкованная решетка в виде растительного орнамента словно висит в воздухе, нет обычных направляющих в виде вертикальных или горизонтальных прутьев. Отличный пример ручной работы русских кузнецов, сумевших из нагретого металла создать произведение искусства. Удовлетворение от посещения природного оазиса в центральной части Санкт-Петербурга теперь можно считать максимально возможным, и поход захочется повторить.

Бывшего в свое время хозяйственными угодьями - пруды для разведения рыб, оранжереи с экзотическими фруктами для августейших особ, погреба с винами, специально были завезены даже соловьи . В 1712 году выстраивается дворец для Катерины Алексеевны, названный «Золотыми хоромами» .

Анна Иоанновна обустраивает на территории сада своеобразный питомник , где растут, так называемые «запасные» деревья, и заводит собственный «ягдгартен» - охотничий участок для придворных утех с зайцами и оленями.

Позже для Елизаветы Петровны Б.Растрелли строит Летний дворец и «Царицынский» сад Ее величества перепланируется в регулярный, с главной аллеей, ведущей к Невскому. В саду устраивают карусели, горки, качели, выставляют павильоны, разбивают цветники и клумбы. В 1743 году изобретательный зодчий представляет императрице новый проект - сад-лабиринт с фонтанами и скульптурами , а за царским дворцом разбивают два фигурных пруда, фонтан и узорный цветник .

При Павле I строится новый замок-крепость на месте дворца Елизаветы, но сад и его сложившиеся функции - плодовая (на западе территории) и парадно-прогулочная не меняются.

Когда в 1817 году начинается строительство Михайловского дворца сад снова перепланируют , придают «пейзажный» характер , в северной части сада устраивают английский луг, а на месте прежних «Золотых хором» строится павильон- пристань. Сейчас это павильон К.Росси, руководившего тогда всем проектом Михайловского замка. К.Росси сохраняет в своем проекте сада участки Растрелли и Леблона (первого проектировщика 3-его Летнего сада).

Сам Михайловский замок по проекту обносится двумя рядами стриженых деревьев.
Тогда и сам сад стал называться Михайловским(как и его замок), но на какое-то время среди петербуржцев ходило неформальное название - сад Елены Павловны . Так звали супругу великого князя, вместе с которой он превратил и дворец, и сад в места великосветских встреч и празднеств.

В 1898 году Михайловский сад становится общедоступным в связи с переходом Михайловского дворца в статус Русского музея . Интересна табличка, которая тогда размещалась при входе - "Собакам и солдатам гулять воспрещается" .

В советское время Михайловский сад становится обычным парком с хаотически растущими деревьями и кустами , в 1922 году он переименован в неудобоваримое - сад МОПР (Международная организация помощи борцам революции).

Последняя реконструкция Михайловского сада проходила в 2002/4гг, она восстановила проект планировки великого К.Росси, украсив его павильон копиями бюстов 19 века К.Брюллова, А.Иванова.

Справка Государственного Русского музея

Михайловский сад - один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII — первой трети XIX вв., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей садово-паркового искусства на одной территории — регулярного или «французского» и пейзажного или «английского».

Во времена Петра I территория, на которой теперь располагается Михайловский сад, называлась «шведским садом». Он был подарен императором супруге Екатерине. На том месте, где сейчас находится павильон-пристань, построенный по проекту К.Росси (наб. р. Мойки), располагался дворец императрицы - «Золотые хоромы». В середине XVIII столетия, во времена правления Елизаветы Петровны, было проведено переустройство сада по проекту Ф.-Б. Растрелли. Сохранившиеся до наших дней в юго-восточной части сада два больших водоема имели геометрическую форму, а за ними располагался большой сад-лабиринт, простиравшийся до самого Невского проспекта.

В XIX в. сад меняет свой облик с «регулярного» на «пейзажный» и становится частью ансамбля Михайловского дворца - яркого примера архитектурного единства здания и природного ландшафта, созданного по замыслу великого зодчего Карла Росси.

Михайловский сад был закрытым частным владением и стал доступен для посещения горожан с момента основания Русского музея, в 1895 году. В 1999 году, практически полностью утратив свой исторический облик, стал частью Русского музея. XXI век - точка отсчета новейшей истории Михайловского сада. Пройдя масштабную реконструкцию, он начал свою жизнь не только как уникальный памятник ландшафтной архитектуры, но и как современное музейное пространство, своеобразный зеленый зал под открытым небом.

Которые становятся объектом для фотосессий и селфи.

Михайловский сад имеет два входа:

  • Со стороны Садовой улицы, напротив Михайловского замка
  • Со стороны канала Грибоедова , здесь ориентиром служит храм Спаса на крови .

Лучше всего начинать прогулку по Михайловскому саду со стороны храма Спаса на крови, пройдя от Невского проспекта по набережной канала Грибоедова. Здесь расположен вход с красивой оградой с уникальной решеткой.

Режим работы Михайловского сада в 2019 г.

  • с 1 мая по 30 сентября - с 10:00 до 22:00
  • с 1 октября по 1 апреля – с 10:00 до 20:00
  • с 2 по 30 апреля – закрыт на просушку

Стоимость билетов в Михайловский сад в 2019 г.

Вход бесплатный.

Решётка Михайловского сада

Кованая решетка Михайловского сада выглядит нежной и легкой, хотя выполнена из тяжелого металла. Цветы и узорчатые завитки словно контрастируют с массивными колоннами и основанием из красного кирпича. Ворота в Михайловский сад украшены изразцами с изображениями цветов и диковинных птиц.

Интересно, что автор этого прекрасного творения точно не известен, но полагают, что ограда была выполнена по замыслу архитектора Альфреда Парланда, создавшего также и Спас на крови . Строительство храма проходило в конце XIX - начале XX века на месте, где в 1881 году был убит император Александр II . Ограда также была установлена в это время. На ней установлена табличка, напоминающая об этом трагическом событии.

Ажурным рисунком решетки можно полюбоваться только со стороны храма Спаса на крови. Если Вы войдете в Михайловский сад со стороны Михайловского замка, то заметите, что ограда там намного проще.

Описание

Михайловский сад - это памятник ландшафтной архитектуры, созданный великим мастером Карлом Росси в 1825 году. В планировке сада сочетается два стиля: регулярный (французский) - по периметру сада и пейзажный (английский) - в центральной его части. Здесь множество лужаек и деревьев, пруд неправильной формы. В то же время мы встретим и элементы французского стиля – скульптуры, ровные газоны и клумбы с цветами. Площадь садовой зоны составляет 9,4 га.

Михайловский сад - это единственное место в Санкт-Петербурге, где сохранился стиль императорского сада. Не зря на его аллеях ежегодно проходит международный флористический фестиваль «Императорские сады России».

Обычно праздник проходит в период Белых ночей . В это время сотни композиций и арт-объектов из растений всевозможных цветов украшают просторы Михайловского сада, который становится зоной отдыха, развлечений и творчества. Здесь проходят выставки и различные культурные мероприятия.

В то же время в обычные дни Михайловский сад - одна из самых уютных и спокойных зеленых зон Санкт-Петербурга, место тишины и умиротворения. На его территории установлены скамейки, имеется детская площадка. Пожалуй, самое живописное место здесь – это пруд в английском стиле (неправильной формы) и чугунный мостик Росси . Как правило, здесь много чаек, а по водной глади неторопливо плавают утки.

Благодаря белому цвету и ажурному узору решетки, мостик выглядит нежным и легким. Это любимое место для фотосессий и, конечно, оно особенно популярно во время свадебных церемоний.

Павильон Росси в Михайловском саду

По проекту Карла Ивановича Росси (или Карло ди Джованни) в восточной части парка на берегу Мойки были построены гранитная пристань и павильон , представляющий собой два квадратных здания, соединенных сквозной колоннадой. От павильона к воде вела гранитная терраса-пристань, огражденная ажурной чугунной решеткой.

После водной прогулки великокняжеские суда причаливали к пристани. Члены царской семьи и их гости направлялись в павильон. Здесь они отдыхали, пили чай и играли в карты. Во время прогулок здание служило местом укрытия от дождя или жары.

В настоящее время в одном из помещений устроено кафе, посетить которое может каждый желающий.

Первоначально павильон имел серый цвет, а сейчас строение жёлтое. В павильоне установлен бюст создателя павильона, архитектора Карла Росси. Также рядом со зданием Вы увидите бюсты художников Карла Брюллова и Александра Иванова.

Из истории

С основанием Санкт-Петербурга городская территория стала обустраиваться. Здесь от Невы до нынешнего Невского проспекта простирались Летние сады. На месте нынешнего Михайловского сада находился Третий Летний сад.

  • В 1712 году в Третьем Летнем саду, там, где сейчас находится павильон Росси, Петр I построил для своей супруги Екатерины I дворец – Золотые хоромы. Сад вокруг дворца назвали Царицыным, его засадили фруктовыми деревьями и кустарниками, привезли сюда редких птиц, а в вырытых прудах разводили рыбу
  • При Елизавете Петровне (дочери Петра Первого и Екатерины I) сад получает регулярную планировку. Его центральная часть стала местом развлечений, здесь установили качели и карусели, насыпали горки для катания. Деревья и кусты стали стричь по форме геометрических фигур, разбили цветники, на аллеях появились скульптуры, построили павильоны и баню на берегу Мойки
  • В 1819 году Карл Росси начинает масштабные работы по созданию ансамбля Михайловского дворца . Благоустройство Михайловского сада проходило в 1822-1825 годах. Наряду с регулярной планировкой здесь появился и пейзажный (английский) стиль ландшафта. Так, у северного фасада дворца был устроен английский луг, появились лужайки и пруды произвольной формы. На месте Золотых хором, на набережной Мойки был сооружен традиционный для пейзажного парка павильон с гранитной пристанью, известный как павильон Росси .

Михайловский сад стал подарком императора Александра I младшему брату князю Михаилу Павловичу. Хозяйкой всего ансамбля стала его супруга Елена Павловна. В честь князя дворец и сад были названы Михайловскими. Но неформально сад часто называли садом Елены Павловны.

Здесь великокняжеские особы отмечали памятные события и праздники, совершали конные прогулки. В 1898 году после того, как наследники князя Михаила продали дворец в казну, в здании разместился Русский музей .

Михайловский сад стал доступным для широкой публики после победы Октябрьской революции. В те времена на воротах висело объявление «Собакам и солдатам гулять воспрещается».

В советское время это был обычный парк со сценой-эстрадой, павильонами и площадками для детей.

Во время Великой Отечественной войны Михайловский сад спас многие произведения искусства, здесь были зарыты скульптуры и памятники, среди них и конный памятник Александру III (сейчас находится у входа в Мраморный дворец). Все произведения искусства уцелели, в то время как многие деревья были уничтожены взрывами бомб. В настоящее время, благодаря усилиям реставраторов, в целом, Михайловский сад выглядит также, как и почти 200 лет назад.

Уникальный образец раннего русского Модерна в Петербурге:

Кованая ограда Михайловского сада у храма Воскресения на Крови (Спас на Крови).

Цветное фото выполнил по уникальной технологии фотограф последнего царя Сергей Михайлович Прокудин-Горский в 1907 году сразу после установки ограды (строители ещё не убрали временную электрическую линию).

он безвозвратно утрачен.

Кованая железная ограда выполнена в 1903-1907 годах на Петербургском художественно-слесарном заводе «Карл Винклер».

Автор ограды точно не известен. Вероятно, это автор Спаса на Крови архитектор Парланд. Красивые цилиндрические колонны облицованы глазурованным кирпичом двух тонов. На колоннах стилизованные фонари, как шапки.

За 80 лет из-за скверного петербургского климата половина металлических конструкций была утрачена,облицовочный кирпич потрескался.

В конце "лихих" 90-х была проведена грандиозная реставрация (Спонсор - табачная компания J. T. International). История реставрации напоминала детективный роман: мастера вели скрупулезные изыскания, заново раскрывали секреты старых технологий...

Так, в архивах был найден негатив на серебре, по которому установили, что на воротах должен располагаться вензель Александра III и императорская корона (очевидно, вензель и корону сняли в советское время по идеологическим причинам).

На основании этих же фотоматериалов восстанавливали фонари на пилонах и большие кованые листья в центре кованых ворот.

Александр Борзов‎

Александр, вы все сказали правильно.Просто эту ограду реставрировала моя мастерская. ООО Стек- Творческая мастерская Вьюнова Геннадия.

Что касается проекта ограды - действительно, точно не известно кто рисовал.

Но первый вариант в эскизах был. Я его нашел в архиве. Он был очень простой, совсем не похожий на настоящий.Исполняла работу действительно мастерская Винклера.

На некоторых звеньях стоит клеймо. Но самое интересное другое. На двух отреставрированных звеньях стоят рядом два личных клейма. Запомните эти фамилии- ДОБРЯНОВ, и НИКИТИН.

Теперь можно себе представить, что это были за мастера, если сам Винклер разрешил им их поставить

Геннадий Вьюнов

Зимой и так очень эффектная ограда

приобретает фантастически неземную красоту!

В прошлом круизном посте мы с anni_lj съездили на . А в этом посте мы на следующее утро после этой самой экскурсии начинаем второй день нашей стоянки в Петербурге - едем в Михайловский сад.

Одно из моих любимых стихотворений о родном городе - это Мирон Левин:

Михайловский замок у Летнего сада,
Каштаны и цирк и Михайловский сад.
Вот то, что мне надо. Мне больше не надо.
Верните мне город и замок назад.

Первоначально на территориях нынешних Летнего и Михайловского садов, сада вокруг Инженерного замка и Инженерного сквера располагались сельские поселения, а также поместье и охотничьи угодья шведского ротмистра Конау - об этом свидетельствует план 1698 г. В 1716-1717 гг. архитектор Ж.-Б. Леблон по заказу Петра I выполнил Генеральный план трех Летних садов. Первый и второй сады находились на территории ныне существующего Летнего сада. Третьим был сад, где находился дворец Екатерины I. Территория, на которой теперь располагается Михайловский сад, входила в состав третьего Летнего сада и называлась «шведским садом».

Решетка Михайловского сада с растительным орнаментом была возведена одновременно с собором по проекту архитектора А. Парланда.

Очень красивая, нет ей аналогов

чугунное кружево

Ворота в сад

Ограда сада была отреставрирована в 2002 году, а ворота и фонари - в 2006. С сайта реставратора: "Работы по восстановлению кованых ворот Михайловской ограды начались с поиска архивных документов. В архиве Русского Музея был найден негатив, на котором можно было рассмотреть вензель Александра III, два фонаря на пилонах и большие кованые листья в центре композиции. На основе этих фотоматериалов был сделан проект реставрации памятника. <...> Все детали ворот и фонарей выкованы методом горячей ручной ковки по старинным технологиям. Декоративная защита сетки стеклянных плафонов выполнена из нержавеющей стали. Стеклянные плафоны изготовлены заводом "Гусь Хрустальный".

Изразцовая майолика, украшавшая некогда столбы ограды, была утеряна практически полностью. На место вернули 25 изразцов пяти видов. Технологический процесс по изготовлению майоликовых изразцов сложный, трудоемкий, многоэтапный - начиная с изготовления модели и заканчивая установкой изразца. Изразец расписывается вручную, а после нанесения каждого цвета по отдельности требуется обжиг

Мы пришли чуть раньше времени, ворота сада еще закрыты. Сад умывается и прихорашивается перед встречей с нами:

План сада:

Первое пересечение дорожек при входе в Михайловский сад получило название "Круг Росси" в честь знаменитого архитектора, который в 1826 г. восстановил посадку деревьев по кругу во время перепланировки Михайловского сада. На этом месте в XVIII веке была круглая площадка, парадный вход в Третий Летний сад по проекту Ф.Б. Расстрелли.

По проекту Ж. Б. Леблона в 1717 году липа высаживалась вдоль дорожей и подвергалась постоянной стрижке. С 1920-х годов на месте аллеи появились площадки, эстрада, в 1970-х годах построены корты. Деревья на аллее не сохранились.

В 2003 году во время реконструкции Михайловского сада молодые деревья липы мелколистной были посажены по краю бывшей круглой площадки на исторических местах.

Тенистые аллеи - я очень люблю сад в мае, когда он прозрачный и воздушный, с нежной листвой, светящейся на солнце. Но и в июле, с уже зрелой листвой, он хорош:

Большой луг перед зданием Русского музея

А вот фотография 2008 года, когда мы были в Петербурге - и тоже, конечно, пришли в Михайловский сад. Лее 8 лет:

а Рухаме 6 лет:

Бюст А.А. Иванова (1860 г. по оригиналу Л. Гульельмн) располагается у павильона Росси.

Павильон Росси (со стороны Мойки).

Пойдем же вдоль Мойки, вдоль Мойки,
У стриженых лип на виду,
Глотая туманный и стойкий
Бензинный угар на ходу,
Меж Марсовым полем и садом
Михайловским, мимо былых
Конюшен, широким обхватом
Державших лошадок лихих.
Пойдем же! Чем больше названий,
Тем стих достоверней звучит,
На нем от решеток и зданий
Тень так безупречно лежит.
С тыняновской точной подсказкой
Пойдем же вдоль стен и колонн,
С лексической яркой окраской
От собственных этих имен... (А. Кушнер)

В 1823-1824 годах в Михайловском саду на берегу Мойки была устроена гранитная пристань и павильон. Павильон разработал архитектор Карл Иванович России. 26 июля 1823 года Император Александр I одобрил план павильона с пристанью и решетками. Сохранилась опись, составленная 10 октября 1825 года, которая дает представление об облике и декоре здания.

Фундаменты, цоколь, лестницы о 8 ступенях и терраса между помещениями выполнены из путиловского камня. Камень этот (путиловский известняк) добывался в карьере у села Путилово, недалеко от Ладожского озера. Местные жители говорили: «На путиловской плите стоит весь Петербург«. Он использовался при строительстве Смольного монастыря, Никольского Морского и Казанского соборов, Большого Гостиного двора и других известных зданий.

Павильон состоял из двух симметричных помещений, имеющих аналогичный декор и убранство. Отличались они только окраской стен и соответствующим цветом обивки мебели.

Павильон использовался в качестве места отдыха во время прогулок и укрытия от непогоды или жары. Во время водных прогулок можно было сделать остановку в саду, чтобы отдохнуть или поиграть в карты.

В помещениях размещалась мебель красного дерева с обивкой соответствующей отделке стен: стулья, столы, диваны и настенные зеркала. На окнах висели портьеры с подзорами, косяками и фестонами, отделанные гарусными шнурами, кистями и бахромой.

В 2002-2003 году Русский музей отреставрировал фасады павильона Росси и известняковые ступени.

Чугунный мостик Росси

Через протоку между двумя прудами, существовавшую с XVIII века и вновь восстановленную в 2003 году при реконструкции Михайловского сада, возведен ажурный чугунный мостик, построенный по проекту архитектора К.И. России на месте старого деревянного моста. Точных сведений о строительстве моста до сих пор не найдено. Сохранился только один архитектурный чертеж за подписью К.И. Росси, датированный 1826 г.

В конце XIX века малый пруд, расположенный вдоль чугунной ограды сада вместе с мостиком были засыпаны. Устои и несущие конструкции с декоративными элементами оказались почти полностью скрыты землей. На протяжении 100-летней эксплуатации сада часть декоративных элементов, оставшихся на поверхности, была утрачена.

В 2002 году начались археологические работы по вскрытию мостика. Подлинные чугунные детали сохранились благодаря строительному мусору, которым был засыпан пруд и сам мостик. Поэтому в процессе реконструкции Михайловского сада при воссоздании малого, засыпанного пруда, удалось выполнить сложнейшую реставрацию мостика Росси.

Мост состоит из кирпичных устоев, облицованных известняковыми блоками, пяти чугунных решетчатых ферм, выполненных методом литья, и парапетного чугунного ограждения, закрепленного на тумбах с декоративными элементами.

На сегодняшний день мостик России является единственным в Санкт-Петербурге мостовым сооружением с подлинными чугунными арочными конструкциями и чугунными элементами (лишь незначительное количество утраченных деталей декора отлито заново по аналогу сохранившихся).

Пруд, засыпанный в 1902 году - сейчас восстановлен:

Сад выглядит очень благоустроенным. Указатели

скамейки для притомившихся посетителей

Много информационных стендов и пояснительных табличек

И немного погуляем вокруг Михайловского сада. Лебяжья канавка

и Нижний Лебяжий мост через Лебяжью канавку

Фото на мосту на память

2-й Садовый мост через реку Мойку

и шестигранные фонари на торшерах из скрещённых копий обрамляют мост

Михайловский замок:

А. Кушнер
ЗАМОК

А. В. Кулагину

Если ты почему-либо должен остаться в городе,
На поездку, допустим в Италию, денег нет,
Или старость пришла - и во всем ее долгом опыте
Разъездной больше прочих тебя утомил сюжет,

Или ты одинок - и тебе одному не хочется
Путешествовать, не перемолвясь ни с кем словцом,
Или мало ли что, скажем, тень за тобой волочится
Неизжитой беды, наливая ступни свинцом, -

К замку, к замку пойди, что с одной стороны Фонтанкою,
А с другой узкогрудою Мойкою окаймлен.
К замку, к замку, с английской надменной его осанкою,
Бренна был итальянец, и все же романтик он,

В замок, в замок, во двор его внутренний, - нечто странное
Ты увидишь, такое, чего не видал нигде, -
Замкнутое пространство граненое, восьмигранное,
Ни на что не похожее, как на другой звезде,

И, поставленный сбоку, в горящем на солнце золоте,
Шпиль, - как зодчий додумался, чтобы он так стоял?
Кто-то спрашивал: ваше любимое место в городе?
Не хотел никому говорить, а сейчас - сказал.

1-й Садовый мост через Мойку

И немного о реставрационных работах в Михайловском саду. Михайловский сад был передан Русскому музею в 1999 году. А в 2001 году Государственным институтом архитектуры Санкт-Петербурга была закончена работа над проектом реконструкции Михайловского сада. Целью проекта является возвращение саду исторического значения ансамбля Михайловский дворец - Михайловский сад. В основе реконструкции - сохранение по периметру сада регулярной французской планировки, а в его центре - пейзажного английского стиля.

В 2002 году организация ЗАО "Союзстрой" приступила к реставрационным работам, целью которых было возрождение прежнего вида сада на период его наибольшего расцвета в соответствии с проектом К.И. России 1826 года. Требования современной жизни приводят к расширению функционального использования сада, внесению новых элементов современной садово-парковой архитектуры, но, тем не менее исторически сложившаяся планировка,Ю предусматривающая сочетание регулярного и пейзажного начал, была бережно сохранена.

При восстановлении исторической планировки и объемной композиции Михайловского сада на период 1824-1826 гг были использованы старинные методики реставрации, примерены современные технологии для сохранения исторического ландшафта и выполнены следующие работы:

Восстановление исторического очертания береговой линии пруда, очистка от донных отложений, восстановление и укрепление исторического мощения дна пруда

Воссоздание второго парного пруда по историческим планам, восстановление протоки между прудами

Реставрация чугунного моста России и его каменных устоев

Реставрация трех гранитных лестниц террасы перед Михайловским дворцом

Реставрация ограды со стороны Садовой улицы

Устройство двух новых оград вдоль южной границы с музеем Этнографии и металлической ограды вдоль Михайловского проезда

Установка у павильона России бронзовых бюстов, выполненных с оригиналов XIX века

Устройство малых архитектурных форм (скамьи, урны, выполненные по историческим материалам)

Замена всей системы освещения и установка светильников, выполненных в стиле XIX века.

Устройство художественной подсветки групп деревьев - как исторических объектов садово-паркового искусства

Снос больных деревьев, а также деревьев, потерявших декоративность и представлявших угрозу. Посадка новых деревьев.

Восстановление исторической липовой аллеи XVIII в. вдоль западной границы сада

Посадка декоративных кустарников

Устройство цветников из многолетних и луковичных растений

Благоустройство газонов и установка газонных ограждений

Создание системы автоматического полива

Ликвидация дорожек и площадок теннисного корта, появившихся в период с 1939 по 2000 г.

Полная замена конструкции дорожного покрытия с применением гранитного щебня и отсева. Устройство дренажных лотков по исторической технологии мощения на мох.

Устройство новой детской площадки

Создание комплекса современных технических средств безопасности.

Фотографии реставрационных работ: