Каюты экипажа на грузовых судах. Расположение судовых помещений

Форштевни, ахтерштевни

Носовую и кормовую оконечности ограничивают соответственно форштевнем и ахтерштевнем. Форштевень принимает на себя удары, делится по высоте на несколько частей, которые соединены сваркой. Палубы и бортовые стрингера, доходящие до форштевня, приваривают к горизонтальным ребрам форштевня – брештукам (треугольные, трапециевидные листы). Вертикальный киль приваривают к продольному ребру жесткости форштевня.

Ахтерштевень – кормовая оконечность служит одной из опор дейдвудной трубы, которая проходит через отверстие в яблоке ахтерштевня, расположенном в передней его стойке, именуемой старнпостом. Ахтерштевень также служит опорой для руля, который вращается на штырях, соединенных с его вертикальной стойкой – рудерпостом. Старнпост и рудерпост соединяют в верхней части аркой, а в нижней – подошвой, замыкая таким образом окно ахтерштевня.

Дейдвудные трубы, мортиры

Дейдвудная труба служит для поддержания гребного вала и обеспечивает водонепроницаемость в том месте, где он выходит из корпуса. Одним концом труба соединяется с переборкой ахтерштевня, а другим – с яблоком ахтерштевня. В местах соединения с переборкой ахтерпика устанавливают сальник.

Мортиры обеспечивают непроницаемость в местах выхода из корпуса бортовых гребных валов многовальных судов. Непроницаемость обеспечивают сальником такого же типа, что и у дейдвудной трубы, который устанавливают на носовом конце мортиры.

Классификация судовых помещений

Судовые помещения делятся на посты управления – экипаж несет вахту или выполняет работу (штурманская и рулевая рубки, ЦПУ СЭУ, станция пожаротушения и т. п.); жилые помещения (каюты, столовые, кают-компании, санитарно-гигиенические); служебные помещения (камбуз, кладовые и т. п.); грузовые помещения (трюмы, твиндеки); машинные помещения (МКО, РО, РМУ); Хранилища топлива, масла, воды (танки, цистерны); производственные помещения (рыбцех, консервный цех).

Помещения располагаются в основном корпусе, надстройках, рубках. В основном корпусе помещения образуются палубами, платформами, выгородками, поперечными водонепроницаемыми переборками. Помещения называют отсеками.

1. Форпик – крайний носовой отсек. Располагаются: цепной ящик, цистерна пресной воды, кладовые.



2. Ахтерпик – крайний кормовой отсек. Располагаются: цистерны пресной воды, румпельное отделение, помещение дейдвудной трубы, кладовые снабжения.

3. Междудонное пространство – пространство двойного дна, разделенное на отсеки для принятия жидких грузов.

4. Трюмы – грузовые помещения между настилом двойного дна и ближайшей палубой.

5. Твиндеки – грузовые помещения между соседними палубами.

6. Диптанки – глубокие цистерны, расположенные выше двойного дна, от борта до борта, служат для хранения топлива, балласта, котельной воды.

7. Коффердамы – узкие сухие отсеки, расположенные между топливными танками и

смежными отсеками.

8. МКО – помещение, где расположена ГЭУ.

9. Туннель гребного вала – помещение, где проходит валопровод.

10. РО, РМУ, жилые помещения, судовые кладовые.

Устройство и оборудование судовых помещений

Грузовой трюм без рефрижерации. На настил второго дна укладывают и крепят брусья – лаги, а на них настил – поелы (несъемные и съемные). Имеются сточные колодцы. Рефрижераторный трюм оборудуют изоляцией.

Туннель гребного вала. Расширение туннеля называют рецессом. Вход в туннель через клинкетную дверь.



Рулевая, штурманская, промысловая рубки являются постами управления судном. В рулевой рубке пост управления рулем (авторулевой), пульт управления ГД, навигационная и рыбопоисковая аппаратура и др. В штурманской стол для прокладки курса. Рулевая рубка, как правило, объединена с промысловой рубкой, добавляются пульты управления лебедками.

Рыбный цех под промысловой палубой (технологическое и морозильное оборудование).

Каюты: одно, двух, четырехместные 9освещение, кондиционирование).

Водонепроницаемые закрытия

К ним относятся водонепроницаемые двери, иллюминаторы, клинкетные задвижки, крышки люков, которые обеспечивают водонепроницаемость корпуса, надстроек, рубок. Водонепроницаемые двери бывают клинкетные и на петлях. Клинкетные двери устанавливают в водонепроницаемых переборках, ниже ватерлинии с дистанционным приводом. Ее можно закрыть, если через нее под напором поступает вода. На открытой палубе двери на петлях с резиновыми уплотнениями и клиновыми задрайками.

Иллюминаторы – круглые и прямоугольные для естественного освещения и вентиляции. Иллюминатор – рама на петлях с толстым стеклом, закрываемая гайками-барашками. Есть глухие иллюминаторы, которые не открываются. Непроницаемость иллюминаторов обеспечивается резиновыми уплотнениями.

Дельные вещи

Дельные вещи – металлические или пластмассовые конструкции части корпуса, не входящие в состав набора корпуса, но прочно связанные с ним и составляющие часть его оборудования, необходимого для обеспечения нормальных условий эксплуатации судна: иллюминаторы, окна, световые люки, крышки сходных люков и горловин, двери, трапы.

Иллюминаторы бывают глухие и створчатые, т. е. с открывающимся стеклом, снабжены штормовыми крышками (при повреждении стекла).

Световые люки обеспечивают доступ света и воздуха в помещения, удаленные от борта судна (МКО и др). Они имеют комингс, закрываемый водонепроницаемой крышкой, в которую вмонтированы иллюминаторы. Крышки сходных люков предназначены для закрытия люков, ведущих в расположенные внизу помещения. Горловины нужны для закрытия цистерн, бункеров и т. д.. Они представляют собой крышку из стального листа, прижимаемую шпильками через прокладку к приварышу, окаймляющему горловину.

Двери:1) Легкие (проницаемые) для кают, общественных и санитарно-бытовых помещений 2) Водогазонепроницаемые для входа с открытых палуб в помещения основного корпуса надстроек и рубок, а также в кладовые, мастерские и другие служебные помещения. Они снабжены быстродействующими приспособлениями для задраивания (клиновые задрайки с центрально-рачажным приводом), которыми можно оперировать с обеих сторон. Непроницаемость достигается уплотнением с помощью резинового жгута по периметру. 3) Клинкетные двери ставят в водонепроницаемых переборках ниже палубы переборок. Закрывание и открывание вертикальных дверей, происходит вследствие вращения ходового винта в закрепленной на двери гайке. Управление на месте или дистанционно. 4) Противопожарные (огнестойкие) двери предназначены для перекрытия проходов в противопожарных переборках, которые делят корпус и надстройки судна на вертикальные противопожарные (зоны) отсеки. Ее можно открывать в любую сторону, после чего специальная пружина возвращает ее в закрытое состояние (если ее не застопорить). 5) Лацпорты представляют собой закрытия отверстий в наружной обшивке судна для горизонтальной погрузки грузов.

Трапы подразделяются на внутренние, наружные и забортные. Внутренние бывают парадными, наклонными и вертикальными и располагают их вдоль судна. Трап состоит из тетивы, ступенек и поручней. Парадные трапы имеют большую ширину

Вертикальные трапы, стационарные и переносные, служат для местного подъема, а также их устанавливают в глубоких цистернах, коффердамах и т. п. Разновидностью их являются скоб-трапы, состоящие из стальных труб, привариваемых к вертикальным конструкциям корпуса.

Забортные трапы служат для подъема на судно, стоящее у пирса или на якорной стоянке. Их устанавливают на каждом борту, спуская с помощью специальных трап-балок. Ступеньки трапа при любом положении тетивы остаются горизонтальными.

Рангоут и такелаж

Рангоут – это совокупность судовых конструкций, установленных на верхней палубе судна и прочно соединенных с его корпусом, надстройками или палубами. Рангоут – это металлические конструкции.

Такелаж – это совокупность оснастки, которая обслуживает рангоут. Стоячий такелаж предназначен только для раскрепления рангоута в каком-либо положении. Бегучий такелаж – это все снасти, находящиеся в движении.

Сигнальные мачты предназначены для несения навигационных огней, подъема сигнальных флагов, государственного флага на ходу судна. Верхний конец мачты- топ, нижний-шпор, продолжение мачты-стеньга (выше рея). На топе стеньги установлен клотик, а на нем средство светосигнальной связи.

Рей – горизонтальная часть рангоута, крепится к мачте или стеньге.

Гафель – наклонная часть рангоута (поднимают Гос. флаг на ходу).

Гюйсшток – металлическая труба, установленная на носовой части судна, предназначена для установки якорного огня и подъема дневного сигнала – черного шара.

Флагшток – металлическая труба, установленная на корме, имеет клотик, служит для подъема Гос. флага

Кран – балка – Г-образная конструкция для поднятия груза

Трап – балка – Г-образная конструкция для спуска и подъема трапа.

Выстрел – металлическая труба на корме для промысловых операций.

Грузовые мачты, грузовые порталы и колонны служат для крепления грузовых стрел. Они могут выполнять функции сигнальных мачт.

Рангоут на современном судне не требует дополнительного крепления.

Стоячий такелаж: форштаг – снасть, идущая от носовой мачты к носу в ДП; контрштаг – снасть, идущая от кормовой мачты к корме в ДП; штаг-корнак – снасть, заведенная между мачтами; ванты – снасти, раскрепляющие мачты с боков; топрик – снасть, заведенная между ноками шлюп-балок.

Бегучий такелаж: гордени, топенанты грузовых стрел, грузовые шкентеля, тали, сигнальные фали, оттяжки грузовых стрел с талями, топрик-тали спаренных грузовых стрел.

Такелажное снабжение:

Тросы (растительные, синтетические, стальные, комбинированные). Характеристики – толщина, масса, разрывная прочность, гибкость, эластичность.

Такелажные цепи состоят из звеньев, изготовленных из прутковой стали без распорок (контрфорсов). Цепи длиннозвенные и короткозвенные.

Скобы применяют для крепления такелажа к корпусу и соединения элементов такелажа между собой.

Гаки применяют в грузовом устройстве.

Блоки применяют для оснастки горденей, талей. Блоки одно – и многошкивные, деревянные, пластмассовые, стальные. Канифас блок – блок у которого оковка блока с одной стороны откидывается и может стопориться поворотным стопором. Канифас блок позволяет заводить трос средней частью, а не только концом.

Талрепы предназначены для обтягивания снастей стоячего такелажа, шлюпочных найтов.

Коуши – желобообразные детали овальной или круглой формы для предохранения огона троса от перетирания.

Обух – кольцо, полукольцо, приваренное к корпусу судна или к рангоуту.

Рым – подвижное кольцо в обухе.

Утка – металлическая двухрогая планка на фальшборте для временного крепления.

Гордень – простейшее грузоподъемное устройство без выигрыша в силе.

Тали – грузоподъемное устройство, состоящее из двух блоков, оснащенных тросом. Тали дают выигрыш в силе. Их различают по числу шкивов (2 х, 3 х и т. д.)

Рулевое устройство

Рулевое устройство, в состав которого входят руль и привод руля, предназначено для управления судном. Руль состоит из пера и баллера. Перо – это плоский, часто двухслойный щит с внутренними подкрепляющими ребрами. Основу пера руля составляет рудерпис – вертикальный стержень к которому крепят горизонтальные ребра. Пели рудерписа навешиваются на рудерпост. Баллер – это стержень, при помощи которого поворачивают перо руля. Баллер входит в кормовой подзор через гельмпортовую трубу.

В зависимости от расположения руля относительно оси вращения различают: обыкновенные (небалансирные) рули, у которых перо полностью расположено в корму от оси вращения; балансирные, у которых перо руля разделено осью вращения на две неравные части (большая в корму); полубалансирные (балансирная часть сделана не по всей высоте пера). Балансирные и полубалансирные рули требуют меньших усилий для перекладки, но их крепление к корпусу сложнее. Руль воспринимает давление воды, в результате чего изменяется курс судна. Румпель – рычаг, служащий для поворота баллера.

Рулевые машины: ручные, электрические, электрогидравлические.

Рулевые приводы: секторно-зубчатый, гидравлический плунжерный, гидравлический лопастной

Рулевые передачи: гидравлические, электрические, комбинированные. Рулевая передача – это связь поста управления с пускорегулирующим устройством машины. Гидравлическая передача (телемотор) состоит: датчик манипулятора, связанный с рулевым штурвалом и представляющий собой нагнетательный масляный насос и приемника, установленного около рулевой машины (сервомотор).

Аксиометр – прибор для показания положения пера руля. Шкала прибора разбита на градусы.

Ограничители перекладки – конечные выключатели, срабатывающие при перекладки свыше 35 о.

Привод машины – основной, запасной и аварийный. Основной привод обеспечивает перекладку руля при максимальной скорости переднего хода с 35 о одного борта на 30 о другого борта за 28 сек.

На современных судах применяют подруливающие устройства, которые хорошо использовать на малых скоростях судна.

Активный руль – это руль, на котором укреплен винт, создающий дополнительный упор – силу, разворачивающую корму.

Поворотная насадка – представляет собой кольцеобразное тело, укрепленное на баллере, ось которого расположена в плоскости диска гребного винта (вместо руля). При повороте насадки, отбрасываемая винтом струя воды отклоняется, что и вызывает поворот судна.

Носовое и кормовое подруливающее устройство – сквозной туннель в носовой и кормовой частях судна с внутренним реверсивным винтом. Работа винта создает боковой упор за счет силы реакции, выбрасываемой из туннеля воды. Направление упора изменяется реверсированием.

Якорное устройство

Я. У. обеспечивает надежную стоянку судна в море, безопасную швартовку, разворот в узкости. Якорь благодаря своей массе и форме входит в грунт, создавая тем самым удерживание судна на месте. В качестве якорного каната используется якорная цепь (связывает судно и якорь). Я.У. расположено в носовой части судна и в его состав входят: якорный клюз – для проводки якорь цепи и крепления якоря по походному; стопоры якорь- цепей – для крепления якорь- цепи при стоянке судна и по походному; цепные трубы – служат для проводки якоря в цепной ящик; цепные ящики – служат для хранения якорь-цепи; устройство для крепления и дистанционной отдачи коренного конца якорь-цепи (с палубы).

По назначению якоря делятся на становые (два в клюзах, один запасной) и вспомогательные (для снятия с мели и для помощи становому). По конструкции якоря бывают с неподвижными лапами и со штоком – адмиралтейские; якоря с подвижными лапами и без штока – Холла; якоря с подвижными лапами и со штоком – Матросова, Грузона. Качество якорей характеризуется держащей силой, которая кратна массе якоря. Масса якоря зависит от размеров судна. У БМРТ сила – 2-3т, ПБ и ТР – 7т.

Адмиралтейский якорь состоит из веретена, рогов с лапами, штока, скобы и клиновой чеки для крепления штока. Место соединения рогов с веретеном называется трендем. В рабочем положении шток перпендикулярен веретену и закреплен чекой, в походном положении находится сбоку веретена. Сила (10-12)Р. Недостатки – нельзя вбирать в клюз, торчащие на мелководье лапы, представляют опасность для других.

Якорь Холла состоит из веретена, лап, отлитых заодно с коробкой. Веретено шарнирно связано с коробкой, Коробка может вместе с лапами свободно разворачиваться относительно веретена на 45 о. Сила (3-4)Р. Вбирается в клюз, используется как становой.

Якорь Матросова. Шток отлит заодно с лапами, близко расположенными к веретену. Сила (10-15)Р.

Якорь Грузона напоминает якорь Холла. Лапы максимально сближены. Имеет отлитый с коробкой шток. Сила значительно больше, чем у якоря Холла.

Якорная цепь служит для крепления якоря к корпусу судну. Она состоит из звеньев, образующих смычки длиной 25-27м, соединенных одна с другой при помощи специальных разъемных звеньев. Смычки образуют цепь длиной 50-300м. Цепь: якорная (к якорю), промежуточные, коренная (к корпусу) и соответственно – смычки. Чтобы предотвратить скручивание цепи в нее включают поворотные звенья – вертлюги. Для крепления и экстренной отдачи коренного конца имеется устройство с откидным гаком, называемым глаголь-гаком. Якорные цепи различают по калибру – диаметру поперечного сечения прутка звена. Звенья цепей калибром более 15мм должны иметь распорки – контрфорсы, увеличивающие прочность звена. Звенья соединяются между собой скобой Кентера (разъемная). Для определения числа вытравленных смычек якорь-цепи маркируются. В начале и в конце каждой смычки в белый цвет окрашивается определенное число звеньев и на их контрфорсы накладывается марка из проволоки.

Брашпиль – механизм с горизонтальным валом. Предназначен для обслуживания цепей левого и правого бортов. На конце вала – жестко связанные с ним швартовые барабаны – турачки. Свободно вращающиеся на валу цепные звездочки, могут соединяться с валом с помощью кулачковых муфт. Якорно-швартовый шпиль – механизм с вертикальным валом – обслуживает одну цепь. На вале насажен швартовый барабан.

Эксплуатация. Периодические осмотры и проверки. Износ звеньев не более 10% от первоначального диаметра.

Швартовное устройство

Ш. У. предназначено для крепления судна к причалу, к борту другого судна. В состав Ш. У. входят швартовные тросы (швартовы), которыми судно крепят. Обычно длина швартова на 10% превышает длину судна. Швартов имеет огон длиной 2-3м.

1.Швартовные вьюшки - для хранения швартовных концов.

2. Швартовные кнехты – для крепления швартовных концов.

3. Киповые планки – для проводки швартов, изменения их направления, предохранения от истирания.

4. Швартовные роульсы – для тех же целей, что и киповые планки.

5. Швартовные клюзы – для тех же целей, что 3 и 4.

6. Швартовные механизмы (брашпили, шпили, лебедки) для выборки швартов.

7. Проводники – тонкие тросы для выборки швартов.

8. Бросательные концы – для подачи проводников и швартов (капроновый шнур 30-40м с грузом на конце (мешочек с песком в оплетке).

9. Стопоры на швартовы – отрезок такелажной цепи калибром с прикрепленным растительным тросом. Крепится стопор к обуху на кнехте.

10. Кранцы – предохраняют борт судна от деформаций при швартовке.

Швартовные концы: кормовые продольные (правый и левый); носовые продольные (правый и левый); кормовой прижимной; носовой прижимной; кормовой шпринг; носовой шпринг.

Эксплуатация. Периодические осмотры. Механизмы выключены, все на штатных местах. Швартовы обтянуты равномерно и имеют некоторую слабину. На турачках швартовы не оставляют.

Грузовое устройство

Г.У. предназначено для выполнения погрузочно-разгрузочных работ судовыми средствами. В его состав входят грузовые мачты, порталы, колонны, стрелы, лебедки.

Грузовые мачты, порталы и колонны служат для крепления стрел. Стрела имеет трубчатую конструкцию. Верх стрелы – нок, низ – шпор. Шпор стрелы шарнирно связан с башмаком шпора, установленном на портале и т. д. Подъем и опускание стрелы осуществляется топенантом-талями 4, ходовой конец которых наматывается на барабан топенантной вьюшки или лебедки 16. На малотоннажных судах просто топенант. Для разворота стрелы и крепления ее в требуемое положение служат оттяжки 12 и 13, которые состоят из стального троса – мантыля 11 и талей 10. Дополнительное крепление стрелы осуществляется контроттяжкой 12. Подъем и опускание груза осуществляется с помощью грузового шкентеля 7, имеющего на конце противовес 8 и гак 9. Шкентель 7 проведен через грузовой блок 17 на башмаке шпора 2 и намотан на барабан грузовой лебедки 15. Грузовые лебедки служат для обеспечения грузовых, промысловых и швартовых операций. Лебедки имеют барабан, на которой наматывается шкентель. Барабан насажен на вал. На конце вала жестко насажены турачки. Топенантные лебедки, вьюшки предназначены для подъема и опускания стрелы. Вращение барабана вьюшки производится посредством свистова – стального троса, намотанного на дополнительный барабан вьюшки. Сматываясь с барабана вьюшки на турачку грузовой лебедки свистов вращает его. Шкентель – гак имеет грузовой носок, загнутый вовнутрь, что предотвращает его задевание за комингс.

Легкие стрелы применяют на судах ФРП и их грузоподъемность до 10тс. Тяжелые стрелы свыше 10тс опираются шпором не на мачту, а на специальный фундамент, установленный около нее.

Г.У. должно быть всегда в исправном состоянии. На каждой стреле должна быть нанесена грузоподъемность. Вес груза не должен ее превышать. Г.У. подвергается периодическим осмотрам. Блоки, скобы смазываются. Если в тросе число лопнувших проволок более 10% и их толщина уменьшилась на 10%, то трос заменяют. Грузовые стрелы могут работать поодиночке и спаренно (на телефон).

Спасательные шлюпки. Средства спуска и подъема шлюпок.

Тип шлюпки – вельбот. Корпус выполнен из легких алюминиевых или пластмассы и имеет жесткое тентовое покрытие. Шлюпки моторные. По наружному борту имеется спасательный леер и киль-поручень. Имеются гаки для спуска и подъема шлюпки, пробки на резьбе для выпуска воды. Снабжение шлюпки: шлюпочное (якорь, фонари и др.), штурманское (карты, компас), сигнализация, запас продовольствия, воды, медикаментов.

Для спуска и подъема шлюпок служат шлюпбалки (поворотная, заваливающаяся, гравитационная). Наиболее распространены гравитационные шлюпбалки одно и двухшарнирные (увеличивается вылет шлюпки). Для крепления шлюпок по- походному применяются шлюпочные найтовы, с помощью которых шлюпка прижимается к бортблоку на шлюпбалке. Найтов отдается вместе со стопором крепления шлюпки по- походному. Для спуска и подъема служит шлюпочная лебедка.

Международная конвенкция регламентирует в зависимости от числа людей и размеров судна, района плавания количество и конструкцию шлюпок. Шлюпки от 10 до 150 человек. На рыбопромысловых судах в шлюпке половина людей от общего количества на судне. Безопасная посадка должна осуществляться при крене на любой борт до 20 о и дифференте до 10 о.

Спасательные плоты

ПСН – 6М, ПСН - 10М (плот спасательный надувной вместимостью 6 и 10 человек). ПСН состоит из надувной камеры с распоркой по оси симметрии, надувных дуг для поддержания тента, надувного днища, двойного тента с воздушной прослойкой. Под днищем плота четыре водобалластных кармана для устойчивости плота на волнении. По бокам плота имеются водосборные карманы для сбора дождевой воды. По периметру спасательный леер. У днища плота закреплен баллон с газовой смесью. Плот укладывается в чехол, а затем в контейнер, состоящий из двух половин (корпуса и крышки) и устанавливается на стеллаж. Контейнер прикреплен к подставке или палубе двумя найтовами через разобщительное устройство – гидростат, имеющий педаль принудительной отдачи. Из контейнера выходит наружу пусковой линь со слабым звеном.

Спуск плота вручную: 1. Нажать на педаль гидростата, освободив найтовы 2. Сбросить контейнер в воду. 3. Линь привязать к борту судна. 4. Выбрать слабину пускового линя и резким движением привести в действие систему газонаполнения (слабое звено бандажа разрывается). При погружении судна с плотом в воду, плот приводится в действие автоматически. Вода поступает в гидростат, и освобождает найтовы. Плот всплывает, линь натягивается и срабатывает система газонаполнения.

Спасательные круги изготавливаются из пенопласта (пеноайрита) и обшиваются парусиной. Круг имеет спасательный леер. Окрашивается в оранжевый цвет, может имеет линь. Спасательный жилет состоит из шести элементов из пеноайрита, соединенных тканью оранжевого цвета. Жилет имеет тесьму, пуговицу и застежку. Вверху два кармана для свистка и огня (батарейка и лампочка). Дернув за шнурок – зажигают огонь. Устойчивое положение под углом 45 о к поверхности воды, лицом вверх.

Все помещения на судне делят на 4 группы.

1. Помещения экипажа, необходимые для отдыха, приема пищи и других видов обслуживания людей, находящихся на борту судна.

2. Служебные помещения, в которых расположены механизмы, приборы и другое оборудование, а также различные запасы, необходимое для эксплуатации судна как плавучего сооружения.

3. Специальные помещения, определяемые назначением судна.

4. Помещения судовых коммуникаций, обеспечивающие доступ во все другие помещения судна и связь между ними.

Помещения экипажа .

Жилые – каюты и блок-каюты;

Общественные – кают-компания, столовые с сопутствующими помещениями, салоны отдыха, библиотека, помещение для занятий, спортивная каюта, курительная, помещение плавательного бассейна;

Хозяйственно-бытовые – судовая канцелярия, пищеблок с провизионными кладовыми, прачечная с сопутствующими помещениями, помещения производственной одежды, цистерны пресной воды, кладовые хозяйственного инвентаря;

Сантарно-гигиенические – умывальные, туалетные, душевые, баня;

Медицинские помещения – медицинский блок или санитарная каюта.

Служебные помещения

Помещения главной энергетической установки – машинное и главное котельное отделения;

Посты управления – центральный пост управления и главный распределительный щит;

Помещения вспомогательной энергетической установки и вспомогательных механизмов – судовая электростанция, помещение вспомогательных и утилизационных парогенераторов (котлов);

Навигационные помещения - рулевая и штурманская рубки, радиорубка с сопутствующими помещениями, трансляционная, помещение лага и эхолота, гирокомпасная, помещение суэцкого прожектора;

Помещения судовых систем и устройств – румпельное отделение, цепные ящики, помещение подруливающего устройства, станции пожаротушения, помещения кондиционеров и т.п.;

Помещения судовых энергетических запасов – топливные, масляные и водяные цистерны;

Балластные цистерны;

Прочие цистерны – сточных вод, грязного масла и топлива, льяльных вод;

Общесудовые кладовые – тросовые, малярная, шкиперская, аварийно-спасательного имущества, плотницкая;

Коффердамы и сухие отсеки.

Специальные помещения

Грузовые помещения – твиндеки и трюмы на сухогрузных судах, танки на наливных, помещения для ценных и опасных грузов;

Такелажные кладовые на сухогрузных судах, помещения для шлангов на наливных судах;

Особые специальные помещения, на судах спецназначения – помещения для рыбообрабатывающего оборудования, научные лаборатории и т.п.



Помещения судовых коммуникаций

Коридоры, шахты, тамбуры, помещения аварийных выходов.

Помещения экипажа

Общие положения

Приступая к проектированию расположения помещений экипажа необходимо установить:

Численность экипажа, включая разделение по должностям (численность комсостава и команды;

Условия размещения в жилых помещениях (количество кают и их вместимость, наличие индивидуальных санкабин, количество блок-кают и номенклатуру их помещений);

Условия приема пищи и отдыха экипажа (отдельно для комсостава и команды или совместно);

Нормативные ограничения, связанные с расчетом площадей или объемов помещений (минимальные площади кают, общественных помещений, продовольственных кладовых и цистерн пресной воды).

К нормативным ограничениям относится запрет Правилами Регистра размещать помещения экипажа в нос от таранной переборки и в корму от переборки ахтерпика ниже палубы переборок.

Каюту радиоспециалиста в соответствии с Правилами Регистра необходимо размещать на удалении не более 20 м от радиорубки.

К общим правилам размещения экипажа относятся рекомендации размещать жилые, общественные и медицинские помещения вдали от источников шума и вибрации, помещения для приема пищи и камбуз – отдельно от санитарно- гигиенических помещений общего пользования (туалетных, душевых, бани) и некоторых хозяйственно-бытовых (бани, прачечной).

Каюты стараются располагать вдали от помещений с источниками шума и тепла.

На грузовых судах жилые помещения выносят в надстройки и рубки за пределы основного корпуса, чем уменьшаются уровни шума и ходовой вибрации в них.

На современных грузовых судах все жилые помещения должны иметь естественное освещение. На пассажирских судах допускается размещение части экипажа во внутренних помещениях.



Из помещений экипажа должны быть обеспечены безопасные и, по возможности, кратчайшие пути эвакуации к спасательным средствам.

Блок-каюта капитана обычно размещается у лобовой стенки надстройки по правому борту на один ярус ниже рулевой рубки.

Каюты остальных членов экипажа – вблизи их рабочих мест: судоводительского комсостава – вблизи ходовой рубки, механиков – на нижних ярусах надстройки, матросов – вблизи выходов на верхнюю палубу.

Как правило, помещения для комсостава и команды размещают отдельно друг от друга.

Жилые помещения

Каюты и блок-каюты . Каюты и блок-каюты предназначены для отдыха и местонахождения членов экипажа во внерабочее время.

На современных судах каюты, как правило, одноместные. Это позволяет обеспечить лучшие условия для отдыха и снижает возможность возникновения конфликтных отношений между членами экипажа, вынужденных продолжительное время находиться среди ограниченного круга лиц.

Капитан, старший механик, а также некоторые другие лица комсостава на крупных судах размещаются в блок-каютах, состоящих из нескольких помещений.

Каюта с санитарной кабиной (Рис. 1) .

Минимальные площади и номенклатура мебели кают регламентируются Санитарными правилами для морских судов и составляют от 5,0 до 6,5 кв. м в зависимости от тоннажа судна. На практике площади кают составляют 7,0 ÷12 кв. м. Рекомендуется снабжать каюты санитарными кабинами, существенно улучшающими условия обитаемости на судне.

Обязательный состав оборудования одноместной каюты: койка, диван для лежания или для сидения, шкаф с двумя отделениями – платяным и бельевым, письменный стол – одно или двухтумбовый, стул или кресло, 2 крючка для верхней одежды.

В санитарной кабине (площадь не менее 2,3 кв. м) размещаются: умывальник, унитаз, душевой поддон или площадка с палубным шпигатом.

Рис. 1. Одноместная каюта с санитарной кабиной

Блок-каюта (Рис. 2) обычно состоит из рабочего кабинета, спальни и санузла. В блок-каюте капитана крупного судна может быть предусмотрен салон с сервировочной, а также прихожая. Площади помещений блок-кают не нормируются и зависят от размеров судна. Средние площади помещений блок-кают:

Кабинет – 14 ÷ 18 кв. м;

Спальня – 6 ÷ 8 кв. м;

Салон – 15 ÷ 20 кв. м;

Санузел – 4 ÷ 6 кв. м;

Прихожая – 2 ÷ 2,5 кв. м.

Рис. 2. Блок-каюта капитана

Размещение мебели в жилых помещениях

Размещение мебели и другого оборудования в помещениях судна имеет одну особенность, отличающую судовую планировку от береговой – практически вся мебель неподвижно закреплена на своих местах в помещениях, имеющих сравнительно небольшие площади. Исключение составляют стулья и кресла, которые прикрепляются к палубе на свои штатные места только при сильной качке. В другое время они могут быть свободно передвинуты для удобства пользования ими.

Вышеуказанная особенность заставила выработать нормативные рекомендации по размерам наиболее значимых предметов мебели и минимальным расстояниям между ними.

Санитарными правилами для морских судов установлены минимальные внутренние размеры коек (1980х800 мм), размеры для диванов для лежания (1900х700 мм), шкафов с двумя отделениями – платяным и бельевым (2х400х600 мм).

Расстояния между передвижными предметами мебели – по 50 мм с боков, 70 мм между стулом и столом, 200 мм – позади стула.

Расстояние между диваном и столом – 250 мм;

Ширина проходов в каюте – не менее 700-1100 мм

Свободная площадь палубы перед дверью, открывающейся внутрь, 800х900 мм (Рис. 3).

Рис. 3. Свободная площадь перед дверью.

Свободная площадь под крючками для верхней одежды 600х250 мм (Рис. 4).

Рис. 4. Свободная площадь под крючками для верхней одежды

Свободная площадь перед койкой не менее 2/3 ее длины и шириной не менее 500 мм. (Рис.5).

Рис. 5. Свободная площадь перед койкой.

Свободная площадь перед умывальником в санитарной кабине 800х500 мм (Рис. 6).

Рис. 6. Свободная площадь перед умывальником.

Общественные помещения

Кают-компания – помещение для приёма пищи комсоставом судна (Рис. 7). Оборудуется столами и креслами. Общая площадь кают-компании определяется из расчета не менее 1кв. м на одно посадочное место для 100% численности комсостава судна, так как за каждым человеком закрепляется определенное место за столом. В специальном шкафу хранится столовое бельё. Рядом с кают-компанией располагается буфетная, в которой производится подготовка поступившей из камбуза пищи к приему (раскладка по тарелкам, приготовление кофе и чая и т.п.), хранится и моется столовая посуда.

Рис. 7. Кают-компания и салон отдыха комсостава.

Салон отдыха предназначен для коллективного отдыха комсостава, но часто используется для собраний, совещаний и технической учебы командного состава судна. Располагается рядом или смежно с кают-компанией. Оборудуется мягкой мебелью и различной бытовой радио- и видеоаппаратурой.

Столовая команды предназначена для приема пищи командой судна (Рис.8). Общая площадь столовой определяется из расчета не менее 1 кв. м на одно посадочное место для 2/3 численности команды (около 1/3 всегда находится на вахте). Смежно со столовой располагается буфетная с теми же функциями, что и буфетная кают-компании.


Рис. 8. Столовая команды.

Рядом со столовой или смежно с нею располагается салон отдыха команды.

В последнем случае он отделяется от столовой раздвижной переборкой, позволяющей в случае необходимости образовать одно большое помещение, в котором будет достаточно места для всего экипажа судна.

В последние годы можно встретить суда, на которых для приема пищи и отдыха комсостава и команды используются общие помещения.

Размещение мебели в столовых и салонах

Для удобства пользования и обеспечения безопасности нормируются минимальные расстояния между предметами мебели в кают-компании, столовой команды и салонах отдыха (Рис. 9).

Рис.9. Расстояния между предметами мебели в общественных помещениях экипажа.

Длина стола, приходящаяся на одно посадочное место – 700 мм.

Расстояние между стульями соседних столов при параллельном их размещении – 400 мм;

Расстояние между стульями и столами – 70 мм.

Ширина основных проходов между столами или стульями – 900 мм.

Свободная площадь палубы перед входами в общественные помещения (в коридорах) – ширина двери + 2х200 мм х 1200 мм (Рис. 10).

Рис. 10. Свободная площадь перед дверью, ведущей в общественное помещение.

Библиотека – помещение для хранения книг и другой печатной продукции, предназначенной для пользования членами экипажа в личных целях. Представляет собой небольшое помещение (до нескольких кв. м), оборудованное несгораемыми шкафами.

Помещение для занятий – небольшая мастерская (до 10 ÷15 кв. м), в которой члены экипажа могут что-либо мастерить в свободное от работы время. Практика показывает, что многие моряки с удовольствием проводят свободное время, изготавливая различные поделки. Помещение для занятий располагают вдали от жилых помещений для уменьшения возможного шума.

Спортивная каюта – помещение, в котором сосредоточены тренажёры и другие спортивные снаряды, позволяющие членам экипажа компенсировать недостаток двигательных усилий (гиподинамию), характерный для жизнедеятельности человека на современном судне (см. рис. 15). На крупных судах рекомендуется устраивать спортивный зал, занимающий по высоте два яруса в надстройке и позволяющий заниматься игровыми видами спорта (волейболом, баскетболом). Средние площади спортивных помещений 20 ÷ 40 кв. м.

Помещение плавательного бассейна . На судах вместимостью свыше 3000 должны быть устроены бассейны для членов экипажа. Бассейны открытого типа располагаются на одном из ярусов надстройки в кормовой части судна так, чтобы купающиеся люди в наименьшей степени подвергались воздействию встречного ветра.. Бассейн представляет собой прямоугольную чашу с наклонным днищем, обеспечивающим хороший сток воды при осушении. Примерные размеры 6 х 3 х 2 м. Желательно большую сторону бассейна располагать вдоль судна для уменьшения выплескивания воды при бортовой качке. Бассейн со всех сторон окружен леерным или иным ограждением высотой не менее 1 м. Сход в бассейн осуществляется с открытой палубы по вертикальному трапу, около которого должна располагаться ванна для мытья ног и душевой прибор (в бассейне – забортная морская вода).

При открытом типе плавательного бассейна необходимо предусматривать помещение для чаши в нижележащем ярусе надстройки.

На судах, предназначенных для эксплуатации в северных широтах (ледоколы, ледокольно-транспортные суда и т.п.) бассейны располагают в закрытых помещениях.

В корпусе и надстройках любого судна имеются специально оборудованные помещения. Количество, размеры и расположение помещений, а также их оборудование определяются назначением и условиями эксплуатации судов. Строгого деления таких помещений нет, однако могут быть выделены, например, следующие группы: жилые, служебные, бытовые, санитарно-гигиенические, общественные, специальные, вспомогательные.

Жилые помещения для пассажиров делят на каюты «люкс», I, II и III классов или туристского класса. Каюты экипажа состоят из кают комсостава и команды.

К служебным относятся помещения: административные, главных, вспомогательных и палубных механизмов, различные мастерские и т. п.

Бытовыми помещениями считают косметические и парикмахерские салоны, камеры хранения, лавки, киоски и т. п.

Санитарно-гигиенические помещения объединяют амбулаторию, операционную, лазарет, душевые и др.

Общественными помещениями считают салоны музыкальные, кинозалы, дискотеки, рестораны, кафе, буфеты и т. п.

Специальные помещения - это рубки различного назначения, гребных электродвигателей, аккумуляторные, трансформаторные, кондиционирования воздуха и др.

К числу вспомогательных помещений относят белье вые, плотницкие, прачечные, сушильные, кладовые, провизионные, трюмы.

Общее представление о расположении помещений на сухогрузном и нефтеналивном судах дают рис. 1.3 и 1.4. На этих судах имеются: грузовые помещения для перевозки генеральных, сыпучих или жидких грузов. К таким помещениям относятся твиндеки, трюмы, танки. Кладовые для хранения различного инвентаря: малярные, фонарные, шкиперские, электрооборудования и т. д.

Рис. 1.3. Расположение помещений на сухогрузном судне. 1 - румпельное отделение; 2 - цистерна пресной воды; 3 - ахтерпик; 4 - машинное отделение; 5 - рефрижераторное помещение; 6 - твиндек; 7 - цепной ящик; 8 - кладовая; 9 - форпик; 10, 12, 13 - диптанки, 11, 14 - грузовые трюмы; 15 - балластная цистерна; 16, 17 - топливные цистерны; 18 - цистерна смазочного масла; 19 - цистерна питательной воды.


Рис. 1.4. Расположение помещений на нефтеналивном судне.

1,2 - кладовые; 3 - сухогрузный трюм; 4 - форпик; 5 - диптанк; 6, 10 - коффердамы; 7 - насосное отделение; 8 - грузовые танки; 9 - грузовое насосное отделение; 11 - топливная цистерна; 12 - машинное отделение; 13 - цистерна питательной воды; 14 - ахтерпик; 15 - кормовой танк; 16 - котельное отделение; 17 - румпельное отделение; 18 - танки второго дна.

Машинно-котельные помещения используют для размещения главных энергетических установок, вспомогательное механизмов, котлов, компрессоров, насосов, аккумуляторов, преобразователей тока, электростанций и т. п. Посты управления включают радиорубку, рулевую, помещение гирокомпаса, штурманскую и др. В них расположены навигационные приборы, оборудование, судовые радиоустановки, станции пожаротушения и т. д.

Значительно сложнее внутреннее устройство мощных ледокольных судов, представляющих крупнейшие сооружения (рис. 1.5). Здесь предусмотрено все необходимое для работы в трудных полярных условиях. Окрашивание их рассмотрено в гл. 7.


Рис. 1.5. Внутреннее устройство крупного ледокола.

1, 2 - носовое и кормовое машинные отделения, 3 - отделение гребных электродвигателей; 4 - плавательный бассейн; 5 - грузовой трюм; б - кормовая рулевая рубка; 7 - ангар вертолета; 8 - малярная; 9 - рулевая рубка; 10 - столовая; 11 - провизионная; 12 - якорный шпиль.

В связи с интенсивным освоением Севера построено большое количество барж, толкачей, судов грузовых, буксирных, колонкового бурения, исследовательских, танкеров и др., рассчитанных на эксплуатацию в арктических условиях.

Газовозы, на которых перевозят сжиженные газы, оборудованы четырьмя - шестью емкостями шарообразной формы. Верхняя часть их выступает над палубой, придавая судну своеобразный профиль (рис. 1.6). Служебные, жилые и вспомогательные помещения сосредоточены в кормовой надстройке, где расположены и каюты экипажа.


Рис. 1. 6. Расположение помещений на газовозе. 1 - цепной ящик; 2 - форпик; 3 - отделение приводных двигателей; 4 - отделение грузовых насосов и компрессоров; 5 - промежуточная цистерна; 6 - сферические грузовые цистерны; 7 - машинное отделение.

Характерной особенностью судов с горизонтальной грузообработкой (ро-ро) является наличие забортных аппарелей, лацпортов (бортовых вырезов), через которые осуществляются погрузочно-разгрузочные работы, а также широких палуб, удобных для быстрого размещения колесной техники - автомашин, трейлеров и других грузов, перемещаемых накаткой (рис. 1.7).


Рис. 1.7. Расположение грузовых помещений на судне ро-ро: а - вдоль судна; б - на палубах.

§ 18. Расположение судовых помещений

Расположение судовых помещений зависит от назначения судна и той функции, которую эти помещения должны выполнять.

Расположение и габариты судовых помещений регламентируются различными требованиями наблюдающих организаций, выполнение которых при постройке гражданских судов обязательно. Согласно этим правилам каждому члену экипажа должны быть обеспечены разумный комфорт, удобства для индивидуального отдыха. Так, командный состав на отечественных судах должен размещаться в одноместных каютах, а помещения старшего командного состава должны включать рабочий кабинет и индивидуальные санитарные помещения с ванной или душем. Для рядовых членов экипажа каюты должны быть не более двухместных при обязательном соблюдении лимитированных правилами норм кубатуры (не менее 4,0 м³), площади (в пределах 1,8-4,2 м²), оборудования, освещения, отопления и вентиляции на одного человека. Высота жилых помещений «в свету» (расстояние от нижней кромки зашивки подволока до верхней кромки настила палубы) должна быть не менее 2,0 м, а на малых судах- 1,85 м. Размещение кают, как правило, предусматривается в надстройках, в средней части судна.. Размещение кают в носовой части судна запрещено.

Жилые помещения команды должны быть расположены на кратчайшем пути к служебным помещениям, проходящем по возможности в закрытых проходах. Двери из жилых помещений должны выходить в закрытые коридоры, которые при выходе на открытую палубу имеют две двери. Помещения коридоров, ограниченные этими дверями, называются тамбурами.

Проходы через палубы должны иметь или люковые крышки, или специальные тамбуры, герметически разобщающие палубы. Кроме основного выхода из любого помещения на судне должен быть предусмотрен запасный выход, обеспечивающий проход на открытую палубу.

На кораблях, где личного состава значительно больше, чем на гражданских судах, матросы размещаются по принципу однородности их службы, в многоместных помещениях, называемых кубриками.

По требованиям противопожарной охраны всякое судно должно иметь надлежащую конструктивную противопожарную защиту; кроме деления корпуса водонепроницаемыми переборками на отсеки для обеспечения непотопляемости, судно должно еще быть разделено на противопожарные зоны прочными, непроницаемыми переборками с огнестойкой изоляцией и с автоматически перекрывающимися проходами через них. При таком делении судовых помещений в случае возникновения пожара огонь не сможет распространиться по всему судну, люди, без паники в кратчайшие сроки могут быть эвакуированы в безопасную зону и огонь будет быстро ликвидирован сосредоточенными усилиями при использовании всех средств противопожарной обороны судна, вплоть до применения химических средств тушения огня (которыми при наличии в районе пожара посторонних людей пользоваться запрещено).

Основными помещениями, обеспечивающими назначение транспортного судна, являются грузовые трюмы и твиндеки . Погрузка груза в них производится через грузовые люки в палубах, огороженных комингсами, перекрывающимися специальными крышками или щитами - лючинами. Погрузка в танкеры жидких грузов происходит через грузовой трубопровод.

Для пассажирских судов основными помещениями являются пассажирские каюты , которые располагаются в междупалубных помещениях и в надстройках. Эти каюты оборудуются спальными местами, санитарными и другими помещениями в соответствии с классом. К высшему классу относятся каюты люкс, состоящие из гостиной, кабинета, спальни и отдельного санузла. К пассажирским помещениям, кроме кают, следует отнести также обслуживающие пассажиров холлы, лестницы, залы, салоны (концертный, танцевальный, курительный и т. п.), библиотеки, киоски (почтовый, сувенирный и т. п.), рестораны, буфеты, бары, спортивные палубы, бассейны, прогулочные палубы и т. д.

Помещения расторанов, являющиеся одним из самых парадных на судах, обычно отделываются с особым вниманием так, чтобы они создавали у посетителей хорошее эстетическое впечатление, чувство уюта и покоя. Отделка помещений на советских судах во многом отличается от отделки помещений на зарубежных судах, например отсутствием излишнего украшательства и утяжеляющих форм.

Все прочие судовые помещения являются типовыми и объединяются в следующие группы:

посты управления - помещения, в которых расположены главные навигационные приборы и оборудование для управления судном, судовые радиоустановки, станции пожаротушения и т. п. Эти помещения включают: рулевую, штурманскую, радиорубку, помещение гирокомпаса и др.;

жилые помещения : каюты экипажа и обслуживающего его или пассажиров персонала, каюты для медицинского обслуживания (амбулатория, лазарет, изолятор для больных, аптека), коридоры, вестибюли и тамбуры, примыкающие к этим помещениям;

общественные помещения - салоны, кают-компании столовые, красные уголки, библиотеки, кинозалы и пр.;

санитарно-гигиенические помещения - туалетные, гальюны, умывальные, душевые, ванны, бани, прачечные, закрытые бассейны и т. п.;

служебные помещения , состоящие из хозяйственных помещений, которые на судах обычно предусматривают раздельными для команды и пассажиров: заготовительные, камбузы, хлебопекарни, буфетные, посудомоечные, кладовые (мокрой и сухой провизии), рефрижераторные (кладовые для скоропортящихся продуктов), а также сушилки, гладильные, пошивочные мастерские, почтовые отделения и т. п.;

кладовые : фанарные, малярные, шкиперские и др.;

машинные помещения - машинное и котельное отделения, в которых расположены главные силовые установки, помещения вспомогательных механизмов - электростанции, преобразователи электрического тока, аккумуляторные, помещения вспомогательных котлов, насосов, компрессоров, станций размагничивания и т. п.;

грузовые помещения для перевозки на пассажирских судах: багажа пассажиров, личных автомашин, срочных почтовых грузов, а на грузовых судах - генеральных, сыпучих или жидких грузов. Этими помещениями в соответствии с характером груза являются: твиндеки, трюмы и танки.

Вместо обшивки трюмов изнутри, по бортам трюмов устанавливаются рыбинсы - деревянные брусья - обычно сечением 50 X Х200 мм, расположенные горизонтально на расстоянии 250 мм друг от друга на закладных планках-гнездах, прикрепленных к шпангоутам. Рыбинсы используют также и в качестве закладных досок в продольных разделительных переборках, устанавливаемых в трюмах на время перевозки в них сыпучих грузов для предотвращения перемещения груза при качке судна.

Такие разделительные переборки называются шифтинг-бордсами . Конструкции шифтинг-бордсов состоят из вертикальных стоек, коробчатых профилей, в которые закладываются доски (или используются рыбинсы). При большой длине трюмов дополнительно устанавливаются съемные пиллерсы такого же профиля, как и основные стойки.

На всех судах автономного плавания должна быть предусмотрена биологическая защита жизненно важных судовых помещений, к которым относятся: служебные и хозяйственные помещения с провизионными кладовыми и цистернами питьевой воды, медикосанитарные помещения и специальные помещения, оборудованные для противохимической обработки людей. Эта защита заключается в создании герметизации помещений с повышенным давлением, для предотвращения попадания наружного зараженного воздуха при прохождении судном зоны радиоактивного заражения. Питание этих помещений воздухом должно осуществляться через специальную вентиляцию, имеющую воздушные фильтры, очищающие зараженный наружный воздух или работающие по замкнутому циклу с регенерацией (восстановлением) надлежащего состава воздуха.

Характерное общее расположение судовых помещений показано на чертеже общего расположения судна (рис. 36).

Рис. 36. Схема расположения архитектурных элементов на сухогрузном судде. 1 - форштевень; 2 - форпик; 3 - цепной ящик; 4 - таранная (форпиковая) переборка; 5 - трюмы; 6 - днище; 7 -растил второго дна; 8 - междудонные цистерны; 9 - поперечные переборки; 10 - коффердамы; 11 -горловины лазов; 12 - фундамент под котел- 13 - главный паровой котел; 14 - платформы; 15-главная судовая силовая установка; 16-главныи турбозубчатый агрегат, 17 - упорный подш и пни к; 18 - клинкетная дверь; 19 - туннель гребного вала; 20 - линия гребного вал а; 21 - рецесс; и - ах-терпиковая переборка; 23 - дейдвудная труба; 24 - ахтерпик; 25-ахтерштевень; 26 - ледовый шпор; 27 - гелъмпортовая труба; 28 - ют; 29 - флаг-шток; 30 - леерное ограждение; 31 - твиндеки; 32 - лючины (крышки) грузовых «люков; 33 - нижняя (вторая) палуба; 34 - комингсы грузовых люков; 35 - фалы; 36 - гафель; 37 - ванты; 38 - грот-мачта; 39 - фальшборт; 40 - планширь; 41 - верхняя палуба; 42 - наружные трапы; 43 - светлый люк; 44 - шахта светлого люка; 45 - кожух дымовой трубы; 46 -шлюпочная палуба- 47 - палуба надстройки; 48 - верхний мостик; 49 - нактоуз магнитного компаса; 50 - ходовой мостик; 51 - ходовая рубка; 52 - капитанская рубка; 53 - средняя надстройка; 54 - дымовая труба; 55 - штаг-карнак; 56 - клотик; 57 _ фок-мачта; 58 - фока-штаг; 59 - козырек; 60 - шкиперская кладовая; 61 - бак.


Вперед
Оглавление
Назад

Судовые помещения для экипажа и пассажиров делятся на жилые, общественные, бытовые, хозяйственные и медицинские.

Жилые помещения. На грузовых судах обычно для них используют среднюю надстройку и рубки, расположенные в ней. На пассажирских судах жилые помещения находятся не только в надстройках и рубках, но и в междупалубных пространствах.

Основным типом жилых помещений на судах являются каюты. Командный состав размещается в одноместных каютах, а рядовой - в одно-или двухместных.

Каюты для пассажиров разделяются на классы. Одно- и двухместные каюты I и II классов обычно располагаются в средней надстройке, а четырехместные каюты III класса - на нижних палубах.

Суда, совершающие непродолжительные рейсы или рейсы с частыми заходами в порты, могут перевозить пассажиров в общих помещениях с местами для сидения.

Жилые помещения оборудуют мебелью и инвентарем. В каютах командного состава, а также в пассажирских каютах I и II классов устанавливают диваны и умывальники. Койки могут быть одно или двухъярусные, устанавливают также стол, стулья и платьевые шкафы.

На судах чаще всего применяют коридорную систему. Выходящие в коридор двери открываются внутрь
кают, чтобы не стеснять движения людей по коридорам. Только двери общественных помещений должны открываться наружу, что ускоряет выход из этих помещений в случае аварии.

Общественные помещения. На грузовых судах к ним относятся столовая для команды и кают-компания для командного состава. Обычно рядом со столовой находится салон, который отделен от нее раздвижной переборкой. Это позволяет использовать оба помещения для проведения массовых мероприятий.

На современных грузовых судах имеются плавательные бассейны, спортивные залы, комнаты отдыха
и другие помещения, значительно улучшающие бытовые условия экипажа.

На пассажирских судах общественных помещений значительно больше. Здесь есть столовые, рестораны, курительные и музыкальные салоны, .кафе, бары, кинозал, читальни, спортивные залы, бассейны для купания, детские игровые помещения и т. п. Предусматривается также достаточная
площадь открытых палуб или веранд, предназначенных для прогулок пассажиров.

Бытовые помещения. К ним относятся гальюны (уборные), умывальные, ванные, бани, душевые и т. п. Для них используют помещения, не имеющие, как правило, естественного освещения. Недалеко от бани размещают помещение для спецодежды, оборудованное персональными шкафами. Иногда здесь имеются сушильные шкафы.

Хозяйственные помещения. На грузовых судах камбуз (кухня)-небольшое помещение, снабженное плитой, столом, кубом для кипячения воды, полками и шкафами для посуды. Камбуз пассажирского судна имеет большие размеры и иногда может состоять из ряда отдельных помещений. Поблизости от камбуза располагают кладовые для хранения продуктов. Их оборудуют стеллажами, шкафами, рефрижераторными камерами.

Медицинские помещения . К ним относятся амбулатория, стационар, изолятор и т. п. Размеры этих помещений и количество коек зависят от числа экипажа и категории судна. Располагают медицинские помещения обычно изолированно от других помещений с отдельными независимыми выходами на открытую палубу. Стационар и изолятор имеют собственный отдельный санитарный блок (гальюн, ванну, душ).