Хоровод денег. Как семья владельца "ВИМ-авиа" сбрасывала активы перед крахом

История краха авиакомпании «ВИМ-Авиа» привлекает всеобщее внимание не только из-за того, под ударом оказались десятки тысяч авиапассажиров, но еще и потому, что делом заинтересовался президент России Владимир Путин , и заинтересовался настолько, что даже объявил о неполном служебном соответствии главе Минтранса Максиму Соколову и высказал критические замечания в адрес вице-премьера Аркадия Дворковича , курирующего авиатранспорт.

Критика из уст президента прозвучала на фоне серии отставок губернаторов и сообщений в СМИ, что ротация кадров в высших эшелонах власти, возможно, будет продолжена.

По последним данным, правоохранительные органы задержали гендиректора и главного бухгалтера авиакомпании по делу о мошенничестве, в ближайшее время им будут предъявлены обвинения, за которыми последует обращение в суд для избрания задержанным меры пресечения. При этом совладельцы компании бежали за границу.

Как сообщила журналистам официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко , задержаны - генеральный директор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева .

«Совладельцы компании Рашид и Светлана Мурсекаевы поспешно покинули страну и, по имеющимся у следствия данным, находятся за границей. В связи с этим принимаются меры к установлению их местонахождения», - отметила Петренко.

Хроника событий

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» и раньше попадала в поле зрения контролирующих органов из-за нередких задержек своих рейсов, особенно чартерных (компания специализировалась на курортных направлениях, в основном по России, а также на полетах в Турцию и Грецию). Ситуация с задержками вылетов обострилась 23 сентября.

На этом фоне руководство авиаперевозчика заявило, что у «ВИМ-Авиа» не хватает средств для продолжения полетов из-за огромных долгов за топливо и за использование инфраструктуры аэропортов, и что компания прекращает свою деятельность.

В дело вмешались Минтранс и Росавиация, которые попытались разрешить ситуацию. Тем временем прокуратура начала проверку, а 25 сентября Следственный комитет возбудил уголовное дело.

Уголовное дело

СК РФ возбудил уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Следователи подозревают руководство компании в хищении более миллиона рублей у пассажиров. По версии следствия, в «ВИМ-Авиа» знали о нехватке денег на обслуживание самолетов в аэропортах и на топливо, но при этом продолжали продавать билеты.

27 сентября дело против руководства «ВИМ-Авиа» было передано в центральный аппарат Следственного комитета.

Компанией также занимается генпрокуратура, по данным которой, в «ВИМ-Авиа» задерживают зарплату сотрудникам.

Поскольку речь идет о большом количестве людей, которые приобрели билеты обанкротившейся авиакомпании, их судьбой занялось министерство транспорта. 27 сентября Минтранс договорился с аэропортами и компаниями, отвечающими за заправку самолетов авиатопливом, что до 15 октября все регулярные рейсы «ВИМ-Авиа» будут обслуживаться в полном объеме.

Впоследствии все рейсы «ВИМ-Авиа» передадут семи другим компаниям, которым на это выделят из бюджета 200 миллионов рублей. Пассажиров, купивших билеты «ВИМ-Авиа» на регулярные рейсы, будут перевозить «Уральские авиалинии», i-Fly, Red Wings, Nordstar, «Икар», «Северный ветер» и «Якутия».

Вывоз из-за рубежа пассажиров чартерных рейсов будет осуществлен за счет внебюджетных источников, сообщили в Росавиации.

По данным ведомства, на 27 сентября за границей, в основном в Турции, находятся около 38 тысяч клиентов «ВИМ-Авиа». Кроме того, по данным Ростуризма, в России застряли около трех тысяч туристов из Китая, также купивших билеты «ВИМ-Авиа».

Совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его жена Светлана , также имеющая долю в авиакомпании, покинули Россию 26 сентября и, предположительно, скрываются где-то в Стамбуле. Об этом первым сообщил «Интерфакс» со ссылкой на собственные источники.

По данным издания, беглецы, находятся в Стамбуле и не выходят на связь со Следственным комитетом, который имеет к ним вопросы в связи с возбужденным уголовным делом о мошенничестве.

«Мурсекаев покинул страну еще во вторник , улетев из «Шереметьево»», - рассказал агентству источник.

По другим данным чета Мурсекаевых улетела в Турцию из «Внуково».

Позже информацию о возможном нахождении совладельцев компании в Стамбуле подтвердили другие издания.

Сообщалось, что 27 сентября Мурсекаев должен был участвовать в совещании с представителями Росавиации, на которое он так и не явился.

«Телеграммой [Мурсекаев] был приглашен на специальное совещание в связи с тем, что он давал обязательство из своих собственных средств произвести оплату текущих расходов для поддержания операционной деятельности [авиакомпании «ВИМ-Авиа»] в размере 50 миллионов рублей», - рассказал руководитель Росавиации Александр Нерадько .

По словам главы Росавиации, деньги владелец «ВИМ-Авиа» так и не перевел.

Ситуация с десятым по числу перевозимых пассажиров авиаперевозчиком возмутила президента России Владимира Путина , который сделал достаточно резкие заявления в адрес министра транспорта Максима Соколова и курирующего транспортную отрасль вице-премьера Аркадия Дворковича .

Главе Минтранса Максиму Соколову президент даже заявил о «неполном служебном соответствии».

«Максим Юрьевич [Соколов] мне сказал, что эта компания [«ВИМ-Авиа»] полностью соответствовала всем критериям», - сказал Путин на совещании правительства.

«Если вы выработали такие критерии, то чего они стоят, если за ними ничего не видно? Я объявляю вам о неполном служебном соответствии», - заявил президент, обращаясь непосредственно к Соколову.

Путин также потребовал от главы Минтранса «быстро и эффективно закрыть проблему», отметив, что по результатам работы решит, что делать с объявленным «неполным служебным соответствием».

Кроме того, президент подверг критике вице-премьера Аркадия Дворковича за то, что тот уделяет транспортной отрасли «недостаточно внимания».

Критика президента прозвучала на фоне серии отставок губернаторов и сообщений в СМИ, что ротация в высших эшелонах власти, возможно, будет продолжена.

Самый молодой, а с недавних пор и самый крупный чартерный авиаперевозчик страны "ВИМ-Авиа", стоимость которого эксперты оценивают в $60 млн, официально раскрыл своего владельца. Если верить материалам компании, она на 100% принадлежит предпринимателю Рашиду Мурсекаеву.

До последнего момента ООО "ВИМ-Авиа" держала в тайне финансовые показатели и информацию о владельцах. Но теперь она стала общедоступной. О том, что Мурсекаев является собственником "ВИМ-Авиа", компания сообщила в инвестмеморандуме. подготовленном для вексельного займа объемом 500 млн руб. (его копия имеется в распоряжении "Ведомостей"). Заем организуют группа компаний "Регион" и Импэксбанк. Сотрудник одной из этих компаний, участвовавший в написании меморандума, уточняет, что Мурсекаев контролирует все 100% капитала "ВИМ-Авиа". Рынок догадывался, что предприниматель контролирует компанию, замечает источник из окружения Мурсекаева. Но многие полагали, что хотя бы небольшой пакет остался у основателя "ВИМ-Авиа" - Виктора Меркулова, добавляет он.

В транспорте Мурсекаев не новичок, хотя авиацией занялся только в 2003 г., когда появилась "ВИМ-Авиа". А начинал свою карьеру Мурсекаев в торговле вместе с земляком из Барнаула, основателем "Каскола" Сергеем Недорослевым. Сначала партнеры занимались поставками китайского ширпотреба - в счет долгов за российское оружие и авиатехнику. Потом скупали акции режимных и авиационных предприятий. В 1997 г. разошлись, и Мурсекаев занялся бизнесом самостоятельно. Из самых известных его сделок за этот период перепродажа 68% акций Дальневосточного пароходства экс-главе Минтопэнерго Сергею Генералову.

Меркулов был основателем "ВИМ-Авиа"". Авиаторы шутят, что ВИМ расшифровывается как "Виктор Иванович Меркулов". Изначально парк компании состоял из четырех Ил-62 и четырех Ан-12. Затем Мурсекаев выкупил контрольный пакет перевозчика и организовал лизинг 12 подержанных Boeing 757, за счет которых "ВИМ-Авиа" и достигла сегодняшних высот. Продавцом выступила немецкая Condor Flugdienst - чартерная "дочка" Lufthansa. Собственниками лайнеров, как следует из меморандума, пока остаются кредиторы "ВИМ-Авиа" - "Меридиан-Лизинг", Импэксбанк и "Авангард-Лизинг". Сроки соглашений с ними - 3-6 лет.

С Мурсекаевым и Меркуловым вчера связаться не удалось.

Мурсекаев приобрел неплохой бизнес. Как следует из меморандума "ВИМ-Авиа", выручка компании за 10 месяцев этого года составила 4,5 млрд руб. При том что за весь прошлый год тот же показатель равнялся 822 млн руб. Продвинуться компании помимо прочего помогли и ее недавние покупки других перевозчиков - "Чита-авиа", "Аэробратска" и "Русского неба", отмечается в документе. К октябрю "ВИМ-Авиа" переместилась с 42-го на 6-е место по пассажирообороту обойдя "Домодедовские авиалинии", "ЮТэйр", вплотную приблизившись к "Трансаэро". А по итогам года оборот компании должен составить 6 млрд руб., или $210 млн, заключается в меморандуме. Правда, доходность "ВИМ-Авиа" не высока. За 10 месяцев ее чистая прибыль составила всего 2,6 млн руб., а рентабельность продаж - 0,19%, указывается в документе.

"Компания быстро влетела на рынок и за небольшой срок сумела стать шестой по объемам перевозок", - отмечает аналитик группы "ЦентрИнвест" Михаил Ганелин. По его мнению, сегодня стоимость всей компании может доходить до 30% ее годовой выручки, т. е. около $63 млн.

Полное наименование компании: Общество с ограниченной ответственностью "Авиакомпания «ВИМ-Авиа » - российская компания со штаб-квартирой в Москве и базовым аэродромом в «Домодедово». 100% акций принадлежит супругам Рашиду и Светлане Мурсекаевым. Специализация авиакомпании «ВИМ-Авиа » - чартерные и регулярные внутригосударственные и международные пассажирские перевозки. В 2010 году воздушный флот компании насчитывал 11 самолетов зарубежного производства, старые отечественные самолеты были сняты с выполнения рейсов.

Контактная информация

Сайт компании: www.vim-avia.com
Контактный телефон для получения консультаций, заказа и бронирования билетов: 8-800-700-0-757(для звонков внутри России)
Центральный офис компании «ВИМ-Авиа» находится по адресу: г.Москва, ул. Новохохловская, д.23 стр.1.

Международные обозначения компании

Код ИАТА: NN
Код ИКАО: MOV
Внутренний код: НН

Руководство компании

Генеральный директор авиакомпании: Кочнев Александр Яковлевич

История авиакомпании

История компании начинается с 2002 года, названа она была в честь своего первого руководителя Виктора Ивановича Меркулова (умер в 2006 году). Авиакомпания «ВИМ-Авиа » считается одной из самых крупных чартерных компаний России, часть регулярных рейсов в 2010 году была всего 32,4% от общего пассажиропотока. На протяжении последних лет руководство компании большое внимание уделяет внутрироссийским рейсам. В 2011 году компания открыла рейсы во многие города РФ, в том числе в Петропавлоск-Камчатский, Магадан, Барнаул, Новосибирск и другие населенные пункты. В течении 2009 года число перевезенных пассажиров превысило 1 200 тыс. человек. В некоторые крупные города количество регулярных отправлений было увеличено до двух раз в сутки. Авиакомпания «ВИМ-Авиа» совершает регулярные и чартерные рейсы в Барселону, Базель, Римини и Салоники.

ТАТАРСТАН ПОШЕЛ НАВСТРЕЧУ

За последние сутки сразу два федеральных издания — The Bell (бывшая команда РБК) и «Ведомости» — сообщили о том, что «Татнефть» согласилась помочь авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая отменяет и задерживает рейсы и может вовсе остановить полеты из-за долгов перед аэропортом Домодедово. В субботу, 23 сентября, следственный комитет России сообщил, что перевозчик отменил или задержал на неопределенный срок свыше десятка рейсов — как внутриросийских, так и международных. Глава следкома Александр Бастрыкин поручил провести по этим фактам доследственную проверку. По данным СК, задержка 15 рейсов от 22 и 23 сентября нанесла ущерб почти 3 тыс. пассажиров.

Главная проблема, по просочившимся в медиа данным, в крупной задолженности перевозчика перед Домодедово за аэропортовые услуги и прежде всего за топливо. Долги только перед аэропортом достигают 500 млн рублей. Здесь навстречу «ВИМ-Авиа» пошла «Татнефть», предоставив Домодедово гарантийное письмо об оплате. Напомним, что поставкой авиатоплива занимается «дочка» «Татнефти» — «Татнефтьавиасервис». Кроме того, по данным The Bell, материальную помощь авиакомпании оказал и банк «Татнефти» «Зенит». По сведениям источника «БИЗНЕС Online», «Татнефть» и «Зенит» действительно являются кредиторами авиакомпании (сколько их всего — неизвестно). По его словам, задолженность «ВИМ-Авиа» перед «Зенитом» превышает 1 млрд рублей. В залоге у банка остаются самолеты и недвижимость. Вчера в Москве — по инициативе Росавиации — состоялся совет кредиторов «ВИМ-Авиа» с участием «Татнефти», «Зенита» и Домодедово, а также целой группы игроков. На встрече было принято решение о реструктуризации долгов авиакомпании, с которым все кредиторы согласились. На какой срок, наш собеседник не уточнил.

Любопытный момент: авиакомпания зарегистрирована в Татарстане, в поселке Богатые Сабы — она сменила прописку с Москвы на Татарстан в феврале этого года. Владельцы «ВИМ-Авиа», согласно официальной информации авиакомпании, — татарский бизнесмен Рашид Мурсекаев с женой Светланой. Отметим, что, согласно базе данных «Контур.Фокус», «ВИМ-Авиа» кредитуется у «Зенита» уже давно: 5% ООО «Авиакомпания „ВИМ-Авиа“» заложено в этом банке согласно кредитному договору от 8 декабря 2016 года.

Банк «Зенит» отказался комментировать ситуацию, а «Татнефть» ответила весьма сдержанно. «Да, мы как поставщики топлива являемся одними из кредиторов, но не больше», — сообщила пресс-служба нефтяной компании в ответ на наш запрос. А глава пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин сообщил «БИЗНЕС Online», что «ни правительство Татарстана, ни «Татнефть» отношения к авиакомпании «ВИМ-Авиа» и ее обязательствам не имеют».

«РУКОВОДИТЕЛЬ ИНТЕРЕСНЫЙ, ТОЛКОВЫЙ, НО НЕ РАССЧИТАЛ СВОИ ФИНАНСОВЫЕ СИЛЫ»

Игроки татарстанского авиарынка говорят, что прекрасно знакомы с владельцем «ВИМ-Авиа». «Я хорошо знаю Рашида Мурсекаева. Он не из Татарстана, он из Барнаула, просто он этнический татарин. Много лет знакомы. Руководитель интересный, толковый, но, к сожалению, не рассчитал свои финансовые силы», — говорит председатель совета директоров ГК «Тулпар» Азат Хаким.

О личном знакомстве с Мурсекаевым говорит и гендиректор «ЮВТ Аэро» Петр Трубаев: «Я желаю только добра этой авиакомпании, тем более что я лично знаю ее руководителя и хотел бы, чтобы они быстрее вышли из этой ситуации. Не хотелось бы, чтобы наши коллеги, попав в такую ситуацию, вышли из нее недостойно».

Источник «БИЗНЕС Online» на авиационном рынке рассказал, как «ВИМ-Авиа» попала в Татарстан. По его сведениям, Мурсекаев планировал развивать грузовые воздушные перевозки по направлению Китай — Европа через Казань и, соответственно, намеревался «подружиться» с казанским аэропортом. Чтобы наладить работу в Татарстане, он по совету своих бизнес-партнеров, крупных бизнесменов, зарегистрировал компанию в Сабах. Однако грузовой проект не пошел (но прописка осталась!), а действующий начал испытывать трудности. Два основных направления работы «ВИМ-Авиа» — чартерная перевозка туристов и «вахтовиков», первая из которых дала сбой. Компания развивалась стремительно, слишком динамично и в конечном итоге «подорвала силы», говорит наш источник.

Впрочем, «ВИМ-Авиа» вступила в отношения с «Зенитом» еще до «переезда» в Татарстан — вероятно, еще в Москве. Напомним, что «Татнефть» два года назад сама вступила в авиационный бизнес, купив воздушные ворота юго-востока Татарстана — аэропорт Бугульмы. В Закамье же базируется и единственная оставшаяся после банкротств «АК „Татарстан“» и «Ак барс Аэро» республиканская авиакомпания «ЮВТ Аэро» (зарегистрирована на частное лицо). Последняя запланировала обновление авиапарка, сейчас компания владеет семью Bombardier и двумя вертолетами. Буквально на днях «ЮВТ Аэро» получила от Росавиации допуск к международным полетам.

ПОЛЕТИМ ЛИ?

Судя по информации нашего источника, после решения о реструктуризации долгов полеты должны возобновиться в нормальном режиме. Судя по онлайн-табло базового аэропорта «ВИМ-Авиа», компания в ближайшие два дня имеет высокую загруженность и планирует рейсы не только по России и ближнему зарубежью, но также в Бельгию и Китай. Сегодня из Домодедово должны улететь 10 самолетов компании в Анталью (Турция), Сочи, Симферополь, Благовещенск, Анадырь, Тайюань (Китай), Певек, Иркутск, Хайкоу (Китай). Еще 9 самолетов должны прилететь в Москву из Антальи, Краснодара, Еревана (Армения), Льежа (Бельгия), Даламана (Турция), Сочи и Симферополя. 26 сентября у «ВИМ-Авиа» запланировало 15 полетов в те же самые города, что и сегодня, и еще 13 обратно.

Пока официальной информации насчет регулярности полетов не дает ни сама авиакомпания, ни власти. Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский в беседе с «БИЗНЕС Online» сообщил, что официальная позиция ведомства по ситуации с «ВИМ-Авиа» будет опубликована на официальном сайте Росавиации в течение дня. Он отказался даже приблизительно оценить положение дел, поскольку, по его словам, дело касается «судьбы тысяч пассажиров, которые купили билеты».

Директор по связям с общественностью авиакомпании «ВИМ-Авиа» Елена Федорова сообщила нам, что сейчас авиакомпания участвует в заседании оперативного штаба Росавиации, а также провела ряд консультаций с государственными органами, контролирующими авиационную отрасль. «Проходят переговоры с партнерами авиакомпании. В данный момент достигнуты предварительные соглашения, что должно привести к исправлению ситуации. Разрабатывается план урегулирования ситуации совместно с финансовыми организациями, принявшими решение поддержать авиакомпанию. Авиакомпания приносит пассажирам извинения за доставленные неудобства», — сообщила Федорова в ответ на официальный запрос нашей редакции.

«У НИХ ОЧЕНЬ ГРАМОТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ИМ ВСЕГДА УДАВАЛОСЬ БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМИ»

О вероятной судьбе «ВИМ-Авиа» и о том, чего ждать пассажирам авиакомпании, рассказали эксперты «БИЗНЕС Online».

Азат Хаким — председатель совета директоров ГК «Тулпар Эйр»:

— Ситуация действительно критичная, потому что эти долги у авиакомпании уже не первый год и у них постоянно идут переговоры, они договариваются. Но, видимо, долги стали настолько критичные, что уже аэропорт не пойдет ни на какие уступки. Понятно, что это не просто так на пустом месте возникло. Авиакомпания набрала очень много техники, особенно дорогой — это «Боинг 777». Там очень большие лизинговые платежи, которые нужно оплатить вовремя, и понятно, что авиакомпания просто финансово не тянет такие затраты. Брать в долг топливо для авиакомпании нормально, но в данном случае это уже говорит о том, что финансовое положение очень тяжелое. Если они всем уже должны, то ситуация становится критичной. Они должны лизингодателям, перевозчикам, должны за пролет, и самое плохое, что они еще и должны зарплату сотрудникам. А когда сотрудники работают в долг, то они работают без особого рвения. С большей долей вероятности думаю, что компания будет вынуждена остановить свою операционную деятельность.

Что касается поддержки правительства, то в компании нет доли госучастия, и вряд ли минтранс пойдет навстречу. То, что билеты уже проданы, пассажиров надо перевозить — это мы уже проходили. Будут перераспределять другим авиакомпаниям и вывезут всех. На мой взгляд, минтранс примет более взвешенное решение — субсидировать те авиакомпании, которые потом будут вывозить пассажиров «ВИМ-Авиа».

Олег Пантелеев — главный редактор «АвиаПорт.Ру»:

— Все зависит от того, какие будут взаимоотношения между перевозчиком и кредиторами, причем в том числе поставщиками услуг. Конечно, у нас были прецеденты, когда поставщики услуг прекращали обслуживание авиакомпании, и в связи с этим организация прекращала свою операционную деятельность. Как это ни прискорбно, но риски очень велики, однако никто не заинтересован в остановке авиакомпании, потому что даже для поставщиков услуг совершенно очевидно, что остановка авиакомпании означает то, что значительную часть задолженности вернуть уже не удастся. Кроме того, с точки зрения правительства «ВИМ-Авиа» — это один из немногих перевозчиков, работающих на регулярных линиях на дальневосточном направлении. Авиакомпания летала в Магадан, летала в Благовещенск. С этой точки зрения, конечно, было бы важно, чтобы перевозчик сохранился, потому что это повышает транспортную доступность дальневосточных регионов. Еще раз повторюсь, что многое зависит от кредиторов, и в том случае, если компанию все-таки поддержит правительство и предоставит финансовые гарантии, то это даст возможность авиакомпании продолжить полет. В долгосрочной перспективе пока ничего позитивного не просматривается.

Пассажирам имеет смысл, отправляясь в путешествие, брать с собой запас наличных для того, чтобы оплатить питание, ночлег или транспорт до дома. Нужно постоянно отслеживать показания на табло, где указаны параметры прибытия и отправления рейса, по возможности связаться с представителями авиакомпании. Но стоит заметить, что мы видим по примеру предыдущих проблемных ситуаций, когда та или иная компания была на грани остановки либо вообще прекращала свои полеты, правительство находило возможность перераспределить пассажиров по другим авиакомпаниям. Тем самым в ряде случаев их проблемы были минимизированы. Если у пассажира билет предусматривает возврат средств, то в случае длительной задержки есть смысл осуществить возврат, и с высокой долей вероятности деньги вернутся быстро.

Роман Гусаров — главный редактор отраслевого портала Avia.ru:

— Шансы на выживание у авиакомпании есть всегда, но все зависит от доброй воли и возможностей тех, к кому компания обращается за помощью. Здесь есть и отрицательные, и положительные исходы подобной ситуации. Яркий отрицательный пример — это компания «ТрансАэро», которая набрала столько долгов, что ее поддержка не имела никакого смысла, даже при поддержке она бы оставалась убыточной и накапливала бы долги. Одновременно с этим аналогичные трудности испытывала авиакомпания «Ютэйр». И здесь ситуация сложилась совершенно иначе. Акционеры нашли возможность своими ресурсами поддержать авиакомпанию, проведя переговоры с кредиторами, реструктуризировали долги, оптимизировали структуру компании, сократили примерно на 40 процентов парк воздушных судов. Они уступили позиции на рынке, пошли на ряд жертв, но привели авиакомпанию в положительную зону рентабельности. Да, она стала меньше по объемам, но зато перестала производить убытки, и сейчас она достаточно успешно работает.

Что касается «ВИМ-Авиа», у них очень грамотный менеджмент, им всегда удавалось быть эффективными. Они не склонялись к каким-то авантюрам, особо не рисковали, но всегда достаточно хорошо выдерживали свою финансовую состоятельность. И репутация компании хорошая, у нее никогда не было серьезных сбоев до этого лета, не было проблем с кредиторами. Я думаю, что надо ее поддержать. Никто не заинтересован в сокращении участников рынка. Если такими темпами пойдет и будут уходить по одной, две крупной авиакомпании в год, то мы через несколько лет можем просто остаться с одним перевозчиком. Монополизация рынка никому не интересна — ни государству, ни пассажирам. Поэтому авиакомпанию с хорошей репутацией можно было бы и поддержать. Шансы на выживание я бы оценивал 50/50.

- Но позвольте, как же он служил
в очистке? - Я его туда не назначал.
Ему господин Швондер дал рекомендацию.
Если я не ошибаюсь.
- Это он? - Он самый.
Только, сволочь, опять оброс.


Отличная компания
Образована в 2002 году, в 2003-м приобрела первые 4 самолета.
А потом понеслось - в 2004-м компания приобрела уже 12 боингов и стала ведущим чартерным перевозчиком России на самых массовых направлениях - Турция, Египет, Тунис. Затем еще 4 боинга - и уже полеты в Западную и Восточную Европу.
В 2007-м году "ВИМ-авиа" стала компанией номер один на рынке чартерных перевозок.
В 2008-м начали летать под эгидой ООН. А в 2011-м они стали первыми среди компаний, летающих от ООН.
В 2013-м компания перевезла полтора миллиона пассажиров и выполнила почти 9 000 рейсов.
В 2015-м году перевезла уже 1 600 000 пассажиров и выполнила более 11 000 рейсов, из них 10 500 не чартерных, а регулярных.
А в 2016-м году - уже более двух миллионов пассажиров.
И все это время они покупали, покупали, покупали самолеты.
17 боингов и 6 аэробусов. Из которых 4 в собственности, а остальные в лизинге...
И вдруг при таких успехах все внезапно закончилось..
Компания банкрот.

Да-да. Есть такая компания. Небольшая ООО-шка, владеют которой муж и жена Светлана и Рашид Мурсекаевы. Уставный капитал компании - 50 000 рублей (пятьдесят тысяч рублей). Не смейтесь. Так и есть. 50 000 рублей, из них Светлана владеет 99% (49500 руб) и Рашид - 1%, вложив в родное предприятие 500 (пятьсот) рублей. Именно этими средствами учредители отвечают по всем долгам компании.
И больше ничем. Ну еще имуществом компании. Да только оно не их, а в лизинге. Точнее, все самолеты, купленные в лизинг формально принадлежат "ВИМ-авиа", но порядок таков, что если за них не платят, то самолеты забирают назад.
Так что, ежели чего, Рашид отдаст целых 500 рублей. Правда, у него на секунду проснулась совесть, и он хотел было из собственных средств заплатить за грехи конторы 50 000 000 руб, но вовремя одумался и рванул в бега. А вот по закону он должен 500 рублей. Потому что за все делишки компании отвечают директор и главный бухгалтер. Но они тоже не виноваты. Потому что говорят, что не воровали
Так вот.
Компания зарегистрирована в поселке городского типа Богатые Сабы, Сабинского района республики Татарстан, на улице Строителей 1а. На схеме эту улицу обозначила красным квадратом. Кстати, на яндекс-карте дома №1а по улице Строителей нет. Дом №1 есть, а 1а - нет.

Судя по данным регистрации, компания предполагала большой взлет.
Ну и падение должно было получиться нехилое.

И уже на этом этапе возникают вопросы.
Как так получилось, что ТАКОЙ крохотной фирмочке, расположенной, как бы это помягче сказать, чтобы не обидеть Богатые Сабы, в дальнем районе Татарстана, доверили кредиты, лизинговые схемы, да лицензии, в конце-концов?

Вот вам кратчайшим путь успеха учредителя компании:

Мурсекаев Рашид Мавияевич (родился в 1965 году, Барнаул, Алтайский край, РСФСР, СССР) — российский бизнесмен, владелец авиационной компании «ВИМ-Авиа».

С пароходством не получилось, занялся авиа-бизнесом. Профессионал.
Так что, дело не просто темное, а темнейшее.

Кстати, ВИМ - это Виктор Иванович Меркулов, тот самый основатель компании, который продал компанию Рашиду. Скончался в 2006-м году в возрасте 70 лет. Вот этот человек действительно связан с авиацией - был заслуженным пилотом России и основателем различных авиакомпаний.

А вот вам бухгалтерская отчетность компании ВИМ-Авиа с уставным капиталом в 50 000 рублей за 2014-й и 2015-й гг. За 2016 год, увы, не нашла:


Что видим? А видим много прекрасного.
Например, основных средств компании на 2 миллиарда 455 миллионов рублей.

А долгов - на 8 миллиардов. Из них заемных средств на 5 миллиардов рублей и долгов кредиторам почти на 3.
Скажите, пожалуйста, нужно ли быть аудитором или хотя бы бухгалтером, чтобы удивиться такой диспропорции?

При этом существует дебиторская задолженность в размере 3 миллиарда рублей. Кто же должен ВИМ-авиа?
Лизинговые компании, чьи самолеты в количестве 19 штук на балансе компании почему-то не состоят? Или сам Мурсекаев так хитро подговорил бухгалтера провести эти средства таким образом? Скорее всего, и то, и другое. Баланс об этом не расскажет - кто-то должен компании, и все тут. Почему-то мне кажется, что компании ВИМ-авиа должны некие офшорные компании. Которые ну никак не могут отдать долги! Но это так, ни чем не обоснованные подозрения.

Вообще-то, лизинговое имущество должно учитываться на счете основных средств. Так что, все сложно. По балансу просто так не скажешь. Так что, да. Дело темное.

Представляете? Все самолеты, состоящие на балансе компании, стоят 2 с половиной миллиарда, и при этом кто-то должен ей 3 миллиарда. За что? Кто? Версию, что это всё "неплатежеспособные турфирмы" или "аэропорты", или даже пассажиры - можно смело отмести. С чего это вдруг вся страна задолжала компании такую огромную сумму? Все-таки оффшоры. Наверное.

Тем более, что прибыль от реализации компании в 2015-м году составила всего полтора миллиарда рублей. Чистой же прибыли в 2015-м году получилось всего 626 миллионов, а в 2014-м вообще был убыток. Эти данные можно увидеть в отчете о финансовых результатах

А компания все занимает, и занимает деньги. А кто-то ей все дает и дает их... В 2015-м году, правда, частично выплачивали долги, но и снова занимали.
На что?
Непонятно.
Явно не на самолеты. Потому что их на балансе не прибавилось, в отличие от долгов, а основных средств даже убавилось на 500 миллионов..

Видимо, все-таки резвились с заемными средствами. То туда, то сюда...
В результате и накопилось долгов на 8 миллиардов рублей уже в 2015-м году, которые отдать уже не представлялось возможности.
А уж что там случилось в 2016-2017 гг, пока что неизвестно.
Наверное, что-то ужасное.
В результате чего у учредителя образовались те самые "лишние" 50 миллионов рублей, который он возжелал отдать на спасение компании, которую сам и загнал в долги, и видимо, не единственные. А у компании еще 2 миллиарда рублей кредитов.

Неужели кто-то думает, что всем этим занимался наемный директор и, тем более, бухгалтер?


На сегодня, пишут, у компании долг уже в 10 миллиардов рублей, которые они должны кредитным организациям, лизингодателям, аэропортам, топливо-заправочным комплексам. И даже если распродать все имущество компании, покрыть эти долги будет невозможно.

Не удивлюсь, если Мурсекаев загорает сейчас на своем острове.

Интересно, а аудиторы видели эти вопиющие диспропорции в 2014-м году? А налоговики? А кредиторы, что, не интересовались состоянием дел в компании, куда щедро сыпали деньги? Банкам, выдававшим кредиты было все равно? А лизинговым компаниям?

Как так получилось, что никто не заметил, что у компании накопились долги в размере ее годовой выручки от реализации?
И самое смешное - учредители у нас ни за что не отвечают. Не виноватые они.
А тут выходит, что и директор с бухгалтером тоже. В бюджет и зарплаты они платили регулярно.
Все остальное вроде бы внутреннее дело ООО-шки.
Даже уголовное дело завести невозможно.
Что тут? Мошенничество? Воровство?
Кто кого обманул? Кого обворовали? Ну кроме пассажиров, застрявших на своих маршрутах
Кредиторов? Так те сами виноваты. Это их "риски".
Докажите.
Боюсь, что не смогут. И город Лондонград обзаведется новыми жильцами с миллионным счетами в зарубежных банках