Гибель армении. Возможное место гибели (затопления) теплохода «Армения

Символом масштабных катастроф на море стала гибель пассажирского лайнера «Титаник», которая в апреле 1912 года унесла жизни около 1500 человек.

В действительности «Титаник» не входит даже в тридцатку морских катастроф с наибольшим количеством жертв. Самые страшные трагедии подобного рода приходятся на период Второй мировой войны, когда на дно уходили транспорты с тысячами людей, не только военнослужащих, но и женщин, стариков и детей.

7 ноября 1941 года в Чёрном море погиб советский теплоход «Армения», на борту которого было несколько тысяч человек. Трагедия «Армении» и по сию пору остается одним из «белых пятен» Великой Отечественной войны, поскольку на многие вопросы в этой истории ответы так и не получены.

В середине 1920-х годов, когда страна немного отошла от шока Гражданской войны, правительство задумалось о развитии гражданского судостроения. В 1927 году на Балтийском заводе в Ленинграде было завершено строительство теплохода «Аджария», головного корабля серии первых советских пассажирских лайнеров. В 1928 году на том же Балтийском заводе были закончены работы ещё над пятью кораблями данного проекта: «Крым», «Грузия», «Абхазия», «Украина» и «Армения».


«Армения» представляла из себя судно длиной 107,7 метра, шириной 15,5 метра, с высотой борта 7,84 метра и водоизмещением 5770 тонн. Обслуживал судно экипаж из 96 человек. Теплоход мог одновременно принять на борт до 950 пассажиров.

«Армения», как и другие суда проекта, предназначалась для перевозок между портами Крыма и Кавказа. Со своей задачей корабли справлялись отлично, имея очень приличную для своих габаритов скорость в 14,5 узла.

Плавучий госпиталь

С началом Великой Отечественной войны «Армению» «призвали» на военную службу. На Одесском судоремонтном заводе её срочно переделали в плавучий госпиталь, рассчитанный на перевозку и оказание неотложной помощи 400 раненым.

10 августа 1941 года «Армения» начала исполнять свои новые обязанности. Капитаном судна был Владимир Плаушевский, главным врачом плавучего госпиталя назначили военврача 2 ранга Петра Дмитриевского. Главврач ещё недавно был лицом гражданским и работал в одной из больниц Одессы.

Обстановка на фронте складывалась удручающая. За пять дней до того, как «Армения» официально стала санитарным судном, враг вплотную подступил к Одессе. Кораблю пришлось заниматься эвакуацией из осаждённого города не только раненых, но и гражданских беженцев. Затем «Армения» приступила к вывозу раненых из Севастополя. К началу октября судно перевезло на Большую землю около 15 тысяч человек.

К концу октября 1941 года в Крыму сложилась катастрофическая ситуация. Одиннадцатая армия Манштейна, сметая советские линии обороны, занимала один город за другим. Угроза падения Севастополя в течение нескольких дней была более чем реальной.
В этих условиях 4 ноября 1941 года «Армения» вышла из порта Туапсе в направлении Севастополя. На её борту находилось пополнение для гарнизона главной базы флота. До Севастополя «Армения» дошла благополучно. 5 ноября капитан Плаушевский получает предписание: принять на борт не только раненых, но и личный состав всех госпиталей и медучреждений Черноморского флота, а также часть медперсонала Приморской армии.

Тысячи беженцев и секретный груз

С учётом того, что в этот момент бои за Севастополь только разворачивались, приказ выглядел несколько странно. Кто же будет спасать жизни раненых?

Историки, изучавшие этот вопрос, полагают, что командующий Черноморским флотом адмирал Филипп Октябрьский считал участь города предрешённой и решил начать эвакуацию.

Но 7 ноября 1941 года Октябрьский получил директиву Ставки, в которой говорилось: «Севастополя не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами».

Однако до 7 ноября распоряжений из Москвы ещё не было, потому «Армения» принимала на борт эвакуируемых медиков и не только их. На борт поднялись актёры местного театра имени Луначарского, руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек» и многие другие.

Никаких точных списков тех, кто поднялся на борт «Армении», не было. Капитан Плаушевский получил ещё один приказ: после погрузки в Севастополе зайти в Ялту, где принять на борт беженцев и местный партийный актив. Уже после отхода из Севастополя пришло дополнительное распоряжение: зайти в Балаклаву и забрать специальный груз. Ящики на борт были доставлены в сопровождении сотрудников НКВД. Возможно, это было золото или ценности из музеев Крыма.

«Смелые лезли на судно по вантам»

Здесь корабль ждали толпы беженцев. Вот что об этом вспоминала Вера Чистова, которой в 1941 году было 9 лет: «Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе "Армения". Ночью 6 ноября на молу было полно народа. Вначале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи. К рассвету погрузку закончили. Но на «Армению» мы так и не попали. Сотни людей остались на молу. Мы с бабушкой пошли в мастерскую отца на набережной. Там я уснула».

В тот момент остающимся попавшие на борт «Армении» казались счастливчиками. На самом же деле всё обстояло в точности наоборот.

Сколько людей к тому времени оказалось на «Армении»? По самым скромным оценкам, около 3000 человек. Верхней планкой является показатель в 10 000 человек. Скорее всего, истина где-то посередине, и на борту было от 5500 до 7000 человек. И это при том, что даже в своей «пассажирской» версии теплоход был рассчитан всего на 950 человек.

На самом деле «Армения» могла бы успешно эвакуировать и подобное количество людей, если бы отправилась из Ялты в тёмное время суток. Но погрузка была завершена около 7 часов утра.

Выход в море днём фактически без прикрытия был равносилен самоубийству. Адмирал Октябрьский позднее писал, что капитан «Армении» получил строгий приказ оставаться в порту до вечера, но нарушил его.

Но у капитана Плаушевского, по сути, выбора не было. Порт Ялты, в отличие от Севастополя, не имел мощной системы ПВО, а значит, суда здесь становились прекрасной мишенью для авиации. Кроме того, немецкие моторизованные части были уже на подходе к городу и заняли его всего через несколько часов.

Теплоход затонул за 4 минуты

Прежде,чем говорить о том, что случилось дальше, нужно заметить, что историки до сих пор не определились, можно ли считать «Армению» законной военной целью.

По законам войны санитарное судно, несущее соответствующие опознавательные знаки, к таковым не относится. Одни утверждают, что «Армения» была обозначена красным крестом, а значит, атака на теплоход - ещё одно преступление гитлеровцев. Другие возражают: свой статус «Армения» нарушила наличием на борту четырёх 45-мм зенитных пушек. Третьи и вовсе уверены, что теплоход, занимавшийся не только перевозкой раненых и беженцев, но и военных грузов, не имел знаков санитарного судна.

В качестве прикрытия «Армению» сопровождали два катера-сторожевика, а в небе находились два советских истребителя И-153.

Обстоятельства роковой атаки на теплоход тоже противоречивы. Долгое время считалось, что «Армения» стала жертвой нападения нескольких десятков бомбардировщиков. Об этом рассказывала одна из выживших пассажиров, жительница Ялты Анастасия Попова: «Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей — всё смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу — даже не помню».

Однако, сегодня более достоверной кажется версия о том, что самолёт был всего один: немецкий торпедоносец Не-111, принадлежавший к первой эскадрилье авиагруппы I/KG28. Это не была целенаправленная атака на «Армению»: торпедоносец искал любое из транспортных советских судов на линии «Крым - Кавказ».

Зайдя со стороны берега, Не-111 сбросил две торпеды. Одна прошла мимо, а вторая в 11 часов 25 минут попала в носовую часть теплохода.

«Армения» затонула всего за четыре минуты. Спасти удалось всего восемь человек из тех, кто был на борту. Могилой для тысяч стало дно Чёрного моря.

Найти не удалось

Загадки «Армении» на этом не закачиваются. Спустя 75 лет после трагедии точное место гибели судна так и не обнаружено.

Официальный рапорт о гибели «Армении» гласит: «В 11 ч. 25 м. (7 ноября 1941 года) ТР "Армения", шедший в охранении двух сторожевых катеров из Ялты в Туапсе с ранеными и пассажирами, был атакован самолётом-торпедоносцем противника. Одна из двух сброшенных торпед попала в носовую часть корабля и в 11 ч. 29 м. он затонул в ш = 44 гр.15 мин. 5сек., д = 34 гр.17 мин. Спасено восемь человек, погибло около 5000 человек» .

Предполагаемое место гибели теплохода изучали неоднократно. В 2006 году к поискам подключился Роберт Баллард, нашедший на дне Атлантики «Титаник». На Украине сообщали, что «Армению» вот-вот найдут, но этого не произошло. Следов погибшего судна обнаружено не было.

Есть предположение, что настоящее место гибели «Армении» не там, где указано в документах. Согласно этой версии, капитан Плаушевский направил судно не в Туапсе, а в Севастополь, под защиту ПВО базы флота, но по пути был атакован торпедоносцем.

Это, однако, только предположение, как и многое другое в истории гибели «Армении».

Раскрыть все тайны можно будет только тогда, когда последнее пристанище корабля всё-таки будет найдено.

КРУПНЕЙШАЯ МОРСКАЯ ТРАГЕДИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ: ДЖАВАД ОСТАЛСЯ С НИМИ

Когда смотришь на старые документы и фотографии периода войны 1941-1945гг., всегда хочется узнать больше о людях, с которыми они связаны. Начинаешь искать соответствующую информацию - и перед глазами буквально оживают славные и трагические страницы нашей истории.

Молодой человек на фотографии - Муратханов Джавад Фейзулла оглы.

Он родился в 1914г. в Сальянах. Семья Муратхановых была известной в этом городе - дед Джавада был местным судебным приставом. Скоро семья переехала в Баку и Джавад вырос в Ичери Шехер, на знаменитой улице Малая Крепостная. Его увлекла медицина и после школы он закончил фармацевтический факультет Азербайджанского Государственного Медицинского Инсти-тута. Затем работал в одной из бакинских аптек на Баилово. Только семьей обзавестись не успел. Пришла война и Джавад ушел защищать Родину. Семье было известно что Джавад в качестве военфельдшера -фармацевта находится в рядах 8-го отдельного медико-санитарного батальона Черноморского флота. Сохранилось и его письмо домой, где юноша просит не беспокоиться за него и не присылать ему деньги.

Обычное письмо с упоминанием всех близких его сердцу людей.

А в январе 1942г. через Ворошиловский райвоенкомат г. Баку отцу Джавада пришла «похоронка» на сына за подписью военного комиссара медико-санитарного отдела Черноморского флота - «В борьбе с германским фашизмом погиб в море 7-го ноября 1941».

И все - о каких-либо обстоятельствах гибели военфельдшера Муратханова ничего известно не было. Эти документы нам любезно предоставила племянница Джавада Муратханова - Гюльнара-ханум Раджабова - дочь сестры Джавада Луми-ханум Муратхановой-Амраховой. Это та самая сестренка Луми, о которой вспоминает в письме Джавад.

Благодаря сведениям из электронной базы данных «Мемориал» нам удалось узнать где, как и при каких обстоятельствах оборвалась в тот день жизнь Джавада.

Он погиб в морской катастрофе, равной катастрофе пяти (!) «Титаников», когда 7-го ноября 1941г. санитарный транспорт «Армения», на борту которого находился военфельдшер Муратханов, был потоплен в результате торпедной атаки немецкой авиации на выходе из Ялты.


Учетная карточка Джавада Муратханова, хранящаяся в ЦАМО СССР

Это был малоизвестный и, пожалуй, самый трагичный эпизод той войны на море. Транспорт"Армения" эвакуировал раненых и беженцев из Ялты, когда к городу уже подходили немецкие войска и был атакован фашистским торпедоносцем на траверзе Гурзуфа в районе горы Аю-даг. В результате прямого попадания торпеды судно переломилось и затонуло. Погибли практически все 7000 человек, находившихся на борту.


«Армения» на стапеле судостроительного завода.

Официальная информация о гибели «Армении» весьма скудна. Более интересную информацию дает «Итоговый отчет по боевой деятельности ЧФ в ВОВ 1941 — 1945 годов». Третий том этого закрытого документа оперативного отдела штаба Черноморского Флота сообщает, что «7 ноября 1941 года на санитарном транспорте «Армения» полностью погибли: «Севастопольский морской госпиталь» на 700 коек, военно-морской госпиталь ЧФ и его имущество, 5-й медико-санитарный отряд, базовый лазарет и так далее... число погибших — около 7000 человек, спаслось — 8 человек. После гибели «Армении», ЧФ остался без медицинского обеспечения, и пришлось создавать главный госпиталь ЧФ №40, базовые лазареты, призвав врачей из запаса. Погрузка на один сантранспорт всего состава нескольких лечебно-санитарных учреждений стала тяжелой ошибкой»...

Командиром судна был капитан-лейтенант В.Я. Плаушевский. Штатная эвакоемкость судна — 400 человек, имелась одна операционная и 4 перевязочных на 11 столов. Медперсонал судна: 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.

Среди членов медперсонала, кроме Джавада Муратханова было еще несколько наших земляков:

Ахундов Д.А. военврач 3-го ранга -врач-хирург;
Мамедова А.Х. - фармацевт
Ахундова Шарифа - врач-стоматолог

Всего до момента гибели «Армения» успела совершить 15 эвакорейсов (в основном — из Одессы и Севастополя) и доставила на Кавказ более 15 000 человек (в среднем — 1000 человек за рейс).

Судно было не столь велико (водоизмещением 6700 тонн), и рассчитано на перевозку 980 человек. Но в тот день людей на "Армению" набилось буквально как сельдей в бочке. Очевидцы вспоминают, что пассажиры стояли на палубе, тесно прижавшись друг к другу. savash-az.

Возможно, военфельдшер Джавад Муратханов и мог бы спастись, но как медик, солдат и просто мужчина он предпочел не бросать раненых. Вероятно, еще и подумал - а что я скажу нашим ребятам с Малой Крепостной?...


Часовня в Ялте, посвящённая погибшим на теплоходе

Гибель 7 ноября 1941 года транспорта «Армения» является одним из самых трагичных случаев гибели пассажирских судов.

«Армения» была спроектирована морскими инженерами Ленинградского Центрального бюро морского судостроения под руководством главного конструктора Я. Копержинского, спущена на воду в ноябре 1928 года и вошла в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря, состоящей из «Абхазии», «Аджарии», «Украины», «Армении», «Крыма» и «Грузии».

Хотя почти все эти суда строились в Ленинграде, на Балтийском судостроительном заводе (только два последних - в Киле в Германии), политическим руководством страны было решено в названиях судов выразить нерушимую дружбу молодых советских республик, что и было начертано на высоких бортах этих красавцев, которых одесситы окрестили по-своему, назвав за быстроходность «рысаками».

Что касается «Армении», то она имела дальность плавания 4600 миль, могла перевозить в классных каютах 518 пассажиров, 125 «сидячих» и 317 палубных пассажиров, а также до 1000 тонн груза, развивая при этом максимальную скорость 14,5 узла (около 27 км/ч). Все эти суда стали обслуживать «экспрессную линию» Одесса - Батуми - Одесса, исправно перевозя тысячи пассажиров вплоть до 1941 года…

Их топили первыми

С началом Великой Отечественной войны судьба черноморских «рысаков» резко изменилась. «Армению» срочно переоборудовали в санитарно-транспортное судно: рестораны 1 и 2 класса превращены в операционные и перевязочные, курительный салон - в аптеку, в каютах установлены дополнительные подвесные койки.

Капитаном «Армении» был назначен 39-летний Владимир Яковлевич Плаушевский, старпомом - Николай Фадеевич Знаюненко. Экипаж судна состоял из 96 человек, плюс 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров. Главврач железнодорожной больницы Одессы, которого многие в городе хорошо знали, Петр Андреевич Дмитриевский был назначен руководителем медперсонала в звании военврача 2 ранга…

Немногословный, выдержанный, всегда подтянутый капитан «Армении» Плаушевский быстро обрел авторитет, и все его распоряжения и команды выполнялись незамедлительно.

На бортах и на палубе ярко-красной краской были нанесены огромные кресты, хорошо видимые с воздуха. На грот-мачте был поднят большой белый флаг также с изображением международного Красного Креста. Взглянув на него, Плаушевский тихо сказал старпому:

Не думаю, что вермахт будет неукоснительно выполнять положения Гаагской и Женевской конвенций. Немцы традиционно в войнах особым милосердием не отличались…

Его слова оказались пророческими. С первых дней войны авиация Геринга совершала налеты на госпитальные суда на Черном море. В июле 1941 года были повреждены санитарные транспорты «Котовский» и «Антон Чехов», а атакованный пикирующими бомбардировщиками «Аджаристан» («Аджария»), весь объятый пламенем, на виду у всей Одессы выбросился на мель близ Дофиновки. В августе такая же участь постигла и судно «Кубань».

Теснимая противником Красная армия в тяжелых боях несла большие потери. Раненых было очень много… Днем и ночью в любую непогоду на борту «Армении» до изнеможения трудился медперсонал. Операции, операции и бесконечные перевязки. Раненые были всюду. Особенно много было тяжелораненых. На всех палубах были слышны громкие стоны, людей мучила жажда. Многие женщины ухаживали за ранеными.

Капитан Плаушевский спал урывками, по многу часов не покидая капитанского мостика. Ему удалось совершить пятнадцать невероятно тяжелых и опасных рейсов с ранеными защитниками Одессы и перевезти около 16 тысяч человек, которых члены экипажа размещали в своих каютах с молчаливого согласия капитана, его помощников и самого боцмана. Благодаря им были спасены многие беженцы, которых в то время звали «эвакуированными»…

* * *

Погибший во время войны летчик и писатель Сент-Экзюпери сказал: «Война это нечто такое, что может взять с лица человека столько мяса, что он навсегда будет лишен возможности улыбаться людям».

Да, в обстоятельствах гибели «Армении» много загадочного. Кроме поиска в архивах пришлось опросить и свидетелей той страшной трагедии, которых, увы, осталось очень мало!

В книге «Хроника Великой Отечественной…» говорится, что свои рейсы из Одессы «Армения», а также «Кубань» и учебное судно «Днепр», совершали в сопровождении эсминца «Беспощадный», что, несомненно, уберегало эти суда от дерзких атак немецкой авиации.

Наступление 2-й армии Манштейна на Крым было стремительным, к чему командование ЧФ и в том числе и вице-адмирал Ф.С. Октябрьский были не готовы. Все учения флота перед войной сводились к «уничтожению» крупных морских десантов и боевым походам кораблей Черноморского флота. Никому и в голову не приходило, что оборонять Севастополь придется со стороны суши…

* * *

В октябре и ноябре 1941 года всюду царила неразбериха. Из Севастополя спешно эвакуировали все, что надо и не надо. Госпитали, оборудованные в штольнях и самом городе, были забиты ранеными, но кто-то дал приказ срочно эвакуировать весь медперсонал. Пытались эвакуировать даже прекрасно оборудованный и укрепленный командный пункт флота. Только энергичное вмешательство вновь прибывшего заместителя по сухопутной обороне генерал-майора И.Е. Петрова положило конец страшной неразберихе. Успешно начала действовать легендарная 30-я батарея Георгия Александера, огромными снарядами прошивая оба борта немецких танков и разя мотопехоту шрапнелью. На подступах к Севастополю завязались ожесточенные бои…

Трагедия на суше

Благодаря найденным документам и показаниям очевидцев, удалось восстановить многие события, предшествующие выходу «Армении» в море из Севастопольской бухты 6 ноября 1941 года.

Теплоход стоял на внутреннем рейде и спешно принимал на борт многочисленных раненых и эвакуированных граждан. Обстановка была крайне нервозной. В любую минуту мог начаться налет вражеской авиации. Основная масса боевых кораблей флота по приказу Октябрьского вышла в море, включая и крейсер «Молотов», на котором была единственная на флоте корабельная радиолокационная станция «Редут-К».

Кроме «Армении» в Карантинной бухте грузился еще один бывший «рысак» - теплоход «Белосток», а у причала Морзавода грузили оборудование и людей на транспорт «Крым». Погрузка шла непрерывно днем и ночью.

Обращает на себя внимание великое множество всевозможных приказов, данных в самой категорической и устрашающей форме, в которых, в случае невыполнения, было обещание суровой кары «вплоть до расстрела». Таких приказов особенно много было после введения в Севастополе осадного положения 29 октября. И севастопольцы, и немецкое командование хорошо знали, что на подступах к городу нет частей Красной армии. Поэтому Манштейн дал приказ 54-му армейскому корпусу и мотобригаде овладеть Севастополем с ходу. Этого не произошло только потому, что командующий Приморской армией генерал-майор И.Е. Петров (потом его историки назовут «вторым Георгием Жуковым») сумел совершить многотрудный переход через горы, выйти к Севастополю, организовать крепкую оборону и спасти город. Немаловажным было и массовое проявление героизма защитниками этого «южного Кронштадта»…

Но тогда, накануне гибели, будучи на борту «Армении» и принимая доклады от помощников о ходе погрузки, капитан Плаушевский с тревогой посматривал на небо. Ему дан приказ выйти из Севастополя 6 ноября в 19 ч и следовать в Туапсе. Для сопровождения выделен только небольшой морской охотник с бортовым номером «041» под командованием старшего лейтенанта П.А. Кулашова.

Свидетельствует полковник медицинской службы М. Шапунов:

«Последовал приказ 5 ноября всем флотским медицинским организациям свернуться и эвакуироваться. Чем был вызван этот строгий приказ? Ведь оборона Севастополя только начиналась (и будет длиться 250 дней)…».

Свидетельствует участник обороны Севастополя полковник медслужбы А.И. Власов:

«Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание… госпитали и лазареты свернуть. На „Армению“ было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом. Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники… Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя…».

Капитан Плаушевский знал, что при отсутствии охранения только темная ночь может обеспечить скрытность плавания и не даст возможности авиации противника атаковать «Армению». Каковы же были его удивление и досада, когда ему передали приказ Военного совета флота выйти из Севастополя не в вечерних сумерках, а на два часа раньше, то есть в 17 часов, в светлое время суток!

Такой приказ сулил гибель, и некоторые историки склонны были считать, что он исходил из недр абвера адмирала Канариса, от его спецслужб, занимавшихся «дезой».

Свидетельствует полковник И.М. Величенко, бывший специалистом по скрытной связи при командующем Черноморским флотом:

«В тот день по неудовлетворительно работающей проводной связи из Ялты сообщили контр-адмиралу Н.М. Кулакову, что в городе собралась большая группа руководящих работников и партактива, которых не на чем эвакуировать… выбор пал на „Армению“, и она пошла к своей гибели…». Однако «Армении» удалось проскочить в Ялту.

Но вот загадка. «Армения», выйдя из Севастополя в 17 часов, ошвартовалась в Ялте только через 9 часов (?!), то есть около 2 часов ночи. Оказывается, в пути последовал новый приказ сделать заход в Балаклаву и там забрать работников НКВД, раненых и медперсонал, ибо немцы продолжают наступать.

Фактически положение не было столь угрожающим, и людей могли забрать другие суда. Капитан Плаушевский отлично понимал, что столь драгоценное ночное время сокращается неумолимо, и тем не менее не мог игнорировать новый «убийственный» приказ!

Море штормило, в небе рваная низкая облачность. «Армения», ошвартовавшись, незамедлительно принялась за погрузку людей, которых на причале собралось великое множество.

В самой Ялте неразбериха. Милиция отсутствует. По трубам в море выпустили массандровские вина. Кто-то грабит магазины и склады. Все улицы и переулки, выходящие на набережную, перегорожены брустверами, сложенными из мешков с галькой и песком, что совсем не гармонирует с вечнозелеными пальмами…

Капитану Плаушевскому доложили, что в Ялте ожидает погрузки «партактив», работники НКВД и еще одиннадцать госпиталей с ранеными.

Свидетельствует доброволец Е.С. Никулин:

«С вечера мы о теплоходе „Армения“ еще ничего не знали. Ночью, часа в два нас разбудили и повели почти строем по середине улицы в порт. В порту стоял громадный теплоход.

Вся пристань и мол заполнены людьми. Мы влились в эту толпу. Посадка на теплоход шла медленно; за два часа мы с пристани продвинулись на мол. Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра (то есть все столь драгоценное ночное время. - С. С.) . Поперек мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины. Погода была ненастная, часто шел дождь. Полная луна проглядывала в разрывах черных, быстро несущихся облаков. Через мол перекатывались волны. В городе начал гореть склад горючего, и громадные черные клубы дыма ветром несло на город. Наступал рассвет…».

Трагедия на море

Из записок адмирала Ф.С. Октябрьского: «Когда мне стало известно, что транспорт „Армения“ собирается выходить из Ялты днем, я сам лично передал приказание командиру ни в коем случае из Ялты не выходить до 19.00, то есть до темноты. Мы не имели средств хорошо обеспечить прикрытие транспорта с воздуха и моря.

Связь работала надежно, командир приказание получил и, несмотря на это, вышел из Ялты. В 11.00 он был атакован самолетами-торпедоносцами и потоплен. После попадания торпеды «Армения» находилась на плаву четыре минуты».

Отсутствие документов, уничтоженных в 1949 году и позднее, бросает тень на адмирала Ф.С. Октябрьского, потому что любой историк может заподозрить, что адмирал ищет себе оправдание задним числом, спустя годы после ужасной трагедии. Однако следует признать, что он, как командующий флотом, знал оперативную обстановку на театре, знал, где находится «Армения», знал и время, когда она отвалила от причала, запруженного людьми, знал он и то, что при господстве немецкой авиации в воздухе «Армения», лишенная охранения, представляет собой идеальную мишень для торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков. Поэтому весьма вероятно, что приказ и даже очень строгий, «ждать ночи» он действительно передал капитану Плаушевскому, но на «Армении» произошло какое-то зловещее событие, заставившее капитана нарушить приказ Октябрьского. В этом кроется еще одна тайна гибели теплохода…

Исследуем события и вернемся назад. Достоверно известно, что первоначальный приказ капитану Плаушевскому был четко сформулирован: забрать раненых и медперсонал и из Севастополя следовать в Туапсе в ночное время суток.

Затем последовал срочный приказ, возникший под могучим прессом НКВД (как свидетельствуют полковник И.М. Величенко и Н.С. Малиновская, бывшая сотрудница Ялтинского отдела НКВД, депутат горсовета): следовать в Ялту для спасения партактива и раненых. Время выхода теплохода из Севастополя изменено на два часа.

Третий приказ, переданный капитану Плаушевскому, заставил его, не заходя в Балаклавскую бухту, также забрать представителей местной власти и раненых. Людей грузили с рыбацких баркасов и катеров (свидетельство той же Н.С. Малиновской).

Четвертый приказ, переданный капитану «Армении» рано утром Ф.С. Октябрьским 7 ноября, предписывал покинуть Ялту не ранее 19 часов, оказался странным образом нарушен, и капитан отправился в плавание без охранения навстречу своей гибели.

* * *

Обратимся к свидетельству катерника с морского охотника МО- 04 М.М. Яковлева.

«7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой, на бреющем полете, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой, и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошел в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва - не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет „Армению“, то ей несдобровать… Так оно и получилось».

* * *

После торпедирования «Армения» была на плаву четыре минуты. Спаслись лишь несколько человек, в том числе старшина Бочаров и военнослужащий И.А. Бурмистров. Видел гибель теплохода и командир морского охотника старший лейтенант П.А. Кулашов.

Попытка путем запросов и переписки с Одессой найти других свидетелей трагедии также не увенчалась успехом. Украина бессовестно перлюстрирует все письма, и они приходят со следами вскрытия и грязным штампом: «Письмо поступило со следами клея на конверте».

Через немецких ветеранов пытались найти экипаж торпедоносца, атаковавшего «Армению», дабы уточнить детали и координаты гибели теплохода, так как немецкие архивы славятся большой сохранностью документов. Ответ пришел неожиданный: «Архив люфтваффе вывезен в СССР».

Имя капитана Владимира Яковлевича Плаушевского выбито на скрижалях Аллеи Славы в Одессе, близ могилы Неизвестного матроса, как и имена капитанов других «рысаков», нашедших вечный покой на дне Черного моря. Вечная им слава!

«Армения» - пассажирско-грузовой теплоход типа «Аджария». Был построен на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в 1928 году.

В последний рейс отправился из осажденного фашистскими войсками Севастополя, на борту имел, огромное количество раненых солдат из госпиталя, гражданское население, руководство лагеря «Артек», часть партийного руководства Крыма, персонал Главного военного госпиталя Черноморского флота, а также важный секретный груз.

7 ноября 1941 был потоплен немецким торпедоносцем вблизи побережья Крыма.
Затонул за 4 минуты. Из всех, находившихся на борту, выжило 8 человек, самостоятельно доплывших до берега.

Число погибших составило по разным оценкам от 5 000 до 7 000 человек. Возможно, что количество жертв может быть и около 10 000 человек.
Координаты места были, возможно специально искажены. на сегодняшний день известны следующие: 44°15′00″ с. ш. 34°17′00″ в. д. / 44.25° с. ш. 34.283333° в. д.
Текущее местоположение на карте, выбрано согласно последним изысканиям экспедиции 2005г,(15 км от Ялты) и многочисленным упоминаниям в самых разных источниках, - на пересечении траверзы Гурзуфа, и морского пути Ялта - Туапсе, и разумеется также весьма приблизительно.

В журнале «Нептун XXI век» №№ 1-6/2008 года даже прозвучало сенсационное заявление: «Армения» найдена уникальным поисковым комплексом:

«В 1998 году группой российских и украинских ученых был разработан специальный комплекс аппаратуры зондирования Земли и дистанционного оконтуривания под землей и под водой различных объектов и полезных ископаемых до глубин 5 ООО метров.

Южнее Ялты... район поиска был ограничен площадью акватории 100 кв. км (10x10 км)...

Работы по обнаружению корпусов затопленных судов в этом районе, определению их координат и идентификации судна «Армения» были выполнены в течение двух недель. При этом использовались новые технологии комплексного использования результатов специальной обработки и расшифровки космического фотоснимка с помощью высокочувствительной аппаратуры – стационарного геоголографического комплекса «Поиск» и активной сверхвысокочастотной аппаратуры, согласованной в автоматическом режиме с приемником ОР8-76. В результате в районе поиска площадью 100 км2 обнаружены три затопленных судна различных размеров, определены их размеры и координаты.

Проведена идентификация судна с размерами, близкими по характеристике размерам судна «Армения». Результаты дистанционной голографической идентификации доказывают, что в этом месте на глубине 520 м находится торпедированное в носовую часть судно «Армения». Судно лежит на дне под слоем 6-7 м придонного ила, его центр находится на расстоянии 250 метров от ранее предполагавшейся точки его гибели (точность обнаружения координат центра судна составляет ± (6-10) м).

На его борту (под верхней палубой в районе надстройки) дистанционно обнаружены признаки нахождения значительного количества изделий из драгметаллов (серебро, золото, платина). Визуальная проверка с помощью обитаемого подводного аппарата в июне 2005 года подтвердила наличие плато в этом районе, характеризующего лежащее на левом борту судно соответствующих размеров, занесенное слоем ила.

Выполнение поисковых работ традиционными технологиями на больших площадях акватории в настоящее время затруднено из-за невозможности привлечения для поиска водолазов (слишком большие глубины), ограниченных возможностей гидроакустических, ультразвуковых и телепередающих средств обнаружения металлических объектов, находящихся под большим слоем грунта и на большой глубине, а также из-за высокой стоимости подводных работ.

Район расположен в Черном море в 15 км от Ялты. Глубины по мере удаления от берега – 350-1200 м. По имеющимся сведениям военных архивов, в точке торпедирования судна глубины составляют около 380 м, однако через каждые 100 м они увеличиваются на 80-120 м. ...При втором выходе в море место затопления обследовалось с помощью автономного обитаемого подводного аппарата (ПА) «Лангуст».

Наведение аппарата на точное место затопления судна «Армения» осуществлялось по расчетам операторов комплекса «Поиск», установленного на судне обеспечения. Экипаж ПА при погружении на глубину 500-520 метров визуально обнаружил каньон глубиной до 40 метров, на правом склоне каньона (практически в самом каньоне) просматривается гладкая площадка длиной около 100 метров с наклоном вглубь около 30°, глубина площадки – 540 метров. При приближении к площадке с нее поднимаются клубы ила, а со склонов начинают осыпаться большие объемы илистого грунта. Из-за опасности завала ПА илистым грунтом дальнейшее обследование дна было прекращено.

Было идентифицировано санитарное судно «Армения» по следующим параметрам:
∞ расположение затопленного судна носом на юго-восток (совпадение с генеральным курсом движения судна после выхода из порта Ялты);
∞ совпадение длины затопленного судна (около 100 метров), фрагмент оторванного носа (около 10 метров) находится на расстоянии около 40 метров от корпуса судна;
∞ совпадение резонансных информационно-энергетических спектров образцов медных электрокабелей и кабелей с затопленного судна, затопленного фрагмента оторванной носовой части судна и этих же спектров на фотоснимке судна;
∞ надежная фиксация резонансных информационно-энергетических спектров цветного металла винтов (2 винта);
∞ четкая фиксация совпадений резонансных информационно-энергетических спектров от латунных букв на кормовой части судна (по частотам и по конфигурации букв);
∞ определение характерных размеров деревянной надстройки данного судна (только от ходового мостика до труб) и резонансных информационно-энергетических спектров сортов дерева надстройки;
∞ совпадение характерных выступов на палубе затопленного объекта с местом размещения труб на верхней палубе судна и совпадением резонансных частот информационно-энергетического спектра от их материала;
∞ совпадение резонансных спектров от металла корпуса судна;
∞ четкая фиксация характерных резонансных спектров от драгоценных металлов, находящихся в следующих местах: платины и бриллиантов – под верхней палубой в районе центральной части судна (где размещены почтово-багажные специальные помещения); золота и серебра – во многих помещениях надстройки, где находятся каюты повышенной комфортности;
∞ фиксация большого количества человеческих останков (костей) по всему судну по характерному резонансному информационно-энергетическому спектру (на двух других затонувших судах в этом районе нет фиксации такого массового скопления человеческих останков)».
www.blackseanews.net/read/28329

Однако завеса секретности вокруг затонувшей «Армении» до сих пор не развеяна.
Историки установили, что дело № 19, касающееся этой трагедии, было изъято из ЦВМА и… уничтожено еще в 1949 году. Кем, почему – вопросы, на которые до сих пор нет ответа.

Эта катастрофа - одна из крупнейших морских катастроф за всю историю.

7 ноября 1941 года в Чёрном море погиб советский теплоход «Армения», на борту которого было несколько тысяч человек. Трагедия «Армении» и по сию пору остается одним из «белых пятен» Великой Отечественной войны, поскольку на многие вопросы в этой истории ответы так и не получены.

Теплоход «Армения». ©

Теплоход «Армения» был спущен на воду в Ленинграде в 1928 году и рассчитан на перевозку 980 пассажиров и 1000 тонн груза. Он входил в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря. Эти красивые быстроходные суда называли «рысаками». Они обслуживали линию Одесса - Батуми - Одесса и исправно перевозили тысячи пассажиров вплоть до 1941 года. В последний рейс «Армению» вёл капитан Владимир Яковлевич Плаушевский.
Парадоксальным в этой трагедии является то, что «Армения» имела все возможности совершить этот переход в ночное время и со 100-процентной гарантией целой и невредимой прибыть в Туапсе. В 1941 году ни один наш корабль на Черном море не подвергся атакам неприятельских надводных кораблей или подводных лодок, а германская авиация не имела тогда радиолокационных прицелов для нанесения ночных ударов по кораблям в море. Однако из-за совершенно непонятных и необъяснимых приказов командования Черноморским флотом теплоход вышел в море утром 7 ноября.

На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан. На судно был погружен также персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23 госпиталя), а также руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек» , члены их семей и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, точно их число неизвестно.


Порт Ялты, в отличие от Севастополя, не имел мощной системы ПВО, а значит, суда здесь становились прекрасной мишенью для авиации.
Сразу после выхода из Севастополя последовал новый приказ - зайти в Балаклаву. Там к «Армении» подошло несколько катеров, и сотрудники НКВД погрузили на судно деревянные ящики. Существует предположение, что в ящиках было золото и ценности из крымских музеев.


В 11 часов 25 минут судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем «Хейнкель He-111» , принадлежавшим 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28 (командир оберст Эрнст-Август Рот ). Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода.
Нельзя не отметить, что об этой катастрофе нельзя было ни вспоминать, ни говорить.
Уже позднее, по официальным данным, в советское время было признано, что погибли около 5 тыс. человек. В начале XXI века оценки увеличены до 7-10 тысяч человек, так как на борт брали большое число «неучтенных» беженцев. Спасти удалось только восемь человек.

Катастрофа «Армении» по числу жертв является одной из самых крупных в мировой истории.

Свыше полувека документы, касающиеся потопления «Армении», хранились под грифом «Совершенно секретно». Попыток поднять судно или его груз в советское время не предпринималось. После распада Советского Союза Департамент морского наследия Украины проводил поисковые работы в районе гибели «Армении».
«Армения» затонула всего за четыре минуты.

Спасти удалось всего восемь человек из тех, кто был на борту. Могилой для тысяч стало дно Чёрного моря.
Транспорт имел отличительные знаки санитарного судна, однако, по мнению некоторых военных историков, «Армения» нарушила этот статус, так как была вооружена четырьмя зенитными пушками 21-К. Кроме раненых и беженцев, на её борту находились военнослужащие и сотрудники НКВД.


45-мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-К

Корабль сопровождали два вооружённых катера и два истребителя И-153. В связи с этим «Армения» являлась «законной» с точки зрения международного права военной целью.

Решение капитана было оправдано, поскольку Ялта не имела никаких средств противовоздушной обороны, кроме того, в любой момент она могла быть захвачена наступавшими немецкими частями; в этом случае «Армения» была бы просто расстреляна немецкой полевой артиллерией. В море же теплоход имел возможность уклоняться от атак маневрированием. Однако, перегруженность транспорта беженцами и отсутствие у команды боевого опыта не позволили вовремя обнаружить противника. А поскольку главной опасностью считалась предполагаемая атака пикирующих бомбардировщиков, истребители патрулировали на высоте около трёх тысяч метров и не заметили низко идущий торпедоносец.
Сторожевые катера держались впереди транспорта и тоже "прозевали" атаку.

Что скрывает экспедиция, которая может пролить свет на одну из главных военных трагедий Чёрного моря?

Поиск места трагической катастрофы теплохода «Армения» с предположительно семью тысячами человек на борту продолжается уже более 10 лет. Почему очередная экспедиция полностью засекречена, что обнаружили аквалангисты в 2005 году, заявив о находке «Армении», и могли ли организаторы экспедиций, частично профинансированных ВМС США, преследовать не только научные цели?


Находку утаили из-за золота?

Первая экспедиция по поиску теплохода «Армения» состоялась в далеком 2005 году. Тогда Институт археологии НАН Украины получил из разных источников целые три точки координат, в том числе из Центрального военно-морского архива в Москве, а также взял за основу показания очевидцев трагедии и выживших. Но самое главное, на чем базировались поиски, — это секретный отчёт, представленный некой крымской организацией, уже обнаружившей «Армению» с помощью геологографического комплекса «Поиск».

«Проведена идентификация судна с размерами, близкими по характеристике размерам судна „Армения“. Результаты дистанционной голографической идентификации доказывают, что в этом месте на глубине 520 м находится торпедированное в носовую часть судно „Армения“... Было идентифицировано санитарное судно „Армения“ по следующим параметрам: расположение затопленного судна носом на юго-восток (совпадение с генеральным курсом движения судна после выхода из порта Ялты); совпадение длины затопленного судна (около 100 метров), фрагмент оторванного носа (около 10 метров) находится на расстоянии около 40 метров от корпуса судна; фиксация большого количества человеческих останков (костей) по всему судну по характерному резонансному информационно-энергетическому спектру; фиксация характерных резонансных спектров от драгоценных металлов, находящихся в следующих местах: платины и бриллиантов — под верхней палубой в районе центральной части судна (где размещены почтово-багажные специальные помещения); золота и серебра — во многих помещениях надстройки, где находятся каюты повышенной комфортности», и т. д.

На место гибели был спущен глубоководный аппарат «Лангуст», экипаж которого подтвердил находку. Новость тут же разлетелась по всем СМИ с громкими заголовками типа «Легендарная „Армения“ найдена!» Археологический сезон был уже закрыт, зато следующее лето обещало быть богатым на артефакты, фото и видеокадры с теплохода...

Однако на следующий год поиски «Армении» возобновились уже в других районах. Объяснялось это так: дескать, находка не подтвердилась, и то, что видел экипаж Лангуста, — совершенно другое судно, совсем неинтересное. К слову сказать, отчёт, взятый за основу, был обнародован после того, как предполагаемое место гибели «Армении» украинские археологи обследовали уже с американских научных судов в 2006-2007 годах.

Согласно самой смелой конспирологической версии, груз, о котором было упомянуто в отчёте геологографической съёмки, а также который, по легенде, погрузили сотрудники НКВД в Ялте, и стал причиной утаивания информации о находке теплохода.

Хотя, возможно, всё это — не более чем домыслы...


История и трагедия

Пассажирско-грузовой теплоход «Армения» был построен на Балтийском заводе, в Ленинграде, в 1928 году. Водоизмещение 5770 тонн, длина 107,7 м, ширина 15,5 м, высота борта 7,84 м, экипаж — 96 человек. Судно относилось к классу двухпалубных, шести однотипных «крымчаков», которые работали на Крымско-Кавказской круизной линии в довоенный период («Армения», «Аджаристан», «Крым», «Абхазия», «Украина», «Грузия»). Вскоре после начала войны все шесть теплоходов были переоборудованы в санитарно-транспортные суда и переданы медицинской службе Черноморского флота.

Трагедия «Армении» произошла 7 ноября 1941 года и по числу жертв является одной из самых крупных в мировой истории. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3 тыс. до 10 тыс. человек.

Хронология катастрофы вкратце такова. Около 17:00 6 ноября 1941 года теплоход под знаком Красного Креста вышел из Севастополя. На борту находились несколько тысяч раненных бойцов и эвакуируемых граждан. На судно были погружены также персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23 госпиталя), а также руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек», члены их семей и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, точное их число неизвестно. В последний рейс «Армению» вёл капитан Владимир Плаушевский. Сопровождали теплоход два вооружённых катера и два истребителя И-153. В 2:00, 7 ноября судно прибыло в Ялту, где взяло на борт ещё несколько сотен человек (погрузка эвакуируемых также шла в спешке, поэтому точное их число неизвестно) и некий ценный груз — возможно, что, кроме документов, там были золото и ценности из крымских музеев. В 8:00 судно вышло из порта, а в 11 часов 25 минут было атаковано немецким торпедоносцем «Хейнкель He-111», принадлежавшим 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28. Самолёт зашёл со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через четыре минуты «Армения» затонула. Спасти удалось лишь восемь человек, которых подобрал сторожевой катер.

Есть версия, что причиной катастрофы стали ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к кавказскому побережью в тёмное время суток в относительной безопасности, был отправлен командованием в Ялту, хотя в Севастополе находились десятки других судов, которые могли бы произвести эвакуацию из этого города. В результате погрузка затянулась на всю ночь и капитан был вынужден выйти в море из Ялты утром. Но чем руководствовался капитан Плаушевский, выводя судно в море в светлое время суток — в нарушение приказа командующего Черноморским флотом адмирала Филиппа Октябрьского? По мнению одних, он не видел смысла оставаться в порту Ялты на день, поскольку неподвижный теплоход представлял собой отличную мишень (Ялта не имела средств противовоздушной обороны, кроме того, в любой момент она могла быть захвачена наступавшими немецкими частями, ведь немцы уже ворвались в соседний Гурзуф). Другие считают, что капитан подчинился находившимся на борту сотрудникам НКВД, которые стремились как можно быстрее покинуть Крым.

Секретность и конспирология

Несколько дней назад стартовал новый этап поиска «Армении». На этот раз под эгидой Минобороны РФ. Среди участников экспедиции и специалисты Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны РФ, и крымские профессионалы. Хотя задача экспедиции не фокусируется лишь на «Армении»: поиск подводных лодок, кораблей и самолётов, затонувших в годы Первой и Второй мировых войн. Поставленную задачу выполняет отряд кораблей Черноморского флота, в составе которого есть судно флота КИЛ-158, предназначенное для подъёма объектов со дна. Например, в Каче планируется найти подводные лодки времён Первой мировой войны, в Евпатории — транспорт «А. Серов», в районе мыса Айя — эсминец «Безупречный», от Феодосии до Анапы — поиск эсминца «Смышлёный». Также поисковая деятельность запланирована в районах мысов Херсонес, Опук, Фонарь и в Керченском проливе.

«Найденные корабли и подлодки будут объявлены воинскими захоронениями, места их гибели будут нанесены на все морские карты, и с этого момента все корабли и суда ВМФ России, проходя в этом районе, будут приспускать флаги и отдавать воинские почести погибшим защитникам Отечества», — заявил заместитель главы военного ведомства Дмитрий Булгаков.

Но официальные комментарии о ходе поисковых работ ограничились пока лишь сообщениями о том, что у южного входа в Керченский пролив обнаружен немецкий торпедный катер S-102 (8 июня 1943 года катер подорвался на мине), с которого подняли 40-мм зенитный автомат Flak 28, фрагменты корпуса катера и гребные винты. И ещё со дна достали штурмовик Ил-2 (подбит 8 ноября 1943 года, самолётом управлял Герой Советского Союза Юсуп Акаев).

Про «Армению» же — ни слова. Хотя «Крымскому Телеграфу» из собственных источников известно, что поиск теплохода запланирован как минимум в двух точках Чёрного моря. Более того, информация о подводных работах резко прекратилась и, как стало известно, на борта кораблей, участвующих в работе, отказано в допуске даже журналистам, работающим на Министерство обороны РФ. Но почему? Как объяснил источник «Крымского Телеграфа», связанный с проведением этой экспедиции: «Никто не хочет преждевременно давать даже повод для новостей. Если „Армению“ найдут, тогда да — сенсация, а пока нужно молчать. Всем, кто связан с экспедицией, запрещено разглашать информацию. Всё засекречено».

Вместе с этим появилось и ещё одно предположение истинной цели экспедиции. Якобы она связана с очисткой Чёрного моря от неких датчиков слежения или перехвата информации. Дело в том, что журналисты обратили внимание: экспедиция требует очень больших затрат, и вряд ли военные будут вкладывать огромные деньги на простое обнаружение затонувших объектов. И вспомнилось, что в 2006 году от мыса Херсонес до мыса Меганом на научно-исследовательском судне Endeavor работала экспедиция американского учёного Роберта Балларда, которого впоследствии крымские СМИ обвиняли в сотрудничестве с разведкой США. Дескать, известно, что та работа обошлась американской стороне в 2,5 миллиона долларов, а в 2007 году Баллард подключил к исследованиям океанографическое судно Pathfinder, принадлежащее Центру морских перевозок ВМС США, и расходы ещё больше увеличились. И тайной целью американцев было изучение рельефа дна и побережья в военных целях, а также установка на подводные кабельные линии связи Черноморского флота РФ специальных средств прослушивания и специальных технических средств слежения, от которых теперь нужно избавиться. Вот и снарядили экспедицию от Минобороны... Впрочем, комментируя это предположение, представитель Черноморского флота искренне рассмеялся.

Вячеслав Трухачёв, начальник отдела информационного обеспечения ЧФ РФ:

«Знаю я о такой версии. Она такая... неожиданная. И несерьёзная. Для её комментирования лучше всего к конспирологам обращаться, это их тема».

А вот другая версия истинной цели американцев звучит не так уж фантастично — это проведение геологической и гидрографической разведки возле крымских берегов под легендой археологических исследований. Это требовалось для внесения свежих данных в карты морского дна, что, безусловно, является бесценной информацией для владельцев любезно предоставленного Балларду океанографического судна.

Игорь ШИЛОВ
Максим РУСИНОВ
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 391 от 12 августа 2016 года