Экологическая сценка про байкал. Байкал – бесценный дар природы
Ольга Хочеева
Сценарий развлечения «Путешествие по Байкалу»
Цель : Стимулировать с помощью игр и упражнений двигательную, речевую и познавательную активность детей.
Задачи :
Расширять представления детей о природе родного края;
развивать речь , мышление, восприятие, память;
Способствовать укреплению здоровья дошкольников;
Совершенствование двигательных умений и навыков;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход деятельности:
Ребята, вы любите путешествовать ?
На чем можно путешествовать ?
Вы хотите отправиться в путешествие ? Предлагаю совершить наше путешествие на воздушном шаре .
Шар поднимается,
Путешествие начинается .
Чтобы узнать, куда мы летим, послушайте стихотворение. Но слушать его я предлагаю с закрытыми глазами. Закройте глазки и представляйте, что я говорю.
А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
А что это такое, все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал ! (М. Сергеев)
Открывайте глаза и посмотрите, какая красота открылась перед нами.
Это озеро Байкал . Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал , называют Прибайкальем . Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красиво.
Давайте попробуем описать его. Для этого поиграем в игру «Опиши озеро» . Я буду бросать вам мяч, а вы отвечать на вопрос : Какое озеро?
3 часть. Подвижные игры на берегу Байкала
«Собираем шишки»
«Поймай комара»
«Ловись рыбка большая и маленькая»
«Ловкие рыбки»
4 часть. Загадки
1. Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем.
Как все это назовем? (озеро Байкал )
2. Бледно-розова, нежна, студена вода нужна.
Что за рыбка-невеличка – меньше вашей рукавички?
А на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка –иностранка? Это рыбка - (голомянка)
3. В снежном логове родятся,
Простудится не боятся.
Подрастут начнут нырять, шубки белые менять.
Если очень повезет –
Лет с полсотни проживет.
Что за зверь такой с усами?
Ну, подумайте-ка сами (нерпа)
4. Начинается на «о» ,
Ох, и любят же его!
Говорят – живет в Байкале .
Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)
5 часть. Игра «Экологический десант»
Атрибуты : кегли, кубики, мешки для мусора.
Подумайте и скажите мне, а что нужно делать или не делать, что бы сохранить Байкал , что бы вода в ней оставалась такой же чистой? (Ответы детей) .
Как вы думаете, что загрязняет озеро, а что нет? (Бумага. Камни. Целофан. Водоросли. Бутылки. Песок. Консервные банки. Рыбы. Бензин, автомобильное масло. Дождь. Заводы. Снег.)
Ход игры : Дети делятся на две команды. Каждая команда собирает только один вид» мусора». Детям даем мешки для мусора по одному для каждой команды. Предлагается, очистить дно Байкала от мусора . Побеждает, та команда, которая быстрее справиться с заданием.
Давайте будем его беречь
Не будем силы свои жалеть.
Пусть будет вечно он голубой
Наш добрый батюшка, Байкал родной !
Вот и подходит к концу наше путешествие . Пришло время возвращаться домой. Прошу занять свои места в воздушном шаре.
Публикации по теме:
Сценарий развлечения «Летнее путешествие» Цели и задачи: 1. Познакомить с профессиями работников железной дороги (машинист, помощник машиниста, проводники). 2. Создать условия.
Сценарий развлечения «Летнее путешествие в Простоквашино» «Летнее путешествие в Простаквашино». Звучит песня «Лето,ох лето». Ведущий: Солнышко,свети и грей, Праздник будет веселей! А какой сегодня.
Сценарий развлечения по ПДД «Путешествие в страну светофорию» КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СВЕТОФОРИЮ» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация»,.
Цель: Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края, развитие социально активной личности через движения и физические упражнения.
Дети входят в зал. В это время на стене с помощью проектора появляется изображение, ясного, солнечного дня. Педагог: Посмотрите, ребята,.
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Путешествие по Байкалу» Тема: «Путешествие по Байкалу». Цель: создать условия для активного применения имеющихся знаний в различных видах игровой деятельности Задачи:.
А что это такое?
А что это такое?
Такое голубое,
Холодное, как льдинка,
Прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо
За сосны зацепилось,
По скалам покатилось
И на землю стекло?
А что это такое,
Такое золотое,
Блестящее, как зеркало,
Слепящее глаза?
Быть может, это солнце
Легло поспать под скалы,
Оно лежит устало,
Закрыв свои глаза?
А что это такое?
Все время в непокое,
Быть может, это туча
Застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро БАЙКАЛ!
Сегодня я хочу пригласить вас в небольшое путешествие, и конечно вы уже догадались куда. Конечно же на озеро БАЙКАЛ!
Байкал одно из древнейших озер планеты. И хотя его возраст определяется в 25 – 50 миллионов лет, он еще молод. И может когда – нибудь, наш Байкал станет океаном! Доказывает это тот факт, что его берега расходятся со скоростью 2 см в год. Значит Байкал растет!
Площадь Байкала 31 500 кв. км.(занимает 8 место среди крупнейших озер мира) Это примерно равно площади Бельгии, Нидерландов или Дании. А вот по глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара. Глубина Байкала – 1631 м. Такая глубина не везде! Ведь озеро представляет собой впадину, состоящую из трех самостоятельных котловин, разделенных друг от друга высокими подводными возвышенностями.
Южная впадина – 1432 м, Средняя – 1632 м, Северная впадина – 889 м.
Почему Байкал так называется? Что означает слово Байкал? Откуда, из какого языка это название пришло в русский язык? Русские люди появились на Байкале в 1643 г. Это был отряд казаков во главе Курбатом Ивановым. Они построили первый корабль на Байкале.
Народы, населявшие берега Байкала, вели кочевой образ жизни. И все они по своему называли озеро. Например, эвенки говорили ламу , то есть море, а буряты называли его Байгал – нуур – озеро. У китайцев Байкал назывался северным морем Бай – хай . В якутском языке есть слово – байхал – море. Вероятно, и эвенки, и буряты, и якуты переводили это название с какого – то другого языка. А вот с какого?
Еще в бронзовом веке жили в Прибайкалье тюркоязычные народы – курыкане , владевшие рунической письменностью. Ученые предполагают, что они первые дали озеру название Байкал. Байкал – тюркоязычное слово от бай – кюль , что означает богатое озеро . А богато озеро, конечно, рыбой.
Байкал самое прозрачное озеро. Большая прозрачность воды Байкала наблюдается зимой и в конце июня, а затем она уменьшается. Почему? С нагревом воды развиваются лучше бактерии, водоросли, животные. Реки впадающие в озеро несут большое количество глинистых и илистых частиц. Течения все это выносит в открытый Байкал. Однако озеро представляет собой отстойник, где даже мельчайшие примеси оседают на глубокое дно Байкала.
Байкал – это проточное, или сточное озеро. Более 300 рек несут в него свои воды. И лишь единственная Ангара вытекает из озера. Впадая в Енисей, она соединяет Байкал с Северным Ледовитым Океаном.
Почему вода в Байкале пресная? Наполняется поверхностными водами рек, в которых мало солей. Дно этих рек выстлано кристаллическими породами, труднорастворимыми
Сколько же воды в Байкале? В огромной котловине – 23000 куб. м. воды, это 20 % мировых запасов пресной воды. Если бы на Земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека, расходуя в день на человека столько воды, сколько сейчас расходуют люди в крупных городах.
Байкал обладает самым богатым разнообразием живых существ, которых насчитывается более 2600 видов, они в процессе жизнедеятельности поддерживают чистоту и высокое качество воды озера и делают её «живой водой».
Эндемики Байкала – виды животных или растений, встречающихся только здесь. В Байкале на всех глубинах есть жизнь. От самой поверхности до максимальных глубин и даже в толще донных осадков, в самых глубоких впадинах живут разнообразные водные организмы, в том числе рыбы.
Простейшие одноклеточные организмы – зоопланктон; многоклеточные – губки (фильтраторы), байкальские черви, двукрылые насекомые, мягкотелые, моллюски.
Рыбы – омуль, хариус, осетр, таймень, голомянка(тает на солнце), налим, бычок и многие другие.
Млекопитающие – нерпа.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
ДЕВИЗ:
"Наблюдай, изучай, исследуй"
- познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал, - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с обитателями (нерпой и рыбами);
- учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;
- способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата.
Оборудование:
- географическая карта озера Байкал;
- игрушка - кораблик, аудиозапись шума волн;
- камешки с берега озера, работы учащихся,
- презентация.
Этапы выполнения проекта:
1 этап:
Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых, работает с дополнительной литературой. При необходимости обращаются за консультацией и помощью к учителю и родителям.
- 1 группа: "Следопыты";
- 2 группа: "Любители природы";
- 3 группа: "Животноводы".
2 этап:
Собранные сведения обобщаются.
Ход занятия
Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на корабле.
(Дети рассаживаются вокруг географической карты озера Байкал.)
Сообщения делает первая группа:
Для начала обратимся к географической карте.
На карте Байкал имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса. Озеро расположено в России, на территории Прибайкальского края и Бурятской Республики. Байкал - самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой.
Если бы на Земле вдруг исчезли все источники питьевой воды, и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека.
Закаляло, исцеляло море.
Крепкий дед мой
От любой беды
В туеске, как заговор от хвори,
Мне байкальской привозил воды.
А. Румянцев
Кто знает, почему Байкал называется так?
Все народы, населявшие берега Байкала, - буряты, киргизы, монголы, эвенки, русские - по - своему называли озеро. Вероятно, переводили это название с какого - то другого языка. А вот с какого? Учёные предполагают, что название озеру дали тюркоязычные народы - КУРЫКАНЕ.
БАЙКАЛ - тюркоязычное слово от БАЙКЮЛЬ, что означает БОГАТОЕ ОЗЕРО.
Итак, команда "Сбор!"
(Игрушка - кораблик ставится на карту.)
Отлично. Закройте глаза и представьте, что наш корабль плывёт по морю, раскачиваясь на волнах.
(Звучит аудиозапись шума волн.)
Со всех сторон Байкал окружает горы и нагорья, порой подходят к самой воде, то удаляются от берегов на 10 - 20 км.
Вдоль западного берега южной части Байкала тянется Приморский хребёт. Далее к северу он сменяется Байкальским хребтом. С северо - восточной оконечности Байкала протянулся Баргузинский хребет, вдоль восточного берега тянется хребет Улан - Бургасы, к северу от него - хребет Икатский. Вдоль восточного берега расположился горный кряж Хамар - дабан.
Таким образом, ребята нам рассказали, где находится Байкал.
Какие горы, хребты его окружают.
Сейчас отдохнём.
Физ. минутка:
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох. Я слышу шум моря, прибой волны и шелест волн прибрежных. Волна беседует со мной и говорит: "Расслабься, успокойся, отдохни. Почувствуй, чистый воздух моря: Тепло и свет, ласкают тело. Расслабься и послушай тишину.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулачки сожмите, их повыше поднимите. Потянитесь, улыбнитесь, глаза откройте и проснитесь.
ОТЧЁТ ВТОРОЙ ГРУППЫ:
Продолжается путешествие.
Есть река Ангара. Она берёт начало в юго - западной части Байкала, прорезая невысокий Приморский хребет. Общая длина Ангары 1826 км.
Ангара имеет быстрое течение, прозрачную воду. Она поздно замерзает и рано вскрывается.
Ангара - река,
Воды чистые,
Острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
Нет прекрасней моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара - река - дочь Байкалова.
М. Трофимов
Учитель: Шаман - камень - это просто камешек?
Он находится посредине моря со стороны Иркутска.
Миф о Шаман камне.
В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на Земле.
Днём она светла - светлее неба, ночью - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы - гуси, лебеди, журавли - спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: "Разве можно светлое чернить?".
Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца.
Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному - красавцу Енисею.
Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось озеро - богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавицы. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: "Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды:"
Байкал гневно крикнул: "Я могу дать только свои слёзы!"
Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой - слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали ШАМАН - КАМНЕМ. Туда приносились богатые жертвоприношения. Люди говорили: "Байкал разгневается, сорвёт ШАМАНСКИЙ КАМЕНЬ, вода хлынет и зальёт всю землю".
Да, Байкал бывает разным - суровым и неприветливым, когда штормовые ветры несут холод и большое количество осадков в виде дождя и снега; спокойным и величавым, когда в безветренную погоду солнце играет в байкальской волне.
Байкал красив в любое время года, особенно летом. Лето на Байкале - лучшее время, когда нагревается вода, и бушуют разноцветные сопки, когда щедро играет возле берега под крики чаек рыба и на каждом шагу по дороге встречается то малина, то жимолость. Лето на Байкале - это радость!
Физминутка.
Байкал уникален, недаром сибиряки называют его не озером, а морем.
Посмотрите на карту.
Какие крупные реки впадают в Байкал? (Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная). Молодцы.
В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна - Ангара.
Реки, которые протекают рядом с нашим городом, впадают в озеро?
Давайте проследим:
Река Мыкырт в реку Баляга, Баляга в реку Хилок, Хилок в реку Чикой и Чикой в Селенгу. А Селенга? В озеро Байкал.
ЗНАЧИТ, наши маленькие реки несут свои воды в огромное озеро. Поэтому нельзя засорять их.
И не рыба, и не кит.
Кто она - поди, узнай-ка!
Рыбу ловит и молчит.
Догадались? (это нерпа)
ОТЧЁТ ДЕЛАЕТ ТРЕТЬЯ ГРУППА.
Самым главным жителем озера является нерпа.
Нерпа обитает в водах озера Байкал. Наиболее близка нерпа к наземным хищникам семейства - медвежьих, но приспособлена к воде. Относится нерпа к отряду ластоногих (объяснение учителя). А названа она так потому, что передние конечности у неё трансформировались в ласты, которые служат ей для передвижения. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове рождается нерпёнок - белёк. Белёк длиной - 60 - 80 см и массой 3 - 3,5 кг, мех у него белый. Детёныш такой белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших чёрных глаза. Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Под водой может находиться 20 - 25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды, раскинув в стороны ласты. Зимой нерпа на поверхность льда не выходит, дышит она в отверстие, которое проделывает ещё в тонком льду. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.
Нерпы поддаются дрессировке. Они слушаются дрессировщика, за что получают угощение - длиннокрылого бычка (рыбу). Они умеют танцевать брэйк, поют, смешно и с шумом дуют в усы.
В Байкале очень много рыбы. В настоящее время в озере насчитывается 58 видов рыб, наиболее известны среди них омуль, хариус, сиг. Осётр стал очень редок. Его намного меньше, чем сороги, окуня, язя, которые, встречаются в заливах Байкала.
Наше путешествие заканчивается.
Составим панно из тех работ, которые вы приготовили.
(На карте Байкала появляются названия хребтов, рек, обитателей озера).
Литература.
- Детская энциклопедия (разного года выпуска и издания)
- Н.И. Есипенок "Байкал - озеро сказки" Иркутск
Смотри презентацию "Священный Байкал".
Цели:
- познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал. Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с обитателями (нерпой и рыбами);
- учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Байкал-жемчужина Сибири»
Цели:
- познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал, - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с обитателями (нерпой и рыбами);
- учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;
Оборудование:
- географическая карта озера Байкал;
- игрушка - кораблик, аудиозапись шума волн;
- работы учащихся;
- выставка книг о Байкале
Ход занятия
Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на корабле.
(Дети рассаживаются на ковре вокруг географической карты озера Байкал.)
Работа с картой: Для начала обратимся к географической карте. На карте Байкал имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса. Озеро расположено в России, на территории Иркутской области и Бурятской Республики. Сегодня, Республика Бурятия расположена на юго-восточном и северном берегу Байкала. Иркутская область занимает его западную часть.
Учитель: Волны священного моря и окаймляющие его берега горы украшают государственный герб Республики Бурятия. В верхней части герба расположено золотое соембо (солнце, луна и очаг) - символ вечности. Нижнюю часть герба обрамляет голубая лента “хадаг” - знак гостеприимства, радушия и доброжелательности байкальской земли.
Ученик: Байкал - самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой. Если бы на земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека.
Ученица:
Байкал! Я по тебе скучаю,
Ты часто снишься мне во сне.
Хочу воды твоей напиться
И пробежаться по волне.
Легко, гребня волны касаясь,
Промчаться поперек и вдоль.
Я верю в сказки – как у Грина
Есть у тебя своя Ассоль.
Ученик: Почему Байкал называется Байкалом? Откуда это название пришло в русский язык?
Учитель: Все народы, населявшие берега Байкала, - буряты, киргизы, монголы, эвенки, русские - по-своему называли озеро.Вероятно, переводили это название с какого-то другого языка. А вот с какого? Ученые предполагают, что название озеру дали тюркоязычные народы - курыкане. Байкал - тюркоязычное слово от байкюль, что означает богатое озеро.
Ученица:
Байкал зовут Байкюлем, Байгюлем и Бэйхаем:
Ему дано немало Таинственных имен.
Но мы на карте мира всегда его узнаем,
На силуэт посмотрим и скажем: «Это он!»
В преданьях и легендах Байкал - старик суровый.
А он на самом деле Задорный, молодой.
Он неспроста шумливый, Порывистый, веселый -
Ведь он живой наполнен, А не простой водой!
Цыдемжап Жимбиев
Ученик: Байкал удивителен и прекрасен. Он уникален во всем. Это не только самое глубокое озеро в мире (1736 м), но одно из древнейших (25 миллионов лет) и в то же время молодое. Многие ученые считают Байкал зарождающимся океаном. Посмотрите, со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья, порой они то подходят к самой воде, то удалятся от берегов на 10-20 км.
Работа с картой :
Вдоль западного берега южной части Байкала тянется Приморский хребет. Далее к северу он сменяется Байкальским хребтом. С северо-восточной оконечности Байкала протянулся Баргузинский хребет, вдоль восточного берега тянется хребет Улан-Бургаса, к северу от него - хребет Икатский. Вдоль восточного берега расположился горный кряж Хамар-дабан.
Учитель: Кто знает, какая единственная река вытекает из Байкала?
Дети: Ангара.
Ученица: Ангара берет начало в юго-западной части Байкала, прорезая невысокий Приморский хребет. Общая длина Ангары 1826 км.Ангара имеет быстрое течение, прозрачную воду. Она поздно замерзает и рано вскрывается.
Ученик:
Ангара-река,
Воды чистые,
Острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
Нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река - дочь Байкалова.
М. Трофимов
Работа с картой: Посмотрите, невдалеке видна огромная скала!
Учитель: Я расскажу вам старую легенду о том, как здесь появилась эта скала.
В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле.
Днем она светла - светлее неба, ночью - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы - гуси, лебеди, журавли - спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: «Разве можно светлое чернить?»
Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца.
Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному - красавцу Енисею.
Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл бесновалось озеро-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавицы Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: «Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...»
Байкал гневно крикнул: «Я могу дать только свои слезы!..»
Сотни лет течет Ангара в Енисей водой слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся...
Работа с картой: На Байкале около 30 скалистых островов. Самый маленький остров называется Модотой. Ольхон является самым большим островом. Местные жители называют его Ойхон. В переводе с бурятского это слово звучит как “лесочек” или “немного лесистый”.
Остров Ольхон - сердце Байкала. Он расположен посередине Байкала и даже по своей форме напоминает очертания Байкала. Длина острова составляет 72 км, а ширина 15 км. Рядом с островом находится самая глубокая часть Байкала (1637 м).
Остров Ольхон один из красивейших мест на Байкале.
Ученица: Да, Байкал бывает разным - суровым и неприветливым, когда штормовые ветры несут холод и большое количество осадков в виде дождя и снега, спокойным и величавым, когда в безветренную погоду солнце играет в байкальской волне.
Ученик: Байкал красив в любое время года, особенно летом. Лето на Байкале - лучшее время, когда нагревается вода; и бушуют разноцветьем сопки, когда щедро играет возле берега под крики чаек рыба и на каждом шагу по дороге встречается то малина, то жимолость. Лето на Байкале - это радость! Радость оттого, что мы живем в таком чудесном месте!
Учитель: Какой сегодня чудесный день! Все вокруг залито солнечным светом. По голубому небу медленно плывут облака.
Физминутка:
Встаньте! Ноги на ширине плеч, руки опущены. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох. На вдохе медленно поднимите руки вверх, постепенно «растягивая» все тело, начиная с пальцев рук, потом тянитесь запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без напряжения и не отрывая пяток от пола, кончиками пальцев рук тянитесь к солнышку.
Звучит аудиозапись шума волн.
Учитель: Байкал уникален, недаром сибиряки называют его не озером, а морем.
Работа с картой:
Какие крупные реки впадают в Байкал? (Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная.) Молодцы!
В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна - Ангара.
Какая река протекает в нашей местности? (Хилок). Хилок впадает в реку Чикой, а Чикой в Селенгу. А Селенга? В озеро Байкал. Значит, наши маленькие реки несут свои воды в огромное озеро. Поэтому нельзя засорять их.
Учитель: В Байкале обитает около 2635 видов животных и растений, 2/3 из которых эндемичны и нигде в мире не встречаются.
Ученица: Ребята, я хочу загадать вам загадку:
И не рыба, и не кит.
Кто она - поди, узнай-ка!
Рыбу ловит и молчит.
Догадались?
Это... (нерпа).
Ученик: Нерпа обитает в водах озера Байкал. Наиболее близка нерпа к наземным хищникам семейства медвежьих, но приспособлена к воде. Относится нерпа к отряду ластоногих. А названа она так потому, что передние конечности у нее трансформировались в ласты, которые служат ей для передвижения. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове рождается нерпёнок - белёк. Белёк длиной 60-80 см и массой 3-3,5 кг, мех у него белый. Детеныш такой белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших черных глаза. Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Под водой нерпа может находиться 20-25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды и раскинув в стороны ласты. Зимой нерпа на поверхность льда не выходит, дышит она в отверстие, которое проделывает еще в тонком льду. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.
Учитель: Ответьте на вопросы:
Сколько глаз у нерпы? Сколько передних ласт? Есть ли у нерпы уши? Какой у нее хвост? Как называют детеныша нерпы? Где зимует нерпа? Чем питается нерпа? Занесена ли нерпа в Красную книгу?
Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы.
Нерпы поддаются дрессировке. Они слушаются дрессировщика, за что получают угощение - длиннокрылого бычка. Они умеют танцевать брейк, поют смешно и с шумом дуют в усы.
Ученица: Байкал богат рыбой, настоящее время в озере насчитывается 54 вида рыб. В Красную Книгу Бурятии вошли рыбы – байкальский осетр, таймень, белый байкальский хариус, линь. Кроме них в Байкале обитают омуль, сиг, черный байкальский хариус, сорога, язь, карась, щука, окунь, налим и другие. Были искусственно разведены сом, амурский сазан и лещ. Голомянка – уникальная рыба, которая встречается только на Байкале. Голомянки самая многочисленная рыба в Байкале.
Крупные Серебристые чайки - самые шумные соседи нерпы на каменистых берегах. Обитателями лесов возле берегов Байкала являются бурые медведи, изюбры, белки, бурундуки, суслики, сурки, лисы, волки, зайцы.
Учитель: В ХХ веке священному Байкалу выпала участь: стать озером-мучеником. Досталось Байкалу с лихвой от целлюлозно-бумажных предприятий, от воздушных выбросов густо насажанной, как морковка на грядке, промышленности Приангарья, от «планов лесозаготовки» и лесных пожаров, от ядовитой жижи, приносимой Селенгой, от стекающих с полей химических удобрений, от соседства с БАМом и от человеческого равнодушия.Для того чтобы сохранить красоту и чистоту озера, прежде всего необходимо полностью прекратить сбрасывать в него любые сточные воды, что при современном развитии науки и техники является вполне разрешимой задачей.
Как хочется быть уверенной, что и через сто и через двести лет человек, подойдя к Байкалу, замрет, созерцая первозданную красоту его чистых глубин; и через сто, и через двести лет Сибирь останется Сибирью – краем обжитым, благоустроенным и заповедным, а не развороченным лунным пейзажем с остатками закаменевших деревьев. Молодое поколение должно перенять у предков зовет: святая земля нерушима!
А что мы с вами можем сделать для сохранения Байкала?
Присутствующие делятся на команды и предлагают свои решения для сохранения уникального озера (лозунги, плакаты - предупреждения, эскизы мусорных баков и урн в местах отдыха жителей города на берегу Байкала). Защита своих проектов. Подводится итог.
Ученица:
Байкал – восьмое чудо света,
О нем всегда так говорят.
Байкал красив зимой и летом,
И каждый божий день подряд.
Зимой он толщей льда покрыт,
В другом он виде к нам явился,
Когда пришла к нам вдруг весна.
Характер у Байкала разный:
То злится, то воркует он,
То штиль, то шторм,
Ах, как прекрасно,
Что есть на белом свете он!
И реки в наш Байкал глубокий
Не перестанут быстро течь.
Давайте же, ребята, вместе
Красавца нашего беречь!
Ведущий: Для того чтобы сохранить красоту и чистоту озера, прежде всего необходимо полностью прекратить сбрасывать в него любые сточные воды, что при современном развитии науки и техники является вполне разрешимой задачей.
Показ презентации
Рефлексия:
С целью формирования экологической культуры и чувства ответственности за судьбу озера Байкал учитель проводит конкурс рисунков и сочинений на тему «Байкал нуждается в защите детей!»
12 сентября в Иркутской области отметили День Байкала. К этому дню сотрудники Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева подготовили много интересных и познавательных мероприятий.
«Байкал – священный дар природы» – под таким названием во второе воскресенье сентября состоялся экологический час, посвященный озеру, внесенному в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Все, кто пришел в библиотеку в этот день, совершили виртуальное путешествие на Байкал. Юные читатели и их родители слушали легенды о самом удивительном озере, узнали, отчего вода в Байкале самая прозрачная и чистая. «Погружаясь» в глубины озера, ребята сделали множество открытий: познакомились с разнообразными водными организмами, обитающими на различной глубине – от самой поверхности до максимальных глубин: с нерпой, голомянкой, пресноводными губками, а также с уникальными растениями, которые вместе с планктонными организмами отвечают за чистоту байкальской воды. С увлечением наши читатели отвечали на вопросы викторины, рассматривали живописные фотографии. И конечно, все были едины во мнении, что Байкал, этот бесценный дар природы, нуждается в постоянной защите.
Сотрудники отдела краеведения ко Дню Байкала провели эколого-просветительскую акцию «Чтобы дети больше знали о своем родном Байкале». Мероприятия акции проходили в течение всей недели, предшествующей празднику.
Для учащихся 5–9-х классов школы № 46 был проведен цикл мероприятий «Байкал – заповедная совесть страны», в ходе которых ребята обсудили, какие беды угрожают Байкалу и чем мы можем помочь уникальному озеру. Беседа сопровождалась показом CD-диска «Мир Байкала», содержащего большое количество ярких фотографий, в том числе снимки Байкала из космоса. Ребята также познакомились с системой заповедных территорий Байкала и совершили мультимедийную экскурсию по Байкало-Ленскому заповеднику.
Учащиеся младших классов совершили театрализованное путешествие «Ты рядом с нерпою постой, наполни сердце добротой». Ребятам были показаны фрагменты из научно-популярных видеофильмов «Животный мир байкальских побережий и гор» и «Глаза в глаза с байкальской нерпой», знакомящих с заповедными Ушканьими островами, где находятся лежбища байкальского тюленя, а также с обитателями иркутского нерпинария. А закончилось мероприятие кукольным представлением по «Экологически чистым сказкам с берега Байкала» иркутской писательницы, биолога Софьи Бунтовской.
10 сентября в школе № 17 для учащихся 3-х классов был проведен урок «Байкал – заповедная совесть страны». В этот же день ребята из коррекционной школы № 5 стали участниками литературно-театрализованного праздника «Много есть легенд, откуда появилось это чудо», который состоялся в краеведческом отделе библиотеки. Ребята посмотрели кукольный спектакль по мотивам легенд о Байкале и Ангаре, узнали о почтительном, трепетном отношении к Байкалу народов, живших на его берегах.
В течение праздничной недели в краеведческом отделе экспонировалась выставка «Байкал – источник вдохновенья», на которой были представлены работы, созданные под впечатлением от Байкала: фотографии, рисунки, литературные произведения.
Организаторы мероприятий ставили перед собой задачу не только рассказать о неповторимом животном и растительном мире Байкала, но и привить юным иркутянам культуру отдыха на берегах озера, привлечь внимание к необходимости бережного отношения к уникальному памятнику природы.
Бражникова Инесса Борисовна,
ученый секретрь
Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева