Железнодорожное депо. Список депо московской железной дороги Железная дорога депо

Железнодорожное депо

Железнодоро́жное депо́ - депо, в котором производится техническое обслуживание или ремонт железнодорожного подвижного состава. Железнодорожные депо разделяются по виду обслуживаемого подвижного состава: локомотивное депо, моторвагонное депо, электродепо, вагонное депо. Также существуют депо смешанного типа, которое одновременно обслуживает разные виды подвижного состава, например, электровозы и электропоезда.

Локомотивное депо

Обозначение «ТЧ» (тяговая часть) применяется и к ним, хотя существуют моторвагонные депо, обозначаемые «МВД» (например, МВД-5 Иркутск-Сортировочный). Всего на территории Российской Федерации существует 57 предприятий железнодорожного транспорта, имеющих в приписном парке моторвагонный подвижной состав, из них моторвагонными депо являются 32. Наибольшее количество моторвагонных депо включает в себя филиал Московская железная дорога (11). В основном моторвагонные депо прилегают к главным пассажирским станциям крупных населённых пунктов, областных центров (например Нижний Новгород-Московский , Ростов-Главный) или на небольшом удалении от главных станций в черте населённых пунктов (например Первая Речка в городе Владивосток , Безымянка в городе Самара), за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, где моторвагонные депо обслуживают отдельные направления. Однако бывают и исключения, в числе которых моторвагонное депо Данилов (ТЧ-4), входящее в состав филиала Северная железная дорога , особенное тем, что имеет приписной парк электропоездов, причём двух типов питания, технологическую базу для проведения обслуживания и ремонта подвижного состава в объёме ТР-3 включительно, но фактически приписанный подвижной состав в депо не базируется и эксплуатируется на Ярославском и Вологодском отделениях.

Электродепо

Неофициальный термин: метродепо́ .

Вагонное депо

Вагонное депо Николаевской железной дороги в Москве

Описание

  • Вагонные депо разделены на основные и вспомогательные производственные участки и имеют различные обслуживающие устройства и оборудование.
  • К основным участкам относятся:
    • вагоносборочный
    • тележечный
    • колесный с роликовым отделением
    • окрасочный или дробеструйно-окрасочный комплекс (в некоторых местах)
  • Вспомогательные участки:
    • ремонтно-заготовительный с кузнечно-прессовым и автосцепным отделениями
    • деревообрабатывающий
    • автотормозной
    • обмывки вагонов
    • ремонт оборудования
    • баббитозаливочный
    • регенерационно-пропиточный
    • другие виды
  • Вагонное депо обслуживают следующие подразделения:
    • трансформаторная
    • генераторная
    • насосная
    • компрессорная
    • другие
  • Подразделение депо по типу вагонов:
    • пассажирские
    • грузовые
    • рефрижераторные
    • смешанные
  • Виды депо
    • эксплуатационное
    • ремонтное

Фотографии


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Железнодорожное депо" в других словарях:

    Средний род, нескл.(фр. dépôt склад, хранилище; устаревш. место управления) многозначный термин: Депо предприятие, осуществляющее эксплуатацию и ремонт подвижного состава железных дорог, городского транспорта, пожарных… … Википедия

    Депо - склад товаров, орудий, припасов; железнодорожное депо место стоянки и починки паровозов … Популярный политический словарь

    Локомотивное депо, состоящее из нескольких прямоугольных стойл, расположенных параллельно друг другу и соединенных так. обр., что каждое последующее стойло несколько сдвинуто в продольном направлении в отношении предыдущего, образуя в плане как… …

    Основная линейная база вагонного х ва для ремонта вагонов. В зависимости от типа обслуживаемых вагонов Д. в. разделяются на товарные и пассаж. Товарные предназначены для производства техн. осмотра, среднего ремонта, годового осмотра и текущего… … Технический железнодорожный словарь

    Комплекс устройств, предназначенных для подготовки локомотивов к работе и их обслуживания. Д. л. представляет собой закрытое здание со специально устроенными местами стойлами, в к рых производятся осмотр, так наз. деповский ремонт локомотивов,… … Технический железнодорожный словарь

    John Street … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Ожерелье Номер ТЧ 33 … Википедия

    Троллейбусное депо №1 Страна … Википедия

    Люблино Номер ТЧ 2 Подразделение Московская железная дорога Год основания 1909 Основные серии локомотивов тепловозы 2М62У, ЧМЭ3 Место нахождения Мос … Википедия

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 27 января 2020; проверки требует.

В данном списке представлена информация о железнодорожных депо , находящихся на территории Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД ». В списке указаны все существующие депо, а также бывшие/закрытые депо.

Список подразделяется на несколько частей в зависимости от типов депо: локомотивные , моторвагонные , вагонные и их специализации: эксплуатационные, ремонтные и пр. Отдельно представлен единый список всех существовавших локомотивных и моторвагонных депо с примечаниями.

Всего 15 моторвагонных депо, обслуживающих моторвагонный подвижной состав (МВПС), в том числе электропоезда . - 12 на Мосузле и 3 в регионах. Для них принято сокращение ТЧПРИГ . 13 депо входят (являются структурными подразделениями) в Московскую дирекцию моторвагонного подвижного состава, являющуюся, в свою очередь, структурным подразделением Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» . Депо имени Ильича является собственностью ООО «Аэроэкспресс ». Депо Подмосковная входит в Московскую дирекцию скоростного сообщения (МДОСС), являющуюся, в свою очередь, структурным подразделением Дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО «РЖД» .

Всего 15 эксплуатационных локомотивных депо. Для них принято сокращение ТЧЭ . Входят (являются структурными подразделениями) в Московскую дирекцию тяги, являющуюся, в свою очередь, структурным подразделением Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» .

Всего 11 ремонтных локомотивных депо, в том числе 3 ремонтных тепловозных депо. Для них принято сокращение ТЧР . Входят (являются структурными подразделениями) в Московскую дирекцию по ремонту тягового подвижного состава (ТПС), являющуюся, в свою очередь, структурным подразделением Дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиала ОАО «РЖД».

В рамках изменения концепции по организации системы сервисного обслуживания локомотивного парка с 1 июля 2014 года на основе ремонтных депо были сформированы сервисные локомотивные депо компаний вне вертикали РЖД. Компаниями стали: Московское управление ООО «СТМ-Сервис» (дочерняя компания группы «Синара») и Западный филиал ООО «ТМХ-Сервис» (дочерняя компания Трансмашхолдинга) . Рыбное, Бекасово и Орехово-Зуево вошли в состав ООО «СТМ-Сервис» . В «ТМХ-Сервис» вошли другие депо : Москва-3, Москва-Пасс-Курская, Вязьма, Москва-Киевская, Москва-Сортировочная, Москва-Белорусская, Рязань, Узуново, Ожерелье, Курск, Орёл, Унеча

Железнодорожное депо служит для проведения ремонтных работ на железнодорожных подвижным составах или для производства технического обслуживания. Обслуживаемый подвижной состав определил виды железнодорожных депо: это вагонные депо, электро-депо, мотор-вагонные депо, паровозное и локомотивные депо. Одновременное обслуживание разных видов подвижных составов, допустим, электропоездов и электровозов относит данное депо к смешанному типу.

Локомотивное депо, специализируется на ремонте локомотивных тяговых частей, аббревиатура «ТЧ».

Дальнейшая градация локомотивных депо разделяются на оборотные, где происходит пред рейсовая проверка локомотивных узлов до начала следовая их в сторону основного депо или к поездному составу, и основные депо, являющиеся локомотивным гаражом или настоящим домом. Основные депо служат также для проведения технического обслуживания и ремонтных работ. Оборотные депо обладают целым рядом пунктов, в которых наличествует различная экипировка, необходимая для обеспечения дальнейшей работы железных машин, и прохождение локомотивами, так называемого, второго этапа, ТО2 по техническому обслуживанию железнодорожных коней. Здесь же локомотивные бригады имеют возможность отдохнуть в специализированных домах в промежутке междурейсового периода.

Отдельная категория – это ремонтное локомотивное депо, в которых отсутствует приписной локомотивный парк. Упор их специализации строится на проведении крупных видов ремонта таких, как КР-1, СР, ТР-3 и ТР-2, удовлетворяя потребности всей сети железных дорог или только конкретных железных дорог.

Мотор-вагонное депо

Мотор-вагонное депо предназначается для обслуживания и ремонта подвижных составов, включая и электропоезда, а также осуществляя контроль за их эксплуатационным периодом.

Тяговая часть, для краткости обозначается аббревиатурой «ТЧ» -это и есть тот профиль мотор-вагонных депо, обозначенных аббревиатурой «МВД». В качестве примера можно привести название «МВД-5», относящееся к станционному пункту «Иркутска-Сортировочного». Во всей сети российских железных дорог насчитывается пятьдесят семь подобных предприятий, относящихся к железнодорожному транспорту. Эти депо обладают своим приписным парком, состоящем из мотор-ванного подвижного состава, но к данному профилю депо относятся только тридцать два предприятия. Самое большое количество таких железнодорожных сооружений с подобным профилем находится в сети основного филиала Московской железной дороги, их одиннадцать единиц. Основная часть мотор-вагонных депо прописана на пассажирских станциях, относящихся к крупным населённым пунктам, являющимися областными центрами.

В качестве примера можно привести станцию Ростова-Главного или станцию Нижнего Новгорода Московского. Есть предприятия подобного профиля, которые расположились вдалеке от главных станций, к таким населённым пунктам относится поселение Безымянка, находится в городской черте Самары, Первая речка расположилась на территории города Владивостока. К Санкт-Петербургу и к Москве подобная градация не применяется. На этих территориях мотор-вагонными депо осуществляется обслуживание отдельных только направлений. Но, как и во всём русском языке, без исключений тут не обошлись, в частности, Тяговая часть-4 Данилов относится к филиалу Северной железной дороги. Особенность предприятия заключается в том, что это мотор-вагонное депо обладает своим приписным парком электропоездов, имеющих два типа питания. У них есть своя технологическая база по проведению ремонтных работ и обслуживания подвижных составов. Несмотря на наличие постоянной прописки в этом депо, подвижной состав здесь не «размещается», а их эксплуатация происходит на Вологодском и Ярославском отделениях.

Электро-депо является транспортным предприятием, специализируется по профилю ремонта, эксплуатации и обороту подвижных составов, использующих электрическую тягу.

Вагонное депо

Вагонное депо, аббревиатура «ВДЧ», является начальными буквами относится к профильным предприятиям, специализирующихся на вагонном ремонте и на обеспечении их эксплуатационного периода.

Слово «депо» имеет французские корни, означает хранилище или склад. На российской территории появились сразу же вместе с железными дорогами. Изначально, являлись простыми деревянными сараями, где отсутствовало какое-либо оборудование.

Царскосельская железная дорога считается тем самым российским сооружением, где было построено одно из первых депо. При строительстве железных путей на Николаевской дороге строительство строений депо осуществлялось вдоль всей линии железнодорожных путей. Фактор сложности природного профиля стал критерием, от её значения зависела дистанция, на которой должны были располагаться станционные депо. Их дистанционная вилка колебалась от пятидесяти до ста километров.

Паровозное депо на маршруте: из Москвы до Санкт-Петербурга строилось, чередуясь с одним оборотным и одним основным депо. Загруженность движения на конкретном участке определяло количество необходимых «стойл» для локомотивов. Изначально в паровозном депо производили и вагонной ремонт, но, спустя десять лет появилось первое вагонное депо, став самостоятельным предприятием.

В первую очередь, крупные станционные узлы становились той территорией, на которой располагались паровозные депо. В те далёкие времена в них шло формирование и отправление в рейс пассажирских и грузовых поездных составов. Здесь же росли, как грибы, поселковые селения. В них был расквартировывался состав паровозных и ремонтных бригад, а также инженеры и ведущие специалисты железной дороги.

Оснащение таких депо начиналось с несложного оборудования. Одним из обязательных условий являлось – наличие небольшой кузни, в последующем открывались целые кузнечные цеха. Депо нуждались в пополнении станочного оборудования, начиная с наждачных, сверлильных, строгальных и, заканчивая фрезерными и токарными станками. Мастера своего дела начинали с предельно примитивных станков. Хорошую службу оказала русская закалка тульских и уральских мужиков, умеющих работать с металлическими деталями. Вскоре появились заливочные участки, в которых происходила заливка подшипников скольжения. Что касается чугунного литья, то здесь ощущалась нехватка, именно, мастеров, не каждое депо могло похвалится наличием подобных специалистов.

История развития депо

Локомотивные депо тоже прошли свой долгий исторический и эволюционный путь. На первых этапах, речь шла о распланировке цеховых зданий. На маршруте из Санкт-Петербурга до Москвы помещения депо выглядели сараями круглой формы.

Внутри такого сарая находился только один тоннельный путь в форме поворотного круга. Данная круговая установка позволяла разворачивать паровозный локомотив и устанавливать его в свободном стойле, где происходил осмотр его деталей, основных узлов и осуществлялось проведение ремонтных работ. Оборотные депо того времени, даже таких сараев, не имели, там обходились экипировочными устройствами, поворотным кругом или треугольником.

На путях Николаевской железной дороги шли по принципу типизации каждого депо. Данная железная дорога насчитывала, в общей сложности восемь тяговых плеч. На границе каждого из них было сооружено депо. Коренные строения, в которых подвижной состав ремонтировался и был прописан, чередовались с оборотным типом депо.

Последствия пробуксовки в начальный стартовый момент на влажных, замазученных или обледеневших рельсовых путях, удавалось избежать, подавая со специальных устройств песок, прямо под паровозные колёса.

Конструктивные особенности устройств, служащие для пополнения определённым видом топлива зависели от его разновидности. Угольное топливо подавалось в паровозный тендер с помощью журавля, который крепился на опорном стояке гидравлической колонны. Такой метод загрузки осуществлялся на большей части территории Российской империи. Появление мощных паровозных исполинов, у которых тендеры могли принять запас угольного топлива в больших количествах, потребовало от конструктор железной дороги подумать над автоматизацией погрузочного процесса. В довоенное время стали активно применять эстакады, с помощью которых и осуществлялась подача угля в паровозный тендер. Таким образом удалось механизировать погрузочную операцию.

Снабжение локомотивов нефтяным топливом осуществлялось в экипировочных пунктах с помощью сливных труб, установленных на раздаточных баках с цилиндрической формой. Порой раздаточные баки, служившие в качестве резервуара, устанавливались во внутренних помещениях кирпичных зданий.

В лихую годину, когда в качестве топлива служила древесина, то погрузка осуществлялась врукопашную, подача дров происходила с земляного уровня. В последующем стали применять эстакадные помосты, изготовленные из древесины. Их поднимали на уровень тендерного борта, а с помощью тачек осуществляли перевозку дров.

Для погрузки угля иногда пользовались услугами парового крана. Грейферный ковш производил, как загрузку, так и разгрузку угольного топлива. Этим же ковшом грузили и другие виды снабжения.

Локомотивное хозяйство требовало определённого порядка расположения сооружений на станционной территории. Такое правило исходило из оптимизации всего экипировочного процесса. Помимо этого, технические идеи ярких представителей конструкторов не пребывали в состоянии застоя. Поэтому-то всё время шло непрерывное обновление экипировочного оборудования. Что служило хорошим результатом по сокращению временного периода подобных операций.