Уральские горы отдых дикарем маршруты. Путешествие по уралу

⇐ Предыдущая часть | ⇒

В заключительной части рассказа о поездке на Урал я подведу бухгалтерские итоги, расскажу во сколько может обойтись подобная недельная поездка на машине в погоне за пельменями. Опишу наш автомобильный быт и покажу сам автомобиль, куда мы на нем заезжали и зачем. Как застряли в Магнитогорске. Как дороги Владимирской области забрали у нас одно колесо. Как сломали Tilt-Shift объектив. Что такое башкирский буфет «Гузель» и многое другое.

По традиции, мы изменили наш маршрут уже во время поездки. Решили не ехать через север. По словам читателей, дорога там намного хуже, чем M-7. Итоговая карта передвижения:

1. Мы выехали в пять часов вечера и в полночь уже пили чай в Нижнем Новгороде вместе с знаменитым Лехой Лифановым lifanov_l_bpyc . Дело происходило в лаунж-баре «Bar Mesto». Там было вкусно и недешево, что не особо ложилось в нашу концепцию дешевых путешествий и питания в придорожных кафе. Заранее скажу, что это уже вторая концепция, которая рухнула вслед за первой - безалкогольной. Об этом ниже.

Федеральная трасса «Волга» М-7 от Москвы до Уфы скучна и волниста. Самый плохой участок дороги находится в Чувашии перед Чебоксарами. Удивительно, как дорога с федеральным значением может иметь такое убитое покрытие. По дороге туда (то есть в сторону Урала) было еще сносно, но одновременно невыносимо - сразу после Нижнего ввалил такой сильный снег, что четыре сотни километров до Казани мы ехали всю ночь. Видимость была нулевая, трафик тоже, куда ехать - не понятно. Зато снегом выровняло все колдобины и ямы. К тому времени, когда мы ехали обратно все растаяло, разжижилось и поползло. Я очень переживал за целостность дисков, но до Владимирской области они доехали благополучно.

Типичные пейзажи из окна:

2. От МКАДа до ЧКАДа проехали ровно 1790 километров. Ехали без ночевки около 30 часов.

3. Перед поездкой нас пугали башкирскими гаишниками, а вот про придорожные кафе ничего не говорили. Оказавшись в Башкортостане, мы сразу напряглись и включили двойной контроль дорожных знаков. Перед ответственным перегоном было решено отзавтракать в буфете «Гузель». Ощущения, как после бани прыгнуть в ледяное озеро, так после «Bar Mesto» позавтракать у Гузели. Помыть руки в туалете - 10 рублей с человека. Туалет - отдельностоящая постройка, закрываемая на ключ, который выдается на кассе. Курить в постройке запрещено, курение платное - 100 рублей. Еда так себе. «Из-за стола орать - это еще не заказ» - ответили мне на вопрос о готовности мант.

4. Ближе к Уралу пейзажи становились все живописнее и холмистее.

5. В Башкортостане порадовала забавная особенность расстановки дорожных знаков. Знаки обгон запрещен стоят исправно, а знаки отмены запрета куда-то все исчезли. Разметки тоже нет. И вот бывало ползешь себе 70 км/ч за грузовичком, дорога прямая, широкая и с ямами. А обогнать страшно - права жалко.

6. Дорога от Уфы до Челябинска хоть и идет через горы, но она не такая интересная, как дорога через Магнитогорск. Хотя, в обоих случаях мы так и не сделали ни одного кадра - виды вроде бы красивые, да снимать нечего.

7. Настоящая красота началась на производствах Урала. Именно промышленные виды, заводы и фабрики, были целью нашей поездки. За пять дней на Урале мы успели многое: посетить пять крупных производств черной и цветной металлургии, залезть на десяток челябинских крыш, накатать две тысячи километров между уральскими городами (логистика передвижения подкачала) и застрять на трамвайных путях в Магнитогорске.

В этот раз нам достался просторный и большой (по сравнению с предыдущей поездкой) автомобиль Chevrolet Orlando LTZ (максимальной комплектации).

2.0D Turbo, дизельный, 163 л.с. (120,0 кВт)
Автоматическая 6-ступенчатая коробка передач
Комплектация LTZ

9. На часть производств мы заезжали прямо на автомобиле и катались между грузовиков и бульдозеров. Особенно нарядная территория оказалась в Первоуральском новотрубном заводе и на Высоте 239. Там можно хоть свадьбы снимать. Стопроцентный арт.

10. Карабашмедь.

11. Добрые люди из руководства одного из металлургических комбинатов подарили нам большой том русской литературы. Внутри тома аккуратно лежала бутылка водки. После ледяных ночей служила средством профилактики ОРЗ. У нас же безалкогольный трип.

12. Открытием всей поездки стал, конечно, Магнитогорск. В него ведет идеальная дорога от Челябинска, которой позавидует вся Чувашия. По пути температура за бортом опускалась до -40º, на небе светила луна, а встречные машины встречались раз в час. Въехав в Магнитогорск, погода резко изменилась - потеплело сразу на 15º и пошел мелкий снег. Потом мы разобрались, что въехали в магнитогорские облака меткомбината. Город выглядел примерно так:

13. Магнитогорск - один из крупнейших мировых центров чёрной металлургии, в морозные дни наполовину скрытый в облаках собственного производства. Мы заселились в неплохом отеле Корона на Комсомольской улице и в два часа ночи решили посмотреть город. В фойе вместе с охранником сидел его подвыпивший друг:
- Доброй ночи. Есть ли в городе смотровые площадки, откуда открывается хороший вид? - обратился я к компании.
- Е-е-есть, на том берегу. - протянул друг.
- На карте покажите? Мы бы туда сейчас прогулялись.
- Сейчас? Вы с ума сошли? Там же эти, заводские. Ну они все это, того, типа.
- Мы на машине.
- А-а-а, на машине, тогда другое дело. Мы думали вы так...

Со смотровой площадки открылась лишь часть Магнитогорска.

Часа в четыре ночи случилась забавная ситуация. Я решил развернуться через трамвайные пути - они были в один уровень с дорогой с накатанным снегом. Под снегом асфальт, прямо как у нас в Москве, подумал я, и развернулся. Мы сделали несколько фотографий и решили ехать в отель. Я начал еще раз разворачиваться и сел между рельсами. Оказалось, что никакого асфальта между путями нет, только снег. Коля толкал меня, толкал, да не вытолкал. Сели намертво, брюхом на рельсы.

Ночь с субботы на воскресение, на улице -36 градусов. Словно дракон пыхтит и рычит металлургический комбинат. В облаках пара и дыма со звуком пролетающего сверхзвукового истребителя извергается гигантский вулкан синего цвета. Потом гаснет, и вот уже в другой стороне вспыхивает яркое зарево - сливают шлак. На дороге никого, кроме белого Chevrolet Orlando поперек трамвайных путей. Утешало одно - солярки должно было хватить до утра, когда поедет первый трамвай с металлургами.

Вдруг остановилась крохотная легковушка. Открылось запотевшее окно водителя.
- Че, застряли?
- Да, а у вас трос есть?
- Троса нет, мы в аэропорт опаздываем.
- Ну может попробуем толкнуть быстро?
- Быстро только. - и откуда-то из машинки вышло целых пять человек!

Вшестером вытолкаем, подумал я! Но машина даже не сдвинулась с места. Ребята испачкались, пожелали нам успехов при встрече с утренними металлургами и уехали в аэропорт. С другой стороны остановился какой-то охранник на Ниве, но тоже без троса. Пришлось найти трос в нашей машине. Оказалось, что в аварийном наборе было все, даже жилетка с перчатками. Стали тянуть. Нива натужно ревела и глохла. Воняло сцеплением. В какой-то момент сложилось впечатление, что ВАЗ сейчас умрет, но все же отечественный автопром смог вернуть нас на дорогу. Я отблагодарил водителя и пообещал себе больше не разворачиваться через трамвайные пути в Магнитогорске.

14. Утром картина особенно не изменилась, поэтому мы проспали завтрак.

16. Вид из Европы в Азию. Город расположен на восточном склоне Южного Урала, на реке Урал (правый берег в Европе, левый - в Азии).

17. Хитрая штуковина в стиле диспетчерской вышки. Одна из немногих конструкций комбината, которую видно в облаках.

18. Было очень грустно уезжать из Магнитогорска. Город нам понравился. «Первый социалистический город на Урале» требовал к себе больше внимания, но дела в Москве не могли ждать. До дома оставалось 1600 километров пути.

19. Теперь несколько слов про Chevrolet Orlando. Несмотря на хороший передний обзор, снимать через лобовое стекло, увы, не получалось. Картинка плыла как при съемке через иллюминатор самолета.

20. В этот раз все наши вещи замечательно поместились в багажнике, даже челябинскому венику нашлось место. А бумбокс сломался и опять не поехал. Стоит отметить, что с каждой поездкой мы берем с собой все меньше и меньше ненужных вещей. Например, на Байкал, мы уже не стали брать два красных ведра.

Непростительным попустительством был то факт, что сверху на всю эту кучу добра мы клали свои фотоаппараты. Ночью, при разгрузке у отеля Магнитогорска одна из камер (Canon Mark III) вывалился и упал вниз Tilt-Shift объективом. Сломался фиксатор одной из подвижек. Воскресение официально было объявлено днем траура.

21. Вообще, Orlando - это 7-местный автомобиль. Задние сидения складываются, образуя ровный пол и довольно объемный багажник, но c высоким уровнем погрузки. Если сложить средний ряд, отодвинуть передние сидения и подложить что-то под голову, то можно спокойно двоим переночевать d машине (только при этом куда-то переложить все вещи).

22. Тот же ракурс, только сбоку.

23. Если использовать задние два кресла, то объем багажника сокращается до размеров бардачка. То есть в городе на автомобиле могут комфортно передвигаться 7 человек, а вот на дальняк - вариант сомнительный. Нужно как минимум ставить багажник на крышу.

24. Панель приборов не сильно отличается от Chevrolet Cruze. Все тот же стиль «трансформеров», похожие материалы отделки. В целом все удобно и уже привычно. Главное, что есть крутилка для регулировки громкости)

Я был очень рад, что нам достался дизельный автомобиль. Турбированный мотор мощностью 163 л/с с легкостью разгонял наш автобус в моменты обгона. С динамикой разгона проблем никаких не было. Ехать с таким мотором - одно удовольствие.

До Нижнего Новгорода дорога была ровная и без снега. Средний расход с учетом вечной пробки в Балашихе составил 6 литров на 100 км. В чувашскую метель и бездорожье расход увеличился до 6,6 литров. На всю поездку с остановками, съемками и Магнитогорском расход увеличился до 7,3.

25. Насколько я понимаю, платформа для этой машины досталась от Chevrolet Cruze, с некоторыми доработками корейских инженеров. Внешне машина похожа на кроссовер, но это впечатление обманчиво. Обзорность лучше, чем в у Cruze, выше посадка водителя, но дорожный просвет остался прежним. При этом работа подвески мне не понравилась. Даже на небольших колдобинах и выбоинах автомобиль с шумом встряхивался, звеня нашим безценным добром в багажнике. Плавность и мягкость хода у Chevrolet Cruze явно лучше. Может из-за того, что масса кузова меньше чем у Orlando, может в Южной Корее дороги ровнее, может потому что нам достался автомобиль с низкопрофильной резиной R18.

26. В центральной панели управления есть тайник. Мы даже успели позвонить в GM и возмутиться - современный автомобиль, а usb и aux выхода нет! Оказалось, что все спрятано в тайнике. Но опять же не предусмотрен вариант, чтобы можно было закрыть крышку, не убирая, например, провод с телефоном. Опытным путем мы выяснили, что если захлопывать крышку с силой, то проводок жалобно перегибается, но работать продолжает.

27. Подбираясь на обратном пути к Владимиру, на Яндексе была замечена десятикилометровая пробка. Стоять в ней решительно не хотелось, и мы двинули в объезд. Может по времени мы и не проиграли, но литой 18-дюймовый диск владимирская земля у нас забрала.

28. Не мы одни оказались такими умными и поехали в объезд. Вместе с сотней грузовиков и легковушек мы ползли по узкой и петляющей объездной дороге со скоростью не больше 40 км/ч. К таким высоким скоростям и такому трафику местный асфальт был явно не готов, поэтому весь развалился на куски. В одну из воронок угодили и мы, после чего в салон проник печальный звук спускаемого колеса.

29. У меня богатый опыт замены колес в самых мерзких условиях, но я не разу не пользовался «внешней» запаской, да еще во Владимирской области. Мысль о том, что сейчас нужно будет лезть в грязь под автомобиль и что-то там откручивать настроение не поднимала. После внимательного изучения системы крепления запасного колеса стало ясно, что ничего не ясно. Позвонили в GM. Оказалось все намного проще, чем мы думали - крепление колеса ослабляется специальным ключом прямо из багажника - под полом есть небольшой отсек для мелочевки, там же и болты крепления запасного колеса. Первый раз я столкнулся с такой системой. Может быть хрупкая девушка в одиночестве и не справится с заменой колеса, но взрослому мужику это точно по силам.

В очередной раз пригодились Колины суперфонарики. Мы встали в неудачном месте, прямо на повороте и заняли целую полосу. На обочине в грязевой жиже я бы не смог воспользоваться домкратом. Дополнительная подсветка треугольника делала свое дело. Водители притормаживали за сто метров до нашего автомобиля и медленно объезжали нас по встречке.

30. На замену колеса ушло полчаса. Когда мы собирались уезжать, в яму попал еще один гражданин. Также минус один диск и шина. Мы вернулись к коварной яме и поставили в нее набитую снегом бутылку от воды.

31. Привет дорожным службам Владимирской области!

32. Конец истории про вторую поездку по России.

Итоги путешествия.

График:
17 февраля. Старт вечером из Москвы. Поздний ужин в Нижнем Новгороде.
18 февраля. Без ночевок перегон до Челябинска. Завтрак у Гузели. Ближе к ночи заселение в гостинице Малахит в Челябинске.
19 февраля. Съемки города с крыш, отдых, еда.
20 февраля. Съемки города с крыш, съемки Челябинского металлургического комбината и Михеевского ГОКа.
21 февраля. Съемки города с крыш, съемки Высоты 239 и Карабашмеди.
22 февраля. Переезд в Первоуральск, съемки Первоуральского Новотрубного завода, перегон в Магнитогорск.
23 февраля. Ночные и дневные съемки в Магнитогорске. Выезд в Москву. Ужин в Уфе.
24 февраля. Ночевка в Казани, замена колеса под Владимиром и прибытие в Москву.

В машине мы провели 77 часов.

От МКАДа до МКАДа проехали красивые 5555 километров (на самом деле 5556, но я округлил).
Средний расход топлива составил 7,3 литра на 100 км.

Расходы в рублях:
12 990 - это чуть больше 400 литров солярки.
15 966 - продукты и питание в поездке. В этот раз мы питались как короли (кроме буфета Гузели, конечно). Самые дорогие пиры были в Екатеринбурге (счет 4 400), в Нижнем Новгороде (2 500 рублей) и ужин в Уфе (1 500 рублей).
2 466 - продукты, купленные в Москве.
23 200 - четыре ночи в Челябинске в гостинице Малахит. 5 800 рублей за номер, плюс завтраки.
3 900 - 4х местный номер в Магнитогорске, гостиница Корона.
1 650 - номер в дорожном отеле в Казани, название не помню.
3 765 - прочие расходы (канистра, которая опять не понадобилась, два раза мойка автомобиля, такси, благодарность водителю Нивы)
1 000 - штраф Коле за сон на заднем сидении в непристегнутом состоянии.
2 рубля - два кусочка сахара в кафе Казани.

Итого 64 939 на всех или 21 646 рублей на одного человека.

Вот и все. Спасибо за внимание!

На сегодняшний день, мы уже вернулись из мартовского путешествия по Байкалу и полуострову Ольхон. Три поездки позади. На следующей неделе смотрите фотографии льда и невероятной красоты Байкала. А этот пост я пишу в самолете Москва-Красноярск. Лечу к оленеводам на праздник.

Скала Соколий камень, которая находится в Свердловской области между двумя поселениями – Краснояр и Зюзельский, не так посещаема туристами, как другие природные достопримечательности Урала. А, зря, путешествие сюда может стать незабываемым. Ее также довольно часто путают с Соколиным камнем около Северки. Но с этим камнем она не имеет ничего общего.

Путешествие по России: скала Соколий камень

Решив начать путешествие по России и оказавшись на Урале, стоит уделить время на посещение скалы Соколий камень. Такое поэтичное название эта скала получила, скорее всего, из-за большого количества соколов, которые обитали в этих местах. А топонимист Матвеев А.К. предположил, что она была так названа из-за своей красоты, и ее олицетворяли с соколом.

Действительно, сама по себе скала очень красива и живописна. Ее высота составляет 514 метров. Она имеет скальные выходы, которые хорошо могут отображаться даже через спутник. Они располагаются на расстоянии около 500 метров друг от друга, а высота каждого такого выступа в среднем составляет 20 метров.

Соколий камень и интересные места вокруг него

Виды, которые открываются на Сокольем камне, захватывают дух. Здесь очень хорошая видимость. Тем более, около этой скалы есть очень интересные места России, которые, кстати, находятся недалеко от нее. Так что их тоже можно посетить. С вершины можно разглядеть гору Шунут, а с другой стороны видны вершины Азов-горы. Красивейшая скала Белый камень расположена немного дальше по пути.

На скале растет смешанный лес из молодых деревьев, встречаются полянки, оставшиеся от вырубки. Места здесь живописные. Особенно красиво тут под конец лета, отдых осенью в этих местах, как сказка, когда листья меняют свой окрас. Практически никаких признаков человека тут нет, поэтому ощущается свобода нахождения вдали от цивилизации. Рядом со скалой протекает река Кузиха, которая является притоком реки Ревды.

Как добраться до Сокольего камня

Скалы Соколий камень расположились между поселками Зюзельский и Краснояр. Дорога до этого места довольно сложная, поэтому обязательно нужно пользоваться картой или навигатором. Иначе можно уйти не туда. Обычно маршрут начинают от Краснояра. Чтобы попасть в этот поселок, нужно автобусом из Екатеринбурга доехать до Ревды, а оттуда уже до Краснояра.

От этого поселка нужно будет преодолеть 12 километров до точки назначения. Сначала нужно идти к реке Ревда, затем пройти мост (реку не переходить!) и на развилке придерживаться левой дороги. Вскоре покажется Соколий камень, от которого совсем недалеко до Белого камня и Азов-горы, а после можно выйти в поселок Зюзельский.

Отзыв о путешествии на своей машине по Южному Уралу. Советы туристам, природа Урала, уникальные достопримечательности и фотографии.

Предисловие

Путешествие мы начали с города Пермь. Пермский край — это Предуралье. Там очень красиво. Увидеть реку Каму должен каждый — это захватывающее зрелище. Урал сам по себе очень красив и необыкновенен. Наша команда — 4 путешественника. Цель нашей поездки — увидеть необычайно красивые места Южного Урала. Все 7 дней поездки прошли с пользой и пролетели как одно мгновение.

В путешествии пользовались Гугл-картами и Яндекс-Навигатором. Последний постоянно прокладывал нам путь по объездной, но хорошей дороге.

Наш маршрут был следующим:

  1. Пермь.
  2. Кунгур (Кунгурская пещера).
  3. Екатеринбург (Ганина Яма).
  4. Сысерть (Тальков Камень).
  5. Челябинск и немного Башкирии (река Ай).

Дорога до Урала

По пути мы сделали большой крюк. Однако это не омрачило поездку: путешествие оказалась очень интересным, увлекательным, хоть и трудным. Весь путь проходил в основном по нормальной дороге. Периодически попадались ямы и пробки в центре города — особенно это касается Екатеринбурга.

В каждом крупном городе на въезде-выезде есть заправка. За всю поездку на бензин потратили 3280 рублей.
Хочется сказать, что во время длительных путешествий нужно быть готовым ко всему. К примеру, у нас случился перегрев вентилятора машины потому было очень жарко.

Еще стоит отметить, что на Урале погода непредсказуемая: за день она может поменяться несколько раз. К примеру, с утра выходит солнце, днем идет дождь, а к вечеру неожиданно выпадает снег. Вот почему нужно взять в дорогу теплые вещи.

Кунгурская пещера

Выехали из Перми (район железнодорожного вокзала) 8 июля рано утром, по местному времени в 06:00 (разница с Москвой — 2 часа). Проехали через следующие села: Лобаново, Кояново, Янычи, Кукуштан, Шадейка. Через 2,5 часа прибыли в город Кунгур. Погода обещала быть приятной, солнечной. Ехали очень медленно, так как некоторые дороги оставляют желать лучшего. Расстояние до Кунгура — 100 км. Это первый крупный город после Перми.

Посетить поистине уникальную Кунгурскую пещеру приезжает немало туристов. Побывав в этом месте хоть раз, влюбляешься в него навсегда.

Кунгурская пещера

На входе купили билеты (взрослый — 700 рублей, детский — 500 рублей) и пошли на обзорную экскурсию.
Заранее на сайте забронировали гостиницу. Самый ближайший отель можно посмотреть . Есть и бассейн, и даже сауна, но цены там приличные. За сутки обычный двухместный номер стоит 2300 рублей.

Путешествие в Екатеринбург

От Кунгура до Екатеринбурга мы ехали 4 часа. Дорога на трассе Р-242 хорошая. Мы специально сделали круг (отправились через Екатеринбург, а не Красноуфимск), чтобы увидеть больше достопримечательностей. По пути проехали города Ревду и Дружинино, где заправили машину и перекусили. Понравилось кафе "Святая Русь", но бензин тут почему-то оказался дороже, чем в Перми.

Свердловская область считается столицей Урала — здесь много интересных и красивых мест. Свое внимание мы больше акцентировали на природе, чем на достопримечательностях, поэтому в городе Верхняя Пышма посетили всего два интересных места: Музей автомобильной техники и "Боевая слава Урала".

Музей военной техники

Сначала мы посетили музей "Боевая слава Урала", так как он был ближе всего по пути. Билет стоил 100 рублей. Там же можно купить различные сувениры, связанные с Великой Отечественной войной. В "Боевой славе Урала" мы заодно приобрели билет в музей автомобильной техники.

Пока мы гуляли в здании, рассмотрели все экспонаты и сделали много хороших фото. Позже приехал экскурсионный автобус, и мы отправились в другое место.

Конечно, такая автомобильная техника нас впечатлила. Все машины были полностью в рабочем состоянии.

Музей автомобильной техники

Нам все понравилось, только на территории музеев нет ни кофейни, ни даже ларька, где можно было бы купить простой воды. Ближайшее кафе расположилось примерно в 500 метрах от здания.

Газ "Чайка" из Музея автомобильной техники

Ганина Яма

Мы побывали в знаменитом мужском монастыре. Он очень красивый, но в самом помещении церкви нельзя делать фотографии.

Ганина яма

К сожалению, мы немного опоздали на экскурсию, но все равно нам очень там понравилось. В самой церкви красиво, чисто и спокойно. Записаться и узнать об экскурсиях можно также на официальном сайте . На территории монастыря стоят памятники семьи Романовых.

Неподалеку была расстреляна семья Романовых.

На территории храма есть музей, где подробно описана жизнь царской семьи (экспонаты, картины и многое другое).

Портрет Романовых

В храм нельзя входить девушкам без платков и с открытыми коленками, а также в штанах. Но на входе выдают платки и длинные юбки.

Вход в храм

Город Сысерть

В этом городе есть озеро, которое окружено лесом и названо памятником природы. Его второе имя — "Бажовские места".

Озеро в Сысерти

Это сказочное место завораживает своей красотой: сосновые леса, березовая роща, тихий пруд, красивое озеро, лесные животные, вкусные ягоды и чистейший воздух. Это нужно просто увидеть своими глазами.

Если путешествуешь по лесам Урала, то нужно запасаться специальными средствами против комаров, мошек и клещей. Нам таких средств не хватило, и пришлось надевать высокие резиновые сапоги летом.

Вид на обрыв с Талькова камня

На входе в "Бажовские места" сидит приятная женщина, которая продает билеты и рассказывает о маршруте протяженностью около 5 километров в одну сторону. Территория очень большая. Вместе с билетами выдается карта, на которой отмечено, как и куда идти, а также что можно по пути увидеть. По всему маршруту были расставлены указатели, так что заблудиться сложно.

Подпись "Тальков камень"

Лесной Тальков камень

Цена билета — 60 рублей, но здесь предоставляют и другие услуги. Можно взять на прокат туристический инвентарь (палатки, спальные мешки и другое снаряжение), а также заказать экскурсию или даже арендовать беседку на сутки.

Тальков камень и невероятная природа

По пути к знаменитому озеру мы встречали белок, диких птиц (во многих местах были развешаны кормушки). К сожалению, мы не увидели бобров, которые живут в плотине, так как приехали туда утром, а животные выходят показаться лишь вечером.

Тальков камень и прекрасные виды

Получили много впечатлений, уезжали из этого невероятно красивого места с грустью.

Город Карабаш

Когда мы ехали из Сысерти в Челябинск, нам по пути попался странный город. Посмотрели в интернете и узнали, что это заброшенный Карабаш. Он считается самым грязным городом в мире.

Заброшенный Карабаш

Дома стоят пустые, все заброшено — и заводы, и шахты. Вода и земля оранжевая, ничего не растет.

Оранжевая земля в Карабаше

Становится страшно, когда попадаешь в такое место.

Город Златоуст

По пути в Челябинск нам пришлось остановиться в городе Златоуст. Во-первых, у нас "закипела" машина, во-вторых, это был первый полноценный город после Сысерти, где есть большие магазины, заправки и кафе. Именно в этом городе находится знаменитый национальный парк "Таганай". Побывать там нам не удалось, но мы пообещали себе посетить его в другой раз. За одно путешествие все уникальные места Южного Урала не объездишь.

Еще хотелось бы отметить, что самый красивый закат бывает именно на Урале. Когда садится большое красное солнце, облака окрашиваются в насыщенный розовый цвет.

Природа Златоуста

Город Челябинск

Мы почти у цели. За все время путешествия никто не чувствовал себя усталым. Мы, как и в начале пути, были по-прежнему полны сил и энергии.

Прибыли в поселок Межевой. Здесь начинается переправа по воде. Мы арендовали лодки, а точнее, заказали туристическую поездку по реке Ай, так как это единственный способ добраться до самых живописных мест.

Поездку по реке мы бронировали заранее, а уже на месте, в Межевом, заплатили по 3500 рублей с человека. Нам предоставили лодки, палатку, спальные мешки, а также организовали завтрак, обед и ужин. В стоимость были включены страховка и услуги инструктора, который плыл с нами в надувных лодках.

Поездка по реке Ай

В каждую лодку помещалось по 6 человек.

Пещера Кургазакская, Сухие водопады и Сикияз-Тамак

Глубина этой пещеры составляет 18 метров. Вниз мы не спускались, так как не было с собой специального снаряжения. Внутри пещеры достаточно холодно (температура была примерно +6 градусов), и грязно (надевали резиновые сапоги).

Сухие водопады — это уникальная природная достопримечательность. По камням весной стекает вода, прямо в реку, а летом вода полностью высыхает. Это явление и дало название "Сухим водопадам".

Сквозная пещера Сикияк-Тамак — это танцевальный грот. Любителям экстрима здесь должно понравиться. Однако если вы страдаете клаустрофобией, то лучше не рисковать: в пещере нужно на четвереньках ползти по очень узкому туннелю. Нам пришлось выстоять длинную очередь, прежде чем мы смогли попасть в этот грот.

На всем пути нам еще много встречалось пещер и гротов, мы даже не смогли всех считать.

Грот около реки Ай

Еще нам встретился настоящий артезианский фонтан и черепаха, которую сама природа сделала.

Артезианский фонтан и природная черепаха

Поселок Лаклы

Конечный пункт — поселок Лаклы. Здесь есть магазины, а вот номер мы заказывали в поселке Межевом заранее. Остановились в гостевом дом "Озеро Ай".

Отправиться плавать может каждый, не имея какого-либо опыта.

Вода в реке Ай

Здесь мелко и безопасно для детей. Вода невероятно чистая. Вот такие здесь пасутся башкирские коровки. Кроме того, мы встретили медведей.

Животные в поселке Лаклы

Под запрос

Комбинированные туры, конно-водные походы, пеше-водный тур

Сплавы водные походы по рекам Урала

Экскурсионные туры на Урале


* под запрос - тур проводится для организованных групп от 10 человек



Урал (от башк. үр - возвышенность, башк. үрал - пояс) - географический регион в России, протянувшийся между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Основной частью этого региона является Уральская горная система.

Урал находится на стыке Европы и Азии и является границей между этими регионами. Каменный пояс Урала и примыкающие к нему возвышенные равнины Приуралья простираются от берегов Северного Ледовитого океана на севере до полупустынных районов Казахстана на юге в виде 100-400 км полосы: на протяжении более 2500 км они разделяют Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины.

Территориальное деление

· Полярный Урал

· Приполярный Урал

· Северный Урал

· Средний Урал

· Южный Урал

Урал издавна поражал и поражает исследователей обилием минералов и главным своим богатством - полезными ископаемыми. В недрах Уральских гор есть и железные, медные руды, и хром, и никель, и кобальт, и цинк, и каменный уголь, и нефть, и золото, и драгоценные камни. Урал издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой всей страны. К богатствам природы относятся и лесные ресурсы. Южный и Средний Урал обеспечивают возможность земледелия.

Этот природный регион является одним из важнейших для жизни России и её граждан.

Особенности природы

Уральские горы состоят из невысоких хребтов и массивов. Наиболее высокие из них, поднимающиеся выше 1200-1500 м, располагаются в Приполярном (гора Народная - 1895 м), Северном (гора Тельпосиз - 1617 м) и Южном (гора Ямантау - 1640 м) Урале. Массивы Среднего Урала много ниже, обычно не выше 600-800 м. Западные и восточные предгорья Урала и подгорные равнины нередко рассечены глубокими речными долинами, на Урале и в Приуралье много рек.

Уральские горы - старые (возникли в позднем протерозое) и находятся в области герцинской складчатости.

Климат

Климат Урала - типичный горный; осадки распределяются неравномерно не только по областям, но и в пределах каждой области. Западно-Сибирская равнина - территория с суровым континентальным климатом; в меридиональном направлении его континентальность увеличивается намного менее резко, чем на Русской равнине. Климат горных районов Западной Сибири менее континентальный, чем климат Западно-Сибирской равнины. Интересно, что в пределах одной и той же зоны на равнинах Предуралья и Зауралья природные условия заметно отличаются. Объясняется это тем, что Уральские горы служат своеобразным климатическим барьером. К западу от них выпадает больше осадков, климат более влажный и мягкий; к востоку, то есть за Уралом, осадков меньше, климат более сухой, с ярко выраженными чертами континентального.

Пару столетий назад животный мир был богаче, чем сейчас. Распашка, охота, вырубка лесов вытеснили и уничтожили места обитания многих животных. Исчезли дикие лошади, сайгаки, дрофы, стрепеты. B глубь тундры откочевали стада оленей. Зато на распаханных землях распространились грызуны (хомяки, полевые мыши) На севере можно встретить обитателей тундр - северных оленей, a на юге типичных жителей степей - сурков-байбаков, землероек, змей и ящериц. Леса населены хищниками: бурыми медведями, волками, росомахами, лисицами, соболями, горностаями, рысями. Водятся в них копытные (лоси, олени, косули и др.) и птицы различных видов.

Различия в ландшафтах заметны при подъёме. На Южном Урале, например, путь к вершинам наиболее крупного хребта Зигальга начинается с пересечения полосы холмов и оврагов у подножия, густо заросшего кустарниками. Затем дорога идёт через сосновые, берёзовые и осиновые леса, среди которых мелькают травянистые поляны. Выше частоколом поднимаются ели и пихты. Сухостоя почти не видно - он сгорает при частых лесных пожарах. На пологих местах могут встретиться болота. Вершины покрыты каменными россыпями, мхом и травой. Редкие и чахлые ели, кривые берёзки, которые здесь попадаются, ничем не напоминают ландшафт y подножия, c разноцветными коврами из трав и кустарников. Пожары на большой высоте уже бессильны, поэтому путь то и дело преграждают завалы из упавших деревьев. Вершина горы Ямантау (1640 м) - сравнительно ровная площадка, однако она почти неприступна из-за нагромождения старых стволов.

Природные богатства

Из природных богатств Урала важнейшее значение имеют его минеральные ресурсы. Урал издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны. А по добыче некоторых минеральных руд Урал занимает первое место в мире.

Ещё в XVI веке на западной окраине Урала были известны месторождения каменной соли и песчаника, содержащие медь. В XVII столетии стали известны довольно многочисленные месторождения железа и появились железоделательные заводы.

В горах были найдены россыпи золота и месторождения платины, на восточном склоне - драгоценные камни. Из поколения в поколение передавалось мастерство искать руду, выплавлять металл, изготавливать из него оружие и художественные изделия, обрабатывать самоцветы.

На Урале известны многочисленные месторождения высококачественных железных руд (горы Магнитная, Высокая, Благодать, Качканар), медных руд (Медногорск, Карабаш, Сибай, Гай), редких цветных металлов, золота, серебра, платины, лучших в стране бокситов, каменных и калийных солей (Соликамск, Березники, Берёзовское, Важенское, Ильецкое). Есть на Урале нефть (Ишимбай), природный газ (Оренбург), уголь, асбест, драгоценные и полудрагоценные камни.

Далеко не полностью освоенным ресурсом остаётся гидроэнергетический потенциал уральских рек (Павловская, Юмагузинская, Широковская, Ириклинская и несколько малых ГЭС).

Реки и озёра

Реки принадлежат бассейнам Северного Ледовитого океана (на западном склоне - Печора с Усой, на восточном - Тобол, Исеть, Тура, Лозьва, Северная Сосьва, относящиеся к системе Оби) и Каспийского моря (Кама с Чусовой и Белой; река Урал).

Происхождение топонима

Существует множество версий происхождения топонима «Урал». Анализ языковых контактов первых русских поселенцев в регионе указывает, что топоним, по всей вероятности, был усвоен из башкирского языка. Действительно, из всех автохтонных народов Урала это название издревле существует только у башкир, и поддерживается на уровне языка, легенд и традиций этого народа (эпос Урал-батыр). Другие коренные народы Урала (ханты, манси, удмурты, коми) имеют иные традиционные названия Уральских гор, усваивая название «Урал» только в XIX-XX веках из русского языка.

В башкирском языке топоним «Урал» осознается как весьма древний, вероятно восходящий к пратюркскому состоянию. Его следует связывать с башк. үр ~ др.-тюрк. *ör «высота, возвышенность».[

«Урал» по-башкирски - пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

В греческих книгах, написанных две тысячи лет тому назад, можно прочесть о далеких «Рифейских горах», где угрюмые грифы стерегут несметные золотые сокровища. Более пристального внимания заслуживает башкирский народный эпос "Урал-батыр",повествующий о прародителях народов Урала,выживших после Потопа,возникшем конфликте и последующей борьбе Урала со старшим братом Шульганом,выбравшим путь зла и заселении их потомками прилегающих земель.Основные топонимы Южного Урала напрямую связаны с событиями эпоса.Рассматриваются конфликт жизни,милосердия и природного принципа "сильный поедает слабого",тема поиска Живой воды и олицетворённой Смерти для последующего уничтожения её,ради вечной жизни,идея бескорыстного служения людям,равноправия и самопожертвования во благо других.

Вклад Урала в художественную культуру России не только велик, но и примечательно своеобразен. Прочным фундаментом, на котором и расцвело декоративно-прикладное искусство Урала, явилась промышленность, его основными центрами были заводы. Значение промышленности в развитии края и его культуры отлично понимали ещё сами современники. В одном из официальных документов записано: «Екатеринбург как своим бытием, так и цветущим состоянием обязан только заводам».

С полным основанием можно считать Урал родиной русской промышленной обработки мрамора, подчинённой потребностям отечественной архитектуры. Если же обратиться к древности, то это в первую очередь народное декоративно прикладное искусство. Например ковроделие, узорное ткачество, вышивка, обработка кож, яркие образцы которых сохранились в башкирском народном творчестве. В музеях Республики Башкортостан можно непосредственно соприкоснуться с богатым многообразием старинных изделий. Продолжателями, творческими реформаторами народных традиций можно по праву назвать современных художников, таких как А. Мазитов, Д.Сулейманов, Т. Сиражетдинов, Г. Калитов, Р. Миннибаев, А.Королевский, Меос, Б. Домашников, Ю. Аминев и многих других.

Южный Урал богат своими туристическими возможностями. Можно сплавляться по южно-уральским рекам, посещать пещеры, кататься между озер Челябинской области на велосипедах, а можно ходить с рюкзаком по горам, ночуя в палатках. Лет восемь назад я поставил перед собой цель посетить все хребты Южного Урала. Не то, чтобы я уже достиг этой цели (более масштабные заняли мое время), но могу сказать, что когда мне называют какую-нибудь вершину Южного Урала, то оказывается, что я либо на ней уже побывал, либо стоял на соседнем хребте и любовался этой вершиной. Эта статья обобщает мой опыт и представляет собой обзор маршрутов пеших походов с ночевой по Южному Уралу.

Если представить себе типичную южно-уральскую гору, то мы увидим у её подножия еловую тайгу с примесью лиственных деревьев и кустарников, которые при подъеме будут становиться всё мельче. Склоны покруче будут представлять собой нагромождения гранитных глыб размерами от мяча до одноэтажного дома (на Урале и в Сибири они называются тюркским словом курум). Языки этих россыпей спускаются и в долину в виде каменной реки (непонятно почему на ней не растут деревья). Еще выше деревья становятся карликовыми и превращаются в кустарники, которые растут до высоты 1000 метров над уровнем моря на севере Южного Урала и до 1200 метров на юге. Между вершинами хребта раскинулись альпийские луга, тундра и верховые болота. Сами вершины представляют собой курумные куполы со скалами-останцами наверху. От этого описания отличаются только самые восточные хребты, где нет курума и редок лес. Это место, где Уральские горы сменяются Великой степью. На северных склонах в ложбинах снег нередко сохраняется до конца июня. Горы доступны для восхождения практически с любой стороны. Это типичное среднегорье.

Жители Екатеринбурга находятся в уникальном положении. Екатеринбург раскинулся в самой низкой части Среднего Урала. Можно жить в Екатеринбурге, и не чувствовать того, что мы живем в горном крае (о горах нам напоминает только зеленая гряда Уктуса с подъемниками, если окна выходят на юг). Но от настоящих гор нас отделяют 6-12 часов езды на машине на юг. Именно столько времени нам нужно, чтобы доехать до населенных пунктов, с которых начинаются походы по Южному Уралу (города от Златоуста до Белорецка).


Пешие походы по Южному Уралу начинаются с середины мая и заканчиваются в конце октября. В начале мая и начале ноября – межсезонье. В это время можно почувствовать лето или зиму в зависимости от погоды. Время с декабря по апрель – это сезон лыжных походов, хотя можно и ходить пешком по снегоходным трассам, которые проходят по наиболее популярным маршрутам. Даже летом приходится готовиться к погоде от жаркого лета до поздней осени. И в середине июня можно попасть под снегопад. Урал задерживает тучи, которые идут с европейской России в Сибирь. Стоя на вершине, я неоднократно видел, как тяжелые тучи висели над всеми хребтами Южного Урала, а над Западно-Сибирской равниной светило солнце, и светло-зеленая равнина подчеркивала темно-синий цвет многочисленных озер. Основной удар стихии принимают западные хребты – Нары, Зигальга, Суук (последний переводится как холодный, ветреный). Тучи обычно висят до водораздельного хребта Уралтау, по которому проходит граница Европы и Азии. Уралтау проходит восточнее самых высоких хребтов и протянулся с севера на юг на 500 км. Над хребтами восточнее Уралтау – Нурали, Ирендыком, Крыктытау более часта солнечная погода.

В ясный день с вершин открывается панорама более чем на 50 км. Если вам очень повезет, то вы можете за пять походов увидеть весь Южный Урал, поднявшись на хребты Таганай, Нургуш, Иремель, Кумардак, Шатак. В реальности же вам нужно будет проделать около 15 походов, после чего, стоя на очередной вершине, вы сможете с гордостью показывать новичкам на соседние хребты и называть названия их вершин, мысленно перелетая с одной на другую и вспоминая об уже пройденных походах. Это всё ваша , с которой вы познакомились не с помощью путеводителей и интернета, а по настоящему – с помощью ваших ног.

Названия Южного Урала свидетельствуют о различных народах, которые жили на этой территории. Здесь есть тюркские названия, оканчивающиеся на тау (гора), куль (озеро) и елга (река). Например, Крыктытау, Зюраткуль. Есть и более древние – арийские названия, оканчивающиеся на дак (почти по всей Евразии раскинулись хребты, которые оканчиваются на даг, - свидетели переселений индоевропейцев), например, Кумардак. Особенно интересны названия, которые сочетают в себе корни разных языков. Например, река Караганка («кара» по-тюркски – черный, ну а ганка – это Ганг, река). Да и сейчас Южный Урал, как и положено горному краю, представляет собой переплетение разных народов. Здесь живут башкиры разных родов, русские, казаки, татары, мишари, нагайбаки, марийцы, чуваши.

Практически любую вершину екатеринбургцы могут посетить за 2-3дня, например, выехав в ночь с пятницы на субботу, гуляя субботу, воскресенье, и, возможно, понедельник, и ночью возвращаясь домой. То же касается жителей Уфы и Челябинска, только им нужно выезжать из своих городов рано утром. И только самые отдаленные хребты потребуют 5-6 дней. Начинать логично с севера (там находится и наиболее интересный и красивый хребет Таганай) и каждый раз ехать всё южнее, пока не обойдете все хребты. Пусть вас не смущает, что в самом начале вы посетите наиболее интересный, по мнению большинства туристов, хребет – Таганай. По мере продвижения на юг вы будете становиться знатоком Южного Урала, находя уникальную красоту в каждой горе.

В этом обзоре мне хочется описать 31 маршрут по Южному Уралу и разместить для каждой местности карту kmz для gps-навигатора и "Google Планета Земля". Практически все маршруты длятся от 2 до 4 дней, то есть не требуют отпуска. Цель каждого похода – познакомиться с одним, максимум - двумя, хребтами Южного Урала (исключение составляют походы по Зюраткулю и окрестностям Белорецка). В фанатичном режиме, если ездить на Южный Урал почти каждые выходные с мая по середину октября, то можно пройти эти маршруты за два года. В более же спокойном режиме по шесть походов в год их хватит на пять лет. В нашем обязательно есть поход по Южному Уралу.

Крупные центры, из которых начинаются маршруты по Южному Уралу – это Златоуст, Зюраткуль с Сибиркой, Тюлюк и Белорецк с окрестными деревнями.

Окрестности Златоуста, природный парк Таганай

В природный парк Таганай обычно идут из города Златоуст. Попасть туда можно и на поезде. Это самое сконцентрированное место на Южном Урале по количеству разнообразных гор. Здесь самая длинная курумная река из валунов белого цвета (кварца), Двуглавая сопка с курумом и скалами на вершине, скалистый Откликной гребень, долина карликовых елей – Долина сказок, круглый купол Круглицы – горы, которая будучи заметенной снегом, выглядит как пятитысячник, горная тундра Дальнего Таганая, реликтовый ельник горы Ицыл и другие. Особенность природного парка в том, что в нем есть приюты. Поэтому при желании вы можете идти в поход без палаток. На Таганай можно пойти в поход по следующим маршрутам:

1.1. Гора Юрма (2 дня) – логичнее начинать с неё, так как это самый северный тысячник Южного Урала. Это гора, покрытая лесом, со скалами на вершине. Старт из самого грязного города в мире – Карабаша. В нем вы увидете реки ядовитого цвета и лысую гору с поклонным крестом и надписью «Спаси и сохрани» (растительность сожгли кислотные дожди). Тем контрастнее будут ощущения, когда вы окажетесь в девственной природе. Третий день можно потратить на отдых на озере Увильды. Название горы заставляет задуматься, а стоит ли вообще заниматься туризмом - переводится как «Не ходи».

1.2. Маршрут, считающийся самым красивым и популярным на Южном Урале: верхняя тропа: Двуглавая Сопка, Откликной гребень, Долина сказок (1 день), Круглица, нижняя тропа, Каменная река (2 день).

1.3. Нижняя тропа до Киалимского кордона (1 день). Дальний Таганай, Ицыл (2 день), нижняя тропа в Златоуст.

1.4. Монблан (с этой небольшой скалистой вершины можно посмотреть со стороны на вершины хребта Большой Таганай), Малый Таганай (1 день). Хребет Малый Урал и Александровская сопка (2 день).

1.5. Из Златоуста можно сходить на другой хребет, не входящий в природный парк Таганай – Уреньгу (к югу от Златоуста). За 1 день можно пройти Первую и Вторую сопки и третью вершину – Два брата. На Уреньге вы можете ощутить, как меняется климат по мере восхождения наверх и увидеть просторы Урала с вершины. На двух братьях изящные мраморные скалы наверху. Во второй день можно выйти в следующий природный парк Южного Урала – Зюраткуль.

Заканчивать походы можно на озере Тургояк. Это чистое озеро среди залесенных вершин, которое называют младшим братом Байкала. И действительно, между ними есть что-то общее. На Тургояке находится Остров Веры с археологическими достопримечательностями разных эпох.

Жителям других краев нашей страны логично брать неделю отпуска с прилегающими выходными и ехать на Таганай и окрестности Златоуста на 9 дней.

(cкачиваний: 306)

Природный парк Зюраткуль

Если Таганай представляет собой хребты, вытянувшиеся с севера на юг, то расположение хребтов природного парка Зюраткуль я могу сравнить с распускающимся бутоном с каплей росы – озером Зюраткуль, находящимся на высоте 724м над уровнем моря. Здесь находится высшая вершина Челябинской области – хребет Нургуш с самой большой на Южном Урале тундрой, доступный начинающим туристам хребет Зюраткуль, гора Уван с Уванским фонтаном – скважиной, из которой бьет вода на 5 метров (зимой представляет собой большую сосульку, из которой течет вода), скалистый хребет Суук (Сука), который переводится на русский язык как холодный, ветренный (это западный хребет-тысячник, принимающий на себя циклоны из Европейской России). В природном парке находится геоглиф Лось (масштабное изображение контура лося, видимое с высоты).

Маршруты можно начинать из поселков Зюраткуль – курортного места с турбазами и зоопарком, Сибирки – место наиболее близкого ко всем хребтам природного парка, деревни Катавки. Варианты походов по Зюраткулю:

2.1. Поселок Зюраткуль, хребет Зюраткуль, западный берег озера Зюраткуль (1 день). Хребет Москаль (2 день).

Скачать карту kmz для gps-навигатора и Google Планета Земля (cкачиваний: 290)

2.2. Сибирка, восхождение на Калагазу, Уванский фонтан, восхождение на Уван (1 день). Перевал через хребет Суук, восхождение на ближайшую вершину, выход в Катавку (2 день). Можно пойти и на три дня, потратив второй день на длинную прогулку налегке по южной части хребта Суук. Уван – центральная вершина природного парка. С него открывается величественная панорама на соседние хребты.

2.3. Сибирка, Олимпиев кордон, перевал между Средним и Большим Нургушем (1 день). Прогулка налегке на Средний Нургуш (2 день, по желанию). Траверс вершины Большой Нургуш (переход с рюкзаком через вершину), спуск к южной оконечности озера Зюраткуль (3 день). Восхождение на Москаль, выход в поселок Зюраткуль (4 день).

2.4. Южная часть Уреньги. Поселок Зюраткуль, западный берег озера Зюраткуль, восхождение на Москаль, подножие г. Лукаш (1 день). Восхождение налегке на гору Лукаш, переход к подножию Уреньги (2 день). Прогулка по скалистым вершинам южной части Уреньги (3 день). Переправа через Ай, выход в деревню Плотинка (4 день). В случае затруднений с переправой можно вернуться по тому же маршруту, что и заход (5-ти-дневный маршрут), либо на перевал между Средним и Большим Нургушем (4 день), восхождения на Средний и Большой Нургуши (5 день), выход в Сибирку (6 день).

2.5. Траверс хребта Большой Нургуш (переход с рюкзаком через все вершины Нургуша) от поселка Зюраткуль до поселка Тюлюк – места, откуда совершаются походы по следующей части Южного Урала. Продолжительность от 4 до 5 дней.

Скачать карту kmz для gps-навигатора и Google Планета Земля (cкачиваний: 197)

Условно отнесем к этому же району хребет Нурали, находящийся на той же широте, что и природный парк Зюраткуль. Это самый необычный хребет, на котором отсутствует лес. Он расположен восточнее хребта Уралтау и все осадки на себя последовательно принимают хребты: Суук, Уван, Нургуш, Уреньга, Уралтау. Нурали же практически ничего не достается. Хребет извилист и имеет глубокие кулуары. На нем находится исток реки Миасс.

2.6. Деревня Яльчигулово Учалинского района, исток Миасса, восхождение на южную часть хребта Нурали (1 день). Восхождение на северную часть хребта, посещение озер у подножия, возвращение в Яльчигулово, восхождение на гору Ауштау (на вершине – могила святого), озеро Аушкуль, отъезд (2 день).

Скачать карту kmz для gps-навигатора и Google Планета Земля (cкачиваний: 87)

Окрестности Тюлюка. Природный парк Иремель.

Тюлюк – курортный поселок с несколькими турбазами. Отсюда начинается ряд интересных маршрутов по Южному Уралу. Здесь находится священная гора Иремель – вторая по высоте на Южном Урале. Она представляет собой подкову из гор Жеребчик, Большой Иремель и трех вершин Малого Иремеля. Здесь находится плато Большого Иремеля – тундры с редколесьем из карликовых елей, гора Сукташ с вереницей скал, спускающихся с вершины. Подкова окружена болотистой тундрой и курумными реками долины реки Тыгын и хребтом Аваляк. К северу от Тюлюка находятся хребты Южный Нургуш (часть природного парка Зюраткуль) и Ягодный с живописным озером – истоком реки Тюлюк. Южнее находится деревня Александровка, превращенная в экопоселение движением анастасийцев (поклонников творчества Владимира Мегре). От Тюлюка до Александровки можно проехать только на машине повышенной проходимости. С неё начинаются маршруты на залесенный хребет Бакты с живописными скалами на вершинах и гору Зигальга – мощный хребет с курумными скалистыми вершинами и самым большим верховым болотом на Южном Урале. На Зигальге имеются морены – следы древнего ледника, через которые среди скалистых вершин течет река Евлакта с озером и водопадиком. Исток Евлакты теряется среди огромной курумной реки, идущей до вершины Поперечная (вытянутой не вдоль, а поперек хребта). Мне нравится проводить тренировки на этой курумной реке, а спускаться с Поперечной уже по «парковому лесу» рядом с курумной рекой. Южная часть Зигальги представляет собой разнообразные по форме курумные куполы – Шеломы. По легенде у тех, кто побывал на Шеломах, рождаются только мальчики. Эта часть хребта запрещена к посещению, так как находится в Южно-Уральском заповеднике. Маршруты походов в окрестностях Тюлюка:

3.1. Тюлюк – подкова Большого Иремеля. Восхождение налегке на Большой Иремель (1 день). Восхождение налегке на Малый Иремель, возвращение в Тюлюк (2 день).

3.2. Южный Нургуш (2 дня).

3.3. Озеро в истоках Тюлюка, хребет Ягодный (2 дня).

3.4. Тюлюк – перевал между Большим и Малым Иремелем (1 день). Восхождения налегке на Большой и Малый Иремели (2 день). Переход по долине реки Тыгын, восхождения налегке на вершины хребта Аваляк (3 день). Спуск в деревню Николаевка (4 день).

3.5. Река Юрюзань, не доезжая до Тюлюка у северной оконечности хребта Зигальга. Переправа через Юрюзань (в половодье - на катамаране). Переход вдоль реки Евлакта к озеру и водопаду и к началу курумной реки (1 день). Восхождение на Поперечную (2 день). Возвращение к месту старта (3 день).

3.6. Деревня Александровка – перевал через Зигальгу (1 день). Прогулка налегке по средней части Зигальги, гора Мерзлый Утес (2 день). Если бы не заповедник, можно было бы сходить налегке на Шеломы (3 день). Спуск с перевала в поселок Верхний Катав.

Траверс всего хребта Зигальга занял бы 5 дней.

Скачать карту kmz для gps-навигатора и Google Планета Земля (cкачиваний: 217)

В поселке Верхний Катав можно закончить и другой трехдневный маршрут – по хребту Сухие горы. Это невысокий по сравнению с соседними хребтами Нары и Зигальгой хребет-тысячник, с которого открываются великолепные виды на Поперечную, Шеломы и вершины хребта Нары. Вершины Сухих гор представляют собой сказочное редколесье из карликовых елей.

3.7. Старт в поселке Нильский, переход с рюкзаком на перевал через Сухие горы (1 день). Прогулка на южную часть хребта (2 день). Переход с рюкзаком через северную часть хребта в поселок Верхний Катав (3 день).

Скачать карту kmz для gps-навигатора и Google Планета Земля (cкачиваний: 67)

3.8. Хребет Бакты от Тюлюка до поселка Верхнеаршинского. Нужно иметь в виду, что там, где заканчивается хребет, идет Южно-Уральский заповедник (3 дня).

Окрестности Белорецка

Особенность местности в том, что здесь есть как вытянутые хребты, например, Кумардак, так и множество коротких хребтов-тысячников. Каждый хребет чем-нибудь уникален, поэтому за один поход можно посетить множество разнообразных вершин. Кумардак представляет собой вереницу вершин-тысячников с отрогами: Малым Кумардаком и Медвежьей. Мне нравится каменная река, спускающаяся с Кумардака многочисленными «притоками», разделенными еловыми рощами. Маршруты:

4.1. Хребет Кумардак: Поселок Тирлянский, хутор Миселя, Инзерские Зубчатки, подножие Кумардака (1 день). Перевал между Медвежьей и Кумардаком, восхождение налегке на Медвежью, спуск с перевала, осмотр Каменной реки, восхождение налегке на Большой Кумардак (2 день). Восхождение налегке на Малый Кумардак, выход в поселок Верхнеаршинский (3 день).

4.2. Хребет Машак, расположенный западнее Кумардака, к сожалению, находится в заповеднике. Кумардак и Машак смыкаются с юга горой Угловой Машак и разделены долиной реки Юрюзани (там находится её исток). Это одно из самых глухих мест на Южном Урале. Если бы его можно было бы посещать, потребовался бы поход 5-6 дней.

4.3. Гора Ямантау, высшая вершина Южного Урала, находится в Южно-Уральском заповеднике. Подъем на неё строго запрещен (3 дня).

Скачать карту kmz для gps-навигатора и Google Планета Земля (cкачиваний: 116)

4.4. Поселок Тирлянский, Инзерские Зубчатки, Журавлиное болото (1 день). Гора Ялангас, поселок Нура (2 день). С горы Ялангас можно посмотреть на величественные хребты Южного Урала немного со стороны.

4.5. Окрестности поселка Нуры. В зависимости от количества дней можно посетить несколько коротких хребтов. Горы Малиновая и Кирель (1 день). Переход к подножию Аурсяка (Салаваттау) и Маярдака (2 день). Восхождения на Маярдак и Аурсяк, переход к подножию Ялангаса (3 день). Восхождение на Ялангас, возвращение в Нуру (4 день).

4.6. Множество гор находится западнее Большого Инзера – Капкалка, Ерикташ, Караташ, Юша, Шикташ. Все они входят в Южно-Уральский заповедник. Переправа через Большой Инзер затруднена (4-5 дней).

4.7. Гора Малый Ямантау открыта для посещения. На её вершину ведет экологическая тропа из поселка Реветь (недалеко от железнодорожной станции Инзер).

Скачать карту kmz для gps-навигатора и Google Планета Земля (cкачиваний: 92)

Южные хребты

Это хребты, на которых граница леса проходит на высоте 1200 м – то есть у самых вершин. На хребтах практически нет курума. Наверху – степи с острыми скальными вершинами. Рассмотрим три хребта: Крыктытау, Крака и Шатак. Вершины южнее этих хребтов уже полностью скрыты лесом.

Это длинный хребет западнее Уралтау, поэтому для него характерны пологие вершины с острыми скалами, отсутствие курума, глубокие скальные ущелья с водопадиками. У подножия Крыктытау находятся горнолыжный курорт Абзаково и Банное. Возле Банного находится Горное ущелье – место тренировок скалолазов. По Крыктытау можно совершить три трехдневных похода – по северной, средней и южной частям. Это любимое место отдыха жителей Магнитогорска

5.1. Северная часть Крыктытау. Трехдневный маршрут начинается и заканчивается в горнолыжном курорте Абзаково. Можно уйти вглубь хребта, на следующий день совершить прогулку налегке по вершинам и на третий день вернуться в Абзаково.

5.2. Банное, пионерлагерь, Горное ущелье, восхождение налегке на Яманкаю (с горы открывается великолепный вид на Великую степь и множество озер), восхождение на вершины Салаватовы горы (Шершилтау) (1 день). Переход с рюкзаком под гору Кусимова, обустройство лагеря, поход налегке на гору Кушай (2 день). Вниз по ручью Водопадному к озеру Банному.

5.3. Южная часть Крыктытау. Залесенный хребет со скальными вершинами, возвышающимися над лесом. Самая высокая вершина – Караташ недалеко от деревни Кужаново. Финишировать можно в Аскарово (маршрут на 3 дня).

Скачать карту kmz для gps-навигатора и Google Планета Земля (cкачиваний: 70)

Крака

Извилистый хребет с глубокими долинами ручьев. Долины заросли лесом, сам же хребет местами лысый.

5.4. Маршрут начинается и заканчивается в Шигаево. За три дня можно посетить хребты Большой и Малый Крака.

Шатак

Это самый южный хребет на Южном Урале, вершины которого поднимаются выше уровня леса. Южнее него тоже есть вершины-тысячники, но они уже полностью скрыты лесом. На верху Шатака – степь, в которой можно встретить диких лошадей, и скальные вершины.

5.5. Трехдневный маршрут по Шатаку начинается и заканчивается в деревне Исмакаево. В первый день поднимаемся на хребет до тех пор, пока есть вода. На второй день идем налегке по степи по кольцевому маршруту, осматривая южные вершины Шатака и хребта Малый Шатак. На третий день поднимаемся на самую высокую вершину – Большой Шатак и возвращаемся в Исмакаево.

Скачать карту kmz для gps-навигатора и Google Планета Земля (cкачиваний: 53)

Маршруты кроме Южного Урала?

Планируя 2-4 дневные походы с ночевой, логично обратить внимание на север. На Северном Урале горы по виду аналогичны горам Южного Урала, только граница леса проходит намного ниже – на уровне 800м и вместо ельников – кедры (сосна сибирская) и климат более суров. Затруднена заброска – почти везде кроме массива Конжаковского Камня и Качканара требуется транспорт повышенной проходимости.

Логичное развитие туристической жизни после походов с ночевой по Уралу – походы от 1 до 3 недель по Алтаю и Сибири. Эти походы в турклубе «Новые Кочевники» проводятся в рамках проекта « ».

Карта "Южный Урал - сшитая 5-километровка"

Походы с ночевой по Уралу (см. также ):