Путешествие по кавказу маршрут интересные места. Северный Кавказ: секреты успешного путешествия

Одно из самых ярких воспоминаний моего детства - это простая поездка на автомобиле в горы Южного Урала. Помню, как отец сажал всю семью в машину, и мы ехали, зная лишь направление; никаких обязательных мест для посещения, просто движение вперёд - навстречу красивым местам и приятным ощущениям. С тех самых пор во мне жила мечта - повзрослеть, сесть в своё авто и направиться в новые места. И вот в 2014 году появилась реальная возможность исполнить детское желание. Как всегда я больше хотел увидеть горы, а Анюта - насладиться закатами у моря, так и решили - едем туда где есть и то и другое - на Кавказ. В интернете случайным образом нашли замечательный блог о путешествиях Дмитрия Ковинова , в котором он очень много рассказывает о походах вокруг Красной поляны. Начитавшись его отчётов, сильно вдохновились, едем в Сочи!

Первый день: встаём затемно, от Уфы хотим доехать как можно ближе к Волгограду. Проехали около 1200 км. Сильно устали, к тому же вечером долго искали где остановиться. Планировали переночевать в палатке на волгоградском водохранилище, но после неудачной попытки проехать к берегу, заночевали в самом недорогом мотеле. Но и в блужданиях по полю получили долю позитивных эмоций: просторы волгоградских степей нам освещала огромных размеров красная луна, а выходя осмотреться, мы увидели какое-то неведомое нам насекомое, похожее на скорпиона.


Едем дальше, природа вокруг напоминает пустыню - огромные и, как кажется, безжизненные степи и палящее солнце. Видим водоём, - тут же останавливаемся пообедать, а затем снова в путь, скорее к горам и морю от этой дикой жары.


Проезжаем мимо Элисты, столицы Калмыкии, заходим в придорожную кафешку выпить чашку кофе. Спрашиваем у кассира, о здании, что виднеется с трассы посреди города, и узнаём, что это самый большой буддийский храм в Европе! Удивляемся нашей неграмотности, и понимаем что в суете рабочих дней, опять, абсолютно не приготовились к путешествию. Но, впрочем, такой сюрприз нас очень порадовал, - поворачиваем в город на экскурсию. Не только храм с огромной статуей Будды внутри, но и вся Элиста вызывает необычное приятное ощущение. На главной площади крутим большой молитвенный барабан и, не считая времени, гуляем по этому чудесному городу. В этот день уже не успеваем к горам, зато мы получили большую порцию впечатлений. Уже затемно останавливаемся в мотеле недалеко от Армавира.

Третий день выдался непростым: вчера мы проехали меньше чем планировали и к Туапсе подъезжаем в самый разгар дня. Попадаем в большую пробку, она начинается в городе и продолжается вдоль моря по серпантину. На подъезде к Сочи пробка ещё больше. Подустали, еле - еле передвигаемся, к тому же постоянно в гору. На серпантине впервые ощущаю нехватку гидроусилителя руля. Нужно взбодриться чтобы не уснуть. В какой-то момент в голове возникает мысль: "Мы когда-нибудь стояли в пробке с видом на море?" - эта идея вновь возвращает ощущение происходящего путешествия. Анюта готовит вкусный кофе прямо на заднем сиденье, при помощи jetboil"а. Стало веселее, ползём дальше в Красную поляну.

К вечеру мы добрались - таки в этот курортный городок. Красную Поляну в первую очередь все представляют как горнолыжный центр, а мы тут оказались в июле и поэтому туристов здесь крайне мало. К тому же после Сочинской олимпиады отелей здесь великое множество, большинство пустуют. В одном из таких нам сделали хорошую скидку на проживание, взамен на обещание вернуться после похода в горы.



На четвёртый день по плану хотели сразу выходить в горы, однако, решаем сегодня отдохнуть после дороги и искупаться наконец - таки в море. А ещё вчера не успели выяснить, где оформить пропуск в Кавказский биосферный заповедник, - без него в горах могут оштрафовать и снять с маршрута. От Красной Поляны до Сочи едем на суперсовременной электричке "Ласточка". Инфраструктура постолимпийского Сочи вообще поражает масштабами: многокилометровые тоннели, огромные автострады и невероятные развязки… но стоит выехать за пределы этих чудес - тут же попадаешь в пробку. В поисках Олимпийских стадионов сначала приезжаем в центр Сочи, и уже там узнаём, что городок со спортивными сооружениями находится в Адлере, - снова сказывается наша неподготовленность. Опять садимся на электричку, которая вдоль моря везёт нас в сторону Адлера. Стадионы, конечно, красивые, но внутрь не пускают, а вокруг них идёт стройка трассы для F1 . Прямо у Адлерского вокзала купаемся в море и на последней электричке назад в Поляну.


День пятый, наконец-то вверх! Пропуск оформляем недалеко от канатной дороги Газпрома, в вольерном комплексе. Там же, прямо у дороги, оставляем наше авто и, закинув рюкзаки на плечи, идём на канатку. Быстрый взлёт, и вот мы уже, сквозь очень красивый лес, поднимаемся выше на своих двоих.


Подъём не занимает много времени, и слега напряжённым кажется только из-за засидевшихся после дороги мышц. Уже на полпути к Бзерпинским карнизам замечаем, что заповедник хорошо облагорожен: на смотровых площадках стоят скамейки и столы, установлены полезные и красивые информационные стенды, тропа на резких подъёмах вообще напоминает лестницу. Первая "Легальная" стоянка на маршруте - Бзерпинские карнизы, здесь можно установить палатку или переночевать в домиках. Домики не закрыты, их никто не охраняет, при этом они чистые и аккуратные. Костры тут разводить нельзя, да и не из чего. На карнизах готовим себе обед, купаемся в ручье и идём дальше.



Идём в сторону перевала Псеашхо, в планах остановиться у реки Пслух. Конечно, останавливаться в заповеднике можно только в строго обозначенных местах, да и ходить можно только по определённым маршрутам, но мы хотим забраться на гору Сахарный Псеашхо. Оправдываемся перед собой, что заповедник мы уважаем, разводить костры не собираемся и уж тем более не тронем диких животных и редких растений, к тому же мы не ленимся собирать фантики и прочий мусор, когда идём по тропе. Тропу к Пслуху мы успешно не замечаем и проходим чуть дальше перевала. На привале встречаем группу, которая поначалу пугает нас рассказами о том, какие злые тут егеря, а после, когда разговорились, они рассказывают нам, что сами сегодня спустились с Сахарного и говорят, что тропинку мы пропустили. Конечно, мы и сами уже поняли, что прошли дальше, чем надо, и просто думали изменить план маршрута, однако, поговорив с ребятами, понимаем, что сойти с разрешённой тропы лучше в будний день, когда смотрители парка ходят гораздо реже. Сегодня четверг, после некоторых раздумий бежим назад к реке, чтобы завтра совершить восхождение. Уже темнеет, немного встревожены рассказами о строгих правилах…. но тут видим, что на реке уже разбивает свои яркие палатки небольшая группа. Подходим к инструктору и удивлённо спрашиваем не боится ли он штрафов, на что он совершенно спокойно отвечает, что вечером егеря точно не ходят и с утра вставать не любят, да и вообще описывает всю ситуацию с егерями. Успокаиваемся, встаём неподалёку от них. На ужин гречка, а ко сну - журчание реки.


Встаём как только небо начинает светлеть, собираем лагерь и прячем рюкзаки неподалёку от тропы, в кустах. Путь предстоит немалый: сначала нужно преодолеть два притока реки Пслух, то поднимаясь, то снова ныряя в долину, и только потом начнем подъем к нашей цели. Тропа хорошо различима, только на каменистых участках можно её потерять. Немного сбившись с основного пути, карабкаемся по небольшой скале, перебираемся через второй приток реки - и вот мы у подножья. Теперь только вверх!



Подъём на гору крайне живописный, потому что большую часть пути взбираемся прямо по гребню. С одной стороны обрыв и долина притока Пслуха со снежниками, с другой сотни километров горной цепи. Вот он, Кавказ, давняя мечта сбывается прямо сейчас! Уже виднеется вершина, присели отдохнуть, в рюкзачке слышим звук входящей смс. Пользуясь случаем, тоже отправляем несколько сообщений родным, а еще пишем благодарность Дмитрию Ковинову за вдохновение и несколько советов по путешествию, полученные перед отъездом. Собираем силы на последний рывок, - и вот за очередным валуном появляется заветная высота!



На вершине возникает то самое, великое ощущение достигнутой цели. Не столь важно, что эта высота уже покорялась многими, да и вообще вершин повыше и посложнее очень много. Главное здесь - воплощение того, чего ты так давно и очень сильно желал. После долгого погружения в себя и серии фотоснимков замечаем, что облака из низины постепенно карабкаются вверх, их становится всё больше, и кажется нас скоро накроет, - пора спускаться.


И вправду накрыло. Но кроме еще более потрясающих пейзажей и приятной прохлады облака не причинили нам неудобств. Важный момент здесь был в том, что мы хорошо запомнили совет Дмитрия, о том, что в плохую видимость найти верный путь с горы здесь непросто. Проходя важные места, такие, как например, траверс с западного хребта к юго-западному, мы останавливались и хорошенько запоминали ориентиры, поэтому даже в сплошном облаке мы нашли верную дорогу. На спуске у снежника прямо под нами резвятся несколько косуль. Облако периодически превращается в дождь. Останавливаемся у края, где снег тает и образует самое начало ручья. Удивительное место, - перед нами вода во всей красе во всех состояниях: кристаллы снега, текущий ручей и облако из молекул всё той же жидкости! Обратный путь проходит почти незаметно, голова занята лишь осознанием пройденного за сегодня.

Добежали до своих рюкзаков, они нетронуты, всё в порядке. От места где их прятали до разрешённой тропы надо ещё немного пройти. Вспоминая о том, что уже пятница и егеря могут нас заметить, практически бегом возвращаемся на легальный маршрут. Всё, теперь точно не оштрафуют, спокойно идём к лагерю Холодный, хорошенько пообедав у ручья.

Честно говоря, стоянка в Холодном нас не сильно впечатлила. Лагерь находится в лесу, вид на горы открывается только если выйти на поляну, хотя сам лес довольно таки красивый. Но впечатление было испорчено больше всего тем, что это место, по сравнению со всем маршрутом, было сильно загажено. В лесу разбросанный мусор, выбитая дверь у одного из домиков, единственный источник воды (небольшой родник у стоянки) вообще загажен так, что пить из него совсем не хочется. А ведь егеря там бывают очень часто. Ладно, надеемся здесь не всегда так. Убрались немного там, где поставили свою палатку, и пошли в гости к ребятам, которых вчера встретили у перевала. Долго распиваем вместе чай и рассказываем друг другу о своих похождениях. Это был потрясающий день с массой впечатлений! Благодарим ещё раз новых друзей за подсказки о Сахарном Псеашхо и за приятную компанию. Прилично подуставшие идём спать.

Просыпаемся под шум дождя, долго лежим в палатке, - сегодня можно похалтурить. Выползаем под навес, завтракаем и принимаем решение двигаться назад к стоянке на Бзерпинских карнизах. Соседи нам говорят, что ночью вокруг лагеря шатался мишка, неудивительно,- у края стоянок огромная яма с мусором, в котором полно остатков еды. Выходим к тропе и, действительно, - свежий след медведя, который шёл прямо по тем следам, где вчера прошли мы. На рюкзаке у Анюты фастекс со свистком, - полезная штука оказывается! В общем, хоть над нами серые тучи, сверкают молнии и льёт дождь - идём навеселе: свистим, хлопаем в ладоши и поём песни. Дошли до оборудованного привала с навесом. Немного пережидаем дождь и облака расступаются, открывая голубое небо.

Дошли до стоянки на карнизах, ставим палатку. Наша двушка идеально встаёт по размерам на специальной площадке. Сегодня мы прошли совсем немного. Осознаём, что сейчас нет желания двигаться, есть желание посмотреть, как двигается всё вокруг. Снизу, из долин, нас то и дело окутывают облака.Царит абсолютная тишина. Кажется, что мы находимся в каком то артхаусном кино, где всё очень неспешно, и где в каждом звуке и движении есть какой- то глубокий смысл. Не знаю какой тут смысл, да и не важно. Завариваю свой любимый матэ, весь вечер сидим в обнимку с Анютой и смотрим на это кино.

Утро четвёртого дня в горах и восьмого дня всего путешествия. Сегодня решаем спускаться вниз: впечатлений от гор очень много, но пора ехать за новыми, всё - таки в этот раз у нас автопутешествие. Сброс высоты проходит быстро, один привал и мы уже спускаемся в кабинке канатной дороги. Пара непривычных километров по асфальту до нашего авто. Машина стоит там, где ее оставили - это радует. Едем в уже полюбившийся нам отель. Вечер проводим распивая вино, купленное у нереально харизматичного местного жителя.

Девятый день. Едем в Абхазию! Слышали много рассказов про это небольшое государство, читали много отзывов. Мнения людей, посетивших эту южную страну кардинально разные, поэтому туда однозначно надо съездить, чтобы сложилось своё. Границу проходить нетрудно, но долго, - мы же, как всегда, не подумали об этом и проходили её в разгар дня. Пара часов ожидания и ура, мы в Абхазии! Дороги хорошие и незагруженные, но нас предупредили, что правила лучше строго соблюдать. Да и куда спешить? Природа становится похожа на тропики, вокруг пальмы, море и горы, красота! Едем в город-курорт Пицунда, снимаем там жильё на три ночи. Быстро заселившись, бежим к морю.




Десятый по счёту день, сегодня капает дождь. Солнечные ванны откладываем на завтра, едем смотреть Абхазию. Первая экскурсия в Новый Афон - ещё один курортный городок. Отправились в него, чтобы посмотреть Новоафонскую пещеру, о которой мы узнали из хорошей туристической карты, купленной на рынке. Пещера действительно нас впечатлила, она просто огромная! Раньше, чтобы попасть в пещеру, люди спускались в глубокую расщелину. А уже во времена Советского Союза к самой пещере прорыли тоннель и пустили к нему вагонетки, напоминающие метро. В самой пещере возведены огромные мосты, проложены дорожки и подсвечены самые интересные объекты. В общем, будете в Абхазии - обязательно посетите Новоафонскую пещеру, потому что трудно описать словами это удивительнейшее творение природы, нужно обязательно на это посмотреть самим! После пещеры поднимаемся к древней Анакопийской крепости. Она тоже интересна, но не настолько. Крепость не в очень хорошем состоянии, в порядке поддерживается только главная башня. Все остальное сильно замусорено и изуродовано нашими современниками. Не совсем ясно, за что на подходе к развалинам собирают по 150 рублей. В целом довольные возвращаемся в Пицунду, гуляем по местным лавочкам, покупаем пару сувениров. Вечером пытаемся найти хорошее вино, но неудачно. Найти настоящего Абхазского вина нам так и не удастся, может быть его просто нет?


Почти весь одиннадцатый день проводим на пляже в Пицунде. Лежим на том что считается бесплатным (хотя и за проход на основной пляж, если идти вдоль берега, денег никто не возьмёт). Наш кусочек побережья не в курортной зоне, здесь гораздо меньше народу. Вечером провожаем солнце с бокалом вина прямо на берегу моря. Виноградный напиток, конечно, и в этот раз не впечатлил, да и чёрт с ним, главное атмосфера.

На двенадцатый день едем смотреть на озеро Рица, попутно посещая ещё с десяток достопримечательностей. На фотографии выше - одна из них, называется “Цветной источник”, хочу предупредить и, забегая вперёд, рассказать, что мы отравились, набрав в нём воды! Набирали не там где Анюта стоит на фото, а в специальном фонтане, который слегка видно на фото слева, за автомобилем. Будьте осторожны!



В целом автопробег до озера Рица довольно увлекателен. Конечно, в разгар сезона здесь много народу, поэтому ходим по большей части к тем достопримечательностям, что подальше от дороги. Само озеро тоже радует глаз, тут можно снять лодку и покататься по водной глади. Нам же больше захотелось проехать к даче Сталина, что находится на другой стороне. За умеренную плату здесь проводят экскурсию, рассказывают об этом строжайше - засекреченном в советское время месте. Довольно - таки интересно, к тому же дача находится в крайне живописном уголке. Назад едем по той же дороге, но это даже плюс,- каньоны и серпантины по сторонам, на них можно смотреть вечно! Ночевать сегодня будем в Гаграх, известнейший курорт своего времени. Завтра пойдём смотреть,почему этот город так мечтали посетить жители СССР.

Новый день, устраиваем себе ещё один день тюленя: греемся на солнце и плаваем в море так, чтобы на год вперёд. Пляж со средней галькой, приятный и чистый, вода в море прозрачная и тёплая. Спать пойдём рано, в надежде проснуться затемно и проехать через границу побыстрее, завтра на родину. Абхазия страна очень интересная, в первую очередь, своими невероятными природными чудесами. Народ Абхазии в целом тоже приветливый, но, наверно, сказывается общая бедность государства, - каждый пытается на тебе заработать, деньги собирают за всё: за проход по тропинке к водопаду, за то, что фотографируешь, холодно в пещере? - куртка 50 рублей. Конечно, в этом нет ничего ужасного, но порой ситуация доходит до абсурда, и с тобой обращаются как с неодушевлённым кошельком. В древнейших сооружениях открывают кафешки, предметами истории могут нещадно пользоваться… боюсь, что с таким обращением всё это богатство абхазы вскоре могут растерять. Ладно, в целом Абхазия доставляет огромную массу положительных эмоций. Нам особенно запомнился крайний вечер: по всей Гагре вырубился свет, и это для нас стало настоящим подарком! Поп – музыка, громко кричащая из всех закусочных, внезапно стихла, владельцы ресторанчиков зажгли свечи и фонарики для тех, кто еще ужинал. Гуляя по тёмным улочкам, мы тоже зашли в кафе, где стояли свечи, и устроили себе прощальный ужин, было очень уютно и романтично.

Четырнадцатый день проводим в дороге: хоть и встали рано, на границе уже была пробка, - видимо, надо вообще в ночь проезжать. Чтобы обдумать, где провести оставшиеся деньки, останавливаемся в фастфуде. Долго думали и решили, что раз у нас автопутешествие, то надо бы посмотреть на Российские автокемпинги, а горные походы по Кавказу отложим на будущее. По информации в интернете кемпингов больше всего в районе Геленджика, что ж едем туда, наша цель - скала Парус. Бодрые и воодушевлённые выходим к машине, а её нет! Пол секунды паника, потом спрашиваем у прохожих, говорят работал эвакуатор. Хорошо, что не угнали! У таксиста спрашиваем куда ехать, - молодой парень с пониманием относится к нам и за недорого довозит до стоянки. Штраф небольшой, зато стоимость эвакуации аж три с половиной тысячи. К вечеру останавливаемся в кемпинге недалеко от Джубги, стоянок для авто и палаток на этом побережье действительно много, и все со стороны выглядят хорошо. А как иначе, ведь за спиной горы, а впереди море! Завариваю себе матэ на той самой воде из Абхазского источника, Анюта тоже пьёт чай, готовим еду. Ночка практически бессонная из-за толпы, приехавшей что-то отмечать, крики и песни всю ночь, хозяева кемпинга так и не смогли их успокоить. Но это полбеды… следующее утро начинается совсем нехорошо.

Пятнадцатое утро, чувствуем себя просто ужасно, понимаем, что отравились. Причина явно в воде из того самого родника, а накануне вечером я выпил её заваривая матэ аж почти два литра! С большим трудом собираемся и едем в сторону Геленджика, хорошо, что осталось не так далеко. И у меня, и у Анюты высокая температура, ломит тело и все прочие симптомы, присущие отравлению. Кое- как докатились до кемпинга неподалёку от скалы Парус, но сил ехать и тем более идти к ней нет. Весь следующий день лежим пластом, не в силах куда-то идти или ехать. Пьём много воды (купили пятилитровки в магазине). Фотографировать уже почти перестали. Более-менее пришли в себя к вечеру, несколько раз сходив в холодный душ. К морю надо спускаться по крутому склону, на это решилась только Анюта.


Но вечер в этом кемпинге все же подарил нам порцию положительных впечатлений. Так получилось, что неподалёку от нас расположилась группа байкеров и музыкантов (как позже выяснили, группа Пандора). Ребята установили очень качественную аппаратуру и включили приятнейшую музыку. Я вообще впервые услышал на природе громкую музыку, которая была бы настолько приятной! Ощущение, что они выбрали её специально для нас. После вступительных треков ребята закатили вечеринку, подбирая также только приятные композиции. Жаль, что танцевать мы с Анютой еще не могли, но лёжа на скале со всё тем же видом на море, мы наблюдали закат под этот праздник для ушей. Вот и всё, путешествие заканчивается, завтра дорога домой.

Обратная дорога также заняла почти три дня, ехали небыстро, ещё сказывается заболевание. Первую ночь остановились в Элисте, немного погуляв по ночному городу. Следующий день, проезжая Волгоград, останавливаемся чтобы посетить Мамаев курган, место от которого бесконечно бегут мурашки. Все скульптуры и памятники комплекса выполнены удивительно реалистично, много фотографироваться и скакать от монумента к монументу, как мне кажется, совершенно неуважительно. Молча обходим все сооружения в мыслях только одно, вечная слава этим людям, они сохранили свою страну для нас. Теперь мы можем путешествовать по этим бескрайним просторам совершенно свободно, что мы только что и проделали. Ещё одна ночь в мотеле близ Самары, и вот мы уже радуемся родным уральским просторам, дома всё-таки тоже хорошо!

  1. В столице Калмыкии – прекрасной Элисте - расположен крупнейший в России и Европе буддистский храм или, иначе, хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни». У основания храма стоит Белый старец – калмыцкий языческий бог, покровитель местности. Мы были свидетелями того, как пара молодоженов подходила к нему и делала поклон, очевидно, придя за благословлением
  2. Внутри храма установлена скульптура Будды Шакьямуни , высотой 9 метров. Статуя покрыта сусальным золотом, а внутри нее заложены священные для буддистов предметы - мантры, молитвы, благовония и земля со всех уголков Калмыкии
  3. В храме храниться полное монашеское одеяние Далай-ламы XIV
  4. В центре главной площади Элисты есть еще одна достопримечательность, связанная с буддизмом - ротонда «Пагода семи дней» - по числу ярусов. Здесь закреплен большой молитвенный барабан, в котором спрятаны 30 миллионов религиозных мантр (наши фото с барабаном сделаны там)
  5. На территории Кавказского Биосферного заповедника проходил одни из самых популярных маршрутов СССР – знаменитая "тридцатка". А более тысячи лет назад это было одной из направлений Великого Шелкового пути из Европы в Азию, в том числе через перевал Псеашхо
  6. На берегу Рицы расположена одна из 20 (по открытым данным) дач Сталина . Очень интересное место, гдеобязательно стоит посетить экскурсию. Именно на подъезде к этой даче Берия подстроил нападение на Сталина, после которого стал приближенным к власти. Когда посоветовал вождю пересесть в машину охраны, а машину Сталина подорвали на ближайшем к даче мосту. В ризиденции вождя несколько спален один в один похожих друг на друга, что сделано потому, что Сталин передвигался ночью из одной комнаты в другую, боясь угрозы смерти. Убранство дома комнат выполнено в основном в зеленых тонах, потому что это был любимый цвет хозяина. В доме нет кабинета, - здесь Сталин никогда не работал – он приезжал только отдыхат. Дача тщательно охранялась под присмотром 3000 охраннико. После смерти Сталина Хрущев возвел почти вплотную к этой даче еще одно строение, а Брежнев потом лишь объединил их между собой общим коридором
  7. Новоафонская пещера - одна из крупнейших пещер в мире, по своим размерам соревнуется с самыми большими подземельями мира, как Шкоцианская пещера в Словении и Карлсбадская в США. Пещеру открыли в 1961 году. Первопроходцем пещеры был Гиви Смыр, который с 2001 года является руководителем комплекса Новоафонских пещер. В 1975 году Новоафонскую пещеру открыли для посетителей. Маршрут внутри пещеры проходит через 8 залов, протяженностью около 2 км.
  8. Курорт Гагра основан принцем Ольденбургским, родственником царя Николая II, который хотел превратить это место в “Русский Монте-Карло”. В 1903 году состоялось торжественное открытие этого курорта в ресторане “Гагрипш” - пожалуй, главной достопримечательности этого города. Это деревянное здание было изготовлено в Норвегии и по частям доставлено в Абхазию

Один день похож на другой, повседневная рутина и быт. Ты ходишь по заведенному кругу, утопая в однообразии. Но твои друзья не дают погрязнуть в серых буднях. Они рассказывают, сколько вокруг всего интересного и прекрасного, невиданного и удивительного. Это так вдохновляет. Это просто не может не вдохновлять! Тем более ты где-то в дальнем уголочке сознания хранишь и помнишь эти места, ведь ты там жил, был, но практически ничего не успел познать.
Вот так благодаря моим близким друзьям из Нальчика (Кабардино-Балкария) , где я когда-то жила, мы отправились в увлекательное путешествие на Северный Кавказ .

Хитросплетениями судьбы в далеких 90-х моя семья оказалась в этой прекрасной республике. Здесь прошли, можно сказать, мои золотые школьные годы, юность, беззаботность и появились настоящие друзья. Дружба, которую мы пронесли сквозь годы и время, и которой мы дорожим до сих пор. У всех уже семьи, дети, заботы, работа, другие города, но наше сердце всегда будет помнить те времена и любить тот город, где ты записал немало важных страниц в книгу жизни.
А каким же ветром нас занесло в Дагестан , спросите вы? О, здесь тоже не обошлось без чудесного стечения обстоятельств. Очень хотелось на море, ближайшее из Нальчика представлялось Каспийское. И тут мои близкие друзья из Москвы едут к своим друзьям в Махачкалу, а мы едем с подругой моей подруги к друзьям моих друзей. Полный взрыв мозга
Но это, в общем-то, и не важно, ведь это Кавказ – самый гостеприимный край на земле, о котором слагают легенды. Здесь всегда рады гостям, а тем более друзьям. Поэтому незамедлительно отправляемся в путь на Северный Кавказ.

«Эх, дороги… Пыль да туман…»

Дорогу по до Ростова мы преодолели относительно легко. Нам предстояла ночевка в Батайске у наших друзей, и навигатор решил «показать» нам город. На въезде в Ростов нас встретила огроменная многочасовая пробка. Предполагаю, что большинство ехало в сторону моря.
Но на следующий день пробка на выезде из Батайска оказалась еще внушительней, и состояние безысходности сильно усугубляла просто дикая жара.
Народ съезжал в овраги, обочины, поля, куда угодно, пытаясь выбраться из этого «плена». Несколько десятков километров ремонта дороги превратили этот участок пути в настоящий транспортный коллапс.
В этой поездке нам невероятно везло на людей, которые становились для нас своеобразными проводниками в затруднительных ситуациях. В этот раз нашим спасителем оказался ростовский таксист, который за вознаграждение обходными путями вывел нас из пробки и сэкономил как минимум 3 часа драгоценного времени.

Далее дело пошло веселее. Вскоре мы уже ехали по трассе М29 Кавказ, которая временами выглядела убийственно. Там тоже местами ведется ремонт, но поток машин в разы меньше, поэтому с радостью мы наблюдали, как за окном начинал меняться пейзаж.
Позади остались: Минводы, Пятигорск,

и вот здравствуй, Кабардино-Балкария!



Созерцай, наслаждайся, люби!

Не знаю почему, но поездка на Северный Кавказ у меня стойко ассоциировалась с замечательным произведением «Ешь, молись, люби», где героиня отправляется в длительное путешествие на поиски себя.
Но мне захотелось перефразировать этот призыв и сделать неким девизом для себя на время нашего путешествия. И вы знаете, я получила это сполна!

Созерцай

Созерцание для меня сродни тому, как в бегущем потоке вдруг замедлить свой бег, забыть обо всем и наслаждаться моментом. Быть здесь и сейчас. Это невероятные ощущения легкости и полета, свободы и познания. Ты можешь даже и не сразу осознать, что в тебе изменилось, но ничего не происходит просто так, ничто не проходит бесследно. Внутри невидимые струны играют мелодию твоей души, и ты растворяешься в окружающей красоте и становишься частью прекрасного и удивительного мира.
О местах, которые заставили трепетать мое сердце, обязательно расскажу подробней. А сейчас лишь покажу созерцательные кадры, где для меня время остановилось.
Чегемские водопады. Водная стихия, поток, под которым чувствуешь себя малой песчинкой.


Бездонное Голубое озеро.



Тоннель в Черекском ущелье и пропасть с бурлящей горной рекой.



Горное селение Верхняя Балкария с древней историей и невиданной красоты пейзажами.



Приэльбрусье.

«В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.
Так оставьте ненужные споры!
Я себе уже все доказал -
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.»

В. Высоцкий

Вот уж лучше и не придумаешь…
Честно скажу, это места, ради которых не просто стоит, а надо ехать в Кабардино-Балкарию. Ощущения, которые ты испытываешь, поднимаясь выше облаков, просторы, которые открываются перед твоим взглядом, это лучшее, что может произойти с тобой в путешествии.



Для нас это было самым захватывающим приключением. Мы поднялись на высоту 4 200 метров к снежным вершинам Эльбруса.

С высоты Главный Кавказский хребет потряс своей суровой красотой.

Подъем на гору Чегет на кресельной канатке был не менее захватывающим.

Дагестан подарил нам незабываемые рассветы и закаты.

А реликтовый Самурский лес стал кладезем открытий и находок.

Наслаждайся

Ой, чем я только не наслаждалась в эту поездку. И природой, и погодой, и общением. Но одним из самых изысканных и приятных оказалось наслаждение кавказской едой. Положа руку на сердце, могу сказать, что ни в одном из наших путешествий мы не пробовали такого количества разнообразных и безумно вкусных блюд.

Наконец я вволю наелась своих любимых хычинов, которые просто обожаю.

Ммм… при одном воспоминании обо всей этой вкуснятине, слюнки текут.

Истинное наслаждение вкусом.

Люби или долгая дорога домой

Вообще все хорошее имеет свойство заканчиваться, так и наше путешествие подходило к концу. Кабардино-Балкария осталась в моем сердце нежной, зеленой трепетной красавицей.

А Дагестан запомнился пыльными серыми домами, выжженными пейзажами и абсолютным беспределом на дороге.

Здесь существуют совершенно другие правила, по которым если ты не играешь, то будешь зваться лох. И будешь, обречен на вечное презрение настоящих джигитов.
И это, к сожалению, не шутка. Людям с тонкой нервной организацией будет очень сложно влиться в поток и чувствовать себя комфортно в этом хаосе. У меня возник полный диссонанс с Махачкалой, я не уловила и не почувствовала вообще никакого созвучия.

Но Дагестан напоследок сделал нам шикарный подарок. Домой мы решили возвращаться уже другим путем, минуя Чечню, Ингушетию и Осетию. Мы поехали через Кизляр и Ставропольский край. Такого наслаждения от дороги я не испытывала давно. Бесконечная Ногайская степь и мы.

Не ожидала, что выжженная степь произведет на меня такое неизгладимое впечатление. Мы удивлялись, т.к. пустынные пейзажи, которые мы видели, проехав пол Дагестана, не вызывали особых эмоций. А тут… видно энергетика совсем другая. Хотелось созерцать, наслаждаться и любить одновременно!

К сожалению, в пробках из-за ремонта дороги и терминалах мы все равно потеряли уйму времени. Жара, пыль, усталость, казалось, это не закончится никогда.
Тульская область встретила нас просто умопомрачительным закатом. Горизонт полыхал. А я радовалась зелени, березкам, водоемам и свежему воздуху.

И вот тут пришло понимание того, что я приехала домой.
Знаете, я периодически размышляла на тему, что же звать Родиной. Место, где родился, женился или где живешь сейчас. Я родилась в Казахстане, затем наша семья переехала в Кабардино-Балкарию. И уже в сознательном возрасте я приехала жить в Тулу. И каждый раз этот вопрос ставил меня в тупик.
Наблюдая, как за окном мелькают поля, леса, деревенские домики, я остро ощутила, как сильно люблю эти места. Я чувствую себя здесь дома, а не в гостях. Я вернулась на Родину…

МЕНЮ САЙТА

Кавказ для меня значит очень много! Еще в школе, во время экскурсионной поездки в Приэльбрусье я впервые увидел настоящие горы. Неприступные зубья Когутая, суровая северная стена Донгуза и ледовые шапки исполина-Эльбруса окружили нас со всех сторон. Высоко в небе сверкали на солнце ледники, макушки сосен шумели на ветру, а неподалёку журчал Баксан. Спустя три года после этой поездки, окончив десятый класс школы, я сходил в свой первый горный поход и окончательно заболел горами, а в 2011 году, оставив шумную Москву, мы с женой вообще переехали жить в Сочи и теперь сами живём на Кавказе. На этой странице собраны ссылки на все мои 70 походов и путешествий по Кавказу (преимущественно в окрестностях Сочи и Красной поляны), которые мне удалось совершить за последние годы.

Кавказ для меня значит очень много! Еще в школе, во время экскурсионной поездки в Приэльбрусье я впервые увидел настоящие горы. Неприступные зубья Когутая, суровая северная стена Донгуза и ледовые шапки исполина-Эльбруса окружили нас со всех сторон. Высоко в небе сверкали на солнце ледники, макушки сосен шумели на ветру, а неподалёку журчал Баксан.

Спустя три года после этой поездки, окончив десятый класс школы, я сходил в свой первый горный поход и окончательно заболел горами, а в 2011 году, оставив шумную Москву, мы с женой вообще переехали жить в Сочи и теперь сами живём на Кавказе.

Для удобства поиска походы сгруппированы по видам: # , # , # , # , # , # .

Многодневные походы и восхождения

Так как уже почти пять лет я живу в Сочи, почти все мои походы по Кавказу начинаются из Красной поляны. Западный Кавказ - очень красивый, дружелюбный, безопасный и комфортный. Кроме Поляны иногда я выбираюсь в Приэльбрусье, а в планах - изучение Архыза, Домбая и других регионов Центрального Кавказа. Надеюсь, почитав мои рассказы, вам тоже захочется увидеть эти красивейшие горы своими глазами!

Район - Абхазия | Продолжительность - 4 дня | Протяженность - 52 км. | Набор высоты +3400 м. | Трудность маршрута - высокая

Мечта сходить на Агепсту - высочайшую вершину из всех гор, видимых с Красной поляны возникла с самого первого дня, как мы переехали жить в Сочи. Совершая походы по окрестным горам невозможно не обратить внимание на эту красавицу-вершину, грозно обрывающуюся мощными скалами в сторону ущелья Мзымты!

Однодневные походы в окрестностях Сочи и Красной Поляны

Логистика в вопросах однодневных походов очень важная вещь. Совсем не хочется тратить время на то, чтобы добраться до гор. В нашей стране, да что там, даже на просторах бывшего СССР не так много городов, живя в которых можно ходить в горы имея в распоряжении всего один день. Алма-Ата, Иркутск, Петропавловск-Камчатский, Ялта и, конечно же, Сочи! Благодаря олимпийскому строительству новой железной дороги Красная поляна стала еще ближе. Из центра Сочи до начала маршрутов, ведущих на альпийские вершины Большого Кавказа можно добраться за час - полтора на общественном транспорте!

Велопоходы в окрестностях Сочи

Отроги кавказских гор, лесными холмами спускающиеся к берегу Черного моря - идеальные места для велосипедных приключений! Разветвленная сеть грунтовых и асфальтовых дорог делают доступными для велотуриста многочисленные перевалы, каньоны и водопады. В разгар лета, в июле - августе очень жарко, так что мое любимое время для велопоходов - весна и осень. С середины апреля апрель по начало июня - отличное время для предсезонной тренировки ОФП перед серьезными горными походами и одновременно сезон цветения, а конец сентября - ноябрь сезон теплой и комфортной "золотой осени".

Походы с маленьким Сашей

В первый раз мы взяли сына Сашу в поход когда ему было 3 месяцев. Сейчас ему уже 3 года, и конечно он не сидит дома, а ходит в поход с папой и мамой! В первые полтора года он, конечно, не «ходил», а только ездил в специальном рюкзаке-переноске, но уже в два года и три месяца не только сходил в свой первый горный поход с ночевками в палатках, но даже и совершил восхождение на свою первую горную вершину высотой 2800 метров!

Здравствуйте, дорогие читатели. Вот наконец-то решились написать про свое путешествие на северный Кавказ с 29 марта по 7 апреля 2016 года. Начальной точкой путешествия был г. Иваново, а конечной г. Кисловодск. Перед поездкой тщательно изучали чужой опыт путешествий и решили, что другим будет полезен и наш. Путешествие проходило на автомобиле Хендай солярис с низкой посадкой, о чем не пришлось пожалеть ни разу. Дорога М4 (Дон) по моим впечатлениям идеальна для путешествий. Почти везде многорядноть, за исключением небольших участков дороги.
Выехали мы не очень рано, приблизительно в 7.30, так как любим поспать. В наш экипаж входили исключительно члены семьи, это ваш покорный слуга, моя жена и сын 12 лет. Правда был у нас еще один полуодушевленный попутчик, точнее попутчица Ирина, которую мы ласково называем «Дурой». Это наш навигатор, с женским голосом, который неоднократно заводил нас в такие закоулки, что не хватало нормативной лексики для выражения чувств.
Брали с собой только самое необходимое: одежда по сезону, еду на два дня (о чем в дальнейшем не пожалели), туалетные принадлежности, по две пары обуви, немного налички (только на бензин и еду, остальное карточками на всякий пожарный), мусорные пакеты (обязательно), инструменты (на случай поломки) и пр.
Дорога шла через столицу нашей родины г. Москва, точнее по МКАД несколько десятков километров и далее на Тульскую область, Воронежскую, Ростовскую и на Ставропольский край. В первый день мы поленились и проехали только 800 километров. Заночевали в гостинице «Новая Усмань» в населенном пункте с одноименным названием. Стоимость однокомнатного номера с тремя кроватями, душем, теликом и WiFi 2000 рублей. Номер по впечатлениям средненький. В принципе все чистенько, тихо (даже удивительно, несмотря на трассу). Рядом бесплатная стоянка. Очень дружелюбный персонал, народу почти нет. Можно было конечно найти и за 1000, но там было бы много людей, и условия другие. Рядом с гостиницей есть хорошее кафе «Граммофон», отличное обслуживание, все вкусно и обстановка симпатичная, ценник средний.
Выспались в тишине и покое и на следующее утро, ровно в 7.00 тронули в дорогу. На светлую голову дорога всегда радостней и ярче запоминается. Пейзажи за окном проплывают просто великолепные, проезжаешь много рек. На контрасте после зимы попадаешь в лето, где зеленые поля и цветут деревья. По трассе попадаются продавцы которые торгуют медом, сгущенкой, растительным маслом и пр. белибердой.
Немного скажу о платных участках дороги. Дорога отличная, ограничения скоростного режима от 90 до 130 км/час, что позволяет передвигаться по ним значительно быстрее чем по бесплатным. Стоимость проезда составляет от 35 до 120 рублей за участок в дневное время, а ночью соответственно дешевле. В одну сторону мы потратили 605 рублей, а обратно (так как большую часть дороги проехали ночью) 360 рублей. На бензин было потрачено в одну сторону 3800 рублей, при среднем расходе Соляриса 6 л на 100 км. Когда ехали в Кисловодск, попробовали проехать по одному бесплатному участку – не понравилось. Во- первых, одна полоса и фуры всю дорогу, светофоры на каждом шагу и ограничения скоростного режима от 90 до 20 км/час. Да еще множество населенных пунктов с видеофиксацией. Больше экспериментировать и экономить не стали и поехали по платным.
Теперь скажу про ГИБДД. Всем спасибо ребята, вы отличные парни. Несмотря на то, что мои номера явно контрастировали с местными, тормознули только один раз перед въездом на Ростов. Проверили документы и отпустили, пожелав доброго пути. Скоростной режим мы, конечно, изредка нарушали, но не злостно, просто задумаешься или засмотришься. За 4000 километров не привез ни одного штрафа. Но посты с работниками полиции попадались довольно часто, где замеряли скоростной режим переносными радарами. На одном таком посту нас даже пожурили, за то что долго сбрасываем скорость. То есть ребята все равно относятся с пониманием и видят когда ты наглеешь, а когда просто не успел до конца сбросить скорость. За незначительные нарушения могут и предупредить. Хотя не сомневаюсь, что и у них есть палочная система отчетов.
В общем, оставшиеся 1000 с небольшим километров мы проделывали до глубокой темноты и два моих штурмана (жена с навигатором) промахнулись мимо развязки на Минеральные воды, куда мы изначально планировали попасть. Волевым решением в этом сонном царстве я указал дорогу на Ессентуки. И мы в дальнейшем об этом не пожалели. Прекрасный, тихий городишко, со вкусной водой и большим выбором жилья. Когда мы отправлялись в дорогу, то даже не удосужились навести справки, где будем снимать угол. Да это и не нужно. Там предложения на каждом углу. Правильно говорят язык до Киева доведет, хотя туда уже не хотелось бы. Жилья там сдается очень много и разброс цен от 1000 рублей за сутки и выше, как договоритесь. Мы сняли двухэтажный коттедж из трех комнат, с двумя теликами, стиралкой,WiFi, душевой, машину загнали во двор. Не выбирали, так как было около десяти вечера. Ну коттеджем это можно назвать с натяжкой, так как строят там «на головах друг у друга». Это куча двухэтажных построек в одном отдельно взятом дворе. Правда до бювета было ходить очень близко, 100-150 метров. Если кому пригодится снимали дом на ул. Фрунзе. Дом называть не буду, так как хозяевам может не понравиться пристальное внимание к их двору. При желании найдете сами. Жилье сдают в основном со всем необходимым посудой, горячей, холодной водой, туалетной бумагой. В принципе заботиться особо не о чем. Готовить очень удобно если есть желание. Лично мы большие лентяи и часто ходили питаться в город. Хочу еще отдельно сказать про их дворы. Они очень узкие, машины туда набиваются как кильки в банке. Я когда выезжал, что бы не задеть стоявший во дворе жигуленой, близко прижался к воротине и поцарапал колпак на колесе. Это правда фигня, но неприятно. Да имейте ввиду, что движение в этих городах организовано ужасно. Знаки расставлены так, что даже проходя пешком мимо дорожных заков и разметки зависаешь на 2-3 минуты, соображая как такое может быть. Мне попадались улицы с таким круговым движением, глядя на знак которого я минут пять думал какая дорога главная, а какая второстепенная. Такое ощущение, что их подрисовывали маркером от скуки. Во всех цивилизованных городах круговое движение организовано с главной дорогой на кольце, или второстепенной и помехой с права, для простоты восприятия при интенсивном движении. Здесь местные водители ездят так, как будто собрались в последний путь. Очень похоже на то как ездят в Египте. Но отдать должное местным водителям, они всегда внимательны к иногородним, всегда поймут и пропустят, где-то лишний раз промолчат и не бибикнут. Видно, что курортный город. Попадались даже такие курьезы как знак «движение запрещено», а под ним поперек дороги вкопаны столбы. То есть как бы спецслужбам и местным жителям можно ехать, а попробуй! А есть знаки главной дороги, которые висят не как обычно а параллельно земле, когда подъезжаешь к перекрестку, то на знак заглядываешь снизу вверх, иначе не увидеть.

Такие чудеса технических регламентов
Отдохнув три дня в Ессентуках мы поехали в г. Пятигорск. Неожиданно оказалось, что подъемник на гору Машук не работает и откроется только 1 мая. И мы …. полезли на гору. Именно полезли, потому что решили свернуть с асфальтовой дороги на узенькую тропку… Во время подъема переживали, что тропа зайдет в тупик – обратно спускаться было бы очень трудно. Жена, наверное, не справилась бы. Повезло, что уже ярко пригревало солнце и тропа подсохла (подъем был 1 апреля). Был участок, где мы забирались высоту собственного роста по отвесной скале. Такими неленивыми оказались мы одни, остальные обошли вокруг по асфальтированной дороге.
Вид с горы порадовал. Оттуда видно и Эльбрус, но не так как из Кисловодска. Сам Пятигорск город со старинными постройками и прекрасной архитектурой. Солнце, горы, чистый воздух, да еще и высоту Машука 993 метра мы взяли сами!
Кстати, ездили мы в Пятигорск на местной электричке. Езды 15-20 минут, стоимость на троих 250 рублей в обе стороны на троих. Билет можно взять сразу на обратную дорогу без учета времени отправления, то есть когда захотели тогда и уехали. Электричка ходит почти каждые 20-30 минут. Можно доехать до Минеральных вод, Кисловодска, Пятигорска, Ессентуков. Все рядышком.
Особенно хочу отметить кафе в г. Ессентуки на железнодорожном вокзале «На двоих». На троих мы поели на 750 рублей. Но вспоминали этот обед всю поездку по КМВ, в хорошем смысле слова. Если бы мне кто-то раньше сказал, что я буду есть на ЖД вокзале и потом вспоминать, то я бы рассмеялся. Жене понравилось «чанахи» и она его дегустировала во многих заведениях, даже чанахи в дорогом кисловодском ресторане ей понравился намного меньше. В основном везде кормят вкусно, но очень остро. Если вы приехали лечится, то в общепите переспрашивайте острое блюдо или нет. Это Кавказ.
После поездки в Пятигорск мы собрали вещички (как и планировали) и переехали без лишних заморочек в Кисловодск. По дороге в интернете (мы подключали билайн хайвей 20 гигов на планшет) нашли адрес и договорились о жилье. Так как приехали раньше и район нам не очень понравился, оставили машину и пошли гулять. Проходя, мимо жд вокзала разговорились с мужчиной, сдающим жилье и нам предложили столько жилья, на любой вкус и цвет, что глаза разбегались. Очень приятная и доброжелательная женщина Тамара ходила с нами по городу и помогла подобрать то, что нас устроило. Мы лентяи и остановились рядом с нарзанной галереей, так как не хотели далеко бегать. Квартиру выбрали на втором этаже старого дома (хозяйка утверждает, что ему 150 лет), бывшей коммуналки. С хорошим ремонтом, за 1600 рублей в сутки, две кровати с нормальным постельным бельем, раскладное комфортное кресло для ребенка, телек во всю стену, WiFi, своя кухня, газовое отопление, полы в ванной с подогревом, новая сантехника и пр. мелкие радости. В принципе жилье там нужно только для ночлега, так как мы целыми днями где-то бродили и ездили. Кисловодский курортный парк огромный, с фонтанами (в апреле, увы, не работали), цветниками, скульптурами. Мы купили карту с маршрутами плюс был планшет и 2гис в смартфоне, и путешествовали. В один день накрутили 20 км (засекли по «шагомеру»).Так что удобная обувь очень важна.
Наш 12-летний сынуля уставал, конечно, от длинных прогулок, да и вайфай с телеком манили к себе. Поэтому мы нашли ему развлечение: автодром на ул. Седлогорская. Сын рассекал там на настоящих картингах с таким удовольствием, что обратно ехать не хотел. До этого он даже не знал как выглядит картинг. Машинки на любой вкус, обычные рамные и с пластиковым корпусом, для начинающих. Цена заезда 5 минут 200 рублей, это примерно 10-14 кругов. Зависит от того как вы ездите. Компьютер ведет подсчет времени заезда и времени прохождения круга всеми участниками. Так же можно покататься на таких же картах в городском парке в центре, но там круг маленький и без поворотов. В городском парке имеются аттракционы на любой вкус, можно забраться на колесо обозрения.
Больше всего запомнился подъем на гору «Малое седло» Высота ок 1,4 км. Видно на Эльбрус как на ладони. Там есть и подъемник, но мы попали в день профилактики. И покоряли эту вершину тоже ножками. Повезло с погодой, как и 1-го апреля, 4-го тоже было солнечно.

Обратно с горы не хотелось идти по тому же маршруту, но по отзывам встреченных нами спортсменов, спуск по тропе был бы рискованным, они утверждали что «там грязно и не пройти». Но мы рискнули и прошли! Весь путь вниз с горы мы прошли одни.
Обратно мы выехали с неохотой, но ребенку надо было в школу, ничего не попишешь. На обратном пути мы заехали в Железноводск. Там я отдыхал ранее и поэтому специально туда не ездили. Город преобразился. Улочки чистые, ухоженные, источники очень целебные (проверял на себе). Мы пожалели, что не провели хотя бы два денька в Железноводске, такой он тихий и приветливый (и там тоже есть горы для восхождения обычных туристов).
После Железноводска все в обратной последовательности, только без ночевки. Решили проехать побольше в первый день, но потом было лень искать гостиницу и ехали без остановки. Подремали пару часов на заправке в Воронежской области и поехали дальше. Когда рассвело, в Тульской области снова увидели снег (его остатки), Тульская и Воронежская области нас встретили туманом и дождем. Во время пребывания на Кавказе пасмурных дней почти и не было.
На обратной дороге ГИБДД нас не беспокоило, хотя сразу после нашего приезда домой, в Ставрополье случилось вооруженное нападение на РОВД. И там ввели режим КТО. Но во время отдыха никакой напряженки по этому поводу не наблюдалось. Я отдыхал в г. Железноводск еще в 2001 году, даже тогда там было спокойно, а сейчас и подавно.
Мы обязательно вернемся на Кавказ, там много необыкновенных мест (плато Бермамыт около Кисловодска, горячие источники, рядом Домбай и Эльбрус, Архыз). Будем считать, что была наша «разведка» на машине.

Петроглифы и дольмены раскиданы на верху хребта, и нужно прогуляться ножками несколько часов, чтоб к ним добраться. В деревне есть турбаза со всеми удобствами, где можно остаться на ночь. Еду готовят по желанию. Магазинов и заправки нет.


Переночевав еду в Архыз. Из достопримечательностей по дороге в Архыз - нерукотворный лик Христа, найденный на скале и ставший массовым местом для паломничества туристов. Наверх проложили металлическую лестницу из 500 ступенек, внизу поставили часовню, сувенирный базар и шашлыки.

Чуть поодаль от этого места находится поворот на БТА (Большой Телескоп Альт-Азимутальный) - крупнейший в Евразии телескоп с диаметром главного зеркала 6 м. Являлся самым большим телескопом в мире с 1975 года по 1993, когда заработал десятиметровый телескоп в США. Тем не менее, БТА оставался телескопом с крупнейшим в мире монолитным зеркалом вплоть до 1998 года.

К обсерватории, на самый верх хребта, ведет серпантинная семнадцатикилометровая асфальтовая дорога. Обсерватория открыта для посещения по выходным. Пропустили и в нерегламентное время, узнав, что издалека. КПП встречает перед началом серпантина.

В самом Архызе делать нечего, кроме как найти экскурсии на Софийскую поляну, рафтинг, лошадей, переночевать с удобствами, сувенирный базар и магазины.


Заправки, несмотря на большое количество туристов, здесь нет, но есть известный всем завод воды Архыз.

Проезжаю поселок и ухожу с дороги на софийскую поляну, 10-15км. Спрашиваю,как проехать к водопадам, основной местной достопримечательности, не считая пешеходных маршрутов по ледникам. Дорога только для уазиков-нив-крузаков. Есть участок, где дорога проходит прямо по реке.

Оставляю мотоцикл у шашлычников под навесом и иду к водопадам. Подниматься примерно полтора часа. С водопадов открывается потрясающий вид на софийскую поляну и все ущелье.


На этом знакомство с Карачаево-Черкессией закончено. Переезжаю в Кисловодск к нарзанам и горным маршрутам. Первое, куда поехали с пятигорскими мотоциклистами и приехавшим другом из Ставрополя, - на плато Бермамыт, то место, которое виновно в том, что я захотел Кавказ, увидев в интернете фотографии с горы Бермамыт.

nnrn (function(w, d, n, s, t) {rn w[n] = w[n] || ;rn w[n].push(function() {rn Ya.Context.AdvManager.render({rn blockId: "R-A-402845-10",rn renderTo: "yandex_rtb_R-A-402845-10",rn async: truern });rn });rn t = d.getElementsByTagName("script");rn s = d.createElement("script");rn s.type = "text/javascript";rn s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js";rn s.async = true;rn t.parentNode.insertBefore(s, t);rn })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");rn


На Бермамыт лучше ехать с местными эндуристами, дорог сюда несколько и можно сделать красивый круг по горам, если знать все пути. Переменчивая погода не всегда позволяет насладиться красотами, но нам она благоволила, и, несмотря на некоторые трудности с моей универсальной резиной и Лехиной большой, еще не обкатанной, оранжевой эндурой, нам все удалось.


На следующий день покатили на источники Джилы-су. Под северную сторону Эльбруса.


И коли мы еще вдвоем с Лехой, решаем разведать дорогу от источников в Баксанское ущелье через перевал. Спрашиваем у местных про состояние дороги и, услышав, что квадрик проходил, но машины еще не ездили, решаем посмотреть.

Высота 3000 м и ни единой души. В конце длиннющий серпантин, спускающий от когда-то процветающих шахт в Тырныауз.


Прощаемся с Лехой, он домой в Ставрополь, а я под Эльбрус разведывать обстановку с восхождением.

nnrn (function(w, d, n, s, t) {rn w[n] = w[n] || ;rn w[n].push(function() {rn Ya.Context.AdvManager.render({rn blockId: "R-A-402845-14",rn renderTo: "yandex_rtb_R-A-402845-14",rn async: truern });rn });rn t = d.getElementsByTagName("script");rn s = d.createElement("script");rn s.type = "text/javascript";rn s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js";rn s.async = true;rn t.parentNode.insertBefore(s, t);rn })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");rn

Сходив на Чегет, еду через перевал в Чегемское ущелье. Зеленые горы и Чегемские водопады - местные достопримечательности.

По плану был еще один перевал в Безенгийское ущелье, но часть горной дороги смыло, и пришлось ехать в объезд по асфальту. Голубые озера - одна из основных турдостопримечательностей в Кабарде. Не впечатлили, как это часто бывает с раскрученными местами. Примерно так же и с Чегемскими водопадами, правда, теснина ущелья с узкой дорогой вытягивает ситуацию.

Самое красивое - это перевалы между ущельями.




Все достопримечательное еще впереди: Джейрахский район в Ингушетии с башенными комплексами, высокогорное озеро Казеной-Ам в Чечне, крепость Нарын Кала в Дагестане.

После Кабардино-Балкарии на очереди Северная Осетия.

Здесь меня интересует дорога между Феагдонским и Кармадонским ущельями, где можно видеть город мертвых в Даргавсе, Мидаграбинские водопады по 600-700 метров и печально известное Кармадонское ущелье, где в 2002 году произошел сход ледника. Дорогу туда не восстановили и по сей день. Попасть в Кармадон можно из Феагдонского ущелья. Между этими ущельями чуть в стороне, в пограничной зоне находятся самые высокие в Европе Мидаграбинские водопады. По факту проблем с посещением не возникло. Нужно иметь паспорт при себе.

nnnrn(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});rn

На месте несколько буханок с туристами. Если мотоцикл легкий, подъехать можно почти под водопады, по высохшему руслу реки. Место красивое, здесь сходятся два хребта, образуя тупик, по сторонам которого падает вода.


Возвращаюсь на основную грунтовую дорогу, проезжаю Город Мертвых - древние захоронения. За вход берут какую-то плату. Пофотографировал с дороги и поехал в Кармадон.


Проблем с бензином на Кавказе нет, заправок достаточно много. Цена на бензин примерно, как в средней полосе. Цены на проживание ниже. Есть турбазы в горных районах и недорогие отели в цивилизации.

Но самое интересное в кавказском сервисе - это, конечно, еда. Она дешевая, ее много и она очень вкусная. Если уезжая с Кавказа, вы ловите себя на мысли - опять шашлык, опять хычины, то миссия едальная выполнена, наесться этим будет непросто.

Еду ночевать во Владикавказ. Утром поднимаюсь по Военно-Осетинской дороге и ухожу в Ингушетию, на поселок Джейрах. В горной части этой маленькой республики расположены башенные комплексы, самые интересные как по эту сторону Кавказского хребта, так и по другую.

Весь турист едет мимо, в Грузию, и мало кто подумает, что здесь находятся столь уникальные места. При этом здесь безопасно. Башни повсюду, на каждом холме. Есть башни боевые и жилые. Самые крупные комплексы можно посмотреть, переехав перевал от Джейраха в Гули.Тут же находится самый старый в РФ христианский храм Тхаба-Ерды. В Джейрахском районе есть большой санаторий с лыжным курортом, где можно остановиться.



Выезжаю из пограничной зоны и еду через республику вниз, на равнину. Первый раз списали на КПП паспортные данные. Никакого полицейского беспредела не встречаю, и не будет его на всем пути. Кроме, пожалуй, одной попытки вымогательства на границе Ставропольского края и Калмыкии уже нашего блюстителя порядка.

В Ингушетии производят очень много меда, вся дорога в пасеках. Как и в других республиках, все разговаривают на двух языках: местном и русском. Здесь уже более строгие традиции, люди кажутся более закрытыми.

На дороге нет едален, но есть много мелких магазинов. И везде вывески об аренде посуды и столов на свадьбы и другие традиционные массовые праздники. Никакой бедноты или разрухи не заметно, много свежих домиков, все поселки из красного кирпича. Дорога вдоль реки Асса из горной части республики на равнину проходится быстро и находится в хорошем состоянии.

Дальше Чеченская республика. Выехав на трассу Кавказ, созваниваюсь с клубом Дикая Дивизия, там уже ждут. К обеду въезжаю в Грозный. Город не оставляет равнодушным. Широкий центральный проспект, хорошие дороги и никаких следов войны.

Принято говорить, что за наш счет. Давайте посмотрим на свой регион. В Твери даже центрально-вокзальную площадь сделать не могут. Деньги есть во всех столицах регионов, но нигде не строят, как в Грозном, для себя.


За это здесь любят и уважают Рамзана. Не ухожу в политику или военно-клановую историю. Когда от этого свободен - свободен от лишних предрассудков и страхов. Что происходит здесь сейчас - мне нравится. Тем, кто считает, что не ходить в шортах или не бухать - это ваще как тупо, наверно, здесь не понравится.

У Дикой Дивизии уже пару дней гостит семья из Ялты. Что такое местное гостеприимство описывать не буду. Скажу лишь, что оно гордое и описано традициями.

Мотоциклисты в Чечне, как и в Дагестане, - это по большей части относительно состоятельные люди. И по правилу Кавказа, понты дороже денег, здесь ездят только на горячих кавказских спортивных мотоциклах.

На следующий день поехал на высокогорное озеро Казеной-Ам в Веденском районе на границе с горным Дагестаном, одно из самых красивых озер, которые видел.




В этой части республики горы зеленые, широкие и открытые. Посмотрев голубое озеро и перекусив сырными лепешками, еду в другие чеченские горы. Те, которые сжимают дорогу в высокую узкую теснину. В Аргунское ущелье Итум-Калинского района.

Для любителей страшилок. Немного казусная ситуация получилась, когда делал здесь фото башен. Пограничный район и военных здесь много. Проехав, решил сфоткать это место на обратном пути, здесь стояла пара машин и несколько людей с автоматами, поднял руку - поздоровался, они тоже. Через 15 минут еду обратно, останавливаюсь. Стоит Ауди Ку7 и черная Камри. Вижу, что люди поднапряглись моей остановкой. Кого убивают на Кавказе? Полицейских. Какая самая опасная должность? Глава МВД. Он-то и оказался тут.

Так вот, я останавливаюсь рядом с Камри, слезаю с мотоцикла, открываю набачную сумку, и вот тут я понял, что что-то не так. Автоматчики напряглись уже серьезно, приблизившись ко мне, я достал фотоаппарат, и только тогда почувствовалось общее облегчение. Меня, как принято, пригласили переночевать-поесть, я сфотографировал башни, вежливо отказался и поехал в Грозный.

Переночевав в гостинице «Грозный» в центре за 1000 р., еду на Дагестан, который обещает быть самым непредсказуемым. По этой республике больше всего опасений и часто небеспочвенных. Но то, что Дагестан нельзя катать без сопровождения - это явное преувеличение.

Как встретил меня страшный Дагестан

На въезде в Махачкалу останавливаюсь на большой заправке, звоню ребятам из клуба Черные Орлы. Основная часть мотоциклистов была в дороге за пределами республики, но мне было велено оставаться на месте.

Заправился, съел мороженое, жду. Заправляется машина. Мужчина из нее идет в магазин. Выходит, протягивает мне пакет с фруктами и говорит:
- Добро пожаловать.
Садится в машину и уезжает.

Стою, улыбаюсь. Приезжает Камиль, и едем в город. Купили масло, поменяли у Камиля дома. Подобрали гостиницу в Дербенте. Камиль накормил и отпустил. Середина дня, жара. Еду вдоль Каспия в Дербент.


В Дербенте находится единственный на Кавказе памятник ЮНЕСКО - крепость Нарын-Кала. Крепость стоит на холме и спускается до самого океана. Местные вплетают в крепость свои постройки, пользуясь стенами. Сам город довольно колоритный, с низкими постройками.

Стоит на берегу Каспийского моря и является вторым по величине городом Дагестана. Крепость большая и интересная. В стенах крепости с давних времен уживались разные религии. Здесь есть самая старая мечеть в СНГ и один из старейших христианских храмов.




Провожу в Дербенте несколько дней, пользуясь гостеприимством местных мотоциклистов, жаркой погодой и морем.

Самая дальняя точка этого путешествия - гора Шалбуздаг, что на самой границе с Азербайджаном. 120 км на юг от Дербента и потом 30 км красивого внедорожного серпантина до высоты 3000 м. Гора является священной для местных и в конце июля-августе она полна паломников. Сейчас июнь, здесь никого. Оставляю мотоцикл, переодеваюсь, собираю рюкзак и иду наверх до высоты 3700 м.


nnrn (function(w, d, n, s, t) {rn w[n] = w[n] || ;rn w[n].push(function() {rn Ya.Context.AdvManager.render({rn blockId: "R-A-402845-25",rn renderTo: "yandex_rtb_R-A-402845-25",rn async: truern });rn });rn t = d.getElementsByTagName("script");rn s = d.createElement("script");rn s.type = "text/javascript";rn s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js";rn s.async = true;rn t.parentNode.insertBefore(s, t);rn })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");rn

nnrn (function(w, d, n, s, t) {rn w[n] = w[n] || ;rn w[n].push(function() {rn Ya.Context.AdvManager.render({rn blockId: "R-A-402845-34",rn renderTo: "yandex_rtb_R-A-402845-34",rn async: truern });rn });rn t = d.getElementsByTagName("script");rn s = d.createElement("script");rn s.type = "text/javascript";rn s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js";rn s.async = true;rn t.parentNode.insertBefore(s, t);rn })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");rn

nnrn (adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});rn