Наскальная живопись американских ввс. Наскальная живопись американских ввс Рисунки на американских бомбардировщиках второй мировой

Искусство рисовать на фюзеляжах самолетов - nose art - появилось во время Первой Мировой войны.

Калифорнийский искусствовед и антиквар Брюс Херман утверждает, что рисунки на самолетах - это продолжение европейских рыцарских традиций геральдики.

"Пилоты времен Первой Мировой войны чаще всего сами принадлежали к древним дворянским родам и, возможно, всерьез воспринимали себя как новых рыцарей. У них даже был свой особый рыцарский "код чести". Во времена Средневековья рыцари раскрашивали свои щиты - они рисовали на них семейный герб. Именно здесь стоит искать истоки традиции росписи военных самолетов", - говорит Херман.

Стоит отметить, что роспись самолетов времен Первой Мировой войны отличается высоким профессионализмом и представляет настоящую художественную ценность.

"Большинство пилотов начала века до войны получили профессиональное художественное образование", - объясняет Херман.

Во время Первой Мировой войны летчики не расписывали непосредственно сами самолеты. Гербы, картинки и девизы рисовались на холсте, который потом крепился на крыло или хвост боевой машины. На аукционах цена за подобные произведения искусства может достигать нескольких сотен тысяч долларов.

Вторая Мировая война

С началом Второй Мировой войны искусство росписи боевых самолетов претерпело кардинальные изменения. Классические сюжеты и классическое искусство навсегда исчезло с бортов истребителей и бомбардировщиков. Его место заняли популярные герои мультфильмов.

Мода на "боевую раскраску" самолетов стремительно завоевывала сердца летчиков времен Второй Мировой войны.

"Американцы оказались самыми неизобретательными, но самыми активным художниками", - говорит Херман.

Мало кто знает, что родоначальник мультипликации - Уолт Дисней - был также и "крестным отцом" nose art. После начала войны руководство американских ВВС наняло художников со студии Диснея исключительно для того, чтобы те разрисовывали боевые самолеты.

За время войны студия Диснея бесплатно создала эскизы рисунков для раскраски самолетов, танков и даже нашивок на форму. рисовали не только для американских военных, эскизы просили военные части из Великобритании, Польши, Китая, Новой Зеландии, Австралии, Канады и Франции. На время войны Дисней выделил для нужд армии пятерых художников. За Вторую мировую на студии Диснея было нарисовано 1200 рисунков для военных. Самым популярным героем был Дональд Дак. Единственным героем мультфильмов, которого на боевой технике не рисовали ни разу оказался Бэмби.

Сам Дисней, который прошел солдатом Первую Мировую войну, в боевых условиях развлекался тем, что рисовал на касках своих товарищей. Однако почитатели творчества Диснея жили не только в США.

"Дисней был в ярости, когда он узнал, что у нескольких десятков истребителей Luftwaffe на фюзеляже нарисован его Микии Маус", - говорит Херман.

Помимо анимации главным источником вдохновения для военных художников был журнал Esquire. Чаще всего на фюзеляжах бомбардировщиков и истребителей воспроизводились картинки художника Esquire Альберто Варгаса.

Nose art 1945-2003

После окончания Второй Мировой войны nose art получил широкую известность. Теперь про картинки, украшающие боевые самолеты, знают не только в небе, но и на земле.

На Западе издаются обширные каталоги символов и рисунков, сделанных на самолетах, во время различных военных конфликтов.

Сюжет рисунка чаще всего зависит от характера конфликта.

Стоит заметить, что неразрисованных самолетов, например, в ВВС США, практически нет. Картинки есть даже на сверхсекретных бомбардировщиках B-2 и F-117. Но во избежание недоразумений их пилоты рисуют исключительно на внутренней стороне дверей бомболюка или других, незаметных начальству поверхностях.

Официально единственным подразделением ВВС, которому разрешается разрисовывать самолета является 23я Боевая группа "Летающие Тигры".

Традиция наносить картинки на боевые машины ведёт своё начало со времён первой мировой войны, родоночальниками её были немцы, но американцы поддержали эту традицию и глубоко развили. Такая «наскальная» живопись носит название Nose Art

Эпохой расцвета Nose Art стала Вторая мировая война, — практически все американские самолёты имели собственные имена, и, по всей видимости, около половины самолётов носили рисунки на носу. Сюжеты были самыми различными, но чаще всего это были герои мультфильмов либо девушки, нарисованные в стиле pin-up. Nose Art одобрялся командованием ВВС, как поднимающий моральный дух и оказывающий некоторую психологическую поддержку экипажу. Американские психологи, занимавшиеся исследованием феномена Aircraft Nose Art, считают, что таким образом самолет очеловечивался, напоминал лётчику о доме и мирной жизни, служил своего рода психологической защитой от войны. В наше время, пилоты летающие на исторических самолётах также наносят на свои машины Nose Art, либо в классическом виде, либо создают оригинальные изображения.

Авиационный Nose Art возник вместе с военной авиацией. Вот аэроплан итальянского аса Первой мировой войны Франческо Баракка

Эпохой расцвета Nose Art стала Вторая мировая война.
Практически все американские самолёты имели собственные имена. Точной статистики нет, но, по всей видимости, около половины самолётов носили рисунки Nose Art.

Наиболее удобным местом для размещения Nose Art естественно являются носовые части бомбардировщиков. Места много, есть где развернуться. Boeing B-17G N9323Z

Boeing B-17G N900RW.

Boeing B-17G N3193G и снова девушки.

У Либирейтора места под картинки ещё больше! Consolidated B-24A (LB-30) Liberator N24927

Правда позднее этот самолёт был перекрашен в защитный цвет и на нем появилась такая графика.

А это «Клубничная битч» из музея ВВС в Дэйтоне. Consolidated B-24D Liberator 42-72843.

«Мечта Бетти» (?) B-25J N5672V

Печальная Angela, TB-25N N345BG.

Принцесса Апачей, B-25J N1943J.

Nose Art одобрялся командованием ВВС, как поднимающий моральный дух и оказывающий некоторую психологическую поддержку экипажу.
Были и ограничения. Рисунки, как правило, носили только боевые самолёты, а в военно-морской авиации Nose Art были запрещены вовсе.

Знаки зодиака. Весы

Орёл с бомбой. B-25C N3774.

Капрал Ruby Newell — красивейшая девушка подразделения — у своего портрета:

Экипажи раскрашивали самолёты исключительно за собственный счёт. Этим занимались как любители, так и профи, служившие в частях – бывшие художники, карикатуристы.

Русские Get Ya! B-25J N747AF.

Девушки в стиле pin-up встречались гораздо чаще реальных жён и подруг. Нередко эти работы являлись копиями журнальных рисунков.

Как отмечают, на тихоокеанском театре военных действий девушки почему-то были гораздо легче одеты, чем в Европе.

Ночное задание

Douglas B-26 N7705C

Самый распространённый рисунок Aircraft Nose Art – акулья пасть – придуманный ещё во время Первой мировой.

Огромный носовой воздухозаборник на самолёте Р-40 дал возможность рисовать такие вот впечатляющие акульи пасти. Curtiss P-40N Warhawk NL40PN.

На Мустангах нос был поуже, и Nose Art у них частенько уползал под кабину. Хотя и акульи пасти тоже встречались. P-51D Mustang NL68JR.

Кид с томмиганом. P-51D Mustang NL151HR.

Позднейшее творчество, Большой босс с пулемётом на гоночном Grumman F7F-3 Tigercat NX805MB.

На Тандерболтах удобно было рисовать Nose Art на массивных капотах двигателя. Розовый Дамбо на P-47D 45-49167, музей ВВС.

Неандерталец, Republic P-47D Thunderbolt NX47DA.

В музее американских ВВС в Дейтоне хранится большая коллекция графики Nose Art в виде листов обшивки фюзеляжей, снятых с утилизированных бомбардировщиков Б-52 различных модификаций. Как напоминание о давно прошедших, но бурных временах.

Lockheed PV-2 Harpoon N7670C.

Транспортные самолёты. Несмотря на довольно крупные размеры, нос у знаменитого DC-3 сравнительно маленький и нарисовать на нём грандиозный Nose Art довольно затруднительно. DC-3 N47HL.

Карты, кости, четыре листка клевера – символы удачи.

«Доставка генералов». DC-3 N7772 в музее ЕАА.

Транспортники поменьше, С-45 тоже не отставали в Nose Art от своих более крупных собратьев. Beech C-45G N7694C.

Beech C-45H N167ZA.

Рыженькая. Beech C-45H N9550Z.

«Трудный ребёнок»

После вьетнамской войны Nose Art практически исчезает и постепенно возвращается только в 1980-х годах. Посчитали, что это восстанавливает преемственность славных боевых традиций.

Современное оригинальное творчество. Dee Howard 500 N500HP.

Кот натравливает ракету на МиГ-29

В 2007 году британское министерство обороны запретило использовать изображения девушек, как потенциально оскорбительные для женского персонала. Сейчас процедура усложнена: сначала экипаж представляет эскиз Nose Art своему командиру, а тот должен согласовать рисунок с командованием авиакрыла.

Война — это преходяще, а музыка — вечна!

Украшать самолеты изображениями стали почти сразу после того, как появилась боевая авиация. Считается, что первым рисунком, нанесенным на фюзеляж самолета, стало изображение морского монстра на носу итальянской летающей лодки 1913 года.

Позднее нанесение рисунка на самолет стали называть nose art. Первоначально изображения на самолетах напоминали собой геральдические символы, похожие на те, которые наносили на щиты древние рыцари. Стоит вспомнить вставшего на дыбы жеребца (cavallino rampante) итальянского аса Франческо Баракки. Этот герб позднее использовала компания Ferrari.

Франческо Барака позирует на фоне своего самолета!

Позднее рисунки на самолетах стали более разнообразными. Например, на фюзеляжах французских самолетов из Escadrille les Cigognes красовались аисты.

Наиболее популярным nose art стал в американских ВВС во время Второй мировой войны. Инициаторами раскраски самолета часто выступали уже не пилоты, а обслуживающий его персонал. На развитие nose art в США большое влияние оказал пин-ап. Так, изображение обнаженной звезды пин-ап той эпохи Бетти Грейбл красовалось на многих военных самолетах. В СССР таких вольностей, конечно, не допускали, но рисунки на советских самолетах той поры также отличались красотой и изысканностью.

Чаще наносить рисунки на фюзеляж стали после сражения на Курской дуге в 1943 году, когда инициатива перешла к Красной армии. Нередко рядом с изображением на самолете виднелись звездочки по количеству сбитых самолетов противника (впервые это делать стали испанские летчики). На советских самолетах победы могли обозначаться звездочками нескольких цветов. Личную победу отмечали одним цветом, сбитые в группе самолеты — другим.

С рисунками на самолетах многие советские зрители смогли познакомиться благодаря фильму «В бой идут одни “старики”». На фюзеляже самолета командира эскадрильи Алексея Титаренко, которого играл Леонид Быков, был изображен нотный стан. Изображение нот неслучайно. Такой рисунок, например, был на самолете имевшего музыкальное образование советского летчика-штурмовика Василия Емельяненко.

Самолет Василия Емельяненко

Сам маэстро!

Самолет Ла-5 Костылева в экспозиции Музея обороны Ленинграда.

Капитан Александр Лобанов (слева) и майор Александр Павлов рядом с Ла-5ФН, 10 апрели 1945 года

Лейтенант Забияка Г.И. на фоне именного Пе-2 205-й серии. Надпись «Забияка» белого цвета, молния - желтого


Лейтенант Геннадий Цоколаев. На борту - эмблема «Гвардия»

Капитан Александр Николаевич Килаберидзе из 65 ГИАП в кабине Як-9, Белоруссия, июнь 1944

“Львиное сердце”, ЛаГГ-3 лейтенанта Юрия Щипова, 9 истребительный авиаполк ВВС ЧФ.

Командир эскадрильи 566-го ШАП Герой Советского Союза Василий Мыхлик

Самолет Ил-2 «Мститель» был построен на средства председателя колхоза Григора Тевосяна,

у которого на войне погибли два брата. На самолете летал Нельсон Степанян.

Георгий Баевский (справа) и механик Собакин на фоне Як-9У. 5 ГвИАП. Аэродром Шпротау, Германия. Апрель 1945 г.

На киле ЛАГГ-3 Леонида Гальченко вместо красной звезды изображена чёрная кошка, играющая с мышкой.

1942 год. Первоначально кошка была белой

Малютина Елена Мироновна и ее ласточка

Командир звена 180-го Гвардейского истребительного Сталинградского Краснознамённого авиационного полка

Генерал-майор Георгий Захаров в кабине Як-3. На самолете - Георгий Победоносец,

пронзающий змею с головой Геббельса. Весна 1945

Летчик 958-го штурмового авиационного полка, Герой Советского Союза Иван Мейлус .

Аэрокобра Вячеслава Сиротина

Николай Прошенков и его «Аэрокобра»

Самолёт Як-9Б командира 168-го ИАП подполковника Григория Когрушева.

Капитан Алексей Закалюк, 104-й ГвИАП

Самолет Алексея Алелюхина

Капитан Георгий Урвачёв (слева)

Летчик-истребитель Владимир Дмитриев

Самолет старшего лейтенанта Василия Алексухина

Федор Добыш и Александр Помазунов на фоне Пе-2 с крокодилом

Самолет Абрека Баршта

Самолет Николая Диденко

Самолет Владимира Покровского

Командир эскадрильи «Шербур» полка «Нормандия» Марсель Лефевр (Marcel Lefevre) и его советские товарищи (техник-лейтенант Тарасов и старший сержант Колупаев) у истребителя Як-9 №14

Орел Михаила Авдеева

Агитационный самолет АНТ-9 «Крокодил»

Командир эскадрильи 5-го штурмового полка Герой Советского Союза А. Путин перед боевым вылетом

Героя Советского Союза М.Д. Баранова (справа) поздравляют с очередной победой. Сталинградский фронт. 1942 г

«За Женю Лобанова» (ВВС Северного флота, Ил-2, 1943 г.)

Герой Советского Союза капитан А.Д. Билюкин в кабине своего именного самолета "Александр Невский"

Экипаж именного самолета-разведчика 39 ОРАП (слева направо): командир И.М. Глыга, стрелок-радист К.Н. Семичев и штурман СП. Минаев

«За Володю!» (32-й гв. иап, Северо-Западный фронт, Як-9, 1943 г.)

Самолет "Месть Барановых"

Экипаж майора К.Иванцова

Летный экипаж Н.В. Баранова перед последнем вылетом перед капитуляцией немцев.

С момента своего зарождения авиация переняла многие морские традиции, в том числе повышенное пристрастие моряков к различного рода суевериям. Так, вслед за флотом («баба на корабле к беде»), одной из наиболее дурных примет, сулящих летчику сплошные неприятности, стало присутствие на борту самолета или даже рядом с ним представительниц женского пола (что, впрочем, не отменяло благосклонности летчиков к девушкам за пределами аэродрома). Другой характерной чертой первых авиаторов была их яркая индивидуальность, которая неизбежно привела к попыткам придать узнаваемый внешний вид и своим самолетам. Так, уже в Первую мировую войну на бортах аэропланов появились различные рисунки и личные эмблемы летчиков, но в целом пуританское отношение общества того времени к изображению женского тела долгое время не позволяло появляться подобным картинам на бортах самолетов.

Как ни странно, но первопроходцами в изображении игривых красавиц на фюзеляжах стали российские летчики. Произошло это после Февральской революции 1917 года, когда авторитет командного состава сильно пошатнулся, и стало можно всё или почти всё. Начавшаяся вскоре Гражданская война только добавила вольницы в творчество аэродромных «живописцев», и борта «ньюпоров» и «сопвичей» запестрели девицами во фривольных позах. Что характерно, подобного рода живопись совершенно не прижилась в военно-воздушных силах других государств-участников Первой мировой, летчики которых ограничивались менее вызывающей живописью, а британские аэропланы вообще имели аскетичный внешний вид, и отличались друг от друга максимум тактическими знаками, состоявшими из геометрических фигур.

Закончившаяся Первая мировая, а затем и Гражданская войны унесли с собой и разноцветье внешнего вида авиационной техники. Следующий приход бортовой живописи в теперь уже в ВВС РККА состоялся в период Великой Отечественной войны, причем массовый характер это приобрело уже во второй ее половине, после завоевания советскими летчиками превосходства в воздухе. Однако, под бдительным взглядом политработников на «Яках» и «Лавочкиных» сталинских соколов появлялись в своем большинстве рисунки представителей животного мира (хищные птицы или всевозможные львы и тигры) или политическая сатира. Автору известно всего два снимка советских самолетов военного времени с рисунками, которые с большой долей условности можно отнести к эротической тематике, и на обоих снимках изображены «Аэрокобры», полученные по ленд-лизу. Вот оно, тлетворное влияние Запада!

На этом самом Западе тем временем бортовая живопись цвела махровым цветом. К началу Второй мировой войны необычайную популярность в США приобрел жанр рисунка, получивший название пин-ап (pin-up – от «прикалывать», т.е., подразумевается, что такой рисунок вешается на стену при помощи кнопок), классическим сюжетом которого была девушка, попавшая в неловкую ситуацию и лишившаяся части одежды. Соблазнительные красотки цеплялись чулками за колючий кустарник, их платья раздували внезапные порывы ветра, они нечаянно попадали на глаза художнику во время принятия душа или переодевания.

Если в Первую мировую войну американские летчики не были замечены в пристрастии к обнаженным красоткам, то с началом Второй мировой пин-ап начал победное шествие по фюзеляжам самолетов ВВС США. Командование предпочитало закрывать на художества глаза, справедливо полагая, что особого вреда для воинской дисциплины в этом нет, а вот определенное поднятие боевого духа присутствует. В дальнейшем эта традиция сохранилась, и как только американские ВВС вступали в бой, будь то война в Корее, Вьетнаме или Персидском заливе, на фюзеляжах самолетов сразу же появлялись нарисованные «боевые подруги». В последние пару десятилетий отношение к фюзеляжным художествам на эротические темы стало более лояльным и в других ВВС мира.

Истребитель «Ньюпор-23» из состава 22-го КАО Западного фронта с изображением русалки на борту – первый известный рисунок в стиле «ню» на самолете (http://vikond65.livejournal.com)


Русалка на борту «Ньюпора-17» преподносит ленту с красной звездой, видимо, владельцу самолета – начальнику авиации 9-й Армии Южного фронта И.И. Семенову (http://vikond65.livejournal.com)


На этот «Ньюпор» неизвестного красного летчика перенесен и вовсе классический сюжет – «Венера Урбинская» кисти Тициана
(http://vikond65.livejournal.com)


«Ньюпор-17» из 43-го разведывательного авиаотряда Туркестанского фронта, Бухара, 1920 г. Рисунок на борту воспроизводит картину французского художника Жюля Жозефа Лефевра «Мария Магдалина в гроте» (http://vikond65.livejournal.com)


Этот захваченный в апреле 1919 г. поляками на железнодорожной станции Вильно «Ньюпор-24бис» из состава 3-го артиллерийского авиаотряда украшает античный сюжет – стреляющая из лука богиня Диана. После ремонта поляки включили этот истребитель в состав своих ВВС (http://vikond65.livejournal.com)


На борту «Ньюпора-24бис» красвоенлета Попова из состава 44-го разведывательного отряда Западного фронта заламывает в отчаянии руки очередная обнаженная красотка. В октябре 1919 года летчик перелетел на своем истребителе к полякам. Закрасив красные звезды, те не тронули «произведение искусства» (http://vikond65.livejournal.com)


Летчики 3-й эскадрильи «Ангелы Ада» (Hells Angels) Американской Добровольческой Группы на фоне своего «Томагавка» P-40С, Бирма, 1941 г. В руках летчиков эмблема эскадрильи – обнаженная женская фигурка красного цвета с крыльями, призванная изображать исчадие ада (http://www.archives.gov)


«Аэрокобра» командира эскадрильи 69-го Гв.ИАП Героя Советского Союза Николая Прошенкова, 1944–1945 гг. Сложна композиция из отметок воздушных побед и двух женских портретов крайне нехарактерна для ВВС Красной Армии (http://waralbum.ru)


Летчики 102-го Гв.ИАП на крыле «Аэрокобры», дверь кабины которой украшена картинкой в стиле пин-ап. Судя по имеющимся снимкам других самолетов полка, процесс «украшения» истребителей был быстрым и эффективным – попавший в СССР вместе с летчиками-перегонщиками американский журнал был по-братски разобран на страницы и расклеен на дверках кабин (коллекция автора)


«Lady in the Dark» – ночной истребитель Northrop P-61 Black Widow, получивший свое имя в честь популярного мюзикла (http://www.indianamilitary.org)


Первый лейтенант Ричард О. Ленерт со своим механиком на крыле «Лайтнинга» P-38J «California Cutie». 55-я истребительная эскадрилья ВВС США, Англия, июнь 1944 г. (http://www.americanairmuseum.com)


Американские летчики любуются шедевром изобразительного искусства на борту бомбардировщика «Дуглас» A-20 «Хэвок» из состава 410-й бомбардировочной эскадрильи 97-й бомбардировочной группы. Великобритания, лето 1944 г. ()


Американские морские летчики Второй мировой войны баловались бортовой живописью вообще и пин-апом в частности на порядок реже своих сухопутных собратьев, однако нет правил без исключений. На фото линейка флотских «Хеллкэтов» F6F-5N из ночной истребительной эскадрильи VMF(N)-451, каждый из которых несет на носу свой рисунок
(http://www.zone-five.net)


Ночной истребитель P-61 с собственным именем «Moon Happy». Для кого-кого, но для японских бомбардировщиков, действовавших ночью, встреча с «Черными Вдовами» не сулила никакого счастья!
(http://www.modelersalliance.com)


Транспортный «Дуглас» C-53 «D-Day Doll» несет рисунок, посвященный высадке союзников в Нормандии 6 июня 1944 г.
(http://www.warbirdinformationexchange.org)


Лейтенант Гай Борделон – единственный среди морских летчиков США, принимавших участие в Корейской войне, добившийся титула аса, на фоне своего «Корсара» F4U-5N «Annie-Mo». Все его победы были заявлены ночью, в боях с легкими По-2 и Як-18, применявшимися в качестве бомбардировщиков (

Фав

После начала Первой мировой лётчики пустились во все тяжкие. Кто рисовал на железных птицах тузов, кто черепа, а один итальянец ― коня(того самого, что стал эмблемой Ferrari). И без женщин, разумеется, не обходилось.

Блюстителей нравственности такие украшения самолётов, конечно, раздражали, но приходилось терпеть ― сложно проповедовать мораль 20-летнему профессиональному убийце, которому завтра гореть в аэроплане на полнеба.

Когда война кончилась, гайки закрутили. Армия ― это порядок, здесь всё должно быть однообразно, подстрижено, покрашено и посыпано песком. Однако стоило начаться следующей мировой заварушке, как история повторилась.

Самыми большими ценителями самолётного арта оказались американские пилоты. Тому есть логичное объяснение. Британцы красили свои бомберы в маскировочные цвета и летали по ночам, когда их мало кто мог увидеть. Правда, цель разглядеть как следует тоже особо не получалось, но при бомбёжке городов особой точности не требуется. Американцы же, жутко гордившиеся своим прицелом« Норден», летали днём, а в солнечном небе такую бандуру, как Б-17, замаскировать под тучку не взялся бы даже Винни-Пух. Когда же командование спохватилось, что пилоты массово рисуют на самолётах какое-то нештатное безобразие, запрещать было уже поздно. Запретили только нечистую силу и азартные игры ― то есть чертей и карты попросили перерисовать.

Разумеется, каждому экипажу хотелось, чтобы на их самолёте был не сеятель в стиле Остапа Бендера, а настоящее произведение искусства. Лучше всего это получалось у тех, кто дружил с кистью и краской еще на гражданке.

Например, на Тихом океане в 20-й картографической эскадрилье в звании капрала служил Эл Мерклинг, до войны работавший иллюстратором и дизайнером игрушек. Вскоре на окрестных бомберах начали появляться не предусмотренные уставом рисунки. Первым стал бомбер лейтенанта Джона Вутена. При перелёте из США в Австралию самолёт так перекосило в турбулентности, что боевую машину пришлось латать ещё до фронта. По этому случаю экипаж скинулся и попросил Мерклинга нарисовать им что-нибудь эдакое. Эл и нарисовал ― Patched Up Piece, в смысле,« заплатка на заплатке». Картинка всем понравилась, и к Мерклингу народ выстроился в очередь. До конца войны он разрисовал не меньше двенадцати B-24 и пару-тройку машин помельче.

По другую сторону планеты повезло истребителям из 334-й эскадрильи. Их механик, Дон Аллен, до войны успел окончить художественную школу в Кливленде. Рисовать на истребителях было, конечно, труднее, чем на бомберах, но у Аллена получалось. Кстати, он не мешал искусство с порнографией. Поэтому, когда пилоты просили:« Дон, а нарисуй мне такое ню, чтобы у фрица глаза на лоб полезли!» ― Аллен отвечал:« Спокуха! Сделаем красиво и не пошло!» И так разрисовал почти сорок самолётов. После войны стал крутым коммерческим художником, главой студии. Как-то под настроение перерисовал часть своих военных рисунков и подарил музею авиации в Довере, штат Делавэр. Будете в тех местах ― не пропустите.

Дон Аллен рисует« Мисс Даллас»

Работавшая на базе 385-й бомбардировочной группы Энн Хейворд начала с рисунков на стене клуба для лётчиков, а потом принялась за куртки пилотов и за сами самолёты. Судя по всему, парням нравился как результат, так и сам процесс. В самом деле, жизнь бомбера скучна и однообразна, что ни день ― одно и то же:« мессеры», зенитки, приполз на честном слове и одном крыле. А тут среди унылых будней красивая девушка тебе самолёт раскрашивает. Лётчики группы даже написали коллективное письмо с просьбой освободить её от другой работы и выделили Энн специальный джип.

Конечно, талантливые художники, способные придумать оригинальный рисунок, на войне были в дефиците. В таком случае брались готовые сюжеты. В топе был Альберто Варгас из журнала« Эсквайр». Говоря« пин-ап», обычно именно его и вспоминают. Владельцы журнала тогда проявили выгодный патриотизм ― разослали военнослужащим бесплатно аж девять миллионов экземпляров. Только представьте: сидят бедные джи-ай в какой-нибудь дыре посреди Тихого океана, куда даже акулы только по праздникам заплывают, и тут в очередной посылке ― бац, журнал с полуодетыми красотками. Боевой дух сразу твердеет и поднимается на недосягаемую высоту.

Ну а кому журналов не хватило, копипастили с плакатов известных актрис, танцовщиц и просто симпатичных девчонок. Получалось иногда даже отдалённо не похоже на оригинал, но парням нравилось.