Аничков дворец главный корпус. Аничков дворец – символ монаршей любви к России (1) - Вопросы истории

Аничков дворец. История и владельцы.

В первой четверти XVIII века, при императоре ПетреI эти земли принадлежали первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга Девиеру Антону Мануиловичу(1682-1745).

Генерал Девиер.А.М.

Судьба благосклонна была к этому человеку, в юном возрасте оказался в России, благодаря своим способностям сделал отличную карьеру, приобретя и новую Родину.

Генерал, соратник императора ПетраI, который ценил его организаторские способности и всячески помогал ему. Благодаря царю, Девиер женился на сестре князя Меншикова.А.Д. , который очень недолюбливал молодого генерала. Самому Девиеру часто по своей должности приходилось разбирать различные махинации князя Меншикова, докладывая царю.

После смерти ПетраI, в царствование его супруги императрицы ЕкатериныI князь Меншиков имеет огромное влияние и власть. После интриг Меншикова, не любимый им супруг сестры Анны, генерал Девиер в 1726 году обвиняется в заговоре против императрицы и отправляется в 1727 год в ссылку. Супруга генерала Анна Даниловна Девиер, урождённая Меншикова, отправляется с детьми в ссылку, в дальние деревни.

Девиер Анна Даниловна, супруга генерала и сестра св. князя Меншикова А.Д.

Земли были конфискованы, но в запустение были не долго, вскоре здесь разместился двор Преображенского полка. Тогда это была окраина Петербурга, плохо застроена. Через реку был деревянный мост, который назывался Аничков. Своим названием обязан полковнику Аничкову М.О. ,который руководил строительствами и ремонтными работами мостов в Петербурге. Возможно, здесь где-то и находился дом полковника Аничкова.

При вступлении на престол императрицы Елизаветы Петровны, дочери ПетраI в 1741 году на территории этих земель начинается строительство дворца.

Строительство затянулось на долгих 15 лет, менялись архитекторы – Земцов.М.Г. , затем Дмитриев.Г.Д. и завершал Растрелли Ф.Б.

Императрица Елизавета, любившая роскошь и праздники, не скупилась в средствах. Как и все творения архитектора Растрелли, дворец планировался большой, с богатой отделкой как внутри, так и фасада. Фасад с элементами в стиле барокко, выходящий на реку.

Дворец должен был восхищать своей роскошной красотой, богатством воображение приезжающих в город. Это первое каменное строение на Невском проспекте, крупное и объёмное.

Императрица Елизавета Петровна.

Строительство полностью завершилось в 1756 году. Со стороны проспекта дворец имел храм, наверху купол с крестом. На другом корпусе дворца, на куполе установили звезду. Центральный фасад украшало множество роскошной лепнины.

Гости прибывали по реке Фонтанке к главному фасаду дворца. ДоСадовой улице был устроен большой сад, с множеством скульптур и павильонов. Несколько сохранившихся до наших дней гравюр, изображающих Аничков дворец того периода времени, показывают нам всё великолепие и богатство фасадов.

Аничков дворец. XVIII век, 70-е годы.

Императрица Елизавета Петровна, новый дворец дарит своему фавориту, графу Разумовскому Алексею Григорьевичу(1709-1771).

Граф Разумовский Алексей Григорьевич.

Граф имеет достаточно интересную судьбу. Родился и вырос в крестьянской семье на Украине(Малороссии), пас скот. Красивого юношу, хорошо поющего при местной церкви, заметил чиновник из Петербурга, набиравший придворных певчих. Так Алексей оказался в Петербурге, где его вскоре заметила царевна Елизавета и забрала к себе. В те годы, правления своей двоюродной сестры, императрицы Анны Иоанновны царевна жила скромно. При ней был небольшой двор, состоявший из бедных, но преданных дворян и родственников матери царевны. Разум Алексей превращается в Разумовского и занимает достойное место при Елизавете. Место он займёт и в сердце царевны Елизаветы, на долгие годы, она полюбит его.

При вступлении на престол в 1741 году императрицы Елизаветы Петровны на Разумовского посыпались звания. Награды, большие земельные уделы.

Как отмечают многие его современники, Алексей Григорьевич был замечательным человеком, богатство его не испортило. Он был прост в общении, со многими дружил и помогал. Так простой крестьянин из Малороссии получил графский титул и стал влиятельным вельможей при дворе Елизаветы.

Императрица Елизавета Петровна.

Граф не принимал участия в интригах при дворе. Не поддерживал враждующие между собой партии и со всеми дружил. Жил он со своей царицей, благодаря ей всё имел в жизни. Через всю свою жизнь он пронесёт искреннюю любовь и уважение к своей Елизавете, тяжело переживая её смерть.

Существует версия и многие современники того времени не отрицают, что императрица Елизавета Петровна тайно венчалась в церкви со своим любимым Алексеем. Они оба были сильно верующими людьми, наверное, так могло и быть, но никаких бумаг, подтверждающих документально, этот факт нет. Многочисленные родственники нового графа переехали в Петербург, о них он заботился и помогал. Помогал он и землякам с Украины. Несмотря на недостаточное образование, граф Разумовский А. Г. окружил себя множеством образованных помощников. Многие из его помощников сделали затем головокружительную карьеру, например его земляк, начинавший у него секретарём, а в конце жизни канцлер и князь Безбородко.А.

Дворец достраивался в последние годы царствования императрицы Елизаветы Петровны. Она часто болела и балы, маскарады, которые так любила, проводились не так часто, как раньше. После смерти своей благодетельницы, любимой императрицы граф Разумовский проживёт в уважении и почёте более 10 лет, занимая Аничков дворец. Императрица ЕкатеринаII с уважением относилась к пожилому графу, дружила с его братом, она предлагала ему титул князя, но он вежливо отказался. Умер граф в 1771 году бездетным, его дворец достаётся родному брату.

Императрица ЕкатеринаII.

Граф Разумовский Кирилл Григорьевич(1728-1803), брат Алексея Григорьевича. Благодаря старшему брату, фавориту императрицы Елизаветы, Кирилл получил великолепное образование, учился за границей. От природы имел вкус, имел большие коллекции предметов искусства.

Граф Разумовский К.Г. 1766 год.

Граф выгодно женился на богатой наследнице Нарышкиной, имел детей, получивших тоже хорошее образование. Дружил с императрицей ЕкатеринойII, которая его очень уважала. Молодой и образованный граф занял достойное место при дворе императрице ЕкатеринеII.

Граф Разумовский К.Г.

Кирилл Григорьевич имел множество наград и званий при дворе, занимал пост президента Академии наук, покровительствовал и помогал многим талантливым художникам, архитекторам, поэтам и музыкантам. Был назначен гетманом на Украине и занимал этот пост до упразднения гетманства.

Анна Демьяновна Разумовская. 1746 год, мать графов Григория и Кирилла. Из бедной крестьянки с Украины превратилась в богатейшую помещицу.

Граф, гетман Украины Разумовский К.Г.

В 1776 году императрица ЕкатеринаII покупает Аничков дворец у его владельца, графа Разумовского.К.Г. и дарит дворец своему новому фавориту – графу Потёмкину Григорию Александровичу(1739-1791). Потёмкин из обедневших дворян, хорошо образован и делает успехи по службе. Сначала фаворит императрицы, а затем незаменимый друг и соратник ЕкатериныII. Который сам стал подбирать императрице молодых фаворитов.

Князь Потёмкин. Г.А.

Григорий Александрович имеет множество талантов, гос. деятель и полководец. Князь Потёмкин имел организационные способности, благодаря ему осваивались новые территории России, после победоносной войны с Турцией. Приобретённый после войны полуостров Крым бурно развивается под руководством князя. Строятся новые города, Николаев, Херсон и Екатеринослав. У России появляется новый Черноморский флот, который строится под руководством князя.

Князь Потёмкин.Г.А.

Императрица ЕкатеринаII.

Князь Потёмкин перестраивает Аничков дворец. Из великолепного барочного облика, дворец преображается, в более классический, по моде того времени. Внутри залы расширили, здесь устраивались пышные приёмы, торжества и балы. Сад тоже потерпел изменение, его обновили и перепланировали. Появились галереи с множеством тропических растений. Потёмкин сделал головокружительную карьеру, в признания заслуг к своей фамилии получил приставку – Таврический. Строился для него и новый Таврический дворец в Петербурге.

Князь Потёмкин-Таврический.Г.А.

В 1785 году императрица ЕкатеринаII выкупает Аничков дворец у Потёмкина, долгое время там располагается царская канцелярия.

К началу XIX века при императоре АлександреI, усадьба Аничкова дворца постепенно с западной части начинает застраиваться новыми зданиями. Появляется Публичная библиотека, в павильонах выступают итальянский театр.

Император АлександрI.

Императрица Елизавета Алексеевна, супруга АлександраI.

Император в1809 году дарит Аничков дворец своей любимой сестре великой княгине Екатерине Павловне(1788-1818) к свадьбе с герцогом Георгом Ольденбургским. Пара остаётся жить в России, дворец будет являться их домом в Петербурге.

Вел.кн. Екатерина Павловна.

Она имела большое влияние на своего брата императора АлександраI. Не плохо разбиралась в политике и брат прислушивался к её мнению.

Принц Ольденбургский Георг. 1811 год. Супруг вел.кн. Екатерины Павловны.

Дворец долгое время не обновлялся и требовал большого ремонта. Под нужды семьи сестры императора снова перестраивается. Большая столовая и Танцевальный зал тех времён сохранился до наших дней.

После смерти супруга герцога Ольденбургского в 1812 году вел.кн. Екатерина Павловна занимает дворец до 1816 года. Затем продаёт дворец в казну, выходит замуж и уезжает из России.

Вел. кн. Екатерина Павловна, в замужестве принцесса Ольденбургская.

Император АлександрI в 1817 году дарит Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу к свадьбе с прусской принцессой. Дворец капитально ремонтируют, сад приводят в порядок и начинается новая жизнь у этого дворца.

вел.кн. Николай Павлович(будущий император НиколайI).

Семья вел. кн. Николая Павловича проживает здесь до вступления на престол, здесь рождаются их первые дети. Супруги живут счастливо, дворец им нравится и стал для них домом.

Вступив в 1825 году на престол и став императором НиколаемI продолжают здесь проживать. Дворец получает статус – императорского и является вторым после Зимнего дворца (сейчас это Эрмитаж). В 1837 году в Зимнем дворце случился сильнейший пожар, императорская семья проживала в Аничковом дворце.

Император НиколайI.

Императрица Александра Фёдоровна (супруга НиколаяI) с детьми.

НиколайI любил этот дворец, здесь они были счастливы. Устраивались тут приемы и балы, музыкальные вечера в более интимной обстановке, среди друзей. Статусный и более официальный был Зимний дворец.

Император НиколайI с дочерью Марией.

Император НиколайI.

Императорский герб.

В царствование НиколаяI территория вокруг дворца быстро расстраивалась. Архитектор Росси строит Александровский театр, прилегающая улица обустраивается одинаковыми зданиями и выходит к Чернышёву мосту. В одном из зданий располагается Дирекция Императорского балета на долгие годы.

Император НиколайI.

Императрица Александра Фёдоровна.

С 1841 года Аничков дворец переходит к наследнику престола великому князю Александру Николаевичу. Здесь наследник живет с молодой своей супругой вел. кн. Марией Александровной. Также здесь размещается их малый двор, устраиваются свои приёмы, балы, встречи с друзьями.

Наследник престола вел.кн. Александр Николаевич.

Юная вел.кн. Мария Александровна, супруга наследника.

При вступлении на престол вел.кн. Александра Николаевича под именем императора АлександраII в дворце продолжает жить его мать, вдова НиколаяI вдова Александра Фёдоровна и родной брат императора вел. кн. Николай Николаевич.

Император АлександрII.

Императрица Мария Александровна, супруга АлександраII.

Аничков дворец со стороны Невского проспекта. Акварель.

Дворец стали называть Николаевским, был проведён водопровод, канализация.

Император АлександрII принимаем парад у Аничкова дворца. Акварель.

Бал времён царствования императора АлександраII. Акварели.

В 1860-х годах за дворцом, у театра по указанию императора АлександраII возводится памятник императрице ЕкатеринеII и сподвижникам её царствования. Екатерининский сквер с великолепным памятником императрице, Александровский театр украшают Петербург и в наше время.

Следующим в дворце жил по уже сложившейся традиции наследник престола вел.кн. Александр Александрович. В 1880-е годы со стороны Невского проспекта был построен сплошной забор, в целях безопасности. Последние годы царствования императора АлександраII в разгул террора и травли на представителей императорской семьи, это было необходимо.

Аничков дворец. Фото. Конец XIX века.

После зверского убийства АлександраII, престол занимает его сын, под именем АлександраIII.

Семья императора АлександраIII.

АлександрIII любил этот дворец. Не очень любивший публичности, а здесь семья спокойно проживала много лет, родились первые дети.

Император АлександрIII.

Аничков дворец. Фото. 1880е годы.

До революции 1917 года, в Аничковом дворце проживала вдова АлександраIII, мать императора НиколаяII –вдовствующая императрица Мария Фёдоровна.

Имп. Мария Фёдоровна с дочерью Ольгой.

Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна с сыном императором НиколаемII.

Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна среди друзей и придворных. Аничков дворец.

Новогодняя ёлка в Аничковом дворце, фото до 1917 года.

В 1914 году в церкви дворца произошло венчание князя Юсупова Ф.Ф. младшего с вел. кн. Ириной Александровной (племянница имп. НиколаяII, внучка имп. Марии Фёдоровны).

Князь Юсупов.Ф.Ф с супругой вел.кн. Ирина Александровна.

Аничков дворец имеет свою замечательную историю, всегда до вступления на престол, по сложившейся традиции здесь проживала семья наследника престола. Во дворце имелась большая библиотека, множество дорогих сердцу вещей нескольких поколений династии Романовых.

После революции 1917года многие вещи из дворца распродавались за границу, здесь расположился Музей города. В 1937 году в здании открылся Дворец пионеров, в годы ВОВ 1941-1945 годах в главном корпусе располагался госпиталь. В главный корпус попала бомба и его вскоре капитально ремонтировали, многие помещения утратили свой облик, пострадала внутренняя отделка.

Весь Советский период в здании так и размещался Дворец пионеров, для детей города было множество кружков по интересам. И сейчас те же функции, только поменялось название – Дворе творчества юных, множество кружков для детей.

Но всё же многие комнаты сохранили убранство, камины. В Советские годы здесь не проводились экскурсии, любителям истории и туристам попасть сюда не было возможности.

Аничков дворец сегодня. Мои впечатления:

Если выйти из станции метро «Гостиный двор» и пройти по правой стороне Невского проспекта, выходим к Екатерининскому скверу(бывшая площадь Островского). Центральное место занимает замечательный памятник императрице ЕкатеринеII и её сподвижникам. Вокруг уютные лавочки среди цветников и кустов сирени.

Памятник имп. ЕкатеринеII и её сподвижникам.

С правой стороны от памятника находится здание Публичной библиотеки.

Здание Публичной библиотеки.

Прямо за памятником располагается Александровский театр(сейчас театр драмы им. А.С.Пушкина.).

Александровский театр.

А с левой стороны от памятника находятся не большие павильоны Аничкова дворца. Павильоны украшают фигуры древнерусских витязей, решётка между ними, небольшие ворота которой украшают вызолоченные двухглавые орлы.

Ворота сада Аничкова дворца.

Сюда можно пройти, здесь небольшой уютный садик, что осталось от большого в XVIII веке парка. Сам фасад Аничкова дворца с этой стороны ничем не примечателен и затенён большими деревьями, но ближе к павильонам красивые цветники и газоны.

Павильон Аничкова дворца, украшают древнерусские витязи.

Отсюда к центральному фасаду не пройти, для этого нужно выйти на Невский проспект и пройти вдоль сплошного забора дворца. Здесь есть калитка, через неё можно пройти к дворцу, или пройти со стороны реки Фонтанки.

Центральный фасад дворца достаточно большой, но не имеет уже богатой отделки барокко Растрелли XVIII века и даже перестроенного XIX века. Всё достаточно скромно и лишь высота и размер здания выдают его былую значимость. У входа портят вид растущие неуклюжие голубые ели, которые так любили сажать не всегда к месту в СССР. Весь теперешний вид напоминает о Советском периоде истории этого дворца.

Центральный фасад Аничкова дворца.

Но здесь достаточно уютно, не смотря на то, что совсем рядом шумный Невский проспект. Здесь нет толп любопытных иностранных туристов. Да и наши соотечественники, туристы не многие знакомы и знают об Аничковом дворце.

Проходя мимо, сразу попадаешь под очарование Аничкова моста с его замечательными скульптурами и затем одного из самых красивейших дворцов Петербурга – Дворца Белосельских-Белозерских (красный фасад с атлантами впечатляет своей грандиозностью и красотой).

Вид на Аничков мост, за ним Дворец Белосельских-Белозерских.

Дворец Белосельских-Белозерских.

Аничков мост.

Аничков мост, за ним здание Аничкова дворца, закрывающее его центральный фасад.

Так что, Аничков дворец не заметен среди такой красоты Невского проспекта.

Каждый год я приезжая вС-Петербург не мог попасть на экскурсию в Аничков дворец. Сейчас экскурсии стали проводить посредники и администрация Дворца творчества юных. Экскурсии не постоянные, а в определённый день и час, неделя моего пребывания в городе, не совпадала с графиком обзорной экскурсии по дворцу. И вот, наконец мне посчастливилось попасть. Предварительно позвонив в администрацию дворца творчества юных, записавшись на обзорную экскурсию, утром мне нужно было купить билет как меня предупредили (их число ограниченно), хотя начало в 13.00 часов. Входной билет стоит 150 рублей, у посредников в два раза дороже. Продаются билеты в администрации, небольшое одноэтажное здание, правее от павильонов, ближе к Александровскому театру. Проводятся экскурсии по сеансам, набирается небольшая группа, сбор у центрального входа.

Пройдя через очень бдительную охрану и любопытных бабушек вахтёров (словно в Советские времена) нас провели в холл на первом этаже, где есть гардероб и ужасные советского образца туалеты. Затем в небольшой комнате нам стали показывать фильм о перезахоронении в 2006 году праха вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, перевезённый из Дании в Петропавловский собор Петербурга. Она считалась последней владелицей Аничкова дворца до революции 1917 года и там проживала. Успев покинуть Россию от палачей большевиков, она еще десять лет проживёт на Родине в Дании у родственников, оплакивая смерти близких родственников.

Экран телевизора большой, а фильм не по формату. Мне сразу как-то не уместным фильм показался и к чему?. Ведь экскурсия у нас обзорная, да и история дворца связана не только с именем матери императора НиколаяII. Сразу же посыпались глупые вопросы от наших пожилых любознательных туристов, которые только впервые узнали о имп. Марии Фёдоровне, но и совершенно элементарных вещей не знают об истории Петербурга. Но впереди ожидало, больше странностей и глупостей этой экскурсии, всё по порядку.

По великолепной лестнице, цвет стен торжественно зелёный, мы поднялись на второй этаж в предвкушении впечатлений от интерьеров залов дворца.

Аничков дворец. Парадная лестница.

Парадная лестница.

Сразу же попали в две небольшие комнаты, без какой либо отделки интерьеров. Стены были расписаны Советскими художниками сюжетами из сказок А.С. Пушкина, детей детского сада, наверное, это впечатлило бы. Экскурсовод с таким восхищением стала нам рассказывать о сюжетах, словно забыла, что мы не маленькие дети и пришли послушать сказки Александра Сергеевича.

Самые первые впечатления у меня стали почему-то смазываться, но мое хорошее чувство юмора меня не подводило. Да, смеялся я сам над собой, таких экскурсий у меня ещё не было, но интрига осталась, что же будет дальше.Хотя я до посещения много изучил, почитал отзывы людей об экскурсии, но как-то не поверил плохим комментариям, а зря. Дальше посмотрели несколько достойных комнат, но фото из-за плохого освещения получились не очень хорошего качества.

Мои фото интерьеров Аничкова дворца. Может не всегда удачные ракурсы, да и освещение плохое, а фотовспышкой пользоваться запрещено.

Интерьеры комнат Аничкова дворца.

Эти несколько помещений, меня впечатлили, но я знал, что нам показали меньше половины.

На мой вопрос экскурсоводу про другие комнаты, она ответила, что там реставрация. На вопрос, зачем проводить экскурсию, если больше половины помещений закрыто и практически мы ничего не увидели, она вежливо промолчала.

Помещение библиотеки.

Текст экскурсовода составлен крайне не профессионально, получилась какая-то детская экскурсия. Внимание на деталях, той или иной комнаты не было, хотя камины великолепно сохранились. Для тех, кто разбирается в истории Петербурга и династии Романовых получилось крайне не интересно на мой взгляд. Хотя из группы многие и не поняли, что самые красивые и великолепно отреставрированные комнаты, да и хорошо сохранившиеся с советских времён нам не показали.

На ротонде, с такой гордостью наш экскурсовод показала нам стенды, подаренные Данией для Аничкова дворца. На стенде вся сухая справочная информация об императрице Марии Фёдоровне, с множеством из книг о ней, растиражированных копий фотографий плохого качества. Словно большая стенгазета Советских времён где-нибудь в школе, да ещё с массой ортографических ошибок в тексте на русском языке. Какое-то не уважение к памяти этой достойной женщине, для которой Россия стала вторым домом и где, в конце своей жизни она потеряет всё, детей, внуков и память о счастливых годах своей семьи.

Да, у нас в России много так называемых «самодеятельных»- так я их называю музеев не о чём, где нет экспонатов, ксерокопии карт и гравюр, копии современных художников считаются экспонатами. Например, новый музей Царицыно. Но Петербург, с таким количеством замечательных музеев, с множеством запасников и огромными архивами. Думаю, что если бы хотели, создали бы что-то хорошее, профессиональное и стоящее, а уж если нет желания, не надо этой пошлости.

У многих туристов из нашей группы вся информация смешалась, совершенно не понимая и путая, начались глупые вопросы задаваемые экскурсоводу. Моя долгая улыбка смутила одну из женщин, задающих множество вопросов по Аничкову дворцу. Я ответил,что у меня хорошее настроение, не хотелось никого обижать. А ведь можно было элементарно, что-то почитать по истории Аничкова дворца, информации при желании достаточно.

Не очень люблю Дворец Юсуповых на реке Мойке за жадность, суету и поставленные на поток экскурсии, толпы туристов и особенно иностранцев. Дворец Юсуповых не имеет статус музея, это Дворец культуры, как и Аничков дворец – Дворец творчества юных. Я не призываю к потоку туристов и жадности, как там. Но там, достаточно профессионально и интересно всем происходят экскурсии, экскурсоводы отлично подготовлены.

Сейчас в Петербурге много экскурсий и новых филиалов музеев появилось. Аничков дворец (интерьеры) впечатлили, а проведение экскурсии меня конечно не порадовало. Хочется надеяться, что поменяется здесь отношение администрации к истории дворца. А во дворце, конечно,есть что посмотреть, сохранились красивые интерьеры Белоколонного зала, Концертного зала, Зимний сад, Малиновая, Золотая и Голубая гостиные.

Но, не смотря на мои замечания по проведению экскурсии организаторам, советую обязательно посмотреть Аничков дворец. Интерьеры дворца впечатляют.

Советую посетить в Петербурге помимо известных музеев, их филиалов, мало разрекламированные, но не менее интересные музеи. Например:

Дворец Шереметевых на реке Фонтанке(Музей музыки).

Музей Ф. Шаляпина.

Дворец Белосельских-Белозерских(обзорная экскурсия).

Дворец Меншикова (филиал Эрмитажа).

Михайловский замок(филиал Русского музея, замечательная постоянная выставка русской портретной живописиXVIII века).

Музей театрального искусства(здание левее от Александровского театра).

Строгановский дворец (обзорная экскурсия).

Дворец Юсуповых на реке Мойке (обзорная экскурсия).

Музей-квартира А.С. Пушкина на реке Мойке.

Музей Г. Державина

(литературный).

Музей-заповедник « Гатчина»(дворец).

Музей-усадьба «Павловск» (замечательный дворец и парк).

Музей-заповедник «Ораниенбаум»(дворец и парк).

Желаю вам удачи и новых замечательных впечатлений о Петербурге и его пригородах.

Одним из самых выдающихся памятников дворцовой архитектуры Петербурга XVIII-XIX веков является Аничков дворец. Он расположен на правом берегу реки Фонтанки, недалеко от Невского проспекта. Дворец получил свое название от Аничкова моста. Подполковник М. О. Аничков в петровское время руководил рабочими командами солдат. В 1730-е годы здесь находилась загородная резиденция первого генерал-полицмейстера Петербурга А. М. Девиера. Затем участок перешел к откупщику Лукьянову. Он выгодно продал его дочери Петра I цесаревне Елизавете. Распоряжением от 10 августа 1741 года было велено строить на этом месте дворец. Составление проекта дворца и возведение его императрица Елизавета Петровна поручила замечательному русскому архитектору, ученику Доменико Трезини, Михаилу Григорьевичу Земцову.

Первоначально дворец был задуман как великолепная загородная усадьба с регулярным садом. Он должен был всем своим обликом - размерами, богатством и разнообразием отделки, цветом - привлекать к себе внимание, резко выделяться среди других построек. По проекту Земцова дворец успели построить только до второго этажа. После его смерти осенью 1743 года работы были поручены его помощнику архитектору Г. Д. Дмитриеву, который проводил строительство по «учиненным» чертежам. Завершение строительства и отделка интерьеров связаны с именем Ф. Б. Растрелли, который внес в замысел Земцова существенные поправки. Растрелли существенно изменил планировку и оформление фасадов. Над боковыми ризалитами были возведены высокие восьмигранные купола, затейливо обработанные рокайлями и вазонами. На куполе одного ризалита (в котором размещалась церковь) был установлен крест, на куполе другого - звезда. Центральный ризалит архитектор увенчал треугольным фронтоном, овальным гербовым щитом и пышной декоративной скульптурой. Но дворец, каким его видел Растрелли, свой облик не сохранил. Большей частью он был уничтожен пожаром 1762 года. О здании можно судить лишь по сохранившемуся рисунку, сделанному в 1753 году художником М. И. Махаевым.

Дворец и сад регулярной планировки с фигурными партерами и прудами, боскетами и фонтанами занимали всю территорию между набережной Фонтанки и Садовой улицей, Большой перспективой и Аничковым переулком. Главный фасад дворца выходил на Фонтанку, а не на Невский проспект. Противоположный фасад был обращен к саду. Вся усадьба с садом была ограждена глухим забором, тянувшимся до Садовой улицы. В центре парадного двора вырыли небольшой бассейн-гаванец, связанный с Фонтанкой каналом. Так суда могли попасть прямо к парадному крыльцу дворца. На берегах канала расположились две галереи-колоннады. Вдоль Фонтанки парадный двор был ограничен прогулочными галереями.

Отделка помещений дворца производилась по чертежам и под наблюдением Растрелли. Живописные работы выполняли А. П. Антропов, И. Я. Вишняков, братья Вельские и другие мастера. Дворцовая церковь занимала второй и третий этажи в правом крыле здания, расположенном вдоль Большой перспективы. Ее интерьеры были отделаны особенно тщательно. Трехъярусный резной иконостас, покрытый позолотой, достигал высоты 11 метров. Он отличался богатым барочным орнаментом. В настоящее время иконостас находится в соборе Владимирской иконы Божьей Матери на Владимирской площади. Полностью строительство дворца было завершено в 1754 году. На протяжении десятилетий здание неоднократно переходило от одного владельца к другому. Спустя три года после завершения строительства императрица подарила дворец своему фавориту графу Алексею Григорьевичу Разумовскому, с которым была тайно повенчана. После смерти графа Аничкова усадьба перешла к его брату, гетману Кириллу Григорьевичу Разумовскому, который в Петербурге практически не жил. Постепенно дворец и сад стали приходить в запустение. Императрица Екатерина II выкупила усадьбу у гетмана и в 1776 году пожаловала ее князю Г. А. Потемкину в знак признания его заслуг в Русско-турецкой войне. По его повелению многие помещения дворца в 1778-1779 годах были перестроены архитектором И. Е. Старовым. На месте регулярного сада разбили живописный пейзажный парк с большим прудом и островом в центре. Галереи и каменная ограда дворца были разобраны, гавань и пруды засыпаны. К дворцу пристроили Зимний сад и террасу. Для маскарадов и празднеств возвели Итальянский дом с галереей. Барочная отделка дворца была заменена более строгой, в стиле классицизма. Над боковыми ризалитами вместо фигурных луковичек появились плоские купола. Этот внешний облик здания сохранился с незначительными изменениями до наших дней.

В 1793 году постоянно нуждавшийся в деньгах светлейший князь продал Аничкову усадьбу купцу Шемякину. Екатерина II выкупила ее и снова подарила Потемкину. В 1794 году, после переезда Потемкина в Таврический дворец, усадьба была куплена Кабинетом Его Императорского Величества - ведомством, распоряжавшимся имуществом царского двора. Здесь оно находилось при Павле I, но в царствование Александра I архитектор Кваренги возвел для Кабинета специальное здание. Тогда же отдельные участки усадьбы были переданы под государственное и частное строительство. В 1803-1805 годах на берегу Фонтанки и по Невскому проспекту архитектор Дж. Кваренги возвел два корпуса торговых рядов с открытыми аркадами, объединенных ионической колоннадой. Именно с этого времени главный фасад дворца и оказался заслоненным со стороны реки. Аркады в 1885 году заложили кирпичом. Между корпусами остался только проезд, украшенный шестью стоящими попарно колоннами.

В 1809 году Аничков дворец вместе с оставшейся частью усадьбы был подарен Александром I его сестре Екатерине Павловне. После свадьбы с герцогом Ольденбургским великая княгиня поселилась во дворце постоянно, и его стали именовать «дворцом Ее Высочества великой княгини Екатерины Павловны». В это время здесь появились новые интерьеры, отделанные архитектором Л. Руска в стиле классицизма. Руска также возвел новые здания дворцовых служб и конюшен. На «возобновление» дворца было назначено 154 272 рубля, внутренняя же отделка обошлась в 410 997 рублей. В начале 1812 году во дворце снова случился пожар, убытки от которого исчислялись сотнями тысяч рублей.

В 1816 году Екатерина Павловна снова вышла замуж и уехала из России. Дворец опять был куплен в казну за 2 млн рублей и перешел в ведение Департамента уделов. В следующем году император Александр I подарил усадьбу на бракосочетание своему брату, великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I). После вступления на российский престол Николая I Аничков дворец стал официально называться «Собственным Его Императорского Величества дворцом». Император говорил, что провел в нем «счастливые и лучшие годы своей жизни». После пожара 1837 года в Зимнем дворце на время его реставрации император переселился в Аничков.

В начале XIX века территория между усадьбой и новым зданием Публичной библиотеки, возведенной в 1796-1801 году по проекту архитектора Е. Т. Соколова, была бессистемно застроена неказистыми частными домами. В 1817-1818 годах архитектор К. И. Росси блестяще осуществил реконструкцию усадьбы, одновременно создавая ансамбль площади Островского. По проектам зодчего парадные помещения дворца были отреставрированы и заново отделаны. Усадебный сад из заброшенного превратился в живописный и уютный. Заново была устроена церковь на верхнем этаже северного бокового ризалита. Ее освятили во имя святого князя Александра Невского. Церковь украсил новый иконостас, в оформлении которого участвовали художники Б. Медичи и Ф. Торичелли. Стены декорировали пилястрами и покрыли прекрасными росписями. На территории усадьбы Росси возвел манеж и изогнутый по дуге Сервизный корпус, который закрыл вид из окон дворца на служебные постройки. Неподалеку от дворца соорудили два павильона: один на углу Невского проспекта, другой - в глубине площади. Высота их равна высоте первого этажа Публичной библиотеки - 7,3 м, длина - 20,7 м. Размеры их невелики, но смотрятся они как монументальные постройки. Все фасады павильонов различаются «настроением». Главный и боковой, обращенные к городу, более строги и величественны, тогда как садовый фасад, наоборот, более скромен. Внутри каждого павильона был спроектирован большой зал, разделенный колоннами, живописные плафоны и лепные панно на стенах. В формировании облика павильонов велика роль скульптуры. Статуи, которые изображают старого и молодого воинов, символизируют народ, защитивший Россию в войне 1812 года.

Во второй половине XIX века первоначальный облик павильонов был нарушен пробивкой дополнительных окон и дверей. Изменилось и количество украшавших их скульптур. Прежде их было шестнадцать - по восемь на каждом павильоне. Теперь осталось вдвое меньше: пять на угловом павильоне и три - на втором. Тем не менее, даже в таком виде они прекрасно вписываются в ансамбль Невского проспекта.
От проспекта и площади усадьбу отделила красивая ажурная чугунная ограда из копий с золочеными стрелами и венками. Ограду, а также балюстрады, венчавшие павильоны, отливали на Александровском (позже Пролетарском) заводе. Аничков дворец стал постоянным местонахождением «малого двора». В нем устраивали балы и торжественные приемы. В 1830-е годы «танцевала в Аничкове» жена А. С. Пушкина, красавица Натали Гончарова. Во дворце прошло детство Александра Николаевича (будущего императора Александра II), первенца и наследника императора Николая I, а в 1841 году дворец был подарен Александру в день его бракосочетания. В 1850-х годпх под руководством архитектора А. И. Штакеншнейдера в здании проводились некоторые переделки, связанные с устройством жилых помещений и проведением в них водопровода и канализации. 28 ноября 1866 году после бракосочетания с датской принцессой Дагмарой, нареченной Марией Федоровной, во дворце поселился великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III. После восшествия на престол он так и не переехал в Зимний дворец и все свое царствование проживал в Аничковом дворце и в Гатчине, сделав их своими резиденциями. В 1886-1887 годах архитектор М. Е. Месмахер заново отделал ряд помещений дворца.

Последней хозяйкой Аничкова дворца суждено было стать вдовствующей императрице Марии Федоровне. После смерти ее супруга императора Александра III она осталась жить в Аничковом дворце. Все расходы на содержание двора Марии Федоровны взял на себя ее сын, император Николай II. В феврале 1917 года в национализированном дворце было размещено Министерство продовольствия. После Октябрьской революции все служащие Министерства отказались сотрудничать с большевиками. В мае 1918 года Министерство из дворца было выселено, а само здание передано культурно-просветительскому отделу городской управы. В Аничковом дворце более пятнадцати лет размещался Музей старого Петербурга. Сейчас уже трудно проследить судьбу предметов из его коллекции. Только немногие из них поместили в Эрмитаже и Русском музее. Основная же часть коллекции была реализована за границу через «Госторг» и «Антиквариат». В 1935 году городские власти решили устроить в здании Дворец пионеров. В экстренном порядке под руководством архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского прошла перепланировка значительной части помещений. Полностью было уничтожено уникальное убранство дворцовой церкви, которую переделали в кинозал. В годы Великой Отечественной войны дворец неоднократно подвергался бомбардировкам и обстрелам. В его парадных залах был размещен госпиталь. Восстановление дворца началось сразу после снятия блокады города. В 1986 году на территории дворца было возведено современное здание театрально-концертного комплекса «Карнавал».
Ныне в здании размещается Дворец творчества юных.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пока Аничков дворец не достался детям (сейчас здесь Дворец творчества юных), он служил подарком, причем передаривался не единожды, владели усадьбой самые разные фамилии Петербурга.

Аничков дворец, пока не стал детским учреждением, служил подарком, переходившим из рук в руки в императорских кругах. Им владели гражданский муж императрицы Елизаветы Алексей Разумовский, фаворит Екатерины II Григорий Потемкин, Николай I...

Первый дворец на Невском проспекте начали строить в 1741 году по указу императрицы Елизаветы. Сегодня трудно представить, но тогда эти места были границей Петербурга, здесь проходила лесная просека, потому усадьба призвана была украсить въезд в город.

Своим названием дом обязан офицеру Аничкову. На другой стороне Невы в это время размещались солдаты адмиралтейского батальона вместе со своим командиром - офицером Михаилом Аничковым. Именно этот батальон чуть позже построил первый деревянный мост, который получил название в честь командира. Кстати, слобода, где размещались военные, тоже получила название по фамилии офицера. В итоге практически во всех документах будущий дворец называли не иначе как «дворец у Аничкова моста». К 1754 году дворец под руководством архитектора Михаила Земцова был построен, императрица подарила его своему фавориту Алексею Разумовскому в знак признательности, а сама ушла к молодому любовнику.

Императрица Екатерина II выкупила Аничков дворец, чтобы подарить его Григорию Потемкину. Новый хозяин при помощи архитектора И. Е. Старова переделал фасады в стиле раннего классицизма, здание приобрело более строгий вид. Впоследствии многие известные архитекторы по просьбе хозяев вносили свои коррективы в план здания, но каждый из них относился к работе коллег очень аккуратно и тактично. Во многом благодаря этому Аничков дворец сохранился до наших дней.

В екатерининские времена с Аничковым дворцом приключился анекдот: Потемкин продал императорский презент, Екатерина выкупила его и снова подарила. Это не помешало фавориту вновь сбыть усадьбу, на этот раз в казну.

После Аничков дворец был кабинетом Ее Величества и дирекцией императорских театров, в нем успела похозяйничать сестра Александра I: Желтоколонный зал - ее рук дело. Новый владелец - будущий Николай I - тоже перестраивал дворец на свой вкус. Нелюбимые Пушкиным балы, увлекавшие его жену Наталью, проводились именно здесь. Сюда 23 ноября 1836 года поэт был приглашен на аудиенцию к императору, потребовавшему воздержаться от дуэли. Интересно, что в Аничковом дворце имел собственные комнаты поэт Василий Жуковский. Он был учителем молодого Александра II, который в детстве жил во дворце.

Перед главным корпусом Аничкова дворца растет береза, посаженная космонавтами Германом Титовым и Владимиром Комаровым.

После революции в Аничковом дворце размещался музей города, причем имелся в виду не только Петербург, но и Москва, и Рим. В начале 30-х годов богатое убранство интерьеров было распродано, по большей части за границу. В 1937 году городские власти открыли здесь Дворец пионеров - самый большой в Советском Союзе. Во время Великой Отечественной войны этот архитектурный памятник чудом уцелел, хотя фашисты планировали уничтожить его. В те тяжелые годы в здании размещался госпиталь.

После войны Дворец пионеров вновь распахнул свои двери. Кружки здесь посещали шахматист Борис Спасский, оперная певица Елена Образцова, актриса Алиса Фрейндлих и многие другие. Сейчас в легендарном дворце работают более 20 кружков и спортивных секций для школьников. Но вход открыт и для взрослых. Экскурсия обойдется в 200 RUB.

Практическая информация

Адрес: Невский проспект, 39.

Годы постройки: 1741-1754.

Ближайшие станции метро: «Маяковская», «Гостиный Двор».

Аничков дворец Классицизм

1741-1754 - арх. Земцов Михаил Григорьевич, Дмитриев Г. Д., Растрелли Франческо Бартоломео

1776-1778 - арх. Старов Иван Егорович - перестройка

Дворец пионеров

1935 - арх. Гегелло Александр Иванович, Кричевский Давид (Даниил) Львович - реконструкция

За Аничковым мостом, на углу Невского пр. и наб. Фонтанки значительное пространство занимает комплекс зданий Аничкова дворца.

Электростанция Аничкова дворца - наб. Фонтанки, 33а

Территория между Невским пр., Садовой ул. и Фонтанкой в начале XVIII в принадлежала первому генерал-полицмейcтеру Петербурга А. М. Девиеру. В 1722 г. Девиер был отправлен А. Меншиковым в ссылку. Близ Аничкова моста разместился Преображенский полковой двор и владение лесоторговца Д. Л. Лукьянова. В 1741 г. Елизавета Петровна при поддержке преображенцев вступила на престол и вслед за этим распорядилась начать строительство дворца. Это первый дворец и одно из старейших зданий на Невском пр. Название он получил по Аничкову мосту, сооруженному в 1715 г. под руководством командира работного батальона М. О.Аничкова. ( С.159-160 Наталия)

    Аничков дворец.
    Из книги И. Н. Божерянова

    Грабарь "История
    русского искусства"
    (добавил
    )

    Грабарь "История
    русского искусства"
    (добавил
    )

    Гравюра Я. В. Васильева
    с рис. М. И. Махаева. 1753 г.

    Аничков дворец.
    Литография. 1820-е гг.

    Аничков дворец вел.кн.
    Николая павловича.
    грав. с карты Петербурга 1820-1825 гг.

    Аничков дворец и Павильон.
    Акварель В. С. Садовникова. 1862 г

    Фото начала 1870-х гг.,
    фотограф А.Э.Фелиш
    Добавил - .

    Открытка начала ХХ в.

    Фото начала 1900-х гг.

    1900-е гг.
    Фотоателье Буллы
    Добавил - .

  • 2004 г.

    Дом за домом, 2013

    Добавил-

    Главный фасад. Фото 2004 г.
    Из книги Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова,
    О. В. Петрова. Невский проспект.
    Дом за домом, 2013

    Добавил- IVa

    На месте Александрийского театра в царствование Елизаветы стоял павильон, в котором размещалась картинная галерея Разумовского, устраивались балы, концерты и маскарады. От Аничковского дворца вдоль Невской першпективы тянулся пруд с высоко насыпанными берегами. На месте Российской Национальной (бывшей Публичной) библиотеки размещались теплицы и оранжереи. В здании вдоль Садовой улицы проживала дворцовая прислуга. А. Г. Разумовский, ставший "первейшим вельможей времен Елизаветы", был сыном украинского казака, певчим, образования никакого не имел. Да этого от него и не требовалось.

    При дворце для итальянских опер был возведен оперный дом, роскошно убранный мрамором и позолотой.

    [*] Боковой фасад, обращенный на Невский проспект, в соответствии с проектом Земцова - фрагмент чертежа из коллекции Ф.-В.Берхгольца,

    1740-е (И. Г. Котельникова. Панорама Невского проспекта В.С.Садовникова. Ю.М.Денисов. Приложение к альбому "Панорама Невского

    Проспекта В.С.Садовникова". Л., "Аврора", 1974). Подпись на немецком языке: "Die Facade, der Schmahlen Seite des Gebä udes, nach der Seite,

    Des grossen Perspectives" - "Фасад узкой стороны здания по Большой Прешпективе" (S.P.)

    В 1767 г. дворец был куплен в казну, и в 1776 г. Екатерина II подарила его Г. А. Потемкину. Тот продал полученный подарок купцу-откупщику Никите Шемякину. Но Екатерина II, проявив трогательную заботу о своем фаворите, выкупила Аничков дворец и снова подарила его Потемкину.

    В 1776-1778 гг. арх. И. Е. Старов произвел перестройку дворца в формах раннего классицизма. При этом черты стиля барокко, присущие первоначальному облику здания, были в значительной степени утрачены. В результате надстройки здание превратилось в единый по высоте объем. Галереи были разобраны, гавань засыпана, регулярный сад перепланирован.

    Светлейший князь здесь не жил, но устраивал тут пышные празднества. Потемкину, якобы, не хватало его гигантского состояния, и, ссылаясь на "острую нужду", в 1785 г. он вновь продал Аничков дворец, на этот раз - в царскую казну.

    С 1793 г.дворец использовали для Кабинета Его Императорского Величества. Внутренние переделки в здании выполнил арх. Е. Т. Соколов. Кабинет Е. И. В., учрежденный в 1704 г., первоначально являлся личной канцелярией царя, затем осуществлял управление императорскими казной, имуществом, землями. С 1826 г. он был подчинен Министерству Императорского двора. В Аничковом дворце Кабинет размещался до переезда в соседнее здание .

    В 1799 г. западная часть усадебного сада была пожалована Театральной дирекции.

    В 1801 г. дворцовый павильон, где в свое время находилась картинная галерея Разумовского, снесли. Вместо него зодчий В. Бренна выстроил театральное здание. А в 1832 г.почти на этом же месте было закончено сооружение Александрийского театра по проекту великого К. И. Росси.

    В 1803-1805 гг. рядом с Аничковским дворцом поднялись двухэтажные корпуса: один - на углу Невского пр. и наб. Фонтанки, другой - на берегу Фонтанки, слева от колоннады, ведущей в парадный двор. В первом из них была устроена открытая галерея с аркадами наподобие галереи Гостиного двора, с помещениями, приспособленными для торговли. Второй корпус предназначался для хозяйственных надобностей и под жилье дворцовой прислуги. Но вскоре угловой корпус передали Кабинету Е.И.В. Аркаду заложили кирпичом.

    В 1808 г. Александр I подарил дворец своей сестре Екатерине Павловне в связи с предстоящим бракосочетанием с принцем Георгом Ольденбургским. Дворец вновь перестраивался внутри по проекту арх. Л. Руска в 1809-1812 гг.

    Екатерина Павловна, владевшая дворцом, в 1816 г. продала его Министерству двора и уделов за миллион рублей. И с тех пор дворец находился в распоряжении императорской фамилии. В нем устраивались балы и торжественные приемы, жили царствующие особы. 1 января 1834 г. А. С. Пушкин сделал в своем дневнике горькую запись: "Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры, что довольно неприлично моим летам, но Двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове".

    В 1817 г. дворец вновь сменил владельцев: стал свадебным подарком Александра I великому князю Николаю Павловичу, ставшему в 1825 г. императором Николаем I. (Религиозный Петербург С. 190 Наталия)

    Усадьба была в 1817-1820 гг. реконструирована К. И. Росси, который возвел Сервизный корпус и два садовых павильона , перепланировал пейзажный сад (при участии А.А. Менеласа и И. А. Иванова). С 1810-х гг. во дворце имел квартиру поэт В. А. Жуковский, служивший при дворе. Жуковский был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II, которому Аничков дворец был подарен в 1841 г.

    ( С.162 Наталия)

    В 1864-1866 гг. во дворце проводились серьезные переделки для пребывания в нем наследника престола цесаревича Николая Александровича, а после его ранней смерти - великого князя Александра Александровича с супругой. Во время царствования Александра III Аничков дворец фактически был императорской резиденцией, а после смерти императора и до Октябрьской революции - местом пребывания вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

    (Религиозный Петербург С. 322 Наталия)

    В реконструкциях планировки и убранства дворцовых залов в разные годы участвовали архитекторы Э. И. Жибер, И. А. Монигетти, К. К. Рахау и М. Е. Месмахер. В 1874-1875 гг. арх. К. К. Рахау устроил новый парадный подъезд в виде аркады, а над - ним зимний сад с большими окнами. ( С.163)

    После Февральской революции 1917 г. дворец был национализирован. В нем работало Министерство продовольствия. Осенью 1918 г. открылся Музей города, который занимал несколько зданий по обоим берегам Фонтанки у Аничкова моста. Директором музея был избран арх. Л. А. Ильин, его заместителем историк архитектуры В. Я. Курбатов. Но в 1928 г. мемориальная экспозиция была ликвидирована, художественно-бытовые коллекции расформированы. К 1935 г. музей прекратил свою деятельность. Он являлся одним из предшественников Музея истории Санкт-петербурга, где хранится часть его коллекций. ( С.163-164 Наталия)

    Реконструкция всех зданий б. Аничкова дворца предусматривает следующее использование их и распределение по ним отделов и секторов Дворца пионеров. Главный вход во Дворец намечается со стороны набережной р. Фонтанки, с использованием для этой цели колоннады Гваренги. Это не только придаст колоннаде ее былое архитектурное значение и создаст действительно торжественный подход к Дворцу, но и дает разумное решение для входа, устройство которого с пр. 25 Октября для крупного детского учреждения неприемлемо. На оси этого входа, на набережной р. Фонтанки, намечается устройство спуска-лестницы к пристани, которая будет обслуживать Дворец и с которой будут отправляться на своих катерах и моторных лодках детские экскурсии в ЦПКиО, по реке Неве, в Петергоф и т. д. На той же оси, перед входом в главный корпус Дворца, будет устроен большой фонтан, украшенный скульптурными детскими группами. Между колоннами надстраиваемых дворовых флигелей, расположенных по бокам этой центральной оси, будут установлены фигуры и бюсты великих людей истории человечества, изображенных в детском и юношеском возрасте. Над оформлением этого парадного двора и фонтана скульптурой работает скульптор Л. В. Шервуд. Другой вход в сад Дворца будет устроен со стороны площади Островского, также для того, чтобы избежать выпуска больших масс детей на пр. 25 Октября - улицу с большим движением. Главный корпус Дворца отводится под отдел отдыха и развлечений и только частично занимается отделом науки, расположенным в основном в бывшем «сервизном корпусе». «Кабинетский корпус», выходящий на пр. 25 Октября и набережную р. Фонтанки, отводится под художественный сектор Дворца пионеров, второй же «кабинетский корпус», выходящий на набережную Фонтанки, под технический сектор. Дворовый корпус с жилыми домами будет переоборудован для размещения в нем физкультурного сектора Дворца пионеров. Кроме того на территории сада, на месте бывшего летнего закрытого театра, запроектирована постройка нового корпуса для размещения в нем большого зала на 800 мест со сценической площадкой и меньшего зала-фойе для концертных выступлений. Россиевские садовые павильоны используются: один - как летнее кафе-буфет, другой - как павильон для отдыха и чтения. Существующие в саду постройки временного характера разбираются и освободившаяся площадь используется под площадки для игр и зелени. <…> В текущем году ведутся работы по реконструкции трех основных корпусов Дворца - главного корпуса, художественного и технического со сроками их окончания к осени 1936 г. Остальные работы предполагается произвести в 1937 г. Разработка проекта ведется мастерской № 2 Ленпроекта (руководитель арх. А. И. Гегелло), занятой в настоящее время почти исключительно этой важной и ответственной работой. Авторы проекта - арх. А, И. Гегелло и арх. Д. Л, Кричевский, при участии Е. Г. Груздевой, П. Н. Трубникова, И. В. Павлова и ряда других сотрудников мастерской. Проект здания физкультурного сектора разработан арх. С. В. Васильковским. Для лучшего проведения как проектных, так и строительных работ проектировка ведется непосредственно на постройке.

    С 1918 по 1935 гг. в Аничковском дворце помещались музей города Институт коммунального хозяйства и другие учреждения. Очень значительные перестройки осуществлены по проекту А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского в связи с тем, что в 1935 г. дворец передали детворе. Здесь был, в частности создан кинозал, две комнаты отдыха расписаны мастерами-палешанами на сюжеты произведений А. С. Пушкина и А. М. Горького. Открытие Дворца состоялось 12 февраля 1937 г. Воспитанниками Дворца были академик Н. П. Бехтерева, народные артисты Е. В. Образцова и К. Ю. Лавров, летчики-космонавты Б. А. Шаталов и Г. М. Гречко многие знаменитые шахматисты.

    В начале 1990-х гг. во Дворце творчества юных в числе других отделов действовали такие, как биологии, науки и техники, художественного воспитания, туризма и краеведения, физического воспитания и другие.

На углу Невского проспекта и реки Фонтанки был построен по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году. Эти места тогда были границей Петербурга, потому дворец мог считаться как городской резиденцией, так и загородной дачей. Тяжело поверить, что Невский проспект в то время еще имел вид едва ли не обычной лесной просеки; по этой причине Аничков дворец проектировали фасадом к Фонтанке, чтобы украсить въезд в город.

Практическая необходимость в нем для Елизаветы Петровны была не совсем ясна, т.к. одновременно возводились Зимний дворец , дворцовые комплексы в Царском Селе и Петергофе. Как бы там ни было, под руководством архитектора М.Г. Земцова дворец был построен к 1754 году. Впоследствии им также занимались зодчие Ф.И. Демерцов и Ф.Б. Растрелли .

Это владение императрицы было огромным; усадьба занимала пространство между Фонтанкой и Садовой улицей, то есть достигала мест, где сейчас находится Публичная библиотека ; территория была заполнена павильонами и оранжереями. Когда гражданский муж Елизаветы Петровны, певчий Александр Разумовский, уступил место молодому Ивану Шувалову, Аничков дворец был оставлен ему в знак признательности. Так началась длительная история его владения самыми разными фамилиями Петербурга.

Впоследствии Екатерина выкупила Аничков дворец, чтобы повторить поступок своей августейшей предшественницы и преподнести его в дар фавориту - Григорию Потемкину. При новом хозяине многие помещения были переделаны: архитектор И.Е. Старов создал фасады в стиле раннего классицизма, исчезла лепнина и была засыпана гавань; центр дворца украсил треугольный фронтон. Позже, архитектор Дж. Кваренги отстроил торговые ряды в том месте, где находился парадный двор, закрыв, таким образом, обзор дворца со стороны Фонтанки и Аничкова моста. В целом, здание приобрело более строгий вид, который сохранился до нашего времени.

Потемкин от подарка Екатерины II, впрочем, вскоре избавился, продав его купцу по фамилии Шемякин (при этом у Потемкина оставался еще Таврический дворец). История приобрела оттенок анекдота, после того как императрица выкупила его и вторично преподнесла в подарок. Это не помешало фавориту вновь продать дворец в 1785 году - уже в казну. Городские власти долгое время не знали, как применить эти большие помещения с пользой. В результате, сначала сюда был переведен Кабинет Ее Величества, а позже - Дирекция императорских театров.









Последовала серия значительных перестроек под руководством Кваренги, итогом которых стало каре с аркадой, выходящей на Фонтанку. Новой владелицей стала сестра Александра I Елена Павловна, прожившая во дворце до своего второго замужества в 1817 году. При ней под руководством архитектора Л. Руска появились новые интерьеры в стиле классицизма, например, Желтоколонный зал. Однако своего самого преданного хозяина Аничков дворец приобрел в лице цесаревича Николая, будущего императора Николая I.

Для наследника российского престола были сооружены Сервизный корпус, два дополнительных павильона и установлена чугунная ограда, углом выходящая на Невский проспект и Александринский театр . Хорошо известно, что Николай I предпочитал Зимнему, и проводил в нем большую часть времени. В частности, не любимые Пушкиным балы, так увлекавшие его жену Наталью Николаевну, проводились именно здесь. Сюда 23 ноября 1836 года поэт был приглашен на аудиенцию к императору, потребовавшего воздержаться от дуэли. После смерти монарха во дворце жили вдовствующая императрица Александра Федоровна и Николай Николаевич, ожидавший окончания работ по постройке собственной резиденции - Николаевского дворца на нынешней площади Труда.

Следующим царским обитателем двора стал Александр III. Нежелание жить в Зимнем, где умер его отец, дополнилось опасениями за свою жизнь в связи с деятельностью террористов. В результате, со стороны площади была построена глухая стена. Здесь и вырос будущий император Николай II.

После революции в Аничковом дворце размещался Музей города. Но речь шла не только о музее Петербурге: под одной крышей прекрасно уживались Чебоксары и Рим. В начале 30-х богатое убранство интерьеров было продано за границу, а часть работников Музея оказалась на Соловках. В 1937 году городские власти открыли здесь Дворец Пионеров - самый большой в Советском союзе. Занятия в многочисленных кружках с замечательными педагогами посещали шахматист Борис Спасский, Виктор Корчной, театральный режиссер Лев Додин, режиссер Сергей Соловьев, оперная певица Елена Образцова, актриса Алиса Фрейндлих и многие другие. В настоящее время здесь находится Дворец творчества юных, который, с одной стороны, является продолжателем традиций Дома Пионеров, а с другой, является крупным учебным заведением Петербурга, известным под именем Аничков лицей .