Железнодорожные перевозки грузов из россии в китай. Китайская граница

Существует три способа добраться из Улан-Батора в Пекин. Первый - прямым самолетом; второй - международным поездом; и третий – приключенческий и бюджетный вариант за 3000 рублей с двумя дополнительными остановками.

Трансмонгольская магистраль

Если вы хотите почувствовать дух Транссибирской магистрали, не тратя неделю на дорогу через всю Россию, то можно просто проехаться по Трансмонгольской магистрали , проходящей между Улан-Батором и Пекином. По этому маршруту ходят поезда под номерами 24 и 04ю. Они отправляются с Центрального вокзала Улан-Батора по четвергам и воскресеньям в 7:15 утра , а прибывают в Пекин на следующий день , в 14:04 . Это очень удобный, но довольно скучный способ доехать до Китая. К тому же это довольно дорогой вариант, так как билет в одну сторону обойдется вам как минимум в $100 .

Если вы хотите сэкономить $50 , получить незабываемый опыт, и в то же время готовы пожертвовать своим временем для нетривиального въезда в Китай, читайте дальше!

Улан-Батор – Пекин. Альтернативный вариант для искушенных путешественников.

Как это сделать? Описываю пошагово:

Шаг 1. Поезд из Улан-Батора в Замын-Ууд (Zamyn-Üüd)

Поезд отправляется несколько раз в день. Цена зависит от расписания - самый дешевый вариант отходит каждый день в 16:30 , и прибывает на монгольско-китайскую границу на следующий день , в 7:20 утра .

Билеты

Сидячие места вы можете приобрести за 9700 MNT , но это довольно суровое испытание. Поэтому если вы хотите поспать и немного отдохнуть в пути, рекомендую брать места за 16400 MNT в плацкартном вагоне. Билеты на этот поезд расходятся, как горячие пирожки, поэтому советую приобрести их заранее. Так на следующий день вы уже сможете очутиться в пустыне Замын-Ууд, заплатив столько же, сколько мы отдаем за ужин в Шоколадице.

Разница в цене билета между международным и местным поездами пропорциональна разнице в длине этих поездов.

Условия в вагоне

В плацкартном вагоне вы бесплатно получите одеяло… И тут вы столкнетесь с выбором - либо замерзнуть ночью (даже летом), либо кутаться в зловонную материю, которую не стирали с прошлого века (когда этот поезд поставили на маршрут). За постельное белье необходимо доплатить 1500 MNT . Кофе и чай обойдутся вам в 800 MNT . Рекомендую заранее подготовить спальник\теплую одежду и закупить продуктов, так как в поезде продают лишь китайскую лапшу быстрого приготовления.

Пассажиры

Не ждите, что кто-то вам поможет при обморожении конечностей, если вы будете кричать на английском языке. В монгольской части Транссибирской магистрали используется только монгольский язык. Конечно, некоторые пассажиры старшего возраста могут попрактиковать с вами свое советское наследие русского языка, но это случается не так часто.

Безопасность

Верхние полки не оборудованы ремнями безопасностями\бортиками. Если вы не хотите при резком торможении улететь в объятия монголки на нижней полке, то рекомендую предусмотрительно попросить в кассе билеты на нижние места.

Шаг 2. Полный привод от Замын-Ууд (Zamyn-Üüd) до Эрлянь (Erlien)

Монголо-китайскую границу нельзя перейти. Ее нужно переехать. Граница открыта только для наземного транспорта, поэтому лучше всего найти местных парней, которые возят желающих пересечь границу. Сделать это не сложно - сразу же после прибытия в Замын-Ууд бегите к первому же УАЗику, ожидающему пассажиров на станции. Советую долго не раздумывать, иначе вы окажетесь в конце очереди на переходе границы.

Граница посреди пустыни - именно так выглядит Замын-Ууд.

Цена

Цена зависит от того, сколько вы готовы отдать. Поторгуйтесь и прыгайте в машину - обычно иностранцы дают около 8000 MNT за человека за проезд до центра ближайшего китайского города - Erlien (二连浩特) . К оплате тут принимают и юани.

Кроме этого, по обе стороны границы необходимо заплатить очередной налог, поэтому держите наготове пару тысяч тугриков (монгольская валюта) и 5 CNY .

Опыт без граблей: Просите и заполняйте Монгольскую иммиграционную карту как только окажетесь на границе - так вы сэкономите свое время. В противном случае вы узнаете о существовании этой карты уже от таможенника, который вновь отправит вас в конец длиннющей очереди.

Шаг 3. Эрлянь (Erlien) – Пекин (Beijing)

Если делать все в быстром темпе, то до 11 утра вы будете уже в Эрляне. Прямой поезд до Пекина отправляется как раз в 11 утра (по вторникам, четвергам и субботам ). Но что делать, если вы-таки не успели на поезд? Ничего страшного, с нами тоже это случилось.

Автобус до Пекина

Ищите междугородний автовокзал, который находится на окраине города. Оттуда практически каждый час отправляется прямой автобус до Пек��на. Это наши любимые , где вместо сидений вы обнаружите кровати. Тут вы сможете проспать следующие 10-12 часов дороги в 800 км . Цена билета в одну сторону около 400 CNY .

На пути вас будут провожать динозавры. Откуда они тут? Говорят, в этих местах обнаружили их окаменелости и администрация района решила таким образом увековечить это памятное место и превратить крошечный Эрлянь в «родину динозавров».

Подводя итог

Итого, все затраты на альтернативный маршрут из Улан-Батора до Пекина суммируются в 35 часов и $45 . Так вы сможете потратить оставшиеся 50 дол��аров на что-то более ценное, нежели путешествие по пустыне:)

  • Как купить ж/д билет?

    • Укажите маршрут и дату. В ответ мы найдем информацию РЖД о наличии билетов и их стоимости.
    • Выберите подходящий поезд и места.
    • Оплатите билет одним из предложенных способов.
    • Информация об оплате будет моментально передана в РЖД и Ваш билет будет оформлен.
  • Как вернуть купленный ж/д билет?

  • Можно ли оплатить билет картой? А это безопасно?

    Да, конечно. Оплата происходит через платежный шлюз процессингового центра Gateline.net. Все данные передаются по защищенному каналу.

    Шлюз Gateline.net был разработан в соответствии с учетом требований международного стандарта безопасности PCI DSS. Программное обеспечение шлюза успешно прошло аудит по версии 3.1.

    Система Gateline.net позволяет принимать оплату картами Visa и MasterCard, в том числе с использованием 3D-Secure : Verified by Visa и MasterCard SecureCode.

    Платежная форма Gateline.net оптимизирована под различные браузеры и платформы, в том числе и для мобильных устройств.

    Почти все ЖД агентства в интернете работают через данный шлюз.

  • Что такое электронный билет и электронная регистрация?

    Покупка электронного билета на сайт — современный и быстрый способ оформления проездного документа без участия кассира или оператора.

    При покупке электронного ж/д билета места выкупаются сразу, в момент оплаты.

    После оплаты для посадки в поезд нужно:

    • либо пройти электронную регистрацию;
    • либо распечатать билет на вокзале.

    Электронная регистрация доступна не для всех заказов. Если регистрация доступна, ее можно пройти, нажав на нашем сайте соответствующую кнопку. Эту кнопку вы увидите сразу после оплаты. Затем для посадки в поезд понадобится оригинал удостоверения личности и распечатка посадочного купона. Некоторые проводники распечатку не требуют, но лучше не рисковать.

Подъезжая к китайской границе мы стали свидетелями великолепнейшего рассвета в степи. Тьму постепенно разрезало своими робкими взглядами выглядывающее из-за абсолютно ровного горизонта солнце, а затем, собравшись с силами, уверенно прогнало остатки ночи. В 6 утра поезд прибыл на вокзал города Замыын-Уунд. Высыпавшие из поезда пассажиры тут же попадали в цепкие лапы массы находившихся на привокзальной площади перевозчиков, менял и разнообразных торгашей. Приграничный район удивил безумным количеством Уазиков. Поменяв оставшиеся тугрики на юани, мы сели в автобус и вскоре выехали в сторону границы. Автобус был битком забит монголами, ближе к границе проходящие мимо торговцы снабдили их какой-то бурдой в банках. Весь салон наполнился противнейшим запахом, дышать стало возможно только через открытое окно.

К счастью мы скоро доехали до пропусконого пункта и без особых проблем уже через 30-40 минут были в Китае. Пограничный китайский город Эрлянь разительно отличался от Монголии. Здесь и зеленые газоны, понатыканые то тут, то там пальмы и новенькие отели, ожидающие приезда первых гостей. Вездесущие монгольские уазики незаметно сменились новенькими тойотами. Улицы стали чистыми, даже погода изменилась в лучшую сторону. Купив билеты на автобус до пекина, мы пошли прогуляться по городу. Решив перекусить зашли в первую попавшуюся кафешку. Картинки в меню не сильно облегчали понимания состава того или иного блюда, пришлось целиком положиться на интуицию. Слабо представляя себе китайскию кухню и размер порций мы выбрали три казавшихся наиболее вкусными и сытными блюда. Первое блюдо представляло из себя немыслимую смесь мяса, сыра, яйца, каких-то овощей и еще непонятно чего, на вкус оказалось съедобным, хоть и достаточно острым. Порция была большая даже для двоих. Второе блюдо - рыба с кусочками очень острого перца и овощами. Опять же огромная порция, к тому же очень острая. Третье блюдо было боязно даже пробовать, на вид это была смесь фасоли с кусочками поджаренной свиной кожи. Что это было на самом деле, наверняка знал только повар. Окружавшие нас китайца, посетители кафе, с удивлением смотрели как же мы будем все это уплетать. Но мы, съев всего лишь около трети принесенных блюд, почуствовали, что больше нам не осилить и, расплатившишь, пошли в сторону автобусного вокзала. Обед также порадовал своей ценой, эти три огромных блюда плюс пиво плюс чай обошлись нам всего в 10 долларов.

Наш автобус, "слипер", имел неожиданную конструкцию салона, три ряда по две полулежачих полки, при том, что твои ноги в ящике под головой соседа спереди. Мой рост естественно отличался от среднестатистического китайца, поэтому мне было очень неудобно. На выезде из Эрляня по обе стороны дороги были установлены большие фигуры динозавров, из них были составлены даже целые сценки, изображающие тяжелую динозаврью жизнь. Сюдя по всему это должно было напомнить, что недалеко расположено знаменитое "кладбище динозавров", пустыни в которой находится огромное количество костей древних животных. Вскоре мы стали свидетелями нашего первого шикарного китайского заката, словно одна из несущих колонн рухнула и ярко-фиолетовый небосклон одним краем завалился за горизонт. Впереди была ночь и неблизкий путь до Пекина.

Итак, уже 36 часов в пути. Выехал из Улан-Удэ на автобусе в Монголию вчера в 7.30 утра, в Улан-Баторе почти сразу пересел на поезд до китайского пограничного города Эрлянь (Эренхот), оттуда после прохождения всех паспортных и таможенных процедур сел на автобус до Цзинина, и вот сейчас качу в сторону Датуна в сидячем вагоне поезда. Это коротко, теперь обо всем подробно и по порядку.


Автобус в УБ отошел по расписанию, беды ничего не предвещало, все шло по плану. В автобусе встретился со своей однокурсницей, не виделись очень давно, было приятно встретиться, вспомнить студенчество. Российскую границу нормально перешли, а вот на монгольской случилась неприятность. Там на таможне появился какой-то чувак – монгол с забинтованной головой. Особо никто этому значения не придал, но забинтованная голова запомнилась. Он и оказался причиной всех наших неприятностей – оказалось, что забежал в наш автобус, пока мы все проходили досмотр на границе, что-то подложил (какие-то запрещенные вещи, контрабанда – что именно, не знаю) под заднее сиденье и был таков. Все благополучно перешли границу, собирались ехать дальше в Алтан-Булаг обедать, как начались маски-шоу. Три раза всех пассажиров автобуса заставляли выходить, один раз мы заново прошли процедуру паспортного контроля, а водители два раза писали объяснительную. Как потом рассказывал один из водителей, это впервые на его памяти.

Из-за двухчасовой задержки на границе приехали в Улан-Батор совсем поздно, и я к тому же не был уверен во времени отхода моего поезда в Эрлянь – на различных сайтах путешественников было написано различное время, а нормально работающего сайта монгольской железной дороги я не нашел. Как можно быстрее поймал такси, снова изрядно понервничал в улан-баторских пробках (время было 19.45, а согласно некоторым сайтам, поезд в Эрлянь отходит в 20.00), доехал до железнодорожного вокзала, добрался до касс – и выдохнул с облегчением. Поезд Улан-Батор – Эрлянь отходит в 20.45 и прибывает в Китай в 10.25 следующего дня. Билет в купейный вагон стоит 70 тысяч тугриков. Вагоны чистые, обслуживание хорошее, и даже бесплатный чай и кофе полагается.

О переходе границы. Монгольские пограничники заходят в поезд, особо не досматривают, просто забирают паспорта и отдают уже со штампами. А в китайском Эрляне просто выходишь из поезда, и на железнодорожном вокзале проходишь паспортный контроль. Очень быстро – не более пяти минут, и ты уже официально на территории КНР.

Эрлянь - это город, в развитие которого китайцы вкладывают большие деньги и большие надежды. С другой стороны находится монгольский Замын-Ууд, но это как деревня по сравнению с Эрлянем. Китайцы в целом всегда настроены развивать пограничные города, за примерами далеко ходить не надо, достаточно сравнить развитие Маньчжурии по сравнению с Забайкальском или Хэйхэ по сравнению с Благовещенском. Еще планируется развивать туризм в Эрляне, и везде этот город позиционируется как «столица динозавров». Есть музей динозавров, а большие фигуры динозавров встречаются в степи на выезде из города.

Я не планировал ночевать в Эрляне, хотел двигаться быстрее в Датун, но единственный автобус отходит туда рано утром ежедневно. Поезд тоже ежедневный, но тоже рано утром, а время было уже около 11 утра. Я знал, что можно ехать сначала автобусом до Цзинина, а потом пересесть на поезд до Датуна, но никак не мог выяснить у прохожих, где находится автовокзал (не говорят они по-английски и вообще, боятся иностранцев).

Итак, отклоняя налетающих таксистов с предложениями отвезти меня в Цзинин «всего» за 200 юаней, столкнулся со Стефаном, путешественником из Брюсселя, Бельгия. Как выяснилось, мы приехали на одном и том же поезде, и у него точно такие же планы – добраться к ночи до Датуна. До этого Стефан прожил больше месяца в Монголии в семье оленеводов. Начали искать автостанцию вдвоем, нашли ее в половине километра от жд вокзала. Самое интересное, что человеком, который показал дорогу на автовокзал, проводил Стефана до банкомата, где он снял деньги, идаже объяснил кассирше, что нам нужны билеты на ближайший автобус до Цзинина, оказался водитель такси! Абсолютно бескорыстно, перед этим и я, и Стефан отклонили его предложения ехать на его машине в Цзинин. Поведение, нетипичное для таксистов. Потом еще выяснилось, что и с водителем автобуса он успел переговорить сказать ему, что нам нужно потом в Цзинине найти железнодорожный вокзал и взять билеты в Датун. Мы это узнали, когда приехали – водитель автобуса жестами нам показал на одного пассажира (парень лет 25), чтобы мы следовали за ним. Выглядело немного странно, но мы все-таки со Стефаном пошли за этим парнем. Прошли около километра и пришли на жд вокзал. Он помог нам купить билеты в Датун, более того, он поговорил с работниками вокзала, и они нас «караулили» этот час до отхода поезда. «Караулили» в хорошем смысле, просто смотрели, чтобы мы мы не опоздали на поезд. Когда подошло время, к нам подошел уже другой работник вокзала, и почти за руку провел нас мимо огромной очереди на посадку в поезд, довел до нужного вагона и только после этого спокойно ушел. Это все было мило и прикольно, когда нас так передавали из рук в руки, при этом объясняя все только мимикой и жестами.

Автобус из Эрляня до Цзинина идет пять часов, а поезд из Цзинина до Датуна – чуть более трех часов. Поздно вечером мы оказались в древнем городе Датун. Хостел находится в самом центре Датуна, место в шестиместном номере стоило 40 юаней.

Мы со Стефаном были единственными путешественниками в этом хостеле – с нами еще в комнате жили двое китайцев, Джанг и Джейсон, они почти местные. Джейсон (у него, конечно, есть китайское имя, но он сказал называть его Джейсоном) показал нам еще раз образец китайского гостеприимства и дружелюбия – сказал, что назавтра в пещеры Юньнань (главная достопримечательность в окрестностях Датуна) отвезет нас на своей машине.

За этот день я уже проехал 467 км по Автономному району Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики.

Китайский город Эрлянь никогда не являлся предметом моих грез... Собственно, о том, что это все-таки город, а не унылая пограничная станция, я узнал только по приезду сюда...

Да и то сказать - еще несколько лет назад население Эрляня (по-монгольски он называется Эрэн-Хото, т.е Разноцветный город) составляло всего чуть более 20 тысяч человек, проживавших в типичных китайских бараках, построенных из кирпича на расстоянии вытянутых рук друг от друга.

Сегодня в Эрляне проживает более 100 тыс. человек, и у меня нет ни малейшего сомнения, что его население будет расти в геометрической прогрессии, поскольку (повторюсь) территории для строительства здесь действительно больше чем достаточно. На вопрос - а зачем здесь, в бескрайней степи, строить, зачем привлекать сюда население? - ответ простой: правительство Китая сегодня рассматривает Эрлянь как еще одни «Ворота в Россию». Хотя на самом деле этот город граничит с Монголией, и напротив Разноцветного города стоит монгольский поселок (назвать его городом не поворачивается язык) Замын Уд. Через пограничный автомобильный и железнодорожный переход Замын-Уд - Эрлянь проходит до 4 миллионов тонн грузов в год, 36 тысяч пассажиров, а доход от таможенных операций достигает 11 миллионов долларов. Как тут не вспомнить печально известный переход «Кяхта - Алтан-Булаг», который сегодня стал своего рода тромбом, мешающим движению товаров и туристов.

Эрлянь - это действительно крупный транспортный узел, через который перемещается огромное количество грузов как по железной дороге, так и по автомобильной. И если возможности «железки» сегодня скованы монгольской однопуткой, то автодорога Эрлянь - Замын Уд - Улан-Батор - Алтан-Булаг вот-вот будет достроена на своем южном участке, и тогда действительно через Эрлянь могли бы пойти огромные товаропотоки из Китая в Восточную Сибирь, и обратно. Если бы не КПП «Кяхта -Алтан-Булаг»...

Жители Эрляня - от мэра до грузчика на рынке - все мечтают о том, чтобы Эрлянь стал «Новой Маньчжурией», и сюда устремились русские туристы - и отдохнуть, и «затариться». А что, ассортимент местных рынков и магазинов, пожалуй, не уступает Маньчжурии! Здесь тоже много вывесок на кириллице, но понять большинство надписей могут только «наши» монголы. Они едут сюда за товарами, и именно на них рассчитаны надписи «на русском», а на самом деле - на монгольском. Дополнительную экзотичность вывескам придают надписи, исполненные старомонгольским (уйгурским) вертикальным письмом. Но это уже для местных монголов, среди которых сохраняется, несмотря ни на что, интерес к родному языку, к монгольской культуре.

А вот с развлечениями для русских туристов пока здесь, честно говоря, не очень... Да, как и везде в Китае, здесь масса ресторанов и ресторанчиков, саун и массажных салонов, но ведь надо чем-то от других городков отличаться! Местные власти сделали ставку на тему динозавров (останки которых действительно были найдены в окрестностях города), но понимают, что одними динозаврами «руссо туристо» сюда не заманишь. Они ищут любые варианты и проекты, которые бы сделали Эрлянь более привлекательным для российских граждан. Они изучают опыт и ошибки Маньчжурии, считают, что возможность за одну поездку побывать и во Внешней Монголии, и во Внутренней (т.е. в Китае) может быть вполне привлекательной для нас.

Эрлянь - это свободная экономическая зона, где, например, действует три крупных лесоперерабатывающих завода. По данным китайской статистики Эрлянь занимает третье место по количеству пропускаемого российского леса после городов Маньчжурии и Суйфэньхэ. В целях превращения данной зоны в крупнейшую в Северном Китае комплексную базу обработки экспортной и импортной продукции местные власти разработали льготы для привлечения предприятий других районов страны. Сейчас городская администрация Эрляня работает над созданием четырех объектов обрабатывающей промышленности: базы обработки сырой нефти и лесоматериалов, импортирующихся из Монголии и России; базы обработки ориентированной на монгольской и российский рынки экспортной продукции, включая одежду, обувь, продукты питания и другие предметы ширпотреба; базы обработки строительных материалов с учетом спроса на монгольском рынке и базы обработки сельскохозяйственной продукции, идущей на экспорт. Сохраняется тенденция быстрого роста экспорта автомобилей в Россию и Монголию через КПП Эрляня. На 31 октября прошлого года через этот пограничный проход было вывезено 8089 единиц, объем экспорта достиг 96,7 млн. долл. США, оба показателя выросли соответственно на 437,52% и 137,63% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Через Эрлянь на российский и монгольский рынки экспортируются свыше 50 видов автомашин, в том числе легковые грузовики, самосвалы, микроавтобусы, легковые пассажирские автобусы, крупные и средние пассажирские автобусы. В Бурятии одно время, до введения запретительноых пошлин на подержанные автомоли небезосновательно считали, что в ближайшее время центр нашей автомобильной торговли переместится из Владивостока в Кяхту... Там уже всерьез обсуждается строительства крупных таможенных терминалов в Кяхте и Наушках. А это одно из перспективных направлений для инвестиций. В том числе и из Внутренней Монголии. В Наушках должны приступить к строительству международного таможенного терминала, который будет перерабатывать при выходе на проектную мощность до одного миллиона тонн грузов в год.

Здесь, в Эрляне, дешевые (даже по сравнению с Маньчжурией) цены не только на товары «народного потребления», но и на недвижимость, на аренду офисов. Все это, считают в мэрии, также может привлечь инвесторов из России. От Эрляня около 700 км до административного центра Автономного района Внутренняя Монголия города Хух Хото с населением свыше 2 млн. человек. Кстати, путь в Пекин через Улан-Батор, Эрлянь и Хух Хото занимает на 15 часов меньше, чем через Маньчжурию. Если все-таки действительно отменят визы между Монголией и Россией, то судьба Маньчжурии будет незавидная.

Представители мэрии Эрляня (где сегодня три крупных рынка - один более современный, исполненный в виде бутиков, а два других рынка - старые с торговыми рядами) считают, что россиянам будет выгодно делать в этом городе оптовые закупки, а за дорогими и качественными вещами они поедут в Хух Хото. Там и посмотреть возможностей побольше, так как город издавна был мультикультурным перекрестком на путях между Синьцзяном и собственно Поднебесной.

Но и у самого Эрляня имеются амбициозные планы стать культурно-развлекательным центром как для россиян и монголов, так и для собственных граждан. В первую очередь - для жителей Внутренней Монголии, желающих, не выезжая из страны, познакомиться с Россией. Под это городская власть готова выделять территорию, создавать инфраструктуру. Дело за инвесторами, в т.ч. - и за российскими. Что в итоге получится, мы, не сомневаюсь, очень скоро увидим своими глазами...

Текст, фото Владимира БЕРЕЖНЫХ

Городская больница Эрляня отстроена совсем недавно. По уровню технического оснащения она может поспорить с любым медицинским учреждением Западной Европы. При этом цены на медицинские услуги в несколько раз ниже не только европейских, но и российских. Руководство больницей уверено, что оба эти фактора, а также сочетание традиционной китайской медицины с европейской подготовкой ведущих специалистов-врачей привлечет в больницу россиян, желающих поправить свое здоровье. Поэтому мне была высказана просьба помочь найти переводчика, специализирующегося на медицинской тематике


Пригороды Эрляня

Будущее Китая - это его дети. Они пользуются всеобщей любовью и вниманием. Сценка на улице в Эрляне...


Международная школа Эрляня. Власти надеются, что в скором будущем здесь появятся и русские ученики.


Торговля - мотор экономики Китая. Государство торговлю контролирует, но не зажимает.


Вокруг Эрляня - целые полчища динозавров. Они, вероятно, вскоре возьмут город в полное кольцо.