Всемирная выставка в париже 1900 русский павильон. Всемирные выставки в париже


Иллюстрированное описание Всемирной промышленной выставки в Париже, 1867 года. - С.-Петербург: Издание В. Е. Генкеля, 1869. - VI, , 48, 349 с., ил.

Иллюстрированное описаніе Всемірной промышленной выставки въ Парижѣ, 1867 года. - С.-Петербургъ: Изданіе В. Е. Генкеля, 1869. - VI, , 48, 349 с., ил.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Отдавая на суд публики «Иллюстрированное описание Всемирной Выставки в Париже», мы считаем не лишним сказать несколько слов о цели этого предприятия.

В последнее время в обществе зародилось было сомнение относительно пользы вообще всемирных промышленных выставок. Чтобы убедиться в нелепости подобного предположения, достаточно взглянуть на произведения какой бы то ни было страны, выставленные на лондонской всемирной выставке 1862 г., и сравнить их с такими же произведениями парижской всемирной выставки 1867 года. Мы видим, что в последних нет более той топорности отделки, того безвкусия и бессмысленного воспроизведения форм, которыми так отличались многие произведения лондонской выставки. И это, конечно, очень естественно - всемирная промышленная выставка дает возможность как промышленнику, так и работнику сравнить на месте одни и те же предметы, приготовленные в разных странах и по различным способам, оценить качества одних и недостатки других, и вывести таким образом заключение о преимуществах того или другого способа. В самом деле, парижская всемирная выставка 1867 года красноречиво доказала нам всю пользу подобных выставок; она дала нам возможность обозревать различные степени культуры, на которых стоят отдельные народы, и вместе с тем составить себе общее понятие о цивилизации всего земнаго шара. Обозревая предметы парижской выставки, мы могли, некоторым образом, проследить известную часть истории человечества. Так например, рядом с луком и стрелою первобытного человека, мы видели нарезную пушку и игольчатое ружье; рядом с грубыми письменными знаками едва известных народов, выцарапанными, на древесной коре или на пальмовых листьях, - телеграфные аппараты, счетные машины и гигантские книгопечатные станки цивилизованных народов.

К сожалению не все наши промышленники имели возможность лично присутствовать на парижской всемирной выставке. Только немногим счастливцам удалось обозревать выставленные предметы и сделать сравнительную их оценку на месте... Исходя из этой точки зрения и имея в виду поощрение нашей отечественной промышленности, мы приступили к изданию «Иллюстрированного описания», и смеем думать, что оказали этим несомненную услугу нашей промышленности, которая еще сильно нуждается в подобного рода литературных предприятиях. В самом деле, для того, чтобы промышленность наша усовершенствовалась, ей необходим обильный запас хороших образцов, которые она заимствует теперь от иностранцев. Чтобы избавиться от этой рабской зависимости, прежде всего нужно художественное образование промышленников, а в этом отношении много могут помочь хорошие рисунки с сравнительной оценкой их. Мы говорим, конечно, помочь, потому что главное должно быть сделано художественными школами, в учреждении которых Франция и Англия опять-таки далеко опередили нас.

Мы надеемся, что «Иллюстрированное описание парижской всемирной выставки» принесет свою долю пользы в этом отношении. Мы поместили, в виде фельетона, целый ряд очерков, в которых критически старались оценить некоторые существенные отделы выставки и указать на характер и цель самой выставки. Мы даже сделали попытку доказать влияние древней промышленности на современную.

К «Иллюстрированному описанию» приложена еще «Хроника выставки», в которой мы сделали подробную оценку 10-й группы, как более интересной. Кроме того, она заключает в себе статьи более общего содержания, целью которых - представить читателю по возможности разностороннюю и интересную характеристику парижской всемирной промышленной выставки 1867 года.

Художественно-образовательное значение нашего «Иллюстрированного описания» станет ясным для каждого, кто только согласится с тем, что вообще всемирные выставки служат превосходными образовательными школами для рабочих, а не согласиться с этим нельзя, приняв в соображение то влияние, какое оказала последняя всемирная выставка на этих бедных тружеников, в таком громадном количестве стекавшихся на Марсовое поле.

Надо, к сожалению, сознаться, что при всем нашем старании выставить произведения русской художественной промышленности в более выгодном для нее свете, мы все-таки должны были отдать преимущество иностранцам, которые в этом отношении далеко опередили нас.

В «Иллюстрированном описании парижской всемирной выставки» мы старались представить замечательнейшие образцы художественной промышленности каждого отдела и каждой страны, и таким образом составить долговечную картинную галлерею, интересную для всех, кто только принимал какое-либо участие в парижской выставке, или интересовался ею. Наши картинные изображения дают наглядное понятие о художественно-мануфактурных произведениях всех стран, и представляют их в таком же виде, в каком они были представлены на выставке (насколько конечно это вообще возможно в иллюстрациях).

После всего вышесказанного, смеем думать, что предлагая публике эту книгу, мы предлагаем ей труд полезный, добросовестный, который окажет несомненную услугу нашей отечественной промышленности и будет служить настольной книгой для тех промышленников, которые желают вести свое дело согласно современным требованиям.

С.-Петербург.

В. Генкель.

Предисловие.. V

Фельетон: Характер и цели Парижской всемирной выставки 1867 г. ... 1

Стекло, как предмет необходимости и роскоши... 68

Кружева, белье и вышивка...117

Влияние античных произведений на искусство...141

Материалы керамического искусства и скульптуры: глина, камни, мрамор.184

Мебельное и художественное столярное мастерство...228

Ковровое производство, шерстяные, шелковые, бумажные ткани и смешанная пряжа...261

Металлы. - Изделия из золота и серебра. - Драгоценные камни...298

Фарфоровые и гончарные изделия.310

Бронза. - Влияние искусства на промышленность.. 331

Общий взгляд на Парижскую промышленную выставку 1867 г. ..342

Общий вид Марсова поля и всемирной выставки.. 1

Мелочи...4

Мебель и моды (Группы III и IV)..5

Мелочи...8

Обзор X-ой группы. 8

Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. 12

Мелочи...-

Обзор X-ой группы (продолжение)..13

Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. (продолжение)...-

Мелочи... 16

Обзор X-ой группы (продолжение).17

Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. (продолжение).18

Мелочи..19

Обзор X-ой группы (продолжение)...21

Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. (продолжение) -

Мелочи..23

Обзор X-ой группы (окончание)..25

Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. (продолжение).26

Как-то мне довелось говорить о Всемирной выставке 1900 года в Париже с одной образованной дамой.
- И что же там представляла Россия? Матрешек? - искренне удивлялась она.
С мифами и легендами бороться трудно.
Однако к началу 20 века экономика России развивалась быстрыми темпами, стране было, что представить на Всемирной выставке в Париже, где Российская экспозиция произвела настоящий фурор. Министр промышленности и торговли Франции Мильеран назвал российскую экспозицию "наиболее интересной приманкой на парижском празднике труда".
Общая экспозиционная площадь России на выставке составляла 24000 кв.м., и выставочных композиций было значительно больше, чем могли представить другие страны.
За время выставки российская экспозиция получила 1 589 наград: 212 высших (Гран-при), 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва.
"Мы находимся под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела. В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех тех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок. Развитие это до такой степени крупное, что наводит на множество размышлений", - писала французская газета "Liberte".

Вид Всемирной выставки, аккумулировавшей лучшие достижения мировой экономики. Выставка стала настоящим событием, она продолжалась 5 месяцев и приняла более 50 миллионов посетителей. Специально к выставке в Париже был возведен ряд сооружений - Эйфелева башня, мост Александра III и т.д.

Авеню Николая Второго с Малым и Большим дворцами на территории выставки.
Подробнее об архитектуре Русского отдела Парижской выставки: http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/wex1900/ovchin90.ssi

Мост Александра III, названный в честь русского императора.

Павильон Русских окраин со строениями в стиле Московского и Казанского Кремля. Внутри павильон был украшен 28 большими художественными панно со сценами жизни Средней Азии, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока и Севера. Большая часть панно была выполнена Константином Коровиным.

Панно Константина Коровина для Русского павильона


Русская авеню

Иллюстрированное издание "Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 году": http://humus.dreamwidth.org/8873846.html

Красноярский железнодорожный мост через Енисей, рубеж 19 и 20 веков. Проект моста был удостоен Золотой медали выставки, которую безоговорочно присудила комиссия под председательством Густава Эйфеля.
Все, что было связано со строительством Транссибирской магистрали, беспрецедентного проекта по сложности и масштабу, удостоилось самых высоких оценок.

Скульптура "Россия" Н.А. Лаверецкого, каслинское литье, 1896
Фигура украшала вход в павильон с чугунолитейной экспозицией.

Ажурный чугунный павильон каслинского литья, удостоенный на выставке Гран-при.


Железнодорожная техника, произведенная в России, была с успехом представлена на выставке.
Государственный павильон Военного министерства предлагал передовые разработки в области вооружения. Прекрасных лошадей привезли на выставку русские коневоды.

Грандиозный успех был у строительных экспозиций. Даже российский цемент и кирпич оценили очень высоко.
Удивительными по тонкости работы были резные деревянные элементы для строительства - колонны, панели, перила и т.д. Русские плотники поражали гостей, на глазах у всех одним топором выполняя такие детали, для которых французы использовали набор инструментов.
Оконные, витражные и технические стекла, печные изразцы, современная аппаратура для отопления и вентиляции помещений, произведенные в России, в ходе выставки нашли множество покупателей за рубежом.
Кровельным железом, произведенным в Лысьве и заказанным на выставке, и поныне покрыты крыши здания Британского парламента и Собора Парижской Богоматери.
Кроме строительных, металлургических и машиностроительных экспозиций была широко представлена и легкая промышленность России - предметы интерьера, мебель, текстиль, фарфор и хрусталь. Особый восторг вызывал павильон фарфоровых мануфактур Кузнецова, построенный по проекту архитектора Шехтеля.


Тарелка из кузнецовского сервиза, представленного на выставке


Декоративная тарелка, выпущенная специально к открытию выставки


Фаянсовый иконостас, выполненный на фабриках Кузнецова и представленный в Париже. В настоящее время находится в г. Марьянски Лазни, Чехия

Ряд наград получили кружева, вышивки и другие предметы русского женского рукоделия, отличавшиеся вкусом, тонкостью и невероятным мастерством.


Наградной каталог выставки

Широко были представлены товары чаеторговой фирмы Поповых, водки и алкогольные товары Смирновых и Шустовых, виноградные вина князя Голицына. У Казенной торговли алкоголем был отдельный павильон близ Эйфелевой башни, где мужчины с большим удовольствием получали маленькие сувенирные бутылочки с водкой. Продовольственные товары из России можно было продегустировать в нескольких закусочных и ресторанах, их качество парижане оценили очень высоко.

На эспланаде Инвалидов был построен отдельный павильон учреждений императрица Марии - русских благотворительных организаций, занимавшихся социальной помощью.

Стремясь собрать как можно больше интересных экспонатов, русское правительство утвердило для экспонентов ряд льгот: бесплатное предоставление помещений на выставке, принятие за счет казны расходов по пересылке экспонатов, страхованию в пути, устройству и убранству русского отдела ("Проект положения о русском отделе на выставке", 1897 г.).
на участие в Парижской выставке Россия затратила 5 226 тыс. р., причем правительство ассигновало 2 226 тыс.р., а учреждения и экспоненты 3 000 тыс.р.взяли на себя. "Высочайше учрежденную комиссию" по подготовке русского отдела возглавлял директор Департамента Торговли и Мануфактур В.И.Ковалевский. Генеральным Комиссаром русского отдела был назначен князь В.Н.Тенишев,

По каждому затронутому вопросу в печати шло оживленное обсуждение. Приведем заметку современника о заре автомобилестроения: "Можно сказать, что с 1900 года, с Парижской выставки, начинается новая эпоха в Европе относительного развития автомобилизма и замены движения по улицам экипажей с лошадьми.
Вероятно, в ХХ веке автомобили вытеснят экипажи с лошадьми. Выставка автомобилей в Венсене и на Марсовом поле, кажется, вполне это подтвердила. Мы были поражены обилием автомобилей на выставке. То же можно сказать и об автомобилях на улицах Европы, главным образом в Берлине и в особенности в Париже. В Париже есть даже экипажи извозщиков-автомобильных (так называли первые такси. - Н.М.). Из французских автомобилей обращают внимание фирмы Пежо-братья и Бото".

The little Palace, Exposition Universal, 1900, Paris, France

Но надо заметить, что искусство экспозиции совершенствовалось от выставки к выставке. Постепенно складываются фундаментальные требования к выставочному павильону, к показу изделий. К концу века большое влияние на выставки оказал стиль модерн, своим рационализмом вытесняя безалаберность эклектики. Влияние модерна стало очевидным на парижской выставке 1900 года. Появляется деление не только по странам и фирмам, но и по отделам-отраслям. Создаются модели, макеты для показа производственных процессов. Постоянно совершенствовались и старые методы показа – диорамы и панорамы (первая диорама была устроена в Париже еще в 1822 году Дюгером и Батаном с развлекательной целью). Живописные картины и гравюры с изображением заводов-участников сменялись макетами этих заводов, а то и диорамами. Технический прогресс призвал на службу в выставочные стенды чертежи, таблицы, диаграммы и новейшее изобретение – фотографию. Уже на первой всемирной выставке 1851 года возникла проблема передвижения посетителей по территории выставки. Так появился первый выставочный транспорт (омнибусы). Позднее, на выставке в Чикаго (1893), были впервые применены «подвижные тротуары», передвигавшие на ленте транспортера ежедневно до 10 тысяч посетителей. Появилась проблема утомляемости посетителей. Организация зон отдыха повлекла за собой создание целой индустрии развлечений, что совпадало с желанием устроителей возместить огромные расходы и, как тогда говорили, «не сыграть в плачевный дефицит». Появляются театры, рестораны, а также различные аттракционы, доходные зрелища, так называемые «ГВОЗДИ».
Особой популярностью у публики пользовалась всякая экзотика с ароматом колониальных наполеоновских и английских войн. Создавались «гавайские деревни» и «индийские чайные», стрелковые тиры в стиле африканского сафари, «уголки средневекового Парижа» и т.д.

Alexandre III, bridge, Exposition Universal, 1900, Paris

Дух наживы привлек в индустрию развлечений новинки технической мысли и прогресса: электричество, кинематограф. В Париже «выставка как таковая... отступила на второй план перед зрелищами».
Мысль о создании детского городка развлечений «Диснейленд» в Америке родилась в середине XX века после того, как Диснею, художнику-мультипликатору и бизнесмену, попал в руки альбом «Парижская всемирная выставка 1900 года».
Одно из поразительных достижений, связанное с использованием электричества в технике, - развитие металлургии алюминия. Еще десять лет назад алюминий считался дорогим металлом, но с тех пор как для его получения применили электрический ток, цена его упала в десятки раз. Алюминий уже использовался для изготовления брошек и запонок, биноклей, ложек и вилок. Для увеличения твердости создавали сплавы алюминия с другими элементами. Его начали употреблять на детали автомобилей и провода электрических установок. Французы показали на выставке мост из алюминия длиной 15 м и массой 1500 кг. Выставка 1900 г. дала возможность проследить удивительные успехи алюминиевой промышленности за последние 10 лет: его выплавка по новому способу составила за это время 28 тыс. т.
На выставке в Париже посетители опять удивлялись лампам русского инженера А.Н.Лодыгина - они были с нитями из молибдена и вольфрама, не в пример уже известным, угольным, представленным тут же. Когда о лампах Эдисона с бамбуковой нитью зашумела пресса, авторы каталога Всемирной выставки описали опыты Лодыгина по созданию ламп накаливания и напомнили: "Из этого следует, что получение углей для ламп посредством прокаливания органических продуктов впервые применено было в России, а не за границей".

Но еще больше поражала знатоков самая большая в мире динамо-машина трехфазного тока мощностью 4500 л.с. конструкции М.О.Доливо-Добровольского. Построила ее немецкая фирма для электроосвещения Берлина.
В докладах на IV Международном электротехническом конгрессе, состоявшемся в Париже в период работы выставки, всему ученому миру были представлены основные итоги русского творчества в области электротехники в изданном на русском и французском языках "Очерке работ русских по электротехнике с 1800 по 1900 г. Объяснительный каталог экспонатов, выставляемых VI электротехническим отделом Русского технического общества".
Парижская выставка демонстрировала изобретения продолжателей дела основоположников в области электроосвещения Лодыгина и Яблочкова. В.Н.Чиколев спроектировал дуговую лампу с дифференциальным регулятором для сближения электродов, применив для регулирования маленький электродвигатель. Позже этот принцип Чиколева конструкторы использовали в прожекторных лампах. Он же предложил фотографический способ исследования и проверки отражательных прожекторов. Экспонировались электрическая свеча В.Тихомирова, дуговая электролампа Репьева, регулятор для луговых ламп системы Майкова-Доброхотова.

Были представлены русские изобретения и в области создания электромашин: динамо-машина без железа Д.А.Лачинова, дисковая динамо-машина и трансформатор А.И.Полешко, динамо-машины А.Клименко.
Экспонаты напоминали, что в России созданы оригинальные электролитические способы отбеливания тканей: А.П.Лидова и В.Тихомирова, С.Н.Степанова. Были также выставлены аккумуляторные системы Хотинского, оригинальные гальванические элементы П.Н.Яблочкова, В.А.Тюрина (последний создал крутильные весы высокой чувствительности).
Наряду с этим, как указано в отчете генерального комиссара русского отдела, были представлены "первые русские телеграфные аппараты, доказывающие, что неоднократно первыми великими изобретателями были русские... В электрическом же деле... те же примеры в изобретениях гг. Яблочкова и Лодыгина".
Русская творческая мысль создавала богатые потенциальные воэможности для внедрения в практику ценных изобретений, но в царской России с ее слабой экономикой все это глушилось, не поддерживалось власть имущими.

По разделу воздухоплавания имели успех экспонаты русских авиаторов Поморцева, Кузьминского и Янга: измерительные приборы, аэропланы, парашюты, моментометры и газотурбинные двигатели. Метеоролог генерал-майор М.М.Поморцев изобрел ряд аэронавигационных и других приборов, с 1895 г. он - председатель VII (воздухоплавательного) отдела Русского технического общества.
Русский инженер П.Д.Кузьминский, изобретатель газовой турбины, также занимался воздухоплаванием и был одним из инициаторов создания VII отдела РТО. Он неоднократно предлагал использовать для целей воздухоплавания быстроходный и вместе с тем легкий турбинный двигатель. За семь лет до выставки в Париже он заявил Военному министерству о своей готовности построить воздушный корабль собственной конструкции, но предложение осталось без ответа.
Всемирная выставка 1900 г. подводила каждую страну-участницу как бы к отчету о своих достижениях. Чем же еще отличалась российская экспозиция на таком знаменательном смотре?

В русских экспозициях на выставке, как обычно, отводилось большое место предметам роскоши, ювелирным изделиям из драгоценных металлов и камней, мехам. Центральным экспонатом в русском павильоне, архитектурно воспроизводившем в миниатюре Московский Кремль, была огромная пирамида из 35 тыс. пар калош, представлявших собой суточную выработку российско-американской мануфактуры в Петербурге. По выпуску калош Россия тогда занимала первое место в мире.
Живописно выглядел ансамбль белокаменных построек по мотивам башен и палат Кремля. В нем экспонировались образцы дерева, шелка, ковры, металлические изделия, чай, рис, хлопок и многие другие изделия и продукты. В кустарном отделе по проекту художника К.А.Коровина выстроили несколько деревянных домиков и церковь - как бы улицу русской деревни. Он получил орден Почетного легиона за оформление экспозиции.
В комнатах собрали изделия кустарей со всей страны: кавказское оружие и резные серебряные изделия, новоторжскую вышитую обувь, вышивки, кружева, ножи, а также поливные керамические изделия, квасники, бураки. Фабрика фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова из Петербурга, выставившая фарфоровые блюда, чайные и столовые сервизы, чашки, стаканы, фигурки, а также туалетные, умывальные кофейные приборы, получила большую золотую медаль.

L’Exposition Universelle de 1900 est la plus étendue géographiquement. Elle englobe, dans l’ouest parisien, des Invalides au Champ de Mars, une bonne partie des deux rives de la Seine.

За высокое качество золотых и серебряных нитей, отличающихся особой тонкостью и мягкостью, золотоканительная фабрика, основанная в 1785 г. прадедом К.С.Станиславского, получила высшую награду "Гран-при", а сам Константин Сергеевич и другие работники фабрики были награждены медалями.
Каслинское литье
Знаменитая мастерица дымковской глиняной игрушки А.А.Мезрина участвовала со своими изделиями на выставке в Париже, причем игрушки не только показывались, но и продавались. Известный художник А.М.Васнецов по просьбе устроителей русского павильона специально закупил в Дымкове для этой цели тысячу штук, и они пошли в Париже по франку каждая.

С давних пор на Руси известна была шемогодская резьба: ажурное сечение покрывало туески, ларцы, шкатулки из бересты. Лучшие поделки мастера И.А.Вепрева в 1900 г. были удостоены диплома Всемирной выставки. Другое деревянное чудо - русская матрешка - родилась в 1891 г., когда в столярно-резчицкой мастерской в Абрамцеве токарь В.3вездочкин ее выточил, а художник С.Милютин разрисовал. В 1900 г. нарядная матрешка впервые появилась на Всемирной выставке. За оригинальность формы и своеобразную роспись русская игрушка завоевала золотую медаль.
Ко времени участия России во Всемирной выставке был срочно составлен обширный труд под общей редакцией В.И.Ковалевского "Россия в конце XIX века". В нем подводились итоги минувшего столетия. Авторы с горечью резюмировали: "Горная промышленность не получила до сих пор в России развития, соответственно ее природным богатствам, и занимает пока в ряду других отраслей добывающей промышленности второстепенное место... Несмотря на наблюдаемый за последние годы быстрый рост железной промышленности в России, производство туземных заводов все еще не может удовлетворить в ней спроса на железо".

Le palais des illusions (Hénard architecte)

Разведанные минеральные запасы России были малы. Даже в начале ХХ в. в справочниках по стране, занимавшей первое место в мире по площади, числилось среди разведанных мировых запасов по каменному углю немногим более 3%, по железной руде - не более 1%, фосфоритам тоже. Россия давала почти половину мировой добычи золота и нефти, но зато залежи никеля, калия, бора, серы, бокситов, по сути, вовсе не были известны.
Тем не менее русский горный отдел на выставке был одним из самых обширных. Из Тагильского и Лысьвинского горных округов, Луньевских каменноугольных копей на выставке были представлены уголь, образцы железной и марганцевой руд, золота, платины, меди, малахита и других полезных ископаемых. И хотя уральские заводы выглядели "с нежелательной полнотой", экспозиция произвела настолько сильное впечатление, что устроители выставки присудили именные бронзовые медали маркшейдеру Луньевских каменноугольных копей Иванову и управителю Тагильского медного рудника Бурдакову.

The Palace Lumineux, night, Exposition Universal, 1900, Paris

Из металлических изделий обращали на себя внимание произведения казенных заводов: замечательный набор златоустовского холодного оружия, кусинское художественное литье, стальные косы различной степени закалки. Успешно продавались художественные изделия из чугуна Кыштымских заводов. Дружковский завод из Донбасса выставил 100-метровый рельс. В Париже демонстрировались миниатюрные действующие модели боевой трехлинейной русской винтовки образца 1891 г. наряду с ижевским охотничьим оружием. Эти экспонаты пользовались большим успехом - Ижевские оружейные и сталеделательные заводы были удостоены высшей награды "Гран-при".
Выдающимся экспонатом выставки 1900 г. стал громадный дворец-павильон из чугунного литья. Каслинские мастера представили его сначала на Всероссийскую промышленную и художественную выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Автором эскиза дворца-павильона был архитектор А.И.Ширшов. По его проекту на заводе выполнили модели, а потом отлили из чугуна огромное количество ажурных деталей. Выступающую карнизную часть фасада дворца поддерживают строгие колонны - по две слева и справа от входа. Стенки представляют сетчатые ажурные сплетения. У входа и внутри расположены изделия из чугуна, а сам павильон обнесен оградой.

Часть руского павилиона

На Всемирной выставке в Париже привлекло общее внимание превосходное произведение русского шлифовального и ювелирного искусства - драгоценная мозаичная карта Франции. Она была изготовлена на шлифовальной фабрике в Екатеринбурге под руководством мастера П.П.Милькова и предназначалась в подарок французской республике. Размеры карты - больше метра каждая сторона. Море выложено из светло-серого мрамора, а департаменты из яшмы разных цветов. Реки - платиновые нити, вделанные в яшму, города - драгоценные камни, оправленные в золото, названия городов набраны золотыми буквами. Всех городов на карте 126: Париж - крупный рубин, Гавр и Марсель - изумруды, Лион - турмалин, Бордо - аквамарин, Шербур - александрит, Тулон - хризоберилл, Руан - сапфир, Лилль - феноцит, Реймс - хризолит, Нант - берилл, Ницца - гиацинт; 21 город из аметистов, 55 из турмалина и 38 из горного хрусталя. Карта вставлена в раму из яшмы шиферного цвета. Восхищенные зрители по достоинству оценили чудесную коллекцию уральских камней, показанную в такой своеобразной форме. Выполненная с тонким художественным вкусом и исключительным мастерством, карта получила высокую награду Всемирной выставки, а ее автор В.В.Мостовенко, директор фабрики - командорский крест Почетного легиона.

Плакаты о начале и закрытии выставки

К выставке приурочили свои заседания 127 различных конгрессов: по ацетилену, истории, религии, коммивояжеров и булочников, организаторов воскресного отдыха и противников злоупотребления табаком, сторонников стандартизации ниток и т.д. На физическом конгрессе из русских были П.Н.Лебедев, М.А.Шателен, К.А.Тимирязев и другие.
Каслинское литье
В.И.Вернадский принял участие в VIII сессии Международного геологического конгресса, проходившей во время Всемирной выставки, которая произвела на ученого большое впечатление. Он много времени проводил на выставке, изучал современное положение рудного дела, главнейшие рудные залежи всего мира. В письме к сыну от 19 августа 1900 г. он писал: "Выставка поражает своими размерами. Наиболее интересное и важное, новое наблюдается в технике и в искусстве. В технике - новые металлы, новые электрические лампочки (без угля и без стекла) - твердая сталь при красном калении. И в каждой стране можно наблюдать много нового".

План выставки.Кликабельно

Необычность планировочного решения российского павильона была продиктована своеобразным и чрезвычайно неудобным местом, выделенным для его постройки. Это было очень узкое и длинное пространство вдоль стены Trocadero. Коровин блестяще и остроумно справился с задачей, поставив четыре отдельных постройки по одной оси и соединив их открытыми переходами-галереями.
Осенью 1899 года в Москве вчерне была закончена постройка павильона, затем он был разобран и перевезен в Петербург для отправки в Париж морем. Окончательная сборка на месте осуществлялась под руководством И.Е. Бондаренко русскими рабочими, предоставленными Р.Ф. Мельцером, архитектором Общего русского отдела Парижской выставки.

Interior of exhibition building, Exposition Universal

За час до наступления полуночи 30 октября 1900 г. Эйфелева башня осветилась багрово-красным светом и раздался пушечный выетрел, возвестивший о закрытии выставки. Так закончился XIX в. на всемирных выставках.
Россия за экспозицию получила 1 589 наград, в том числе 212 высших, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва. Золотой медали выставки 1900 года, наравне с Эйфелевой башней, был удостоен железнодорожный мост через реку Енисей.

Les pavillons des nations de Exposition universelle de 1900

Символом выставки стала встреча нового, XX века. Главенствующим стилем на выставке стал ар-нуво. За семь месяцев выставку посетили более 50 миллионов человек, что является рекордной цифрой и по сей день. Свои экспозиции в 18 тематических отделах представили 35 стран. Выставка продолжалась с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. Её посетило свыше 50 миллионов человек (мировой рекорд того времени) и принесла французской казне доход в 7 миллионов франков. В выставке приняло участие свыше 76 тысяч участников, площадь выставки составила 1,12 км².

В 1900 года правительство Российской империи решило продемонстрировать техническую мощь страны как можно полнее. Парижане пошли навстречу и выделили России для экспозиции более 24000 м². Впрочем, в итоге и этой площади в итоге оказалось мало.

В статье на основании мемуаров и писем показаны противоречивые впечатления русских посетителей от Всемирных Парижских выставок 1889 и 1900 гг., которые стали самыми посещаемыми и на которых достижения русской культуры были представлены наиболее ярко.

Во второй половине XIX в. прообразами современных биеннале, международных экономических форумов и фестивалей были Всемирные выставки. С момента своего первого созыва в 1851 г. Всемирные выставки торговли, промышленности и искусств стали приобретать все большие популярность и престиж - их называли «свиданиями народов».

Благодаря зарождающемуся институту РЯ и профессиональной рекламе здесь можно было осуществить презентацию организации и ее продукции, упрочить конкурентные позиции в своей стране и в мире. На Всемирных выставках не только состязались, но и общались, заключали сделки, обменивались технологиями и вступали в долгосрочное сотрудничество. Интерес русских предпринимателей, специалистов, чиновников высокого ранга, журналистов и просто обывателей к «свиданиям народов» был очень высок. Каждая такая выставка сопровождалась международными конгрессами, на которых обсуждались самые разнообразные темы.

Для государств-партнеров того времени участие национальной промышленности во Всемирных выставках становилось важным средством решения и внешнеполитических проблем. Однако главным было то, что сотни тысяч посетителей могли познакомиться с образом жизни, достижениями разных стран и народов, в частности, России, которая по-прежнему оставалась для многих страной экзотической. Тысячи туристов, специалистов, путешественников и просто любопытных привлекали результаты научной, промышленной деятельности: машины, изделия редких ремесел, колониальные товары, а также атмосфера интернационального праздника: «<...> На улицах особенно оживленно , - писал посетитель Выставки 1889 г. художник М. В. Нестеров, - каких народов не увидишь здесь: и арабы в своих костюмах, и негры, мулаты, индейцы ».

Крымская война сделала невозможным участие России в первой Парижской Всемирной выставке 1855 г. О. фон Бисмарк писал, что в самый ее разгар - 15 августа 1855 г. (день рождения Наполеона I) -по улицам Парижа проводили русских пленных . Однако впоследствии Россия участвовала во Всемирных выставках в Париже в 1867, 1878, 1889 и 1900 годах. Особого внимания заслуживают Всемирные выставки 1889 и 1900 гг., на которых наша страна была представлена наиболее ярко.

Если Всемирная выставка 1867 г. была, по словам Н.М. Щапова, символом «торжествовавшей, но не прочной империи», то выставка 1889 г.- «торжествовавшей и оказавшейся прочной республики» . В первый же день ее посетили около 500 тысяч человек. Приуроченность выставки к юбилею Великой французской революции, а также внутрироссийские события (борьба царского правительства с революционерами) обусловили отказ российского правительства официально участвовать в ее работе. Поэтому экспозиция России была в основном составлена усилиями и на средства заинтересованных предприятий, учреждений и частных лиц. Все, что было связано с Россией, пользовалось огромной популярностью и к русским здесь относились с огромной симпатией: «<...> Русских здесь чествуют. Недавно был на выставке Пастера и Шарко (кажется) , - писал М. В. Нестеров, - их приветствовали, в это время увидали русского студента, сейчас же его подхватили, начали качать и возгласы - «Да здравствует Россия и да здравствует Франция!» - огласили Выставку, и часто подобные истории можно здесь встретить » . Одним из наиболее посещаемых и производивших впечатление павильонов был «Дворец машин» («какой-то ад», по выражению М. В. Нестерова), где демонстрировались новые образцы техники.

Российский павильон на выставке в Париже более походил на небольшой город. Он был построен в русском стиле и многими своими чертами (башни, шатровые крыши, зубчатая стена, узорчатые окна и крылечки) напоминал Московский Кремль. Рядом была отстроена Кустарная улица с типичными русскими барскими хоромами, избами и сельской деревянной церковью. Основное внимание в обширной экспозиции уделялось этнографии так называемых окраин – Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, Кавказа.

Приезжих русских художников, например М. В. Нестерова, в первую очередь интересовал французский отдел живописи: «<...> ... семнадцать зал. Тут все лучшие вещи Франции, много из них получили всемирную славу. Все это сперва ошеломляет, блеск удивляет, смелость необыкновенная, ходишь как в чаду, ноги подкашиваются от усталости, а впереди все новое и новое...<...> Но все это хорошо, прекрасно, оригинально, но не гениально, а между французами есть и гении, которые перевернули все. Не ушла от них ни одна нация, начиная от нас, многогрешных, кончая американцами. Первый и величайший из современных французов, по-моему, есть Бастьен-Лепаж. Каждая его вещь - это событие, это целый том мудрости, добра и поэзии » .

Что касается экспозиции российского отдела изобразительных искусств, то, по мнению М. В. Нестерова, она была не самой удачной: «Вот русский отдел позорный» - писал он родным . Однако многие произведения пользовались вниманием, например картины К.Е. Маковского, получившего здесь золотую медаль.

Гвоздём Выставки стала Эйфелева башня, воздвигнутая на Марсовом поле металлическая яркокрасная трехъярусная конструкция высотой 305 м. - «сказка Жюль Верна» . Она, возвышаясь над Выставкой, как «великан над малыми ребятами», шокировала как французов, так и иностранцев: «Вечером пошли в Notre Dame de Paris, по дороге еще видали вдали Эйфелеву башню. Она, как столб на небе, снизу покрыта туманом, лишь верхушка ее видна ясно электрическим фонарем .». Поражала ее иллюминация, как, впрочем, и всей Выставки: «<...>особенно грандиозный вид на Трокадеро. Он был залит огнем, башня Эйфеля была вся красная, как раскаленное желе. Фонтаны были пущены и били разноцветной водой: то зеленой, то лиловой, то красной, а то радужной - красиво и величественно » .

На башню мог взобраться любой желающий, предлагались также и другие не менее экстремальные услуги: «<...> еще не
решил, - писал В. М. Васнецов, - может быть, предпочту подняться (за ту же цену 5 франков) на шаре, будешь на несколько аршин выше башни, да и диплом дадут, что летал, мол, собственной своей особой на 400 метров от земли
» .

К услугам проголодавшихся посетителей была так называемая «Русская изба XV века», где торговал некий Дмитрий Филимонович - уфимский купец: «<...> Снаружи лежит черный хлеб, самовары, внутри обтянуто кумачом, и на полках русская деревянная посуда, и на столе большой самовар. <...> К избе подходят группы любопытных и смотрят, как на жилище дикарей, улыбаются и отходят дальше » . В «Русской избе» можно было попробовать традиционные русские блюда: щи, кашу, чай. Так, М. В. Нестеров на удивление француженок, выпил пять стаканов чаю и ушел «как ни в чем не бывало.» .

На выставке 1889 г. Франция, что называется, подавила все другие страны, выставив, по сравнению с ними, гораздо больше качественных товаров. Однако и в русском отделе было чем похвастаться «<...> хороши ситцы Баранова и Морозова, шёлк и парча Сапожникова, серебро Хлебникова и Овчинникова. Из технических новостей испробовали телефон - на выставку передавали оперу с расстояния 5 километров. Новостью был и крематорий » . На выставке восхищались «шелком, бархатом, мебелью, бронзой, фарфором, искусственными цветами, бархатными платьями («ума помраченье»), наконец, машинным отделением, где все машины работали, а публика смотрела на них с медленно двигавшегося под крышей моста; светящимися фонтанами («как они красивы и рассказать нельзя <...>») . Русские радовались калейдоскопу впечатлений, ради которого, собственно, и приезжали: «<...> чего только не увидишь - и пляску альмеев из Алжира, и китайский театр в аннамском отделе, и скачку каирских оборванных мальчишек на белых осликах. Пробовали мы и кофе восточного приготовления и еще всякой всячины можно тут наглядеться » .

Парижская Всемирная выставка 1900 г. подвела итоги завершавшегося столетия, превзойдя по затратам и великолепию все предыдущие Выставки. Внешне она выглядела «неказистой», «огромной» и «раскинувшейся на много верст». Архитектурой напоминала «сад Неметти» - театр в Петербурге, основанный актрисой В. А. Линской-Неметти . Для привлечения публики и прибыльности на территории Выставки были устроены многочисленные места увеселений и развлечений, например, колесо обозрения диаметром 93 м, большой телескоп, гигантский глобус и многое другое. Открывшийся в июле 1900 г. парижский метрополитен стал одним из своеобразных и любопытных экспонатов для французских и иностранных посетителей.

Россия, как основной торговый, культурный и военно-политический партнер Франции, приняла самое активное и заметное участие в этом грандиозном мероприятии. Впервые Россия имела здесь свои отдельные национальные павильоны. Главный из них находился на склоне холма в парке Трокадеро, на который французская публика «жадно накинулась <...> частью потому, что больше почти еще нечего было смотреть на выставке, частью из чувства того «аіііапсе"а», которым теперь пропитано малейшее соприкосновение французского с русским » .

Рядом располагался «Кустарный павильон», в котором экспонировалось декоративно-прикладное искусство, произведения традиционных и современных народных промыслов. После прекращения работы Выставки во французской печати высказывалось сожаление о том, что исчезли жители этой «деревеньки» - русские рабочие, которые ее строили : «Французы дивовались на их меховые шапки картузы с кожаными козырьками, на растрепанные бороды, на остриженные в скобку волосы, на детски добродушные глаза и ласковые улыбки. Наши рабочие особенно удивляли французских товарищей артистически умением владеть топором и с помощью его выделывать из дерева такие вещи, для которых француз употребляет целый набор разнообразных инструментов » . Любопытное сообщение, также относящееся к постройке кустарного павильона, сделал в Обществе архитекторов А. А. Стаборовский, производитель работ в русском отделе Всемирной выставки. Он рассказал о том, что первая партия русских плотников, прибывшая на постройку отдела, произвела в Париже настоящую сенсацию.

Во-первых, русские рабочие, благодаря красным рубахам и смазным сапогам представлялись французам редкой диковинкой: «Мальчишки гурьбой бегали за ними, забегали вперед, кричали им «vive 1а Russie!», дарили табак, папиросы и для чтения газеты, которые наши мужички употребляли на цыгарки. Взрослые также выказывали свое расположение к ним, угощали их коньяком, которые наши рабочие пили пивными бакалами и повергали в изумление собиравшуюся вокруг компанию. Прекрасная половина рода человеческого тоже не осталась равнодушной к œs petits Russes. В комиссариат стали приходить за сведениями о материальном благосостоянии некоторых рабочих; одного молодого парня не женили только потому, что он оказался уже женат » .

Во-вторых, сами методы работы и обустройство русского быта казались французам по меньшей мере странными и удивительными. Так, например, французы страшно боялись пожара, в связи с чем на выставке применяли самые строгие противопожарные меры: « <...> больших трудов стоило получить разрешение на устройство русской печи и кухни для рабочих. Русская печь приводила французов в ужас, и они предлагали устроить газовые очаги» . Кроме того, для ускорения работ, несмотря на наличие 125 русских плотников, все-таки пришлось взять и французов: «Плотники французские были не совсем удобны: топоров у них нет, тесать не умеют. Русские рабочие своим природным умом и сметкой, а также выносливостью и умением приспособиться ко всевозможным обстоятельствам вызвали среди французов большое удивление. Своими почти первобытными инструментами наши рабочие достигали подчас тех же результатов, что и французы. Плотники французские много дивились ловкости топора наших рабочих и стали покупать запасные топоры у них, а так как наши плотники неохотно расставались со своим единственным инструментом, то французы, не задумываясь, крали наши топоры, так как в Париже их не по чем не достать ».

Надо отметить, что французов, когда они сталкивались с простыми русскими людьми, всегда во все времена восхищали такие их качества, как услужливость, мастерство и проворство: массу инструментов им подчас заменял один топор, которым они творили чудеса . Впрочем, это не мешало французам сознавать свое превосходство над русскими рабочими. И действительно, благодаря своей школьной подготовке, они далеко ушли вперед. «<...> Далеко не все наши десятники понимали так чертеж, как французские простые рабочие. Самые сложные конструкции и рисунки исполняются ими чрезвычайно просто и аккуратно. Смотря на наши работы, они никак не могли себе уяснить наш сруб, скобы, леса и пр. и старались предлагать свои способы. Все деревянные здания и башни возводились у себя французскими плотниками без лесов, а при помощи сборных лестниц, и привычка так работать развивала в них способности акробатов, так что сами наши рабочие называли их «отчаянными» .

В общем, работы на Выставке показали, что талантливым и смекалистым русским рабочим не хватает лишь элементарной школьной подготовки, технического образования, о чем на каждом шагу сожалели российские инженеры: «Наш рабочий - талантливый самоучка, что и видно из того, что все было сделано не хуже профессионалов французов, исключительно лишь благодаря его способности» .

На выставке был сооружен и Военный павильон. Но в целом место, предоставленное русским, было, по словам княгини М. К. Тенишевой, «крайне невыгодное <...>, потому русский отдел на выставке не вышел таким эффектным, как он мог бы быть. <...> Однако, несмотря на неудачное место, все же некоторые русские отделы были очень интересны» .

Всемирная выставка 1900 г. стала самой посещаемой за всю их предыдущую историю - свыше 48 млн человек. Художник И. С. Остроухов писал В. Д. Поленову в сентябре 1900 г.: «<...> я с утра до ночи жил на выставке, которая в тысячу раз интереснее и серьезнее обеих мною виденных 1878 и 1889 годов. Эту выставку действительно стоит посмотреть» .

Не у всех размах широкомасштабного действа вызывал восторг, так как эти «места паломничества к товарному фетишу» с их «жизненным нервом - фетишизмом» возводили «товарную вселенную» , в которой иногда не хватало места самим парижанам: «Парижанин чувствует себя как бы уничтоженным, он задушен, задавлен экзотическим элементом, развившемся под рамами дворца промышленности <.> Присутствие 500000 иностранцев в Париже, прежде всего, проявляется усилием толкотни на главных пунктах столицы и совершенною невозможностью достать наемный экипаж» - читали в России о Выставке 1855 г. .

По наблюдениям русских ту же картину можно было наблюдать и десятилетия спустя, только еще в больших масштабах: «Этот тип международных сношений , - писал П. Боборыкин, - наложил на него (Париж) печать не к выгоде того, что представлял собою главную привлекательность парижской уличной жизни. Выставки развили погоню за курьезной новизной, наводнили Париж всякого рода приезжим народом, который идет только на приманку рекламы и курьеза» . . Первое впечатление художницы Е. Д. Поленовой от Выставки 1889 г. было также неприятное, как от «огромной, дешевой и неталантливой рекламы. Много лубочного, - писала она, - а тонкого очень мало» . Это потом, уже при более внимательном изучении она нашла здесь массу интересных вещей. Главным недостатком Выставки, по мнению художницы, стало то, что она «слишком велика, и хорошая вещь затеряна в огромном количестве вещей неважных, посредственных и часто даже плохих». » . «Жить в Париже хорошо , - писала она Е. Г. Мамонтовой, - но не тогда, когда выставка, а то ужасно утомительно. <...> Духом я чувствую себя опять очень подвинченной, чего не было первое время по приезде сюда» .

Достижения человечества у некоторых представителей русской интеллигенции вызывали подчас смешанные чувства восторга и ужаса, так как представить себе еще более совершенное развитие науки и техники было почти невозможно. Небывалый прогресс, пронзающий стрелой исход XIX в., непременно должен был упереться, по мнению отечественных наблюдателей, в какой-то тупик и привести к деградации. Из Парижа образца 1889 г., в котором можно «решительно все забыть, и отца, и мать, и род, и племя», В. Васнецов писал: «А выставка? Это, я думаю, нечто ужасное по своей бесконечности, по необозримому скоплению богатства, труда, культуры (!), гения, таланта. Я представляю непременно, что это должно ужасать, ибо куда же идти? Что же еще остается доделывать? А между тем люди пойдут еще и еще дальше. Господи! Да это уже совсем страшно! Непременно, должно быть, будут людей есть! » . Религиозному философу Н. Федорову Выставка в Париже 1889 г. и французская выставка в Москве («и это в такой год, как голодный 1891-й год») представлялись почти одушевленными монстрами: «Ожидать же, чтобы слепая сила, отданная в управление этому сознающему существу и им не управляемая, стала бы сама производить только благо, давать одни хорошие урожаи, - это верх ребячества <...>. Как не сказать, что Господь, видимо, прогневался на наше продолжительное несовершеннолетие!» . Он полагал, что промышленность и торговля - «вся эта мелочь, которою так гордится современный человек, которую он собирает со всех концов земли под неподходящим названием «Всемирных (выставок)» и которая держит под гнетом человеческую мысль и деятельность, самые даже физические кабинеты и лаборатории - все это лишь «детские» науки .

В октябре 1900 г. 18-летняя Маргарита Сабашникова, в будущем известная художница, поэтесса, писательница и жена поэта М. Волошина, отправилась в Париж: «Лицо любимого города <...>, - вспоминает она, - было искажено этим чудовищем - так я воспринимала Выставку. <....> я чувствовала себя затерянной в этой сутолоке. Освещенные бенгальскими огнями водопады Трокадеро, также освещенное бенгальскими огнями коловращение юбок Луизы Фуллер, ложноэкзотические танцы знаменитой красавицы Клео де Мерод, а особенно ослепительная публика оставляли в моей душе только чувство пустоты и уныния. Среди всевозможных машин и зрелищ все время преследовали меня вопросы о смысле всей этой культуры и о смысле жизни вообще» . На Выставке - квинтэссенции материально-технического прогресса, натурализм которой так ранил тонкую юную душу, Сабашникову по-настоящему восхитил только японский театр со знаменитой актрисой Садаякко, первой женщиной на японской сцене: «Это искусство, - думала я, - проистекает из древней культуры, почему же нам, в наше время, такое искусство недоступно? Древние культуры в художественном отношении были, значит, выше нашей!» .

О «нервной сутолоке Парижа», усталости от гипербурлящей жизни в «столице мира» пишет меценатка и собирательница коллекций русской старины, супруга Генерального комиссара Русского отдела - М. К. Тенишева, сыгравшая одну из ведущих ролей в организации успеха России на международном представительстве. Сама Выставка оставила в ее памяти мало приятных впечатлений: «<...> Я считаю ее вполне неудавшейся. В ней не было ничего оригинального, нового, и, изучая и осматривая ее, я ничего, кроме утомления, не выносила. Начиная с ее расположения и все той же Эйфелевой башни, уже до выставки намозолившей глаза, кончая полным упадком творчества, обнаруженным французской нацией, - все вместе было неприятно. Бедные французы никак не могли вырваться из стиля Людовика XVI, и все наскоро возведенные постройки носили на себе отпечаток падения вкуса и свидетельствовали о скудости художественных задач. Противно было видеть этот бесконечный ряд строений, огромных выставочных сараев, с гипсовыми лепными украшениями. Глядя на них, я думала что, если Франция не сделает усилия и не сорвет этих оков двухсотлетнего копирования, несомненно, великого прошлого, она умрет для искусства, и возродиться будет уже не так легко. Даже прикладное искусство и отрасль его, прежде составлявшая славу Франции - «l"art precieux», стоят теперь там очень низко» .

В. Васнецов писал брату в сентябре 1900 г.: «Полученные тобою впечатления от выставки не очень поощряют ехать туда. Устанешь, а существенного ничего не увезешь в душе. Зачем же нас надували, что место для наших картин прекрасно!» . Убежденным противником Всемирных выставок выступал и французский политический журналист - А. Леруа-Болье. Они, по его словам, по своим неимоверно растущим размерам и затратам становятся все более и более невозможными и бесполезными, превращаясь в какие-то базары, на которых посетитель ищет только развлечений. Он мечтал о том, чтобы Выставка 1900 г. стала последней .

Библиографический список

1. Ancelot, J.-A. Six mois en Russie. Lettres Écrites a M. X.-B. Saintines, en 1826, а l" âpoque du Couronnement de S. M. Empereur. 2-me âd. /Ancelot J.-A. - Paris, 1827. - 48 p.
2. Беньямин, В. Париж, столица девятнадцатого столетия. /Беньямин В. // Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости; под. ред. Ю. А. Здорового. - М. : Медиум, 1996. - С. 48-60.
3. Бисмарк Отто фон. Воспоминания, мемуары. - Том 1. / О. Бисмарк. - М. : АСТ, Мн.: Харвест, 2002. - 592 с.
4. Боборыкин, П. Столицы мира. Тридцать лет воспоминаний. / Боборыкин П. - М., Сфинкс, 1911. - 516 с.
5. Васнецов, В. М. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / В. М. Васнецов; сост., вступ. ст. и примеч. Н. А. Ярославцевой. - М. : Искусство, 1987. - 496 с.
6. Волошина, М. (Сабашникова, М. В.) Зеленая змея. История моей жизни / М. Волошина; перевод с нем. М. Н. Жемчужниковой; вступ. ст. С. О. Прокофьева. - М. : Энигма, 1993. - 413 с.
7. Всемирная Парижская выставка 1900 г. в иллюстрациях и описаниях; сост. М. А. Орлов: иллюстрированное приложение к «Вестнику иностранной литературы» 1900 г. - СПб., 1900. - 165 с.
8. Иностранные известия // Современник. 1855. - Т. 53. - С.68-69
9. Нестеров, М. В. Письма. Избранное / М. В. Нестеров // - Л. : Искусство, 1988. - 536 с.
10. Ронин, В. К. Россия на всемирных выставках 1885 и 1894 годов / В. К. Ронин // Славяноведение. - 1994. - № 4. - С. 3-22.
11. Русские рабочие на постройке Парижской выставки // Новое время. - 1900. - № 8853, 19 октября. - С. 3-4.
12. Сахарова, Е. В. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников: общая редакция А. И. Леонова / Е. В. Сахарова - М. : Искусство, 1964. - 838 с.
13. Тенишева, М. К. Впечатления моей жизни / М. К. Тенишева - Л. : Искусство, 1991. - 288 с.
14. Федоров, Н.Ф. Вопрос о братстве или родстве, о причинах небратского, неродственного, т.е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства: Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим / Н.Ф. Федоров. - М. : АСТ:
АСТ М. : Хранитель, 2006. - 539 с.
15. Щапов Н.М. Я верил в Россию. Семейная история и воспоминания инженера о Москве и послереволюционной России / Н.М. Щапов - М. : Мосгорархив, 1998. - 336 с.

Копия чужих материалов

В XIX в. в Париже было проведено пять Всемирных выставок: в 1855, 1867,1878,1889 и 1900 гг. А в XX в. - всего одна, в 1937 г. Частично такой спад можно было объяснить Первой мировой войной и ее последствиями.

Всемирные выставки были прежде всего витриной промышленных возможностей каждой нации и все более ускорявшегося технического прогресса, к которому приобщалась и широкая публика. Во Франции придавалось большое внимание этим событиям, ведь здесь страна могла продемонстрировать, на зависть окружающим, все свои самые передовые творческие и научные достижения, а также качественную продукцию товаров для роскошной жизни. Столица же получила от выставок богатое и впечатляющее архитектурное наследие, вокруг которого стали образовываться самые красивые кварталы.

Выставки 1855 и 1867 гг.

Всемирные выставки в Париже времен Второй империи соревновались в смелости с той, что проходила в Хрустальном дворце в Лондоне в 1851 г. Эти выставки начали эру больших залов с металлическими перекрытиями, освещавшихся стеклянными люстрами. Таким был, например, дворец Индустрии. Выставки поспособствовали развитию строительства на Правом берегу, в районе Триумфальной арки. Наконец, огромный поток туристов хлынул в столицу и ускорил строительство новых гостиниц.

Выставки 1878 и 1889 гг.

Обе выставки стали гордостью Третьей республики. Выставка 1878 г. стерла болезненные воспоминания от событий 1871 г. А та, что произошла в 1889 г., совпала со столетним юбилеем Французской революции. С урбанистической точки зрения обе выставки способствовали градостроительству на обоих берегах Сены. Город обязан появлением построенного на холме Шайо дворца Трокадеро и Эйфелевой башни. Эта металлическая конструкция, столь критикуемая консерваторами своего времени, была оставлена на своем месте, чтобы стать в глазах всего мира самым популярным памятником Парижа. Благодаря этим двум сооружениям, частью столицы стала и расположенная неподалеку Военная школа, доселе незаметная часть рабочего квартала Гренель.

Всемирная выставка 1900 г.

На смену дворцу Индустрии пришел Большой дворец. Вместе с расположенным напротив Малым дворцом он окаймляет новый триумфальный путь, соединяющий Елисейский дворец с Домом инвалидов, через мост Александра III, который был построен к выставке.

Выставочные проекты впервые перестают быть «готовыми к демонтажу» зданиями. Оба дворца и мост стали демонстрацией нового архитектурного вкуса города, соединившего классический камень, украшенный резьбой с металлическими конструкциями. Сегодня эта архитектура торжествующей промышленной роскоши вроде бы прекрасно уживается с государственными учреждениями на Левом берегу, построенными при Людовике XIV и Людовике XV.

Выставка 1937 г.

Всемирная выставка в Париже получилась странной. Призванная воспевать достижения демократических государств, она поразила павильонами, расположенными напротив друг друга, двух великих тоталитарных держав, Советского Союза и Германии. От этой выставки осталось воспоминание о некоторой социальной напряженности, а также строительство здания в неоклассическом стиле нового дворца Шайо.