В экспедицию из Калининграда уходит научное судно «Профессор Штокман. Научное судно профессор штокман Нис профессор штокман

На нефтегазовых лицензионных участках в Карском и Баренцевом морях проведена оценка фонового состояния окружающей среды и выполнено эколого-рыбохозяйственное картирование. Работы провели специалисты Института экологического проектирования и изыскания (ИЭПИ) и Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, которые в октябре 2014 года вернулись из продолжительного рейса научно-исследовательского судна «Профессор Штокман». Исследования проводились в течение месяца и охватили более 40 000 кв. км лицензионных участков.

Главной целью комплексного изучения акваторий Карского и Баренцева морей является разработка Программы проведения экологического мониторинга при будущей эксплуатации нефтегазовых лицензионных участков. Для выполнения всесторонних исследований специалисты отобрали более 1000 проб морской воды, донных отложений, бактерио-, фито- и зоопланктона и другие гидробиологические пробы.

В ходе работ на судне «Профессор Штокман» специалисты ИЭПИ и ИО РАН обнаружили необычное распределение гидрологических и гидробиологических характеристик вод Карского моря, что специалисты проанализируют при дальнейшей камеральной обработке данных. По результатам экологических работ в Карском и Баренцевом морях будет выполнена оценка воздействия намечаемого освоения лицензионных участков на окружающую среду, а также дан предварительный прогноз ущерба водным биологическим ресурсам.

Научно-исследовательское судно «Профессор Штокман» является четвертым судном в серии из четырех судов проекта 430 построенных на судоверфи Stx Finland Turku, город Турку, Финляндия. Названо в честь советского учёного-океанолога Владимира Борисовича Штокмана.

Данная серия судов предназначена для проведения океанографических, геолого-физических исследований в мировом океане, в том числе в районах тропиков и Арктики. Класс плавания неограниченный.

НИС «Профессор Штокман» («Professor Shtokman») IMO: 7703027, флаг Россия, порт приписки Калининград, строительный номер 332, построено 16 января 1979 года. Судостроитель: Stx Finland Turku, город Турку, Финляндия. Владелец и оператор: Российская академия наук - Институт океанологии им. П.П. Ширшова.

Основные характеристики: Тоннаж 1297 тонн, дедвейт 561 тонна. Длина 68,7 метра, ширина 12,4 метра, осадка 4,2 метра. Скорость хода 13,5 узлов, экономичная 10 узлов. Экипаж составляет 34 человек. На борту судна находятся 6 лабораторий на 21 рабочее место, общей площадью 95 м2. Судно может принять 26 научных сотрудников. На борту находятся 32 каюты, в том числе: 2 каюты класса «Люкс», 12 кают одноместных, 14 кают двухместных, 6 кают трехместных.

Тип двигателя: дизельная установка.

Главный двигатель: RB16M358, мощностью 2000 л.с. Вспомогательный двигатель: дизель - генераторы - 3 шт., мощностью 185, 160, 50 л.с.

Рулевое устройство: А6,3/350 Е, электрогидравлическая машина; тип руля: Простой обтекаемый; Мощность привода - 8 кВт.

На борту судна имеется:

Радионавигационное оборудование: Гирокомпас «Курс - 4» - 2 шт.; Лаг «ИЭЛ -2м» - 1шт.; Определитель координат: Навигационная сеть «Магновокс», Лоран С-ESZ-700, NOV TEX NCR-300, NOV STORDUKS NK -14 FILIPS, REGAL DECCA C1-140/4, RADIO DIRECTION FINDER KDF-SEP-TOS-LND(FR6) Эхолот НЭЛ-10 - 1 к-т.

Радиопередатчик ПВ/КВ «БРИГ» - 1 к-т; Радиоприемник «Циклоида» - 2 к-та; Аппаратура ГМССБ район А3 «SAILOR» в составе: Телексный терминал ПВ/КВ - 1 к-т; Радиостанция ПВ/КВ 250 Вт - 1 к-т; DSC ПВ/КВ - 1 к-т; УКВ р/ст с блоком DSC - 2 к-т; ИНМАРСАТ - С - 1 к-т; ИНМАРСАТ-мини-М - 1 к-т; УКВ р/ст -носимые ГМССБ «AXIS-250» - 3 к-та;

АРБ КОСПАС-САРСАТ «TRON-40S» - 1 к-т; РЛС-ответчик RT-94 SART - 2 шт; УКВ р/ст «Акация» - 1 шт; КВУ «Березка» - 1 к-т; Navtex NCR-300A - 1 к-т; Телетайп LO-300 - 1 к-т; ARQ-комплекс MX-80 и телетайп LO-300 - 1 к-т;

Ключ электронный «ЭКМ-4» - 1 шт; РЛС Bridgemaster C181/4 - 1 к-т; РЛС FURUNO - 1 к-т; DGPS Philips MK-10 - 1 к-т.

Грузовое устройство: Кран-2шт. грузоподъемность 3 тонны. П-рама носовая - 1,4 тонны.; П-рама кормовая - 1,2 тонны.

Научные лебедки: Кабельная лебедка «СТД» - Мощность 24Кн; тросовая - Мощность 55Кн; Траловая - Мощность 40Кн; Сейсмическая - Мощность 9Кн; Тросовая - Мощность 16Кн.

Гидроакустическая аппаратура: Эхолот «ЭЛАК-ЭНИФ»-1 шт.; Эхолот «ЭЛАК- НБС» - 1шт.; Лаг «ИЭЛ-2» - 1шт.

К 2006 году судно совершило 74 рейса в различные районы Мирового океана, в том числе в арктические и экваториальные широты. На судне были проведены значительные работы: открытие крупного нефтегазового месторождения на шельфе Баренцева моря, названное «Месторождением Штокмана»; исследование структуры рифта Красного моря; проведение первой Советской комплексной экспедиции в бассейн Амазонки; получение новых данных по Азорскому течению; плавание по Северному морскому пути; изучение сейсмоактивности в районе строящейся АТС в Бушере (Иран) и другие.

В последние годы НИС «Профессор Штокман» много используется в исследовании Балтийского, Баренцева, Белого и Карского морей: их гидрофизики и геофизики, геологии и геохимии; в проведении мониторинга захоронений отравляющих веществ и отработанных блоков судовых АТС, представляющих потенциальную угрозу для биосферы этих бассейнов.

(Использованы материалы сайта ocean.ru).

В октябре 2014 года судно во время которого было исследовано более 40000 кв. км Карского и Баренцева морей для оценки экологических последствий при разработке месторождений нефти и газа.

Октябрь 2, 2007


Воды Балтики как кладбище и кладезь
1.10.2007

О морском дне этот человек знает все. Профессор Института океанологии Емельян Емельянов уже много лет изучает Балтику. С группой ученых он доказал: Балтийское море одно из самых загрязненных в мире, но у российских берегов чище, чем в других местах. Уровень радиации в Балтийском море активно отслеживается на протяжении последних семнадцати лет.
Своеобразной временной точкой отсчета стала чернобыльская авария. Опять же, по наблюдениям ученых, высокий уровень радиации на Балтике обусловлен, прежде всего, замкнутостью и относительным мелководьем.
Балтийское море – это настоящее кладбище кораблей. Только в Калининградской акватории сегодня насчитывается более ста затонувших объектов. Из них большая часть — военные корабли Третьего рейха, которые и до сих пор таят в себе опасность. С количеством снарядов на дне Балтики не сравнится ни один самый современный склад боеприпасов. Морской ил скрывает сотни тысяч бомб с отравляющими веществами. Десятки немецких барж с химическим оружием на борту были затоплены возле острова Борнхольм и литовской Клайпеды после Великой Отечественной войны.
В очередную международную экспедицию из Калининграда уходит научное судно «Профессор Штокман». Калининград, газета «Янтарный Край» (СМИ), Калининградская область. Учёные института океанологии имени Ширшова намерены продолжить исследование дна Балтийского моря. Лаборатории и технические отсеки корабля заставлены компьютерами и гидроакустическими приборами. На дне моря возле калининградского побережья лежат не менее 20-ти кораблей, в которых могут быть опасные грузы.
Насир Юзбеков, начальник отдела МЧС России, сказал ВГТРК: «Наша цель — обнаружить вовремя эти опасности, внести в идентификационный реестр и принять оперативные решения. Очень хотелось подтвердить и идентифицировать те объекты, которые были найдены в 2006 году».
Емельян Емельянов, профессор, академик Российской академии естественных наук, добавляет: «Оболочки бомб и снарядов за 55 лет уже полностью проржавели, и отравляющие вещества вываливаются и распространяются по илу. А рыбаки здесь ловят рыбу. Тралят и растаскивают снаряды и вещества по большей акватории. Сейчас мы выяснили, что опасности для населения эти химические захоронения не представляют. Если их не трогать, то они будут разлагаться еще 100 лет и постепенно растворятся. Ядовитые вещества выделяются, конечно, но мышьяк соединяется с другими минералами. Поэтому в воде этих элементов: кадмия, мышьяка и свинца — очень мало».
Но опасность все же сохраняется. Радионуклиды накапливаются в рыбе. Причем независимо от того, в какой части Балтики идет промысел, уровень радиации везде одинаков. Камбала, сиг, треска, судак – эти сорта считаются наиболее зараженными.
Европейское сообщество вокруг этого шумихи старается не поднимать. Рыбацкие деревушки в Дании, Германии, Швеции и Норвегии сегодня живут за счет рыбного промысла. Но на своей территории они балтийскую рыбку не реализуют, весь улов уходит в восточную Европу, в том числе и в Калининградскую область. А на прилавках Европы Западной по большей части — рыба из «чистой» Атлантики.
Балтийское море помимо снарядов богато и стройматериалами. На дне залегают карбонатные породы (известь, мел). Ученые доказали и наличие в морском иле золота. Но добывать его пока не рентабельно, слишком уж велики затраты.
Российская Балтика сейчас вызывает огромный интерес и у дайверов. Чтобы погрузиться на дно морское, в Калининград приезжают любители подводного плавания со всей страны. Евгений Вишневский, поныряв в теплых морях, все равно вернулся на берега Балтийского моря. Хоть экзотической живности здесь и нет, но зато особую ценность представляют фотоснимки старых затопленных кораблей.
Евгений Вишневский, дайвер, рассказывает: «Очень много затонувших объектов, эхо войны. И самолеты есть, и боевые корабли, и гражданские. Есть и исторические вещи. Изучено, я думаю, меньше половины, у военных, наверное, есть какие-то секретные данные. То же в польской акватории. В Гданьской бухте очень много затонувших объектов».
В среде дайверов, как и археологов, есть понятие «черный» дайвер. Они специализируются на поиске раритетов, на затонувших кораблях. Особенно гражданских, коих в Балтике множество. Но не гнушаются они, и сдать металлолом. Специальной подводной сваркой разрезают корпуса кораблей и поднимают их на поверхность. От суден, которые затоплены поближе к берегу, по свидетельствам дайверов, уже мало что осталось.