Танцевальная культура Латвии. Национальный костюм латвии Латвийский головной убор

Народный костюм для латышей всегда играл важную символическую роль в сохранении национальных ценностей и культурного наследия, а также в формировании единого самосознания. Не случайно его называют символом национальной идентичности, рассказывает программа Латвийского радио 4 «100 символов культуры».

Латышский народный костюм — возрожденный вариант традиционной народной одежды — широко используется и в наши дни в качестве праздничного наряда для торжеств личного и национального характера. Он не только демонстрирует социальный статус своего владельца, но и показывает принадлежность к конкретному региону Латвии.

Интерес к народному костюму возник и сохраняется во многом благодаря Празднику песни. Это уникальное событие демонстрирует не только традицию хорового пения в Латвии, но также многообразие народного костюма и традицию его ношения. На праздничном шествии и в рамках Показа народного костюма уже в помещении можно увидеть, как эта традиция живет и развивается.

В народном костюме с помощью цвета и орнамента, а также способа ношения закодирована информация об особенностях истории и культуры конкретного народа. Этот символ тесно связан с народной жизнью и праздничными ритуалами. Свадьба - пожалуй, самый главный из них.

Вы не задумывались, почему латышский народный костюм такой тяжелый, многослойный и теплый? Не только потому, что климат на территории нынешней Латвии был холоднее, поясняет Линда Рубена, эксперт в области народно-прикладного искусства Латвийского Национального центра культуры.

«Этот костюм теплый и потому, что праздники всегда происходили осенью — был урожай, можно было покормить всех гостей. С тех пор завелась традиция справлять свадьбы осенью»,

— говорит Рубена.

Это образец народно-прикладного творчества, комбинация ремесленничества и рукоделия: ткачества изо льна и шерсти, вышивки нитками, бисером и бусинками, вязания спицами и крючком, плетения кружев, ленточек и поясов. Не забудем про сапоги и постолы из кожи, и сакты из металла. И все это создавалось своими руками. Как правило, девушки сами заботились об этой части приданого.

На создание одного праздничного наряда уходило не меньше года. Ну, а рукавиц с традиционными латышскими узорами невеста должна была навязать пару сотен — чтобы было, чем одаривать гостей на свадьбе.

Латышский народный костюм состоял из традиционных элементов одежды, с которых можно было считать информацию о достатке и семейном положении владельца.

«Латышский народный костюм состоит из рубашки, брюк для мужчин и юбок для женщин, жилетка или кофта с длинными рукавами, носки, длинное пальто. По эскизам он похож, как говорят историки, на классический английский костюм. За 200 лет ничего не изменилось.

В мужских костюмах меньше орнаментов, это связано с тем, что женщины оставались для работы дома, а мужчины ездили в города и имели возможность купить для себя больше одежды, чтобы прилично выглядеть на публике.

[...] В женском костюме большую роль играл головной убор. Если это венок — девушка незамужняя, у замужней — шапка или платок. Правда, к концу XIX века ношение платка уже не было так строго определено. Чтобы закрывать воротник, использовались сакты. Накидка на плечах могла держаться на сразу нескольких сактах — это было демонстрацией зажиточности», — рассказывает специалист.

Народные костюмы балтийских народов чем-то похожи, но чем дальше от границы или портовых центров, тем более самобытно одевался народ.

С какого времени ведет свою историю латышский народный костюм? Историки берут во внимание письменные свидетельства, в данном случае — рисунки.

«Наверное, самый старый рисунок — от 1576 год, это «Дева из Курляндии». Там видны основные детали народного костюма, сохранившиеся до наших дней», — говорит Линда Рубена.

Свою лепту в сохранение латышского народного костюма внесли немцы и русские.

«Иоганн Бротце любил рисовать Ригу и ее жителей. Рисунки довольно примитивные, но, тем не менее, по ним можно узнать, как здесь одевались. Это конец XVIII и начало XIX века. [...] Он путешествовал по Латвии, рисовал жителей разных регионов. Его рисунки сохранились в архиве. В 40-50-е года XIX века Русское географическое общество решило исследовать все регионы, принадлежащие к Российской Империи, в том числе и Прибалтику. К нам приезжали исследователи, которые рисовали местных жителей. По этим работам тоже можно понять, как здесь одевались», — рассказывает Линда Рубена.

Осознание латышского народного костюма как культурно-исторической ценности пришло в конце XIX века. Знаковым событием стала Латышская этнографическая выставка — первая репрезентация латышского народа, его истории, культуры и достижений. Она проходила Риге в 1896 году в специально построенных деревянных павильонах. Экспонаты для нее собирались всем миром: вещи этнографического характера привозились из экспедиций по регионам, люди сами везли, что могли, в Ригу.

В каждом культурно-историческом или этнографическом крае — Видземе, Латгале, Аугшземе, Земгале и Курземе — народный костюм имеет неповторимый облик.

Народный костюм у суйтов — католиков в лютеранских землях Курземе — необычайно яркий для латышей. Богатый на детали и цвета — это один из знаков их культуры. У мужчин — двубортные костюмы с перламутровыми пуговицами и шелковыми шейными платками, у женщин — красные юбки, клетчатые шали, цветастые платки. Дополняет женский наряд огромная сакта. На Празднике песни суйтов видно издалека. Даже поговорка родилась «Вырядился, как суйт».

Праздник песни подстегнул интерес общества к народному костюму. Это событие демонстрирует не только традицию хорового пения в Латвии, но также многообразие народного костюма, традицию его ношения и мастерство ткачей и рукодельниц. На праздничном шествии и в рамках Показа народного костюма уже в помещении можно увидеть, как эта традиция живет и развивается.

В Празднике песни участвуют хоры и танцевальные коллективы, которые уделяют народному костюму большое внимание, находят деньги и к следующему празднику дополняют наряды хористов и танцоров новыми элементами одежды.

Подробнее о латышском народном костюме с комментариями Линды Рубены слушайте в подкасте выпуска программы .

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке .

Сообщить об ошибке

Посетив один из праздников народов Балтии "Янов день" или по-другому "Лиго", можно с уверенностью заявить, что эти люди - одно целое с природой

Женский латышский костюм хоть и простой с виду, но довольно стильный. Как говорилось выше, латыши берут от природы только лучшее.

Так, одним из головных уборов являются венки из живых цветов и растений. Конечно, такой венок сохранялся не долго, поэтому чаще для плетения венков использовался бисер, ленты или другие элементы. Такой убор являлся семейной ценностью и передавался из поколения в поколение. Из живых растений венок носили в основном по праздникам и на различных гуляниях.

Девушки плетут венки в "Янов день"

Помимо венков у латышек были также распространены такие головные уборы как широкая лента и чепец. И если венок и ленту носили незамужние девушки, чепец был предназначен женщины семейные.

Самым распространенным элементом одежды являлась льняная рубаха с длинными рукавами, напоминающая тунику. Ее носили все: мужчины, женщины, парни, девушки, дети. Поверх рубахи девушки носили шали-виллайне или просто виллайне (покрывало на плечи). Цвета, форма и вышивка на одеянии в каждом регионе отличались. Например, в Видземе носили просто белые накидки, тогда как в Латгалии белые накидки с сине-зелёной вышивкой. Таких особенностей было немало и в других регионах.

Теперь поговорим о юбках. Во всех регионах Латвии ее длина опускалась до щиколотки. Некоторые предпочитали носить юбку в полоску, некоторые - в клетку, встречались и те, кто предпочитал однотонные.

Порой вместо юбок носили сарафаны, преимущественно красного цвета. Кстати, красный и белый цвета можно назвать одними из преобладающих в Латвии, судя по национальном флагу и народному одеянию.


На ноги надевали постолы. Постолы - грубая обувь, сделанная из натуральной кожи, стянутая сверху ремешком.

Казалось бы, мы «прошлись» с головы до ног, но кое-что, все-таки упустили. А значит, завершим одним из самых ярких элементов латышского костюма - сактой.

Сакта - это латышское национальное декоративное украшение, которым застегивали женскую накидку и мужскую рубаху. Сакта как и венок передавалась из поколения в поколение, и являлась показателем социальной принадлежности и зажиточности. Изготавливалась она из бронзы, серебра или железа, и часто украшалась стеклышками (женская). Изначально служила как оберег от зла, и талисманом удачи. Со временем перевес приобрел практический характер.

Увидеть национальный костюм можно на любом латышском празднике, так как он является одним из основных деталей культуры и этноса.

Текст: Айсель Джафарова

Фото: архив КГАУ "Дом дружбы народов Красноярского края"; traditionalshoes.com

     Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.

     В современном значении “национальный костюм” связан с одеждой коренных жителей Латвии – балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники.

     Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения. Несомненно, каждый наряд имел свою никому неизвестную историю и легенду, но мы можем быть абсолютно уверены, что каждый предмет был уникальным, потому что его изготовил конкретный человек.

     Женский костюм, сформировавшийся к тринадцатому веку, состоял из юбки и льняной рубашки с длинными рукавами наподобие туники, предназначенной как для мужчин, так и для женщин, надеваемой отдельно или вместе с другими предметами одежды. Юбку и рубашку шили из квадратного полотна без выкройки.

     Мужской костюм в большей степени находился под влиянием городской моды, чем женский. В то время как рубашка-туника осталась без изменений, брюки и кафтан, хотя и домотканые, в восемнадцатом веке стали шить по городской моде.

     Женщины и мужчины в основном носили постолы (pastalas), грубую обувь, изготовленную из целого куска кожи, стянутого сверху ремешком. Эту обувь надевали и в будни и в праздники.

     http://www.latvia.eu/ru/library/nacionalnyy-kostyum

     К латышскому наряду прилагаются богатые украшения из серебра, из позолоты и камнями. http://pribalt.info/lv.php?month=8&news=99 Над созданием платья обычно трудятся от пяти до семи человек, стоит такая работа порой до 1000 евро.

     С древности известна традиция, которая женскому головному убору в праздничном наряде приписывала символическое значение. Венки были символом и в то же время материальной ценностью, которая передавалась из поколения в поколение. Замужние женщины носили чепец или другую женскую шапку, у девушек же символическим головным убором был венок. В некоторых местностях вместо венка повязывали ленту. Венки в каждой округе тоже были разными. Самые распространенные венки украшала вышивка стеклянным бисером.

     Рубашки и шали-виллайне (покрывало на плечи) скреплялись сактами. Их изготовляли ремесленники, среброкузнецы. В XVII-XIX веках в различных мастерских утвердились различные варианты сакт. Поверхность сакт зачастую украшали «камни» из ограненного стекла. Янтарные сакты характерны для народной одежды Южной Курземе. Кроме практической и этнографической ценности, украшения приобретали также значение реликвии. Сакты и перстни с изображением сомкнутых рук дарили во время помолвки. http://blogs.privet.ru/community/Suede_78/24039639

     Национальный костюм – один из символов Латвии, который помог латышам сохранить и пронести через столетия национальное самосознание и самоуважение.

     Современные исследователи Латвийской материальной культуры, латышским национальным костюмом называют одежду крестьян, которая создавалась и развивалась в ходе многих столетий и существовала до середины 19-го века, когда её постепенно вытеснила одежда городской моды.

     “TAUTAS TĒRPU CENTRS SENĀ KLĒTS” – частный центр создания и исследования национальных костюмов, который был создан вместе с рождением Латвии как независимого государства. В коллекции центра представлены мужские и женские наряды из всех даже самых маленьких местечек Видземе, Курземе, Латгале, Земгале и Аугшземе. Все они сделаны мастерицами и мастерами центра. На создание одного наряда может уходить до полугода, от других национальных костюмов латышский отличается сложной и очень трудоемкой вышивкой на женской накидке. Ранее располагался в здании латышского общества. Сейчас центр расположен в Старой Риге - Rātslaukums 1 (Rātes pasāžā). Основатель “SENĀ KLĒTS” Марута Грасмане. http://www.senaklets.lv

Изменено: 18.2.2016

Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников. Их передают из поколения в поколение как живописные украшения и фамильные ценности. Повседневная одежда сохранилась в меньшей степени. Национальный костюм состоит из принадлежностей, которые готовил себе его владелец для того, чтобы носить его в разное время года и по различным случаям.

В современном значении "национальный костюм" связан с одеждой коренных жителей Латвии – балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники. Их одежда является важным предметом культурного наследия латышского народа и ценным источником для исторических исследований. Наряду с сами костюмами с древних времен сохранились сведения о способах их изготовления и украшения. Сохранение традиций помогает каждому поколению мыслить, действовать и сохранять веру таким же образом, как это делали их предки.

Развитие национальных костюмов

Предшествующие поколения уделяли больше внимание различным вещам, чем мы. Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения. Несомненно, каждый наряд имел свою никому неизвестную историю и легенду, но мы можем быть абсолютно уверены, что каждый предмет был уникальным, потому что его изготовил конкретный человек. Сохраняя и продолжая традиции своего региона, каждый человек добавлял к одежде что-то свое.

Женский костюм

Костюм, сформировавшийся к тринадцатому веку, состоял из юбки и льняной рубашки с длинными рукавами наподобие туники, предназначенной как для мужчин, так и для женщин, надеваемой отдельно или вместе с другими предметами одежды. Юбку и рубашку шили из квадратного полотна без выкройки.

Рубашка. Имеются данные, что до девятнадцатого века рубашку не шили, а она представляла собой просто отрез ткани, который обматывали вокруг тела и подвязывали поясом. Ливы носили рубашки, которые имели длину ниже талии. Рубашка состояла из двух кусков ткани, переднего и заднего, которые скрепляли на плечах (позднее их сшивали) и затягивали плетеным поясом. Рубашка, состоящая из двух кусков, была прототипом рубашки со сшитым верхом, а рубашка, которую обматывали вокруг тела, впоследствии стала сшитой рубашкой со складками или сборками.

Пояс. Пояс (josta) в основном служил для скрепления рубашки, а также для опоясывания талии, чтобы обеспечить свободу движения. К слову сказать, узорчатые пояса носили только женщины; считается, что узоры связаны с культом плодовитости. В восемнадцатом и девятнадцатом веках ливы не носили расшитые узором пояса, так как символом плодовитости был фартук. Пояса были разными по длине; длинные пояса, по три метра и более, обматывали вокруг талии несколько раз.

Мужской Костюм

Мужской костюм в большей степени находился под влиянием городской моды, чем женский. В то время как рубашка-туника осталась без изменений, брюки и кафтан, хотя и домотканые, в восемнадцатом веке стали шить по городской моде.

На стиль мужского костюма оказала влияние также военная форма, особенно в деталях, таких как лацканы и вышивка. Женщины обычно сами шили свои костюмы, а мужчины прибегали к услугам портного. Кафтан и брюки для повседневной носки обычно шили из серого домотканого сукна; праздничная одежда была белого цвета. С длинным кафтаном носили пояс. Для восточных регионов характерным был плетеный пояс; кожаный, металлический или кожаный с металлом был типичным для западных (Курземе (Kurzeme)) регионов. До середины девятнадцатого века брюки были ниже колена и заправлялись в вязаные чулки, которые были до колена. Длинные брюки стали популярными в конце века. Самым распространенным головным убором была широкополая шляпа из фетра, украшенная лентой. Летом носили шляпы из соломы.

Женщины и мужчины в основном носили постолы (pastalas), грубую обувь, изготовленную из целого куска кожи, стянутого сверху ремешком. Эту обувь надевали и в будни и в праздники. В холодное время года надевали несколько пар чулок. С древних времен и вплоть до двадцатого века ступни оборачивали тканью. Для праздников существовали ботинки или туфли, которые свидетельствовали о зажиточности их владельца.

Украшения

Количество украшений на национальном костюме также свидетельствовало о материальном достатке его владельца и его статусе. Рубашки и шали скреплялись брошами. Броши, изготовленные с семнадцатого и по девятнадцатый век, были исполнены в стиле Ренессанс и Барокко, а также с учетом местных художественных традиций. Большинство украшений было из серебра. В Курземе броши покрывали бронзой. Иногда их украшали красными или синими камнями. Для южных областей были характерны янтарные броши, янтарные бусы и двойной ряд пуговиц или пряжки. Броши и пряжки с выгравированными узорами солнца демонстрировали символическую связь янтаря с солнцем.

Орнаменты

Праздничные костюмы были украшены вышитыми, плетеными или вязаными узорами для того, чтобы сделать их более выразительными, выделяющимися и оригинальными. Для народного искусства Латвии характерны геометрические узоры; они состоят из отдельных элементов, составляющих единую композицию. Вполне вероятно, что замысловатые рисунки являются формой письма, способом передачи идеи или желания. На латышском языке письмо и орнамент обозначаются одним словом. Иногда узор или raksts, состоит из непрерывно меняющихся рисунков. Традиционные орнаменты и декоративные рисунки сохранились прежде всего в национальных костюмах.

Цвета играли важную роль в украшении костюма. Преобладали белый и серый цвет, так как костюмы были сшиты из натуральных тканей, таких как лен и шерсть. В древние времена пряжу красили с помощью натуральных красителей, изготовленных в основном из местных растений. В узорах на варежках, шалях и поясах использовали сочетания из четырех цветов - красного, синего, зеленого и желтого. Эти цвета повторялись в различных оттенках и пропорциях на каждой части костюма из шерсти. Вероятно, строгое соблюдение традиций в отношении цвета связано с магическими значениями.

Белый цвет с его магическими ассоциациями занимает особое место в латышском фольклоре. Само слово "белый" является синонимом чистоты, добродетели и просветления (просвещения). Считалось, что белый цвет больше всего подходит для праздничной одежды.

Местные различия

В каждом регионе Латвии существовали свои ярко-выраженные традиции в отношении костюмов.

Привязанные к дому и земле, крестьяне имели представление только о том, что происходит в непосредственной близости и не знали о традициях и привычках в отдаленных деревнях. Все, что было необходимо для создания национального костюма согласно местной традиции, находилось под рукой дома.

До тех пор, пока соблюдались эти традиции, национальные костюмы сохраняли характерный для них покрой.

Сшитые в домашних условиях повседневные костюмы дольше сохраняли традиционный облик, чем праздничные, которые были больше подвержены влиянию городской моды. Исключение составляют некоторые регионы в Курземе-Ницы (Kurzeme-Nica), Руцаве (Rucava) и Алсунге (Alsunga) – где праздничные костюмы оставались неизменными до середины двадцатого века, хотя обычная одежда покупалась в магазинах.

Традиции в отношении национальных костюмах живы в этих регионах и по сей день.