Рельсовый фуникулер. Фуникулер - это море эмоций

Фуникулёр - это рельсовое транспортное средство с канатной тягой, предназначенное для перевозки грузов или людей на короткие расстояния по крутой трассе. Перед вами список десяти самых известных фуникулёров в мире.

Загребский фуникулёр находится на улице Томича в городе Загребе, столице Хорватии. Был построен в 1890 г. и открыт 23 апреля 1893 года. Фуникулёр включён в список памятников культуры хорватской столицы, так как сохранил свой первоначальный вид, конструкцию и большинство технических характеристик.

Длина линии составляет всего 66 метров с разницей в высоте в 30,5 м. и углом наклона в 52%, что делает его не только самым коротким, но и одним из самых крутых пассажирских фуникулёров в мире. Имеет два вагончика движущихся со скоростью 1,5 м/с и рассчитанных на 28 пассажиров каждый. Вся поездка занимает 55 секунд.

Монтесанто


Фуникулёр Монтесанто находится в городе Неаполе, Италия. Является частью неапольского метро соединяющего три станции, Morghen, Corso Vittorio Emanuele и Montesanto. Был открыт в 1891 году. Длина его линии 825 метров, поднимается на высоту в 168 метров, и имеет угол наклона в 23%. Вагоны движутся со средней скоростью семь метров в секунду, а весь маршрут занимает четыре минуты и двадцать пять секунд. Фуникулёр перевозит более 4 млн пассажиров в год.

Guindais


Фуникулёр Guindais - расположен в городе Порту, Португалия. Первоначально был открыт 4 июня 1891 года, но спустя два года вследствие крупной аварии был закрыт. Функционировать снова реконструированный фуникулёр Guindais начал лишь 19 февраля 2004 года. Линия общей длиной в 281 м возвышается на 61 метр и имеет два вагончика, которые движутся со скоростью 5 м/с, вместимостью 25 человек каждый.

Летучий голландец (Flying Dutchman)


Фуникулёр Flying Dutchman - находится недалеко от мыса Доброй Надежды в Западно-Капской провинции, ЮАР. Был открыт в 1996 году. Линия длиной в 585 метров и углом наклона в 16% поднимается на высоту в 87 метров. Вместимость вагончиков 40 пассажиров каждый. Поездка длится около 3 минут. Общая мощность линии составляет около 450 пассажиров в час. Название фуникулёра происходит от легенды о корабле-призраке «Летучем Голландце».

Глория


Шестое место в списке самых известных фуникулёров мира занимает фуникулёр “Глория”, который находится в центре города Лиссабон, Португалия. Был открыт в 1885 году.


Флейбанен - фуникулёр в Бергене, Норвегия. Был официально открыт 15 января 1918 года. Длина его линии 850 м, а перепад высот 300 м. Два вагончика вместимостью 80 пассажиров каждый, движутся со средней (в зависимости от загруженности) скоростью 6 м/с, проделывая весь путь примерно за семь минут. Фуникулёр является одной из самых основных и популярных достопримечательностей в Бергене и Норвегии. Ежегодно Флейбанен перевозит около 1 млн пассажиров.


Фуникулёр Веллингтона расположен в столице Новой Зеландии в городе Веллингтоне. Соединяет сердце делового района - набережную Ламбтон и пригород Kelburn. Был открыт в 1902 году. Линия 628 метров в длину возвышается на 120 метров. Фуникулёр признан символом Веллингтона.

Фуникулёр пика Виктория (Peak Tramway)


На третьем месте в рейтинге самых известных фуникулёров мира расположился “Фуникулёр пика Виктория” находящийся в Гонконге, КНР. Предназначен для перевозки туристов и жителей на вершину пика Виктория - одной из главных туристических достопримечательностей Гонконга, которая предлагает вид на город и близлежащие острова. Фуникулёр был открыт в 1888 году. Длина его линии 1365 метров.


Фуникулёр находится на самом высоком парижском холме, на севере города. Он соединяет подножье Монмартра с самой высокой точкой Парижа - базиликой Сакре-Кёр. Фуникулёр открыт в 1900 году. А затем был полностью перестроен в 1935 году и снова в 1991 году. Сегодня он перевозит два миллиона пассажиров в год. Длина его линии 108 метров, по которой вагончики поднимаются и спускаются с 36-ти метровой высоты.

Будапешт Касл-Хилл (Budapest Castle Hill Funicular)


Будапешт Касл-Хилл - фуникулёр в городе Будапеште, Венгрия. Он связывает Площадь Адама Кларка и Цепной мост Сеченьи. Был открыт 2 марта 1870 года, однако во время Второй мировой войны полностью разрушен. Вновь фуникулёр открылся лишь в июне 1986 года. Длина его линии – 95 метров, возвышается на высоту в 51 м. Вагончики вместительностью 24 пассажира каждый, двигаются со скоростью 1,5 м в секунду, тратя на весь путь приблизительно 90 секунд. Интересной особенностью Будапешт Касл-Хилл являются два пешеходных моста, которые пересекают его.

Поделится в соц. сетях

Жители некоторых городов мира могут похвастаться тем, что есть на их малой родине такая достопримечательность, как фуникулер. Это не просто транспортное средство. Его можно уверенно назвать аттракционом, в котором утилитарная функция подъема сочетается с развлечением.

Как устроен фуникулер?

Принципиальное устройство фуникулера характеризуется его названием (слово «фуникула» переводится как веревка с латыни и итальянского языка). Он состоит из тяговой системы и вагончиков, обычно движущихся по встречным направлениям. Такая схема позволяет уравновешивать нагрузку. Инженерное сооружение также включает в себя рельсы, редукторы, электроприводы и систему торможения, в том числе аварийную, приводящуюся в действие автоматически, если канат оборвется или возникнет иная внештатная ситуация. Конструкции фуникулеров разнообразны, в каждом из городов они строились по собственному проекту, с уникальной архитектурой станций и дизайном подвижного состава.

Возрожденный Одесский фуникулер

К примеру, в Одессе, рядом с Гигантской лестницей (позже переименованной в Потемкинскую), с 1902 года действовал фуникулер, первый в Российской империи. В 60-е годы XX века на его месте был смонтирован эскалатор, наподобие тех, что работают в метро. увеличилась, но излишне современный вид плохо сочетался с историческим обликом южного города. В конце концов современная «бегущая лестница» износилась, и теперь на прежнем месте вновь заработал фуникулер. Это сооружение пользуется заслуженным успехом у одесситов и гостей города, с него открывается чудесный вид на порт и гавань, к тому же он облегчает путь к Приморскому бульвару, ведь подъем по 192 ступеням для некоторых людей, особенно пожилых, дело утомительное.

Трамвай в Сан-Франциско - образец для фуникулера во Владивостоке

Фуникулер во Владивостоке задумывался как одна из мер по превращению этого замечательного приморского города в «советский Сан-Франциско». Во время визита в США, состоявшегося в 1959 году, Первый секретарь Н. С. Хрущев был впечатлен системой городского транспорта этого калифорнийского мегаполиса, не имеющей равной во всем мире. Как и Владивосток, Сан-Франциско расположен на местности со сложным рельефом, и совершать пешеходную прогулку по нему довольно тяжело, приходится то подниматься, то спускаться по крутым склонам. Обычному городскому транспорту некоторые из таких восхождений могли оказаться не под силу, и тогда было принято интересное решение. Все городские трамваи Сан-Франциско движутся по рельсам, между которыми проложен канат. Чтобы остановить вагон, вожатый должен разомкнуть соединительное устройство и нажать на тормоз, а движение начинается при выполнении обратных действий. Трудно даже точно определить, фуникулер это или трамвай, но работает эта система замечательно, а в качестве подвижного состава используются реставрированные старые вагоны без моторов, привезенные из разных стран, что придает любой поездке характер веселого приключения.

Фуникулер - достопримечательность «Владика»

Возможно, что сданный в эксплуатацию в 1962 году фуникулер во Владивостоке и уступает по масштабам и разветвленности американскому, но он тоже очень хорош. Единственный на Дальнем Востоке, он соединяет бухту с сопкой Орлиной по улице В. Сибирцева. По нему любят добираться до Высшего Технического училища студенты, туристы непременно посещают эту достопримечательность, а жители города преодолевают крутую горку, если им не хочется идти по лестнице «тысяча и одна ступенька» (на самом деле их 368, но это тоже много). Подъем на фуникулере на высоту 70 м длится полторы минуты, за это время он преодолевает 183 м пути. Таким образом, средний уклон превышает 22 градуса, что немало.

Фуникулеры в Праге - дорога для влюбленных

В отличие от современного и крайне полезного для местных фуникулера, в железная дорога на гору Петршин является исключительно развлекательным аттракционом, да и возраст у нее почтенный - она начала работать в 1891 году. Одновременно с ней был открыт еще один знаменитый фуникулер в Праге, на холме Летна. Маршрут движения романтичен и живописен. На его 510-метровой протяженности вагон преодолевает небольшой тоннель под стеной старой крепости, а на конечной остановке посетителей, кроме обзорной башни, ожидает скульптура, посвященная поцелую. Это излюбленное место свиданий молодых пражан.

Барселонские фуникулеры

«Тибидабо» - старейший фуникулер в Барселоне (а всего их три). Маршрут его ведет на вершину горы, в честь которой он назван, другая станция расположена на улице д-ра Андреу. На Тибидабо идет еще один канатный поезд - «Вайвидрера», который отправляется со станции Peude, но он намного меньше, вмещает только полсотни пассажиров. Высота подъема у обоих фуникулеров примерно одинакова, более 160 метров, но протяженность различна (1152 и 729 метров соответственно), из чего следует, что движение происходит при разной крутизне склона. Поэтому более пологий «Тибидабо», несмотря на почтенный возраст (он эксплуатируется с 1901 года), берет четыре сотни пассажиров, а его младший собрат Peude - в восемь раз меньше.

Фуникулер Монтуика - городской транспорт и аттракцион одновременно

Третий фуникулер - «Монтуика» - является частью муниципального транспорта Барселоны, он автоматический и скоростной. Его назначение - соединять местную со станцией метро «Параллель». Трасса очень красиво расположена, ее 758-метровый маршрут проходит между буйными зарослями и поднимает пассажиров на высоту 76 метров. Достойно подражания стремление городской администрации Барселоны к тому, чтобы достопримечательность приносила в казну как можно больше средств. Паломничеству туристов способствует развитая инфраструктура, насыщенная ресторанами, кафе и прочими развлекательными заведениями, которые создают все условия для наслаждения прекрасными видами, открывающимися с горы Монтуика. Построен фуникулер в Барселоне по случаю проходившей там в 1929 году всемирной выставки, но прекрасное техническое состояние позволило использовать его в качестве олимпийского объекта через шесть с лишним десятилетий.

Киевский фуникулер - идея и воплощение

Фуникулер в Киеве - один из символов города. Ему довелось пережить множество исторических потрясений. Революция, гражданская война, директория, махновщина, австрийская интервенция, украинская республика, разруха, Великая Отечественная и парочка «майданов» - вот лишь неполный список событий, через которые прошел Киевский канатный подъемник. А началась его жизнь в 1905 году, когда после двухлетнего строительства «Бельгийское акционерное общество» приняло его в эксплуатацию. Авторы проекта, русские инженеры Н. И. Барышников и Н. К. Пятницкий, планировали длину в четверть километра, но хозяин одного из домов в нижней части трассы отказался продавать свою недвижимость городским властям, и пришлось пересмотреть замысел, укоротив путь на полсотни аршин. Однако общая задача, а именно облегчение жизни киевлян, вынужденных подниматься с Подола по тропинкам и лестницам с сотнями ступеней, была решена. Трамвай по крутым киевским холмам пройти не мог. После Одессы Киев стал вторым городом в России, система благоустройства которого включала в себя такое электромеханическое чудо, как Михайловский подъем (так изначально назвали это техническое новшество).

Второе рождение Киевского фуникулера

Киевский фуникулер работал в первозданном виде до 1928 года, когда во время регламентных работ произошел срыв одного вагончика, который, покатившись по рельсам, разбил второй. При этом инциденте, к счастью, пострадавших не было, но сооружение потребовало серьезной реконструкции. Замене подверглись канатные линии и тормозная система. Кроме того, нижняя станция была наконец перенесена, а маршрут удлинен еще на 38 метров. Силовой агрегат, состоящий из двух электродвигателей постоянного тока швейцарского производства (по 65 л. с., 1903 года выпуска), а также шкив канатного привода прослужили до 1984 года.

В 1986 году была завершена третья капитальная реконструкция, которой за свою историю подвергся Киевский фуникулер. Это сооружение теперь поднимает вагон с сотней пассажиров на высоту 75 м со скоростью 2 м/с. Значительно возросла энерговооруженность, мощность установленного двигателя составляет 100 kW. Общая длина рельсового пути достигла 222 м. Вагончики отправляются каждые семь минут. Ежедневно примерно 15 тысяч пассажиров пользуются этим удобным видом передвижения.

Работы по совершенствованию фуникулера проводятся регулярно, они касаются повышения безопасности и улучшения информированности пассажиров. Большое внимание уделяется и эстетической стороне, ведь это сооружение давно стало частью исторического облика украинской столицы.

aslan wrote in June 28th, 2014

Уже более 100 лет киевляне и гости столицы активно пользуются фуникулером, который соединяет Подол с Верхним городом. Необычная и по-своему уникальная транспортная система позволяет быстро подняться или спуститься по крутой Владимирской горке. Казалось бы, что можно нового написать про такой известный и столько раз обсуждавшийся объект, как киевский фуникулер? Оказалось, что писать есть о чем.

Во-первых, как выяснилось, в разных источниках приводятся противоречивые данные о конструкции фуникулера, датах реконструкции и пр. Во-вторых, ни где не затрагивается его внутренее устройство. И, наконец, в-третьих, существует целый ряд малоизвестных, но очень интересных исторических фотографий. Поэтому, с вашего позволения, давайте еще раз поговорим про киевский фуникулер. Вопреки сложившейся традиции сначала будет пост о современном фуникулере, а затем о его истории.

1. Киевский фуникулер был открыт в 1905 г. (второй в Украине после одесского). В этом году этой необычной транспортной системе исполнилось уже 109 лет. Пожалуй, самый классический ракурс на трассу фуникулера:

2. Протяженность трассы - 222 м, уклон - 18-20°.

3. Время в пути в одну сторону занимает около 3 мин.

4. Разница высот между верхней и нижней станцией составляет 75 м.

5. Верхняя часть трассы фуникулера расположена на железобетонной эстакаде:

6. Кстати, рекордсменом по крутизне трассы является расположенная неподалеку от австралийского города Катумба горная дорога длиной 415 м (Katoomba Scenic Railway). Уклон ее трассы достигает 52°.

7. Киевский фуникулер использует маятниковую (наиболее распространенную) схему работы: два немоторных вагона жестко соединены канатом, перекинутым через шкив, который расположен на верхней станции. Перемещение одного из вагонов вниз приводит к симметричному перемещению другого вагона вверх, а вагоны разъезжаются в центральной точке трассы. В такой системе двигатель, приводящий в движение шкив, тратит энергию лишь на перемещение разницы веса двух по-разному наполненных пассажирами вагонов, а также на преодоление силы трения.

8. Канат, связывающий вагоны, уложен между опорными рельсами в специальную систему прямых и косых блоков, которые обеспечивают отклонение каната вдоль трассы:

9. Канат меняется каждые несколько лет. Его состояние периодически контролируется, проводится замер толщины и ряда других параметров.

10. Для разъезда вагонов используется стрелка Абта. Суть ее в том, что внешние рельсы трассы сплошные, а внутренние имеют разрывы для пропуска каната.

11. Каждый сплошной рельс с обеих сторон охвачен ребордами колес вагонов, причем каждый вагон обхватывает свой рельс и от этого зависит сторона движения на разъезде. Вторая половина колес вагонов без реборд, имеет широкую поверхность и просто катается по головкам рельс (см. картинку для пущей наглядности).

12. На каждом вагончике фуникулера имеется аварийный тормоз клиновидного типа, который обхватывает рельс словно плоскогубцами. Он автоматически срабатывает при развитии вагоном скорости более 9 км/ч или при нажатии волшебной педальки, которая находится под ногами у оператора в вагоне. С определенной периодичностью работу этого тормоза проверяют.

13. Для эффективной работы тормоза рельсы фуникулера имеют специальный профиль с широкой клиновидной боковой поверхностью головки. К этой поверхности и прижимается аварийный тормоз.

14. Ширина колеи фуникулера - 1200 мм (для сравнения: ширина железнодорожной колеи - 1520 мм).

15. Вагоны каждого фуникулера всегда проектируются индивидуально, т.к. крутизна трассы, ее протяженность, ширина рельс и габариты вагонов везде разные.

16. Вагоны киевского фуникулера подписаны буквами "Л" (левый) и "П" (правый) относительно верхней станции.

17. Через контактную сеть 600 В вагончики получают питание для освещения салона, отопления и компрессоров, которые нужны для работы дверей и аварийного тормоза. На уровне рельс можно заметить еще два провода: через них на вагоны подается ток напряжением 24 В, который обеспечивает работу управления и освещения кабины. Обратный ток как высоковольтной цепи, так и низковольтной уходит через рельсы.

18. Каждый вагон вмещает до 100 человек, из которых 30 - сидячие места. Вес одного вагона без пассажиров - около 10 тонн.

19. В вагончиках по старинке сидит оператор, который открывает и закрывает двери, подтверждает по радиосвязи готовность к отправлению, контролирует движение и в случае необходимости может привести в действие аварийный тормоз и эвакуировать пассажиров.

20.

21. Павильоны станций фуникулера давно уже прочно вписались в городской пейзаж.

22. Нынешний вид фуникулер обрел после реконструкции 1984 г. (архитектор Янош Виг, Валентин Ежов и др.).

23. Внутреннее оформление нижней станции. Декоративные арки из металлопрофиля чередуются с арками из витражного стекла:

24. На уровне платформ высадки-посадки свод павильона нижней станции поднимается вверх своеобразной лесенкой:

25. Если внешний вид и даже местоположение нижней станции за прошедшие сто лет неоднократно менялись, то формы верхней станции с момента открытия фуникулера принципиально не изменились.

26. На входе верхней станции имеется небольшая диорама, показывающая историю развития фуникулера и окружающей местности.

27. Павильон верхней станции:

28.

29. Витражи:

30. На верхней станции через круглое окошко за работой фуникулера присматривает машинист:

31. Рабочее место машиниста. Очень напоминает рабочее место машиниста подъема шахтной клети:)

32. В штатном режиме перемещением вагончиков фуникулера управляет автоматика. Нужно лишь запустить систему после получения подтверждения готовности обоих вагонов.

33. Номинальная скорость движения вагонов - 7,2 км/ч (2 м/с). Без сердечек вагоны не хотят двигаться:)

34. Прямо под рабочим местом машиниста находится помещение с тяговым приводом с основным тормозом. Спускаемся вниз и внезапно попадаем в комнату с двумя мотор-компрессорами. Ответ на мой вопрос "А зачем оно здесь?" нашелся в соседнем машзале.

35. Машзал. Наиболее заметная деталь этого помещения - шкив, через который переброшен канат, удерживающий вагончики. С обеих сторон шкив обхватывают огромные тормозные колодки. На переднем плане видно два тяговых двигателя мощностью 82 кВт, которые питаются от сети напряжением 440 В.

36. С противоположной стороны комнатки на шкив приходят обе части каната:

37. Тормозные колодки приводятся в действие с помощью пневматики (вот здесь и пригодились компрессоры). В обычном положении колодки с помощью грузов, которые вы видите на фото, прижимаются к шкиву и вагоны фуникулера находятся в заторможенном состоянии. При перемещении вагончиков в цилиндры поступает сжатый воздух и колодки разжимаются, отпуская шкив.

Видео, наглядно показывающее работу шкива. В конце срабатывают колодки, но их перемещение очень небольшое (буквально пару миллиметров) и на видео практически незаметное.

38. Фуникулер активно используется, как в качестве городского транспорта, так и в качестве туристического аттракциона. Ежесуточный пассажиропоток - 10-15 тыс. пассажиров. В выходные и праздничные дни на фуникулер часто выстраиваются длинные очереди.

39. Во время прошлогоднего рекордного снегопада фуникулер использовался в качестве горнолыжного подъемника для катания по Андреевскому спуску:)

40. В 2008 г. объявлялись тендеры на проведение капитальной реконструкции фуникулера и изготовление новых вагонов. Планировалось построить новую несущую эстакаду, заменить систему освещения, ограждение и вагоны, а также отремонтировать верхнюю и нижнюю станцию. Однако дальше объявления победителя тендера дело не пошло, т.к. помешал экономический кризис. Новая реконструкция должна стать четвертой в истории киевского фуникулера, но когда она случится, пока неизвестно.

P.S. Спасибо команде Стратегии развития Киева при КГГА за содействие в организации съемки и сотрудникам киевского фуникулера за экскурсию по служебным помещениям.

Взят у tov_tob в Киевский фуникулер

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите пишите мне - Аслан ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

Канатная дорога над Москвой-рекой, строившаяся к чемпионату мира по футболу-2018, будет запущена уже этим летом. Дорога длиной 737 метров свяжет смотровую площадку на Воробьевых горах со спорткомплексом «Лужники». Вместо 20 минут, за которые раньше можно было преодолеть это расстояние на автомобиле, дорога займет не более пяти минут.

На маршруте расположены три станции: «Косыгина», «Воробьевская» и «Лужники». Кабинки будут следовать по двум маршрутам: большой круг (все три станции) и малый («Косыгина» - «Воробьевская»). По малому кругу запустят открытые кабины, для большого круга предусмотрены кабины на восемь человек. Там также можно будет перевезти детские коляски или велосипеды.

Стоимость проезда пока не утверждена, но, по предварительным данным, билет в обе стороны обойдется в 400-500 рублей. Спортсмены смогут приобрести абонементы. В будущем проезд там предполагается оплачивать картой «Тройка».

Максим Григорьев/ТАСС

Еще одну канатную дорогу планируется запустить между станциями метро «Сходненская» и «Речной вокзал». Она соединит два района, разделенные Химкинским водохранилищем и сократит время пассажиров в пути с 45 до семи минут. «Канатка» должна разгрузить Таганско-Краснопресненскую и Замоскворецкую линии, а также ряд маршрутов наземного транспорта.

Предполагается, что этим видом транспорта будут пользоваться около 19 тыс. человек в сутки. Дорогу интегрируют в систему общественного городского транспорта, так что оплатить проезд можно будет картой «Тройка».

Транспортный объект предполагается построить на принципах государственно-частного партнерства, примерный объем инвестиций оценивается в 4 млрд рублей. После окончания строительства канатная дорога будет принадлежать Москве, но инвестор сможет эксплуатировать ее в течение 22 лет.

А вот в Нижнем Новгороде проблемы с транспортом подтолкнули власти к строительству пассажирской канатной дороги еще в 2010 году. Жителям города Бора, расположенного на левом берегу Волги, приходилось тратить на дорогу до Нижнего Новгорода несколько часов. Сделать это можно было по единственному мосту через Волгу, на котором каждый день выстраивались многокилометровые пробки.


Алексей Филиппов/РИА «Новости»

Запуск канатной дороги состоялся в 2012 году. Это самая длинная в Европе канатная переправа над водой: ее протяженность составляет 861 метр, что является официальным рекордом России. Вагончики пересекают Волгу за 12 минут, каждая кабинка рассчитана на восемь мест, в среднем за день «канаткой» пользуются около пяти тыс. человек.

Стоимость разового билета составляет 100 рублей, есть также абонементы, рассчитанные на 10-48 поездок, для студентов действуют льготы.

Важной частью города стала и канатная дорога в Светлогорске. С помощью нее можно подняться с песчаного пляжа на холмы с основной городской инфраструктурой - перепад высот в городе составляет 40 м. Путь длиной 175 м в одну сторону «канатка» преодолевает за пять минут.

Игорь Зарембо/РИА «Новости»

С 2010 года светлогорская канатная дорога была закрыта на ремонт и открылась только спустя пять лет. Сейчас обновленная дорога, состоящая из 20 двухместных закрытых кабинок, исправно работает каждый летний сезон — с апреля по октябрь. Стоимость проезда составляет 25 рублей в одну сторону.

Франция

Единственный в Париже фуникулер представляет собой наклонный лифт из двух кабин, которые вмещают до 60 человек одновременно. Он отправляется с улицы Кардинала Дюбуа и заканчивает движение между площадями Сан-Пьер и Сюзанны Валадон. С его помощью можно добраться до самой высокой точки Парижа — Монмартра. Протяженность маршрута всего 108 метров, время в пути — не более двух минут.


Depositphotos

Фуникулер находится в подчинении у парижского метрополитена, поэтому стоимость проезда на нем равняется стоимости одного билета на метро - 1,7 евро. Каждый год им пользуются почти 2 млн человек.

Грузия

В Тбилиси работают две канатные дороги: парк Рике — крепость Нарикала и парк Ваке — Черепашье озеро. Протяженность первой, запущенной в 2012 году, составляет 600 метров. До смотровой площадки на самой вершине канатной дороги туристы могут добраться всего за две минуты.

Вся система состоит из семи стеклянных кабинок с форточками, вместительностью по восемь человек каждая. Стоимость проезда составляет 2,5 лари (63 рубля) в одну сторону. Для студентов и пенсионеров действуют скидки.

Деньги за проезд на канатной дороге списываются только с карточки Metromoney — универсального проездного, действующего практически во всем общественном транспорте города. Карточку можно купить на любой из станций метро за два лари (50 рублей).

Кристина Богачева/«Газета.Ru»

Канатная дорога «Черепашье озеро» была недавно отремонтирована и открылась в конце прошлого года. Это самая длинная канатная дорога в Тбилиси - время в пути занимает шесть-семь минут. Проезд стоит один лари (25 рублей) с человека в одну сторону по карте Metromoney.

Отдельной достопримечательностью считается тбилисский фуникулер. Он имеет три станции: нижнюю, среднюю (Пантеон) и верхнюю (Мтацминда). Все расстояние с учетом остановки на промежуточной станции фуникулер преодолевает за пять минут. Стоимость билета составляет два лари (50 рублей) в одну сторону с человека до 00:00, после полуночи цена повышается до трех лари (75 рублей).

Для проезда на фуникулере в кассе на нижней станции необходимо приобрести специальную пластиковую карту за дополнительные два лари и уже на нее класть наличные. В отличие от Metromoney, эту карту нельзя сдать обратно.

Португалия

Конечно, без городских подъемников нельзя обойтись и в Португалии, славящейся городами с холмистыми рельефами. Так, в столице страны эта особенность ландшафта постоянно вызывала трудности при перемещении местных жителей и туристов по районам, например, от нижнего округа Байша до верхнего Карму. Даже рядом расположенные улицы в Лиссабоне могут быть соединены крутыми лестницами, пройти по которым способны только горожане с хорошей физической подготовкой. Для удобства жителей и облегчения передвижения по Лиссабону там действует целых четыре фуникулера и канатная дорога.


Depositphotos

Канатная дорога Лиссабона расположена в Парке Наций, вдоль реки Тежу. Первая ее остановка расположена около океанариума, вторая — возле башни . Протяженность канатной дороги - 1,23 км, продолжительность поездки в одну сторону - восемь минут. Стоимость поездки в одну сторону обойдется в 3,95 евро, в обе — 5,90. Причем по всей Португалии билеты на канатные дороги и фуникулеры приобретаются отдельно, воспользоваться единым проездным не получится.

Цены на фуникулеры также составляют в среднем 4 евро. Два из них — Бика и Лавра — являются национальными памятниками, а фуникулер Санта-Жушта представляет собой единственный во всем городе вертикальный лифт.

Из-за холмистой местности Порту как будто расположен на двух ярусах, поэтому канатная дорога Teleferico de Gaia служит средством для перемещения людей с одного яруса на другой. Кабина в течение пяти минут следует над исторической частью города Вила-Нова-ди-Гайя. Конечная остановка — набережная Каиш-ди-Гайя. Билет для взрослого в обе стороны — 8 евро, для ребенка — 4 евро.


Depositphotos

Горная местность португальского острова Мадейра делает наличие канатной дороги скорее необходимостью, чем развлечением. Там фуникулер был открыт в 2005 году, он состоит из 40 закрытых кабин по восемь мест в каждой. Время в пути — 15 минут. Билет в одну сторону стоит 10 евро, в обе — 15 евро. Для детей есть льготные билеты, которые можно приобрести за полцены.

Италия

Канатная дорога в Неаполе позволяет всем желающим за восемь минут подняться с берега моря на вершину горы Фаито. Высота подъема — один километр. Нижняя станция канатной дороги находится в коммуне Castellammare di Stabia на высоте девяти метров над уровнем моря, конечная — на вершине горы Монте Фаито на высоте почти 1,1 км.


Depositphotos

Историческая канатная дорога Монте Фаито впервые открылась в 1952 году и с перебоями работала вплоть до 1990 года. В 2012 году канатная дорога была закрыта из-за недостатка в финансирования, однако в мае 2016 года все-таки возобновила работу.

Чехия

Самый старый фуникулер в мире находится в Праге. Он стартует неподалеку от остановки трамвая «Уезд», является частью городского транспортного сообщения по маршруту Уезд — Небозизек — Петршин, на самом верху которого находится так называемая Голодная стена.

Две кабинки фуникулера на трассе длиной в 510 м преодолевают высоту 130 метров за четыре минуты. Открывшись в 1891 году, транспортная линия сначала работала на силе перевеса груза (воды), в 1932 году она была электрифицирована.


Depositphotos

Фуникулер относится к категории городского общественного транспорта, соответственно, там действуют стандартные проездные билеты, которые стоят — в переводе на российские деньги — 90 рублей за долгосрочный тариф и 67 рублей за кратковременный.

Два больших жилых района отрезаны Химкинским водохранилищем друг от друга, и удобных способов перебраться через него просто нет. А канатная дорога позволит людям даже просто ездить за покупками на другой берег, чего они раньше себе позволить не могли».

«В такой модификации, в которой будут сделаны канатные дороги в Москве, это все-таки больше аттракцион, — считает ведущий научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов . — На Воробьевых горах «канатка» даже не подходит к зданию и кончается на смотровой площадке. С другой стороны, ее можно было бы технически продлить до станции МЦК, но этого не сделали. Сейчас эта дорога будет связывать между собой чисто прогулочные объекты. Кроме людей, которые гуляют там в выходные дни, это никому не интересно».

Во всем мире канатные дороги все-таки представляют собой больше вспомогательный транспорт — либо там, где большой перепад высот, либо там, где необходимо преодолевать какие-то водные преграды. Провозная возможность у них все равно небольшая, уверен эксперт центра Probok.net : «она сравнима разве что с одним рейсом маршрутного такси».

При этом Трофименко считает, что у государства нет цели окупить канатные дороги при помощи продажи билетов — они делаются скорее как объект туристической инфраструктуры. «Вообще канатные дороги должны быть дешевле в эксплуатации, чем традиционный общественный транспорт», — считает он.

«Насколько я себе представляю концепцию канатных дорог, это совсем не массовый вид транспорта. Как правило, это больше туристические маршруты. Те канатные дороги, что откроются в Москве, возможно, перетянут на себя часть пассажиропотока, но никакой глобальной смысловой нагрузки не понесут. По крайне мере в масштабах мегаполиса», — отмечает старший научный сотрудник Центра экономики транспорта НИУ ВШЭ Екатерина Решетова.

Существует два основных типа фуникулёров: одновагонный и двухвагонный. Принцип работы первого из них достаточно прост: двигатель, расположенный на вершине канатной дороги попеременно поднимает и опускает вагон при помощи каната. На некоторых дорогах перемещением управляет оператор, используя механический захват. Захват обжимает канат, который движется в специальном углублении под поверхностью. Для того, чтобы остановить вагон, оператору достаточно отпустить захват. Канат при этом безостановочно продолжает движение.

Наиболее распространен тип фуникулёра с двумя немоторными вагонами. Они жёстко соединены канатом, перекинутым через шкив. Сам шкив и двигатель, вращающий его, также расположены на верхней станции фуникулёра. Двигатель приводит в движение уложенный между опорными рельсами канат, на концах которого и закреплены вагоны. Таким образом, они всегда движутся и останавливаются одновременно, а разъезжаются ровно посередине линии. Такая схема наиболее экономична: энергия тратится не на подъём и спуск вагонов, а фактически на перемещение разницы в весе двух по-разному загруженных пассажирами вагонов, а также на преодоление силы трения и торможение. Стоит отметить, что движение каната, перемещающего вагоны, реверсивное. Его направление меняется всякий раз, когда вагон или вагоны достигают конца линии.

Если двухвагонная канатная дорога имеет лишь одну пару рельсов, то посередине маршрута делается двухколейный участок, чтобы встречные вагоны могли разойтись. Вагоны на таких дорогах имеют разные колеса на противоположных сторонах. На колесах левой стороны имеется обод с двойным гребнем, а правой стороны - гладкий обод. При приближении к разъезду колеса с двойным гребнем заставляют вагон всегда переходить на левую колею.


Если на канатной дороге лопается канат или ослабляется его натяжение, то автоматически срабатывает пружина, сдавливающая рельс клиньями с обеих сторон. Это в случае аварии предотвращает возможность неуправляемого скатывания вагона с горы.


Трассы фуникулёров обычно делаются достаточно короткими — как правило несколько сотен метров — с крутым уклоном, достигающим 35 градусов. Уклон канатной дороги обычно постоянен, но иногда незначительно меняется на разных участках. Вагоны фуникулёра проектируются индивидуально под каждый маршрут, с учётом его крутизны. При этом линии фуникулёра никогда не образуют сети, не разветвляются и не пересекаются.