Поход на ай петри маршрут. Варианты пеших маршрутов для восхождения на ай-петри

Гора Ай-Петри является одним из самых популярных мест Крыма и одной из его визитных карточек. Так же как и знаменитая канатная дорога «Мисхор — Ай-Петри», которая делает посещение горы легкодоступным. Название горы греческих корней и означает «Святой Петр». Высота горы Ай-Петри в 1234 м даст вам возможность насладиться отличными панорамами и почувствовать разницу между субтропическим и горным климатом.

Как добраться до Ай-Петри

Гора Ай-Петри является одной из вершин Ай-Петринской яйлы, располагается над городом Алупка и поселком городского типа Кореиз (Мисхор не является отдельным населенным пунктом, а включен в состав Кореиза).

Канатная дорога на Ай-Петри

Официальное название канатной дороги на Ай-Петри — «Мисхор – Ай-Петри». Канатную дорогу можно считать отдельной достопримечательностью. Время работы с 9:00 до 17:00 на подъем и до 18:00 на спуск. Без перерыва и выходных. Только весной закрывается на профилактические работы. Актуальные цены и новости можно посмотреть на официальном сайте канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри» .
Канатная дорога состоит из трех станций: «Мисхор» (располагается на высоте 86 м над уровнем моря) — нижняя станция, «Сосновый бор» (304 м) — средняя станция пересадки и верхняя станция «Ай-Петри» (1152 м).
Путешествие по канатной дороге начинается с нижней станции «Мисхор».

Название от одноименного селения Мисхор, которое сейчас не является самостоятельным и включен в состав поселка городского типа Кореиз. Сейчас Кореиз, Гаспра, Алупка, Семеиз располагаются так плотно друг к другу, что сложно визуально выделить один от другого. И все они, кстати, входят в городской округ Ялта. Поэтому когда мы выезжали из Алупки, то было не понятно, выехали ли мы из нее и въехали ли в Кореиз, было ощущение единого населенного пункта. Самое время ответить на вопрос:

Как добраться до канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри»

  • На машине. С Южнобережного шоссе необходимо около бетонного указателя «72.Севастополь.Ялта.» и АЗС свернуть в сторону Кореиза (Мисхор) на ответвление дороги к Севастопольскому шоссе. Далее по кольцу выходим на Кореизское шоссе, а с него — на Алупкинское шоссе. Немного проехав, вы увидите стенд «Канатная дорога Мисхор – Ай-Петри». Платная стоянка есть прямо рядом с нижней станцией Мисхор. Может быть, можно поставить машину и на обочине, но дорога там очень узкая и нам было боязно.
  • На общественном транспорте. Автобусная остановка «Канатная дорога», располагается непосредственно у нижней станции «Мисхор» и территориально принадлежит Кореизу. На ней останавливаются автобусы маршрутов № 102 (Автовокзал Ялты — Воронцовский парк Алупки) и №132 (Вещевой рынок Ялты – Воронцовский дворец Алупки). Интервалы движения: 15-30 мин.

Длина канатной дороги составляет 2980 м. Расстояние между нижней станцией «Мисхор» и средней станицей «Сосновый бор» — 1310 м. А вот расстояние между средней станцией и верхней «Ай-Петри» уже 1670 м, и нет ни одной опорной вышки. Часто встречается информация, что это самый длинный безопорный пролет в Европе, занесенный в книгу рекордов Гиннеса. Так же встречается информация (Википедия), что есть канатная дорога Reiteralpe которая обгоняет канатную дорогу «Мисхор — Ай-Петри» по этому показателю. На счет книги рекордов Гиннесса проверить информацию доподлинно не удалось, а вот канатная дорога Reiteralpe действительно есть и находиться она в Германии в населенном пункте Оберйеттенберг (Oberjettenberg). Длинна канатной дороги Reiteralpe 2100 м, а длинна ее безопорного пролета 1980 м, и введена она в эксплуатацию в 1965 году.

В то время как канатная дорога «Мисхор – Ай-Петри» в 1967 году только начала строиться, в 1987 году первыми пассажирами была приемная комиссия, а введена в эксплуатацию она только в 1988 году. Получается, что в то время, когда была построена канатная дорога в Крыму, в Германии Reiteralpe уже была. Другое дело, что канатная дорога Reiteralpe используется техническим центром бундесвера, это военно-технический объект, соответственно, не уверен, что простым туристам получится прокатиться на этой канатной дороге. С этим же, наверное, и связана ее малоизвестность. Соответственно, можно однозначно сказать, что канатная дорога в Крыму «Мисхор – Ай-Петри» действительно обладает одним из самых длинных безопорных пролетов в Европе и уж точно на первом месте по этому показателю из общедоступных.

Мы прибыли к нижней станции в 14:00 и довольно быстро пошли на посадку, но иногда бывают и большие очереди, особенно в сезон. Подъем происходит в среднем за 15 минут. На станции «Сосновый бор» пересаживаемся в следующую кабинку. Отсюда же операторы управляют канатной дорогой.



Канатная дорога маятникового типа, курсируют 4 кабинки в противофазе. Угол подъема кабинки возле горы 46 градусов. И это один из самых волнующих моментов, когда кабинка снижает скорость и вплотную подходит к стене горы.







Тропа к скалам «Зубцы»

После выхода с верхней станции, не долго думая, мы направились к главной достопримечательностям, на вершину и к скалам «Зубцы».



По пути встречается еще одна достопримечательность — клен Стевена. Данному дереву около 250 лет. Эти деревья являются эндемиками Крыма, то есть встречаются только на территории Южного берега Крыма. Этот вид был открыт Стевеном Христианом Христиановичем, российским ботаником шведского происхождения, первым директором Никитинского ботанического сада.

Идти до вершины недалеко, всего 500 м, периодически попадаются приободряющие знаки.

Выходим к вершине.





Подвесные мосты на скале «Зубцы»

Самый знаменитый символ Ай-Петри — это скалы Зубцы. Эта группа скал высотой 60-80 метров является древним рифом. Скалы образованы результатом выветривания пород неустойчивых известняков.

К одной из скал на летнее время делают подвесные мосты, по которым можно пройти со страховкой. Естественно, это развлечение платное – 500 рублей. В зимнее время подвесные мосты убирают, их просто может сорвать порывом ветра. Гора Ай-Петри славится своими сильными, порывистыми ветрами и является самой ветряной точной Крыма. Максимальная зафиксированная скорость 50 м/с.









Кроме того, для любителей воздушных процедур и приключений на вершине Ай-Петри организованна трасса троллей.

Вершина горы Ай-Петри

Высота горы Ай-Петри — 1234 м, и она является не самой высокой горой Ай-Петринской яйлы. Самой высокой является гора Рока (1346 м).

Ну и конечно, самое главное, зачем все поднимаются на гору Ай-Петри — это великолепные панорамы и виды.







И большой плюс Ай-Петри в том, что не надо обладать навыками альпиниста или идти в долгий и не простой для каждого поход, или даже брать дорогую экскурсию с заброской на внедорожнике (лошадях), чтобы оказаться на такой высоте с подобными красотами. Гора Ай-Петри доступна каждому. Конечно, в этом есть и свои особенности: посещаемость Ай-Петри очень высока. Но без этого никак: либо одно, либо другое. Кто же вдохновился высотными красотами, может посетить и другие вершины Крыма. Например, вершину высотою 1239 м, которую мы тоже посетили в рамках небольшого похода.

Некоторые фотографии уже можно назвать историческими. Они сделаны в первых числах октября 2016 года. Пространство рядом с верхней станцией очищается от торговых рядов и многочисленных кафе; как будет обустроено оно в будущем — покажет время. Надеемся, что красиво и разумно, с точки зрения сохранения природных объектов. Так же сознательно не писали о стоимости прохода по тропе к зубцам. Это тропа входит в перечень объектов Ялтинского горно-лесного природного заповедника. Ранее проход был платный, как организовано будет в будущем, тоже покажет время.

Ай-Петринская Яйла

Обернувшись назад, увидим панораму Ай-Петринской яйлы.

Площадь Ай-Петринской яйлы около 300 км2. Климат резко отличается от субтропического климата Ялты. Поднимаясь на Ай-Петри надо это учитывать, температура может быть ниже, чем у моря на 6-10 градусов, одежду надо брать с собой соответствующую. Зимы тут полноценные, снежные и морозы до -25. Соответственно, это одно из немногих мест в Крыму, где возможно катание на горных лыжах, сноуборде и прочих вещах. Горнолыжный комплекс располагается недалеко от радиотехнического батальона, который не заметить не возможно, это белые шары, похожие на обсерваторию.

Так как гора Ай-Петри сложена известняками, то распространен сильный процесс карстования. Проще говоря, на Ай-Петри много пещер и карстовых воронок, провалов. В километре от вершины, и еще ближе от стоянки, расположены три оборудованных для посещения пещеры: Ялтинская, Геофизическая и Трехглазка. Если есть время, то советуем их посетить. Мы же торопились, решили их посетить в следующий раз, так как в этот собирались в пещеры и , находящиеся на плато Чатыр-Даг. Но для их посещения надо ехать в отдельную экскурсию, а упомянутые три выше — рядом, в этом их несомненный плюс. И для первого ознакомления с пещерными красотами будут кстати.

Ай-Петринская яйла богата на достопримечательности природные и исторические, и, по-хорошему, требует отдельного изучения и осмотра. Наша прогулка на этом заканчивается. Спустились мы так же на канатной дороге, хотя можно было спуститься по серпантину и осмотреть по пути еще несколько достопримечательностей. Это, кстати, отличный вариант, если на канатную дорогу большая очередь, и она уже заканчивает свою работу (к 18:00).

Гора расположена на крымской горной гряде, и её высоту легко запомнить с первого раза - 1  234 метра


Light-маршрут


Крым Ай-Петри


Координаты 44 26’57”N 34 03’21”E

Интерес на Ай-Петри представляют и знаменитые зубцы, и обширное плато, которое простирается от кромки отвесных скал со стороны берега в направлении Бахчисарайского района. На плато можно добраться на неподготовленном автомобиле, по нему проходит вполне приличная асфальтированная двухполосная дорога Ялта - Бахчисарай. Общая протяженность пути через плато Ай-Петри (между съездами с основной трассы) составляет около 70 км. Заехать на плато можно двумя способами, в зависимости от того, откуда вы планируете стартовать.

ПУТЬ ПЕРВЫЙ - ИЗ СИМФЕРОПОЛЯ

От Симферополя подъём начнётся со стороны Бахчисарая. Неподалеку от посёлка Железнодорожное (трасса Симферополь - Севастополь) расположен обелиск защитникам полуострова в годы Великой Отечественной войны. Рядом с ним ответвление дороги с указателем направления на Ялту. Протяженность пути - 50 км. Шоссе проходит по Бельбекской долине. По легенде, её охраняет крокодил, об этом говорит и необычная форма гор. Ещё одна визитная карточка долины - своеобразные ворота, образованные двумя вершинами. В предгорьях очень живописно, особенно летом. Последний населённый пункт перед началом подъёма - село Соколиное. Сразу после него начинается живописный серпантин. Учтите, что безопасность обочин на крайне низком уровне. От падения вниз защищают редкие столбики и стволы деревьев. Кроме того, в любой момент из-за крутого поворота может вылететь местный джигит на убитом «Москвиче» или низко посаженной «Приоре». Чем выше в гору, тем хуже дорога, местами асфальт отсутствует вовсе, но ширины для разъезда со встречными машинами всегда хватает. Поднявшись, вы попадаете в самый центр плато. Можно повернуть на станцию канатной дороги или к метеостанции, от которой начинается спуск в Ялту.

ПУТЬ ВТОРОЙ - ИЗ ЯЛТЫ

Со стороны Ялты удобно подниматься тем, кто отдыхает на Южном берегу. Дорога начинается прямо из города, с перекрёстка на Южнобережном шоссе, указатель направления на Бахчисарай. На самом перекрестке установлен информационный щит, на котором написано, до какого места открыта дорога: до плато Ай-Петри или до водопада Учан-Су (в середине подъёма). Часто работники ГИБДД забывают снять табличку «Закрыто до Ай-Петри», поэтому при нормальных погодных условиях на неё не стоит обращать внимания. Протяжённость пути составляет 20 км, перепад высот - около 1 100 м. Шоссе достаточно комфортное, асфальт есть везде. По пути встречаются места для фотографирования - там действительно есть на что посмотреть. С точки зрения безопасности оценка на три с плюсом, потому что каменные отбойники стоят лишь в местах с отвесными обрывами. На пологих склонах от падения защищают всё те же редкие столбики и стволы деревьев.

В середине подъёма оборудовано место отдыха - водопад Учан-Су. Его нужно обязательно посетить. Это самый высокий водопад на полуострове, его высота - 98,5 м. В начале весны талые снега превращают его в мощный поток, а зимой он становится огромной ледяной глыбой. Летом речка пересыхает, и вы увидите лишь несколько тонких струек воды. Практически сразу за водопадом начинается настоящий горный серпантин. Опять же нельзя забывать о мерах предосторожности - никакой встречки, следите за скоростью. Подъём заканчивается на территории метеостанции.

ФАКТЫ О МАРШРУТЕ:

Расстояние от Симферополя - 50 км
Расстояние от Ялты - 20 км
Высота перевала - 1234 м

СЕЗОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДЪЕМА НА АЙ-ПЕТРИ

В любое время года перед подъёмом на Ай-Петри проверьте тормоза. Никаких уловителей и зон торможения не предусмотрено - не позволяет рельеф. В случае чего вас остановит лишь толстый ствол дерева на склоне. И это в лучшем случае! При спуске тормозите двигателем, чтобы не перегреть тормоза. Разумеется, на лысой резине там делать нечего. Встречаются участки асфальта, залитые водой от ручейков. В летнее время машина может перегреться, поэтому проверьте уровень антифриза и работоспособность вентилятора - скорость небольшая, а нагрузка на мотор приличная. На высоте более 1 000 м двигателю не хватает кислорода, поэтому воздушный фильтр должен быть чистым.

Перед зимним посещением посмотрите актуальный прогноз погоды. Снега может навалить столько, что придётся ждать, пока дорогу почистят бульдозерами. И в любом случае, чтобы подняться, нужен полный привод и хорошая шипованная резина или цепи. Зимой пост ГАИ (после Учан-Су) пропускает только легковые автомобили, оборудованные средствами противоскольжения. Со стороны Соколиного также выставляется пост. Если дорога непроходима или есть опасность схода лавины, проезд будет закрыт для всех. Вне зависимости от времени года возьмите тёплые вещи. Погода на плато может поменяться за несколько минут, скачки температуры достигают 10 °C. Оптимальное время поездки на машине - это май - июнь, когда ещё не слишком жарко.

Текст Андрей Перов

Приветствую! Совершить подъем на плато Ай-Петри на машине решаются далеко не все водители, есть и такие, для кого поездка становится развлечением. Бесспорно, маршрут запоминающийся и живописный — чем выше поднимаешься, тем больше восхищает панорама южного берега Крыма.

Мне поступает много вопросов о ситуации на Ай-Петри в сезоне — 2020 г. Похоже, на Масленицу крымчане так хорошо проводили зиму, что она ушла с полуострова далеко и надолго и отметилась лишь на нескольких горных вершинах. Я решила собрать всю доступную информацию в социальных сетях и добавить ее в эту статью. Речь пойдет о развлечениях на плато, ценах и состоянии дороги.

Дорогие читатели! Статья была написана давно, но все еще пользуется спросом, поэтому я постоянно ее обновляю и вношу актуальную информацию. (Использованы личные снимки и фото из соцсетей за 2020 г). Обновлено 20.01.2020 г.

Дорога на Ай-Петри

Подняться на Ай-Петри можно четырьмя способами: пешком, на собственной машине, на канатной дороге или с перевозчиками. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, но хотя бы одним нужно воспользоваться обязательно. Для пешеходных маршрутов есть в Сети схемы.

В январе 2019 г. плато Ай-Петри было самым популярным местом для активного отдыха. Сотни туристов выложили свои снимки в соцсетях с заснеженной горы: кто на санках, кто на лыжах, а кто-то в километровой пробке. В новогодние праздники движение было парализовано, нашлись чудики, которые поднялись на летней резине (их пришлось вытаскивать).

фото из группы ВК «Погода на Ай-Петри».


Уважаемые, перед поездкой в зимнее время смотрите в Сети погодные условия! Если вам плевать на себя, подумайте о детях! К некоторым участкам спасательные службы не могут добраться.

Рассчитывайте возможности своего авто: 4х4, шипы или цепи, полный бак. Актуальная информация в группе в ВКонтакте «Погода на Ай-Петри».


Горный серпантин, ведущий на плато, самый затяжной и извилистый в Крыму. В зависимости от погодных условий некоторые участки или вся дорога могут закрываться, о чем предупреждает знак в начале пути или постовые. Бывают здесь оползни, обвалы и лавины.

С 2019 года дорогу на Ай-Петри обслуживает предприятие «Крымавтодор». Для обеспечения безопасности дорожного движения в зимнее время дорогу расчищают от снега и посыпают песко-соляной смесью.

4 января 2019 года сошло 6 лавин, транспорт сам выбраться не смог, вызвали тяжёлую технику и шнекороторы для пробивки к застрявшим людям. Лавины накрыли много транспорта.

Раньше для посещения Ай-Петри существовало негласное правило: подъем на плато по узкому серпантину до 12 ч. дня, спуск – после 12 ч. дня. Теперь это правило автотуристы игнорируют и создают проблемы себе, другим и спасательным службам.

Дорога Т 0117 ведет на плато Ай-Петри, а затем по северному склону, через Большой каньон Крыма, в Бахчисарайский р-он. Второе название — старая Ялтинская трасса. По пути следования есть родники, интересные скалы и самые известные водопады Крыма: (на южном склоне) и Серебряные струи (на северном склоне). Со стороны Бахчисарая, от Соколиного дорога (январь 2020 г) на Ай-Петри намного хуже, много ям.

Со всей уверенностью можно сказать, что дорога на Ай-Петри является одной из самых опасных дорог Крыма, поэтому уставшим водителям и новичкам делать там нечего!

Подняться на Ай-Петри можно на канатке или на транспорте, который осуществляет перевозки. Список перевозчиков на плато Ай-Петри здесь:

https://vk.com/ai.petri?w=page-1728944_54122784

С августа 2019 года МУП «Ялтагортранс» осуществляет перевозки (в теплое время года) из Мисхора и Ялтинского автовокзала на плато Ай-Петри на лицензированном такси. Цена поездки в одну сторону — 450 руб. с человека.

«Отправление такси по мере их загрузки будет осуществляться из мест продажи абонементов. В районе плато Ай-Петри будет проводиться диспетчеризация и посадка пассажиров. В дальнейшем направления и виды перевозок лицензированными такси будут расширяться».

Для тех, кто не знает, как выглядит серпантин на Ай-Петри карта маршрута.

Чем заняться на Ай-Петри в снежную погоду

В январе 2020 г. снега значительно меньше, но желающих попасть в зимнюю атмосферу достаточно.


С 20 января 2020 г. канатная дорога закрывается на ежегодные плановые профилактические работы. Последний день работы 19 января. Планируется, что канатная дорога возобновит работу весной.


Для любителей пеших маршрутов организованы восхождения. Например, маршрут в 5 км — начинается на Кореизской тропе (44.440463, 34.08323), мимо родника Баба-Али-Текне (44.455722, 34.070383) с переходом на Мисхорскую тропу и заканчивается у верхней станции канатной дороги. По живописной тропе вы попадете из осени в зиму и впечатлитесь картинными пейзажами.


Для любителей экстрима компания «Ai-Petri tour» организовывает индивидуальные джип-туры с посещением форелевого хозяйства «Форелёво» (ищите офиц. сайт в Сети), где работает русская баня на дровах, есть возможность половить рыбу и отведать вкусные блюда из свежевыловленной крымской форели.


Карта горнолыжных трасс на Ай-Петри.




Цены на подъемники на 26 км в январе 2020 г.:

  • на маленький — 500 руб.
  • на большой — 1000 руб.
  • комплект лыж — от 500 руб.
  • борд — от 500 руб.
  • ватрушка большая (сноутюб) — 600 руб.
  • ватрушка стандартная — 500 руб.

В залог просят документ. Подъемник начинает работать с 10 утра.

Важно! Сообщение от ГКУ РК «КРЫМ-СПАС»:

ВОПРЕКИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯМ СПАСАТЕЛЕЙ ТУРИСТЫ ПРОДОЛЖАЮТ ПРЕНЕБРЕГАТЬ ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ КАТАНИИ НА СНОУТЮБЕ

Министр чрезвычайных ситуаций Республики Крым Сергей Шахов проинформировал, что туристы, вопреки предупреждениям спасателей, продолжают пренебрегать правилами безопасности при катании на сноутюбе, получая различные травмы. За выходные дни спасатели, находящиеся на патрулировании на плато Ай-Петри, оказали помощь 4 туристам, травмировавшимся при катании на сноутюбах.


В стороне от подъемника местные кулинары готовят на продажу плов, шашлыки и шурпу. Можно привезти еду с собой и устроить пикник, взяв в аренду беседку с мангалом. Стоимость аренды — 1500 руб. на день.


Дольше всего снег лежит на северных склонах плато, обычно он сохраняется до марта-апреля.

Вид со стороны метеорологической станции. Тишина и умиротворение …. Вдали хорошо видны зубцы Ай-Петри, именно там находятся верхняя станция канатной дороги, самая высокая точка 1234 м. и пещера Трехглазка.


С обзорной площадки открывался чистый простор — бирюзовое небо с проблесками лазури, утопающее в морской глади Черного моря. Вечнозеленые кустарники и деревья обрамляют своими зарослями Алупку и Кореиз.




Кругом запущенность и хаос. Частные дома, сараи, кафе, шалманы, стройки. Уже через 15 минут забываешь, за каким лешим ты сюда поднялся.

«Горцы» не хотят облагораживать территорию из-за нерешенных земельных вопросов. Экологи бьют тревогу и призывают прекратить хозяйственную деятельность на территории Ай-Петри, ограничить пропускную способность для развития эко-туризма. Вот только поздно спохватились: многие предприниматели работают здесь уже не один десяток лет. Круг замкнулся и теперь вся надежда на новую власть, которая примет рациональное решение, чтобы и «волки были сыты и овцы целы»…

Из-за особенности рельефа Ай-Петри называют яйла — летнее пастбище. С давних веков на плато строили поселения, но самый большой «вклад» внес нomo sapiens.

Пожалуй, единственный объект, который находится на своем месте — памятник крымским партизанам Великой Отечественной войны, которые погибли в бою в декабре 1941 года.


Дорога на Ай-Петри имела важное значение во времена Второй мировой. Именно по ней фашисты перебрасывали войска и технику в сторону Севастополя. Партизанам удалось взорвать участок дороги и помешать осуществиться вражеским планам, но все они погибли в неравном бою.
Ценой невероятных усилий солдаты смогли защитить свою землю, память о них должна передаваться из поколения в поколение, а не исчезать под строительными лесами…

Примерно, в 35 км от вершины Ай-Петри, находится стоянка и туристическая тропа в Большой каньон Крыма. Об этом маршруте я уже рассказывала в своем отчете .

Что происходит на Ай-Петри в январе 2020 года.


Между «горцами» и владельцами канатной дороги идет соперничество за своего клиента. Как будут развиваться события, покажет время. Статья будет обновляться.
Благодарю за внимание!

Экскурсия на Ай-Петри: как добраться, что интересного есть на горе, как попасть на сами зубцы и что обязательно нужно посмотреть по дороге.

Название Ай-Петри - греческое. В переводе оно означает «гора Петра». Видимо, имеется в виду Святой Пётр, хотя есть легенда, что и не в честь святого названа эта гора, а в честь обычного парня. Есть легенда, которая рассказывает о том, что жили в одном татарском селении прекрасная девушка Арзы и не менее прекрасный парень Петри. Они любили друг друга, и решили заявить о своей любви всему миру. Поднялись они на вершину горы, а парень вдруг сорвался (почему - узнаете чуть позже).

И влюблённая девушка воскликнула в испуге: «Ай, Петри!». Так с тех пор самую посещаемую гору полуострова так и называют именем погибшего парня.

Как добраться до Ай-Петри

Есть два способа попасть на Ай-Петри. Самый интересный и быстрый - это канатная дорога. В Мисхоре доберитесь до станции канатной дороги и купите билет (совет туриста - лучше возьмите экскурсию, билет достаточно дорогой, а так вы за чуть большие деньги посмотрите больше достопримечательностей). Канатная дорога в Мисхоре поднимет вас на Ай-Петри в два приёма: первый подъём более пологий, а после пересадочной станции - более крутой.

На втором отрезке пути может закладывать ушки, поэтому берите с собой любимого человека - забавно, но поцелуи снимают это ощущение!

Впрочем, можно ограничиться обычным леденцом - сглатывайте слюнки, всё будет хорошо. Бояться канатной дороги не нужно - она действительно очень безопасная. Вагончик движется плавно, без рывков, но если вам страшно, на всякий случай примите таблеточку от укачивания.

Второй способ добраться на Ай-Петри - это военная дорога. Говорят, на ней 365 поворотов! Это более длинный путь, и здесь укачивает намного чаще. Некоторые повороты настолько крутые, что экскурсионный автобус в них не вписывается, они практически равняются ста восьмидесяти градусам. Ехать на Ай-Петри по дороге довольно долго, около часа, тогда как на канатной дороге это время составляет не более 20 минут вместе с ожиданием вагончика и пересадкой.

Долина Ай-Петри - еда и развлечения

Когда вы поднялись по канатной дороге или по обычному шоссе, и ступили на твёрдую землю, это ещё не значит, что вы попали на вершину горы. Но и здесь, ниже зубцов Ай-Петри, есть что посмотреть. Если вы взглянете вниз со смотровой площадки канатной дороги, то вы увидите Ялту - как на ладони! Повернитесь теперь в противоположную сторону - увидите большой базарчик.

Посмотрим, что здесь есть?

На базарчике очень выгодно покупать меховые изделия из натуральной овчины - цены в два раза ниже, чем внизу. Есть подушки, безрукавки, пояса, игрушки, пуховые платочки и носочки - что душа желает. И всё такое мягкое, тёплое. Здесь есть и маленькие сувенирчики, но их лучше купить внизу - на Ай-Петри они, наоборот, дороже. Сладости, пряности - и этого здесь в изобилии.

Пуховые изделия на Ай-Петри, Крым

На базарчике Ай-Петри есть множество кафе. Главное отличие этих кафе - здесь есть столики двух типов. Вы можете сесть за обычный стол, а можете - за восточный. Забирайтесь с ножками, только обувь снимите. Располагайтесь на мягких подушках вокруг низенького столика - очень удобно и необычно.

Как и везде в Крыму, порции в кафе достаточно большие и питательные. Как правило, подают блюда восточной кухни - одного шашлыка не менее 15 разновидностей, а ещё - несколько видов плова, разных супчиков, а напитков и не пересчитать.

Если поедете с экскурсией, у вас есть шанс попасть на дегустацию вин - вам предложат попробовать самые знаменитые вина Крыма, а среди них есть весьма необычные на вкус, например, с привкусом шоколада или смородины. После дегустации вы можете купить для себя бутылочку вина (цены весьма недорогие по сравнению с материковыми).

Кроме того, в долине Ай-Петри можно покататься на лошадке. Если есть желание, подойдите к чернявому парню, который приглашает совершить конную прогулку - лошадей много, целый табун!

Аккуратнее с хитрецами-фотографами. Как говорят в Крыму, у них здесь ненавязчивый татарский бизнес. Можно сфотографироваться с орлами, на верблюде, с большой нарядной свинкой, но учтите, что это может и не закончиться добром. Бывали случаи, что начиналось всё с одного фото с орлом, затем человеку подсаживали второго орла, потом обезьянку, потом все вместе на ослике, и так далее, пока не выходила крупная сумма.

С верблюдами та же история, что и в Египте. Посадка бесплатно, но сколько за то, чтобы спуститься? Обговорите все тонкости с хитрыми парнями, чтобы не омрачать себе отпуск!

Зубцы Ай-Петри - как подняться

Если вы решили идти до конца, и подняться на самые зубцы Ай-Петри, то вам придётся заплатить некоторую сумму (в 2016 году это стоило 100 рублей), чтобы войти на территорию заповедника. Это официальная сумма, её вы платите лесничему, который сидит тут же в будочке.

Если желаете подняться на зубцы, обязательно возьмите курточку (там прохладнее) и - дамы, это для вас! - никаких каблуков. Только удобная обувь на устойчивой плоской подошве. Помните, как упал Петри из легенды? Это не потому, что он был неуклюжий, а потому, что гора состоит из известняка. Он очень скользкий! Когда будете подниматься, старайтесь не ступать на отполированные временем, осадками и сотнями гуляющих туристов камни - можно запросто поскользнуться и упасть.

Никакого особого снаряжения вам не понадобится - подъём хоть и крутой, но можно вполне дойти без крюков и верёвок, или как там это называется у альпинистов?

Панорама Ялты с плато Ай-Петри

Подъем на зубцы Ай-Петри - последние шаги

Дорога на зубцы Ай-Петри лежит через грабово-буковую рощу, в которой вы увидите несколько уникальных образцов деревьев:

  • Во-первых, это клён Стевена (того самого, который основал Никитский ботанический сад). Это героическое дерево должно быть уже мертво, но всё ещё живёт. Оно давно сгнило изнутри, в него несколько раз била молния, но это лесное чудовище ещё живо и зеленеет. Говорят, если бросить в дупло монетку, то дерево поможет вам исполнить желание. Дерево это - единственный клён данного вида во всём .
  • В роще есть древние деревья, которым 1200 лет: это тис ягодный - дерево ядовитое и коварное. Красивое дерево не поражает толщиной - каждый год на нём нарастает годовое кольцо толщиной всего лишь в 1 мм. Само по себе дерево не ядовито, ядовита только его открытая древесина, из которой хитрые русские князья делали чаши, чтобы травить неугодных. Настоянное в чаше всего лишь одну ночь вино становилось смертельным и быстрым ядом. Умирали также и мастера, обрабатывающие дерево. Дерево считается полезным с точки зрения энергетики. Если мужчина обнимет его, то его мужская сила увеличится, а если женщина обнимет - то дерево заберёт от неё всё плохое.
  • В роще некоторые буки плодоносят, но никто вам не покажет, где растут буковые орешки . Эти мелкие плоды обладают наркотическим эффектом, поэтому даже не просите и не умоляйте - местные будут немы, как рыбы.

Пройдя рощу, вы выйдете на наклонную полянку, которая и выведет вас к самим зубцам. Пройдите ещё метров 100, и вы увидите указатель высоты (1234,2 м) и множество камней - это и есть зубцы Ай-Петри.

Там можно будет сфотографироваться и полюбоваться на , лежащую под вами, главное - не забирайтесь за ограждения, чтобы не уподобиться Петри из легенды. Всё равно в вашу честь вершину уже не назовут. Будет еще немного времени отдохнуть, подышать горным воздухом и, не спеша, спускаться назад - спуск не менее сложный, чем подъём. Помните про коварные скользкие камни!