Отрубили голову в саудовской аравии. Как в саудовской аравии борются с колдунами, геями и алкоголиками

Как начнется твой первый день в Саудовской Аравии?

Пятница, полдень. Толпа окружила центр старого Рияда. Только что в главной мечети города завершилась большая молитва аль-Джума. Острый меч, длиной чуть больше метра, с загнутым по-арабски концом, выкованный из сияющей на солнце стали - занесен сейчас высоко над головой склонившейся на колени фигуры. Из-под белых одежд, скрывающих все тело, выглядывает только оголенная шея. Шестьдесят или больше человек замерли в ожидании, стоя по периметру широкой четырехугольной площади, охраняемые сбивчивым рядом из восьми солдат, одетых в униформу цвета бронзы.

Палач, занесший меч, принимает угрожающие размеры и кажется каким-то мистически-призрачным, похожим на видение, в своей длинной белой рубахе дишдаше и красной клетчатой повязке куфии. Он готов нанести решающий взмах, но внезапно отступает назад. Отходит на пару шагов от плахи. Тихо совещается с двумя полицейскими и еще одним человеком - единственным человеком, который может его остановить: жертвой преступника, приговоренного к смертной казни.

Короткое совещание окончено. Палач возвращается к плахе. Ставит правую ногу вперед, левую - широко назад, словно делает растяжку. Взнесенный меч дает секундный солнечный отблеск. Секундное мгновение - и..!

Но палач всего лишь плавно опускает меч на шею приговоренного. Дает ему почувствовать закаленную сталь. Тело преступника напрягается и замирает в ожидании. Меч снова заносится высоко вверх, только на этот раз все по-настоящему. Один точный и сильный удар рассекает кожу, мышцы и кости с глухим, полым отзвуком. Кровавый водопад прорывается из перерубленной шеи на гранитную площадь с характерным звуком, как будто мокрое белье выжимают в стальной таз. Обезглавленное тело наклоняется вперед, чуть заваливается и падает на правый бок.

Палач вытирает меч куском белой ткани. Толпа расступается, когда из глубины низеньких арок, окружающих площадь, выходят два человека в синих комбинезонах, поднимают тело и кладут его на носилки. Один из них подбирает голову за кусок материи, в которую та была замотана. Громко зачитывают состав преступления: изнасилование, торговля наркотиками и одержимость дьяволом. Палач вкладывает меч в ножны. Густобородый человек в форме солдата делает хлопок ладонями и возносит их к небу.

Через пять минут на площади не останется никого, кроме уборщика, поливающего кровавый гранит водой из шланга.

Смертная казнь применяется во многих странах. Публичная смертная казнь пользуется популярностью всего в четырех местах на планете. Ну, а публичная смертная казнь с использованием всего спектра «технологий», как то: повешения, отсечения головы, закидывания камнями, расстрела, а также обезглавливания с последующим распятием тела на подъемных кранах - применяется только в Саудовской Аравии. В Иране казнят в 7 раз больше людей за год, но даже там обходятся без отрубания головы. Когда сравнивают Саудию и другие страны, почему-то часто забывают эту важную деталь.


Кто-то пишет, что в последнее время в Саудовской Аравии перестали проводить публичные казни, и ситуация улучшается. Ничего подобного. Широкая четырехугольная площадь, на которой полетела голова казненного, называется у местных площадью Чоп-Чоп.


Площадь Чоп-Чоп ничего интересного из себя не представляет. Это просто пустое место в центре старого Рияда, окруженное низкими стенами. В одном из прилегающих зданий находится центральная городская мечеть. Недалеко от площади расположены здания суда и различных министерств. Идеальное место для смертной казни.


Завершает архитектурный комплекс площади министерство «По поощрению добродетели и удержанию от порока», на песчаном фасаде которого висит плакат с лозунгом: «Моя молитва - мое счастье».


По всем дням, кроме пятницы, площадь ничем не примечательна и даже скучна. В тени за столиками арабы сидят и пьют чай, в мечети проходят молитвы и вообще под пальмами очень хорошо отдыхать в жару.


В пятницу проходит особая, длинная пятничная молитва, которая очень важна для мусульман. Бесчисленные толпы жителей Рияда стекаются к ближайшим мечетям со всех сторон. Вокруг центральной площади все оцеплено полицией. Постоянно воют сирены и переливаются десятки красно-синих огней. Такое ощущение, что они здесь не для защиты от теракта, а будто теракт уже произощел.

Даже близко с площадью Чоп-Чоп нет желания находиться в это время, не говоря уже о том, чтобы помышлять пройти внутрь. Любого не-мусульманина останавливает вооруженные солдаты и тщательно осматривают. После чего пропускают.


Автор пришел смотреть на смертную казнь, держа камеру в сумке в выключенном состоянии - за попытку снять отрубание головы мне не хотелось бы и самому её лишиться. Вооруженные солдаты на подходе к площади проверили сумку, переглянулись, сообщили что-то по рации и пропустили. Дальше я сидел полчаса на лавочке и ждал, что произойдет.

Спустя несколько минут ушли арабы, допившие чай. Подъехал полицейский джип и в нескольких метрах высадил дежурного. Далее джип отъехал в зону видимости на другой конец площади, а солдат остался стоять и делать вид, что до меня ему нет никакого дела. Автор же сидел на скамейке под пальмами, сложа руки, держа камеру выключенной в сумке.

Больше на площади не произошло ничего. Никакой смертной казни. Но стоило мне встать и пойти к выходу - солдат немедленно остановил меня. Попросил открыть сумку. Взял камеру, включил. Попросил полистать фотографии, на которых были улицы Рияда. Затем выхватил камеру из рук и стал листать в обратную сторону, докладывая по рации, что видит на каждой фотографии. Так прошло несколько минут, пока он не убедился, что я не снимал площадь.


Смертной казни я не увидел. Их действительно перестали проводить на площади Чоп-Чоп, но только на этой площади! Чтобы не собирать толпы зевак, саудовские власти теперь проводят отрубание головы не у центральной мечети, а в том месте, где было совершено преступление.

Это невероятно, насколько безумные здесь законы. Сначала убийцу арестовывают, сажают в тюрьму. Проводят суд. От смертной казни его может спасти только одно - выкуп. Часто родственники убийцы и родственники жертвы договариваются между собой о выкупе. В итоге убийц казнят не всегда, а головы летят у наркоторговцев, гомосексуалистов и политических диссидентов, до которых либо никому нет дела, либо себе дороже связываться.

Самое главное: после суда, если удается установить место преступления - жертву везут в это место, где бы оно ни было, и рубят голову именно там. Хоть бы и прямо посреди улицы. Например, как этой женщине, убившей и изнасиловавшей ребенка, до конца кричавшей, что она не виновна.

Ну, а на площади Чоп-Чоп больше ничего не происходит. Неподалеку от бывшей плахи открыли городской музей в бывшем форте. Сюда часто приезжают работники и бизнесмены по выходным дням, проводятся школьные экскурсии. Практически никто из этих «туристов» даже не знает, что через сто метров рубили головы.


Старый Рияд

Крепость Масмак - прекрасно выполненный новодел, реконструкция старого форта.


В крепости восстановлен арабский интерьер 19-го века - скучный и бессмысленный, как и вся Аравия.


Макет старого города.


На стене висят цитаты короля Абдул-Азиза: «Я покорил эту страну благодаря воле Аллаха и арабского духа».


Во дворе стоит рабочая копия воли Аллаха.




Интересные персонажи. С хитрецой какой-то, что-то вынюхивали.


Улицы за крепостью.




Рядом с фортом также находится рынок, типичный базар, как в любой стране третьего мира. На рынке продают ковры, одежду и золото.


Как только я сделал этот безобидный снимок - на меня обратил внимание полицейский. Подозвал к своей машине, попросил паспорт. Долго рассматривал бизнес-визу. Поняв, что толку от меня никакого, сделал опечаленное, просто-таки расстроенное лицо и голосом воспитателя в детском саду сказал:

Эндрю… Ты… Фотографируешь?.. (Мол, ну как тебе не стыдно, бизнесмен ведь)
- Да я только форт Масмак!
- А-а-а, ну иди, иншалла.

В нескольких километрах от Рияда есть еще одно историческое место - развалины старого города Эд-Диръия.


Отреставрированные развалины, конечно.


Про них можно написать ровно по одной причине - здесь удивительно пусто и топорно, как будто попал в пластмассовый макет.



Но надо сказать, реставрируют арабы на совесть. Двери как будто вырезал тот же мастер, что и 200 лет назад.


Впрочем, к искусственным развалинам ехать не обязательно. По секрету говоря, развалин настоящих хватает и в центре. Я долго ходил по городу, обошел все нетуристические места. Скрытый за жалкими небоскребами и богатым частным сектором, Рияд в своей сути состоит из грязных засранных улиц с облезлыми малоэтажными домами.

Вот, что творится в ста метрах от площади Чоп-Чоп.



Вот как выглядит настоящий Рияд. Точно так же, как и те музейные развалины, только взаправду. Старые дома, построенные из песка и кораллов, как будто размыло водой - остались одни кучи глины, никакого каркаса.



Такие улицы занимают больше половины города. В Рияде полно и пакистанских кварталов, которые выглядят еще хуже.



Я обошел весь город; камеру решился достать лишь в паре мест. После всей саудовской паранойи и двух задержаний - кто знает, за шпиона бы меня приняли или просто за беспечного дурачка.

) наказания, следуя классический принцип, что Hudud штрафы следует избегать, если это возможно. Рост смертных приговоров за последние десятилетия в результате согласованной реакции со стороны правительства и судов к росту насильственных преступлений в 1970 - х годах и параллельно подобные события в США и Китае в конце 20 - го века.

метод

Саудовская Аравия имеет систему уголовного правосудия, основанной на жесткой и буквальной форме шариатского закона, отражающего конкретный санкционированное государством толкование ислама.

Это, как правило, осуществляется публично на обезглавливание с мечом. В недавнем докладе Европейской Саудовской организации по правам человека (ESOHR) показывает, что число обезглавливание в королевстве в течение первого квартала 2018 года вырос более чем на 70 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Иногда они могут быть выполнены съемки.

Публичное обезглавливание, как правило, происходит вокруг 9 утра. Осужденный вошел в квадрат и приседает перед палачом. Палач использует меч, известный как Sulthan, чтобы удалить голова приговоренного человека от его тела на шее. После того, как осужденный объявлен мертвым, сотрудник полиции объявляет о преступлениях, совершенных обезглавили предполагаемого преступника и процесс завершен. Официальный может объявить то же самое до фактического исполнения. Это наиболее распространенный способ исполнения в Саудовской Аравии, так как он конкретно называется законом шариата. Профессиональные палачи обезглавили целых десять человек в течение одного дня.

Распятие обезглавленного тела иногда прописал. К примеру, в 2009 году Саудовская газета сообщила, что « Abha суд приговорил лидера бандформирования к смерти и три дня распятия (публичного отображаются в обезглавленного тела) и шесть других членов банды к отсечению головы за их роли в ювелирных изделиях магазин грабежи в Асир «. (Эта практика напоминает gibbeting , в котором отображается весь корпус).

  • Hudud : Фиксированное кораническое наказание за конкретные преступления. Hudud преступление, которые могут привести к смертной казни включает отступничество, прелюбодеяние и гомосексуализм.
  • Кизас : око за око ответных наказаний. Кисас преступления включают в себя убийство. Семьи кого - то убитого может выбирать между требованием смертной казни или помилования в обмен на оплату diyya , или деньги крови, преступником. Тенденция разработала запредельные гематоэнцефалические денежные требования: в недавнем докладе упоминает сумму $ 11 млн потребовали в обмен на помилование.
  • Тазир : общая категория, в том числе преступлений, определенных национальным законодательством, некоторые из которых могут быть наказаны смертью, таких как незаконный оборот наркотиков.

Осуждение требует доказательств в одном из трех способов:

  1. Безудержное признание.
  2. Показания двух свидетелей-мужчин может привести к убеждению. Это исключает «Hudud преступления», в этом случае также требуется признание.
  3. Утверждение или отрицание присяги может потребоваться.

Давая клятву особенно серьезно принимать в религиозном обществе, как Саудовская Аравия, и отказ принять присягу будут приняты как признание вины в результате осуждения.

прелюбодеяние

Для того, чтобы какое - либо лицо может быть осуждено в Саудовской шариатского суда прелюбодеяния, он / она должен признаться в акте четыре раза перед судом; в противном случае четыре благочестивые мужчины мусульмане или два благочестивых мужчин и две женщины, которые были свидетелями фактического сексуального проникновения должен давать показания перед судом. Если свидетели шпионили подсудимый или намеренно смотрел ответчики прелюбодействуй, их правота будет поставлена под сомнение и осуждение за измену не будет иметь место Согласно исламскому закону шариата, бремя доказывания лежит на обвинителе; и если только один из этих свидетелей отказался от его / ее показания, то обвиняемый будет оправдан, а остальные свидетели будут привлечены к ответственности за дачу ложных показаний Коран 24: 4 .

Способ выполнения за прелюбодеяние для мужчин и женщин камнями. Если приговор был создан на основе признания, ретракция признания или ответчик, оставив яму в то время как облицовывать проходят результаты в штрафное время осталась. Если приговор был создан на основе от показаний четырех свидетелей, свидетели должны инициировать забивание камнями, и неспособность сделать это приводит к исполнению быть приостановлено. Сандра Маккей , автор саудовцы: Внутри пустыни Королевства , заявил в 1987 году, что в Саудовской Аравии « , в отличие от племенных прав отца, чтобы предать смерти дочери, нарушившего ее целомудрие, смертные приговоры в соответствии с законом коранического [для прелюбодеяние] крайне редко «. Маккей пояснил, что «[с] harges прелюбодеяния никогда не делается легко. Так как наказание настолько серьезно, женщины защищены от необоснованных обвинений в сексуальных домогательствах». В ходе диалога по правам человека с участием европейских правоведов, которые имели место за несколько лет до 1987 года саудовский делегат признал, что трудно иметь человека, признанного виновным в прелюбодеянии. По словам Маккея, в 20-летний период, заканчивающийся в 1987 году, одна женщина «признана» были выполнены побивание камнями за прелюбодеяние.

Это не единичные случаи. По данным Международной амнистии, в 2010 году были казнены по крайней мере, 27 рабочих - мигрантов и, по состоянию на январь 2013 года, более 45 иностранных горничные были на камере смертников в ожидании казни.

На практике смертная казнь была также использована приговорить политических акций протеста. Али аль-Нимр и Дауд аль-Marhoon были арестованы в возрасте 17 лет в 2012 году во время Арабской весны протестов в Восточной провинции , пытают, вынужден признаться, и приговорен к обезглавливание в 2014 и 2015. Шейх аль-Нимр NIMR , в независимый шейх критически саудовского правительства и популярный среди молодежи и дяди Али аль-NIMR, был также арестован в 2012 году и приговорен к смертной казни специализированного уголовного суда в 2014 году за роль в стимулировании политических протестов. Нимр аль-Нимр был выполнен на 2 января 2016 года, наряду с 46 другими людьми, в основном террористов, арестованных в 2000 - х годах. Из доступных источников о случае Нимра аль-Нимре, кажется, что саудовские чиновники используют термин « терроризм » в качестве этикетки для обложки «мыслительных преступлений» , которые были бы в других странах, рассматриваемых в качестве нормальной работы оппозиционного политика. В списке обвинений Нимр аль-NIMR есть упоминание о «взяться за оружие против сил безопасности» , но подробности того, что именно произошло отсутствуют. Не ясно, если какой - то член саудовских вооруженных сил был ранен или убит Нимр аль-NIMR и то, что произошло до этого инцидента.

Хотя нет точного определения термина «терроризм», наиболее распространенного смысл «использовать намеренно неизбирательное насилие в качестве средства для создания террора и страха, для того, чтобы добиться политической, религиозной или идеологической цели... в отношении гражданских лиц или некомбатанты». Кроме того, большинство террористических атак характеризуются долгосрочным планированием так ясно есть тонкая разница между общей преступностью (даже с летальным исходом) и акт терроризма. Основываясь на предыдущем опыте с нарушением прав человека в Саудовской Аравии есть веские причины, чтобы принимать заявления саудовских чиновников, что Нимр аль-Нимр осуждено террориста с подозрением. Это подтверждается тем, что в списке преступлений, совершенных Нимр аль-NIMR большинство из них являются чисто «мысль преступлений», как «неподчинение правителю», «разжигание межрелигиозной розни» и «поощрение, руководство, участие в демонстрациях».

2 января в Саудовской Аравии по обвинению в пропаганде экстремистской идеологии, террористической деятельности и участию в заговорах было за раз казнено 47 человек, среди которых оказался и шиитский проповедник Нимр аль-Нимр . Это вызвало волну негодования по всему миру и, прежде всего в шиитском Иране, где протестующие ворвались в здание саудовского посольства и попытались устроить там пожар. В итоге это привело к разрыву дипотношений между Эр-Риядом и Тегераном.

Почти одновременно кровь казненных пролилась и на территории, подконтрольной запрещенному в России «Исламскому государству» 1 (ИГ 1 , ИГИЛ 1 , арабский вариант названия – ДАИШ). Его боевики опубликовали видеоролик, в котором умертвили пятерых подданных Великобритании, обвиненных в шпионаже.

Два этих инцидента - повод еще раз задуматься о фундаментальном родстве двух шариатских образований, Саудовской Аравии и «Исламского государства», одно из которых пользуется публичным покровительством со стороны коллективного Запада.

Сцены из Средних веков

Типичная сцена казни в Саудовской Аравии выглядит так. Перед нами множество людей в белых одеждах и красных тюрбанах-гутрах. Палач заносит остро наточенную саблю и легким движением отрубает осужденному голову. Голова падает на асфальт, палач отходит на несколько шагов, чтобы его не забрызгало фонтанирующей кровью. После этого мы видим проезжающие мимо машины. По законам шариата, казнь должна быть публичной, за ней должны наблюдать правоверные мусульмане, чтобы преступления не повторялись впредь. Но в наше время желающих смотреть на казнь мало, поэтому палачи просто перекрывают оживленный перекресток. Водители остановившихся машин вынуждены наблюдать за казнью. По окончании казни пожарная машина быстро моет перекресток, и движение снова открывают. Это Эр-Рияд, столица Саудовской Аравии. На этой земле законы шариата действуют уже сотни лет.

Приведем впечатления от подобного зрелища фотографа газеты Time: «Когда началась казнь, повстанцы схватили его за горло. Он начал сопротивляться. Три или четыре повстанца прижали его к земле. Человек пытался защитить свое горло руками, которые все еще были связаны. Он боролся, но повстанцы были сильнее, и они перерезали ему горло. Они подняли его отрезанную голову в воздух. Люди вокруг начали размахивать своим оружием и ликовать. Все были счастливы, что казнь состоялась. Эта сцена была словно из Средних веков, о таком обычно читаешь в исторических книгах. Война в Сирии достигла той точки, когда человек может быть безжалостно убит на глазах у сотен людей, которые получают удовольствие от зрелища». Это уже город Кеферган, территория, подконтрольная «Исламскому государству».

А вот еще одна казнь. Тут, видимо, отрубания головы мало. Осужденным за убийство выходцам из Шри-Ланки сначала отрубили головы, а затем их тела распяли на крестах. Их трупы выставят на публичное поругание - чтобы другим неповадно было. Неужели опять радикалы из ИГ? Нет, это город Джидда, Саудовская Аравия.

Как съесть женщину

В Саудовском королевстве были даже напечатаны школьные учебники, призванные рассказать подросткам о нормах шариатского права. Например, в них говорится, что евреи и гомосексуалисты должны быть преданы смерти. Старая, в общем, мысль. В учебнике также подробно иллюстрировано, как именно нужно отрубать ноги и руки преступникам на случай, если это резко понадобится.

И ведь понадобилось! 50-летняя индианка, работавшая в Саудовской Аравии прислугой, пожаловалась на жестокое обращение и задержку зарплаты. После того как служанка попыталась сбежать, работодатель привязал ее к балкону ее же сари и отрубил ей правую руку. Женщину доставили в больницу Эр-Рияда соседи. Представители МИД Индии назвали произошедшее «ужасным и достойным осуждения инцидентом». Несмотря на это, саудит пока не понес наказания.

Женщина в Саудовской Аравии – вообще существо бесправное. Например, в 2014 году верховный муфтий страны Шейх Абдул Азиз Али разрешил каннибализм. Азиз Али заявил буквально следующее: «Если мужчина будет смертельно голоден и не найдет дома еды, он может отрезать фрагмент тела своей жены и съесть его. Женщина должна отнестись к этому решению с преданностью и смирением, так как является с мужем одним целым».

Боевики «Исламского государства» тоже решили воплотить в жизнь советы саудовских учебников. В захваченном ими иракском городе Мосул был сброшен с крыши дома мужчина, обвиненный в гомосексуализме. На казнь пришли посмотреть десятки людей, среди них были и дети. О том, что мужчину осудили на смерть, объявил в микрофон один из террористов. Вокруг его размозженного тела столпились люди, хотя зрелище было не для слабонервных.

Зуб за зуб, глаз за глаз

Впрочем, в ИГ практикуются еще более зверские способы умерщвления. Недавно в Сети появилось видео казни 19-летнего солдата сирийской армии. Боец был танкистом. На видео он идет навстречу танку террористов, падает под его гусеницы. Машина переезжает молодого бойца, оставляя от него лишь раздробленные кости и расплющенный мозг.

А вот еще одно применение древнего принципа талиона (когда наказание воспроизводит причиненный вред): пленный иорданский пилот стоит в железной клетке. На нем ярко-оранжевая одежда, облитая горючей смесью. Боевик в светлом камуфляже поджигает факелом дорожку из бензина, огонь охватывает всю клетку и казненного.

Зато в королевстве саудитов имеются наказания «помягче». Блогер Раифа Бадави был обвинен в оскорблении ислама. Бадави обсуждал в своем блоге вопросы религии и критиковал действующую власть. За это шариатское государство приговорило его к тысяче ударов плетьми, штрафу в размере 1 млн саудовских риалов и десяти годам заключения под стражей. Вероятно, из «человеколюбия» удары плетью будут наноситься постепенно: каждую неделю по пятьдесят ударов.

Смертная казнь в Саудовской Аравии распространяется и на иностранцев: 6 мая 2015 года там были казнены пятеро выходцев из Восточной Африки. Они обвинялись в убийстве индийского охранника и краже его денег. Африканцев обезглавили, после чего вывесили их трупы с вертолета. По мнению властей, это должно удерживать других от совершения подобных преступлений.

Раздавленные надежды

Как утверждают западные правозащитники, всего с января 1985 года в Саудовской Аравии были казнены свыше 2,2 тысяч человек. При этом около половины из них - иностранцы.

До 90-х годов прошлого столетия женщин в королевстве расстреливали. Однако затем власти решили, что… рубить головы следует и представительницам слабого пола. Для определения религиозной принадлежности в саудовской визе содержится графа о вероисповедании иностранца. В стране действует религиозная полиция (муттава). Солдаты шариатской гвардии постоянно патрулируют улицы и общественные заведения саудовских городов с целью пресечения попыток нарушения канонов ислама. В случае выявления нарушения виновный несет наказание - от штрафа до отсечения головы.

В докладе Amnesty International о смертной казни отмечено, что «были некоторые надежды на реформы в области прав человека, когда король Салман бин Абдул-Азиз Аль Сауд вступил на престол в начале 2014 года, но сейчас они полностью раздавлены».

Смертная казнь защищается в Саудовской Аравии на государственном уровне. Президент саудовской комиссии по правам человека Бандар Аль-Айбан заявил, что королевство не может пренебрегать правами жертв преступников. А чуть ранее пресс-секретарь министерства внутренних дел страны генерал Мансур Ат-Турки разъяснил разницу между смертным приговором, приводимым в исполнение в «Исламском государстве», и саудовской практикой. «ИГ не имеет никакого правового механизма в принятии решения о казни людей», - заявил Ат-Турки.

Уж не за наличие ли «правового механизма» постпред Саудовской Аравии в ООН Фейсал Трат был недавно назначен председателем консультативной группы в Совете ООН по правам человека?

Кто плохой, а кто хороший

Двойные стандарты всегда были частью мировой политики - достаточно вспомнить примеры различного толкования права народов на самоопределение и принципа территориальной целостности. Косовским албанцам отделяться можно, а русским в Крыму - нельзя. Евреям положено свое национальное государство, а курдам - нет. Слободан Милошевич плохой, вот и бомбим Югославию, а Аль Сауд продает нефть, ему ручку жмем. С кем дружу, тому прощаю, с кем не дружу - тому демократию приношу…

Нужно, однако, и меру знать. Пора бы нашим западным партнерам понять, что никакой принципиальной разницы между саудовским режимом и террористическим ИГ не существует - причем далеко не только в сфере отправления правосудия. Не дожидаясь, пока случаи обезглавливания людей исламистскими фанатиками превратятся в устойчивую практику не только на Ближнем Востоке, но и в центре западных столиц - с благодарными зрителями, правоведами-толкователями и палачами на зарплате.

1 Организация запрещена на территории РФ.

2 января в Саудовской Аравии по обвинению в пропаганде экстремистской идеологии, террористической деятельности и участию в заговорах было за раз казнено 47 человек, среди которых оказался и шиитский проповедник Нимр аль-Нимр. Это вызвало волну негодования по всему миру и, прежде всего в шиитском Иране, где протестующие ворвались в здание саудовского посольства и попытались устроить там пожар. В итоге это привело к разрыву дипотношений между Эр-Риядом и Тегераном.

Почти одновременно кровь казненных пролилась и на территории, подконтрольной запрещенному в России «Исламскому государству» (ИГ, ИГИЛ, арабский вариант названия – ДАИШ). Его боевики опубликовали видеоролик, в котором умертвили пятерых подданных Великобритании, обвиненных в шпионаже.

Два этих инцидента - повод еще раз задуматься о фундаментальном родстве двух шариатских образований, Саудовской Аравии и «Исламского государства», одно из которых пользуется публичным покровительством со стороны коллективного Запада.

Сцены из Средних веков

Типичная сцена казни в Саудовской Аравии выглядит так. Перед нами множество людей в белых одеждах и красных тюрбанах-гутрах. Палач заносит остро наточенную саблю и легким движением отрубает осужденному голову. Голова падает на асфальт, палач отходит на несколько шагов, чтобы его не забрызгало фонтанирующей кровью. После этого мы видим проезжающие мимо машины. По законам шариата, казнь должна быть публичной, за ней должны наблюдать правоверные мусульмане, чтобы преступления не повторялись впредь. Но в наше время желающих смотреть на казнь мало, поэтому палачи просто перекрывают оживленный перекресток. Водители остановившихся машин вынуждены наблюдать за казнью. По окончании казни пожарная машина быстро моет перекресток, и движение снова открывают. Это Эр-Рияд, столица Саудовской Аравии. На этой земле законы шариата действуют уже сотни лет.

Приведем впечатления от подобного зрелища фотографа газеты Time: «Когда началась казнь, повстанцы схватили его за горло. Он начал сопротивляться. Три или четыре повстанца прижали его к земле. Человек пытался защитить свое горло руками, которые все еще были связаны. Он боролся, но повстанцы были сильнее, и они перерезали ему горло. Они подняли его отрезанную голову в воздух. Люди вокруг начали размахивать своим оружием и ликовать. Все были счастливы, что казнь состоялась. Эта сцена была словно из Средних веков, о таком обычно читаешь в исторических книгах. Война в Сирии достигла той точки, когда человек может быть безжалостно убит на глазах у сотен людей, которые получают удовольствие от зрелища». Это уже город Кеферган, территория, подконтрольная «Исламскому государству».

А вот еще одна казнь. Тут, видимо, отрубания головы мало. Осужденным за убийство выходцам из Шри-Ланки сначала отрубили головы, а затем их тела распяли на крестах. Их трупы выставят на публичное поругание - чтобы другим неповадно было. Неужели опять радикалы из ИГ? Нет, это город Джидда, Саудовская Аравия.

Как съесть женщину


В Саудовском королевстве были даже напечатаны школьные учебники, призванные рассказать подросткам о нормах шариатского права. Например, в них говорится, что евреи и гомосексуалисты должны быть преданы смерти. Старая, в общем, мысль. В учебнике также подробно иллюстрировано, как именно нужно отрубать ноги и руки преступникам на случай, если это резко понадобится.

И ведь понадобилось! 50-летняя индианка, работавшая в Саудовской Аравии прислугой, пожаловалась на жестокое обращение и задержку зарплаты. После того как служанка попыталась сбежать, работодатель привязал ее к балкону ее же сари и отрубил ей правую руку. Женщину доставили в больницу Эр-Рияда соседи. Представители МИД Индии назвали произошедшее «ужасным и достойным осуждения инцидентом». Несмотря на это, саудит пока не понес наказания.

Женщина в Саудовской Аравии – вообще существо бесправное. Например, в 2014 году верховный муфтий страны Шейх Абдул Азиз Али разрешил каннибализм. Азиз Али заявил буквально следующее: «Если мужчина будет смертельно голоден и не найдет дома еды, он может отрезать фрагмент тела своей жены и съесть его. Женщина должна отнестись к этому решению с преданностью и смирением, так как является с мужем одним целым».

Боевики «Исламского государства» тоже решили воплотить в жизнь советы саудовских учебников. В захваченном ими иракском городе Мосул был сброшен с крыши дома мужчина, обвиненный в гомосексуализме. На казнь пришли посмотреть десятки людей, среди них были и дети. О том, что мужчину осудили на смерть, объявил в микрофон один из террористов. Вокруг его размозженного тела столпились люди, хотя зрелище было не для слабонервных.

Зуб за зуб, глаз за глаз

Впрочем, в ИГ практикуются еще более зверские способы умерщвления. Недавно в Сети появилось видео казни 19-летнего солдата сирийской армии. Боец был танкистом. На видео он идет навстречу танку террористов, падает под его гусеницы. Машина переезжает молодого бойца, оставляя от него лишь раздробленные кости и расплющенный мозг.

А вот еще одно применение древнего принципа талиона (когда наказание воспроизводит причиненный вред): пленный иорданский пилот стоит в железной клетке. На нем ярко-оранжевая одежда, облитая горючей смесью. Боевик в светлом камуфляже поджигает факелом дорожку из бензина, огонь охватывает всю клетку и казненного.

Зато в королевстве саудитов имеются наказания «помягче». Блогер Раифа Бадави был обвинен в оскорблении ислама. Бадави обсуждал в своем блоге вопросы религии и критиковал действующую власть. За это шариатское государство приговорило его к тысяче ударов плетьми, штрафу в размере 1 млн саудовских риалов и десяти годам заключения под стражей. Вероятно, из «человеколюбия» удары плетью будут наноситься постепенно: каждую неделю по пятьдесят ударов.

Смертная казнь в Саудовской Аравии распространяется и на иностранцев: 6 мая 2015 года там были казнены пятеро выходцев из Восточной Африки. Они обвинялись в убийстве индийского охранника и краже его денег. Африканцев обезглавили, после чего вывесили их трупы с вертолета. По мнению властей, это должно удерживать других от совершения подобных преступлений.

Раздавленные надежды

Как утверждают западные правозащитники, всего с января 1985 года в Саудовской Аравии были казнены свыше 2,2 тысяч человек. При этом около половины из них - иностранцы.

До 90-х годов прошлого столетия женщин в королевстве расстреливали. Однако затем власти решили, что… рубить головы следует и представительницам слабого пола. Для определения религиозной принадлежности в саудовской визе содержится графа о вероисповедании иностранца. В стране действует религиозная полиция (муттава). Солдаты шариатской гвардии постоянно патрулируют улицы и общественные заведения саудовских городов с целью пресечения попыток нарушения канонов ислама. В случае выявления нарушения виновный несет наказание - от штрафа до отсечения головы.

В докладе Amnesty International о смертной казни отмечено, что «были некоторые надежды на реформы в области прав человека, когда король Салман бин Абдул-Азиз Аль Сауд вступил на престол в начале 2014 года, но сейчас они полностью раздавлены».

Смертная казнь защищается в Саудовской Аравии на государственном уровне. Президент саудовской комиссии по правам человека Бандар Аль-Айбан заявил, что королевство не может пренебрегать правами жертв преступников. А чуть ранее пресс-секретарь министерства внутренних дел страны генерал Мансур Ат-Турки разъяснил разницу между смертным приговором, приводимым в исполнение в «Исламском государстве», и саудовской практикой. «ИГ не имеет никакого правового механизма в принятии решения о казни людей», - заявил Ат-Турки.

Уж не за наличие ли «правового механизма» постпред Саудовской Аравии в ООН Фейсал Трат был недавно назначен председателем консультативной группы в Совете ООН по правам человека?

Кто плохой, а кто хороший

Двойные стандарты всегда были частью мировой политики - достаточно вспомнить примеры различного толкования права народов на самоопределение и принципа территориальной целостности. Косовским албанцам отделяться можно, а русским в Крыму - нельзя. Евреям положено свое национальное государство, а курдам - нет. Слободан Милошевич плохой, вот и бомбим Югославию, а Аль Сауд продает нефть, ему ручку жмем. С кем дружу, тому прощаю, с кем не дружу - тому демократию приношу…

Нужно, однако, и меру знать. Пора бы нашим западным партнерам понять, что никакой принципиальной разницы между саудовским режимом и террористическим ИГ не существует - причем далеко не только в сфере отправления правосудия. Не дожидаясь, пока случаи обезглавливания людей исламистскими фанатиками превратятся в устойчивую практику не только на Ближнем Востоке, но и в центре западных столиц - с благодарными зрителями, правоведами-толкователями и палачами на зарплате.

24 апреля государственное СМИ Saudi Press Agency сообщило о том, что в Саудовской Аравии прошла одна из самых массовых серий казней в истории страны — власти привели в действие смертный приговор в отношении 37 человек. Одного из них распяли: это наказание применяется в стране только при самых серьёзных преступлениях, сообщает Никита Лихачев из TJournal. Среди казнённых были те, кого обвиняли в убийстве сотрудников органов безопасности при помощи взрывчатки, формировании террористических ячеек и распространении террористической идеологии. Но были среди них и те, кого казнили за преступления, якобы совершённые ещё до совершеннолетия, что запрещено международными законами.

Абдулкарим аль-Хавадж (слева) и Муджтаба аль-Свейкат (справа). Фото до задержания

Издание Daily Mail рассказало о нескольких таких казнённых. Например, Абдулкариму аль-Хаваджу было всего 16 лет, когда он распространял информацию через WhatsApp о протестах. Его публично обезглавили, когда ему уже был 21 год. Его задержали в аэропорту, откуда он должен был улететь к своей семье. Муджтабе аль-Свейкату было 17 лет, когда он принимал участие в протестах. Его арестовали в 2012 году, тоже в аэропорту — он должен был улетать поступать в американский университет. Мунир аль-Адаму было 23 года, когда его задержали в 2012 году на КПП. С пяти лет он был глух на одно ухо, и после пыток он оглох полностью.

В заявлении властей Саудовской Аравии говорится, что все казнённые сознались в своей вине. CNN со ссылкой на добытые судебные документы сообщил, что некоторые из казнённых утверждали на суде, что они невиновны, а их признания были написаны следователи и лишь подписаны ими под пытками. В некоторых случаях от подозреваемых даже не требовали подпись — на бумагу с «показаниями» ставился отпечаток пальца.

По данным Amnesty International, 11 казнённых были обвинены в шпионаже в пользу Ирана, а ещё 14 — в участии в протестах в восточной части страны между 2011 и 2012 годами. По данным британской организации по защите прав человека Reprieve, из всех подозреваемых под пытками выбивали признательные показания, на основе которых их и приговорили к смертной казни. Казни проводились в столице Эр-Рияде и в священных городах Мекка и Медина.

Другие подозреваемые в похожих преступлениях ещё ждут смертной казни в Саудовской Аравии. Например, Али аль-Нимра приговорили к распятию за участие в протестах и обучению митингующих оказанию первой помощи, ещё два молодых человека приговорены к казни за преступления, которые они совершили до 18 лет.

В 2016 году в Саудовской Аравии разом казнили 46 человек, включая шиитского лидера Нимра аль-Нимра. Нетерпимость к несогласным выросла после того, как в 2015 году министром обороны стал принц Мухаммед ибн Салман. В 2017 году он стал наследным принцом Саудовской Аравии, то есть текущий король выбрал его своим преемником.