Остров в центре парижа. Париж

Преступление просто приехать в Париж и не побывать на маленьком островке Сите, в самом сердце столицы, находящееся на величественной реке Сена. Даже не учитывая тот факт, что здесь расположены монументальные и почитаемые во всех странах достопримечательности, которые выделяют город ото всех, с этого места когда-то зарождался Париж таким, каким мы его сейчас знаем.

Вместе с островом Сент-Луи, являющегося немногим меньше своего собрата, они являются единственными двумя островками, которые сохранились на берегу Сены. Делится остров Сите примерно на две равные части бульваром дю-Пале, одна из которых, восточная, принадлежит 4-му городскому округу, а западная — 1-му.

Величественные мосты миниатюрного острова

Довольно небольшой размер острова позволяет ему насчитывать 8 красивейших мостов, связывающих Сите со столицей.

  1. Понт-Нёф — кроме как его явления в качестве визитной карточки города и единственного пересекающего остров моста, он еще и самый старейший среди всех мостом, пересекающие Сену. Также ведет на набережную Лувра;
  2. Мост Сент-Луи — является популярным местом среди уличных уратистов и музыкантов, помимо прочего, представляет собой пешеходный мост, ведущий на одноименный остров;
    Мост Архиепархии — низкий по своей конструкции мост, соединяющий Сите с южным берегом Сены. Несмотря на непроходимость по его арками речного транспорта, он никогда не был заменен;
  3. Мост Двойного Денье — также небольшой пешеходный мост, примыкающий к левому берегу. Построен он был около 400 лет назад, тогда его стали использовать больница, состоявшая из двух частей на двух разных берегах, но со временем пешеходы и повозки также стали его эксплуатировать, им выделили треть свободного места для прохода, позже стали вводить плату — 2 денье, откуда и пошло название миниатюрного моста;
  4. Малый мост — арочное сооружение, находящиеся между двумя братишками побольше, ведущее с левого берега на остров Сите;
  5. Мост Сен-Мишель — тот самый братишка побольше, соединяющий одноименную площадь на острове и южный берег Сены. Недавно увековеченный мемориалом в память о парижском погроме 1961 года;
  6. Аркольский мост — является первым в истории Парижа металлическим мостом, соединяет площадь перед мерией на правом берегу с островом. Также назван в честь победы Наполеона Бонапарта в Аркольском бою;
  7. Мост Менял — будучи когда-то застроенный зданиями и различными лавками менял, он и получил свое название, держит вместе правый берег Сены недалеко от театра Шатле и остров Сите со знаменитым дворцом Правосудия и Консьержери;
  8. Мост Нотр-Дам — в преставлении, наверное, не нуждается, соединяет правый берег реки с местом построения красивейшей готической архитектуры собора Парижской Богоматери.

Остров Сите в Париже

Достопримечательности основоположника Парижа

Несмотря на мировую известность Эйфелевой башни, Музея Лувра, Елисейских полей, классического кабаре Мулен Руж, даже на таком маленьком участке земли на водах Сены есть достопримечательности, вид которых будоражит сознание многих. Разумеется, жители столицы, проходя мимо, замечают краем глаза величественный собор Парижской Богоматери в центре города, старинную часовню Сент-Шапель на площади Дофин, каменные стены Консьержери в комплексе Дворца правосудия, но по привычке, не приходят уже в такой восторг как приезжие с других или тем более с других стран, для коих архитектура того времени заставляет брать билеты и просто посмотреть на красоту архитектурной мысли парижан.

Берси: Парижский район

Собор Парижской Богоматери

Находясь в самом центре острова, готическое сооружение возвышается над ним, будто показывает всю свою красоту, величие. Построен он на месте первой в Париже христианской церкви — базилики Святого Стефана.

Но несмотря на всю монументальность строения, долгое время оно затухало, увядало. Благо время реставрации не заставило себя долго ждать. Отчасти поблагодарить за это можно Виктора Гюго и его одноименный роман. Именно в нем он с горестью излагал свои мысли о состоянии Нотр-Дама. Только в 19 веке горожане принялись за реставрацию, добавив несколько мыслей от архитектора.

Наверное, первое, что бросается в глаза, это три непомерно больших главных входа, но не все они одинаковы по замыслу строителей. Одна из них является порталом Богоматери, другая — Страшного суда и последняя — Святой Анны. Все они являются яркой метафорой к нескольким эпизодам из Евангелия. Те самые обезглавленные статуи во время революции, являлись лицами царей из Ветхого Завета, которые позже были восстановлены. Фигура беспредельности и вечности, заключенная в квадрат, символически украшенная как снаружи, так и внутри, Богоматерью с младенцем — самая старинная из трех соборных роз — Западная роза.

Часовня Сент-Шапель

Религия занимала важнейшее значение в жизни парижан. Отталкиваясь от этого, в 13 веке сделали на площади Дофин, одной из самых уютных и тихих, что даже на то время являлось большой редкостью, в комплексе Дворца правосудия небольшую часовню Сент-Шапель, сочетающую в себе всю полноту ансамбля витражного искусства того времени.

Высота Эйфелевой башни

Многие религиозные достояния, часовня были частично разрушенны во времена Французской революции. Но как можно заметить, 19 век принес что-то вроде Ренесанса в большинство зданий. Маленькую часовню также не обошли стороной и теперь это прекрасный, изумительный пример классической французской готики с ее старинными витражами.

Имеет смысл начинать с самого его сердца, коим Остров Сите и является, ведь тому есть веские основания. Этот остров посреди Сены представляет собой старейшую часть города, на которой порядка двух тысяч лет назад жили племена паризиев, от названия которых и произошло название французской столицы.

В первом веке до нашей эры на этом острове стоял небольшой город Лютеция, принадлежащий галлам, а впоследствии захваченный римлянами. Однако этот римский гарнизон не смог приобрести там большого значения.

В пятом веке нашей эры представитель династии Меровингов Хлодвиг I завоевал поселение. Так Париж сделался столицей франкского государства. Следы людей, живших в те древние времена, сохранились, и сегодня в подземельях знаменитого собора Парижской Богоматери их можно увидеть.

Этот огромный и необычный католический храм, возвышающийся над островом Сите, является главной жемчужиной и гордостью французской архитектуры средневековья. История собора идет от 1163 года – времени, когда папа римский Александр III дал свое благословение на его строительство. Собор Парижской Богоматери был обязан затмить своим великолепием все архитектурные сооружения Европы того времени. С момента открытия храма в 1330 году и по сей день этот шедевр готической архитектуры служит предметом любви местных жителей и внимания со стороны туристов.


В отличие от собора Парижской Богоматери, всегда окруженного толпами любознательных зрителей, имеется на Сите еще одна достопримечательность, расположенная в западной части острова, которая хранит тишину и покой, столь непривычный центру французской столицы. Это несравненная площадь Дофина, являющаяся на протяжении всего 18 века центром аристократического Парижа. Здесь ежегодно проходили художественные выставки, благодаря которым никому неизвестные дебютанты впоследствии становились признанными гениями.

С противоположной стороны острова стоит часовня «Сент-Шапель», называемая паломниками «Святой капеллой» или «Вратами небес» из-за ее ослепляющей и завораживающей красоты. Знаменитое здание было построено по приказу короля Людовика IX в 13 веке. Он хотел найти для святых мощей, привезенных из Византии, достойную оправу. При этом известным фактом считается то, что изначально король думал поместить Терновый венец Христа именно в Святой Капелле, однако в итоге венец был оставлен в соборе Парижской Богоматери.

Недалеко о Нотр-Дама находится комплекс Дворца Правосудия, которого представлена элементами разных эпох, начиная с 13-го по 20-ый века. В пределах этого внушительного комплекса в настоящее время расположены прокуратура, суд и различные муниципальные службы. Замок Консьержери также является частью Дворца Правосудия и одновременно самой старой тюрьмой в Париже.


Можно с уверенностью сказать, что Остров Сите, окруженный со всех сторон девятью мостами, является интереснейшим центром исторического Парижа благодаря столь высокой концентрации великих произведений архитектуры на его поверхности. С посещения этого чудо-острова и стоит начинать знакомство с одной из удивительнейших столиц Европы.

Остров Ситэ называют колыбелью Парижа, потому что именно здесь начала развиваться Лютеция — древнее поселение кельтского племени паризии, именно здесь королями Капетингами построен первый франкский королевский дворец (теперь Дворец правосудия), именно здесь воздвигнут величественный . Долгое время город размещался в пределах острова, и сейчас он изобилует памятниками-символами старого Парижа: Нотр Дам, Дворец правосудия, , Консьержри… Чтобы обойти остров по берегу, понадобится около получаса. Но чтобы посетить и осмотреть все его достопримечательности, потребуется день.

История острова Ситэ

Итак, маленькое племя паризии осело на берегах острова к 250 г до н.э. Регион был богат рыбой и дичью. С острова можно было без труда попасть на оба берега, которые были заняты лесом и болотами. В 52 г. н.э. местное галльское племя было побеждено Цезарем, поселение на острове и вокруг него получило римское название Лютеция. Галлы остались на острове и занимались рыбалкой и судоходством, а римляне обустроились на левом берегу Сены. В начале новой эры на острове был воздвигнут языческий храм в честь Юпитера. В нижней части острова построен дворец-резиденция римского наместника.

С 276 г. на Галлию обрушиваются набеги варваров, разорявших все на своем пути. Население Лютеции во время этих атак собиралось на острове Ситэ, его было легче оборонять. В середине 4 века, во время вторжения войск Аттилы, население левого берега под руководствомпостроило на острове окружную фортификационную стену.

В 508 г. франкский король Хлодвиг объявил Париж столицей своего королевства и обосновался в бывшем дворце римского правления. После принятия христианства на острове строятся церкви и монастыри. Старинный языческий храм перестраивается в большую христианскую базилику, посвященную Св.Этьенну (сейчас на ее месте стоит Нотр Дам).

В период правления Каролингов (752 – 987 гг.) столичная жизнь сконцентрирована на острове. Но, начиная с правления Карла Великого, Ситэ теряет свой столичный статус – двор переезжает из города в город. Разграбленный, сожженный и разрушенный норманнами трижды в 9 веке, Париж приходит в упадок. Карл Лысый в 877 г. отдает приказ на реставрацию и укрепление старинной римской крепостной стены, к ней добавляют две большие башни – Малый и Большой замок (Petit et Grand Châtelet) для охраны мостов.

Королевский двор возвращается в Париж и на остров Ситэ в 1112 г. В 1163 г. епископ Морис де Сюлли отдает приказ на строительство собора Парижской богоматери. А король Филипп Август постанавливает соорудить новую крепостную стену на берегах Сены, остров Ситэ, таким образом, попадает полностью под ее защиту.

После множества предпринятых Св.Людовиком и Филиппом Красивым улучшений королевского дворца на Ситэ он в конце концов покидается королевской семьей, которая обустраивается в Лувре. В то время на острове Ситэ насчитывалось около пятисот домов, лабиринт из сорока узких улиц, только четыре из которых были мощеными. На мостах размещались дома и торговые лавки. И в течение нескольких следующих веков на острове мало что изменилось.

В 18 и 19 вв. реконструкции города коснулись и острова Ситэ: была разработана целая программа по переоборудованию острова, чтобы сделать из него религиозный и культурный центр столицы. Самые масштабные работы были осуществлены под руководством барона Османна. Лишь во второй половине 19 века на острове были снесены средневековые трущобы – исчезли сотни маленьких домов и мелкие церкви. 25 тысяч человек потеряли свои жилища и были изгнаны с острова. На освободившихся местах построили казармы (теперь префектура полиции) и торговый трибунал. Были разбиты новые улицы, прямые и более широкие. Площадь перед Собором Парижской богоматери была увеличена в шесть раз. Эти изменения были встречены неоднозначно. И до сих пор есть как сторонники работ Османна, так и противники. Как бы то ни было, остров Ситэ потерял свой средневековый облик, и теперь исторический центр Парижа – это архитектура 19 века.

Во время Французской революции остров носил имя Остров Братства (Ile-de-la-Fraternité).

Прогулка по острову Ситэ

Начинаем прогулку от станции Пон Нёф (Pont Neuf) 7 линии метро (1).

  • Новый мост (Пон Нёф) (Pont Neuf) (2) . Несмотря на свое название, это самый старый из существующих сейчас парижских мостов. Мост начали строить в конце 16 века в царствование Генриха III, а закончили в 1607 г. при Генрихе IV. Свое название он получил из-за того, что был построен по-новому, необычно для парижских мостов той эпохи: на нем не было домов и торговых лавок, здесь впервые появился тротуар, предназначенный для пешеходов. Также он стал первым каменным мостом, пересекающим всю Сену, т.е. связывающим два берега через остров Ситэ. Длина моста 238 м (это третий по длине мост в Париже). На карнизе моста 385 маскаронов (декоративных масок) Жермена Пилона.

  • Пройдем мост и на входе к острову Ситэ увидим скульптуру Генриха IV на коне (3) . Генрих IV – один из самых знаменитейших королей Франции. Известен тем, что отказался от протестантской веры и перешел в католичество ради коронования королем Франции. Ему приписывают выражение «Париж стоит мессы». Несмотря на принятие католицизма, был убит в 1610 г. фанатиком-католиком. Народ любил Генриха, он был известен хорошим чувством юмора и многочисленными любовными похождениями, за которые его прозвали «волокита» (Vert Galant). Конная статуя с Генрихом появилась в 1614 г., но в Революцию была снесена, и сейчас на ее месте стоит восстановленная копия.

  • За статуей находится вход в сквер Вэр-Галан (Vert Galant) (4) , т.е. «волокиты», также посвященный Генриху IV. Отсюда открывается хороший вид на Париж: Институт Франции налево, направо, впереди мост Искусств, за ним справа стеклянные крыши . Насладиться видами Парижа можно и с палубы кораблика, как раз здесь, у сквера слева находится одна из речных компаний, предлагающих .

  • А мы продолжим нашу прогулку на площади Дофин (5) : поднимитесь по лестнице, перейдите улицу и пройдите по улице Робер (rue H.Robert). Площадь Дофин была разбита по приказу того же Генриха IV в рамках его программы по городскому благоустройству 1607 г. Площадь была посвящена королевскому сыну, в то время дофину (наследнику престола), будущему королю Людовику XIII.

  • По набережной Орлож (Quai de l’Horloge) доходим до Часовой башни . Часы на средневековой башне на острове Ситэ (6) – первые публичные часы Парижа. Первые внутренние часы на башне датируются 1370 г. (время правления Карла V). А внешний циферблат появился в 1418 г., когда городские власти заказали общественные часы, дабы жители города могли сверять время и делать свои дела во время, как днем, так и ночью. При Генрихе III на циферблате появились аллегорические фигуры, изображающие Закон и Правосудие (их сбили во времена Революции, а затем восстановили). Веками часы задавали ритм жизни на острове Ситэ. Раньше на верху башни находился еще и колокол, который звонил только в особых случаях, например, при рождении или смерти королей. Он же послужил призывом к резне в Варфоломеевскую ночь, когда католики убивали протестантов. По этой причине во времена Коммуны в 1792 г. было решено колокол снять и переплавить. Над и под часами находим надписи на латыни: «Тот, кто ему уже дал две короны, даст ему и третью» (аллюзия на польскую и французскую короны современника надписи — Генриха III) и «Эта машина, которая разбивает часы на 12 таких точных частей, учит защищать правосудие и следовать закону». Современный циферблат имеет квадратную форму, диаметр в 1,5 м, украшен позолоченными лучами и находится на королевском мантии и далее на лазурном фоне с лилиями.


  • Продолжаем прогулку по цветочно-птичьему рынку (10) : выйдя из Сент-Шапель нужно пойти по улице Лютэс (rue Lutèce). В двух шагах от Собора Парижской богоматери располагается самый крупный цветочный рынок Парижа. Он работает ежедневно, кроме воскресенья. Любители флоры найдут здесь разнообразные цветы, растения, семена, инструменты и книги. А иногда здесь можно увидеть английскую королеву и президента Франции.

  • От цветочного рынка поворачиваем направо по улице Ситэ (rue de la Cité) (эта улица появилась еще в галло-римскую эпоху), затем налево на площадь Иоанна Павла II перед Нотр Дам. Кроме собора на площадь выходит еще одно старинное знаменитое здание – больница Отель Дьё (Hôpital Hôtel Dieu) (11). Это первая парижская больница была основана в 7 веке и до 17 в. находилась в управлении католической церкви. За входной дверью находится сад в нео-флорентийском стиле.

  • Возвращаемся на площадь перед (12) . Под ней найдены элементы зданий, относящихся к галло-римской эпохе: порт Лютеции, общественные бани, останки часовни Отеля Дьё и следы средневековой улицы Нёв Нотр Дам. А сам собор – драгоценный пример готической архитектуры и мастерства средневековых мастеров, один из символов Парижа. Его строительство началось при Морисе де Сюлли, епископе Парижа, в 1163 г. и продолжалось 200 лет. Чтобы построить Нотр Дам, пришлось снести лабиринт маленьких аллей, деревянных домиков и 17 часовень. Нотр Дам оказался местом многих исторических событий: свадьбы Маргариты Валуа (королевы Марго) и будущего короля Генриха IV в 1572 г., коронования Наполеона Бонапарта в 1804 г., похорон генерала де Голля в 1970 г. Вход в Собор Парижской богоматери бесплатный. Не пугайтесь огромной очереди желающих попасть внутрь – она проходит довольно быстро. Если хорошо поискать, на площади найдется «нулевой километр Парижа» (13) (здесь можно ). Перед Нотр Дам стоит памятник Людовику IX и его рыцарям (14). А вот на башни собора вход платный, но оно того стоит: преодолев 387 ступенек, вы найдете панорамный вид на Париж и галерею химер и гаргуль.

  • Продолжим прогулку по средневековым улочкам Масийон (rue Massillon) (15) и Шануанэс (Chanoinesse) (16) . Последняя – главная улица прихода Нотр Дам, основанная в 911 г. Сначала здесь жили только священнослужители, и вход в квартал был запрещен чужим людям и женщинам. Про двух жителей этой улицы с 15 века ходит страшная легенда. Говорят, что здесь по соседству жили брадобрей и булочник. Изделия булочника славились на всю округу. А вот клиенты брадобрея пропадали время от времени. Выяснилось, что брадобрей убивал своих клиентов, а их тела сбрасывал в погреб, общий с соседом-булочником, который использовал их в качестве ингредиента своих булок.
  • Свернем направо на улицу Коломб (rue de la Colombe) (17). Надпись на стене дома №6 по этой улице указывает на границу города Лютеция.
  • За собором Парижской богоматери разбит сквер в честь папы Иоанна XXIII (18) . До 1840 г. на месте сквера еще стояли дома, но потом их снесли, чтобы открыть панораму на собор и дать возможность отдохнуть на лавочках этого парка.
  • Заканчиваем прогулку по Ситэ на крайней точке острова. Здесь находится мемориал жертвам депортации (19) . Речь идет о 76 тыс. евреев, депортированных из Франции во время второй мировой войны.

подборка полезных сервисов и сайтов для путешественника.

Остров Сите, расположенный на реке Сена, называют сердцем и колыбелью Парижа. Эта местность хранит тайны королевских времен, о ней ходит множество легенд и рассказов. Когда-то на Сите располагалась королевская резиденция, сейчас на острове проживает не более тысячи человек, но остров является одним из самых привлекательных мест для туризма.

Невозможно бывая в Париже, не посетить этот уникальный уголок культуры и истории. Здесь находятся такие достопримечательности как , Коммерческий суд и , которые составляют уникальный архитектурный ансамбль. Рядом с Собором Парижской Богоматери разместилась старинная больница Отель-Дье, она была еще основана в 651 году. Недалеко от расположился простой и трогательный Мемориал мучеников депортации.

  • (цена: 250.00 €, 3 часа)
  • (цена: 50.00 €, 3 часа)
  • (цена: 260.00 €, 5 часов)

Мосты Сите

Девять красивейших мостов соединяют остров Сите с Парижем. Все они имеют уникальные архитектурные строения. Когда-то они были защитой от вражеских вторжений и несли огромное значение в перевозках и торговле.

Единственным мостом, который пересекает полностью остров является . Он является одной из самых старинных конструкций. Строить Новый мост начал еще король Генрих III. После открытия он стал главным центром парижской уличной жизни.

Три моста соединяют только правый берег, это оригинальные понтонные конструкции под названием Аркольский, Мост Менял и . На левом берегу расположились мосты-красавцы Двойного Денье, и мост Архиепархии. И, наконец, только один Сен-Луи мост обеспечивает доступ к .

Сите - остров площадей и зеленых насаждений

Архитектурное великолепие острова Сите утопает в буйной растительности. Современный Сите располагает четырьмя красивейшими парками с зелеными насаждениями. Недалеко от знаменитого собора Нотр Дам де Пари расположился небольшой, тихий и уютный скверик Вер Галан (Vert Galant).

В тени раскидистых деревьев установлены скамейки, есть фонтаны с питьевой водой - это отличное место для отдыха в знойную жару.

Оригинальный зеленый сквер Иль-де-Франс расположился в восточных окрестностях острова Сите. На западной стороне Сите находится уникальная треугольная с зелеными насаждениями.

Ее можно назвать воплощением упорядоченности и идеалов ренесанского периода.

Мост архиепархии острова переходит в сквер на площади Жана XXIII (Square Jean XXIII), которая мало чем изменилась от прежних времен.

А еще раньше на острове до XIX века не было улиц-лабиринтов и огромную территорию с западной стороны занимал сад с изумительными зелеными туннелями и причудливыми шпалерами из виноградников. Старинный Париж утопал в цветочных базарах и благоухал различными ароматами.

Современный остров Сите сохранил древние традиции. Почти в самом центре, рядом с Префектурой полиции находится цветочный рынок, где продают букеты, саженцы и экзотические растения. На выходных место цветов занимают птицы и различный товары по уходу за ними.

Бывая в Париже, невозможно не посетить остров Сите. Этот зеленый уголок, проникнутый множественными историческиеми событиями позволит перенестись во времена королей, окунуться в интересную парижскую жизнь и почувствовать завораживающий дух Франции.

Достопримечательности острова

Атмосфера средневековья Сите притягивает туристов. Памятники архитектуры, уникальные строения острова известны во всем мире. Символ Франции - Собор Парижской Богоматери, величественный Нотр Дам де Пари расположен в восточной части острова Сите. Строительство этого уникального архитектурного сооружения длилось почти двести лет.

Собор Нотр Дам стал центром культурной и духовной жизни не только Парижа, но и всей Франции. Впереди этого грандиозного строения расположилась огромная площадь, где проходили различные праздники и ярмарки.

Рядом находится , в прошлом - королевский замок, также здесь располагалась тюрьма.

Консьержери относится к архитектурному ансамблю Дворца правосудия, который занимает половину территории острова.

Удивит своей красотой и часовня . Освящение которой было еще в XIII веке.

В часовне в былые времена хранилась священная реликвия - Терновый венец.

В этом историческом месте находится одна из самых старинных французских больниц Отель-Дье. В Средневековье она была единственным приютом для нищих в Париже, также здесь могли получить ночлег и еду странники. А уже в XIX веке Отель-Дье была переформированная под больницу, в таком облике она сохранилась и до наших дней.

Остров Сите притягивает своей изысканностью, красотой и неповторимостью туристов в разное время года. Посещение этого уникального исторического уголка откроет интересные факты из истории Франции, познакомит с самыми знаменательными событиями прошлых веков и оставит незабываемые впечатления.

Как добраться

Адрес: Иль де ла Сите, Paris 75001
Метро: Cité
Поезд RER: Saint-Michel - Notre-Dame
Обновлено: 10.12.2018

Книголюбы и книгочеи были во все времена. Но, как здорово отличаются они в разных поколениях. Раньше в метро можно было видеть людей с томиками Ремарка или Гарсия Маркеса, а сейчас - с планшетниками в руках. Предпочтения в выборе книг тоже меняются. С умилением я слышу, что о Соборе Парижской Богоматери поколение «большого пальца» узнало из мьюзикла с одноименным названием. Какая прелесть!
Автор этого романа очаровал меня в далекой молодости. И хотя я часто меняла своих любимчиков, укладываясь в постель то с Моэмом, то с Ремарком, зачитываясь их романами до зари, Виктор Гюго всегда оставался фаворитом! Именно он - та ниточка, которая связала меня с отцом моей дочери. Всегда нелегко было найти единомышленников в любви к Гюго. Но даже отец моего ребенка не смог понять, почему моей любимой книгой все - таки является «Труженики моря». Настолько «Собор Парижской Богоматери» затмил все остальное. Конечно, это шедевр! И, перечитывая его много раз, я никогда не могла себе представить, что когда - нибудь сама пройду по Новому Мосту на остров Сите и окажусь у самого Собора!
Утро того дня в Париже я не забуду никогда. Но ведь именно для этого я и веду свой блог, чтобы помнить каждый миг таких волшебных мгновений. Я шла увидеть Собор Парижской Богоматери. Начало пути - от Лувра, так как рядом с ним я жила.
Ходу до Собора - 15 минут. Но что можно увидеть в Париже за 15-20 минут прогулки!
Входы в метро в Париже очень прикольные. И вообще, метро функциональное, без архитектурных изысков.

Признаться, под землей я гордилась своим городом и своим родным московским метро.

Не все еще проснулись.

Во Франции демократия граничит с анархией. Кто, где хочет, спит, кто, где хочет, какает. А тебе еще принесут медстраховку, не дай бог, ты заболеешь. Каждому неработающему платят 680 евро, независимо от причины его безработицы. На каждого ребенка - 300 евро. А. Джоли переехала во Францию, и ей платят по 300 евро на каждого из 9 ее детей. Там не смотрят, бедный ты или богатый, платят всем.
Церковь Сен Жермен л*Оксерруа расположена около Лувра. Основанная в VIII в. на месте древнего святилища эпохи правления Меровингов, она носит имя Сен Жермена, епископа Оксерруанского. После того, как в XIV в. на престоле утвердилась династия Валуа, церковь Сен Жермен л*Оксерруа стала приходской церковью королей. На левой башне - колокольня с 38 колоколами, среди которых колокол "Мари", возгласивший своим звоном в Варфоломеевскую ночь с 23 на 24 августа 1572 года сигнал к избиению гугенотов.

Слева мерия 1 округа Парижа.

Берега Сены с островом Сите связывает знаменитый и самый древний мост в Париже - Новый мост.

Его первый камень был заложен в 1578г. Генрихом III. Генрих IV открыл его в 1603г. Позднее, во времена Людовика XIII он сыскал себе дурную славу:
«Вот Новый мост, где вор и плут
Бальзамы варят, зубы рвут,
Подмостки всяких проходимцев,
Алхимиков и лихоимцев,
Певцов, стригущих кошелек,
И нищенок «без рук, без ног»,
Мошенников и самозванцев,
Тряпичников, книгопродавцев,
И сводников, и ихних дев,
И мастеров нечистых дел».
«Плутни Нового моста».
Конная статуя Генриху IV была установлена в 1818г.

Консьержери. Эта часть дворца находилась под властью «консьержа» - видного королевского сановника, отчего она и получила свое название.

Вдоль по течению реки поочередно расположились: Часовая башня, на которой установлены самые старые в Париже часы - 1370г.

Две башни - близнецы по обе стороны от бывшего входа - башня Цезаря и Серебряная башня. В последней содержалась королевская казна. И башня Бонбек (Болтунья), названная так потому, что, заключенных в ней узников, подвергали пыткам. За время Французской революции здесь побывало 4174 заключенных, среди них - королева Мария-Антуанетта.

А в этих «корабликах» живут самые богатые люди Парижа. Когда - то в таких «квартирах» жили Жан Маре, Пьер Ришар. Они дислоцированы на всем протяжении Сены в пределах Парижа. Это очень дорогое удовольствие.

Верю я своим глазам или не верю, но передо мной Собор Парижской Богоматери с конной статуей Карла Великого перед ним!

Главный западный фасад собора делится на три яруса: нижний состоит из трех порталов - Страшного суда, Мадонны с младенцем и святой Анны, матери Богородицы. Средний ярус - галерея королей с 28 статуями царей Иудеи и Израиля и окном-розой XIII века. Пришлось установить очень дорогое оборудование, чтобы птицы не пачкали «розы». Раньше чистка ее обходилась баснословно дорого.

Недаром Гюго изобразил Собор, как действующее лицо романа. Автор буквально поёт гимн этому чудесному созданию человеческого гения. Для Гюго Собор - это «как бы огромная каменная симфония, колоссальное творение человека и народа … чудесный результат соединения всех сил эпохи, где из каждого камня брызжет принимающая сотни форм фантазия рабочего, дисциплинированная гением художника… Это творение рук человеческих могуче и изобильно, подобно творению Бога, у которого оно как будто позаимствовало двойственный характер: разнообразие и вечность…»
Здесь тоже еще не все проснулись.

Не решаясь зайти внутрь сразу, решила обойти его кругом. Но как пройти и не остановиться у ворот Собора!

Сколько легенд существует о них! Они настолько великолепны, что трудно поверить, что их мог сотворить человек. Их автором был кузнец по имени Бискорне, который по заказу канонника Нотр-Дама, согласился выковать ворота, достойные величию собора. Бискорне боялся не оправдать доверие канонника, и решил он обратиться за помощью к дьяволу, пообещав отдать душу за великолепную работу. Ворота для собора были настоящим шедевром, ажурные переплетения сочетались с фигурными замками. Но вот беда, замки на воротах не мог открыть даже кузнец, они не поддавались никому, только после окропления святой водой они поддались. Бискорне не мог объяснить происходящего, он потерял дар речи, а спустя несколько дней умер от неизвестного недуга. Сколько потом ни бились специалисты, так и не определили, каким образом сделан этот шедевр: не ковка и не литье.

Нотр-Дам де Пари возведён на месте храма, в котором древние римляне поклонялись богу Юпитеру. Храм этот сменила церковь Сент-Этьен. И только в 1163 году парижский епископ приказал основать Собор Парижской Богоматери.
В Средние века Нотр-Дам де Пари был настоящей Библией для тех, кто не научился читать, а таких тогда было большинство. На скульптурах и стенах этого величественного сооружения расписана вся история рода человеческого, начиная со дня сотворения мира и заканчивая Страшным судом.

Собор украшен гаргульями и химерами. Химеры давно считаются безмолвными стражами собора. Считалось, что по ночам химеры оживают и обходят свои владения, бережно охраняя покой здания. На самом деле по замыслу создателей собора химеры олицетворяют человеческий характер и многообразие настроений: от меланхолии до злобы, от улыбки до слез. Химеры настолько «очеловечены», что стали казаться живыми существами. И существует предание, что если смотреть на них в полумраке очень долго, то они «оживают». А если сфотографироваться рядом с химерой, то на фотографии человек кажется каменным изваянием.

Да, гаргульи и химеры это не одно и то же. Гаргульи уступают популярностью своим «младшим сестрам». Если химеры являются декоративным элементом собора, то гаргульи имели совершенно другое предназначение.Чудовища не что иное, как водосточные трубы, отводящие потоки дождевой воды от крыши и стен собора.

Позади собора "Фонтан девственницы".

Вот так выглядел собор много лет назад.

Собор претерпел множество разрушений и разграблений. Лишь в середине XIX века, после выхода первого романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где в предисловии он написал: «Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре», началось восстановление знаменитого храма. Все разбитые статуи заменили, добавили высокий шпиль, а крышу заселили демонами и химерами. Кроме того, дома вблизи собора снесли, чтобы улучшить вид на обновленное здание. Так выглядит он сейчас.

И все же главная заслуга популярности самого известного собора мира кроется не в его истории. В Нотр-Дам де Пари хранится одна из величайших христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа, выкупленного Людовиком IX у византийского императора в 1238 году. Вместе с Терновым венцом в соборе находится и гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос.
Зашла, наконец, внутрь Собора.

Здесь нет настенной живописи. Огромные цветные витражи в окнах, пропуская солнечные лучи, окрашивают серые стены целой радугой оттенков. В некоторых частях храма преобладают фиолетовые и голубые цвета, в других — оранжевые или красные, что придает феерическую роскошь интерьеру.

Три круглых окна-розы XIII века светятся как драгоценности на западном, северном и южном фасаде. На витражах диаметром до 13 м изображены сцены из Ветхого завета, земной жизни Спасителя и Богоматери.

Сколько же знаменательных событий наблюдал Собор за время своего существования!
18 августа 1572 года в соборе состоялось венчание Маргариты Валуа с Генрихом Наваррским. Но поскольку Генрих был гугенотом, то в собор его не пустили и поэтому всю церемонию он находился за дверями здания, а невеста, старалась запомнить всю церемонию, чтобы потом передать ее супругу. Спустя 6 дней после этого странного бракосочетания, гугеноты были перерезаны католиками при «Варфоломеевкой ночи». Через несколько десятков лет Генрих Наваррский произнес, ставшую позже крылатую фразу, «Париж стоит мессы» и перешел в католичество, и стал королем Франции.
2 декабря 1804 года в Соборе Парижской Богоматери был коронован Наполеон Бонапарт, а после в его честь здесь служили молебны, после его побед под Аустерлицем.