Нужно ли высшее образование в наше время? Что дает человеку высшее образование? Обязательно ли иметь высшее образование и профессию.

Так нужно ли высшее образование? Большинство тех, кто получил высшее образование, а потом пришел к выводу, что оно ему не нужно, начинают антипропаганду образования. И часто даже не понимают, что причиной неудовлетворительного опыта стали они сами. Как это возможно? Хочу рассказать в этой статье.

Скептиков высшего образования прошу лишь прочитать до конца и ответить на вопросы. И если после ответов на вопросы, вы все ещё будете считать, что высшее образование — это «зло», то я очень серьёзно готова углубиться в этот вопрос и рассмотреть ваши аргументы.

Итак, почему возникла тема. В последнее время я все чаще слышу и вижу, особенно на просторах интернета, множество антирекламы высшего образования. И поскольку я сама нахожусь в системе, знаю ее изнутри, мне кажется, я могу рассказать о ней, поругать и похвалить. И вообще имею право поднимать этот вопрос.

Нужно ли высшее образование: ох уж, эти примеры

Например, я встречала такие высказывания:

  • Сначала работаешь на зачётку, потом нигде
  • Сказки мамы на ночь: закончишь школу, закончишь университет, найдёшь хорошую работу и все будет прекрасно

В сети полно информации и статей о том, как многие именитые, известные люди, чаще бизнесмены, новаторы достигали высот. При этом в своё время они бросили университет или школу и высшего образования не получили. Мол, зачем оно нужно, зачем тратить годы на непонятное времяпрепровождение, если потом оно не нужно.

Мне тяжело и часто больно смотреть на эти высказывания. Ведь обращаются к молодёжи, на эти высказывания обращают внимание школьники, которым ещё предстоит делать выбор. И печально то, что такими мощными, запоминающимися, часто провокационными фразами и мыслями можно направить молодую не сформировавшаяся личность на ложный путь, сбить с толку. Почему?

1. Подумайте сами. В процентном соотношении, сколько историй таких успешных людей, которые, бросив ВУЗы, добились успеха? Сотые доли процента. А считал кто-то тех, кто закончил ВУЗ и стал успешным?

Об образовании этих людей никто не говорит. Это же не интересно, не провокационно! А сколько их? Часто приводят такие цифры (и кстати, неизвестно еще, откуда это взято), что около 30-40% успешных и богатых людей без высшего образования. Да, хорошая цифра! Но оставшиеся 60-70% с высшим, а не наоборот. Статистика-то в пользу образования.

Многие даже не задумываются, что успешные проекты образовались именно благодаря образованию.

Вот небольшой лишь список.

  • Google — результат научной разработки его основателей студентов Ларри Пейджа и Сергея Брина. Финансировались их разработки научным фондом, поддерживали юных разработчиков научные руководители. И представьте, что они не пошли туда учиться.
  • Но и наш отечественный интернет-гигант не отстает. Волож Аркадий Юрьевич - сооснователь и гендиректор компании
  • Уоррен Баффет. Крупнейший в мире и один из наиболее известных инвесторов. Баффетт обучался под руководством Бенджамина Грэма в Колумбийском университете, штат Нью-Йорк. По словам Баффетта, именно Грэм заложил в него основы разумного инвестирования с помощью фундаментального анализа, и описывает его как человека, оказавшего наибольшее влияние на его жизнь после отца.
  • Костин Андрей Леонидович. Президент-председатель правления ВТБ, банка, входящего в ТОП-3 Российских банков. В свое время с отличием окончил экономический факультет МГУ.
  • Авен Петр Олегович. Председатель совета директоров Банковской группы «Альфа-Банк ». Закончил экономический факультет МГУ, а позже защитил диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
  • Дмитрий Гришин. Российский венчурный инвестор глава совета директоров Mail.ru Group. Окончил МГТУ имени Баумана с красным дипломом по специальности «Системы автоматизированного проектирования».

Ну что ж, хотите быть главой банка, миллионером, создать новый Гугл или Яндекс — учитесь. Что-то не так интересно звучит, да? Не то что антипропаганда. (Я просто умолчу о врачах и ученых, они ВСЕ с образованием, и их… тысячи).

А каковы шансы, что именно этот школьник, который решил не учиться, достигнет подобного успеха? А каковы шансы, что с образованием достигнет? Неизвестно. Да-да. В том и другом случае нет никаких гарантий. Я не утверждаю, что образование сделает вас успешным. Гарантий никаких ни в том, ни в другом случае.

Образование поможет лишь тем, кому оно действительно нужно. Нужно ли высшее образование и как это определить? Поговорим ниже.

Нужно ли высшее образование? Популярные возражения

Получил диплом, а меня никто не берет на работу, приходится ходить искать места. Виновато высшее образование.

Почему-то мы считаем, что получив корочки, мы тут же устроимся, нас прямо с руками оторвут радостные работодатели. Но разве есть гарантия этого? Нет, мы давно уже живем не в Советском Союзе. Нет гарантии, что вас примут с удовольствием. А каковы шансы устроиться куда-то без образования? Еще меньше.

Я хочу сказать, что образование и устройство на работу — это два разных процесса. Да, одно отчасти зависит от другого, но важно понять, что получить образование — это еще не значит получить работу. Как в случае с образованием, так и без него, для того, чтобы найти хорошее место, нужно потрудиться, приложить усилия.

Вас это смущает? Избавьтесь в своих головах от мифа, что диплом равняется благополучному месту. С распадом СССР это перестало быть таковым. Вы можете относиться к этому как угодно. Это факт и это нужно понять. Выкиньте этот миф об устройстве на работу.

С дипломом или без нужно прилагать усилия. Котлеты отдельно, мухи отдельно. Устройство на работу — это отдельный проект. Ваш личный. Образование только даст право надеяться на некоторые должности и базу знаний для ряда специальностей. И все.

А теперь задумайтесь, виновато ли само высшее образование в том, что в вашей голове сидит этот советский миф? Вопрос риторический.

Получил диплом, работу ищу, а не могу устроиться. Работы нет. В моей отрасли все переполнено. По специальности никто не берет. Виновато высшее образование.

Сразу вопрос: а вы, когда поступали, то изучали рынок? Анализировали, где вы можете работать, насколько профессия востребована? Нет? Почему?

Почему перед тем, как отдать документы, вы не поинтересовались, каковы шансы устроиться на работу по этой специальности, какова текучка в профессии, какие шансы на развитие? Не интересовались? Почему?

Я могу сказать, что в 16 лет, когда готовилась к поступлению на химико-технологический факультет узнала по интересуемой специальности все, что было доступно. Где можно работать, каковы шансы, есть ли вакансии. Меня порадовало, что на желаемую специальность был спец. набор от работодателей, которые готовы платить спец. стипендию и ждать выпускников. Здорово, правда. Я готовилась и мечтала работать в крупной классной, процветающей компании.

Но туда я так и не поступила. Нет, с экзаменами было бы все в порядке, я сознательно не подала туда документы. Там у меня могли быть проблемы с устройством, поскольку на такие типы предприятий с осторожностью берут женщин из-за угрозы здоровью. Я решила, что этот вариант мне не подходит. Я заранее поняла, что потом меня могут ждать трудности, да и здоровье мне дорого.

Готовилась к одному, поступила в другое, на химический факультет. Где был широкий потенциал работать в безопасных пищевых, косметических и экологических областях. Я уже тогда в 16 лет об этом всем думала. А вы?

Когда мы хотим открыть бизнес (по хорошему), мы тщательно анализируем нишу, спрос, выявляем потребности потенциальных покупателей. Ведь не сделав это, можно вылететь в трубу. Когда мы встречаем людей, то мы осознанно или нет оцениваем их, насколько это хороший человек, каковы у него ценности. Нам не очень хочется общаться с алкоголиками-тунеядцами-нытиками-попрошайками, мы отстраняемся и не впускаем таких людей в свою жизнь.

А почему бездумно получаем образование такое, которое никому не нужно и еще надеемся, что нас как высококлассных специалистов оторвут с руками? Идите учитесь на учителей, врачей — там спрос огромный. Не хочется? Хочется на юриста? Там халява и деньги? Так не удивляйтесь, что юристов полно и шансы на устройство минимальны.

А теперь задумайтесь, виновато ли само высшее образование в том, что вы не подумали заранее о работе? Еще один риторический вопрос.

Знаю людей с образованием, они какие-то тупые и глупые. Образование их портит

На самом деле, какое бы внешнее культурное воздействие ни было, человек становится умным, эрудированным, грамотным САМ. Да, среда может внести свои коррективы, молодой человек может попасть в дурную компанию. Но те, кто желают развиваться, развиваются. А кто любит лишь попивать пивко, да играть в танки, не станут великими учеными и изобретателями, в каком бы элитном ВУЗе не учились.

Любой человек может запустить себя, а может постоянно развиваться, совершенствовать личные качества. Только это работа самого человека, за него не должен и не может это делать кто-то другой. Вы все еще думаете, что это должны быть университетские преподаватели?

Пока учился, понял, что хочу заниматься другим. Открыл свое дело, занялся дизайном/решил заняться психологией/вырезать мебель/ путешествовать и тп. Высшее образование виновато в том, что мешало заниматься любимым делом.

В коучинге есть один удивительный, прекрасный принцип «каждый человек делает ЛУЧШИЙ выбор в данный момент». Тогда в 16-17-18 лет, вы просто не могли знать, что через 2-3 года вы займетесь починкой байков и это будет настоящим удовольствием для вас, станет делом жизни.

Тогда у вас, не было того опыта, тех знаний, которые есть сейчас. Тогда вы сделали этот выбор, потому что не знали, что вам может понравиться в будущем. Тогда вы еще только-только начали понимать, чего хотите в жизни. Вышка была приемлемым вариантом на тот момент. Вы не стали слоняться по дворам, попивая пивко с «друзьями», а стали учиться хоть чему-то, возможно, нашли настоящих друзей среди однокурсников, встретили будущую жену/мужа, участвовали в студенческих мероприятиях.

У многих из нас в голове сидит миф о том, что однажды сделав выбор профессии, мы навсегда в ней останемся. Друзья, это МИФ, МИФ, МИФ. Можно (и нужно) менять род своей деятельности. Нет ничего ужасного, если через год-два-три после поступления, вы поняли, что это не ваше, если вы нашли дело, которое вам нравится больше. Так это же прекрасно!

Некоторые мои одногруппники/однокурсники закончили образование и поняли, что эта специальность была не для них. Еще в ходе основной учебы некоторые поступили на второе высшее, кто-то закончил курсы переподготовки. Выучились, устроились и счастливы себе в новой сфере. Это же хорошо, и это их жизненный путь.

Виновато ли образование, что вы сами не знали в свои 16-17-18 лет, чего хотите? Да опять этот риторический вопрос!

А может, вы поступили, потому что настояли родители, за компанию с другом, потому что модно? А потом говорите, что образование бесполезно. Я так очень аккуратно, не сочтите за дерзость, хочу поинтересоваться, а не ваша ли в том вина ответственность, что вы выбрали образование, поддавшись внешнему влиянию?

Так виновато ли образование, что поступили вы не по собственному желанию? (Да что за эти риторические вопросы, надоели уже!)

Проанализируйте, нужно ли вам высшее образование

Итак, если вы негативно относитесь к образованию, ответьте на вопросы:

  • Та специальность, куда вы поступили, является ли желанной, является ли вашим любимым делом? Была ли таковым на момент поступления?
  • Вы анализировали заранее возможности устройства на работу? Просматривали спрос на специалистов по этой специальности?
  • Вы делали усилия по поиску работы? Насколько качественно вы искали себе место?
  • Вам действительно нравится делать то, чему вы научились?

Если вы ответили ДА на все вопросы, если вы сделали все, что зависит от вас, и при этом считаете, что высшее образование — не нужно, тогда мне очень интересна ваша позиция, я с удовольствием в комментариях рассмотрю с вами эту тему.

Больше всего печально смотреть, что пеняют на ВУЗы в основном те, кто пошел учиться туда не по своему желанию, ничего не делал, чтобы узнать о будущей работе, не предпринимал попыток использовать свои знания. А потом обвиняют образование в своих неудачах. Согласитесь, это позиция ребенка, подростка, но не взрослого человека.

С мифами разобрались. Теперь мое мнение, нужно ли оно, это образование.

Я считаю, что образование нужно. НО. Не всем.

Кому НЕ нужно высшее образование? Тем, кто занимается своим любимым делом и при этом для вашего дела диплом НЕ нужен. Кто-то мастерит, кто-то пишет сказки, кто-то чинит байки, кто-то продает свои поделки, кто-то воспитывает детей, кто-то строит бизнес. Зачем вам образование в том, что не ваше? Не за чем. Оно лично вам не нужно и все. Точно так же как не нужен тулуп и валенки, если вы в тропиках живете и у вас 30-градусную жара круглый год. Сам тулуп и валенки — вещь хорошая, но вам лично они не нужны.

Если же для вашей любимой деятельности обязательно нужен диплом (например, если вы врач и вам это очень нравится), то да, образование нужно. Обязательно.

Мы так часто виним всех и вся (образование, государство, президента, страну, родителей, общество) в наших неудачах. Мы часто вспоминаем о таком пафосном слове как «ответственность», когда дело касается других. Но, увы, столь редко помним об этой ответственности, когда речь идет о собственном образовании. Ведь мы сами пошли на это образование, так почему виним кого-то или что-то в неудачности этой попытки?

Это мы делаем выбор, подчиняться внешнему давлению или идти своим путем. Это мы меняемся, взрослеем, получаем опыт. У нас практически всегда есть реальный выбор, и абсолютно всегда есть выбор своей реакции. Это называется проактивность, если вы читали С. Кови или Виктора Франкла.

Кому еще не нужно образование? Тем, кто выбрал профессию в быстроменяющейся сфере. Веб-программирование, большинство специальностей в маркетинге и веб-профессий (таргетологи, рекламщики, SEO и SMM специалисты), бизнесы всех уровней. В этих сферах все меняется быстрее, чем модифицируются учебные планы. Да, система образования со своими стандартами менее поворотливая. Она по определению, по сути своей не может угнаться за этими сверхскоростными областями.

И если вы задались вышеуказанными вопросами о будущем устройстве, вы сразу поймете, что образование по таким специальностям скоро устареет. Я призываю вас всегда думать вперед, это главное.

Образование как ресурс

Думаю, вы поняли, что само образование здесь нейтрально. В системе есть свои пробелы, прорехи, а есть и положительные стороны. Как и везде. Это точно такой же внешний ресурс, как и все остальное. Мы можем им пользоваться или нет. Мы можем его, то есть образование, выбирать, менять, не заканчивать или заканчивать, пользоваться им или не пользоваться.

Образование — это ресурс. Как время, деньги, материалы для строительства, дома, машины, умение водить эту машину, навык , компьютер и смартфон, кредиты в банках. Бывают откровенно ужасные ресурсы, прогнившие и обветшавшие. Бывают прекрасные. Мы сами себе выбираем, какими ресурсами пользоваться, а какими нет. Вы же не берете кредиты в каждом втором банке просто потому, что:

  • реклама понравилась
  • родители настояли
  • кредит — это модно
  • за компанию с другом
  • а что, у всех кредиты и у меня то же…

а потом сидите и плачете, оттого, что по уши в долгах и вините банки, за то, что они такие-сякие кредиты выдают. Так и с образованием. Если вы будете рассматривать его как ресурс, будете выбирать под ваши нужды, искать хороший ВУЗ с нужной программой, примерами успешных выпускников, отзывами (а не подаваться туда, где обучают кое-как и не тому, что нужно), то образование станет одним из самых удачных вкладов в свое будущее.

Заканчиваю сие длительное повествование, а то боюсь надоела уже.

Выводы

Давайте подведу итог, чтоб собрать мысли в кучку. Несколько основных выводов:

  1. Высшее образование — не зло и не добро. Это ресурс, который нужно использовать разумно.
  2. Есть люди, которым образование для жизни не нужно. И не надо его тогда получать.
  3. Есть люди, которым образование необходимо. Добро пожаловать в стены университета.
  4. И главное: учиться надо тому, что любишь, что нравится, от чего горят глаза. Это относится не только к высшему, а к любому образованию.

А вы что думаете по этому поводу?

Общеизвестно, что сегодня каждый хотя бы мало-мальски способный выпускник школы стремиться – высшее учебное заведение. Правда бывает и по-другому: родители, во что бы то ни стало, хотят дать высшее образование своему чаду, пусть даже и на платной основе.

Интересно, а какой смысл они все видят в этом?
Мы провели опрос на одной из оживленных улиц города с миллионным населением.

ПОЧЕМУ СТОИТ ПОЛУЧАТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Результаты впечатляют: 37% считают, что без высшего образования не устроиться на нормальную работу;
24% – думают, что во время учебы в ВУЗе можно «откосить» от армии;
22% – хотят стать квалифицированными специалистами;
17% – называют другие причины.
Выходит, что у современной молодежи довольно абстрактное понимание о том, что такое высшее образование. Так давайте же разберемся.
Мнение о том, что после окончания университета получается готовый специалист не совсем верно. Дело в том, что практически в любом высшем учебном заведении учат …получать знания. А за этим стоит очень и очень многое: умение правильно ставить вопрос, быстро находить источник знаний, оптимально организовывать свое время, систематизировать, фильтровать ненужное и, вообще, как говориться «зрить в корень».
Никто не спорит, главная задача ВУЗа – обучение будущего специалиста. И основы профессии, несомненно, будут заложены. Но до высококлассного профессионала в своей области вчерашнему студенту еще далеко. Вот тут-то и пригодится то самое умение учиться, но уже в боевых условиях – на работе.
Немаловажным является и то, что нигде так, как в ВУЗе не формируется способность к самоконтролю и ответственности. А ведь как раз эти качества так нужны руководящим работникам и просто необходимы в бизнесе. Университет – это не школа и не техникум, где практически каждый день педагоги устраивают опрос знаний. Посещение лекций в институте практически не контролируется. Иными словами – когда учиться, а когда гулять студент решает сам. Прогулял больше, чем следовало, не смог разобраться в материале – не сдал зачет. Не сдал зачет – не допустят до сессии. Не правда ли полезный жизненный опыт для того, кто плохо знаком с пословицей «делу время – потехе час»?
Как из песни слов не выкинешь, так и учеба невозможна без общественной жизни. Участие в различных общественных движениях, волонтерство, знакомство с интересными и успешными людьми, потребность в умении общаться с различным контингентом – и все это тоже часть получения высшего образования.
Трудно переоценить и значение совместной работы студентов над различными проектами, будь то лабораторная или курсовая работа. Умение работать в команде – навык, приобретаемый многими лишь после нескольких лет работы. Специалист с высшим образованием уже имеет его, едва переступив порог ВУЗа.
Высшее образование – это не только получение знаний, необходимых в профессии, но и незаменимый опыт в жизни, первый шаг в карьере, толчок к дальнейшему развитию и совершенствованию ВЫСОКОКЛАССНОГО СПЕЦИАЛИСТА.

Второе высшее образование

Зачем получать второе высшее образование, почему учиться во второй раз легче, что нужно учесть,собираясь во второй раз в ВУЗ,да и стоит ли вообще это делать?

Еще лет 30-40 назад наличие корочек с гордой надписью «Диплом» считалось свидетельством исключительной образованности человека. Сегодня высшим образованием никого не удивишь. Схема «окончил школу – » стала практически нормой для каждого.

ОДИН ДИПЛОМ ЕСТЬ. ЗАЧЕМ ВТОРОЙ?

Почему многие решают вновь сесть за студенческую скамью? Наиболее распространенными причинами вновь посещать ВУЗ являются:
– Неудовлетворенность выбранной ранее профессией (действительно, в 17-18 лет мало кто осознанно находит «дело всей жизни»);
– Желание повысить квалификацию в своей области с целью получения большей зарплаты или прибыли в бизнесе;
– Стремление к расширению круга познаний в рамках личной потребности в самосовершенствовании;
– Желание «вспомнить молодость», вновь ощутить «дух студенчества»

ВТОРОЙ БЛИН НЕ КОМОМ!

Зачастую бывает, что материал, получаемый в ходе второго высшего, усваивается гораздо лучше, да и применяется с большим успехом, нежели знания, приобретенные в первый раз. Почему? Во-первых, вторая специальность выбрана уже с реальной оценкой собственных способностей. Во-вторых, нет уже желания «прогулять». В-третьих, после навыков, приобретенных в первом ВУЗе, получать второе высшее образование гораздо легче. Проще говоря, студент уже умеет учиться: быстро конспектировать, выделять главное, оптимально распределять свое время и т.д.

ЕЩЕ РАЗ ПОДУМАТЬ – А СТОИТ ЛИ?

И все-таки, прежде, чем решиться на такой ответственный шаг, как второе высшее образование, нужно еще раз подумать:
– Действительно ли желание вновь учиться обосновано. (Если просто хочется повесить в рамку на стене очередные «корочки», не проще ли купить их в «переходе»?)
– Принято ли решение о втором высшем ВАМИ и согласуется ли оно с ВАШИМИ личными потребностями. (Излишне заинтересованных родственников, произносящих фразы типа «Хорошо бы тебе стать врачом/адвокатом/политиком!» лучше самых отправить учиться)
– Готовы ли вы оплачивать свое второе высшее образование? Необходимо выяснить заранее стоимость обучения и оценить свою платежеспособность на ближайшие годы. Ведь бросить учебу на середине будет очень жалко.Твердо решили снова стать студентом? Тогда остается только выбрать ВУЗ и – вперед! Дерзайте, ни пуха, ни пера!

Как поступить в университет?

Получить высшее образование с каждым годом становится все сложнее. Растет плата за контрактное обучение и, как следствие этого, увеличивается неофициальная цена поступления на бюджетные места. В широких родительских массах бытует мнение о том, что «просто так» в ВУЗ не попасть. Либо готовьтесь каждые полгода вносить энную сумму на счет учебного заведения, либо ищите хороших знакомых…и опять-таки собирайте деньги. А если финансовых возможностей нет – забудьте о высшем образовании своего ребенка.

На самом деле ситуация обстоит не совсем так. И будущее ваших детей зависит не только от размера вашего кошелька, а в первую очередь от них самих. Главное – это понимание будущим абитуриентом своих желаний, четкая постановка жизненных целей и выбор приоритетов, а также самоорганизация. Ведь не могут все ВУЗы набрать полные аудитории «середнячков» и «двоечников». В такой ситуации наше общество просто полностью деградирует, а преподаватели университетов сойдут с ума. Кто-то ведь должен учиться, представлять учебное заведение на различных олимпиадах и конкурсах, писать кандидатские и докторские, поднимать ему рейтинг в конце концов. Так что в любом ВУЗе зарезервированы места для «простых смертных» – одаренных молодых людей и девушек, которые четко знают, зачем они пришли в это учебное заведение.

Поэтому первая заповедь на пути к высшему образованию – это – как говорится – учиться, учиться и еще раз учиться!

Но уже за год-два до поступления следует определиться с выбором будущей специальности. Причем сделать это должен сам будущий абитуриент, а не его родители! Ему потом постигать азы выбранной специальности, и нужно, чтобы делалось это с удовольствием, а не из-под чьей-то палки.
Когда выбор сделан – становятся понятны приоритетные направления в обучении: то ли налечь на математику с экономикой, то ли почитать лишний раз учебник по истории, то ли пойти на курсы английского. Но тут надо четко понимать, что просто средний уровень знаний – это маловато. Возникает вопрос – а как же объективно оценить свой реальный уровень знаний по сравнению с другими абитуриентами? Тут на помощь приходят всевозможные конкурсы и олимпиады. И даже не столь важно, наверное, место, которое школьник там занял. Пусть он просто попробует выполнить олимпиадные задания и поймет для себя, способен ли он на это.

Следующий шаг на пути к поставленной цели – правильный выбор ВУЗа

Тут стоит придерживаться правила золотой середины. Не стоит выбирать никому не известный университет, институт или академию и факультет с конкурсом 0,5 человек на место только для гарантии поступления. Остановитесь на «среднем» ВУЗе и том факультете, где ХОЧЕТСЯ учиться. Пробуйте свои силы. В конце концов можно подстраховаться и сдать экзамены еще в парочке университетов по тому же направлению. Очень полезно было бы поучаствовать в университетских олимпиадах, в некоторых институтах, кстати, практикуют зачисление по результатам этих олимпиад.

Очень больно бывает смотреть на родителей, из последних сил тянущих обучение своего сына или дочери. Контрактное обучение в самом малопрестижном ВУЗе часто не по карману среднестатистической семье. Наиболее обидно при этом, если все это в итоге выливается просто в получение «корочки», а не высшего образования в полном смысле этого слова. Поэтому вовремя уделенное время обучению в школе, выработка правильного представления о жизни и деньгах у школьников – залог их устроенного будущего.

Правда ли, что без высшего образования ты обречен на низкооплачиваемую работу? Приготовьтесь. Это будет не просто статья, это будет битва «за» и «против» высшего образования. Мы посмотрим на статистику по России - что думают люди разных возрастов и как изменились мнения за последние 10 лет. И взглянем на реалии рынка труда - чего хотят работодатели?

Люди разделились на два лагеря - сторонники и противники вышки (исследование ВЦИОМ)

Введеньице

Глубокие знания против бесполезной информации

+ Получение специальных знаний. Существуют специальности, на которые выучиться можно только в ВУЗе. Например, биофизика, экология, филология. Если вы уверены, что хотите связать свою жизнь с узкой специализацией, то без университета никуда.

- Много неактуальной информации. В большинстве вузов заставляют зубрить учебники с устаревшим материалом, который никак не применить на практике.

«70% дисциплин, которые я должна была освоить за 4 года обучения на филфаке, просто пустая трата времени, нервов и сил. Не знаю, в какой ситуации мне пригодится знание древнегреческого или старославянского языков, системы диалектов современного русского языка. Если только жизнь не приготовила мне приключение с поиском сокровищ в стиле Индианы Джонса, что маловероятно».

Марина, 24 года, преподаватель литературы.

Галочка в резюме против реальных практических навыков

+ Бонус на сайте вакансий. Диплом делает из человека желанного кандидата. Даже если вы хотите устроиться не по специальности, наличие «вышки» покажет нанимателю, что перед ним человек, который умеет учиться, а значит, переквалифицировать его не составит труда.

- Мало внимания практическим навыкам. Вузы дают больше теории, чем практики. В итоге приходится обучаться на рабочем месте. Да, современные работодатели часто ценят реальный опыт и практические навыки выше знаний, полученных на лекциях.

Работодатель хочет заполучить человека и с опытом работы, и с высшим образованием

Прицел на будущее против профессии прямо сейчас

+ Карьерная лестница. Сотруднику без диплома сложно, а в некоторых случаях невозможно, продвигаться по карьерной лестнице. Таким образом, вы очень быстро упретесь в профессиональный потолок. Например, в госструктурах нельзя занимать руководящие должности, если у вас нет высшего образования. При равном уровне профессиональных навыков предпочтут более образованного.

- Трата времени на обучение. Вы проведете в университете минимум 4 года своей жизни. Все это время придется сидеть на шее у родителей, ведь не все могут учиться и работать одновременно. А если все же найдете работу, будет очень сложно совмещать. Это дополнительные нагрузки и стресс.

«Поступление в вуз - это не самое лучшее решение в жизни. Условно можно пойти работать и начать зарабатывать каждый месяц, получать реальный опыт. А можно потратить 5 лет в вузе, выйти с корочкой, которая сейчас имеет значение только при работе с госорганами. Вопрос в том, сколько $ у тебя окажется в результате. Другой вариант: в университет нужно идти ради науки».

Тимофей, 35 лет, программист PHP

За 10 лет вера в чудодейственную силу «корочки» пошатнулась

Университет - это школа жизни. Однозначно

Что бы мы ни говорили, но обучение в вузе закаляет. Вы станете гуру деловых переговоров, узнаете миллион способов изловчиться и получить желаемое, в вас проснется целеустремленность и упорство - стоит только вам не сдать зачет с первого раза или получить тройку, которая лишит вас стипендии на полгода. Студент - это сверхчеловек, способный выживать в условиях, непригодных для жизни. Задумайтесь!

«В плане знаний мне универ абсолютно ничего не дал. Но он за эти 4 года вытащил меня из адской провинции. Каким бы родным ни был город, в котором я выросла, это все равно большая деревня без перспектив. Универ научил меня выживать, ведь общежитие - это вообще отдельная школа жизни. Он дал нужных людей, научил смотреть на мир под другим углом. Шла я туда не за знаниями, поэтому ни о чем не жалею. Если бы в 11 классе я снова выбирала идти в университет или нет, то сделала бы тоже самое».

Юля, 24 года, переводчик.

«Я считаю, что учеба в университете полезна - первое высшее образование систематизирует мышление человека, оно потом позволяет ему правильно распоряжаться своими ресурсами, временем. Это основной урок, который ты получаешь в универе. Зачет сравни сдачи полугодового отчет ан работе. Университет - школа жизни».

Александр, 35 лет, директор по коммуникациям.

Опрос россиян про высшее образование похож на флешмоб #10yearchallange 2008-2018 годов

Зависит, в целом, от того, как вы хотите жить в дальнейшем и насколько вам важно мнение окружающих.

  • Есть такие специальности, в которых без профильного высшего образования вы реализоваться не сможете точно (медицина, юриспруденция, инженерия и др.). Так что если вы считаете, что одна из таких специальностей - ваше призвание, кажется, очевидно, что это образование вам нужно.
  • Если вы не знаете точно, на 1000%, чем хотите заниматься в дальнейшем, лучше все-таки получить какое-нибудь высшее образование (в таком случае советую выбирать факультет именно по интересам, а не по высокооплачиваемости, потому что если вам будет очень скучно, велика вероятность до получения диплома не доучиться, а работать вы все равно, скорее всего,будете не по профессии), и вот почему:
    • С дипломом о высшем образовании гораздо легче найти более высокооплачиваемую работу, чем без него. Вот вопрос: а нужна ли вам настолько высокооплачиваемая работа? Он глубже чем кажется. Да, возможно, вам одному не трудно будет жить в съемной комнате с еще тремя людьми, питаться гречкой и покупать одежду раз в пять лет. А вдруг вы захотите заводить семью? Вы же наверняка хотели бы вырастить детей в более благоприятных условиях (а на детей в принципе уходит достаточно-таки много денег). Фраза "счастье не в деньгах" о том, что будучи супербогатым не обязательно будешь счастливым, а не о том, что, если будешь бедным, не будет нелегко.
    • В принципе, предрассудки в обществе так складываются, что люди с высшим образованием, прошедшие через реалии обучения в вузе, чем-то лучше, умнее, интеллигентнее людей без него.
    • Во время учебы в университете можно наладить много новых связей, как деловых, так и личных, нигде больше вы скорее всего такой возможности не получите.
    • Даже если сейчас вам кажется, что без "плюшек" высшего образования вы сможете обойтись, велика вероятность лет через 10-20 пожалеть о своем решении его не получать. Я лично знаю много таких людей. А проблема в том, что в том возрасте, когда вы пожалеете, уже гораздо менее вероятно, что вы финансово сможете потянуть учебу (наверняка ведь работать вы сможете меньше, если начнете учиться, не говоря уже о возможных затратах на само обучение)

Да, есть люди, которые, не имея высшего образования, начинали свое дело и становились миллионерами (или хотя бы хорошо обеспеченными). Но очень важно понимать, что такие люди - исключение из правил . Откуда у них было столько знаний о том, как производить продукт/услугу? как его подать на рынке? как привлекать клиентов? как управлять фирмой?
Эти люди либо прошли очень сложный путь, который под силу далеко не каждому, либо чертовски везучие, а такое везение тоже встречается крайне редко.

Есть такие направления, для достижения успеха в которых высшее образование не обязательно, и в основном это профессии творческие или спортивные. Если вы видите себя в этом, задайте себе два вопроса:

  1. Достаточно ли моих способностей в этой сфере для получения с нее стабильного, удовлетворяющего мои потребности, дохода?
  2. Достаточно ли мал риск по какой бы то ни было причине оказаться более не способным работать в этой сфере (из-за получения травмы, например)?

Если ваш ответ на оба вопроса уверенно положительный - вы можете обойтись и без высшего образования. Если же вы не очень уверены в чем-то из этого, лучше иметь запасной план, чтобы не остаться у разбитого корыта.

Для многих представляется стандартной жизненная ситуация, когда ребенок после окончания школы поступает в университет, получает диплом и идет работать. В этом случае те, кто не смогли начинают чувствовать себя неудачниками или людьми, которые классом ниже студентов. Но стоит разобраться, зачем нужно высшее образование и какие есть способы его получить.

Вожделенный диплом

У людей советской закалки очень глубоко засел стереотип относительно образования. Многие думают, что если их ребенок не получит диплом, то вся его жизнь пойдет «под откос». Но так ли это?

Такое мнение сложилось из-за того, что во времена существования Советского Союза наблюдался избыток рабочих мест низкопрофильного уровня, где рабочие получали низкую зарплату. Если говорить всю правду, то нужно упомянуть, что и людей, имеющих высшее образование, также никогда не баловали высокими зарплатами. Но эта категория относила себя уже к классу интеллигенции, что давало мнимое превосходство.

Сегодня ситуация существенно изменилась. Вопрос о высшее образование, стоит совершенно иначе. Он опирается на пользу знаний, которые можно приобрести во время обучения. Механизированная и автоматизированная техника постепенно заменяет рабочий класс на заводах и фабриках, тем самым увеличивая безработицу и количество «умирающих» профессий. Такое положение дел существенно подняло статус работников интеллектуальной сферы.

Кроме этого, поменялись и методики обучения. Появилось множество частных вузов, где стараются преподать не только теорию, но и практику изучаемой специальности. По этой причине возросла стоимость обучения, а также уменьшился уровень престижа многих государственных учебных заведений.

Такая тенденция заставляет людей с небольшим материальным достатком задуматься, а нужно ли высшее образование их детям? Появилось множество предпринимателей, которые предоставляют возможность получения знаний и умений не через утвержденные государством программы обучения, а благодаря семинарам, вебинарам и прочим системам ученичества.

Способы получения образования

Если говорить о стандартных способах и формах обучения, то можно выделить следующие:

Стационарная;

Дистанционная.

Стационарная подразумевает каждодневное посещение лекций и семинаров, предусмотренных учебной программой. Она представляется наиболее эффективной (с точки зрения получения и усвоения знаний). Такая форма обучения может осуществляться как на платной, так и на бюджетной основе.

Предусматривает прохождение учебных программ дважды в год и хорошо подходит для совмещения работы и учебы. Конечно, знания, полученные за один месяц, могут и не принести существенного образовательного результата, но в совокупности с практикой они могут оказаться весьма полезными. Нужно ли в такой форме людям, которые не работают по специальности? Многие профессии просто предполагают наличие диплома.

Дистанционная форма обучения позволяет не появляться в университете вовсе. Студент получает консультации, задания и рекомендации по электронной почте. Получая высшее образование через Интернет, студент экономит свое время и средства. Стоимость такой формы обучения сравнительно невысока, но и эффективность также не отличается значимыми показателями.

Каждый человек сам должен решить, нужно ли высшее образование именно ему. В жизни наилучший результат приносят действия, которые совершаются при собственном внутреннем руководстве. Так и образование может быть качественным лишь тогда, когда человек сам захочет получить необходимые знания и навыки.

Задаетесь вопросом: нужно ли высшее образование на сегодняшний день? Ответы и полезное видео на данный вопрос Вы найдете здесь!

Еще примерно 15 лет назад люди, имея высшее образование, очень высоко ценились как работодателями, так и обществом.

В способностях людей с высшим образованием, никто не сомневался, считалось, что если оно есть, значит, этот специалист высшего уровня. В то время, высшее образование могли получить лишь две категории людей: умные и.

То, что происходит сейчас, очень грустно!

На сегодняшний день высшее образование - ОБЕСЦЕНИЛОСЬ!

Сейчас, наверное, только у самого человека его нет.

Поступить в ВУЗ на платной основе могут совершенно ВСЕ!!!

Люди идут за дипломом, думая что, получив его, их легко примут на работу и их будут высоко ценить и уважать.

Но в действительности получается все иначе.

На современном рынке труда, существует огромная нехватка людей на такие специальности как: строитель, продавец, кассир, рабочий, электрик, сантехник и так далее.

В то время как практически все имеют дипломы экономистов, бухгалтеров, педагогов, менеджеров, юристов.

Поэтому, сейчас за кассами магазинов сидят - педагоги, асфальт кладут - юристы, а продают на улицах квас - экономисты.

Так зачем нужно получать высшее образование ?

Чтобы в итоге работать на той должности, которая востребована, а не которая нужна именно Вам?

Нужно ли высшее образование? Причины по которым не стоит его получать:

    Односторонние программы обучения.

    В современных ВУЗах, существует огромное количество дисциплин, совершенно не нужных ни одному специалисту.

    В итоге, приходя на работу, приходится забывать все, что усердно учил в ВУЗе и заново учиться, но уже конкретной работе.

    Качество преподавания.

    Не раскрою Вам большого секрета, но практически во всех ВУЗах, половину зачетов и экзаменов, можно получить за небольшой «презент» (или как там его еще называют – «магарыч») преподавателю.

    Это конечно хорошо для тех, кто пришел конкретно за дипломом, но что делать тем, кто пришел за знаниями?

    Количество высших учебных заведений.

    За несколько лет, появилось огромное количество коммерческих институтов.

    Проходные балы там низкие, а качество обучения соответственное.

    А педагоги, откуда взять такое количество высококвалифицированных педагогов, чтобы заполнить все вакансии всех ВУЗов?

    Никто не гарантирует трудоустройство.


    Наличие диплома о высшем образовании , совсем не гарантирует быстрого и успешного трудоустройства.

Высшее образование - один из первых пунктов в описании требований к большинству вакансий. На деле HR-специалисты не так уж часто подшивают дипломы о высшем образовании к личным делам сотрудников. Существует представление, что поголовное высшее образование необходимо, и жизнь без него пойдет под откос. Но так ли это на самом деле? Подход к высшему образованию оброс множеством клише. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные причины получения высшего образования, и во что они выливаются в реальности. Чтобы понять, нужно ли начинать.

Когда высшее образование нужно

    Получение специальности, обучиться которой самостоятельно невозможно . И это, пожалуй, единственная на сто процентов объективная причина. Действительно, ряд специальностей требует получения высшего образования. Например, стать врачом или инженером-химиком без длительной специализированной подготовки невозможно . Высшее образование обеспечивает пристальный контроль за получением навыков и предоставляет базу для их отработки на практике.

    Изначально система высшего образования была направлена именно на обучение специфическим навыкам, самостоятельное освоение которых затруднительно , ненадежно или даже неэтично . Со временем высшее образование стало охватывать более широкий спектр видов деятельности и распространилось на профессии, которые ранее высшего образования не требовали.

    Повышение общего уровня эрудиции . Высшее образование в первую очередь учит не специальности, а тому, где найти информацию и как ее обработать , чтобы научиться специальности самостоятельно. Это один из ключевых навыков для успешной адаптации к меняющимся условиям жизни. Конечно, обучиться этому можно и без ВУЗов, но институт дает хорошую возможность сделать это в сжатый срок. Если вы хотите научиться учиться, высшее образование действительно поможет. Кроме того, высшее образование дает знание по общим базовым академическим дисциплинам - психологии, философии, экономической теории, социологии, праву, конфликтологии. Основы знаний по этим предметам в жизни могут только помочь. Хотя бы для общего развития.

    Плавный переход от детства ко взрослой жизни . Если две предыдущие причины касаются людей любых возрастов, то эта относится лишь к выпускникам школ. Взрослая жизнь отличается от будней вчерашнего школьника. Для многих подростков период адаптации к новому статусу может быть травматичным. Студенчество же может стать своеобразным психологическим буфером для прощания с детством. Причина для получения высшего образования, конечно, субъективная, и подходит не всем. Но она все равно со знаком плюс, потому что желание побыть студентом, чтобы хоть еще чуть-чуть продлить беззаботную юность - совершенно нормально.

Когда только кажется, что нужно

    Невозможность получить хорошую работу без высшего образования . Любимая старшими поколениями манипуляция «не будешь учиться - станешь дворником», конечно, крепко оседает в сознании и приобретает негативную окраску. Если получить высшее образование заставляют такие установки, то лучше перед поступлением в ВУЗ крепко задуматься или даже поработать с психологом. Это поможет отделить реальное желание от навязанного чувства вины. Успешность в жизни зависит от способности приспосабливаться, а не от склонности к академическим успехам. Но мы о другом.

    Получить хорошую работу без высшего образования не так уж и сложно, достаточно обладать какими-либо навыками . Делать ремонт в квартирах, например, - работа хорошая. Быть бортпроводником на пассажирском самолете, ответственным за безопасность пассажиров, при этом посмотреть весь мир - тоже хорошо. Ни для одной, ни для другой специальности высшее образование не требуется. И список можно продолжать бесконечно. Кроме того, на некоторые должности, не требующие высшего образования для трудоустройства, позволяют учиться уже за счет работодателя. Так могут сделать, например, полицейские.

    Невозможность быть уважаемым специалистом (и человеком) без высшего образования . Такая причина тоже требует психологической работы. Или, опять же, реальных примеров, которые этот миф разрушают. Акушерки, ювелиры, архитектурные реставраторы - все они не имеют высшего образования, лишь среднее. Но вряд ли кто-то будет называть их работу мало уважаемой.

Плохие причины получить высшее образование

    Родители сказали - надо . Слушатся родителей - хорошо, и с этим никто не спорит. Но человек проживает свою жизнь самостоятельно и только он определяет необходимость обучения, правильную для себя специальность и т.д. Родители, безусловно, могут что-то посоветовать, но принимать категоричные решения они должны лишь по поводу самих себя.

    Все получают высшее образование . Делать что-то за компанию - не тот путь, который приведет к успеху. Получение образования - это осознанный, ответственный шаг, который может серьезно изменить жизнь. И шаг этот должен быть основан на личных целях и желаниях.

Высшее образование - это прекрасный инструмент, который может сделать из вас профессионала. Но не для каждой специальности он необходим . Например, многие гуманитарные направления могут быть освоены самостоятельно гораздо быстрее и гораздо глубже, нежели в ВУЗе. Банальный пример тому - известные писатели, поэты, которые не получали высшее образование, но на протяжении всей жизни оттачивали свой литературный навык и добились блестящих успехов. Специалистов технического профиля отказ от получения высшего образования также не обошел. Многие известные компании могут продемонстрировать у себя в штате программистов-самоучек, которые нисколько не уступают своим коллегам с дипломом.

Примеры можно приводить бесконечно, суть одна: высшее образование не всегда является единственным источником для освоения профессии

Решение о получении высшего образования должно быть сугубо индивидуальным . Кому-то оно действительно необходимо, осуществлять некоторые виды деятельности без высшего образования просто невозможно. Высшее образование - это прекрасный инструмент, который может раскрыть выдающийся потенциал. Но в современности и без высшего образования можно жить достойно, в этом нет никаких сомнений. Поэтому нужно высшее образование, или нет - это не спорный вопрос. Это вопрос, решение которого определяется индивидуально в каждом конкретном случае. И решение зависит от целей , желаний и уже имеющихся навыков и ресурсов .

Вокруг высшего образования ведутся постоянные споры. Кто-то считает, что без него никуда, другие уверены, что обучение в вузе - пустая трата времени. Так кто же прав? Давайте разбираться вместе.

Преимущества и недостатки высшего образования

У высшего образования есть свои плюсы и минусы. Основные преимущества:

  • Возможность карьерного роста. В большинстве госструктур невозможно занимать руководящие должности без высшего образования.
  • Получение специальных знаний. Есть ряд профессий, которым можно научиться только в вузе.
  • Преимущество при трудоустройстве. Работодатели чаще всего хотят видеть у себя специалистов высшей квалификации.
  • Получение полезных навыков. В вузе вы научитесь быстро находить нужную информацию, а также систематизировать и обрабатывать ее. Выработаете способность к самообучению.
  • Расширение кругозора. Вам придется изучать много разных дисциплин, с которыми в обычной жизни вы бы не познакомились.
  • Приобретение коммуникативных навыков и полезных связей. Вы научитесь договариваться и находить общий язык с разными людьми. Вас ждет много новых знакомств, которые могут принести пользу в дальнейшем.

К недостаткам можно отнести:

  • Длительный период обучения. Вы проведете за партой 5-6 лет своей жизни. Все это время придется сидеть на шее у родителей, ведь не все могут учиться и работать одновременно. А если все же найдете работу, будет очень сложно совмещать.
  • Высокая стоимость обучения. Попасть на бюджет удается далеко не всем, поэтому будьте готовы выложить немаленькую сумму за весь срок обучения. Особенно если хотите поступить в престижный вуз.
  • Недостаточное получение практических навыков. Вузы дают больше теории, чем практики. В итоге приходится обучаться на рабочем месте.
  • Большие нагрузки при обучении. Поскольку вуз дает широкие знания, вас ждет много новых дисциплин. Большую часть времени придется обучаться самостоятельно. Плюс вас ожидают контрольные, курсовые, рефераты, зачеты, экзамены. Такой ритм не все выдерживают.

Профессии, которые требуют наличия высшего образования

Существуют сферы деятельности, где без высшего образования никак не обойтись. Мы составили список профессий, которые можно получить только в вузе:

  • вирусолог;
  • биофизик;
  • авиаконструктор;
  • культуролог;

Профессии, для которых достаточно СПО

В колледжах представлен широкий выбор направлений, которые востребованы на рынке труда. В основном это рабочие специальности и из сферы услуг. В отличие от вузов, обучение в колледже больше направлено на получение практических навыков. Как правило, после окончания можно сразу приступить к работе. Работодатели охотно принимают таких специалистов. Вот наиболее востребованные профессии:

  • автомеханик;
  • повар;
  • кондитер;
  • парикмахер;
  • педагог начальных классов;
  • системный администратор;
  • строитель;
  • медсестра;
  • косметолог;
  • дизайнер;
  • специалист по гостеприимству.

Профессии, которые не требуют специального образования

Есть ряд специальностей, которые можно освоить самостоятельно или на специальных курсах . А для некоторых и вовсе достаточно иметь минимальные навыки и физическую выносливость. Вот список самых популярных профессий:

  • официант;
  • продавец-консультант;
  • оператор cаll-центра;
  • менеджер по продажам;
  • аниматор;
  • курьер;
  • водитель;
  • копирайтер;
  • smm-менеджер;
  • охранник;
  • фотограф;
  • флорист;
  • визажист.

Все эти специальности востребованы на рынке труда, но вас ждет большая конкуренция. Чтобы достичь успеха, нужно все время совершенствоваться.

Как принять верное решение?

  • Прислушивайтесь к себе. Не идите в вуз только потому, что это считается престижным или настаивают родители. Жить и работать потом вам.
  • При выборе профессии учитывайте не только ее престижность, но и свои способности и наклонности. С этим вам помогут тесты по профориентации.
  • Изучите рынок труда. Узнайте, какие специальности наиболее востребованы, обратите внимание на уровень зарплаты.
  • Не стоит выбирать чересчур популярные направления . При переизбытке специалистов могут возникнуть трудности с трудоустройством.
  • Если вы выбрали вуз, посетите его заранее, пообщайтесь с нынешними студентами. Изучите условия обучения, уровень преподавания и т. д.
  • Если вы до конца не определились с выбором направления, не спешите. Не поступайте, лишь бы поступить. Поступите в колледж или устройтесь на работу. Так вы не потратите время зря. Получить высшее образование никогда не поздно.

Получать высшее образование или нет, зависит от направления, которое вы выбрали. В любом случае, чтобы добиться успеха, вам придется много работать и постоянно самосовершенствоваться.