Мексиканская полиция. Жестокая мексика

Делясь впечатлениями от поездки в Мексику, я уже писал о ее самобытности. Хотелось бы рассказать и о социальном ландшафте страны, об ее тяготах и бедах в этой области. Особенности ощущаешь сразу, даже на улицах Мехико. На них всегда многолюдно: слишком много безработных. На неквалифицированные работы - очередь.

В метро, аэропортах, магазинах полы чуть ли не блестят - целая армия уборщиц орудует тряпками оперативнее любых автоматов. В музеях вместо пенсионерок, как мы привыкли у нас, смотрителями в залах сидят крепкие молодые парни: хоть какие-то деньги можно заработать. Платят и в армии, поэтому там нет отбоя от желающих, особенно из деревень. А кроме того, множество народных музыкантов, жонглеров, акробатов, фокусников, побирушек. Обычно они устраивают микропредставление на перекрестке - успевают обежать с шапкой десяток машин, пользуясь тем, что сигналы светофора меняются не по-нашему редко, иногда через 3-5 минут.

Или такая сцена: в вагон метро входит обнаженный до пояса худющий паренек, расстилает на полу тряпицу с битым стеклом и укладывается на нее то спиной, то грудью, а потом с капельками не запекшейся крови обходит вагон - сможете не подать?

Газетные разделы "требуются" не стесняются приглашать каменщика, секретаршу, маляра на 600 песо, хотя это незаконно, так как минимальная оплата 1200 песо в месяц (пишут, якобы на полдня). Но что характерно, иностранцев к своим рабочим местам не подпустят.

Разумеется, сказанное относится лишь к бедноте, средний класс, "миддл", имеет совсем другие деньги. Например, преуспевающий профессор может получать и больше 100 тысяч песо в месяц. "Ножницы" очень значительные, поэтому давать оценки "дешево-дорого" - нереально. Бедные питаются просто: лепешки, молоко, фасоль, перец, растительное масло. И очень много пьют кока-колы - в 2-3 раза больше, чем американцы. Из алкоголя предпочтение отдается пиву. Помимо того, что жара не располагает к крепким напиткам, текила еще и дороже нашей водки раз в пять.

Уличная тусовка в центре города, в парках, университетском кампусе оживленна, свободна, красочна, нет в ней напористой стремительности и угрюмой сосредоточенности утренних людских потоков европейских метро. Женщины привлекательны, многих можно назвать и красавицами, если бы не почти всеобщее традиционное расплывание и утяжеление фигур вниз от талии (впрочем, правомерны и другие точки зрения).

Где бедность, там и необразованность. В метро рядом с названиями станций обязательны и картинки: "Медцентр" - голубой крест, "Хуарес" - его портрет, "Балдерис" - пушка. Это для неграмотных, их немало и среди молодых (правда, нравится и грамотным - человеку вообще свойственно опрощаться).

"Мы переворачиваем этот тезис: где неграмотность, там бедность. Сколько ни благодетельствуй нищим, деньги уйдут в песок, а образованный человек сам решит многие проблемы", - это говорит Сесилия Лория, министр образования и культуры штата Кинтана-Роо. Слушать министра не только интересно, но и приятно, потому что сеньорита Сесилия еще и очаровательная женщина с голливудской улыбкой и усталыми глазами: "Реформа образования должна идти впереди других реформ, как это было в Японии и Германии после войны. В стране чуть ли не 15 процентов индейцев, не говорящих на испанском, и наша первая задача сделать образование действительно всеобщим, с равными возможностями. Мы заботимся и о качестве, вы ведь видели в школьной серии толстенные тома Достоевского и Толстого, они у нас, пожалуй, самые почитаемые после Сервантеса. Не все знают, что по производству телевизоров и автомобилей мы первые в мире ("началось", подумал я), рабочих мест казалось бы много, но заводы эти - иностранные, к хайтеку (то есть высоким технологиям) нас не подпускают, а прибыль уходит из страны".

Что верно, то верно. Я увязался за президентом Конгресса металловедов профессором Томайо слетать на полдня к нефтяникам в Мексиканском заливе, он их консультирует по подводной сварке. Вид с вертолета поразителен! Но не о том речь: платформа - норвежская, прокладкой трубопроводов руководят американцы, "папы карлы" - мексиканцы. "А у наших студентов, - говорит Сесилия, - самой престижной является специальность "инженер-коммерсиаль": знаний у него ровно столько, сколько надо, чтобы шустрить, торгуя американскими товарами - от компьютеров до туалетной бумаги. Вот поэтому наши богатства на 60-70 процентов вывозятся из страны необработанными".

Кое-что о мексиканцах

В Национальном университете Мехико учится 270 тысяч студентов, в Политехническом институте - 180 тысяч. Масштабы! Но беда в том, что сами "образователи" не очень образованны: 70 процентов школьных учителей не имеют лиценциата (начальные университетские 4 года), а многие преподаватели вузов не прошли полного курса и не имеют даже первой ученой степени (она здесь звучит очаровательно - "маэстро", не то что - "кандидат наук"). О докторах наук и говорить не приходится - их вся Мексика готовит меньше, чем один Техасский университет в Остине.

Каждый новый мексиканский президент непременно обещает победить две основные язвы страны: бедность и коррупцию. Бедность видна невооруженным глазом. До высших эшелонов общества не дотянуться, а то, что, например, вся квартплата выплачивается черным налом без отчислений государству или что какой-нибудь профессор работает на полную ставку в трех-четырех вузах одновременно и не появляется ни в одном, присылая взамен аспирантов, так это и у нас не считается коррупцией. О чем же писать?

А вот что действительно есть и шагает рука об руку с этими пороками, так это - криминал. Унидады нанимают охранников, но входные двери в квартиры все равно металлические. Дома-одиночки защищаются домофонами и консьержками (обычно - это мужчины). На виллах - охранники, ротвеллеры, электроника, колючка под напряжением. И тем не менее обворовывают и грабят. А ведь есть еще и улица. Когда в толкучке метро или рынка у вас извлекают из кармана портмоне, это можно понять и учесть на будущее. Но когда среди бела дня прямо в городе останавливают автобус и трое-четверо молодых людей "быстро, но, не торопясь" обирают пассажиров и водителя - как вам такое? Меня предупредили, деньги на покупки клади в носок, я так и делал два дня, потом поинтересовался: "А "они" этого не знают?". Конечно, знают. Поэтому при наличии большой суммы рекомендуют на видном месте держать "отвлекающий" бумажник с 200 песо (меньше "их" обидит) в нескольких купюрах (чтобы не выглядело взяткой). Увы, "они" и это знают.

Машины не только угоняют, но и отнимают. Я уже говорил, что "красный" может гореть минут пять, и в это время к машине за милостыней подходит подросток, но вдруг открывает дверцу (не зевайте), рядом возникают два его приятеля с ножами - происходит "чейндж": они - в машину, вы - на тротуар.

Щекотливая тема наркотиков здесь звучит не совсем так, как в наших СМИ. "Да, почти ежедневно первополосной новостью идет то арест крупного наркоперевозчика, то обнаружение тайного тоннеля под границей с Техасом. Ежегодно за решеткой оказываются десятки тысяч наркокурьеров, и что меняется? Ни одно правительство не может унять горстку партизан (бандитов?) Чьяпаса, пограничного с Гватемалой. Почему? "Потому что в этом деле крутятся миллиарды долларов, и оседают они там, где наркотики продают, в Штатах то есть. Их заправилы субсидируют наш "фронт национального освобождения", и если вы в газетах прочтете, что американские власти послали "в помощь" нам вертолеты и инструкторов, имейте в виду - это для контроля и охраны наркомагистралей. Что до самих наркотиков, то марихуану наши предки регулярно пользовали как успокоительное из природной аптечки. Вспомните, ведь и табак миру подарила Мексика, а первым курильщиком в Европе был Леонардо да Винчи, так-то вот".

Большой Брат - рядом

Последние семьдесят лет в стране бессменно, почти безальтернативно, правила Партия революционного институционализма ("против ПРИ не попрешь"). В 1930-е годы, в особенности при сильном президенте Карденасе, была национализирована нефтедобыча, начаты социальные реформы, сделаны резкие заявления о внешнеполитической самостоятельности. Все - на ура. Но время идет, мир меняется, приедается все. В последние годы лидеров ПРИ иначе как "мастодонтами" и "геронтократами" не называли, и на выборах-2000 победила Партия национальной активности, представляющая бизнесменов-прагматиков. Президентом на ближайшие 6 лет стал ее лидер Висенте Фокс, ранее - директор мексиканского отделения "Кока-колы". Его ориентация на могущественного северного соседа очевидна. Президент утверждает: "Итоги выборов - мандат на проведение реформ", но не так уж он свободен в своих действиях. Вот недавний скандальчик: президент собрался съездить в США и Канаду, но парламент возразил, пустая, мол, трата денег, и - не поехал!

Отношения между Мексикой и США начали складываться в первой четверти XIX века. В 1821 году, после 11 лет кровопролитной борьбы, была провозглашена независимость Мексики от Испании, и первыми новую республику признали США, фактически бросив вызов всем европейским обладателям вест-индских колоний и грозному Священному союзу. Мексика оценила жест, она старалась во всем подражать соседу, завоевавшему свою независимость на 45 лет раньше. Новая республика стала называться "Соединенные Штаты Мексики" (сейчас их 31), приняла конституцию, продекларировала всеобщее равенство граждан, урезала власть церкви.

Когда же Испания была существенно оттеснена и ослаблена, начались трения между соседями. Энергично растущие США осуществляли экспансию на запад и юг и поначалу вполне довольствовались захватом мексиканских территорий де-факто. Американские переселенцы колонизовали незаселенные земли, не слишком беспокоясь нарушением границ и уповая на власть лишь собственного кольта - именно в 1840-е годы пошло в народ это многозарядное чудо, "сделавшее всех равными". Но стоило мексиканскому парламенту взбрыкнуть, как взбрыкнули и ковбои. В 1847 году экспедиционный корпус генерала У. Смита (будущего кандидата в президенты США) высадился в Веракрус и, почти не встречая сопротивления, двинулся на Мехико. В столице около замка Чапультапек произошел "бой" с мальчиками-кадетами, во время которого один из них, обернувшись мексиканским флагом, в отчаянии выбросился из окна. Сегодня Памятник детям-героям - один из самых заметных и почитаемых в городе.

По мирному договору Техас и часть Верхней Калифорнии теперь и де-юре отошли к США - бороться за них долее у Мексики не было сил, и власть убедила себя, что эти далекие от столицы пустынные земли не так уж привлекательны (кто же тогда мог предвидеть, что в Техасе откроют нефть, а в Калифорнии - Голливуд?). В 1861 году - новая напасть: Англия вдохновила Испанию и Францию поквитаться с Мексикой за старое. Момент подобрали удачный: США захлестнула Гражданская война и им было не до отстаивания доктрины Монро. И на этот раз экспедиционный корпус повторил "путь Кортеса": высадка в Веракрус и марш на Мехико. Республику ликвидировали, императором посадили Максимилиана, принца из австрийских Габсбургов, автора пары книг по исследованию дворцового политеса.

Но на этот раз Мексика не "легла". Президент Бенито Хуарес отступил с армией вглубь страны, тогда же в его окружении выделился 33-летний генерал Порфирио Диас, в будущем знаменитый диктатор Мексики в течение почти 35 лет. А у интервентов дела не заладились - было что-то водевильное в затее привезти монархию из Европы в тропическую Америку во второй половине XIX века. Англия "соскочила" с мероприятия до его начала, испанцы отчалили восвояси через год, французы - через 5 лет. Для покинутого знатока придворного этикета, блаженно уверовавшего в любовь "подданных", наступило время, которое лучше всего характеризуется словами - "в чужом пиру похмелье". Водевиль перетек в драму: в июне 1867 года Максимилиана с женой Шарлоттой патриоты расстреляли на Куеретарских холмах.

Отметим, что США, завершив внутренние "разборки", с 1865 года активно включились в выдворение французов. А после испано-американской войны 1898 года, когда США отняли у Испании Филиппины и Пуэрто-Рико, всему миру, и Мексике тоже, стало окончательно ясно, кто хозяин на американском континенте. В моем номере на тумбочке лежит роскошно оформленная "Мексика", изданная в Майями. Краткий исторический очерк содержит такие разделы: "Колониальная эра - Независимость - Французская интервенция - Революция - Сегодня". А как же война 1846-48 годов, в которой Мексика лишилась половины своей территории в пользу США? Отвечаю: историю делают не герои и не народные массы, историю делают историки, в данном случае - американские.

В 1994 году Мексика подписала договор о свободной торговле в Северной Америке (TLCAN, или NAFTA, по-английски). Тогда националисты кричали о сдаче позиций и утрате суверенитета. Однако финансовый кризис 1995 года Мексика пережила лишь благодаря помощи США.

Здесь считают, что президентством Фокса начался длительный процесс интеграции Мексики в экономику США. Американцы весьма благосклонны к мексиканским курортам, вот почему в дополнение к всемирно-известному Акапулько лет пятнадцать назад специально "под американцев" начали расстраивать Канкун. Сейчас на здешнем побережье более ста шикарных отелей. Удобно иметь "фиесту" под рукой, а сюда из Флориды ходит паром. "Взамен" 15 миллионов мексиканцев, включая сезонников и нелегалов, работают в США. Именно они, а не нефть, обеспечивают основные долларовые поступления в страну.

Но при всем этом как-то удивительно стойко мексиканцы сохраняют свою расовую идентичность. Неплохо знают историю страны, боготворят свою природу и нелегкий климат, предпочитают текилу другим крепким напиткам, в семьях, даже интеллигентных, американцев называют "гринго", а "просто Марии" не стремятся стать Мэри.

В сентябре 2006 года вооруженные люди, зашли в ночной клуб «Sol y Sombra» в городе Урупан, на западе Мексике, и бросили на танцпол пять человеческих голов.

Перепуганные завсегдатаи вечеринок продолжали наблюдать за действиями людей, принесших в увеселительное заведение пакет с жутким содержимым, а те, в свою очередь, спокойно ушли, оставив записку, в которой сообщалось, что в городе действует новый наркокартель «Ла Фимилия Мичокана».

Для многих этот случай, сообщениями о котором пестрели ленты информационных агентств, стал свидетельством того, что жестокость со стороны участников картелей в латиноамериканской стране достигла невиданного доселе макабрического уровня.

Фрнсиско Кастеланос является корреспондентом популярного в Мичиокане издания «Proces». Он рассматривает инцидент с обезглавливанием, произошедший в 2006 году, как поворотный момент в истории Мексики.

«Эти пятеро были в Урупане местными дилерами» - объяснял журналист в электронном письме, добавив также, что в записке, оставленной на полу ночного клуба, шла речь о «божественной справедливости».

«Этот инцидент спровоцировал панику и ужас» - вспоминает Кастеланос - Инвесторы были вынуждены искать более безопасные места».

Кодекс убийств

«В 90-х годах минувшего столетия участники картелей не отрезали головы своим жертвам» - рассказывает Сэмюэль Гонсалес Руис, бывший советник ООН по вопросам преступлений, связанных с преступностью.

«Убивая, они руководствовались определенными кодексами, согласованными в преступной среде» - продолжает Гонсалес Руис.

«Навскидку, пуля в области затылка, означала, что погибшего посчитали предателем. Пуля у виска - символ принадлежности к конкурирующей банде».

Однако сейчас обезглавливание жертв довольно часто практикуется наркоорганизациями в Мексике, и, в частности, преступной сетью «Лос Зетас», и враждующими с картелем двумя другими группировками, - «Эль Гольфо» и «Синалоа».

Подобными жестокими действиями отличаются лишь только радикальные исламистские группы, убившие в Пакистане американского журналиста Дэниела Пёрла, или британского инженера Кеннета Бигли в Ираке.

Культ смерти

Но мексиканский контекст отличается от ситуации с исламскими террористами, как считает Гонсалес Руис. По его мнению, такая практика пришла из Гватемалы: «В 2000 году люди из «Зетас» предприняли попытки распространить свое влияние в Центральной Америке, влившись в ряды военизированных формирований «Каибилес», действовавших в джунглях.

«Каибилес» обезглавливали своих жертв для того, чтоб держать в страхе местное население во времена гражданской войны в Гватемале (1960—1996).

Некоторые эксперты связывают подобные случаи с религиозным культом, распространенным среди представителей наркокартелей, который получил название «ла санта муэрте» или «святая смерть».

Историки, в свою очередь, сравнивают действия мексиканских преступников с человеческими жертвоприношениями ацтеков и майя в доколумбовой Америке.

Каковыми бы ни были корни жестоких действий, сейчас термины, использующиеся для обозначения ужасающих расправ, прочно вошли в лексикон наркокартелей в Мексике.

За последний месяц на территории страны было обнаружено беспрецедентное число обезглавленных тел - 81.

В начале мая 14 погибших были найдены в населенном пункте Нуэво Ларедо, неподалеку от техасской границы.

На минувшей неделе преступники оставили 18 тел с отсеченными головами в фургоне возле озера Чапала, эта местность пользуется популярностью у мексиканских туристов.

Но наиболее шокирующая находка была обнаружена на дороге к индустриальному городу Монтеррею: в пластиковых пакетах находились изуродованные тела и головы 49 человек.

Устрашение граждан

Возможно, у лиц, входящих в картели, помимо очевидных целей, есть и скрытые мотивы? Правительство расценивает это как попытку запугать население.

Цель этих «достойных порицания действий» состояла в том, чтобы посеять страх среди местных жителей и представителей властей», как полагает министр Внутренних дел Алехандро Поире, высказавшийся по поводу случившегося на следующий день после инцидента в Монтеррее.

По мнению министра, произошедшее является следствием спора между картелями «Зетас» и «Эль Гольфо». За оказание содействия в поимке лидеров наркогруппировок было назначено денежное вознаграждение. Но для Гонсалеса Руиса, работавшего ранее в отделе по борьбе с организованной преступностью, обезглавливания также являются недвусмысленным политическим месседжем: «Мы-де будем делать все от нас зависящее, чтобы не утратить контроль над территорией, и пусть никто не ждет пощады».

«Террористическая стратегия»

По словам министра Пиоре, также чрезвычайно выжжен расчет времени, ведь остается лишь шесть недель до президентских выборов.

«Отчасти это можно трактовать как обращение к кандидатам в президенты, большинство из которых заявляет, что не будет вести переговоры с картелями».

Гонсалес Руис употребляет термин, который не любят использовать политики в отношении к насилию, связанному с торговлей наркотиками в стране: терроризм.

Внушающие животный ужас зверства, произошедшие недавно в Мексике, являются негласным напоминанием о пределах распространения власти картелей в Мексике, и о том, что они готовы действовать, не останавливаясь ни перед чем для достижений своих целей.

У мексиканских наркобаронов, их приближенных и тех, кто просто им подражает, сегодня есть своя музыка, свой кинематограф и даже собственный святой покровитель. Мексиканская наркокультура долгие десятилетия не покидала пределов страны, оставаясь для остального мира совершенно неизвестным явлением.

Все изменилось в последние годы, когда вслед за мигрантами и контрабандистами наркокультура буквально хлынула в США. Сегодня о ней снимают документальные фильмы, пишут книги и даже ставят спектакли.

Предпосылки к появлению наркокультуры следует искать в далеком прошлом - когда Мексика еще не была Мексикой, а населявшие эти земли индейцы уже не представляли свою жизнь без пейотля. В XVI веке испанские завоеватели привезли сюда коноплю, а в конце XIX века вместе с китайскими иммигрантами в страну приехал и опийный мак.

Крестьяне относились к наркотикам как к обычным сельскохозяйственным культурам, мало отличая их по значимости от картофеля или кукурузы. Зато когда в США был введен запрет на те же опиум и коноплю, ушлые мексиканцы быстро поняли, что можно неплохо заработать, переправляя запрещенные растения за границу. Запрет на выращивание каннабиса и мака был введен лишь в начале XX века, да и то под давлением США. В самой стране крестьяне продолжали спокойно выращивать, перевозить и продавать мак и коноплю. Правда, теперь приходилось отстегивать местным чиновникам, начиная от мелкого полицейского чина вплоть до губернатора.
Великая депрессия в Америке стала настоящим звездным часом для ремесленников выращивания наркотиков. Речь шла о совсем других деньгах и небольшие группки, в которые объединялись крестьяне, чтобы защитить свой бизнес, начали выяснять отношения уже не на кулаках, а с помощью оружия.

Проходили годы, из Мексики в США тянулись целые караваны с наркотиками, а им навстречу шли другие караваны - заряженные деньгами.

Главные наркокартели Мексики

№ 1
КАРТЕЛЬ «СИНАОЛА» (ТИХООКЕАНСКИЙ КАРТЕЛЬ)
Появившись в штате Синаола на западном побережье Мексики, этот картель быстро распространил свое влияние на несколько штатов: Нижняя Калифорния, Дуранго, Чиуауа и Сонора. Возглавляет картель Хоакин Гусман Лоэра по прозвищу Эль Чапо, который после убийства Усамы бен Ладена стал первым в списке самых разыскиваемых преступников.

№ 2
КАРТЕЛЬ «ГОЛЬФО» («КАРТЕЛЬ ЗАЛИВА»)
Базируется в городе Матаморос на побережье Мексиканского залива. Небольшое число бойцов главы картеля компенсировали наемниками из бывших военных. В конце 1990-х эта наемная армия выделилась в отдельный картель - «Лос-Сетас».

№ 3
КАРТЕЛЬ «ЛОС-СЕТАС»
Бойцы «Лос-Сетас» - одни из самых подготовленных, так как набираются из отставных полицейских и военных. В стычках с конкурентами или федеральными войсками картель применяет богатый арсенал вооружений, которым может похвастаться не всякая армия. Кроме того, «Лос-Сетас» отличается тем, что проводят самые настоящие спецоперации, активно применяя тактику, оружие и технические средства спецназа.

№ 4
ТИХУАНСКИЙ КАРТЕЛЬ
Крупный картель, контролирующий северо-западную часть Мексики. Образовался примерно в одно время с синаольским картелем, так что считается одним из старейших в стране. Интересно, что основатель картеля - крестьянин из Синаолы Луис Фернандо Санчес Аллерьяно. О жизни его семьи Стивен Содерберг снял свой знаменитый фильм «Траффик».

№ 5
КАРТЕЛЬ ТАМПЛИЕРОВ
Эта организация была создана после краха картеля «Ла Фамилия». Большое внимание уделяют идеологической подготовке бойцов, заставляя последних приносить клятву «бороться и умереть за социальную справедливость». Правда, не очень понятно, какой смысл эти парни вкладывают в понятие «социальная справедливость».
Имеет свое боевое крыло - группировку
La Resistencia, главной задачей которой является война с «Лос-Сетас».

Со временем изменился и образ контрабандиста. Если раньше перевозчик наркотиков был простым парнем, живущим по соседству, то теперь он превратился в легендарную фигуру, защитника бедных и жестокого палача обидчиков простого народа. Учитывая, что многие мексиканские штаты живут исключительно тем, что обеспечивают производство или транспортировку наркотиков, наркобароны в глазах местных жителей действительно выглядят благодетелями, дающими работу и не позволяющими умереть с голоду.

Мексиканская молодежь, особенно из бедных кварталов, стремилась пополнить ряды наркокартелей, потому что других перспектив на лучшую жизнь у них попросту не было. Кому-то это удавалось, другие же были вынуждены лишь подражать внешнему виду, манере говорить и повадкам местных контрабандистов. Так появились наркос, которые и стали главными двигателями и деятелями мексиканской наркокультуры.

Колыбелью наркокультуры принято считать штата Синаола, где базируется одноименный картель - один из самых крупных и влиятельных в Мексике. Редкий житель штата не связан с производством или контрабандой наркотиков, а уж наркобаронов и членов картелей здесь уважают все без исключения.

Стиль одежды наркос со времен ее зарождения претерпел серьезные изменения, следуя за модой того или иного периода. Но непреходящей классикой остается приверженность ковбойскому стилю, характерному для приграничных районов Мексики: шляпы с загнутыми полями, классические джинсы, ремни с увесистыми бляхами, рубашки с вышивкой и остроносые сапоги из натуральной кожи. Среди молодых наркос сегодня в моде футболки с агрессивными принтами на тему наркотрафика и жизни картелей, расшитые кожаные куртки и поддельные рубашки поло с гигантскими логотипами.

Более серьезные ребята предпочитают популярные европейские бренды, такие как Guess, Gucci, Burberry или Ralph Lauren. С последним и вовсе случился конфуз: арестованные в 2010 и 2011 годах наркобароны Эдгар Вальдез Вильярреаль по прозвищу Барби и Хосе Хорхе Бальдерас на момент задержания были в поло этого производителя. Выхлоп получился настолько громким, что теперь в Мексике и граничащих с ней американских штатах эти рубашки в глазах обывателя ассоциируется исключительно с наркобизнесом.

Католическая Латинская Америка всегда славилась обилием придуманных народом святых, отвечающих едва ли не за любой аспект жизни верующего. Смешение христианства и индейского тотемизма породило причудливую религию, в которой есть место и младенцу Иисусу в пончо, и Деве Марии в образе Святой Смерти.

Свой святой покровитель есть и у наркос. Хесус Мальверде - «наркосвятой», «щедрый бандит». Доподлинно неизвестно, существовал ли такой человек в действительности. Полагают, что прообразом Хесуса Мальверде мог послужить некий «благородный разбойник», грабивший богатых и раздававший добро бедным. В 1903 году этот безымянный народный герой попал в руки властей и был казнен. По легенде, дерево, на котором его повесили, завяло и больше никогда не становилось зеленым.

Культ Хесуса Мальверде, которого официальная католическая церковь никак не желает признавать святым, особенно распространен в штате Синаола. В столице штата Кульякане даже есть часовня, посвященная «щедрому бандиту».

Дети наркобаронов, выросшие в роскоши, превратились в отдельный феномен внутри мексиканской наркокультуры. В отличие от своих отцов и дедов, они родились в городах, в шикарных условиях, никогда ни в чем не нуждаясь. Их не очень заботит практическая сторона бизнеса их родителей, зато внешний антураж они заимствуют очень охотно.

Килограммы ювелирных украшений, увесистые пачки денег, роскошная одежда, дорогие машины и отделанное золотом оружие - главные атрибуты любого уважающего себя наркоджуниора.

Главное отличие наркоджуниоров от их отцов и дедов - моральные принципы, а вернее их отсутствие. Если наркос старой закалки во главу угла всегда ставили семью и соседей, то для наркоджуниоров все эти слова - пустой звук. В итоге бедняки, которых в свое время поддерживали олдскульные гангстеры из картелей, сегодня зачастую страдают от немотивированной агрессии наркоджуниоров, живущих по принципу «сделаю, потому что могу».

В США "война с наркотиками" подразумевает аресты и заключение под стражу людей за ношение небольшого пакетика марихуаны, но в Мексике "война" нечто более реальное.

Всю правду о жизни в контролируемой наркокартелями Мексике рассказывает её гражданин, сбежавший от ежедневных перестрелок в Канаду.

Торговля наркотиками является своеобразной причудливой культурой.

Торговцы наркотиками здесь не боятся говорить, что они - торговцы наркотиками. У каждого картеля есть своя собственная эмблема. Вы присоединяетесь к любому из них и получаете "фирменную" большую сумку, только там будет не логотип Адибаса, а лого картеля.

Люди, и правда, хвастаются своим членством в картеле на Facebook. Картели публикуют фото убитых блоггеров и противников наркотиков, как будто это картинки с котятами. Это и называется наркокультурой, и это то, что происходит с Вами, когда Вы имеете дело с различными бандами на протяжении достаточно продолжительного времени. Это становится своего рода клубом фанатов футбольного клуба, только с привкусом кокаина и марихуаны.

У наркокультуры есть свой святой покровитель - Мельверде (Malverde). Мексиканцы называют его "ангелом-хранителем бедных" или "щедрым бандитом", и все контрабандисты молятся ему прежде, чем отправиться с грузом в Америку или перед тем, как совершить набег на притон другого картеля. Если всё складывается удачно, святая Мельверде получает новую благодарственную свечку.

В наркокультуре также есть собственный многомиллионный музыкальный стиль, любимый всей бедной молодежью Мексики. Они мечтают о богатстве и власти, и только торговля наркотиками может им в этом помочь. Этот стиль называется "наркокорридос", и многие слышали хотя бы одну песню, даже не подозревая об этом.

И если это кажется Вам классным и крутым, то...

Это - реальная война.

Вот небольшая история. У картелей начались проблемы во времена "Сухого закона" в США. Всё началось с небольших семейных картелей по производству пива, которые провозили контрабандой свою продукцию в США. Когда Америка отменила "Сухой закон", бутлегеры растерялись..., но тут Соединённые Штаты запретили марихуану. Это был шанс для производителей наркотиков и убийц. Игроки сменились, но смысл остался прежним. Америка что-то запрещает, а в Мексике люди начинают стрелять друг в друга за кусок пирога под названием чёрный рынок оцениваемый в десятки миллиардов долларов.

Но в 2006 году всё изменилось. Именно тогда президент Мексики Фелипе Кальдерон решил превратить "войну с наркотиками" в настоящую войну. Он вторгся в мир наркотиков с помощью армии и началась настоящая кровопролитная война. Несмотря на то, что все согласны с тем, что картели никогда не исчезнут, пока будет то, на чём можно делать легкие деньги, по крайней мере 80000 человек погибли, превратив мексиканскую войну с наркотиками в более кровавое мероприятие, чем для американцев обернулась война во Вьетнаме.

Война наркоторговцев затрагивает каждый аспект жизни в северных городах Мексики и в городах, которые находятся во власти картелей. В городах, где банды всё ещё конкурируют между собой, перестрелки воспринимают как поганую погоду и пробки. Убийства в бесконечных войнах картелей стали обычным делом. Картели даже выпускают предупреждения, таким образом, обычные люди знают, что нельзя выходить из дома после 19:00 или 20:00, или каждый раз, когда банды решают, что пришло время для убийств. Да, это можно назвать заботой об обычных гражданах, но всё было бы намного лучше, если бы они не убивали обычных дорожных рабочих для того, чтобы сделать предупреждение для картеля в этом районе.

Обычные граждане начали формировать группы под названием "autodefensas". У них тоже есть оружие, потому что они забирают его у убитых членов картелей. За год они очистили приблизительно 5 процентов Мексики, но очевидно, что правительство не одобряет армию линчевателей, действующих вне закона. Не помогает и то, что у картелей есть деньги и влияние - они контролируют большую часть членов правительства и полиции Мексики, даже в наше время, когда президент жёстко критикует ситуацию.

Ещё более невероятно то, что правительство атакует отряды самообороны с помощью танков и вертолётов, чтобы "разоружить" их. А затем картели хлопают по плечу своих приятелей со значками и доказывают, что массовое убийство, как езда на велосипеде, является умением, которое Вы никогда не забудете, независимо от формы, которую Вы при этом носите.

У картелей продвинутая PR-кампания.

Когда я попал в [город, называть который нам отказались из-за боязни быть казнённым] , я увидел рекламный щит: "Мексиканский солдат! Ты получаешь всего 800$ в месяц. Ты питаешься нездоровой пищей. Присоединяйся к нам и ты будешь зарабатывать минимум $1000-2000 в месяц. И при этом ты получишь больше свободного времени!" Подобную рекламу картелей, предлагающую наличные солдатам за их оружие или лояльность, можно увидеть в различных частях страны.

У них также есть своя собственная форма новостей. Распространяемые главным образом через Facebook, новости картеля содержат меньше информации для людей и больше запугивающих лозунгов и фото и видео ужасных казней. И конечно же селфи, ведь даже жестокие убийцы чувствуют потребность щёлкнуть своё личико, когда это возможно.

Но ни одна хорошая PR-кампания не ограничивается Интернетом. Картели также прилагают все возможные усилия, чтобы распространить пропаганду среди людей, которые живут недалеко от места, где они работают. Если случится ураган, наводнение или другое бедствие, Вы можете быть уверены, что грузовики картеля, первыми придут на помощь. Они в миг заполнят пострадавший район, а "служители" картеля буду кропотливо снимать всё это для YouTube. И всё потому что несколько грузовиков, заполненных едой и водой в нужный момент, полностью стирают все воспоминания об убийствах.

Для многих мексиканцев картели и есть правительство.

Успешные картели управляют мексиканским обществом не только посредством страха. Картели раздают подарки на Рождество, как Санта Клаус с бородой припорошенной кокаином. Кроме того, они выделяют деньги. Да, они просто дают деньги.

Так как мексиканское правительство в некоторых частях страны просто не имеет никаких рычагов власти, картели взяли на себя миссию строительства школ и больниц. Но это не по доброте душевной, в этих учреждениях они вербуют своих членов. Мы говорим о бедных детях в сельских районах Мексики, где отсутствуют какие-либо иные возможности. Вообразите, вот работал Ваш папа всю неделю без выходных за 20 долларов, а затем ребёнок в школе с iPad и в дизайнерских джинсах начинает говорить: "Вы знаете, что Вы можете зарабатывать 800$ или 900$ в месяц, и я могу познакомить Вас с людьми, которые расскажут как..."

Такого ребёнка начнут внимательно слушать и начнут считать настоящим "другом". Это даже не вопрос денег; большинство из нас сделали бы точно так же, если бы оказались перед выбором между "заработной платой и голоданием" и "быстрыми, незаконными, но огромными деньгами". То же самое и с полицией; Вы можете зарабатывать всего 11000$ в год, работая начальником полиции города, но если Вы будете достаточно гибким, то Вы сможете зарабатывать в три и более раз больше. Добропорядочность исчезает довольно таки быстро, когда она стоит между Вами и таким вещами, как антибиотики для Ваших детей или просто деньгами на бухло.

А для тех, кто не присоединяется...

Это хуже, чем диктатура.

У картелей есть собственные контрольно-пропускные пункты, точно такие же, как и у правительства. В то время как правительственные контрольно-пропускные пункты ищут наркотики и оружие, контрольно-пропускные пункты картеля ищут любого, кто может работать на конкурирующий картель.

Например, парень, родившийся около Залива, решил проехать по всей стране в сторону Тихого океана. Настоящие полицейские не будут беспокоиться, потому что это совершенно нормально. Но картели могут заподозрить, что он работает на их врагов с другого побережья, и поэтому до противоположного берега этот парень попросту не доедет. Нет никакой необходимости что-то доказывать, никакого суда и следствия. Если они что-то заподозрят, они просто убьют Вас.

Жизнь под надзором картеля меняет всё то, о чём Вы можете говорить в компании друзей. С диктатурой, пока Вы остаётесь вне политики, Вы в безопасности. Но в управляемом картелем районе, если торговцу наркотиками нравится Ваша подруга, то он убьёт Вас. У Вас нет права на существование. Если Вы - женщина, и он хочет "встречаться" с Вами, Вы не имеете права отказаться. Пожаловались на картель в блоге? Вам повезёт, если Вы доживёте до следующего дня рождения.

Два человека, которых я знаю, были в ресторане (в другом городе, который я не назову), когда два бандита вошли в помещение. Они схватили парня на глазах у его семьи и вытащили на улицу. Другой бандит сказал остальным клиентам: "Молчите или мы убьём Вас всех". Парня, которого они забрали, так и не нашли и скорей всего никогда не найдут.

Если Вы спрашиваете себя, почему всё это происходит в Мексике, есть одна вещь, которую стоит иметь в виду...

Деньги и оружие поступают из Америки.

Меня раздражает то, как американцы несерьезно относятся к кокаину, например в американских фильмах, таких как "Волки с Уолл-стрит", потому что 90 процентов кокса, который американцы покупают, проходит на пути к американскому носу через всю Мексику. Картели делают до $64 миллиардов в год, продавая наркотики в США. Легализация марихуаны в Колорадо и Вашингтоне, возможно, сократила их доходы на целых $3 миллиарда, но кокс и денатурат остаются прибыльным бизнесом, и никто в США не собирается их легализовать.

Все эти доходы от торговли наркотиками не остаются в Мексике. Денежный поток бежит обратно через границу к 6700 американским дилерам огнестрельного оружия, которые действуют около границы. Почти половина всех дилеров оружия в Соединённых Штатах зависит от торговли оружием с картелями из Мексики. Вы никогда не услышите об этом в рекламе NRA (National Rifle Association), а когда Вы слышите, что люди жалуются, что им нужны большие стены вдоль границы, чтобы не пускать наркотики и иммигрантов, они забывают о потоках смертоносного оружия, идущих в обратную сторону. Скорее именно из-за этого, США не стремятся усиливать контроль на границе двух стран.

В Мексике торговля оружием незаконна. Существует только один легальный магазин оружия во всём Мехико, и Вы можете купить оружие только с разрешения вооружённых сил страны. Таким образом, в то время как США борются с вооружёнными нападениями, оружие всех видов течёт в Мексику и убивает людей. И никто в США, рассуждая о запрете на ношение оружия, не вспомнит о Мексике, потому что, кому какое дело на страдания других, правильно?

В политических кругах США, совсем недавно обсуждали программу ATF или программу "продажи оружия напрямую картелям, чтобы видеть, что происходит". Не дикость ли это? Вопрос быстро замяли, когда одного из членов американского пограничного патруля застрелили ввезённым контрабандой из США оружием. И никто не считает людей, погибших от такого же оружия в самой Мексике. Может, их имена слишком сложные для написания тупыми американцами?

И Вы можете вообразить гнев американских политиков, если, скажем, семь человек на юге Аризоны будут убиты в результате засады организованной мексиканским наркокартелем? Но если Вы пройдете примерно милю на юг, Вы окажетесь в Мексике, и тут даже расстрел 100 человек никто не заметит. Это - волшебство границы между США и Мексикой и именно это удивительное свойство позволяет всем полагать, что то, что происходит с другой стороны, никогда не будет их проблемой.

Не несите зло в чужой дом и не получите обратку.

Материал подготовила GusenaLapchataya

Copyright Muz4in.Net © - Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать -