Королевский дворец и парк в версале. Версальский дворец во франции

Демонстрация роскоши Французской империи в Версальском дворце поражает своими масштабами. Этот ансамбль внесён во все учебники по ландшафтному искусству как эталон. В залах роскошные апартаменты, на свежем воздухе прекрасные виды и пейзажи. Здесь есть на что посмотреть.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 сентября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Над обликом Версаля трудился не один архитектор, как это бывает при постройке дворцов. Рождение Версальского чуда архитектуры и ландшафта началось чуть меньше четырёх веков назад. Французский король Людовик XIII любил охотиться в лесах, окружающих небольшую деревню Версаль, что в 20 километрах от Парижа. Для привала уставших охотников он решил построить там небольшой замок. Это сооружение стало первым в Версале замком короля.

В королевскую резиденцию Версаль превратился только во времена царствования Людовика XIV или как его называли короля-солнце.

Когда ему исполнилось 20 лет, в 1662 году он решил создать здесь архитектурно-парковый шедевр по примеру того, который построил тогдашний министр финансов Франции Николя Фуке, только в сто раз лучше. Он пригласил того же архитектора, что и Фуке - Луи де Во.

Над парком трудился мастер ландшафтного искусства Андре Ленотр, уже создавший к тому времени знаменитый Во-ле-Виконт. Для создания парка пришлось осушить 800 гектар болот. В этом ансамбле главным становился даже не сам замок, а объединение в одном стиле дворца и парка.

В 1682 году король вместе со всеми придворными стал жить в Версальском дворце. С этого момента некогда небольшой городок начинает превращаться в королевскую резиденцию, сверкающую своей роскошью. Но сорокалетнему Людовику XIV дворец начинает казаться недостаточно величественным. Он приглашает очень известного в то время архитектора Жюля Ардуэна Мансара, которому повелевает в кратчайшие сроки изменить облик дворца.

Для этого были достроены два пятисотметровых крыла, надстроены два этажа. На втором этаже была размещена королевская спальня. Знаменитая зеркальная галерея, также созданная Мансаром, замыкалась залами Войны и Мира. Здание совершенно изменилось, став грандиозным. Баланс между грандиозными масштабами парка и дворцом был достигнут. Ансамбль получился величественным, как и должно для демонстрации величия монарха.

Залы Версальского дворца

Все счета, связанные со строительством Версаля, сохранились до наших времён. Ориентировочная сумма, затраченная на строительство Версаля, по подсчётам экспертов составляет в пересчёте на современные деньги около 260 миллиардов евро. Большая часть этой суммы была израсходована на внутреннюю отделку залов и галерей.

В потрясающем Зеркальном зале на семидесятиметровой стене расположены 17 очень больших и красивых зеркал разделённых золочёными светильниками в виде скульптур. В 1919 году здесь был подписан Версальский договор, который определил послевоенную судьбы европейских государств. Часовня, оформленная в бело-золотом стиле барокко, была местом венчания Людовика XVI и Марии Антуанетты.

Все залы и покои оформлены с большой роскошью и изяществом. Каждый уголок, включая потолок и стены, покрыты резьбой по дереву и мрамору. Всё украшено фресками, картинами, скульптурами. Есть во дворце опера и театр с большим овальным залом, освещающимся 10 000 свечей.

Обязательно нужно посетить покои королевы в северном крыле дворца. В них каждый сантиметр украшен позолотой.

Интересно то, что центром дворца являлся не тронный зал и даже не кабинет. Все важные решения принимались в королевской спальне.

Парк Версальского дворца

День пролетает незаметно, если вы гуляете по дворцовому парку. Абсолютно всё здесь говорит об уходе и заботе. Тщательно подстриженные деревья высажены вдоль Большого канала. Заходящее солнце отражается в водной поверхности.

С большим искусством подобраны садовые скульптуры. На территории парка расположены 50 красивейших фонтанов.

Фонтаны работают не всегда. Прежде чем посетить Версаль, на сайте необходимо ознакомиться с расписанием. Но если вы попадёте именно на этот праздник музыки и воды, то запомните это шоу навсегда. Струи фонтанов синхронно танцуют под музыку. Летними субботними вечерами здесь проводятся световые шоу с фонтанами и фейерверками.

На фоне этих ухоженных садов, фонтанов, озёр, прудов, тщательно подобранных цветов на клумбах включите фантазию, и вы окажетесь на балу королевского двора.

Другие достопримечательности Версаля

На стороне, противоположной дворцу расположены Малый и Большой Трианон. Трианон в переводе - небольшая элегантная вилла.

Людовик XIV построил из розового мрамора Большой Трианон - одноэтажный павильон в итальянском стиле, окружённый садом. В главном дворце даже обедать королю приходилось при большом скоплении зрителей. Трианон должен был стать местом для уединения.

Малый Трианон - довольно простое здание, выстроенное в 1773 году по заказу Людовика XV архитектором Габриэлем для мадам дю Барри.

Позже он стал любимым местом Марии-Антуанетты, которая тоже хотела уединиться от формальностей главного дворца. За этим павильоном на берегу пруда она устроила маленькую деревеньку с молочной фермой.

Время работы

График работы Версальского дворца лучше предварительно посмотреть на сайте. Обычно он работает с апреля по октябрь с 9:00 до 18:30, в остальное время с 9:00 до 17:30, кроме понедельника.

Стоимость билета

В парк вход бесплатный. Но в дни работы фонтана он будет стоить около 8€. Видов билетов для посещения дворца и других зданий несколько. Можно посетить отдельно дворец и осмотреть его залы, Зеркальную Галерею, покои короля и королевы. Полный билет для посещения в дни работы фонтанов стоит больше, нежели в другие дни.

Как добраться самостоятельно

Добраться до дворца можно несколькими способами:

На метро RER желтой линии C до конечной остановки Versailles-Rive Gauche. Выйдя с вокзала, поворачиваете направо и по королевской улице доходите до главного входа парка.

Электричкой с вокзалов Gare Montparnase или Gare St-Lazar соответственно до станций Versailles-Chantiers или Versailles-Rive Droite.

Со станции метро Pont de Sevres на автобусе №171 до площади Place d Armes в городе Версаль.

Можно также на автомобиле по трассе А13.

Воспользуйтесь услугами kiwitaxi и в аэропорту, в указанное время, вас будет ждать водитель, поможет с багажом и оперативно доставит вас в отель. Доступны несколько классов авто — от эконом до Minibus на 19 мест. Цена фиксированная и не зависит от количества пассажиров и адреса в пределах Парижа. Такси из/до аэропорта — удобный и комфортный способ добраться до нужного места.

Расположенный в 20 км к юго-западу от Парижа королевский городок Версаль, более известный как Версальский дворец, - это огромный дворец, построенный Людовиком XIV и ставший ныне одним из самых посещаемых туристических мест во Франции.

Идея строительства нового замка возникла у короля по причине зависти, которую он испытал, увидев замок своего министра финансов в Во-ле-Виконт. В результате король принял твердое решение о том, что его дворец должен, безусловно, превосходить по роскоши дворец министра. Он нанял ту же команду мастеров, которая построила Во-ле-Виконт, архитектора Луи Лево, художника Шарля Лебрена и ландшафтного архитектора Андре Ленотра и приказал им возвести нечто такое, что должно превзойти по размеру дворец Во-ле-Виконт в сто раз. Версальский дворец стал апофеозом потворства прихотям французских монархов, и хотя, возможно, вам не совсем по душе та обстановка, в которой пожелал жить экстравагантный и любящий себя возвеличивать “Король-Солнце”, историческая значимость этого дворца огромна, рассказы, связанные с ним - поистине увлекательны, а парк вокруг дворца просто очарователен.


Регулярный парк Версальского дворца - один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют из себя продолжение дворцовой архитектуры. В версальском парке также расположены несколько небольших дворцеобразных сооружений.


Версальский дворцово-парковый ансамбль отличается уникальной целостностью замысла и гармонией между архитектурными формами и переработанным ландшафтом. С конца XVII века Версаль являлся образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

История Версальского дворца начинается в 1623 г. с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 г. территория была расширена за счет покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского из рода Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка.

С 1661 Людовик XIV начал расширять дворец для того, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре начало казаться ему небезопасным. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле барокко и классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая Зеркальная галерея, которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая капелла и дворцовый театр.


Вокруг дворца постепенно возник город, в котором селились ремесленники, снабжающие королевский двор. В Версальском дворце также жили Людовик XV и Людовик XVI. За это время население Версаля и прилегающего города достигло 100 тысяч человек, однако, оно быстро сократилось после того, как король был вынужден переселиться в Париж. 5 мая 1789 в Версальском дворце собрались представители дворянства, духовенства и буржуазии. После того как король, которому по закону давалось право собирать и распускать подобные мероприятия, по политическим причинам закрыл заседание, депутаты от буржуазии объявили себя Национальным собранием и удалились в Бальный дом. После 1789 содержать Версальский дворец удавалось лишь с трудом. Со времён Луи-Филиппа многие залы и помещения начали восстанавливать, а сам дворец стал выдающимся национальным историческим музеем, в котором были выставлены бюсты, портреты, картины баталий и другие произведения искусства преимущественно исторической ценности.


Версальский дворец имел большое значение в немецко-французской истории. После поражения Франции во Франко-прусской войне он с 5 октября 1870 по 13 марта 1871 был резиденцией главного штаба немецкой армии. 18 января 1871 в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя, а её кайзером - Вильгельм I. Это место было умышленно подобрано, чтобы унизить французов. Мирный договор с Францией был подписан 26 февраля тоже в Версале. В марте эвакуировавшееся французское правительство переместило столицу из Бордо в Версаль, и лишь в 1879 снова в Париж.


В конце Первой мировой войны в Версальском дворце было заключено предварительное перемирие, а также Версальский договор, который побеждённая Германская Империя была вынуждена подписать. На этот раз, историческое место было подобрано французами, чтобы унизить немцев. Жёсткие условия Версальского договора (в том числе огромные контрибуционные выплаты и признание единоличной вины) были большим грузом на молодой Веймарской республике. Из-за этого распространены взгляды, что последствия Версальского договора были основой для будущего возникновения нацизма в Германии.


После Второй мировой войны Версальский дворец стал местом немецко-французского примирения. Об этом свидетельствуют празднества по поводу 40-летнего юбилея подписания Елисейского договора, состоявшиеся в 2003 году.


Многие дворцы Европы были построены под несомненным влиянием Версаля. К ним относятся замки Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе и Гатчине, а также другие дворцы на территории Германии, Австрии и Италии.


С 2003 г. Версальский дворец стал объектом одного из проектов под патронажем Жака Ширака - широкомасштабного плана реставрации дворца, сравнимого разве что с проектом Миттерана по обновлению Лувра. Проект с общим бюджетом в 400 млн евро рассчитан на период в 20 лет, во время которого будут обновлены фасад и внутренняя часть Оперы, восстановлена первоначальная планировка садов, а трехметровая позолоченная Решетка короля возвращена во внутренний Мраморный двор. Кроме того, после реставрации туристы смогут бесплатно посетить те части замка, в которые сегодня можно попасть только с организованной экскурсией. Однако в течение ближайших нескольких лет работы будут ограничены только самыми неотложными задачами: чтобы крыша не текла, чтобы не было короткого замыкания в электропроводке и чтобы перебои в системе центрального отопления не позволили дворцу взлететь на воздух, ведь такого в свое время не осмелились себе позволить даже революционеры.



В истории европейской архитектуры нет другого примера подражания, как подражание Версальскому дворцу , множество дворцов и парков было построено в стиле Версаля, послужившего отправной моделью архитекторам и дизайнерам.

Роскошный Версальский дворец и его великолепные парки и сады, изысканные оранжереи и замечательные фонтаны оказали просто волшебное влияние на архитектурную и строительную мысль Европы 18 века.

В Версале монархи и королевский двор жили в невероятной роскоши и развлекали себя создавая невероятное количество интриг и тайн Версаля. У истоков этого коварной традиции стоит Людовик XIV, пережив своего создателя, его творение традицию с успехом использовали потомки, но самого расцвета «интрига-плетение» достигло при Марии-Антуанетте.

Давайте посмотрим и мы на это великолепие, и начнём прямо с самого Версальского дворца - королевского дома.


Саша Митрахович 02.01.2016 10:29


Это основное строение комплекса, дом Французских королей. Попасть в него можно пройдя через «Королевские ворота» - вызолоченную решётку, украшенную королевскими атрибутами, гербом и короной.

Второй этаж предназначен для королевской семьи - на северной стороне располагались Большие салоны короля, их семь штук, а на южной размещались покои женской половины королевской семьи. Первый этаж занимали королевские придворные.

Во дворце насчитывается около семисот комнат, а тронный зал, где короли принимали послов и важных персон, назван Салоном Аполлона. Тронный зал также использовали под балы, театральные постановки и спектакли.

Зеркальная галерея - наиболее впечатляющее и известное помещение Версальского дворца , галерея играла важную, если не основную, роль в истории дворцовой жизни. Здесь проводились самые роскошные и пышные мероприятия королевского двора, балы, празднества и королевские бракосочетания.

Зеркальная галерея получила такое название за огромные зеркала, заполнявшие пространство между 17 больших арочных оконных проёмов, выходивших на роскошные Версальские сады и парки, создавая необычайный эффект пространства и света. Всего насчитывалось более 350 зеркал. Высота потолков галереи достигала 11 метров, при длине в 73 метра и ширине 11.
В истории Версальского дворца был период, когда мебель в Зеркальной галерее была выполнена из чистого серебра, неплохое вложение капитала, но к началу 18 века в виду больших военных расходов, мебель переплавили на монеты.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:07


Напротив расположена Оружейная площадь, от которой берут начало три аллеи, разделенные двумя зданиями - Большой и Малой конюшней, в которых одновременно размещалось до 2500 лошадей и 200 карет.

В грандиозном Дворце содержатся бесценные произведения искусства, которые вместе с необычайной красотой парков создают один из самых удивительных архитектурных ансамблей мира.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:11


Сразу же за оградой находится первый из трех идущих друг за другом дворов, так называемый двор министров, в глубине которого стоит статуя Людовика XIV. Через второй двор, Королевский, въезжали королевские кареты, а последний двор, Марбр, окружен постройками первоначального здания Людовика XIII. Со стороны, противоположной входу, выходит на парк один из самых красивых фасадов длиной 580 м.

Центральная его часть выполнена по проекту Лево (1678-80), два боковых крыла и окончательная отделка здания сделана Ардуэн-Мансаром. Два длиннейших этажа оживляются выступами и колоннами, прерывающими монотонность здания. Нижний этаж построен в виде рустованных арок, а высокие окна верхнего этажа обрамляются пилястрами.

Центральный павильон предназначался для королевской семьи, два боковых крыла - для кровных принцев, а аттик - для придворных.

С Королевского двора можно войти во дворец, а точнее, в первую галерею Исторического музея, рассказывающего об эпохе Людовика XIII и Людовика XIV Следующий зал, называемый Королевским, имеет овальную форму. Это помещение было спроектировано архитектором Габриелем (1770) для празднования свадьбы будущего короля Людовика XIV с Марией Антуанеттой Австрийской.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:14


После второй галереи верхнего этажа расположена Капелла, посвященная Св. Людовику Французскому. Это помещение, богато декорированное белыми и золотыми лепками, считается шедевром архитектора Ардуэн-Мансара (1699-1710).

Великолепные барельефы на пилястрах и арках выполнены Ван Клеве. Следующее помещение, называемое Салон Геркулеса, было построено в 1712 и декорировано в 1736 Робером де Котте. Здесь хранятся два великолепных полотна Веронезе “Ужин Христа в доме Симона Фарисея” и «Елизир и Ребекка». На этом же этаже расположены шесть залов Больших королевских апартаментов, являющихся типичным образцом стиля Людовика XV, где отдавалось предпочтение использованию ценных материалов.

Но самым роскошным, без сомнения, является шедевр декоративного искусства Лебрюна Галерея зеркал, построенная в 1687 году. Славу этой галерее принес его оригинальный декор: 17 зеркал, отражающих свет, который проникает через 17 расположенных напротив окон.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:19


Сады заслуживают особого внимания, это ярчайший образец разбивки французского парка. Сады Версаля, совместно с Большим и Малым парками занимают площадь более 100 гектаров. Это прекрасное пространство было спроектировано Ленотром, которому удалось гармонично соединить природу с искусством и со вкусами короля.

После спуска по террасе, попадаешь к фонтану Латоны (1670), этот замечательный фонтан украшен фигурами богини Дианы, Аполлона и Латоны, эта триада восседает на поставленных пирамидой концентрических бассейнах.

От фонтана берёт начало аллея Тапи-Вер, она выведет к другому великолепному фонтану Аполлона, где Туби (1671) изобразил божественную колесницу, запряжённую четвёркой лошадей, которая вырывается из воды, а тритоны в это время трубят в свои раковины, возвещая о пришествии бога. Газоны за фонтаном Аполлона заканчиваются у Большого канала (ширина 120 м), который тянется на 1560 м и заканчивается большим бассейном.


Рубрика: Париж

Удивительная вещь – амбиции! Если бы не они, мир никогда бы не увидел Версальского дворца, этого бесценного дара французской нации просвещенному человечеству. Дворцово-парковый ансамбль Версаль (фр. Parc et château de Versailles) – роскошный, пафосный символ французской монархии и, в особенности, эпохи правления «короля-солнце», Людовика XIV.

Идея строительства дворцово-паркового комплекса возникла у монарха на почве зависти, которую он испытал при виде замка в Во-ле-Виконт, принадлежавшего министру финансов Фуке. Людовик XIV тут же принял решение создать архитектурно-ландшафтный шедевр, стократно превосходящий дворец министра по размерам и степени роскоши. А своего подданного, владельца резиденции в Во-ле-Виконт, заключил в тюрьму.

В итоге в 1662 г. архитекторы Луи Лево, Андре Ленотр и художник Шарль Лебрен начали работы над сооружением замка, которые продлилось вплоть до 1715 г. – года смерти «короля-солнце». Однако на этом строительство не завершилось. Над его обликом в разные времена трудились архитекторы Лево, Франсуа д"Обрэ, Лемерсье, Ардуэн-Мансар, Лемюэ, Гиттар, Блондель, Дорбай, Робер де Котт, Лассюранс и еще целая плеяда великих мастеров.

Величественный синтез дворца и парка в дальнейшем переходил от одной династии монархов к другой, и каждый из царственных обитателей Версаля внес собственный отпечаток в его архитектуру и внутреннее убранство.

Этапы строительства

Исторические хроники позволяют выделить три этапа строительства Версальского дворца.

Начало первого этапа совпало с двадцатилетием Людовика XIV. Молодой монарх решил расширить охотничий замок своего отца, чтобы использовать его в качестве королевской резиденции. Команда известных архитекторов расширила и обновила замковые постройки в духе классицизма.

Второй этап строительства Версальского комплекса начался после достижения Людовиком XIV тридцатилетнего возраста. В этот период был возведен новый дворец, окружающий старый замок подобно оболочке или конверту. В результате получилось U-образное сооружение, куда вошли два главных двора: Мраморный и Королевский. Впоследствии здесь била ключом театральная жизнь. Премьера пьесы Мольера «Мизантроп» состоялась именно здесь, в исторических стенах Мраморного двора Версальского дворца.

Третий этап стартовал сразу после сорокалетия короля, в 1678 г. Возглавивший дальнейшее строительство Ардуэн-Мансар поставил перед собой амбициозную цель – максимально ускорить ход работ, дабы исполнить пожелание монарха. Королевский двор и правительство Франции в 1682 г. переместилось в Версаль. Усилиями Ардуэн-Мансара облик дворца заметно изменился. У него появились два Министерских крыла и огромные Северное и Южное крылья.

Еще при жизни Ардуэн-Мансар начал сооружение Королевской часовни, закончил которую его преемник Робер де Котт.

Версаль в цифрах

Расположенный в пригороде Парижа небольшой городок Версаль ассоциируется сегодня у большинства людей исключительно с Версальским королевским дворцом – апофеозом потворства экстравагантным прихотям французских монархов.

  • Общая площадь дворцово-паркового комплекса – более 800 гектаров.
  • Удаленность от Парижа – 20 км.
  • Количество залов дворца – 700; число окон – 2000; лестниц – 67; одних лишь каминов – 1300.
  • Обстановку дворца-музея составляют 5000 единиц старинной мебели.
  • На строительстве было задействовано 30.000 рабочих.
  • 50 фонтанов Версальского парка потребляют 62 гектолитра воды в час. Для их работы была построена специальная система забора воды из Сены.
  • В парке произрастает 200.000 деревьев, ежегодно высаживается 220.000 цветов.
  • Общая сумма средств, израсходованных на строительство дворца, составляет 25 725 836 ливров, что эквивалентно 37 миллиардам евро. Примечательно, что все счета за период 1661-1715 гг. сохранились до сих пор.
  • 6500 картин и рисунков, 15.000 гравюр, более 2000 скульптур, находящихся в залах дворца, являются неотъемлемой частью культурного наследия нации.

При Людовике XIV во дворце могло одновременно проживать 10.000 человек: 5000 дворян и столько же челяди (прислуги). Несмотря на то, что ансамбль Версаля – крупнейший в Европе, для него характерны удивительная целостность замысла, гармония архитектурных форм и ландшафтных решений.

Великолепие Версальского дворца и окружающего его парка с ухоженными аллеями и фонтанами в 1717 г. вдохновили Петра I на строительство своей загородной резиденции в Петергофе, которую впоследствии стали называть русским Версалем.

Исторические вехи

История Версальского дворца насчитывает немало взлетов и падений, революционных потрясений, вражеской интервенции и периодов относительного затишья. Расскажем кратко об основных исторических вехах бывшей резиденции французских королей.

При малолетнем монархе Людовике XV его регент Филипп Орлеанский принял решение о перемещении французского королевского двора обратно в Париж. Вплоть до 1722 г. Версаль пребывал в упадке, пока повзрослевший Людовик XV вновь не вернулся обратно во дворец со всей своей свитой.

В конце XVIII в. Версаль оказался в центре драматических событий французской истории. Судьба распорядилась таким образом, чтобы именно эта, полная роскоши и шика королевская резиденция стала колыбелью Великой французской революции. В июне 1789 г. депутаты от третьего сословия торжественно поклялись не расходиться до тех пор, пока их требования о политических реформах не будут приняты.

Тремя месяцами позже прибывшая из Парижа толпа революционеров захватила дворец и изгнала из него королевскую семью. За пять последующих лет предместье Версаль потеряло почти половину своего населения.

Во время революционных событий дворцовый комплекс оказался разграбленным, из него была вынесена уникальная мебель и ценности, но архитектура зданий не пострадала.

Версаль неоднократно захватывался прусскими войсками: в период наполеоновских войн (в 1814 г. и 1815 г.) и во время франко-прусской войны. В январе 1871 г. прусский король Вильгельм I устроил в Версале временную резиденцию и провозгласил весть о создании Германской империи.

Точка в Первой мировой войне была поставлена именно в Версале, где в 1919 г. был подписан мирный договор. Это чрезвычайно важное событие стало началом Версальской системы международных отношений.

Вторая мировая война нанесла серьезный урон дворцово-парковому комплексу. Жителям Версаля довелось пережить многое: жестокие бомбардировки, гитлеровскую оккупацию, многочисленные жертвы среди местных жителей. 24 августа 1944 г. город был освобожден французскими войсками, и для него начался новый этап развития.

В истории замка был момент, когда судьба его висела на волоске. В 1830 г., после Июльской революции его планировали снести. Вопрос был поставлен на голосование в Палате депутатов. Перевес всего в один голос спас Версальский дворец для истории и потомков.

Родовое гнездо аристократов и королей

В Версальском дворце родились и проживали многие прославленные монархи и члены их семей.

  • Филипп V – основатель испанской линии Бурбонов, благодаря которому Испания в течение многих лет всецело находилась под влиянием Франции, была фактически французской провинцией.
  • Людовик XV (Возлюбленный) – деспотичный и внушаемый правитель, находившийся под влиянием своей фаворитки маркизы де Помпадур, умело игравшей на низменных инстинктах монарха, разорявшей государство своей расточительностью. По свидетельству историков, именно ему принадлежит знаменитая фраза «После нас хоть потоп».
  • Людовик XVI , знаменитый своим отказом от абсолютизма и ставший первым в истории Франции конституционным монархом. Несмотря на это, окончил свою жизнь на эшафоте, будучи обвиненным в заговоре против свободы нации.
  • Людовик XVIII , оставивший свой след в истории страны как проницательный политик и авторитетный администратор, автор многих либеральных реформ.
  • Карл X – известный своей активной контрреволюционной деятельностью после падения Бастилии и решительными мерами по восстановлению во Франции абсолютной монархии.

Версаль – торжество эстетизма, очаг культуры и искусства

Версальский дворец окружен роскошным парковым ансамблем, который уже несколько столетий восхищает умы и сердца всех, кто там оказывается. И это неудивительно, т.к. изначально дворцовый комплекс задумывался как шикарное место для увеселительных затей двадцатилетнего короля.

Гармоничные и совершенные парковые скульптуры, широкие променады и изящные аллеи, многочисленные фонтаны, извергавшие тонны воды служили великолепными декорациями для монарших развлечений. Иллюминации и фейерверки, спектакли и маскарады, балетные постановки и всевозможные дворцовые праздники – и это далеко не полный перечень королевский увеселительных мероприятий, проходивших в Версале чуть ли не ежедневно. По крайней мере, до тех пор, пока он официально не стал государственным центром.

Традиционными для Версаля были празднества в честь фавориток. Первым пример показал молодой Людовик XIV в 1664 г., учредивший для своей возлюбленной Луизы де Лавальер праздник под романтическим названием «Наслаждения очарованного острова». Легенды и слухи о веселом времяпрепровождении в Версале целое столетие будоражили Европу.

Людовик XIV был большим поклонником искусств. В наследство ему досталось 1500 картин, и за годы своего правления он увеличил их количество до 2300. Несколько частей Версальского дворца были специально обустроены под экспозицию предметов живописи, графики и скульптуры. Величественные интерьеры были украшены фресковыми ансамблями художника Шарля Лорена. В многочисленных галереях красовались портреты Людовика XIV кисти Бернини и Варена.

В 1797 г. в Версальском дворце открылся Музей искусств мастеров французской школы – в противовес Лувру, где хранились произведения зарубежных мастеров.

Сохранить для потомков достояние нации

Современным правителям не чужды амбиции - в самом лучшем смысле этого слова.

В 1981 г. президент Франции Франсуа Миттеран предложил превратить Лувр в самый грандиозный музей мира и соорудить на входе огромную стеклянную пирамиду. Кстати, пирамида эта фигурирует в романе Джона Брауна «Код да Винчи». По сюжету, именно под ней была спрятана гробница Марии Магдалины и Священный Грааль.

Спустя два десятка лет другой французский президент Жак Ширак стал инициатором не менее амбициозного проекта – широкомасштабного плана реставрации Версальского дворца, сравнимого по затратам с проектом обновления Лувра.

Бюджет проекта по реставрации дворцово-паркового ансамбля Версаля составляет 400 млн. евро и рассчитан на 20 лет. Он включает в себя обновление фасадов дворцовых зданий, внутренней части Оперы, восстановление изначальной планировки садового ландшафта.

Когда реставрация будет закончена, туристам откроют бесплатный доступ в те части замка, куда сегодня можно попасть лишь в составе организованных экскурсий.

Адрес: Place d"Armes, 78000 Versailles, Франция.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Версаль Людовика XIII

Мог ли знать Людовик XIII, построивший в Версале скромный охотничий домик, что его сын и преемник великий Король-Солнце превратит это столь дорогое ему место в символ абсолютной монархии, в чудо архитектуры, роскошь и блеск которого не сможет превзойти ни один дворец мира?

Людовик XIII строил охотничий домик близ деревни Версаль, преследуя совершенно другие цели. Людовику XIII не исполнилось и шести лет, когда 24 августа 1607 он, будучи только дофином, приехал первый раз в Версаль вместе с отцом Генрихом IV на соколиную охоту. Выезды на охоту с отцом в Версаль не стерлись из памяти дофина; став королем, он будет предпочитать земли Версаля и Сен-Жермена всем другим местам для охоты.

В то время деревня Версаль включала в себя около 500 человек населения, скромная церковь была посвящена Святому Жюльену, на холме возвышалась ветряная мельница, а на четырех постоялых дворах останавливались на ночлег усталые охотники, в том числе и Генрих IV. Версальским доменом управлял Анри де Гонди, епископ Парижский, чей племянник впоследствии, став совершеннолетним, уступил эту землю другому своему дяде Жану-Франсуа де Гонди, архиепископу Парижскому и последнему хозяину Версаля из семейства Гонди.

Деревню окружали великолепные леса Иль-де-Франса, полные дичи, бесконечные поля и болота – идеальное место для охоты в любое время года. Находившаяся в 17 километрах от Парижа, она была расположена достаточно близко от Сен-Жермена, одной из самых любимых резиденций Людовика XIII. Когда охота затягивалась допоздна и не было возможности возвратиться в Париж, король скакал в Сен-Жермен или останавливался на одном из постоялых дворов Версаля или в полуразрушенном старом замке, принадлежащем семейству Гонди, где спал, не раздеваясь на охапке соломы. Нередко он проводил ночь и на ветряной мельнице.

Вскоре такое положение вещей надоело королю, и он купил 40 гектаров земли у 16 разных владельцев, зимой 1623-1624 гг. решив, что настало время построить в Версале небольшой охотничий домик. Неизвестный архитектор возвел на холме П-образное здание длиной 24 метра и шириной в 6 метров из розового кирпича, белого камня и голубой черепицы. Людовик XIII постоянно приезжал в Версаль, чтобы наблюдать за ходом работ.

К лету дом стал обитаемым, и король жил там с 28 июня по 5 июля. 2 августа он прибыл в Версаль из Сен-Жермена в 8:30 утра, чтобы наблюдать за доставкой мебели и кухонной утвари, купленной специально для него господином де Бленвилем, первым дворянином палаты.

Король занимал 4 комнаты в доме; апартаменты Людовика состояли из спальни, кабинета, гардеробной и приемной. Позже эти комнаты займет Людовик XIV, желающий жить в апартаментах отца.

Обстановка спальни была довольно скромной. Имелось только самое необходимое: кровать, два стула, шесть лавок, стол. Вечером зажигали свечи в серебряных и хрустальных подсвечниках. Пять гобеленов украшали стены; занавеси кровати, ковер, шторы и обивка мебели были выполнены из зеленой камчатой ткани. В кабинете восемь гобеленов воспроизводили историю Марка-Антония. Чуть позже галерея, ведущая в спальню короля, будет украшена большой картиной, изображающей взятие Ла-Рошели.

Король старался приезжать в Версаль как можно чаще. Сопровождавшая его свита всегда была крайне малочисленной. Из придворных Людовик изредка приглашал на охоту лишь Клода де Рувруа, будущего герцога де Сен-Симона, герцога де Монбазона, г-на де Сувре, графа де Беренгена, Мишеля Люка, личного секретаря, маркиза д’Омона, графа де Праслена, графа де Суассона и герцога де Мортемара. Последние два спали обычно на первом этаже, в комнате капитана гвардейцев.

Надо сказать, что придворные почитали за большую честь быть приглашенными королем на охоту в Версаль, однако подобные выезды были связаны для них с большими неудобствами. Людовик XIII был неутомимым и бесстрашным охотником; он по семнадцать часов кряду в любую погоду мог галопом носиться по полям и лесам, что было крайне утомительно для его спутников. Более того, нередко именно затруднения, вызванные плохими погодными условиями, могли заставить его отправиться на охоту, и никакие уговоры не могли вынудить короля изменить решение. Кроме того, в охотничьем домике в Версале удобства были минимальными и не могли удовлетворить взыскательных вельмож, поставленных перед необходимостью разделять их с равнодушным к комфорту королем.

Ни для королевы-матери, ни для царствующей королевы комнаты были не предусмотрены. Впрочем, несколько раз они все же приезжали на один день в Версаль, ни разу не проведя там ночь.

Обычный день короля в Версале описан его врачом Эруаром: «12 октября 1624 года проснулся в 6 часов утра, позавтракал в 7 часов и отправился на охоту на оленя. В 10 часов вернулся, промокший насквозь, переменил одежду и переобулся. В 11 часов пообедал, сел на лошадь и вновь погнался за оленем, добравшись до Поршфонтена. Вернулся в Версаль в 6 часов вечера».

Версаль стал для короля не только местом, где можно было найти приют после охоты. Король скрывался в охотничьем домике, когда жизнь в Лувре становилась для него совершенно невыносимой. Под предлогом охоты он старался как можно чаще уезжать туда, чтобы отдохнуть от двора и скрыть от посторонних свидетелей свои эмоции.

Между тем, в 1631 году Людовик XIII решил расширить свои владения в Версале и увеличить дом. 8 апреля 1632 года он купил у Жана-Франсуа де Гонди за 70000 ливров всю сеньорию Версаль вместе с руинами старого замка Гонди, который он хотел полностью снести для того, чтобы расширить парк.

15 августа 1634 года строительство было завершено. Главное здание, в котором располагались апартаменты короля, пятью окнами первого и второго этажей выходило во двор; по пять окон было также и в двух параллельных крыльях, которые ограничивают сейчас Мраморный двор. Четыре внешних угла замка украшали четыре одинаковых павильона. Со стороны двора портик с семью арками, закрытыми решетками, соединял два крыла. Дом был окружен рвом без воды; сады были расширены Жаком де Менером и включали в себя огород и зал для игры в мяч. В 1639 году сады будут перепланированы Клодом Молле и Илэром Массоном.

Версаль был для Людовика XIII не только охотничьим домиком, но и местом, куда никто не мог приехать без его разрешения. В апреле 1637 года короля терзали сильнейшие душевные переживания. Нежная и искренняя любовь, связывавшая его с мадемуазель де Лафайет, бала обречена, и он это прекрасно понимал, но, измученный постоянными преследованиями со стороны двора и угрызениями совести, он решился на неожиданный для него поступок. Мадам де Моттвиль пишет в своих «Мемуарах»: «Этот великий король, столь мудрый и столь постоянный в своем мужестве, переживал все-таки моменты слабости, во время которых он торопил ее <Луизу де Лафайет>, чтобы она согласилась на его предложение увести ее в Версаль, где она бы жила под его защитой. Это предложение, столь противоречащее его обычным чувствам, вынудило ее покинуть двор». Мадемуазель де Лафайет, глубоко любящая короля, боялась, что не сможет устоять перед своими чувствами и погубит душу своего возлюбленного, согласившись на его предложение переехать в Версаль. Испугавшись, что она сдастся, если король будет продолжать просить ее об этом, девятнадцатилетняя Луиза де Лафайет ушла в монастырь. Чтобы скрыть свое горе, Людовик XIII уехал в Версаль, так и не ставший прибежищем любви. В 1643 году, чувствуя приближение смерти, Людовик XIII сказал: «Если Господь вернет мне здоровье, сразу же после того, как мой дофин сможет сесть на лошадь и достигнет возраста совершеннолетия, он займет мое место, а я удалюсь в Версаль, и буду думать лишь о спасении души».

После смерти короля, наступившей 14 мая 1643 года, Версаль восемнадцать лет будет оставаться без хозяина. Людовик XIV прикажет сохранить в неприкосновенности охотничий домик отца, сделав его сердцем нового ансамбля.

Строители великого шедевра

Помощь королю в строительстве Версаля оказывали четыре человека: Кольбер, Лево, Ленотр и Лебрен. Без них грандиозный проект никогда бы не осуществился; однако, несмотря на многочисленные и несомненные достоинства всех четырех, главным вдохновителем и движущей силой проекта был все-таки Людовик. Он хорошо знал, чего хочет. Благодаря Мазарини, окружившего его с детства красивыми вещами, у короля сформировался хороший вкус. Год от года он становился все изысканнее, и это оставляло свой отпечаток на всех его делах.

После своей смерти Мазарини оставил королю все свое имущество: картины, книги, дома, восемнадцать огромных бриллиантов, известных под именем les Mazarins, и деньги (а также, он мог бы добавить, племянниц). Все это было ничто по сравнению с другим бесценным сокровищем – Кольбером. Он был самым замечательным министром в истории Франции. Он родился в 1619 году в семье торговца шерстью в Реймсе. Его гербом была скромная травяная змея, в противоположность белке Фуке, стремящейся вскарабкаться все выше. В отличие от Фуке, весельчака и повесы, Кольбер был сдержан и строг. Он чаще хмурился, чем улыбался, и никогда не старался понравиться. Но все всегда знали, чего от него ждать. Когда кто-то в надежде избежать какого-либо налогообложения шел прямиком к королю, минуя Кольбера, то в заключение любезного приема мог услышать от Людовика: «Мсье, нужно заплатить!» Поэтому большинство просителей предпочитали общение с хмурым на вид Кольбером. Еще, будучи в довольно юном возрасте, он понял, что экономика – это верный, хотя и не очень быстрый путь к власти; и начал карьеру с того, что привел в порядок личные дела Мазарини, которые были страшно запущены; затем, все еще находясь на службе у кардинала, он занялся государственными финансами. Когда король был ребенком, Кольбер учил его, как вести счета; Людовик стал первым королем Франции, умевшим это делать самостоятельно. Кольбер ненавидел Версаль, но только он был способен раздобыть необходимую для его строительства сумму. Деньги тут же уходили, словно вода в песок. Узнав, что король собирается в Версале обосноваться, финансист смирился с неизбежным и начал думать о том, как с умом и пользой для страны использовать это затратное сооружение.

Кольбер был удивительным человеком; он отличался глубокими познаниями в области литературы, науки и искусства, хотя, вероятно, сам считал эти области человеческих знаний не самыми главными в жизни, нечто вроде приложения к торговле. Способствуя развитию науки во Франции, финансист делал это, прежде всего с целью привлечь мировые рынки. Министр основал в Риме на вилле Медичи французскую школу живописи и скульптуры, открыл в Париже обсерваторию и пригласил туда работать астронома Кассини; он также покупал книги для пополнения королевской библиотеки и, наконец, являясь суперинтендантом строительства, руководил работами по реконструкции Версаля.

Хотя Кольбер был на двадцать лет старше короля, он относился к своему монарху с благоговейным трепетом. Выезжая из загородного дома Со, этот влиятельный и властный человек, державший в страхе всю Францию, брал с собой в парк кусочек хлеба и бросал его через канал. Если хлеб падал на другой стороне, это означало, что Людовик XIV будет в добром расположении духа, если хлеб падал вводу, Кольбер не сомневался – грозы не миновать.

Лебрен родился в том же году, что и Кольбер, и проработал с ним большую часть своей жизни: Они были похожи тем, что не гнушались никакой работы. Лебрена нашел канцлер Сегье, когда тому было десять лет, и он рисовал на кальке сценки из Апокалипсиса. Первый серьезный заказ он получил в 1649 году; ему надлежало украсить отель Ламбер, парижский дом одного богатого государственного чиновника. Затем он работал для Фуке в Во-ле-Виконт; в 1662 году король сделал его главным придворным художником и поручил декоративную отделку Версаля. Кроме того, Лебрен являлся директором крупной фабрики гобеленов, занимавшейся не только производством тканых ковров, но и практически всей меблировки для Версаля. Лебрен хотя к числу первоклассных живописцев и не относится, но был превосходным дизайнером. Почти вся обстановка и убранство дворца: стулья, столы, ковры, отделка, декоративные панели для стен, серебро, гобелены и даже замочные скважины выполнены по его оригинальным эскизам; он расписал потолки в Зеркальной галерее, а также в залах Войны и Мира, фасад малого королевского дома в Марли. Лебрен создавал носовые украшения для галер и декорации для праздников. Кроме того, успевал писать огромные полотна на религиозные и мифологические темы. Он любил аллегории и батальные сцены, но был довольно равнодушен к природе.

Перестройкой замка с 1661 по 1668 гг. занимался архитектор Лево. Лебрен и Лево работали в полной гармонии. Наиболее известными зданиями Лево являются Во-ле-Виконт, отель Ламбер и Институт де Франс, построенный по проекту архитектора уже после его смерти. Большая часть его работ в Версале в более поздние времена была закрыта работами архитектора Мансара. Восточный фасад из кирпича и камня Лево оставил в первозданном виде, но пристроил к нему два крыла; на подходе к зданию возвел ряд павильонов, предназначенных для министров.

Ленотр родился в семье садовника и должен был сам стать королевским садовником. Его дед ухаживал за парками Марии Медичи; его отец был главным садовником в Тюильри; муж одной из его сестер выращивал молодой сад для Анны Австрийской, а муж второй ухаживал за ее апельсиновыми деревьями. Ленотр мечтал стать художником и начал жизнь в студии Вуе, но вскоре вернулся к садоводству. Он сменил своего отца в Тюильри и придал тамошним паркам новый облик. Его заметил Фуке и пригласил в Во, где результат его работы не оставил равнодушным Короля-Солнце, который и незамедлительно назначил его главным управляющим всех своих парков. Мы обязаны ему не только версальскими садами, но и парками Шантильи, Сен-Клу, Марли, Со; творением его рук является знаменитая терраса в Сен-Жермен-о-Лэ, а также многочисленные частные парки и сады, и великолепный широкий проспект Елисейские поля, берущий начало у Лувра. Город Версаль тоже построен по его проекту.

Ленотр через всю жизнь пронес интерес к живописи и искусству. Его жилище в Тюильри изобиловало красивыми вещами, включая китайский фарфор. Уходя из дома, он оставлял ключи на гвоздике, чтобы ценители искусства, нагрянувшие в его отсутствие, не были разочарованы и могли полюбоваться великолепной коллекцией.

Не менее значимую роль в обустройстве Версаля сыграл Квентини. Он разводил огород. Сначала он работал адвокатом в Пуатье, но подлинной его страстью были овощи и фрукты. Его книгу по садоводству и огородничеству можно причислить к лучшим изданиям на эту тему; она пробуждает в читателе страсть к огородничеству; его советы подробны и просты настолько, что их способен понять даже ребенок.

Король обожал Квентини. Он возвел его во дворянство и подарил дом в саду, куда часто наведывался прогуляться. Сегодня сад и огород остались почти без изменения, включая калитку с надписью «Public», через которую входили жители Версаля, чтобы бесплатно взять овощи.

Груши Квентини просуществовали в Версале до 1963 года, тогда пришлось выкопать два последних дерева. В XIX веке многие из них еще плодоносили и хорошо переносили зимы, погубившие другие фруктовые деревья.

Итак, после 1661 года Людовик XIV пожелал собственный дворец, который по своему великолепию и роскошью превосходил бы другие замки Франции и даже Европы. Местом строительства король выбрал Версаль, маленький поселок, с пятьюстами человек населения, где находился маленький охотничий замок Людовика XIII. Над строительством работали лучшие архитекторы, скульпторы, художники XVII века, на постройку замка тратились огромные суммы денег. Но Король-Солнце не жалеет ничего. Привело к строительству Версаля, как мы видим, желание Людовика иметь свой собственный, неповторимый дворец, который должен был стать доказательством славы и могущества короля.

Финансы Франции и Версальский дворец

Когда речь заходит о денежных средствах, израсходованных на версальских стройках, историки единодушно соглашаются, что дворец, стоил огромных сумм. А если мы примем во внимание стоимость внутреннего убранства, то получим колоссальные цифры. Хотя генеральный контролер финансов Жан-Батист Кольбер старался внушить королю склонность к бережливости, желание славы короля обходилось дорого.

До того как Кольбер еще не стал суперинтендантом строительства, с 1661 по 1663 г., Версаль стоил уже полтора миллиона (в течение четырех лет он поглотил то, что Фонтенбло съел за 17 лет). Почти вся эта сумма использована, по всей видимости, без всякой меры, для создания парков. Король покупал, увеличивал, расширял, округлял свое владение. Он придумывает бассейны, новые партеры, оранжерею, боскеты. В 1664 г. Версаль стоил администрации строительства 781000 ливров; в следующем году – 586000.

Кольбера, несомненно, заботили эти многочисленные траты. Он беспокоился и даже злился. В письме, которое он писал королю (сентябрь 1665) звучит тревога. «Если Ваше Величество пожелает обнаружить в Версале, где за два года потрачено более пятисот тысяч экю следы славы, Вы, несомненно, огорчитесь, не обнаружив ее».

Кольбер еще верил в будущее Лувра и Тюильри. В это время в Париж уже прибыл Лоренцо Бернини, скульптор, художник, архитектор, автор колоннады у собора св. Петра, памятников папам Урбана VIII и Александра VII. Он должен был сделать из Лувра прекраснейший дворец мира.

Но на Версаль с каждым годом тратиться все больше денег. Если в 1668-м на строительство ушло 339000 ливров из бюджета министерства строительства, тот в 1669-м траты доходят до 676 000 ливров, а в 1671-м – до 2 621 000 ливров. Начиная с 1670 года, во дворце появляется новая мебель, украшенная серебряными накладками, а спальня Его Величества обтянута золотой парчой.

Чтобы получить представления о том, что представлял тогда собой ливр (подразделенный на 20 солей и 240 денье) в конце XVII века приведем несколько примеров. В городах неквалифицированный рабочий мог зарабатывать от 6 до 10 солей в день, когда была работа; квалифицированный (краснодеревщик, слесарь, каменотес) – 20 солей. Поденные рабочие в сельской местности, когда находили работу (150 дней в году) получали 5-6 солей в день. Приходской кюре, живший без хлопот, мог получать от 300 до 400 ливров в год, то есть 20 солей за полный трудовой день. Можно также предположить, что скромная семья жила на 25 ливров в месяц. Таким образом, подсчитав средний годовой достаток такой семьи, получим: в год на строительство Версаля (данные 1664 года), не считая при этом трат на внутреннее убранство, тратилось столько денег, сколько хватило бы на безбедное проживание 3000 семей.

Версаль можно назвать в полном значении слова, стройкой мирного времени. Ведь строительные работы начинали оживляться и наиболее крупные финансовые вложения происходили как раз в то время, когда заключался мир. Сравним некоторые цифры. Во время Деволюционной войны Версаль обошелся государству за два года в 536 000 франков. Едва наступил мир, как сразу же возросли и расходы. В 1671 г. Версаль стоил 676 000 франков. За пять военных лет, с 1673 по 1677 г. включительно, сумма, потраченная на версальские стройки, составила 4066000 ливров. Едва произошло заключение Нимвегенского мира, как монарх уже не видел резона экономить. В 1679 году версальские траты поднимаются до 4886000 франков, а в 1680 году достигают 5 641 000 франков. С началом Десятилетней войны остановились главные стройки. В документах строительного министерства можно увидеть отчет о суммах, потраченных на Версаль (без учета подвода воды): в 1685году – 6104000, в 1686 году – 2520000, в 1687 голу – 2935000. Подготовка к войне идет полным ходом, а потому затраты резко снижаются в 1688 году: 1976 000 ливров. А далее, за целых девять лет, с 1689 по 1697 год включительно, Версаль стоил Франции только 2 145 000 ливров. В период с 1661 по 1715 год Версаль вместе с замком и служебными помещениями стоил 68000000 франков.

Нельзя забывать, что Версаль – не единственный дворец, строившийся в это время. В Париже также велись другие многочисленные стройки. До 1670 года вклады на строительство парижских дворцов вдвое превышают те, которые предоставляются Версалю. Начиная с 1670 г. ситуация меняется.

А в 1684 году министерством финансов лишь на одно жилье для рабочих выделяется 34 000 франков. Статистика, несомненно, впечатляет!

Но если еще раз как следует задуматься, то эти траты представятся не такими уж астрономическими по сравнению с расходами на войны и с тем, какой степени политического и художественного расцвета достиг двор во времена великого короля и далее, в течение всего века Просвещения. Нельзя сказать лучше, чем Пьер Верле: "Все согласятся, что Людовик XIV, подарив нам Версаль, обогатил Францию… Траты великого короля подарили миру замок, которым нельзя не восхищаться».