Какая религия в Израиле и что можно посмотреть в этой стране? Религия Израиля – какая религия в Израиле? Религиозный состав израиля.

Происхождение, получить гражданство страны.

В юрисдикцию раввинских судов входит также утверждение гиюра. Существуют также вопросы, которые могут быть рассмотрены религиозным судом по обоюдному согласию сторон. Религиозные суды, однако, подпадают под юрисдикцию Израиля (БАГАЦ).

Еврейскими общинно-религиозными учреждениями руководит Верховный раввинат, являющийся одновременно верховным апелляционным раввинским судом. В городах действуют городские раввинаты.

В середине 1980-х гг. в Израиле насчитывалось около 450 раввинов, состоящих на жалованье государства, муниципалитетов и поселковых советов.

Около ста даянов заседают в 24 раввинских судах, действующих в десяти городах Израиля. При муниципалитетах и поселковых советах действуют религиозные советы.

В функции религиозных советов входит: устройство и содержание , оказание материальной помощи в учреждении и содержании синагог, контроль над в скотобойнях и мясных лавках, ресторанах, гостиницах и т. п., а также за деятельностью похоронных обществ (Хевра кадиша) и т. п.

По мнению российских исследователей конституционного права, «пока все вопросы, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, находятся в ведении судов религиозных общин, проявление дискриминации на религиозной почве неизбежно.

Наличие системы религиозных судов и отсутствие института гражданского брака способствуют сохранению в израильском обществе различных этнических и конфессиональных групп, полное равенство которых перед законом обеспечить практически невозможно.»

Фотогалерея

Заповеди иудаизма частично и 20% считают себя совсем нерелигиозными.

Мусульмане являются наиболее многочисленным религиозным меньшинством в Израиле.

Израильские арабы, которые составляют 19,8% от населения страны, в большинстве своём исповедуют ислам (82,6%), 8,8% из них являются христианами и 8,4% друзами.

По ссбщению Центрального статистического бюро Израиля, к концу 2012 г. в Израиле постоянно проживали 154 500 христиан, составляющих 2% всего населения страны (без учёта иностранных рабочих, исповедующих христианство). 80,4% израильских христиан — арабы, а остальные — члены семей репатриантов, прибывших в Израиль в рамках Закона о возвращении, и их дети, родившиеся уже в Израиле.

Есть также незначительное число евреев, исповедующих мессианский иудаизм.

Представители других религиозных групп, включая буддистов и индуистов, также присутствуют в Израиле, хотя и в небольших количествах.

Почему официальная религия в Израиле это Иудаизм, а не Христианство? и получил лучший ответ

Ответ от Alkion alef[гуру]
Первое отличие. Большинство религий мира, включая христианство, поддерживают доктрину, что неверующие в эту религию будут наказаны и не получат места на Небесах или в Мире Грядущем. Иудаизм в отличие от любой значительной мировой религии считает, что нееврей (который не обязательно должен верить в Тору, но который соблюдает семь заповедей, данных Ною) , обязательно получит место в Мире Грядущем и называется праведным неевреем. В число этих заповедей входят: 1) верить, что мир создан и управляется одним Б-гом (не обязательно еврейским) ; 2) учредить суды закона; 3) не воровать; 4) не совершать прелюбодеяний; 5) не поклоняться идолам; 6) не есть части от живого животного; 7) не богохульствовать. Каждый, кто соблюдает эти основные принципы, получает место на Небесах (Синедрион, 56б) .
Второе отличие. В христианстве самой важной идеей является вера в Иисуса, как спасителя. Эта вера сама по себе дает человеку возможность быть спасенным. Иудаизм считает, что выше всего для человека - это служение Б-гу посредством выполнения его воли, и это даже выше веры. В Торе есть строфа, гласящая: «Он Б-г мой, и прославлю Его». В обсуждении того, как человек может прославить и превознести Б-га, Талмуд отвечает, что именно посредством действий. Следовательно, высочайшей формой уподобления Б-гу - совершение действия, а не чувства или вера. Вера должна проявляться в поступках, а не в словах.
Третье различие. Основным убеждением иудаизма является вера в одного Б-га. Не может быть в мире никакой иной высшей силы кроме Б-га. Кроме веры в концепцию Бога христианство верит в концепцию Сатаны как источник зла, который является силой, противоположной Б-гу. Иудаизм весьма конкретен по поводу убеждения в том, что зло, как и добро, происходит от Б-га, а не от иной силы. Строфа из Святого Писания гласит: «Я [Б-г] творю мир и произвожу бедствия». (Ишаягу, 45:7). Талмуд говорит еврею, что, когда наступает беда, еврею надлежит признать Б-га Справедливым Судьей. Так, еврейской реакцией на очевидное зло будет приписать его происхождение Б-гу, а не какой-либо иной силе.
Четвертое различие. Иудаизм считает, что Б-г, по определению, не имеет формы, образа или тела, и что Б-г не может быть представлен ни в какой форме. Это положение даже входит в тринадцать основ веры иудаизма. С другой стороны, христианство верит в Иисуса, который как Б-г принял человеческий образ. Б-г говорит Моисею, что человек не может увидеть Б-га и остаться живым.
Пятое отличие. В христианстве самой целью существования является жизнь ради последующего мира. Хотя иудаизм тоже верит в Мир Грядущий, это не является единственной целью жизни. Молитва «Алейну» говорит, что главная задача жизни в улучшении этого мира.
Шестое отличие. Иудаизм верит в то, что каждый человек состоит в личных отношениях с Б-гом и что каждый человек может ежедневно общаться с Б-гом напрямую. В католицизме священники и Папа выполняют функцию посредников между Б-гом и человеком. В отличие от христианства, где духовенство наделено возвышенной святостью и особыми отношениями с Б-гом, в иудаизме нет абсолютно никаких религиозных действий, которые мог бы совершить раввин, но не мог бы совершить любой отдельный еврей. Так, вопреки представлениям многих людей, раввину не обязательно присутствовать на еврейских похоронах, еврейской свадьбе (обряд можно провести и без раввина) , или при совершении других религиозных действий. Слово «раввин» означает «учитель». Несмотря на то, что раввины имеют право выносить официальные решения по поводу еврейского закона, еврей, который достаточно обучен, также может принимать решения по поводу еврейского закона, не получая предписаний. Так, нет ничего уникального (с религиозной точки зрения) в том, чтобы быть раввином как представителем еврейского духовенства.

Ответ от Ўлия [активный]
Иисус был иудеем


Ответ от Ѓлитка на склоне. [гуру]
Иудеи не считают Иисуса мессией.


Ответ от Немир Номеч [гуру]
Львы не стали травоядными, следовательно Христос лжепророк и не был признан евреями. А современное христианство с Христом ничего общего не имеет. Это по сути павлианство


Ответ от Parker Doff [гуру]
В Израиле всегда был Иудаизм. И Рим сюда приходил и крестоносцы. И мусульмане вокруг живут. А тут как две, три тысячи лет назад как был Иудаизм так и будет. И не имеет никакого значения, кто тут появляться, о чем проповедует, за что борится


Ответ от Девушка с веслом [гуру]
Иудея не принимала христианства, если что.


Ответ от Норд Эльбрусов [гуру]
Нет, Христос пришел чтобы Его принесли в жертву иудеи. то что совершил Каин с Авелем. принес ту (с кровью) жертву которая искупляет от грехов всего мира.


Ответ от Лыгарь [гуру]
А в России официальная религия-православие, а в ватикане-католичество, а в Англии-протестантизм и т. д. .
Официальная религия не может являться ориентиром для верующего.
Любая религия становясь официальной теряет свою суть.. т. к. начинает зависеть не от Бога, а от политических мотивов.


Ответ от Olga Rodianou [гуру]
Иудеи не признали Иисуса обещанным Мессией.


Ответ от Ё®ack™ [гуру]
Есть множество фактов, что Хазарский каганат принял иудаизм чуть раньше чем Русь стала христианской (в поисковике забей по отдельности "идиш" и "иврит")


Ответ от Елена Николаевна [гуру]
Христос пришел от Бога Яхве или Иегова, Он Его Сын, пришел к своим по обещанию Бога своему народу чтобы исполнить обещанное Аврааму, отцу всех праведников по закону и по вере, гоним стал по причине неверия начальников, которые видели в нем (и сейчас видят) лишь галилеянина, которые боялись за свое место, оклеветали его и осудили на смерть, но он предпочел пожертвовать своей жизнью, чтобы выполнить волю Бога, по которой держава смерти дьявола будет разрушена семенем жены (Быт 3-15)

О строгости, с которой народ соблюдал свою чистоту, может дать понятие хотя бы постановление о том, что не только прямое потомство блудницы не «может войти в общество Господне», но даже ее десятое поколение.

Смерть Моисея является границей кочевого и оседлого быта евреев. Они начинают водворяться в Палестине, вытесняя ее прежних обитателей. Из бродячего пастушеского племени евреи становятся земледельческим народом, что не могло не повлиять на развитие их религии. Оседлая жизнь сделала возможным создание фиксированных, постоянных мест культа, жертвенников и т. п., земледельческий быт создал особые праздники, приуроченные к посеву, жатве, сбору плодов; наконец, поселение на обширной территории разрознило единое прежде племя, ослабило централизующее влияние ковчега и создало местные культы, а это в свою очередь послужило причиной усиленного влияния язычества и смешения культов Ваала и Иеговы, что было очень естественно при внешнем сходстве этих культов. Период судей и характеризуется религиозной (и политической) анархией, из которой лишь постепенно вышел израильский народ, объединившись политически и снова создав себе религиозный центр.

Под давлением внешнего врага (филистимлян) народ пришел к мысли о необходимости твердой политической организации; была создана царская власть, которая в свою очередь создала (Давид) религиозный центр, в виде столицы государства – Иерусалима, куда был перенесен ковчег завета. Преемник Давида Соломон завершил это дело созданием храма.

Период царей имел еще одно последствие для израильской религии. Израильские цари, особенно цари блестящего периода, поставили Палестину в ряды великих государств древности и сделали обычными для израильского народа сношения с Египтом и Финикией. Эти сношения привели и к религиозному взаимодействию народов, которое мы еще не можем описать во всех подробностях, но символом которого может служить Соломонов храм, построенный вплоть до мелочей по типу финикийских святилищ.

Как известно, по смерти Соломона (950 г.) Израиль разделился в политическом отношении по два царства: северное, сохранившее священное имя Израиля со столицей Сихем, и южное, называвшееся с тех пор Иудеей. Здесь начинается новый период израильской религии, отмеченный с одной стороны политическими бедствиями вплоть до покорения иноземному игу Ассирии (720 г.) и Вавилона (587 г.), а с другой – выступлением пророков, которые дали израильской религии новое движение.

Пророками назывались лица, обладавющие даром непосредственных сношений с Богом. Это было многочисленное сословие, жившее общинами, к которым обращались в затруднительных случаях частные люди и цари. Из их среды вышли те замечательные лица, как Илия, Исайя, Иеремия, которые, благодаря своему мощному духу, находили в себе силы идти против общего движения народной жизни, против погрязшего в идолослужении народа и царей. Великие пророки резко отделяют себя от лже-пророков, прорицателей и сновидцев, выдающих свои измышления за слова Бога, «которые действуют своим языком, а говорят: Он сказал». «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его, как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном?» (Иер. ХХIII). С пророками Бог говорил непосредственно, и сила этого слова была такова, что они должны были передавать Божественные глаголы народу. Пророк и рад бы молчать, потому что за свои пророчества он подвергался непрерывным преследованиям и насмешкам, – но Бог сильнее пророка. «И подумал я, – пишет Иеремия, – не буду я напоминать о Нем, не буду больше говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы огонь горящий, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и – не мог». И вот влекомый этой непреодолимой силой, сжигаемый огнем Божьих слов пророк идет в народную толпу, к правителям, царям, жрецам и властно говорит им волю Божию.

«Вот я поставил тебя, – говорит Господь Иеремии, – укрепленным городом и железным столпом и медной стеной на всей этой земле, против царей Иуды, против царей его, против священников и против народа земли сей».

И действительно, пророки были такими несокрушимыми столпами, вехами и маяками на том пути, по которому должен был по их мысли идти народ. Они провозглашали новые идеи и новые точки зрения. Вместо господства культа, они учили чистоте сердца, преданности Богу, вместо узко-националистической тенденции прежней религии у них видна универсальная точка зрения. Иегова, по их воззрениям, не есть Бог только евреев; он – Бог Саваафов, т.е. Бог вселенной, «благословен народ Мой Египтяне, и дело рук Моих Ассирияне», – говорит Бог устами Исайи; вместо ожидания политического господства дома Давидова, они готовили народ к духовному царству грядущего Мессии.

Илия (около 860 г.) был первый из великих пророков, открыто и определенно ставший в оппозицию царю (Ахаву) и народу. Он увидал ясно, как никто в его народе, неизмеримое превосходство и особенный характер Иеговы и со всей ревностью восстал против смешения культа истинного Бога с культом Ваала. «Долго ли вам хромать на оба колена, – говорил он евреям, – если Господь есть , то последуйте ему, а если Ваал, то ему последуйте». Это был суровый и грозный пророк, настоящий служитель грозного ветхозаветного Иеговы, у которого одежда красна от крови, потому что Он топчет народ в гневе своем, как виноград в точиле. Это Илия избил 450 вааловых пророков («беззаконных царей обличил и священников уморил», как поется о нем в церковных песнопениях), он истребил огнем посланных царя Охозии, он наслал засуху и голод на всю Палестину. Жил он часто в пустыне, в уединении, спасаясь от преследованй. Православный народ недаром отождествил его с Перуном и отдал в его распоряжение заведывание огнем небесным – громом .

Конец Ильи был достоин его жизни – он вознесся на небо на огненной колеснице.

Его преемник Елисей «не жил в таком одиночестве, как Илия; он был в близких отношениях с целым рядом пророков. Он приобрел значение в мирских делах и пользовался большим уважением со стороны царей. Правда, ему случалось резко выступать против них, но он сопровождал их в походах и предоставлял свой авторитет к их услугам и к услугам их народа» (Вельгаузен).

Достойные преемники Илии являются только столeтие спустя. Это, во-первых, Амос, предсказавший падение Израильского царства, и в особенности Исайя (около 720 года). Под его давлением царь Езекия уничтожил языческие жертвенники и символы язычества в самом храме, в том числе и медного змея Моисея.

При Манасии снова восторжествовало язычество. Манасия «снова устроил высоты, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, и поклонился всему воинству небесному», «и провел сына своего через огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников», «и поставил истукан Астарты».

В седьмом веке, при царе Иосии пророческая партия победила. В 621 году при уборке храма была найдена книга закона (Второзаконие), давно забытая всеми. Ее прочли царю. «Когда царь услышал слова закона, то разодрал одежды свои» и решил очистить страну от языческой мерзости и восстановить во всей чистоте культ единого Бога. Он «вынес Астарту из дома Господня за Иepycaлим к потоку Кедрона и истер ее в прахъ, и разрушил дома блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты», «и отменил коней, которых ставили цари Иудейские солнцу перед входом в дом Господень», «и изломал статуи, срубил дубравы, и наполнил место их костями человеческими», «и заколол всех жрецов высот, которые там были, на жертвенниках и сжег кости человеческие на них».

Впервые после долгого перерыва народ отпраздновал в полном соответствии с законом Пасху. Это восстановление имело огромное религиозное, но отнюдь не политическое значение. Реставрация не могла поддержать политического существования Иудеи. После нескольких ударов Иерусалим был взят, храм сожжен, и стены разрушены, а народ уведен в Вавилон (586 г.). В эту эпоху действовал пророк Иеремия. «Он чувствовал, что гибель храма и царства есть неизбежность, требуемая Божеством, он задолго до катастрофы видел это, и его не могли сбить с этой точки зрения ни события, которые, казалось, противоречили его зловещим предсказаниям, ни всеобщая ненависть и насмешки». Израиль не принимал его пророчеств, он был гоним и одинок, а откровения его превратились в постоянную беседу с Богом, в интимное с ним общение, в котором Иеремия утешал свою наболевшую душу.

Из эпохи Вавилонского плена мы отметим пророка Иезекиля. Как он, так и другие пророки времен изгнания переменили свои темы и из обличителей и провозвестников кары сделались утешителями народа, поддерживали в нем бодрость духа и надежды и рисовали картины грядущей теократии.

Период после Вавилонского плена важен окончательным установлением обрядового закона. Около этого времени была составлена книга, которую критика обычно называет жреческим кодексом (Priesterkodex), содержащая в себе подробное описание частного и общественного культа. Культ делается строго централизованным и регламентирован самыми подробными правилами. Во главе народа становится первосвященник, а священническое сословие (левиты) строго отделены от светских. Главными деятетелями этой реформы были книжник Эздра и Неемия. С этой поры иудейство было резко отделено от язычества и приобрело ту оригинальную и крепкую структуру, которая сохранила до сих пор все особенности еврейского народа, несмотря на сотни лет их пребывания среди иноплеменников. Все последующие политические бедствия, завоевания и притеснения были уже не страшны Израилю, окончательно нашедшему себя и заковавшемуся в панцырь Закона.

III. Общая характеристика израильско-иудейской религии. Бог, как личность. Религиозная целостность и свобода выбора. Религиозный матеpиализм

Если мы вспомним восточные религии, где человек исчезал перед величием Бога, и западные (Греция), где, наоборот, Бог уподоблялся человеку до забвения божественных черт, то религия евреев представится нам средним «царским» путем, на котором человек видит все величие Бога, но и не теряет сознания своей причастности к божеству, и где поэтому религия не есть уничижение и отвержение миpa перед Богом и не умаление Бога до человека, а взаимодействие Бога и человека, неба и земли, подготовляющее явление в миpe Богочеловека и Царства Божия. Этот общий характер еврейской религии расчленяется на три элемента, сообразно трем областям религиозного чувства. По отношению к Богу – ощущение Его, как личности, абсолютной и могущественной; по отношению к своему человеческому началу – острое самосознание, чувство своей семьи и, главное, своего народа; по отношению к миpy – привязанность, любовь к его материальной стороне.

Прежде всего, Бог для еврея – живая, постоянно действующая на миp личность. Бог может гневаться, ревновать, раскаиваться, миловать, руководить земными событиями, быть с людьми в самом близком общении. Евреи знали о существовании других богов, но в лучшие моменты своей жизни они понимали все ничтожество чужих идолов и все могущество своего Иеговы. Он создал весь мир, ему повинуются светила небесные, он торжествует над темными стихийными силами – он сверг с неба Люцифера, «сокрушил головы змеев в воде, сокрушил голову Левиафана». Он руководит людьми и народами, губит одних и покровительствует другим. Хотя Бог постоянно воздействует на мир, но он совершенно отличен от него, и, так сказать, несоизмерим с ним. «Кому уподобите вы Бога, – говорит пророк, – и какое подобие сопоставите с Ним? Идола выливает художник, а плавильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. А кто беден для такого приношения, выбирает негнеющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо». Но «разве вы не знаете? разве вы не слышали? разве не говорено было вам из начала? – Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней, как саранча перед Ним – Кому же вы уподобите меня и с кем сравните?» ().

Такое чистое монотеистическое представление предполагало в народе одну черту – цельность и целомудрие в широком смысле. Раз Бог един, то религиозная сила народа вся без остатка направлена в одну точку. Бог един, и внимание уже не рассеивается по сторонам, не разбивается на разные посторонние объекты, а это делает то, что и дух человека остается цельным, нераздробленным, собранным, сильным. Отсюда то суровое осуждение не только измены своему Богу, но всякому духовному шатанию, которое мы находим в Библии.

«Горе сердцам боязливым и рукам ослабленным, и грешнику, ходящему по двум стезям!» ().

Неоднократные измены евреев своему Богу всегда влекли за собой разложение его духовной силы, и не даром пророки постоянно приравнивают идолослужение к блудодеянию и разврату.

«Ты понадеялась на красоту твою, – говорит Бог Иудее, – и стала блудить и расточала блудодейство твое на всякого мимоходящего, отдаваясь ему.

И взяла нарядные твои вещи из Моего золота и из Моего серебра, которые Я дал тебе, и сделала себе мужские изображения и блудодействовала с нами.

И взяла узорчатые платья твои и одела их ими, и ставила перед ними елей Мой и фимиам Мой,

и хлеб мой, который я давал тебе, пшеничную муку и елей и мед». ().

А вот результат измены Богу, нарушения верности,

... «разорят блудилища твои и раскидают возвышения твои, и сорвут с тебя одежды твои... и побьют тебя камнями и разрубят тебя мечами своими» ().

Пророческие книги полны подобными яркими обличениями нарушения союза с Богом, и по ним мы хорошо можем судить о той силе и настойчивости, с которой еврейская религия проповедывала самый строгий, целостный монотеизм, смысл которого заключается как в единстве Бога, так и в единстве и целостности человека.

Это религиозное ощущение целостности и отношение к раздвоенному, как к мерзости, видно кроме того во многих заповедях в роде нижеследующей: «Не засевай виноградника твоего семенами двоякого рода, не паши на воле и осле вместе, не надевай одежды, сделанной из разныхъ веществ, из шерсти и льна вместе» ().

Но здесь, в отношениях евреев к Иегове, надо отметить одно обстоятельство. В лице своих вождей и пророков Израиль относится к Богу с полной преданностью. Вся жизнь праотцев – в том, чтобы следовать воле Божией.

Бог велит Ною строить ковчег, дает ему точные указания – и Ной строит беспрекословно, не сомневаясь и не рассуждая; Авраам по повелению Бога оставляет свою родину и своих родичей и идет в неведомую страну, в которой живет «как в стране чужой», безусловно веря, что так надо, что Бог имеет об этом особые планы; тот же Авраам не колеблется принести своего сына в жертву Богу, хотя это был единственный сын его старости, на котором были все его надежды.

Моисей и пророки, находясь в постоянном лицезрении Бога, кладут всю свою жизнь на то, чтобы указывать народу, чего хочет от него , но отношение самого народа к Иегове совершенно иное. Предоставленный самому себе, он сейчас же обращается к иным богам, он с болезненной и непонятной жадностью бросается на чужие культы и при всяком случае, несмотря на страшные кары, отворачивается от Иеговы, раздражается при напоминати о нем и побиваете камнями его пророков. Иcтopия Израиля – это трагическая история неразделенной любви Божьей к «жестоковыйному» народу.

«Проходил я мимо тебя, – говорит Господь, – и увидел тебя, и вот это было время твое, время любви; и простер Я воскрылья риз Моих на тебя и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, и ты стала моею». Но Израиль изменил своему Богу и изменял постоянно во всей своей истории. Эта удивительная и таинственная борьба с Богом у народа, имеющего самые чистые представления о Божестве среди всех народов древности, только отчасти объясняется второй чертой еврейской религиозности, острым национальным самосознанием и национальной самодеятельностью, к которой мы сейчас и перейдем.

На всем протяжении своей истории Израиль действует как свободная личность. Он определяет себя, как хочет, он свободен выбрать себе Бога или отвергнуть его. «Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло, – говорит , – избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (). Как мы уже говорили, сама идея Завета между Израилем и Богом показывает полную силу личного, человеческого самосознания у Израиля; он заключает с Богом договор, как равная и правомочная сторона, он берет на себя известные обязательства, хотя может и не брать их, и цель этого договора опять-таки подчеркивает ту же черту – острое племенное самосознание: «если ты будешь слушать заповеди Господа Бога твоего, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог на той земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею. Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу болезни от среды вас. Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным. Ужас мой пошлю перед тобой и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь» и т. д. Этим самым еврейский народ противопоставляет себя всем народам миpa; величайшее преступление – смешиваться с иноплеменниками, и во избежание этого Израиль избивает всех жителей поворенных стран и городов. Он постоянно существует, как особый, замкнутый в себе народ, как какой-то камень, который не могла переварить и усвоить ни одна раса, с которым ничего не могла поделать даже римская империя, которая, отчаявшись в романизации этого упрямого народа, раздробила его механически (разрушение Иepyсалима) и развеяла по миpy. Но и в этом рассеянии евреи остаются верными самим себе; в ужасных условиях «рассеяня», когда исполнилось пророчество: «отдам их на озлобление всем царствам земли» (Иep. XV, 4), когда всякий другой народ растворился бы без остатка, – евреи остаются теми же, что во времена вавилонского плена, проявляя «изумительное терпение, примерное единодушие, упорное верованиe в величественный призрак, неослабную привязанность «отеческим преданиям» (Еп. . Не даром Бог устами пророков называл этот народ «жестоковыйным» за его упорство в своем, упрямство, настойчивость. Результатом этого же острого национального самосознания является то, что тягчайшим наказанием, которым Бог карает Израиля, является плен, рабство чужому народу, потеря самостоятельности.

«На реках вавилонских – там мы сидели и плакали, когда вспоминали о Сионе.

На вербах посреди его мы повесили наши арфы.

Там пленившие нас требовали от нас слов песней и притеснители наши – веселия; воспойте нам из песней Сиона.

Но как воспоем песнь Господню на земле чужой?

Если забуду тебя, Иерусалим, пусть будет забвенна десница моя.

Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя....» ().

Приведем еще молитву, в которой особенно выразительно сказались черты еврейского народного самосознания, в соединении с такой дерзновенной настойчивостью и неотступностью, что к Богу звучит почти как требованье.

«Боже всемогущий, ныне близко и скоро храм Твой создай, скоро, в наши дни, как можно ближе, ныне создай, ныне создай, ныне создай, ныне близко храм Твой создай! Милосердный Боже, кроткий Боже, вышний Боже, благий Боже, сладчайший Боже, безмерный Боже, Боже израилев, в близкое время храм Твой создай, скоро, скоро, в наши дни, ныне создай, ныне создай, ныне создай, ныне скоро храм Твой создай! Могущественный Боже, живый Боже, крепкий Боже, славный Боже, милостивый Боже, вечный Боже, страшный Боже, превосходный Боже, царствущий Боже, богатый Боже, великолепный Боже, верный Боже, ныне немедля храм Твой восстав, скоро, скоро, в дни наши, немедля скоро, ныне создай, ныне создай, ныне создай, ныне создай, ныне скоро храм Твой создай!».

Эти настойчивые повторения, страстная торопливость, острое нетерпеливое желание восстановления храма теперь же, сейчас, рисуют то же активное отношение к Богу, которое было еще тогда, когда Иаков боролся с Богом и не отпускал Его, пока Он не благословил его.

Но при таком живучем национальном чувстве у евреев почти отсутствует чувство индивидуальности; желая победы Израилю, молясь о его восстановлении, уповая на Месcию, спасителя Израиля, еврей равнодушен к своей личной судьбе; для себя лично, отдельно от своего племени он ничего не хочет, потому что он живет в роде, в Израиле, а не как личность. Отсюда тот странный факт, что евреи не интересуются бессмертием души, и Библия или молчит об этом, или говорит отрицательно – «человек умирает и распадается; отошел – и где он?» (). «В смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя?» ().

В молитве, которую мы привели выше, присутствует и третий момент еврейской религиозности – религиозный материализм. В этой молитве испрашиваются у Бога не какие-нибудь духовные блага, не добродетели или Царство Небесное, а восстановление земного, материального храма. Так же и в Завете, который Бог заключил с Израилем: последствия его для израильского народа – благоденствие здесь, на земле: плодородие, изобилие плодов земных, телесное здоровье – вот что обещается за исполнение Божьих заповедей. «Он даст, даст дождь на семя твое, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в этот день будут пастись на обширных пастбищах, и волы и ослы, возделывающие поле, будут есть корм соленый, очищенный лопатой и веялом» (). Еврей всеми своими чувствами привязан к земной жизни во всех ее актах, он с глубоким благоговением относится к своему хозяйству, дому, еде, браку, детям. Высшее счастье для еврея – жизнь в довольстве, многолетие и, главное – многочадие. Поэтому брак для еврея – предмет особых забот и пункт особого благословения Божия. Бог обещал Аврааму умножить его потомство, как морской песок, это размножение составляет волю Божию, и поэтому, вступая в брак, порождая детей, еврей чувствовал себя исполняющим волю Божию. Сюда же относится таинственное обрезание, смысл которого старался вскрыть В. В. Розанов в своих блестящих статьях об иудаизме.

«Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою» (Вт. XXIV, 5).

В этом и многих подобных постановлениях древнего закона видна чрезвычайная, нежная заботливость о браке. Он представляется делом более важным, чем такое общенародное дело, как война, и законодательство тщательно оберегает чадородие, как самое великое и святое, что может совершить человек.

Этим же благоговейным отношением к материальному продиктованы бесконечные правила закона о чистом и нечистом, о церемониях очищений, омовений. Но вместе с тем такое благоговейное отношение к этому миpy мы не можем назвать материализмом в грубом смысле этого слова. Суть этого «материализма» в следующем.

После одного предписания о поддержке чистоты воинского стана законодатель в качестве мотивировки говорит:

«Ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих в руки твои, а посему стан твой должен быть свят» (Втор. ХХIII, 14).

Таким образом, религиозное отношение к материи, телу проистекало у еврея не от того, что материя свята сама по себе, но потому, что Господь Бог ходит в этом материальном мире, и потому тело миpa и человека должно быть чистым, чтобы достойно принять его. «Евреи, – пишет Бл. Соловьев,– видели в материальной природе не и не Божество, а лишь недостроенную обитель богочеловеческого духа». «Религиозный материализм евреев заставлял их обращать величайшее внимание на природу, но не для того, чтобы служить ей, а чтобы в ней и через нее служить Вышнему Богу». «Идея святой телесности и заботы об осуществлении этой телесности занимают в жизни Израиля несравненно более важное место, нежели у какого-либо другого народа». «Можно сказать, что вся религиозная история евреев была направлена к тому, чтобы приготовить Богу Израилеву не только святые души, но и святые тела» (IV т. 133–4).

IV. Зародыш христианства в основных идеях израильско-иудейской религии. Элементы личной религиозности – псалмы, пророки

Трудно считать случайностью то, что Христос родился среди еврейского народа и христианство вышло из иудейской религии. И язычество, и буддизм, и религии передней Азии имели в себе элементы, родственные христианству, но ближе всех других религий и народов подошел к христианству Израиль. В нем в зародыше, в ожиданиях, в надеждах заключалось все то, что осуществилось в христианстве. Рассуждая схематически, христианство принесло в мир один новый факт – вочеловеченье Бога – и три новых идеи: идею Царствия, идею Бога-любви и идею абсолютной ценности человека. Израиль был подготовлен и к явлению Богочеловека, и к этим главным христианским идеям.

Те три основные черты еврейской религии, о которых мы говорили выше – близость к личному Богу, остров самосознание и религиозный «материализм» – приближали иудейство вплотную к главным истинам христианства. Ветхозаветные отношения к Богу в христианстве преобразилось в сыновство Богу, острое ощущение себя – в учение о богоподобии и абсолютности каждой личности, а еврейский материализм, жажда воплощены божественного здесь же, на земле, приняла в христианстве форму Царства Божия, спасения и просвещены всякой твари, когда Бог всей своей полнотой будет во всем.

Но мало того, что в еврействе были зародыши христианства. Оно, поскольку было в силах, сделало и реальные шаги навстречу грядущему; эти шаги, это переходное состояние между двумя заветами мы сейчас опишем.

Древняя вера, старые отношения с Богом не удовлетворяли наиболее требовательных к религии людей. Обрядовая религия казалась уже явно недостаточной и не насыщала, не успокаивала встревоженной совести; прежняя «святость», достигаемая соблюдениемъ закона, казалась чем-то внешним, чувствовалась необходимость святости моральной.

«К чему Мне множество жертв ваших, – говорит Господь устами пророка. – Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.

Когда вы приходите являться пред лицо Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали двор Мой?

Не носите больше даров почетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собратий не могу терпеть...

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло.

Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» ().

Но и одни добрые дела не давали успокоения. Личная праведность не упраздняла общего, всечеловеческого зла и страдания. Даже праведники страдают и даже чаще, чем беззаконные, а в чём смысл этих страданий, как Бог допускает их, остается темным и тяжелым вопросом. Может быть, за гробом будет воздаяние каждому по делам его, и страдальцы здесь – будут радоваться по смерти? Но ведь «человек» умирает и распадается; отошел, и где он?» «Человек ляжет и не встанет, до окончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (). И подавленный огромностью зла и страдания ветхозаветный человек кричит: обида! и никто не слушает; вопиет– и нет суда (Иов, XIX).

Глубокий, но успокоенный пессимизм Экклезиаста – естественный вывод из такого ряда мыслей и эмоций. Это – покой усталости и безнадежности. Все – суета и томлете духа, все человеческие дела, все радости, даже мудрость человека. Все безразлично, потому что все преходит и умирает, и участь сынов человеческих та же, что участь животных: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все суета.

Но усталость – не выход, и более активные умы ищут выхода действительного, полного разумения и полного спасения. Это путь Иова, путь псалмопевца и пророков.

Ветхозаветный Бог был слишком далек от человека; человек чтил Его, возносил Ему курения и жертвы, но все же чувствовал Его слишком трансцедентным, грозным, ужасным, неспособным снизойти к человеческим нуждам и страданиям.

«Он не человек, как я, – говорит Иов, – чтобы я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд. Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас». Бог должен стать человеком, должен сам явиться посредником между человеческим и небесным; из любви к людям Он должен снизойти к ним, стать, как они, страдать вместе с ними.

Пророкам ясно рисовался этот образ Отрока Божьего, в Котором «нет ни вида, ни величия», Который «был презрен и умален пред людьми, муж скорбей: изведавший болезни», «но Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни», «Он язвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание миpa нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились» (). Мессия должен был искупить людей от греха и страдания, примирить их с Богом, преобразить их и сделать новой тварью. Вместе с излиянием Духа на всякую плоть (Иоиль, II) откроется полное ведение о Боге. «И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: «познайте Бога», ибо все сами будут знать Меня от мала до велика, говорит Господь» (Иep. XXXI).

Вместе с искуплением и преображением твари пророкам рисовалось и преображение всего миpa, наступление Царства Божия на земле, когда «вместо терновника вырастет кипарис, вместо крапивы возрастет мирт», () все народы объединятся за общей трапезой «из тучных яств, из тука костей и самых чистых вин», «поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (); люди «застроят вековые пустыни, восстановят древние развалины и возобновить разоренные города, остававшиеся в запустении» (). Бог будет близок людям, Он будет отвечать им, прежде чем они обратятся к Нему, и будет слышать их, едва они начнут говорить. Это будет как бы новое небо и новая земля, но все же земля, только преображенная, земля – до падения человека.

Вот каковы были чаяния лучших душ Израиля. Но кроме чаяний, те же души и фактически прикасались к грядущему, жили в нем. Я имею здесь в виду появление в Иудейском народе личной религиозности, личного интимного отношения к Богу.

Примером такой религиозности был Иеремия (см. выше). Псалмы представляют еще более яркую картину такой жизни «с Богом». Вся поэзия псалмов проникнута мыслью о благости Бога, о том, что Он слышит молитвы, что Он понимает наши несчастья и властно вмешивается во все мелочи человеческой жизни. В псалмах есть еще древний страх перед Богом, но гораздо больше нежной любви к Нему – чувство, совершенно новое, развившееся только в христианстве. Древний Израиль держался своего Бога, потому что этого требовал закон, и потому что это, выражаясь грубо, было выгодно. Псалмопевец всеми силами держится за Бога, потому что любите Его, жить без Него не может, помните о Нем каждый час своей жизни, вспоминаете о Нем «в ночные стражи», освящаете Им всякое свое дело. Он внутренно связан с Богом и фактически – не можете без Него. (Пример: пс. 62).

Другим фактом тоже реального предвосхищения христианства была загадочная, но несомненно еврейская секта ессеев. Ессеи были организованы на подобие ордена, имели одинаковые одежды, жили общинами, подчиняясь одинаковому распорядку жизни, имели общие трапезы, воздерживались от мяса. Ко времени рождения Христа их было несколько тысяч человек. Они отрицали брак, упражнялись в аскетизме и допускали в орден новых членов после продолжительные испытания. К воздержаной жизни присоединялись постоянный физический труд и религиозные упражнения, среди которых отметим молитву перед восходом солнца и частые религиозные омовения в холодной воде. Из их учения нам почти ничего не известно, кроме веры в бессмертие души, которое, впрочем, к первому веку становилось общепринятым и среди правоверных, вместе с идеями посмертного суда и воздаяния.

Таково было состояние еврейства ко времени пришествия Христа. Не надо, конечно, думать, что идея и настроения, которые мы очертили здесь, были господствующими. Наоборот, господствовал Закон, Тора, мелочный обычай, тысячи обрядов, против которых так настойчиво высказывался Христос. Если бы было иначе, то совершенно непонятным остался бы тот факт, что христианство, выйдя из еврейства, все же не увлекло за собой еврейского народа, который в огромной массе своей остался чужд и враждебен христианству. (Попытка объяснения этого факта в статье Вл. Соловьева «Еврейство и христианский вопрос» в IV т. Собрания сочинений).

Литература: Библия в русском переводе. Ц. 3 р.

Талмуд. Перев. Переферковича, изд. Сойкина, С.-ПБ. 1899.

Ю. Вельгаузен. Израильско-Иудейская религия (В сборннке «Из истории раннего христианства». М. 1907. Ц 90 в.).

Вл. Соловьев. История и будущность теокрапи, Еврейство и хрнстианский вопрос, – в IV томе собрания сочинений.

В. В. Розанов. Иудаизм. „Новый Путь». 1903 г. VII–XII.

Проф. М. Тарлев. Основы христианства, т. II Серг. Посад 1908.

Никольский. Царь Давид и псалмы. М. 1908.

Иудаизм сильно повлиял на все сферы жизни в Израиле. Подавляющее большинство заведений питания подают кошерную пищу. Официальным выходным днем является , и в этот день во многих местах не работают магазины, рестораны и даже система пассажирских перевозок. Во многих местах можно увидеть ультраортодоксальных иудеев, чей уклад жизни практически не отличается от того, который был принят среди их предков в Европе 19 века.

По всей стране иудаизм является преобладающим вероисповеданием, причем большая часть верующих иудеев – . Реформатских иудеев и прочих «еврейских » сравнительно немного, но и они имеют свое влияние в обществе и государстве. Межконфессиональные различия достаточно сильны, и в ультраортодоксальном квартале религиозный сионист в вязаной кипе может попасть в неприятности, если местным жителям покажется, что он относится к еврейским традициям с недостаточным уважением. Однако во время военных действий все израильтяне объединяются, что во многом является заслугой иудаизма.

Другие религии Израиля

Помимо иудаизма, огромный вклад в жизнь страны вносят традиции ислама. И, хотя ислам не слишком сильно влияет на общественную жизнь, восточный колорит заметен по всей стране: от весьма западных, по сути, Тель-Авива и Нетаньи до как будто сошедшего со страниц Иерусалима. В последнем проживает множество арабов и расположено несколько важных мусульманских святынь, в том числе одна из важнейших – мечеть Купол Скалы.

Христианство тоже не могло не оказать сильнейшего влияния на Израиль. Долгое время Землю Обетованную делили и отвоевывали друг у друга крестоносцы и мусульманские воины-сарацины, здесь проходили торговые пути, также способствовавшие смешению религий, культур и языков.

Повсеместно имеются христианские храмы разных конфессий, в том числе известнейший Храм Гроба Господня в Иерусалиме – место, где, по преданию, был похоронен после крестной казни основоположник христианства Иисус Христос. Огромное количество паломников из разных стран приезжают каждый год помолиться на Святой Земле.

Центром еще одной авраамической религии – бахаизма – является город Хайфа на севере Израиля. В отличие от мусульманских стран, где сторонники бахаизма преследуются как «вероотступники», Израиль относится к этой религии весьма терпимо, а Хайфу ежегодно посещают многотысячные толпы адептов молодой религии.

Далеко не все люди знают, какая вера у евреев. И это совсем не удивительно – ведь здесь столько запутанных моментов и наслоившихся друг на друга исторических реалий, что разобраться человеку, в религиозных делах малосведущему, не просто. Попытаемся сформулировать ответ на вопрос доступным языком.

Итак, к какой вере относятся евреи? Здесь все просто – она называется иудаизмом. Некоторые считают ее одной из мировых религий или частью какой-то из них, но это не так. Хотя основания для подобных мнений имеются. И уходят они в глубь веков.

Какая вера у евреев, они христиане? Такой вопрос нередко можно услышать от людей, узнавших, что Старый Завет священен для жителей Израиля. Нет, иудаизм не является частью христианства, и к мировым религиям не относится. До такого статуса он не дотягивает хотя бы даже из-за недостаточного количества приверженцев. Но то, что данная религия с христианством тесно связана – это правда. Ведь последнее фактически вышло из нее.

Какая вера была у евреев до Христа?

Еще задолго до начала нашей эры евреи начали верить в Яхве, которого они считали и считают единственным богом, творцом мира, не имеющим формы и какого-либо внешнего облика высшим существом. По их мнению, это бесконечная субстанция. Она была, есть и будет. Но в определенный момент люди забыли о боге, и тогда он напомнил о себе через пророка Авраама, ставшего отцом многих народов – в том числе, и израильского.

Но Авраам – это все же не высшая сила, а человек, донесший до других людей истину. Учения же о рождении Иисуса Христа, возведенного в ранг бога, евреи не приняли. И это развело их с христианами, поставив по разные стороны баррикад и зародив тысячелетнюю вражду.

«Мать» мировых религий

Тора – священная книга иудеев. По сути – это тот же Ветхий Завет, чтимый христианами. Отсюда и путаница по поводу того, какую веру исповедуют евреи. Многие, узнав, что они живут по данной книге, считают иудаизм одним из ответвлений христианства. Такое мнение абсурдно, ведь само название последнего происходит от имени того, кого католики, православные и протестанты воспринимают как сына божьего. А иудеи с этим в корне не согласны, ибо не может, по их мнению, бесконечное (Бог) воплотиться в конечном (человеке).

Но основные заповеди христианства и иудаизма совпадают. И Ветхий Завет – это то, что их навсегда объединило. А Евангелие – то, что стало камнем преткновения. С рождения Христа начался путь мировой религии, приверженцами которой сегодня являются миллиарды людей. Иудеи не относятся христианам, но, по факту, являются их прародителями. Кстати, из иудаизма, хоть и несколько позже, вышел и ислам.

Вера в современном Израиле

Как известно, «племя Авраама» расселено по всему миру. А какая вера у евреев в Израиле – в их собственном государстве? Согласно статистике, подавляющее большинство представителей данной национальности, проживающих на священной и для иудеев, и для христиан земле, верят в единого бога Яхве и почитают Тору. Иудеями являются около 80% граждан Израиля. Еще 18% - мусульмане – но они не евреи, а арабы. И только 2% израильтян – христиане. Как правило, это русские, поляки и другие эмигранты из католических, православных или протестантских стран.

Итак, теперь понятно, кому поклоняются евреи, какая вера исповедания им присуща и что связывает ее с христианством. Их бог – Яхве, их религия – иудаизм, их священная книга – Тора. А с христианами они «повязаны» Старым Заветом, признаваемым и теми, и другими.