Кипрский конфликт. Маленькая девочка плачет по ссср: в советском союзе все было настоящее

41 год прошел с момента проведения операции "Атилла" - вторжения турецкой армии в ответ на государственный переворот на Кипре, поддержанный греческими военными. Вторжение произошло в последние дни правления в Греции режима "чёрных полковников".
Вторжение привело к смерти и пропаже тысяч человек, массовой депортации греко-киприотов из оккупированной северной части острова и переселению турко-киприотов с юга на север.
С тех пор остров разделен на две части "зеленой линией". В 1983 году Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК) объявила о своей независимости, но была признана только Турцией.
Обе стороны отмечают годовщину этого события и как мрачный день, и как праздник. Каждый год настроения и события отражаются в социальных медиа.






В 1964 и 1967 годах на острове Кипр наблюдались вспышки межэтнической розни между турками и греками, и обстановка на острове оставалась достаточно напряженной.
В июле 1974 при поддержке греческой хунты президент Кипра архиепископ Макариос был отстранён от власти, а контроль над островом перешёл к представителям греческой подпольной организации EOKA-B, выступавшей за присоединение Кипра к Греции.
Несмотря на заверения нового руководства в лояльности по отношению к турецкому населению острова, в качестве ответной меры 20 июля 1974 года Турция отправила на остров свою армию.
Турция обосновала свои действия Договором о гарантиях независимости Кипра 1960 года, согласно которому гарантами независимости выступали Греция, Турция и Великобритания.
В действительности план раздела острова Турция вынашивала давно, но высадке в 1964 г. препятствовала находившаяся на острове негласно греческая дивизия и вмешательство США, с целью избежать военного столкновения между союзниками. После ухода с острова греческой дивизии турецкое вторжение стало лишь вопросом времени.

Действия турецких войск начались высадкой морского десанта (около 30 десантных кораблей и катеров, прикрываемых эскадренными миноносцами) на рассвете 20 июля в 5-7 км западнее Кирении.
Одновременно южнее Кирении и в аэропорту Никосии были выброшены на парашютах и высажены с вертолетов воздушные десанты. Таким образом, в течение суток на остров Кипр было переброшено до 6 тыс. человек с вооружением. Через некоторое время общая численность турецкого экспедиционного корпуса достигла 40 тыс. человек.
Первоначальная задача турецких войск заключалась в создании плацдарма, в захвате порта Кирения и развитии наступления в направлении Никосии для соединения с воздушными десантами. Одновременно ВМС Турции блокировали южные порты Кипра (Лимасол, Пафос) и препятствовали переброске греческих войск морским путем.
Это противостояние привело к морскому сражению, состоявшемуся 21 июля между турецкими и греческими ВМС в районе Пафос, в котором последние понесли тяжелые потери.
В ходе напряженных кровопролитных боев турецкие войска овладели Киренией, аэропортом Никосии и установили контроль над дорогой между столицей и морским портом.





22 июля, в соответствии с резолюцией ООН № 353, вступило в силу положение о временном прекращении огня. Одновременно велись переговоры в Женеве между Великобританией, Грецией и Турцией при участии СССР и США. Однако эта попытка решить кипрский вопрос в рамках НАТО провалилась из-за требований турецкой стороны выделить 34% территории острова для создания государства турок-киприотов,.





14 августа бои возобновились, и через два дня войска Турции вышли на предлагаемую ранее турецким правительством границу раздела Кипра (линия "Аттила").
Одновременно они установили контроль над портами Фамагуста, Богаз, Морфу и другими. 17 августа правительство Кипра заявило, что турецкие войска заняли до 40% всей территории острова. На следующий день огонь между враждующими сторонами был прекращен.
Результатом войны стал раскол острова на две части: греческую (Республику Кипр) и турецкую (Республика Северный Кипр) На острове размещены миротворческие силы ООН.





Турция очень грамотно определила границы нового государства на Кипре: всего треть территории острова охватывало около 80% туристических объектов, 70% промышленности и месторождений полезных ископаемых, более половины возделываемой земли.
Однако из-за статуса непризнанного государства и "бойкота" мировой общественности, северные территории потеряли основной поток туристов.
В ходе военных действий погибло и пропало без вести по разным данным до 4,5 тысяч греков-киприотов, около 500 турецких военных. Около 200 тысяч человек стали беженцами.





В 2004 году Республика Кипр (южная часть острова, контролируемая греко-киприотами) стала членом ЕС. Продолжается поиск решения кипрской проблемы, однако ни одна из сторон не идёт на соглашение.
В том же 2004 году по инициативе генсекретаря ООН Кофи Аннана был разработан план объединения острова. Новое государство Объединённая республика Кипр состояло бы из двух автономий, греческой и турецкой.
Предполагалось уменьшение турецкой части с 37 до 28,5%, возвращение греко-киприотов в свои дома (преимущественно в район Фамагусты) и квотирование национального состава правительства.
По результатам референдума план был принят турецкой стороной, но отвергнут греко-киприотам, поскольку он не предполагал вывод турецких войск с территории острова, а обещанные киприотам дома уже давно заняты новыми переселенцами из Турции (за исключением уже не пригодных к жилью построек Вароши).














































Армия Кипра:

Истоки конфликта - противостояние Кипра, Греции и Турции

Кипрский вопрос представляет одно из самых сложных явлений в современной системе международных отношений. Этот конфликт имеет достаточно высокую степень напряжения, а вероятность военного сценария решения делает его очень актуальным в сфере обеспечения региональной безопасности. Кипрский вопрос заключается в разделе острова на две части между греческой и турецкой общинами. Этот раздел состоялся в 1974 году в результате военной интервенции на , которая пыталась предотвратить процесс присоединения Кипра к .

Сложность этого вопроса также заключается в том, что международное сообщество, несмотря на многократные намерения решить этот конфликт, все еще не нашло универсальной модели разрешения. Практически все государства Европы, включая Украину, не признают Турецкую Республику Северного Кипра, как независимый субъект международных отношений.

Во время походов Александра Македонского в Индию, так как остров открывал линии коммуникаций в Азию. Такое положение, которое предоставляло Кипра преимущества в торговле и международной политике, также усиливало значение острова в геополитическом контексте продержалось до XXI века.

Геополитические и экономические факторы напряженности в регионе

Особенно вопрос стал актуальным после открытия месторождений энергоресурсов Ближневосточном регионе и в Северной Африки, а также введение в эксплуатацию Суэцкого канала.

Российский исследователь А. Бредихин в этом контексте заявляет, что кипрский вопрос способствовал появлению устойчивой подсистемы международных отношений со своей философией, логикой функционирования и неповторимой структурой которая отличается особым букетом внутренних и внешних действующих факторов. В ней четко определяется три уровня взаимодействий: локальный конфликт между двумя сообществами на самом острове; региональный, который накладывается на внутренние отношения на острове между Грецией и Турцией; глобальный - совокупность двух первых уровней, на которые накладываются интересы крупных государств, международных организаций и блоков. Особенности современной ситуации в Ближневосточном регионе и Северной Африки существенно дестабилизируют современную систему международных отношений. Ситуация осложняется тем, что процессы взаимодействия между регионами стали очень динамичными и такое развитие ситуации приводит к распространению напряжения на другие прилегающие регионы.

В ситуации с Кипром имеет место один из ключевых аспектов геополитики географический фактор, в данном конкретном случае речь идет о географической приближенности острова в странам Ближнего Востока. Таким образом, события, которые возникают, или будут возникать в странах Ближнего Востока будут осуществлять мощно влияние на внутренне политическую ситуацию на Кипре будут способны активизировать деструктивные процессы.
Ярким примером этого могут служить события, которые имели место осенью 2011 года вокруг месторождений газа, которые находились в регионе Восточного Средиземноморья. Крупное месторождение «Левиафан», расположившееся в территориальных водах Средиземного моря, между побережьями Кипра, Израиля и Ливана. Согласно оценкам многих экспертов, это месторождение больше всех найденных за последнее десятилетие.

В ответ Турция заявила о начале собственных действий, по геологической разведки место рождений и оспорила право Кипра на добычу газа в собственной экономической зоне пока кипрский вопрос не будет урегулирован. По моему мнению, такая позиция Турции объясняется намерениями последней невозможным процесс разработки газовых и нефтяных месторождений в Восточном Средиземноморье. Энергетическая политика ЕС направлена на диверсификацию поставок энергоносителей европейским потребителям. Исходя из этого процесс разработки месторождений Кипром, Израилем и Ливаном считается целесообразным и перспективным. С другой стороны этот процесс снижает транзитные возможности Турции, которая также может использовать свою территорию для транспортировки энергоносителей. Отношения Турции и Кипра в таком контексте могут рассматриваться как акт сдерживания разработки газовых месторождений в Восточном Средиземноморье.
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что Кипр находясь на стыке нескольких геополитических регионов, испытывает влияние тех процессов, которые происходят в этих пределах. Особенно это проявляется прежде всего в деструктивных процессах, которые испытывают более динамического воздействия.

Другим аспектом, который имеет существенное значение в контексте обеспечения европейской безопасности и непосредственно связан с кипрским вопросом трехсторонние отношения между Кипром, Грецией и Турцией. Этот фактор имеет системообразующий характер, поскольку кипрский вопрос по существу является межэтническим фактором взаимоотношений между двумя сообществами - греческой и турецкой.

Роль Кипра в отношениях Турции и Греции

Особенность взаимоотношений между Грецией и Турцией, имеет весьма противоречивый характер. В 1970-е гг. Турецкий исследователь С. Сониел писал о грекотурецьких отношения: «История отношений между двумя странами - это история непрерывного конфликта». Турция и Греция имеют отношение к одному геополитического региона, внутренняя и внешняя политика обеих стран непосредственно влияет друг на друга.

Кипрский вопрос является одним из самых актуальных внешнеполитических факторов в отношениях между двумя странами. Кипр в разные исторические эпохи испытал влияние как Греции так и Турции, что нашло свое отражение в культурной, политической и демографической сферах. В отношениях между Грецией и Турцией существуют различные проблемы: делимитация и демаркация морских границ, вопросы евроинтеграции Турции и др.

После сентябрьских событий, связанных с энергетическим вопросам, многие эксперты стали говорить о военном сценарии развития ситуации. Заместитель премьера Турции Бешир Атай сделал заявление, если ЕС передаст Кипра право переходного председательства отношения с ЕС могут быть заморожены. В ответ на это верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон отметила, что ЕС не намерен отменять свое решение и Кипр перейдет к своим обязанностям в июле 2012 года.

Особое внимание в заданном контексте следует уделить процессу евроинтеграции, как основного фактора существования ЕС. Кипрский вопрос по мнению многих экспертов, является одним из главных препятствий на пути вступления Турции в ЕС. Следует отметить, что Турция кроме этого вопроса имеет другие проблемы, которые препятствуют ее вступления: не соблюдение прав человека, социально - региональная дифференциация, религиозный фактор и тому подобное.

Турция использовала кипрский вопрос в своих отношениях с ЕС. Особенно остро этот вопрос для ЕС встал на момент вступления Кипра в европейское сообщество. В то время рассматривались три проекта членства Кипра в ЕС: присоединение объединенного Кипра, присоединение только Республики Кипр или процесс замораживания поступления. В результате в ЕС вступила только Кипр, все еще остается непризнанной международным сообществом. Причем процесс замораживания вступления Кипра в ЕС мог привести к срыву процесса расширения ЕС в 2004 году и осложнением отношений с Грецией.

Кипр как источник противостояния СССР и США

В годы "холодной войны" Кипр стал частью внутриблокового противостояния. США ни при каких условиях не могли допустить даже мыслей о войне между партнерами по НАТО, Турцией и Грецией из за противоречий по Кипру, поскольку новый конфликт мог серьезно подорвать восточные рубежи западной системы коллективной безопасности. Советский Союз в свою очередь, видел в Кипре источник нестабильности внутри НАТО и мог использовать его в своих интересах в регионе. Конфликт на Кипре был существенной угрозой и миру и безопасности, в глобальном понимании, результатом чего стали намерения международных организаций урегулировать данный конфликт. По Кипру было принято более 135 резолюций. Был также найден необходимый баланс между военно - политическими, экономическими и дипломатическими инструментами по обеспечению стабильности в регионе. Сформирован особый внешнеполитический климат, который сильно затрудняет использование данной проблемы другими международными игроками в своих целях.

Таким образом, можно сделать выводы, что кипрский вопрос имеет существенное влияние на систему безопасности нескольких регионов. Особое место здесь играет геополитическое положение Кипра, который расположен на границе нескольких геополитических регионов. Вероятное военное решение этой проблемы может привести к существенным и негативным изменениям системы международных отношений.


История свидетельствует о том, что решение межэтнических проблем не может быть быстрым и легким

В мировых СМИ появилось немало оптимистичных прогнозов по поводу перспектив урегулирования кипрской проблемы. Однако насколько обоснован подобный оптимизм, ведь вся история конфликта на Кипре свидетельствует о том, что его решение не может быть быстрым и легким.

На выборах президента Республики Кипр (РК) победил генеральный секретарь Прогрессивной партии трудового народа (АКЕЛ), председатель палаты представителей Кипра Димитрис Христофиас. Впервые в истории Европейского союза и этого островного государства президентом Кипра избран представитель компартии. АКЭЛ – наследник Коммунистической партии Кипра, ее представители присутствовали на всех съездах КПСС. Д.Христофиас получил образование в Москве, в которой он познакомился со своей супругой, и где началась его партийная карьера.

Лидеры АКЭЛ подчеркивают, что главное для них – прагматизм, а не идеология, их партия участвует и в коммерческих предприятиях и ничего против рыночной экономики не имеет. Подобный прагматизм обеспечил партии широкую социальную базу: по данным соцопросов, членами партии или ее сторонниками являются 43% населения Республики Кипр.

28 февраля Д.Христофиас официально вступил в должность главы государства. В ходе церемонии инаугурации он заявил: «мечта моей жизни - достичь справедливого и эффективного решения проблемы объединения острова». Президенты признанного мировым сообществом Кипра и непризнанной ТРСК уже выразили готовность немедленно возобновить переговоры, чтобы добиться реального прогресса в деле мирного воссоединения острова.

Турция уже 34 года оккупирует север острова, но кипрская проблема имеет куда более давнюю историю.

Османская империя захватила населенный греками Кипр в XVI веке. С этого времени началась миграция турецкого населения на остров. В различных районах постепенно появились турецкие деревни, ставшие мусульманскими островками в христианском окружении. Общины продолжали жить замкнуто, культурного сближения не происходило, а смешанные браки были явлением чрезвычайно редким.

Османские власти рассматривали православное население Кипра как людей второго сорта и потому облагали значительно большими налогами, чем турок-переселенцев. Бесконечные поборы и произвол мусульманских правителей служили постоянным источником недовольства. В ходе усмирения вспыхнувшего в 1821 г. вооруженного восстания греков была устроена массовая резня христиан Никосии и других городов, казнен архиепископ Киприапос и многие другие представители духовенства.

В 1878 г. этнополитическая ситуация на Кипре коренным образом изменилась. Остров перешел под власть англичан, местные турки утратили свое господствующее положение и превратились в меньшинство по отношению к экономически сильной и многочисленной греческой общине (около 80% населения).

Противостояние, сохранившееся между двумя общинами, не позволило им объединиться в борьбе за избавление острова от колониального господства Великобритании. Главным препятствием стал лозунг энозиса, то есть присоединения всех населенных греками территорий, в том числе и Кипра, к Греции. Этот лозунг был выдвинут еще в 1830-х, когда сама Греция освободилась из-под власти Порты, и он побудил турок-киприотов сблизиться с британскими властями. К середине 1950-х борьба за энозис достигла апогея, в нем греки видели единственно возможную форму деколонизации Кипра. В ответ англичане увеличили численность турок-киприотов и полиции (до 70 %). Эта полиция разгоняла антиколониальные демонстрации, проводила обыски и аресты в греческих кварталах, что вело к еще большему усилению враждебности между общинами.

Понимая, что рано или поздно придется изменить статус Кипра, англичане решили любой ценой сохранить на нем свое военное присутствие.

Ради собственных геополитических интересов правительство Великобритании отвергло идею энозиса как путь деколонизации Кипра. Ее союзником в противодействии энозису выступила Турция. В 1955 г. она заявила, что энозис Кипра, находящегося всего в 60 км от побережья Анатолии, недопустим из соображений государственной безопасности Турции.

В период между мировыми войнами лидеры турок-киприотов в ответ на лозунг энозиса требовали сохранить на Кипре английское господство или возвратить остров Турции. После Второй мировой войны ими был выдвинут лозунг таксима - раздела острова с последующим присоединением его частей к Греции и Турции, который был поддержан турецкими властями. Греция и греки-киприоты, склонные смотреть на турок-киприотов как на временных "мигрантов" и надеявшиеся добиться присоединения к Греции всего острова, отнеслись к идее таксима резко отрицательно. Отсутствие моноэтничных районов и активное противодействие таксиму со стороны общины греков-киприотов делало раздел чрезвычайно трудно разрешимой задачей. Поэтому турки-киприоты благожелательно отнеслись к выдвинутой англичанами идее предоставления острову независимости при соблюдении интересов турецкого меньшинства.

В 1959 г. под давлением Великобритании (грозившей передать часть Кипра Турции) Греция была вынуждена заявить об отказе от энозиса и заключить соглашение с Турцией по вопросу о будущем статусе Кипра. Согласно Цюрихско-Лондонским соглашениям предусматривалось создание единого и независимого кипрского государства, а котором права обеих общин гарантировались введением фиксированного представительства в органах власти. Англия, Греция и Турция становились гарантами неизменности статуса острова и прав обеих общин. На основе этих соглашений была разработана конституция Республики Кипр, получившей независимость в 1960 г.

В разработке конституции не участвовали представители общин Кипра.

Англия, Греция и Турции исходили прежде всего из своих собственных интересов: на острове сохранились экстерриториальные английские военные базы, занимавшие около 3% острова (более 150 квадратных километров), размещались греческие и турецкие войска. Конституция Кипра запрещала деятельность организаций сторонников как энозиса, так и таксима.

Выработанная форма конституционного устройства Кипра ограничивала деятельность его правительства в области внешней политики и делала трудно управляемой ситуацию на самом острове. Механизм сосуществования общин базировался на непропорционально высоком представительстве турок-киприотов в органах власти, наделении правом вето вице-президента (турка по национальности), создании раздельных общинных судов, муниципалитетов, палат парламента и т.п. Все это не только обеспечивало туркам-киприотам гарантию избежать в будущем экономического и политического подчинения местным грекам, но и давало им возможность парализовать деятельность правительства республики в ответ на возможные действия по осуществлению энозиса. Такая форма межобщинного компромисса получила одобрение среди турок-киприотов и была поддержана Турцией.

Период существования Кипра на основе Цюрихско-Лондонских соглашений (1950-1963 гг.) продемонстрировал, что выработанный способ регулирования межобщинных отношений не в состоянии разрешить имевшиеся этноконфессиональные противоречия и обеспечить нормальное функционирование государства. Внесенные президентом Макариосом в ноябре 1963 г. предложения по реформе государственного механизма предусматривали отмену права вето президента и вице-президента, отмену принципа раздельного большинства при голосовании в палате представителей, создание объединенных муниципалитетов, судов, введение пропорционального количеству греческого и турецкого населения представительства в органах власти, ликвидацию общинных палат парламента. Эти предложения были расценены турками-киприотами как прямое посягательство на их интересы. Последовал взрыв межобщинных столкновений, переросший в бои с участием расквартированных на острове греческих и турецких войск. С этого времени лидеры турок-киприотов и поддерживавшая их Турция возвратились к идее таксима, стали рассматривать раздел территории острова по общинному признаку как свою главную задачу.

В 1964 г. лидерам турок-киприотов на ограниченной площади анклавов (занимавших тогда всего 1,5 % территории острова), удалось сосредоточить значительную часть своей общины - около 50 тыс. чел. В это же время была определена приемлемая пропорция будущего раздела острова, согласно которой туркам-киприотам должно было отойти 38% территории Кипра. Турки-киприоты создали собственные воинские подразделения, насчитывавшие 12 тыс. чел. Таким образом, задолго до того, как остров разделила зеленая линия, на нем начали функционировать параллельные, полностью независимые от центрального правительства управленческий аппарат и вооруженные силы турок-киприотов, контролировавшие пусть незначительные по площади, но густо населенные районы. Формально остров еще десять лет продолжал считаться единым, а лидер турок-киприотов Ф. Кучук так же формально считался вице-президентом республики.

В мае 1964 г. в ответ на создание укрепленных турецких анклавов и формирование в них воинских частей правительство Кипра ввело воинскую повинность.

В Национальную гвардию (армию) были призваны 24 тысячи греков-киприотов, а также 650 офицеров греческой армии. Командующим Национальной гвардии стал сторонник энозиса Г. Гривас. Он полностью отождествлял Национальную гвардию с армией Греции, ввел в ней греческие воинские знаки различия и принимал у новобранцев присягу в верности Греции. Под командованием Гриваса находилась и тайно переброшенная на остров в начале 1960-х гг. дивизия греческой армии.

Превращение Национальной гвардии в оплот сторонников энозиса происходило на фоне заметного изменения позиции греков-киприотов по вопросу присоединения к Греции. Хроническая политическая нестабильность и тяжелое экономическое положение в Греции подрывали популярность идеи энозиса среди местных греков. В общине турок-киприотов тенденция была противоположной: под влиянием угрозы быть "сброшенными в море" таксим обретал все больше сторонников.

После прихода к власти в Греции в 1967 г. хунты "черных полковников" генерал Гривас отдал приказ начать наступление на турецкие анклавы. Однако сторонникам энозиса, несмотря на большое численное превосходство, не удалось преодолеть сопротивление турок-киприотов и турецких войск. Конфликт затянулся, становилась реальной угроза войны между Грецией и Турцией. В начале 1968 г. Греция была вынуждена вывести нелегально переброшенные на Кипр войска, генерал Гривас был выслан из страны. Греция и Турция сократили размешенные на Кипре воинские контингенты до масштабов, определенных заключенными накануне независимости соглашениями.

Провал военной авантюры Г.Гриваса и вынужденный вывод греческих войск вызвали кризис среди приверженцев энозиса. Но к началу 1970-х гг. сторонники энозиса вновь активизировались. Их главным орудием стал террор, осуществляемый подпольной организацией ЭОКА-2. Попытка президента Макариоса прекратить вмешательство греческой хунты во внутренние дела Кипра, запретить деятельность сторонников энозиса в вооруженных силах и предотвратить таким образом как захват острова Грецией, так и прогрессирующий раскол государства, привела к инспирированному Афинами путчу Национальной гвардии. 15 июня 1974 г. президентом Кипра был объявлен один из главарей путчистов, фашист и фанатичный враг турок-киприотов Николас Сампсон.

После переворота начались расправы над греками, выступавшими против установления господства на Кипре греческой военной хунты, за независимость острова.

Одновременно в южной части Кипра были убиты сотни турок-киприотов, а большинство уцелевших в панике бежали на север - под защиту укрепленных анклавов.

Турция воспользовалась кризисом на Кипре и 20 июля 1974 г. высадила свои войска на острове. Вновь возникла реальная угроза военной конфронтации между Грецией и Турцией.

Высадка турецких войск, неблагоприятная для путчистов международная обстановка и нараставший кризис греческой военной хунты, а также отсутствие ощутимой поддержки со стороны греков-киприотов вынудили Сампсона уйти в отставку.

Неудача с путчем на Кипре ускорила уход с политической арены греческой военной хунты. Власть в стране перешла к гражданскому правительству, но, несмотря на достигнутое соглашение о прекращении огня, Турция продолжала наращивать свои войска на Кипре. Греко-турецкие переговоры в Женеве по кипрской проблеме в рамках НАТО закончились безрезультатно, и Турция возобновила боевые действия. В августе 1974 г. ее войска вышли на намеченную еще в середине 1960-х линию раздела Кипра. Под турецким контролем оказалось 37% территории острова. На новой границе были срочно установлены проволочные заграждения, минные поля и контрольно-пропускные пункты, началось массовое изгнание греков из ставших турецкими районов. Всего за время конфликта на юг Кипра было перемещено около 200 тысяч греков, примерно 40 тысяч турок переехало на север.

Турецкое наступление разрушило надежды на мирное урегулирование конфликта. Правительство Турции и турки-киприоты стремились использовать свое военное превосходство для присоединения северной части острова к Турции. Но официальный отказ от энозиса со стороны Греции осложнил дело с претворением в жизнь идеи таксима: более не существовало удобного предлога - угрозы греческой интервенции. Формально лозунг таксима был снят и заменен требованием создать на Кипре федеративное государство. На деле же сохранялась старая политика, направленная на всемерную интеграцию оккупированных районов с Турцией.

В 1975 г. лидеры турок-киприотов в одностороннем порядке провозгласили на контролируемой ими территории Турецкое федеративное государство Кипра (ТФГК). Его президентом был объявлен лидер турецкой общины Р. Денкташ, формально являвшийся (с 1973 г.) вице-президентом Кипра. Было создано законодательное собрание и правительство ТФГК, начали действовать собственные административные подразделения, дублировавшие деятельность департаментов и служб Республики Кипр.

О демагогическом характере федерализма турок-киприотов свидетельствовала принятая в 1975 г. конституция ТФГК, в которой подчеркивалось, что они являются "неотъемлемой частью великой турецкой нации", а оставшиеся на севере греки-киприоты объявлялись иностранными гражданами, собственность которых подлежала конфискации в пользу лиц турецкой национальности. На территории ТФГК все греческие названия заменялись на турецкие. Экономическая политика была направлена на всемерную интеграцию северной части Кипра с Турцией: была введена в обращение турецкая лира, под контроль Турции перешли все виды связи (почта, телефон, телеграф), морские и авиационные коммуникации, широкое распространение получили смешанные предприятия. Турция взяла на себя оплату приблизительно половины общинного бюджета.

Окончание следует

Специально для Столетия


Тэги: Северный Кипр, Турция, война
Последнее обновление 27.11.2015.

Конфликт и гражданская война на Кипре, в немалой степени спровоцированные хунтой в Греции, повлекшие вторжение на остров Турции, создание Северного Кипра и де факто раздел острова, были вызваны давними историческими причинами, и не в последнюю очередь поведением отдельных лидеров общин. Каждый следующий конфликт провоцировал усугубление обстановки, и состоявшийся в итоге раздел Кипра на турецкую (собственно, "Турецкая республика Северный Кипр") и греческую части есть прямое логическое следствие того, как конфликтная ситуация развивалась.

После повстанческой войны на Кипре, закончившейся предоставлением острову независимости, и выборов нового руководства, в правительстве, укомплектованном в согласии с принципом этнического квотирования, почти сразу же начались трения по этническому принципу; первым заметным фокусом разногласий стал вопрос о комплектовании армии, турки стояли за моноэтничные подразделения, греки за интегрированные. Политическая система, основанная соглашениями 1960 года, стала барахлить, таким образом, прямо со старта. На бытовом уровне все тоже обстояло неблагополучно, и турки постфактум жаловались на постоянные притеснения, как от соседей, так и от властей, без всякой компенсации и уведомлений отбиравших землю под строительство дорог и казарм, причем только у турков, пресекавших попытки продать недвижимость туркам, за все преступления и грабежи никого не наказали и не намеревались и даже с амвонов проповедовали, “что отобрано через кровь, возврату не подлежит”. Уже с 1961 началась ремобилизация и ЕОКА и ТМТ. 21 декабря 1963 года в Никосии полыхнуло: греческий патруль остановил для проверки тугаментов турецкую пару, собралась огромная толпа в защиту единоверцев, началась пальба, погибло двое турок и полисмен. Обе коммуны немедленно прибегли к насилию против оппонентов. Только благодаря грозным предупреждениям СССР и откровенным угрозам Линдона Джонсона, сообщившего, что в случае конфликта НАТО не намерено автоматически вступаться за Турцию, и не даст согласия на использование техники и военного снаряжения, поставленного альянсом, в акции против Кипра, Инону отменил намеченное вторжение. По официальной версии, погибло 133 грека и 41 пропал без вести, для турок цифры были соответственно 191 и 173; по неофициальным данным убитых примерно 200 и 350. После событий 1963 год масса турок перебралась с традиционных мест обитания в анклавы или в турецкую зону. Фактически, с 194 года турки не участвовали в работе правительства.

В 1967 последовало новое обострение; греческие националисты, ведомые Гривасом, взялись патрулировать турецкие деревни и анклавы, 26 убитых, а в ответ Турция начала концентрировать армию во Фракии и амфибийную группу на юге, вслед за чем предъявила ультиматум – удаление Гриваса с острова, выплата компенсаций пострадавшим от «патрулей», роспуск Национальной гвардии, вывод греческих войск с острова, прекращение преследований турецкой коммуны. В ноябре война наблюдателям казалась почти неизбежной, но в итоге удалось обойтись без крайностей: Греция урезала свой контингент до заявленных в соглашениях 1960 года размеров, Гриваса по требованию турок сместили и удалили с острова, однако Макариос отказался распустить национальную гвардию. Спустя 7 лет он об том очень, наверное, пожалел. Турецкая публицистика обвиняла его в склонности к эносису, поскольку иначе ему бы лучше кооперироваться с нежелающими эносиса турками, однако, судя по его политике, независимость он считал лучшим выходом и политически самым выгодным для себя. Увеличение ВНП вдвое за 1958-67 годы и учетверение ВНП на душу населения в 1967-73, улучшение условий жизни, плюсы системы политического плюрализма и основанной на оном администрации по сравнению с режимом полковников в Греции, угроза турецкого вторжения, от которого надежных средств защиты не было видно, в случае обострения панэллинизма – все это ослабляло позиции любителей эносиса, каковых уже в 1965 насчитывалось только 18%. Политически эносисты тоже не очень преуспевали. В начале 70-х с деятельной помощью греческого “режима полковников” возникла ЕОКА-В в качестве противовеса вменяемого Макариосу предательству идей эносиса, которую до самой своей смерти в январе 1974 года курировал в очередной раз переправленный на Кипр Гривас. С поддержкой пришедшего к власти в Греции хардлайнера генерала Иоаннидиса, который служил на Кипре в 60-х и считал Макариоса опасным типом, склонным к союзу с коммунистами, антикоммунисты на острове стали консолидировать свои позиции, завладев всеми организациями эносистов.

2 июля 1974 Макариос потребовал отзыва 650 греческих офицеров, прикомандированных к кипрской армии, на том основании, что они ведут подрывные действия. Ответом стал переворот, во главе организаторов которого стоял Никос Сэмпсон, известный своими делами в борьбе против британцев, 15 июля. ЕОКА-В начала аресты неблагонадежных, расправа с коммунистами из АКЕЛ и сторонниками Макариоса повлекла около 2000 покойников, Макариос с трудом избежал убийства, и бежал в Пафос, оттуда на базу в Акротири и в Лондон. Эксцессы славной своими ультра-националистическими взглядами ЕОКА в отношении турок и просто сведение счетов под шумок повлекли естественную реакцию. Хотя Сэмпсон официально заявил, что туркам нечего опасаться, сам переворот направлен только на смещение Макариоса и вскоре состоятся выборы, Анкара, имея, по-видимому, в виду репутацию нового лидера как врага турок, немедленно осудила путч, присовокупив, что такие действия греческого правительства, видимо, свидетельствуют о желании аннексировать Кипр в нарушение соглашений 1960 года, и турецкое руководство намерено принять на сей счет меры. Великобритания пробовала дипломатическим путем инсталлировать какое-либо не такое одиозное правительство на Кипре, но твердо высказалась, что договор не дает ей права на военную интервенцию; США не выразили своей позиции точно и внятно, хотя на них турки оглядывались, вспоминая Суэц-56 , и в СБ ООН наложили вето на советское предложение осудить «действия Греции»; прочие союзники по НАТО «призывали к спокойствию», «выражали озабоченность» и т.д. Помимо помощи соплеменникам, каковой мотив обычно в политической жизни сам по себе никогда не играет никакой роли, с точки зрения Турции попытки эносиса при попустительстве Британии означала возможность будущей ирреденты в отношении Фракии и Малой Азии – а греческий Кипр означал постоянную стратегическую угрозу. Действия в соответствии с согласованными еще в 1960 году планами и статьей 4 договора о гарантиях статуса Кипра начались 20 июля. Официально Турция квалифицировала происходящее как «bariş harekâti» (=«миротворческие операции»). В 8:30 19 июля турецкий флот в составе 5 эсминцев и 31 десантного корабля с 3000 десантников на борту отбыл в сторону Кипра, намереваясь прибыть к его берегам следующим утром, и хотя было полно тревожных признаков, таких, как раннее закрытие министерств, информационный блэкаут в прибрежной зоне и наложение ограничений на движение туристов, в Греции на сообщение об этом отреагировали спокойно, предположив, что это обыкновенные учения, и 6-й флот США не получил указания вмешиваться. Происходящее зато вызвало интерес у другого игрока мировой политики: неподалеку от Кирении силам вторжения встретился советский тральщик, который затем постоянно находился поблизости, но вне зоны проведения десанта.
Ночью в разных точках острова были высажены подразделения вдвшников. В 6:30 отправились проводить реконгсцировку фрогмэны, не нашедшие препятствий, и в 8:30 началась крупная высадка, в процессе которой два десантных судна сели на мели, но никакого сопротивления оказано не было. Взятие соседней с местом десанта Кирении на следующий день обошлось туркам всего в 21 убитого, и далее турецкая армия довольно уверенно развивала первый успех, попутно наращивая группировку: к 27 июля на острове пребывало около 30 тыс. турецких солдат, 240 танков, 400 единиц бронетехники при поддержке авиации и флота. К моменту пролоббированного ООН перемирия турки занимали фрагмент территории вдоль 20-километровой дороги Никосия-Кирения примерно до 30 км шириной.

В промежутке между перемирием и началом переговоров (30.7, Женева) турки продолжали усиливать свои позиции. Греки в ходе дискуссии предлагали общий Кипр с федеральной системой, а турки автономию на севере и пять малых по острову, которые должны были охватить в общей сложности 34% территории, 70% промышленности и полезных ископаемых, 80% туристских объектов, 65% возделываемой земли. Спустя часы после неудачного окончания переговоров, 1 августа, турки начали наступление, пользуясь наличием авиации и танков, которым греческие киприоты противопоставить ничего не могли; в рядах защитников царил разброд: участники боев жаловались, что пока они воюют, в Лимассоле народ продолжает ходить на пляж и вести беззаботную жизнь, пеняли на бездействие и США и СССР, на конфликты между социалистами и ЕОКА прямо в ходе боевых действий с турками, так что одни других пристреливали по ходу дела, на слабую подготовку кадров («ну какой толк может быть от солдат, которые 11 лет назад получили двухмесячный курс подготовки?!»), на пассивность, глупость или вообще отсутствие в нужный момент командированных греческих офицеров, вопрошали, почему высадка в Кирении прошла легко и спокойно. На второй день наступления турки заняли 37% территории острова, к северу от «линии Аттилы», почти точно повторявшей границу, предложенную в 1965 году для разделения коммун, пролегавшей от бухты Морфу до Фамагусты\Газимагусты. На следующий день военных действий руководитель кипрских греков Клеридес принял турецкое предложение, заключавшееся в разделе территории по линии Лефка – Фамагуста. Предполагалось, что две коммуны станут составляющими федерации, но ничего похожего не произошло.

В ходе конфликта погибло до 4500 греков-киприотов и 300 турецких военнослужащих (из них 50 на судне, потопленном по ошибке своим же самолетом). Раздел Кипра сделал треть населения острова (200 из 600 тыс.) беженцами, но обе стороны отрицали какие-либо эксцессы со своей стороны и пеняли на бесчинства оппонентов. При разделе 50 тыс. турков перебралось на север и порядка 180 тыс. граждан вынуждены были переехать из турецкой зоны на юг, в их выдворении заметную роль сыграли турецкие экстремисты из «серых волков». Всего с места сдвинулось 29% греков острова и 44% турок. Любопытно, что в турецкую часть острова попало 80% туриндустрии, а ныне обслуживающая потребности туристов греческая часть никогда не считалась в этом плане перспективной. Тем не менее греческая половина острова экономически выглядит более преуспевающей: в 1981 году греческая половина имела $4400 на душу населения, а турецкая $1100, в 1991 соотношение было 12000 и 4000.

  1. История и контекст конфликта.

Кипр (остров Афродиты), небольшой остров в Средиземноморье, который был заселен греками еще несколько тысяч лет назад. В 14 веке Османская империя установила свою власть над островом. И проводила политику укрепления турецкой составляющей, переселяя турков на Кипр. На протяжении 4 веков Кипр находился под властью Турции.

Но уже к 1879 Турция начала терять свое влияние и остров захватила Великобритания.

В 1925 году Кипр был официально признан колонией Британии и Турция в ходе подписания Лозаннского договора отказалась от своих притязаний на этот остров. Собственно конфликт начал зарождаться во второй половине 50-х годов, в начале 60-х после обретения Кипром независимости. Тогда греческое большинство начало осуществлять в отношении турецкого меньшинства то, что ныне принято называть «мягким геноцидом». Их попросту пытались «выдавить» с острова.

15 июля 1974 года при поддержке правившей в Греции военной хунты (черные подполковники), на острове был осуществлен государственный переворот. От власти был отстранен правящий президент, Архиепископ Макариос, и к власти пришел представитель подпольной организации ЭОКА – Никос Сампсон. Который выступал за энозис (присоединение острова к Греции). Турция сразу почувствовала, что дело идет к присоединению, и на основании договора о гарантиях независимости 1960 года, ввела свой 40 тысячный военный контингент на Северную часть острова. Согласно этому договору гарантами независимости Кипра выступали Греция, Турция, и Великобритания, и каждая из этих стран имела право вводить свои войска для защит национальных меньшинств. Военные действия Турции привели к расколу острова.

На сегодняшний день существует Республика Кипр (60 % территории и 770 тысяч населения) и Турецкая Республика Северного Кипра (38% территории – 300 тысяч населения), которая была самопровозглашена в 1983 году.

Республика Кипр признана всеми странами мира, за исключением Турции. А ТРСК (Турецкая Республика Северного Кипра) признана Турцией, Автономной областью Азербайджана Нахичевань и Абхазией.

Остров, на сегодняшний день, разделяет так называемая «Зеленая линия» охраняемая миротворческим контингентом.



Отличительной особенностью этого конфликта является то, что в 1974 году возник вооруженный конфликт, продлившийся 34 дня, но с того времени, он протекает в латентной форме, без возникновения вооруженных столкновений.

С момента начала конфликта, принималось множество попыток его решения, но ни одна их не увенчалась успехом. Так как у обеих сторон были разное понимание того, каким должно быть государство. Прежде всего, разногласия возникали в вопросе организационной структуры государства в отношениях: большинство-меньшинство. А так же возникал вопрос статуса проживающих там этносов. То есть, Турки стремились повысить свой этнический статус и обосновать свое право проживания на данной территории. Конфликт во многом обусловлен социально-экономическими условиями. Это объясняется тем, что у двух общин различный уровень жизни, связанный с тем, что греческая часть территории наиболее развита в экономическом плане. А так же, он обуславливается культурно-языковыми, историческими и религиозными причинами. Греки и Турки принадлежат к разным цивилизационным моделям, и в связи с этим, двум народам с разными языками, культурами и вероисповеданием сложно уживаться на одной территории.

Данный конфликт является одним из самых затяжных конфликтов. В решении данного государства принимали участие не только стороны вовлеченные непосредственно, но и международные организации. В первую очередь – ООН.

В данный момент, решения конфликта, является одной из основных задач, прежде всего Турции, что связано с возможностью вступления данного государства в ЕС.

  1. Стороны конфликта.

А.Первичные: Греки-киприоты и Турки-киприоты.

Б.Вторичные: Греция, Турция, Великобритания - стороны, имеющие косвенные интересы в результате разрешения.

С.Третичные: Организация Объединенных наций (урегулирования конфликта, выполнение основной функции организации), Европейский Союз (Турция заинтересована во вступлении в ЕС, где основным условием является разрешение данного конфликта).

Данный конфликт относится к ассиметричному, исходя из отношения власти и национального меньшинства. те, которые заинтересованы в успешном разрешении конфликта.

  1. Предметы разногласия.

Предметы могут быть определены или сгруппированы в соответствии с порождающим их фактором:
А.Основанные на фактах:несогласие по поводу распределения властных полномочий и территории в соотношении большинство (Греки-Киприоты) – меньшинство (Турки-Киприоты). Греки-киприоты занимают ведущие положение на острове, а Турки-киприоты претендуют на расширение полномочий, и захват больших массивов территории.

Б.Основанные на ценностях: прежде всего религиозные разногласия, так как Греки-киприоты относят себя к православию,а Турки-киприоты – мусульмане. Так же, данные разногласия усугубляются принадлежностью к разным культурам и разнятся традициями.


В.Основанные на интересах: Турки-киприоты имеют притязание на расширение власти, привилегий, получение больших экономических выгод (в связи с выгодным положением острова), уважения со стороны большинства. А так же, разница в экономическом положении Север-Юг, где Север более беден, побуждают развитие конфликта, и выдвижение претензий со стороны Турков.



П.С. Эльвина и Оля